Звезда и смерть зои федоровой. Убийство зои федоровой

December 12th, 2015 , 10:38 pm

Жизнь советской актрисы Зои Федоровой, сыгравшей в таких известных картинах, как "Фронтовые подруги", "Свадьба в Малиновке", "Москва слезам не верит" и многие другие, сложилась, как настоящий триллер. Ей довелось пережить многое: несчастную любовь, обвинения в шпионаже, признание дочерью врага народа, тюремное заключение… Ее земной путь оборвался, когда прозвучал роковой выстрел в затылок. Каков был мотив убийства, следствие так и не установило.


Зоя Федорова на фронте, концерт для воинов Красной Армии

Как это часто бывает, путь к театру и кино Зоя Федорова прокладывала кровью и потом. Родители ее были обычными рабочими, и поэтому отнюдь не благоволили желанию дочери постичь такую необычную, по их мнению, профессию. Чтобы дочь остепенилась и выбросила глупости из головы, отец настоял на том, чтобы она пошла работать бухгалтером в Госстрах. Правда, работала она здесь недолго и все же смогла уговорить родителей дать ей шанс и разрешить поступать в театральное училище.

Зоя Федорова с дочерью

Актерская карьера Федоровой началась с эпизодической роли в фильме "Встречный". Несмотря на то, что при монтаже эпизод вырезали, съемки сыграли роковую роль в ее судьбе. Зоя познакомилась с оператором Владимиром Раппопортом, их роман длился недолго, но за это время мэтр кинематографа проложил начинающей актрисе путь к Олимпу.

Портрет Зои Федоровой

Роман с Раппопортом закончился одновременно с трагическими событиями, происходившими в семье Федоровых. Отца Зои объявили врагом народа, так что девушке ничего не оставалось, как собрать всю волю в кулак и отправиться на личный прием к Берии, чтобы просить о помиловании.

Портрет Зои Федоровой

Как на самом деле складывались отношения Зои Федоровой с Лаврентием Павловичем - доподлинно не известно. Однако через время отца все же удалось вызволить, хоть и прожил он после заключения совсем недолго. Политические обвинения преследовали Зою всю жизнь: в молодости ее возлюбленный, офицер Кирилл Прове был обвинен в шпионаже, позже и она сама попала в тюрьму по аналогичному обвинению. Причиной ареста самой Зои стали ее отношения с американским военным Джексоном Тейтом. Их отношения завязались в годы войны, а после ее окончания стали рассматриваться правительством как преступные, ведь США перестали быть союзником Страны Советов.

Тейта, который на то время жил в СССР, выслали, а Федорову приговорили к 25 годам исправительных работ в лагерях. Женщина попыталась свести счеты с жизнью, но ее спасли и бросили за решетку. Восемь лет она провела в тюрьме, прежде чем дело пересмотрели и выпустили актрису на свободу.

Интересно, что вторая жизнь пришла к Зое Федоровой уже после всех испытаний. Если во фронтовых картинах, снятых в годы войны ("Подруги", "Музыкальная история", "Свадьба") ее героини были молоды и красивы, в них пульсировала сама жизнь, то в "постюремный" период ей доставались только возрастные роли. В эти годы Федорова признана народной артисткой, она появляется во многих знаковых лентах. "Свадьба в Малиновке», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Тени исчезают в полдень», «Москва слезам не верит» - все эти картины до сих пор любимы зрителями.

Закат жизни очаровательной актрисы был трагичен. Казалось, она еще может обрести счастье, ей удалось отыскать возлюбленного Тейта, она наконец воссоединилась с дочерью, с которой много лет была разлучена. Даже хотела переехать жить в Америку, однако внезапно прозвучал тот самый роковой выстрел, причина которого так и не была установлена. Кто был убийцей Зои Федоровой, следствие не установило. Известно лишь то, что женщина сама открыла дверь своей квартиры преступнику, так что есть все основания полагать, что это был хорошо знакомый ей человек.

37 лет назад не стало актрисы Зои Федоровой. Сегодня это дело считается одним из самых таинственных, ведь оно до сих пор не раскрыто. В убийстве бабушки разбирается ее внук Кристофер, который ради этого в очередной раз приехал в Россию из США.

Зоя Федорова считалась одной из самых красивых актрис Советского Союза, но судьба у нее была очень непростой. Звезда фильмов «Подруги» и «Встречный» была приговорена к 25 годам лишения свободы в лагерях строгого режима, подвергалась гонениям из-за связи с иностранным гражданином. А 10 декабря 1981 года Зои Федоровой не стало. Близкие обнаружили актрису в квартире: 74-летняя Зоя Алексеевна сидела за столом, с телефонной трубкой в руках и запрокинутой головой.

