Черты сходства и различия человека и млекопитающих. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающие, в. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней

«Млекопитающие 7 класс» - Ушан обыкновенный. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Тема урока: Класс Млекопитающие или Звери. Занесена в Красную книгу Белгородской области. Ночницы – древняя, морфологически примитивная группа животных. Признаки отряда однопроходных. Зрение развито плохо, но в темноте ориентируются прекрасно с помощью ультразвуков.

«Группы млекопитающих» - Какими общими чертами обладают водные млекопитающие? Подтвердите примерами. 1. Типично-наземные млекопитающие: Имеют короткое тело, слабые ноги. Класс Млекопитающие. Распределите животных на группы. Что характерно для роющих зверей? Конечности, которые превратились в плавники. Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.

«Виды млекопитающих» - Ластоногие, как и китообразные, водные (преимущественно морские и океанические) млекопитающие. Рукокрылые. Сумчатые более сложно организованные животные, чем однопроходные. Нижняя поверхность тела и лап, а также морда покрыты редкими волосами. Длина тела 30-80 см, хвоста 35-90 см, масса от 4,5 до 27 кг.

«Класс Млекопитающие или Звери» - Хищные. По способу питания. Особое место в нем отведено животным. Растительноядные. Биоэкологическая характеристика класса млекопитающих. Мелкие млекопитающие- постоянные обитатели живого уголка. Млекопитающие- теплокровные животные. По среде обитания. По внешнему виду. Летающие. Животный мир используется также в научных, культурно- просветительских и эстетических целях.

«Класс Млекопитающие» - Питаются растительным кормом. Парнокопытные и непарнокопытные. Китообразные. Общая характеристика млекопитающих. Парнокопытные. Приматы(князья). Резцы и коренные. Зайцеобразные. Касатка в воде развивает скорость до 65 км/ч. Ластоногие. Насекомоядные и рукокрылые. Гепард может развивать скорость до 120 км/ч.

«Урок Млекопитающие» - Биология. Благодаря разнообразию приспособлений млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире. Поросята кабана, например, полосатые, новорожденные оленята пятнистые. Биологические задачи: 1.Постановка цели урока. И внешнее строение. 2.Организационный момент. Ход урока: В воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах.

Как часто люди бездумно повторяют: «Ну ты и животное!» А на самом деле, это так или нет? Выявлено ли сходство людей и животных? Давайте попробуем всесторонне рассмотреть этот вопрос и разобраться в фактах.

Сходство на клеточном уровне

Ученые давно собирают доказательства того, что человек и животные имеют единое происхождение. Основным доказательством родства считается сходство всех живых существ на клеточном уровне. Начнем с того, что все организмы в принципе построены из клеток.

По сути, каждая из них состоит из одних и тех же элементов и имеет одинаковые белки и нуклеиновые кислоты.

Признаки сходства человека и животных особенно сильно бросаются в глаза при рассмотрении видов, наиболее высоко поднявшихся по эволюционной лестнице. Так, например, обнаружено огромное сходство в составе ДНК человека и приматов. С макакой совпадение составило 66%, а вот с шимпанзе - 92%.

Однако столь высокий процент совпадения в ДНК на деле не делает человека и шимпанзе полностью идентичными. У примата на две хромосомы больше. А еще человек, в отличие от шимпанзе, имеет намного меньше генетических вариаций.

Сходство и различие в строении

Сходство людей и животных прослеживается уже на уровне строения тканей. Органы в основном состоят из многих ее слоев, имеющих анатомическую связь. Homo sapiens и представители фауны имеют аналогичные органы, а на высокой ступени эволюции - и аналогичные части тела. Кроме того, у них существует физиологическая связь между тканями органов, отвечающая за общую функциональность организма.

Хорошо прослеживаются сходства скелета человека и животного. У млекопитающих и людей он имеет одинаковые отделы - состоит из головы, корпуса, верхних и нижних конечностей.

Особенно это заметно при сравнении с обезьяной. Кисть руки у обоих способна свободно сжиматься и разжиматься. Есть идентичность и в противопоставлении большого пальца - он как бы в стороне от четырех остальных. К очевидному сходству кисти можно отнести наличие ногтей.

