Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере алматинског. Методы сбора данных

Под информацией (статистическими данными) понимается совокупность количественных характеристик массовых объектов, полученных в результате наблюдения, его обработки или расчетов.

К основным свойствам статистической информации относятся массовость и стабильность . Массовость информации связана с особенностями предмета статистики, стабильность же ее заключается в том, что однажды собранная информация остается неизменной, т.е. способна устаревать.

Сбор статистической информации предполагает статистическое наблюдение – массовое, планомерное научно-обоснованное наблюдение за объектами, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой их единицы. Оно может проводиться различными организациями: органами статистики, научно-исследовательскими учреждениями, экономическими службами бирж, банков, фирм. Процесс его проведения состоит из следующих этапов:

а) подготовка наблюдения;

б) проведение массового сбора данных;

в) подготовка полученных данных к обработке;

г) разработка предложений по совершенствованию наблюдения.

Лица, осуществляющие сбор информации (регистрацию признаков единиц объекта) – наблюдатели – называются также регистраторами или счетчиками.

Организация и проведение наблюдения предполагают решение следующих вопросов:

1. Установление цели наблюдения . Как правило, цель наблюдения чаще всего практическая – получение достоверной информации об объекте для выявления закономерностей его развития.

2. Определение объекта наблюдения и установление единицы наблюдения . Под объектом наблюдения понимается статистическая совокупность, где проистекают необходимые для исследования процессы и явления, под единицей наблюдения – элемент объекта, являющийся носителем подлежащих регистрации признаков (например, в таком объекте, как город, единицей могут быть предприятия, учебные заведения, дома, жители и т.п.).

3. Разработка программы наблюдения . Программой является перечень признаков, подлежащих регистрации (вопросов, на которые необходимо получить ответы) при наблюдении (т.н. опросный лист). Программа должна содержать признаки, характеризующие объект, расположенные в определенном порядке (вопросы могут быть закрытые – «да-нет», тестовые – выбор одного варианта ответа из нескольких, открытые – любой вариант ответа на поставленный вопрос и т.п.). Программа представляет собой статистический формуляр – документ единого образца.

4. Выбор места и времени наблюдения . Место наблюдения выбирается в зависимости от цели наблюдения, выбор же времени получения данных связан с решением двух следующих вопросов:

а) установление критического момента или интервала наблюдения (дня, часа или другого промежутка времени) на который (или соответственно в течение которого) должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности);


б) определение периода наблюдения (времени, необходимого для проведения массового сбора данных, которое определяется исходя из объема работы и численности персонала).

Например, при организации переписей населения критическим моментом является 0 часов даты переписи (данные о населении фиксируются по состоянию на этот момент), а сбор данных проводится в течение 10-14 дней с этой даты.

При организации наблюдения необходимо определиться также с его формами, способами и видами.

В отечественной статистике чаще всего используются три следующие ФОРМЫ статистического наблюдения:

1. Отчетность . Это основная форма наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, организаций, учреждений, фирм и других субъектов экономики данные о деятельности последних в виде отчетных документов в установленном порядке. Отчетность представляется за определенные сроки (ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям – текущая) и раз в год (годовая). В отчетности указываются отрасль, к которой относится предприятие, его форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих, объем выпускаемой продукции, рентабельность и другие данные.

2. Специально организованное статистическое наблюдение . Проводится либо с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, либо для ее проверки. Классическим примером такой формы являются переписи – наблюдения, повторяющиеся через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта (перепись населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений и т.п.).

3. Регистры. Это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими начало, стадию развития и конец. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и учитывающую воздействие на нее различных факторов. Существуют регистры населения и предприятий.

Регистры населения – поименованные перечни жителей, ведущиеся по регионам. В регистр заносится житель данной территории, обладающий определенным признаком. Если регистрируемый лишается этого признака, умирает, переезжает в другой регион, он из регистра исключается (в последнем случае сведения о нем передаются в регистр по новому месту жительства). Наиболее распространенными регистрами населения в настоящее время являются:

а) ЗАГС (здесь у лиц по месту жительства регистрируются следующие признаки: дата и место рождения, пол, вступление в брак и его расторжение, рождение детей, смерть);

б) Пенсионный фонд , регистрирующий лиц, достигших пенсионного возраста (по основной сетке мужчины – 60, женщины – 55 лет);

в) Военкомат , включающий военнообязанных (лиц, достигших призывного возраста до 45 лет) и военнослужащих;

г) Налоговая инспекция , регистрирующая лиц, уплачивающих налоги (имеющие недвижимость, транспортные средства, занимающиеся предпринимательской деятельностью);

д) Отдел кадров предприятия , куда заносятся работающие на нем;

Наряду с перечисленными регистрами существует множество других, менее значимых.

Регистры предприятий содержат данные о предприятии и его экономической деятельности (его название, адрес, форму собственности, организационно-правовую форму, принадлежность капитала, численность работников, отрасль промышленности, стоимость основных фондов, объем выпускаемой продукции, ее номенклатура, ассортимент, выручка, прибыль, рентабельность и т.п.).

Из СПОСОБОВ статистического наблюдения выделяют в основном:

1. Непосредственное наблюдение , когда регистраторы сами устанавливают факт, подлежащий регистрации (например, путем замера, взвешивания, подсчета, проверки работы и т.п.) и осуществляют запись в формуляре наблюдения.