Поговаривали, что Федорова была причастна к секретным операциям КГБ, а также входила в «бриллиантовую мафию», занималась скупкой и перепродажей драгоценных камней. Ранее предполагалось, что именно связь с криминальным миром стала причиной ее смерти. Недавно в Россию в очередной раз приехал внук актрисы Кристофер, чтобы поставить точку в этом запутанном деле.

«Мне трудно получить ответ на вопрос о том, что случилось в тот роковой вечер, когда убили мою бабушку. Я считаю, что от меня скрывают правду, и я хотел бы ее узнать», - рассказал Кристофер в студии передачи «Пусть говорят».

В программе появилась вдова племянника актрисы Александра Федорова. Она уверена: Зою Алексеевну убила ее близкая подруга Маргарита Набокова.

«Мы все так думаем: Маргарита договорилась с ней о встрече. Тогда как объяснить, что в день убийства Зоя Алексеевна была в стареньком халате?! К приходу корреспондента или другого чужого человека она бы оделась получше», - выдвинула свою версию Александра Александровна.

Еще один важный момент: в двери Зои Федоровой в день убийства находилась записка от Набоковой, в которой говорилось, что Маргарита приходила к Федоровой, но та не удосужилась открыть дверь. Именно поэтому близкие актрисы предполагают, что этот клочок бумаги стал отвлекающим маневром. Более того, Набокова не попала под внимание правоохранительных органов. Это может говорить о том, что Маргарита являлась исполнительницей преступления. Примечательно: несколько месяцев спустя после смерти Зои Алексеевны не стало и Набоковой.

На передаче также присутствовал историк Федор Раззаков, который написал книгу об убийстве Зое Федоровой. Он собрал все версии об убийстве актрисы, которые существуют на данный момент.

«Преступление совершили профессионалы своего дела. Оно готовилось достаточно долго, составлялся его план. Преступник вошел с улицы, поднялся на чердак. Прошел через три секции, спустился, убил и исчез. Никто его не видел», - Раззаков озвучил свою версию произошедшего.

В конце программы стало ясно одно: данное дело так же продолжает оставаться нераскрытым. Существует много версий, зацепок по этому нему, в круг подозреваемых входят родные и друзья Зои Алексеевны, но имя убийцы так и не названо.

Кристофер Поуи надеется узнать имя убийцы своей бабушки. Знаменитая актриса была застрелена 37 лет назад и, судя по всему, в момент убийства разговаривала по телефону с дочерью Викторией. Наследница артистки могла слышать выстрел и, может быть, знала, кто совершил преступление, но, к сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

ПО ТЕМЕ

Актриса Людмила Стоянова, близкая подруга Виктории Федоровой, рассказала, что дочь знаменитой советской артистки о трагедии в семье старалась не говорить – эта тема была запретной. По ее словам, приятельница единожды обмолвилась о том, что мать никогда не занималась спекуляцией, и бриллиантов в их московской квартире никогда не было.

"Один раз только, когда я была у нее полтора месяца, мы сидели вечером, Джон был на работе. И она первый раз очень аккуратно заговорила о Зое. (…) Она говорит: "Ты знаешь, я не могу пережить, что они маму сделали спекулянткой. Какие-то бриллианты..." И вот тогда прозвучала фраза: "Если они говорят, что у мамы есть бриллианты, так пусть они их отдадут, я им напишу. Но написала она не в 2001 году, а написала она в 2009-м", – сообщила присутствующим в студии Людмила.

Не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток - кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке. [С-BLOCK]

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция - и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ФЕДОРОВА ЗОЯ

ФЕДОРОВА ЗОЯ

ФЕДОРОВА ЗОЯ (актриса кино: «Гармонь» (1934), «Подруги» (1936), «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем», «На границе» (оба – 1938), «Великий гражданин» (1938–1939), «Ночь в сентябре» (1939), «Музыкальная история», «Фронтовые подруги» (1941), «Свадьба» (1944), «Медовый месяц» (1956), «Ночной патруль» (1957), «Девушка без адреса» (1958), «Взрослые дети» (1961), «Это случилось в милиции» (1963), «Пропало лето» (1964), «Операция „Ы“ (1965), „Свадьба в Малиновке“ (1967), „Шельменко-деньщик“ (1971), „Русское поле“ (1972), „Автомобиль, скрипка и собака Клякса“ (1975), „Москва слезам не верит“ и др.; трагически погибла 11 декабря 1981 года на 72-м году жизни).

Федорова была убита в пятницу 11 декабря 1981 года за десять дней до своего 72-летия. Это был обычный будний день начала зимы, и Москва жила в своем привычном ритме. Кажется, ничто не предвещало того, что этому дню будет суждено войти в историю. Криминальных сообщений, поступивших на пульт дежурного ГУВД на Петровке, 38, к восьми вечера было больше трех десятков, но все они относились к разряду «бытовухи»: где-то неосторожный водитель сбил пешехода, пьяный муж избил свою супружницу, компания подростков разбила стеклянную витрину в магазине. И вдруг, в половине девятого вечера, как гром среди ясного неба тревожное сообщение – «огнестрел».

Взволнованный мужской голос сообщил, что в квартире №234 в доме 4/2 по Кутузовскому проспекту обнаружен труп знаменитой киноактрисы Зои Федоровой с огнестрельным ранением головы. К месту происшествия тут же была направлена оперативная группа…

Расследуя это дело, сыщики раскопали много интересных фактов из прошлого актрисы. Например, вновь всплыла история 1945 года, когда Федорова влюбилась в американского военного Джексона Тэйта и родила от него девочку – Викторию (впоследствии популярную киноактрису). Однако эта связь дорого стоила влюбленным: Джексона выслали на родину, а Федорову упекли за решетку, где она просидела до середины 50-х.

Было известно, что осенью 73-го мать и дочь Федоровы внезапно получили весточку от Тэйта. В своем письме, которое пришло на Кутузовский благодаря помощи американки Ирины Керк, он просил у дорогих ему женщин прощения за то, что послужил невольным виновником постигших их бед. Получив это послание, дочь Федоровой Виктория загорелась желанием во что бы то ни стало увидеть своего отца и попросила Керк помочь ей в этом деле. Так началась почти двухлетняя эпопея с ее отъездом в США. Кульминацией этой истории стала статья в «Нью-Йорк таймс» от 27 января 1975 года, в которой рассказывалась история любви морского офицера Джексона Тэйта к советской актрисе Зое Федоровой, их вынужденной разлуке и вновь вспыхнувшей переписке. Статья произвела впечатление на американцев и сразу несколько продюсеров Голливуда изъявили желание снять об этом фильм. Естественно, что вся эта шумиха не прошла мимо официальных советских властей, которые долгое время старательно делали вид, что вся эта история их не касается. Но после того, как она выплеснулась на страницы газет, игнорировать ее было уже нельзя. В конце концов Виктории Федоровой была выдана виза для поездки в США. Весной 1975 года на небольшом островке недалеко от Флориды она наконец встретилась со своим отцом. А уже 7 июня того же года Виктория вышла замуж за пилота Фредерика Пуи и осталась навсегда в США. А что же ее мать, которая осталась в России?

В элитный дом на Кутузовском проспекте Федорова переехала в конце 60-х. Это стало возможным благодаря знакомству Зои Федоровой с Галиной Брежневой, которая по праву считалась первой леди в среде столичной богемы. Она любила появляться в компании разного рода знаменитостей и многим из них частенько помогала в трудные минуты их жизни. Если назвать всех актеров, спортсменов, писателей и других представителей советской элиты, кому Галина помогла в решении самых разных проблем – присвоение очередного звания, выход фильма на экран, получение ордера на новую квартиру, поездка за границу и т. д. и т. п., – то получится весьма внушительный список на несколько десятков страниц. И одним из первых в этом списке окажется имя Зои Федоровой, которой Галина откровенно симпатизировала. Чуть позже интересы дочери генсека и актрисы переплетутся еще теснее, поскольку у них появится одна общая страсть – скупка и перепродажа бриллиантов. Однако если Федорова вынуждена будет заниматься этим делом исключительно из-за финансовых проблем (ее доход состоял из скромной зарплаты в Театре-студии киноактера, разовых гонораров за эпизодические роли, которых становилось все меньше и меньше, и выступлений перед зрителями в программе «Товарищ кино» от Бюро кинопропаганды), то дочь генсека сделала это занятие чуть ли не смыслом своей жизни.

