Космическая ракета: виды, технические характеристики. Первые космические ракеты и космонавты

Запуск спутника в космос ознаменовался новой эрой и стал прорывом в области техники и космонавтики. Необходимость создания спутника определилась ещё в начале двадцатого века. Однако с самого начала на пути запуска спутника в космическое пространство стояло множество проблем, над которыми трудились самые лучшие инженеры и учёные. Эти проблемы были связаны с необходимостью создания двигателей, способных работать в тяжелейших условиях и при этом, они должны быть необычайно мощными. Так же проблемы были связаны с правильным определением траектории движения спутника.

Итак, советские ученые решили поставленные задачи, и 4 октября 1957 года в СССР успешно был запущен искусственный спутник, за движением которого наблюдал весь мир. Это событие стало мировым прорывом и обозначило новый этап, как в науке в целом, так и во всем мире.

Прямая трансляция запуска Союз-Прогресс (миссия к МКС)

Задачи, решаемые спутником

Задачи, решаемые запуском спутника можно определить как следующие:

1. Изучение климата;

Всем известно, какое влияние климат оказывает на сельское хозяйство, на военную инфраструктуру. Благодаря спутникам можно предсказать появление разрушающих стихий, избежать большого количества жертв.

2. Изучение метеоритов;

В космическом пространстве находится огромное количество метеоритов, вес которых достигает нескольких тысяч тонн. Метеориты могут представлять опасность не только для спутников, космических кораблей, но и для людей. Если при пролете метеорита сила трения невелика, то несгоревшая часть способна достигнуть Земли. Диапазон скорости метеоритов достигает от 1220 м/сек до 61000 м/сек.

3. Применение телевизионного вещания;

В настоящее время роль телевидения велика. В 1962 году был запущен первый телевизионный транслятор, благодаря ему мир впервые увидел видеокадры через Атлантику в течение нескольких минут.

4. Система GPS.

Система GPS играет огромную роль почти в каждой сфере нашей жизни. GPS подразделяется на гражданскую и военную. Она представляет собой электромагнитные сигналы, излучаемые в радиоволновом участке спектра антенной, установленной на каждом из спутников. Состоит из 24 спутников, которые находятся на месте орбиты на высоте 20200 км. Время обращения вокруг Земли составляет 12 часов.

Телекоммуникационный спутник “Арабсат-5Б”

Запуск «Союз»

Запуск спутников и выход их на орбиту

Для начала важно обозначит траекторию полета спутника. На первый взгляд, кажется, что логичнее запустить ракету перпендикулярно (по кратчайшему расстоянию до цели), однако, такой вид запуска оказывается невыгодным, как с инженерной точки зрения, так и с экономической. На спутник, запущенный вертикально действуют силы притяжения Земли, которые значительно сносят её от назначенной траектории, и, сила тяги становится равной силе тяжести Земли.

Чтобы избежать падения спутника, сначала, его запускают вертикально, чтобы он смог преодолеть упругие слои атмосферы, такой полет продолжается на протяжении всего 20 км. Далее спутник с помощью автопилота наклоняется и в горизонтальном направлении движется к орбите.

Кроме того, задача инженеров состоит в том, чтобы рассчитать траекторию полета таким образом, чтобы скорость, затрачиваемая на преодоление атмосферных слоёв, а так же на затрату топлива составляли лишь несколько процентов от характеристической скорости.

Немаловажным является и то, в какую сторону запустить спутник. При запуске ракеты в сторону вращения Земли, происходит приращение скорости, которое зависит от местоположения запуска. Например, в экваторе оно является максимальным и составляет 403 м/с.

Орбиты спутников бывают круговыми и эллиптическими. Эллиптической орбита будет являться в том случае, если скорость ракеты будет выше окружной. Точка, находящаяся в ближайшем положении называется перигеем, а наиболее отдаленная апогеем.

Сам запуск ракеты со спутником производится в несколько ступеней. При прекращении работы двигателя первой ступени, угол наклона ракета-носителя составит 45 градусов, на высоте 58 км, затем производится её отделение. В работу включаются двигатели второй ступени, с возрастанием угла наклона. Далее, вторая ступени отделяется на высоте 225 км. Затем, ракета по инерции достигает высоты 480 км и оказывается в точке, находящейся на расстоянии 1125 км от старта. Затем начинает работать двигатели третьей ступени.

Возвращение спутника на землю

Возвращение спутника на Землю сопровождается некоторыми проблемами, связанными с торможением. Торможение может осуществляться двумя способами:

  1. Благодаря сопротивлению атмосферы. Скорость спутника, вошедшего в верхние слои атмосферы, будет уменьшаться, но из-за аэродинамической формы подскочит рикошетом обратно в космическое пространство. После этого, спутник уменьшит свою скорость и войдет глубже в атмосферу. Так повторится несколько раз. После снижения скорости, спутник будет осуществлять спуск с помощью выдвижных крыльев.
  2. Автоматический ракетный двигатель. Ракетный двигатель должен быть направлен в сторону противоположную движению искусственного спутника. Плюс данного способа заключается в том, что скорость торможения можно регулировать.

