Почему у дали гала не было детей. Джордж Оруэлл: «Он болен, а его картины омерзительны». Девочка, укутанная в белый мех

5 августа 2018, 18:19

10 июня 1982 г. ушла из жизни женщина, чье имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.

Елена Дьяконова (именно так ее звали на самом деле) уехала из России в 1912 г. Она заболела чахоткой, и ее отправили на лечение в швейцарский санаторий, где она встретила французского поэта Эжена Гренделя. Он потерял от нее голову и принял решение жениться, вопреки воле родителей, считавших этот брак мезальянсом. Он посвящал ей стихи и издавал по ее совету под звучным псевдонимом Поль Элюар. Он же называл ее Гала – «праздник».

Гала уже тогда имела четкие представления о том, каким хочет видеть свое будущее во Франции. «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И хотя, по свидетельству современников, она даже в молодости не была красива, в обществе умела производить фурор. Это происходило благодаря непоколебимой уверенности в себе и своих чарах, а также умению интриговать публику.




Не устоял перед ее чарами и немецкий художник и скульптор Макс Эрнст. Гала не только не скрывала роман от мужа, но и убедила его в необходимости жить втроем. Она всегда проповедовала идеи свободной любви, а ревность считала глупым предрассудком.
На момент знакомства с молодым художником Сальвадором Дали ей исполнилось 36 лет. Он был на 11 лет моложе, никогда не вступал в интимные отношения с женщинами и панически их боялся. Гала пробудила в нем чувства, которых раньше он не испытывал.

Элюар, Дали и Макс Эрнст

Гала не только дарила мощный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером, создателем «бренда» Дали. Она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».

Гала никогда не отказывала себе в удовольствиях, на что ее муж реагировал спокойно: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». А она заявляла: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество.

Говорили, что «ее мальчики стоят целое состояние» – она осыпала их деньгами и подарками, покупала им дома и машины. Однажды один из них, Эрик Сэмон, ужинал с ней в ресторане, а в это время его сообщники пытались угнать ее машину. А вот 22-летний Уильям Ротлейн, которому Гала помогала избавиться от наркотической зависимости, действительно был в нее влюблен. Но после того, как он не прошел актерские пробы у Феллини, ее страсть тут же угасла. А Уильям вскоре умер от передозировки наркотиков. Певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», получил в подарок от любовницы дом за 1,25 млн долларов и картины Дали, а после открещивался от связи с ней...








Как известно, в этом браке детей не было, Сальвадор Дали не оставил наследников. Свое искреннее и неизменное на протяжении всей жизни нежелание иметь детей он объяснял очень просто: великие люди всегда производят на свет посредственных детей.

Иными словами, на детях гениев природа отдыхает. Но это "гениев" - а Сальвадор Дали, как мы знаем, был не каким-то там рядовым "гением" - он был "божественным", и следуя логике художника, на его детях природа отдохнула бы с особым цинизмом, сомневаться не приходиться.

Но иное дело - Гала, которая от брака с Полем Элюаром, имела своего единственного ребенка, дочь по имени Сесиль.

Сесиль Элюар родилась в 1918 году и умерла сравнительно недавно, 10 августа 2016 г. в Париже.
"Дитя сюрреализма" - прозвище, данное ей, как нельзя более точно отражает обстановку, окружавшую Сесиль с самых ранних лет. Да, от самого рождения ее окружали выдающие художники и поэты, что, впрочем, крошка вряд ли могла оценить по достоинству.

"Отец повсюду брал меня с собою и обожал показывать своим друзьям - что мне не очень-то нравилось. Все они казались мне слишком старыми, утомительными и скучными. Все, за исключением Пикассо. Тот брал меня с собою на боксерские матчи, и кроме того, я была единственной, кому разрешилось приходить к нему в мастерскую на улице Грандс Августинс в Париже без приглашения и когда мне вздумается".

"Скучные" друзья Поля Элюара - Луис Буньюэль, Ман Рэй, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Луи Арагон, Рене Магритт, то есть люди, которые во-многом определили развитие всего современного искусства - крошку Сесиль действительно обожали: она была первым ребенком, родившимся в этом славном сюрреалистическом братстве.

Ман Рэй без конца фотографировал ее, Макс Эрнст и Пикассо с тем же увлечением рисовали Сесиль - более "звездное" детство трудно себе и представить. Впрочем, сама Сесиль относилась к этому совершенно спокойно - так уж получилось, да и выбора ей, в конце концов, никто не представил."Звездной" болезнью ни тогда, ни после, она кстати, совершенно не страдала. "Моя жизнь? Моя жизнь была самой что ни есть обычной" - любила уже в преклонные годы повторять она.

Гораздо больше Сесиль уже в ранние годы беспокоило то, чему впоследствии суждено было превратиться в главную трагедию ее жизни - полное отсутствие материнской любви.

Элюар и Гала познакомились в санатории в швейцарском местечке Клавадель, близ Давоса, где проходили курс лечения от туберкулеза. Обоим было по 18, и оба влюбились друг в друга без памяти. Чувства эти сохранились и после того, когда курс лечения завершился, и влюбленным пришлось раастаться: Поль Элюар вернулся в Париж, Гала - в Москву.

Расстояние не охладило накал чувств, а разразившаяся вскоре Первая Мировая Война только, кажется, ускорила решение к которому неизбежно шли оба: в этой жизни им суждено быть вместе.

Так Гала, проехав на поездах половину континента, оказалась в Париже - призванный на военную службу Элюар не смог даже встретить ее, да и семья его поначалу приняла "эту непонятную россиянку" холодно.

В феврале 1917-го они поженились, и беременная к тому времени Гала отправилась в Нормандию, где у родителей Элюара имелся дом - подальше от подвергавшегося регулярным бомбардировкам Парижа.

Именно там, 10 мая 1918-го г., и появилась на свет крошка Сесиль Элюар. Часть, в которой служил ее отец, была расквартирована тогда в Леоне, и горячо ждавший рождения своего ребенка Поль не смог, к своему величайшему сожалению, присутствовать при ее рождении.

Однако, узнав, что роды прошли успешно, он был на седьмом небе от счастья - он страстно хотел этого ребенка, и впоследствии отца и дочь связывали самые сильные чувства.

Чего, кстати, совершенно не скажешь о маме - Гала. Очевидно, роль матери не совсем входила в ее планы - вот почему на немногочисленных фотографиях той поры Гала выглядит скорее озадаченной, удивленной и недовольной, чем счастливой.

Вскоре выяснилось, что материнский инстинкт вовсе не фигурирует в числе достоинств Гала, которая проявляла к Сесиль удивительное равнодушие. Похоже, она видела в дочери прямую угрозу тому свободному и богемному образу жизни, который был принят в творческой среде, и к которому она быстро и охотно привыкла.

Как вспоминала Сесиль, одно время они жили в небольшой деревушке Обонь, неподалеку от Парижа, и каждый раз, когда Поль Элюар уезжал на очередное собрание кружка сюрреалистов в столицу, Гала, вынужденная оставаться с дочерью дома, почти ненавидела ее за это.

"Поди погуляй в сад" - эту фразу в таких случаях Сесиль приходилось слышать от матери чаще всего. Это "сад", где ей приходилось проводить долгие одинокие часы, Сесиль, в конце концов, просто возненавидела.

Именно в этом уютном домике в Обоне в течение года с четой Элюар и их дочерью проживал немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст, с которым у Гала закрутился бурный роман - с которым Полю, дадаисту и сюрреалисту, активному стороннику свободной любви, оставалось только смириться."Шведская семья", "хозяйство на троих" - назвать такого рода отношения можно как угодно, но их сомнительной сути это не меняет.

Художник-гость, к которому Гала испытывала все большую страсть, расписал в доме фресками все стены и, в конце концов, выжил оттуда хозяина-поэта. В отчаянии, наевшийся сверх меры пресловутой "свободной любви" Поль пытался сбежать от жены и друга, с которым приходилось делить жену, в Азию - однако из бегства этого ничего не вышло.

К тому времени Гала сделалась его абсолютным наваждением, от которого он так и не смог избавиться до конца своих дней.

Впрочем, худшее еще ждало девочку впереди. В 1929-ом Гала и Дали впервые увидели друг друга - и после первой встречи уже не расставались.

До того у Сесиль все-таки была какая-никакая, пусть и не особенно любившая ее, мать. В новой жизни Гала места для Сесиль попросту не нашлось.

Конечно же, нужно принять во внимание крайне сложные финансовые обстоятельства, сопровождавшие начало совместной жизни Дали и Гала (был период, когда у них было ни копейки денег, равно как и крыши над головой), однако это не отменяет непреложного и жестокого факта: Гала, уйдя к новому спутнику жизни, решительно и даже, создается впечатление, с видимым облегчением навсегда вычеркнула родную дочь из жизни.

Что до Поля Элюара - впавший в пожизненную зависимость от Гала, он страдал безмерно, не в силах поверить, что в этот раз Гала ушла от него навсегда. Он бесконечно писал ей полные тоски и эротики письма, тщетно надеясь, что наваждение в лице Дали не продлится долго.

Хватаясь за всякий шанс вернуть Гала, он пытался взывать к ее материнмским чувствам: "Пиши почаще Сесиль, которая очень по тебе скучает. Я так сильно люблю ее, ведь у нее твои брови, твои глаза, потому что она твоя - и моя - дочь."
Однако Гала не из тех, кого можно пронять сентиментальными вздохами. Страдающий и одинокий, Элюар подобрал на панели Нуш - бывшую танцовщицу, которая зарабатывала на жизнь проституцией. Такая же ранимая и хрупкая, как и сам Поль, Нуш стала ему любовницей, а затем и женой, хотя прекасно осознавала, что в сердце Элюара на первом месте всегда будет Гала. По словам самой Сесиль, они с Нуш прекрасно ладили, хотя мать ей новая избранница отца заменить так и не смогла. Да это и невозможно в принципе, ведь мать, по словам той же Сесиль, бывает только одна. Именно в этот период отношения между Сесиль и Пикассо были особенно теплыми и дружескими - даже в отпуска они выбирались одной компанией.

В 1938-ом, в возрасте 20 лет, Сесиль вышла замуж в первый раз - за поэта Люка Декана, брак с которым не продлился долго.

В 1946-ом она снова сочеталась узами брака: на этот раз с художником Жераром Вуллени, а после бывала замужем еще дважды.

В 1948-м умерла Нуш, вторая супруга Элюара, что стало для него тяжелейшим ударом - и Сесиль, беременная в то время дочерью Клер постоянно была в то время рядом с отцом.

Поль Элюар, успевший еще раз жениться на Доминик Лемор, умер четырьмя годами позже, а вот Гала - мать, которой у Сесиль никогда не было - пережила первого мужа на целых 30 лет и умерла 10 июня 1982-го.

Со смертью Гала связан и еще один печальный для Сесиль эпизод. Как мы уже сказали, никаких отношений с дочерью Гала не поддерживала, и о том, что мать ее находится при смерти, Сесиль узнала из газет.

Бросив все, она помчалась в возлюбленный и воспетый Дали Порт-Льигат, на самый что ни на есть средиземноморский край света, однако увидеть мать ей так и не довелось. Дверь открыла прислуга, заявившая, что Гала не желает видеться с дочерью.

Исходило ли это указание в тот момент от самой Гала, которая в последние недели находилась в практически бессознательном состоянии, либо таковы были инструкции, полученные служанкой загодя - неизвестно, но Сесиль, готовая простить свою сбежавшую однажды и навсегда мать, простить и примириться с ней, была лишена даже этой возможности.

Кроме того, Гала ни словом, ни полсловом не упомянула Сесиль в своем завещании. Через два дня после смерти была обнародована последняя воля умершей, согласно которой знаменитая коллекция Гала переходила супругу, Сальвадору Дали, а после его смерти - театру-музею Дали в Фигерасе.

Стоит отметить, что коллекция эта, которую Гала собирала на протяжении всей жизни и которая на момент смерти владелицы хранилась в Женеве, вовсе не пустячок: она включала в себя 75 замечательных работ Сальвадора Дали, среди которых стоит упомянуть такие известные вещи, как "Великий мастурбатор" и "Загадка Гитлера”!

Возмущенная до глубины души этим финальным проявлением материнского равнодушия, Сесиль, по совету своего адвоката, заявила свои права на часть наследства матери - что по сути, более, чем справедливо.

Однако спор между Сесиль и Испанским правительством, представялвшим интересу Сальвадора Дали, удалось, в конце концов удалось уладить без судебных тяжб.

Между сторонами было достигнуто мировое соглашение, в соответствии с которым Сесиль получила две работы Де Кирико, одну гуашь Пабло Пикассо, и две картины Саальвадора Дали, одна из которых - знаменитый "Портрет Поля Элюара" (впоследствии Сесиль продала его за 22 с половиной миллиона долларов), над которым Дали работал как-раз в то для кого-то роковое, а для кого-то счастливое лето 1929-го, в Кадакесе, одновременно воруя у Элюара жену, а у Сесиль - мать. Кроме того, ей достались 2,3 миллиона долларов и 50 миллионов песет.

Но снова, заметьте, снова мы говорим о чем угодно, но только не о самой Сесиль! Вот он, парадокс "дочери сюрреализма", возраставшей в окружении звезд необыйно ярких - но прожившей жизнь самую тихую и незаметную.

Жизнь, по своему определению сторонящуюся вского шума, вспышек софитов и суеты. Почему? Да потому что главной страстью Сесиль были книги. Увлечение старинными и редкими книгами в конце концов переросло в профессиональную деятельность, которой, вплоть до самого удаления от дел, она занималась в Канне.

Что оставила после себя эта женщина, всю жизнь ощущавшая на себе холодный и подавляющий свет ее великой и недоступной матери? Троих детей, семерых внуков, трех правнуков... Как сказано на официальной странице "Ассоциации друзей Поля Элюара", почетным президентом которого являлась Сесиль, "всю жизнь она честно и преданно служила своему любимому делу; любовь и щедрость были ее главными качествами, и свою страсть к искуcству и литературе она передала своим детям…"

Сесиль умерла 10 августа 2016-го г., а тремя днями позже была похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с отцом и его второй женой, Нуш.

