Легенда о любви Петра I и Марии Кантемир: а был ли роман? Легенда о любовной связи Петра I и Марии Кантемир: а был ли роман

Известная история, связанная с будто бы «последним любовным увлечением» Петра Великого Марией Дмитриевной Кантемир (1700-1757) и её беременностью от императора, окончившейся выкидышем, спровоцированным лейб-медиком императрицы Екатерины Георгием Поликалой (с 1704 по 1711 гг. служившим личным врачом П.А. Толстого в Константинополе) базируется на весьма шатких документальных основаниях и больше похожа на подобие авантюрного романа.

Единственным свидетельством о том, что подобное увлечение государя и его последствия имели место в действительности, базируется на документе от 8 июня 1722 года донесении французского посла в России Жака де Кампредона (de Campredon; 1672 – 1749) кардиналу Дюбуа. Сообщая о начале Персидского похода, посол упомянул о распространявшихся в Санкт-Петербурге слухах о беременности Марии Кантемир от императора Петра: «Царицу страшит новая склонность Монарха к дочери валашского господаря [Дмитрия Константиновича Кантемира].

Она, утверждают (on pretend), беременна уже несколько месяцев, отец же у нее человек очень ловкий, умный и пронырливый. Царица и боится, как бы Царь, если девушка эта родит сына, не уступил убеждениям принца валашского и не развелся с супругою для того, чтобы жениться на любовнице, давшей престолу наследника мужского пола. Этот страх не лишен основания и подобные примеры бывали».

Если доверять этому, довольно осторожному сообщению Кампредона, кстати, всё это время пребывавшего в Санкт-Петербурге и находившегося в личной переписке с Д.К. Кантемиром, трудно объяснить желание «пронырливого» молдавского князя найти поддержку в исполнении своего завещания именно у Екатерины, то есть явного врага его дочери и его «коварных замыслов». Действительно, обострение болезни Д.К. Кантемира (сухотки, — диабета) на протяжении Персидского похода, привело к тому, что 28 сентября он написал завещание на имя государыни императрицы Екатерины I.

Предполагаемый портрет Марии Кантемир. Худ.: И.Н. Никитин, 1710-е — 1720-е гг. Собрание музея «Новый Иерусалим».

Интересно, что сторонники авантюрного романа предпочитали не обращать внимания на другое письмо того же Жака де Кампредона, отправленное им через год после описываемых событий, 13 июля 1723 года, на имя французского короля: «Поговаривают уже о поездке в Москву будущей зимой. Говорят даже, что там произойдет коронование Царицы, что царь приобщит ее к правлению и установит порядок престолонаследия. Достоверно, что влияние Царицы усиливается с каждым днем и что только ради ее удовольствия Царь держит в отдалении, в деревне, господаря молдавского, дочь которого, казалось одно время, обратила на себя внимание Монарха».

Как раз во время написания этого письма князь Кантемир с семейством с продолжительными остановками, вызванными его болезнью, продвигался из Астрахани в направлении Москвы. Оба своих сообщения де Кампредон, не скрывая того, основывал на слухах и домыслах, распространённых при дворе, вернувшемся в Санкт-Петербург из Москвы сразу после отъезда императора в Персидский поход. Поэтому куда большее доверие вызывают записи биографа семьи, И. Ильинского, лично присутствовавшего при Д.К. Кантемире в Дербенте и бывшего непосредственным свидетелем воссоединения семьи Кантемиров в Астрахани девятого октября 1722 года.
Дмитрий Константинович Кантемир, — отец Марии.

В некоторых изданиях дополнительным источником сведений об указанных событиях указывается записка, приписываемая «цесарскому дипломатическому агенту», то есть австрийскому послу, видимо, С.-В. Кинскому, которая была впервые опубликована в историко-географическом журнале «Магазин новой истории и географии» в 1777 году:«Но среди всех царских любовниц никто не был для царицы так опасен, как молодая княжна Кантемир, которую царь по сравнению с другими особенно пылко любил, и Толстой в этой любви выступал в роли посредника, который впоследствии пользовался милостью царя и царицы и для царского удобства собирался сам жениться на этой даме и дать ей своё имя, желая тактично отвлечь внимание царицы от этой любви.

Но царь не хотел довольствоваться таким оборотом дел, желая самому вступить в брак с этой молодой княжной, столь велика, всё-таки была его любовь, однако, он не мог решиться пойти против своей царицы, русской Катерины первой, с произведёнными ею на свет его детьми, поскольку опасался Духовной коллегии, которая могла и вовсе воспрепятствовать этому; но поскольку измена была взаимной, разрешение на его венчание с княжной Кантемир в качестве супруги второго порядка (Gemahlin Secundi) могло быть получено после рождения у неё сына (потому что она была как раз тогда беременна).

В это же время царь предпринял поход в Персию, вследствие чего княжна Кантемир лишилась его внимания, и именно после того, как время её неудачных родов в Астрахани у неё произошёл выкидыш, она попала в забвение, а царица, вопреки всему повсюду сопровождавшая царя, снова одержала победу». Вызывают удивление многочисленные совпадения этой записки с донесениями де Капредона, что косвенно может свидетельствовать о том, что слухи о беременности Марии были переданы французскому посланнику от австрийского посла.

Но ненадолго вернёмся к легенде, наиболее полно отражённой в статье Л.Н. Майкова: «Пока происходила эта экспедиция, в Астрахани, на государевом рыбном дворе, где было отведено помещение для Кантемирова семейства, совершилось издалека подготовленное темное дело. Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем. Есть известие, что эти роды были искусственно ускорены мерами, которые принял Поликала, врач семьи Кантемиров, состоявший также при Царицыном дворе, – руководил же действиями Поликалы не кто иной, как приятель князя Димитрия П. А. Толстой.

Ему не впервой было играть двойственную роль: сближая княжну с Петром, он в то же время хотел быть угодным Екатерине; несчастная княжна оказалась его жертвой, хрупкою игрушкой в его жестких руках. Теперь су­пруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена, и Толстой мог рассчитывать на благодарность Екатерины /…

В Астрахани, среди семьи, князя встретили нерадостные вести: он застал дочь тяжко больною.

Есть основание думать, что обстоятельства, сопрово­ждавшие ее болезнь, остались для него не выясненными; по крайней мере, врач Поликала продолжал находиться при нем. Но уже самый исход княжнинойбеременности уничтожал все тайные замыслы и надежды князя, и этого было совершенно достаточно, чтоб оконча­тельно разрушить его здоровье». В своём рассуждении исследователь опирался на вышеприведённый анонимный и изданный через 70 лет после событий, «анекдот» о княжне Марии Кантемир как о «жене второго ранга», продолжающийся словами: «…она [М.Д. Кантемир – прим. А.П.] была беременна; если она родит сына, он [Пётр I – прим. А.П.] будет должен объявить его наследником престола.

