Все мировые общества делятся на какие типы. Типология общества

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространенатипологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.



Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.



3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:

1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;

2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;

3) рефлексивнаяпредметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

В процессе развития социологии сложилось множество подходов к классификации обществ. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют

    тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни),

    демократические (население может влиять на государственные структуры)

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, основой которой является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются пять типов обществ:

    первобытнообщинное общество , которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

    рабовладельческое общество , специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

    феодальное общество , основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

    буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

    коммунистическое общество , которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества .

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.

Индустриальное общество - в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества . Основой преобразования индустриального общества в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

Другая типология делит все общества на простые и сложные . Критерием выступает степень социального расслоения.

Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

Существует множество подходов к классификации типов общества. При этом среди них не существует единственного общепризнанного.

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

1.ЭКОНОМИКА.
Натуральное сельское хозяйство В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг.
Примитивные ремёсла Машинная техника Компьютерные технологии
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
Экстенсивная экономика Интенсивная экономика Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
Ручные орудия труда Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
Зависимость от природно-климатических условий Независимость от природно-климатических условий Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
Медленное внедрение в экономику инноваиций. Научно-технический прогресс. Модернизация экономики.
Уровень жизни основной массы населения невысокий. Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. Высокий уровень и качества жизни людей.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий.
3. ПОЛИТИКА.
Господство церкви и армии Возрастает роль государства. Политический плюрализм
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм.
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА.
Нормы, обычаи, верования. Непрерывное образование.
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. Секуляризация сознания.Появление атеистов. Свобода совести и вероисповедания.
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
Преобладание устной информации над письменной. Господство массовой культуры. Наличие разных видов культуры
ЦЕЛЬ.
Приспособление к природе. Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем.

Выводы

Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения

(существовало до капитализма).

Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания(период капитализма)

Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

  1. По наличию письменности:

дописьменные

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Пояснение терминов

Термины, понятия Определения
индивидуализм сознания стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
меркантилизм цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
провиденциализм фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
рационализм преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
секуляризация процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии
урбанизация рост городов и городского населения

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Общество, прежде чем приобрело современный вид, прошло в своём развитии несколько стадий (ступеней).

Существуют различные научные подходы по вопросу развития общества.

Современные социологи разделили всемирную историю на три эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

А современные антропологи (учёные, изучающие становление и развитие человека) все общества с древнейших времён до наших дней подразделили на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество. В основе этого деления - способ добывания средств к существованию и формы хозяйствования.

Остановимся более подробно на каждом из типов обществ.

Общество охотников и собирателей

Самыми древними способами добычи пропитания для человека были охота и собирательство. Поэтому первой ступенью в человеческой истории учёные называют общество охотников и собирателей.

Оно состояло из родовых общин - групп численностью от 20 до 60 человек, связанных кровным родством. Для пропитания им требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам и собирателям в поисках добычи приходилось передвигаться на очень большие расстояния и у них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные стоянки, где мужчины, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.

Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в Северной Африке учёные обнаружили миллионы раковин земляных улиток.

Таким образом, в древности люди не производили всё необходимое для удовлетворения своих потребностей, а брали то, что в готовом виде давала природа. Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей переселялись на другие места, т.е. вели кочевой образ жизни.

Это был самый продолжительный период истории человечества. Учёные называют его «детством» человеческого общества. Несмотря на то что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях нашей планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории - племена кочующих охотников и собирателей. Их можно встретить в Австралии, на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.

    Дополнительное чтение
    Современные охотники и собиратели
    Аборигены - коренные жители Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет. До сих пор ещё не все аборигены перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады - охотники.
    Коренное население штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон занимается собирательством. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели. В мире существует около 5 тыс. таких групп народов, общей численностью около 300 млн человек. Они проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города.

Используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, приведите примеры народов, которые в настоящее время продолжают жить благодаря охоте и собирательству.

