В какие международные организации входит россия. Участие российской федерации в международных организациях

Участие в международных организациях России

В условиях нарастающей глобализации мирового сообщества растет значение международных организаций и сотрудничества государств. В современном обществе государства-одиночки не способны отстоять и защитить свои интересы. Благодаря интеграционным объединениям и сотрудничеству между странами каждое государство получает возможность быть поддержанным союзниками. В современном мире существуют сотни организаций, в которых участвуют практически все государства мира. Они помогают странам и народам, проживающим в них, лучше понять друг друга, способствуют развитию торговли и экономических отношений, культурному обмену. Поэтому большинство государств стремится к широкому участию в международных организациях.

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮТ

Принципы деления международных организаций:

Географический

По сфере их деятельности

По географическому принципу международные организации можно разделить на две группы.

Большинство всемирных организаций входит в систему Объединённых Наций, т. е. в союз, включающий в себя почти все страны мира. Региональные организации образованы в интересах стран какого-либо региона Организация американских государств (ОАГ) или Европейский Союз (ЕС). В них могут вступать только те страны, которые расположены в определённом регионе. Однако бывают и исключения из правил. В качестве примера можно назвать Организацию Североатлантического договора (НАТО). Вопреки названию, в эту организацию входят также государства, не имеющие прямого выхода в северную часть Атлантического океана, например Турция.


Имеется ряд международных организаций, перед которыми стоит сразу несколько целей и задач. Так, Организация стран - экспортёров нефти (ОПЕК) занимается решением экономических и политических задач. К комплексным, т. е. решающим множество разнообразных задач, международным организациям можно отнести Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организацию Объединённых Наций (ООН). Эти организации сотрудничают в области политики, экономики и культуры.

Геофокус

ООН - это уникальное международное сообщество, имеющее целью способствовать поддержанию и укреплению мира, экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов. В апреле-июне 1945 года на конференции в Сан-Франциско представители 51 государства одобрили и подписали текст Устава Организации Объединенных Наций. Эмблемой ООН и одновременно символом мира стал земной шар, обрамленный оливковой ветвью. В настоящее время более 15 структур ООН оказывают содействие Правительству населению Российской Федерации в решение следующих основных задач социально-экономического развития страны.

УЧАСТИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Россия стояла у истоков создания многих международных организаций, например Лига Наций. Она была образована в 1919 г. Лига Наций явилась предшественницей современной Организации Объединённых Наций. Перед Лигой стояли две цели: развитие сотрудничества между народами и сохранение мира и безопасности. Однако эта организация не смогла достичь своих целей и помешать началу в 1939 г. Второй мировой войны. После Второй мировой войны возникло много новых международных организаций. Пожалуй, главной из них является Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. Перед ней стояли те же цели, что и перед Лигой Наций. Но, в отличие от своей предшественницы, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и даже вооружённые силы для поддержания мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в создании ООН и как держава - победительница во Второй мировой войне вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации.

Генеральная ассамблея ООН в Нью-Йорке

РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

Геофокус

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 55 государств-участников, расположенных на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Россия принимает участие в двух региональных европейских организациях - Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС). Совет государств Балтийского моря был основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона. Основные области сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море - одно из самых загрязнённых. "Общее" море послужило причиной создания и другой региональной организации европейских государств - Черноморского экономического сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Турции - Анкаре. В неё вошло 11 стран (включая Россию), с общим населением более 400 млн человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации - развитие политических и экономических связей причерноморских государств. Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия ещё не достигла, с точки зрения европейских партнёров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнёром России. Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада Советского Союза. Постепенно в неё вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). Россия играет в Содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации. Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека.

Геофокус

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик. Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Существуют организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим или географическим - участвовать не может. Однако сотрудничество со многими из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским союзом и Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК).

Геофокус

НАТО является военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. НАТО - межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса.

Штаб-квартира НАТО в Брюсселе

Штаб-квартира ООН

В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и задачи этой организации, так как потенциальных военных противников у неё не стало. НАТО создаёт систему военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для государств, которые, не являясь членами Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая раньше добывалась только с помощью разведки. Но НАТО не спешит принять в свои ряды Россию, так как считает её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему. Несмотря на разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве. Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке часто происходят сильные изменения цен на нефть, что очень невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые добывают и экспортируют большую часть мировой нефти. После распада СССР экономика России стала ещё сильнее зависеть от экспорта нефти и газа. Поэтому нашей стране стало необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке.

Организация Объединенных Наций (ООН) – , учрежденная на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН подписан 26.06.1945 г. представителями 50 государств и вступил в силу 24.10.1945 г. В составе ООН (2007 г.) 192 государства. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд, Секретариат. Штаб-квартира - в Нью-Йорке ().

Совещания «Большой Семерки» – встречи в верхах руководителей семи наиболее развитых в экономическом отношении стран – США, . С1996 г. в обсуждении политических проблем принимает участие , в связи с чем такие саммиты стали носить название – Совещания «Большой Восьмерки».