Рассматривая строение скелета человека и животного на примере примата, отмечают аналогичность плечевого пояса и сильное развитие ключиц, позволяющее выполнять сложные движения руками.

Продолжая исследование, ученые рассмотрели череп человека и примата. Здесь тоже присутствуют общие черты. Речь идет о размерах и расположении глаз.

Сходства и различия между человеком и животным проявляются в наличии могут служить аппендикс, эпикантус (третье веко) и копчик. У животных эти органы имеют вполне определенные функции, а человеку они фактически не нужны. Но их присутствие роднит homo sapiens с представителями животного мира.

Очень важным отличием считается прямохождение. Мускулатура ног человека сильно развита, а его позвоночник имеет несколько изгибов, что делает возможной вертикальную постановку туловища при ходьбе. Внутренние же органы поддерживаются благодаря особому положению таза, а стопа имеет свод, облегчающий ходьбу.

Шимпанзе тоже часто встает на ноги и двигается вертикально. Однако для этих животных предпочтительнее передвижение на 4-х лапах. При попытке сделать это на двух ногах корпус животного наклонен вперед, а таз не поддерживает внутренние органы.

Определяя сходства и стоит отметить, что у приматов строение стопы устроено иначе. Кроме высокого свода человек имеет расположенные впереди 5 пальцев, тогда как у шимпанзе большой палец ноги оттопырен. Это дает возможность животному держаться пальцами ног, хорошо лазить по деревьям и передвигаться по диагонали.

Сходство людей и животных - размер и развитие мозга

Мозг человека и животного имеет не только разный объем, но и разную структуру организации. Площадь его поверхности у homo sapiens больше, чем, например, у шимпанзе. Соответственно, у людей наблюдается большее количество извилин, а значит, что и связи между отделами мозга выше.

Лобная доля в человеческом мозге имеет больший объем, чем у примата, а это позволяет первым иметь абстрактное мышление и логику.

Внутриутробное развитие

Здесь можно проследить явное сходство людей и животных. Оба этих субъекта начинают развитие из оплодотворенного яйца. Быстрое деление клеток образует органы и ткани, а внешний вид человеческого эмбриона очень похож на зародыши других животных. Например, зародыш имеет зачатки жаберных щелей (наследие рыб). У него присутствует клоака (наследие яйцекладущих). Долгое время заметен хвостовой отдел.

Даже мозг человеческого зародыша проходит несколько стадий развития. Изначально он состоит из нескольких пузырей, чем сильно напоминает В процессе развития большие полушария увеличиваются, а на их коре появляются извилины.

Язык, речь

Фактически все животные имеют понятный внутри вида язык. И только человек имеет хорошо развитую речь. Для представителей фауны характерно общение при помощи жестов. В человеческом общении они также играют большую роль - помогают воспринимать речевую информацию, но не заменяют ее полностью.

Устное общение животных в основном состоит из криков, характерных звуков, шипения и вокала. Голосовые связки человека устроены гораздо сложней, что позволяет воспроизводить большее количество звуков, а развитие мозга дает возможность складывать их в связную речь.

Благодаря владению речью, homo sapiens имеет развитые язык и губы и выступающий подбородок. Большая часть его губных мышц закреплена на нижней челюсти под подбородком. Самое близкое по развитию к человеку животное - шимпанзе - обладает покатым подбородком, поскольку большинства губных мышц у него просто нет.

Мимика

Люди имеют явное сходство в выражении эмоций и мимике с приматами. Мимика и жесты для представителя фауны - большая часть общения. Для человека более существенна речь, но эмоции тоже играют большую роль.

Существует различие в выражении радости у животного и у человека, который улыбаясь показывает зубы. Для животного же это служит выражением агрессии и демонстрации силы.