«Бриллиантовый» бум в Советском Союзе пришелся как раз на 70-е годы. Именно тогда советская номенклатура в лице процветающих деятелей культуры, работников ЦК, чиновников из различных министерств и ведомств, жен и детей членов Политбюро взяла за моду собирать коллекции из редких «камней» и «розочек» (так на слэнге именовались бриллианты). Причем денег на это дело не жалели. Учитывая возросший спрос на «камушки», в нужном направлении сориентировался и криминальный мир. В той же Москве существовала целая система, когда под видом скромных пошивочных и ремонтных мастерских действовали пункты скупки и перепродажи бриллиантов, валюты, антиквариата. Поскольку нити от этого бизнеса уходили на самый верх, правоохранительные органы вынуждены были безучастно взирать на существование «бриллиантовой» мафии. Достаточно сказать, что первое в истории КГБ уголовное дело в этой сфере возникло только в 1971 году, причем чекисты вышли на «каменных дел мастеров» совершенно случайно, арестовав в аэропорту Шереметьево гражданина Глода.

Для особенно редких «камней» в Советском Союзе проводились подпольные аукционы, где советские нувориши за баснословные деньги приобретали в свои коллекции эти экземпляры. Большая их часть попадала на подобные торги посредством незаконного отъема у настоящих владельцев. Вот почему многие громкие преступления 70-х имеют «бриллиантовый» след. Например, дело об убийстве Лианозовой – дочери крупного чиновника. Ее убили из-за редкой коллекции драгоценностей, которая так и канула в небытие, скорее всего, осев в чьей-то частной коллекции. Или ограбление квартиры Алексея Толстого, случившееся на рубеже 80-х. Тогда из дома писателя были похищены драгоценности чуть ли не на миллион советских рублей. Самой дорогой пропажей в списке похищенных вещей была брошь – королевская лилия, которая одна тянула на половину похищенной суммы. Кстати, почти все украденное сыщикам удалось вернуть, а вот брошь-лилия бесследно исчезла где-то в Азербайджане.

В «бриллиантовом» бизнесе Зоя Федорова, судя по всему, могла выполнять роль посредника или курьера, который имел возможность беспрепятственно разъезжать по городам Советского Союза. Известно, что Галина Брежнева часто использовала в таких целях некоторых представителей творческой элиты. Самой ей мотаться по Союзу было несподручно (статус первой леди не позволял), зато популярным артистам сделать это было нетрудно. Известен случай, когда в качестве курьера был использован один английский импресарио, привозивший к нам популярных британских исполнителей. Он должен был ехать с гастролями в Волгоград, и Галина уговорила его взять с собой 500 тысяч рублей, на которые ему следовало купить десяток-другой бриллиантов. Значительно позже импресарио понял, зачем дочери генсека понадобились эти «камушки». Вскоре в СССР объявили очередное повышение цен на драгоценные камни почти на 150 процентов, о котором Галина знала заранее. Преобретя бриллианты по старой цене, она, видимо, потом продала их по новой и сорвала на этом приличный куш.

Вполне возможно, что отъезд дочери Федоровой за границу сыграл только на руку тем дельцам, с кем актриса крутила дела на ниве «бриллиантового» бизнеса. Теперь она оказалась у них в еще большей зависимости, поскольку от их воли зависело позволять или нет матери встречаться с дочерью. И Федорова это прекрасно понимала. В те годы выезд за границу, а тем более в США, был делом очень сложным, и далеко не все смертные могли воспользоваться приглашениями даже самых близких родственников. Все решалось на «самом верху». Но Федоровой такую возможность предоставили. В первый раз она выехала в Америку в апреле 1976 года. Там она встретилась со своим бывшим возлюбленным Джексоном Тэйтом и дочерью, после чего вернулась назад. Она имела возможность остаться в Америке навсегда, но почему-то этого не сделала. То ли она была связана каким-то обещанием перед теми, кто отпустил ее в эту поездку, то ли решающую роль сыграли иные причины, например – боязнь за судьбу своих двух сестер и племянников, которые оставались в Советском Союзе.

Между тем это была последняя встреча Федоровой со своим бывшим возлюбленным: в июле 1978 года Джексон Тэйт скончался от рака в возрасте 79 лет. Однако в Америке у Федоровой оставалась дочь, которая раз в год присылала матери приглашения. И дважды актриса беспрепятственно вылетала в Америку. Осенью 1980 года Федорова получила очередное приглашение от дочери и в четвертый раз начала собираться в поездку. Но на этот раз дело внезапно застопорилось. Дело в том, что незадолго до этого в США вышла книга Виктории Федоровой «Дочь адмирала», которую в Советском Союзе расценили как антисоветскую. На этом основании ОВИР стал отказывать актрисе в выдаче паспорта. Узнав об этом, Виктория предприняла попытку вытянуть мать к себе по своим, американским, каналам. Она обратилась за помощью к сенатору Брэдли. Но он ответил, что если бы ее мать просилась в эмиграцию, то он бы сумел оказать какую-то помощь. Но об этом ведь речь не идет. В таком случае брежневская администрация вправе заявить, что давать или не давать выездной паспорт для поездки в гости – сугубо внутреннее дело. В начале декабря 80-го Виктория позвонила матери в Москву и передала ей суть этого разговора. В ответ та произнесла загадочную фразу: «Меня скоро убьют». Однако закончила она разговор на оптимистической ноте: мол, в ближайшую среду вновь пойду за паспортом.