2. Документальный способ , основанный на использовании в качестве источника информации документов учетного характера (интересующие наблюдателя данные выписываются из документов).

3. Опрос , при котором сведения получают со слов респондента (носителя признаков, подлежащих регистрации).

Наиболее часто в статистике применяют следующие варианты опросов:

а) устный (экспедиционный), при котором регистратор получает информацию непосредственно от респондента (в беседе с ним) и заносит ее в формуляр;

б) саморегистрация (регистратор раздает респондентам формуляры, объясняет порядок их заполнения и собирает заполненные);

в) корреспондентский , при котором посланные по почте респонденту формуляры заполняются им и высылаются обратно в организацию, проводящую наблюдение;

г) анкетный , когда формуляры (анкеты), врученные респондентам, заполняются ими добровольно и анонимно;

д) явочный , предусматривающий представление респондентом сведений в явочном порядке.

На ВИДЫ статистическое наблюдение делится по времени регистрации фактов и охвату единиц совокупности.

По времени регистрации фактов наблюдение бывает:

1. Непрерывное (текущее) , при котором изменение изучаемых признаков фиксируется по мере из наступления.

2. Периодическое , позволяющее получать данные, отражающие изменения объекта, в ходе нескольких обследований его, проводимых через определенное время.

3. Единовременное , которое дает сведения об объекте только в момент его изучения. До сих пор обследования данного объекта не проводилось, и повторное обследование его не планируется или может проводиться через неопределенное время.

По охвату единиц совокупности наблюдение делят на:

1. Сплошное , задачей которого является получение информации обо всех без исключения единицах совокупности.

2. Несплошное, предполагающее обследование части единиц совокупности. Несплошное наблюдение не дает достаточно полной и достоверной картины совокупности, зато проводится в более краткие сроки и с меньшими затратами. Несплошное наблюдение делится на

а) выборочное , основанное на принципе случайного отбора единиц совокупности;

б) монографическое , при котором обследованию подвергаются отдельные, специально выбранные единицы.

Рассмотренные формы, способы и виды статистического наблюдения являются тремя независимыми вариантами классификаций процесса сбора информации. Например, перепись населения по форме является специально организованным наблюдением, по способу – опросом, причем его экспедиционным вариантом, по виду с точки зрения времени регистрации фактов – периодическим наблюдением, с точки зрения охвата единиц совокупности – сплошным.

Степень соответствия величины показателя, определенной по материалам наблюдения, действительной его величине, называется точностью статистического наблюдения , а расхождение между значениями величин – ошибкой наблюдения .

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

  1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
  • определение цели и объекта наблюдения;
  • определение состава признаков подлежащих регистрации;
  • разработка документов для сбора данных;
  • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

  • непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение:

  • перепись
  • единовременный учет

Прерывное наблюдение:

  • Единовременное наблюдение
  • Периодическое наблюдение

Несплошное наблюдение:

  • выборочное
  • Монографическое наблюдение
  • метод основного массива
  • метод моментных наблюдений
Документальный
Регистровое наблюдение
  • экспедиционный способ
  • способ саморегистрации
  • корреспондентский способ
  • Анкетный способ
  • Явочный способ

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата ;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

  • Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
  • По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

    Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

    Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

    Несплошное наблюдение подразделяется на:
    • Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
    • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
    • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
    • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

    Способы статистического наблюдения

    Способы получения статистической информации:

    Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

    Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
    Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

    Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Существуют следующие виды опроса:

    Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

    Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

    Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

    Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

    Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

    Ошибки статистического наблюдения

    Информация, полученная в ходе статистического наблюдения может не отвечать действительности, а расчетные значения показателей не соответствовать фактическим значениям.

    Расхождение между расчетным значением и фактическим называется ошибкой наблюдения .

    В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности . Ошибки регистрации характерны как для сплошного, так и для несплошного наблюдения, а ошибки репрезентативности — только для несплошного наблюдения. Ошибки регистрации, как и ошибки репрезентативности, могут быть случайными и систематическими .

    Ошибки регистрации — представляют собой отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и его фактическим значением. Ошибки регистрации бывают случайными (результат действий случайных факторов — перепутаны строки например) и систематическими (проявляются постоянно).

    Ошибки репрезентативности — возникают, когда отобранная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Характерны для несплошного наблюдения и заключаются в отклонении величины показателя исследуемой части совокупности от его величины в генеральной совокупности.

    Случайные ошибки — являются результатом действия случайных факторов.

    Систематические ошибки — всегда имеют одинаковую направленность к увеличению или уменьшению показателя по каждой единице наблюдения, вследствие чего значение показателя по совокупности в целом будет включать накопленную ошибку.

    Способы контроля:
    • Счетный (арифметический) — проверка правильности арифметического расчета.
    • Логический — основан на смысловой взаимосвязи между признаками.

    Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения

    Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

    Статистическое наблюдение можно представить в виде взаимодействующих компонентов, представленных на рисунке 2.1.

    Рис.2.1. Составляющие статистического наблюдения.

    Совокупность документов, применяемых при наблюдении, называется инструментарием наблюдения . Инструментарий наблюдения: программы наблюдения, бланки, анкеты, инструкций по их заполнению.