Социализация

Немаловажную роль в определении сходства и отличия человека от животных играет социализация. Многие животные обитают стаями и общинами. Если наблюдать за семьей обезьян, то можно увидеть, что они ухаживают друг за другом, проявляют нежность и играют между собой или с потомством. Для шимпанзе, например, характерны проявления дружбы, они ухаживают за шерстью друзей и проводят вместе много времени.

Человек тратит на общение тоже очень много времени, но общается больше вербально, чем прикосновениями.

Приматы создают социальные группы, в которые могут входить до 50-ти близких друзей. Людям свойственно иметь более обширный круг знакомств. В его группу может входить до 200 знакомых. Эти цифры отражают соответствие размеров мозга у сравниваемых.

Труд и орудия труда

Занимаются почти все животные. Однако только человек может создавать сложные орудия труда и планировать свои действия. Кроме того, он способен быстро менять планы в зависимости от обстоятельств.

Для животных же доступны только простые орудия. Обезьяна, например, способна воспользоваться палкой или камнем.

Кроме того человек разделяет свою деятельность по возрастам и половой принадлежности. Самцы и самки животных так же могут выполнять разные задачи, но чаще всего срабатывает право сильного.

Использование огня

Ученые уверены, что развитие человека сильно подстегнуло получение и использование огня. Именно этот фактор позволил homo sapiens выделиться из естественной природной среды. Огонь позволил обрабатывать пищу и не зависеть от ухудшения климата. Человек начал активно заниматься земледелием, поскольку научился сохранять урожай. Кроме того, увеличилось общее количество населения Земли.

Для животных этот навык остается недоступным. Они видят в огне угрозу и воспринимают его как врага.

Религия

Развившись и получив множество полезных навыков, человек не захотел больше считать себя представителем мира животных. Гораздо приятнее было придумывать высшие силы и верить в происхождение от них. Робкие реплики ученых о и животных начали пресекаться. Но факты неумолимы - мы можем их подтасовать или проигнорировать, но изменить не можем.

Теперь вы знаете, в чем проявляется сходство человека и животных, также знаете и о различиях между ними. В эволюции заключена великая сила, позволившая нам стать разумными. Главное, используйте свой разум во благо.

Исследуя черты сходства и различия человека и животных, можно сделать вывод: homo sapiens имеет огромное количество факторов, которые отличают его от представителей фауны, но в то же время схожесть (особенно с приматами) дает четкую картину, что природа на первоначальном этапе эволюции вложила в них идентичные задатки.

Млекопитающие – это один из классов позвоночных животных, наряду с рыбами, земноводными, и птицами. Они выкармливают детенышей молоком, имеют постоянную температуру тела, их тело обычно покрыто волосами. Зародыш большинства млекопитающих развивается в утробе матери при постоянной влажности, температуре, поступлении питательных веществ и кислорода через материнский организм (откладывают яйца только яйцекладущие млекопитающие, или первозвери – например, ехидна, утконос).

По сравнению с другими животными, головной мозг млекопитающих достиг лучшего развития, благодаря чему у них образуются новые, сложные условные рефлексы и они относительно легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. К настоящему времени известно около 4000 различных видов млекопитающих.

Почему человека относят к классу Млекопитающие

Как и для всех представителей млекопитающих, для человека характерны такие признаки внешнего и внутреннего строения, как: волосяной покров, четырехкамерное сердце, два круга кровообращения ( не смешивается с венозной). Альвеолярное строение легких значительно увеличивает их дыхательную поверхность и способствует интенсивному газообмену с окружающей средой.

Для большинства млекопитающих характерно живорождение. Эта биологическая черта наблюдается и у человека. Зародыш человека, как и почти у всех млекопитающих, сообщается с материнским организмом через плаценту, а новорожденный детеныш питается молоком матери, которое вырабатывается у нее в молочных железах (у яйцекладущих млекопитающих нет молочных желез: молоко вместе с потом выделяется наружу, а детеныши слизывают его с поверхности тела).

Молочные и постоянные зубы прорезываются у большинства млекопитающих в определенной последовательности и в установленные сроки. То же самое происходит и у человека. Головной мозг в центральной нервной системе, а особенно кора больших (эволюционно это самый молодой отдел мозга), достигает значительного развития.

Какие признаки строения отличают человека от других животных

Человек имеет много общих черт и с другими таксонами животных – например, с приматами, к которым относятся, помимо Homo sapiens, также и обезьяны. Но в то же время есть и существенные . Так, переход к прямохождению привел к принципиальным изменениям в скелете, мышцах, . Мозг человека занимает большую часть массы от всей массы тела, чем у других приматов. Нижняя челюсть и мускулатура языка приспособлены к речевой деятельности, позвоночник имеет четыре изгиба. Стопа приобрела сводчатую форму, а пальцы на руках стали более подвижными и ловкими.

Совет 2: Самое маленькое млекопитающее на Земле - землеройка

Самым маленьким млекопитающим на Земле официально признана этрусская землеройка (карликовая белозубка). Эта землеройка - настоящая малютка среди насекомоядных млекопитающих! Ее вес составляет 1,5 грамма, а длина – 3 сантиметра. Стоит описать эту кроху более подробно.

Инструкция

Тело у карликовой белозубки стройное и подвижное. Как уже было сказано, длина этой крохи вместе с головой, оканчивающейся длинным и подвижным хоботком, составляет от 3-х до 4-х сантиметров. Масса тела этрусской землеройки варьируется в пределах от 1,2 до 1,5 граммов. Мех у этого создания очень мягкий и блестящий. Цвет шерсти – от серого до коричневого. В зимнее время мех становится более мягким и длинным.

Этрусская землеройка двигается очень быстро и шустро. Она обладает и крайне высоким уровнем обмена веществ (метаболизма). Это заставляет ее поедать большое количество пищи, которое превышает собственный вес в два раза. Эта кроха – настоящая охотница на молодых лягушек, ящериц и, конечно же, насекомых. Ученые проследили за жизнью карликовой землеройки и пришли к выводу, что питаться ей приходится около 25 раз за день!

Физиологические характеристики самого маленького млекопитающего в мире следующие: температура тела этрусской землеройки составляет 37оС, а сердце бьется до 1511 ударов в минуту (25 ударов в секунду!). Когда малютка впадает во временное оцепенение, то температура ее тела опускается до 12оС. Временное оцепенение является необходимой частью жизни карликовой землеройки и возникает в определенные периоды ее жизни: холодное время года, нехватка пищи. Выход из этого состояния сопровождается повышенным сердцебиением: в это время сердечные сокращения увеличиваются со 100 до 1200 в минуту.

Самки карликовых белозубок – это самые настоящие заботливые матери. Они водят своих детенышей за собой цепочкой. Вот как это происходит: первый детеныш цепляется за мамин хвост, второй – за хвост своего брата или сестры и т.д. Получается неразрывная цепь, движущаяся по дороге. На первый взгляд можно не понять, что это за «веревка» движется, но при детальном рассмотрении становится ясно, что это – выводок самых маленьких млекопитающих на Земле.

К сожалению, карликовая землеройка находится на грани полного исчезновения в некоторых странах. Причиной этому становятся довольно резкие климатические изменения, к которым этрусские крохи очень чувствительны. Кроме того, уменьшение численности карликовых белозубок происходит и по причине разрушения их жилищ в результате тех или иных сельскохозяйственных работ. Этрусская землеройка приносит большую пользу человеку: она уничтожает насекомых-вредителей в огородах, садах и полях.

Этрусские землеройки обитают в Северной Америке, в Южной Европе, в ряде азиатских стран, в Закавказье, а также в Подмосковье, на Урале, в Приморском крае и в Прибайкалье.

Млекопитающие являются наиболее развитыми среди позвоночных животных. Их отличительной чертой является вскармливание детенышей молоком. Одна из важнейших особенностей класса млекопитающих - развитие высшей нервной деятельности.

Инструкция

У млекопитающих есть ряд важных приспособлений, которые обеспечили быстрый прогресс этой группы животных. Развитие у них внутриутробное, в течение него детеныш получает питательные вещества через плаценту, только яйцекладущие млекопитающие откладывают яйца.

