Как животные зимуют в подготовительной группе. Конспект занятия «Жизнь диких животных в зимнем лесу. Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой

Цель: Обобщить представления детей о животных нашего леса.

Задачи:

1.Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Животные нашего леса»

Познакомить с интересными фактами из жизни животных

2.Развивающие:

Развивать умение составлять рассказ о животных

Развивать память, внимание, творческое мышление

3.Воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание помочь товарищу

Образовательные области:

Познание + экология

Художественная литература

Социализация

Коммуникация

Ход занятия.

Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо.

Хотите узнать от кого оно?

(Воспитатель или читающий ребёнок читает письмо)

Дорогие ребята!

Мы приготовили для вас загадки и приглашаем в лес.

Лесные жители.

А кто такие лесные жители? (лиса, волк, медведь, лось, заяц…)

Ну что ж, мы принимаем приглашение?

Тогда в путь! Это путешествие покажет, что вы знаете о животных леса, какие вы внимательные и сообразительные, поможет узнать новое.

2. Д/и «Отгадай животное по очертанию»

Мы идём в волшебный лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и полянка лесная,

Необычная какая!

Никто нас на полянке не встречает.

Кто же нам загадки загадает?

Где загадки эти взять?

Наверное, их надо поискать!

На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.

(На доске перевёрнутые картинки с животными леса. Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)

Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?

Ответы детей:

Медведь живёт в берлоге.

Волк живёт в логове.

Белка живёт в дупле.

- Ёж живёт в норе.

Лиса живёт в норе.

Барсук живёт в норе.

Заяц живёт под кустом.

Лось живёт в лесу.

3.Беседа «Как звери готовятся к зиме»

Давайте спрячемся в укромном месте и посмотрим, какие животные придут на полянку.

(На доске воспитатель вешает плакат «Животные леса»)

Ребята! Каких животных вы узнали? Как они готовятся к зиме?

(Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме. Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она

меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей

легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище

не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой

придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для

берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых

опасных зверей наших лесов.

ЁЖ - с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет

нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных.

Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так.

Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень

проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

БАРСУК - осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой

впадает в спячку. Барсуки - прекрасные строители: из года в год

расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими

ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на

свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

4.Литературная викторина

Про животных народ сложил много сказок.

В каких сказках встречаются животные? (ответы детей)

(Воспитатель показывает иллюстрации из сказок)

Из каких сказок эти иллюстрации?

Ответы детей:

«Заюшкина избушка»

«Лисичка со скалочкой»

«Лисичка - сестричка и серый волк»

«Заяц - хваста»

«Теремок»

5. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

У каждого животного свой дом. А в сказке «Теремок» они встречаются все вместе. Давайте поиграем в игру «Теремок».

Стоит в поле теремок. (дети поднимают вверх руки домиком)

Он не низок, (приседают)

Не высок. (поднимаются на носочках, руки вверх)

На двери висит замок (соединяют руки в замок)

Кто его открыть бы смог? ( вертят замок )

Слева заяц, ёж и мишка. (повороты влево )

Отодвиньте-ка задвижку.(вертят замок)

Справа лисонька и волк. (повороты вправо )

Звери дружно отворяют теремок. (разводят руками в стороны )

6.Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса - рыжая, хитрая.

Заяц - трусливый, робкий.

Медведь - неуклюжий, косолапый.

Белка - проворная, быстрая.

Волк - серый, страшный.

Лось - рогатый, сильный.

Ёж - колючий, хитрый.

Барсук - аккуратный, трудолюбивый.

7. Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)

А вот и ещё задание лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными.

2) медведь, белка , ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет

3) волк , заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

8. Д/и «Собери картинку»

А сейчас каждый из вас получит разрезанную картинку. Вам надо собрать картинку и рассказать о животном по схеме-модели.

(Во время работы звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

9. Рассказы детей о животных по схеме-модели

10.Итог. Рефлексия.

Вот и подходит к концу наше путешествие.

Какие животные встретились нам? (ответы детей)

Что между ними общего?

Ответы детей:

Это дикие животные, Они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу.

Понравилось вам путешествие?