Утром 9 декабря Зоя Федорова пришла в ОВИР, но опять ничего не добилась. В порыве гнева актриса заявила в глаза чиновнику, решавшему ее участь: «Если меня, русскую до последней капельки, патриота России не выпустят в гости к дочери и внуку, я подам на эмиграцию…»

Свой последний день 11 декабря Зоя Федорова провела дома. С утра она села за телефон и принялась обзванивать своих друзей, пытаясь решить ряд насущных для себя проблем. О том, насколько эти проблемы были для нее важны, говорит хотя бы такой факт: она отказала своему племяннику в визите, хотя еженедельно он посещал ее именно в этот день – в пятницу. То ли актриса не хотела, чтобы кто-то ей мешал, то ли в этот день у нее было назначено свидание с человеком, которого она не хотела показывать племяннику.

Рассказывает дочь актрисы Виктория: «Мама позвонила своей приятельнице Маргарите около десяти утра и сказала: приезжай, попьем чай, потому что я потом должна уходить. Маргарита сказала: хорошо, я сейчас не могу, но часам к 12 приеду. Около 12 она приехала, зная, что мама дома. В доме, в квартире у мамы, очень громко играло радио, орало просто, и Маргарита звонила в дверь очень долго. Кроме этого орущего радио, она ничего не слышала. Ее стало все это очень беспокоить, она позвонила моему двоюродному брату, чтобы он приехал с ключом. Когда она вернулась, радио уже не орало. То есть кто-то из маминой квартиры вышел. Маргарита думает, что вот в эти 20 минут, в которые она ушла позвонить, этот человек вышел. Она думает, что, когда она звонила в дверную кнопку, этот человек был там…»

Когда племянник актрисы вошел в квартиру, его взору открылась страшная картина. Хозяйка сидела за столом, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью. Женщина была мертва. Племянник бросился к соседям, откуда и произвел звонок на Петровку, 38. Спустя каких-то несколько минут к месту происшествия прибыли оперативники ближайшего – 123-го – отделения милиции и МУРа.

Согласно экспертизе, Федорова была убита из огнестрельного оружия. Убийца подошел к жертве сзади и выстрелил в затылок. Пуля вышла через глаз. Выстрел был произведен из пистолета бельгийского производства системы «Зауэр», модели 38, калибра 7,65 мм. В момент выстрела актриса сидела за столом, на котором в беспорядке находились различные предметы домашнего обихода, бумаги с телефонными номерами и адресами. Телефонная трубка была крепко зажата в руке убитой.

Для расследования этого громкого убийства была создана мощная оперативно-следственная бригада, в которую вошли настоящие асы своего дела: следователи столичной прокуратуры, сыщики МУРа и угро УВД Киевского райисполкома, а также один представитель КГБ. Присутствие последнего объяснялось просто: во-первых, убийство знаменитой актрисы проходило по категории резонансных, и Лубянка не могла остаться в стороне от него, и во-вторых – связи покойной с «бриллиантовой» мафией вызывали повышенный интерес у КГБ.

Первый вопрос, который задали себе сыщики: каким образом убийца проник в квартиру жертвы. Согласно показаниям многочисленных свидетелей, Федорова отличалась крайней осторожностью. Имея дела с «бриллиантовой» мафией, она прекрасно понимала всю степень риска, который сопутствовал ее деятельности. Во всяком случае никто из ее соседей и даже техник-смотритель ни разу (!) не были у нее дома. Узнав человека через «глазок» двери, Федорова обычно просила гостя спуститься вниз и подождать ее во дворе. Там и происходила встреча. Тех людей, кого актриса все-таки впускала в свой дом, можно было пересчитать по пальцам: в их число входили близкие родственники, та самая подруга, которая приходила к ней в роковой день, да еще несколько человек, в том числе и те, кто был связан с «бриллиантовой» мафией. Подруга рассказала сыщикам, что незадолго до убийства она стала свидетелем появления этих людей у Федоровой: между ними состоялся какой-то торг, видимо, по поводу бриллиантов. Сыщики затем установили, что убитая неплохо разбиралась в ценах на драгоценные металлы и дорогие камни. Однако в самой квартире покойной никаких «камней» найдено не было: только 60 пустых коробочек из-под ювелирных изделий и большое количество чемоданов, ящиков и нераспакованных коробок с вещами. Так и осталось неизвестным, куда подевалось содержимое коробочек из-под драгоценностей: то ли Федорова сама избавилась от них, то ли их прихватил убийца. Однако если вторая версия верна, остался без ответа другой вопрос: почему преступник не взял деньги, находившиеся здесь же?

