Суффиксы ок ек ик. Примеры слов с суффиксом -ок. В помощь школьнику

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

  • бере­за - берёз к а;
  • печь - печ к а;
  • шап­ка - шапоч к а;
  • под­ко­ва - под­ков к а;
  • мар­ка - мароч к а;
  • курт­ка - кур­точ к а.

С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

  • поез­дить - поезд к а;
  • зана­ве­сить - зана­вес к а;
  • побе­лить - побел к а;
  • про­по­лоть - про­пол к а;
  • покра­сить - покрас к а;
  • заго­ро­дить - заго­род к а .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

  • бараш ек
  • венич ек
  • ларёч ек
  • боти­ноч ек
  • ореш ек
  • кар­маш ек
  • пла­точ ек
  • чело­веч ек
  • лепе­сточ ек
  • мешоч ек
  • горош ек

В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

бара́ш е к - нет бара́ш к а.

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • но́л и к - нет но́л и ка;
  • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
  • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

  • лист ик
  • холм ик
  • стол ик
  • куб ик
  • мост ик
  • дожд ик
  • хвост ик
  • каран­даш ик
  • луч ик
  • двор ик
  • сад ик
  • нос ик
  • шалаш ик
  • прут ик
  • рубл ик
  • дом ик
  • столб ик
  • ковр ик
  • ковш ик
  • час ик и.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

  • пры ж ок
  • гре­бе ш ок
  • зра ч ок
  • бор щ ок

При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

  • дру г - дру ж ок;
  • кру г - кру ж ок;
  • сне г - сне ж ок;
  • сапо г - сапо ж ок;
  • балы к - балы ч ок;
  • каб­лу к - каб­лу ч ок;
  • пу х - пу ш ок;
  • оча г - оча ж ок;
  • сто г - сто ж ок;
  • сун­ду к - сун­ду ч ок;
  • род­ни к - род­ни ч ок;
  • баш­ма к - баш­ма ч ок;
  • жу к - жуч ок;
  • бар­сук - бар­суч ок;
  • вол к - вол ч ок

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Правописание большинства суффиксов существительных

Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

Например: ключ ключ а

сарай – сарай а

лист – лист а

замоч – замоч а

Правописание суффиксов —чик- / -щик-

Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

Правописание суффиксов —ец- / -иц-

Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

Домашнее задание

1) Вставьте пропущенные буквы.

В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

Смаз. ик смазал колёса вагона.

Фонар…ик зажёг старые фонари.

Извоз…ик перевозит людей.

Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

3) Вставьте пропущенные буквы.

Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

Ключик. замочек. ик или ек ?

Урок русского языка

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек , -ик , со способом действия при выборе суффиксов -ек ,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (ябло ко ).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

– Запишите эти слова.

– Какие корни в словах ключик, замочек ?

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик , -ек . В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек ,
-ик ?

Д. Гласные в суффиксах -ек , -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек ,-ик «.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

Правило суффиксов ек ик

Неударяемые гласные в суффиксах

Правило и примеры правописания суффиксов -ик- и -ек-

Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек .

Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек -барашка.

В помощь школьнику

Упражнение: раздел морфология, слов 225
Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,- в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце - и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара - всё, всё было просто и обыденно.
С. Бабаевский, Свет над землёй.
Подчеркни:
написание -тся и -ться в глаголах (6);
наречия (6);
частицы не и ни (8).

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

§ 69. Правописание существительных с суффиксам

Примеры
Правило
Суффиксы

1. -ЧИК, -щик
В существительных, которые обозначают людей по роду их занятий или действий, после согласных д, ж, з, с, т пишется -чик, после других согласных пишется -щик.

Примечание. 1. Мягкий знак перед суффиксом -щик пишется только после л.

  1. После т в некоторых словах пишется -щик.