Для млекопитающих характерна достаточно высокая температура тела (около 38оС), рождение живых детенышей, которых потом вскармливают молоком, а также развитие органов чувств и коры больших полушарий головного мозга.

У млекопитающих более плотный и толстый кожный покров, чем у птиц, а большая часть тела покрыта волосами, которые играют важную роль в терморегуляции. Кожные кровеносные сосуды также имеют существенное терморегуляционное значение, при расширении их просветов резко возрастает .

Особенностью скелета является наличие плоских позвонков, между которыми находятся хрящевые диски. Череп соединяется с позвоночником при помощи двух отростков - затылочных мыщелков. В шейном отделе млекопитающих, вне зависимости от его длины, как правило, 7 позвонков, исключение составляют ламантины и некоторые виды ленивцев.

Для млекопитающих характерно разнообразие кожных желез. Протоки сальных желез открываются в волосяную сумку, их секрет смазывает поверхность эпидермиса и волосы, предохраняет их от смачивания. Потовые железы млекопитающих в основном выделяют воду, в которой растворены соли и мочевина. Выделения потовых и сальных желез придают животным специфичный запах, который используется для полового и индивидуального узнавания.

У млекопитающих очень хорошо развиты органы чувств, причем их обоняние гораздо эффективнее, чем у других позвоночных. У большинства млекопитающих есть наружное ухо, по широте диапазона издаваемых и воспринимаемых звуков млекопитающие превосходят птиц, они используют как сверхзвуковые частоты (летучие мыши), так низкой частоты (киты).

Молочные железы млекопитающих представляют собой видоизмененные потовые, у плацентарных и сумчатых они гроздевидные, а их протоки открываются на сосках. Расположение сосков и желез может отличаться, например, у обезьян и летучих мышей они расположены на груди, у копытных - в паховой области. Число сосков связано с плодовитостью вида.

Мозг млекопитающих отличается большими размерами и сложным строением полушарий переднего мозга. Хорошо развита серая кора полушарий, где расположены центры высшей нервной деятельности, с этим связаны сложные формы приспособительного поведения.

Видео по теме

Согласно научной классификации, человек – один из видов животных. В школе на уроках биологии детям рассказывают, что люди относятся к одному из пяти биологических царств (то есть к царству животных), а далее идет уже более детальная классификация: тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд – приматы, семейство – гоминиды, род – люди, ну и, собственно, вид – человек разумный (Homo sapiens). Однако человек – это совершенно уникальное существо, которые очень сильно отличается от всех других животных.

Инструкция

Прежде всего, только человек умеет говорить. Ученые, сравнивая людей с их ближайшими «родственниками» – шимпанзе, выяснили, что гортань у человека расположена гораздо ниже, чем у обезьяны, и, кроме того, у людей есть подъязычная кость, благодаря которой они могут произносить членораздельные звуки. По оценкам ученых, говорить люди научились около 350 тысяч лет назад. Конечно, животные между собой тоже общаются, но их способы коммуникации сильно отличаются от того, что умеем мы, люди.

Тема: Доказательства сходства человека с млекопитающими.

Форма: Фронтальная с элементами индивидуальной.

Цель: показать родство человека с млекопитающими животными на основе сравнения.

Задачи: объяснить качественное отличие человека от животных; подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; развивать способность критически рассматривать факты.

Оборудование: проектор.

ХОД УРОКА

I. Вступление

Приступая к изучению чрезвычайно интересного раздела «Происхождение человека», хочу предложить вам сравнительную оценку времени, в течение которого человек живет на Земле, и продолжительность некоторых важных периодов в истории Земли. Если принять возраст нашей планеты равным одному году, то в таком календаре один день составит 12,3 млн лет, а один час – 525 тыс. лет. Тогда история Земли и человечества может быть представлена в виде следующей таблицы.

