Детально о кинофильме «Скрытые фигуры. Актриса "Скрытых фигур": Если бы не моя героиня, история Америки была другой Скрытые фигуры краткое содержание

В 1960-е годы первые американские астронавты Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн отправились в космос. Книга Марго Ли Шеттерли "Невидимые цифры. История афроамериканских женщин, которые помогли выиграть космическую гонку" и фильм “Скрытые фигуры”, снятый по мотивам книги, отдают дань сотрудницам, чьи заслуги оставались по сей день в тени. За кулисами громких побед остался труд “людей- компьютеров”, которые вручную производили вычисления орбитальных траекторий в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В 1935 году НАСА впервые наняло 5 женщин в качестве “компьютеров”. Необходимо было решать задачи и вручную производить вычисления, без использования калькуляторов или компьютеров, которые в то время казались . Во время Второй Мировой Войны появился большой спрос на летательные аппараты, в то же время не хватало мужчин из-за того, что многие отправились на фронт. Были нужны .

В это время общественный деятель А. Филип Рэндольф боролся за предоставление рабочих мест евреям, афроамериканцам, мексиканцам, полякам - группам, подвергавшимся дискриминации. В 1941 году Президент США Франклин Рузвельт подписал Исполнительное Распоряжение 8802 (Executive Order 8802), которое запрещало дискриминацию работников в оборонной отрасли или на государственной службе на основе их цвета кожи, расы, вероисповедания, национального происхождения (хотя в нем не указан пол). И спустя полгода НАСА начало нанимать афроамериканок с университетской степенью.

Люди-компьютеры вовсе не были нововведением. В 19 веке женщины трудились в качестве компьютеров в Университете Гарварда и анализировали изображения звезд. Они внесли огромный вклад в историю астрономии - Вильямина Флеминг участвовала в разработке единой системы обозначения звёзд и каталогизировала 10 000 звёзд и других объектов. Энни Джамп Кэннон изобрела спектральную классификацию, которую мы используем и по сей день (от холодных к горячим телам: O, B, A, F, G, K, M). Дава Собель в книге “Стеклянная вселенная” писала о том, что эти женщины ничем не уступали мужчинам в умственных способностях, при этом условия работы у них были хуже.

“Компьютеры” работали в лаборатории аэронавтики им. Лэнгли (Langley Memorial Aeronautical Laboratory) в Вирджинии. Несмотря на то, что афроамериканки выполняли ту же работу, что и белые женщины и мужчины, они находились в сегрегированном Западном крыле. “Эти женщины были дотошными и аккуратными, и им можно было мало платить” - говорил историк НАСА Билл Барри . Этим женщинам часто приходилось пересдавать курсы, которые они уже проходили в колледже, а также их не рассматривали на повышение по службе в НАСА.

Но с годами компьютеры стали инженерами, руководителями, и с помощью их работы стало возможным отправить Джона Гленна в орбитальный космический полет в 1962 году.

Фильм “Скрытые фигуры” основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе трех девушек Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон и Дороти Вогэн - афроамериканках, которые работали компьютерами в Западном крыле Лэнгли.

Кэтрин Джонсон

(родилась в 1918 г.)

С детства Кэтрин демонстрировала незаурядные умственные способности - в 14 лет она окончила среднюю школу, а в 18 лет получила высшее образование. В 1938 году она стала одной из трех афроамериканских студентов (и единственной женщиной), которые поступили в Государственный Колледж Западной Виргинии. В 1953 году она приступила к работе в НАСА, где впоследствии проработала 33 года. Ее первым большим заданием было произведение расчетов для ставшего историческим полета Алана Шепарда в 1961 году.

Джонсон и ее команда работали над тем, чтобы детально проследить путь Freedom 7 с момента взлета до посадки. Он был разработан как баллистический полет - в этом был похож на пулю из пушки с капсулой, поднимающейся и падающей по большой параболе. Несмотря на то, что полет считался относительно несложным, это был огромный успех, и НАСА немедленно начало подготовку к первой орбитальной миссии Америки.

Фильм в основном фокусируется на орбитальном полете Джона Гленна, и многие детали, несмотря на голливудский сценарий, исторически верны. Например, Гленн не совсем доверял вычислительным машинам, и просил, чтобы Джонсон перепроверила и подтвердила траекторию и точки входа: “Пусть девушка проверит цифры. Если она скажет, что с цифрами все в порядке, я готов лететь!”

В 2015 году в возрасте 97 лет Кэтрин получила Президентскую медаль за свободу, самую высокую гражданскую награду в США.

Мэри Джексон

(1921-2005)

Получив образование по двум специальностям - математике и , Мэри работала учительницей, и в то время это считалось достойной карьерой для многих женщин с высшим образованием. Потому что большинство женщин сидели дома с детьми или выполняли низкооплачиваемую работу. В 1951 году ее приняли в НАСА. В обязанности входило извлечение соответствующих данных из экспериментов и летных испытаний.

Через несколько лет Мэри стала ассистентом старшего инженера по аэронавтике Казимира Чернецки , который впоследствии уговорил ее стать инженером. Чтобы получить квалификацию, Мэри пришлось ходить на вечерние курсы в сегрегированной школе Hampton High School. Ей пришлось подать прошение в городской совет, чтобы получить право обучаться наравне с белыми студентами. В 1955 году Джексон стала первой женщиной- инженером НАСА.

Помимо выполнения должностных обязанностей, Кэтрин поддерживала своих коллег в стремлении к успеху в карьере, ведь иногда женщинам не хватало уверенности в себе либо требовалось дополнительное образование. Согласно биографии на сайте НАСА, Мэри вдохновила многих продвинуться по службе.

Дороти Вогэн

(1910-2008)

В НАСА Дороти была уважаемым математиком, программистом FORTRAN и первым руководителем афроамериканкой. Ее карьера началась в качестве учительницы математики, а в 1943 году во время Второй Мировой Войны Дороти присоединилась к лаборатории Лэнгли на временную должность. Но благодаря Исполнительному Распоряжению 8802 о запрете на дискриминацию, Дороти посчастливилось остаться к НАСА, так как был высокий спрос на специалистов, которые могли обрабатывать информацию. Но цветные женщины работали отдельно от своих белых коллег, первыми руководителями тоже были белые женщины. После того, когда Дороти стала руководителем, она оценивала карьерный рост и прибавку к зарплате своих подчиненных на основе заслуг. Вогэн стала экспертом по программированию FORTRAN, внесла вклад в запуск ракеты-носителя для запуска спутника Scout, совмещая работу с воспитанием шестерых детей.