Общество огородничества

Когда численность человечества выросла настолько, что охота и собирательство перестали давать достаточно пропитания, люди перешли к следующей ступени общественного развития - огородничеству. Люди выкорчёвывали часть леса, сжигали пни, сажали клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные.

На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он ещё не стал главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.

Общества земледельцев и скотоводов

Огородничество было переходной формой хозяйствования: от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - сохе или плугу (вначале деревянным, а позже - железным).

Так появилось земледелие. Вспашка земли, сев и сбор урожая - основные этапы этого трудоёмкого занятия.

Какой этап земледельческих работ изображён на картине художника Константина Маковского?

Жители Ближнего Востока (это территория таких современных государств, как Израиль, Ирак, Иран, Сирия, Турция) стали первыми земледельцами. Они начали засевать и обрабатывать землю, из дикой пшеницы вырастили культурные злаки.

Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни.

Охотники постепенно поняли, что лучше сразу не убивать пойманных ягнят и козлят, а выращивать их, чтобы потом получать от них молоко и шерсть. Да и мяса от взрослого животного получить можно больше, чем от детёныша. Так постепенно люди приручили диких животных, и возникло скотоводство.

Появление земледелия и скотоводства означало, что люди перешли от присвоения того, что давала им сама природа, к производству необходимых продуктов.

Всё большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремеслом. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Так появилась торговля и торговцы.

Возникают города, государства, письменность. Города становились сосредоточением торговой, ремесленной, культурной жизни.

От аграрного общества к индустриальному

Общества огородников, скотоводов и земледельцев многие учёные объединяют в одну ступень развития, которую называют доиндустриальным или аграрным обществом.

В аграрном обществе почти все люди занимаются сельским хозяйством. Это общество называют ещё традиционным, потому что жизнь людей в нём была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям. В аграрном обществе господствовал ручной труд. Со временем ручной труд перестал удовлетворять потребности растущего населения, поэтому были изобретены машины.

С помощью машин можно было произвести гораздо больше важных для людей вещей и продуктов питания.

Более 250 лет назад на смену аграрному обществу пришло индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность - индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наёмных работников, появлением тысяч новых профессий, большинство из которых не были известны аграрному обществу. Основная часть промышленности сосредотачивается в городах, которые начинают играть главную роль.

На смену аграрному обществу пришло индустриальное, в котором уже преобладала промышленность. Как изменился труд людей с изобретением парового двигателя, с появлени­ем машин?

Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть - аграрным.

    Советуем запомнить!
    Аграрное общество - тип общества, в котором преобладает сельское хозяйство.
    Индустриальное общество - тип общества, в котором преобладает промышленность.
    Постиндустриальное (информационное) общество - тип общества, в котором главную роль играют знания и информация.

Постиндустриальное общество

Наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, хранения, контроля и передачи информации). На передачу и распространение информации направлены мощные технические средства - от радиостанций и спутникового телевидения до мобильных телефонов, компьютеров и Интернета. В информационном обществе больше всего ценятся знания, а учиться приходится всю жизнь.

В постиндустриальном обществе подавляющее большинство людей трудится в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей.

Какие черты постиндустриального общества отражают фотографии?

    Подведем итоги
    Человеческое общество прошло несколько ступеней в своём развитии: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество. Учёные выделяют также аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества. Каждая ступень характеризуется определёнными способами добывания средств существования, формами хозяйствования.

    Основные термины и понятия
    Типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Проверьте свои знания

  1. Какие ступени в развитии человеческого общества выделяет наука?
  2. Объясните значение понятий: «аграрное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество».
  3. Перечислите отличительные черты постиндустриального общества и кратко охарактеризуйте их.
  4. Проследите, как изменялись занятия и способы хозяйственной деятельности людей от одной ступени развития к другой. К каким переменам в жизни людей они привели?

Практикум

Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.

Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.

Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.

Характеристика индустриального общества

Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.

Характеристика постиндустриального общества

Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.