Огонь и скорость: лучшие боевые машины пехоты мира. Десятка лучших БТР по версии Army Technology

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости, Андрей Станавов. Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая — с ее самолетами, танками и пушками — "списала" кавалерию окончательно. Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Преимущества вторых — высокая скорость и проходимость, способность "вплавь" преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное. В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем. РИА Новости публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин — БМП-2 — "рабочая лошадка" советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. "У нас есть новая БМП с "тридцаткой". Эта машина — что надо: душманы ее боятся и называют "шайтан-арба", — сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Основная особенность БМП-2 — система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало "двойку" от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения — скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет "Конкурс" или "Фагот".
Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся "в наследство" от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей "Тигра"

Немецкая БМП "Мардер" — один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма "Рейншталь-Хеншель", известная своим танком "Тигр".

В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель "Даймлер-Бенц" мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Главное оружие "Мардера" — 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника — бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

"Мардеры" много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет "Милан", а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену "Мардеру" разработана "Пума" — новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный "Брэдли"

Тяжелая БМП М2 "Брэдли" поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь — из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты. Ее особенность — разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой "слоеный пирог" уверенно "держит" попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

При этом "Брэдли" довольно "шустрый" — благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина "бегает" по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке. Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW "отрабатывает" танки на удалении до трех километров.

Десантная группа может покинуть "Брэдли" через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели "наштамповать" около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Английский "Воин"

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior — настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков. Усиленное "брюхо" выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах — противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

По аналогии с поздними версиями американских "Брэдли" обитаемые внутренние отсеки "Воина" обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи "Воинов", многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая "француженка" AMX10P — одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с "Мардером" и советской "двойкой". Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров. Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами "Милан". Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. "Сердце" машины — восьмицилиндровый дизель HS-115 — мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил. Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.

Одни используются исключительно для защиты, другие для атакующих действий и подавления огнем противника. Одно можно сказать точно: есть боевые машины мира, которые удивляют своей броней, скоростью и возможностями, в том числе и разрушительными. Давайте поговорим о самых интересных и известных моделях, рассмотрим их ключевые особенности, возможности в условиях боевого конфликта и многое другое. Особое внимание уделим технике для транспортировки личного состава, так как она является очень интересной.

Немного общих сведений

Как было отмечено выше, речь по большей части пойдем о технике для транспортировки пехоты, к примеру, БТР и БМП. По сути, они друг от друга практически не отличаются. Ключевое отличие БМП состоит в том, что такая техника способна поддерживать союзную пехоту на поле боя, в то время как БТР - только транспортировать ее до точки назначения. Но в настоящее время все эти машины используются с одной и той же целью. Танк «Мардер», например, является довольно известной машиной бундесвера. Техника весит порядка 33 тонн. Была принята на вооружение еще в 1970 году и до сегодняшнего дня входит в десятку лучших боевых машин пехоты. Служит для перевозки пехоты (7 человек). Экипаж БМП состоит из трех человек. Это, безусловно, достойная немецкая машина, правда, она не участвовала в боевых действиях.

Лучшие боевые машины мира: М1114

Данный бронированный автомобиль родом из Америки. Увидев его на фото, сразу можно догадаться о том, что это тот самый легендарный «Хамви». Примерно к 1990 годам принято решение заменить шасси М998, которое было недостаточно эффективным в условиях военного конфликта. При этом перед разработчиками ставилась задача: улучшить скорость, противоосколочную и противоминную броню и уложиться в вес 5 тонн. Все это было достигнуто. Помимо всего прочего, добавилась внушительная огневая мощь. В частности, съемное вооружение состоит из противотанковых ракетных комплексов, дистанционно управляемых 12,7-миллиметровых пулеметов, а также легких пулеметов на крыше.

Сегодня «Хамви» является символом армии США, так как данная бронированная мобильная колесная машина используется во всех конфликтах на протяжении 30 лет. По некоторым данным, в настоящее время изготовлено порядка 200 000 различных модификаций «Хамви». Конечно, данная бронированная машина очень часто подвергалась обстрелам, ломалась, загоралась, глохла и взрывалась, но выживаемость экипажа была довольно высокой.