/1 ер еводч ик, перебежчик, возчик, разносчик, переплетчик; но: каменщик, наборщик, строгальщик
стекольщик, угольщик; но: банщик, сменщик
ремонтщик, брилли- антщик

Примеры
Правило
Суффиксы

2. -ек, -ик (-чик)
Если при склонении существительного гласный выпадает, пишется -ек, если сохраняется - пишется -ик(-чик) носочек (носочка), горошек (горошка), крючочек (крючочка); но: стулик, стульчик (стулика, стульчика), кирпичик (кирпичика);

  1. -ец, -иц-а
  2. -ец-о, -иц-е
  3. -ечк-, -ичк-

и
-ЄНК-, -инк-

  1. -оньк-, -еньк-

(суффиксов
-ыньк-,
-иньк-
в современном русском языке нет)

  1. -енк-, -онк-

Суффикс -ок пишется после шипящих под ударением
В словах мужского рода пишется -ец, в словах женского рода -иц-а
В словах с ударением на окончании пишется -ец-о, в словах с ударением на основе-иц-е
В словах, образованных от существительных на -ИЦ-, -ин-, пишутся -ИЧК-, -инк-. В остальных случаях -ечк-, -енк-
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся всегда с ь. Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных, а -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и после гласных. Исключение: паинька, баиньки, заинька.
Суффиксы, придающие слову пренебрежительное значение, пишутся без ь.
сапожок,
петушок, сучок;
ушица, лу-
хлебец, жица:
письмецо, пальтецо, но: креслице, маслице;
луковица - луковичка, рукавица - рукавичка, соломина- соломинка, горошина - горошинка, завалина-зава
линка: но: семечко, кошечка, Зоечка, черкешенка
кисон ька, лисонька,
полосонька, козояька, детон ька,
но: маменька, Петенька, рученька, ноженька, М ишенька,
Зоенька:

Суффиксы
Правило

  1. -ышк-, -ушк-, -юшк-
  2. -ин-а, -изн-а, -ин, -ств-о
  3. -ет-а, -есть, -еств-о

Примеры
Суффикс -онк- пишется после шипящих под ударением, после остальных согласных пишется -енк-
От слов на -ня уменьшительные существительные образуются путем прибавления к основе род. пад. множ, числа суффикса -к-
В существительных ср. рода пишется -ышк-,
-юшк-, в существительных мужск. и женск. рода пишутся -ушк-, -ЮШК-,
-ышк-, а также -ишк-
После этих суффиксов в одушевленных существительных мужского рода и в словах женского рода пишется окончание -а
В словах среднего рода и в неодушевленных существительных мужского рода пишется окончание -о
пишется с буквой и
пишется с буквой е
мальчонка, ручонка, ножонк а, клячонка,
но: хатенка, избенка, шубенка:
готовальня - готова- вами - готова.генка, вишня - вишен -вишенка, пашня - пашен - пашенка, башня - башен - башенка,
но: деревня -дере
вень-деревенька, кухня- кухонь- кухонька:
солнышко, перышко, морюшко; соловушка, коровушка, клинышек;
сынишка, соседушка, дедушка, девушка, матушка;
полюшко, заборишко, сукнишко, донышко
низина, крутизна, меньшинство:
суета, нищета, плавучесть, че.гоеечество

scicenter.online

  • Цели и задачи юристов Общероссийская общественная организация Ассоциация юристов России Московское областное отеделение ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ […]
  • Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Как составить брачный договор или брачный контракт (образец)? Образец брачного договора может пригодиться лицам, которые собираются в ближайшее время вступить в брак или готовятся к этому событию заранее. Контракт регламентирует многие […]
  • Образец заявления на отгул по семейным обстоятельствам Понятие «отгул» не определено в законодательстве. Поэтому под ним подразумевают отпуск без сохранения зарплаты. Как известно, ежегодный оплачиваемый отпуск планируется заранее и […]
  • Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, - одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
  • Договор-купли продажи. Как правильно заполнить Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные […]

В русском языке существует множество суффиксов, счет идет на десятки, и каждый из них обладает определенным значением. Некоторые из них встречаются в современном языке крайне редко, например, суффикс -адь- (как в слове «попадья»), другие же употребляются постоянно. К числу наиболее распространенных принадлежат суффиксы -ек- и -ик-. Ударение на эти суффиксы не падает никогда, что и вызывает затруднения при их написании. Школьники и даже взрослые люди иногда путают буквы «и» и «е» в данных суффиксах.