Покажите ладошками.

Скажите, что больше понравилось.

О каких животных вы хотели бы узнать?

А как вы можете узнать новое о животных?

Ответы детей: спросить маму и папу, старших братьев и сестёр, друзей,

воспитателя, посмотреть передачи о животных по телевизору

А сейчас я предлагаю вам вернуться в группу к нашей выставке книг. Здесь вы можете взять энциклопедии о животных и рассмотреть в них картинки.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе

Тема: « Как дикие животные к зиме готовятся»

Программное содержание:

Формировать представление о том, что дикие животные (медведь, белка, заяц, еж) приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закреплять знания детей о повадках диких животных.

Упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных.

Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности, и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Развивать доказательную речь, логическое мышление, любознательность, воображение.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов: волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора, лесничий.

Предшествующая работа: чтение рассказов и стихотворений о диких животных, разгадывание загадок о временах года

Материал к занятию: изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей, фигурки зайца и медведя.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку:

« Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает? (Осенью)

Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме животные. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Ёж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)

Отгадайте о них загадки

Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит... (медведь)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это - хитрая... (лисица)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это... (еж)

Лапки у него и уши,

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик -

Любит есть морковку... (зайчик)

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь - рогатый... (лось)

Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.
(Белка)

Как мы всех этих животных назовем одним словом? Почему?

Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса - рыжая, хитрая.

Заяц - трусливый, робкий.

Медведь - неуклюжий, косолапый.

Белка - проворная, быстрая.

Волк - серый, страшный.

Лось - рогатый, сильный.

Ёж - колючий, хитрый.

Барсук - аккуратный, трудолюбивый.

Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.

Кто будет спать в своих домиках? (Медведь и ёж).

Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.).

Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные? (много кушать).

Правильно, они сейчас должны как следует, есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).

Где спрячется ежик? (В норе).

- Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).

Как же заяц готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)

Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)

Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим, что же осенью делает медведь?

Театр на столе: "Заяц и медведь".

Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

Я-то? Да ем.

А днем?

И днем ем.

А утром?

Тоже ем.

Ну, а вечером?

И вечером ем.

А когда ты не ешь?

Да когда сыт бываю.

А когда ты сыт бываешь?

Да никогда.

Почему медведь ест так много, готовясь к зиме? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

А как готовится к зиме белочка?

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? (В дупле.)

Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)

Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Ребята, как у лисицы называется дом? (нора)

Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово)

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)

Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).

Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

Кто это? (Лось).

Чем питается лось? (Растениями). А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет)

В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много).

Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)

А вот для вас задание от лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными.

2) медведь, белка, ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет

3) волк, заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

Аппликация «Поменяем шубку зайке»

Ребята, сейчас мы говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. (Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия)

Итог занятия

О каких животных мы сегодня говорили? (Заяц, белка, медведь и т. д.)

А как мы их назовём одним словом? (Дикие)

Где они живут? (В лесу)


Ознакомление с окружающим миром

Тема : «Жизнь диких животных зимой»
Цель : формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая : развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.

Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём …
(Зима).Как будет на казахском языке? (қыс )(слайд 1)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).

Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).

Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).

В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация )

3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.

Физкультминутка. «На диване»
4. - Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
(показ иллюстраций)



А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

5.- За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса ) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц) А как будет на казахском языке?(Қоян )
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого ). (слайд 6).


Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей ) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия.
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?

Что такое мышкование?

Что такое линька?

К какой группе животных относятся наши гости?

Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.

Интегрированное занятие: «Звери зимой»

подготовительная группа

Цель: Систематизировать знание детей о жизни диких животных и птиц зимой.

Задачи:

Пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) ;

Активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;

Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивать глазомер, слаженность обеих рук.

Развивать память; самостоятельность, уверенность;

Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся.

2. Беседа «Какие они – звери зимой? »

3. Рассматривание иллюстраций: Какая она зима?; Назовите кто мы?; Кто здесь спрятался?;

4. Загадки о диких зимних зверях.

5. Дидактическая игра «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Помоги белочке собрать грибы»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».

