Союз в который входят страны экспортеры нефти. Страны, входящие в состав опек. Квоты опек- рычаги влияния на мировую экономику

Подробности Организации

(транслитерация англоязычной аббревиатуры OPEC - The Organization of Petroleum Exporting Countries, в дословном переводе - Организация Стран - Экспортеров Нефти) - международная межправительственная организация нефтедобывающих стран, созданная для стабилизации цен на нефть.

Организация Стран - Экспортеров Нефти

Дата основания

Дата начала деятельности

Расположение штабквартиры

Вена, Австрия

Генеральный секретарь

Mohammad Sanusi Barkindo

Официальный сайт

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильности мировых цен на нефть, обеспечения бесперебойных поставок сырья потребителям и получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Влияние ОПЕК на рынок нефти

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) на страны ОПЕК приходится более 40% от мировой добычи нефти и порядка 60% от общего объема торгуемой на международной рынке нефти.

Цена на нефть диктуется в первую очередь балансом спроса и предложения. А предложение, как видно из приведенной выше статистики, определяется действиями OPEC. Именно по этой причине Организация стран – экспортеров нефти играет чрезвычайную важную роль в нефтяной индустрии.

Даже несмотря на то, что многие эксперты в последнее время усматривают снижение влияния ОПЕК на нефтяной рынок, тем не менее, цены на нефть все еще в значительной мере зависят от действий организации. История знает множество примеров, когда нестабильность на рынке порождалась простыми слухами, связанными с действиями организации, или заявлением одного из членов делегации OPEC.

Основным инструментом ОПЕК для регулирования цен на нефть является введение так называемых квот на добычу среди участников организации.

Квоты OPEC

Квота ОПЕК – устанавливаемый на общем заседании предельный объем добычи нефти как для всей организации в целом, так и для каждой отдельной страны-члена OPEC.

Сокращение общего уровня добычи картеля путем распределения производства нефти стран ОПЕК вполне логично приводит к росту котировок на черное золото. При отмене квот (такое случалось в истории нефтяной отрасли) цены на нефть значительно снижались.

Система установки квот или «потолка добычи» была прописана в Уставе организации, утвержденном в 1961 году. Однако впервые этот метод был применен только на 63-й внеочередной конференции ОПЕК 19-20 марта 1982 года.

Организация стран - экспортеров нефти в цифрах

1242,2 млрд баррелей

Суммарные доказанные запасы нефти стран-членов ОПЕК

Доля запасов стран-участников организации от всех мировых запасов нефти

39 338 тыс. баррелей в день

Объем добычи нефти странами ОПЕК

Доля OPEC в мировой добыче нефти

Доля мирового экспорта OPEC

Данные BP Energy Review за 2018 год.

*Данные Международного энергетического агентства за 2018 год.

Страны ОПЕК

Организация была образована в ходе отраслевой конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.

В дальнейшем к организации стали присоединяться страны, экономики которых находятся в прямой зависимости от добычи и экспорта нефти.

Несмотря на то, что в составе ОПЕК представлены страны из разных частей света, исторически наибольшим влиянием внутри картеля обладает Саудовская Аравия и другие государства Ближнего Востока.

Связан такой перевес влияния не только с тем, что часть этих стран являются основателями организации, но и с огромными запасами нефти, сосредоточенными на территории Аравийского полуострова и Саудовской Аравии в частности, высоким уровнем добычи, а также наличием наиболее современных технологий извлечения этого полезного ископаемого на поверхность. Для сравнения, в 2018 году Саудовская Аравия добывала в среднем 10,5 млн баррелей в день, а ближайшая по уровню добычи среди участников картеля страна – Иран – 4,5 млн баррелей в день.

По состоянию на конец 2019 года в состав организации входит 14 стран. Ниже приведена таблица со списком государств, входящих в состав ОПЕК, в порядке их вступления в организацию.

Годы членства

Производство нефти и конденсата, млн баррелей

Доказанные запасы, млрд тонн

Ближний Восток

Ближний Восток

Ближний Восток

Саудовская Аравия

Ближний Восток

Венесуэла

Южная Америка

Северная Африка

Объединенные Арабские Эмираты

Ближний Восток

Северная Африка

Западная Африка

Южная Америка

1973 - 1992,
2007 -

Центральная Африка

1975 - 1995,
2016 -

Южная Африка

Экваториальная Гвинея

Центральная Африка

Центральная Африка

*Эквадор не являлся членом организации с декабря 1992 г. по октябрь 2007 г. В 2019 году страна объявила, что покинет OPEC с 1 января 2020 года.

**Габон приостанавливал членство в организации с января 1995 г. по июль 2016 г.

Кроме этого в состав ОПЕК входили:

Индонезия (с 1962 г. по 2009 г., и с января 2016 г. по 30 ноября 2016 г.);
- Катар (с 1961 г. по 31 декабря 2018 г.).

Для утверждения принятия в состав организации нового члена необходимо согласие трех четвертей действующих участников, включая всех пятерых основателей OPEC. Некоторые страны ждут согласование о присвоении членства в организации по несколько лет. Например, Судан подал официальную заявку в октябре 2015 года, но на текущий момент (конец 2019 года) все еще не является членом организации.

Каждый участники картеля обязан вносить ежегодный членский взнос, размер которого устанавливается на заседании ОПЕК. В среднем сумма взноса составляет $2 млн.

Как упоминалось выше, в истории организации было несколько моментов, когда страны прекращали или временно приостанавливали членство. В основном это было связано с несогласием стран с вводимыми организацией квотами на добычу и нежеланием платить членские взносы.

Структура организации

Заседания ОПЕК

Высшим органом управления Организации стран - экспортеров нефти является Конференция стран-участниц, или как чаще ее называют – заседание или встреча ОПЕК.

Заседание ОПЕК проходит 2 раза в год, а при необходимости организуются внеочередные сессии. Местом собрания, в большинстве случаев, является штаб квартира организации, которая с 1965 года находится в Вене. От каждой страны на встрече присутствует делегация, возглавляемая, как правило, министрами нефти или энергетики соответствующей страны.

Президент Конференции

Председательствует на заседаниях Президент Конференции (Президент OPEC), который избирается каждый год. С 1978 года введена также должность заместителя президента.

Каждая страна-член организации назначает специального представителя, из которых формируется Совет управляющих. Состав совета утверждается на заседании ОПЕК, как и его председатель, который избирается сроком на три года. Функции совета заключаются в управлении организацией, созыв Конференций и составление годового бюджета.

Секретариат

Исполнительным органом Организации стран - экспортеров нефти является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Секретариат отвечает за выполнение всех резолюций, принятых Конференцией и Советом управляющих. Кроме этого, данный орган проводит исследования, результаты которых являются ключевыми факторами в процессе принятия решений.

В состав Секретариата OPEC входит Канцелярия Генерального секретаря, Юридическое управление, Отдел исследований и Отдел вспомогательного обслуживания.

Неформальные встречи ОПЕК

Помимо официальных встреч, организуются неформальные встречи ОПЕК. На них члены организации обсуждаются вопросы в консультативном – предварительном режиме, и позже на официальном заседании руководствуются результатами таких переговоров.

