Самые страшные и секретные тайны советского союза

После развала СССР было совсем не до разработки новых перспективных образцов военной техники, но кое-что в этом направлении в последнее десятилетие XX века сделать успели.

1. «Объект 781»


Первая разработка была сделана в СССР.
Первая опытная советская боевая машина поддержки танков или просто БМПТ. Разработана она была в КБ Челябинского тракторного завода в середине 80-х годов прошлого столетия. Аппарат имел мощное вооружение, установленное на двух независимых модулях. Стрелял он из двух вертолетных 30-мм автоматических пушек, спаренных с пулеметами ПКТ калибра 7.62-мм, нес на себе установки ПТРК с шестью ПТУР «Корнет» и «Конкурс-М», а также 40-мм гранатомет «Баклан». Экипаж у этой машины был 7 человек. В конце 80-х аппарат успешно прошел испытания и должен был стать на вооружение, но не срослось.

2. «Объект 782»

Попытка создать супертяжелый вариант.
Опытная боевая машина, которую конструкторы создали на базе танка Т-72 и должна была быть машиной огневой поддержки с повышенным уровнем защиты. В качестве главного калибра использовалась 100-мм пушка. С ней была спарена 30-мм автоматическая пушка. Кроме того, на машине было установлено 5 пулеметов ПКТ и два автоматическим 40-мм гранатомета.
В некоторых источниках проскакивает название «Горный танк» в отношении «782-го». И это действительно так. Машина разрабатывалась с учетом боевых действий в Афганистане и могла брать максимально возможные углы подъема вооружения. Кстати, изначально в базу Т-72 все, что хотели конструкторы - не влезло, а потому ее подвергли существенным изменениям.

3. «Объект 787»


Вариант 90-х годов, который забраковало руководство.
Воплощен проект «Объект 787» на Челябинском тракторном заводе был в 1996 году. Машину создали на базе танка Т-72АВ, с башни которого сняли 125-мм пушку. Вместо нее БМПТ получило две 30-мм автоматические пушки, а также пусковые латки для неуправляемых ракет. Впоследствии лотки заменили на Б8В20 с авиационными НУР С-8, сделано это было для удешевления конструкции. Машина получила 4 пулемета 7.62-мм ПКТ и 2 пулемета 12.7-мм НСВТ. Машина неплохо показала себя на испытаниях, за исключением стрельбы ракетами. В конечном итоге проект закрыли.

В СССР ученые и инженеры пытались сказку сделать былью. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими инженерами.

Подземная лодка «Боевой крот»

После Второй мировой войны советским проектировщикам попали документы с чертежами немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Их особенность заключалась в том, что они планировались как амфибии. Техника работала на земле и под ней, а также под водой свыше ста метров. После долгих исследований профессоров Г.И.Бабата и Г.И. Покровского было принято решение, что данная конструкция могла добраться до расположения врага и взорвать его под землей.

В срочном порядке была набрана рабочая группа, а также выделены средства для создания подземного танка, который получил название «боевой крот». Машина работала на ядерном реакторе и двигалась сквозь землю со скоростью 7 км/ч. Первые испытания произошли в уральских горах, результат всех потряс: «Крот» вошел в грунт, прошел около пятнадцати км и уничтожил условного противника. Это был полный успех. Тем не менее, второй эксперимент закончился трагически. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»

Много лет назад космические самолеты можно было встретить лишь в книгах фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для введения войны, космос не был исключением. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать самым первым военным кораблем СССР, который предназначался для космических сражений. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, воздушное судно выходило на околоземную орбиту и могло приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее.

Тем не менее, во второй половине 70-х, когда первый экземпляр был построен, проект закрыло высшее руководство. Они посчитали этот аппарат глупой фантазией. Так был похоронен самый первый космический корабль СССР.

Мозговое радио

Многие ученые мечтали создать механизм, с помощью которого можно было бы управлять сознанием и мыслями людей на расстоянии. Такое психологическое оружие могло стать самым страшным и эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой план «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы на огромные расстояния.