Но Екатерина избежала такой немилости в результате двух довольно счастливых событий. Неожиданно возникает необходимость экспедиции в Персию. Министры царя, желая проявить свою кипучую деятельность, вели спешную подготовку похода и торопили его [Царя – прим. А.П.] отъезд, что заставило его забросить все любовные приключения и все придворные интриги. В то же самое время у Кантемир произошел выкидыш в Астрахани; это закончилось тем, что она потеряла своё место возле Императора, а Екатерина, которая сопровождала своего мужа в Персии и стойко выносила тяготы поездки и убийственно жаркий климат, вернула милость Петра».

Подчёркивавшееся анонимным автором участие П.А. Толстого в этих событиях в качестве сторонника интересов семьи Кантемиров привело к появлению «конспирологической» теории Л.Н. Майкова о его двойственном участии в указанных событиях, несмотря на то, что дальнейшая биография этой бесспорно выдающейся личности свидетельствует о личной приверженности Толстого заветам Петра и его беззаветной верности Екатерине после смерти императора.

Выраженную в завещании отца надежду на всё ещё возможный, по мнению Д.К. Кантемира, брак его дочери Марии со сватавшимся к ней И.Г. Долгоруковым, Л.Н. Майков был склонен трактовать как хитрую интригу, придуманную глубоко больным, измождённым, находящимся на пороге смерти человеком, призванную дать понять императрице, «…что для него осталась тайною близость Петра к его дочери».

Наконец, окончательное оформление сплетен о близости императора и Марии Кантемир в жанр авантюрного романа принадлежит перу польского историка, писателя и публициста Казимира Феликсовича Валишевского (1849 – 1935), по словам которого, «…когда Петр в 1722 году отправлялся в поход на Персию, его любовная интрига с Марией Кантемир тянулась уже несколько лет и казалась близкой к развязке, роковой для Екатерины. Обе женщины сопровождали царя во время похода. Но Мария вынуждена была остаться в Астрахани, так как была беременна. Это еще больше укрепило ее приверженцев в победе.

После смерти маленького Петра Петровича у Екатерины не было больше сына, которого Петр мог бы сделать своим наследником. Предполагалось, что если по возвращении царя из похода Кантемир подарит ему сына, то Петр не колеблясь отделается от второй жены так же, как освободился от первой. Если верить Шереру[предполагаемому автору анонимных анекдотов 1792 г. издания – прим. А.П.], друзья Екатерины нашли способ избавиться от опасности: вернувшись, Петр застал свою любовницу тяжелобольной после преждевременных родов; опасались даже за ее жизнь».

Любопытно, что ни один из авторов, придерживавшихся мнения о том, что описываемые авантюрные обстоятельства имели место в действительности, отчего-то, не указывает напрямую, при каких обстоятельствах Мария потеряла ребёнка: был ли это выкидыш, спровоцированный дальним путешествием, резкой сменой климата или болезнью, умер ли младенец в результате неудачных родов, или, всё же, прожил несколько дней, получив святое крещение.Игнорирование многочисленных естественных факторов, которые могли бы привести к этому печальному событию, при настойчивых утверждениях об отравлении княжны подосланным врачом, также снижает доверие к подлинности этой истории.

Поводом для сомнения служит и то обстоятельство, что исследователи этой тёмной истории не только воздерживаются от указания даты этого события, но и уклонились от любых временных уточнений, как например, свершилось оно во время похода (18 июля – 9 октября 1722 г.) или уже после возвращения Д.К. Кантемира в Астрахань.Кроме того, некоторые из авторов и вовсе ошибочно связывают это событие даже с кончиной княжны Марии Кантемир, игнорируя опубликованную позднейшую переписку Марии с братом Антиохом 1734 – 1744 годов.

Согласно данным Байера, участвовавший в походе лейб-медик императрицы Георгий Поликала был приставлен к Кантемиру по указанию Петра I ещё в Дербенте и прибыл в Астрахань вместе с князем, а, значит, не мог участвовать в «коварной интриге» с отравлением одной из княгинь Кантемир до возвращения Д.К. Кантемира в Астрахань.
Анастасия Кантемир, урожденная Трубецкая — мачеха Марии Кантемир.

Особо следует обратить внимание на то, что ни один из сторонников «авантюрной версии» не обратил внимания ни на беременность мачехи Марии, светлейшей княгини Анастасии Кантемир, протекавшую как раз во время описываемых событий, ни на смерть её ребёнка в Астрахани в конце ноября того же 1722 года, сведения о чём были опубликованы Байером ещё в 1783 году.

Такая, довольно странная «избирательность» в толковании источников вкупе с «удвоением событий», думается, уже является поводом усомниться в том, что и мачеха и, бывшая её ровесницей, имевшая ту же фамилию, падчерица примерно в одно и то же время, находясь в одном и том же месте, на рыбном дворе в Астрахани, имели одну и ту же судьбу, связанную с потерей их младенцев-сыновей. Между тем, непосредственный участник событий, И.И. Ильинский, на протяжении похода заведовавший получением писем для Д.К. Кантемира, ежедневно общавшийся с ним, и подробно отражавший в своём журнале историю семьи, ни словом не упоминает ни о беременности, ни о выкидыше, ни о болезни ни Марии, ни Анастасии Кантемир, упоминая, тем не менее, и о первых неудачных родах княгини Анастасии.

Так или иначе, достоверным следует почитать лишь то, что неопределённые слухи о беременности одной из княгинь Кантемир, всё же, носились в высшем Санкт-Петербургском обществе, так или иначе, достигнув ушей де Капредона иКинского, которые не смогли или не сочли нужным узнать и поведать более точные сведения. С другой стороны достоверные сведения о возможных встречах княжны Марии с государем исчерпываются немногочисленными упоминаниями о посещениях Петром I дома Кантемиров в Санкт-Петербурге и встречах семьи с императором в дни затяжного празднования Ништадского мира, на которых могла присутствовать Мария.

Думается, что отсутствие каких-либо более определённых данных об этом при высоком внимании современников и исследователей к дневному распорядку государя, делает эту историю ещё более сомнительной. С другой стороны, отраженная в источниках мемуарного характера ревность светлейшего князя Д.К. Кантемира к его супруге Анастасии, обострившаяся в период её частых, едва не регулярных встреч, происходивших в то же самое время с другом её детства, герцогом Гольштейн-Готторпским была отмечена в дневнике Берхгольца, и уж конечно, не составляла тайны для общества вместе со «странным поведением» княгини валашской 14 апреля 1722 года (т. е. за 7 – 8 месяцев до родов) на званом обеде у австрийского посла графа Кинского – предполагаемого автора одного из двух главных источников, касающихся этой запутанной истории.

http://trojza.blogspot.md/2015/01/i.html

И.Н.Никитин предполагаемый портрет Марии Кантемир

Кантемир Мария Дмитриевна (Кантемирова Марья) (29.4.1700, Яссы - 9.9.1757, Москва), княжна. Дочь молдавского господаря Д.К. Кантемира и Кассандры Кантакузин. Последняя любовь Петра Великого. Эта история напоминает древнегреческую трагедию, в которой есть любовь, злодейство и смерть. Ее мечтал царь возвести на вершину власти, ее сына - сделать своим наследником трона. Не случилось, не привелось - дворцовые интриги привели к гибели сына блистающей в своем веке Марии, а потом и самого Петра.

Из рецензии на книгу Чирковой. "Мария Кантемир. Проклятие визиря"

«Взлеты, падения, драмы... Философские раздумья, гипотезы и факты - неопровержимые, сложенные кирпич к кирпичику в литературную крепостную стену, которая выдерживает дотошность исследования, не вызывая скуки, пленяет захватывающим сюжетом, вовлекает в драматический мир героев, населяющих этот роман-остров. Роман с интригующим названием: "Мария Кантемир. Проклятие визиря", выдвинутый на соискание Государственной премии Молдовы.

Новое произведение Зинаиды Чирковой начинается с показа Турции, где жил заложником у турецкого султана Дмитрий Кантемир. Такова была традиция - старший сын молдавского господаря должен был быть аманатом у султана. Отец Дмитрия и старший его брат были господарями Молдавии, и потому вся семья Кантемиров в течение многих лет жила в Стамбуле.

Дмитрий Кантемир и здесь не терял времени даром. Он стал европейски образованным человеком, философом, писателем, географом, историком своей родины. Даже музыка не оставила его равнодушным - Кантемир написал для Турции ее гимн, под мелодию которого ходили в битвы янычары султана.

Здесь, в Стамбуле, получила азы своего удивительного для тех лет образования его старшая дочь - Мария. Астрономия, география, геометрия, математика, множество европейских языков - таков был перечень ее занятий. Здесь, в Стамбуле, познакомилась она с русским послом в Турции - Петром Андреевичем Толстым, здесь выучилась и русскому языку.

Вместе с отцом уехала она в Яссы, где Дмитрий Кантемир стал господарем. Вместе с ним участвовала она и в битве при знаменитом Прутском походе Петра I, здесь и увидела впервые русского царя и полюбила его нежно и самозабвенно на всю свою жизнь...

Роман всеохватно и мощно излагает историю этого похода, психологически тонко анализирует неудачу Дмитрия Кантемира, его мирные переговоры с визирем, возглавлявшим турецкое войско и окружившим рать Петра I. Выход из этого окружения горек для Кантемира, но он не отрекается от своих идей, от заветов рода и вместе с двумя тысячами молдован, участвовавших в боях, уходит с Петром.

Мария, совсем юная, вместе с отцом, младшими братьями и матерью в составе русской армии выехала в Россию.

Петр I предельно отличал Дмитрия Кантемира за его глубокие знания во всех областях науки, его полководческий дар, его великодушие. Он подарил Кантемиру богатые земли в Орловской губернии, великолепное имение под Москвой - Черную Грязь с лечебными источниками, дома-дворцы в Москве и Петербурге.

И в России Кантемир оставался для молдован, выехавших с ним, господарем, сохранил все обычаи и традиции. Многие бояре, приехавшие в Россию, стали знаменитыми полководцами, известными учеными, знатными сановниками. Они принесли России свои знания и опыт, свою культуру, вошедшую в сокровищницу русской культуры.

Образ Марии Кантемир - редчайший по красоте, органике образ девочки, девушки, светской дамы, зрелой женщины - в романе выписан нежными мазками, щедро, драматически контурно выделяется в общей массе действующих лиц повествования, множества достойнейших героинь, населяющих романы Зинаиды Чирковой. Мария - часть природы, протекает ли ее жизнь в Турции, Молдове или России. Она - составная часть века. Она вбирает культуру народов постепенно, что-то отсекая, отбрасывая, но не отвергая. Она живой родник из числа тех, кто распространял в России свои обычаи и обряды. Она не боялась в лицо царю говорить о том, что созданная им ассамблея - театр для деревянных кукол, резко критиковала дух застоялого императорского двора. Она дерзка в романе и дерзновенна. Петр впитывает ее одухотворенность, прислушивается к ее советам, и Мария, пользуясь его благосклонностью, вводит многие обычаи, народную обрядовость в культурную жизнь петербургского царского двора.

Ее двора... Она участвовала в ассамблеях и маскарадах, но избегала утомительных увеселений... Принимала в родительском доме Петра I, А.Д.Меншикова, Ф.М.Апраксина, французского посла Ж.Кампредона. Поддерживала дружеские связи с графом Толстым, прусским, австрийским и другими дипломатами, была фрейлиной императорского двора:

Вместе с отцом Мария участвовала и в другом петровском походе - персидском. Кантемир надеялся, что через Кавказ сможет он проложить дорогу к своей родине, освободить ее от турецкого владычества. Он стал основателем типографии при царском дворе, при ставке Петра, печатал обращения к народам Кавказа на арабском, татарском, грузинском языках, составлял наставления для подданных России на этом пространстве земли:

Мария Кантемир во всем помогала отцу, была его опорой, его новым миром.

Здесь она поняла, что у нее должен родиться ребенок от Петра.

Царь отчаянно влюбился в красавицу-княжну, мечтал увидеть ее на троне, клятвенно обещал, что ее родившийся сын станет наследником Российской империи. Он хотел, он жаждал увидеть Марию царицей, тем более, что его жена, Екатерина Первая, к тому времени успела завести себе молодого любовника, мечтала убраться от Петра за границу и даже все свое состояние перевела в заграничные банки.

Петр не успел осуществить свою мечту. Екатерина узнала о его связи с Марией, через своих клевретов уничтожила сына Марии, а потом отравила и самого Петра.

Когда Кантемир соединился с армией Петра I, визирь султана, казненный за позволение армии Петра выйти из окружения с развернутыми знаменами и целыми пушками, проклял всю семью Кантемиров. И всю свою жизнь Мария жила под гнетом мысли, что пророчество это исполнится. Она действительно стала одинокой, после Петра она уже никого не смогла полюбить, но всю свою волю, энергию и душу она вложила в младших своих братьев. Один из них - Антиох - стал знаменитым родоначальником, третий - помещиком. И всем им отдала Мария частицу своей души, силы, энергии и трудолюбия. Но главным для нее стал младший брат. Она читала все его произведения, каждый день писала ему письма в Лондон и Париж, где он был дипломатом, критиковала его стихи, подсказывала ему новые мысли и новые идеи.

Семнадцатилетняя красавица Мария, дочь молдавского господаря Дмитрия Кантемира, была последней любовью стареющего Петра Великого. Император мечтал о наследнике престола, и если бы не загадочная смерть новорожденного младенца - сына Марии и Петра - история России могла бы пойти совсем иным путем:

Последние годы ее жизни были трагичны. Обедневший род, нищета, но никогда Мария не падала духом - память о ее великой любви к Петру I осталась нерушимой, эта сжигающая память ковала ее мужество и смирение. Достойное смирение.

Великая и трагическая история любви Марии Кантемир - основа романа. Вместе с тем в эту состоявшуюся основу легла и вся история семьи и рода Кантемиров. Изложена в нем исторически точно, занимательно и достоверно. Роман "Мария Кантемир. Проклятие визиря" написан редким по красоте литературным языком. Он полон изящества, многоплановость соседствует с интимностью, лирикой, поэтикой эпохи и поэтикой души героини.»Кстати,есть предположение,что именно Мария Кантемир ввела моду на язык цветов,о котором я надеюсь как-нибудь еще напишу))

Если кто вдруг читал книгу может поделитесь мнением? А то читала на эту тему только Гранина «вчера с Петром Великим»

Дочь молдавского князя Мария Кантемир - последняя фаворитка Их роман начался уже на закате жизни первого русского императора. Он был осложнен дворцовыми интригами и браком Петра с Мария забеременела от царя, однако родившийся младенец вскоре умер. Фаворитка пережила самодержца на 32 года.

Семья

Родилась Мария Кантемир в 1700 году в семье молдавского князя Дмитрия Константиновича Кантемира. Детство девочка провела в Стамбуле, где проживал ее высокопоставленный отец. В 1711 году господарь Дмитрий присягнул русскому царю. Петр I тогда начал Прутский поход, собираясь укрепиться на Черном море и ослабить турецкого султана, чьим вассалом прежде был Кантемир. Военная кампания провалилась. Петру I пришлось подписать невыгодный мирный договор, а его молдавскому перебежчику остаться в России (Петр называл того «разумным и в советах способным»).

По примеру отца Мария Кантемир, имея румынские корни, получила греческое образование. Она знала латинский и итальянский языки, астрономию, основы математики, риторику, философию и историю. Чтение на древнегреческом открыло для нее античную литературу. Девушка увлекалась рисованием и музыкой.

Переезд в Россию

В 1711 году Мария Кантемир вместе с семьей переехала в Харьков, а в 1713 году оказалась в Москве. Кроме того, ее отцу были пожалованы большие имения в Севском и Курском уездах. Местом же постоянного жительства семьи стало подмосковное село с примечательным названием Черная Грязь. Оно располагалось на дороге, которая вела в новую столицу Санкт-Петербург. Прежде это имение принадлежало князю Василию Голицыну - фавориту

Кантемир Мария Дмитриевна поселилась в деревянном доме, выстроенном в старинном русском стиле. Одноэтажный, с отлогими крышами, он сильно отличался от привычной ребенку архитектуры. Марии вообще пришлось открывать мир заново. Русской грамоте ее стал обучать известный писатель и переводчик Иван Ильинский. Любовь к чтению у Марии также появилась благодаря матери Кассандре, одаренной множеством хороших качеств. Именно она отвечала за воспитание детей в те периоды, когда чадами не мог заняться отец. У Марии была сестра Смарагда и четверо братьев: Матвей, Константин, Сергей и Антиох (все они приходились друг другу почти погодками).

Стамбульский учитель

Еще одним учителем, повлиявшим на судьбу последней женщины Петра Великого, оказался Анастасий Кондоиди. Этот человек был греческим священником и связал свою жизнь с семьей Кантемиров еще в тот период, когда та жила в Стамбуле. В турецкой столице у русского царя, как и полагалось, была тщательно законспирированная шпионская сеть. Анастасий Кондоиди занимал важное положение среди тех московских тайных агентов. Свои сведения он передавал через дипломата Петра Толстого. Со всесильным графом Кантемир Мария Дмитриевна будет поддерживать отношения, уже находясь в столице.

Что касается Кондоиди, то именно он познакомил свою воспитанницу с итальянской культурой (священник провел немало времени на Апеннинском полуострове). Шпионская деятельность Анастасия вызвала подозрения в Стамбуле, и ему пришлось бежать из Османской империи. Он воссоединился с Кантемирами после их переезда в Россию, а в старости под именем Афанасия принял монашество.

Жизнь в Москве

Еще совсем молодая мать Марии Кантемир Кассандра скончалась в 1713 году в возрасте 32 лет. Чужбина тяготила ее, а испытания, связанные с переездами и потрясениями, подорвали хрупкое здоровье. Дети остались на попечении одного лишь отца. Он отдавал им все свое время, пока не наступил переезд Кантемиров в Петербург. Его причиной послужило сближение Дмитрия Константиновича и Петра.

В 1717 году царь прибыл в Москву, где прожил 2,5 месяца. Это был один из самых сложных периодов в жизни самодержца. Накануне за границу бежал его сын Алексей. Теперь царевича пытался вернуть на родину граф Толстой, а Петр в дурном настроении пребывал в Москве. В начале 1718 года последовало официальное отречение Алексея от престола. Церемония лишения права на престол состоялась в Успенском соборе. Тогда же Петр и Дмитрий Кантемир стали общаться гораздо больше прежнего. Бывший молдавский господарь начал часто посещать царя. К сожалению, предмет их частых бесед того времени так и остался тайной.

Знакомство с царем

Впервые Мария Кантемир увидела Петра I в 1711 году во время Прутского похода, когда тот вместе со своей супругой Екатериной посетил молдавскую столицу Яссы. Личное же знакомство состоялось в 1717-м в отцовском подмосковном доме. Петр 1, разобравшись со своими семейными делами (вернувшийся царевич Алексей умер в темнице), избавился и от многих своих приближенных чиновников, которых он заподозрил в измене. Теперь царь нуждался в новых людях. Этим обстоятельством и объясняется его вызов Дмитрия Кантемира в Санкт-Петербург.

Судя по тому как молдавский князь медлил с переездом, ему вовсе не хотелось покидать Москву. Тем не менее отказать грозному царю он не мог. В только что основанную столицу он взял с собой и детей, в том числе и юную Марию. Петербург встретил гостей невиданными в Москве порядками высшего общества. 57-летний вельможа влюбился в придворную красавицу Анастасию Трубецкую, на которой вскоре женился. После этого неожиданного поворота княжна Мария Кантемир вынужденно попрощалась с прежней степенной замкнутой жизнью.

В столице

Петербургский высший свет жил согласно привычкам царя. Петр 1 терпеть не мог московскую патриархальность и сделал новую столицу обителью западных обычаев. Для Марии, родившейся в Молдавии, такие порядки были тем более непривычными. Она с большой неохотой отказалась от привычного ей восточного платья и облеклась в модные в Петербурге европейские одежды.

Дмитрий Кантемир с молодой женой и старшей дочерью был регулярным гостем на царских праздниках. Петр любил устраивать ассамблеи, катания и балы. Особенно обильными были праздники в зиму 1721-1722 гг., наступившую после победы России над Швецией в Северной войне. До того Петр на протяжении двух десятилетий постоянно находился в дороге или в действующей армии. Он жил по нечеловеческому графику и точно так же заставил работать всю свою страну. Теперь настали недели невиданных торжеств. Их апофеозом оказался продолжавшийся несколько дней потешный маскарад. Мария Кантемир и Петр Первый несколько раз встречались на этом нескончаемом празднике. Кроме того, они виделись из-за совместной работы царя и князя Дмитрия.

Фаворитка

Чем могли привязаться друг к другу Мария Кантемир и Петр Первый? В первую очередь молдавская княжна была очень образованной, особенно по меркам и обычных, и знатных русских женщин того времени. Известно, что Петр отличался широкой эрудированностью и любознательностью. Он увлекался науками и постоянно тянулся к чему-то новому. Кроме того, Мария отличалась от окружающих женщин тем, что в ней было много чужеземного и особенно греческого. О внешности же девушки практически ничего не известно. Ее исторические портреты рисовались посмертно и составлялись по отрывочным сведениям современников.

Сама девушка быстро подчинилась обаянию Петра. Тем временем отец Марии Кантемир собирался выдать девушку замуж. Ее руки просил князь Дмитрий Константинович дал свое согласие, но Мария, у которой уже был роман с императором, отказала жениху. Здесь следует отметить, что царь жил в браке. У него была супруга - будущая императрица Екатерина I. Она являлась не просто женой государя. Екатерина оставалась многолетним товарищем самодержца. Жена сопровождала его в военных походах и не чуралась государственных дел. Заменить ее было совсем непросто.

Беременность

В 1722 году Дмитрий Кантемир написал царице обстоятельное письмо, в котором объяснял, что понятия не имел о связи дочери с самодержцем. Однако биографы и историки согласны во мнении, что князь лгал. Посредником между ним и Екатериной был все тот же граф Петр Толстой, известный своим интриганством. Честолюбивый бывший господарь надеялся на то, что любовница императора Петра Великого со временем станет его супругой, а Кантемиры и Романовы объединятся в династическом браке.

Планы Дмитрия Константиновича приблизились к осуществлению, когда стало известно, что Мария беременна. Меж тем Петр устал от мирной жизни и принялся за организацию похода в Персию. Отправляясь на восток, он взял с собой и Дмитрия с его дочерью в качестве свиты. Кантемир нужен был царю для того, чтобы составить воззвания на турецком языке для жителей пограничных с Персией областей.

Неудачные роды

Экспедиция в Персию стартовала из Астрахани в июле 1722 года. Петр на несколько месяцев увяз в новой войне. Пока его не было, Мария, оставшаяся в Астрахани, родила. Она разрешилась мальчиком, однако ребенок оказался недоношенным и быстро умер. После кончины малыша планы Дмитрия Кантемира о женитьбе Петра на его дочери рассыпались. Более того, во время похода в Персию князь серьезно заболел. Его сразила сухотка (от этого же недуга умерла сестра Марии Смарагда).

Кантемиры долгое время не решались выехать из Астрахани. Наконец, установилась прочная зимняя дорога. Сперва семья планировала добраться до Москвы, однако по пути свернула в поместье Дмитровку в современной Орловской области. Там Дмитрию Константиновичу стало еще хуже. Отец Марии скончался 1 сентября 1723 года.

Смерть Петра

Княжна Мария Кантемир, биография которой представляет собой типичный пример отвергнутой фаворитки, получила отцовское наследство, однако фактически оказалась отлученной от двора. В этом положении она занялась семейными делами. У девушки осталось четыре младших брата и совсем крохотная сестра от второго отцовского брака.

Ситуация кардинально поменялась осенью 1724 года. Императрица Екатерина завязала роман с камер-юнкером Виллимом Монсом. Об этой связи стало известно царю. Петр I был страшен в гневе. Он казнил Монса, но не стал расправляться с женой, которую незадолго до того сам короновал и сделал своей наследницей на троне. Тем не менее их отношения были разрушены. Тогда Петр вновь сблизился с Марией Кантемир. Однако и на этот раз связи царя и фаворитки было не суждено продолжиться. В начале 1725 года самодержец заболел, а 8 февраля скончался.

Дальнейшая жизнь

Со смертью Петра Мария оказалась в опале. Впрочем, продолжалась она недолго. Когда в 1727 году скончалась Екатерина I, княжна вновь стала придворной фигурой. Сначала она жила в Санкт-Петербурге, но затем переехала в Москву поближе к братьям, служившим в Первопрестольной. Мария пользовалась благосклонностью Натальи - сестры императора Петра I, а следующая правительница Анна Иоанновна в 1830 году сделала ее фрейлиной.

Кантемир так и не вышла замуж. Ее семейные отношения ограничивались заботой о братьях, сестре и многочисленными тяжбами с мачехой-ровесницей. Предметом спора оказалось, конечно же, наследство. В 1730 г. Мария Дмитриевна содержала в собственном московском доме литературный салон. К ней сватался вице-губернатор Санкт-Петербурга Федор Наумов, однако получил отказ.

Последние годы

В 1741 году Мария присутствовала на коронации взошедшей на престол после очередного Один из братьев княгини, Антиох, переехал в Париж. Родственники поддерживали любопытную для историков переписку на новогреческом и итальянском языках.

В 1745 году фаворитка Петра I приобрела подмосковную усадьбу Улиткино, где зажила тихой размеренной жизнью. Там она построила новую церковь, а в завещании указала, что хочет, чтобы на месте храма появился монастырь. Мария скончалась 9 сентября 1757 года.

В детском возрасте привезена в Стамбул, где жил её отец. Ее учителем был греческий монах Анастасий Кандоиди, секретный информатор русского посла в Стамбуле П. А. Толстого. Марию учили древнегреческому, латинскому, итальянскому языкам, основам математики, астрономии, риторики, философии, она увлекалась античной и западноевропейской литературой и историей, рисованием, музыкой.

В конце 1710 года вернулась с семьей в Яссы. Дмитрий Кантемир оказался союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился своих владений по прутскому договору. С 1711 года семья жила в Харькове, с 1713 в Москве и подмосковной резиденции «Чёрная грязь».

Начала обучаться русской и славянской грамоте у литератора Ивана Ильинского. В доме отца Мария познакомилась с царем Петром I. В 1720 году, ожидая обещанного вознаграждения за поддержку в войне, Кантемиры перебираются в Петербург и овдовевший Дмитрий женится на юной красавице Настасье Трубецкой и окунается в вихрь светской жизни. Мария попыталась избегать утомительных увеселений, и этим навлекла недовольство царя, по приказу которого началось расследование, которое вели Павел Ягужинский и доктор Блументрост. 1 ноября в дневнике Ильинскаго записано: «Павел Иванович Ягужинский с доктором Лаврентием Лаврентьевичем (Блументростом) да с Татищевым (царским денщиком) приезжали осматривать княгиню и княжну: в правды ли немогут (нездоровы), понеже в воскресенье в сенате не были».

В родительском доме Мария принимала Петра I, Меншикова, Фёдора Апраксина, французского посла Кампредона (6.11.1721). Поддерживала дружеские связи с Толстым, прусскими, австрийскими и другими дипломатами.

С Петром

Зимой 1721 года начался роман царя с двадцатилетней Марией, который поощрял её отец, и, по некоторым догадкам, его старый товарищ интриган Петр Толстой. В первые месяцы 1722 года, будучи в Москве, Мария отказала в своей руке князю Ивану Григорьевичу Долгорукову. В 1722 году Петр отбывал в персидскую кампанию: из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Царя сопровождала и Екатерина, и Мария (вместе с отцом). Мария была вынуждена остаться в Астрахани с мачехой и младшим братом Антиохом, так как была беременна.

Валишевский пишет: «если верить Шереру, друзья Екатерины ухитрились оградить её от этой опасности: по возвращении из кампании Петр застал любовницу в постели, в опасном положении после выкидыша».

По другим указаниям, Мария всё же смогла родить сына. Император Священной Римской империи жалует её отца в 1723 г. званием князя Римской империи, что делало её статус выше. Но сын Марии умирает. Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722 года.

Вероятно, верна версия о том, что роды у Марии произошли, но они оказались неудачными, и новорожденный мальчик умер. Майков пишет:

Кантемиры уехали в орловское имение Дмитровку, где в 1723 году умирает и её отец. По его завещанию она получила драгоценности матери стоимостью в 10 тысяч рублей. Свои имения господарь завещал тому из сыновей, который по достижении возраста окажется наиболее достойным, это привело к многолетнему судебному спору четырех сыновей со своей мачехой, которая требовала 1/4 (вдовью) часть состояния - судебные тяжбы будут тянуться много лет (до 1739 года) и результат будет зависеть от того, кто будет на престоле, человек, расположенный к Кантемирам, или же нет.

Весной 1724 года Екатерина была коронована императрицей, а Толстой был возведен в графское достоинство. Когда осенью 1724 года Екатерина увлеклась Виллемом Монсом, связь разочарованного женой Петра с Марией возобновилась, но ни к чему не привела, поскольку в январе 1725 года он скончался.

После Петра

После смерти царя Мария серьёзно заболела, составила завещание в пользу братьев, назначив своим душеприказчиком Антиоха. « Пока сенат обсуждал вопрос о наследстве умершаго господаря, княжну Марию снова постигла тяжкая болезнь. Нравственною причиною ея были, очевидно, те треволнения, какия ей пришлось испытать в последние годы. Внимание Петра, возобновившееся после его разрыва с Екатериной из-за Монса, возродило честолюбивыя мечты в сердце княжны; но неожиданная кончина государя нанесла им внезапный решительный удар».

После выздоровления проживала в Санкт-Петербурге, но отошла от жизни двора. При Екатерине I она находится в опале. При Петре II она переехала в Москву, где служили ее братья; пользовалась расположением сестры нового царя, Натальи. В 1727 году Мария способствует свадьбе своего брата Константина с княжной М. Д. Голицыной.

Благодаря милостям Анны Иоанновны, которая пригласила её ко двору фрейлиной (1730), Мария построила «в приходе Троицы на Грязех» два дома у Покровских ворот, пригласив Трезини. Когда двор решил вернуться в 1731 году в Петербург, Мария получила разрешение остаться в Москве. Эти милости были оказаны ей, так как её брат Антиох способствовал восшествию Анны на престол. В начале 1732 года Мария хлопотала в Санкт-Петербурге о получении новых вотчин, посетила Анну Ивановну, Елизавету Петровну, Бирона, Остермана, А. И. Ушакова. Хлопоты были связаны с продолжающейся тяжбой с мачехой.

Замуж Мария не выходит, отвергает руку грузинского царевича Александра Бакаровича, сына выехавшего в Россию в 1724 году Карталинскаго царя Бакара. Она удаляется от двора и подолгу живет в своем московском доме, впрочем, ведя светскую жизнь и общаясь с московской знатью. Присутствовала на коронации в Москве императрицы Елизаветы и сумела расположить к себе доктора Лестока и канцлера Воронцова. В 1730-х годах в её доме был литературный салон. В 1737 к ней сватается Федор Васильевич Наумов, но она отказывает, так как понимает из его слов, что он больше прельщен её предполагаемым состоянием.

Она поддерживает переписку (на итальянском и новогреческом языках) со своим братом Антиохом, проживавшем в Париже. Переписка сохранилась и содержит ценные исторические сведения, часть из которых изложена эзоповым языком с целью обмана перлюстрации.

В начале января 1744 года она писала ему, что намеревается продать свои земли брату Сергею, а себе оставит лишь небольшой клочок, чтобы построить тут монастырь и постричься в нем. Раздосадованный этим известием, больной брат отвечал сестре письмом на русском языке, в котором сперва делал распоряжения на случай своего прибытия из Италии в Москву, а затем говорил: «О том вас прилежно прошу, чтоб мне никогда не упоминать о монастыре и пострижении вашем; я чернецов весьма гнушаюсь и никогда не стерплю, чтоб вы вступили в такой гнусной чин, или буде то противно моей воли учините, то я в век уже больше вас не увижу. Я желаю, чтоб по приезде моем в отечестве, вы прожили всю жизнь со мною и в доме моем были хозяйкою, чтоб сбирали и потчивали гостей, одним словом - чтоб были мне увеселением и спомощницей».

Антиох, страдавший хронической болезнью, скончался в марте 1744 года в 35-летнем возрасте. На свои средства Мария перевезла тело брата из Парижа в Москву и похоронила его рядом с отцом - в нижней церкви Никольскаго Греческого монастыря.

С 1745 года владела подмосковной усадьбой Улиткино (оно же Черная Грязь, оно же Марьино), где в 1747 году она построила церковь Марии Магдалины. Видимо, покупка была связана с тем, что соседнее поместье Гребнево принадлежало отцу её мачехи Настасьи Ивановны, князю И. Ю. Трубецкому. В августе 1757 года княжна Мария решила составить завещание.

По местной легенде, Мария похоронена в построенной ею церкви.

Мария Кантемир – молдавская княжна, первая фаворитка царского двора, последняя любовь Петра Великого, на ладони которой был выжжен магический знак Тамерлана – три соединенных вместе кольца.

Она родилась в Турции. Ее учителем был грек – чёрный монах Асди Кандаиди. Он привил Марии любовь к книгам. Открыл для нее тайную, полную мистики библиотеку Хана Темира, Тамерлана.

Она читала много и подолгу. И однажды в одной из книг она находит старую выцветшую записочку на непонятном ей языке. Несколько слов и картинка – рисованная тушью маленькая девочка, как две капли воды похожая на Марию. Она сказала учителю: «Это мне послание от Тамерлана»

Она была маленькой девочкой, когда они с учителем поздним вечером сидели у окна, занимались астрономией, смотрели в телескоп, изучали звезды, как вдруг с неба упала звезда. «Это тайный знак» – сказал Кандаиди.

Мария тайно ночью уходит искать упавшую звезду. Ее разыскивали три дня. Подняли на ноги всю прислугу. Стали отчаиваться.

Кандаиди закрылся у себя в келье, три дня и три ночи беспрерывно молился.
На утро третьего дня Марию обнаружили спящую над книгами в библиотеке. Где ты была? – спросил ее отец, Дмитрий Кантемир.

Она не ответит. Просто протянет ему левую руку, покажет на ладони страшный ожег, след которого останется на всю жизнь в виде трех колец соединенных вместе. Это знак Тамерлана. Потом девочка расскажет отцу, что она держала звезду Тамерлана в руке.

Это случилось 9 апреля, как раз в тот самый день, когда родился Тамерлан, Аксак-Тимур, Железный хромец, Хромой Тимур, как называли его.

Мария сутками не вылезала из библиотеки Тамерлана. Она разговаривала с ним во сне. Она писала ему письма.

В ночном небе светила полная луна.

Однажды учитель Кандаиди услышал, как она разговаривает сама с собой на неизвестном ему языке. Что это за язык? – спросил учитель. Мария пришла в себя и ответила: «Это тюркский»

Учителю стало любопытно, откуда Мария знает тюркский язык. Мария так посмотрела на Кандаиди, что тот испугался. Мария заговорила на персидском. Сказала, что зря он тогда повернул войска на юг. «Нужно было продолжать завоевание Руси. Я уже был в шаге от Москвы». Кандаиди понял, что в Марию вселился дух Тамерлана.

Тамерлан, завоевав Елец, не пошел на Москву. Это случилось именно в тот день, когда москвичи встречали образ Владимирской иконы Пресвятой богородицы.

Ходили легенды, что в покоренном Ельце он влюбился в пленную княжну, сделал ее своей любимой женой, она его опоила, отговорила идти на Москву, где служили князю ее братья. Тамерлан пришел в себя только, как попал в переделку с арабами, во время которой ему отрубили два пальца на руке. После боя он понял, что княжна из Ельца его охмурила. И приказал отрубить ей голову. В наступление на Москву второй раз так и не пошел. Хотя мечтал всю жизнь.

Мария тоже мечтала. Мечтала увидеть Петра Первого, о котором ей рассказывал учитель.

А в полнолуние у нее начинались трансформации сознания. Ожег, в виде трех колец начинал болеть. Мария переставала контролировать ситуация. В ней просыпался дух Тамерлана и требовал покорить Москву.

После этих трансформаций, после переселения душ Мария подолгу болела. Она всей душой ненавидела полнолуние, которое приносило ей столько боли.

Тамерлан тянул ее в Москву. Просил, требовал, умолял, приказывал.

Уже через несколько лет Мария окажется под Москвой, в Царицыно, которое Пётр Первый с широкой руки подарит уже бывшему господарю Молдавии – отцу Марии – Дмитрию Кантемиру.

Тамерлан практически добился своей давней цели. Он оказался в нескольких километрах от Москвы. Но Марии было мало. Она хотела покорить Петербург. И ей это удалось.

Она все свои действия согласовывала со звездами. И советовалась со своим учителем Кандаиди.

Только теперь она не всегда слушалась совета черного монаха - Кандаиди. Ведь у нее появился другой советчик – Тамерлан.

Дождавшись нужного дня, выбрав час, она пришла к отцу. И в самом начале разговора в ней снова проснулась душа Тамерлана, который всегда был прекрасным дипломатом.

Черная магия железного хромца сделала свое дело. Дмитрий Кантемир предал турок, подписал с Петром тайный договор и перешел на сторону России. Подписывают договор. (перья – чернила – печати)

Здесь Мария увидела впервые русского царя. Тогда в ней проснулась женщина. Она полюбила Петра нежно, искренне и самозабвенно...

Это был первый внутренний конфликт духа Тамерлана и Марии Кантемир, которая в первую очередь всё-таки оставалась женщиной, а не политиком. Тамерлан требовал захвата Москвы. А Марию тянуло к Петру, в Петербург.

С того дня внутреннее противоборство Марии стало разрывать ее. Она не хотела того, чего хотел дух Тамерлана. Она поначалу не хотела власти. Она хотела любви.

Пётр попросту влюбился в молдавскую княжну. Все прелести царского двора были в её распоряжении. Ей всё было позволено. Даже критиковать царя.

Петр подолгу разговаривал с Марией. Слушал ее рассказы об астрономии, о звездах.

По секрету Мария рассказала Петру историю про то, что она держала звезду Тамерлана в руке. Поначалу он не поверил. Она показала ему обожженную руку. И вдруг в ней проснулся Железный хромец – Тамерлан.

Она боролась с желанием схватить нож и вонзить его в грудь царя. Но её женская сущность сопротивлялась этому желанию. Приблизило бы это Марию к покорению Москвы? Конечно, нет. Но она чувствовала в себе сумасшедший бандитский дух хана Тимура. Петр стоит напротив Марии. Она дотрагивается до ножа, лежащего на столе.

Полная луна освещала небо. В Марии в очередной раз проснулась душа Тамерлана. Нужно было сделать один шаг, вонзить нож в грудь и дело будет сделано.

Шаг отделял ее от убийства императора. Но Петр опережает, он целует ее ладонь, на которой выжжены три кольца Тамерлана.

И Тамерлан в ней растворяется. В это день Мария впервые познает сладость любви. Пётр в лице молдавской княжны обретет новую фаворитку. А дух Тамерлана в ожидании затаится. Что же будет дальше?

Через неделю Мария окажется в Петербурге. Будет блистать на балах, очаровывать мужчин но оставаться верной только своему первому возлюбленному – императору. (Здесь же впервые заявляем Федора Репнина)

Мария стала законодателем мод. На нее все ровнялись. Правда, на два дня в месяц она куда-то исчезала. Ее нигде не могли найти. Это случалось как раз в дни полнолуния, когда в Марии просыпался Тамерлан, бесновался, требовал покорить Москву, от которой он повернул войска несколько столетий назад.

Петр беспокоился за Марию. Не знал, что думать, даже ревновал. Он приказал тайной разведке следить за действиями Марии. Одним из этих разведчиков был Федор Репнин – незаконнорожденный сын фельдмаршала Репнина. Федор следит за Марией, которая говорит сама с собой на персидском.

Снова полная луна. В эту ночь Фёдор не сводил с нее глаз. Он был поражен красотой Марии. Она была прекрасна. Ее ярко рыжие волосы блестели под луной. Ее черные глаза будоражили воображение. Она единственный раз взглянула на Репнина.

В душе у него всё перевернулось. Он забыл обо всем на свете, бросился к ее ногам и стал признаваться в любви.

Мария же на незнакомом Федору персидском языке сказала «нет» и гордо подняв голову ушла.

Фёдор Репнин упал к ногам Петра. Он просил дать ему другое задание. Может быть даже серьезнее. Он просил послать его на смерть. Он кричал, что его душой завладели дьяволы. Пётр закурил трубку и сказал:

И сказал: Ты единственный, кому я доверяю. Не выпускай ее из виду.