Universal Carrier и Sonderkraftfahrzeug 251

Первый танк родом из Британии. Он, по сути, является бронетранспортером-тягачом. Universal Carrier довольно неказистый, тем не менее с экипажем в 5 человек машина передвигалась со скоростью 50 км/час и имела достаточно хорошую проходимость. Во время Второй мировой войны использовалась практически на всех фронтах. Масса машины - 4 тонны при броне в 10 мм. С 1934 по 1960 годы было изготовлено порядка 110 000 таких машин, после чего они были сняты с производства.

Довольно известным является полугусеничный бронетранспортер с названием SdKfz 251. Это очень быстрая, вместительная и довольно защищенная машина. Скорее всего, именно поэтому она полюбилась немцам. Экипаж состоял всего из двух человек, в кузове же вмещались 10 человек десанта. Защищал личный состав бронелист толщиной 15 мм. За годы Второй мировой войны SdKfz 251 пережил довольно много модификаций. Устанавливались различные приборы наблюдения и связи, а также такое вооружение, как система реактивного залпового огня.

мира: Achzarit и БМП-1

Achzarit - тяжелая техника Израиля, которая используется исключительно в оборонительных целях. В настоящее время это самая защищенная бронемашина в своем роде. "Во лбу" находится бронелист толщиной 200 мм, который был улучшен динамической защитой и карбоновыми волокнами. Все это добавило бронетранспортеру 17 тонн веса, но значительно увеличило шансы личного состава на выживание. Achzarit идеально подходит для боевых действий в городских условиях. Это обусловлено толстыми бронелистами. Машина не боится выстрелов из гранатометов даже в упор, что уж говорить об осколочных повреждениях.

БМП - броневая имеет бронелисты толщиной 15-20 мм, что позволяет защитить личный состав от стрелкового оружия, осколков, а также мелкокалиберных снарядов. Скорость движения по шоссе составляет порядка 75 км/час, а на плаву - 7 км/час. Хотя данная машина и входит в ТОП лучших, она имеет массу недостатков. В частности, из-за попадания в топливные баки БМП превращалась в огневую ловушку; помимо этого, броня может быть пробита из По этой простой причине солдаты предпочитают ездить на броне, а не за ней.

«Леопард» 2А7 и «Абрамс»

Это единственные танки, выдержавшие 10 из 12 испытаний в моделированных танковых боях. «Леопард» - полноценный воин, который может штурмовать и защищаться в условиях города и открытой местности. Оснащается пушкой 122 мм, имеет броню "во лбу" башни 1300 мм, что делает его совершенно неуязвимым. Вес «Леопарда» составляет 67 тонн, но даже так он показывает неплохую динамику и разгоняется до 75 км/час. Данную модель можно найти даже в журнале издательского дома "ДеАгостини". Боевые машины мира, собранные в изданиях этого популярного журнала, без сомнения, заслуживают внимания. «

Абрамс» и «Леопард» повторяют друг друга. Единственное ключевое отличие заключается в том, что у «Абрамса» лобовая броня составляет 1 000 мм, что тоже довольно много.

Т-90 - один из лучших

Заслуживает внимание и танк российского производства Т-90. Он оснащается 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, которая может стрелять бронебойными, подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными и противотанковыми ракетами. На крыше устанавливаются 12,7-миллиметровый пулемет, способный выдавать до 900 выстрелов в минуту, который может вести огонь по воздушным целям. Также предусмотрен и 7,62-миллиметровый пулемет с дальностью стрельбы до 2 км. В целом же это отличный танк, для которого отведена отдельная коллекция. Боевые машины мира, представленные в данной статье, являются реальными. Но некоторые из них уже давно находятся в музеях, другие же активно участвуют в конфликтах по всему миру.