Узнав о его научной работе, Кажинского стали приглашать с лекциями в разные исследовательские институты мира. Когда он вернулся домой, правительство незамедлительно выделило средства на эксперименты, так как гипотезу посчитали стратегически важной. Первые испытания проходили в Москве на собаках. Так, суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью мозгового сигнала заставить пса принести нужную книгу из нескольких экземпляров. Интересно то, что животное без проблем справлялось с заданием, но после этого, по какой-то непонятной причине, не могло выполнять элементарные команды.

Что потом произошло с «мозговым радио» остается тайной. Ученый вскоре прекратил научные работы, но до конца жизни верил, что такое изобретение могло существовать.

Летающий танк А-40

В 1941 году правительство поставило сложную задачу для инженеров, а именно – поднять в воздух бронетехнику. Нужно было сконструировать танк, который смог бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать его партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях.

Таким образом, инженер решил взять легкий танк Т-60 и приделать ему деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что техника долетит до нужного места посадки и сбросит крылья. Однако, к сожалению, ни один эксперимент не прошёл удачно. Из-за веса машина сильно нагревалась. Работники снимали максимальное количество частей бомбардировщика, но ничего не помогло.


Алена Коновалова

Ученые и исследователи постоянно ограничены в своих поисках из-за недостатка финансирования. А вот военные обычно не испытывают проблем с деньгами. В итоге те инженеры и ученые, которые работают на правительственные спецслужбы, могут заниматься весьма необычными и интересными вещами.

При этом ответственности за свои работы они фактически не несут. Ведь даже крупный провал будет спрятан под гриф «Совершенно секретно», а все убытки будут списаны легким росчерком пера.

Что творится в недрах ЦРУ, можно только догадываться. Американским спецслужбам приписывают и фальсификацию высадки на Луне, и разработку с последующим распространением смертельных вирусов. Но есть некоторые секретные проекты, о которых все-таки стало известно общественности.

«Мускатный орех». Американцы далеко не сразу решились испытывать атомную бомбу на своем материке. Первоначально испытания проходили в Тихом океане, на специальных землях. Для самих США такой подход был довольно выгодным. Ведь взрывы можно было безбоязненно осуществлять на огромной территории, удаленной от людских мегаполисов. Однако все же довольно дорого стала обходиться транспортировка специалистов и материалов на далекие расстояния. Встала задача - найти безопасное место на территории страны, такое, чтобы оно еще и находилось неподалеку от места разработки ядерного оружия. Ученые работали над ним в Лос-Аламосе, Нью-Мексико. Был создан проект под названием «Мускатный орех», целью которого и являлось нахождение такого место. Казалось, что пустыня в самой глуши будет идеальным вариантом. Такое место было найдено в Неваде. Тем более там уже были построены ранее взлетно-посадочные полосы, которые использовались в ходе учений Второй мировой войны. Для испытания был выделен участок земли в 687 кв.км., находящийся в собственности государства. Сегодня он известен, как Испытательный полигон Невады, а в нем наиболее засекреченным участком стала «Зона 51». Говорят, что именно там занимаются исследованием инопланетных объектов.

Проект «Аквилайн». В начале 1960-х годов американцы решили начать разрабатывать, а затем и тестировать первые беспилотные управляемые самолеты. В итоге на основе тех работ были созданы летательные аппараты «Хищник», которые используются в последних боевых действиях, в частности, на Ближнем Востоке. Аппарат создали таким, чтобы он стал похожим и напоминал птицу - орла или канюка. Внутри самолета располагалась камера, которая снимала все происходящее. Также аппарат был буквально напичкан аппаратурой для электронного слежения и датчиками. Первоначальной целью проекта были изучение загадочного водного аппарата, который создал СССР и который, как стало известно с помощью спутниковых данных, тестировался на Каспийском море. До сих пор проект остается засекреченным. А то, что «Аквилайн» должен был побольше узнать о нашем экраноплане, рассказали британские журналисты. Беспилотник был создан и даже прошел испытания. Однако частые аварии при приземлении заставили власти закрыть эту программу.

Проекты «Орнитоптер» и «Инсектоптер». ЦРУ не давала мысль об успешном копировании в технике живых существ. Что могло быть лучше дистанционно контролируемых роботов, которых внешне никак не отличишь от животных или птиц? Проект Орнитоптер как раз и был нацелен на то, чтобы создать аппарат, копирующий птицу. Он должен был максимально сливаться с природой и уметь махать крыльями, как живое пернатое существо. Небольшой беспилотник должен был выглядеть обычной вороной. Предполагалась, что эта «птичка» сможет садиться на подоконники и затем фотографировать все происходящее в здании. А проект инсектоптер должен был создать еще меньшую машину. Внешне она должна была напоминать стрекозу. Однако копирование природы оказалось довольно сложным занятием. В результате ЦРУ предпочло просто использовать животных для своих разведывательных целей. В частности использовались голуби со специальными ошейниками, в которых была встроена камера. Но вес оборудования оказывался довольно тяжелым для бедных птиц. Они возвращались домой обратно, но делали это пешком. У голубей попросту не оставалось сил, чтобы лететь обратно. И это направление проекта было в итоге закрыто. Но самым странным научным направлением являлась разработка «Звуковая Киса». Подслушивающие устройства спецслужбы вживляли прямо в домашних кошек. Однако и эта разработка была заброшена после того, как одного живого агента переехал автомобиль, а вторая слишком далеко ушла от дома, в поисках пищи.

Проект «57». Получив в свои руки ядерное оружие, надо было изучать его свойства и возможности. Для этого было создано несколько специальных проектов. Этот, в частности, проводился на испытательном полигоне в Неваде. Была произведена имитация случая, когда в небе взрывался самолет с ядерным вооружением, а в атмосферу распылялось радиоактивное вещество. Эксперимент стал первым в Америке по испытанию «грязной» бомбы. Ученые рассчитали, что при детонации взрывчатки, окружающей ядерной боеголовки можно приостановить цепную реакцию, а вот плутоний все равно попадет в атмосферу. Однако наверняка это было неизвестно, неясным было, сколько именно радиоактивного вещества попадет в воздух, и как далеко оно сможет распространиться. Военные и спецслужбы решили, что проведение таких испытаний необходимо для страны, ведь в самолетах стало появляться все больше и больше боеголовок. В итоге рано или поздно должна была произойти катастрофа с участием самолета, несущего ядерное оружие. Так оно и произошло, гораздо раньше, чем многие полагали. Для эксперимента был выбран полигон под названием Зона-13. На нем работники разместили тысячи липких чаш. Эти металлические изделия были обработаны клейкой смолой. Она должна была захватить и удерживать на себе частицы плутония, попавшие в атмосферу после воздушного взрыва. Были созданы псевдоперегородки, которые могли показать эффект от взрыва в условиях городских построек. Рядом с ними проложили асфальтированные дороги и даже припарковали машины. Чтобы понять, как плутоний подействует на живых существ, в специальные клетки разместили 109 собак, 31 крысу, 10 овец и 9 ослов. Взрыв произошел 24 апреля 1957 года в 6:27 утра. Боеголовку подорвали таким образом, чтобы произошла имитация авиакатастрофы. После оседания радиоактивной пыли оказалось, что зараженными оказались 895 квадратных акров территории. Плутоний является одним из самых опасных и смертоносных веществ, известных человеку. Если в наш организм попадет всего лишь одна миллионная грамма этого элемента, это станет причиной смерти. При этом плутоний сохраняет свою смертельную опасность на протяжении 20 тысяч лет. Благодаря тем испытаниям ученые узнали довольно много о действии плутония. Помогли в этом подопытные животные. Только вот результаты исследования так и остались засекреченными. Американцы обнаружил, что плутоний не проникает вглубь почвы. Он собирается на самом ее вверху, оставаясь лежать там. Проект продлился год, а зона оказалась настолько сильно зараженной, что смысла ее очищать попросту не было. Да это было и невозможно. В итоге полигон оцепили колючей проволокой, а все исследуемые материалы, в том числе и автомобили, были сожжены.

Доктор Фризлав. Это даже и проектом назвать тяжело, скорее, это больше миссия. В январе 1968 года над Гренландией летел бомбардировщик В52G с секретным заданием. Как вдруг на борту самолета начался пожар. Практически все члены экипажа спаслись, выпрыгнув с парашютом. Сам же аппарат врезался в ледники Гренландии. Но при ударе о землю сдетонировали взрывчатые вещества минимум трех ядерных бомб, находившихся на борту. Мощный взрыв разметал по большой территории тритий, уран и плутоний. Военные и спецслужбы столкнулись с тем же самым проектом «57», только реализованным на практике. Сильное пламя растопило лед, и минимум одна бомба ушла под лед на дно океана. Военные пытались найти ее, однако успехом операция не увенчалась. Проект «57» уже дал достаточно данных о том, что происходит при взрыве взрывчатого вещества вокруг ядерной боеголовки. Было известно, что радиоактивное вещество распространяется по большой площади. Однако военные и ЦРУ не ожидали, что с подобным им придется столкнуться так скоро. Поэтому попросту не существовало группы быстрого реагирования, подготовленной и оснащенной должным образом, дабы устранить последствия подобной катастрофы. А в Гренландию отправили наспех собранную группу из ученых и военных, чтобы те попытались на месте справиться с самым тяжелым радиоактивным загрязнением в истории из-за взрыва «грязной» бомбы. Команда под названием «доктор Фризлав» нашла только половину из выброшенного радиоактивного материала. Специалисты проводили очистку территории на протяжении 8 месяцев. Они собрали 10,5 тысяч тонн радиоактивных обломком, фонящего льда и снега. Их затем доставили в Южную Каролину, где затем и уничтожили.

Операция «Утренний свет». И эта сверхсекретная операция связана с очисткой территории от радиоактивного заражения. Только на этот раз его источником стали не американцы, а русские. В сентябре 1977 года СССР запустил в космос спутник Космос-954. Естественно, он должен был помимо всего прочего еще и шпионить за США. Весил аппарат около 4 тонн. Всего через несколько месяцев после запуска аппарата американцы поняли, что у того есть проблемы. В декабре специалисты сообщили, что Космос-954 начинает сходить со своей орбиты. Если СССР срочно не предпримет каких-либо мер, то аппарат упадет на Землю. Аналитики принялись за работу, они рассчитали, что в случае бездействия Советов, спутник совершит аварийную посадку на территории Северной Америки. Администрация Картера обратилась с запросом в СССР, наши военные, вынуждены были признать, что на борту объекта находится около 30 килограмм обогащенного урана. ЦРУ и правительство США решили не сообщать об этом населению, чтобы не вызывать паники. Ведь это могло повлечь за собой выступления народа с неизвестными последствиями. Общественность так ничего и не знала о грядущей катастрофе. Но на тот момент Америка уже обладала подготовленной командой, которая могла отреагировать на подобные происшествия. Люди были предупреждены и стали ожидать своего выступления, как только спутник упадет на Землю. Аппарат действительно приземлился в Северной Америке. Произошло это в тысяче миль на север от Монтаны, в канадской тундре. Довольно быстро к месту катастрофы добрались специалисты по радиоактивной очистке местности. Они проработали там несколько месяцев, сумев обнаружить около 90% всех обломком спутника. Уже позже власти рассчитали, что если бы тот сделал один лишний виток по орбите, то упал бы в куда более заселенные территории на Восточном побережье США.