Наблюдатели OPEC

С 1980-х годов на заседаниях ОПЕК практикуется присутствие представителей других нефтедобывающих стран, не входящих в состав организации, в качестве наблюдателей. В частности, на многих заседаниях присутствовали представители таких стран как Египет, Мексика, Норвегия, Оман, Россия.

Такая практика служит неформальным механизмом для координации политики не входящих в организацию стран и стран ОПЕК.

Россия является страной-наблюдателем ОПЕК с 1998 года, и с этого момента регулярно участвует во внеочередных сессиях министерских конференций организации в данном статусе. В 2015 году России предлагалось войти в основной состав организации, однако представители РФ приняли решение оставить статус наблюдателя.

С декабря 2005 года был установлен формальный энергетический диалог Россия – ОПЕК, в рамках которого предполагается организация ежегодных встреч Министра энергетики РФ и генерального секретаря организации поочередно в Москве и Вене, а также проведение экспертных заседаний по вопросам развития нефтяного рынка.

Стоит отметить, что Россия оказывает существенное влияние на политику OPEC. В частности, члены организации опасаются возможного увеличения объемов добычи РФ, и поэтому отказываются снижать производство, если Россия не сделает того же.

ОПЕК+ (Венская группа)

В 2017 году ряд нефтедобывающих стран, не входящих в OPEC, договорились участвовать в сокращении добычи нефти, усилив таким образом координацию на глобальном рынке. В состав группы вошли 10 стран: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан и Южный Судан.

Таким образом, вместе с участниками организации сокращение добычи поддерживают 24 страны. Эту общую группу и само соглашение между 24-мя странами называют ОПЕК+ или в некоторых, в основном зарубежных источниках, Венской группой.

Отчеты ОПЕК

Секретариат Организации стран - экспортеров нефти выпускает несколько периодических публикаций, в которых содержится информация о ее деятельности, статистические данные по основным показателям мировой нефтяной промышленности в целом и участникам картеля в частности.

The Monthly Oil Market Report (MOMR) – Ежемесячный отчет нефтяного рынка - анализирует наиболее важные проблемы, стоящие перед мировым нефтяным сообществом. Наряду с анализом спроса и предложения, в отчете дается оценка динамики цен на нефть, сырьевых и товарных рынков, операций по переработке, запасам и активности на рынке танкеров.
- The OPEC Bulletin – Ежемесячная бюллетень ОПЕК – ведущее издание организации, в котором содержатся тематические статьи о деятельности и мероприятиях Секретариата, а также новости о странах-членах.
- The World Oil Outlook (WOO) – Ежегодная сводка среднесрочных и долгосрочных прогнозов Организации стран - экспортеров нефти по мировому нефтяному рынку. При разработке отчета используются различные сценарии и аналитические модели, объединяющие множество факторов и проблем, которые могут повлиять на нефтяную промышленность в целом и на саму организацию в ближайшие годы.
- The Annual Statistical Bulletin (ASB) – Ежегодный статистический бюллетень – объединяет статистические данные всех стран-членов организации и содержит около 100 страниц с таблицами, диаграммами и графиками, детализирующими мировые запасы нефти и газа, объемы добычи нефти и производства нефтепродуктов, данные по экспорту и транспортировке, а также другие экономические показатели.

Кроме этого, стоит отметить такие публикации, как Годовой отчет, ежеквартальный Энергетический обзор ОПЕК (OPEC Energy Review) и выходящий раз в пять лет Long-Term Strategy (Долгосрочная стратегия).

Также на сайте организации можно найти «Часто задаваемые вопросы» и брошюру «Кто что получает от нефти?».

Нефтяная корзина OPEC

Для более эффективного расчета стоимости нефти, производимой в странах-участницах организации, была введена так называемая "нефтяная корзина ОПЕК" - определенный набор сортов нефти, добываемой в этих странах. Цена данной корзины рассчитывается, как среднее арифметическое от стоимости входящих в ее состав сортов.

Предпосылки создания и история организации

Период после Второй мировой войны

В 1949 году Венесуэла и Иран предприняли первые попытки создания организации, предложив Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии наладить связь между странами-экспортерами нефти. В то время добыча на некоторых крупнейших мировых месторождениях на Ближнем Востоке только начиналась.

После Второй мировой войны США были крупнейшим производителем и одновременно крупнейшим потребителем нефти. На мировом рынке доминировала группа из семи транснациональных нефтяных компаний, известных как «Семь сестер», пять из которых располагались в США и образовались в результате распада Рокфеллеровской монополии Standard Oil:

Exxon
Royal Dutch Shell
Texaco
Chevron
Mobil
Gulf Oil
British Petroleum

Таким образом, стремление стран-экспортеров нефти к объединению было продиктовано необходимость в создании противовеса экономическому и политическому влиянию транснациональной группы «Семи сестер».

1959 – 1960 гг. Гнев стран – экспортеров

В феврале 1959 г., когда возможности поставок расширились, транснациональные компании из группы «Семи сестер» в одностороннем порядке снизили цены на венесуэльскую и ближневосточную сырую нефть на 10%.

Спустя несколько недель в Каире (Египет) состоялся первый Арабский нефтяной конгресс Лиги арабских государств. На конгрессе присутствовали представители двух крупнейших нефтедобывающих стран после США и СССР – Абдулла Такири от Саудовской Аравии и Хуан Пабло Перес Альфонс от Венесуэлы. Оба министра выразили возмущение снижением цен на сырье, и поручили своим коллегам заключить Пакт Маади или Джентельменское соглашение, призывающее к созданию странами - экспортерами «консультационной комиссии по нефти», которой транснациональные компании должны представить планы об изменениях цен на сырье.

В отношении к Западу чувствовалась враждебность и протест против «Семи сестер», которые в то время контролировали все нефтяные операции в странах-экспортерах и обладали огромным политическим влиянием.

В августе 1960 года, игнорируя предупреждения, транснациональные компании снова объявили о снижении цен на ближневосточную нефть.

1960 – 1975 гг. Основание OPEC. Первые годы.

10 - 14 сентября 1960 года по инициативе Абдуллы Тарики (Саудовская Аравия), Переса Альфонсо (Венесуэла) и премьер-министра Ирака Абд аль-Карима Касима, была организована Багдадская конференция. На встрече представители Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились для обсуждения повышения цен на нефть, добываемую их странами, а также политику реагирования на действия транснациональных компаний.

В результате, несмотря на сильную оппозицию со стороны США, пять вышеуказанные государств сформировали Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), целью которой было обеспечение лучшей цены на нефть, независимо от крупных нефтяных корпораций.

Изначально ближневосточные страны-участники призывали к размещению штабквартиры организации в Багдаде или Бейруте. Однако Венесуэла выступила за нейтральное месторасположение, что послужила размещением штабкваритиры в Женеве (Швейцария).

В 1965 году после того, как Швейцария отказалась продлевать дипломатические привилегии, штабквартиру OPEC перенесли в Вену (Австрия).

В течение 1961 – 1975 годов к пяти странам основателям присоединились: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты (изначально только Эмират Абу-Даби), Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. К началу 1970-х годов на страны-члены ОПЕК приходилось более половины мировой добычи нефти.