БЕЗУМНЫЕ ОРГИИ Сальвадора ДАЛИ.
Вика САРЫКИНА.
Ему приписывают интимную связь с родной сестрой и любимой
моделью Анной-Марией. Весьма нежные отношения с Федерико Гарсиа
Лоркой. И сексуальную связь-интрижку с богатейшим английским
покровителем. Но по-настоящему он был только с НЕЙ. С той, кого
его отец называл "русской шлюхой-наркоманкой". С той, про кого
его друзья говорили: "Она была его половиной, а он - ее рабом". С
той, которую он сам описал как "женщину, внедрившуюся в мозг и
лишившую меня личности". Между непродолжительным знакомством и
состоянием, которое Сальвадор Дали и Галарина стали называть
одним словом "мы", - всего месяц. Этот месяц они провели в
Испании. Не вылезая из постели, где занимались любовью в не
совсем привычном понимании. Биографы Дали скромно называют это
"самоэротикой". Медицина - мастурбацией. Впоследствии Галарина,
памятуя об этом "медовом месяце", будет привлекать в их интимную
жизнь посторонних людей. Пока не превратит ее в шоу, которое
назовет "Парижским кабаре": когда ею по очереди будут владеть
друзья Сальвадора, а он, занимаясь "самоэротикой", взирать со
стороны. И любить ее. И ненавидеть. Все больше и больше любить и
ненавидеть.
Дом с какашками. Пару месяцев назад мне страшно повезло - я
попала в театр- музей великого сумасшедшего каталонского городка
Фигурес. Розовый дом-дворец, "уляпанный" снаружи и изнутри
огромными каменными какашками. Дали сам спроектировал здание. И
сам его построил. Он здесь жил. Он здесь работал. Здесь он умер и
здесь похоронен.
Автомобиль Дали. Сюрреалистические скульптуры Дали. Наброски
Дали. Белоснежная кровать, прикупленная Дали в каком-то
французском борделе. Ночная ваза Дали. Диван Дали в виде
легендарных алых губ. Картины Дали.
Почти все холсты - Галарина. Набросок ее фигуры. Или ее
портрет. Или ее профиль. Галарина у зеркала. Галарина у моря.
Галарина, превращающаяся в мужскую голову. Галарина,
протягивающая свою розовую сморщенную пятку Дали. Галарина с
бантом. Галарина в шляпке. Галарина с платком. Галарина,
Галарина, Галарина...
"Сон кладет свою руку на плечо человеку" - Галарина изображена
в виде мечты, голова которой сделана из цветов. "Сон, вызванный
полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения" -
Галарина, лежащая на каменной плите: один тигр прыгает на Галу,
другого пожирает рыба. "Галатея сфер": голова Галы состоит из
вращающихся сфер. "Обнаженный Дали, размышляющий перед лицом
Галы". И так далее, и так далее.
По мнению историков, сюжеты большого числа картин Дали
основывались на его сложных проблемах сексуальности. В "Великом
мастурбаторе" голова вырастает из массивной глыбы. Шея переходит
в женскую голову, губы которой тянутся к мужским гениталиям. В
другой картине, "Первые дни весны", художник изобразил парочку:
мужчина сует свои горящие руки в ведро, из которого вырастает
очертание фаллоса.
В 49-м году Дали просит аудиенцию у Папы римского, на которой
умоляет благословить картину, изображающую Мадонну. Вряд ли Папа
римский знал, что позировавшая для Мадонны была одной из самых
распутных женщин века.
Секрет от секрета. Никто не знает, когда и при каких
обстоятельствах эта женщина появилась на свет. Сама она
тщательнейшим образом скрывала свою биографию, создавая о себе
легенды. Ее раб Дали всячески ей в этом потворствовал, называя
Галу "секретом от секрета".
Дата ее рождения не известна ни одному биографу Дали. Можно
только приблизительно сказать: она была старше своего раба на
10-16 лет. Ее отец? Это еще одна тайна, покрытая мраком. Елена
Делувина-Дьяконова, впоследствии ставшая Галариной (Галой),
родилась в России. В Казани, на Волге. Муж ее матери исчез в
неизвестном направлении (но вот когда - до или после рождения
Галы?). Мать не смогла доказать смерть мужа и стала жить во грехе
(гражданским браком то бишь) с весьма преуспевающим адвокатом.
Некоторые утверждают, что этот адвокат и был настоящим отцом
Галы.
Когда девице было около осьмнадцати лет, ее отправили в
Швейцарию - лечить туберкулез в клинику для безнадежных больных.
Там Гала вкусила прелесть любовных утех с таким же безнадежным
- Полем Элюаром, поэтом. Любовь сотворила чудо: через два года
они восстали из пепла. Прощание было долгим и мучительным, Гала
собиралась обратно, в Россию. На прощанье влюбленные поклялись
друг другу в верности, решив пожениться, как бы в дальнейшем ни
складывалась жизнь. Через несколько лет в Париже они исполнили
обещание.
Превращение. После рождения дочери Сесиль Гала заводит хобби,
активно подключая к нему своего мужа, - групповой секс. Элюар
ничего против не имел, наоборот, ему доставляло удовольствие
смотреть на Галу, которой владел другой мужчина, под конец Элюар
даже присоединялся к действу.
От чистого русского ангела не остается и следа. Ангел
превращается в ненасытную похотливую сучку Галу. Она заводит
роман с художником Максом Эрнстом. И все бы хорошо, любовь втроем
устраивает всех участников. Если бы не одно обстоятельство:
художник женат. Каково было обманутой жене, можно судить по ее
же высказываниям о Галарине: "Эта почти молчаливая алчная женщина
докатилась до того, что стала подбивать своего мужа завести со
мной роман, чтобы заиметь Макса, и, наконец, решила сохранить
обоих мужчин с любезного согласия Элюара".
Однако в один прекрасный момент ненасытная Гала поняла, что
все эти связи с художниками-поэтами не сулят ей никаких
материальных благ. Ей же нужен тот, кто смог бы обеспечить
беззаботную Галаринину жизнь на очень долгие годы. Даже если ей
придется сделать такого мужчину самой.
И она нашла. И сделала такого мужчину.
Через несколько месяцев она знакомится с Сальвадором Дали.
Первая встреча. Гала познакомилась с Дали в прекраснейшем
городишке Каталонии Кадакес: там, у лазурного моря, белоснежные
дома утопают в серо-синей дымке, спускающейся с гор.
Июль. Жара. Весьма неопределенное время для Испании - 1929
год. Но Элюар, год назад услышавший при мимолетном знакомстве с
Дали о непорочном очаровании Кадакеса, все-таки решается ехать в
Каталонию с женой и дочерью Сесиль.
Они познакомились у дома отца Дали. Он был в окружении друзей.
Рядом - младшая сестра Анна-Мария, любимая модель Сальвадора и,
по утверждению местных жителей, его любовница.
Именно она первая, перехватив взгляд брата, брошенный на Галу,
почувствовала приближение опасности. Она расскажет об этом через
сорок лет. Когда мир будет гадать: сделала ли Гала Дали тем, чем
он стал, или он стал тем, чем стал, вопреки Гале?
Ему было 25. Ей - 36 (37, 38, 39 -?). Он не понравился ей.
Она сказала Элюару, что Дали похож на танцора аргентинского
танго: слишком женственная внешность, напомаженные волосы,
ожерелье из жемчуга и эти тоненькие усики! Он будет выглядеть так
еще несколько их встреч, а потом напишет: "Разве не для нее я
вырядился самым дурацким, дичайшим образом? Разве не для нее я
умащивался козьим пометом и лавандовым маслом, разве не для нее
искровянил себе бритвой подмышки? Но вот она пришла, и я не в
состоянии предстать перед ней в таком виде... Я скинул дурацкий
наряд, снял украшения... Но ожерелье, якобы жемчужное, и красную
герань за ухом решил оставить... И понесся навстречу Гале, но
вместо того, чтобы приветствовать ее, расхохотался. Она
обратилась ко мне с каким-то вопросом, и ответом ей был
истерический хохот. Я не мог вымолвить ни слова".
Галу же нервировал этот постоянный хохот. Ее смущал этот
напряженный молодой человек и его озабоченность мастурбацией и
кастрацией. А он не мог тогда объяснить, что: "Говорить с нею я
не мог, зато всячески старался услужить ей: кидался за подушкой,
чтобы поудобнее усадить ее на тахте, бежал за стаканом воды... И
с несказанным восторгом сто раз на дню помогал переобуть
сандалии... В начале нашей любви с Галой я был явно нездоров
душевно... Припадки хохота... сопровождали судороги и прочие
симптомы истерии. И если на прогулке моя рука ненароком касалась
ее руки, меня пробирала дрожь, и дождь мелких зеленых яблок,
плодов моей любовной мечты, обрушивался на мою голову - так,
словно не руки наши соприкоснулись, а мощная великанья десница
сотрясла деревце моей страсти, осыпая незрелые плоды".
Их прогулки со случайными прикосновениями длились достаточно
долго - во всяком случае, "достаточно долго" для не
ограничивающей себя в случайных связях Галарины.
Иудин поцелуй. Однако доподлинно известно, как началась их
интимная связь.
Дали страдал комплексом высоты. В своих записях он отмечает,
что ему безумно хотелось прыгнуть с обрыва или столкнуть кого-
нибудь с высоты. Однажды он завел Галу на одну из самых высоких
скал и предложил поиграть: "Мы откалывали большие куски гранита,
подтаскивали их к самому краю, скидывали вниз и смотрели, как
бесконечно далеко внизу они низвергаются в море или разлетаются
вдребезги, ударяясь о камни". Эти прогулки по скалам приводили
Дали в трепетный восторг от следствия близкой опасности,
сладостного и губительного. Так он скажет потом.
Гала же все чаще и чаще говорила о том, что скоро в их жизни
произойдет что-то очень важное: "Скоро ты узнаешь, что мне от
тебя нужно!" И вот однажды осенью, в одну из таких прогулок, Дали
обнял ее и спросил: "Что мне делать с тобой?" Гала со слезами на
глазах ответила: "А если я скажу и ты не захочешь, ты никому не
скажешь?" И: "я поцеловал ее в губы - впервые в жизни я так
целовал. Я и не знал прежде, что это такое... Я понял, что
времени мне отпущено ровно на одну фразу, и вскричал, тиранствуя
и издеваясь: "Что мне с тобой сделать?" И Гала приказала: "Прикончи меня!"
...Я был ошеломлен, растерян, подавлен. Вместо приказа любить,
которого я ждал и страшился... услышал другое... Гала возвращала
мне мою страшную тайну.
Тот, иудин поцелуй, спас ей жизнь и воскресил во мне душу.
...Первый поцелуй, когда столкнулись наши зубы и переплелись
наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас
кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия".
Такие же образы стали рождаться в последующих работах Дали:
отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм.
Чистый фрейдизм: все эти образы напоминают о неистовом
сексуальном освобождении молодого человека.
Бегство. Гала казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной,
вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в
то время как он, по его словам, был всего-навсего простым молодым
человеком из маленького провинциального городка на севере
Испании.
Хотя на самом деле имя Дали уже было известно Парижу. А
Гала... Она гипнотизировала его. Она порабощала его. Она
заставляла его сделать выбор: или он покидает дом отца, который
Дали боялся потерять больше всего на свете, или он потеряет ее.
Дали возненавидел ее. "Она явилась, чтобы разрушить и
уничтожить мою твердость, - напишет потом Дали. - Она мешала мне
работать, исподтишка внедрялась в мой мозг, она лишала меня моей
личности". Дали тянул с решением. Вплоть до самого отъезда Галы в
Париж. Но очень скоро Дали сдался. Гала бросает мужа, убедив Дали
ехать с ней в испанский город Ситгес близ Барселоны. За несколько
дней до его персональной парижской выставки.
Там, запершись в комнате, они отрезали себя от остального
мира. После этого побега он относился к своей выставке как к "их"
выставке. Порабощение было полным и безвозвратным.
А это бегство продолжалось всю их супружескую жизнь, даже
тогда, когда Дали стал скандально знаменитым. Гала же на
неистовую страстную любовь Дали постоянно твердила: "Мой мальчик,
мы никогда не расстанемся".
Но официально поженились они только через много-много лет.
Они питались объедками и общались с принцами. Несмотря на то,
что известность Дали росла с каждым днем, супружеская жизнь
влюбленных была омрачена отсутствием денег. Они жили в небольшой
квартире-студии в Париже. Гала бродила по рынкам, подбирая
подпорченные овощи, чтобы можно было прокормиться. Иногда
продавала его картины или сюрреалистические идеи (например,
искусственные ногти с вделанными в них зеркальцами).
Но, несмотря на отсутствие денег, их полюбило высшее общество.
Их боготворили, называли сенсацией и наперебой приглашали в
гости. "Она не показывала, что она самка, - вспоминает принц
Жан-Луи Фосиньи-Люсинж. - Да, она не показывала, что она самка, а
это было сущностью ее характера. Она была тверда, сделала Дали,
дисциплинировала и содержала его в порядке.
Они действительно совсем не имели денег, но это был лучший
период в его жизни, когда он нарисовал свои лучшие картины".
Женитьба на Гале пробудила в Дали новую неисчерпаемую энергию.
В его творчестве начался плодотворный период. В это время его
личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами.
Теперь у Дали было несколько путей, по которым он мог
освобождать вдохновение из подсознания: фрейдистско-сексуальная
тема, параноидально-критический метод и теории современной
физики. Гала также почти всегда присутствовала на его картинах и
набросках для картин.
Его легендарный "Ангел" - интерпретация картины французского
художника девятнадцатого века Милле. (На знаменитой картине,
горячо любимой викторианцами за пропитывающие ее благородные
чувства, были изображены крестьянин и крестьянка, склонившиеся,
как во время молитвы, после работы.) В своей же работе Дали дал
совершенно другую интерпретацию сцене Милле: женщина похожа на
хищную птицу, которая собирается напасть на своего спутника и
съесть его.
Парижское кабаре по средам. Она действительно была хищницей.
Ревнивой и похотливой хищницей. В тридцатых годах Гала и Дали
познакомились с богатым английским коллекционером и меценатом
Эдвардом Джеймсом, он заключил весьма выгодный контракт с Дали.
Отношения между англичанином и испанцем начали принимать весьма
неожиданный для Галы оборот. Чувствуя, что Дали уходит из-под ее
власти, она закатывала безумные сцены мужу. Джеймс как-то оставил
в своем дневнике такую запись: "Гала больше чем догадывалась, как
близки Дали и я были... Однажды ночью в отеле она устроила сцену
ревности, переросшую в скандал. Тогда Дали вбежал в мою комнату
только в пижамной куртке и в слезах... он стоял у двери,
протестуя, говоря, что больше не может вынести придирок Галы по
поводу Лорки, а сейчас и меня". Но одно обстоятельство резко
охладило пыл Галарины: браслет в виде змеи из золота с изумрудами
работы XYII века. Этот браслет Дали нарисовал на знаменитом
полотне "Галарина".
Однако все чаще и чаще Гала стала появляться на публике без
Дали, в компании молодых и совсем молодых любовников. Она давала
им деньги и задаривала подарками. И, не стесняясь,
демонстрировала свои связи обществу и мужу. Дали не ревновал ее.
Однажды он признался своему другу: "Я позволяю Гале иметь
любовников, когда она хочет. Я поощряю ее и помогаю ей потому,
что это меня вдохновляет".
Вдохновение Дали доходило до того, что по средам он и Гала
устраивали в своей парижской квартире представления: она
занималась с одним или несколькими мужчинами любовью публично, а
Дали, не очень любивший физический контакт, получал
удовлетворение, наблюдая за действом. Говорят, однажды Гала
предавалась на глазах Дали любовным утехам с бывшим мужем
Элюаром.
Они были - "мы". В конце 60-х Дали купил Галарине замок
недалеко от Фигуреса, украсив его своими картинами и дорогими
роскошными вещами. Ему же позволялось навещать жену только с
письменного разрешения.
Многие считали, что это разрыв. Окончательный разрыв между
двумя легендами. Но это не так. Гала была движущей силой Дали,
серым кардиналом. Их жизнь и партнерство были неразделимы. Они по
-прежнему были "мы".
Гала и Дали всегда управляли своими делами и его постоянно
растущим богатством с расторопной деловитостью. Именно Гала
настояла на том, чтобы брать деньги за его выступления перед
публикой, и внимательно следила за частными сделками по покупке
его картин.
Она была необходима ему физически и морально.
Поэтому, когда она долго умирала (на их кровати, в комнате,
которую она когда-то делила с Дали), еще при жизни разлагаясь от
того количества пластических операций, которые она перенесла, он
был рядом.
А после ее смерти он почти прекратил появляться на публике.
Божественная старуха. Была ли красива женщина, завоевавшая умы
не самых последних мужчин Европы и поработившая самого великого
сумасшедшего? Нет.
Она была далеко не красива. То есть совершенно некрасива.
Но у Дали было свое мнение на этот счет. Он обожествлял ее:
"Я подошел к окну. ОНА стояла на берегу. Вы спросите: "Кто?" А
я скажу: "Не перебивайте!" ОНА стояла на берегу - и это было
достаточно. Гала, жена Элюара. Это ОНА! Я узнал ее по обнаженной
спине. Это ее кожа нежная и гладкая, как у ребенка. Эти
выступающие ключицы; сильные, как у молодого атлета, спинные
мышцы - и женственно-плавная изящная линия бедра. Контраст между
ними подчеркивала тонкая, может быть, слишком тонкая талия -
мастерский, завершающий штрих!" Он обожествлял ее до конца жизни.
Даже на своей последней совместной фотографии он, разбитый
болезнью Паркинсона, тянется к ней - смеющейся, но уже
разлагающейся старухе с нелепой прической.
<$>
//* Источник информации: Московский комсомолец,21.02.99
-------------

Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.

Фактрум рассказывает о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.

Русская и испанская душа

Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила навсегда

Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», - произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.

Жить вместе

Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.


Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту

Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.

Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.

Публика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.

Публика была в восторге от чудачеств со стороны известной пары

Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он.

История легендарной пары была рассказана уже тысячи раз, но, несмотря ни на что, ее хочется слушать снова и снова. Ведь такие истории заставляют верить в настоящую любовь.

Девочка, укутанная в белый мех

Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но сам художник утверждал, что увидел свою музу гораздо раньше, когда учился в первом классе. Один из друзей подарил ему авторучку. Внутри стеклянного шарика была изображена девушка в пушистой шубке. Позже Дали вспоминал: «В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка - почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения... Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался - это была она».

С того самого дня до их встречи художник хранил в себе образ русской девушки и как будто ждал их встречи, не сомневаясь, что она случится. В 1914 году он начал обучение в муниципальной художественной школе. Одноклассники уже тогда считали его странным: мальчик ввязывался в драки без причины, а его эксцентричные выходки славились по всей школе. Каким-то чудом ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Для молодого человека сделали редкое исключение, ведь вступительное испытание он не прошел. Для экзамена он сделал рисунок меньше положенного размера, а когда ему сказали исправить оплошность, принес работу еще меньше. В год поступления в семье Дали случается большое горе, умирает мать Сальвадора Дали, что становится страшным ударом для чрезвычайно чувствительной натуры молодого художника.

Во время учебы Сальвадор, вопреки закрепившейся за ним репутации щеголя, предпочитает обществу женщин книги Ницше. Да и зачем ему тратить себя на женщин, ведь он ждет свою Богиню, свою единственную музу.

Несмотря на свой талант, в академии эксцентричному Дали удается продержаться всего четыре года. В 1926 году его отчисляют за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вскоре он уезжает в Париж, где знакомится с Пикассо и окунается в богемную жизнь с головой.

В это время Гала, которая на десять лет старше Дали, уже успела обзавестись мужем, дочерью и любовником. Рожденная в 1894 году в Казани, тогда еще Елена Дьяконова всегда знала, что будет блистать, а не прозябать в провинциальной глуши. В своем дневнике она писала: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».

В 1912 году родители отправили девочку в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позже она даст ему имя Поль Элюар, а сама станет называть себя Гала. Их роман завершится свадьбой, Гала переехала в Париж. К моменту ее встречи с Сальвадором Дали она уже не была болезненной застенчивой девочкой из России, она превратилась в настоящую парижанку, ту самую кокотку, которая сводила с ума самых недоступных мужчин.

«Я сразу поняла, что он - гений»

Летом 1929 года Поль Элюар вместе с женой были приглашены в деревню Кадакес, к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали. Хозяин хотел встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую , выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, за ухо вставил цветок герани. Но будучи еще незамеченным, увидел гостью и тут же убежал переодеваться. Перед Полем и его женой Дали, вопреки задуманному, предстал почти нормальным человеком, но Гала настолько потрясла художника, что на него напал приступ истерического смеха. Это нисколько ее не отпугнуло, наоборот, лишь подогрело взаимный интерес. «Я сразу поняла, что он - гений», - писала Гала.

Так начался их бурный роман, длившийся до самой смерти возлюбленной художника в 1982 году.

Спустя три года она ушла от мужа и переехала к Дали, в тот же год они поженились. Но религиозная церемония состоялась только в 1958 году, после смерти Поля Элюара. Гала не могла позволить себе обвенчаться с другим из уважения к бывшему супругу.

Дали и Гала стали идеальной парой. Взбалмошный, в высшей степени неорганизованный гений, с целым списком фобий и рассудочная, хладнокровная муза. Их день строился по схеме, которую Гала описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Это она помогла Дали стать символом эпохи, это она создала целую империю вокруг его имени. Одни видели в ней опору и поддержку, без которой талант Дали сгинул бы в безвестности, другие называли ее хищницей, жаждущей денег и присваивающей славу своего мужа.

Журналист Фрэнк Уитфорд в «Сандэй таймс» писал в газете летом 1994 года: «Семейная пара Гала - Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали».

«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег»

Сальвадор Дали и Гала постоянно находятся под прицелом фотокамер. Они ведут активную публичную жизнь и постоянно попадают на обложки журналов. В 1934 году Гала предпринимает следующий шаг в «раскрутке» Сальвадора Дали. Она везет его в Америку. Где, как не в Соединенных Штатах, примут экстравагантного, ни на кого не похожего художника. Страна, влюбленная во все новое и необычное, откликалась на все самые невероятные идеи Дали и готова была платить за них огромные деньги. США охватила настоящая «сюрреалистическая лихорадка», в честь Дали устраивались целые балы, куда приходил весь нью-йоркский бомонд. «Во всем мире, - пишет Дали, - и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается».

Время шло, Гала старела и даже череда сменяющих друг друга молодых любовников не приносила ей теперь спокойствия и радости. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла ему начать карьеру и подарила роскошный дом в Лонг-Айленде.

Дали никак не комментировал интрижки жены, а Гала в свою очередь говорила: «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь». Как бы там ни было, никто не становился свидетелем крупных ссор между влюбленными. Так они и жили душа в душу, пока в 1982 году от многочисленных болезней Гала не скончалась. «День смерти станет самым счастливым днем в моей жизни», - говорила она, съедаемая старческой немощью.

Гала завещала похоронить себя в замке Пуболь, который подарил ей Сальвадор. Она умерла в больнице в 80 километрах от замка. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали пошел против закона. Он завернул тело жены в белую простыню, положил на заднее сиденье «кадиллака», и тело было доставлено в Пуболь, где все уже было готово для церемонии. На похоронах Дали не присутствовал.

После смерти Гала художник прожил еще семь лет.

История любви великого сюрреалиста Сальвадора Дали и его непокорной музы Елены Дьяконовой невероятна. Она полна неожиданных поворотов, подъемов и спадов.

Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.
Рассказ о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.

Русская и испанская душа

Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила навсегда
Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», - произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.

Жить вместе

Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.


Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту
Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.
Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.

Публика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.

Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он.