Реактивная система залпового огня «Ураган. Военное обозрение и политика

Материалы предоставлены: С.В.Гуров (г.Тула)

Реактивная система залпового огня (РСЗО) "Ураган" предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35км.

Учитывая принятие на вооружение в 1963 году Полевой реактивной системы М-21, Тульский Государственный Научно-исследовательский Институт Точного Машиностроения в инициативном порядке в 1963-1964 годах провел поисковую работу с целью исследования возможности создания более мощной системы по количеству взрывчатого вещества в залпе, более дальнобойной, при помощи которой было бы возможно решать в оперативном режиме боевые задачи на дальностях в диапазоне от 10 до 35-40 км.

В июне 1964 года в Министерство Машиностроения на рассмотрение был направлен "Проект полевой РСЗО системы "Ураган" с дальностью снаряда 35 км. В проекте предлагалось система, обладающая высокой маневренностью, скоростью передвижения до 70 км/ч, высокой проходимостью и возможностью открытия залпового огня за короткое время, которая могла бы быть использована для борьбы с живой силой, как открыто расположенной, так и укрытой в сооружениях полевого типа, огневыми средствами, танками, ядерным и химическим оружием и другими целями и объектами противника на дальностях до 35-40 км.

На основании приказа Министерства Оборонной Промышленности (МОП), датированного 28.12.1966 года, в 1967 году была начата НИР "Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня "Ураган" (НВ-121-66). Работа была окончена в декабре 1967 года с подтверждением возможности получения заданных характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизма задержки раскрытия стабилизатора, механизма отделения, аэродинамических продувок и стрельбы модельными снарядами и рекомендована на проведение опытно-конструкторской работы (ОКР).

Результаты проведенных работ были одобрены подсекцией №1 секции 1 НТС МОМ и тема рекомендовалась для проведения ОКР после устранения отмеченных недостатков.

Имеются и другие данные, согласно которым в 1967 году было закончено выполнение научно-исследовательской темы и разработан эскизный проект комплекса, подтвержденный стендовыми испытаниями узлов снаряда и пусковой установки, а также испытаниями стрельбой модельными снарядами. В результате проведенных работ сделан вывод о возможности и целесообразности создания комплекса “Ураган” со следующими характеристиками:

Комплекс “Ураган” с приведенными характеристиками превосходил штатную систему “Град” и значительно превосходил известные отечественные образцы, поэтому рекомендовался на проведение опытно-конструкторской работы.

На основании приказа Министра машиностроения и Министра оборонной промышленности от 27 февраля 1968 года №18/94 по основным требованиям в.ч. 64176 (исх. № а/774378 от 30 марта 1968 года) в III квартале 1968г. был закончен разработкой аванпроект комплекса “Ураган”.

Комплекс “Ураган” был предназначен для подавления и уничтожения живой силы и техники противника в местах сосредоточения на дальностях до 35 км.

Комплекс был разработан в составе:

  • неуправляемого реактивного снаряда;
  • боевой машины;
  • командирской машины;
  • транспортно-заряжающей машины.

В результате проведенных работ были получены следующие характеристики комплекса:

Для комплекса “Ураган” была показана возможность и целесообразность создания осколочно-фугасной боевой части, боевой части в специальном наполнении, а также кассетных боевых частей осколочного действия. Эти боевые части рекомендовались для проведения опытно-конструкторской разработки.
По боевым частям для дистанционного минирования противопехотными и противотанковыми минами и огневыми частями было необходимо провести исследовательские работы с изготовлением и испытанием опытных образцов.
В результате выполнения автопроекта была показана возможность применения радиотехнической пристрелки в целях повышения точности стрельбы. В случае применения радиотехнической пристрелки точность стрельбы комплексом “Ураган” могла быть получена не хуже ±1000 м.
Машина радиотехнической пристрелки могла быть создана как в виде самостоятельной командирской машины, так и в виде модификации боевой машины. В последнем варианте для размещения аппаратуры радиотехнической пристрелки должно было быть уменьшено число направляющих.
Вопрос о целесообразности создания в комплексе “Ураган” радиотехнической пристелки требовал дальнейших проработок.
Аванпроект комплекса “Ураган” был одобрен 2 Главным управлением (заключение исх. № I-6226 от 27.II.68г.) и решением подсекции №2 секции №I НТС Минмаша (исх. I-6224 от 4.I2.68г.) и рекомендован для проведения опытно-конструкторской работы.

Также имеются данные, согласно которым с целью устранения указанных недостатков, обнаруженных при проведении НИР, на основании приказа ММ и МОП №18/94 в 1968 году был разработан Аванпроект ракетного комплекса залпового огня "Ураган" и в сентябре 1968 года работа была рекомендована на проведение ОКР (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (г.Тула) начала 70-х годов).

В 1969 году - начале 1970 года были проведены работы по составлению и корректировке тактико-технических требований на опытно-конструкторскую работу: “Армейская реактивная система залпового огня” “Град-3” (по изменениям начала 1970 года “Ураган”). Вероятно, это и есть ТТТ №0010 войсковой части 64176. В ее состав должны были входить боевая машина, транспортная машина, командирская машина, арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетные осколочного действия, кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должно было приниматься Министерством обороны и Министерством машиностроения по результатам аванпроекта во II квартале 1970 года. В конструкции снарядов должен был использоваться один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ. На стадии эскизного проектирования должны были быть проработаны варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера-тягача МТ-С (см. вариант для РСЗО "Град-3" ("Ураган") и на доработку командирской машины для системы "Град-3" ("Ураган"). Количество направляющих задавалось равным 20 при использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество должно было уточняться по результатам рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривался вариант на колесном шасси грузового автомобиля Краз-253.

Из письма А.Н. Ганичева (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) в в/ч 64176 Елагину (ГРАУ) стало известно, что Минмашем и Миноборонпромом были утверждены следующие организации-исполнители по системе "Град-3":

  • Научно-исследовательский химико-технологический институт (г. Люберцы, Московская область, п/я А-7210) по отработке порохового заряда с системой воспламенения;
  • Завод "Красноармеец" с Государственным КБ... приборостроения (г. Ленинград, п/я В-8475) по средствам воспламенения;
  • Казанский НИИ химической промышленности (г.Казань, п/я В-2281) по вышибному заряду для кассетных головных частей;
  • Завод им. Масленникова (г.Куйбышев, п/я Р-6833) по взрывателю контактного действия для фугасной боевой части и дистанционной трубки механического типа для кассетных боевых частей;
  • Институт "Геодезия" (г.Красноармейск, Московская область, п/я Р-6766) по испытаниям и оценке эффективности боевых частей;
  • НИИ "Поиск" (г.Ленинград, п/я В-8921) по контактному взрывателю для боевого элемента кассетных боевых частей;
  • Красноармейский НИИ механизации (г.Красноармейск, Московская область, п/я А-7690) по снаряжению фугасной боевой части и разрывному заряду для боевого элемента кассетных боевых частей);
  • Орский механический завод (г. Орск, Оренбургская область, п/я Р-6286) по изготовлению корпусов двигателей и боевых частей.

МИНОБОРОМПРОМ:

  • Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина (г.Пермь, п/я Р-6760) по боевой и транспортной машинам;
  • Всесоюзный НИИ "Сигнал" (г.Ковров, Владимирская область, п/я А-1658) по доработке командирской машины.

Работы по созданию системы “Ураган” проводились на основании Постановления Совета Министров СССР от 21 января 1970 года №71-26 (приказ Министра машиностроения от 28 января 1970г. №33).

На январь-февраль 1971 года с целью проверки мероприятий, связанных с работами по увеличению дальности стрельбы, должны были быть запланированы стрельбы снарядами системы "Ураган" из баллистической установки на лафете МЛ-20 в количестве 30 штук. Должны были быть поставлены снаряды с тремя видами оперения:

  • ножевого типа, с толщиной пера 7мм, и раскрытием перьев под углом 90° к продольной оси снаряда (вероятно имелось ввиду до угла 90°);
  • по схеме снаряда "Град";
  • комбинированного (сочетающего оперение снаряда "Град" и ножевого типа).

При продувках в ЦАГИ вариантов снарядов с тремя видами оперения были получены положительные результаты. Запас устойчивости составлял ~12%.

В письме от 26 апреля 1972 года упоминаются работы по стеклопластиковым трубам для пакетов направляющих боевых машин 9П140 и 9П139.

В 1972 году ТулгосНИИточмаш выполнял работы по теме НВ2-154-72 "Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам типа "Град" и " " (начало работ - 1 квартал 1972 года, окончание - 2 квартал 1973 года).

В 1972 году изыскание конструкции одноканальной системы угловой стабилизации велось по двум направлениям:

  • на основе датчика угловой скорости с использованием газодинамических исполнительных органов;
  • на основании контактного датчика углов с пороховыми импульсными исполнительными органами.

Согласно отчету ТулгосНИИточмаш о работе в 1972 году, в 1972 году были проведены теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации и ее элементов для неуправляемых реактивных снарядов типа "Град" и "Ураган: Были определены основные требования к системе и ее элементам.

В состав одноканальной системы угловой стабилизации входили датчик угловых перемещений, электроннопреобразовательный блок, исполнительные органы газодинамического (или импульсного) типа.

Было определено, что применение одноканальной системы угловой стабилизации в снарядах типа "Град" и "Ураган" улучшает их характеристики по кучности стрельбы в 1,5-2 раза.

На элементы системы угловой стабилизации были разработаны чертежи, изготовлены макетные образцы и опробованы в лабораторных условиях. На момент составления или предоставления отчета выполнялось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для проведения летных испытаний.

В 1972 году, на основании приказа начальника 2 Главного управления Министерства машиностроения от 20 декабря 1970 года №17, ТулгосНИИточмаш выполнял научно-исследовательскую работу по теме "Исследование путей создания дальнобойных снарядов для систем типа "Град" и "Ураган" (тема НВ2-110-71г).

В соответствии с целевой задачей темы, были выполнены теоретические и экспериментальные работы, которые продемонстрировали возможность увеличения дальности стрельбы снарядами систем "Град" и "Ураган" за счет применения прочных материалов для корпуса и высокоимпульсных топлив.

В 1972 году была завершена заводская отработка, и система была представлена на полигонно-войсковые испытания в следующем составе:

  • неуправляемые реактивные снаряды с фугасной (100-105 кг) и кассетной осколочного действия (80-85 кг) боевыми частями;
  • боевая машина 9П140 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т452 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • арсенальное оборудование.

На этапе заводской отработки были получены характеристики системы, удовлетворяющие основным тактико-техническим требованиям:

  • максимальная дальность стрельбы снарядами с фугасной боевой частью - 34 км., с кассетной боевой частью - 35 км.;
  • кучность стрельбы:
    • снаряд с фугасной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/197, по направлению Вб/Х = 1/174.
    • снаряд с кассетной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/261, по направлению Вб/Х = 1/152.
  • Приведенная площадь поражения кассетной боевой частью при условии подхода боевых элементов к цели 85-90°:
    • открыто расположенной живой силы (Еуд. = 10кгм/см 2) - 22090м 2
    • боевой техники (Еуд. = 135кгм/см 2) - 19270м 2
  • Приведенная площадь поражения фугасной боевой частью: боевой техники (Еуд = 240кгм/см 2) - 1804м 2 ;
  • Размер воронки: диаметр 8м, глубина 4,8м.

Количество направляющих боевой машины - 18; время залпа - 9с, возимый боекомплект снарядов на транспортно-заряжающей машине - 1 комплект.

Главный конструктор боевой машины Юрий Николаевич Калачников.

По данным, датированным 1986 годом, РСЗО "Ураган" (в источнике боевые машины БМ-27) состояли на вооружении не только в частях Советской Армии, но и в армии Сирии, а по некоторым данным в армии Ливии.

В настоящее время система состоит на вооружении армий России, Казахстана, Беларуси, Украины, Йемена и Сирии.

РСЗО "Ураган" широко использовалась в боевых действиях в Афганистане, во время которых она применялась для поражения площадных целей, в особенности для нанесения внезапных ударов из-за различных естественных укрытий, а также для огневой поддержки в ходе тактических вертолетных рейдов и операций по уничтожению наземных целей. В начале 80-х она была развернута и применена сирийскими военными на начальном этапе войны с Израилем. Система применялась в Закавказье (по данным на 1991 год), российскими федеральными войсками в Чеченской Республике и во время грузино-южно-осетинского конфликта 2008 года российскими войсками. В 2014-2015 годах система применялась вооруженными силами Украины (ВСУ) против ополченцев .

На Украине были проведены работы по монтажу артиллерийской части на доработанном под ее монтаж шасси грузового автомобиля КрАЗ-6322 . Время проведения работ неустановлено.

Состав

В состав РСЗО "Ураган " входят следующие боевые средства:

  • Боевая машина БМ 9П140 (см.схему )
  • Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему )
  • Реактивные снаряды
  • Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 "Капустник-Б"
  • Учебно- тренировочные средства
  • Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М
  • Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44
  • Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему ). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

  • безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,
  • ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. "рваного" темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению "рваного" темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП — расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей — управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.

  • с отделяемой головной частью объемно-детонирующего действия.
  • Максимальная дальность стрельбы составляет 35км, для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надеваются кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22км, НУРС 9М27Ф - от 8 до 21км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15км, 9М27Ф - от 8 до 16км.

    Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40°С до +50°С.

    РСЗО "Ураган" может транспортироваться железнодорожным, водным, воздушным транспортом.

    Для организации серийного производства корпусных деталей РСЗО "Ураган" и "Смерч" на предприятиях отрасли были приобретены специализированные станы моделей ППТ-200, ППТ-200С, ППТ-350 и другие, которые по данным на 2005 год успешно использовались на ряде предприятий для производства корпусных деталей.

    Тактико-технические характеристики

    Боевая машина 9П140
    Вес БМ в боевом положении, т 20
    Вес БМ без снарядов и расчета,т 15.1
    Габариты в походном положении, м 9.630*2.8*3.225
    Колёсная формула 8x8
    Количество направляющих, шт 16
    Вращение направляющих, град 240
    Время перезарядки, мин 15
    Запас хода по шоссе, км 500
    Время перевода БМ из походного положения в боевое не более, мин 3
    Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин 1,5
    -40..+50
    Приземный ветер, м/с до 20
    Относительная влажность воздуха при 20..25°С, % до 98
    Запыленность приземного воздуха, г/м 3 до 2
    Высота над уровнем моря, м до 3000
    Реактивные снаряды. Общие характеристики
    Калибр, мм 220
    Масса твёрдотопливного порохового заряда, кг 104,1
    Дальность стрельбы максимальная, км 35
    Дальность стрельбы минимальная, км 8
    Температурный диапазон боевого применения, °С -50..+50
    Диапазон температур кратковременного (до 6 час.) пребывания РС, °С -60..+60

    Испытания и эксплуатация

    В 2002 году Аляжединову Вадиму Рашитовичу была присуждена премия имени С.И. Мосина за работу

    Новая работа Павла Черепанова, модель реактивной системы «Ураган», захваченной войсками ДНР у Украины в качестве трофея не позднее июля 2015 г. Модель продается!

    ИСТОРИЯ
    РАЗГРОМ 27-ГО РЕАП УКРАИНСКОЙ АРМИИ В ВОЙНЕ НА ДОНБАССЕ.

    Материал взят отсюда:
    https://mihalchuk-1974.livejournal.com/699314.html

    Реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ-27 «Ураган» калибра 220 мм (индекс ГРАУ — 9К57), широко применялась ВСУ в ходе боев на Донбассе. Обычно такие серьезные артиллерийские системы находятся далеко в тылу (максимальная дальность стрельбы 35 800 м, минимальная — 8000 м) и несут сравнительно небольшие потери в ходе боевых действий. Тем более удивителен список потерь техники этого типа у украинских вояк. Все установки указанного типа, применяемые в ходе боев с сепаратистами, входили в состав 27-го РеАП (позднее переименована в 27-ю бригаду, РеАБ)

    Полк был создан в 2008 году путем спихивания в него всех наличных РСЗО «Ураган» со всей Украинской армии. В полку по идее должно быть 36 установок 9П140 -(4 установки в батарее)-12 батарей:
    1-й реактивный артиллерийский дивизион
    2-й реактивный артиллерийский дивизион
    3-й реактивный артиллерийский дивизион
    4-й дивизион-управление
    На самом деле на начало боев в полку было порядка 30 установок и около 20 ТЗМ 9Т452 (транспортно-заряжающая машина).

    Впервые полк «отметился» на Донбассе в июле 2014 года.
    «3 и 4 июля были проведены стрельбы — третьего на сдерживание, четвертого — на поражение противника. Морально-психологическое состояние личного состава — бодрое. Мы показали в зоне АТО, что у нас на руках есть серьезное оружие », — сообщил заместитель командира 27-го Сумского реактивного артиллерийских полка по работе с личным составом майор Дмитрий Горб.