Вкратце о «М2 Бредли»

Данная американская боевая машина пехоты заслужила множество наград и широкое признание благодаря своей защите. Действительно, выживанию экипажа тут уделено довольно большое внимание (динамическая защита, многослойная броня 50 мм толщиной и много чего еще). Тут же есть и отличное вооружение, позволяющее личному составу вести прицельный огонь по противнику. Можно говорить о том, что на сегодняшний день это самые массовые модели. Боевые машины мира такого типа изготавливаются и сегодня. Уже выпущено порядка 7000 экземпляров.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые рейтинговые и известные боевые машины. Среди них, как вы видите, есть и танки, о которых просто нельзя не упомянуть. Без сомнения, существует большое количество техники, заслуживающей внимания, но на описание всей уйдет уйма времени. В любом случае достойные модели имеются у Франции, Великобритании, Индии, России и так далее. Но наиболее часто используемые или те, которые раньше эксплуатировались, мы рассмотрели. Вся техника отличается мобильностью и обеспечивает хорошую защиту экипажа и десанта. Помимо этого, инженеры постоянно стараются улучшить вооружение, что позволяет поддерживать союзников во время боевого конфликта.

Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая - с ее самолетами, танками и пушками - «списала» кавалерию окончательно.

Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты.

Преимущества вторых - высокая скорость и проходимость, способность «вплавь» преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное.

В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем.

Публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин - БМП-2 - «рабочая лошадка» советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

Механик водитель БМП-2 во время тактических учений «Запад-2017»

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом.

«У нас есть новая БМП с «тридцаткой». Эта машина - что надо: душманы ее боятся и называют «шайтан-арба», - сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Экипаж БМП-2 во время индивидуальной гонки экипажей БМП в рамках всеармейского конкурса «Танковый биатлон-2017» в Хабаровском крае

Основная особенность БМП-2 - система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало «двойку» от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу.

Из вооружения - скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет «Конкурс» или «Фагот».

Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся «в наследство» от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы.

Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей «Тигра»

Немецкая БМП «Мардер» - один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин.

Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма «Рейншталь-Хеншель», известная своим танком «Тигр».



В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель «Даймлер-Бенц» мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Германская боевая машина пехоты (БМП) «Мардер»

Главное оружие «Мардера» - 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника - бронебойные подкалиберные.

Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

Германская боевая машина пехоты (БМП) «Мардер»

«Мардеры» много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет «Милан», а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны.

Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену «Мардеру» разработана «Пума» - новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный «Брэдли»

Тяжелая БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь - из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты.

Ее особенность - разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой «слоеный пирог» уверенно «держит» попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов.

Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

При этом «Брэдли» довольно «шустрый» - благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина «бегает» по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке.

Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW «отрабатывает» танки на удалении до трех километров.

Десантная группа может покинуть «Брэдли» через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели «наштамповать» около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Английский «Воин»

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior - настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков.

Усиленное «брюхо» выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах - противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

По аналогии с поздними версиями американских «Брэдли» обитаемые внутренние отсеки «Воина» обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Британская боевая машина пехоты (БМП) «Уорриор»

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи «Воинов», многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая «француженка» AMX10P - одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с «Мардером» и советской «двойкой».

Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров.

Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами «Милан». Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. «Сердце» машины - восьмицилиндровый дизель HS-115 - мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил.

Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.

ФРГ - в 1969 году АМХ-10Р, США - в 1981 М2 «Брэдли » и Великобритания - в 1984 году «Уорриор ».

«Зарубежное военное обозрение» № 10.2004г. (стр. 33-38)

Полковник А. ЕФРЕМОВ, кандидат технических наук

Главной целью военно-технической политики НАТО в области развития обычных вооружений, по мнению зарубежных военных специалистов, является наращивание имеющейся мощи и достижение превосходства над вероятным противником. Одним из важнейших условий ее реализации считается ускорение темпов технического переоснащения вооруженных сил системами оружия, качественно превосходящими существующие средства вооруженной борьбы.