Организация Североатлантического договора (НАТО) – международная военно-политическая организация, созданная на основе подписанного 4 апреля 1949 г. в соглашения. Объединяет 26 стран (2007 г.). Высший орган - Североатлантический совет, состоящий из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводящий свои заседания не реже одного раза в неделю под председательством Генерального секретаря НАТО. Решения совета принимаются единогласно. Высший орган военной организации блока - Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на уровне министров обороны. Штаб-квартира - в ().

Европейский Союз (ЕС) – крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. Образован в 1993 г. Включает (2007 г.) 27 государств - полноправных членов. Между Россией и ЕС действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Основные органы ЕС: Европейский Совет (на уровне глав государств и правительств), Европейский парламент (сессии в Страсбурге или Брюсселе), Совет ЕС (Совет министров), Комиссия Европейских сообществ (неофициальное название – Европейская комиссия), Европейский Суд, Палата аудиторов.

Всемирная торговая организация (ВТО) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования международной торговли и регламентирования торговой и тарифной политики стран-участниц (150 государств). Учреждена в 1995 г. Ведутся переговоры о вступлении в ВТО России. Штаб-квартира – в Женеве ().

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная организация, созданная в декабре 1991 г. для координации деятельности бывших республик СССР (Союза Советских Социалистических Республик) в политической, экономической, культурной, военной и других областях. В составе СНГ 12 государств (Азербайджан, Белоруссия, Киргизия, Россия, ). Основные органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека; постоянно действующий исполнительный и координирующий орган – Координационно-консультативный комитет, при котором имеется Исполнительный секретариат; действуют отраслевые органы (Межгосударственный экономический совет, Совет коллективной безопасности, Комитет секретарей Советов безопасности, Штаб по координации военного сотрудничества и др.). Штаб-квартира – в Минске (Белоруссия).

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - международная военно-политическая организация на территории СНГ, созданная в 2002 г. Входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия Таджикистан, Узбекистан; наблюдатели - Молдавия, Украина. Штаб-квартира - в Москве.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, в которую входят 6 государств (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан, Узбекистан). Официальные рабочие языки - русский и китайский. Предшественницей ШОС была «Шанхайская пятерка», образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 г.) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.). Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии - . Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления названия. 14-15 июня 2001 г. на встрече глав шести государств в Шанхае было объявлено о создании ШОС. В качестве основных целей организации провозглашаются поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Основные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Секретариат (находится в ).

Организация Исламская Конференция (ОИК) - международная межправительственная организация. Создана в сентябре 1969 г. в (). Цель организации- борьба за единство и солидарность мусульманских стран и их сотрудничество в экономической, культурной и духовной областях. Среди определенных Уставом задач организации- защита достоинства, независимости и национальных прав всех мусульманских народов. Регулярно созываются сессии Конференции министров иностранных дел. В1975 г. ОИК предоставлен статус наблюдателя при ООН. Штаб-квартира - в Джидде ().

Лига арабских государств (ЛАГ) - международная организация, объединяющая 21 страну и Организацию Освобождения Палестины (на правах члена). Соглашение о создании Лиги подписано на конференции в 22 марта 1945 г. Высший орган - Совет Лиги, в котором каждый член имеет один голос. Совет собирается в марте и сентябре, чрезвычайные сессии могут созываться по просьбе членов. Другие структуры ЛАГ - секретариат, экономический совет, объединенный комитет обороны, различные постоянные комитеты. В 1950 г. Лиге был предоставлен статус наблюдателя при ООН. Штаб-квартира - в Каире ().

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - международная отраслевая организация нефтеэкспортирующих стран. Создана в 1960 г. на международной конференции в Багдаде, включает 12 стран. Основная задача организации - регулирование объемов добычи нефти и цены нефти на мировом рынке в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Штаб-квартира в - Вене ().

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная организация в бассейне . Формально сохраняя консультативный статус, АТЭС к настоящему времени превратилась в действенный и авторитетный механизм согласования позиций по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества. Важнейшие органы - ежегодные саммиты глав государств и правительств и приурочиваемые к ним встречи министров иностранных дел и торговли, а также секторальные встречи министров и совещания старших должностных лиц. В рамках АТЭС все решения принимаются на основе консенсуса. Штаб-квартира - в .

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональная международная организация. Основана 8 августа 1967 г. в Бангкоке. АСЕАН проводит курс на содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. Высший орган - встреча глав государств и правительств, проводящаяся раз в три года. Ежегодно проходят встречи министров иностранных дел. Текущее руководство осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. Штаб-квартира - в ().



Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР и заняла его место в Совете Безопасности ООН.

Россия состоит в ряде международных организаций:

– ООН – Организация объединенных Наций) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами;

– ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности – военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности, подписанного 15 мая 1992 года;

– ШОС Шанхайская организация сотрудничества – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

– и других.