    Первой «под раздачу» попала 5-я батарея 27-го полка. Сами себя они окрестили «Сумские вепри»))). Уже 5 августа она была обстреляна в районе Горловки. Погиб 1 и точно ранен 1 человек.

    1. Первая зафиксированная потеря это вот эта установка. Номер машины и батарея не установлены. «Ураган» был уничтожен 20-22.08.2014 года в районе п. Петровское. (окрестности Саур-Могилы). Пусковая установка судя по опущенным домкратам находилась в момент уничтожения в боевом положении. Там же было уничтожено две ТЗМ из того же 27-го полка. И одна ТЗМ была захвачена «сепаратистами» неповрежденной. Ее просто бросили в кустиках.

    2. 01.09.2014 года колонна 27-го полка попала в засаду у н.п. Осыково. Было уничтожено две установки РСЗО «Ураган».

    3. Вторая уничтоженная машина из той же колонны.

    4. 03.09.2014 года вместе с командованием «сектора Д» в н.п. Победа, Луганская обл. был накрыт артиллерийским огнем «табор» 9-й батареи 27-го РеАПа. Итог: две установки БМ-27 уничтожены. Остальные повреждены. Полк понес тяжелые потери также и в личном составе.

    5. Вторая установка уничтоженная там же

    Практически 9-я батарея 27-го РеАП была полностью уничтожена.

    «Хотели уничтожить нашу технику, не пощадив людей»
    «В тот день ничего не предвещало беды. 2 сентября бойцам 27 полка был дан приказ покинуть базу под селом Победа. На следующий день в лагере полка еще оставалось 38 ребят: кто возился возле техники, кто звонил родным. Они так и погибли в окопах, ангарах. В 19.10 в наш лагерь попало три снаряда реактивной системы «Смерч», — рассказал «Комсомолке» Дмитрий Горб, заместитель командира полка по работе с личным составом, майор. – Мы уверенны, что стреляли со стороны России, стреляли целенаправленно, чтобы уничтожить нашу технику.
    И противникам это удалось – 15 единиц тяжелой техники, в том числе «Ураган», который может поразить цель на расстоянии 36 км, разбиты. Некоторые установки от силы удара переворачивало «с ног на голову», а 20-тонные боевые машины сгорели дотла. На 5 сентября 17 пропавших без вести, 4 убитых, по 13 людям «информация уточняется», и трое раненных.

    6. 29.09.2014 под Волновахой в результате артиллерийского удара полностью сгорела на огневой позиции еще одна пусковая установка БМ-27 «Ураган» 27-го РеАП. Обратите внимание на опущенные домкраты — пусковая находится в боевом положении.

    7. Скорее всего одна из «уцелевших» пусковых 9-й батареи после локального армагеддона 3 сентября, впоследствии также ушла в «безвозврат». Вот так она выглядела 20.12.2014 года на СПАМе, в районе п. Сватово.

    8. 29.10.2015 года появляются данные еще об одной уничтоженной пусковой установке БМ-27. Там же в районе Сватово.

    9.Там же в тот же день, была уничтожена еще две пусковых установки.

    Кроме того «сепаратистами» была захвачена как минимум одна пусковая установка из состава 27-го РеАП. 23.07.2015 она попала в кадр на ремонтном предприятии ВСН.

    Сверх всего вышеперечисленного еще две ТЗМ были захвачены в районе Амвросиевка-Саур-Могила еще в августе-сентябре 2014 года.

    Исходя из фото-видео свидетельств 27-й отдельный реактивный артиллерийский полк в ходе боевых действий проходивших на Донбассе с июля 2014 года, по октябрь 2015 года потерял безвозвратно 11 пусковых установок РСЗО БМ-27 «Ураган» 9П140 (10 уничтоженными и 1 взятую противником в качестве трофея), что составляет при штатной численности в 36 машин 30,5%. Если же принять во внимание сведения о том, что штатных 36 пусковых в полку никогда не было, а было 30 машин, то безвозвратные потери составляют 36,6% от наличной матчасти. Плюс к тому потеряно безвозвратно минимум 7 транспортно-заряжающих машин 9Т452.

    Позже, в ноябре 2015 огромное количество боеприпасов уничтожено в результате взрыва на объединенных складах ракетно-артиллерийского вооружения «сектора А» ВСУ в Сватово - контролируемой Украиной части Луганской области. Тогда же был полностью уничтожен дивизион 220-мм РСЗО «Ураган» из состава 27-ой Сумской реактивной артиллерийской бригады. Также по открытым данным, тогда было потеряно более тысячи снарядов для «Урагана» и некоторое количество для РСЗО «Смерч». По технике в Сватово потеряны: одна боевая машина 9А52 «Смерч», четыре транспортно-заряжающие машины 9Т234 к БМ 9А52 «Смерч», семь боевых машин 9П140 «Ураган», восемь транспортно-заряжающих машина 9Т452 к БМ 9П140 «Ураган»).
    https://rian.com.ua/columnist/20160518/1010164328.html

    ПРОТОТИП
    Модель построена «по мотивам» фотографий украинской техники, я не нашел детальных фотографий ДНРовского «Урагана», только один размытый снимок из ремонтного цеха, и несколько фото транспортно-заряжающих машин. Поэтому просто закрасил белые полосы ярко-зеленой краской, но надписи ДНР изображать не стал — немного не рассчитал с шириной полос… Да и навыков таких нет, изображать буквы свободной кистью — дело очень рискованное.

    СБОРКА и ОКРАСКА
    Я не хочу подробно комментировать процесс постройки этой модели, сборка очень трудоемкая, точнее — времязатратная. Особых сложностей не вызывает, но каждая подсборка — кабина, пусковая, шасси — это как целая самостоятельная модель. Куча всякой мелочевки, которая норовит потеряться в процессе… Восемь огромных и тяжелых смоляных колес — это тоже отдельная эпопея. Окраска тоже разделена на несколько этапов, один муторнее другого… Я сделал разные оттенки зеленого для шасси и пусковой. На кабине изображен красно-черный камуфляж ВСУ, а предварительно были задуты и замаскированы скотчем «беременные» полоски. Везеринг — как обычно, без изысков. Опробовал новую штуку — маркер с жидким хромом, для окраски отражателя фары и зеркал. Потрясающая вещь, дает эффект натурального зеркального блеска! Самый последний этап — закрашивание белых полос ярко-зеленой краской.

    МАТЕРИАЛЫ:
    Trumpeter 01026 — 1/35 9P140 TEL of 9K57 Uragan
    Miniarm B35147 — 1/35 Resin Sagged Wheels I-159 for MRLS (BM-27) Uragan
    Voyager Model — BR35140 9P140 TEL of 9K57 Uragan Lenses and taillights

    Модель продается!

    Павел Черепанов

    РСЗО 9К57 «Ураган» - это советская реактивная система залпового огня, разработанная в 70-х годах. Она до сих пор используется российской армией . Основной задачей этого оружия является поражение живой силы и других объектов противника на дистанциях от 10 до 35 км. РСЗО «Ураган» можно использовать для дистанционной постановки противопехотных и противотанковых мин .

    Разработкой комплекса занималось тульское ГНПП «Сплав», в котором ранее была создана еще одна знаменитая реактивная система – «Град». Работами по созданию РСЗО 9К57 «Ураган» руководил генеральный конструктор Ганичев.

    По основным характеристикам «Ураган» значительно превзошел Б-21 «Град» : он мощнее, имеет большую дальность стрельбы и может использовать более широкую номенклатуру боеприпасов , что повышает универсальность этого оружия.

    РСЗО «Ураган» стоит на вооружении нескольких десятков стран мира, он принимал участие во множестве конфликтов и не раз доказывал свою высокую эффективность.

    История создания

    В середине 60-х годов советские военные получили на вооружение превосходную РСЗО «Град», аналогов которой на тот момент не имела ни одна из армий мира . Однако военным нужен был еще один комплекс РСЗО с несколько другими характеристиками: с большей дальностью стрельбы и более мощным боеприпасом. Начиная с 1963 года, конструкторы ГНПП «Сплав» в инициативном порядке работали над созданием подобного РСЗО. В 1967 году был готов эскизный проект системы, проведены стендовые испытания различных узлов и стрельба опытными реактивными снарядами.

    В 1972 году начались полигонные испытания «Урагана» и доработка реактивной системы. На этом этапе конструкторы сумели получить характеристики, которые требовали от них военные. Дальность стрельбы новой РСЗО достигла 35 км, была значительно повышена ее кучность (она в 1,5 выше, чем у «Града») и эффективность поражения противника. Залп одной пусковой установки накрывал площадь в 42 гектара.

    Конструкторы «Сплава» первые в мире сумели создать кассетную головную часть реактивного боеприпаса для РСЗО. С тех пор было разработано несколько видов кассетных боеприпасов для «Урагана», кроме боеприпасов с осколочными боевыми элементами, ракета может снаряжаться противотанковыми и противопехотными минами.

    В 1975 году «Ураган» приняли на вооружение, ее производство продолжалось до 1991 года.

    Боевым крещением «Урагана» стал Афганистан, советские войска широко применяли эту РСЗО на протяжении всего конфликта. Участвовал «Ураган» и в боевых действиях на территории Африки, сирийская армия использовала его против израильских войск в начале 80-х годов, а российские федеральные войска – в обеих чеченских кампаниях. РСЗО 9К57 «Ураган» активно применялся обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

    Описание

    РСЗО «Ураган» имеет в своем составе следующие компоненты:

    • боевую машину 9П140;
    • реактивные снаряды;
    • транспортно-заряжающую машину;
    • комплекс управления огнем;
    • метеорологический комплекс;
    • учебное оборудование;
    • автомобиль для проведения топографической съемки.

    Основной составляющей «Урагана» является боевая машина 9П140, выполненная на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ с ко­лес­ной фор­му­лой 8х8. Артиллерийская часть состоит из шестнадцати трубчатых направляющих, которые объединены в единый пакет. Направляющие крепятся на прямоугольной платформе – люльке. Качающаяся часть устанавливается на вращающемся основании, которое обеспечивает наводку направляющих по азимуту. Наведение возможно и с помощью ручного привода.

    Наводка в вертикальной плоскости возможна в диапазоне от +6° до +55°. Угол го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния составляет от — 30° до +30° от продольной оси автомобиля. В задней части автомобиля установлены домкраты, которые повышают устойчивость при стрельбе.

    «Ураган» оборудован панорамным прицелом и орудийной панорамой, есть рация и прибор ночного видения.

    Трубчатые направляющие имеют П-образный паз, с помощью которого реактивному снаряду придается вращательное движение.

    Стрельбу можно вести как залпом, так и одиночными выстрелами. Возможен вариант так называемого рваного залпа, во время которого первые восемь ракет выпускаются с интервалом в 0,5 секунды, а остальные восемь – 2 секунды. Время обычного залпа – 8,8 секунды, а «рваного» - 20. Стрельбу можно вести из кабины или дистанционно. Дальность стрельбы достигает 35 км, если огонь ведется на меньшие дистанции, то на головную часть ракеты устанавливаются специальные тормозные кольца.

    Автомобиль ЗИЛ-135ЛМ оснащен двумя восьмицилиндровыми двигателями, с мощностью 180 л. с. каждый. Силовая установка находится позади кабины. Колеса задней и передней оси управляемы, машина оснащена системой подкачки шин.

    Аналогичное шасси используется и для транспортно-заряжающей машины. Она может нести до 16 реактивных снарядов. Заряжание может проводиться без специальной подготовки, на любых площадках, его время – 15 минут. Транспортно-заряжающая машина оборудована краном, лотком с досылателем, грузовыми тележками, приспособлениями для стыковки, электрооборудованием и механизмом выверки.

    Самым простым и наиболее используемым типом реактивных снарядов для РСЗО «Ураган» является 9М27Ф с осколочно-фугасной боевой частью. Боеприпас состоит из головной и ракетной части. В головной части расположена БЧ и взрыватель, в ракетной части находится твердотопливный двигатель и стабилизаторы. Они (как и у «Града») имеют форму сектора цилиндра и раскрываются после вылета реактивного снаряда из направляющей.

    Ракета РСЗО «Ураган» 9М27К имеет кассетную боевую часть, в ней находятся тридцать осколочных элементов. Они расположены пятью секциями по шесть штук вокруг оси снаряда. Каждый подобный элемент оснащается собственными стабилизаторами и содержит 350 готовых поражающих элементов с высокой пробивной способностью.

    «Ураган» стал первой системой залпового огня, которую можно было применять для дистанционного минирования местности. На заданной высоте боевая часть ракеты раскрывается пороховым зарядом, и боевые блоки рассеиваются на определенной территории. Взрыватель каждой мины блокируется системой замедления, которая отключается через время после приземления боеприпаса. После этого мины становятся на боевое дежурство.

    В качестве боевых элементов реактивный снаряд «Урагана» может нести противотанковые контактные мины (взрывается только после наезда на них) и мины, реагирующие на магнитное поле боевой машины. Последние имеют кумулятивные выемки и могут пробивать танковую броню.

    Также боевая часть реактивного снаряда может быть снаряжена противопехотными минами ПФМ-1С (312 штук). Эта мина имеет пластиковый корпус и небольшое крыло, которое предназначается для рассеивания боеприпасов на большую площадь. По форме они напоминают бабочку или лепесток. Подобные мины широко применялись советскими войсками в Афганистане, от них сильно страдало гражданское население, в особенности дети.

    Реактивный снаряд может оснащаться и объемно-детонирующей боевой частью.

    Технические характеристики РСЗО 9К57 «Ураган»

    Ниже указаны тактико-технические характеристики системы залпового огня «Ураган».

    Характеристики боевой машины
    Количество направляющих 16
    Масса заряженной с расчетом, т 20
    Масса без снарядов и расчета, т 15,1
    Угол вертикальной наводки (зоны стрельбы), град +6…+55
    Максимальная скорость наведения электроприводам, град/с 3
    Минимальная скорость наведения электроприводам, град/с 0,2
    Время полного залпа, с:
    при постоянном темпе 8,8
    при «рваном» темпе 20
    Дальность стрельбы, км:
    максимальная 35,8
    минимальная 5
    Время, мин:
    перевода из походного положения в боевое 3
    заряжания 14
    подготовки для срочного перемещения 1,5
    Шасси Зил-135ЛМ
    Масса шасси, т 10,6
    Габариты, м:
    в походном положении 9,63х2,8х3,23
    в боевом положении 10,83х5,34х5,24
    Максимальная скорость, км/ч 65
    Запас хода, км 570
    Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
    Расчет мирного/военного времени, чел 4 (6)

    Технические характеристики боеприпасов

    Характеристики реактивных снарядов
    Индекс Тип ГЧ Масса, кг Масса ГЧ, кг Длина Дальность стрельбы, км
    9М27Ф осколочно-фугасная 280 99 4833 10-35,8
    9М27К кассетная, осколочная 271 89,5 5178 7,5-35
    9М27К2 противотанкового минирования 271 89,5 5178 июл.34
    9М27К3 противопехотного минирования
    Боевые машины мира № 2

    Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»

    После завершения разработки системы «Град», в конце 1960-х годов, началось проектирование более дальнобойного комплекса, получившего впоследствии название 9К57 «Ураган». Необходимость увеличения дальности обосновывалась тем, что в быстро меняющейся боевой обстановке реактивные системы залпового огня не всегда успевали обеспечить своевременный «маневр колесами» - требовалось расширить их возможности «маневра огнем».

    Тактико-технические характеристики

    Боевая машина 9П140

    Масса в боевом положении, т: 20

    Колесная формула: 8x8

    Количество направляющих, шт.: 16

    Калибр направляющих, мм: 220

    Дальность стрельбы максимальная, км: 35

    Время перезарядки, мин.: 15

    Время перевода из походного положения в боевое, не более, мин.: 3

    Время срочного оставления боевой позиции после залпа, не более, мин.: 1,5

    Машина 9П140-В боевом положении, вид сбоку.

    Начало разработки будущей реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ураган», которая в то время носила название «Аванпроект "Ураган"», относится ко второй половине 1960-х годов. В 1969 году - начале 1970 года составили и откорректировали тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу: «Армейская реактивная система залпового огня "Град-3"» (с начала 1970 года - «Ураган»).

    Артиллерийская часть боевой машины 9П140.

    Требования к системе

    В состав РСЗО должны были входить боевая, транспортная и командирская машины и арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетная осколочного действия и кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должны были принять Министерство обороны и Министерство машиностроения по результатам аванпроекта во втором квартале 1970 года.

    В конструкции снарядов использовался один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ.

    На стадии эскизного проектирования нужно было создать варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера- тягача МТ-С. При использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ предусматривалось 20 направляющих и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество следовало утвердить после рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривалось колесное шасси грузового автомобиля KpA3-253. Главным конструктором системы назначили А. Н. Ганичева, разработкой боевой и транспортной машин руководил Ю. Н. Калачников. Комплекс 9К57 «Ураган» приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1975 года.

