Составление выборочного изложения на предложенную тему. Алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах приложения

Я подивился, конечно, на эту птаху и на ее веселое занятие и начал прорываться к воде, где, как я знал, должны были уже зацвесть ирисы.

Дело в том, что к нам приехала после экзаменов в московской школе городская девочка Маша, любительница растений, и я решил набрать ей в подарок букет из ирисов и других хороших цветов. Но так как плохих цветов вообще нет, то мне выпала довольно трудная задача – что выбрать. В конце концов я решил взять по одному цветку и одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные росистые и пахучие валы.

Я осмотрелся. По берегам уже зацвела желтоватыми непрочными кистями таволга. Цветы ее пахли мимозой. Донести их до дому, особенно в ветреную погоду, было почти невозможно. Но я все же срезал ветку таволги и спрятал ее под кустом, чтобы она не облетела раньше времени.

Потом я срезал широкие, как сабли, листья аира. От них исходил сильный и пряный запах. Я вспомнил, что на Украине хозяйки по большим праздникам устилают полы аиром, и стойкий запах его держится в хатах почти до зимы.

Стрелолист уже дал первые плоды – зеленые шишки, покрытые со всех сторон мягкими иглами. Я сорвал и его.

С трудом я зацепил сухой веткой и осторожно вытащил из воды белые пловучие цветы водокраса с красноватой сердцевиной. Лепестки его были не толще папиросной бумаги и тотчас обвяли. Пришлось его выбросить. Тогда я той же веткой подтащил к берегу цветущую водяную гречиху. Розовые ее метелки стояли над водой круглыми маленькими рощами.

До белых лилий я никак не мог дотянуться. Раздеваться же и лезть в озеро мне не хотелось, – илистое его дно засасывало выше колен. Вместо лилий я сорвал береговой цветок с грубым названием сусак. Его цветы были похожи на вывернутые ветром маленькие зонтики.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А еще дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем, цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света. И серебряный рейсовый самолет, идущий на большой высоте, сверкает над этой ночью, как медленно летящая звезда, потому что там, на той высоте, где пролегает его путь, уже светит солнце.

Когда я вернулся домой, исцарапанный шиповником и весь в ожогах от крапивы, Маша прибивала к калитке листок бумаги. На нем было вырисовано печатными буквами:

Много пыли на дороге,

Много грязи на пути, –

Вытирай почище ноги,

Если хочешь в дом войти.

– Ara! – сказал я. – Ты, значит, была в аптеке и видела там такую же записку на дверях?

– Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть! Да, я была в аптеке. И еще я видела там прямо замечательного человека.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
Нагретый воздух над цветами «млел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.
А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось,будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.
Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами - нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

На обложке - "Сафари парк", Липецкая область.

Описание - "Рассказы о природе К. Г. Паустовского", сезоны года.рф

Ответьте устно на вопросыДля чего мы учимся писать изложение?
(Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться
красивой и грамотной русской речи)
Какие разновидности изложений по способу передачи содержания вы
знаете?
(Сжатое, подробное, выборочное).
Как называется изложение, близкое к тексту?
(Подробное изложение)
Как называется изложение, где передается только главная
информация, детали и подробности опускаются?
(Сжатое изложение)
Мы сегодня с Вами будем заниматься изложением, в котором
воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с
определенной темой.
Сформулируйте тему урока.
Подготовка к написанию выборочного изложения.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению?

Этапы работы над изложением:
послушать или прочитать текст
понять тему и идею текста
анализ структуры текста (абзацное членение,
определение микротем)
составить план текста (запись микротем)
проанализировать языковые особенности текста
предупредить ошибки
написать черновик, затем его отредактировать
самым аккуратным почерком переписать текст

Цель урока

более подробное знакомство с
особенностями и значением
выборочного изложения,
составление выборочного
изложения на предложенную
тему.

Напоминание

При выборочном изложении пересказывается
не весь текст, а только какая-то его часть,
связанная с определенной подтемой
(микротемой).
В тексте материал, относящийся к заданной
теме, может быть расположен в одном месте
(сосредоточен), но может быть и «разбросан»
(рассредоточен). В этом случае нужно
предварительно выбрать необходимый
материал.

Зачем нужно уметь писать выборочные изложения?

В речевой практике вам часто придётся
пользоваться выборочным пересказом,
отбирать и излагать материал только на
нужную для определённого случая тему.
Значит, необходимо уметь выборочно
излагать прочитанное или прослушанное.

Практическая работа 1 Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения

У воды большими куртинами
выглядывали из зарослей мяты
невинные голубые незабудки. А
дальше, за свисающими петлями
ежевики, цвела по откосу дикая
рябина с тугими желтыми
соцветиями. Высокий красный клевер
перемешивался с мышиным
горошком и подмаренником, а над
всем тесно столпившимся
содружеством цветов подымался
исполинский чертополох. Он крепко
стоял по пояс в траве и был похож на
рыцаря в латах со стальными

(К.Э.Паустовский).
Какова основная мысль исходного
текста?
К какому типу текстов можно отнести
отрывок (повествование, описание,
рассуждение)? Почему?
У воды среди цветов рос
исполинский чертополох. Он стоял
по пояс в траве и напоминал
рыцаря в латах со стальными
шипами на локтях и наколенниках.
Какой пересказ текста дан?
Докажите свой ответ.
Как можно озаглавить новый текст,
отразив его основную мысль?
(«Исполинский чертополох»,
«Сказочный рыцарь»).
Какой это тип текста?
Используются ли в изложении
выразительные средства текста
К.Паустовского?
(Используются образные
определения, сравнения).
Какая задача могла быть
сформулирована для выборочного
изложения?

Практическая работа 2 Прочитайте внимательно текст. Постарайтесь в дальнейшем, отвечая на вопросы, полагаться только на свою память.

Весенний вечер в лесу.
1За вершинами леса скрылось солнце.
2Прохладно и сыро в лесу. 3Слышно, как
дышит, оживает земля. 4Пахнет
весенними почками, пробудившейся тёплой землёй.
5Вот сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. 6Под
ним показалась из земли зелёная стрелка молодой травы.
7Много звуков в вечернем лесу.
8Заливаются на деревьях певчие дрозды. 9На вершине высокого дуба громко
воркует дикий голубь-витютень.
10«Витютень, на ду-у-убе сижу! 11Витютень, на ду-у-бе сижу!» - выговаривает
важно витютень.
12Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки. 13Вытянув длинные
шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
14«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне
краснобровый красавец - тетерев-косач.
15«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, и очень похоже, бесшумно
пролетая, ему отозвалась лесная сова.
16Страшно ухнул в лесу и захохотал филин. 17Взмахивая крыльями, тихо
потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
18Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь. (И.С. Соколов-Микитов)

Анализ текста

Что описывается в тексте?
Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст.
Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор
для описания звуков? Кто издает эти звуки?
Запишите эти глаголы, сверьте с текстом
(Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает
голубь-витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя
крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач;
гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули
кулики.)
В каком времени употреблены глаголы?
Как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»?
Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов
в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки?
Какие звуки вы слышали?

10. Тема выборочного изложения. Звуки вечернего леса.

1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения
(вернитесь к тексту, запишите номера предложений).
предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,6,17,18.
2. Просмотреть собранный материал и определить основную
мысль будущего изложения.
«Богат самыми разными звуками весенний лес вечером».
3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы
передать звуки леса.
Уже записаны
4. Продумать, как начать изложение, расположить материал в
нужной последовательности.
«Много звуков в вечернем лесу. Слышно, как дышит и оживает
земля…» остальная часть изложения повторяет
последовательность текста.

11. Вариант плана

Вы его можете записать самостоятельно!

12. Напишите выборочное изложение

Вы пишете своими словами, стараясь
сохранить используемые автором
глаголы.
Как Вы понимаете, работа будет
проверена...

13. Итак, подготовка закончена. Теперь более серьезная и ответственная работа.

Задание.
1. Перечитать сказку-быль Андрея
Платонова «Неизвестный цветок» .
2. Написать выборочное изложение на тему
дружбы девочки и цветка.

14. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на
земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из
пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а
лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.
Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил
семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый
каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и
травы, а в камне и глине семена умирали.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке
меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось
росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось
ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему
питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по
верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос
помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал
возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с
черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но
пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и
собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы,
цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные
пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

15. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь,
чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они
могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку
питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них
росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от
голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда
первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда
становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и
расти.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало
совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если
даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья
его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них
была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это
случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его
обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не
знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был
похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был
составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у
звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно
было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда
касался цветка и уносил его запах с собою.

16. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она
жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и
заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на
станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с
письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела
вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая
травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил
оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.
Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать
говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но
плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» - подумала
Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок.
Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в
книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю
возле цветка и спросила его:
- Отчего ты такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
- А отчего ты на других непохожий?

17. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так
близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на
него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.
- А как тебя зовут? - спросила Даша.
- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один
живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один
живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся
головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все
пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до
пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
- Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

18. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и
любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь,
измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти
тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда
и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из
семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые
лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре.
А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и
больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла
однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже
кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский
лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком,
неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь,
чтобы проведать его.

19. Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль)

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос
теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.
От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького
цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и
глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.
Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного
хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету
прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась.
Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же
точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще
прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней;
он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца,
потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее
к себе безмолвным голосом своего благоухания.

1. Подчеркните грамматические основы, пронумеруйте их.

2. Установите границы частей знаком //. Определите тип предложения по структуре.

3. Найдите главную и придаточную части, укажите тип подчи­нения.

4. Начертите схему предложения.

5. Разберите связь частей по принадлежности: главная часть и относящаяся к ней придаточная.

6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмо­циональной окраске.

Образец разбора:

Все 1 знали 1 , что уж если Нагульнов 3 взвел 3 курок, то при необходимости он 2 незадумается 2 его спустить 3 . (Ш.)

1. В первой части подлежащее все выражено определительным местоимением в форме именительного падежа, простое глаголь­ное сказуемое знали выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа. Во второй части подлежащее он выражено личным местоимением в форме именительного падежа, составное глагольное сказуемое не заду­мается спустить. В третьей части подлежащее Нагульнов выраже­но именем собственным в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое взвел курок выражено глагольным фразеологизмом.

2. Все знали//что//уж если Нагульнов взвел курок//то при необходимости он не задумается его спустить. Предложение сложное, так как состоит из трех частей.

3. Первая часть Все знали является главной по отношению ко Второй что... то при необходимости он не задумается его спустить, вторая часть является главной по отношению к третьей уж если Нагульнов взвел курок. Значит, анализируемое сложное предложе­ние многочленное сложноподчиненное с последовательным под­чинением придаточных (придаточные I и II степеней подчинения).

что? при каком

I степ, условии?

подч. II степ. подч.

4. Схема предложения: , (что 2), (если... то 3).

5. Связь частей: 1, что 2 - эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, ко­торая присоединяется к сказуемому в главной части с помощью подчинительного союза что и отвечает на вопрос что? Это присловная изъяснительная придаточная часть. 2, если... то 3 - эта конструкция соотносится со сложноподчиненным предложением с придаточной частью, которая относится ко всей главной, при­соединяется к ней при помощи подчинительного условного союза если... то и отвечает на вопрос при каком условии? Это основная придаточная условная часть.

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

773. Спишите. Выполните синтаксический разбор многочленных слож­ноподчиненных предложений.

1. Беспризорный подробно рассказывал, как эти стулья везли на тачке, как их выгрузили и втащили в здание через артистиче­ский ход. (И. и П.) 2. Сквозь дремоту он [Турбин] слышал, как приходил сторож Павел, обивал от снега лапти, крякал с моро­за, сморкался и гремел ведрами, видел сквозь полузакрытые веки, что в комнате разливается отсвет заката, и чувствовал, что от холода стынут ноги и кончик носа. (Б.) 3. Матери твердо знали, что приятность обращения и бойкая французская речь обеспечивают карьеру даже шалопаю, тогда как человек способный, но лишенный лоска на всю жизнь может затеряться среди рядовою чиновничества. (Т.-В.)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Покажите на примере, как различаются главная и придаточная части в сложноподчиненном предложении.

2. В чем состоит отличие подчинительных союзов от союзных слои? Приведите примеры.

3. Докажите, что виды сложноподчиненных предложений выделены не по лексическим, а по грамматическим признакам.

4. Назовите признаки присловных сложноподчиненных предложении. Проиллюстрируйте свои высказывания примерами из произведений художественной литературы.

5. Назовите признаки приосновных сложноподчиненных предложений. Приведите примеры из произведе­ний художественной литературы.

6. Охарактеризуйте типы подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Приведите примеры из художественных текстов.

Задания для самостоятельной работы

774. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными: однородное, неоднородное параллельное соподчинение, последовательное подчинение?

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объ­явил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. (П.)

775. Сколько запятых следует поставить в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными?

Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко. (Л.Т.)

776. Прочитайте. Подберите к тексту заглавие. Перескажите текст. Напишите изложение, используя сложноподчиненные предложения с не­сколькими придаточными.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающи­ми петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и ши­повник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярыш­ника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством ост­рых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ноча­ми - нашими русскими, немного северными ночами, когда со­ловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не ухо­дит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

Детей включает в себя многие аспекты. Одним из них является умение ребенка с наслаждением воспринимать красоту окружающей его природы. Кроме созерцательной позиции, необходимо также воспитывать желание принимать активное участие в природоохранных мероприятиях, понимать взаимосвязи, которые существуют в мире между предметами. Именно такому отношению к окружающему миру учат произведения Паустовского о природе.

Критики о творчестве Паустовского

Замечать все таинства природы и описывать увиденное так, чтобы не оставить равнодушным ни одного читателя, - главное, чем в совершенстве владел Паустовский. Рассказы о природе тому доказательство.

О творчестве Константина Георгиевича Паустовского с любовью говорят его поклонники. Литературные критики высказывают большое уважение к мастеру художественного описания. По их словам, редко какому писателю удается "очеловечить" явления природы, представить их так, что все взаимосвязи станут очевидны. Даже маленький человек способен понять, как хрупок мир, в котором живут люди. По мнению некоторых критиков, именно природа сделала Паустовского великим писателем. Сам Паустовский свое творческое озарение, которое не раз помогало ему в работе, всегда сравнивал с весной в природе. Оно так же прекрасно и радостно.

Как развивал свой творческий дар Паустовский

Рассказы о природе - это результат многолетнего труда. Ни один прожитый не был вычеркнут из его памяти. Все свои жизненные наблюдения, истории, опыт общения с интересными людьми, впечатления, накопившиеся после многочисленных путешествий, Паустовский постоянно записывал. Большая часть этих воспоминаний стала основой произведений писателя.

Творения великих поэтов, писателей, художников, композиторов, в которых воспевалась красота простой всегда были интересны Константину Георгиевичу. Наслаждаясь творчеством признанных мастеров, он удивлялся тому, как точно они умеют передать ощущения своей души, сокровенные мысли.
Спустя годы мог это делать и сам Паустовский. властно притягивают читателя, зачаровывая точными емкими описаниями.

Природа в произведениях Паустовского

Особенностью рассказов является то, что в них, главным образом, представлена небогатая по своим краскам и разнообразию видов природа средней полосы России. Но сделано это писателем так мастерски, что читатель оказывается зачарован и поражен этой неброской красотой.

Паустовский всегда писал на основе личных наблюдений. Именно по этой причине все факты, представленные Паустовским в своих произведениях достоверны. Писатель признавался, что, работая над тем или иным рассказом, он постоянно открывал для себя что-то новое, но тайн при этом не становилось меньше.
Описанные в произведениях растения, животные, явления природы легко узнаваемы читателем. Рассказы наполнены звуковыми, зрительными образами. Без труда можно почувствовать и запахи, которыми наполнен воздух.

Значение пейзажа в произведениях писателя

Паустовский считал, что читатель для более полного восприятия произведения обязательно должен погрузиться в обстановку, которая окружает героев. Это легко можно сделать, если писатель использует приемы пейзажной характеристики.
Рассказы Паустовского о природе, короткие и более объемные, обязательно содержат художественные описания леса, реки, поля, сада или какого-либо иного Вдумчивое чтение этих характеристик помогает читателю более глубоко понять смысл всего произведения или отдельных его частей.

Пейзаж, по словам мастера, не является каким-то дополнением к прозе или ее украшением. Он должен логично войти в структуру рассказа и погрузить читателя в мир родной природы.

Рассказы Паустовского для детей

Бережное вдумчивое отношение к окружающему миру необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Большую помощь в этом оказывают русских писателей. К. Г. Паустовский - один из тех, чьи произведения включены в школьную программу по литературному чтению. В список рекомендуемых для чтения произведений входит целая серия рассказов о природе. Их перечень можно представить следующими названиями: "Заячьи лапы", "Кот-ворюга", "Барсучий нос", "Собрание чудес", "Мещерская сторона" и многими другими. Истории, рассказанные Паустовским, трогают душу ребенка. Герои произведений запоминаются навсегда. А сам писатель для многих маленьких читателей становится другом, образцом для подражания. Именно об этом говорят строчки из детских сочинений, которые были написаны школьниками после знакомства с рассказами Константина Георгиевича Паустовского.