Сухопутные войска (СВ), как один из видов ВС являются основным элементом сил общего назначения. При ведении боевых действий они взаимодействуют с другими видами во всех войнах и вооруженных конфликтах, на различных ТВД. Основу ударной мощи сухопутных войск составляют бронетанковые и механизированные соединения и части, один из ведущих типов вооружения которых - боевые машины пехоты (БМП).

Необходимо отметить, что уже в начале 60-х годов за рубежом пришли к выводу, что задача пехоты в бою заключается не только в захвате населенных пунктов, объектов и удержании территории, но также в защите от противника танков и другого вооружения. По мере увеличения на поле боя количества противотанковых средств (ПТС) возникла необходимость в обеспечении защиты танков непосредственно в боевых порядках. В ходе проводимых в то время исследований и работ зарубежные специалисты сформулировали главную идею применения будущих БМП - возможность эффективно подавлять и поражать пушечным и пулеметно-автоматным огнем личный состав противника, угрожающий боевым бронированным машинам (ББМ), а также легкобронированные ПТС, что должно было обеспечить благоприятные условия для успешных действий танков.

Результатом обобщения теоретических исследований, опыта учений и боевых действий военными специалистами НАТО стали разработка, принятие на вооружение и начало серийного производства боевых машин пехоты. Так, СВ ряда стран получили следующие БМП: ФРГ - в 1969 году «Мардер», Франция - в 1970-м, АМХ-10Р, США - в 1981 М2 «Брэдли » и Великобритания - в 1984 году «Уорриор ».

Появление нового типа бронированных машин привело к изменениям в организационно-штатной структуре сухопутных войск США, ФРГ, Великобритании и Франции (были созданы мотопехотные части и соединения на БМП), а также к необходимости уточнить вопрос тактики их применения.

Последующее военное руководство ведущих зарубежных стран продолжало интенсивную боевую подготовку личного состава мотопехотных частей и соединений на БМП, прежде всего, обращая внимание десанта, размещавшегося в технике, на возможность ведения огня как непосредственно из нее, так и спешившись в составе штурмовых групп.

Произошедшие изменения в уставах СВ этих государств были обусловлены именно высокой маневренностью мотопехотных подразделений на БМП, достаточно надежной броневой защитой экипажа и десанта от огня стрелкового оружия, осколков мин и снарядов. Эти формирования, по оценкам зарубежных специалистов, способны решать самые сложные задачи во всех видах боевых действий и в силовых миротворческих операциях, в любых погодных и климатических условиях, в различное время суток как совместно с другими частями (например, танковыми), так и в отрыве от основных сил.

Иностранные военные специалисты считают, что корпус БМП надежно защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия, а при оснащении дополнительной броневой и динамической защитой - от поражения 20- и 30-мм снарядами. Огневая мощь и точность стрельбы автоматической пушки боевой машины достаточны для поражения ББМ противника. Мотопехота, вооруженная автоматическим оружием, может вести эффективный огонь по шинам колесных машин, а также по приборам наблюдения и прицеливания, установленным на технике противника.

По мнению экспертов США и НАТО, на современном этапе развития вооружения и военной техники (ВВТ) боевая машина пехоты - это оптимальное средство для ведения общевойскового боя мотопехотным (механизированным) подразделением на различных сухопутных ТВД.

По данным зарубежной печати, к основным БМП относятся М2 «Брэдли» различных модификаций (в том числе А1 и А2 (США), «Мардер-1», модернизированная до уровня А1, А2и A3 (ФРГ), FV510 «Уорриор» (Великобритания), АМХ-10Р/РС (Франция), VCC-80 «Дардо» (Италия).

Основные тактико-технические характеристики БМП, состоящих на вооружении зарубежных стран, приведены в таблице.

БМП М2 «Брэдли» состоит на вооружении армий США и Саудовской Аравии. Ее серийное производство началось в декабре 1979 года, а в войска машины поступают с 1981-го. Первый американский батальон был оснащен этой техникой в 1983 году.

Компоновка БМП М2 предусматривает переднее (справа) расположение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и кормовое размещение десантного отделения. Машина оснащена двухместной башней с 25-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также ПТРК ТОУ.

Особенностью броневой защиты БМП М2 является использование комбинации стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой. В ее конструкции предусмотрено выраженное дифференцирование брони по высоте и длине машины за счет ее толщины и углов наклона.

Сварной корпус изготовлен из алюминиевого броневого сплава. Лобовым многослойным листам приданы углы до 60°, а борта и корма дополнительно защищены аналогичной разнесенной броней. Передняя часть днища также усилена. В целом броневая конструкция обеспечивает безопасность личного состава и оборудования при попадании 14,5-мм бронебойных пуль и осколков 155-мм артиллерийских снарядов.

Отделение управления находится в передней части корпуса машины (слева), крышка люка механика-водителя оборудована четырьмя перископическими приборами наблюдения.

В сварной башне, выполненной из стальной и алюминиевой брони и расположенной в средней части корпуса машины правее продольной оси, размещаются наводчик (слева) и командир (справа).

Основным вооружением БМП М2 является 25-мм автоматическая пушка М242 производства фирмы «Боинг». Она имеет двусторонний механизм подачи боеприпасов. Возможно ведение огня одиночными выстрелами или очередями (темп стрельбы 100 - 200 выстр./мин). Стреляные гильзы удаляются из башни автоматически. Вспомогательное вооружение: 7,62-мм спаренный пулемет и ПТРК ТОУ. Привод управления башни и система стабилизации позволяют вести огонь на месте и при движении.

В десантном отделении размещаются шесть пехотинцев, каждый из которых имеет возможность вести наблюдение за местностью через призменные приборы наблюдения и стрельбу через амбразуры, оборудованные шаровыми опорами для крепления стрелкового оружия. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ).

В 1986 году была принята программа модернизации БМП М2 «Брэдли» до уровня А1, предусматривающая: повышение огневой мощи за счет оснащения машин новым поколением ПТУР ТОУ-2 с повышенной бронепробиваемостью, а также защищенности путем установки динамической защиты и оснащения новой ФВУ.

В 1988 году начались работы по модернизации БМП М2А1 до уровня А2. Данная программа предполагала:

Дальнейшее повышение защищенности машины от воздействия 30-мм бронебойных снарядов автоматических пушек путем установки внутри корпуса дополнительных броневых листов, выполняемых на основе кевлара (в частности были пересмотрены места крепления динамической защиты);

Увеличение показателей подвижности за счет оснащения БМП новым дизельным двигателем VTA-903T американской фирмы «Симманс» мощностью 600 л. с;

Установку навигационной системы и аппаратуры опознавания «свой - чужой».

В настоящее время разработана и осуществляется программа модернизации БМП М2А2 «Брэдли» до уровня A3 (рис. 1). В соответствии с ней планируется оснастить машину усовершенствованным электронным и приборным оборудованием, усилить защищенность, повысить подвижность.

Основные изменения в электронном оборудовании связаны с переходом на цифровую форму сигналов и касаются практически всех компонентов и систем машины. Предполагается установить центральный процессор и устройства памяти, цифровые дисплеи командира, механика-водителя и старшего десантной группы, а также единую цифровую шину обмена данными, к которой подключаются различные модули, в том числе блоки электронных устройств башни и корпуса для отображения информации членам экипажа. Кроме того, БМП М2АЗ «Брэдли» оснащают аппаратурой, которая обеспечивает обмен боевой и разведывательной информацией в масштабе времени близком к реальному в автоматизированной системе управления (АСУ) тактического звена.

Место командира оснащается прицелом с полностью стабилизированным полем зрения. Он обеспечивает автономность действий по обнаружению и поражению целей. Усовершенствованный прицел наводчика представляет собой стабилизированный в двух плоскостях комбинированный прибор, в состав которого входят лазерный дальномер, а также ТВ-и тепловизионная (с отводом на прибор наблюдения командира) камеры.

Оснащение БМП усовершенствованной системой управления огнем позволит увеличить возможности по обнаружению, распознаванию, идентификации целей и их поражению.

Повышению защищенности БМП М2АЗ «Брэдли» способствуют дополнительное бронирование и установка динамической защиты. Кроме того, машина оснащается усовершенствованной системой опознавания «свой - чужой».

БМП «Мардер» (ФРГ) была первой зарубежной боевой машиной пехоты, поступившей на вооружение СВ в 1969 году и считавшейся классическим образцом вооружения данного типа.

Базовое шасси разработано в 1969 году с целью создания семейства боевых машин: истребителя танков «Ягпанцер», ПУ тактических ракет, 81- и 120-мм самоходных минометов, самоходной зенитной установки (СЗУ), легкого танка и БТР. На этой базе и было решено создать БМП.

Первые серийные образцы были выпущены в конце 1970 года, а в войска машины начали поступать мае 1971-го.

Компоновка БМП «Мардер» предусматривает переднее (справа) расположение МТО и заднее - десантного отделения. Место механика-водителя находится в передней части корпуса слева по ходу движения машины. В десантном отделении размещены шесть военнослужащих (трое на каждый борт спиной друг к другу). В двухместной башне, установленной в средней части корпуса, располагаются командир машины (он же командир пехотного десанта) и наводчик. Приборы наблюдения экипажа и десантников установлены так, что позволяют обозревать местность на 360°.

Броневой корпус машины сварной. Основное внимание конструкторы уделили прочности, жесткости и герметичности машины. В кормовой части корпуса выполнен люк-аппарель для спешивания десанта.

Бронирование БМП «Мардер» обеспечивает защиту от поражения 20 - 25-мм боеприпасами автоматических пушек и осколками 155-мм артиллерийских снарядов.

В связи с оснащением этой машины мощной броневой защитой конструкторам не удалось сделать ее плавающей.

Основное вооружение БМП - 20-мм автоматическая пушка Rh 202 производства фирмы «Рейнметалл», бронебойный снаряд которой способен пробивать броню толщиной до 47 мм на дальности до 500 м. Пушка снабжена электрогидравлической системой наведения (скорострельность 800 - 1000 выстр./мин). С ней спарен 7,62-мм пулемет. Второй (такого же калибра) расположен над кормовой частью машины и обеспечивает ведение огня назад и по бортам, а также по низколетящим целям.

«Мардер» оборудована шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем МВ833ЕА500 с турбонаддувом мощностью 600 л. с.

При конструировании БМП особое внимание уделялось обеспечению возможности длительного пребывания экипажа и десанта в машине и защите их от ОМП. С этой целью корпус надежно загерметизирован, а в кормовой его части установлены две ФВУ. Все это позволяет находиться экипажу и десанту в машине до 24 ч, в том числе до 8 ч на зараженной местности.

С 1982 года в СВ ФРГ ведутся работы по модернизации БМП «Мардер» до уровней А1, А1 А, А2, A3 и 1А5 (рис. 2).

Модернизация боевой машины до уровней А1 и А1А - это комплексная программа по повышению ее огневой мощи. Основные мероприятия предусматривали обеспечение двойного питания 20-мм автоматической пушки, оснащение боекомплекта машины новыми осколочными боеприпасами к пушке и четырьмя ПТУР «Милан», изменение боеукладки, замена устаревших прицелов новыми.

Программа модернизации БМП «Мардер» до уровня А2, начатая в 1983 году, предполагала оснащение машин тепловизионными прицелами наводчика. Следующая - до уровня A3, к которой приступили в 1988 году, была направлена на повышение защищенности машины и предусматривала следующие мероприятия:.

Установку дополнительной навесной брони на бортовые поверхности корпуса и башни, а также разнесенного бронирования крыши корпуса;

Монтаж дополнительных броневых модулей на бортах корпуса, усиление защиты кормовых дверей.

В настоящее время специалисты фирмы КУКА для БМП «Мардер» разработали двухместную башню Е4 с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом.

БМП FV 510 «Уорриор» (Великобритания ), ранее имевшая обозначение MCV-80, была создана для британской армии. После проведенных в 1984 году полномасштабных испытаний машина была принята на вооружение и в декабре 1986-го стала поступать в войска (рис. 3). Первый батальон ВС Великобритании был полностью оснащен данными БМП к середине 1988 года.

Компоновка машины предполагает переднее (справа) расположение МТО и кормовое - десантного отделения. Механик-водитель находится впереди (слева). Десант насчитывает семь человек. В десантном отделении не предусмотрены амбразуры. В кормовой части корпуса имеется механически открываемый люк для спешивания пехотинцев из машины. Командир и наводчик размещены в башне.

Корпус машины сварной, выполнен из алюминиевых броневых листов (башня - из стальной брони).

Основное вооружение - 30-мм автоматическая пушка L21A1 «Рарден», вспомогательное - 7,62-мм пулемет L94A1. Наведение пушки осуществляется в горизонтальной плоскости с помощью электропривода, в вертикальной - вручную. Ее бронепробиваемость около 40 мм (бронебойным снарядом) на дальности до 1 500 м.

Двигатель - шестицилиндровый V-образный дизель «Перкинс Кондор» CV8 мощностью 550 л. с. БМП «Уорриор» не является плавающей.

Машина оборудована ФВУ. Экипаж имеет полный комплект приборов ночного видения (ПНВ).

Учитывая конструктивные недостатки БМП «Уорриор» и возрастающие требования к ней, разработчики в ходе серийного производства проводили мероприятия по модернизации машины в целях повышения ее боевых качеств:

Увеличения калибра основного вооружения до 40 мм (в качестве варианта рассматривалась 40-мм автоматическая пушка СТА совместной англо-французской разработки);

Повышения эффективности борьбы с низколетящими целями противника путем установки электропривода вертикальной наводки пушки;

Обеспечения возможности ведения огня десантом за счет размещения сидений десанта посередине корпуса, оборудования амбразур под стрелковое оружие в корпусе машины.

На базе БМП «Уорриор» создано семейство машин : командно-штабная (КШМ) , ремонтно-эвакуационная (РЭМ ) и ремонтная (РМ) , а также передовой наблюдательный пункт (ПНП) артиллерии и минный разградитель. На этой же базе смонтирован ПТРК «Милан ». Для ведения боевых действий в горно-пустынной местности создан соответствующий вариант БМП «Уорриор ». Экипаж машины три человека, десант семь. По техническим характеристикам она незначительно отличается от базовой модели, но в ходе испытаний на Ближнем Востоке показала хорошую проходимость по песчаным грунтам, надежность и долговечность при эксплуатации в условиях высоких температур окружающей среды. В качестве основного вооружения используется 25-мм автоматическая пушка М242, стабилизированная в двух плоскостях. Вспомогательное вооружение - 7,62-мм пулемет М240 и ПТРК ТОУ. На БМП «Уорриор» (пустынный вариант) установлена усовершенствованная навигационная система. Машина оборудована высокоэффективным кондиционером. По аналогии была создана «Уорриор» (арктический вариант), на которой нет ПТРК ТОУ и которая вместо устройства для охлаждения воздуха комплектуется мощным обогревателем.

БМП АМХ-10Р/РС (Франция ) состоит на вооружении СВ Франции, Греции, Индонезии, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. Первые опытные образцы были выпущены в 1968 году, и после проведения полномасштабных испытаний в 1972-м было принято решение о начале их серийного производства. Машины начали поступать в войска в 1973 году.

Компоновка БМП предполагает расположение МТО в передней части корпуса (справа), десантного отделения - в корме. Механик-водитель находится впереди (слева). Командир и наводчик размещаются в башне. Десант восемь человек.

Корпус машины сварной, выполнен из алюминиевых броневых листов. В его кормовой части размещена механически управляемая аппарель для спешивания десанта. Башня - из стальной брони. Ее крыша оборудована одним люком с двумя откидывающимися в стороны створками.

Основное вооружение БМП - 20-мм автоматическая пушка М693 с двусторонним питанием, вспомогательное - 7,62-мм спаренный пулемет. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 260 л. с.

Машина полностью плавающая. Движение на плаву осуществляется с помощью двух водометов, расположенных в кормовой части корпуса.