    Собираемые данные должны отвечать двум требованиям: достоверности и сопоставимости. Очевидно, что достоверность данных зависит как от характеристик самого статистика – его профессиональной подготовки, коммуникабельности, организационных навыков и т. д., так и от качества используемого инструментария. Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время, по единой методике.

    Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

    Основные принципы статистического наблюдения:

    ● планомерность;

    ● массовость;

    ● научная организация.

    Планомерность статистического наблюдения предполагает, что оно готовится и проводится по заранее разработанному плану, являющего частью общего плана проведения статистического исследования; в такой план включаются вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее качества, его достоверности и оформления итоговых результатов.

    Массовый характер статистического наблюдения означает, что оно охватывает количество случаев проявления изучаемого явления, достаточное для получения достоверных статистических данных, характеризующих совокупность в целом.

    Систематичность наблюдения определяется тем , что оно должно проводиться либо непрерывно, либо систематически, либо регулярно, так как только такой подход позволяет изучать тенденции и закономерности социально-экономических явлений и процессов. Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, проводимые с целью изучения мнения граждан по вопросам, представляющим для них интерес.

    Процесс проведения статистического наблюдения состоит из нескольких этапов :

    1) Подготовка наблюдения .

    На этом этапе необходимо решить программно-методологические и организационные вопросы.

    2) Проведение массового сбора данных .

    Этот этап связан с непосредственным проведением наблюдения и включает в себя такие работы как рассылка бланков, анкет, форм статистической отчетности, переписных листов, их заполнение и дача в органы, проводящие наблюдение.

    3) Подготовка данных к автоматизированной обработке .

    На этом этапе собранная информация проверяется на полноту, подвергается арифметическому и логическому контролю с целью выявления и исключения допущенных ошибок.

    4) Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения .

    На последнем этапе проведения статистического наблюдения анализируются причины, которые вызвали ошибки в заполнении статистических формуляров, и разрабатываются предложения по совершенствованию проведения статистического наблюдения.

    Программно-методологические задачи статистического

    Наблюдения

    К программно - методологическим задачам статистического наблюдения относятся:

    Определение цели и задач наблюдения;

    Выбор объектов и единиц наблюдения;

    Разработка программы наблюдения;

    Выбор формы, вида и способа проведения наблюдения.

    Каждое статистическое наблюдение проводится с целью получения достоверных данных об исследуемых процессах и явлениях . Она должна быть конкретной и четко сформулированной, исходить из общих задач, поставленных перед статистическим исследованием явления.

    В соответствии с принципами системного подхода задачи наблюдения должны соподчиняться поставленной цели, исходить из нее. Цель и задачи предопределяют программу и форму организации наблюдения. Если они поставлены неясно, неконкретно, то будут собраны излишние сведения или, наоборот, получены неполные статистические данные. В зависимости от цели и решаемых задач определяются объект и единица наблюдения.

    Объект наблюдения – статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

    Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население региона, страны, люди, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, жилые дома), юридические лица (предприятия, банки, учебные заведения).

    Любой объект наблюдения состоит из единиц наблюдения.

    Единица наблюдения – элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, т. е. это то первичное звено, от которого должны быть получены необходимые статистические сведения.

    Например, при проведении демографических обследований это может быть человек, но может быть и семья, при бюджетных обследованиях – домохозяйство или семья. В соответствии с поставленной целью, задачами, выбранным объектом разрабатывается программа наблюдения.

    Программа наблюдения – перечень признаков, подлежащих регистрации (при непосредственном наблюдении), либо это перечень вопросов, по которым собираются сведения (при опросах).

    Программа статистического наблюдения включает:

    Выбор существенных признаков (черт, свойств);

    Формулировку точных, легких и недвусмысленных вопросов;

    Определение последовательности вопросов;

    Включение вопросов контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

    Типы вопросов:

    Альтернативный вопрос (“да” или “нет”);

    Закрытый вопрос (три или более вариантов ответов);

    Открытый вопрос (любой ответ);

    Комбинированный (закрытые + открытый вопросы).

    Одновременно с программой разрабатывается инструментарий наблюдения в виде статистических формуляров и инструкций по их заполнению.

    Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: бланк обследования, переписной лист, анкета, отчет и т. д.

    Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части указываются: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего; номер формуляра, а также, кто и когда его утвердил. В адресной – адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

    Различают две системы статистического формуляра : индивидуальную (карточную) и списочную.

    Индивидуальный формуляр – запись ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения.

    Списочный формуляр – запись ответов на вопросы программы о нескольких единицах.

    Кроме формуляра разрабатывается инструкция по порядку проведения наблюдения, по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения это может быть документ в виде отдельной брошюры, либо подсказки в ответах, либо разъяснения на обратной стороне бланка.

    2.3. Организационные вопросы статистического наблюдения

    К важнейшим организационным вопросам относятся:

    Определение органа (исполнителя) наблюдения;

    Определение времени наблюдения: даты начала, даты окончания наблюдения, критической даты;

    Определение места (территории) проведения наблюдения.

    Наблюдение может проводиться собственными силами или организациями, специализирующимися на проведении наблюдений.

    Время наблюдения – это то время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое.

    Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который регистрируются сведения, собираемые в процессе наблюдения (например, критическим моментом переписи населения РФ 2002 г. – 0 часов с 8 на 9 октября). Критический момент – конкретный день года, час дня.

    Срок (период) наблюдения .

    Время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, то есть время, необходимое для проведения массового сбора данных. Срок (период) наблюдения устанавливается исходя из объема работы и численности персонала, занятого сбором данных.

    Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; ее границы зависят от определения единицы наблюдения.

    Выбор места проведения наблюдения определяется его целью. Например, если определяется стоимость потребительской корзины в Санкт-Петербурге, то местом проведения наблюдения будет территория города.

    Также к организационным вопросам относятся:

    1. Подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, предоставляющими данные и т.д.

    2. Размножение документации для обследования и проведения инструктажей, рассылка по территориальным органам Госкомстата России.

    3. Массовая работа: проведение лекций, бесед, выступления в печати, по радио и т.д.

    4. Составляется календарный план – перечень работ и сроки их выполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.

    План исследования может предусматривать использование как вторичных, так и первичных данных. Вторичные данные - уже существующая в определенной форме информация, полученная для каких-то других целей. Данные получают из бюллетеня иностранной коммерческой информации (БИКИ) Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), в котором сообщаются данные о товарах на рынках, биржевых ценах на основные сырьевые товары, анализируются тенденции изменения потребительских характеристик товаров и т. д. Систематически издающиеся Приложения БИКИ содержат анализ указанных вопросов в более широком временном разрезе, а также различные методические указания относительно конъюнктурных и прогнозных исследований, оценки конкурентоспособности продукции и т. д. Первичные данные собираются с конкретной целью при осуществлении данного проекта.

    Исследователи обычно начинают изыскания с анализа вторичных данных, которые могут использоваться для полного или частичного решения задачи и позволяют сократить расходы на дорогостоящий сбор первичных данных. В любом случае вторичные данные дают исследованию некую отправную точку, будучи при этом относительно дешевыми и легкодоступными.

    В том случае, когда исследователю не удается извлечь необходимые ему сведения из вторичных источников, или они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или просто устарели, приходится прибегнуть к сбору первичных данных.

    Большинство проектов маркетинговых исследований предусматривает в той или иной форме использование источников первичной информации. Один из способов сбора информации - обращение с вопросами к отдельным людям или группам, чтобы получить первоначальное представление о том, как они относятся к затрагиваемым в вопросах темам. На основе полученных данных разрабатываются и отлаживаются формальные инструменты исследования. Затем приступают к созданию массива исходных данных.

    Будучи правильным образом собранными и обработанными, полученные «на местности» данные превращаются в «становой хребет» последующих маркетинговых воздействий. Компании, занятые, например, выпуском кредитных карт или торговлей по каталогам, работающие с индивидуальными заказчиками, давно осознали потенциальную мощь, заключенную в маркетинговых базах данных.

    Маркетинговая база данных - упорядоченный, достаточно полный и регулярно обновляемый информационный массив сведений об индиви-дуальных потребителях и потенциальных клиентах. Эта база может использоваться для различных целей, например определения демографических показателей или социального статуса населения, прямой продажи товаров или услуг или поддержания отношений с постоянными клиентами .

    В наши дни компании, предлагающие широкий спектр товаров от расфасованных продуктов до автомобилей, все чаще предпочитают рекламе в средствах массовой информации прямой маркетинг, основа эффективности которого - база данных о потребителях.

    Также способами сбора информации являются: получение первичных данных путем наблюдений, опросов фокусных групп, сбора статистических данных и экспериментов.

    Наблюдение . Данные могут быть получены при наблюдении за вовлеченными в изучаемую ситуацию лицами и анализе сопутствующих обстоятельств. В результате ознакомительных исследований могут возникнуть разного рода полезные выводы.

    Опрос фокус-групп . Фокус-группа состоит из шести-десяти человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуги, компании или какого-либо другого объекта маркетингового исследования.

    Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное - специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. За участие в работе фокусной группы, как правило, выплачивается небольшое денежное вознаграждение. Обсуждение обычно проводится в комфортной обстановке, предлагается легкая закуска. При этом ведущий должен поощрять свободные и непринужденные высказывания, чтобы динамика группы, устанавливающиеся в ней взаимоотношения, позволили выявить глубинные чувства и мысли участников. Одновременно ведущий стремится «сфокусировать» обсуждение. Ход дискуссии записывается на аудио- или видеомагнитофон и впоследствии внимательно изучается.

    Опрос членов фокус-группы - полезный ознакомительный шаг перед началом широкомасштабных исследований. Тем не менее, исследователь должен остерегаться переносить выводы, сделанные на основе анализа мнения фокус-группы, на весь рынок, поскольку ее члены представляют собой очень маленькую выборку.

    Сбор статистических данных. Если наблюдение и опрос фокус-групп прекрасно отвечают целям ознакомительного исследования, при описательном исследовании наиболее уместен сбор статистических данных. Для того чтобы составить обобщенный портрет покупателя, компания проводит статистический обзор знаний, убеждений, привычек и желаний потребителей.

    Эксперимент . Наиболее строгим с научной точки зрения является экспериментальное исследование, имеющее целью установление причинно-следственных связей. Объекты эксперимента должны быть специально отобраны и подвергнуты запланированным воздействиям в условиях контроля над внешним окружением, чтобы выявить статистически значимые различия в их реакции. В той же мере, в какой исследователям удается «отсечь» или взять под контроль не относящиеся к делу внешние факторы, наблюдаемые эффекты могут быть соотнесены с воздействиями экспери-ментаторов на объект.