По словам писательницы Марго Ли Шеттерли, эти женщины проделывали такую работу, которую до них не делала не то что ни одна афроамериканка, а вообще, никто на этой планете. Отец Шэттерли работал в НАСА, поэтому для нее не было ничего необычного в том, что женщины внесли большой вклад в развитие покорения космоса. Для написания книги Марго Ли брала интервью у Кэтрин Джонсон и других сотрудниц. Они были очень удивлены желанием писательницы рассказать эту историю, потому что не считали, что кому-то это будет интересно. Книга и фильм вдохновляют на то, чтобы как можно больше женщин не боялись следовать за своими мечтами и помнили: у гениальности нет расы, у силы нет пола, у мужества нет границ.

На протяжении почти всей истории человечества женщин отговаривали, разубеждали и даже запрещали им заниматься научной деятельностью, а особенно математикой. Однако некоторые упорно продолжали заниматься самообучением наперекор традициям.

Изменившие мир достижения этих 15 известных женщин-математиков дали нам более чистые и эффективные больницы, статистические графики, основы для компьютерного программирования и подготовку первого космического полета.

Гипатия Александрийская была первой известной нам женщиной, преподававшей математику. Ее отец Теон Александрийский был знаменитым математиком в Александрии, он известен комментариями относительно работ Евклида и Птолемея. Теон сначала преподавал математику и астрономию своей дочери сам, а затем послал ее в Афины изучать работы Платона и Аристотеля. Гипатия сотрудничала с отцом, писала собственные комментарии и читала лекции по математике, астрономии и философии.

Эмили дю Шатле (1706-1749)

Эмили дю Шатле родилась в Париже. Мать думала, что интерес дочери к математике неприличен, отец же поддерживал любовь дочери к наукам. Девушка первоначально использовала математические навыки и таланты, чтобы играть в карты на деньги, которые затем тратила на покупку книг по математике и лабораторного оборудования.

Ее муж часто путешествовал, что предоставляло Эмили достаточно времени на изучение математики и написание научных статей (а также на интрижку с Вольтером). С 1745 года и до самой своей смерти дю Шатле работала над переводом работ Исаака Ньютона. Она даже добавила к ним свои собственные комментарии.

Софи Жермен (1776-1831)

Ей было только 13, когда она развила активный интерес к математике; ответственность за это можно возложить на Французскую революцию. Поскольку вокруг ее дома бушевала борьба, Жермен не могла исследовать улицы Парижа, вместо этого она исследовала библиотеку своего отца, самостоятельно изучая латинский и греческий, а также читала уважаемые математические труды.

Так как возможности получения образования у женщин были ограничены, Жермен тайно училась в Политехнической школе, используя имя зарегистрированного студента. Это работало до тех пор, пока учителя не заметили необъяснимое улучшение математических навыков студента.

Жермен известна, прежде всего, своей работой над Последней теоремой Ферма, которая, как полагали в то время, была одной из самых сложных математических задач.

Мэри Сомервилль (1780-1872)

Когда в 16 лет Мэри Сомервилль столкнулась с алгебраическим символом в случайной загадке, она начала бредить математикой и стала самостоятельно изучать ее. Ее родители страшно переживали из-за склонностей дочери, ведь в то время была популярна теория о том, что изучение сложных предметов могло повредить психическому здоровью женщины. Но Сомервилль продолжала учиться.

Она переписывалась с Уильямом Уоллесом, преподавателем математики в Эдинбургском университете, и решала математические задачи на различных конкурсах, завоевав серебряный приз в 1811 году. Ее перевод и комментарии к Астрономической механике сделали ее почетным членом Королевского астрономического общества.

Ада Лавлейс (1815-1852)

Лавлейс родилась во время короткого брака поэта Джорджа Гордона Байрона и Анабеллы Уэнтуорт. Ее мать не хотела, чтобы девочка выросла поэтессой, как ее отец, и поощряла ее интерес к математике и музыке. В подростковом возрасте Ада начала переписываться с Чарльзом Беббиджем, преподавателем математики в Кембридже. В то время Беббидж работал над своими идеями для создания вычислительной машины, предшественника компьютера.

Примечания и советы Ады Лавлейс включают алгоритм вычисления последовательности чисел, которая формирует основание для работы современного компьютера. Это был первый алгоритм, созданный исключительно для машины. Именно поэтому Лавлейс принято считать первым в мире программистом.

Флоренс Найтингейл (1820-1910)

Флоренс Найтингейл известна прежде всего как медсестра и социальный реформатор, но ее менее известный вклад в науку продолжает спасать жизни. Стараясь изучить и повысить коэффициенты выживаемости пациентов больниц и военных госпиталей, Найтингейл стала статистиком.

Числа и показания, которые она собрала, продемонстрировали, что отсутствие санитарии было основной причиной высокого уровня смертности. Были приняты соответствующие меры, и больницы стали безопаснее.

Флоренс Найтингейл также проектировала диаграммы, которые просто и доступно представляли собранную статистику. Работа Флоренс Найтингейл помогла обозначить область возможного использования прикладной статистики.

Мэри Картрайт (1900-1998)

Она была первой женщиной, получившей Медаль Сильвестра за математическое исследование, и была первой женщиной, ставшей президентом Лондонского математического общества.

В 1919 году она была одной из пяти женщин, изучающих математику в Оксфордском университете. Позже Картрайт получила докторскую степень в области философии и опубликовала свое исследование в «Математическом журнале».

Дороти Джонсон Вон (1910-2008)

Возможность космического полета изучалась в НАСА группой математически одаренных женщин, которых называли «компьютерами в юбках». Дороти Джонсон Вон была одной из них.

После работы учителем математики Вон устроилась на работу в НАСА в 1943 году. В 1949-м она получила повышение и стала руководителем особой группы, работающей в области компьютерных вычислений. Эта группа полностью состояла из чернокожих женщин - выдающихся математиков.

Марджори Ли Браун (1914-1979)

Она стала одной из первых чернокожих женщин, которые получили звание доктора философских и математических наук. На пути к званию уважаемого педагога и выдающегося математика Браун не единожды преодолевала расовую и половую дискриминацию ХХ века.

Браун преподавала математику в Колледже Северной Каролины, где в 1951 году ее назначили деканом математического факультета. Частично благодаря ее работе колледж стал домом Института национального научного фонда среднего математического образования.

Джулия Робинсон (1919-1985)

Робинсон окончила среднуюю школу с отличием и поступила в Беркли, где вышла замуж за доцента по имени Рафаэль Робинсон.

Из-за болезни у нее не могло быть детей, и она посвятила свою жизнь математике, получив докторскую степень в 1948 году. В 1975 году Робинсон стала первой женщиной-математиком, избранной в Национальную академию наук. Она также стала первой женщиной-президентом Американского математического общества.

Кэтрин Джонсон (род. в 1918)

Когда Кэтрин Джонсон захотела изучать математику, она столкнулась с большим препятствием. Город Уайт-Сульфур-Спрингс в Западной Вирджинии, где она жила, не позволял темнокожим студентам получать образование после восьми классов школы. Ее отец перевез свою семью за 120 миль, чтобы она могла учиться в средней школе в другом городе. Будучи уникально одаренной, Джонсон окончила школу в возрасте 14 лет.

Она устроилась на работу в НАСА и стала одним из «компьютеров в юбках». Ее знание аналитической геометрии привело к ее назначению в группу, состоящую исключительно из мужчин, где она помогла вычислить траекторию первого полета Алана Шепарда в космос.

Мэри Джексон (1921-2005)

Мэри Джексон окончила с отличием среднюю школу и получила научную степень в области математики и физики в Хэмптонском институте. Она была принята в НАСА в качестве математика и со временем получила работу космического инженера, специализирующегося на аэродинамике.

Она работала с бортинженерами НАСА и неоднократно получала повышения. После трех десятилетий работы в НАСА Джексон достигла звания главного инженера. После этого она приняла решение сосредоточиться на усилиях по продвижению карьерного роста женщин и представителей меньшинств.

Кристин Дарден (род. в 1942)

Кристин Дарден является математиком, аналитиком и аэронавигационным инженером с 25-летней карьерой в НАСА. Дарден исследовала звуковые удары и связанные с ними ударные волны.

Она стала одной из первых женщин, получивших звание космических инженеров в Лэнгли. Дарден является автором компьютерной программы, измеряющей силу звуковых ударов. После получения докторской степени в машиностроении она стала лидером Sonic Boom Group в НАСА.

Марьям Мирзахани (род. в 1977)

Марьям является весьма уважаемым математиком. В 2014 году она стала первой женщиной, удостоенной престижной Филдсовской медали и премии, и первым лауреатом из Ирана. Она специализируется в симплектической геометрии - неэвклидовой геометрии, которая раньше исследовала понятия пространства и времени. Марьям Мирзахани в настоящее время преподает математику в Стэнфордском университете.

Давным-давно, еще до появления компьютеров, человечество все равно нуждалось в решении сложных вычислительных задач. И не было другого варианта, кроме как собрать людей, организовать их в команду и дать им считать эту задачу вручную. Такие люди назывались расчетчиками, они вычисляли навигационные задачи, тригонометрические таблицы и таблицы логарифмов, сопромат и многое другое. Расчетчики, а точнее расчетчицы, потому что в 20 веке большинство их составляли женщины, обеспечивали атомные, ракетные и космические программы по обе стороны океана. И сейчас, в канун Международного женского дня, я бы хотел напомнить об одном любопытном фильме, показывающем забытые страницы истории вычислительной техники и космонавтики.

Основано на реальных событиях



Актеры и прототипы

Сюжет фильма основан на реальных биографиях трех афроамериканок, работавших в NASA.

Кэтрин Джонсон (Katherine Johnson). Родилась 26 августа 1918 в Уайт-Салфер-Спрингс, штат Западная Вирджиния. С детства проявила себя блестящим математиком. Вошла в тройку (и была единственной женщиной из них) первых афроамериканцев, принятых в лучший университет штата, но, выйдя замуж, ушла с первого курса. Родила троих детей. Начала работать расчетчицей в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1953 году. В 1956 году муж умер от рака, вышла замуж второй раз в 1959 году. В 1957 выполняла расчеты для работы «Заметки о космических технологиях», основанной на лекциях инженеров групп изучения полета и беспилотных аппаратов. Эти инженеры стали костяком Космической рабочей группы, и Кэтрин тоже вошла в ее состав. В 1960 стала первой женщиной-соавтором документа, описывающего расчеты орбиты небесного тела с учетом точки посадки (он сейчас доступен на сайте NASA). Производила вычисления для первых пилотируемых миссий США, полетов «Аполлонов» и Спейс Шаттлов. Уволилась из NASA в 1986 году. В 2015 году получила Президентскую Медаль Свободы, высшую гражданскую награду США.

Мэри Джексон (Mary Jackson). Родилась 9 апреля 1921 года. После получения степени бакалавра работала учительницей математики, но, сменив несколько профессий, в 1951 году оказалась в группе расчетчиц Западного района NACA . В 1953 году перешла в подразделение, работающее со сверхзвуковой аэродинамической трубой. В 1958 стала первой афроамериканкой-инженером в NASA. Сделала блестящую инженерную карьеру, но, упершись в стеклянный потолок, не могла подняться выше, на уровень менеджера, поэтому в 1979 году перешла с понижением в Федеральную женскую программу центра Лэнгли, где занималась наймом и продвижением следующего поколения женщин-инженеров в NASA. Уволилась в 1985. Была замужем, родила двоих детей. Скончалась 11 февраля 2005 года.

