Экологическое воспитание. Непосредственно образовательная деятельность в средней группе на тему "Лес. Деревья и кустарники"

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Месяц Темы занятий
Сентябрь Что такое лес?
Октябрь Как устроен лес?
Ноябрь Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса
Декабрь Лиственный, кедровый и пихтовый леса
Январь Дубовый, березовый, осиновый и смешанные леса
Февраль Времена года в лесу
Март Какую пользу приносит лес?
Апрель Научитесь беречь лес
Май Что вы знаете о русском лесе?

ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?
Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева - это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?
Лес - это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.
- Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?
В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.
Лес - это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу будто соседи в большом многоэтажном доме.
Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. Большая часть лесов России - хвойные. На ветках этих деревьев растут не листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы - короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке. Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.
Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, а также леса-заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зеленые насаждения, растущие в районах с высокой плотностью населения, где много транспорта. Наконец, к третьей группе относятся леса многолесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там.
Дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?
Попробуем представить, как выглядела наша Земля сотни миллионов лет назад. Тогда она была совсем другой. Ученые установили, что на нашей планете в те времена царил теплый, мягкий, влажный климат. Не было суровых снежных зим, а времена года почти не отличались друг от друга!
На небе часто собирались темные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжелые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьев, озер и топких болот. Условия на Земле благо-приятствовали росту и развитию буйной растительности. По берегам водоемов шумели необыкновенно пышные зеленые леса. Между деревьями летали гигантские бабочки и огромные стрекозы. Многие растения, как, например, папоротники и хвощи, были очень высокие - достигали высоты 30-40 метров.
Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Без доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы огромных папоротников и хвощей превратились в камень - уголь, который сейчас люди используют как топливо.
Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что климат на Земле изменился: стал холоднее, суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями. Их место заняли новые, более приспособленные к холодному-климату деревья.
Вспомните, какие деревья растут в современных лесах.
Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, дуб и липа, осина и ива, клен и рябина.
Послушайте стихотворение.
Прогулка в лес
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам,
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Мы зайдем в смолистый ельник -
Там и в жаркий полдень - тень,
Там заметим муравейник
И большой замшелый пень.
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотой волною блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.
Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.
Припомните, какие птицы живут в лесах.
Верно! Синица и дятел, клест и снегирь, сорока и сова, кукушка и поползень, зяблик и зорянка. Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Давайте припомним, какие звери живут в лесу.
Обитатели леса - медведь и волк, лиса, заяц, белка, еж, кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница... В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи, прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.
Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.
Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты.
А кто прячется в дуплах деревьев? Правильно! Белочка, куница.
Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах - лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.
Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылые красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине - божьи коровки - тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.
Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители-муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи - замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи - обитатели одного муравейника - уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.
Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личин¬ки майских жуков - белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.
Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.
« "Малый червяк большой дуб точит" - так говорят, в народе. Особенно опасен для лесов еловый короед. Удивительно сложен лабиринт узорчатых запутанных ходов короеда. Но дятел хорошо разбирается в них», - так написал в книге «Жизнь леса» знаток родной природы Дмитрий Зуев. Ни синице, ни поползню не достать, находящихся глубоко в коре вредных насекомых. Лишь длинный, тонкий, гибкий язык дятла проникает в древесину и достает скрытых врагов дерева - жуков: короеда, древоточца, заболотника и усача. Вот потому и называют красавцев-дятлов лесными докторами.
Помогают лесу и другие птахи. Задорная синичка трудится без устали: 350 раз за день приносит она своим птенцам мошек, червяков и жучков, истребляя огромное количество вредных насекомых. Недаром лесоводы называют эту птичку своей лучшей помощницей и отмечают праздник «Синичкин день».
Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.
Грибы - особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!
Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.
Попробуйте отгадать загадку.
Зимой - в белом кафтане,
Весной - в зеленом сарафане,
Летом - в платье цветном,
Осенью - в плаще золотом.
Правильно! Это лес в разное время года.
Вопросы
1. Что такое лес?
2. Почему лес называют природным сообществом?
3. Какие бывают леса?
4. Какие животные обитают в лесу?
5. Как связаны животные, растения, грибы леса?

Региональный конкурс методических разработок

" Педагогический Олимп. Дошкольное образование "

Конспект НОД

ОО "Познание". Формирование целостной картины мира

"Что такое лес? "

( )

средняя группа

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

МДОУ комбинированного вида

"детский сад "Золотой ключик"

города Балашова Саратовской области"

2013г.

НОД Познание. Формирование целостной картины мира

" Что такое лес? "

( с использованием инновационной здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного )

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Художественное творчество.

Задачи.

1. Создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья воспитанников.

2. Внедрять инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

3. Систематизировать знания детей о птицах, животных, растениях, леса.

4. Закрепить умения детей составлять описательный рассказ по схеме-моделе.

5. Развивать грамматический строй речи, связную речь.

6. Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

7. Развивать творческие способности детей при изготовлении поделок из природного и бросового материала.

8. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

Развивающая среда:

    настенное панно;

    столы с регулируемыми по высоте ножками;

    массажные коврики и дорожки с раздражителями;

    " сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты");

    сенсорно - координаторные тренажи с изображением птиц в четырех углах групповой комнаты;

    офтальмологический тренажер: схема универсальных символов на потолке ("СУС"), при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом;

    картины с изображением леса, нарисованные детьми.

Материалы и оборудование:

    картинки с изображением обитателей леса;

    карточки с индивидуальными заданиями ("Кто где живёт в лесу? ", "Кто чем питается в лесу? ", "Расскажи о детёнышах лесных животных", "С какого дерева лист?","Кто во что одет?");

    схемы-модели для составления описательных рассказов о птицах и животных;

    масло пихты;

    березовые пеньки;

    шкурки различных животных;

    еловые шишки (по количеству детей);

    природный материал;

    пластилин;

    лазерная указка.

Содержание НОД.

В гости к ребятам приходит Лунтик.

Лунтик : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Знаете ли вы откуда я к вам прилетел?

Дети : Ты - Лунтик, прилетел к нам с Луны.

Лунтик : Пойдёмте, я вам покажу в каком месте я приземлился.

Дети подходят к нарисованному на стене экологическому панно .

Лунтик : Я приземлился прямо на это дерево (показывает лазерной указкой ). Как оно называется? (Дуб)

Верно. А какие ещё деревья растут в лесу? Назовите их.

(ответы детей)

Лунтик : А что ещё, кроме деревьев, растёт в лесу?

Дети: Кустарники, травы, грибы, цветы.

Лунтик : Назовите их и поместите на панно.

Молодцы!

Лунтик : Ребята, скажите, а кто живёт в лесу?

Дети : Животные, птицы, насекомые.

Назовите их и поместите на панно.

Дети снимают с " сенсорно - дидактических подвесок" ("сенсорных крестов"), которые развешены под потолком в группе, обитателей леса, называют их и помещают на панно

Лунтик : Ребята, а почему вы не поместили в лес вот это животное (показывает на корову)

Дети : Это животное – корова, оно – домашнее, в лесу не живёт.

Лунтик : Ребята, я бы хотел пойти с вами в лес.

Я бы сделал это с большим удовольствием, но я так мало знаю о лесе и его обитателях. Вы мне поможете?

Тогда давайте поиграем в такие игры:

Дидактические игры:

"Кто где живёт в лесу? "

"Кто чем питается в лесу? "

"Расскажи о детёнышах лесных животных"

"С какого дерева лист?"

"Кто во что одет?"

Часть детей выполняет задание стоя, другие сидят за столами.


После выполнения задания дети меняются местами.

Лунтик : Молодцы, ребята! Я много узнал о лесе и его обитателях. Только вот я вижу: сидит на сосне красивая птичка. Кто это?

Дети : Это – дятел.

Лунтик : Расскажите мне о нём. Очень интересно! А поможет вам в этом вот эта схема.

Ребёнок составляет по схеме-модели описательный рассказ про дятла.

Гимнастика для глаз с использованием сенсорно-координаторных тренажей (дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на картинках с изображением птиц).

Лунтик : Я очень люблю отгадывать загадки, а вы? (да)

Предлагаю вам поиграть в игру «Опиши - мы угадаем»

Д/игра: «Опиши – мы угадаем»

Ребёнок описывает то, что сам выбрал на панно.

Дети и Лунтик отгадывают, о ком идёт речь .

Лунтик: Как интересно! Теперь мне, действительно, очень захотелось отправиться с вами в лес, ведь я так много о нём узнал.

Добрый лес! Старый лес!

Полон сказочных чудес!

По тропинке мы пойдём,

Тихо мы в него войдём!

Звучит аудиозапись "Голоса леса"

Дети идут по дорожкам- раздражителям:

Физминутка:

Дети идут мягким пружинистым шагом, слегка прогнув вперёд спину, держа руки перед грудью :

"Мышка, мышка,

Серое пальтишко,

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко кладёт.

Идут вразвалочку: расставив слегка ноги и чуть согнув колени, держа корпус прямым; руки, согнув в локтях перед грудью, - "мишка держит бочонок":

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

"У-у! У-у! Я вразвалочку иду! "

Делают лёгкие прыжки, мягко пружиня ногами, согнутыми в коленях, руки держат перед грудью со свободно опущенными кистями:

А весёлые зайчата,

Длинноухие ребята

Прыг да скок! Прыг да скок!

Через поле за лесок!

Под кусток – и молчок!

Выполняют лёгкий бег друг за другом:

Птички в гнёздышках проснулись,

Улыбнулись, встрепенулись:

"Чик-чирик! Всем привет!

Мы летаем выше всех! "

Дети присаживаются.

Выполняют лёгкий бег друг за другом

Лунтик : А теперь давайте глазками последим за птичкой.

Занятие на тренажёре «СУС» (гимнастика для глаз): стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории на потолке с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Лунтик : Ребята, ну вот мы с вами и в лесу! Как здесь хорошо пахнет! Скажите, чем пахнет в лесу?

Дети: В лесу пахнет дубом (сосной, цветами, грибами)

Аэрофитотерапия (использование масла пихты)

Пальчиковая гимнастика "Бинокли"

Лунтик: Ребята, посмотрите: что это там виднеется вдалеке? А чтобы лучше рассмотреть возьмите в руки "бинокли"

Дети : Мы видим пеньки.

Лунтик (глядя в "бинокль") : А почему они такие пушистые?

Дети : Звери "развесили" на пеньках свои шубки.

Лунтик : Чьи шубки вы видите на пеньках?

Дети : Заячьи, беличьи, лисьи и т. д.

Лунтик : А почему они сняли свои шубки?

Дети: Звери поменяли свои тёплые, плотные, пушистые, зимние шубки на летние.

Лунтик: А какие летом у них будут шубки?

Дети: Реденькие, лёгкие, в них зверям не будет жарко.

Лунтик: Хорошо! Покажите мне, пожалуйста, как звери это делают.

Исследовательская деятельность: проводят старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски.

Лунтик: Спасибо, ребята, я теперь понял, как звери линяют.

Лунтик : Ребята, посмотрите, что я нашёл!

Дети: Это – шишки.

Лунтик : А с какого дерева они упали?

Дети: Это шишки с ели. Они еловые.

Лунтик: Ребята, а как вы думаете: что с ними можно делать?

Дети: Из них можно сделать поделки, их можно посчитать, сравнить по величине, с ними можно поиграть.

Лунтик : Предлагаю поиграть в игру "Скажи наоборот"

Дидактическая игра "Наоборот"

(с использованием Су - Джок терапии : дети катают еловые шишки между ладонями и называют слова - антонимы):

Медведь по величине - … (большой, а мышка - … (маленькая) ;

Черепаха ползёт - … (медленно, а заяц бежит - … (быстро) ;

Лось ест траву, значит он - … (травоядный, а волк ест других животных, значит он - … (хищник)

У ежа шубка - … (колючая, а у лисы - … (пушистая) ;

Медведь идёт вразвалочку, значит он - … (неуклюжий, а лиса бегает быстро, значит она - … (ловкая) ;

У лисы хвост по длине - … (длинный, а у зайца - … (короткий) ;

У дуба ствол - … (толстый, а у берёзки - … (тонкий) ;

Дерево по высоте - … (высокое, а пенёк - … (низкий) ;

Летом в лесу много еды для зверей, значит они - … (сытые, а зимой мало, значит они - … (голодные) ;

Кабан - … (сильный, а мышка - … (слабая) ;

Летом - … (жарко, а зимой - … (холодно) ;

В чаще - … (темно, а на поляне, на опушке леса - … (светло) .

Лунтик : Ребята, мне так понравилось в лесу! Как здесь было интересно! Но мне пора возвращаться на Луну!

Дети: Лунтик, мы хотим подарить тебе на память макет леса . А зверюшек и птичек мы сделаем тебе своими руками.

Дети "возвращаются" в детский сад.

Продуктивная деятельность детей

(конструирование зверей и птиц из природного материала)




Дети дарят свои поделки Лунтику.

Лунтик: Спасибо, ребята, глядя на этот макет, я всегда буду вспоминать наш поход в лес.

Мне очень понравился лес. У нас на луне такого нет. А вы, ребята, любите лес? (да) А за что вы его любите?

Дети:

В лесу чистый воздух, там легко дышится.

В лесу много грибов, ягод, цветов, лекарственных трав.

Летом в лесу прохладно, там приятно отдыхать.

Зимой в лесу можно кататься на лыжах, на санках.

Лес – это дом для животных, птиц, насекомых и т. д.

Лунтик : А знаете ли вы пословицы о лесе?

Пословицы о лесе

Дети:

"Невысок лесок, а от ветра защита"

"Срубил дерево - посади два"

"Зелёное царство – лучшее лекарство"

"Лучше дальний путь в лес, чем ближний – в аптеку"

"Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади"

"Растения – земли украшения"

"Рощи да леса – всему свету краса"

"По лесу ходи – под ноги гляди"

"Лес- не школа, а всех учит"

"Лес и вода – брат и сестра"

"Лес – богатство и краса, береги свои леса! "

Лунтик :

Я согласен с вами. Лес – ваше богатство, берегите его.

Спасибо вам, ребята. С вашей помощью я так много узнал о лесе.

Я обязательно буду прилетать к вам. А, если я что-то не буду знать, надеюсь, вы мне поможете. Хорошо?

До свидания, ребята!

Цель: Расширять знания детей о деревьях кустарниках, познакомить с деревьями (береза, дуб, тополь).

Интегрируемые образовательные области: “Коммуникация “Социализация” “Художественное творчество” “Познание“Чтение художественной литературы

1. Расширять знания о деревьях. (“Познание”.)
2. Выслушивать детей, уточняя их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность явления, помогать логично и понятно высказывать суждение. (“Коммуникация.)
3. Вспомнить с детьми загадки. (“Чтение художественной литературы”.)
4. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. (“Социализация”.)
5. Обратить внимание детей на цветовую палитру. (“ Художественное творчество”.)

Методы и приемы:

  • Наглядные: Предметные картинки с деревьями и кустарниками словесные: беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок.
  • Практические: Рисование цветным песком.

Материалы и оборудование: мольберт, предметные картинки, цветной песок, картон, клей.

Формы организации совместной деятельности.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность педагога. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
1 Введение в игровую ситуацию:

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Мишка. Только посмотрите, какой он грустный.
– Что случилось Мишка?

(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Мишка что-то шепчет.)

– Ребята, оказывается, Мишка проспал всю зиму в берлоге и забыл что такое дерево и что такое кустарник. Давайте, поможем Мишке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

Педагог загадывает загадки.

Его зимой и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
Кто скажите это?

Низок колюч, сладок и пахуч,
А ягоды сорвешь – все руки обдерешь.

(Кустарник.)

Приветствуют Мишку. Отгадывают загадки. Называют отгадки (деревья, кустарники). Проявление интереса к ситуации.
2 Педагог выставляет отгадки на мольберт. Дети рассматривают картинки с отгадками. Знакомство детей с деревьями и кустарниками.
3. Проводит беседу:

– Как вы думаете, что такое дерево? (Растение, у которого есть корни, один ствол и листья.)
– Правильно! А что же такое кустарник? (Растение, у которого есть корни, много стеблей и листьев.)
– Посмотрите, у меня есть две схемы. Что на них изображено? (Дерево и куст.) Правильно. По этим схемам сразу можно догадаться, что деревья и кустарники чем – то похожи, а чем-то отличаются.
– Как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники? (У деревьев и кустарников есть корни и листья.)
– Скажите, пожалуйста, чем же отличается дерево от кустарника? (У дерева один ствол, а у кустарника много… стеблей.)

Принимают участие в беседе, высказывают свое мнение, рассуждают. Развития внимания, мышления. Активизируют в словаре существительные, глаголы. Умение отвечать на вопросы.
4. Проводит физкультминутку (про дерево).

Ветер тихо дерево качает.
Вправо влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумело дерево листвой.

Дети импровизируют движения в такт стихотворению. Развитие двигательной активности.
5. Игра “Назови ласково” Береза, сосна, тополь, липа. Дети подбирают и называют ласково.. Развитие мышления. Активизировать словарь подбором существительными.
6. Предложить детям нарисовать цветным песком “Дерево (береза)”. Выполняют задание, подбирают цвета. Внимание, закрепление цвета, развитие мелкой моторики.

Образовательная область: «Познание».

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о типичной морфологии деревьев.
  • Обогатить представления о жизни обитателей леса.
  • Формировать умение рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Задачи:

Образовательные

  • обобщить представления о строении дерева;
  • закрепить названия деревьев (дуб, тополь, клен, береза, ель);
  • уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет );
  • закрепить правила поведения в природе;
  • активизировать словарь (дышит, питается, растет, крона, примакивание, обведение контура);
  • учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев;
  • учить рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Развивающие

  • развивать внимание;
  • творческое начало;
  • логическое мышление;
  • умственную операцию «обобщение»;
  • мелкую моторику рук.

Воспитывающие

  • воспитывать у детей потребность в общении с природой;
  • воспитывать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром;
  • воспитывать эстетическое восприятие мира природы.

Методы и приемы:

Моделирование, артикуляционная гимнастика, дидактические игры: «Оденем дерево», «Путаница»; «Правила друзей леса»; беседа; сюрпризный момент, художественное слово, приемы обведения контура и примакивания, пальчиковая гимнастика, исполнительская деятельность детей и педагога (рисование березовой рощи).

Оборудование:

Графическая модель дерева, модели – макеты деревьев (березы, дуба, ели) простые карандаши, гуашь, кисточки, бумага формата А4, аудиозапись фонограммы «Звуки леса», картинки с изображением леса, маски деревьев: дуба, березы, тополя, ели, клена, мягкий модуль, поролоновые тампоны из губки, гимнастическая дуга, салфетки, мольберт.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картинок «Деревья», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, рисование весеннего леса, наблюдение на прогулках за деревьями участка группы, беседа: «Мы – друзья леса».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка. Появляется Лесовичок Ау (воспитатель в шляпе и пелерине).

Лесовичок.

Я в городе большом

Сегодня заблудился,

Поэтому с визитом

Немного припозднился!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок Ау!

Лесной вам привет!

Дети. Здравствуйте!

Лесовичок.

Я пришел вас навестить,

В гости к другу пригласить -

В таинственное царство,

В лесное государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) Вы хотите отправиться вместе со мной в сказочный лес? (Да.) Тогда нужно получить билеты на поезд, а для этого ответьте на вопросы ваших билетиков – чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья?

Дидактическая игра «Правила друзей леса».

Лесовичок показывает детям билеты со схематическим изображение правил поведения в лесу.

Дети угадывают по схеме и называют правила друзей леса.

Лесовичок.

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд».) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

Лесовичок. Застучали колеса: Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота). Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди. Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из вагонов! А сейчас возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узенькой тропинке (ходьба змейкой между «кочками»), перепрыгиваем через валежник, вот мы и пришли в лесное государство, в мой волшебный мудрый лес! Ребята, послушайте загадку:

Есть главные жители в царстве моем.

А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)

А царство мое как называется? (Лес.)

Лесовичок: Дети, мы с вами проделали долгий и трудный путь, вы наверно устали? Давайте присядем на лесную полянку и отдохнем и послушаем музыку леса.

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Ручьи малые текут,

Громко птицы здесь поют.

Кто немного помолчит,

Для тех лес вдруг зазвучит...Звучит фонограмма «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы, журчание ручейка, голо-са зверей).

Беседа о деревьях (с использованием наглядных моделей). Царство мое - лес, в нем много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.) Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья, ветки и листья образуют крону дерева.) Как вы думаете, дерево живое? (Да.) Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Дидактическая игра «Путаница»

На столе лежат перепутанные графические модели частей дерева (корень, ветки, ствол, листья, крона).

Дети определяют последовательность строения дерева (сначала идет корень, он располагается в земле, от корня отходит ствол, от ствола – веточки, на веточках растут листья, ветки и листья образуют крону дерева).

Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц.) Да. Какие звери живут в лесу? А какой зверек живет в дупле? (Белка ). Какие звери живут в норках? (Ёж, лиса, мыши. ) Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, тетерев, кукушка, сова. ) Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и зеленый наряд земли. В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!

Поэтому мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства.

Лесовичок.

Ребята, я очень люблю играть, давайте с вами поиграем в игру «Оденем дерево». Обратите внимание на свои билеты – медальоны, переверните, с обратной стороны нарисованы листочки деревьев, встаньте вместе дети с одинаковыми листочками, нарисованными на ваших билетах - медальонах. У нас получилось 3 команды. 1-я команда с дубовыми листьями, 2- команда с кленовыми листьями и 3 команда с березовыми листьями. Теперь нужно выполнить следующее задание:

Дидактическая игра «Оденем дерево».

На столе лежат модели изображающие стволы – дуба, клена, березы. Ребята, найдите с какого дерева ваши листочки, Нашли? (Дети определяют стволы березы, дуба и клена. ) Молодцы! Теперь выберете из листьев, разбросанных на столе листья своего дерева, и поместить их на ветки. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием. Готовы? Начали!

Лесовичок.

Молодцы! Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно одевали. А вот и главные лесные жители! Загадки послушать о них, не хотите ли? (Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках.)

Творческая мозаика

1-й ребенок.

Я дерево могучее, я леса санитар.

И знает это дерево любой -

и млад, и стар.

Расту до самой старости -

и сто, и двести лет,

Любому дам я силу и всем, конечно, люб.

Меня узнали, дети? Ведь я могучий …. (Дуб.)

2-й ребенок.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

3-й ребенок.

У меня почки – пахучие

Листья – липучие,

Плоды – летучие.

Летом, в жару – в шубе пуховой,

В холод, зимой – совершенно голый. (Тополь.)

4-й ребенок.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

С длинной ножкой.

Каждый год на мне с охотой вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен.)

5-й ребенок.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Лесовичок.

Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы его зарисуем. Вы ведь любите рисовать? (Да. ) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к рисованию.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья сложили назад.

Лесовичок.

Мы сегодня деревья леса нарисуем необычным способом. В этом будет участвовать наша с вами рука, посмотрите! (Де-ти подходят к Лесовику, встают свобод-но.) Кладем левую руку на лист бумаги и об-водим ее простым карандашом. (Выполня-ет и убирает руку.) На что это похоже? (На голову петушка, кустик, огонь, ежика и т.п.) А на дерево? (Да.) Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами.

Дети обводят свои ладошки (воспита-тель при необходимости оказывает по-мощь).

Лесовичок. Ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего, не пойму. (Листьев.) Когда дерево бывает с листьями? (Летом, ранней осенью, весной.) Будем нашим деревьям ли-стья рисовать? (Да!) Крону будем рисо-вать с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это де-лается. (Показ.)