Судя по всему, преступник проник в квартиру актрисы элементарно: она впустила его сама. Значит, пришедшего она хорошо знала. Вот почему она выставила на стол две чашки, пирожные. Смерть настигла ее в тот момент, когда она хотела кому-то позвонить, что опять указывает на близкое знакомство с убийцей: при постороннем человеке Федорова не стала бы обсуждать свои личные дела по телефону.

Сыщики выдвинули сразу несколько версий убийства. Приоритетными были четыре: убийство на почве «бриллиантового» бизнеса, с целью ограбления, по личным и политическим мотивам. Последняя версия отпала быстрее всех. Сыщики раскопали, что Федорова грозилась подать на эмиграцию из страны в случае, если ее не выпустят погостить у дочери в США, однако вопрос о том, кому было выгодно убивать ее за это, так и повис в воздухе.

Версия убийства с целью ограбления «хромала» по одной причине: следов активного поиска драгоценностей в квартире обнаружено не было. А что это за грабитель, который ничего в доме у жертвы не ищет? Хотя был другой вариант: преступник точно знал, где что находится и поэтому беспорядка не устраивал.

Третья версия – убийство по личным мотивам – тоже ни к чему не привела. Оказалось, что у актрисы было не так много недоброжелателей, но даже среди них не нашлось человека, которому покойная могла «насолить» настолько, чтобы тот взялся за пистолет.

И, наконец, четвертая версия – убийство, связанное с «бриллиантовым» бизнесом. Долгое время она выглядела предпочтительнее всех остальных. Однако и отработать ее оказалось намного сложнее. В записных книжках покойной сыщики насчитали 2032 телефонных номера, 1398 почтовых адресов, из которых 971 были московские и 427 – иногородние. Чтобы проверить их все, понадобилась не одна неделя. Однако эта проверка ничего и не дала. В ходе работы над этой версией в поле зрения сыщиков попали весьма высокопоставленные деятели, которые имели контакты с покойной по «бриллиантовым» делам. Однако, чтобы допросить этих людей требовалось указание свыше, которое, естественно, не последовало. Кто же позволил бы в 81-м году вызвать на допрос ту же Галину Брежневу?! Однако именно эта версия, скорее всего, и таит в себе разгадку этого преступления. Вспомним: после того как Федоровой отказали в очередной поездке к дочери в Америку, она стала грозить эмиграцией. Что, если она в отчаянии отправилась к кому-то из тех высокопоставленных деятелей, с кем была связана по «бриллиантовым» делам, и попросила помочь с получением визы. Однако и там получив отказ, не нашла ничего лучшего как начать шантажировать этого деятеля. А в том, что Федорова действительно знала очень много про темные делишки элиты, проживающей на том же Кутузовском проспекте, сомневаться не приходится. Видимо, этим она и подписала себе смертный приговор.

Между тем даже после смерти знаменитая актриса не знала покоя. Родной «Мосфильм», на котором она проработала не один десяток лет, отказал в том, чтобы выделить зал для гражданской панихиды. В то же время ОВИР не позволил дочери актрисы Виктории приехать в Москву на похороны матери. Над дочерью откровенно издевались: «Кто такая Зоя Федорова? У нас на нее нет никакой информации…» Возмущенная подобным заявлением, Виктория положила свой советский паспорт в конверт и отправила его в посольство СССР.

В течение нескольких дней родственники погибшей обивали пороги начальственных кабинетов, пытаясь похоронить ее на одном из городских кладбищ. Наконец с превеликим трудом удалось выбить место на Ваганьковском. На похороны пришли более тысячи человек, хотя власти делали все возможное, чтобы это мероприятие осталось в тайне – надвигалось 75-летие Леонида Брежнева и в столице готовились пышные торжества по этому поводу. По мнению устроителей праздника, смерть даже знаменитой актрисы не должна была испортить юбилей.