Значение суффиксов -ек-/-ик-

Эти суффиксы входят в состав существительных.

Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий (« ») или отношение человека к какому-либо предмету («целинник»). Он также может указывать на предназначение предмета («бумажник», « »). Слова, образованные с помощью этого суффикса, могут обозначать книги («справочник», «задачник») или пространства, чем-либо покрытые («ельник»). Сходство суффиксов усугубляется тем, что в ряде случаев суффикс -ник- употребляется без буквы «н» («химик»), но и в этом случае его можно отличить по значению. Такой суффикс всегда с буквой «и» и никогда – с «е».

У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему (« », «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.

Еще одно отличие этих суффиксов от -ник- заключается в постановке ударения: -ник- в ряде случаев оказывается ударным («грибник»), а из уменьшительно-ласкательных суффиксов под ударением употребляется -ок- («морячок»), но не -ек- или -ик-.

Правописание суффиксов

Для того чтобы решить, какой уменьшительно-ласкательный суффикс – «-ек-» или «-ик-» – необходимо написать в данном случае, необходимо существительное. При любом изменении слова суффикс -ик- остается неизменным («билетик – билетика, билетиком»), а

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово.

Прозвенел звонок на урок. Добрый день, детки! Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

(Тренинг: Прекрасно всё на небе, прекрасно на Земле.

Прекрасно всё вокруг, прекрасно всё во мне.)

Вам предстоит сегодня сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

Слайд 3.

Наш урок мне хочется начать словами:

Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к какому блоку будет относиться сегодняшний урок? (Правописание)

Какая учебная задача стоит перед нами на уроках этого блока?

На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

Я желаю вам удачи.

Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание парных согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

На предыдущих уроках мы познакомились с суффиксами. Вы научились писать суффиксы. Я предлагаю следующее задание: Образуйте от данных слов новые уменьшительно-ласкательные слова

Слон –

Тигр –

Медведь –

Ключ –

Замок –

Как поняли задание?

Один ученик выполняет у доски, другие самостоятельно.

Представим полученные результаты.

Кто согласен, что написано на доске поднимите руку.

Кто нет?

Что мы будем проверять?

В каких суффиксах у вас не было затруднений?

В каких встретили затруднения?(ключик, замочек)

Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

Как называется эта орфограмма?

Запишем слова, выделим корни, поставим ударение.

Ударный или безударный гласный звук в суффиксах? (В суффиксе –ик- безударный гласный звук, и в –ек- тоже безударный).

Скажите совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? (В слове ключик-совпадает, а в слове замочек-расходится).

Сделаем вывод:

Чтобы правильно написать суффиксы нужно знать правило.

Тема нашего урока «Правописание суффиксов –ик, -ек-.

Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова).

Можем ли мы ему помочь?

Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

1 путь. Взять готовое правило.

2 путь. Самим это правило изобрести.

Каким путём пойдём и почему? (лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему.

Посмотрите внимательно на данный ряд существительных. (кузнеч…к, сыноч…к, мячики, сыночки, мяч…к, ореш…к, кузнечики, орешки)

На какие две группы можно разделить слова? (На сущ. в ед.ч.и во мн.ч.)

Ед.ч

Мн.ч.

кузнеч…к

сыноч…к

мяч…к

ореш…к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

Проверка.

Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

Для этого проанализируем слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-

Какой вывод мы сделаем?

Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 133. Совпадают ли они?

Значит, мы совершили верное открытие.

Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?

Как видим, Витя Перестукин смог отличить – ик от – ек-. Это было единственное правило, которое он знал. У Вити было слово помощник «нет».

Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

Послушайте сказку, которая поможет вам запомнить правило. (Читает ученик).

Сказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.

Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.

Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):

Замочек – замочка, замочку;

Платочек – платочка, платочку.

При произношении слова с суффиксом –ИК- приседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки.