Проект «Киви». 60-е годы прошлого века ознаменовали гонкой к Луне двух супердержав. Однако мало кто знает, что неподалеку от известной Зоны-51 находился другой засекреченный объект - Зона-25. Там американские специалисты готовили еще более громкий проект - полет на Марс на ракете с использованием ядерного топлива. Эта задумка получила имя NERVA. Спроектированный для ее осуществления космический корабль «Orion» должен был стать высотой с 16-этажный дом. Планировалось, что он сможет доставить к Марсу сразу 150 человек всего за 124 дня. При старте ракеты должно было подняться огромное облако радиоактивной пыли, которую породили бы ядерные двигатели. При полной нагрузке он нагревался бы до температуры около 2 тысяч градусов и охлаждался бы жидким азотом. Ученые Лос-Аламоса решили проверить, что же произойдет, если один из таких двигателей вдруг взорвется. Этот проект и получил название «Киви». В январе 1965 года был запущен такой двигатель ядерным топливом и его перестали охлаждать. Когда реактор нагрелся до 4 тысяч градусов, он взорвался. Сильный взрыв разметал 45 килограмм радиоактивного топлива на четверть мили. Ученые поднялись в воздух и измерили то количество радиации, попавшей в атмосферу. Однако те данные так и остались засекреченными. А спустя пять месяцев произошла уже реальная авария - перегрелся двигатель в сборке другого прототипа, Феба. Причиной взрыва стала случайно опустевшая емкость с жидким водородом.

Проект Кемпстера-Лакруа. Когда американцы разрабатывали свой самолет-невидимку, проект получил название «Окскарт». Тогда все новые технологии создавались в «Зоне-51». Ученые старались сделать так, чтобы самолет исчез с поля зрения радаров или был для них как можно более незаметным. Для этого создавались такие материалы, которые смогли бы поглощать излучение следящих приборов. США использовало в проекты свои новейшие разработки, имеющие отношение к космосу, а также самую новую электронику. Но тут последовал приказ Кеннеди совершить секретный разведывательный полет над Кубой. США очень хотело найти установленные там ракеты с ядерными боеголовками, установленные СССР. Самолет был еще недостаточно готов, несмотря на все усилия его создателей. Чтобы срочно решить проблему невидимости, был предложен проект Кемпера-Лакруа. Ученые решили, что надо расположить впереди и сзади на самолете большие электронные пушки. Они должны были стрелять целыми ионными облаками заряженных частиц. Они вбирали бы в себя все волны, посылаемые вражескими радарами. А самолет таким образом становился бы невидимым для них. Однако быстро стало ясно, что такое мощное излучение станет смертельным для пилота. Но ученые не отступили - был создан специальный защитный костюм. Но первый же пробный полет показал, что такое снаряжение слишком неудобное и громоздкое, мешая управлять самолетом. Тогда проект Кемпера-Лакруа был бесславно закрыт.

Проект «Тик и Оранж». Среди множества проектов спецслужб США встречались и явно ошибочные, как этот. Непродуманная и опасная идея заключалась в осуществлении ядерного взрыва в воздухе. Проект словно бы стал наглядной картиной того, как безумные ученые своими экспериментами могут попросту уничтожить всю планету. В рамках программы ученые задумали взорвать две 3,8 мегатонные бомбы в верхних слоях атмосферы над атоллом Джонстон, на 750 миль западнее Гавайев. Бомбу по имени Тик взорвали в 50 милях над землей, а Оранж - в 28. Америка хотела путем изучения последствия взрывов узнать, совершал ли СССР что-то подобное. Возникший в небе огненный шар попросту сжег глаза всего живого, что находилось в радиусе 225 миль от взрыва. Все существа, смотревшие вверх в этот момент в этой зоне без защитных очков, попросту ослепли. В их числе оказались и сотни кроликов и обезьян, которые летели на самолете в этот момент. Несчастным животным зафиксировали головы так, чтобы они смотрели прямо на взрыв и не могли отвести взгляд. Большая часть пространства Тихого океана осталась на время без радиосвязи. Шок от зрелища был настолько сильным, что один из инженеров в ужасе заявил, что люди чуть было не прожгли озоновый слой. А ведь еще до начала испытаний некоторые ученые предупреждали, что эффект от взрывов может оказаться катастрофичным. Тем не менее военные продолжили свой эксперимент.

Операция «Аргус». Американцы продолжали осуществлять высотные взрывы, осуществляя их на этот раз в рамках программы Аргус. В рамках нее ракеты с ядерными боеголовками впервые были запущены с кораблей. Произошло это в августе и сентябре 1950 года с борта военного американского судна, стоявшего на якоре у берегов Южной Африки. Тогда ракеты X-17 вознесли высоко в небо сразу три боеголовки. Они взорвались на высоте около 500 километров. Можно лишь гадать об истинной причине ядерных испытаний в космическом пространстве. Ученые выдвигали предположение, что такой взрыв в магнитном поле нашей планеты, но уже над атмосферой, может создать мощный электронный импульс. Он может создать серьезные помехи для советских межконтинентальных баллистических ракет, если они будут в это время лететь к Америке. Однако результаты эксперимента показали, что образовавшийся магнитный импульс будет все же недостаточно серьезным, чтобы как-то воздействовать на ракеты. Так что проект оказался хотя и опасным, но в конечном счете бесполезным.

Советские конструкторы не единожды создавали для Отечества настоящие шедевры бронетехники. Производимые в массовом количестве промышленностью, они внесли свой вклад в защиту нашей Родины. Однако, как это всегда бывает, далеко не каждый образец запускался в серийное производство. Тем не менее среди опытных экземпляров зачастую встречались столь экзотические машины, что каждая из них заслуживает отдельного, пусть даже и очень краткого упоминания.

ТАНК ГРОТТЕ


К концу 1920-х годов советское правительство убедилось, что для интенсивного развития оборонной промышленности опыта и знаний отечественных конструкторов недостаточно. В страну пригласили на работу значительное число зарубежных специалистов, среди которых был и немецкий инженер Эдвард Гротте. Ему поручили возглавить разработку новых перспективных танков для РККА.

Танк Гротте во дворе Военной академии механизации и моторизации РККА, 1940 год

Выданное Техническим отделом ОГПУ задание предусматривало создание машины массой 18–20 т, защищённой 20-мм бронёй и способной развивать скорость до 40 км/ч. В качестве вооружения планировали установить 76- и 37-мм орудия, а также пять пулемётов винтовочного калибра. Как видно из заявленных параметров, предполагалось проектирование весьма мощного для того времени танка.

Для решения этих задач сформировали конструкторское бюро АВО-5. В его составе наряду с немецкими инженерами работали и советские специалисты. Новому танку присвоили индекс ТГ (Танк Гротте). Все работы велись в обстановке строжайшей секретности.

К несомненным новшествам конструкции относился полностью сварной корпус. Вооружение разместили в два яруса. Во вращающейся башне располагалась 37-мм пушка конструкции Петра Сячентова, приспособленная в том числе и для ведения огня по воздушным целям. Ниже в боевой рубке установили 76-мм танковое орудие Гротте - Сячентова с баллистикой русской полевой пушки аналогичного калибра и три пулемёта «Максим». Согласно первоначальному проекту рубка должна была иметь круговое вращение, но по причине деформации подбашенного погона её пришлось сделать неподвижной. Ещё два пулемёта ДТ монтировались в корпусе по бортам. Ходовая часть с независимой подвеской на спиральных пружинах обеспечивала танку чрезвычайно мягкий ход.


Танк Гротте на испытаниях. Сентябрь 1931 года

В 1931 году провели испытания новой машины, в ходе которых была достигнута скорость 34 км/ч. Одновременно выявили и множество недостатков конструкции. Из-за тесноты в боевом отделении отсутствовала возможность одновременной стрельбы из 76-мм орудия и хотя бы одного из установленных в рубке пулемётов. Во время движения постоянно перегревались коробка передач и бортовые фрикционы. Не менее важным фактором оказалась и чрезвычайно высокая стоимость танка - около 1,5 млн рублей.

В итоге от дальнейших услуг Эдварда Гротте решили отказаться, а советским конструкторам поручили разработать новый тяжёлый многобашенный танк прорыва - будущий Т-35.

ПЛАВАЮЩИЙ КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ТАНК ПТ-1

В 1932 году под руководством Николая Астрова на заводе № 37 разработали уникальный для своего времени плавающий колёсно-гусеничный танк с пушечным вооружением. Исходной базой для создания этой машины послужил недавно закупленный в США «танк Кристи» - будущий БТ. Новый танк, получивший индекс ПТ-1, на момент создания превосходил все зарубежные машины аналогичного класса по огневой мощи, защищённости и ходовым качествам.


Плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1

Вооружение состояло из 45-мм пушки и трёх пулемётов ДТ. На гусеничном ходу скорость составляла 62 км/ч, на колёсном - 90 км/ч, на плаву - 6 км/ч.

Запуску в серийное производство столь удачной машины помешала техническая отсталость советской промышленности того времени. Особенно сложной была ходовая часть: она имела восемь размещённых в колёсах редукторов. Также с большими сложностями было связано изготовление валов и угловых шестерён. Поэтому в 1935 году приняли решение о прекращении дальнейших работ в этом направлении.

СУХОПУТНЫЙ ЛИНКОР СМК

К 20 августа 1932 года закончили сборку первого прототипа тяжёлого танка Т-35А, который вскоре запустили в серийное производство. Он вошёл в историю в качестве единственной в мире пятибашенной серийной машины. Но к 1936 году, когда на полях сражений появилась специализированная противотанковая артиллерия, громадная неповоротливая машина уже не имела шансов уцелеть на поле боя, в то время как резервы для усиления бронирования оказались полностью исчерпаны.


Т-35А на параде 1 мая 1934 года

После непродолжительных дебатов руководство РККА пришло к выводу, что пятибашенная компоновка окончательно исчерпала себя. Новый «сухопутный линкор» решили сделать уже трёхбашенным, а за счёт сэкономленной массы усилить бронирование. Проект, разработанный Кировским заводом, получил индекс СМК в честь Сергея Кирова. Вооружение в новом танке размещалось в трёх башнях и состояло из одной 76-мм и двух 45-мм пушек, а также четырёх пулемётов.

9 декабря 1938 года проект рассмотрели на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета обороны СНК СССР. В результате приняли решение сократить массу до 55 т за счёт отказа от задней малой башни. Существует версия, что это предложение внёс лично Иосиф Сталин.


Тяжёлый танк СМК, август 1939 года

Когда началась война с Финляндией, новые тяжёлые танки СМК, Т-100 и КВ решили испытать в боевой обстановке. Утром 18 декабря 1939 года СМК оторвался от основной группы и вышел на развилку дороги Кямяря - Выборг, где подорвался на замаскированном фугасе. Попытка отбуксировать его с помощью танка Т-100 не увенчалась успехом из-за проскальзывания гусениц. Поэтому СМК простоял на нейтральной полосе до конца февраля 1940 года. Уже после окончания войны его удалось эвакуировать усилиями шести танков Т-28.

К тому времени советское руководство сделало свой окончательный выбор в пользу тяжёлого танка КВ-1.

К проектированию тяжёлого танка ИС-7 приступили в конце 1944 года. В новой машине планировали воплотить весь богатейший опыт, полученный при использовании тяжёлых танков во Второй мировой войне.

Вес ИС-7 достигал 65 т. От ИС-3 он унаследовал форму носовой части корпуса «щучий нос», но толщину брони при этом увеличили до 150 мм. В качестве силовой установки в окончательном варианте использовали морской дизель М-50Т.