Российская Федерация – участник следующих 20 специализированных учреждений ООН и связанных с ней органов:

– Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – Женева, Швейцария

– Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – Женева, Швейцария

– Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – Женева, Швейцария

– Всемирный почтовый союз (ВПС) – Берн, Швейцария

– Всемирная туристская организация Объединенных Наций (ЮНВТО) – Мадрид, Испания

– Международная ассоциация развития (МАР) – Вашингтон, США

– Международная морская организация (ИМО) – Лондон, Соединенное Королевство

– Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – Монреаль, Канада

– Международная организация труда (МОТ) – Женева, Швейцария

– Международная финансовая корпорация (МФК) – Вашингтон, США

– Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) – Вена, Австрия

– Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) (МБРР) – Вашингтон, США

– Международный валютный фонд (МВФ) – Вашингтон, США

– Международный союз электросвязи (МСЭ) – Женева, Швейцария

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) – Вашингтон, США

– Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – Париж, Франция

– Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) – Женева, Швейцария

– Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) – Вена, Австрия

– Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) – Гаага, Нидерланды

– Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) – Рим, Италия

Главная » Статьи и публикации » Участие России в международных экономических и политических организациях

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:

  • Союзное государство,
  • ООН (Совет Безопасности ООН),
  • ОДКБ,
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,
  • Организация черноморского экономического сотрудничества,
  • Совет Европы,
  • Большая восьмёрка,
  • БРИК,
  • Шанхайская организация сотрудничества,
  • Центрально-Азиатское сотрудничество (организация),
  • Евразийское экономическое сообщество,
  • ISO и д.р.

Исходя из этого, можно заключить, что в организационном плане Россия активно участвует международных экономических отношениях. При этом важно сказать, что наша страна не просто состоит в указанных выше организациях, а принимает в их работе самое активное участие.
Рассмотрим самые актуальные аспекты данной работы.
В 2013 году продолжилась работа по координации участия федеральных органов исполнительной власти в деятельности форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничества» (АТЭС). Реализуется Комплексный план действий Российской Федерации в форуме АТЭС в 2013-2015 гг.
В этот период продолжилось согласование Рабочей программы по реализации «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также продолжилась проработка вопросов, касающихся развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках неформального объединения «Бразилия-Россия-Индия-Китай и Южная Африка» (БРИКС).
В рамках реализации экспертных консультаций по содержательному наполнению повестки проведено два международных семинара по темам «Малые и средние инновационные компании в странах БРИКС: политика и меры государственной поддержки» и «БРИКС и Африка: новые возможности для сотрудничества», в которых приняли участие более 100 представителей органов власти, научных и деловых кругов из России, ЮАР, Индии, Китая и Бразилии. По итогам проведенных мероприятий подготовлена аналитическая записка с выводами и предложениями об актуальных направлениях взаимодействии в связи с подготовкой к председательству Российской Федерации в БРИКС в 2015 году.
В рамках консультаций Россия-АСЕАН принята Рабочая программа по реализации «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия - АСЕАН.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации было принято участие в заседании Рабочей группы по институциональному обновлению и эффективному управлению Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), которое прошло 16-17 мая 2013 г. в г. Стамбуле (Турция), а также во встрече министров экономики стран-членов ЧЭС 22-23 мая 2013 г. в Ялте (Украина).
В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) продолжалась работа по реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2020 года и Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 гг., при этом приоритетное внимание уделялось разработке и реализации совместных проектов.
13 сентября 2013 г.

в Бишкеке состоялось заседание Совета глав государств-членов ШОС, в ходе которого был утвержден План действий на 2013-2017 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между государствами-членами ШОС. Проводилась работа по подготовке председательства России в ШОС в 2014-2015 гг.
В 2013 году также продолжалась работа по дальнейшему развитию экономического сотрудничества со странами СНГ .
Продолжалась работа по активизации процессов экономической интеграции на евразийском экономическом пространстве на основе создания многосторонней зоны свободной торговли, укрепления взаимодействия в рамках Таможенного союза (ТС) и перехода к Единому экономическому пространству (ЕЭП) Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Таким образом можно резюмировать, что в организационно-правовом контексте Россия играет важную роль в международных экономических отношениях. Активное участие в институциональных международных организациях позволяет нашей стране отстаивать свои права на международном рынке и помогать отечественным производителям развивать экспортную деятельность.

Участие России в международных организациях

Одной из форм многостороннего сотрудничества между государствами являются международные организации и фонды. Они объединяют государства, национальные институты, общества для достижения общей цели в области политики, экономики, культуры и др. Международные организации формируют свои фонды с целью многосторонней координации деятельности участвующих сторон. Создаются межгосударственные целевые фонды денежных средств на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц.

Наша страна и ее национальные институты являются участниками многих международных организаций и межгосударственных фондов. Они делятся на несколько типов по способу формирования доходов и характеру функционирования. К первому типу относятся межгосударственные и международные фонды финансово-кредитных организаций. Они функционируют на основе уставного капитала с долевым участием вкладчиков, предоставляя им целевые кредиты и создавая целевые фонды. В результате своей деятельности эти организации получают доходы, которые распределяются на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов. К этому типу организаций относятся Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др.

Существует нечеткое представление о Всемирном банке , с одной стороны, иМеждународном Валютном Фонде (МВФ) – с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций.

Всемирный банк и МВФ – это юридически самостоятельные организации с различными целями, хотя они и возникли в одно и то же время (1945 г.).

Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме в члены Всемирного банка, она должна быть членом МВФ.

Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

МВФ главным образом следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов (181 страна), а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных организациях, включая оказание помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае затруднений, связанных с платежным балансом.

В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

Членские взносы составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнение к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение потребностей его членов. Для оказания помощи государствам-членам в периоды серьезных экономических трудностей МВФ с 1962 г. использует кредитную линию, так называемые Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), возобновляемые каждые пять лет для заимствования средств у правительств и банков «группы 10». «Группа 10» образована десятью промышленно развитыми странами, с самого начала ставшими членами ГСЗ (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония). В 1984 г. к ним присоединилась Швейцария.

Согласно решению государств-членов Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы взносов.

В 1995 г. была достигнута договоренность о создании механизма срочной финансовой помощи государствам-членам на случай финансового кризиса, включая образование валютных стабилизационных фондов.

Политика траншей. Кредиты Фонда предоставляются государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% взноса соответствующей страны-члена (страны с низким уровнем дохода более 25%). Для приобретения первого кредитного транша государства-члены должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению испытываемых ими трудностей с платежным балансом.

Механизм расширенного финансирования. Фонд поддерживает среднесрочные программы через договоренности о расширенном финансировании, действующие обычно в течение 3 лет, в целях преодоления трудностей с платежным балансом.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан в 1945 г. Его целями являются:

¨ содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения для производственных целей;

¨ поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

¨ стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействия поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка (180 стран).

МБРР, подписчиками которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Группа Всемирного банка (МВФ, МБРР, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям) осуществляет предоставление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в 1990 г. Его членами (57 государств) могут стать:

¨ Европейские страны.

¨ Неевропейские страны, являющиеся членами МВФ.

¨ Европейское сообщество.

¨ Европейский инвестиционный банк.

Капитальные ресурсы Банка включают уставный капитал, заемные средства и средства, полученные за выплату кредитов или гарантий Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов Банка.

В соответствии с учредительным соглашением были созданы фонды:

¨ С участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Балтийский специальный инвестиционный фонд содействия частному сектору путем поддержки малых и средних предприятий в балтийских странах;

¨ Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора.

ЕБРР стремится оказывать помощь государствам-членам в осуществлении отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с учетом потребностей этих стран на различных этапах перехода к рыночной экономике. Его деятельность включает содействие развитию частного сектора, укреплению финансовых институтов и правовых систем, созданию или модернизации инфраструктуры, необходимой для деятельности в частном секторе.

ЕБРР работает на коммерческой основе, предоставляя займы на условиях рыночных процентных ставок.

Банк осуществляет прямое финансирование проектов развития частного сектора, структурные реформы и проводит приватизации. Приоритетными областями является приватизация и структурные реформы, финансовая система, энергетика, телекоммуникации, транспорт и экологическая инфраструктура, сельское хозяйство, природные ресурсы и туризм.

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) был создан в 1963 г. МБЭС действует в условиях проведения радикальных экономических реформ, направленных на внедрение и развитие рыночной экономики. В большинстве этих стран в переходный период наблюдается экономический спад, инфляция, безработица и трудности с выплатой иностранных долгов, усугубляющиеся из-за сокращения объема торговли между странами-членами (9 стран), вызванного переходом к платежам в твердой валюте .

Россия является членом

Предыдущая123456789Следующая

1. Совета Европы 2. Европейского Совета

3. Совета Европейского Союза 4. Европейской комиссии

Он стал первым послом США в России, а потом и 6-ым президентом США.

1. Томас Джефферсон 2. Джон Адамс 3. Джон Куинси Адамс 4. Джеймс Монро

Вариант II

Кто в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней политики РФ?

1. Федеральное собрание РФ 2. Правительство РФ

3. Президент РФ 4. Конституционный суд РФ

2. Какой из названных государственных органов является специализированным внешнеполитическим органом?

1. Совет безопасности РФ

4. Служба внешней разведки РФ

3. Какой из названных государственных органов не наделен внешнеполитическими полномочиями?

1. Служба внешней разведки РФ

2. Министерство обороны

3. Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ

4. Совет безопасности РФ

4. На какое ведомство распоряжением Президента РФ возложены функции координации и контроля за работой других министерств и ведомств по обеспечению единой политической линии в отношениях с иностранными государствами?

1. Служба внешней разведки РФ

2. Федеральная служба безопасности

3. Министерство иностранных дел РФ

4. Совет безопасности РФ

5. Что является главной движущей силой внешней политики?

1. Классовая борьба 2. Национальные интересы

3. Групповые интересы 4. Интересы ТНК

6. Какое положение изъято из военной доктрины РФ в редакции 2010 г.?

1. Положение об оборонительном характере доктрины

2. Обязательство не применять первой ядерное оружие

3. Сохранение статуса ядерной державы

4. Обязательство выполнять международные договоры по СНВ и ПРО

7. Как соотносятся внешняя и внутренняя политика?

1. Внешняя политика определяет внутреннюю.

2. Внутренняя политика определяет внешнюю.

3. Обе сферы существуют совершенно независимо друг от друга.

4. Обе сферы взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, оставаясь самостоятельными.

8. Какое направление внешней политики России является приоритетным согласно Концепции внешней политики РФ?

1. ЕС 2. АТР 3. СНГ 4. НАТО

9. Что в Концепции внешней политики РФ стоит на первом месте среди высших приоритетов внешнеполитического курса?

1. защита интересов государства

2. защита интересов личности

3. защита интересов общества

10. В какой международной организации не состоит Россия?

1. ООН 2. СНГ 3. ОАЕ 4. Совет Европы

11. Какая из названных стран не входит в «Шанхайскую группу»?

1. Россия 2. Китай 3. Казахстан 4. Азербайджан

12. Какой только международный орган согласно Концепции внешней политики РФ правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру?

1. ОБСЕ 2. Совет Европы

3. ГА ООН 4. Совет Безопасности ООН

13. «Внешняя политика является вторичной по отношению к внутренней». Так не считают

1. марксисты 2. неореалисты (К. Уолц)

3. структуралисты (С. Стрендж) 4. неомарксисты (И. Валлерстайн)

14. В какой организации Россия не состоит?

1. «Шанхайская группа» 3. ЕВРАЗЭС

3. Совет Европы 4. МЕРКОСУР

15. Какая часть света согласно Концепции внешней политики имеет важное и все возрастающее значение во внешней политике России?

1. Европа 2. Азия 3. Африка 4. Америка

16. Какой концептуальный документ вышел в 2009 г. под измененным названием?

1. Концепция внешней политики

2. Концепция национальной безопасности

3. Военная доктрина

4. Стратегия экономической безопасности

17. Аналогом какой европейской организации должен был стать Совет экономической взаимопомощи?

1. ЕАСТ 2. ЗЕС 3. ЕЭС 4. ЕОУС

18. В каком году была создана Организация Варшавского Договора?

1. 1949 2. 1955 3. 1956 4. 1962

19. Какое соглашение было подписано между ЕС и Россией в 1994 году на острове Корфу?

1. Соглашение о партнерстве

2. Соглашение о сотрудничестве

3. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве

4. Соглашение о стратегическом партнерстве

20. В каком году Россия (СССР) стала членом ОБСЕ?

1. 1973 2. 1975 3. 1980 4. 1985

21. По чьей инициативе было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе?

1. Франции 2. СССР 3. Германии 4. США

В каком году СССР и Европейские сообщества установили официальные отношения?

1. 1988 2. 1989 3. 1990 4. 1991

23. На какой срок было подписано СПС между Россией и ЕС?

1. 10 лет 2. 15 лет 3. 20 лет 4. бессрочно

24. Какое место отведено Европе в Концепции внешней политики РФ?

1. первое 2. второе 3. третье 4. четвертое

25. «Дорожные карты» построения общих пространств углубленного сотрудничества между Россией и ЕС были приняты на саммите в Москве в 2005 г. Какие это пространства?

1. экономическое 2. внешней безопасности

3. свободы, безопасности и правосудия 4. информационное

Что неверно?

26. С какого года идут переговоры между РФ и ЕС о новом базовом соглашении?

1. 2005 2. 2008 3. 2009 4. 2010

27. Когда состоялся первый двусторонний политический контакт в американо-россий-ских отношениях?

1. 1698 2. 1775 3. 1809 4. 1867

28. Что было первоначальной целью создания ШОС?

1. Экономическое сотрудничество 2. Совместная борьба с терроризмом

3. Сотрудничество в области обороны 4. Сотрудничество в космосе

29. Какой саммит состоялся всентябре 2012 года во Владивостоке?

1. Россия-НАТО 2. Россия-ЕС 3. Россия-АСЕАН 4. АТЭС

30. С какого года начала формироваться «Большая 8» с участием России?

1. 1991 2. 1996 3. 1998 4. 2006

Предыдущая123456789Следующая

Введение

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Арктический совет

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

Африканский союз

Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций

Всемирная торговая организация.

Организация Исламская конференция

Всемирная организация интеллектуальной собственности

Европейский союз

Организация Объединённых Наций

Международное агентство по атомной энергии

Международный валютный фонд

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Организация Североатлантического договора

Организация черноморского экономического сотрудничества

Шанхайская организация сотрудничества

Содружество Независимых Государств

Совет Европы

Организация стран-экспортёров нефти

Россия в составе мировых организаций

Список используемой литературы

Введение

На данный момент в мире насчитывается более 60 мировых международных организаций. Каждая из них выполняет свои определённые функции. Я решил разобраться в столь немалом количестве группировок и узнать, в состав каких организаций входит Российская Федерация. В данной работе упоминаются большая часть действующих мировых группировок.

Азиатская парламентская ассамблея

Азиатская парламентская ассамблея стала преемницей Ассоциации парламентов Азии за мир (АПАМ), которая учреждена по инициативе Бангладеш в 1999 г. на Конференции парламентариев Азии за мир и сотрудничество. Россия – одна из стран-учредительниц АПАМ.

В состав АПА на постоянной основе входят парламенты 41 государства:

Бангладеш, Бахрейн, Бутан, Вьетнам, Индонезия, Ирак, Иран, Иордания, Йемен, Камбоджа, Катар, Кипр, Казахстан, Киргизстан, Кирибати, Китай, КНДР, Кувейт, Лаос, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Непал, ОАЭ, Пакистан, Палау, Палестинская национальная администрация, Республика Корея, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Таджикистан, Тонга, Турция, Узбекистан, Фиджи, Филиппины и Шри-Ланка.

В центре внимания Ассоциации находится координация усилий национальных парламентов в решении актуальных проблем современности, в том числе за счет повышения их роли в обеспечении мира в азиатском регионе. АПАМ – один из инструментов межпарламентского диалога, выработки коллективной стратегии по обеспечению безопасности и стабильности в Азии. Официальный рабочий язык – английский.

Структура:

Высший орган Ассоциации – сессия Генеральной ассамблеи (ГА), созываемая ежегодно. Работа в ходе сессий ГА ведется в рамках четырех секций: политической, экономической, а также по проблемам мира и безопасности и по положению женщин и детей.

Обязанности Председателя ГА (сменяемого ежегодно) исполняет глава или представитель парламента той страны, где проводилась последняя сессия АПАМ (в настоящее время – Иран). Вице-председателем является глава или представитель парламента страны-устроителя следующей сессии (в настоящее время – Индонезия).

Главный исполнительный орган – Исполнительный совет, в состав которого входит Председатель, Вице-председатель и по одному представителю от каждого Национального комитета. Административные функции выполняет назначаемый Председателем Генеральный секретарь (сменяется ежегодно), который также участвует в сессии ГА.

Действует общий фонд АПАМ, формируемый за счет ежегодных добровольных взносов стран-участниц.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum)

Региональный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в современных условиях - наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран (НИС). Различия в уровне развития и международной специализации обусловливают взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности.

Образовано в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии - Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг), КНР и о. Тайвань, в 1993 г. - Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. - Чили, в 1998 г. - Вьетнам, Россия и Перу.

Россия участвует в АТЭС с ноября 1997 года.

Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. Планируется превратить Владивосток в город-сад, а острова Русский - в остров-сад.

В настоящий момент в городе осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные - это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский. За ходом строительства можно наблюдать в реальном времени благодаря установленным веб-камерам.

Арктический совет (The Conference of Parliamentarians of the Arctic Region)

Арктический совет - международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны.

В Арктический совет входят восемь приарктических стран:

Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция, США. Специальный статус «Постоянных Участников», дающий им право принимать решения вместе с Правительствами стран участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Арктический совет (АС) - международная региональная структура, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. Декларация о его создании была подписана 19 сентября 1996 г. в Оттаве (Канада) представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции.

Совет создан как межправительственный «форум высокого уровня». Собирается на свои сессии на уровне министров раз в два года. Наряду с упомянутыми арктическими странами «постоянными участниками» Совета являются Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов.

Ныне Россия участвует в 300 международных организациях. Огромно значение ООН и системы международных экономичес­ких организаций, действующих под ее эгидой. В большинстве его органов активно работают российские специалисты как на постоянной основе, так и в качестве приглашенных экспертов. Следует обратить внимание на характер и степень участия России в таких крупных и предста­вительных международных организациях, как Всемирная ор­ганизация здравоохранения (ВОЗ), Международная организа­ция труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Междуна­родного валютного фонда и Международного банка реконструк­ции и развития. Россия вступила в эти организации лишь в 1992 г. Участие в них открыло более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.

Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:

1) организации системы ООН;

2) специализированные экономические и научно-технические организации;

3) многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения - организации так называемой Бреттон-Вудской системы.

В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.

Значение ООН для России.

ООН имеет для России важнейшее значение. Вовлеченность нашей страны в деятельность ООН велика и разнообразна. Сегодня ООН превращается из просто мирового «парламента», арены отстаивания государствами своих политических интересов в оперативную организацию, осуществляющую программы в различных областях - социально-экономической, политической, гуманитарной, экологической и др.