ПальчИк, кусочЕк, личИко, мешочЕк, мячИк, винтИк, платочЕк, овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк.

Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритм запишите слова парами по образцу .

Горош... к, веноч…к,

чулоч…к, карандаш…к,

кирпич…к, нос…к, звоноч…к,

сыноч…к, клубоч…к, шалаш…к,

журавл…к, корабл…к.

Образец: горо шк и-горош е к

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Выборочный диктант.

(Один пишет с –ик-, другой с –ек-)

Дворик, дождик, орешек, кусочек, птенчик, козлик, колокольчик, бубенчик, барашек, цветочек, огородик, коврик.

Проверка.

Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

Смогли мы её достичь?

На какие вопросы мы должны были ответить?

Сумели ли мы это сделать?

Покажите с каким настроением уходите с урока? (Карточки с лицами)

Выучить правило стр.133

Задание по выбору:

1.Составить карточку с написанием изученных суффиксов (12 слов).

2.Выполнить задание в р/т стр.32 упр.2

Вы замечательно работали.

Спасибо за урок. Слайд 21.

Прозвени-ка, дружок,

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.

Масалова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
Белгородская область Белгородский район село Беломестное



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

КЛЮЧИК…ЗАМОЧЕК… ИК ИЛИ ЕК?

Цели:Ознакомить учащихся:

с суффиксами –ек, -ик;

со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;

повторить и закрепить знания о сотаве слова.

Оборудование:

учебник «Русский язык, 2 класс;

рисунки для словарной работы и выведения правила;

карточки со словами;

телевизор;

видеомагнитофон;

мультфильм «В стране невыученных уроков».

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

У:Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.Внимание на доску.

Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое слово вы прочитали?

В чем секрет чтения?

Д:Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У:что такое яблоко?

Д:Яблоко - плод дерева яблони.

У:О многообразии слова яблоко расскажет …

Рассказывает подготовленный ученик.

Д:Не только плод яблони называют Яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.

Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У:Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на стр.152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко). Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

Д:Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У:Объясните смысл пословицы.

Д:Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У:Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты (карточки см. приложение).

Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока.

У:Сейчас мы проанализируем два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Запись на доске:

Запишите эти слова.

Дети записывают.

У:Какие корни в словах ключик, замочек?

Д:-ключ-, -замоч-.

У:Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный звук в нем.

Д:-ик, -ек. В суффиксе –ик- безударный глассный звук, в суффиксе – ек – тоже безударный.

У:Скажите, совпадает или расходится произношение сффикса с его обозначением на письме?

Д:В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится.

У:Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах –ик, -ек?

Д:Гласные с суффиксах –ик, -ек нужно проверять.

У:Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов –ик, -ек».

IV. Знакомство с новым материалом.

У:Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Взять готовое правило.

Самим изобрести это правило.

У:Каким путем мы пойдем и почему?

Д:Лучше самим попробовать выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У:Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило. Посмотрите на данный ряд существительных.

На доске прикреплены карточки со словами

У:Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д:Я думаю, что если при изменении формы слова гласный остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек.

У:Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Д:Это было единственное правило, которое знал Витя.

У:Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек, а если не выпадает, пишется –ик. Посмотрим фрагмент мультфильма.

У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки (см. приложение 2)

У:Прочитайте правило в учебнике на стр. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

У:Верно ли мы с вами сформулировали правило?

У:Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д:В одном сказочном городе жили суффиксы, и была там соя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг – суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова в суффиксом –ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка - платочку.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление нового материала.

У:Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм-предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов –ик, -ек, и записывают его на доске и в тетрадях.

1 шаг: Измени форму слова.

2 шаг: Определи «убегает ли гласный:

1. нет – пиши – ик

2. да – пиши –ек

У:Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока.

У:Доскажите слова по алгоритму. Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется…

У:В суффиксе –ик пишем букву и, если…

Д:При изменении формы слова гласный не выпадает.

У:Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ек, -ик.

VIII. Домашнее задание.

При составлении методической разработки дополнительные материалы не использовались.