Дороти Вон (Dorothy Vaughan). Родилась 20 сентября 1910 года в Канзас сити, штат Миссури. В 1932 году вышла замуж, родила шестерых детей. Работала учительницей математики. В 1943, спустя два года после приказа 8802 президента Рузвельта, запретившего расовую, этническую и религиозную дискриминацию в оборонной сфере, устроилась, как ей казалось, на временную работу в Лэнгли расчетчицей, обрабатывать данные по аэродинамике. Работала в специально созданной сегрегированной группе расчетчиц Западного района, куда входили только цветные сотрудницы. В 1949 году стала начальницей группы, первой афроамериканкой и одной из немногих женщин в этой должности. Когда в 1958 году NACA преобразовали в NASA, сегрегация групп расчетчиц была отменена, новое Подразделение Анализа и Расчетов формировалось без деления по цвету кожи. Когда в NASA появились компьютеры, стала программисткой на FORTRAN, участвовала в программе ракеты Scout. Уволилась из NASA в 1971 году, умерла 10 ноября 2008.

Матчасть и физика

Несмотря на то, что в создании фильма участвовало NASA, увы, техническая сторона показана так себе, с довольно серьезными ляпами. Можно простить неправильное отображение направления полета, циклограммы отделения и работы третьей ступени советской ракеты-носителя «Восток», но обидные ошибки видны и при показе американской техники. Самая большая - выдуманное отделение хвостового отсека у ракеты-носителя Redstone.


Кадр из фильма

Создатели фильма явно запутались в конструкции ракет, потому что хвостовой отсек с двумя двигателями отделяется не у Redstone, а у РН «Атлас». Ее полет тоже есть в фильме, но там почему-то показывают документальные кадры отделения второй ступени ракеты-носителя «Титан-2», которая выводила корабли следующего поколения, «Джемини».

Также излишне преувеличена важность максимально точного определения района посадки «Меркурия». В реальности службы спасения были развернуты на довольно большом пространстве на случай неприятных неожиданностей, и промах астронавта Карпентера на четыре сотни километров от расчетной точки не помешал найти его спустя всего примерно час.

В то же время, история с расчетами для полета Джона Гленна реальна. Нередко зависающим и ломающимся первым компьютерам не очень доверяли, и лично Гленн попросил Кэтрин Джонсон вручную провести расчеты по тем же формулам и данным. «Если она скажет, что все в порядке, я готов лететь» - сказал Гленн. Результаты расчетов компьютера и человека совпали.

В сцене, подписанной как «Беспилотные испытания Redstone», взрываются другие ракеты. Также полет Гленна не сокращали, он отлетал плановые три витка. Фраза «you have a go at least 7 orbits», действительно произнесенная в реальности, означает не разрешение летать семь витков, а то, что орбита после отделения от ракеты достаточно высока, и нет необходимости экстренно садиться на первом или втором витке, чтобы не зарыться в атмосферу в случайном месте. Ну и, наконец, американский ЦУП физически не мог в реальном времени отслеживать первые минуты полета Гагарина, получая телеметрию с ракеты, а схема миссии там показана для «Меркурия», но не «Востока».

Немного лубка

Некоторые события в фильме были сжаты и передраматизированы для создания единой и цельной картины. На самом деле, какие-то эпизоды происходили в другое время или отсутствовали в реальности.

Действие фильма происходит в 1961-1962 годах. Сегрегированных подразделений расчетчиц в реальности не было уже с 1958 года, когда NACA преобразовали в NASA. Подразделение Анализа и Расчетов, где работали героини, было расово-интегрировано.

В целом время в фильме было сжато, а организационная структура NASA - упрощена. Выдуманный Эл Харрисон совместил в себе начальника Космической рабочей группы Роберта Гилрута и руководителя полетов Криса Крафта.

История с необходимостью бежать далеко, чтобы воспользоваться сегрегированным туалетом, искажена и преувеличена. В реальности с подобной проблемой столкнулась не Кэтрин, а Мэри. Кэтрин же использовала никак не обозначенные туалеты годами, пока на это кто-то не обратил внимание. Да и после того, как нашелся недовольный, она проигнорировала жалобу и продолжила пользоваться той же туалетной комнатой. В интервью реальная Кэтрин говорила, что не чувствовала сегрегацию в NASA. «Все были заняты исследованиями. У тебя была задача, и ты делал свою работу. Ну и еще играл в бридж в обеденный перерыв. Я знала, что сегрегация была, но не чувствовала ее» - сказала Кэтрин.

А сюжетный ход с демонтажом таблички «только для белых» подручными средствами не только не происходил в реальности, но даже стал поводом для осуждения фильма - некоторые критики увидели в нем шаблон «белого спасителя», нечто совершенно противоположное духу картины.

Мэри Джексон не было необходимости идти в суд для получения высшего образования. В реальности она обратилась в мэрию за специальным разрешением и получила его.

Полеты «Меркуриев» управлялись ЦУПом не в Лэнгли, а на мысе Канаверал. ЦУП Хьюстона начал работу только на миссиях «Джемини».

Актеры

Лично у меня почти нет претензий к актерской игре за единственным исключением. Персонаж Джима Парсонса выглядит как перенесенный во времени Шелдон, и это несколько портит общее впечатление. Хочется надеяться, что в будущих фильмах ему удастся выйти из этого образа.

Актеры подобраны хорошо, разве что Гленн, на мой взгляд, смотрится неудачно, но это уже мелочи.

По другую сторону океана

В советских мемуарах можно найти упоминания наших женщин-расчетчиц, которые выполняли такую же работу. Любопытно, что Борис Христофоров в мемуарах «Воспоминания инженера-физика» пишет, что расчетчицы получили более высокие награды, чем участники атомных испытаний. Георгий Михайлович Гречко, будущий космонавт, руководил расчетчицами и вспоминает , как, рассчитывая траекторию ракеты для запуска первого спутника, пришлось перейти от таблиц Брадиса (вы могли еще застать их в школе) к более точным таблицам Хренова. Электромеханические счетные машины не умели считать тригонометрические функции, а четвертый знак влиял на результат - ракета начинала колебаться, то задирая нос, то опуская его ниже горизонта. Вынужденные делать больше вычислений расчетчицы подняли бунт, и вопрос решался на профсоюзном собрании, на котором их удалось убедить, что расчеты по таблицам Брадиса, пригодные для военных ракет, здесь уже не годились. Расчетчики и расчетчицы также упоминаются в книге «Космос начинается на Земле» Б.А. Покровского.

Заключение

Несмотря на некоторую лубочность и неточности, которых можно было бы избежать, фильм рекомендуется к просмотру и ценен рассказом об интересных эпизодах из истории космонавтики, вычислительной техники и жизни американского общества.
  • Помимо продюсирования фильма Фаррел Уильямс также курировал создание музыки к фильму и отбор песен для его саундтрека.
  • В это фильме вновь воссоединились Октавия Спенсер и Кевин Костнер, которые ранее играли вместе в фильме «Черное и белое» (2014).
  • Махершала Али и Жанель Моне ранее вместе снимались в фильме «Лунный свет» (2016). Оба фильма были в номинации «лучший фильм» 89-й премии «Оскар», в конечном итоге награду получил фильм «Лунный свет» (2016).
  • В фильме есть сцена, в которой Джон Гленн просит, чтобы Кэтрин Джонсон перепроверила все цифры по его миссии, и если она подтвердит, что цифры верны, то он полетит. Такой момент был на самом деле, только Гленн просил о проверке цифр за несколько недель до старта, а не перед самым запуском на мысе Канаверал.
  • Когда Тараджи П. Хенсон утвердили на главную роль, она отправилась на встречу с реальной Кэтрин Джонсон, которой на тот момент было 98 лет, чтобы обсудить с ней персонажа, которого Хенсон предстояло сыграть. Из их беседы Хенсон выяснила, что Джонсон окончила школу в 14 лет, а колледж в 18. И несмотря на свой преклонный возраст смогла сохранить поразительную ясность ума. В последствии, когда Джонсон увидела фильм, она выразила свое искреннее одобрение того, как Хенсон изобразила ее, а кроме того ее сильно удивило то, что кто-то вообще захотел снять фильм о ее жизни.
  • Кэтрин Джонсон на самом деле не сталкивалась лично с проблемами с туалетными комнатами. Такая ситуация была не с Джонсон, а с Мэри Джексон. Она описала свое возмущение по поводу сложившейся ситуации коллеге, и в результате ее перевели в команду, работавшую с аэродинамической трубой. Джонсон изначально даже не знала о том, что в восточном крыле были туалеты только для белых. Она просто пользовалась уборными, на которых не было никаких пометок, и так продолжалось многие годы до того момента, как стали поступать жалобы.
  • Одним из проявлений дискриминации, которое ощутила на себе Кэтрин, стало то, что коллеги попросили ее использовать отдельный кофейник. Когда в фильме показывают столик с кофейником, хорошо видно название кофе - Chock Full o"Nuts. Использование этого бренда в контексте сегрегации является исторически верным. В 1957 году Chock Full o"Nuts стала одной из первых крупных компаний Нью-Йорка, которая сделал чернокожего вице-президентом компании. Мужчина, которого они наняли на эту должность, был Джеки Робинсон – бывший легендарный бейсболист, который также известен тем, что стал первым чернокожим игроком в Главной лиге бейсбола.
  • Для создания определенного настроения в различных сценах, была проведена работа с цветом. В помещениях NASA все было выполнено в холодных тонах – белый, серый, серебристый, а в офисе Эла Харрисона и в домах главных героинь цвета наоборот были сделаны теплыми.
  • Сцены дома у Дороти Вон, где женщины играют в карты и танцуют, снимались в историческом месте в Атланте, в доме, где встречались борцы за гражданские права – Ральф Абернати и Мартин Лютер Кинг.
  • В сцене, в которой Пол (Джим Парсонс) разговаривает с инженерами NASA о необходимости очень точных расчетов, для возвращения астронавта с орбиты, среди инженеров стоит Марк Армстронг, сын астронавта Нила Армстронга – первого человека, ступившего на Луну в ходе экспедиции корабля «Аполлон-11». Актер Кен Штрунк пригласил Марка Армстронга, чтобы он сыграл эпизодическую роль в этой сцене.
  • Несколько контрольных панелей в центре управления полетами были взяты из реквизита фильма «Аполлон 13» (1995). Эти же панели были модифицированы для использования в таких фильмах как «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» (2014) и «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (2015).
  • На 89-й церемонии вручения премии «Оскар» перед объявлением победителя в номинации «лучший документальный фильм» Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Моне пригласили на сцену 98-летнюю Кэтрин Джонсон. Весь зал аплодировал ей стоя.
  • Персонажи Пола Стаффорда (Джим Парсонс) и Вивьен Митчел (Кирстен Данст) не были основаны на реальных людях. Они представляют собой собирательные образы, передающие пренебрежительное отношение к людям с другим цветом кожи, которое было характерно для части сотрудников NASA в те времена.
  • У Кэтрин Джонсон действительно были дети на момент брака с Джимом Джонсоном, только они тогда уже были подросткового возраста.
  • В действительности Джон Гленн был намного старше на момент запуска, чем он показан в фильме. Запуск произошел в январе 1962 года, тогда Гленну был почти 41 год. Актеру же, который его сыграл, Глену Пауэллу, было 27 лет во время съемок.
  • Это уже второй раз, когда Тараджи П. Хенсон и Махершала Али сыграли двух влюбленных. Впервые это было в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008).
  • Сценаристка фильма Эллисон Шредер выросла рядом с мысом Канаверал. Ее бабушка и дедушка работали в NASA, а сама она, когда еще была подростком, стажировалась в NASA.
  • Октавия Спенсер ранее снималась с Джимом Парсонсом в 5 эпизоде 2 сезона сериала «Теория большого взрыва» (2007) (эпизод назывался «Альтернатива Евклида»). Спенсер играла сотрудника департамента автотранспорта.
  • В этом фильме у Октавии Спенсер и Кирстен Данст много совместных сцен. Обе актрисы ранее снимались в фильме «Человек-паук» (2002), но там у них не было общих сцен, а Спенсер играла лишь эпизодическую роль.
  • Тед Мелфи был одним из претендентов на режиссерское кресло в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017), однако в итоге снял свою кандидатуру, чтобы заняться фильмом «Скрытые фигуры» (2016).
  • Среди рассматривавшихся на главные роли актрис были Опра Уинфри и Виола Дэвис.
  • Это самый успешный проект с участием Кирстен Данст по сборам в США после франшизы «Человек-паук».
  • Это третий фильм Кевина Костнера, так или иначе захватывающий тему администрации Кеннеди. Первые два были «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991) и «Тринадцать дней» (2000).
  • Это уже третий раз, когда Октавия Спенсер снялась в фильме с одной из актрис из кинофраншизы «Человек-паук». В фильме «Прислуга» (2011) она играла с Брайс Даллас Ховард и Эммой Стоун. Обе актрисы исполняли роль Гвен Стэйси: Ховард в фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007), а Стоун в фильмах «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014). В фильме «Скрытые фигуры» (2016) Спенсер сыграла с Кирстен Данст, которая исполняла роль Мэри Джейн Уотсон в оригинальной трилогии о Человеке-пауке.
  • Ошибки в фильме

  • Когда по телевидению говорят об орбитальном полете Юрия Гагарина, время полета объявляют в стандарте UTC (всемирное координированное время). Этот стандарт был изобретен только в 1961 году, и тогда еще не получил название UTC.
  • В некоторых сценах в Лэнгли на крыше хорошо видна современная спутниковая антенна.
  • Когда не заводится автомобиль Chevrolet 1957 года, Дороти берет отвертку и замыкает что-то в верхней части двигателя, предположительно аккумулятор. Отвертку действительно использовали для того, чтобы замкнуть контакты и запустить стартер, но находились они у этой машины не в верхней части двигателя, а справа внизу.
  • Пока Мэри (Жанель Моне) наблюдает за полетом Джона Гленна на экране в витрине магазина за ее спиной можно заметить вывеску магазина мороженого «Cream». Такие магазины появились только в 2012 году.
  • В те времена употребления табака было распространенным явлением в офисах инженеров и на собраниях. Однако в фильме это не отражено.
  • Патрульный приезжает, чтобы сопроводить женщин в город, на машине Ford Galaxie 1964 года. Однако эти события происходят в 1961 году.
  • На инструкции к компьютеру IBM 7090 изображен несоответствующий тому времени логотип компании. Так логотип у компании IBM появился только в 1972 году.
  • На автомобилях в фильме можно заметить несоответствующие тому времени номера штата Вирджиния. На номерах этого штата в 1961 году буквы были черные и угловатые, а сам номер состоял обычно из 6 цифр, разделенных черточкой посередине. В фильме же на номерах синие шрифты, которые стали использовать только в начале 1990-х.
  • В сцене в начале фильма Кэтрин Джонсон в школе решает в уме задачку по умножению. Затем учитель проверят ее результаты на электронном калькуляторе. Электронные калькуляторы начали продавать только в середине 1970-х.
  • В одной из сцен, разворачивающейся в 1961 году, показывают оборудование IBM, которое стоит на поддонах и обмотано стрейч-пленкой. Такую пленку начали использовать для этих целей только в 1970-х годах.
  • В одной из сцен персонажи фильма пользуются пишущей машинкой IBM Selectric, которая впервые была представлена только в июле 1961 года.
  • Несколько машин в сценах на парковке NASA не меняют своего положения несмотря на то, что по сюжету проходят недели и даже месяцы.
  • В оригинальной версии фильма Пол несколько раз использует выражение «spot on» (в точку). Однако это выражение не было распространенным в 1960-х. Более подходящим термином для того времени было выражение «right on».
  • В кадрах мыса Канаверал и Космического центра Кеннеди видна подъездная дорога к стартовому комплексу 39 (LC 39). На самом деле строительство этого комплекса началось только в 1962 году, поэтому ни дороги, ни здания вертикальной сборки во время описываемых в фильме событий быть не могло.
  • У всех персонажей, которые носят очки, под определенным углом становится заметно, что линзы приобретают светло-фиолетовый оттенок. Это признак того, что на стеклах есть просветляющее покрытие, которые в 1961 году еще не наносили на линзы очков.
  • Четырехдверный темно-синий Chevrolet 1962 года можно заметить на парковке NASA и на церковном пикнике, однако события фильма в этих моментах происходят в 1961 году.
  • Телефонный провод, который использует Джон Гленн, это усиленный кабель с защитой от вандализма – таких кабелей еще не было в 1961 году.
  • В сценах, когда Кэтрин посещает демонстрацию, видны плакаты с именами и Никсона и Кеннеди, хотя выборы прошли в 1960 году, и Кеннеди уже стал президентом.
  • В офисе Эла Харрисона на полке стоят две модели самолетов – C-130 и C-5 Galaxy. C-130 уже производился в то время, но у него не было подобной раскраски, а C-5 Galaxy был спроектирован только в 1964 году.
  • В некоторых сценах фильма появляется черно-белый автомобиль Plymouth 1959 года. У него можно заметить очень большие диски, низкопрофильные шины и дисковые тормоза, которые используются в современных рестомодах.
  • В сцене в 1961 году на парковке NASA можно заметить Chevrolet Impala 1962 года, Chevrolet Nova 1962 года, зеленый Mercury Comet 1963 года и даже Mercedes-Benz 280, выпускавшийся в период с 1968 по 1973.
  • Среди новых телевизоров на витрине магазина можно заметить модель Muntz 1951-1952 года, которая вышла за 10 лет до описываемых в фильме событий.
  • В одной из сцен фильма мужчина подходит к принтеру, и в этот момент слышен звук матричного принтера. Однако в кадре показывают принтер IBM 716, который звучит совершенно по-другому.
  • За исключением персонажа Кевина Костнера у большинства мужчин стрижки не соответствуют тому времени, в котором разворачиваются события фильма.
  • Когда на несколько секунд показывают руки Кэтрин, когда она печатает отчет, можно заметить обручальное кольцо, однако по сюжету она и Джим обручились лишь спустя несколько месяцев после этой сцены.
  • Перфокарты, которые подготавливают для компьютера IBM 7090 не проткнуты. Но, когда их начинают загружать, это уже исправлено.
  • На встрече в Пентагоне Кэтрин записывает расчеты на доске. В один момент она начинает писать число 530, как 350, замечает это и сразу вносит изменения. В следующих кадрах, когда она отходит от доски, все цифры правильные, но не видно никаких следов того, что она вносила исправления.
  • Когда Кэтрин застает своих дочерей дерущимися в спальне, она утихомиривает их. Затем они расползаются по кроватям, и пижама на одной из дочерей меняет положение при смене кадра – она то сидит ровно, то сдвинута на бок.
  • В одной сцене, когда Кэтрин разговаривает с тремя своими дочерями в кровати, положение их рук при смене кадра резко меняется.
  • Ближе к концу фильма, когда Кэтрин разговаривает с Элом Харрисоном в диспетчерской, в разных кадрах ее ожерелье надето то поверх одежды, то под ней.
  • На карте Африки в главном зале Республика Мозамбик отмечена черным значком, как город, а не как страна.
  • В одной из сцен о компьютере IBM 7090 говорят, что он может выполнять 24 000 операций в секунду. На самом деле этот компьютер мог выполнять 100 000 операций с плавающей точкой в секунду.
  • Когда у героинь ломается машина, Дороти говорит, что стартер сломался. Однако при работающем двигателе сломанный стартер не привел бы к остановке автомобиля. Далее она говорит, что нужно просто обойти стартер, замыкает что-то под капотом, после чего двигатель запускается. Однако это невозможно. При неисправном стартере, чтобы двигатель завелся автомобиль пришлось бы толкать.
  • В фильме говорится о том, что Гленн должен был совершить семь полных оборотов по орбите, однако из-за проблем с теплозащитным экраном количество полных оборотов уменьшили до трех. В действительности изначально было запланировано всего три полных оборота. Кроме того, изменение плана полета свело бы на нет все предварительные расчеты, а также поменялась бы зона посадки, но обо всем этом в фильме ничего не говорится.
  • Корабль Джона Гленна совершает движение по орбите носом вперед, тогда как на самом деле он двигался теплозащитным экраном вперед.
  • В начале фильма показывают советскую ракету, которая доставляет собаку Лайку в космос. В верхней части ракеты видно капсулу «Восток». На самом деле Лайка летала в капсуле «Спутник». Капсула «Восток» использовалась только для пилотируемых полетов.
  • Когда Джона Гленна везут к стартовой площадке, его сопровождают две полицейские машины. Впереди едет патрульная машина со знаком штата Вирджиния, это та же самая машина, которая была в первой сцене фильма, однако стартовая площадка находится в штате Флорида.
  • В сцене с неудачным запуском явно использовались кадры взрыва шаттла «Челленджер».
  • Во время полетов Алана Шепарда и Гаса Гриссома показывают глобальную карту, на которой отслеживается их перемещение. Однако ни один из них не отдалялся от мыса на расстояние, превышающее 320 километров.
  • В сценах, в которых показывают работающий компьютер IBM 7090, у него не горят маленькие круглые огоньки на вертикальной панели. Мерцание этих огней является индикатором того, что компьютер работает.
  • Когда показывают полет Алана Шепарда в космосе, на фоне видна маленькая удаляющаяся Земля. В действительности Шепард совершал суборбитальный полет, и его космический корабль никогда не отдалялся на такое большое расстояние от Земли.
  • В первой сцене фильма, когда полицейские приезжают на машине, чтобы расследовать пропажу автомобиля, подразумевается, что они приезжают на патрульной машине штата Вирджиния. Однако полицейские машины этого штата никогда не были черно-белыми. Они были сине-серыми. Кроме того, форма полицейских не соответствует форме полиции Вирджинии того времени.
  • В одной из сцен модель компьютера называют «семьдесят-девяносто». На самом деле IBM 7090 называли «семь-ноль-девяносто», потому что это была транзисторная версия модели 709.
  • Персонаж Махершала Али – полковник национальной гвардии, что означает, что он отслужил в армии примерно 15-17 лет. Но несмотря на это, на его униформе отмечен только его ранг и скрещенные пушки полевой артиллерии. Также там должны быть значки с его именем и подразделением. Также отсутствуют какие-либо квалификационные значки, включая Значок боевого пехотинца и Значок пехотинца с повышенной подготовкой.
  • Когда Джон Гленн готовится к полету, он появляется в «белом зале» без шлема и просит обновленных данных по расчетам. Во времена космической программы «Меркурий» на астронавтов один раз надевали космический костюм вместе со шлемом в ангаре 14, затем костюм проверяли на герметичность, и после этого астронавт не снимал шлем и в «белом зале» он должен был быть в нем.
  • Во время запуска корабля с Джоном Гленном говорится об отсечке маршевого двигателя, при этом показываются кадры отсоединения стартовых двигателей.
  • В одной из сцен Мэри Джексон говорит о том, что судья окончил Университет Джорджа Мейсона, однако этот университет начал свою работу лишь в 1965 году. Судя по акценту, судья родом из восточной части Вирджинии и более вероятно, что он бы посещал такие учебные заведения как Университет Вирджинии или же Колледж Вильгельма и Марии.
  • В середине фильма репортер по телевидению говорит о том, что это важный исторический момент для мыса Канаверал и в оригинальной версии фильма произносит фразу «Freedom 7 will be launched into space at an altitude of about 116 miles an hour» (Космический корабль Freedom 7 поднимется в космос на высоту около 116 миль в час). Очевидно актер оговорился и речь шла только о высоте, и не имелась в виду скорость.
  • Во время сцены в церкви у полковника Джима Джонсона фуражка рядового. Поскольку он является полевым офицером, его фуражка должна выглядеть по-другому – с золотым подбородочным ремнем и другими отличительными особенностями.
  • Когда доставляют компьютер IBM, выясняется, что он не пролезает через дверь. Тогда рабочие начинают ломать стены, при этом компьютер стоит рядом в коридоре. На самом деле никто не стал бы ломать стены рядом с новым компьютером, поскольку пыль от штукатурки привела бы его в негодность.
  • По положению рычага передач можно заметить, что Дороти на самом деле стоит, когда показывают, что она едет на своем Chevrolet 1957 года. А в некоторых кадрах, когда она едет на полной скорости, рычаг находится в положении второй передачи.
  • В штате Вирджиния у машин всегда были номерные знаки и спереди, и сзади. В фильме у героинь номерные знаки только сзади.
  • На задней стенке компьютера IBM 7090 можно заметить розетку 110В. Наличие этой розетки говорит о том, что компьютер был вероятно взят в Музее компьютерной истории, где и ее и добавили, чтобы запитать дисплеи.
  • Версия для печати

    В истории кинематографа существует огромное количество произведений, основанных на реальных событиях и многие из них реверансные – о женщинах, изменивших историю.

    Новая картина режиссера Теда Мелфи “Скрытые фигуры”, вышедшая на большие экраны буквально на днях, оставит след в сердцах впечатлительной и неравнодушной публики. Кино получилось не грандиозным исключением, не шедевральным творением, но воодушевляющим и качественным.

    Пред нами предстает Америка 1961 года, когда еще было в норме вещей делить человека по цвету кожи, когда женщина была на втором месте, а то и вовсе в тени, когда Юрий Гагарин полетел в космос. В основе сюжета лежит необходимость опередить русских и запустить первыми космический корабль.

    Прообраз главной героини – гений математики Кэтрин Джонсон , которую на экране сыграла Тараджи П.Хенсон (фильмы «Малыш», «Загадочная история Бенджамина Баттона»). Девушке досталась роль вычислительного вундеркинда-ботаника и подавляющую в себе чувства феминизма героиня. Этот персонаж – центральный, ее переводят в отдел, в котором занимаются расчетами траекторий и иными вычислениями для полета в космос. Здесь она показывает себя с лучшей стороны, попав под руководство чуткого Эла Харрисона. Две ее подруги более бойкие Дороти Вон (Октавия Спенсер известна по фильму «Прислуга», за который она получила «Оскар», другие картины: «Станция «Фрутвейл», «Джеймс Браун: Путь наверх») и Мэри Джексон (Жанель Монэ , кстати, блистает в оскароносном фильме «Лунный свет», наиболее известна, как певица) изобразили на экране независимых женщин с революционными взглядами и борющихся за права женщин.

    Несмотря на все качества героинь, Дороти отказывают повышать в должности, однако она практически уже руководит своим отделом, состоящим из чернокожих коллег. А Мэри, страстно желающую стать инженером, ждут испытания впереди. Она станет вести борьбу на юридических полях и отстоит свое право. Одаренные девушки – прекрасные математики, но их труд и знания замечают лишь в конце фильма. На всем протяжении ленты они с достоинством выдерживают давление и пренебрежение со стороны «белых» (в контексте вынуждены закавычить – прим. – ред.). А их дар в вычислительной математике позволяет американцам достичь поставленной цели. Приятно удивила Кирстен Данст в образе Вивьен Митчелл. Второстепенная роль ничуть не убавила таланта актрисы, и ей удалось убедительно показать неприязнь к афроамериканцам и не хуже изобразить злобную, внутренне несчастную женщину, сотрудника НАСА, стоящего на ступень выше по карьерной лестнице.
    Режиссер демонстрирует зрителю тернистый путь к карьере и фееричное вознаграждение в финале за все унижения и притеснения. Тема дискриминации по полу и цвету проходит в фильме вскользь, к счастью, не забирая основную часть времени ленты. Режиссер четко расставляет приоритеты, будто говоря о том, что его картина, главным образом, об отважных девушках, преданных науке. Предсказуемый конец в виде позднего признания гениальности и смелости чернокожей женщины не портит общего впечатления о картине. Ведь сам по себе фильм не претендует на эффект изумления. Сюжет протекает спокойно, гладко, по законам драмы и биографии. Своего пика лента достигает в момент выплеска эмоций Кэтрин. «Здесь для меня нет туалета. Туалета для цветных ни в этом здании, ни в каком другом в западном кампусе! Наш туалет далеко. Вы знали это?» – обращается она к мистеру Харрисону. А он узнал, да и снес несколькими ударами у всех на глазах табличку “Туалет для цветных”, а в конце и вовсе подарил нить жемчуга Кэтрин (носить украшения на шее не позволялось, кроме жемчуга), что олицетворяет его человеческие качества.

    Впрочем, как и многие биографические произведения об открытиях, величайших героях данный фильм не выходит за рамки и не предлагает ничего нового. Картина полезна тем, кто не знаком с этой частью истории, кто почерпнет для себя что-то новое. Однако преподнесена лента на старый манер, а стиль повествования не нов. Главным здесь является линейное развитие сюжета и жизнь обычного человека. Много времени уделяется развитию сюжета с Кэтрин, а, например, борьба Мэри за право обучаться в колледже с белыми раскрывается мало. Эта линия ограничивается ярким эпизодом в зале суда и пафосной речью о человеке-первооткрывателе. Линия повествования с Дороти также довольно бесхитростна. Большую часть на экране она выглядит ворчуньей, благо характер персонажа немного приоткрыли в финале, когда она справилась с вычислительной машиной и не оставила чернокожих коллег. На фоне гениальных умов главных героинь «белые» олицетворяют собой скудоумие и неспособность делать верные подсчеты. Взрослые мужчины в строгих костюмах словно декорации в НАСА сидят в офисе для массовости. Из всей команды специалистов мистер Харрисон едва ли не единственный способный размышлять человек. Он же запоминается главным образом проявлением некой доли бунтарства.
    Режиссер разбавляет повествование гонки за освоение космоса, вставляя в рассказ повседневную жизнь героинь, показывает их маленькие радости, знакомит с семьями. И как же без романтической истории о любви между главным персонажем Кэтрин и офицером, которого сыграл Махершала Али (кстати, получивший главную награду “Оскар” за лучшую роль второго плана в фильме “Лунный свет”). В “Скрытых фигурах” он не отличился игрой, ему достался влюбленный, приятный молодой человек.

    “Скрытые фигуры”- о конкретных людях, идущих вслед за мечтой, не оглядываясь назад. В русском переводе название фильма приобретает единственное значение – незаметного человека, обладающего мужеством, храбростью и талантом. Тед Мэлфи снял оптимистическую и светлую картину, не ударяясь в тему дискриминации, а расставляя акценты на людях любого цвета и пола. На их месте могли оказаться и мужчины, и смысл ленты бы не изменился, но историю не переделать. Главным в драме остается сильный человек, не сломленный обстоятельствами первооткрыватель, ведущий в цивилизацию, современный мир без шаблонов. Прорыв в космическое пространство параллелен и тесно касается пути развития расы, отрицания псевдоправильных законов.

    Регина Ахмадуллина