Эффективность и отдача от участия России в международных организациях не может оцениваться лишь в абсолютных величинах, хотя речь идет о многих десятках миллионов долларов, поступающих в виде научно-технической, экономической, социальной информации, ноу-хау, документов и материалов. Так, в последние годы во многих организациях приняты и уже осуществляются специальные программы содействия России и другим странам переходного периода Термин «страны переходного периода», «страны с переходной экономикой» возник в ООН сравнительно недавно - в начале 90-х гг. - и используется для обозначения группы государств, осуществляющих переход от централизованно планируемой к рыночной модели хозяйства. Сюда относятся прежде всего европейские государства бывшего социалистического лагеря и страны СНГ. Россия имеет статус получателя технического содействия в рамках всей системы ООН. Это открывает перспективу получения нами дополнительной помощи по линии системы ООН, в том числе и финансовой. Помимо этого часть российских взносов в бюджеты ООН и спецучреждений возвращается в виде технического и иного содействия, оказываемого России по линии этих организаций. Важно и другое. Система ООН, финансовые возможности которой ограниченны, может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему кредиторов - как стран, так и неправительственных организаций, частного сектора.

Наконец, для России важно использование накопленного в ООН уникального мирового опыта решения социально-экономических проблем.

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

Российские министерства и ведомства, участвующие в деятельности ЕЭК, имеют возможность получать информацию о новейших направлениях и тенденциях научно-технической политики, что, по оценкам ЕЭК, дает заинтересованным сторонам ежегодную экономию в десятки миллионов долларов на проведение соответствующих научно-технических разработок и приобретение ноу-хау за рубежом. Практическое значение имеет использование ЕЭК для приобщения к европейскому и мировому опыту в области приватизации и перевода экономики на рыночные отношения.

Программы и фонды ООН по оперативной деятельности. Большой интерес для России представляют такие фонды и программы ООН в области оперативной деятельности, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Всемирный продовольственный совет (ВПС), Мировая продовольственная программа (МПП). Сотрудничество с этими организациями открывает значительные потенциальные возможности для России в деле получения технического и иного содействия. В рамках разрабатываемых ПРООН проектов для России привлекаются дополнительные ресурсы двусторонних и многосторонних доноров. Уже осуществляются проекты по предоставлению консультационных услуг заинтересованным российским ведомствам, по переквалификации руководителей российских предприятий с учетом требований рыночной экономики, по охране экологии Черного и Каспийского морей и ряд других.

Существенный эффект в плане обеспечения притока в Россию необходимой гуманитарной, особенно медицинской, помощи (медикаменты, вакцины, медоборудование), а также технического содействия в реорганизации и совершенствовании системы здравоохранения и социальной защиты детей и охраны материнства может принести дальнейшее углубление сотрудничества с ЮНИСЕФ - организацией по развитию детского здравоохранения и социального обеспечения. Только в 1992-1993 гг. через эту организацию удалось привлечь в Россию гуманитарного содействия более чем на 4,5 млн. долл., в частности на дефицитные вакцины. Имеются значительные возможности использовать экспертно-консультативную базу ЮНИСЕФ для налаживания в России необходимой нам системы «социального мониторинга».

Сотрудничество Российской Федерации с ЮНИДО в последние годы заметно активизировалось. Деятельность ЮНИДО по целому ряду направлений представляет значительный практический интерес для России. Прежде всего, это разработка концепций промышленного развития и международного сотрудничества, передача технологий, промышленная экология, энергетика, конверсия, содействие промышленному инвестированию, свободные экономические зоны, стимулирование сотрудничества на уровне предприятий, промышленный менеджмент, приватизация, помощь малому и среднему бизнесу. Помощь России ЮНИДО оказала в подготовке концепции свободной экономической зоны «Большой Владивосток». Подписаны соглашения об участии ЮНИДО в проектах модернизации фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга (финансирование - за счет фирм США), производства инвалидных колясок на базе конверсии оборонных предприятий Санкт-Петербурга (финансирование - за счет Программы развития ООН), подготовки бизнес-плана модернизации Тюменского моторного завода (финансирование - из бюджета Тюменской области) и др.Особое значение приобретает сотрудничество с ЮНИДО в области привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность. Организация располагает сетью центров содействия промышленному инвестированию, расположенных в ведущих западных странах, в Японии, Южной Корее и др., что позволяет прорабатывать инвестиционные предложения, опираясь на разветвленный банк данных о потенциальных инвесторах и об их запросах в отношении объектов приложения капитала.

Международная организация труда (МОТ) является одним из крупнейших спецучреждений. При содействии МОТ в России внедряется концепция социального партнерства. Это нашло, в частности, отражение в создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей правительства, профсоюзов и работодателей, целью которой является согласование социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов. Специалисты МОТ оказывают также помощь в проведении обзора, рынка труда, совершенствовании статистики труда, разработке нового российского классификатора профессий, обновлении статистики трудовых затрат, формировании современных служб занятости. В рамках Международного центра МОТ по подготовке кадров осуществляется обучение представителей частного сектора экономики России по следующим темам: современное управление предприятиями, содействие развитию малых предприятий, развитие предпринимательских навыков.

ВОЗ. Участие России в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обеспечивает нашей стране уникальную возможность широкого использования большого научного, организационно-методологического, учебного, нормотворческого, кадрового и, частично, финансового потенциала этой международной организации. Большое практическое значение для здравоохранения России имеет ее участие в Международной программе по медицинским последствиям чернобыльской аварии, в Глобальной программе по борьбе со СПИДом, Расширенной программе иммунизации, в программе ВОЗ по гигиене окружающей среды, в программе действий по основным лекарственным средствам, в программах ВОЗ по охране здоровья и планированию семьи. Членство России в МБРР

Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 г. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-1998 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место). В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем. Став членом МБРР, Россия вступила и в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)

Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года. Присоединение РФ к ВТО вызывает противоположные точки зрения. Членами Всемирной торговой организации являются уже 157 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Плюсы вступления России в ВТО:

1) снижение пошлин. Как результат - импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.

2) иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат - российские товары также станут дешевле.

3) вступление в ВТО - серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.

Минусы вступления России в ВТО:

1) многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.

2) российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в "тепличных" условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010г.

3) России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.

4) уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

Определение 1

Международными организациями считаются любые объединения, деятельность и членство которых имеют международный характер. Другими словами, международными организациями являются межправительственные организации, представленные не отдельными физическими и юридическими лицами, а государствами.

Любая межправительственная международная организация характеризуется рядом признаков, которые характеризуют ее правовую природу. Но только благодаря совокупности этих признаков представляется возможным определить понятие международной организации и отличить ее от других субъектов права.

  1. Первый признак состоит в том, что основанием для создания международной организации является международное соглашение. Поскольку международная организация представляет собой объединение суверенных государств, то вполне объяснимым является тот факт, что именно они могут создавать ее и наделять определенными полномочиями.
  2. Вторым признаком является то, что для каждой международной организации характерна автономная правовая воля и в пределах своей правоспособности международная организация обладает определенной самостоятельностью. Решения принимаются в строгом соответствии с учредительными документами и являются актами самой организации, а не группы государств, создавших ее. Любая международная организация является самостоятельным субъектом международного права с присущими этой самостоятельности атрибутами.
  3. Третий признак заключается в обязанности международной организации иметь определенную внутреннюю структуру, которая состоит из руководящих и вспомогательных органов, которые наделены четкими полномочиями. Важным является то, что некоторые органы должны функционировать на постоянной основе или с определенной периодичностью. Структурные подразделения могут иметь различный правовой статус, но сам факт их наличия обязателен, потому что организационная структура говорит о постоянном характере деятельности международных организаций.
  4. Суть четвертого принципа в том, что международная организация, созданная в соответствии с принципами и нормами международного права, характеризуется собственным правовым статусом, который состоит из специфических прав, обязанностей, компетенции и ответственности организации. Правовой статус закрепляется в учредительных актах, которые являются коллективной волей государств-учредителей. При этом отдельные права и обязанности международной организации могут не фиксироваться в этих актах, а вытекать из общих и отраслевых принципов международного права.
  5. Пятым признаком является единая цель всех международных организаций – координация и сотрудничество в различных областях и международное сотрудничество.

Замечание 1

Итак, международной организацией признается объединение государств на постоянной основе, которому присущи собственный правовой статус, функциональная самостоятельность и внутренняя структура. Международная организация создается для координации международного сотрудничества в достижении общих целей.

В современном международном праве все международные (межправительственные) организации характеризуются международной правосубъектностью. Объем правосубъектности устанавливают государства-учредители.

Международные межправительственные организации имеют следующую классификацию (рис. 1):

Рисунок 1. Виды международных организаций. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

  • по предмету деятельности: политические, экономические, финансово-кредитные, по вопросам торговли, здравоохранения и т.д.;
  • по кругу участников: универсальные, межрегиональные, региональные, локальные;
  • по порядку вступления: открытые, закрытые;
  • по объему и характеру полномочий: общей компетенции, специальной компетенции;
  • по статусу участников: межправительственные, межведомственные;
  • по целям и принципам деятельности: правомерные и противоправные;
  • по количеству членов: всемирные и групповые.

Участие России в международных экономических организациях

Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.

Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:

  • организации системы ООН;
  • специализированные экономические и научно-технические организации;
  • организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).

Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:

Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.

Замечание 2

Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, - она активно участвует в их деятельности. Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.

Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:

во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО; с другой - Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.

Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.

Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:

  • Союзное государство;
  • ООН (Совет Безопасности ООН);
  • ОДКБ;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Организация черноморского экономического сотрудничества;
  • Совет Европы;
  • Большая двадцатка;
  • БРИКС;
  • АТЭС;
  • Шанхайская организация сотрудничества;
  • Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
  • Евразийское экономическое сообщество;
  • Международная организация по стандартизации;
  • Международный олимпийский комитет;
  • Международная электротехническая комиссия;
  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
  • Всемирная торговая организация.

Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:

  • Организация исламского сотрудничества;
  • Организация американских государств;
  • Международная организация по миграции.