Заключение

Итак, спутники всего за полвека вошли в жизнь человека. Их участие помогает исследовать новые космические пространства. Спутник, как средство бесперебойной связи помогает сделать удобной повседневную жизнь людей. Прокладывающие путь в космические просторы, они помогают сделать нашу жизнь такой, какая она есть сейчас.

После войны но инициативе ряда развитых стран начинается разработка и оснащение армий новым оружием-боевыми ракетами дальнего радиуса действия. Наша страна, вынесшая на своих плечах основное бремя самой страшной и разрушительной в истории человечества войны, вынужденная восстанавливать разрушенное войной хозяйство, не могла в то же время пренебрегать своей обороноспособностью. Создать невиданную доселе технику предстояло своими силами, и вот в мае 1946 года на базе артиллерийского завода № 88 в Подлипках создается Государственный союзный научно-исследовательский институт (НИИ-88) по ракетному вооружению с проектно-конструкторской и производственной базой. В августе 1946 года начальником и главным конструктором 3-го отдела специального конструкторского бюро, где должны создаваться мощные баллистические ракеты, назначают С. П. Королева.


РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ "ЭНЕРГИЯ" им С.П. КОРОЛЕВА


В 1947 г. в составе НИИ-88 создан отдел систем управления, который возглавил Борис Евсеевич Черток. В 1936 г. командование германского вермахта перевело работы по баллистическим ракетам из-под Берлина на армейский исследовательский центр Пенемюнде, создаваемый на островах Балтийского моря. Строительство центра началось в 1936 г. В 1937 г. в нем поселились первые 90 сотрудников. Техническим руководителем центра назначается Вернер фон Браун, ставший впоследствии одним из ведущих специалистов США по ракетной технике. Разработки, исследования и испытания шли параллельно со строительством, которое в основном было закончено за три года. Фирму, осуществляющую строительные работы, возглавил будущий президент ФРГ Генрих Любке.

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ "ЭНЕРГИЯ"


В Европе шла подготовка к войне, но ни одна из разведок союзных стран не представляла себе истинных целей и масштабов работы в Пенемюнде. В центре проектировались ракеты, имелись производственные цеха и испытательные стенды, установка для запуска баллистических ракет и катапульта для пусков самолетов-снарядов «Фау-1». В Пенемюнде работало около 15 тысяч человек. Здесь были разработаны «Фау-1», «Фау-2» (А-4), испытаны в полете ракеты А-3, А-5, начата разработка двухступенчатых ракет А-6 - А-10, испытаны противосамолетные ракеты «Вассерфаль» и «Тайфун».
К концу войны Германии удалось создать управляемую баллистическую ракету дальнего действия А-4, или «Фау-2», способную перебросить около 1 т взрывчатки на расстояние 270 км за 5 мин. Двигатель «Фау-2» работал на жидком кислороде и 75-процентном этиловом спирте, развивал силу тяга 0,25 МН (25 тс). Ракета имела несовершенную конструкцию и малую точность полета. Американцы, захватившие несколько сот ракет А-4, с помощью основных участников их разработки развернули в США широкую программу исследований. За рубежом были уверены, что обескровленному войной советскому народу еще долго не удастся самостоятельно решить проблему создания мощных управляемых ракет.
Однако 10 декабря 1948 года успешно стартовала и, пролетев около 300 км, попала в заданную цель баллистическая ракета дальнего действия Р-1 на жидком топливе, копия ракеты «Фау-2», созданная под руководством С. П. Королева. А вскоре в ОКБ Королева был разработан вариант ракеты Р-1, специально предназначенный для запуска по вертикальной траектории и получивший обозначение В-1А. Стартовая масса ракеты около 14 т. Высота подъема до 100 км. На ракете установлен ЖРД РД-100. Высотная ракета В-1Б отличааась отделяемой головной частью и двумя закрепленными на корпусе «мортирами». В них находились контейнеры с аппаратурой геофизического института (ГеоФИАН) для взятия проб воздуха на большой высоте.
В 1950 г. в составе НИИ-88 создано особое КБ-1 под руководством С. П. Королева. В том же году была создана баллистическая одноступенчатая ракета Р-2 с прицельной дальностью 600 км. В 1951 г. она принята на вооружение.

БОЕВЫЕ РАКЕТЫ

ПЕРВЫЕ РАКЕТЫ ОКБ-1 (НАЧАЛО ПУТИ)

ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ



В июне 1951 года принято решение об организации в Днепропетровске нового завода по ракетостроению с передачей ему серийного изготовления ракет Р-1, а в дальнейшем ракет Р-2 и Р-5.
В 1953 г. проведены первые пуски ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км, ее модификация - носитель атомного заряда - положила начало созданию ракетно-ядерного щита СССР.
Первая оперативно-тактическая ракета Р-11 на долгохранящемся топливе была создана в 1953 г. Она имела такие же характеристики, как Р-1, но массу в несколько раз меньшую, а также принципиальные преимущества в эксплуатации.


