Атомная подземная лодка «боевой крот». секретные разработки ссср. Топ самых секретных проектов ссср

Советскими учеными разрабатывалось множество проектов к примеру - космические самолеты, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, телепатия. Далее пять секретных проектов, которые были свернуты и закрыты.

Мозговое радио

Управление сознанием и мыслью на расстоянии – давняя мечта человечества. Такое психологическое оружие, будь оно изобретено, могло бы стать самым страшным и самым эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник. Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим. Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов. 17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке. О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о "мозговом радио", в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику. Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях. Условия и сроки были стандартными для военного времени: машину нужно было сделать быстро, надежно и без лишних затрат. В связи с этим Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою. Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции. Поэтому, даже несмотря на то, что А-40 выполнил свою задачу и удачно спланировал до пункта посадки на ближайшем военном аэродроме, проект был свернут. По мнению экспертов, он был бы удачен, если бы для буксировки взяли более мощный бомбардировщик Пе-8. Но тогда этих машин было мало, и они были необходимы для решения более сложных стратегических задач. Так попытка поднять танк в воздух увенчалась неудачей.

Космический истребитель «Спираль»

Космические самолеты давно стали обычным явлением в произведениях фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР. Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее. Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Подземная лодка «Боевой крот»

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров. В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением. В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех. Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Атомолет

В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб. В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки. Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета. Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону. И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.

Советские конструкторы не единожды создавали для Отечества настоящие шедевры бронетехники. Производимые в массовом количестве промышленностью, они внесли свой вклад в защиту нашей Родины. Однако, как это всегда бывает, далеко не каждый образец запускался в серийное производство. Тем не менее среди опытных экземпляров зачастую встречались столь экзотические машины, что каждая из них заслуживает отдельного, пусть даже и очень краткого упоминания.

ТАНК ГРОТТЕ


К концу 1920-х годов советское правительство убедилось, что для интенсивного развития оборонной промышленности опыта и знаний отечественных конструкторов недостаточно. В страну пригласили на работу значительное число зарубежных специалистов, среди которых был и немецкий инженер Эдвард Гротте. Ему поручили возглавить разработку новых перспективных танков для РККА.

Танк Гротте во дворе Военной академии механизации и моторизации РККА, 1940 год

Выданное Техническим отделом ОГПУ задание предусматривало создание машины массой 18–20 т, защищённой 20-мм бронёй и способной развивать скорость до 40 км/ч. В качестве вооружения планировали установить 76- и 37-мм орудия, а также пять пулемётов винтовочного калибра. Как видно из заявленных параметров, предполагалось проектирование весьма мощного для того времени танка.

Для решения этих задач сформировали конструкторское бюро АВО-5. В его составе наряду с немецкими инженерами работали и советские специалисты. Новому танку присвоили индекс ТГ (Танк Гротте). Все работы велись в обстановке строжайшей секретности.

К несомненным новшествам конструкции относился полностью сварной корпус. Вооружение разместили в два яруса. Во вращающейся башне располагалась 37-мм пушка конструкции Петра Сячентова, приспособленная в том числе и для ведения огня по воздушным целям. Ниже в боевой рубке установили 76-мм танковое орудие Гротте - Сячентова с баллистикой русской полевой пушки аналогичного калибра и три пулемёта «Максим». Согласно первоначальному проекту рубка должна была иметь круговое вращение, но по причине деформации подбашенного погона её пришлось сделать неподвижной. Ещё два пулемёта ДТ монтировались в корпусе по бортам. Ходовая часть с независимой подвеской на спиральных пружинах обеспечивала танку чрезвычайно мягкий ход.


Танк Гротте на испытаниях. Сентябрь 1931 года

В 1931 году провели испытания новой машины, в ходе которых была достигнута скорость 34 км/ч. Одновременно выявили и множество недостатков конструкции. Из-за тесноты в боевом отделении отсутствовала возможность одновременной стрельбы из 76-мм орудия и хотя бы одного из установленных в рубке пулемётов. Во время движения постоянно перегревались коробка передач и бортовые фрикционы. Не менее важным фактором оказалась и чрезвычайно высокая стоимость танка - около 1,5 млн рублей.

В итоге от дальнейших услуг Эдварда Гротте решили отказаться, а советским конструкторам поручили разработать новый тяжёлый многобашенный танк прорыва - будущий Т-35.

ПЛАВАЮЩИЙ КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ТАНК ПТ-1

В 1932 году под руководством Николая Астрова на заводе № 37 разработали уникальный для своего времени плавающий колёсно-гусеничный танк с пушечным вооружением. Исходной базой для создания этой машины послужил недавно закупленный в США «танк Кристи» - будущий БТ. Новый танк, получивший индекс ПТ-1, на момент создания превосходил все зарубежные машины аналогичного класса по огневой мощи, защищённости и ходовым качествам.


Плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1

Вооружение состояло из 45-мм пушки и трёх пулемётов ДТ. На гусеничном ходу скорость составляла 62 км/ч, на колёсном - 90 км/ч, на плаву - 6 км/ч.

Запуску в серийное производство столь удачной машины помешала техническая отсталость советской промышленности того времени. Особенно сложной была ходовая часть: она имела восемь размещённых в колёсах редукторов. Также с большими сложностями было связано изготовление валов и угловых шестерён. Поэтому в 1935 году приняли решение о прекращении дальнейших работ в этом направлении.

СУХОПУТНЫЙ ЛИНКОР СМК

К 20 августа 1932 года закончили сборку первого прототипа тяжёлого танка Т-35А, который вскоре запустили в серийное производство. Он вошёл в историю в качестве единственной в мире пятибашенной серийной машины. Но к 1936 году, когда на полях сражений появилась специализированная противотанковая артиллерия, громадная неповоротливая машина уже не имела шансов уцелеть на поле боя, в то время как резервы для усиления бронирования оказались полностью исчерпаны.


Т-35А на параде 1 мая 1934 года

После непродолжительных дебатов руководство РККА пришло к выводу, что пятибашенная компоновка окончательно исчерпала себя. Новый «сухопутный линкор» решили сделать уже трёхбашенным, а за счёт сэкономленной массы усилить бронирование. Проект, разработанный Кировским заводом, получил индекс СМК в честь Сергея Кирова. Вооружение в новом танке размещалось в трёх башнях и состояло из одной 76-мм и двух 45-мм пушек, а также четырёх пулемётов.

9 декабря 1938 года проект рассмотрели на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета обороны СНК СССР. В результате приняли решение сократить массу до 55 т за счёт отказа от задней малой башни. Существует версия, что это предложение внёс лично Иосиф Сталин.


Тяжёлый танк СМК, август 1939 года

Когда началась война с Финляндией, новые тяжёлые танки СМК, Т-100 и КВ решили испытать в боевой обстановке. Утром 18 декабря 1939 года СМК оторвался от основной группы и вышел на развилку дороги Кямяря - Выборг, где подорвался на замаскированном фугасе. Попытка отбуксировать его с помощью танка Т-100 не увенчалась успехом из-за проскальзывания гусениц. Поэтому СМК простоял на нейтральной полосе до конца февраля 1940 года. Уже после окончания войны его удалось эвакуировать усилиями шести танков Т-28.

К тому времени советское руководство сделало свой окончательный выбор в пользу тяжёлого танка КВ-1.

К проектированию тяжёлого танка ИС-7 приступили в конце 1944 года. В новой машине планировали воплотить весь богатейший опыт, полученный при использовании тяжёлых танков во Второй мировой войне.

Вес ИС-7 достигал 65 т. От ИС-3 он унаследовал форму носовой части корпуса «щучий нос», но толщину брони при этом увеличили до 150 мм. В качестве силовой установки в окончательном варианте использовали морской дизель М-50Т.


Тяжёлый танк ИС-7. Фото 1948 года

Совместно с МВТУ имени Н.Э. Баумана для нового танка разработали восьмиступенчатую трансмиссию с гидравлическими сервоприводами, благодаря которым машина, по отзывам испытателей, была «абсолютно покорна водителю» даже на скорости 60 км/ч.

Основным вооружением стала созданная под руководством Василия Грабина 130-мм пушка С-70 с баллистикой корабельного орудия Б-13, способная на дистанции 1000 м пробить подкалиберным снарядом 350-мм гомогенную броню.

ИС-7 оказался настоящим шедевром отечественного танкостроения. Обладая массой, сопоставимой с «Королевским тигром», он значительно превосходил его по вооружению, подвижности и броневой защите. Однако в серию он так и не пошёл. 18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР, ограничивающее массу тяжёлых танков 50 т. Вес ИС-7 превышал грузоподъёмность большинства имевшихся тогда в стране мостов, а для перевозки по железной дороге требовались специальные платформы.


ИС-7 в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке

Не менее важным фактором стало и изменение воззрений военных на будущую войну. Ставку сделали на возможность быстрого и массового развёртывания многочисленных танковых соединений, для укомплектования которых сложный и дорогой ИС-7 не подходил.

ОБЪЕКТ 279

В 1956 году ГБТУ Советской армии разработало новые тактико-технические требования к тяжёлому танку, который должен был заменить собой Т-10. В качестве основного вооружения планировалось 130‑мм орудие.

Наиболее смелым и новаторским из трёх проектов стал «Объект 279», разработанный в ленинградском конструкторском бюро Ж.Я. Котина. Работы над проектом возглавил Лев Троянов, который к тому времени уже являлся маститым конструктором и обладателем двух сталинских премий.