2 апреля 1971 году Организация стран - экспортеров нефти подписала с крупными нефтяными компаниями, ведущими бизнес в Средиземноморском регионе, Трипольское соглашение, результатом которого стало повышение цен на нефть и увеличение прибыли стран-производителей.

1973 – 1974 гг. Нефтяное эмбарго.

В октябре 1973 года ОАПЕК (Организация арабских стран-экспортеров нефти, состоящая из арабского большинства OPEC, а также Египта и Сирии) объявила о значительном сокращении добычи и нефтяном эмбарго, направленном против Соединенных Штатов Америки и других развитых промышленных стран, поддерживающих Израиль в Войне Судного дня.

Стоит отметить, что в 1967 году в ответ на Шестидневную войну также предпринималась попытка эмбарго против США, но мера оказалась неэффективной. Эмбарго 1973 года, напротив, привело к резкому повышению цен на нефть с $3 до $12 за баррель, что существенно повлияло на мировую экономику. Мир пережил глобальный экономический спад, рост безработицы и инфляции, снижение цен на акции и облигации, сдвиги в торговом балансе и пр. Даже после прекращения эмбарго в марте 1974 года, цены продолжали расти.

Нефтяное эмбарго 1973 – 1974 гг. послужило катализатором к основанию Международного Энергетического Агентства, а также побудило многие промышленно-развитые страны создать национальные запасы нефти.

Таким образом, OPEC продемонстрировала свое влияние на экономической и политической арене.

1975 – 1980 гг. Специальный фонд, OFID

Деятельность Организации стран - экспортеров нефти в области международной помощи началась задолго до скачка цен на нефть в 1973–1974 гг. Например, Кувейтский фонд арабского экономического развития действует с 1961 года.

После 1973 года некоторые арабские страны стали крупнейшими поставщиками иностранной помощи, и OPEC добавила к своим целям поставки нефти для обеспечения социально-экономического роста более бедных стран. Специальный фонд ОПЕК был создан в Алжире в марте 1975 года и официально учрежден в январе следующего года.

В мае 1980 года Фонд переквалифицировался в официальное международное агентство по развитию и переименован в Фонд международного развития ОПЕК (OPEC Fund for International Development, OFID) со статусом постоянного наблюдателя в Организации Объединенных Наций.

1975 г. Захват заложников.

21 декабря 1975 года несколько министров нефти, включая представителя Саудовской Аравии и Ирана, были взяты в заложники на Конференции ОПЕК в Вене. Атака, в которой погибли три министра, была организована командой из шести человек во главе с венесуэльским боевиком «Карлосом Шакалом», объявившей своей целью освобождение Палестины. Карлос планировал захватить конференцию силой и выкупить всех одиннадцать присутствующих министров нефти, за исключением Ахмеда Заки Ямани и Джамшида Амузегара (представители Саудовской Аравии и Ирана), которые должны были быть казнены.

Карлос разметил 42 из 63 заложников в автобусе и направился в Триполи с остановкой в Алжире. Изначально он планировал вылететь из Триполи в Багдад, где должны были быть убиты Ямани и Амузегар. 30 неарабских заложников были освобождены в Алжире, еще несколько – в Триполи. После этого в заложниках оставалось 10 человек. Карлос провел телефонный разговор с президентом Алжира Хуари Бумедьеном, который сообщил Карлосу, что гибель министров нефти приведет к нападению на самолет.

Бумедьен, должно быть, также предложил Карлосу убежище, а, возможно, и финансовую компенсацию за невыполнение его задания. Карлос выразил сожаление, что не смог убить Ямани и Амузегара, после чего он и его сообщники покинули самолет и скрылись.

Через некоторое время после нападения сообщники Карлоса сообщили, что операцией командовал Вади Хаддад, основатель Народного фронта освобождения Палестины. Они также утверждали, что идея и финансирование исходили от арабского президента, которым многие считают Муаммара Каддафи из Ливии (страна входит в состав ОПЕК). Другие боевики, Бассам Абу Шариф и Кляйн утверждали, что Карлос получил и сохранил выкуп в размере от 20 до 50 миллионов долларов США от «арабского президента». Карлос утверждал, что Саудовская Аравия заплатила выкуп от имени Ирана, но эти деньги были «перенаправлены в пути и потеряны в результате революции».

Карлос был пойман только в 1994 году и отбывает пожизненное заключение по меньшей мере за 16 других убийств.

Нефтяной кризис 1979 - 1980 гг., избыток нефти 1980 г.

В ответ на волну национализации нефтяных запасов и высокие цены на нефть 1970-х гг. индустриальные страны предприняли ряд шагов по снижению своей зависимости от OPEC. Особенно после того, как котировки обновили новые рекорды, приближаясь к $40 за баррель в 1979 – 1980 гг., когда иранская революция и ирано-иракская война нарушили региональную стабильность и поставки нефти. В частности начался перевод энергетических компаний на уголь, природный газ и ядерную энергию, а правительства начали выделять многомиллиардные бюджеты на исследовательские программы по поиску альтернатив нефти. Частные компании начали разработку крупных месторождений нефти в странах, не входящих в состав ОПЕК, на таких территориях, как Сибирь, Аляска, Северное море и Мексиканский залив.

К 1986 году мировой спрос на нефть упал на 5 млн баррелей в день, добыча в странах не входящих в организацию существенно выросла, а рыночная доля OPEC упала примерно с 50% в 1979 году до менее, чем 30% в 1985 году. В результате цена на нефть снижалась в течение шести лет, а кульминацией стало падение котировок в двое в 1986 году.

Для борьбы со снижением доходов от продажи нефти, Саудовская Аравия в 1982 году потребовала от OPEC проверить выполнение квоты на добычу нефти у стран-членов картеля. Когда оказалось, что другие страны требование не выполняют, Саудовская Аравия сократила собственное производство с 10 млн баррелей в день в 1979-1981 гг. до 3,3 млн баррелей в день в 1985 году. Однако, когда даже такая мера не смогла остановить падение цен, Саудовская Аравия изменила стратегию и наводнила рынок дешевой нефтью. В результате цены на нефть упали ниже $10 за баррель, а производители с более высокой себестоимостью добычи несут убытки. Страны-члены ОПЕК, не соблюдавшие ранее соглашение, начали ограничивать добычу с целью поддержания цен.

1990 – 2003 гг. Перепроизводство и перебои с поставками.

Перед вторжением в Кувейт в августе 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн подталкивал Организация стран-экспортеров нефти к прекращению перепроизводства и повышению цен на нефть, чтобы оказать финансовую помощь странам ОПЕК и ускорить восстановление после войн 1980–1988 годов в Иране. Эти две иракские войны против других членов ОПЕК серьезно пошатнули сплоченность организации, и вследствие перебоев с поставками цены на нефть начали быстро снижаться. Даже атака Аль-Каиды в сентябре 2001 года в на небоскребы в Нью-Йорке и вторжение США в Ирак в марте 2003 года имели меньшее краткосрочное негативное влияние на нефтяные котировки, так как в этот период сотрудничество стран ОПЕК возобновилось.

В 1990-е годы из состава ОПЕК вышли две страны, которые присоединились в середине 70-х. В 1992 году вышел Эквадор, так как отказался платить ежегодный членский взнос в размере $2 млн, а также считал, что ему необходимо добывать больше нефти, чем предписывали ограничения по квоте (в 2007 году страна снова вошла в состав организации). Габон приостановил членство в январе 1995 года (также вернулся в июля 2016 года).

Стоит отметить, что объемы добычи нефти в Ираке, несмотря на постоянное членство страны в организации с момента ее основания, не подпадали под регулирование квотами в период с 1998 по 2016 год в связи с политическими трудностями.

Снижение спроса, вызванное азиатским финансовым кризисом 1997–1998 годов, привело к снижению цен на нефть до уровня 1986 года. После того, как котировки упали до уровня около $10 за баррель, дипломатические переговоры привели к снижению объемов добычи стран ОПЕК, Мексики и Норвегии. После того, как в ноябре 2001 года цены снова упали, участники OPEC, Норвегия, Мексика, Россия, Оман и Ангола договорились сократить добычу с 1 января 2002 года на 6 месяцев. В частности, OPEC сократила добычу на 1,5 млн баррелей в сутки.

В июне 2003 года Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран-экспортеров нефти провели свой первый совместный семинар по энергетическим вопросам. С тех пор встречи двух организаций проходят на регулярной основе.

2003 – 2011 гг. Волатильность нефтяного рынка.

В 2003 – 2008 гг. в Ираке, оккупированном США, проходили массовые мятежи и саботажи. Это совпало с быстро растущим спросом на нефть со стороны Китая и сырьевых инвесторов, периодическими атаками на нигерийскую нефтяной промышленность и сокращением резервных мощностей, обеспечивающих защиту от потенциального дефицита.

Такая комбинация событий вызвала резкий рост цен на нефть до уровней, намного превышающих те, которые ранее были намечены организацией. Волатильность цен достигла предела в 2008 году, когда сырая нефть марки WTI выросла до рекордных $147 за баррель в июле, а затем упала до $32 за баррель в декабре. Это было время наибольшего глобального экономического спада со времен Второй мировой войны.

Годовая выручка организации от экспорта нефти также установила новый рекорд в 2008 году. Она оценивалась примерно в $1 трлн, и достигла аналогичных годовых показателей в 2011–2014 годах, прежде чем снова упасть. К началу Гражданской войны в Ливии в 2011 году и Арабской весны, OPEC начала публиковать четкие заявления для противодействия «чрезмерным спекуляциям» на рынках нефтяных фьючерсов, обвиняя финансовых спекулянтов в повышении волатильности за пределами рыночных основ.

В мае 2008 года о выходе из организации по истечению срока членства объявила Индонезия, объяснив свое решение переходом на импорт нефти и невозможностью выполнять предписанную квоту по добыче (в 2016 году Индонезия снова входила в состав организации на период в несколько месяцев).

2008 г. Спор об объемах добычи.

Различные экономические потребности стран-членов ОПЕК часто приводят к внутренним дебатам по квотам на добычу. Более бедные члены настаивали на сокращении производства со стороны других стран, чтобы повысить цену на нефть и, следовательно, свои собственные доходы. Эти предложения вступают в противоречие с заявленной Саудовской Аравией долгосрочной стратегией партнерства с мировыми экономическими державами для обеспечения стабильных поставок нефти, что должно способствовать экономическому росту. Частью основы этой политики является обеспокоенность Саудовской Аравии тем, что чрезмерно дорогая нефть или ненадежные поставки будут побуждать промышленные страны к энергосбережению и разработке альтернативных видов топлива, сокращая мировой спрос на нефть и в конечном итоге оставляя запасы в земле. Министр нефти Саудовской Аравии Ямани в 1973 году прокомментировал данный вопрос следующими словами: «Каменный век закончился не потому, что у нас кончились камни».

10 сентября 2008 года, когда цены на нефть все еще находились на уровне около $100 за баррель, на заседании ОПЕК возник спор о добыче. Тогда, по сообщениям, представители Саудовской Аравии покинули из переговорной сессии, на которой другие члены проголосовали за сокращение добычи OPEC. Хотя саудовские делегаты официально одобрили новые квоты, анонимно они заявили, что не будут их соблюдать. «Нью-Йорк таймс» приводит слова одного из делегатов: «Саудовская Аравия удовлетворит спрос рынка. Мы увидим, что требуется рынку, и не оставим покупателя без нефти. Политика не изменилась». Через несколько месяцев цены на нефть упали до $30 и не возвращались к $100 вплоть до гражданской войны в Ливии в 2011 году.

2014–2017 гг. Переизбыток нефти.

В течение 2014–2015 гг. страны-члены ОПЕК постоянно превышали свой потолок добычи. В это время в Китае наблюдалось замедление экономического роста, а добыча нефти в США почти удвоилась по сравнению с 2008 года и приблизилась к уровням мировых лидеров по объемам добычи - Саудовской Аравии и России. Произошел такой скачок вследствие существенного улучшения и распространения технологии разработки сланцевой нефти путем "фрекинга". Эти события, в свою очередь, привели к снижению требований к импорту нефти в США (приближению к энергетической независимости), рекордному объему мировых запасов нефти и падению цен на нефть, которое продолжалось в начале 2016 года.

Несмотря на глобальный избыток нефти, 27 ноября 2014 года в Вене министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заблокировал призывы более бедных членов ОПЕК о сокращении добычи в поддержку цен. Наими утверждал, что рынок нефти должен быть оставлен без вмешательства для того, чтобы он самостоятельно сбалансировался при более низких ценах. Согласно его доводам, доля рынка OPEC должна восстановиться в связи с тем, что дорогостоящая добыча сланцевой нефти в США при таких низких ценах будет нерентабельна.

Год спустя, на момент проведения заседание ОПЕК в Вене 4 декабря 2015 года, организация превышала потолок добычи в течение 18 месяцев подряд. Добыча нефти в США при этом снизилась по сравнению с пиком лишь незначительно. Мировые рынки, по-видимому, были переполнены по меньшей мере на 2 млн баррелей в день, даже несмотря на войну в Ливии, в результате которой добыча в стране сократилась на 1 млн баррелей в день. Производители нефти были вынуждены внести серьезные коррективы, чтобы выдержать цены на уровне 40 долларов. Индонезия на некоторый период воссоединилась с экспортной организацией, иракское производство увеличилось после многих лет беспорядков, Иран готов был восстановить добычу было при отмене международных санкций, сотни мировых лидеров в рамках Парижского климатического соглашения обязались ограничить выбросы углерода от ископаемого топлива, а солнечные технологии становились все более конкурентоспособными и распространенными. В свете всего этого рыночного давления организация решила отложить неэффективный потолок производства до следующей министерской конференции в июне 2016 года. К 20 января 2016 года цена Нефтяной корзины OPEC упала до $22,48 за баррель, то есть менее одной четвертой от своего максимума с июня 2014 года ($110,48), и менее одной шестой ее рекорда, достигнутого в июле 2008 года ($140,73).

В 2016 году переизбыток нефти был частично скомпенсирован за счет значительного сокращения объемов производства в США, Канаде, Ливии, Нигерии и Китае, и цена корзины постепенно поднялась до $40 за баррель. Организация вернула себе скромный процент доли рынка, сохранила статус-кво на своей июньской конференции и одобрила «цены на уровнях, подходящих как для производителей, так и для потребителей», хотя многие производители все еще испытывали серьезные экономические трудности.

2017–2019 гг. Сокращение производства.

В ноябре 2016 году страны-члены ОПЕК, устав от уменьшающихся прибылей и сокращений финансовых резервов, наконец подписали соглашение сокращении добычи и введении квот (Ливия и Нигерия, разрушенный в результате беспорядков освобождались от соблюдения соглашения). Наряду с этим, несколько стран, не входящих в организацию, в том числе, Россия, поддержали Организацию стран-экспортеров нефти в решении ограничить добычу. Такая консолидация получила название соглашение OPEC+.

В 2016 году Индонезия, вместо того, чтобы согласиться на запрашиваемое 5%-ное сокращение добычи, вновь объявила о временной приостановке членства в организации.

В течение 2017 года цены на нефть колебались в районе $50 за баррель, и в мае 2017 года страны ОПЕК решили продлить ограничение по добыче до марта 2018 года. Известный нефтяной аналитик Дэниел Ергин описал отношения между OPEC и сланцевыми производителями словами: «взаимное существование, когда обе стороны учатся жить по ценам, которые ниже, чем они хотели бы».

В декабре 2017 года Россия и ОПЕК договорились продлить сокращение производства на 1,8 миллиона баррелей в день до конца 2018 года.

С 1 января 2019 года организацию покинул Катар. Согласно New York Times, это является стратегическим ответом на продолжающийся бойкот Катара Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом.

29 июня 2019 года Россия снова согласилась с Саудовской Аравией продлить на шесть-девять месяцев первоначальное сокращение производства в 2018 году.

В октябре 2019 года Эквадор объявил о выходе из организации с 1 января 2020 года из-за финансовых проблем.

В декабре 2019 года ОПЕК и Россия договорились об одном из самых больших сокращений добычи до настоящего времени. Договоренность продлится в течение первых трех месяцев 2020 года, и направлена на предотвращение переизбытка нефти на рынке.

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 6 минут

А А

Организация стран – экспортёров нефти

ОПЕК является русской аббревиатурой OPEC – The Organization of the Petroleum Exporting Countries, что в переводе означает Организация стран – экспортеров нефти.

Она была основана в 1960 году, и в настоящее время её действительными членами являются следующие государства:

  • Саудовская Аравия.
  • ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты).
  • Кувейт.
  • Катар.
  • Венесуела.
  • Эквадор.
  • Алжир.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Ливия.
  • Нигерия.

Поскольку страны – экспортеры нефти, входящие в этот картель, добывают почти половину всей мировой нефти, ОПЕК способна существенно влиять на нефтяные котировки. 40 процентов общемирового экспорта черного золота приходится на долю этого картеля. В 1962-ом году ОПЕК был зарегистрирован ООН как полноправная межправительственная организация.

Основные цели этой организации:

  • унификация нефтяной политики и координация совместных действий стран-членов;
  • организация эффективной индивидуальной и коллективной защиты их коммерческих интересов;
  • контроль стабильности мировых нефтяных цен;
  • обеспечение соблюдения следующих интересов стран, входящих в картель, а именно:
  1. поддержание устойчивого уровня доходов;
  2. эффективное, рентабельное и регулярное снабжение потребителей добываемой продукцией;
  3. справедливое распределение получаемых от инвестиций в нефтяную отрасль доходов;
  4. охрана окружающей среды.

Полноправными членами этой организации являются страны – основатели ОПЕК. Для вступления в эту организацию других нефтедобывающих стран они должны подать заявки, которые рассматриваются на конференции и могут быть либо одобрены, либо отклонены. Для вступления в ОПЕК заявку должны поддержать не менее трех четвертей её действительных членов.

Структура ОПЕК

Высшим органом этой организации является Конференция министров стран-ленов. Кроме того, текущее управление осуществляет Совет директоров, который представлен одним делегатом от каждого государства.

Конференция намечает основные политические направления ОПЕК, а также устанавливает пути реализации политики картеля и определяет средства, необходимые для её практического воплощения. Кроме того, этот орган управления рассматривает доклады и рекомендации, которые предоставляет Совет директоров, а также утверждает бюджеты, необходимые для реализации проводимой политики. По поручению Конференции Совет директоров готовит рекомендационные доклады по всем вопросам, которые, так или иначе, представляют интерес для ОПЕК.

Совет директоров (управляющих) также назначается Конференцией. В него, как правило, входят министры нефти, нефтяной промышленности или энергетики стран-членов ОПЕК. Также на Конференции выбирается президент и назначается генеральный секретарь картеля.

Секретариат подчиняется Совету директоров. Генеральный секретарь – это высшее должностное лицо этой организации и её официальный полномочный представитель. Он также руководит Секретариатом ОПЕК.

Его основная задача – организация текущей работы и руководство ею. В настоящее время (начиная с 2007-го года) этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри. Секретариат ОПЕК состоит из трех департаментов.

В структуре этой организации есть специальная экономическая комиссия, в ведении которой – все вопросы, касающиеся стабильности мировых рынков нефти и соблюдения справедливого уровня цен.

Для того, чтобы нефть ОПЕК сохраняла свое глобальное стратегическое значение как первостепенный энергоресурс (основная задача ОПЕК), эта комиссия постоянно мониторит все изменения, происходящие на мировых энергетических рынках, и регулярно приносит новости в Конференцию об их характере и возможных причинах.

Начиная со дня своего основания (1960-ый год) главной своей задачей ОПЕК поставила выработку и последующее представление единой позиции всех стран, входящих в неё, для того, чтобы ограничить влияние крупнейших мировых нефтяных корпораций на рынок.

Однако в реальности организация до 1973-го года не смогла изменить расстановку сил на этом рынке. Существенные изменения в эту расстановку внес внезапно вспыхнувший в 1973-ем году вооруженный конфликт, в которой, с одной стороны, участвовали Сирия и Египет, а с другой – Израиль.

Активная поддержка Соединенных Штатов позволила Израилю достаточно быстро вернуть себе потерянные территории, в результате чего в ноябре стороны подписали соглашение о прекращении военных действий.

В октябре того же 1973-го года страны ОПЕК выступили против проводимой Штатами политики и ввели эмбарго на продажу нефти этой стране, одновременно подняв на 70 процентов отпускные цены на нефть для тех западноевропейских стран, которые выступали в качестве союзников США.

За одну эти новости подняли стоимость барреля черного золота с 3-х долларов США до 5,11. В январе 1974 года организация еще увеличила цену – до 11,65 американских долларов за баррель. Все эти события произошли в тот момент, когда уже 85 процентов американцев не могли себя представить без личного автомобиля.

Несмотря на введенные президентом Никсоном жесткие меры по ограничению использования энергоресурсов, внутренняя экономическая ситуация резко ухудшилась. На Западе наступил серьезный спад экономического развития. На пике этого кризиса галлон бензина в США вместо 30-ти центов стал стоить 1,2 доллара.

Уолл Стрит на эти новости отреагировал мгновенно. С одной стороны, волна суперприбылей резко подняла цены на акции нефтедобывающих компаний, а с другой – все остальные акции подешевели к конце 1973-го в среднем на 15-ть процентов.