В 1958 г. ведение работ по этой тематике передано КБ, руководимому В. П. Макеевым, в городе Миасс на Урале. Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный географический год. проходивший с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые ракеты, во всех отношениях превосходящие ракету В-1А. Они и послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.
В 1956 г. из НИИ-88 выделилось ОКБ-1, ставшее самостоятельной организацией под руководством С. П. Королева.
Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2 геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 года. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту более 200 км и успешно возвращен на Землю.
С 1958 г. начинается третий этап систематических исследований верхней атмосферы до высот более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты С помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-7


21 августа 1957 года совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, разработанная коллективом Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева. Выдающийся организаторский талант, настойчивость и воля С. П. Королева способствовали созданию мощной кооперации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, обеспечивших необходимые научные исследования и разработку систем, агрегатов и приборов нового по своей концепции изделия ракетной техники. Задуманная и эксплуатируемая как боевая ракета, Р-7, получившая индекс 8К71, обладала энергетическими возможностями, позволявшими вывести в космос на околоземную орбиту головную часть весом до 1400 кг. Поэтому после успешных пусков ракеты 8К71 как баллистической она была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.
История создания ракеты Р-7 началась задолго до ее первого старта - в конце 40-х - начале 50-х гг. Тогда по результатам разработок одноступенчатых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5. которыми руководил Сергей Павлович Королев, стало ясно, что для достижения территории потенциального противника на другом континенте необходима значительно более мощная составная многоступенчатая ракета, идея которой была предложена еще К. Э. Циолковским.
Техническая реальность создания таких ракет и достижения с их помощью не только больших дальностей полета, но и выведения на орбиты ИСЗ полезных грузов впервые в нашей стране была понята Михаилом Клавдисвичем Тихонравовым. В 1947 г. он организовал в НИИ артиллерийских наук группу, которая начала проводить систематические исследования возможности создания составных баллистических ракет. Он же предложил создавать такие ракеты на основе «пакета» одноступенчатых ракет. Полученные этой группой результаты в конце 1947 г. были доложены Сергею Павловичу Королеву и академику Анатолию Аркадьевичу Благонравову, который в то время руководил всеми работами по исследованию верхних слоев атмосферы. Оба ученых сразу поняли всю важность этих результатов и открываемые ими перспективы.
С. П. Королев принял решение провести эскизное проектирование мощной составной ракеты (получившей индекс Р-7). В мае 1954 года вышло постановление Правительства, в котором официально перед ОКБ-1 была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность. Одновременно была создана комиссия во главе с генерал-лейтенантом Василием Ивановичем Вознюком, которая должна была рассмотреть вопрос о строительстве специальною испытательного полигона. На новом полигоне должны были быть предусмотрены районы падения всех отделяемых частей такой ракеты и необходимый для отработки точности стрельбы полигон падения ее головных частей. Комиссия остановила свои выбор на местности в районе станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области, ставшей затем космодромом Байконур, а соответствующие полигоны падения были запланированы в Акмолинской области (для отработанных ступеней ракеты) и на полуострове Камчатка (для головных частей ракеты). Уже в июне 1955 года военные строители под командованием генерала Георгия Максимовича Шубникова начали работы на территории будущего космодрома.
Непосредственно конструирование ракеты Р-7 началось в ОКБ-1 в 1953 г. Новые мощные двигатели для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Петровичем Глушко. Систему управления проектировали Николай Алексеевич Пилюгин и Борис Николаевич Петров, стартовый комплекс - Владимир Павлович Бармин. К работе был привлечен и ряд других организаций.
Работы по созданию первой межконтинентальной ракеты возглавил Сергей Павлович Королев. Они должны были проходить в три этапа; с января 1954 по март 1957 года - отработка конструкции в НИИ и на заводах; с марта 1957 по июль 1958 года - летно-конструкторские испытания; с сентября 1958 по ноябрь 1959 года - зачетные государственные испытания.
Коллективу конструкторов предстояло решить ряд сложных задач, связанных в первую очередь с проблемой разделения ступеней, надежным запуском второй ступени, решением проблем низкочастотных колебаний корпуса ракеты. Кроме этого, необходимо было разработать новую конструкцию головной части, которая могла бы совершать вход в атмосферу со скоростями, близкими к первой космической. Довольно сложной оказалась задача обеспечения синхронизации и одновременного опорожнения баков различных ракетных блоков.
Опыта создания двухступенчатых ракет к тому времени практически не было ни в нашей стране, ни за рубежом, кроме экспериментальных пусков в США в 1948-1950 гг. двухступенчатой жидкостной ракеты по проекту «Бампер». На этой ракете в качестве первой ступени использовалась доработанная ракета «Фау-2», а в роли второй ступени - небольшая экспериментальная ракета с вытеснительной системой подачи. Эти пуски подтвердили принципиальные преимущества двухступенчатых ракет. Часто можно услышать мнение, что ракета Р-7 была создана на основе немецкого опыта ракетостроения. Действительно, наши первые ракетчики многому научились у немцев. Ракета Р-1 была копией немецкой «Фау-2». Ракеты Р-2, Р-5 явились развитием Р-1. Это была школа. Немецкую школу «Фау-2» прошли и американцы.
Ракета Р-7 явилась экзаменом на зрелость. Это яркий пример самобытного, творческого подхода к решению сложнейших задач, которые до этого даже не возникали в технике. В ней отчетливо проявились черты «королевской» школы в отечественном ракетостроении. Для проведения летных испытаний на созданном полигоне была сформирована специальная войсковая часть, которая 15 мая 1957 года с площадки № 1 произвела первый пуск «семерки» (так неофициально стали называть новую ракету). Он оказался неудачным: один из боковых блоков отстыковался за десять секунд до срока, вследствие чего возник пожар в хвостовом отсеке. Очередной пуск, запланированный на 11 июня 1957 года, не состоялся из-за неисправности двигателя центрального блока - на старте вследствие попадания влаги «замерзли» кислородные клапаны. Пуск 12 июля 1957 года тоже оказался аварийным из-за неисправности системы управления - ракета упала в 6 км от старта. И только попытка 21 августа 1957 года была успешной: головная часть долетела до Камчатки и упала в заданном районе.
Параллельно с работой над ракетой шла разработка и первого искусственного спутника Земли, возможность запуска которого с помощью двухступенчатой ракеты была просчитана еще в конце 1953 г. группой М. К. Тихонравова. Первый простейший спутник был сделан очень быстро, буквально за месяц, и уже 4 октября 1957 года был осуществлен его успешный запуск. Большой вклад в реализацию этой идеи внес Мстислав Всеволодович Келдыш, бывший в те годы президентом АН СССР.
Первые «семерки» были изготовлены в подмосковном Калининграде - на заводе № 88, который являлся опытным производством ОКБ-1. Возможности опытного завода были ограничены, поэтому в феврале 1958 года ведущий конструктор «семерки» Дмитрий Ильич Козлов получил назначение в г. Куйбышев для организации на базе авиационного завода № 1 (ныне завод «Прогресс»), на котором изготавливались бомбардировщики, серийного производства ракет Р-7. И уже в декабре 1958 года со сборочной линии завода сошли первые серийные изделия.
Для модернизации изготавливаемых заводом ракет на территории завода № 1 С. П. Королев в июле 1959 года создал специальное конструкторское бюро (отдел 25), ставшее родоначальником будущего ЦСКБ. Изготовленные заводом № 1 серийные межконтинентальные ракеты поступили на вооружение вновь созданных ракетных войск стратегического назначения. В течение 1958-1959 гг. ОКБ-1 провело модернизацию ракеты Р-7. Усовершенствованная ракета Р-7А получила индекс 8К74. Завод начал серийное производство нового изделия с III квартала 1960 г. Ракета 8К74 находилась в эксплуатации до 1967 г.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ "СПУТНИК"



ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЖРД РД-107

1 - Рулевые камеры;
2 - Узел поворота рулевой камеры;
3 - Трубопроводы окислителя рулевых камер;
4 - Трубопроводы горючего рулевых камер;
5 - Основные камеры;
7 - Парогазо-генератор;
8 - Турбина;
9 - Насос окислителя;
10 - Насос горючего;
11 - Датчик давления системы регулирования тяги;
12 - Главный клапан окислителя;
13 - Трубопроводы окислителя основных камер;
14 - Главный клапан горючего;
15 - Трубопровод горючего основной камеры;
16 - Пуско-отсечный клапан перекиси водорода;
17 - Редуктор давления;
18 - Насос перекиси водорода;
19 - Воздушный редуктор с электроприводом;
20 - Насос жидкого азота;
21 - Дроссель системы опорожнения баков с электроприводом

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ "СПУТНИК"


ДВИГАТЕЛЬ ВТОРОЙ СТУПЕНИ РД-108


МБР Р-7 имела стартовую массу 278 т и обеспечивала доставку головной части (ГЧ) массой 5.4 т на дальность до 8800 км. Модификация Р-7А оснащалась более легкой ГЧ, массой 3.0 т, которую она «забрасывала» на дальность 12500 км при стартовой массе ракеты 275 т. Боевое дежурство данных МБР было организовано и на севере страны, в Архангельской области, недалеко от железнодорожной станции Плесецк. Ракета Р-7А требовала 14 часов подготовки на технической позиции и 9 часов на старте, поэтому она не удовлетворяла все возрастающим требованиям по боеготовности и в качестве боевой просуществовала недолго. Однако идеи, заложенные в конструкцию ракеты, оказались настолько плодотворными, что вот уже более 40 лет РН, созданные на ее основе, являются основным транспортным средством выведения космических аппаратов как научного, так и военного назначения. На базе ракеты Р-7 создано несколько ее модификаций. Первой среди них является РН «Спутник», с помощью которой на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Фактически это была ракета Р-7 с доработанной системой управления. Спутник (ПC-1) выполнен в виде шара диаметром 58 см, массой 83.6 кг. В октября 1957 года в эфире зазвучали позывные первого спутника, началась космическая эра человечества.

Оригинал взят у spacechange в Первый Спутник

Первый рукотворный объект, выведенный на околоземную орбиту представителями человечества. Так все его и знают. Но мало кто знает и помнит, что вместе с ним был выведен и первый объект, который можно назвать первым космическим мусором. Согласно спутниковому каталогу NORAD первым космическим объектом с id 00001, который был выведен на околоземную орбиту, стала вторая ступень ракеты-носителя "Спутник" вместе с искусственным спутником земли (ИСЗ). И только после его отделения последний получил обозначение 00002...