Образование Земли (возраст вселенной – немногим более трех лет)

Появление первых бактерий

Время расцвета динозавров

Появление предка обезьяны и человека

Появление Люси и ее собратьев-австралопитеков

Появление первых людей - питекантропов

Появление неандертальцев

Возникновение христианства

По этой шкале – человек появился меньше чем за 6 ч до наступления Нового года, а средняя продолжительность жизни человека в наше время – полсекунды. Как говорил персидский философ и поэт О. Хайям:

Я пришел – не прибавилась небу краса,

Я ушел – так же будут цвести небеса...

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

Запишите тему урока в тетрадь – «Сходство человека с млекопитающими».

II. Изучение нового материала

План лекции

1. Особенности человеческого организма – презентация учителя.

2. Доказательства родства с животными – доклады обучающихся.

а) череп, челюсти, зубы, кожа;

б) зрение;

г) прямохождение

д) Атавизмы и рудименты

3.Недостатки человеческого организма.

4. Сходство и различия человека и млекопитающих животных – самостоятельная работа, заполнение модулей, тест.

Особенности человеческого организма:

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т. е. из углерода, водорода , кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря ему человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

(Учитель поясняет презентацию, обучающиеся записываю главное в тетрадьмин.

Рассмотрим некоторые черты более подробно:

2.Доклады обучающихся – «Сходство человека с млекопитающими»:

1.Прямохождение. Ходьба на двух ногах.

Вес тела переносится с пятки через наружный край ступни на подушечки и большой палец. Нога и ступня действуют подобно рычагу: а – нагрузка передается через большеберцовую кость; б – точка опоры приходится на пальцы; в – усилие создается ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении икроножной мышцы поднимает пятку

2. Бинокулярное (стереоскопическое) зрение. Оба глаза могут быть сфокусированы на объектах, расположенных в различных направлениях и удаленных на разные расстояния:

а – близко; б – слева; в – справа; г – далеко

3. Зубы, кожа, челюсти.

Наши череп, челюсти и зубы имеют разное и сложное происхождение.

Образование зубов из выростов плакоидной чешуи.

Наша кожа водонепроницаема, как и у рептилий, но от роговой чешуи, которой были покрыты тела пресмыкающихся, у нас остались только ногти – уплощенные щитки на пальцах рук и ног, развившиеся из когтей. Способствующие цепкости папиллярные линии на пальцах рук и ног остались у нас от жестких подушечек, помогавших нашим предкам ходить и лазать.

Головной мозг, в качестве координирующего центра, появился уже у таких примитивных животных, как плоские черви, а у ранних рыб мозг, как и у нас, состоял из трех основных частей: задней, средней, передней. У млекопитающих мозг становится значительно более крупным и сложным. Функция координации деятельности органов чувств передалась в переднюю часть, из которой развился крупный, обладающий многочисленными извилинами отдел головного мозга, управляющий процессами запоминания и обучения. Огромные большие полушария головного мозга человека – местопребывание разума – превосходят своими размерами остальные части мозга и обусловили изменения строения черепа.

5.Рудименты и атавизмы – 10 мин.

3.Недостатки человеческого организма - организм человека приспособлен к его образу жизни, сложившемуся в процессе эволюции. Всякое приспособление сопровождается улучшением одних функций организма и ослаблением других. В результате организм современного человека имеет несколько «слабых мест», или изъянов. Большинство из них связано с вертикальным положением скелета.

Зубы. Слишком тесное расположение зубов является следствием уменьшения размеров челюстей, которое произошло в процессе эволюции сравнительно недавно.

Выпадение диска. Заболевания нижней части позвоночника обычно являются следствием дегенеративных возрастных изменений, связанных с передачей нагрузки через позвоночник на две, а не на четыре конечности, как это было у наших древних млекопитающих предков.

Выпадение межпозвоночного диска. Выпадение хрящевого диска, являющегося буфером между двумя спинными позвонками, приводит к увеличению механической нагрузки на спинномозговой нерв (сопровождается болями) и уменьшает подвижность позвоночника.

Аппендикс. Аппендицит – заболевание, связанное с инфекционным заражением и воспалением аппендикса – рудиментарного червеобразного отростка слепой кишки.

Грыжа – выпячивание, например, участка кишок из брюшной полости под кожу через естественные или искусственно образовавшиеся в этой полости отверстия.