Тяжёлый танк ИС-7. Фото 1948 года

Совместно с МВТУ имени Н.Э. Баумана для нового танка разработали восьмиступенчатую трансмиссию с гидравлическими сервоприводами, благодаря которым машина, по отзывам испытателей, была «абсолютно покорна водителю» даже на скорости 60 км/ч.

Основным вооружением стала созданная под руководством Василия Грабина 130-мм пушка С-70 с баллистикой корабельного орудия Б-13, способная на дистанции 1000 м пробить подкалиберным снарядом 350-мм гомогенную броню.

ИС-7 оказался настоящим шедевром отечественного танкостроения. Обладая массой, сопоставимой с «Королевским тигром», он значительно превосходил его по вооружению, подвижности и броневой защите. Однако в серию он так и не пошёл. 18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР, ограничивающее массу тяжёлых танков 50 т. Вес ИС-7 превышал грузоподъёмность большинства имевшихся тогда в стране мостов, а для перевозки по железной дороге требовались специальные платформы.


ИС-7 в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке

Не менее важным фактором стало и изменение воззрений военных на будущую войну. Ставку сделали на возможность быстрого и массового развёртывания многочисленных танковых соединений, для укомплектования которых сложный и дорогой ИС-7 не подходил.

ОБЪЕКТ 279

В 1956 году ГБТУ Советской армии разработало новые тактико-технические требования к тяжёлому танку, который должен был заменить собой Т-10. В качестве основного вооружения планировалось 130‑мм орудие.

Наиболее смелым и новаторским из трёх проектов стал «Объект 279», разработанный в ленинградском конструкторском бюро Ж.Я. Котина. Работы над проектом возглавил Лев Троянов, который к тому времени уже являлся маститым конструктором и обладателем двух сталинских премий.

В отличие от своих конкурентов (объекты 277 и 770) машина изначально создавалась для боевых действий на труднопроходимой местности и в условиях применения противником ядерного . Предполагалось, что специфическая форма корпуса в виде «летающей тарелки» сможет предотвратить переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва.


«Объект 279» в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке

Четырёхгусеничную ходовую часть, не имеющую аналогов в отечественном танкостроении, смонтировали на двух продольных пустотелых балках, которые одновременно выполняли роль топливных баков. Такая конструкция обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Одновременно она обеспечивала практически полное отсутствие клиренса и исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий.

В конце 1959 года построили первый опытный образец и начали сборку ещё двух, которые изготовили в 1960 году. В ходе испытаний танк преодолевал подъём в 35° и брод глубиной до 1,2 м, уверенно двигался по сугробам и болоту.

Хотя выявился и ряд серьёзных недостатков: большие потери КПД при движении на вязком грунте, низкая поворотливость (в сравнении с «классикой» сопротивление повороту возросло в 12 раз), сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка. На это наслаивалась и большая трудоёмкость производства.

Стало ясно, что наиболее узкоспециализированному, амбициозному и дорогостоящему из трёх представленных образцов явно не суждено стать серийным танком.

Однако конкурентам тоже не повезло. Во время демонстрации тяжёлой техники на полигоне Капустин Яр 22 июля 1960 года Никита Хрущёв категорически запретил военным принимать на вооружение танки с массой, превышающей 37 т.

До сих пор не существует единого однозначного мнения о целесообразности прекращения в нач. 1960‑х годов работ над проектами тяжёлых танков. До появления Т‑80У не пошедший в серийное производство «Объект 279» всё ещё продолжал оставаться самым мощным танком в мире.

В СССР люди хотели не только сказку сделать былью, но и научную фантастику. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими учеными.

Мозговое радио

В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник.

Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим.
Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов.

17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке.

О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о "мозговом радио", в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику.

Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях.

Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою.

Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции.

Космический истребитель «Спираль»

В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему.

Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР.

Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее.

Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Подземная лодка «Боевой крот»

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров.

В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением.

В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех.

Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Атомолет

В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб.

В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки.

Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета.

Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону.
И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.