    Контекст

    Как известно, в годы правления Н. С. Хрущева основной упор делался на развитие различных видов ракетного вооружения. Ствольные артсистемы явно недооценивали. Однако с середины 1960-х годов их разработку, включая и реактивные системы залпового огня, возобновили.

    Выстрел реактивным снарядом с боевой машины 9П140.

    Назначение и состав

    Реактивная система залпового огня «Ураган» предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35 км.

    В состав РСЗО «Ураган» входят следующие боевые средства: боевая машина (БМ) 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, реактивные снаряды, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», учебно-тренировочные средства, автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М, радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44 и комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381. Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °C.

    Основные сведения

    Вид: реактивная система залпового огня

    Заказчик: Советская армия

    Разработчик: Тульский государственный НИИ точного машиностроения (ныне ФГУП «ГНПП «Сплав»), Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») и другие

    Производитель: ФГУП «ГНПП «Сплав», ОАО «Мотовилихинские заводы»

    Годы производства: с 1975

    Годы эксплуатации: с 1976

    Количество выпущенных машина свыше 1000 единиц

    Основные даты

    ¦ Март 1975 г. - принятие на вооружение

    ¦ С 1980 Г. - боевое применение в Афганистане

    ¦ 1980 г. - принятие на вооружение реактивных снарядов для дистанционного минирования местности

    ¦ 1982 г. - боевое применение сирийскими войсками в ходе Первой ливанской войны

    ¦ 2008 Г. - боевое применение в ходе грузино-югоосетинского конфликта

    Заряжание боевой машины 9П140 с ТЗМ 9Т452.

    Боевая машина 9П140

    Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8x8), производившемся впоследствии на Брянском автомобильном заводе под маркой БАЗ. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющие. Боевая машина оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряда поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к его продольной оси.

    Залп одной БМ накрывает площадь более 42 га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - шесть человек (в мирное время - четыре): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель и три номера расчета.

    На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в нем используется штатная орудийная панорама ПГ-1М. Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с интервалом 0,5 с), а также с так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет с интервалом 0,5 с, остальные 8 - через каждые 2 с). Благодаря применению такого темпа удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

    Транспортно-заряжающая машина 9Т452

    Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут, Грузоподъемность крана ТЗМ - 300 кг.

    Боекомплект

    В боекомплект РСЗО «Ураган» входят следующие реактивные снаряды: 9М27Ф, с осколочно- фугасной головной частью; 9М27К, с кассетной головной частью в снаряжении осколочными боевыми элементами; 9М27С, с зажигательной головной частью; 9М59, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27К2, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27КЗ, с кассетной головной частью в снаряжении противопехотными минами; 9М51, с головной частью объемно-детонирующего действия (показал высокую эффективность во время войны в Афганистане).

    Максимальная дальность стрельбы составляет 3 км. Для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надевают кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22 км, осколочно-фугасных 9М27Ф - от 8 до 21 км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15 км, 9М27Ф - от 8 до 16 км. Особенностью четырехосного полноприводного шасси ЗИЛ-135ЛМП является расположение силовой установки за четырехместной стеклопластиковой кабиной экипажа. Силовая установка состоит из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин. каждый. Трансмиссия имеет бортовую схему: от двигателей крутящий момент через два сухих двухдисковых сцепления, две пятиступенчатые коробки передач и две одноступенчатые раздаточные коробки передается на две бортовые системы одноступенчатых колесных редукторов. Одновременное управление обеими системами обеспечивают специальные синхронизирующие устройства. Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской и телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления в шинах, имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. Полная масса шасси составляет 19,2 т. Запас хода по топливу составляет 520 км.

    Двухдверная четырехместная кабина массой 490 кг оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.

    Боевая машина 9П140. Пакет направляющих в боевом положении, домкраты опущены.

    Ходовая часть. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко.

    Артиллерийская часть включает в себя пакет из 16 трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающий механизм, электротехническую и гидравлическую аппаратуру.

    РСЗО 9К57 «Ураган»

    Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган». Один из вариантов парадной окраски, использовавшийся в Советской армии. Иногда его можно встретить и в Российской армии.

    1 Кабина. Двухдверная четырехместная стеклопластиковая кабина оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.

    2 Моторный отсек. В моторном отсеке размещена силовая установка, состоящая из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин каждый.

    3 Пакет направляющих. Шестнадцать трубчатых направляющих расположены в люльке в три ряда, при этом в верхнем ряду установлены всего четыре направляющих. Максимальный угол возвышения составляет 55°.

    4 Трубчатая направляющая. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда, обеспечивая ему первоначальную раскрутку.

    5 Домкрат.

    Для повышения устойчивости боевой машины при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом, с помощью которых осуществляется вывешивание кормовой части.

    6 Передний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

    7 Рама. Рама шасси ЗИЛ-135ЛМП - сварная лонжеронная. Открытая часть рамы, предназначенная для монтажа вооружения, имеет длину 5200 мм, погрузочная высота - 990 мм.

    8 Средние неуправляемые мосты. Жесткое бесподвесочное крепление к раме. Диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

    9 Задний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

    Из книги Техника и вооружение 1997 11-12 автора

    Из книги Техника и оружие 1996 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

    Системы залпового огня Пусковые установки С-39, БМ-14-17 и WM-18Как известно, в годы Великой Отечественной войны неуправляемые снаряды (в основном М-8 и М-13) нашли широкое применение. Поэтому и после войны неуправляемым реактивным снарядам НУРС уделялось достаточно большое

    Из книги Техника и вооружение 2003 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

    Зарубежные реактивные системы залпового огня Успехи Советского Союза в создании РСЗО, несомненно, оказали влияние на другие государства, наиболее развитие из которых только в 1970–1980 гг. смогли создать современные образцы этого грозного оружия.РСЗО является одним из

    Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

    9П140 «Ураган» Новая дальнобойная 220-мм система залпового огня разрабатывалась в СССР в конце 60-х годов вначале под названием «Град-3», однако затем она была переименована в «Ураган». Первый опытный образец изготовили в 1972 году, а четыре года спустя реактивная установка

    Из книги Первые русские мониторы (сборник статей и документов) автора

    Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

    Артиллерийские опыты на мониторах «Колдун» и «Вещун» в Транзунде. Приход в Кронштадт мониторов «Броненосец» и «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 10 за 1864 г.)3 и 4 сентября на Транзундском рейде Управляющий Морским министерством делал смотр эскадре, собранной там

    Из книги Маршал Блюхер автора Кондратьев Николай Дмитриевич

    Испытание поворотливости 2-х башенной лодки «Смерч» и монитора «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 1 за 1865 г.)Летом прошлого года мы не имели сведении о том, что делалось на эскадре броненосных судов в Кронштадте, и потому поневоле должны были оставлять на страницах

    Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

    Реактивная артиллерия Реактивная артиллерия, как и ракетное оружие, вообще, не подпадали под ограничения Версальского трактата - к моменту его подписания лишь писатели-фантасты могли предположить, насколько эффективным окажется это оружие в будущей войне. Германские

    Из книги 1991. Хроника войны в Персидском заливе автора Лаури Ричард С.

    Реактивная артиллерия Работы по созданию реактивного оружия в Германии начались ещё в 1929 г., причем поначалу наибольший интерес к этому виду оружия проявило Морское министерство. В 1931 г. при Военном министерстве был создан специальный отдел, ведающий вопросами

    Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора

    IV. НА ЛИНИИ ОГНЯ 1К концу мая обстановка резко изменилась. Восстал чехословацкий корпус, следовавший по Сибирской магистрали во Владивосток для отправки на родину. 27 мая белочехи захватили Челябинск и начали наступление на Троицк. 8 июня пала Самара.Назначенный

    Из книги Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. автора Якубович Николай Васильевич

    Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган» Ростислав Ангельский,Владимир Коровин В конце 1960-х гг. основой противовоздушной обороны отечественного флота стали два корабельных ЗРК - М-1 «Волна» и идущий ему на смену М-11 «Шторм» (о комплексах М-1 и М-11 см. «ТиВ» № 11,12/2013 г.). Оба

    Из книги Опричнина [От Ивана Грозного до Путина] автора Винтер Дмитрий Францович

    16. Прекращение огня G+4 ЧЕТВЕРГ 28.02.91Незадолго до 4 часов утра первого лейтенанта Дэниела Х. Грейбила и его экипаж разбудили, выдав приказ вылетать на эвакуацию раненых. Они быстро подготовили свой вертолёт UH-1 «Хьюи» и полетели на восток над территорией противника. Через

    Из книги автора

    Несостоявшийся «Ураган» На основании постановления правительства от 3 июня и приказа МАП от 8 июня 1953 года самолет И-3 должны были передать на государственные испытания в марте 1955 года. Разработка эскизного проекта началась в июне 1953 года и к 1 декабря 1954-го машину собрали

    Из книги автора

    Реактивная спарка Одной из первых модификаций Як-15 стала спарка, получившая обозначение Як-21 (Як-ЮМО вывозной, Як-15В или Як-21В). Названий много, а машина была одна. Як-21 № 31001 впервые облетал летчик-испытатель завода № 31 П. У. Фокин (ведущий инженер В. Г. Григорьев и механик

    Из книги автора

    Из книги автора

    Ураган над Россией Как уже говорилось, сначала были смещены Адашев и Сильвестр – их обвинили в отравлении первой жены Грозного Анастасии Романовны. Семьи опальных и даже их друзья были казнены, лишь немногие отделались ссылкой. Однако вскоре попали в опалу и

    Реактивная система залпового огня 9К57 "Ураган"

    Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» имеет калибр 220 мм. Она предназначена для поражения любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. Принята на вооружение в 1976 году.

    Боевая машина имеет шестнадцать направляющих для неуправляемых реактивных снарядов. В состав боекомплекта входят реактивные снаряды 9М27Ф с моноблочной фугасной головной частью, 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами и 9М59 с 9 противотанковыми минами.

    В состав комплекса входят: боевая машина 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381, учебно-тренировочные средства, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М и радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44.

    РСЗО Ураган имеет высокие эксплуатационные характеристики. Критическая температура (от -50 до +50 °С), высокая влажность воздуха (98% при температуре 20-25°С), запылённость приземного воздуха (до 2г/м3) - нормальные условия работы комплекса. Такие показатели позволяют использовать Ураган в любых климатических условиях. Комплекс позволяет вести стрельбу на высотах до 3000 метров над уровнем моря и приземном ветре до 20 м/с.

    Тактико-технические характеристики

      Калибр, мм 220

      Дальность стрельбы, км:

      • Максимальная 35

        Минимальная 10

      Число направляющих боевой машины (БМ), шт 16

      Масса снаряда, кг 270..280

      Время залпа, с 20

      Расчет БМ, чел 4

      Расчет транспортно-заряжающей машины, чел 3

      Время заряжания БМ, мин 20

      Время развёртывания БМ не более, мин 3

      Время свёртывания комплекса не более, мин 1,5

    Состав РСЗО

    В состав РСЗО «Ураган » входят следующие боевые средства:

      Боевая машина БМ 9П140 (см.схему)

      Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему)

      Реактивные снаряды

      Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»

      Учебно- тренировочные средства

      Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М

      Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44

      Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

    Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

    РСЗО Ураган. Вид установки сзади.

    Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

    Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

    На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

    Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

      безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,

      ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,

      ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,

      ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

    Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. «рваного» темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению «рваного» темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

    РСЗО «Ураган» Машина заряжания

    Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

    Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

    Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

    Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП - расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.