    Устанавливаемые таким образом связи между событиями после их критического анализа могут считаться причинно-следственными, а цели эксперимента - достигнутыми.

    Точность эксперимента возрастет, если попробовать повторить его, изменяя телефонный тариф или предлагая один и тот же тариф в течение нескольких полетов на нескольких линиях. В той степени, в какой при разработке и проведении эксперимента удалось исключить альтернативные гипотезы, организаторы маркетингового исследования могут быть уверены в достоверности своих выводов .

    Находящиеся в распоряжении маркетологов инструменты сбора первичных данных могут быть разбиты на два основных типа: анкеты и автоматические устройства.

    Анкета - это набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов, т. е. лиц, отобранных для анкетирования. Поскольку этот инструмент отличается гибкостью и универсальностью, он является наиболее распространенным средством сбора первичных данных. Необходимо помнить, что непрофессиональный подход к составлению анкет неизбежно приводит к искажению реальной картины либо полученные результаты не поддаются разумной интерпретации.

    Разрабатывая анкету, специалист по маркетинговым исследованиям обращает внимание на характер вопросов, их последовательность, форму, выбор слов. Весьма распространенная ошибка - постановка вопросов, ответы на которые невозможны, неприятны или не нужны, и отсутствие вопросов, на которые обязательно следовало бы получить ответы. Чтобы не испытывать терпения респондентов, нужно избегать праздных вопросов.

    Форма задаваемых вопросов влияет на содержание ответов. В маркетинговых исследованиях выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые.

    Закрытые вопросы включают в себя перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами, ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются интерпретации.

    Кроме того, разработчик анкеты должен тщательно следить за выбором слов и последовательностью вопросов. Наиболее предпочтительны простые, прямые и недвусмысленные вопросы, которые следует предварительно проверить на небольшой выборке респондентов.

    Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце, чтобы возможная негативная реакция индивида не повлияла на остальные ответы. Наконец, вопросы должны быть логичными и последовательными.

    Не так давно было показано, что просьба расставить оценки тем или иным свойствам объектов в начале анкеты отражается на последующей их оценке. Если общая оценка согласуется с оценкой свойств, то мы имеем дело с остаточным эффектом, если же имеет место расхождение в восприятии объекта и его признаков, мы столкнулись с эффектом противоречия. Определяя последовательность вопросов анкеты, необходимо учесть, в том числе, и возможность возникновения подобных эффектов.

    Автоматические устройства применяются в маркетинговых исследованиях не так часто.

    Гальванометры (приборы для измерения слабых токов) фиксируют малейшие изменения физиологических параметров, сопровождающие возникновение интереса или эмоционального возбуждения у испытуемого, например, под воздействием той или иной рекламы или конкретного изображения.

    Тахистоскоп позволяет варьировать время демонстрации рекламного объявления от сотой доли секунды до нескольких секунд. После каждой такой демонстрации испытуемый описывает все, что ему удалось увидеть и понять. Специальные устройства фиксируют движения глаз при восприятии участником эксперимента того или иного объекта, что примерно характеризует очередность и длительность концентрации внимания потребителя. Электронное устройство под названием аудиометр, подключаемое к телевизору в домах участников эксперимента, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он при этом настроен.

    Определение контактной аудитории.

    После принятия решения о методах сбора данных и используемых инструментах наступает черед определения способа формирования выборки, на которой будет проводить исследование, т. е. тех конкретных людей, с которыми будут взаимодействовать исследователи. Составленный план должен ответить на два вопроса:

    • 1. Состав выборки: кто станет участником исследования?
    • (целевые группы населения, которые примут в нем участие - необходимо обеспечить равенство всех членов намеченных целевых групп,

    т. е. не допустить преобладания в выборке каких-либо специфических подгрупп).

    2. Размер выборки: сколько людей будет охвачено исследованием? (чем больше размер выборки, тем достовернее полученные результаты).

    После разработки плана составления выборки исследователь должен остановиться на конкретном способе общения с аудиторией, которое может осуществляться по телефону, почтой (в том числе электронной) и личным обращением.

    Анкета, рассылаемая по почте, - самый подходящий способ связаться с людьми, которые либо не согласны на личную беседу, либо в силу черт личности склонны под влиянием интервьюера искажать ответы. Телефонное интервью - наилучший путь быстрого сбора информации, к тому же интервьюер имеет возможность пояснять вопросы, непонятные для респондента. Количество ответивших, как правило, выше, чем в случае опроса по почте. Основная трудность - не затягивать разговор и не затрагивать личные темы.

    Личное собеседование -- самый универсальный метод. Интервьюер не только задает респонденту больше вопросов, но и дополняет результаты беседы личными наблюдениями по поводу, например, внешнего вида или манер собеседника. В то же время этот метод требует тщательного планирования, контроля и больших затрат. Кроме того, на его результаты влияют взгляды и предубеждения интервьюера.

    В следующем подпункте будут рассмотрены те типы исследований, которые часто востребованы именно в сотовой компании.

    Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, на­учно организованное наблюдение за явлениями социальной и эконо­мической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

    Статистическое наблюдение может проводиться органами госу­дарственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

    Проведение статистического наблюдения включает следующие этапы:

    • подготовку наблюдения;
    • проведение массового сбора данных;
    • подготовку данных к автоматизированной обработке;
    • разработку предложений по совершенствованию статистичес­кого наблюдения.