4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый спутник - маленький шарик, который ознаменовал выход человечества за пределы привычного мира и наступления космической эры. В 22 ч 28 мин 34 по московскому времени (19:28:34 UTC) ракета-носитель Р-7 (изделие 8К71ПС) №М1-1ПС сошла со стартового стола и устремилась ввысь. На 116,38 секунде полета отделились разгонные блоки первой ступени, и вторая ступень с полезной нагрузкой продолжила свой путь к целевой орбите. Выключение двигателя второй ступени произошло на 294,6 секунде, в этот момент ступень РН с ИСЗ имела скорость в стартовой системе координат (с учетом импульса последействия) 7780 м/с (28 010 км/ч), угол наклона вектора скорости к местному горизонту 0°24’. Все это произошло на высоте в 228,6 км.

Раньше об этом замалчивалось, но теперь об этом можно говорить. При выведении на орбиту не все прошло так гладко как хотелось бы. Но это были первые шаги в освоении неизведанного, так что шероховатости - это спутники познания. При старте ракеты-носителя наблюдалось запаздывание выхода на первую промежуточную ступень и на режим главной ступени (недостаточный уровень тяги двигателя) основного двигателя блока "Г". Эта задержка могла привести к автоматическому отбою - сбросу схемы. Но на последних долях секунд временного контроля блок "Г" вышел на режим. Затем на 16-й секунде полета отказала система одновременного опорожнение баков ракеты (СОБ) (комплекс приборов и устройств, предназначенных для обеспечения одновременного израсходование компонентов ракетного топлива у ракет с жидкостными реактивными двигателями). Это привело к повышенному расходу керосина. В результате керосина в баке не хватило, чтобы дотянуть до расчетного времени, на которое был настроен интегратор, - 296,4 секунды. Двигатель был выключен на секунду раньше аварийным сигналом "АКТ". Турбина, освободившись от нагрузки керосинового насоса, пошла вразнос и выключила двигатель аварийным контактом, контролирующим число оборотов. В самом конце активного участка одна секунда работы двигателя существенно влияет на орбиту.
Ракета и спутник были выведены на орбиту с апогеем примерно на 80-90 км ниже расчетного.

Несмотря ни на что ракета-носитель доставила искусственный объект созданный человеком на орбиту. Этот день - это кульминация огромного объема проделанной работы.

История задумки и создания. Еще в 1953 году, когда разворачивались работы над межконтинентальной ракетой Р7 и уже было понятно, что она сможет достичь первой космической скорости, обратился к Михаилу Тихонравову за помощью в теоретическом обосновании возможности запуска искусственного спутника Земли.

Последний подготовил подробную докладную "Об искусственном спутнике Земли", которую Королев 26 мая 1954 года послал в ЦК КПСС и в Совет Министров. Но ответ пришел отрицательным, так как правительству была необходима боевая межконтинентальная ракета, а не ракета-носитель мирного спутника. Сергей Павлович не сдается и 16 июня 1955 направляет новую докладную записку с предложениями по организации работ над космическими объектами, подготовленную сотрудником его ОКБ-1 Ильей Лавровым. И вновь отказ. И вновь Главный конструктор пробует зайти на очередной заход, и на совещании у председателя Военно-промышленного комплекса Василия Рябикова выступает с заявлением о необходимости создания в Академии Наук СССР специального органа по разработке программы научных исследований с помощью серии искусственных спутников Земли. В этом начинании его поддержал Мстислав Келдыш в то время член Президиума АН СССР.

Поддержал тем, что в период с декабря 1955 по март 1956 инициировал ряд совещаний ученых разных специальностей, так или иначе заинтересованных в космических исследованиях. Такой серьезный подход к делу способствовал росту интереса к искусственным спутникам со стороны АН СССР и правительство уже не могло закрывать на это глаза.

30 января 1956 года было принято Постановление ЦК КПСС Совета министров № 149-88сс, которым предусматривалось создание «Объекта Д». Так в документах именовался неориентируемый искусственный спутник Земли весом от 1000 до 1400 килограммов. Под научную аппаратуру выделялось от 200 до 300 килограммов. Срок первого пробного пуска на базе разрабатываемой баллистической ракеты дальнего действия — лето 1957 года.

Этим же постановлением общее научное руководство и обеспечение аппаратурой для исследований возлагалось на Академию наук СССР, создание спутника как специального носителя аппаратуры для научных исследований - на Министерство оборонной промышленности (головной исполнитель ОКБ-1)...
Заполучив долгожданное постановление, Королёв немедленно приступил к реализации своих далеко идущих планов. В ОКБ-1 появился отдел, который должен был заниматься исключительно разработкой искусственных спутников Земли. Возглавил его, Михаил Тихонравов, перешедший в бюро на постоянную работу. К июлю 1956 года эскизный проект "Объекта Д" был готов. Но уже к концу 1956 года выяснилось, что намеченные планы запуска спутника находятся под угрозой срыва из-за трудностей в создании научной аппаратуры и более низкой, чем расчетная, тяги двигателей ракеты-носителя. Правительство установило новый срок запуска «Объекта Д» — апрель 1958 года.

Столь значительная отсрочка запуска спутника категорически не давала покоя Сергею Павловичу Королёву, и тогда он принимает знаковое решение - 25 ноября 1956 года ОКБ-1 внесло предложение о срочной разработке и запуске так называемого «Простейшего спутника» («Объект ПС») массой порядка 100 килограммов в апреле-мае 1957 года, в период летных испытаний ракеты «Р-7». В дополнении к этому в начале 1957 года Сергей Павлович направил в правительство докладную записку "Предложения о первых запусках искусственных спутников Земли до начала Международного геофизического года".
Предложение Королёва было принято, и 15 февраля 1957 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 171-83сс, предусматривающее запуск простейшего неориентированного спутника на орбиту, проверку возможности наблюдения за спутником и приема радиосигналов с его борта. Запуск «Объекта ПС» разрешался только после одного-двух успешных стартов ракеты «Р-7».

Технические характеристики. Первый спутник был выполнен как герметичный контейнер сферической формы диаметром 580мм, состоящий из двух силовых полуоболочек из алюминиевого сплава АМг-6 толщиной в 2мм, соединенных стыковочными шпангоутами. Передняя оболочка имела меньший радиус и прикрывалась полусферическим внешним экраном толщиной 1 мм для обеспечения "теплоизолирующего" режима. Задняя силовая полуоболочка, отделенная от бортовых систем внутренним экраном, являлась одновременно радиационной поверхностью системы терморегулирования. Герметичный объем заполнялся сухим азотом при давлении 1,3 атм. Для заправки имелся специальный клапан, штуцер с заглушкой и уплотнением из вакуумной резины.
Соединение полуоболочек осуществлялось посредством 36 шпилек М8х1,25. Герметичность стыка обеспечивало уплотнительное кольцо из вакуумной резины прямоугольного сечения, которое закладывалось в кольцевую канавку одного из шпангоутов. Передняя полуоболочка имела четыре вваренных фитинга для крепления оснований штыревых антенн со штуцерами гермовводов и фланец заправочного клапана. На задней полуоболочке располагались фланец испытательного системного разъема и блокировочный пяточный контакт, включающий автономное бортовое электропитание после отделения Спутника от ракеты-носителя.

Поверхность корпуса Спутника полировалась и подвергалась специальной обработке, чтобы придать ей заданные значения поглощения солнечной радиации AS и коэффициента собственного излучения ρ (внешний экран передней полуоболочки AS=0,2-0,25; снаружи ρ=0,05-0,1; изнутри ρ=0,8-0,9; задняя полуоболочка: AS=0,23-0,27; ρ=0,35-0,45).

Четыре антенны (две длиной - 2,9 метра, две - 2,4 метра) монтировались на передней полуоболочке. Штыри антенн были установлены на изоляторах.
При установке ПС на последней ступени ракеты штыри укладывались вдоль наружной образующей конического переходника (имевшего угол при вершине 46°) и удерживались в таком положении восемью зацепами; после отделения ПС от ракеты-носителя угол между противолежащими штырями увеличивался до 70°, что обеспечивало наилучшую диаграмму направленности антенной системы.

Тепловой режим обеспечивался вентилятором, включавшимся от термореле при температуре равной или выше 30°С. При этом, циркулирующий азот осуществлял передачу тепла "холодной" задней полуоболочке, излучавшей избыток тепла в космическое пространство. При понижении температуры азота до 20-23°С вентилятор выключался, что приводило - в отсутствие конвекции - к значительному увеличению теплового сопротивления между радиационной поверхностью и внутренним объемом Спутника - и таким образом предотвращает дальнейшее снижение температуры.

Внутри гемоконтейнера находились: радио передатчики мощностью 1Вт и массой 3,5 кг (разработчик В.И.Лаппо из НИИ-885); блок питания из трех батарей на основе серебряно-цинковых элементов массой 51 кг (разработанные в Институте источников тока, директор Н.С. Лидоренко); дистанционный переключатель; вентилятор и воздуховод системы терморегулирования; сдвоенные реле системы терморегулирования; контрольное термореле и барореле; бортовая кабельная сеть.

Ламповые радиопередатчики Д-200 работали на частотах 20,005 и 40,002 МГц (длины волн 15м и 7,5м соответственно) импульсами от 0,2 до 0,6 сек (настроенное значение 0,4 сек). Один из передатчиков работал во время пауз в работе другого. При замыкании и размыкании контактов датчиков контроля давления (барореле с настройкой р = 0,35 атм) и температуры (термореле с настройками Т1 = +50°,. Т2 = 0°С) изменялись частоты телеграфных посылок и соотношение между длительностью посылок и пауз между ними, что обеспечивало контроль герметичности и изменения температур внутри ПС. Конструктивно радиопередающее устройство было выполнено в виде блока с внешними габаритами 100х130х390 мм, который с помощью амортизатора крепился к центральному узлу передней полуоболочки корпуса ПС; центрирование его в осевом канале блока питания и восприятие боковых нагрузок осуществлялось шестью пластинчатыми пружинами.

Блок источников тока состоял из трех батарей серебряно-цинковых аккумуляторов. Он имел форму восьмигранной призмы (поперечный размер 450 мм, высота 270 мм) с центральным прямоугольным каналом (170х180 мм), в который вставлялось радиопередающее устройство. Такая форма блока обеспечивала симметричную циркуляцию азота внутри герметичного корпуса и хороший съем тепла, выделяемого передатчиками. Блок питания крепился к стыковочному шпангоуту передней полуоболочки в восьми точках. Две батареи предназначались для питания радиопередающего устройства, а третья батарея - для питания вентилятора системы терморегулирования и коммутирующего устройства.