В отличие от своих конкурентов (объекты 277 и 770) машина изначально создавалась для боевых действий на труднопроходимой местности и в условиях применения противником ядерного . Предполагалось, что специфическая форма корпуса в виде «летающей тарелки» сможет предотвратить переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва.


«Объект 279» в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке

Четырёхгусеничную ходовую часть, не имеющую аналогов в отечественном танкостроении, смонтировали на двух продольных пустотелых балках, которые одновременно выполняли роль топливных баков. Такая конструкция обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Одновременно она обеспечивала практически полное отсутствие клиренса и исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий.

В конце 1959 года построили первый опытный образец и начали сборку ещё двух, которые изготовили в 1960 году. В ходе испытаний танк преодолевал подъём в 35° и брод глубиной до 1,2 м, уверенно двигался по сугробам и болоту.

Хотя выявился и ряд серьёзных недостатков: большие потери КПД при движении на вязком грунте, низкая поворотливость (в сравнении с «классикой» сопротивление повороту возросло в 12 раз), сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка. На это наслаивалась и большая трудоёмкость производства.

Стало ясно, что наиболее узкоспециализированному, амбициозному и дорогостоящему из трёх представленных образцов явно не суждено стать серийным танком.

Однако конкурентам тоже не повезло. Во время демонстрации тяжёлой техники на полигоне Капустин Яр 22 июля 1960 года Никита Хрущёв категорически запретил военным принимать на вооружение танки с массой, превышающей 37 т.

До сих пор не существует единого однозначного мнения о целесообразности прекращения в нач. 1960‑х годов работ над проектами тяжёлых танков. До появления Т‑80У не пошедший в серийное производство «Объект 279» всё ещё продолжал оставаться самым мощным танком в мире.

После развала СССР было совсем не до разработки новых перспективных образцов военной техники, но кое-что в этом направлении в последнее десятилетие XX века сделать успели.

1. «Объект 781»


Первая разработка была сделана в СССР.
Первая опытная советская боевая машина поддержки танков или просто БМПТ. Разработана она была в КБ Челябинского тракторного завода в середине 80-х годов прошлого столетия. Аппарат имел мощное вооружение, установленное на двух независимых модулях. Стрелял он из двух вертолетных 30-мм автоматических пушек, спаренных с пулеметами ПКТ калибра 7.62-мм, нес на себе установки ПТРК с шестью ПТУР «Корнет» и «Конкурс-М», а также 40-мм гранатомет «Баклан». Экипаж у этой машины был 7 человек. В конце 80-х аппарат успешно прошел испытания и должен был стать на вооружение, но не срослось.

2. «Объект 782»

Попытка создать супертяжелый вариант.
Опытная боевая машина, которую конструкторы создали на базе танка Т-72 и должна была быть машиной огневой поддержки с повышенным уровнем защиты. В качестве главного калибра использовалась 100-мм пушка. С ней была спарена 30-мм автоматическая пушка. Кроме того, на машине было установлено 5 пулеметов ПКТ и два автоматическим 40-мм гранатомета.
В некоторых источниках проскакивает название «Горный танк» в отношении «782-го». И это действительно так. Машина разрабатывалась с учетом боевых действий в Афганистане и могла брать максимально возможные углы подъема вооружения. Кстати, изначально в базу Т-72 все, что хотели конструкторы - не влезло, а потому ее подвергли существенным изменениям.

3. «Объект 787»


Вариант 90-х годов, который забраковало руководство.
Воплощен проект «Объект 787» на Челябинском тракторном заводе был в 1996 году. Машину создали на базе танка Т-72АВ, с башни которого сняли 125-мм пушку. Вместо нее БМПТ получило две 30-мм автоматические пушки, а также пусковые латки для неуправляемых ракет. Впоследствии лотки заменили на Б8В20 с авиационными НУР С-8, сделано это было для удешевления конструкции. Машина получила 4 пулемета 7.62-мм ПКТ и 2 пулемета 12.7-мм НСВТ. Машина неплохо показала себя на испытаниях, за исключением стрельбы ракетами. В конечном итоге проект закрыли.

В СССР люди хотели не только сказку сделать былью, но и научную фантастику. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими учеными.

Подземная лодка «Боевой крот»

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров. В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением. В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех. Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»
Космические самолеты давно стали обычным явлением в произведениях фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР. Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее. Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Мозговое радио
Управление сознанием и мыслью на расстоянии – давняя мечта человечества. Такое психологическое оружие, будь оно изобретено, могло бы стать самым страшным и самым эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник. Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим. Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов. 17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке. О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о «мозговом радио», в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40
В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику. Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях. Условия и сроки были стандартными для военного времени: машину нужно было сделать быстро, надежно и без лишних затрат. В связи с этим Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою. Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции. Поэтому, даже несмотря на то, что А-40 выполнил свою задачу и удачно спланировал до пункта посадки на ближайшем военном аэродроме, проект был свернут. По мнению экспертов, он был бы удачен, если бы для буксировки взяли более мощный бомбардировщик Пе-8. Но тогда этих машин было мало, и они были необходимы для решения более сложных стратегических задач. Так попытка поднять танк в воздух увенчалась неудачей.

Атомолет
В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб. В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки. Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета. Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону. И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.


Метеорологическое оружие.

О американском проекте НААRР слышали многие. Между тем его российский аналог, "Сура", введена в эксплуатацию еще в 1981 году. В начале восьмидесятых, когда "Сура" только начинала активно использоваться, в атмосфере над ней наблюдались интересные аномальные явления. Многие работники видели странные свечения, горящие красные шары, висевшие неподвижно или с большой скоростью проносящиеся в небе. Это не НЛО, а лишь люминесцентное свечение плазменных образований. На данный момент работа по изучению свечения ионосферы при активном воздействии является одной из важных областей исследований. "Воздействовать на погоду возможно, но не столь масштабно, как в случае с ураганами "Катрина" или "Рита". Ни мы, ни они – пока никто не умеет этого делать, – продолжает Юрий Токарев. – Мощности установок недостаточно. Даже той мощности, на которую хотят вывести НААRР в скором будущем, не хватит, чтобы эффективно устраивать стихийные бедствия".
Сейчас "Сура" работает примерно по 100 часов в год. У института не хватает денег на электроэнергию для нагревных экспериментов..
В начале 80-х годов также велись активные иследования в области создания плазменных генераторов и их воздействия на ионосферу Земли. Эксперименты, как признаются сейчас ученые, имели военное назначение и разрабатывались для нарушения локации и радиосвязи потенциального противника, то есть США. Плазменные образования, создаваемые установками в ионосфере, глушили американские системы дальнего обнаружения пусков ракет. Но агрессивное воздействие на ионосферу давало побочные эффекты. При определенных возмущениях ионосферы стали наблюдаться незначительные изменения в атмосфере. "Первые испытания ионного генератора принесли массу интересных результатов, – рассказал доктор технических наук, академик РАЕН Михаил Шахраманьян. – При работе аппарата поток ионов кислорода поднимается вверх, вызывая в зависимости от выбранного режима локальный разрыв облаков или образование облачности. В апреле 2004 года под Ереваном мы с помощью двух аппаратов типа ГИОНК в ясном небе добились сформирования кучево-дождевой облачности. 15–16 апреля в Ереване выпало 25–27 мм осадков, что составляет примерно 50 % от месячной нормы.

Русский Дятел
С июля 1976 года по декабрь 1989 года волны КВ-диапазона с регулярностью оглашались, на разных частотах, сигналом напоминавшим по звучанию долбёжку дятлом ствола дерева с частотой повтора дробных стуков около 10 раз в секунду.
Источник шума был вскоре отслежен до станции неизвестного назначения располагавшейся вглуби СССР.
По причине источника и характера звука сигнал получил наименование Русский Дятел.
Долбящий сигнал возникавший на самых разных частотах и то и дело вклинивавшийся посреди сеансов связи и прерывавший их сводил с ума радиопрофессионалов и радиолюбителей во всём мире. Сигнал обладавший монструозной мощностью до 10 до 40 мегаватт и широкополосностью до 40 КГц вклинивался в вещание коммерческих и служебных радиостанций, прерывал связь с самолётами и кораблями, прерывал любительские сеансы связи, а иногда создавал наводки даже в телефонных сетях и победная дробь Русского Дятла разносилась в телефонных трубках империалистических держав. Гармоники стука Русского Дятла пульсировали даже на телевизионных частотах и надменно-торжествующий стук Дятла то и дело выплескивался из динамиков телевизоров в лицо разъяренных британских и других западных телезрителей.
Вклинившись на некоторую частоту, Русский Дятел долбил на ней около 7 минут, а потом переходил на другую частоту.
Во множестве стран мира на него сыпались тысячи жалоб от компаний, которые пользовались радиосвязью, а также от радиолюбителей.
Воспользовавшись тем обстоятельством, что Русский Дятел стучал на частотах зарезервированных международными соглашениями для гражданского пользования, правительства США, Великобритании и Канады заявили протест советскому правительству. Советский Союз, однако, отказался даже признавать существование Дятла, не то что прекращать его стук или хотя бы сообщить, для чего он предназначен.
На советских топографических картах точка, из которой вещал Русский Дятел, обозначалась как "пионерский лагерь".
Для отстройки от Русского Дятла на Западе развилась целая промышленность выпускавшая фильтры-"дятлоубийцы" (Woodpecker Killers). Фильтры работали неважно, поскольку Дятел был коварен и время от времени менял манеру стука.
Одним из побочных эффектов работы "Русского Дятла" стали необратимые изменения озонового слоя Земли.
Официальной задачей "Русского дятла" или загоризонтной РЛС "Чернобыль-2" было обеспечение работы системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), а предназначался он для измерения состояния ионосферы и обнаружения в ней изменений, которые вызываются факелами ракет (приводящими к де-ионизации ионосферы и измеряемому снижению отражаемости радиоволн КВ-диапазона). Помимо основной цели, Дуга, возможно, могла выполнять и иные задачи - от вывода из строя радиосистем до психотропного воздействия на человека. В настоящее время старые сверхмощные РЛС либо уничтожены, либо модернизируются. "Дон-2Н" 1989 года постройки - единственная из всех привлекаемых в мире радиолокационных средств, смогла обнаружить и построить траекторию самого малого космического объекта-шарика диаметром 2 дюйма (5 см).