    Любое статистическое наблюдение требует тщательной, проду­манной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

    Подготовка статистического наблюдения включает разные виды работ. Сначала решаются методологические вопросы, важнейшие из которых - определение цели и объекта наблюдения, состава призна­ков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора дан­ных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой бу­дет проводиться наблюдение, а также определение методов и средств получения данных.

    Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Сбор данных начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и после заполнения заканчивается их сдачей в органы, проводящие наблюдение.

    Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизирован­ной обработке подвергаются арифметическому и логическому конт­ ролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей меж­ду показателями и качественными признаками.

    На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения.

    2.2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

    Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего пре­следуют практическую цель - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

    Задача наблюдения предопределяет его программу и формы орга­низации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наобо­рот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

    Объект и единица наблюдения. Отчетная единица. При подго­товке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

    Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-эконо­мические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, стра­ны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

    Чтобы определить объект статистического наблюдения, необхо­димо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следу­ет указать важнейшие признаки, отличающие данный объект от дру­гих похожих объектов.

    Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

    В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе ис­пользуется термин «элементарная единица») называют составной эле­мент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих реги­страции. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюд­жетных обследованиях - семья или домашнее хозяйство.

    Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. От­ четной единицей является субъект, от которого поступают данные о еди­нице наблюдения. Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать.

    Программа статистического наблюдения. Всякое явление обла­дает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необхо­димо отобрать те признаки, которые являются существенными, основ­ными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают про­грамму наблюдения.

    Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколь­ко хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

    Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необхо­димые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, кото­рые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

    Требования к программе статистического наблюдения. Про­грамма должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свой­ства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второ­ степенное значение по отношению к цели обследования, или призна­ки, значения которых будут заведомо недостоверны или отсутствовать, например представление информации, которая является предметом коммерческой тайны.

    Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленны­ми (иначе полученный ответ может содержать неверную информа­цию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудно­стей при получении ответа.

    При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследо­вания вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведе­ния о явлениях и процессах.

    В программу целесообразно включать вопросы контрольного ха­рактера для проверки и уточнения собираемых данных.

    Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые. Закрытый вопрос - это вопрос альтерна­тивный, т.е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет» или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три и более варианта ответа на выбор. Например, ответ на вопрос «состоя­ние в браке» может быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в) в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась).

    На открытые вопросы можно ответить практически бесчислен­ным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа.

    Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информа­ции) программа оформляется в виде документа, называемого статис­тическим формуляром.

    Статистический формуляр. Это документ единого образца, со­держащий программу и результаты наблюдения.

    Обязательными элементами статистического формуляра являют­ся титульная и адресная части. Титульная часть содержит наимено­вание статистического наблюдения и органа, проводящего наблюде­ние, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Адресная часть включает адрес отчетной единицы, ее под­чиненность.

    Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, пере­писной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

    Различают две системы статистического формуляра: индивиду­альную (карточную) и списочную.

    Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем отве­тов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный - о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.

    Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на оборотной стороне формуляра. Формуляр и инструк­ция по его заполнению составляют инструментарий статистичес­кого наблюдения.

    Место и время наблюдения. Выбор места проведения обследо­вания зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходи­мо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

    Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

    • установлении критического момента (даты) или интервала времени;
    • определении срока (периода) наблюдения.

    Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регис­трация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения Российской Феде­рации в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г.

    Выбор критического момента или интервала времени определяется, прежде всего, целью исследования.

    Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого проис­ходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходи­мое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяет­ся исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, заня­того сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Напри­мер, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в те­чение десяти дней - с 14 по 23 февраля 1994 г.

    2.3. Важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения

    Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательной методологической подготовки, но и от правильного и сво­евременного решения широкого спектра организационных вопросов.

    Важнейшее место в организационной работе занимает подготов­ка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструк­тажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, пре­доставляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т.д.

    Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих (в том числе безработные) и некоторых категорий учащихся (студенты высших учебных заведений, учащиеся старших курсов техникумов). При проведении пе­реписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организу­ется обучение персонала. Оно проводится для выработки у счетчиков навыков правильного заполнения статистических формуляров.

    Размножение документации, как для самого обследования, так и для проведения инструктажей и рассылка ее по территориальным органам Госкомстата России также относятся к организационным вопросам наблюдения.

    В период подготовки большая роль отводится массовой работе проведению лекций, бесед, организации выступлений в печати, по радио и телевидению, разъясняющих населению значение, цели и задачи предстоящего обследования.

    Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, составляется календарный план, пред­ставляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их испол­нения отдельно для каждой организации, занятой в проведении об­следования.

    Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения

    На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупнос­ти или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.) Необходимо определить формы, способы и виды ста­тистического наблюдения.

    Формы статистического наблюдения (рис. 2.1).

    Рис. 2.1.

    В отечествен­ной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения - отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

    • специально организованное статистическое наблюдение (пере­писи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
    • регистры.