Выполненные детьми рисунки расклады-вает на столе - это лес.

Лесовичок.

Как красиво! Какая замечательная получилась березовая роща!

Жителям лесным рисунки ваши я подарю,

А вас, ребята, я угощу.

Подходите, не стесняйтесь,

Угощайтесь, угощайтесь!

А что же - мы еще в лесу?

Нужно возвращаться!

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!

(Лесовичок прощается с детьми и уходит.)

Задачи:

— Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.

— Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.

— Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.

— Развивать любознательность, память, умение делать выводы.

— Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование:

Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу», саженцы (берёзки, ели, кедра ), ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Интеграция областей: познание, безопасность, труд, чтение художественной литературы, коммуникация.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.

Воспитатель: Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?

Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?

Дети: Посадить разные деревья.

Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?

Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».

Воспитател ь: Что же даёт человеку лес?

Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Воспитатель : Перед тем как посадить дерево, надо выяснить, будет ли оно расти в наших условиях. Вырастет ли у нас пальма, апельсиновое дерево?

Дети: Нет. Эти деревья растут в жарких странах, при тёплом климате.

Воспитатель: Правильно, значит, нам надо посадить деревья, которые не бояться морозов и сильных холодных ветров. Назовите, какие это деревья?

Дети: Берёзы, дубы, рябина, сосны, ели.

Воспитатель: Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Д ети: Лиственный.

Воспитате ль: Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Дети: Хвойный.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»

Игра «Создай лес»

дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы пойдём на участок, и посмотрим, какие деревья растут у нас на участке.

Дети: Одна маленькая ёлочка.

Воспитатель: Ей, наверное, скучно. Что делать? (высказывания детей )

У меня есть знакомый лесовичок, давайте его попросим принести нам маленькие деревца. Давайте свяжемся с лесовичком по сотовому телефону. Кто хочет с ним поговорить?

Разговор по сотовому телефону. Приходит лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, в какой детский сад я пришёл? А где он находится? (ответы детей )

Лесовичок: Я выполнил вашу просьбу и принёс маленькие деревца. Посмотрите на них и скажите как они называются?

Дети: Берёзка, сосна, кедр.

Лесовичок: А какие деревья вы ещё знаете?

Дети: Тополь, осину, ель, дуб.

Лесовичок: Молодцы! Ещё я хочу посмотреть, умеете ли вы отгадывать загадки. А отгадки находить на картинках.

— Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. (берёзка )

— Что же это за девица не швея не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ель )

— Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина )

У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. (сосна ) Лесовичок: Молодцы. А сейчас я предлагаю рассмотреть деревья, которые я принёс.

Игра: «Что есть у дерева?» (строение дерева )

–Есть у дерева крепкие корни, –Есть ствол, а на стволе кора,

Глубоко схоронились в земле, если жара укроет она,

чтобы дерево крепко стояло, ну а если сильный мороз,

чтобы ветки и листья питало. ствол защитит, чтобы он не замерз. Лесовичок: Кто скажет, в какое время года лучше сажать деревья?

Дети: Весной или осенью.

Лесовичок: Для чего вы решили посадить деревья?

Дети: Чтобы у нас было больше кислорода, воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.

Лесовичок: Пришло время посадить деревья.

Девочки придерживают саженцы и поливают, а мальчики, засыпают корни землёй.

Лесовичок: Деревья мы посадили, но чтобы они выросли большими, надо их почаще поливать, следить, чтобы никто их не ломал, а то приходят ко мне в лес люди, ветки ломают, костры разжигают, цветы рвут, прямо не знаю что и делать?

Воспитатель: Лесовичок, мы тебе подарим запрещающие знаки, которые ты можешь разместить в лесу.

Дети описывают знаки Лесовичок: Спасибо, ребята, мне очень пригодятся эти знаки. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Лесовичок: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Угощает детей сладкими орешками. Дети прощаются с лесовичком.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Как мы с вами будем ухаживать за нашими саженцами?

Фото отчет: