Экологическая викторина "что мы знаем о природе". План-конспект занятия на тему: Викторина «Знатоки природы

Листья каких деревьев осенью краснеют?

Правильный ответ: листья краснеют у рябины, у клена и у осины.

Почему кролики непрерывно что-то жуют?

Таким образом они стачивают зубы.

С кем в одной норе может лиса жить?
С барсуком.

Какой зверь самый чистоплотный?
Барсук.

Бывают ли жабы ядовитыми?
Да, это жаба ага.

Умеют ли слоны плавать?

Да, эти гиганты великолепно плавают. А еще они любят играть в воде и резвиться. Еще они могут ложиться в воду почти полностью, выставив наружу только хобот.

У какого зверя осенью детеныши родятся? Чьих малышей называют листопадничками?

Ответ: У зайчихи детеныши появляются на свет по осени. Отсюда и милое название этим крошкам появилось.

Почему пожилых лосей сохатыми называют?

Потому что его рога похожи на старинный земледельческий инструмент - соху.

У кого самые большие уши?

У зайцев, кроликов, слонов, у длинноухого тушканчика, ослов и лисички фенек.

Где раки зимуют?
Они проводят зиму в норах, которые строят вдоль берегов рек.

Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему?
Наверх зайцу легко бежится - ноги-то задние длинные. А вот вних приходится косому кубарем катиться - иначе в ногах может запутаться.
Есть ли у слона шерсть или мех?
Могучее тело слона покрыто толстой и грубой кожей. Она испещрена многочисленными глубокими морщинами. Взрослые слоны практически лишены шерсти, а новорожденные слонята покрыты редкой жесткой щетиной. Окраска слонов однородная серая или буроватая.


Какой зверь летом живет в воде, а зимой на суше?
Мускусная крыса. Иначе - ондатра, водяная крыса, водяная полевка.


Что такое заячья скидка?
Когда заяц от погони уходит - делает большой бросок в сторону. Это и называют скидкой.

Охотится ли белый медведь на пингвинов?

Это невозможно, так как пингвины и медведи живут на разных полюсах.

Куда прячутся на зиму лягушки?

Они могут зимовать в амбарах и овинах. А те, что живут далеко от людей - зарываются в песок, ил, тину. Лесные прячутся в мох.
Кто зимой спит вниз головой?
Летучая мышь. Кстати, мыши, прилетая на зимовку в облюбованную пещеру, спят всегда в одном и том же месте с точностью до 1 см.

Сколько весит слон?
Африканские слоны вырастают до 4 метров в высоту и весят 5-7 тонн. Индийские - поменьше, их рост 2,5-3,5 метра, а вес - от 3 до 5 тонн.


Для чего слону хобот?

Хобот это не нос, как думают многие, а совершенно уникальный орган, образованный сросшимися носом и верхней губой. При этом хобот имеет собственную систему мощных мышц и сухожилий. Благодаря такому строению хобот обладает одновременно силой и гибкостью. Мощь хобота такова, что с его помощью слон способен крушить деревья, подымать бревна. На конце хобота расположен подвижный и чувствительный вырост, с помощью которого слон способен осязать и манипулировать мельчайшими предметами. Слоны хорошо распознают фактуру различных поверхностей, могут, к примеру, подымать монеты или рисовать кистью. Хобот играет в жизни слона незаменимую роль: он необходим животному для добывания пищи, защиты, общения.
С помощью хобота слоны также пьют воду, ведь пить ртом высокий и короткошеий слон не может. Только маленькие слонята могут сосать мать ртом, а взрослые слоны втягивают воду хоботом, а потом только заливают себе в рот. Слоны, лишенные хобота из-за травмы, пытаются пастись на коленях, но в конце концов погибают.


У какого животного самый громкий голос?

У крокодила.

Что муравьи зимой делают?
Закрывают все входы и выходы из муравейника, собираются все вместе в большую кучу и ждут потепления.