Индекс Доу Джонса за этот временной промежуток упал с 962-х до 822-х пунктов. Несмотря на то, что в марте 1974-го эмбарго против Соединенных Штатов сняли, последствия этого решения ОПЕК еще долго не удавалось гладить. Доу Джонс падал в течение следующих двух лет, и за период с 1973-го до декабря 1974-го снизился на 45 процентов – с 1051-го до 577-ми пунктов.

В пику кризису западной экономики, нефтяные доходы основных арабских нефтедобывающих государств в это же время росли очень быстрыми темпами.

К примеру, Саудовская Аравия увеличила свою прибыль с 4 миллиардов 350 миллионов до 36 миллиардов долларов. Для Кувейта этот показатель скакнул с 1,7 миллиарда до 9,2, а в Ираке – с 1,8 до 23,6 миллиардов американских долларов.

Огромные доходы от продажи черного золота привели к тому, что в 1976-ом ОПЕК создает в своей структуре Фонд международного развития, который представлял из себя мощный финансовый институт, целью которого стало финансирование дальнейшего развития отрасли.

Штаб-квартира этого Фонда была организована в Вене (так же, как штаб-квартира ОПЕК). Основной задачей этого Фонда стало организация всемерного содействия для обеспечения сотрудничества между странами ОПЕК и другими развивающимися государствами.

Фонд ОПЕК выдает займы на льготных условиях, и делятся эти займы на три вида:

  • для реализации одобренных ОПЕК проектов;
  • для воплощения в жизнь государственных программ развития нефтяной отрасли;
  • для поддержания платежного баланса.

Материальные ресурсы, которыми распоряжается Фонд, состоят из взносов, которые добровольно вносят государства-члены организации, а также из прибылей, получаемых в результате инвестиционной и кредитной деятельности самого Фонда.

Конец 70-х годов прошлого века ознаменовался сокращением мирового потребления нефтепродуктов, и тому было несколько причин.

Во-первых, на мировом нефтяном рынке активизировались страны, не являющиеся членами ОПЕК.

Во-вторых, на потребление энергоресурсов сильно повлиял экономический спад в западных странах.

В-третьих, усилия по уменьшению потребления энергоресурсов стали давать свои плоды.

Дошло до того, что США, крайне обеспокоенные высокой активностью Советского Союза в этом регионе (особенно – после того, как советские войска вошли в Афганистан), во избежание возможных экономических потрясений в нефтедобывающих странах пригрозил использованием военной силы, если ситуация с поставками нефти повториться. Все это привело к постепенному снижению нефтяных котировок.

Несмотря на все принимаемые меры, 1978 год стал годом второго нефтяного кризиса, главными причинами которого были революция в Иране и мощный политический резонанс, вызванный израильско-египетскими договоренностями, достигнутыми в Кемп-Девиде. В 1981-ом стоимость барреля достигла отметки 40 долларов.

Наиболее полно слабость ОПЕК стала видна в начале 80-х годов двадцатого столетия, когда полномасштабное освоение новых месторождений черного золота в странах, не входящих в картель, а также широкое повсеместное внедрение энергосберегающих технологий и общая стагнация мировой экономики резко уменьшила спрос на это сырье в наиболее развитых с промышленной точки зрения странах. Результат – практически двукратное падение цен на нефть.

В течение последовавших за этим пяти лет на рынке было все спокойно, и нефтяная цена плавно снижалась.

Все изменил декабрь 85-го, когда добыча нефти странами ОПЕК резко возросла (до 18-ти миллионов баррелей в сутки). Это было началом настоящей ценовой войны, которую спровоцировала Саудовская Аравия.

В результате этого процесса нефтяные котировки всего за несколько месяцев рухнули более, чем вдвое – с 27-ми американских долларов за баррель до 12-ти.

Следующий нефтяной кризис начался в 1990-ом.

В августе этого года Ирак напал на Кувейт, что привело к резкому скачку нефтяных цен – с июльских 19-ти долларов до октябрьских 36-ти. Стоит сказать, что потом цены на нефть вернулись на свой прежний уровень, причем еще до того, как США начали военную операцию “Буря в пустыне”, которая привела к поражению Ирака и закончилась экономической блокадой этого государства.

Несмотря на то, что в большинстве стран-членов ОПЕК постоянно наблюдалось перепроизводство черного золота, и на то, что конкуренция со стороны не входящих в картель стран на рынке нефти значительно возросла, нефтяные котировки в течение 90-х годов были достаточно стабильны (если сравнивать резкие колебания восьмидесятых).

Очередное падение стоимости барреля началось в самом конце 1997-го, что привело к крупнейшему за всю историю нефтяному мировому кризису 1998-го.

Многие эксперты обвиняют в этом кризисе как раз ОПЕК, которая в ноябре 1997-го на своей конференции в Джакарте приняла решение об увеличении уровня нефтедобычи, в результате чего организация вроде как экспортировала дополнительные нефтяные объемы, и цены на нефть резко пошли вниз. Однако, в защиту ОПЕК стоит сказать, что совместные усилия этой организации и не входящих в неё нефтедобывающих государств, предпринятые в 1998-ом году, дали возможность предотвратить дальнейший обвал мировых цен. Если бы не эти меры, многие аналитики сходятся на том, что черное золото могло подешеветь до 6-ти – 7-ми долларов за баррель.

Кризис, начавшийся в конце 2014-го и продолжающийся до сих пор, вынудил ОПЕК вновь сесть за стол переговоров с прочими нефтедобывающими державами. Принятое этой организацией решение ограничить экспорт нефти в 2016-ом году, перенесенное и на 2017-ый, и сокращение объемов добычи благотворно сказалось на нефтяных котировках, хотя говорить об окончательной стабилизации рынка энергоресурсов пока рановато.

Проблемой этой организации является наличие у её членов противоположных интересов.

К примеру, Саудовская Аравия и прочие государства Аравийского полуострова – малонаселенные, однако их нефтяные запасы – огромны, что привлекает крупных западных инвесторов. Другие страны-члены картеля, такие, как Нигерия, обладают гораздо большей численностью населения, в результате чего многие решения ОПЕК приводят к снижению уровня жизни в этих странах, а также заставляют их залезать в долги.

Вторая проблема более интересна – «куда девать получаемые деньги»?

Грамотно распорядиться огромными нефтяными доходами (как это сделали, например, ОАЭ) достаточно непросто. Многие правительства стран ОПЕК затевали различные «стройки века» «во славу своих народов», однако эти проекты не всегда были разумным вложением капиталов.

Третья и главная проблема – технологическая отсталость государств картеля.

Решить эту проблему могли бы урбанизация и индустриализация, и шаги в этом направлении уже предпринимаются.

Четвертая проблема – отсутствие квалифицированных национальных кадров.

Внедрение новых современных технологий должно осуществляться высококвалифицированными профессионалами, а их в странах картеля подчас просто нет. Проблема решается с помощью иностранных специалистов, однако это порождает массу противоречий, которые постепенно усиливаются по мере развития общества.

Все одиннадцать государств ОПЕК сильно зависят от нефтяных доходов, кроме, пожалуй, ОАЭ, в которых их доля в бюджете постепенно снижается. В настоящее время доля бюджетных доходов в Арабских Эмиратах от экспорта нефти составляет менее 30-ти процентов, а в Нигерии этот показатель находится на уровне 97 процентов, поэтому эта страна экспортирует почти всю добываемую у себя нефть. Диверсификация экономики и снижение зависимости от «нефтяной иглы» – вот путь, который может помочь развитию стран, для которых экспорт нефти и газа зачастую является единственным источником пополнения казны.

OPEC в переводе с английского — организация стран экспортеров нефти. Целью создания ОПЕК было и есть контроль квот добычи на нефть и цены на неё.

ОПЕК была создана в сентябре 1960 году в Багдаде. Список членов за время существования организации периодически меняется и на 2018 год (июль) в его состав входит 14 стран.

Инициаторами создания были 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэлла. Позднее к этим странам присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962 год), Объединенные Арабские Эмираты (1967 год), Алжир (1969 год), Нигерия (1971 год), Эквадор (1973 год), Габон (1975 год), Ангола (2007 год) и Экваториальной Гвинеи (2017 год).

На сегодня (февраль 2018 года) в ОПЕК входит 14 стран:

  1. Алжир
  2. Ангола
  3. Венесуэла
  4. Габон
  5. Кувейт
  6. Катар
  7. Ливия
  8. Объединенные Арабские Эмираты
  9. Нигерия
  10. Саудовская Аравия
  11. Экваториальная Гвинея
  12. Эквадор

Россия в ОПЕК не входит.

Страны, входящие в организацию контролируют 40% добычи всей нефти на земле, это 2/3. Лидером по добычи нефти в Мире является Россия, но она не входит в ОПЕК и контролировать цену нефти не может. Россия является энергозависимой страной. От её продажи зависит уровень экономического развития и благосостояния россиян. Поэтому, чтобы не зависить от цен на нефть на мировом рынке России следует развивать другие отрасли экономики.

Так вот, несколько раз в год министры стра ОПЕК собираются на заседания. На них дается оценка состояния мирового рынка нефти, прогнозируется цена. В зависимости от этого принимается решения по сокращению или увеличению добычи нефти.

Ещё статьи по теме:

Главные слова 2017 года: Хайп, Зашквар и Эщкере!

ОПЕК - что это такое? Расшифровка, определение, перевод

ОПЕК это международный картель стран, добывающих и экспортирующих нефть , созданный с целью координировать объёмы её добычи и таким образом влиять на её цену. Аббревиатура ОПЕК является русской транскрипцией английского сокращения OPEC, расшифровка которго такова: Organization of Petroleum Exporting Countries, что в переводе на русский означает «организация стран, экспортирующих нефть».

Организация стран – экспортёров нефти

В ОПЕК входят 12 государств, которым повезло с запасами нефти. Вот список стран-членоа ОПЕК : ОАЭ, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Ангола, Катар, Ливия, Алжир, Нигерия, Эквадор и Венесуэла. Россия не входит в ОПЕК по историческим причинам: организация была основана в 1960 году, когда СССР ещё не был ключевым игроком на рынке нефти. Сегодня у России сложные отношения с ОПЕК, хотя наша страна является «наблюдателем» в этой организации.

исправить/дополнить

Вы узнали, откуда произошло слово ОПЕК простыми словами, его перевод и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое ОПЕК?» с друзьями:

© 2018 Сайт новых и хорошо забытых слов Что-это-такое.ru
Добавить слово | Помочь проекту

Внешнеэкономическая деятельность России

2.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Анализ и статистика экспорта и импорта России, СНГ и стран мира

В торговле со странами СНГ за последние 2 года экспорт снизился на 7,6% и составил 23250,0 млн. долларов. Импорт уменьшился только на 1,1% и составил 12974,9 млн. долларов. Спад торговли со странами СНГ, по мнению Всемирного банка…

Внешняя торговля в странах БРИКС

2.1 Товарная структура экспорта стран группы БРИКС на современном этапе

В мире происходят стремительные преобразования, быстро меняющие глобальный экономический ландшафт. Со времен промышленной революции и до начала текущего столетия, включая первые несколько лет…

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности России

3. Особенности регулирования экспорта на примере развитых стран

Государственное регулирование экспортной деятельности призвано оптимизировать параметры участия страны в системе мирохозяйственных связей…

Государственное регулирование экономических и социальных процессов в развитых странах

Основные направления государственного регулирования экономики развитых стран

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период…

Международные экономические и торговые организации

2.6 Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году.

Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки…

Место ведущих международных финансовых организаций в системе оказания помощи развивающимся странам

2.3 Основные направления деятельности ОЭСР в области поддержки периферийных стран

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики…

Научно-технический потенциал стран восточной Азии

3.1 Основные направления развития экономики стран восточной Азии

Восточная Азия — самый экономически динамичный регион в мире. С 1960-х годов и по сегодняшний день. Более того, сегодня, если исходить из экономических перспектив, как ближайших, так и более отдаленных, и открывающихся деловых возможностей, то это…

Организация стран-экспортеров нефти

2. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК

Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно…

Основные направления и формы международной торговли

3 Основные направления развития торговли развивающихся стран, их борьба за изменение положения в мировой торговле

Развивающиеся страны значительно улучшили свои позиции в мировой торговле. С середины 80-х годов их доля в мировом экспорте непрерывно росла, увеличившись примерно с четверти до приблизительно трети…

Оценка Болгарии с точки зрения инвестиционной привлекательности

Глава 2. Место в системе международного разделения труда. Основные статьи экспорта и импорта. Основные торговые партнеры

Общее количество экономически активных лиц в 2010 г. в Болгарии составило 3,465 млн. или 46,2% от населения 15 и более лет. Коэффициент экономической активности в городах — 52.8%, а в селах — 38.6%. Экономическая активность мужчин (53.7%) — на 10.1 пункта выше…

Развивающиеся страны в мировой торговле

2.1. Анализ показателей экспорта развивающихся стран

Индустриализация развивающихся стран вне зависимости от общей ее направленности и реального направления сопутствовали интенсификации мирохозяйственных и обусловленных ими культурных связей, играющих ключевую роль в процессе развития…

Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений

б) Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран

По ряду традиционных товаров происходит перераспределение долей среди самих развивающихся стран. Так, с 90-х по 2005 год отмечается сокращение доли Африки в общем объеме экспорта по развивающимся странам. Она упала более, чем в 2 раза (с 1…

Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа

2. Основные направления развития экспорта нефти и газа

Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира…

Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта (опыт ФРГ)

1.3 Современные направления развития и поддержки экспорта

Современная национальная система государственной поддержки экспорта представляет собой, как правило, комплекс значительного числа учреждений в стране поставщика и за границей, центральных и местных органов исполнительной власти…

Экономический рост стран с развитой экономикой

2.3 Основные направления внешнеэкономической политики развитых стран

Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине текущего столетия привел к расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы.

