Последовательность и способы разрешения конфликта. Open Library - открытая библиотека учебной информации Как развивается конфликт чем характеризуются этапы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"

Кафедра экологического, земельного и градостроительного права

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Конфликтология"

на тему: "Характеристика стадий конфликта"

Выполнила: cтудентка Коняева Е.А.

Проверила: профессор кафедры экологического,

земельного и градостроительного

права Дрягалова Е.А.

Н. Новгород

Введение

1. Конфликт и его сущность

2. Классификация конфликтов

3. Этапы протекания конфликта и их характеристика

3.1 Предконфликтная ситуация

3.2 Период открытого конфликта

3.3 Послеконфликтный период

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Любой из нас на протяжении всей жизни сталкивается с конфликтами и конфликтными ситуациями в разных сферах общества: на работе или учебе, в семейном быту, в общении с друзьями и коллегами. Вряд ли существуют в природе абсолютно бесконфликтные люди, потому что даже постоянно поступаться собственными интересами не сможет даже самый компромиссный человек.

Конфликты возникают на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборствах разных мнений, побуждений, желаний, интересов, стилей жизни и личностных особенностей. Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они - постоянный спутник бытия и общественного развития. Желаем мы того либо не желаем, но конфликт - это та реальность, с которой мы сталкиваемся практически каждый день. Некоторые достаточно несерьезные конфликты легко разрешаемы. Однако другие, более значительные, требуют применения стратегии для их успешного разрешения либо, в противном случае, они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь. Несомненно, конфликты играют большую роль в жизни людей, стран и народов, чем хотелось бы самим людям.

Конфликт - это не всегда плохо. Если хорошо смоделировать конфликтную ситуацию, то можно даже и выиграть от этого. Не стоит забывать, что конфликт всегда несет с собой изменения и позволяет людям извлекать уроки и совершенствоваться.

1. Конфликт и его сущность

Существует очень много терминов и определений "конфликта". Более распространенный подход состоит в определении конфликта через определенное противоречие как более общее понятие, чаще всего - через социальное противоречие. Конфликт - это процесс, в котором два или более индивида(человека) или группы ищут возможность помешать друг другу, предотвратить удовлетворение потребностей соперника, достичь определенной цели и изменить его взгляды и социальные позиции. Термин "конфликтология" распространяется так же и на другие общественные и физические явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами. Но, стоит заметить, что в социальном конфликте все стороны представлены группами людьми или конкретными персонажами. Под социальным конфликтом следует понимать тот вид противостояния, при котором стороны стараются захватить территории, ресурсы, угрожают индивидам или группа людей, их собственности или культуре, таким образом, что борьба принимает форму обороны или атаки. Социальный конфликт так же включает в себя активность групп и индивидов, которые неумышленно блокируют функционирование или наносят ущерб другим людям и группам. Конфликт, у многих исследователей, ассоциируется с историческими и масштабными изменениями. Многие рассматривают конфликт человека с природой или самим собой. В этих случаях слово "конфликт" не всегда подходит для подобных ситуаций, потому что оно неадекватно общепринятому представлению.

2. Классификация конфликтов

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от субъектов и зон разногласий:

1. Внутриличностный конфликт. Этот конфликт включает в себя те конфликты, которые происходят внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такой тип конфликтов не соответствует общепринятому определению конфликта, но его потенциальные дисфункциональные последствия точно такие же, как и последствия других типов конфликта. Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Самая распространенная форма - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными ценностями или потребностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Такой внутриличностный конфликт связан и с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

2. Межличностный конфликт. Этот конфликт включает в себя разногласия между двумя и более людьми одной или несколькими группами (двумя сторонами). Стороны противостоят друг другу, к ним так же могут подключаться отдельные личности, не образующие группы. Данный тип конфликта является самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это конфликт между руководителями соседних отделов (подразделений). Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Взгляды и цели таких людей различаются в корне. Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанных аспекта:

Психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга. Именно эта сторона отличает межличностный конфликт от всех иных случаев человеческого взаимодействия, и именно она зачастую затмевает содержательную, делая накал страстей очень высоким. По субъективному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

· конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации.

· конфликты между рядовыми сотрудниками.

· конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга.

3. Конфликт между личностью и группой. В основе конфликта между личностью и группой, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.

Само членство индивида в группе является конфликтным, С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой - он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:

· преследуя свои личные цели,

· случайно или потому, что еще не в полной мере освоил эти нормы, индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.

Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и коллективом:

· ожидания личности противоречат ожиданиям группы,

· противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.,

· борьба за повышение своего статуса в группе,

· конфликт между руководящими органами и неформальной группой,

· поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.

Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы.

Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.

Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей ответственности и власти.

4. Межгрупповой конфликт. Это конфликт между социальными общностями людей и социальными группами с разными интересами. Это один из самых распространенных конфликтов. Организации состоят из множества групп формальных и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами может возникнуть конфликт. Ярким примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт профсоюзов с администрацией. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейными руководителями и административным персоналом. Это пример дисфункционального конфликта. Административный персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться технической лексикой. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднению в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации специалистов из администрации и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов "на свое место". Административный персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала.

5. Межгосударственный конфликт. Если порассуждать по поводу того или иного конфликта, можно прийти к выводу о том, что каждый маленький, или локальный конфликт является частью большого, а иногда и глобального конфликта. Более того, всякий раз проводя анализ конфликта, следует иметь в виду, какой частью большого он является. Не является ли он частью и вместе с тем следствием большого, глобального конфликта? Нужно всегда искать причинно-следственные взаимосвязи конфликта - это, прежде всего, вести поиск причин большого конфликта, который, как правило, порождает серию малых конфликтов.

Виды межгосударственных конфликтов:

конфликт идеологий,

конфликт из-за политического господства,

территориальный конфликт,

религиозный конфликт.

Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и межгосударственным конфликтом: - военные конфликты менее масштабны. Цели ограничены. Причины - спорные вопросы. Причина войны - глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны; - война - состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт - состояние социальной группы; - война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.

3. Этапы протекания конфликта и их характеристика

Одним из способов развития общества, как ни странно, является конфликт, который представляет собой определенный процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта - это процесс его изменения.

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами:

1) начало,

2) развитие,

3) завершение.

К собственно конфликту примыкают еще два периода: предконфликтный и послеконфликтный.

Общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

3) послеконфликтный период.

3.1 Предконфликтная ситуация

Предконфликтная ситуация - это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих.

Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.

Предконфликтная ситуация характеризуется, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и "мирным", бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут "сняты" в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной.

Осознание причин конфликта.

При этом следует иметь в виду, что само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. Что же обычно предшествует конфликту? Здесь можно выделить две группы явлений: объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны - люди, имеющие определенные интересы и ценности. Собственно, это структура противоречия, не перешедшего в конфликт. Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными, застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами. Под конфликтной ситуацией следует понимать такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желания потенциальных противоборствующих сторон, а может быть вызвана или создана одной из сторон или обеими. При этом крайне важно отметить, что каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Невозможность мирно разрешить ситуацию и нежелание вступать по этому поводу в конфликт могут привести к так называемому психологическому замещению (переносу) целей неудовлетворенных потребностей. Нередко такое замещение выражается в пьянстве и других формах социально осуждаемого поведения, которое, в свою очередь, может вызвать конфликт.

3.2 Период открытого конфликта

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.

На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только "дозволенные", общепринятые, но и "грязные" средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как "противником", "врагом".

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого - открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:

1) инцидент,

2) эскалация,

3) завершение конфликта.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент - это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание). Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. конфликтный противоборство общение быт

Вопрос стоит только так: "кто кого", ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:

1) создание образа врага,

2) демонстрацию силы и угрозу ее применения,

3) применение насилия,

4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

Завершение конфликта - это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. Хотя завершение конфликта может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов. На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

· явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

· очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

· обнаружившиеся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

· появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1) устранение оппонента или обоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

· победоносным,

· компромиссным,

· пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

· мирным,

· насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

· конструктивным,

· деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

· полностью и коренным образом завершенным,

· отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия "завершение конфликта" и "разрешение конфликта" не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

· затухание (угасание) конфликта,

· устранение конфликта,

· перерастание конфликта в другой конфликт.

3.3 Послеконфликтный период

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями и осмыслением своей позиции. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия. Основным способом регулирования и надежного устранения противоборства - это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели. Где есть общие интересы и задачи, там различия и противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятная психологическая обстановка.

Заключение

Жизнь - это постоянная смена войны и мира, покоя и борьбы, конфликта и консенсуса - она непрерывна. В ней зло не существует без добра, счастье - без горя, а порядок без хаоса. Конфликт можно определить как нарушенное согласие, а согласие - как результат улаженного конфликта. Общество, так же как и отдельный человек, находится в бесконечном и постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, который представляет собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта - это процесс его изменения.

В данной работе я изучила три этапа конфликта:

1. Латентный период (предконфликтная стадия) - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.

2. Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает следующие стадии: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие и завершение конфликта.

3. Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

Нужно уметь предотвращать конфликт, чтоб избежать лишней напряженности, борьбы и негатива. Освоение навыков активного слушания и алгоритмами разрешения конфликтных ситуаций позволяют значительно снизить число и остроту конфликтов.

Библиографический список литературы

1. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л.Г. Агеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 200 с.;

2. Конфликтология: Учебник /Под ред.А.Я. Кибанова. - Изд. 2-е., перераб.и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 302

3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология; Питер - Москва, 2013. - 512 c.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 - 336с.

5. И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск: Изд-во МИУ, 2010

6. Лазукин А.Д. Социальная психология, Омега-Л, 2010 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие конфликта. Существование различных определений конфликта. Возникновение конфликтов во всех сферах человеческой жизни. Межгрупповые и межличностные конфликты. Основные функции конфликтов. Объективные причины, порождающие конфликтные ситуации.

    реферат , добавлен 31.12.2008

    Понятие "общение" в современной психологии. Роль конфликта в общении. Способы управления, профилактики, разрешения конфликта. Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Типы постоянно-конфликтной личности (характерологические особенности).

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Понятие, специфика сущности, структура, характеристика основных элементов конфликта. Конфликты в жизни отдельных людей, коллективов, общества в целом. Уровень конфликтного противостояния. Объект, субъекты (участники),социальная среда, условия конфликта.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2008

    Понятие как качество взаимодействия между людьми. Разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах. Объект и предмет конфликта, его причины. Конфликт между личностью и группой. Информационные модели конфликтной ситуации.

    презентация , добавлен 04.12.2012

    Конфликтная ситуация и инцидент как предпосылки возникновения конфликта, его основные структурные элементы и характерные признаки проявления. Конфликтные ситуации между детьми и родителями, проблемы решения, выбор наиболее приемлемого пути выхода из них.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Понятие конфликта как столкновения между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Предпосылки возникновения конфликтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации, ее разрешение.

    реферат , добавлен 30.07.2015

    Рост напряженности в разных сферах социального взаимодействия. Интерес к проблемам возникновения и разрешения конфликтов от межличностных до межгосударственных. Определение, основные типы и методы преодоления конфликта. Типы людей и стили поведения.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Рассмотрение конфликтологии как отдельной науки, история ее возникновения, отношение древних мыслителей к проблеме конфликта. Анализ конфликта как социального явления, являющегося неотъемлемой частью общества. Действия в условиях конфликта, его стадии.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

стороны (участники, субъекты) конфликта;

условия прохождения конфликта;

образы конфликтной ситуации;

возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов - это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация). Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация) я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации - там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь...».

Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» - это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия - недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) - конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтонное поведение (от лат. «Тон» - «звук») - это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. - то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее - и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, - это ситуация синтонная.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Этапы развития конфликта

Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.п. Есть точка отсчета, вокруг которой в дальнейшем может развиваться конфликт; это общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап – созревание. Из многочисленных связей и отношений субъект начинает выбирать те, которые он считает приемлемыми или неприемлемыми. Это может быть все что угодно: работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.п. Конкретно выделяется субъект (группа) как носитель той или иной притягательной или отталкивающей черты, и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих конкретной группе или человеку. Второй этап характеризуется:

Выделением конкретного оппонента;

Накапливанием определенной негативной информации о субъекте;

Четким выделением сферы конфликтной ситуации;

Концентрацией групп сторонников и противников;

Усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями.

Третий этап – инцидент. Часто перед ним наблюдается некоторое затишье, выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», борца за справедливость». Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: не тем тоном сказано, не так взглянул, не предупредил или наоборот накричал, сделал замечание – это лишь «зацепка». Сам инцидент – «мелкий камешек», могущий вызвать обвал, приведя в действие всю мощь стихии. Его фиксация не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами, однако он является отправной точкой для столкновения. Участники ситуации созрели для открытого противостояния, и начинается столкновение, т.е. конфликт.

Четвертый этап – столкновение (конфликт). Его можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как»пустая» порода, так и «ценная». Прямое столкновение проявляется на нескольких уровнях: эмоционально – психологическом, физическом, политическом, физическом, политическом, экономическом и т.д.

Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы вызывают борьбу, противостояние и конфронтацию. Способность определить «ценную породу» от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

Ярко выраженными противостояниями;

Выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;

определением масштаба и границ конфликта;

Появлением третей стороны (наблюдателей, групп поддержки, и пр.);

Определением масштаба и границ конфликтной ситуации;

Предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

Появлением факторов, подтверждающих необходимость столкновения.

Конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

Пятый этап – развитие конфликта. Говоря о развитии мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в ситуации, а также факторов, оказывающих то или иное влияние на конфликт. На этом этапе есть факторы, которые не развиваются и не меняются, т.е. статичны, постоянны: предмет конфликта; социальные факторы; базовые ценности; стратегические цели.

Элементы, которые частично меняются: связи и отношения между субъектами (группами); интерпретация фактов; интересы; потребности; тактические задачи; представления о конфликте, субъектах отношениях. Элементы, которые могут быть заменены другими: смысловой контекст; позиции, роли; средства борьбы; социальные нормы, принципы взаимодействия; реакции; чувства; эмоции. Именно здесь происходит развитее конфликта. Действия конфликтующих сторон определяются этими элементами.

Шестой этап – пост конфликтная ситуация, последствия конфликта. С точки зрения выделения этапов конфликта необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего и четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из под контроля. Иными словами субъекты, уже находятся внутри конфликта и действуют в соответствии с его логикой борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.

На основании выделения этапов развития конфликтной ситуации и выделения специфических характеристик можно;

Сформулировать задачи для осуществления целенаправленного вмешательства в конфликты на разных этапах;

Применять закономерности в практике управления и в учебном процессе;

Применять схему для диагностики конфликтной ситуации;

Профессионально управлять конфликтной ситуацией посредством изменения основных характеристик и элементов;

Профессионально «встраиваться в конфликт» с целью управления ситуацией изнутри и т.д.;

Таким образом, методически «расщепляя» конфликт и определяя место конфликта, мы строим некоторую конструкцию, позволяющую приблизиться к богатству содержания и распознать тончайшие нюансы этого социального феномена.

1. Предконфликтное состояние .

Характеризуется внешним спокойствием, но в его рамках появляются условия, способствующие началу столкновения интересов (скрытый конфликт, в голове и в душе вы чувствуете, что конфликт может произойти, но по каким-то причинам он пока не происходит; как толь есть к чему придраться, возникает конфликт).

2. Возникновение объективной конфликтной ситуации. (зарождение конфликта) .

Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и являются предпосылкой конфликта.

В этот период предрасполагающие условия получают такое развитие, что намечается реальное столкновение.(проект не был интересен, по мнению одной из сторон, оказалось, что он в итоге не одобрен.)

3 . Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия .

На этом этапе конфликтующие стороны начинают осознавать неизбежность столкновения интересов и выбирают вариант своего поведения в нем.

4 . Начало открытого конфликтного взаимодействия .

Возникновение повода, который способствовал первоначальному столкновению. Это могут быть неосторожно высказанное суждение, критическое замечание и т.п.

Развитие конфликтной ситуации на этом этапе изображено на рис. 6.

Один из участников взаимодействия, который осознал конфликтую ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения. Демарш - выступление, протест, требование или предостережение по какому-либо вопросу.- чаще дипломатическое выступление, например - отзыв дипломатического представителя.), направленным на нанесение ущерба «противнику».

Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия. (Может произойти смещение акцентов - большее значение имеет победа в конфликте, чем решение реальной проблемы.)

5. Развитие открытого конфликта или (Развертывание конфликтного взаимодействия и достижение апогея .)

На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта - (то, из-за чего произошел конфликт).

Признаками конфликта могут быть высказанное в резкой форме недовольство, оскорбление обоюдное или одностороннее в вербальной или физической форме, демонстрация агрессивного поведения, угрозы и т.д.

6. Разрешение конфликта или углубление конфликтной ситуации.

Этот этап предполагает несколько возможных вариантов развития:

- Разрешение конфликта (устранение причин - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях вызывают его).


Разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решение суда и т.п.)

- «замораживание» конфликта, т.е. снижение напряженности до определенного уровня и гибкое управление развитием ситуации в последующем;

Угасание конфликта, когда в действие вступает народная мудрость («время лечит», «утро вечера мудренее»), которая предполагает, что с течением времени напряженность в конфликте спадет сама собой.

При определенных условиях возможно и углубление конфликтной ситуации.

К таким условиям можно отнести:

Неумелые действия руководителя;

Бескомпромиссность одной из конфликтующих сторон;

Обострение причин, лежащих в основе конфликта;

Целенаправленное обострение взаимоотношений оппонентов так называемыми подстрекателями (накручивают) и др.

Некоторые исследователи выделяют еще один этап.

7. Послеконфликтный период.

Его особенность заключается в том, что он во многом зависит от содержательной стороны разрешения конфликта (разрешен ли конфликт, каким образом или угас или «заморозился»).

Этот период характеризуется, как правило, изменениями во взаимоотношениях оппонентов и членов коллектива; сменой настроения и морально-психологическтго климата в целом, изменениями в профессиональной деятельности.

Этапы конфликта связаны с фазами конфликта , которые отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основные фазы конфликта.

1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.

Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д.

При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению в таблице.

Соотношение фаз и этапов конфликта.

2. Периоды и этапы в развитии конфликта

Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.

Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.

Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

* один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

* второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

* второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

Таким образом, народная мудрость, говорящая о том, что спорят всегда двое, вполне справедлива, и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:

Латентный период (предконфликт) включает этапы:

Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием).

Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.

Важно понять, что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная.

Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы:

Инцидент - первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.

2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует:

* недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

* возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

* негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);

*отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

* представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);

* деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

* отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.

5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

6) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.

7) 7) 7) потеря первоначального предмета разногласий

8) 8) 8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.

9) может иметь место увеличение числа участников.

Если вы захотите лучше представить себе внешнюю сторону конфликта, рекомендую вам воспользоваться теорией "симметричного схимогенеза" Г.Бейтсона.

Если же вас заинтересуют внутренние причины конфликта, обратитесь к теории эволюционной эпистемологии Г. Вольмера и К.Лоренца. Эта теория проводит интересные параллели между поведением человека в конфликте и поведением человека в момент угрозы вообще, такими свойствами человеческой психики как, например, тяга к неизвестному. По мере обострения конфликта, согласно этой теории, человек проходит все стадии онтогенеза, но только в обратном порядке.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

Четвертый этап - возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" - плохо и отвергается.

На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.

Выделяют два типа агрессии - агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия.

АГРЕССИЯ



ВРАЖДЕБНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

Спор о природе агрессии велся с незапамятных времен и не утихает до сих пор. Что такое агрессия. Ж.Ж.Руссо полагал, что это следствие искажения человеческой природы. З.Фрейд говорил о естественности этого состояния и частично объяснял ее существованием инстинкта смерти (Танатос), проявляющегося в прямом и сублимированном виде. Скорее всего, агрессия - это функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями.

Следующий этап - сбалансированное противодействие - стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается.

Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.

Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.

Частичная нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции полностью не исчезли и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего, коррекцией оценок оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

Все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их.

Р. Валтон выделяет в конфликте этапы дифференциации и интеграции сторон. Последний наступает с момента осознания бессмысленности дальнейшей эскалации.

Итак, конфликт - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации…

92%

эскалация

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%

Конфликтные ситуации в социуме являются нормой. Социологи говорят, что даже когда отношения выстраиваются гармонично и с учётом общественных правил и норм поведения, всё равно иногда невозможно избежать разногласий. Они были во все времена и есть сейчас. «Популярно о здоровье» расскажет об основных стадиях конфликта и приведёт примеры, облегчающие понимание.

Для чего нужно знать основные стадии развития конфликта ?

Понимание того, как зарождается критическая ситуация, помогает избежать или максимально гладко разрешить её. Это необходимо для защиты социальных отношений и всего общества в целом. Психологи настоятельно рекомендуют научиться анализировать конфликт, что поможет идентифицировать самого себя и собственную роль в любом споре и конфликте и правильно разрешить его.

Основные стадии развития конфликта

Социологи и психологи выделяют 4 стадии развития конфликтных ситуаций. Рассмотрим их:

* Предконфликтная;
* Непосредственно сам конфликт (точка кипения);
* Разрешение ситуации;
* Постконфликтная стадия.

Для предконфликтной стадии характерно нарастающее напряжение. Оно всегда возникает, когда нарушаются ценности и интересы человека или группы людей.

Психологическое напряжение растёт из-за неудовлетворённости каких-либо потребностей индивидов. Ощущение недовольства и напряжённости вызывает желание искать виновных в сложившейся ситуации, причём, не всегда удаётся найти реальных виновников, иногда их роль присваивается предполагаемым или вымышленным субъектам.

Осознание неразрешимости проблемы приводит к ещё большему недовольству. Такая напряжённость может сохраняться длительное время, пока, наконец, она не перерастёт непосредственно в сам конфликт. Однако для перехода первой стадии во вторую необходим толчок, инцидент. Иногда его провоцируют сами участники конфликта, иногда он возникает случайно, на фоне естественного течения событий.

Вторая стадия – непосредственно само столкновение. Оно начинается по-разному – может быть спровоцировано одной из сторон или возникнуть спонтанно в результате обстоятельств. Противодействие нередко является ответной реакцией на вызов оппонента или группы лиц. Не всегда конфликт протекает явно, поскольку его проявление напрямую зависит от стиля поведения и реакции участников. Каждое противодействие является уникальным в своём роде. Не редки случаи, когда при противодействии удаётся избежать эскалации, то есть, активной фазы противоборства.

В подавляющем большинстве случаев всё же конфликты входят в стадию эскалации. Сопротивление достигает «точки кипения», перерастает в открытое противоборство. Если участники продолжают подогревать конфликт, он достигает таких масштабов, что в него могут быть вовлечены субъекты, которые ранее не были к нему причастны. Развивающееся противостояние порой настолько затягивает оппонентов, что они забывают о первичных причинах недовольства и целиком сосредотачиваются на конфликте, не гнушаясь никакими средствами борьбы. Главной целью противоборствующих сил является причинить оппонентам наибольший вред. По такому сценарию нередко протекают народные восстания, национальные конфликты, а также ссоры между обычными людьми.

Разрешение конфликта – следующий этап. Продолжительность противостояния зависит от различных факторов и внешних условий, а также от поведения самих участников процесса. Нередки случаи, когда оппоненты переосмысливают ситуацию, а также свои собственные ресурсы и потенциал других участников. Приходит понимание невозможности решить проблему силовым путём, необходимо искать другие методы решения. Разрешение конфликта возможно, благодаря нейтральной стороне, вмешательству извне. Постепенно «накал страстей» утихает, что всё же не исключает возможности нового противостояния в будущем.

Для постконфликтной стадии характерно полное затухание противостояния сторон. Однако отношения конфликтующих субъектов могут быть оставаться напряжёнными ещё долгое время. Это зависит от того, насколько удовлетворены их цели и потребности, какими методами воздействия они пользовались во время конфликта, какой ущерб нанесён сторонам.

Примеры развития конфликта

Простой пример – разлад семейных отношений. Если муж и жена долгое время накапливают недовольство, то со временем произойдёт ситуация, когда назреет конфликт. Одна из сторон может заявить о своих претензиях, а другая станет отстаивать свои интересы. Есть два пути решения проблемы – сесть за стол переговоров или разрушить семью. Если никто из супругов не встанет на путь примирения, то вскоре пойдут в ход оскорбления, а иногда и рукоприкладство, что в итоге разрешится разводом.

Для школьников более понятен пример двух парней, влюблённых в одну девочку. На почве ревности они конфликтуют, дерутся, после чего либо понимают бессмысленность этой ситуации, либо переоценивают свои возможности и потенциал оппонента. Конфликт затухает, но вскоре может обостриться снова.

Любая конфликтная ситуация имеет 4 стадии развития. То же самое касается националистических противостояний, политических разногласий. Важно понимать, что предшествует развитию противоборства и на этом этапе стараться не допустить его дальнейшего прогрессирования.