Включение питания радиопередающего устройства и системы терморегулирования после выведения ПС на орбиту производилось коммутирующим устройством (дистанционным переключателем), которое срабатывало при замыкании пяточного контакта в момент отделения ПС от ракеты-носителя.

Весовая сводка ПС:


Через 19,9 сек после отключения двигателя второй ступени, на 314,5 секунде полета произошло само отделение объекта ПС-1 от ракеты-носителя, который после этого стал первым искусственным спутником Земли. Параметры орбиты первого спутника после выведения были: наклонение орбиты к плоскости экватора - 65,1 град; высота апогея (максимальная высота) - 947 км, высота перигея (минимальная высота) - 228 км, период обращения 96 минут 10,2 секунды. Отделение ПС осуществлялось пневмотолкателем с относительной скоростью 2,73 м/с. Для дублирования было предусмотрено пиротехническое устройство, обеспечивающее отделение со скоростью 1,45 м/с. Одновременно пружинным толкателем со скоростью 0,643 м/с производилось отделение головного обтекателя или защитного конуса, предохранявшего спутник от аэродинамических и тепловых воздействий на участке выведения, при прохождении плотных слоев атмосферы.

Последняя ступень ракеты-носителя с целью предотвращения возможного столкновения со спутником после его отделения притормаживалась с помощью реактивной силы, создаваемой истечением газа из отверстия на верхнем днище баков окислителя за счет оставшегося давления в баке.

Вначале первый спутник и его ракета-носитель двигались почти по одинаковым орбитам, но ракета гораздо сильнее тормозилась атмосферой, и вскоре их траектории заметно разошлись. Ракета-носитель закончила свое существование утром 1 декабря 1957 г. на трассе, проходившей через г. Иркутск - Чукотский полуостров - Аляску и далее вдоль западного побережья Северной Америки. Ракета-носитель вошла в более плотные слои атмосферы, разрушилась и сгорела. То есть она просуществовала 57 дней после запуска. В течение этого времени она совершила 885 оборотов вокруг Земли.

К слову, вторая ступень РН летала не просто так. Помимо того, что она обеспечивала возможность визуального полета первого спутника, она так же давала возможность определять параметры орбиты по засечкам её положения при помощи развернутого на ней уголкового отражателя. Определение координат траектории последней ступени ракеты-носителя радиолокационными станциями продолжалось до конца ноября 1957 г. (до 5 ноября 1957 г. использовалось большое количество станций, но с 6 ноября 1957 г. вели наблюдения только с помощью десяти станций). После 15 ноября 1957 г. выдача информации прекратилась, так как, вероятно, разрушилась ткань уголкового отражателя на ракете-носителе, после чего, по сути, вторая ступень ракеты-носителя стала космическим мусором.

Орбиты второй ступени ракеты-носителя:


Сам первый спутник изначально совершал полный оборот вокруг Земли за #96 ,2# минуты, его средняя высота составляла 586 км. За сутки (или за 15 оборотов вокруг Земли) вследствие торможения ПС в атмосфере период его обращения уменьшился примерно на 1,8 с. Так что уже в конце октября его орбита значительно снизилась: период обращения уменьшился до 95,2 минут, а средняя высота до 530 км. Предполагается, что первый спутник прошел свой последний виток 4 января 1958 г., прожив 92 дня, в течение которых совершил 1400 оборотов вокруг Земли.

Орбиты первого спутника:

Прошло уже 58 лет с момента этого знаменательного, я бы сказал эпохального события. Все кто жил в то время стали свидетелями смены эпох - наступления космической эры. Те же, кто родился после октября 1957 года, родились уже в космическую эру. В эру Спутника, Гагарина, Леонова, Армстронга... Всё только начинается...

Библиография:

Доклад доктора технических наук М. К. Тихонравова на XXIV Международном астронавтическом конгрессе, Баку 1973г.
Черток Б. Ракеты и люди. Фили. Подлипки. Тюратам / Б.Черток. — М.: Машиностроение, 1996.

Е.П. Молотов

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная в 1957 году, стала большим успехом для советской ракетно-космической отрасли. Она не только вывела в космос и , но и послужила основой для целого семейства ракет-носителей среднего класса, в том числе для «Союзов», доставляющих сегодня космонавтов на МКС. О разработке Р-7 мы беседуем с главным научным сотрудником отделения по созданию специальных наземных комплексов холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») Евгением Павловичем Молотовым, участником создания наземных приемных устройств систем радиоуправления ракетами Р-7 и других.

– Евгений Павлович, вы пришли в НИИ-885 (сегодня это РКС) в 1952 году. По сути, на ваших глазах зарождалась отечественная космонавтика. Расскажите, с чего начиналось создание советских ракет?

– В самом конце войны в Германию для изучения разработок немецких инженеров, в частности, ракеты «Фау-2», были отправлены советские специалисты. Среди них были люди, которые впоследствии возглавляли НИИ-885 – Михаил Рязанский и Николай Пилюгин. Целых ракет советским специалистам не досталось, они были вывезены американцами. Однако фрагменты «Фау-2» найти удалось, они были привезены в Советский Союз.