Два месяца следственно-оперативная бригада билась над разгадкой тайны гибели Зои Федоровой. Однако несмотря на все старания лучших следователей прокуратуры и сыщиков угро, найти организаторов и исполнителей этого преступления так и не удалось. Дело перешло в разряд «глухих». Не способствовало успешному исходу этого дела и давняя вражда между главами двух ведомств, участвовавших в расследовании преступления: министра внутренних дел Николая Щелокова и председателя КГБ Юрия Андропова. О том, каких масштабов достигла эта взаимная неприязнь говорит хотя бы такой факт: спустя месяц после убийства сотрудники КГБ под покровом ночи провели на Ваганьковском кладбище эксгумацию тела Зои Федоровой. Видимо, чекисты не слишком доверяли акту экспертизы, проведенному сотрудниками МВД.

Чуть позже в Москве стала усиленно муссироваться версия о том, что к гибели знаменитой актрисы непосредственно причастен Щелоков. Официально эту версию впервые обнародовал в конце 80-х писатель Юрий Нагибин в своем рассказе «Афанасьич». Согласно этой версии, Щелоков заказал убийство Федоровой после того, как узнал о существовании в ее коллекции редкого колье, которое он пожелал подарить своей супруге – большой любительнице «камней». О том, каким образом колье попало в коллекцию актрисы, Нагибин ничего не сообщает, между тем на этот счет существует еще одна версия. Согласно ей, в середине 40-х дорогую вещь Федоровой подарил ее возлюбленный – Джексон Тэйт. Многие годы этот подарок находился в коллекции актрисы, напоминая ей о счастливом времени, проведенном вместе с возлюбленным. В 1980 году актриса попыталась увезти колье к дочери в Америку, однако таможня не позволила ей этого сделать, объявив, что на такую ценную вещь необходимо специальное разрешение. Федорова отправилась за этим разрешением, но через несколько дней была убита. Позже это колье якобы было обнаружено среди вещей застрелившегося генерала Щелокова.

Версия Нагибина выглядит красиво, но малоправдоподобно. Первым ее разоблачителем был другой известный писатель – Юлиан Семенов. В своей повести «Тайна Кутузовского проспекта» он мотивировал свои сомнения следующим аргументом. Федорова часто устраивала «левые» концерты артистов, и МВД было прекрасно об этом осведомлено. Поэтому убивать актрису не требовалось. Достаточно было завести на нее уголовное дело, прийти с обыском и конфисковать бесценную реликвию.

По мнению другого литератора – драматурга Эдуарда Володарского – убить Федорову мог ее зять – первый муж Виктории Фредерик Пуи (кстати, она сама считает эту версию правдоподобной). Они прожили около семи лет, у них родился ребенок. Муж знал, что его теща занимается бриллиантовым бизнесом и, когда развелся с Викторией, вполне мог на них позариться. «Он был такая гадина!» – заявила однажды Виктория. В начале 80-х, разведясь с дочерью актрисы, бывший зять, будучи летчиком, часто летал рейсом Москва – Нью-Йорк. Он мог прилететь в СССР и в промежутках между рейсами наведаться к Зое. Та была крайне недоверчива и чужим людям дверь никогда не открывала. Но своему бывшему зятю она доверяла, хотя тот и развелся с ее дочерью. У них был общий ребенок, что не позволяло Федоровой не пускать его к себе в дом. Известно, что Федорову обнаружили мертвой с телефонной трубкой в руках, а на столе стояли две чашки кофе, пирожные. Значит, она принимала в доме гостя, которого хорошо знала. Вину бывшего зятя косвенно подтверждает и то, что вскоре после гибели Федоровой он неожиданно занялся крупным бизнесом, хотя до этого больших средств на это у него не было. Не стали ли бриллианты Федоровой стартовым капиталом для бывшего зятя?

Несмотря на то, что дело по факту убийства Зои Федоровой перешло в разряд «висяков», сыщикам, распутывавшим его, видимо, были известны имена тех, кто заказал устранение актрисы. Иначе чем объяснить тот факт, что в сентябре 1984 года Виктория Федорова прислала в МУР письмо, в котором благодарила сыщиков «за найденную справедливость». Однако по непонятным до сих пор причинам подозреваемые так и не были привлечены к уголовной ответственности, их имена так и не стали достоянием гласности.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ФЕДОРОВА ЗОЯ ФЕДОРОВА ЗОЯ (актриса кино: «Гармонь» (1934), «Подруги» (1936), «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем», «На границе» (оба – 1938), «Великий гражданин» (1938–1939), «Ночь в сентябре» (1939), «Музыкальная история», «Фронтовые подруги» (1941), «Свадьба» (1944), «Медовый месяц» (1956), «Ночной

Из книги "АукцЫон": Книга учёта жизни автора Марголис Михаил

Дискография Леонида Федорова «Четыресполовинойтонны» (1997)«Зимы не будет» (2000)«Анабэна» (2001)«Лиловый день» (2003)«Горы и реки» (2004)«Джойс» (2004)«Таял» (2005)«Безондерс»(2005)«Красота» (2006)«Романсы» (2007)«Сноп снов» (2008)«Волны» (2009)«РАЗИНРИМИЛЕВ» (2010)«Wolfgang»

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Несгибаемая Зоя Зоя ФЕДОРОВА Зоя Федорова была уже известной актрисой, когда в 1936 году ее отца причислили к «врагам народа». Причем повод был высосан из пальца. В том году тяжело заболела мать актрисы (у нее обнаружили рак), и отец нашел для нее частного врача, который

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Федорова, Надежда Есть такая.Увы, все остальное - то же, что и Аксенова В (см). Кроме констатации наличия сией - более сообщить не имею ничего совершенно.Хотя и знаком, и выпивал совместно, и -, а вот так.И более никак.Так что пускай кто-нибудь присылает мне сведения о Ф., я их

Из книги Четыре жизни. Происхождение и родственники [СИ] автора Полле Эрвин Гельмутович

Фёдорова Эльвира Эрвиновна Эльвира родилась в воскресенье 16 февраля 1964 г. в полдень, точнее в 12.25. Когда в ночь на субботу у Нины начались периодические боли в животе, она не придала им значения, но я рано утром потащил её в консультацию, оказалось, начались схватки с

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Зоя ФЕДОРОВА Зоя Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Ее отец - Алексей Федоров - был рабочим-металлистом на одном из заводов и был на хорошем счету. Его жена - Екатерина Федорова - нигде не работала и воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Зоя ФЕДОРОВА У знаменитой советской киноактрисы («Подруги», «Девушка без адреса», «Свадьба в Малиновке» и др.) была достаточно бурная личная жизнь, которая оставила свой трагический отпечаток на всей ее дальнейшей судьбе.После окончания школы Федорова устроилась

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ФЕДОРОВА Зоя ФЕДОРОВА Зоя (актриса кино: «Гармонь» (1934; главная роль – Маруся), «Подруги» (1936; главная роль – Зоя), «Шахтеры» (1937; Галя), «Человек с ружьем», «На границе» (Варя Власова) (оба – 1938), «Великий гражданин» (1938–1939; главная роль – Надя), «Ночь в сентябре» (1939; Дуня),

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

11 декабря – Зоя ФЕДОРОВА 11 декабря 1981 года, примерно в шесть часов вечера, племянник одной знаменитой советской киноактрисы услышал в телефонной трубке взволнованный голос близкой подруги своей именитой тетки. Подруга просила его срочно приехать к дому на Кутузовском

Из книги Расстрелянные звезды. Их погасили на пике славы автора Раззаков Федор

Выстрел в затылок Зоя Федорова З. Федорова родилась в Петербурге 21 декабря 1909 года. Ее отец, Алексей Федоров, трудился рабочим-металлистом на одном из заводов и был на хорошем счету. Его жена, Екатерина Федорова, нигде не работала и воспитывала трех дочерей, среди которых

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Валентина ФЁДОРОВА (КШУМАНЕВА) 24). Валентина ФЁДОРОВА (КШУМАНЕВА) - Кундуз, в/ч пп 39705, Ташкурган в/ч пп 65753, продавец, 1982-83 г.г.:В Афганистан поехала, чтобы хоть как-то выжить, надоело безденежье.Работала в огромном магазине самообслуживания в г. Пенза.А кто работал в

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Зоя Фёдорова Зоя Алексеевна Фёдорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Её отец - Алексей Фёдоров - был рабочим-металлистом на одном из заводов и был на хорошем счету. Его жена - Екатерина Фёдорова - нигде не работала и воспитывала сына и трёх дочерей, Зоя была

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

Из книги Автомат Калашникова. Символ России автора Бута Елизавета Михайловна

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

МОСКВА ВРЕМЕН ИВАНА ФЕДОРОВА Столица древняя, родная… К. С. Аксаков Место, где родился первопечатник, доподлинно неизвестно, но существует целый ряд гипотез, высказанных разными исследователями по этому поводу.Согласно самой распространенной из них Иван Федоров

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич