Коко шанель личная жизнь кратко. Биография коко шанель. Новатор в мире моды и ароматов

Коко Шанель - легендарная женщина, модельер из Франции, которая стала символом мира моды. Она создала ряд уникальных вещей, изобрела свой собственный неповторимый стиль, популярный по сей день.

Детство и юность

Коко Шанель (настоящее имя Габриэль) родилась в городке Сомюр, знаменитом своими виноградниками, в августе 1883 года. Она была вторым ребенком в семье Альберта и Жанны Шанель. У Коко была старшая сестра Джулия, а позже родились еще четверо братьев и сестер: Альфонс, Антуанетта, Люсьен, Огюстен.

Отец Коко был ярмарочным торговцем и не часто появлялся под крышей родного дома. Мать была слаба здоровьем и страдала от астмы. Жанна умерла в тридцать три года, оставив шестерых детей на попечении непутевого мужа.

Альберт Шанель очень тяготился статусом многодетного отца и в конце концов отдал младших сыновей в другую семью, а дочерей устроил в сиротский приют. Он клятвенно обещал им, что в скором времени вернется за ними, но так и не выполнил свое обещание. Именно из-за отца у маленькой Габриэль поселилось внутри чувство глубокого одиночества, которое она затем пронесла через всю жизнь.

Коко Шанель, биография которой соткана из личных потерь и побед, была нетерпеливой, неусидчивой девушкой. Монахини в приюте частенько молились за нее. Именно они научили Коко швейному делу.

Когда Шанель исполнилось восемнадцать лет, она вместе со своей компаньонкой Адриенн сбежала из приюта. Идти им было некуда, и девушки отправились к тетушке Коко - Костье. Та настояла, чтобы они вернулись обратно в обитель. Однако монахини, глубоко возмущенные поведением воспитанниц, отказались их принимать.

С большим трудом девушек удалось устроить в Муленский монастырь, где они провели еще два года. В двадцатилетнем возрасте Коко и Адриенн устроились в магазин свадебных платьев. Работа была не пыльная, и у девушек оставалось много времени на развлечения.

Чтобы увеличить свой заработок, Габриэль решила тайком от хозяев заняться подшивкой платьев. Адриенн поддержала подругу. Однако вскоре владельцы магазина узнали об этом и выгнали девушек вон.

Начало карьеры

В одном муленском пивном заведении Габриэль, девушка не стеснительная и озорная, решилась выступить на сцене. Каждый вечер она пела несколько песен, из-за которых у нее и появилось прозвище на всю жизнь. Это были французские композиции "Кто видел Коко в Трокадеро?" и "Ко-ко-ри-ко".

У Габриэль появилось много поклонников, одним из которых стал Этьен Бальсан. Он был наследником большого состояния и пришелся девушке по душе. Вскоре она переехала к нему. Но жизнь в роскоши быстро наскучила Габриэль. От нечего делать она шила шляпки для богатых дамочек, гостей Этьена. Но вскоре поняла, что хочет большего.

В 1909 году Коко Шанель, биография которой насыщена переездами, перебирается из Руалье, где жила с Этьеном, в Париж. Там, в квартире Бальсана, она открывает шляпную мастерскую. От клиенток не было отбоя. Все хотели заполучить шляпку от странной маленькой Коко.

Модный дом "Шанель"

Вскоре мадмуазель Шанель поняла, что мечтает о большем. Ее целью стал собственный бутик с личным именем на вывеске. Но для этого нужны были большие деньги. Их ей дал Артур Кейпел, ее возлюбленный. Мечта Коко сбылась. На улице Камбон в 1910 году открылся ее первый магазин с громким названием "Мода Шанель". Дело всей ее жизни процветало.

В 1913 году Коко Шанель открыла еще один магазин в Довиле. Но и этого ей уже было мало. У ненасытной Коко появилась новая мечта - она хотела создавать одежду. Ее главными принципами в работе стали простота, практичность, элегантность. Так появились на свет платья из джерси, женские брюки, женская пляжная одежда и многое другое. Уже к 1919 году Коко Шанель была известна по всему миру, каждая модница мечтала заполучить вещицу из рук модельера и примерить на себя стиль Коко Шанель. Фотографии того времени передают все изящество и одновременную практичность ее изделий.

Летним днем 1920 года состоялось открытие дома моделей в Биарице. В последующие годы Шанель много общается с русскими эмигрантами, что отражается в ее коллекциях, там появляются русские мотивы.

Один близкий друг Коко, князь Дмитрий Романов, знакомит ее с парфюмером Эрнестом Бо. Тогда Коко понимает, что готова создать нечто новое и уникальное. Они вместе разрабатывают невиданные ранее женские духи. Пятый вариант удовлетворил все потребности Коко, он содержал около восьмидесяти оттенков разных ароматов. Так на свет появились знаменитые на весь мир духи "Шанель № 5". И снова простота взяла верх. Этот парфюм стал самым продаваемым в мире и остается таким по сей день.

Следующим пунктом в жизненном плане Шанель стало создание украшений. Нововведения в этой сфере также были приняты на ура. Но Коко к этому уже привыкла. Она стала той, кем всегда мечтала. Фразы Коко Шанель о том, что она сама и есть мода, знакомы многим.

Коко Шанель и Вторая мировая война

С началом Второй мировой войны Коко Шанель, биография которой во многом трагична, принимает решение закрыть все свои магазины и Дом моды. Друзья предлагали ей покинуть Францию, но Коко осталась в Париже без тени страха.

В 1940 году по страшному стечению обстоятельств племянник Коко Андре попал в плен к немецким оккупантам. Знаменитая тетя вызволила его с помощью своего давнего знакомого, немецкого посла фон Динклаге.

По сей день ходит много слухов и существуют версии, что Коко Шанель была ценным немецким шпионом и предоставляла фашистам важную информацию.

В 1943 году Шанель ездила в Мадрид для встречи с Уинстоном Черчиллем с целью обсудить англо-германские отношения. Встреча, однако, не состоялась.

После победы над фашистами Коко Шанель подверглась нападкам и обвинениям в связи со своими тесными отношениями с немцами. Ее называли пособницей фашистов и даже арестовали. Шанель выпустили на свободу с условием, что она покинет Францию.

Так, Коко Шанель, биография которой в тот период не играла яркими красками, перебралась в Швейцарию, где прожила до 1953 года.

Возвращение

В возрасте семидесяти лет Коко Шанель решила, что пора возвращаться в мир моды. Свое решение она мотивировала тем, что не может больше наблюдать, во что превращают моду Диор и другие модельеры, прославившиеся в послевоенное время. Эти фразы Коко Шанель разлетелись по всему свету, и на ее первый показ после долгого перерыва захотели посмотреть сотни модных критиков.

Первый показ в 1954 году встретили довольно холодно. Критики потешались над Коко, ведь в ее моделях не было новизны. Шанель спокойно относилась к таким заявлениям, отвечая, что в этом и есть суть моды - в нестареющей элегантности.

Вскоре коллекции Коко Шанель были по достоинству оценены мировыми модницами, и модельер стала хозяйкой самого большого и востребованного Дома моды. Звезды Голливуда обожали Коко Шанель. Одри Хепберн, Мэрилин Монро, даже первая леди США Жаклин Кеннеди не обходились без нарядов от Шанель. Это была ее очередная победа вопреки всему.

Личная жизнь

Коко Шанель всегда отличалась от других женщин. В годы ее юности в моде были пышнотелые девушки, а Коко была хрупкой, худой и никак не подходила под идеалы красоты. Однако это не мешало ей заводить любовников.

Первым ее поклонником стал богатый офицер Этьен Бальсан. Коко быстро переехала в его дом. Ни о какой свадьбе не было и речи. Они просто наслаждались жизнью и друг другом.

Однажды в дом Этьена приехал из Англии его друг Артур Кейпел (по прозвищу Бой). Увидев его, Коко поняла, что впервые влюбилась, вот так сразу, страстно и безоговорочно. Бой ответил ей взаимностью. Они были вместе почти десять лет. Мадмуазель Шанель была счастлива как никогда, даже несмотря на то что Артур не собирался делать ей предложения. Он происходил из аристократической семьи, и его родные не позволили бы состояться этому браку.

Счастье Коко закончилось в 1919-м, когда Артур погиб в автокатастрофе. В том году черный стал любимым цветом Коко Шанель. Биография, личная жизнь героини сейчас изучены досконально, и известно, что тогда у нее была жуткая депрессия.

Выбраться из этого состояния ей помог русский князь Дмитрий Романов, с которым Коко познакомилась спустя год после трагедии. Он поддерживал ее морально, она его - финансово. Через пару лет Романов уехал в США, но у них с Коко остались дружеские отношения.

Самый долгий роман в жизни Габриэль Шанель длился четырнадцать лет. Английский герцог Хью Ричард Артур влюбился в известного модельера с первого взгляда. Он забрасывал ее подарками, дорогими драгоценностями, купил большой дом в Лондоне. Все было прекрасно в их жизни, кроме одного: слишком много лет было Коко Шанель. Биография (дети в ней не фигурируют) свидетельствует, что Шанель так и не испытала радость материнства. Герцог Вестминстерский женился на другой женщине, подарившей ему наследника.

Утешение от разрыва с герцогом Габриэль нашла в объятиях художника Поля Ирибарнегаре. Он был женат, но ради любви к Коко решился на развод. Все ждали скорой свадьбы, но судьбе было угодно послать еще одно испытание Коко Шанель. Биография пополнилась еще одним черным днем ее жизни. Во время игры в теннис у Поля остановилось сердце. Габриэль полностью ушла в работу, чтобы пережить эту трагедию.

В военные годы у Коко Шанель случился роман с немецким офицером фон Динклаге, который чуть не стоил ей свободы. После ее переезда в Швейцарию любовные отношения закончились.

Коко Шанель не хотела подвергать себя душевным страданиям. В ее жизни больше не появлялись мужчины. Последние свои годы легендарная женщина посвятила любимой работе.

Смерть

На закате жизни Коко Шанель чувствовала себя очень одинокой. Все близкие друзья уже покинули ее, и хотя она по-прежнему была окружена людьми и продолжала плодотворно трудиться, свои вечера в отеле "Ритц" проводила одна. Часто ее можно было увидеть сидящей на балконе и смотрящей на закат.

Смерть встретила Габриэль в самый ненавистный ею день. Это было январское воскресенье 1971 года. Единственный выходной в неделю, когда ей не нужно было идти в Дом моды. Жизнь Коко Шанель прервалась от сердечного приступа, и рядом не было никого, кто бы мог ей помочь. Коко было восемьдесят семь лет.

Согласно завещанию, прах великой женщины был захоронен на кладбище Буа-де-Во в швейцарской Лозанне.

Заслуги

Коко Шанель стала символом мира моды, открыв новый фэшн-мир. Стиль Коко Шанель (фото, его демонстрирующие, узнаваемы в любой стране) полюбился миллионам женщин. Среди главных ее заслуг в индустрии моды можно выделить следующие:

  1. Сумка, созданная в феврале 1955 года. Коко говорила, что вечно оставляет где-то ридикюли, поэтому ее изобретение было с цепочкой-ремешком. Такую сумку можно было просто повестить на плечо.
  2. Духи. "Шанель № 5" - такое название получил аромат, придуманный совместно с парфюмером Бо. Он быстро покорил миллионы сердец своей простотой и новизной.
  3. Маленькое черное платье. Коко всегда стремилась создать нечто универсальное, в чем и обеспеченные дамы, и женщины с низкими доходами смогут смотреться выигрышно. Такое платье она придумала в 1926 году. Теперь у каждой уважающей себя женщины в гардеробе есть маленькое черное платьице.
  4. Твидовый костюм. Не секрет, что большинство своих идей Шанель черпала из предметов мужского гардероба. Твид и джерси - довольно грубые ткани, но наряды от Шанель носили даже первые леди. Это была эпоха английского стиля в творчестве модельера.
  5. Украшения. Коко дала новую жизнь жемчугу, а также бижутерии, которую сочетала с драгоценными камнями.
  6. Короткие стрижки. Одной из первых Габриэль Шанель сделала себе стрижку а-ля гарсон. Модницы подхватили ее затею и без сожаления стригли свои пышные локоны.

