Написание безударных гласных в окончаниях имен существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Безударные гласные в падежных окончаниях

§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

о?зеро, коле?но, по?ле, полоте?нце (окно?, долото?, лицо?, ружьё ),

ча?ши, ко?ни (столы?, пни );

кни?ге, о кни?ге (руке?, о руке? );

сту?ла, о?зера, ка?мня (стола?, окна?, пня );

до?мом, по?лем, сто?рожем, кле?ем (столо?м, окно?м, ножо?м, остриём );

об учи?теле, о сто?роже, о пла?тье, в по?ле (о коне?, о ноже?, о белье?, в окне? );

но?чи, ло?шади, ра?дости (косвенные падежи ед. ч.; ср. любви?, глуши? );

чита?телей, ра?достей (учителе?й, лошаде?й );

слу?гам, пе?сням, о?кнам (города?м, учителя?м, моря?м );

кра?сного, си?него, ры?жего (молодо?го, большо?го и моего?, самого? );

си?ним (больши?м );

оди?ннадцати (пяти?, двадцати? );

девяно?сто (сто? );

девяно?ста (косвенные падежи; ср. ста? ).

Примечание. Буква и пишется на конце форм тв. п. мн. ч. имен существительных и прилагательных и тв. п. числительных - в окончаниях ?ами (?ями ), ?ыми (?ими ): столами, сёстрами, ночами; большими, сильными; тремястами и т. п. Конечная гласная этих окончаний, всегда безударная, может быть проверена сопоставлением с ударным окончанием тв. п. мн.ч. ?ми в формах детьми?, людьми? и в вариантах форм дверьми?, дочерьми?, лошадьми? (ср. дверя?ми, дочеря?ми, лошадя?ми ).

§ 68. В форме им. п. ед. ч. муж. рода имен прилагательных (а также всех других слов, склоняющихся как прилагательные) без ударения пишется окончание ?ый (после мягких парных согласных и шипящих - ?ий ), хотя ударное окончание - ?ой .

Ср., напр.: злой, молодо?й, большо?й , но по?лный, бо?дрый, си?ний, кре?пкий, хоро?ший, све?жий ; ср. такие варианты, как перено?сный и переносно?й, бредо?вый и бредово?й ; ср. большо?й и бо?льший, морско?й и примо?рский, речно?й и заре?чный .

§ 69. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией.

Всегда безударен конечный гласный окончаний им. п. прилагательных жен. рода ?ая (?яя ): красная, большая, синяя ; сред, рода ?ое (?ее ): красное, большое, синее ; мн. числа ?ые (?ие ): красные, большие, синие .

Имена существительные на ?анин (?янин ), а также слова барин, боярин, цыган в им. п. мн. ч. имеют безударное окончание ?е: крестьяне, горожане, граждане, римляне, армяне, бояре, баре (наряду с вариантом бары ), цыгане (но ср. форму цыганы у Пушкина).

В им. и вин. п. числительных пишутся окончания: в слове двести; в словах триста и четыреста; () в собирательных числительных, напр.: четверо, шестеро, двое, трое . В окончании тв. п. числительного три пишется буква е : тремя .

§ 70. Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний.

Существительные с увеличительным суффиксом ?ищ- муж. или сред. рода оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: домище, волчище, котище, письмище, веслище . Существительные жен. рода с тем же суффиксом оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: коровища, ручища, грязища . Слова на ?ище муж. рода в им. п. мн. ч. оканчиваются на ?и: волчищи, домищи, глазищи .

Примечание. Слова сред, рода на ?ище - как с увеличительным, так и с другими значениями - имеют в им. п. мн. ч. окончание ?а: письмища, плечища . Ср. пожарище, топорище (муж. род) - увеличительные к пожар, топор - им. п. мн. ч. пожарищи, топорищи ; но пожарище (сред, род) ‘место, где был пожар’, топорище (сред, род) ‘рукоятка топора’ - пожарища, топорища . У слов с увеличительным суффиксом ?ищ- , имеющих только формы мн. ч., в им. п. - то же окончание, что в им. п. производящего слова, напр.: деньги - деньжищи, ворота - воротища .

Существительные с суффиксом ?ишк- оканчиваются в им. п. ед. ч. на или : в словах муж. рода одушевленных и в словах жен. рода - окончание , в словах муж. рода неодушевленных и в словах сред, рода - окончание . Ср., напр.: братишка, мальчишка, человечишка, котишка, службишка, мыслишка и домишко, городишко, заводишко, пальтишко, платьишко, молочишко . Такие же окончания имеют существительные с ласкательным (безударным) суффиксом ?ушк- (?юшк- ): ср., напр., дядюшка, тестюшка, соседушка, соловушка, вдовушка, нянюшка, волюшка и хлебушко, чадушко, полюшко, горюшко .

В словах сред, рода с суффиксом ?ышк- в им. п. ед. ч. - окончание , напр.: перышко, горлышко ; в слове жен. рода оладышка - окончание .

В существительных с суффиксом ?л- в им. п. ед. ч. - окончание или : существительные общего или муж. рода - названия лиц оканчиваются на , неодушевленные существительные сред, рода - на . Ср., напр.: запевала, заводила, зубрила, громила, вышибала, надувала, приставала и поддувало, точило, мерило, бродило, пугало .

Примечание. В собственных именах типа Гаврила, Данила, Кирила, Михайла, Самойла пишется окончание . Но ср. традиционное написание Михайло Ломоносов , а также устаревшие написания типа Гаврило, Данило , сохранившиеся в некоторых текстах писателей XIX в.

§ 71. Падежные формы существительных на?ий, ?ие, ?ия.

1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на ?ий и ?ие в предл. п. и жен. рода на ?ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , напр.: гений - о гении, натрий - о натрии, радий - о радии, Василий - о Василии, Юрий - о Юрии, отделение - в отделении, возвращение - по возвращении, содействие - при содействии; армия - к армии, об армии; линия - по линии, на линии; станция - к станции, на станции; Болгария - по Болгарии, в Болгарии; Мария - к Марии, о Марии .

При наличии вариантов на ?ие и ?ье, ?ия и ?ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями - : ср., напр., вариантные пары типа об умении - об уменье, в цветении - в цветенье, о многословии - о многословье, о Наталии - о Наталье, к Марии - к Марье .

Примечание. В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на ?ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , напр.: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг - в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на ?ье: забытьё - в забытьи? .

2. Немногочисленные существительные на ?ий, ?ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание . Перечень таких слов: змий - о зми?е, кий - о ки?е (вариант: о кие? ), Кий (легендарный основатель Киева) - о Кие, чий (растение) - о чие, «Вий» - в «Bue», Пий - о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) - по хрие, о хрие; Бия (река) - по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) - к Ие, о Лие, о Вие; Гия (мужское имя) - к Гие, о Гие .

Примечание к пп. 1 и 2. У немногих существительных на ?ие, ?ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия? - к судии?, о судии?, лития? - в литии?, ектения? - в ектении?, бытие? - о бытии?, житие? - о житии?, в житии? , но: остриё - на острие?, об острие?, Зия?, Алия?, Зульфия? (личные имена) - о Зие?, об Алие?, к Зульфие?, Кызыл-Кия? (город) - в Кызыл-Кие? .

§ 72. Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на ?ие в предл. п., близкие по своей роли в предложении к предлогам, оканчиваются (согласно правилу § 71, п. 1) на ?ии . Пишутся: в отношении кого-чего-н., в предвидении чего-н., в преддверии чего-н., в сопровождении кого-чего-н., в соответствии с чем-н., в согласии с кем-чем-н., в сравнении или в сопоставлении с кем-чем-н. (‘по сравнению’; но: не идёт в сравнение ); на основании чего-н., на протяжении чего-н.; по прошествии чего-н. Так же пишется наречие впоследствии .

Их надо отличать от устойчивых сочетаний предлогов в (во ) и на с существительными на ?ие в вин. п., ставших предлогами или близких к предлогам; такие сочетания оканчиваются на ?ие . Пишутся: в заключение чего-н. (и в заключение ‘под конец, заканчивая’), в завершение чего-н., в нарушение чего-н., в отличие от кого-чего-н., в продолжение чего-н., в течение чего-н., во избежание чего-н., во изменение чего-н., во исполнение чего-н. и (слитно) вследствие чего-н., наподобие чего-н.

Различаются в написании близкие к предлогам сочетания в отсутствие кого-н. (‘при отсутствии’) и в присутствии кого-н.

Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце (включающие форму вин. п.) следует отличать (по смыслу) от свободных сочетаний с предл. п. Ср., напр.: в продолжение , но: заметить ошибку в продолжении рассказа; в заключение , но: найти противоречие в заключении комиссии; в отсутствие , но: усмотреть криминал в отсутствии студента на лекции .

§ 73. Русские (и образованные по образцу русских) фамилии на ?ин (?ын ) и на ?ов (?ев ) имеют в тв. п. ед. ч. окончание ?ым (как у прилагательных), напр.: Пришвин - Пришвиным, Лисицын - Лисицыным, Орлов - Орловым, Тургенев - Тургеневым, Газзаев - Газзаевым . Ср. под ударением: Бородин - с Бородины?м .

Примечание. В иностранных фамилиях на ?ин и ?ов в тв. п. ед. ч. пишется окончание ?ом (как у существительных муж. рода), напр.: Дарвин - Дарвином , (Чарли) Чаплин - Чаплином, Гершвин - Гершвином, Вирхов - Вирховом .

Названия городов на ?ов (?ев ) и ?ин имеют в тв. п. окончание ?ом , напр.: город Львов - городом Львовом, Саратов - Саратовом, Канев - Каневом, Могилёв - Могилёвом, Камышин - Камышином . Ср. под ударением: Тульчи?н - под Тульчино?м . Таким образом, фамилии и названия городов имеют разные окончания тв. п.: Пушкин (фамилия) - Пушкиным и Пушкин (город) - Пушкином; Александров (фамилия) - Александровым и Александров (город) - Александровом .

В названиях населенных пунктов и территорий на ?ово (?ево ) и ?ино (?ыно ) в формах тв. п. также пишется ?ом , напр.: Крюково - под Крюковом, Одинцово - Одинцовом, Голицыно - Голицыном, село Марьино - селом Марьином, Косово - Косовом . Ср. под ударением: Бородино? - под Бородино?м, Строгино? - Строгино?м .

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях § 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

Из книги автора

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли?сы), примерять (ме?рить) костюм - примирять (мир)

Из книги автора

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги автора

§ 3. Чередующиеся гласные Чередование а и о1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага?р, уга?р - загоре?лый, угоре?ть.Исключения: вы?гарки, и?згарь, при?гарь (специальные и диалектные слова).2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в

Из книги автора

VI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ § 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

Из книги автора

§ 35. Гласные после ц 1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо?м - па?льцем, купцо?в - торго?вцев, пальтецо?- пла?тьице, берцо?вый - си?тцевый, окольцо?вывать - окольцева?ть.2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в

Из книги автора

Безударные гласные в корнях § 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода? (ср. во?ды,

Из книги автора

Безударные гласные в приставках § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный

Из книги автора

Безударные гласные в суффиксах § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.Примеры

Из книги автора

Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.Беглый гласный появляется во многих именах

Из книги автора

Безударные соединительные гласные § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и

Из книги автора

Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения

Из книги автора

Безударные частицы не и ни § 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в

Цель:
- вовлечение учащихся в ситуацию деятельности на уроке;
- создать условия для развития орфографической зоркости и навыков правописания, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;

Формирование новых знаний и ценностных отношений к ним;

Формирование предметных знаний и УУД на основе ранее сформированных знаний;

Формирование опыта применения ранее сформированных знаний и действий;

Задача : развитие УУД
Подход к обучению : деятельностный.
Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация

Ход урока

1. Адаптационный этап.

1. Организационный момент

Учитель: Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять пословицу «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»».

На доске: С.бирай по яг.дк., н.берёшь кузовок.

2. Целеполагание

Учитель: Как вы видите, в этой пословице пропущены буквы. Определите, что это за буквы и какое место они занимают . Ученик выходит к доске, выделяет части слов.

Найдите словарное слово.
- Определите тему сегодняшнего урока.

Запишите предложение. Дети определяют безударные гласные. Проверьте себя.

Солнце как печка - всех с.гр.ва.т.

3. Актуализация опорных знаний.

Что же мы знаем о способах проверки приставки? (Приставки пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. )

Что же мы знаем способах проверки безударной гласной в корне? (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, или подобрать однокоренное)

Умеем ли мы проверять безударную гласную в окончаниях имён существительных? Как? (пользуемся алгоритмом или проверочным словом)

Учитель: Теперь, когда сформулирована тема, попробуйте сформулировать цель урока.

Цель урока: проверить умение правильно писать безударную гласную в окончаниях имён существительных.

4. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Итак, мы уже можем проверять безударные гласные в приставке, корне, окончании существительных в единственном числе?

А хотите ли вы ещё больше узнать об окончаниях существительных?

Учитель: Для проверки безударной гласной, в какой части слова необходимо умение определять склонение имён существительных?»(Правописание безударной гласной в окончании имён существительных .)

Достаточно ли для правильного написания окончаний имён существительных знать склонение?»(Нет, нужно правильно определить падеж, и вспомнить нужное окончание)

- Кто расскажет алгоритм?

2. Основной этап.

5. Практическая работа в парах.

От ёлк. к ёлк. , от алле. к беседк. , на крышк. коробк. , у Кол. в тетрад. , по алле. парк. , на берегу речк. ., с капельк..ми росы

6. Выявление места и причины затруднения.

- Кто справился? У кого возникло затруднение? Почему? (сущ. во мн.числе)

- Встречались ли мы с такими существительными раньше? Как проверить безударное окончание, если существительное во множественном числе? (проверочным словом с ударным окончанием- «с руками»)

Проверим написание безударных падежных окончаний имён существительных в ед.числе. Чем вы пользовались при определении окончания? (алгоритмом)

Мы выяснили причины затруднения. Уточните, как будет звучать наша цель ? (учиться определять безударное окончание у существительных во множественном числе)

3. Творческий этап.

7 . Построение проекта выхода из затруднения. Информационный поиск.

Как поступим, чтобыопределить безударное окончание у существительных во множественном числе? (посмотрим в учебник с.48)

8. Первичное закрепление. (учебник с. 48, упр.127)

Т.п. ед.ч.: -ом, -ой, -ою

Т.п. мн.ч.: -ами, -ями

Физкультминутка (см. приложение)

Учитель: Теперь, давайте сделаем вывод, что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать безударное окончание существительного? (сначала определить число существительного, далее действовать по алгоритму)

Дети записывают в тетради, а Учитель выносит на доску опору комментируемую детьми.

Т.п. ед.ч.: -ом, -ой, -ою

Т.п. мн.ч.: -ами, -ями

7. Самостоятельная работа

С. 48, упр. 128. 1вариант - 1,3 загадки; 2вариант- 2,4 загадки.

Физкультминутка под музыку

8. Обобщение

Учитель: «Достигли ли мы цели урока?»

Над чем работали? - Соответствовала ли работа на уроке нашему девизу? (кузовок - это наши знания, чтобы много знать, нужно каждый день эти знания собирать.)

9. Домашнее задание.

С.49 упр.132
10. Рефлексия.

Кто оценил себя? Прочитайте. Учитель заслушивает несколько учеников.

У всех остальных я увижу ваши собственные оценки в тетрадях.

Приложение.

Игра на снятие общего напряжения и психологической усталости «Волшебный сон».

Дети повторяют слова педагога хором, стараясь при этом показать, что они проговаривают.

Педагог: Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.