­– Что с этими фрагментами происходило дальше?

– Сначала из них были собраны действующие образцы ракет. Их испытания проводились на полигоне Капустин Яр. Затем советские специалисты, согласно указанию руководства страны, должны были сделать копию «Фау-2», но уже на советской элементной базе. Это была первая советская ракета Р-1. Дальность ее полета составляла 270 километров. После этого под руководством Сергея Павловича Королева были созданы ракета Р-2, дальность полета которой составляла уже 600 км, и Р-5 с дальностью 1200 км. Разработкой автономных систем управления для этих ракет в нашем институте руководил Николай Пилюгин, а радиосистем – Михаил Рязанский.

– Какие были бытовые условия на полигоне Капустин Яр? Где жили люди?

– Поначалу это было чистое поле, там не было инфраструктуры, не было жилья. Сергей Королев принял решение использовать для размещения сотрудников специальный комфортабельный поезд, который был построен в Германии. Когда проходили первые испытания ракет, люди жили в этом поезде. Это дало большой выигрыш времени, поскольку можно было сразу перейти к пускам, не дожидаясь строительства инфраструктуры.

– Вывезенные из Германии после войны немецкие специалисты принимали какое-то участие в работах?

Да. Из Германии привезли не только фрагменты «Фау-2», но и целый коллектив немецких специалистов. Хотя, конечно, самые ценные немецкие разработчики были вывезены американцами. Те, кого привезли в Советский Союз, работали, прежде всего, в Подлипках у Королева. Часть трудилась на наш институт, но на другой территории. После окончания работ над Р-1, встал вопрос о разработке Р-2. Было решено параллельно разрабатывать два проекта этой ракеты – один готовили немецкие специалисты, второй – Королев. Затем комиссия выбрала лучший проект. Им оказался проект Королева.

– Где проходили испытания Р-7?

Ракета Р-7

Ракета Р-7 была уже межконтинентальной, дальность ее полета составляла 8 тыс. км. Для ее испытаний нужен был новый полигон. На расстоянии в 250 километров по обе стороны от старта ракеты должны были размещаться пункты с радиоаппаратурой. То есть база для измерений должна была составлять 500 км. На активном участке полета ракеты эти пункты с ней работали. Нужно было найти такое место в Советском Союзе, где поместилась бы стартовая позиция, радиопункты, и откуда можно было бы запускать ракету на Камчатку, где располагается полигон для попадания головных частей ракеты. Полигон для запуска ракет нашли в Средней Азии, вблизи железнодорожной станции Тюра-Там. Позднее это место стало известно как космодром Байконур.

Когда произошел первый успешный пуск Р-7?

Первый успешный пуск Р-7 состоялся 21 августа 1957 года. Он был успешен во всем. Ракета полетела как нужно. Однако у головной части, которая должна была упасть на Камчатке, была недоработка. Она разрушалась при прохождении атмосферы. К следующему пуску головную часть доработали и она уже достигла цели. Так что 21 августа 1957 года состоялся первый успешный пуск именно носителя, самой ракеты Р-7. Советский Союз тогда получил первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, прошедшую испытания. Пуски Р-7 показали, что ракета может быть разогнана до скорости, которая нужна была для запуска спутника, если добавить еще одну ступень. Указ о награждении разработчиков Р-7 и первого спутника был один – награждали сразу и за ракету, и за спутник, поскольку два эти проекта были тесно связаны.

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость - восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль - это разные вещи. Ракета - средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно - космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне ("Катюши"). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету - "Фау-2".

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу - исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

"Спутник" и "Луна"

В 1957 году первая космическая ракета - та самая Р-7 - вывела на орбиту искусственный "Спутник-1". США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте - даже в прямом эфире. "Авангард" был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 - к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой - была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли - Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция "Луна-1", которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник - случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела "Луна-2", выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц "Луна-3" доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась "Луна-9", и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года - день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле "Восток". Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. "Восток" вообще имел множество модификаций - более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии "Бион" - это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

"Восток"

Для космонавтов на всех кораблях "Восток" было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях "Восток-3" и "Восток-4". В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной - Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта - он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль "Восход", США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

"Венера"

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль "Венера-3" совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м "Венере-9" удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А "Венера-13" сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели - на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. "Венера-1" - первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

"Венера-4" помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера - девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. "Венера-5" и "Венера-6" многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. "Венера-7" уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток "Венера-8" мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное - была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного - как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А "Венера-9" и "Венера-10" смогли показать нам "соседку" по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали "Венера-15" и "Венера-16", которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали "Вега-1" и "Вега-2", которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например "Союз-2.1А". Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом "Союза-У", который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит - геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО "Энергомаш" имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ "Химавтоматики". Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее - керосин. Длина ракеты - 46,3 метра, масса на старте - 311,7 тонн, а без головной части - 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя - 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания "Союза-2.1А" начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт - вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат "Метоп".

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель "Рокот", например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты - до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот "Протон" - тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную - 6,15, а на геостационарную - 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется "Роскосмос": Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.