Дух Тамерлана бесновался у нее внутри, просил немедленного захвата Москвы. Она не находила себе места. А через месяц стало ясно, Мария беременна.

На свою беду она многим рассказывала историю про гадалку, которая предсказала, что у нее родится мальчик и будто бы вокруг его головы – золотое сияние.

Гадалка подходит к Марии, берет ее руку и пугается. Мария спрашивает у нее – что такое? Метка дьявола – три кольца.
О предсказании донесли Екатерине.
Однажды к Марии пришел ее старый учитель Кандаиди. Он держал в руке кувшин с водой и говорил о том, что она перестала слушаться звёзд. Что она слушает только свое сердце. Что ребенок, которого она ожидает – азиатский демон. И на нее наведена порча. Кто? – спросила Мария. Твоя соперница – ответил учитель. Мария чувствовала, что императрица затевает что-то против нее. Кандаиди «Я целый год не выходил из кельи для того, чтобы заговорить тебе вот этот кувшин воды» Он говорил о том, что ребенок умрет, если не уехать, не скрыться от проклятий в Молдавии. Было полнолуние. «Тамерлан не может умереть! Он бессмертен!» – закричала Мария. Мария хватает кувшин с водой, разбивает его и выгоняет вон старого учителя. Учитель уходит.

Мария на самом деле мечтала стать императрицей. Она намекала об этом Петру. А он ждал, когда молдавская княжна родит.

Тем временем Федор Репнин продолжал следить за Марией. Он разрывался между долгом и страстью. И уже подумывал закончить жизнь самоубийством. Как вдруг Мария вызвала его к себе.

Федор входит к Марии. Та дает ему поцеловать перстень на своей руке. Кокетливо на него смотрит. Федор признается ей в любви, предлагает руку и сердце. Уговаривает ее сбежать от Петра, уехать с ним в Англию, где они смогут безбедно жить и воспитывать ребенка, который должен родиться. Мария предлагает Федору сделку – она поедет с ним, если тот убьет императрицу. Он соглашается. В этот момент гремит гром. Молния ударяет в огромный дуб за окном, который загорается. У Марии начинаются преждевременные роды.

Врач, подкупленный Екатериной второй, подсунул молдавской княжне вместо снадобья заговоренный на смерть отвар. Поэтому у Марии случились преждевременные роды.

По двору ходили легенды, что Мария родила мальчика похожего на Тамерлана, без двух пальчиков. По легенде - во время одной стычки Тимур лишился двух пальцев на правой руке. Ребенок умер через несколько часов после родов. А сама она чудом остается жива и у нее исчезает шрам от ожога, полученного в детстве.

К больной Марии пришел черный монах, учитель Кандаиди, дал ей в руку снадобье, сказал, чтобы она принимала его. И добавил, что он будет заботиться о ней. Мария с благодарностью посмотрела на учителя. Учитель сказал, что Тамерлан покинул ее. И это к лучшему. Еще он сказал, что на Марию послано серьезное проклятие. Он постарается справиться с этим. Он знает, как это делать.

Кандаиди добирается до тела мертвого ребенка, закутывает его в одеяльце, несет в сад, закапывает в полнолуние. Гремит гром, гроза. Мария широко открывает глаза и опускается без чувств.

Кандаиди вступает в мистическую войну с Екатериной. Старый учитель владеет черной магией лучше. Плюс ко всему он читает по звездам.

Императрица понимает, что справиться с черным монахом при помощи магии у нее не получится. И она находит другой путь.

Кандаиди запирают в тюрьму. И скармливают крысам.

После смерти ребенка Мария не выходит из своей спальни месяцами. Но когда узнает о смерти учителя, она бежит в сад, поднимает ладони к небу и просит дать ей силы. Просит послать ей еще одну звезду.

Но небо молчит. После смерти учителя судьба окончательно перестала благоволить Марии. Через месяц умирает в страшных мучениях мать. Еще через месяц погибает отец, которого она очень любила.

Мария замыкается в себе, теряет способность спать. Она продолжает требовать от Федора Репнина смерти Екатерины. Но он в нерешительности.

Цепь злоключений завершает смертельная болезнь императора Петра.

Федор Репнин помнит об обещании Марии уехать с ним за границу. И когда Петр заболевает, он решается пойти на убийство Екатерины.

Федор Репнин крадется, подходит к покоям Екатерины. Вдруг слышит голос: «Император скончался!!!»

Федора это не останавливает. И он врывается в покои Екатерины, чтобы совершить задуманное.

Вокруг начинается суета и хаос. Но Федора Репнина не останавливает даже смерть Петра. Он входит в палаты императрицы с обнаженным клинком. И видит перед собой двух вооруженных гвардейских офицеров. Екатерина была готова к тому, что ее придут убивать.

Федор ранит одного противника. Ему удается ускользнуть от другого. Он убегает от преследования.

Федор врывается в покои Марии. Просит ее собираться сейчас же. Бежать – сейчас или никогда. Мария решается на побег. Они бегут. Но их настигают на окраине Петербурга. Бьют палками, гонят раздетыми через весь город обратно во дворец. Федора Репнина четвертуют на следующий день. Марии Катемир как колдунье коротко остригут рыжие волосы и отправят в отцовское имение – в Царицыно, что под Москвой.

В старину Царицыно называли проклятым местом. Сюда и была сослана молдавская княжна, фрейлина двора, первая светская львица, последняя любовь Петра Первого – Мария Кантемир, чары которой рухнули с рождением мертвого ребенка, которого называли мертвым Тамерланом.
Здесь в Царицыно, Мария уже не протягивала ладонь к звездам, а просила у неба одного – смерти ненавистной соперницы, погубившей ее саму, возлюбленного императора Петра и духа Тамерлана, Хромого Тимура.

И однажды в ночном небе Мария увидела знак – три кольца Тамерлана. Она громко засмеялась и упала без чувств. Екатерина вскоре умерла. Но Мария не избавилась этим от проклятия, а только усугубила его.
Бессонница вконец измучила ее. Она ночи напролет бродила по царицынскому парку. Сама себе выжгла на ладони три кольца. Пыталась вновь обрести чары.
Почувствовав приближение смерти, Мария сожгла бесценные документы, среди которых были ее дневники, письма брата – поэта Антиоха Кантемира, записки Петра и самое дорогое воспоминание – послание от Тамерлана – несколько слов на тюркском и рисованный тушью портрет маленькой девочки.
Мария искупала грехи, строила церковь в селе Улиткино, которое позже было переименовано в Марьино, дарила иконы и церковную утварь. Спасло ли это ее от проклятия Екатерины? Большой вопрос.

По одной версии Мария на смертном одре шептала: «Иду к тебе, Пётр» По другой версии что-то бормотала на персидском. А кто-то даже слышал имя Тамерлана. Здесь на глубине пяти метров под храмом равноапостольной Марии Магдалины покоится прах княжны Кантемир. Она до конца жизни хранила верность своей первой и единственной любви – императору Петру Первому.