Многое еще привнесла в индустрию моды и красоты знаменитая Коко Шанель. Описание ее достижений займет не одну страницу, вклад в развитие моды бесценен.

Наследие

После смерти великого модельера в деле всей ее жизни наметился заметный спад. Вернуться на прежний уровень Дому моды помог Карл Лагерфельд, пришедший на место Коко Шанель. Биография (фотографии могут отразить весь жизненный путь Карла) была насыщенной. До дома "Шанель" Лагерфельд успел поработать в "Фенди", "Хлое". С 1983 года он занимал должность художественного директора "Шанель".

  1. Коллекции, созданные в доме моды, являлись отражением жизненного пути Коко Шанель. Биография, цитаты из которой разлетались со скоростью ветра, утверждает, что все новые идеи Коко выискивала в гардеробах своих любовников. После гибели Артура Бойя коллекции погрузились в черный цвет, в знак траура по погибшему любимому. Дружба с русскими эмигрантами породила новые мотивы в нарядах от Шанель. Жизнь с герцогом Вестминстерским открыла английскую страничку в Доме моды.
  2. Шанель никогда не утруждала себя рисованием эскизов. На ее шее всегда болталась цепочка с ножницами, а на запястье подушечка с булавками. Она творила свои шедевры прямо на моделях.
  3. Шанель страдала лунатизмом. Однажды ночью она, находясь в этом состоянии, выкроила из халата купальный костюм.
  4. Коко Шанель никогда не брала денег у знаменитых актрис, которым лично шила платья на различные церемонии (Роми Шнайдер, Ингрид Бергман).
  5. Коко Шанель вошла в список ста самых влиятельных людей мира по версии американского журнала "Тайм".

Коко Шанель - легендарный модельер, придумавшая маленькое черное платье, театральную сумочку на длинной тонкой цепочке, а также духи Chanel №5. По характеру - очень сложный человек, часто публично выражала презрение по отношению к людям, несогласным с ее мнением.

Коко Шанель называют «иконой стиля», на нее равнялись французские аристократки, Коко задавала направление мировой моде. Открыла несколько магазинов для продажи своих авторских вещей, часть который работают и сегодня. В официальном браке не была, детей нет.

Легендарная Коко Шанель скрывала свой возраст - доподлинно известно, что «икона стиля» родилась в 1883 году, но сама она утверждала о дате рождения на 10 лет позже. Родители Габриэль, это ее настоящее имя, имели простое происхождение. Мать была дочерью сельского плотника, а отец - рыночным торговцем. Родители Коко не были расписаны, а родившаяся девочка стала вторым ребенком в семье. Имя Габриэль дали в честь медсестры, которая приняла роды.

Биография Коко Шанель была сложной - мама умерла, когда девочке исполнилось 11 лет. Отец не захотел воспитывать детей самостоятельно, поэтому через неделю после похорон гражданской жены он отдал девочек в приют при монастыре.

Именно этот факт сыграл колоссальную роль в формировании мировоззрения девушки. В сиротском доме при монастыре монахини научили Габриэль шить, это умение помогло ей в будущем устроиться продавщицей в элитный магазин белья.

Путь к успеху

Габриэль увлекалась не только пошивом одежды, она пела и даже выступала со своими песнями в кабаре. Прозвище «Коко» она получила благодаря своим любимым песням «Qui qua vu Coco» и «Ko Ko Ri Ko». Увлечение песней и частые выступления в кабаре помогли Габриэль познакомиться с обеспеченным офицером в отставке по имени Этьен Бальзан. Он через время предложил девушке переехать к нему жить в замок в Париже. Но боевой характер девушки не позволял ей быть содержанкой.

После непродолжительного периода жизни в «золотой клетке» Коко решается стать модисткой - шить женские шляпы, белье и платья. В 1910 году Габриэль заручилась поддержкой Артура Кэйпела, молодого английского предпринимателя. С его помощью она воплотила свою давнюю мечту - открыла собственный шляпный магазин. Кстати, он работает и сейчас. Его можно найти по улице Камбон, 31, напротив отеля «Ритц». Свой магазин дал ей возможность выставлять на продажу авторские вещи, экспериментировать с фасонами и стилями.


Начала Габриэль со шляпок, предлагала их известным парижанкам. Потом ее авторские вещи стали популярными в кругу известных режиссеров, художников, музыкантов, актеров. Одной из причин востребованности ее творений стала элегантность изделий.

В 1913 году девушка расширила свой бизнес, открыв еще один магазин в Довиле.

Чем прославилась Коко?

Знаменитая жемчужная нить - это ее творение, которое востребовано и сейчас. В 1921 году Габриэль представила миру свой фирменный парфюм - Chanel №5. Отметим, что над созданием аромата работал Эрнест Бо, эмигрант из России. Аромат духов был сложным, он даже отдаленно не напоминал популярные в то время парфюмы.

Примерно через два года после создания легендарных духов Коко ввела моду на загар. Смуглой кожа стала после отдыха в круизе, девушка появилась в Каннах загоревшей. Светское общество моментально переняло новый тренд, былая аристократическая белизна кожи отошла на второй план.


Еще одной фирменной вещью от Шанель стало ее миниатюрное платье черного цвета. Сейчас оно входит в базовый гардероб многих женщин. Коко первой предложила носить брючные костюмы женщинам, показав, что мужской стиль также может быть элегантным и женственным. Сама же Коко редко появлялась на публике в брюках, так как считала, что к ее фигуре лучше идут платья.

К 50 годам Коко Шанель обрела деньги, славу и популярность. После начала Второй мировой войны Коко закрыла все свои салоны, так как в трудное время людям было не до моды и стиля. Коко переезжает в тихую и спокойную Швейцарию, в этой стране она осела на 10 лет. За время отсутствия Коко начали понемногу забывать, в послевоенное время на подиумах стали появляться работы других модельеров. Крупным конкурентом Коко был модный дом «Диор».


В 1953 году в Париже открылся ее дом мод, который яро осудили критики. Шанель никого не слушала, продолжал творить свой стиль. В 1954 году она создала авторские элегантные сумочки прямоугольной формы на ручке-цепочке.

Через три года Коко вновь стала лицом французской моды и вернула себе звание «иконы стиля».

Личная жизнь

Коко Шанель нравилась мужчинам, о количестве ее поклонников, любовных интрижек и романов нет достоверной информации. Но известно одно - в официальном браке она ни разу не была, детей у Коко нет. Семью и детей всегда хотела, но не решалась на серьезные отношения в личной жизни. Кажется, что Коко это просто не нужно. Ей приписывали романы с английским герцогом, русским композитором и даже с немецким нацистским офицером. Говорят, что Шанель отличалась бисексуальной ориентацией.


Умерла Коко Шанель в 1971 году в отеле Ритц. Причиной смерти называют сердечный приступ. Похоронили легендарную модницу в Швейцарии.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Шанель Габриель Бонёр, прозванная Коко Шанель, была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из мира моды - журнал «Тайм» внес в список ста самых влиятельных людей XX века.

Основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры. Пальто, и, конечно же, знаменитый костюм в стиле Шанель. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины с восторгом приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.

История успеха, Биография Коко Шанель

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Франция). Ее родители - Альберт Шанель (рыночный торговец) и Евгения Жанна Деволь (дочь сельского плотника), не состояли в браке. Мать Габриэль умерла от астмы, когда девочке было двенадцать лет. Через неделю после ее смерти отец оставил Габриэль и ее двух сестер в католический приют в Обазине. После этого Габриэль больше не увидит своего отца.

В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…

У сироты, выросшей в сиротском доме в то время, не было будущего. Тем не менее, мечты о прекрасном избавлении и ожидавшем ее блестящем будущем, возникли у Шанель уже в эти годы. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему. В будущем она никогда не упомянет свои годы в сиротском доме. Более того, она сделает все возможное, чтобы стереть из памяти все несчастья и бедность, которые словно были уготовлены ей судьбой.

Покинув в 20 лет приют ей не пришлось искать работу , по рекомендации из монастыря юная Габриэль устроилась помощницей по продаже белья в трикотажном магазине города Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков - Шанель мастерски шила женскую и детскую одежду.

Свободное от работы время Шанель проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров - их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.

Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее - стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь - в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco». Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось. Правда, Мадемуазель Шанель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком » (по-французски - коко)…

Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве и юности, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьен Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее.

Коко Шанель согласилась на его предложение быть вместе и поселилась с ним в аристократическом предместье Парижа - Виши. Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Хотя вначале новая жизнь в замке ей нравилась, она так и не смогла привыкнуть к роли любовницы (Бальсан не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь).

Коко Шанель - модельер и предприниматель

Спустя три года Коко познакомилась с другом Бальсана - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем.

После того, как она открыла свой бизнес и получила возможность применить свой вкус и свои способности, Коко Шанель превратилась в женщину-предпринимателя до конца своей жизни. Ничто не могло ее остановить: ни отсутствие опыта, ни Первая Мировая война, которая разразилась вскоре. До конца жизни она продолжала работать как дизайнер и как предприниматель, воплощая в жизнь свои идеи об искусстве быть элегантной. Ее бизнес превратился в феномен, до этого неизвестный в истории моды. До Шанель портные никогда не были частью высшего общества. Коко Шанель изменила общественное мнение о работе дизайнера. Она превратилась в магнетическую персону международного масштаба. Она была вхожа и приглашена везде, даже в самые аристократические круги. Тем не менее, ее саму это нисколько не удивляло. Она так комментировала свою славу - «Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века

В 1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать «настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси - ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель - просто, практично и элегантно.

В 1919 г. Копел погиб в автокатастрофе. «…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур. Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет

«Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё », - признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно ».

Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей у нее уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет).

Из депрессии в которой она прибывала после смерти «Боя», ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).

Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II.Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз - потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание… С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.

Именно Дмитрий Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.

Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!

Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.

Уже будучи некоронованной королевой парижской моды, Шанель предложила своим клиенткам еще несколько революционных изменений: брюки-клет, короткую стрижку… В 1926 году Коко Шанель создала свое «маленькое черное платье» (в прошлом - униформу парижских продавщиц), ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле.

Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи и креативнность , Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо, драматургом Жаном Кокто… Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее самой рассудительной женщиной на свете. Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим нравилась ее целеустремленность и уверенность в себе , она производила впечатление довольной собой и своими успехами женщиной.

В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем-либо серьезным. По невидимым каналам любви бесперебойно она «перекачивала» в себя знания и умения своих мужчин. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания.

Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель. Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт.

10 лет вне моды

Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже. В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной Морали Шанель была арестована. Причиной стала любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Вскоре после этого Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет.

Возвращение Коко Шанель в мир моды

В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн » - так объяснила она свое возвращение.

Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. На критику Коко отвечала с достоинством, но очень колко - «Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм » или «Остерегайтесь оригинальности, в женской моде оригинальность может привести к маскараду ». Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель», а в конце 50-х годов, модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Причтенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Не хватали лишь последнего, едва уловимого, но необходимого акцента - капли духов, которые бы подчеркнули этот имидж. Тогда Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Свои духи Коко назвала «Шанель N 5». Если кто-то сегодня хочет купить настоящие французские духи, в первую очередь ему на ум приходит именно «Шанель N 5». Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент - Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой «гиперженственностью»: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной ».

Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные на тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.

Коко Шанель славилась высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей. «Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще » - часто говорила она.

До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать.

Работоспособность царицы моды была уникальна. Свою последнюю коллекцию она создала в возрасте 88 лет. Сама Шанель не сомневалась в том, что в основе ее силы лежит философия, раскрывающая отношение женщины к миру, в котором она живет. Шанель, одевшая прекрасную половину мира, говорила: «Главное в женщине - не одежда, а милые манеры, рассудительность и строгий режим дня. Женщина должна быть женственна и спортивна и никогда не дурманить себя пустыми разговорами. Она должна знать, зачем и куда ей надо идти, какова цель каждого жеста и взгляда. Надо сохранять собственную неповторимость: в движениях, мыслях, поступках. Уметь противостоять даже требованиям моды ».

Коко Шанель объясняла свое активное долголетие тем, что никогда не вела ночной богемной жизни - «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем ». Она говорила - «Нельзя позволять себе обжорство и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой ».

Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Ее похоронили в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. Доходы ее империи составляли 160 млн. долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Королева Моды.

Шестьь секретов успеха Коко Шанель

За 88 лет жизни Великая Мадемуазель дала свое имя стилю одежды, костюму, Дому моды, духам. Неутомимая изобретательница, Шанель создала массу нового, но прежде всего… женщину, которую до нее никто не знал. Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.

  1. Каждое утро Коко Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру . Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
  2. Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления. В начале своей карьеры она не имела права изготавливать «настоящее» женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла «в люди». Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
  3. Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.
  4. Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта. До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее «мрачные» платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она «обобрала» мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
  5. Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она избавилась от своей застенчивости , ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
  6. Внешняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин ». Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - «мордочку мятежной сиротки с грацией олененка». Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Модельер и дизайнер XX века Габриэль Бонер Шанель (Gabrielle Bonheur Chanel), получившая впоследствии прозвище Коко Шанель (Сосо Chanel), родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр (Франция).

Мать Шанель умерла, когда девочка была совсем юной. Отец не взял на себя заботу о детях, и Габриэль оказалась в монастырском приюте, о котором впоследствии предпочитала не вспоминать, как и о своем детстве.

Покинув приют, она устроилась в трикотажную лавку, а в свободное время пела для офицеров в концертном зале La Rotonde. За исполнение шуточных песен, называвшихся Qui qu a vu Coco? и Ko Ko Ri Ko, к ней прикрепилось имя Коко.

В 1910 году Габриэль Шанель открыла свою первую мастерскую женских шляпок Chanel Modes в Париже. Изделия Шанель пользовались популярностью у французских актрис того времени, что способствовало становлению ее репутации.

В 1913 году Шанель открыла новый бутик в курортном французском городе Довиль. Вскоре появилась ее первая коллекция спортивной одежды из непривычного для французской аристократии материала - джерси.

В 1915 году Шанель открыла свой первый Дом Моды в Биаррице (Франция), после чего к ней пришел ошеломляющий успех.

В 1918 году она открыла Дом Моды в Париже.

Путешествие в том же году по Шотландии в компании с герцогом Вестминстерским вдохновило Шанель на создание твидовых костюмов.

В 1926 году Габриэль Шанель создала знаменитое маленькое черное платье. Американский журнал Vogue причислял его к вневременной классике и сравнивал по универсальности с автомобилями Ford.

В 1931 году она поехала в Голливуд по личному приглашению Сэмуэла Голдуина (Samuel Goldwyn), чтобы работать над стилем крупнейших звезд кино.

В 1930-х годах Коко создала первую коллекцию драгоценных ювелирных украшений, которую демонстрировала в своем особняке.

Период Второй мировой войны стал периодом затишья для Шанель, долгое время работал только один бутик аксессуаров и парфюмерии. По окончании войны Шанель эмигрировала в Швейцарию.

В 1954 году в возрасте 71 года Шанель повторно открыла Дом Моды, а в феврале следующего года в свет вышла легендарная стеганая сумочка 2.55.

В 1957 году Габриэль Шанель создала знаменитые двухцветные туфли-лодочки с открытой пяткой.

К 1960 году слава Шанель приобрела новые масштабы. Самые яркие знаменитости того времени - Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Жаклин Кеннеди, Грэйс Келли и Жанна Моро, Одри Хепберн - появлялись на публике в последних новинках от Шанель.

В 1969 году знаменитая актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Коко в известном бродвейском мюзикле "Коко".

10 января 1971 года Великая мадмуазель умерла в номере отеля Ритц, расположенного, напротив здания Дома Шанель.

В 1909-1919 годах Коко пережила свою настоящую любовь рядом с Артуром Кэйпелом (Arthur Capel), наследником английской династии промышленников и заядлым игроком в поло. Однако, по велению родителей, он женился на состоятельной даме. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель. Погиб в автомобильной аварии в 1919 году.

В 1957 году Коко Шанель получила Оскар мира моды в Далласе, которым отмечен ее талант "наиболее влиятельного творца ХХ века".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Маленькая французская женщина, изменившая мир. Так отзывались о Коко Шанель современники. Ей поклонялись, ее боготворили. Девушка не была красавицей в классическом смысле этого слова. Но смогла покорить мир свой находчивостью и уникальным чувством свободы, воплотившемся в революционной простоте и элегантности.

Биография Коко Шанель остается примером невероятного везения. Успех дал этой женщине мировую славу и огромные деньги, позволившие ей командовать мыслями и умами влиятельнейших личностей XX века. При этом в детстве девочка считалась гадким утенком и лишь с возрастом превратилась в привлекательную женщину:

  1. При росте 1 метр 69 см она весила не больше 54 кг. Историки утверждают, что великая кутюрье в лучшие годы своей жизни имела тонкую талию - 67 см, которая выигрышно подчеркивала бедра, объемом 99 сантиметров.
  2. Прожила основательница бренда «Coco Chanel» 87 лет (19.08.1883 - 10.01.1971), при этом уже в преклонном возрасте упрямо рассказывала, что она гораздо моложе, чем указано в паспорте.
  3. Своим желанием покорить мир и добиваться поставленной цели эта легендарная дизайнер шляпок и костюмов обязана знаку Зодиака, под которым будущая знаменитость появилась на свет. Львы по природе своей воспринимают окружающих людей исключительно как средство достижения цели.

Даже в старости Габриэль Боньер Шанель (настоящее имя женщины) оставалась верна своим принципам, не желая покоряться судьбе и возрасту.

Детство

О ранней молодости известного во всем мире модельера биографы пишут по-разному:

  • отец бросил троих сестер на попечение государства, когда Габриэль исполнилось всего 12 лет;
  • девочку и пятерых ее братьев и сестер законные представители оставили в приюте, когда будущей Коко было всего 6 лет;
  • на попечении родственников малышка оказалась совсем крохотной, и когда подросла те отдали ее на воспитание монахиням.

Сама женщина о семье вспоминать не любила, когда журналисты принимались ее расспрашивать о правдоподобной истории Коко Шанель и родителях, предпочитала отмалчиваться. Только однажды она заявила: «Люди, имеющие легенду, - сами легенда!». Это нежелание рассказывать о своих корнях связно было, скорее всего, с предательством родителя, обидевшем ее мать при жизни и отказавшимся от дочерей после смерти от астмы. Бедной женщине было всего 33 года, когда она покинула этот мир.

Учеба

С 1895 года Шанель жила в монастырском приюте. Здесь же она ходила в школу. Монахини строго следили за воспитанницами, преподавали им рукоделию и ремонту одежды. Латать дырявые юбки и перелицовывать старые пальто девочка научилась с раннего детства. Десять лет, проведенные среди сирот и приходящих учениц закалили характер будущей модницы. Она мечтала во что бы то ни стало вырваться из мрачных стен и выбросить на помойку надоевшую форму.

Искусством моделировать и украшать девушка заинтересовалась благодаря своей родственнице из Виши. Женщина была сестрой мамы Габриэль и подросших племянниц часто приглашала на каникулы в родовое поместье. Родственница специально покупала фетровые заготовки и перекраивала их на свой манер. Будущая знаменитость в юности считалась очень некрасивой, поэтому большое внимание уделяла возможности украсить неказистый внешний вид.

С 18 до 20 лет юная сирота вместе с подружкой вынужденно проживала и училась в своеобразном институте благородных девиц. Сидеть взаперти в столь юном возрасте им страшно не хотелось, но заведение обеспечивало выпускниц работой, поэтому у сирот выбора не было.

Начало карьеры

В 1902 году Габриэль с подружкой получили назначение в магазинчик готовой одежды в небольшом городке Мулене. Постепенно клиентки стали осаждать талантливых портних, быстро и качественно обслуживающих всех желающих. Здесь будущая икона стиля Коко Шанель завела нужные знакомства в среде богатых представительниц дворянских семей.

Постепенно ей удалось накопить некоторую сумму и две задушевнее подруги, племянница и тетя, сняли небольшую квартиру на окраине гарнизонного городка. Клиентура стала появляться у молодых портних дома. Хозяева долго не знали о таком переходе своих постоянных заказчиков в чужие руки, но Габриэль особо и не стеснялась. Она мечтала о богатстве и самостоятельности.

Попутно по выходным Шанель в качестве певицы выступала в небольшом кафе, исполняя веселую композицию о цыпленке. Здесь слово из припева стало ее новым именем. Так появилась Коко и забылась Габриэль.

К 24 годам она смогла открыть шляпную мастерскую в квартире своего первого любовника. Сюда же переметнулись все поклонницы необычного стиля Шанель, от заказчиц не было отбоя. Осенью 1910 года другой покровитель предприимчивой француженки открыл на ее имя в местном банке безграничный кредит. Бывшая сирота организовала собственные мастерские на первом этаже большого дома в одном из лучших районов Парижа.

В 30 лет женщина имела несколько бутиков во Франции - курортные городки в сезон посещала не только местная знать. У законодательницы моды в начале XX века с удовольствием обшивались все аристократы испанского королевского двора. В ее подчинении находилось около 300 человек.

В 1917 году мода изменилась совершенно, громоздкие прически никак не гармонировали с простыми костюмами из джерси и свободными платьями с заниженной линией талии. Шанель принимает решение отрезать косу, по словам самой женщины, ей хотелось в выигрышном свете показать тонкую, длинную шею. Так, короткие прически с легкой руки Габриэль стали новинкой и хитом сезона.

Взлет и популярность

В 1912 году на страницах модного журнала впервые появились фотографии известных актрис в шляпках от Шанель. Эксцентричная владелица мастерской стала популярной не только у простых обывателей. В 1913 году известной парижской шляпнице и владелице модного салона заказал костюмы к своему новаторскому балету русский балетмейстер Стравинский. Статус представительницы трендового направления в одежде прочно закрепился за маленькой хозяйкой большого предприятия.

В 1920 году богатая невестка Ротшильдов поссорилась с Полем Пуаре, признанным авторитетом в мире моды. Она плохо отнеслась к его моделям, и владелец самого популярного агентства счел это оскорбительным. В отместку за несговорчивость знатная дама отправилась к Шанель заказывать многочисленные наряды для себя и своих подруг. Доходы некогда бедной девочки-сиротки утроились.

Знакомство с потомком императорских парфюмеров, много лет создававших ароматы для русской знати привело к созданию легендарных духов. В 1921 году Эрнест Бо предоставил на выбор капризной законодательницы мод несколько вариантов ароматов, базовой основой которых впервые служили альдегиды.

Выбранный Шанель парфюм решили назвать именно по его порядковому номеру. О популярности духов говорит тот интересный факт, что в мире каждые 55 секунд продается минимум 1 флакон этой марки! Как указано в Википедии, первый же год продажи «Шанели № 5» принес владелице бренда миллионные доходы.

На протяжении долгих лет состав аромата не менялся, его лицом в свое время были самые известные красавицы планеты:

  • Катрин Денев;
  • Николь Кидман;
  • Эстелла Уоррен;
  • супруга Жерара Депардье, Кароль Буке;
  • Одри Тоту.

Благодаря легендарным духам к весне 1945 года Коко стала одной из самых богатых женщин Европы. Ее сумочки производятся лишь в единственном экземпляре. В гардеробе каждой уважающей себя модницы обязательно должны были присутствовать платья и костюмы от легендарной законодательницы. Мода Коко Шанель стала узнаваемой на всех континентах. Ее конкурент Пуаре когда-то в насмешку назвал стиль парижанки «модой для бедных» за стремление к лаконичности и изысканной простоте.

Находясь в изгнании, в Швейцарии Коко Шанель мало участвовала в жизни бомонда, однако в 1954 году, когда женщине разрешили вернуться на родину, модельер принимает решение сделать это с триумфом. Ее не пугает собственный возраст и текущие реалии современной жизни.

Великая Мадемуазель с середины 60-х годов активно работает с голливудскими актрисами. В обновленных костюмах и платьях от именитой кутюрье щеголяли:

  • Одри Хепберн;
  • Лиз Тэйлор;
  • Кэтрин Хепберн.

Личность и характер

Шанель была строга к своим работникам и подчиненным. Она безжалостно увольняла за малейшую провинность и никогда не утруждала себя посещением госпиталей во времена Первой мировой войны. О своих мужчинах Коко Шанель высказывалась несколько пренебрежительно: «Господа Бальзан и Кэпел относились с жалостью, видя во мне бедного покинутого воробушка. А на деле я была настоящей тигрицей. Мало-помалу постигла жизнь - точнее, училась находить средства защищаться от нее».

Без помощи своих покровителей так и осталась бы заурядной портнихой никому не известного маленького магазина готовой одежды. Но она знала как добиться успеха. Цитаты о жизни Коко Шанель многие звезды взяли на вооружении в стремлении добиться признания и славы:

  1. «Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она желает».
  2. «Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!»
  3. «Если даже вы окажетесь на самом дне горя, не имея вообще ничего, ни одной живой души вокруг - всегда есть дверь, в которую можно постучаться… Это - работа!»
  4. «Наши дома - это тюрьмы, но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по своему усмотрению».
  5. «Самые красивые украшения заставляют меня думать о морщинах, о дряблой коже богатых вдов, о костлявых пальцах, о смерти, о завещаниях».

При этом сама Шанель постоянно носила большую нитку крупных жемчужных бусин, подаренных ей английским аристократом и дополняющих классический образ Коко на всех фотографиях того времени.

О красоте Коко Шанель высказывалась очень смело, считая, что к тридцати годам умная женщина обязана стать привлекательной. Не признавала она и лени, рассказывая в своих мемуарах, что в стремлении достичь успеха женщина не должна останавливаться ни перед чем. А вот цитаты о моде Коко Шанель в полной мере показывают ее отношение к делу всей своей жизни:

  1. «Элегантность в одежде означает свободу движения».
  2. «Я сама - мода».

Личная жизнь

Первым гражданским мужем юной модистки стал молодой сержант Этьен Базан. Он происходил из богатой семьи фабрикантов, был при деньгах и боготворил лошадей. Именно это увлечение молодого повесы заставило юную француженку впервые одеть мужские брюки. Денег на дорогие амазонки из роскошных тканей у девушки не было, а ее содержатель мечтал сделать из пассии жокея. С ним она научилась эпатировать публику мужскими рубашками и пиджаками, сшитыми специально для молодой содержанки.

Любовью всей жизни для Шанель вскоре стал англичанин Артур Кепел. Он также увлекался скачками и был невероятно красив. Ради него Коко оставила беззаботную жизнь в поместье и уехала в Париж основывать свое дело. Как рассказывала модистка в своих мемуарах, этот человек стал для нее всем - мужем, любовником, отцом.

Следующим избранником богатеющей владелицы собственной fashion-индустрии стал легендарный Игорь Стравинский. Ко времени их романа Габриэль похоронила своего возлюбленного англичанина и ввела моду на черный цвет во всем - от дамских туалетов до легковых автомобилей.

В 1920 году на Лазурном побережье бывшая нищая сирота сделал своим любовником русского князя Дмитрия, выходца из царской семьи. Молодой Романов сбежал во Францию от расправы большевиков и находился в стесненных обстоятельствах. Богатая Шанель на любовника денег не жалела. Аборт, сделанный в ранней юности в антисанитарных условиях, лишил ее счастья материнства. Поэтому она разбрасывалась деньгами направо и налево, желая привлечь внимание русского красавца.

Пьер Реверди сменил русского аристократа у трона королевы моды. Эпатажная богатая предпринимательница покорила сердце сумасбродного поэта своими прямыми высказываниями по любому поводу. Она была так непохожа на привычное окружение. Их роман продлился до 1926 года, после чего Коко выкупила у приятелей все рукописи разочаровавшегося в искусстве рифмоплета и оплачивала ему и его жене небольшой домик до конца жизни бывшего любовника.

Герцог Вестминстерский долго посылал строптивой возлюбленной различные подарки:

  • орхидеи для украшения дома;
  • деликатесы;
  • драгоценности;
  • меха.

Расчетливая француженка отвечала такими же дорогими знаками внимания, не желая идти на поводу у богатого придворного. Журналисты не могли понять, чем стареющая модистка привлекала внимание мужчин. Современники утверждали, что худощавая брюнетка обладала незабываемым шармом, искрометным чувством юмора и в кругу сливок общества всегда была к месту.

Лучшие модели из ее коллекций она демонстрировала на самых изысканных светских приемах и была востребована в качестве приглашенной гостьи. Личная жизнь Коко Шанель к этому времени была постоянным предметом обсуждения на страницах бульварной прессы, но саму героиню язвительных пасквилей мнение окружающих мало волновало.

Поль Ириб долгие годы был художником в компании именитой модистки. Он создавал эскизы бижутерии, которая благодаря желанию хозяйки модного концерна, стала очень популярной даже в высшем обществе. Известный карикатурист и создатель гениальных театральных декораций полюбился капризной француженке.

С годами она стала бояться одиночества, и роман с собственным дизайнером стал для Габриэль глотком свежего воздуха. Сердечный приступ забрал у модистки любимого в тот момент, когда она собиралась предложить ему расписаться.

Граф Лукино Висконти. Любвеобильная хозяйка модного бренда около трех лет имела ни к чему не обязывающие отношения с потомком древнего итальянского рода. Мужчина не скрывал свои нетрадиционные стремления в любви, связь с законодательницей мод помогла ему стать известным в кинематографических кругах человеком и любовником Жана Маре.

Ганс Гюнтер фон Динклаге был моложе своей знаменитой пассии на 13 лет. Они практически жили вместе во время оккупации фашистами Парижа.

Вальтер Шелленберг. Блестящий офицер СС не смог устоять перед чарами стареющей Мадмуазель. Об их романе стало известно только после войны, когда суд над нацистскими преступниками выдал в свет страшную тайну француженки. Из-за этих отношений ей грозила смертная казнь. Ситуацию спас Уинстон Черчилль.

Образ жизни

Всю жизнь знаменитость возила за собой по всем квартирам и домам около 32 предметов интерьера, подаренных ей в молодости богатым покровителем Артуром Кепелом. Женщина обожала роскошный и дорогой дизайн.