Материал к занятию: диск с музыкальным оформлением, цветные карандаши, альбомные листы, картинки с изображением зимних зверей

Ход занятия:

Воспитатель: (Дети стоят у доски). Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.

Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путе­шествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Гля­дя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.

Заслушиваются короткие рассказы детей .

Как животные к зиме готовятся?

Давайте вспомним с вами, каких птиц мы здесь видим?. (ответы детей )

На первой картинке нарисован дятел - кто это за птица?

Чем полезен и вреден дятел?

Предполагаемые ответы детей:

(Дятлы принадлежат к числу полезных птиц. Причиняемый ими вред – порча древесины, поедание муравьёв, уничтожение семян – ничтожен, особенно в сравнении с пользой, которую они приносят, истребляя опаснейших вредителей леса.)

На второй картинке нарисован снегирь - Что мы можем рассказать о снегире?

Предполагаемые ответы детей:

(Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири . Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самочек наряд более скромный. Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.)

На третьей картинке нарисован воробышек . Что мы можем рассказать об этой птичке?

Предполагаемые ответы детей:

(- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись.)

Воспитатель: Дети, у нас с вами есть еще одна иллюстрация и нам с вами надо посмотреть внимательно и сказать, кто на этой картинке спрятался из зверей?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно! Это волк. А скажите кто такой волк? Он хищник или нет? Чем питается? Где живет? Чем опасен для животных этот зверь?

Предполагаемые ответы детей:

(Волк - типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв.)

Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. (белка)

Хозяин лесной просыпается
весной, а зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой. (медведь)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А теперь давайте с вами поиграем? Д/и: «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».

Воспитатель : Ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка

Только в лес мы зашли

Появились комары.

Руки вверх над головой

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И в вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Кто-то зайку напугал,

Зайка быстро ускакал.

Скачем быстро мы за ним

И домой скорей спешим.

Прыг-скок, прыг-скок,

Очень радостный денек. (М. Мышковская)

Воспитатель: Посмотрите ребята у вас на столах лежат белые как снег листы бумаги и нам надо с вами на них нарисовать зимних зверей.

Выставка рисунков.


Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Дикие животные зимой»
(Старшая группа)
Цель:
расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».
Развивающие:
развивать у детей словообразовательные навыки.Развить координацию речи с движениями.Развивать зрительное внимание.
Воспитательные:
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование:
картинки с изображением диких животных с загадками;запись музыки, массажные шарики.
Ход занятия:
--Дети,посмотрите какая у меня красивая снежинка.Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово,связанное с зимой.(мороз,снег,метель,вьюга,лёд,санки и т.д.)
--На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах.
Назовите их.(ответы детей).
--Легко ли птицам зимой?(нет)
--Как вы думаете,кому ещё зимой приходится трудно?(дик.жив-ым)
--Хотите узнать как зимуют животные в лесу.(Да)
--Давайте отправимся в путешествие,в лес.Только на чём?(ответы)
--Дети,так,как сейчас зима,предлагаю отправиться на лыжах.
--Ну что ж,одевайте(имитируют)шапки,куртки,сапоги и лыжи.
Берём палки и вперёд!(звучит музыка со звуками метели и вьюги).
(выставляется картина «Зимний лес»).
--Вот мы и в лесу.Посмотрите как красиво здесь.Что вы видите на картине?(ответы детей).
--Здесь очень красиво,но мы пришли сюда для того,чтобы узнать как зимуют животные.
(воспитатель подводит детей к картинке, Которая стоит оборотной стороной).--Для того чтобы мы узнали,кто здесь живёт,нужно отгадать загадку:
По снегу бежит-петляет
К лету шубку меняет
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно.(заяц)
(воспитатель поворачивает картинку)--Какой заяц?(трусливый,пугливый,маленький,длинноухий….)
--Какая шубка у него? А летом?(ответы)
--Зачем он меняет её?(ответы детей)
--Есть ли дом у зайца?(ответы детей)
--У зайца какой хвост?(короткий)
--Значит заяц какой?(короткохвостый)
--Что вы можете сказать о лапах?(передние-короткие,а задние-длинные)
--Да,это так.Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги,а потом короткие передние.Поэтому заяц легко взбегает на горку,а вот спуститься с горы ему очень трудно.Есть такая пословица»В гору вскачь,а с горы хоть плач»
--Чем питается заяц?(корой деревьев,замёрзшей ягодой,….
--Значит заяц- это какое животное?(травоядное)
--Ну что,о зайце мы всё узнали,идём дельше.