Лилия Лавренина
Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель : обобщить знания детей об окружающем мире , в форме проведения экологической викторины , опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Задачи :

Закреплять знания детей о диких животных , домашних животных и птицах;

Расширять знания о природе ;

Воспитывать чувство любви к природе ;

Развивать творческие способности детей , активность, сообразительность и речь;

Вызывать положительные эмоции;

Закрепить знания детей о поведении в лесу ;

Способствовать развитию внимания и памяти; созданию эмоционального настроения.

Предшествующая работа :

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе ; рассматривание иллюстраций природоведческого характера ; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Оборудование : музыкальная фонограмма «В мире животных» , эмблемы капитанов, конверт для разрезанных картинок, разрезанные картинки (птиц, кормушек и корма для птиц, юла со стрелкой, шишки, корзинки для шишек, медали для всех участников.

Ход викторины

Под музыку «В мире животных» дети входят в зал и становятся полукругом.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о природе . Ведь природа – это богатство человечества! Ее необходимо беречь, как жизнь человека. Каждое животное или насекомое на земле нужное и полезное. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы . Где бы вы ни были : в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства.

Воспитатель : Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья , которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.

Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы : снегири, свиристели. (Рябина) .

Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза) .

Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает : «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха) .

Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа) .

Мы сегодня с вами проведём викторину : «Знатоки природы . Сейчас расщитаемся на первый – второй. Первые номера сделают шаг во внутрь круга и останутся со мной, а вторые номера – сядут на стульчики для зрителей. Мы разделились на две команды, команду «знатоков » и команду «зрителей» . Считалочкой команда «знатоков «выбирает капитана и садится за стол для игры.

Правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему во время его ответа; команда совещается и после моего сигнала (звон колокольчика, капитан назначает отвечающего. Если команда «знатоков » «Зрителей» викторины

Воспитатель крутит юлу и на чьей карточке остановится стрелка, тот «зритель» задаёт вопрос.

1 команда

Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология )

Как называется растительный мир? (Флора)

Время года, когда начинает засыпать природа ? (Осень) .

Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел) .Домашний родственник зайца? (Кролик) .

Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет) .

Где живет белка? (Дупло) .

Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики) .

Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста» ? (Морковь)

Назови три состояния воды (жидкое, твёрдое, парообразное)

После того, как все «зрители» задали свои вопросы, воспитатель задаёт вопросы команде «знатоков » и команде «зрителей» .

«Правда или нет?»

(воспитатель называет фразу, а дети определяют правда это или нет)

1. Медведи любят есть тигров? (нет)

2. У березы весной бывают сережки? (да)

3. Солнце зеленого цвета? (нет)

4. Собака – это дикое животное? (нет)

5. Цветы никогда не поливают? (нет)

6. Акула, щука – это птицы? (нет)

7. Дерево всегда было большое? (нет)

8. Цветы все время черного цвета? (нет)

9. В теплой лужице своей громко квакал…. Воробей? (нет)

10. Слоны умеют махать хоботом? (да)

Физкультминутка

Воспитатель :

Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .

Воспитатель : Вот мы и пришли опять в детский сад. Команда «игроков» садится на стульчики и становится «зрителями» , а у нас появилась вторая команда «игроков» и она занимает место за столом. Повторяю правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему во время его ответа. ; команда совещается и после моего сигнала (звон колокольчика, капитан назначает отвечающего. Если команда «знатоков » ответила не правильно, отвечает тот, кто задал вопрос и балл присуждается команде «Зрителей» . Каждый правильный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.

Воспитатель крутит юлу и на чьей карточке остановится стрелка на юле, тот «зритель» задаёт вопрос.

2 команда

1. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

2. Как называется животный мир? (Фауна)

3. В какое время года бывает гололёд? (Зимой) .

4. Кто является санитаром леса из животных? (Волк) .

5. Дикий родственник свиньи. (Кабан) .

6. Готовят ли запасы еды белки? (Да) .

7. Зимняя квартира медведя? (Берлога)

8. Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики) .

9. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

10. При каких погодных условиях снег скрипит под ногами (Когда на улице сильный мороз)

Задание для обеих команд

Задание «Отгадай мой домик»

1. Где живет медведь? (берлога)

2. А где домик зайца? (под кустом)

3. А как называется жилище мыши? (норка)

4. Где живет корова? (коровник)

5. Как называется жилище волка? (логово)

6. Как называется домик белки? (дупло)

7. А где живет кролик? (крольчатник)

8. А какой домик у собаки? (конура)

(вопросы задаются по очереди каждой команде)

Подведение итогов

Разрезные картинки

Воспитатель : Уважаемые знатоки и «зрители» , Дед Мороз узнал о нашей викторине , и прислал тоже вам задание, собрать разрезные картинки птиц, кормушек и корма для этих птиц. Письмо несла сорока, а она очень любопытная, захотела осмотреть эти картинки и нечайно их все перепутала.

Команда «зрителей» и команда «знатоков » собирает разрезанные картинки птиц, кормушек и птичьего корма и наклеивает их на лист ватмана.

Каждая команда показывает свой ватман.

Подведение итога

Конкурс капитанов (загадывание загадок по очереди)

1) Под соснами, под елками

лежит мешок с иголками (Ёж)

2) Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)

3) Хитрая плутовка, рыжая головка,

хвост пушистый – краса! А зовут ее…. (лиса)

1) С веточки на веточку прыгает, резвится

ловкая, проворная, а не птица! (белка)

2) Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку (заяц)

3) Кто зимой холодный,

ходит злой, голодный? (волк)

(загадки читаются по очереди каждому капитану)

Воспитатель : ребята, ваши родители тоже знают правила поведения в природе и их они вам зачитают.

Правила поведения в природе зачитывают родители

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай.

3. Никогда не забывай мусор с травки убирать.

4. Зря цветы не надо рвать.

5. Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.

6. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

7. Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.

8. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги.

1 ребенок : Берегите землю! Берегите!

Любите родную природу :

Озера, леса и моря.

2 ребенок : Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля!

Воспитатель :

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы !

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету,

Во все Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

В конце занятия всем участникам викторины раздаются медальки .

Задачи:

Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
Развивать логическое мышление, речь.
Активизировать внимание, память.
Учить детей соблюдать правила игры.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Ход занятия:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой).
— Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
— ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов является победителем.
Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет какая команда должна будет отвечать первой.
И так начинаем!

Ведущий:

Есть мир чудесный - он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.

Презентация 1. (Приложение № 1).

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”.
Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.
Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;
Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.
Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,
Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.
Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.
Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.
Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.
Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.

II Разминка. С детьми «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)

III «Соберипазл»

Детям предлагается разрезные картинки «пазл». Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

IV.«Вопрос-ответ»

1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)

V. Подвижная игра «Болото».

Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

VI. «Загадочный ящик»: загадка о хлебе.

Рос сперва я на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
То в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.

VII. – Выбрать правильное поведение в лесу

Презентация 1.(Приложение № 1 продолжение).

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много.
Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно.(правило сопровождается картинкой).

VIII. Литературная пауза: дети читают стихи о природе
(Приложение № 2).

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Приложение № 2. Стихи.

Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Что такое луг?
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.

Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метёлочки овса.
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь,
Колючая, как ёж.
В поле ветер свищет,
Мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт,
Солнышко встаёт.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдёшь —
Края не найдёшь.
Что такое река?
Что такое река?
На воде облака.
Над водою - ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.

Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.

Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка —
Пугало сердитое,
Соломою набитое.

Что такое море!
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино…

Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл —
Страж высоких гор.

Приложение №1. Презентация

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников

«Природа вокруг нас!»

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.
Методические приёмы : игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе. «Здесь знает каждый, ты и я, Природу обижать нельзя!»

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного города Канаша. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки - повсюду вас окружают загадки и таинства природы.

Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда - «Ёжики», вторая команда - «Листочки».
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Ёжикам», а вторая «Листочкам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.

Я узнал, что у меня есть огромная страна

И тропинка и лесок, в поле каждый колосок

Речка, небо — голубое - это всё моё родное

Всех люблю на свете я

Это Родина моя!

Итак, готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка» : Представляет собой блиц опрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Листочки»:

. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
. Сколько ног у паука? (восемь)
. Какая птица лечит деревья? (дятел)
. У какого дерева белый ствол? (у березы)

Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
. Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Ёжики»:

На каком дереве растут желуди? (на дубе)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (птицы)
. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
. Сколько ног у жука? (шесть)
. У какой птицы красная грудка? (у снегиря) . Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
. Когда земляника поспевает? (летом)

Дополнительные вопросы (для болельщиков):
. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).

2 конкурс «Кто лишний?».

На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Все на свете знают и для них сейчас игра «Угадай мелодию».
Дети отгадывают песню («Жил-был у бабушки серенький козлик", «Кузнечик» и поют её как «Хор лягушек»).
Как замечательно наши команды пели, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дупле Что хочешь на столе.(белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(лиса)
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?(волк)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает?(заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)
8: Я на ёлке на суку
Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины

(Награждение медалями.Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок терпению

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду

Снег нас учит чистоте. Солнце учит доброте

И при всей огромности обучает скромности

Нас деревья всех пород как большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
А в завершение нашей викторины давайте станцуем и споём песенку

« Почемучки»

Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задает:
Почему на небе солнце?
почему вокруг трава
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем быку рога? (2 раза)

Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучки, почемучки
за рукав всех теребят
Почему в пустыне жарко?
А на севере - мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем мартышке хвост? (2 раза_

Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам
Надо все успеть спросить:
Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?

Викторина «Любители природы».

Старший дошкольный возраст

ГККП « Ясли-сад № 54 акимата г Костная отдела образования г. Костаная

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе.

Задачи: Выявить знания детей о природе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес и смекалку, память, внимание, логическое мышление. Воспитание желания заботиться о природе, радоваться и восхищаться каждой встрече с ней.

Описание : Это викторина для детей дошкольного возраста. Дети любят викторины, потому что в них присутствует элемент соревнования. А для детей это викторина полезна, потому что она способствовать формированию представлений о законах жизни и развития живой природы; развивает логическое мышление, быстроту реакций, умение работать в команде; воспитывает любовь ко всему живому, желание и способность бережного отношения к окружающему миру.

Ход:

Ребенок.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Ведущий: Друзья, сегодня мы собрались в зале поиграть в викторину «Любители природы». Викторина – это игра в вопросы и ответы. Я знаю, что вы много знаете о нашей природе и сегодня покажите свои знания. Каждое ваше «почему» открывает для вас новый мирокружающий мир. Для того, чтобы провести эту игру-викторину, мы разделимся на две команды и будем соревноваться. Давайте произнесём девиз нашей викторины:

Дети : Девиз: «Любить и охранять природу!»

Ведущий: Я представляю вам членов жюри и команды.
1 команда – «Чистый родник»
2 команда – «Защитники леса»
Каждый конкурс будет оцениваться следующим образом: За каждый правильный ответ команда получит – солнышко. Если команда отвечает неправильно, то выполнить задание предлагается другой команде. В конце викторины мы узнаем, кто больше знает о природе.

Ведущий: Дорогие гости. Будьте активными болельщиками, помогайте игрокам, но не подсказками, а своими улыбками.
А теперь заслушаем приветствие команд.
Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

Приветствие команды «Чистый родник»

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним, мы, красоту природы,

Пусть журчит, искрится,

«Чистый родничок»!

Ведущий : А сейчас предлагаю командам провести разминку, сначала я задам вопрос, а вы над ним всерьёз подумайте, потом скажите

Разминка «Да» или «Нет».(Задаются вопросы командам поочередною)
1.Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (нет)
2.А рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать? (да)
3.А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (нет)
4.Ответь, а может василек
Цвести в саду зимою? (нет)
5.А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (нет)
6.Верблюд способен, дай ответ
Идти три дня без пищи? (да)
7.Тех, кто трудится всегда,
В народе уважают? (да)
8.В конце спросить пришла пора:
Вам понравилась игра? (да)

Ведущий: Мы приступим к следующему заданию

«Подбери слова»
1. Лес может быть густым, а может быть. . - (редким)
2.Осень бывает ранняя, а бывает … - (поздняя)
3.Волк зверь большой, а заяц … - (маленький)
4.Ягоды малины сладкие, а рябины … - (горькие)
5.День летом длинный, а зимой … - (короткий) 6.Цветы бывают садовые, а бывают … - (полевые, комнатные)

Ведущий: Конкурс капитанов.
1 . Куда зайцу бежать удобней, с горы или в гору? (в гору, с горы заяц летит кубарем, через голову, потому что задние ноги у него длиннее.)
2. Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
3 . Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным: жир греет и питает спящего медведя))
4. У какого животного детеныши рождаются осенью? (у зайцев – 3 раз за лето – листопаднички)
5.Каких птиц называют зимними гостями? (клест, снегирь, свиристель)

6.Какой лесной житель сушит себе на дереве грибы? (белка)
7.Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
8.Почему нельзя трогать яиц в гнездах? (птица бросает гнездо)
9.Почему о зайце говорят: «Сам себя обогнал»
10.Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки – береговушки)
Оценка жюри.

Ведущий: Разминка . С детьми воспитатель проводит игру в кругу с мячом «Бывает - не бывает.»

Ледоход летом (не бывает)

Листопад летом (не бывает)

Дождь летом (бывает)

Роса зимой (не бывает)

Заморозки весной (бывает)

Гроза летом (бывает)

Метель летом (не бывает)

Радуга летом (бывает)

Град летом (бывает)

Буран летом (не бывает)

Иней зимой (бывает)

Туман осенью (бывает)

Капель летом (не бывает)

Иней летом (не бывает)

Мороз летом (не бывает)

Лужи зимой (не бывает)

Зеленые листья зимой (не бывают)

Ведущий:Выбрать правильное поведение в лесу.

1 Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2 Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.

3 Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

4 Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.

5 В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.

6 В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. 7 Подумаешь, в лесу и так их много (правило сопровождается картинкой).

8 Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!

9 Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Воспитатель: Послушайте следующее задание.
«Времена года».

Ребята, у каждого времени года в природе есть приметы, и вам нужно их определить.

Команды, перед вами столы, где лежат карточки, где изображены времена года. Из предложенных картинок с приметами нужно выбрать те, которые подходят к вашему времени года,но сначала послушайте загадки.

Загадка для команды «Чистый родник»

Солнышко печет, липа цветет,
Рожь поспевает, когда это бывает?

Загадка для команды «Защитники леса»

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Ведущий: Молодцы! Следующее задание: «Птицы»

1. Какую птицу называют птицей мира? (Голубь.)

2. Какая птица никогда не станет матерью? (Кукушка.)

3. Загадка: На шесте - дворец, во дворце - певец. Кто это? (Скворец)

4. Назовите крупных птиц, которые живут в заповеднике? (Глухарь, тетерев.)

5. Загадка: Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло (сова).

6. Картина, какого знаменитого русского художника, посвящена прилету птиц?

Как она называется? (А. Саврасов «Грачи прилетели)

7. Кто из птиц прилетает первым? (Зяблики, дрозды, грачи, скворцы.)

8. Каких птиц называют санитарами леса? Почему? (Дятел, иволга, поползни, они защищают деревья от вредителей.)

9. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

10. Как называется самая большая птица? (Страус)

Жюри подводит итоги. Объявляется победитель. Детям вручают награды и призы.

Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след.

Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы - твой конец.