    Статистическая отчетность. Отчетность - это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические орга­ны в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и орга­низаций необходимые данные в виде установленных в законном поряд­ке отчетных документов, скрепленных подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким об­разом, отчетность - это официальный документ, содержащий статисти­ческие сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т.п. Отчетность как форма статистического наблюдения основана на пер­вичном учете и является его обобщением. Первичный учет - это регист­рация различных фактов, событий по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

    Отчетность утверждается органами государственной статисти­ки. Представление информации по неутвержденным формам являет­ся нарушением отчетной дисциплины.

    Отчетность имеет обязательный характер (т.е. все предприятия, Учреждения, организации должны представлять ее в указанные сро­ки), а также юридическую силу, потому что подписывается руководи­телем предприятия (учреждения, организации).

    Отчетность обладает документальной обоснованностью, так как все данные базируются на документах первичного учета.

    Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяй­ства. В специализированной отчетности состав показателей изменя­ется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

    По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недель­ная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

    По способу представления сведений отчетность делится на элек­тронную, телеграфную, телетайпную, почтовую.

    Специально организованное статистическое наблюдение. Пе­репись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи на­селения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустанов­ленного оборудования, строек незавершенного строительства, обору­дования и др.

    Перепись - это специально организованное наблюдение, повто­ряющееся, как правило, через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта ста­тистического наблюдения по ряду признаков.

    Характерными особенностями переписи являются:

    • одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием;
    • единство программы наблюдения;
    • регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени.

    Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обес­печить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой со­вокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

    Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Цель последних состоит в установлении численности и размещения населения по территории страны, в получении характеристики состава населения по полу, возрасту, занятиям и другим показателям. Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а пос­ледняя - в 2002 г.

    В период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апро­бации программно-методических и организационных вопросов на­блюдения проводят пробную перепись.

    Пробная перепись населения является неотъемлемым этапом под­готовки всеобщей переписи населения. Поэтому в рамках подготов­ки Всероссийской переписи населения 2002 г. в г. Москве с 11 по 18 октября 2000 г. была проведена пробная перепись населения. Этой переписью было охвачено около 100 тыс. чел.

    В ходе пробной переписи был опробован проект программы Все­российской переписи населения 2002 г. Эта программа позволит полу­чить данные, отражающие современное состояние населения России.

    Переписи получили большое распространение и в зарубежной ста­тистике. Среди них наиболее интересными являются систематически проводимые в США переписи отраслей национального хозяйства, в частности переписи обрабатывающей промышленности, называемые цензами. Американские переписи охватывают все предпри­ятия и проводятся один раз в пять лет (в годы, оканчивающиеся на цифру 2 или 7). В промежутке между переписями проводятся ежегод­ные выборочные обследования для заполнения пробелов в данных.

    Программа таких переписей предусматривает получение данных о численности занятого населения, заработной плате, отработанных человеко-часах, затратах по снабжению; уточнение сведений о потреб­лении электроэнергии, капитальных вложениях, стоимости и количе­стве отгруженной продукции, запасах готовой продукции, стоимости незавершенного производства, материалов и топлива на конец года, а также содержит специальные вопросы о типе предприятия, его обо­рудовании и т.д.

    Опросные формы рассылаются предприятиям для заполнения по почте за 4 -7 месяцев до начала переписи. Это позволяет отчетным единицам своевременно и правильно заполнить переписные листы.

    Кроме переписей статистика проводит и другие специально орга­низованные наблюдения, в частности, к специально организованному статистическому наблюдению относится сплошное статистическое об­ следование малых предприятий по итогам работы за 2000 г. Оно про­водилось в два этапа. На первом этапе собирались сведения о факти­ческих видах деятельности малых предприятий на основе упрощенного вопросника. На втором этапе каждому предприятию высылался основ­ной вопросник, содержащий общую часть и специальные вопросы, свя­занные с видом деятельности, указанной предприятием на первом эта­пе. Данное обследование было направлено на решение следующих задач: получение полного и достоверного перечня малых предприятий с содержанием сведений о фактически осуществимых ими видах дея­тельности; получение сведений о производстве малыми предприятия­ми конкретных видов товаров и услуг, которые невозможно получить при выборочном наблюдении; уточнение генеральной совокупности малых предприятий как основы для проведения регулярных выбороч­ных обследований; получение полной и объективной информации для анализа и прогнозирования развития малого предпринимательства.

    Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременны­ми процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического ре­гистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая еди­ница наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность измене­ния которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи - представляют собой динамические ряды показателей с заранее извест­ным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завер­шения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

    В практике статистики различают регистры населения и регист­ры предприятий

    Регистр населения - поименованный и регулярно актуализируе­мый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

    Информация в регистр заносится на каждого родившегося и при­бывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоян­ное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам стра­ны. При перемене места жительства сведения по единице наблюде­ния передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в госу­дарствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны).

    Необходимо отметить, что регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков. Поэтому веде­ние регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.

    Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени созда­ния (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической де­ятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

    В нашей стране были разработаны три регистра промышленных предприятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в ста­тистическую практику существенно повысило информационный и аналитический уровень статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для которых непригодны другие формы ста­тистического наблюдения.

    В настоящее время завершены работы по созданию единого регист­ра для всех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедрении системы национальных счетов в статистическую практику

    Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических по­казателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае измене­ния территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

    В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские уч­реждения, общественные объединения и другие юридические лица.

    Информационный фонд регистра содержит.

    • регистровый код субъекта;
    • сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организационной форме;
    • справочные сведения (фамилии руководителей, адреса, номера телефонов, факсов и т.д., сведения об учредителях);
    • экономические показатели.

    Значения последних заноситься в регистр на основе бух­галтерской и статистической отчетностей, представляемых в регио­нальные органы статистики.

    Регистр содержит данные о следующих показателях среднеспи­сочная численность работников; средства, направляемые на потреб­ление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль (убыток); уставный фонд. Так как регистр ведется по отдельным территориям, региональные статистические службы могут расширять состав экономических показателей в случае необходимости.

    ЕГРПО позволяет проводить отбор и группировку любой совокуп­ности единиц по одному или нескольким признакам.

    Сбор данных о единицах наблюдения осуществляется в процессе их государственной регистрации и последующего учета.

    При закрытии предприятия ликвидационная комиссия в десяти­дневный срок уведомляет об этом службу ведения регистра.

    Пользователями регистра могут быть любые юридические или физические лица, заинтересованные в получении информации.

    Способы статистического наблюдения. Статистическая инфор­мация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос (рис. 2.2).

    Непосредственным называют наблюдение, при котором сами регис­траторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т.д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этой основе производят запись в формуляр наблюдения. Этот способ применяют при наблюдении за вводом в действие жилых домов.

    Документальное наблюдение основано на использовании в каче­стве источника статистической информации различного рода доку­ментов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статис­тических формуляров документальное наблюдение дает наиболее точ­ные результаты.

    Опрос - это способ наблюдения, при котором необходимые све­дения получают со слов респондента. Опрос предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о явлениях и процессах, не поддающихся непосредственному прямому наблюдению.

    В статистике применяются следующие виды опросов: устный (эк­ спедиционный), саморегистрация, корреспондентский, анкетный и явочный.


    Рис. 2.2 .

    При устном (экспедиционном) опросе специально подготовлен­ные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую ин­формацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксиру­ют ответы в формуляре наблюдения. По форме проведения устный опрос может быть прямым (например, при переписи населения), ког­да счетчик «лицом к лицу» встречается с каждым респондентом, и опосредованным, например по телефону.

    При саморегистрации формуляры заполняются самими респон­дентами, а счетчики раздают респондентам бланки опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем бланки собирают.

    Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных коррес­пондентов. Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал высококачественный, так как не всегда возможно проверить на месте правильность полу­ченных ответов.

    Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопрос­ники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно. Обычно обратно получа­ют меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный опрос приме­няется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например при изуче­нии общественного мнения о работе городского транспорта, торго­вых предприятий и т.д.

    Явочный способ предусматривает представление сведений в орга­ны, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например при регист­рации браков, рождений и т.д.

    При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать следующее: с какой точностью надо провести наблюдения; есть ли возможность практического применения того или иного способа; ка­ковы финансовые возможности.

    Виды статистического наблюдения (рис. 2.3).


    Рис. 2.3 .

    Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:

    По времени регистрации фактов наблюдение бывает непрерыв­ным (текущим), периодическим и единовременным. При текущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируют­ся по мере их наступления, например при регистрации рождения, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.

    Данные, отражающие изменение объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей про­грамме и инструментарию и называются периодическими. К такому виду наблюдений относятся переписи населения, которые проводятся через каждые 10 лет; регистрация цен производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится ежемесячно.

    Единовременное обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его ис­следования. Повторная регистрация проводится спустя какое-то вре­мя (не определенное заранее) или может не проводиться вообще. Еди­новременным обследованием была инвентаризация незавершенного производственного строительства 1990 г.

    По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бы­вает сплошное и несплошное.

    Задачей сплошного наблюдения является получение информации о всех единицах исследуемой совокупности. Поэтому при проведе­нии сплошного наблюдения важной задачей является формирование перечня признаков, подлежащих обследованию. От этого в конечном итоге зависит качество и достоверность результатов обследования.

    До последнего времени российская система государственной ста­тистики опиралась, прежде всего, на сплошное наблюдение. Однако такой вид наблюдения имеет серьезные недостатки: высокую сто­имость получения и обработки всего объема информации; большие затраты трудовых ресурсов; недостаточную оперативность информа­ции, так как для ее сбора и обработки необходимо много времени. И, наконец, ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечива­ет полного охвата всех без исключения единиц совокупности. Боль­шее или меньшее число единиц обязательно остается вне наблюдения, как при проведении единовременных обследований, так и при получении сведений по такой форме наблюдения, как отчетность.

    Количество и доля неохваченных единиц зависят от многих фак­торов: вида обследования (по почте, с помощью устного опроса); типа отчетной единицы; квалификации регистратора; содержания вопро­сов, предусмотренных программой наблюдения; времени дня или года, когда проводится обследование, и др.

    Несплошное наблюдение изначально предполагает, что обследо­ванию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности. При его проведении следует заранее определить, какая часть совокупнос­ти должна быть подвергнута наблюдению и каким образом следует отобрать те единицы, которые должны быть обследованы.

    Одним из преимуществ несплошных наблюдений является возмож­ность получения информации в более короткие сроки и с меньшими зат­ратами ресурсов, чем при сплошном наблюдении. Это связано с мень­шим объемом собираемой информации, а следовательно, с более низкими затратами на ее получение, проверку достоверности, обработку, анализ.

    Существует несколько видов не