Причины этого заключаются в том…

Общемировые доказанные запасы нефти (по состоянию на 2015 год) составляют 1657,4 млрд. баррелей. Самые большие запасы нефти – 18,0% всех мировых запасов – находятся на территории Венесуэлы. Доказанные запасы нефти в данной стране составляют 298,4 млрд. баррелей. Саудовская Аравия является второй по величине нефтяных запасов страной в мире. Объем ее доказанных запасов составляет около 268,3 млрд. баррелей нефти (16,2% общемировых). Доказанные запасы нефти в России составляют примерно 4,8% мирового – около 80,0 млрд. баррелей, в США – 36,52 млрд. баррелей (2,2% общемировых).

Запасы нефти в странах мира (по состоянию на 2015 год), баррелей

Производство и потребление нефти по странам

Мировым лидером по добыче нефти является Россия – 10,11 млн. барр./сутки, на втором месте Саудовская Аравия - 9,735 млн. барр./сутки. Мировым лидером по потреблению нефти являются США – 19,0 млн. барр./сутки, на втором месте Китай - 10,12 млн. барр./сутки.

Производство нефти по странам мира (по состоянию на 2015 год), барр./сутки


данные http://www.globalfirepower.com/

Потребление нефти по странам мира (по состоянию на 2015 год), барр./сутки


данные http://www.globalfirepower.com/

Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) ожидают, что мировой спрос на нефть вырастет на 1,4 млн барр./сутки в 2016 году до 96,1 млн барр./сутки. В 2017 году, согласно прогнозам, мировой спрос достигнет 97,4 млн барр./сутки.

Мировой экспорт и импорт нефти

Лидерами по импорту нефти в настоящее время являются США – 7,4 млн. барр./сутки и Китай – около 6,7 млн. барр./сутки. Лидерами по экспорту являются Саудовская Аравия – 7,2 млн. барр./сутки и Россия 4,9 млн. барр./сутки.

Объем экспорта по странам мира в 2015 году

место страна объем экспорта, барр./день изм.,% к 2014 году
1 Саудовская Аравия 7163,3 1,1
2 Россия 4897,5 9,1
3 Ирак 3004,9 19,5
4 ОАЭ 2441,5 -2,2
5 Канада 2296,7 0,9
6 Нигерия 2114,0 -0,3
7 Венесуэла 1974,0 0,5
8 Кувейт 1963,8 -1,6
9 Ангола 1710,9 6,4
10 Мексика 1247,1 2,2
11 Норвегия 1234,7 2,6
12 Иран 1081,1 -2,5
13 Оман 788,0 -2,0
14 Колумбия 736,1 2,0
15 Алжир 642,2 3,1
16 Великобритания 594,7 4,2
17 США 458,0 30,5
18 Эквадор 432,9 2,5
19 Малайзия 365,5 31,3
20 Индонезия 315,1 23,1

данные ОПЕК

Объем импорта по странам мира в 2015 году

место страна объем импорта, барр./день изм., % к 2014 году
1 США 7351,0 0,1
2 Китай 6730,9 9,0
3 Индия 3935,5 3,8
4 Япония 3375,3 -2,0
5 Южная Корея 2781,1 12,3
6 Германия 1846,5 2,2
7 Испания 1306,0 9,6
8 Италия 1261,6 16,2
9 Фрация 1145,8 6,4
10 Нидерланды 1056,5 10,4
11 Таиланд 874,0 8,5
12 Великобритания 856,2 -8,9
13 Сингапур 804,8 2,6
14 Бельгия 647,9 -0,3
15 Канада 578,3 2,6
16 Турция 505,9 43,3
17 Греция 445,7 6,0
18 Швеция 406,2 7,5
19 Индонезия 374,4 -2,3
20 Австралия 317,6 -28,0

данные ОПЕК

На сколько лет хватит запасов нефти?

Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Доказанные запасы нефти (на 2015 год) составляют примерно 224 млрд т (1657,4 млрд баррелей), предполагаемые - в 40-200 млрд т (300-1500 млрд баррелей).

Мировые разведанные запасы нефти оценивались к началу 1973 года в 77 млрд т (570 млрд баррелей). Таким образом, в прошлом разведанные запасы росли (также растёт и потребление нефти - за последние 40 лет оно выросло с 20,0 до 32,4 млрд баррелей в год). Однако, начиная с 1984 г., годовой объём мировой нефтедобычи превышает объём разведываемых запасов нефти.

Мировая добыча нефти в 2015 году составляла около 4,4 млрд т в год, или 32,7 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, доказанных запасов нефти хватит примерно на 50 лет, предполагаемых запасов - ещё на 10-50 лет.

Рынок нефти в США

По состоянию на 2015 год США импортировали примерно 39% общего объема потребления нефти и 61% добывали самостоятельно. Основными странами экспортерами нефти в США являются Саудовская Аравия, Венесуэла, Мексика, Нигерия, Ирак, Норвегия, Ангола и Великобритания. Примерно 30% импортируемой в США нефти и 15% от общего объема потребления нефти в США - нефть арабского происхождения.

По оценкам экспертов, стратегические запасы нефти в США в настоящее время составляют более 695 млн баррелей, а коммерческие запасы нефти - около 520 млн баррелей. Для сравнения в Японии стратегические запасы нефти составляют около 300 млн баррелей, а в Германии - около 200 млн баррелей.

Добыча нефти в США из нетрадиционных источников в 2008-2012 годах увеличилась приблизительно в пять раз, составив к концу 2012 года почти 2,0 млн баррелей в день. К началу 2016 года 7 крупнейших бассейнов сланцевой нефти давали уже около 5,0 млн баррелей ежедневно. Средняя доля сланцевой нефти, или как ее часто называют, легкой нефти из плотных пластов, в общей добыче нефти в 2016 году составила 36% (по сравнению с 16% в 2012 году).

Добыча традиционной сырой нефти в США (включая конденсат) составила в 2015 году на 8,6 млн барр./сутки, что на 1,0 млн барр./сутки меньше, чем в 2012 году. Общий объем добычи нефти в США, включая сланцевую, в 2015 году составил более 13,5 млн барр./сутки. Большая часть прироста в течение последних лет была обусловлена увеличением добычи нефти в Северной Дакоте, Техасе и Нью-Мексико, где применялись технологии гидроразрыва пласта (ГРП) и горизонтального бурения для производства нефти из сланцевых пластов.

В процентном выражении (прирост на 16,2% по сравнению с предыдущим годом) 2014 год стал лучшим за более чем шести десятилетий. Ежегодное увеличение добычи нефти регулярно превосходило 15% в первой половине 20-го века, но эти изменения были меньше в абсолютном выражении, потому что уровни производства были значительно ниже, чем они есть сейчас. Добыча нефти в США росла в каждом из предыдущих шести лет. Эта тенденция последовала за периодом с 1985 по 2008 год, в котором добыча нефти падала в каждый год (за исключением одного года). В 2015 году рост добычи нефти в США приостановился по причине резкого падения цен на нефть во второй половине 2014 года.

Согласно последним оценкам МЭА, добыча традиционной нефти в США в 2016 году составит 8,61 млн барр./сутки, в 2017 году - 8,2 млн барр./сутки. Спрос на нефть в США в 2016 году составит в среднем 19,6 млн барр./сутки. Прогноз средней цены на нефть на 2016 год повышен до $43,57 за баррель, на 2017 год - до $52,15 за баррель.