Загадка: Хвост пушистый,мех золотистый
В лесу живёт,а в деревне кур крадёт.
(лиса)
(поворачиваем картинку)
--Какая лиса?(рыжая,пушистая,красивая…)
--У лисы какой хвост?(длинный)
--Значит лиса какая?(длиннохвостая)
--Как вы думаете,она запасает корм на зиму? Чем она питается?
(ответы детей)
--Под снегом она чувствует,где пробежала мышь или другой мелкий грызун,ловит зайцев.Ну а если не довелось поймать зайца,лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.
--Можем ли мы назвать лису травоядной?
--А как называют таких животных?(хищники)
(идём дельше)
--Дети, а почему мы в лесу не видим ежа?(зимой спят)
--Где спят ежи?(в норках)
--Сейчас я расскажу о еже сказку,а вы мне поможете.
Массаж с колючим мячиком «Маленький ёжик»
(дети стоят в кругу,у каждого в руках массажный мячик)
--Катится колючий ёжик,нет ни головы,ни ножек.
--По ладошке бежит,и пыхтит,пыхтит,пыхтит.
(шарик между ладошками)
--Мне по пальчикам бежит,бегает туда-сюда
--Мне щекотно,да,да,да, уходи колючий ёж
--В тёмный лес,где ты живёшь.
(пускаем мяч по ладошке и ловим подушками пальцев)
(подходим к следующей картинке)
Загадка: Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу(белка)
(поворачиваем картинку)
--Как называется дом, в котором живёт белка?(дупло)
--А как зимует белка?(ответы детей)
--К зиме белка утепляет своё гнездо.Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев,делает запасы,может съесть побеги кустарников и почки деревьев.
--Почему так говорят»Белку ловить-ножки отбить»?(ответы детей)
--Белка очень ловкий и проворный зверёк.целый день прыгает с ветки на ветку.Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.
--Чем служит хвост для белки?(он согревает её в морозы и помогает при прыжках)
--Чем питается белка зимой?(ответы детей)
--Значит белка какое животное?(травоядное)
Пальчиковая гимнастика»Сидит белка на тележке»
(подходим к следующей картинке)
Загадка: День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит бродит он молчком
Уши серые торчком(Волк)
(поворачиваем картинку)
--Какой волк?(серый,лохматый,большой)
--Как называется его дом?(логово)
--Значит чьё это логово?(волчье)
---Что вы знаете об этом животном?(ответы детей)
--Чем питается волк?(ответы детей)
--Значит волк кто?(хищник)
Загадка:Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны?(Медведь)--Как называется жилище медведя?(берлога)
--Значит это чья берлога?(медвежья)
--Кто знает в какое время года у медведицы рождаются медвежата?
--Зимой.Потому,что только зимой у медведя есть дом.
--Пока медведи спят,мы поиграем в игру.
Физ.минутка: «У медведя во бору»
(подходим к следующей картинке)
Этого лесного красавца вы узнаете,если отгадаете
Загадка: Тяжелы рога по весу
Ходит важно он по лесу
Он хозяин,а не гость-
Хмурый и сердитый. (Лось)
(поворачиваем картинку)
--Как вы думаете,чем питается лось?(ответы детей)
--К числу основных кормов лосей относится ива,сосна,осина,рябина--В оттепели они гложут кору.За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг.
--Дети,подумайте и ответьте,могут ли выжить лесные животные без кормов зимой?(нет)
--Кормят и заботятся о лесных животных-лесники.Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания»
--Ну, что ж,наше путешествие закончилось.Пора возвращаться домой.Поехали!!!(имитация езды на лыжах под музыку)
Итог:
--Понравилось ли вам наше путешествие?
--Что нового вы узнали?(ответы детей)
--Будем оберегать птиц и зверей?(Да)