Лазерное оружие
Известно, что в СССР были созданы несколько установок лазерного вооружения (в том числе и мобильные, на базе ракетного тягача), проведены успешные испытания. В рамках дополнения системы ПРО Москвы, по некоторым данным, были отстроены несколько шахт со стационарными лазерами. Но, уже будучи доведенными до запуска, шахты были брошены в начале девяностых с формулировкой «устарело». Министерство обороны США с 1977 года затратило несколько миллиардов долларов на разработку наземного лазера, который мог бы уничтожать вражеские ракеты на расстоянии около 100 км. За это время о заметных успехах не сообщалось. Ныне в США продолжается реализация двух программ. Одна из них предусматривает установку подобного лазера на космической орбите уже в 2013 году.

Импульсное оружие
В СССР это оружие было испытано и даже поставлено на боевое дежурство в количестве десяти боевых расчетов. Идея этого вооружения проста: установка ионизирует узкий участок атмосферы, создавая там плазменный хлыст. Расположенный в Москве и в подмосковных Химках НИИ радиоприборостроения
был в советские времена одним из самых засекреченных научных центров.Именно здесь разрабатывались стратегические противоракетные системы.В частности,вышеуказанные плазменные системы гарантированной защиты от воздушно-ракетного нападения.
Суть идеи такой защиты проста:перед мчащейся над Землёй боеголовкой ракеты сфокусированным излучением мощных радаров создаётся облако высокоэнергетичной плазмы.Что,по идее,должно приводить к чудовищным перегрузкам и разрушению облучаемого объекта.Пока что подобным облучением удаётся создавать вокруг ракеты или самолёта облако плазмы,прерывающее всякую радиосвязь.Что,в принципе,тоже неплохо--ибо способно сбить объект с курса. Поскольку плазма отражает радиоволны--то искусственно создаваемые облака плазмы(плазмоиды) пригодны для использования в качестве ложных целей,фиксирующихся радарами противника. Если подобное инициирующее образование плазмы СВЧ-оборудование поставить на самолёт или ракету,то,окутываясь на время искусственно созданным облаком плазмы,--они укрываются в нём от всевидящего ока радаров противника. В СССР с помощью плазменного оружия удалось добиться пробоя столба воздуха в несколько метров напряжением несколько сотен вольт. Этого достаточно, чтобы вывести из строя любое электронное укстройство или уить живой организм. 28 августа 2003 года в Ираке был подбит «неподбиваемый» танк М1А1 «Абрамс». По мнению специалистов, изучивших ставшие на недолгий срок доступными в Интернете фотографии (найти их сейчас уже не удается), речь могла бы идти о выстреле из гранатомета. Но в то же время поражающая кумулятивная струя, если это была она, имела малый диаметр, и ее рассеивания, судя по всему, не наблюдалось, что нетипично для этого вида оружия. В танке, тем не менее, запустилась система пожаротушения, что происходит при резком повышении температуры, в частности, внутри отделения экипажа. А такое резкое повышение температуры, как правило, возникает при кумулятивной струе. Однако в руках у американских специалистов, как сообщается, оказался сам боеприпас - «шарик из желтого металла», который по размерам не больше «ластика на конце карандаша». Причем, входное отверстие в корпусе танка соответствует масштабам этого «желтого шарика». Но таких выстрелов из гранатометов не бывает, а повреждения, которые были нанесены неким противотанковым средством, пробившим почти насквозь броню «Абрамса», действительно впечатляют. «Желтый шарик» прошил корпус, спинку сиденья стрелка, вывел из строя жизненно важное оборудование и застрял в противоположной стенке на глубине примерно 5 см. Танк оказался обездвижен. Экипаж из четырех человек выжил, хотя командир и стрелок были ранены осколками. Согласно объяснениям американцев, противнику «посчастливилось» попасть в уязвимую точку у основания башни. Может быть, и так, но в любом случае оружие, примененное в Ираке, должно обладать поистине уникальными боевыми качествами. Примечательно, что в американской прессе после этого инцидента вновь появились обвинения в адрес России, которая якобы поставила в Ирак противотанковые управляемые ракеты «Корнет». Возможно, в ПТУР Корнет заложены некоторые принципы работы импульсного оружия.

Боевые лазеры СССР
Оптический квантовый генератор (ОКГ) был изобретен в 1954–55 годы советскими учеными Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым, одновременно с американцем Ч. Таунсом (Charles Hard Townes), Созданный ими прибор излучал в инфракрасном диапазоне, и потому его, строго говоря, следовало бы называть мазером (MASER - microwave amplification by stimulated emission of radiation). Тем не менее его сразу стали называть лазером (LASER - light amplification by stimulated emission of radiation), хотя ОКГ в световом диапазоне был создан только в 1960 году американцем Теодором Майманом. На больших расстояниях лазерный луч диаметром в булавочную головку на выходе превратится у цели в световой круг площадью в несколько квадратных метров. Но вместе с тем, если в огнестрельном оружии, на непосредственно метание пули затрачивается максимум до 30% энергии пороха, то лазерные технологии гарантируют КПД выше 70%, при этом отсутствует импульс отдачи, который присущ огнестрельному оружию.
Для убедительности сказанного можно привести следующий пример. При пробивании отверстия лазерным импульсом длительностью 10-4 – 10-3 с, энергия в 1 дж сфокусированная в световое пятно диаметром 0,3 мм достигает мощности 106 – 107 втсм2.
Лазерный луч СО2, мощностью 3 квт разрезает лист титана толщиной 5мм со скоростью 3,5 метра в минуту.
В нынешнем суверенном Казахстане, в местечке Сары-Шаган покрываются пылью и грязными натеками некогда белые стены "Терры-3" - огромной лазерной установки, гордости СССР, построенной в конце 60-х. Тогда в США шли лихорадочные работы по программе "Восьмая карта" - созданию боевого лазерного луча. И вот там, в степях, где некогда лишь кочевники гоняли бараньи стада и ютились в тесных юртах, была создана "Терра-З". Как рассказал "Красной звезде" один из корифеев советской программы военных лазеров, профессор Петр Зарубин, к 1985 году наши ученые точно знали: американцы не могут создать действительно компактного боевого луча. Ибо лазерные установки выходят огромными, сверхдорогими и уязвимыми. При этом энергия самого мощного луча тогда не превышала энергии взрыва малокалиберного пушечного снаряда. Гораздо целесообразнее было делать ракеты и скорострельные пушки со сверхточной наводкой. Сейчас, когда СССР рухнул, и пауки ткут паутину в гниющих электронных схемах "Терры-3", мы поняли, что потеряли. Ведь работы над боевым лазером позволили русским создать мощный квантовый локатор, способный за сотни километров определить не только дальность до цели, но и ее размеры, форму, траекторию движения. На "Терре" был создан локатор, который мог зондировать космическое пространство. В 1984 году ученые предлагали "пощупать" им американский корабль "Шаттл" на орбите. Но высшее политическое руководство испугалось возможного шума. В это время, США попытались было сконструировать лазер, работающий на химической энергии. Так, чтобы сделать установку достаточно легкой для выведения в космос. Но, потратив несколько миллиардов долларов, так и не сумели довести дело до орбитального эксперимента.
В СССР в 1983 году генсек Андропов лично распорядился запустить в космос первый орбитальный лазер, было решено ограничиться все же обычным газодинамическим лазером на углекислом газе мощностью 1 МВт, хотя уже существовали разработки газодинамических и химических лазеров с еще большей мощностью - до 200 мегаджоулей. НПО «Астрофизика» разрабатывала 2 установки - боевую «17Ф19 Скиф» и противоспутниковую 17Ф19С «Скиф-Стилет». Однако, как и следовало ожидать, запуск «Скифа» окончился неудачей: он так и не смог выйти на орбиту. А последующие «мирные инициативы» советского руководства при Горбачеве просто перечеркнули развитие отечественного лазерного оружия космического базирования. Утешает одно - американцы в этом направлении пока что продвинулись не дальше нас.
Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76ЛЛ с БЛ - летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером.
Возможно, лазерное космическое оружие было установлено на космических станциях серии Алмаз. Первый успешный запуск "Алмаза" произвели 25 июня 1974 года. А 4 июля корабль "Союз-14" доставил на борт полковника Павла Поповича и подполковника Юрия Артюхина. В целях секретности станция официально называлась "Салютом-3".
Во время выставки Макс-2003 были показаны реальные образцы серийных установок, полностью попадающих под определение боевых лазеров.
Ракета-носитель Энергия по своим параметрам полностью соответсует требованиям, предъявляемым для вывода на орбиту платформ, способных нести лазерное оружие.

Чернобыль-2: выжигатель мозгов Загоризонтная радиолокационная станция системы "Дуга"
Снята с дежурства была вскоре после аварии. На правительственном уровне хотели сдать антенны на переработку, но вроде посчитали, что демонтаж будет стоить очень дорого и это нерентабельно.
Построены были в Николаеве, Любече и Чернобыле2, а также недалеко от Комсомольска-на-Амуре.
Несколько слов о масштабности сооружения. В Чернобыле-2 была установлена приемная антенна, а передающая располагалась в г.Любеч-1 (с. Розсудив) Репкинского района Черниговской области, на удалении 60 километров. Приемная часть состояла из двух антенн Первая, низкочастотная, шириной 300 м и высотой 135 м монтировались 330 вибраторов, каждый по 15 м длины при диаметре 0, 5 м. Вторая - высокочастотная, 210 х 85 м.
Объект "Чернобыль-2" как часть системы противоракетной и противокосмической обороны войск ПВО был создан с единственной целью -- зафиксировать ядерное нападение на СССР в первые две--три минуты после запуска баллистических ракет. От Америки до Союза ракеты летели бы 25--30 минут, и можно было успеть принять контрмеры. С помощью коротких радиоволн, способных распространяться на тысячи километров, постоянно сканировалась территория Соединенных Штатов. Этот метод слежения называется загоризонтной радиолокацией и позволяет фиксировать взлетающие ракеты по их огненному факелу, вытягивающемуся на десятки километров.
Для персонала был построен специальный городок - Чернобыль-2, полностью закрытый. Все дома распологались по одному адресу - г. Чернобыль, улица Королева. Табличка на пропускном пункте извещала, что это обычный центр дальней связи. На расстоянии около 2-х километров западнее от больших антенн была интересная конструкция антенн диаметром 300 метров и высотой 10м- два концентрических круга с одноэтажным зданием в центре(240 вертикальных
обЪемных вибраторов). Это СОТ - система определния трассы, кодовое название "Янтарь" .
Для обработки данных использовались ЭВМ типа К340 и серии ЕС.
Помимо прямого назначения, есть сведения о использовании данной системы в качестве нетрадиционных видов оружия (психотропного, геомагнитного, сейсмического, метеорологического).
Во время работы Дуга и ее аналоги в эфире прослушивались в виде монотонного стука с чатотой около 10 Гц, из-за чего получили название "Русский дятел". При длительном воздействии на человека данный звук вызывает чуство тревоги, беспокойство, панику, на аналогичной станции в Казахстане наблюдались более серьезное воздействие - кровотечения из носа и ушей, потеря сознания, необратимые изменения в психике.

Осенью 1957 года в СССР с помщью военной балистической ракеты был произведен запуск первого искуственного спутника. Хотя ракеты была военными, некоторое время в космос не выводилось реальных боевых спутников - на военные нужды работали спутники-шпионы и спутники связи. Только в СССР выводит на орбиту спутник Космос-139, способный уничтожать вражеские космические аппараты. По официальной версии "пуск совершен в рамках испытаний системы частично-орбительного бомбометания. Совершив один оборот вокруг Земли спутник поразил учебную цель." В след экспериментальному спутнику было выведено на орбиту несколько десятков боевых спутников. Сам проект назывался проект орбитального бомбометания. Дополнительно для подобных целей была создана модификация пилотируемого корабля "Союз-П". Первые спутники представляли из себя простые управляемые бомбы, начиненные сотнями килограммов взрывчатки, взрыв которой позволял уничтожать вражеские спутники в радиусе 1 км. Судя по массе взрывчатки, такие спутники могли нести и ядерные заряды, при взрыве которых радиус поражения увеличивался бы многократно. Разумеется, себестоимость вывода на орбиту такой бомбы была катастрофической. Требовались иные, более прогрессивные способы уничтожения спутников. Как вариант существовали проекты вывода в космос с помощью обычной ракеты нескольких тонн шариков, эдакой «космической шрапнели», поражающей все спутники на своем пути. Ядерные заряды без разбора уничтожили бы и вражеские и союзные спутники, следовательно нужна была избирательная система поражения. На орбитальной станции «Алмаз» (Салют-3) была установлена и успешно испытана автоматическая пушка - модификация авиационной пушки Р-23(261П). По конструкции представляла из себя одноствольное револьверное орудие. Стрельбовые орбитальные испытания орудия производились летом 1974. На ее основе позднее была создана усовершенствованная пушка 225-П, прошла полный цикл гос.испытаний, на вооружение ВВС не принималась, предназначалась для использования только на космических носителях.
Последние крупные учения Космических сил России (тогда еще СССР) были проведены 18 июня 1982 года. В ходе этих учений отрабатывалось уничтожение орбитальных аппаратов условного противника (с реальным поражением мишеней на орбите) и экстренная (оперативная) замена потерянных своих объектов, причем в условиях уничтожения Байконура потенциальным противником. А также осуществлялся перехват МБР (также с реальной стрельбой по мишеням). Это были саамы дорогие ученья в ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Стоимость 7 часов учений приблизительно четверть всего нынешнего оборонного бюджета. Затем стали разрабатываться различные виды лазерного космического оружия. На полигоне ПВО у озера Балхаш была построена лазерная установка "Терра-3". На нем отрабатывались такие вопросы, как наведение лазера на космическую мишень и мощность, необходимая для ее поражения.
В 1981 г. США произвели первый запуск космического челнока «Шаттл». Советская служба наблюдения установила, что одной из задач экипажа, судя по траектории движения корабля, могло быть слежение за территорией СССР. 10 октября 1984 г., когда витки 13-го полета «Челленджера» проходили в районе полигона войск ПВО у озера Балхаш, был произведен эксперимент с использованием экспериментального лазерного комплекса. Мощность излучения была минимальной. Корабль пролетал на высоте 365 км, наклонная дальность обнаружения и сопровождения составляла от 400 до 800 км. Точное целеуказание лазерной установке было дано радиолокационным измерительным комплексом «Аргунь».
Как рассказывали потом члены экипажа «Челленджера», при полете над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, да и сами астронавты почувствовали недомогание. Вскоре американцы поняли, что экипаж подвергся какому-то воздействию с советской стороны, и заявили протест. В дальнейшем из гуманных соображений лазерная установка ни разу не применялась. Тем не менее на базе этого лазера был затем создан мобильный лазерный технологический комплекс МЛТК-50, который размещался в двух стандартных контейнерах. В те же 80-е годы ХХ века на аэродроме Таганрогского авиационного научнотехнического комплекса появился транспортный самолет Ил-76 необычного вида. В его носовой части был установлен огромный обтекатель. Внутри помещалась антенна системы прицеливания боевого лазера. Сам же лазер скрывался внутри фюзеляжа в виде башенки с пушкой. В полете створки раскрывались, и лазерная пушка выдвигалась наружу. Сам самолет-носитель получил наименование А-60, вышел на испытания, но, увы, сгорел по неизвестным причинам на подмосковном аэродроме Чкаловский. Так что о результатах его испытаний почти ничего не известно.
Больше можно сказать о морской лазерной системе под кодовым наименованием "Айдар". Ее курировал лично тогдашний главком ВМФ СССР С.Горшков. Флотскую боевую установку разместили на безобидном на вид черноморском сухогрузе "Диксон". Первый залп "Диксон" произвел на полигоне под Феодосией с дистанции в 4 км.
Космическое лазерное оружие развивалось параллельно с наземным и воздушным. 15 мая 1987 года с помощью ракеты «Энергия» должен был быть выведен был выведен на орбиту новый космический аппарат, скрытый на старте черным обтекателем. В разных источниках его называли "Скиф-ДМ", "Полет", "Мир-2". На фото как правило ракета «Энергия» на старте показывалась толь с одной стороны, и 37-метровый обтекатель с 95-тонным «Скифом» 17Ф19 был невиден. Под обтекателем скрывалась новая военная платформа, несущая космическое лазерное оружие – газодинамический лазер мощностью 1 МВт, испытанный на самолете А-60. В специальные отсеки поместили малые и большие надувные, в виде шариков, мишени. На шариках были смонтированы бариевые плазмогенераторы. Они имитировали работу двигателей ракет и спутников. Планировалось, что на орбите с помощью специального механизма надувные мишени будут вытолкнуты в открытый космос. Задача испытаний состояла в том, чтобы с помощью системы наведения, главным элементом которой был маломощный лазер, произвести обнаружение выпущенных мишеней и их удержание в соответствующих приборах прицеливания. Кроме того, предполагалось проверить работу ряда вспомогательных агрегатов. При старте "Скиф-ДМ" не занял требуемого пространственного положения и упал в Тихий океан. Помимо «Скифа», были разработаны, и, возможно, испытаны, менее крупные коплексы "Каскад" (17Ф111) с 10 ракетами "космос-космос" на борту. Как и «Скиф», «Каскад» разрабатывался на базе блоков станции «Салют». Сюда можно отнести и проект боевой станции "Скиф-Стилет" (17Ф19С) с "десятиствольным" инфракрасным лазером и проект "Скиф-У". Скифы и Каскады должны регулярно посещаться космическими экспедициями для проведения различных регламентных работ. С 90-х годов все работы в области космического оружия прекращены в соответствии с международными договоренностями.