Варикозное расширение вен – заболевание, выражающееся в потере венами эластичности, вследствие чего они растягиваются и даже расширяются, образуя «узлы». Это приводит к

Плоскостопие. Ослабление свода стопы широко распространено и связано с тем, что вес человеческого тела распределяется только между ступнями ног – 5 мин.

4.Обучающимся выдаются бланки, которые необходимо заполнить:

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян:

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите черты, общие для человека и млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Назовите изъяны человеческого тела?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

1.По какому принципу человека относят к классу млекопитающих?

А. Наличие хорды у эмбриона

Б. Бинокулярное зрение

В. Отсутствие хвоста

Г. Наличие диафрагмы

2.Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также образования общества – это…

А. Онтогенез

Б. Филогенез

В. Антропогенез

Г. Микроэволюция

3.Отличие человека от млекопитающих животных проявляется:

А. В наличии молочных желёз

Б. В наличии хорды у эмбрионов

В. В том, что клетки не имеют оболочек

Г. В наличии абстрактного мышления

4.Одно из доказательств родства человека и животных:

А. Наличие волос

Б. Наличие аппендикса у человека

В. Прямохождение

Г. Наличие четырёхкамерного сердца у человека

5.Что изучает палеонтология:

А. Общность и различии в строении

Б. Зародышевое развитие

В. Ископаемые останки

Г. Распределение организмов на Земле – 5 мин.

III. Заключение «Итог урока»:

Вместе со всем классом обсуждается вопрос: «У кого есть сомнения в нашем происхождении от животных?» - 3 мин.

Домашние задание - параграф 69, таблица «Сходство человека с млекопитающими».

Оценки за урок - докладчикам, и работавшим на уроке выставляются оценки, оценки также выставляются за самостоятельные работы – 2 мин.

Учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

1) Движущие силы эволюции.

· Естественный отбор . Выживают более сильные и устойчивые к климатическим условиям и к дальнейшему развитию живые организмы.

· Наследственность . Способность организмов передавать свои признаки и свойства в неизменном виде дочерним организмам.

· Изменчивость . Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

· Борьба за существование . Совокупность многообразных взаимоотношений между живыми организмами и внешней средой.

2)предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

· Общественно-экономические. Возникновение предпосылок впоследствии промышленного, экономического и сельскохозяйственного развитий.

· Научные.

1) Чарльз Лайель . Геолог, в своих работах показал, что поверхность Земли изменяется непрерывно и под действием обычных повседневных факторов – колебаний температуры, ветра, дождя, прибоя, жизнедеятельности живых организмов. Его теория оказала большое влияние на мировоззрения Дарвина.

2) Теодор Шванн. Высказал клеточную теорию, которая показала, что в основе строения всех живы организмов лежит клетка.

3) Карл Бэр. Русский ученый, показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки и что на рани стадиях развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам.

3)сущность эволюционного учения Ч.Дарвина. Каково его влияние на развитие биологической науки.

· Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы

· Возникнув естественным путем, органические формы постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями

· В основе преобразования видов в природе лежат изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор, который осуществляется через сложные взаимоотношения организмов как друг с другом, так и с факторами неживой природы

· Результатами эволюции являются приспособленность организмов к условиям обитания и многообразие видов в природе

На основе дарвинизма перестраивались все отрасли биологической науки.

1)основные черты сходства и отличия человека и млекопитающих животных.

Человек, как биологический вид, занимает определенное систематическое положение в животном мире. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид человек разумный.



2)доказательства происхождения человека от животных.

3) значение в эволюции человека прямохождения и трудовой деятельности.

Человек ходит на двух ногах, его тело приспособлено к прямохождению. Это помогло освободить руки для трудовой деятельности. Руки были способны к выполнению многих функций: хватания, удерживания, бросания предметов. Труд начинается с изготовлений орудий труда. Трудовая деятельность, в свою очередь связана с умственной деятельностью. Развитие ума приводит к возникновению речи. У человека появляется вторая сигнальная система.