Благодаря работе собственного визажиста Мадемуазель выглядела великолепно даже в худшие свои времена. При этом она всегда работала. Многие швеи ее мастерских удивлялись такому желанию что-то создавать собственными руками. Основным правилом в питании великой модистки был отказ от острой, душистой пищи.

Женщина хорошо держалась на лошади, могла часами гоняться за дикими кабанами, а потом отправляться на скоростном автомобиле в собственные мастерские, чтобы проверить, как идут дела.

Она рано ложилась спать. Никакие светские мероприятия не становились между Коко Шанель и полноценным отдыхом.

Премии

В 1957 году Коко Шанель стала лауреатом премии Оскар в мире моды. В американском Далласе успехи миниатюрной француженки получили мировое признание. Сама женщина была названа личностью, оказавшей огромное влияние на мировое сообщество в XX веке.

Образ Шанель в литературе и кино

Легендарная создательница плащей и курток, женских брючных костюмов и платьев с короткими юбками не осталась без внимания кинематографистов:

  1. «Женщина, Эпоха». Документальный сериал о великих представительницах слабой половины человечества. Создатели фильма в 1978 году выпустили первую серию большого цикла, начинался рассказ об исторических личностях с образа Коко Шанель и истории ее успеха.
  2. В 1981 году канадский режиссер выпустил на экраны художественный фильм «Одинокая Шанель». В основу сюжета легла история молодой знаменитости и ее любимого англичанина. Создатели рассказывают зрителю о помощи аристократа своей пассии в создании бренда, о ее переживаниях по поводу женитьбы на ее подруге, о трагической гибели самого любимого мужчины в жизни Шанель.
  3. «Габриэль Шанель. Бессмертный стиль». Фильм вышел на экраны в 2001 году. Режиссер собрал в одно целое редкие документальные кадры с участием самой Великой Мадемуазель, съемки показов ее самых известных коллекций. Связкой для различных сюжетов стали интервью с людьми, знающими женщину лично, работавшими с ней или дружившими на протяжении долгих лет.
  4. «Коко Шанель». В 2008 году на рассмотрение жюри американской премии «Оскар» была представлена биографическая художественная кинолента о жизни знаменитой кутюрье. Исполнительница роли Шанель повзрослевшей Ширли МакЛейн также получила престижную премию «Золотой глобус» за лучшее воплощение образа Коко в телевизионном фильме. Очевидцы и люди, знавшие дизайнера лично, утверждали в один голос, что актриса смогла воплотить на экране истинные черты характера волевой и решительной законодательницы мод.
  5. «Коко до Шанель». В 2009 году французская кинорежисер Анн Фонтен решилась рассказать свою историю о Великой Мадемуазель. Кинолента получила престижный американский Оскар за лучшие костюмы. Огромная работа художников-костюмеров была по достоинству оценена именитым жюри и мировыми дизайнерами.
  6. «Коко Шанель и Игорь Стравинский» режиссер Жан Куин попытался рассказать о непростых отношениях русского композитора и Коко Шанель. Фильм был принят неоднозначно, многие отмечали откровенный вымысел в истории отношений бывшей модистки и новаторского музыканта. Несмотря на мелодраматичность картины, критики отметили работу Мадса Миккельсена, исполнившего роль Стравинского.
  7. «Однажды» (2012 г), «Возвращение» (2013 г). Короткометражные киноленты, срежиссированные главой Дома Шанель, Карлом Лагерфельдом. Первая часть истории рассказывает о начале карьеры модистки, когда она открыла свою первую мастерскую в Данвилле, дизайнера сыграла Кира Найтли. Вторая часть посвящена подготовке Коко к триумфальному возрождению элитного Дома Моды после ссылки в Швейцарию. Здесь волевую знаменитость воплотила на экране Кристи Чаплин, дочь великого комика.

Культовая личность в области модной индустрии не осталась без внимания любителей рассказать о жизни знаменитостей через призму собственных переживаний:

  1. Клод Делэ - «Одинокая Chanel». Автор долгие годы была личным психоаналитиком Коко и потому знала о ее переживаниях гораздо больше других биографов. Во Франции книга была представлена читателям еще в 1983 году, к столетию со дня рождения дизайнера. В русском варианте книга была представлена только в 2010 году, одновременно с выходом в прокат киноленты с Одри Тоту в главной роли и потому все экземпляры были моментально раскуплены. Очень интересная работа, проиллюстрирована редкими фотографиями.
  2. Эдмонд Шарль-Ру - «Время Шанель». Историк моды подробно рассказала, сколько фактических изменений в стиле и образе европейской женщины были сделаны дизайнером. Без сомнения, желающим узнать причину культа личности этой маленькой француженки, труд будет интересен и познавателен.
  3. Жюстин Пикарди - «Коко Шанель. Легенда и жизнь». В течение 10 лет журналистка по крупицам собирала информацию об истинном положении дел в жизни легендарной знаменитости. Как рассказали издатели в предисловии, у писательницы была возможность поработать с архивом бывшей модистки и потому некоторые факты были восприняты поклонниками Шанель в штыки. В частности большую часть литературного эпоса журналистка посвятила романтическим отношениям Коко с Уинстоном Черчиллем и герцогом Вестминстерским.
  4. Поль Моран - «Аллюр Коко Шанель». Автор решил показать характер знаменитости, условия ее жизни и путь к успеху через описание ближайшего окружения знаменитости. Героями отдельных глав стали: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Пабло Пикассо, Герцог Виндзорский, Уинстон Черчилль, Эрик Сати, Миси Серт.
  5. Особое внимание читателей привлекли иллюстрации к труду, сделанные самим креативным дизайнером Дома моды Шанель Карлом Лагерфельдом в 1996 году.
  6. Марсель Эдрих - «Загадочная Коко Шанель». Правдивых фактов в этом литературном произведении практически нет. Все дело в том, что писатель был личным хроникером знаменитой Великой мадемуазель. Поэтому некоторые моменты описаны исключительно с ее слов, а сама Шанель обожала придавать своему образу загадочность и легендарность. Как отметили критики, именно такую летопись о себе она хотела бы увидеть на прилавках книжных магазинов.