На базе БМП АМХ-10Р создано семейство машин: санитарная, КШМ, РЭМ, ПНП артиллерии, транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для подвоза 155-мм боеприпасов, боевая машина огневой поддержки для разведывательных подразделений, а также с 25-мм автоматической пушкой 81

«Жиат». База БМП используется для монтажа ПТРК «Хот», 81- и 120-мм минометов, артиллерийских систем. Согласно тактико-техническому заданию Индонезии на базе АМХ-10Р разработана и производится БМП для морской пехоты этой страны.

БМП VCC-80 «Дардо» (Италия) . Первые опытные образцы созданы в 1988 году. В 1992 году «Дардо» была принята на вооружение и с 1997-го начала поступать в войска (рис. 4).

На машине применена обычная компоновка с размещением отделения управления и МТО в носовой части корпуса, боевого отделения в средней части и десантного отделения в корме. Десант шесть пехотинцев.

Штатное вооружение БМП - швейцарская 25-мм автоматическая пушка КВА-ВО2 «Эрликон» и спаренный с ней германский 7,62-мм пулемет MG42/59, установленные в двухместной вращающейся с помощью электропривода башне (размещена в средней части машины). Пушка имеет двойной механизм питания. Для ведения эффективной стрельбы из штатного вооружения БМП VCC-80 оснащена СУО, аналогичной установленной на основном боевом танке «Ариете».

Броневая защита противопульная и противоосколочная.

Для ведения огня десантом, в корпусе предусмотрены пять амбразур: по две по бортам и одна - в корме. Спешивание десанта осуществляется через откидывающуюся аппарель, оснащенную гидроприводом. В ней имеется также дверь. В крышу корпуса вмонтированы люки.

Силовая установка - шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 520 л. с.

Машина оснащена ФВУ, противопожарным оборудованием (ППО) и кондиционером.

В данной статье были рассмотрены вопросы, касающиеся разработки и принятия на вооружение лишь некоторых основных моделей боевых машин пехоты ведущих западных стран, а также приведены их тактико-технические характеристики. Безусловно, современные сухопутные войска располагают более мощным вооружением, но зарубежные военные специалисты, учитывая опыт многих войн и военных конфликтов, не торопятся списывать БМП со счетов, так как считают это средство вооруженной борьбы весьма надежным и эффективным, до конца не исчерпавшим свой потенциал. С учетом этого сегодня многие государства активно работают над модернизацией имеющихся образцов техники и созданием новых.

Боевая машина пехоты (БМП) предназначена для транспортировки личного состава к месту выполнения поставленной боевой задачи, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою. Какие БМП считаются лучшими в мире?

Military-today.com

БМП «Пума» германского производства впервые появилась в Бундесвере в 2010 году. В настоящее время это самая защищённая БМП, благодаря своей модульной броне. В варианте с максимальной защитой «Пума» даже превосходит основной боевой танк Т-72 и выдерживает попадание 125-мм снаряда в лобовую броню. Она также выдерживает воздействие взрывов мин мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте. Вооружение «Пумы» состоит из 30-мм пушки и спаренного 5.56-мм пулемёта.

К-21


military-today.com

Производство новых южно-корейских БМП К-21 началось в 2008 году. К настоящему времени выпущено уже 900 единиц. По стоимости они в два раза дешевле американских БМП М2 «Брэдли». До сих пор в секрете держится состав брони К-21. Есть предположения, что она представляет собой слоёный пирог из стекловолокна, керамики и алюминиевого сплава. Известно, что лобовая броня выдерживает попадание 30-мм бронебойных патронов. Бортовая броня в два раза тоньше. К-21 может быть оснащена системой активной защиты, которая установлена на ОБТ Южной Кореи «Чёрная пантера». Вооружена южно-корейская машина 40-мм пушкой, 7.62-мм пулемётом и противотанковыми ракетами. Эта машина способна преодолевать водные преграды вплавь.

CV -90


military-today.com

Эта БМП была разработана в Швеции в середине 1980-х годов и поступила на вооружение шведской армии в 1993 году. Машина также экспортировалась в Данию, Финляндию, Нидерланды, Норвегию и Швейцарию. Сварная стальная броня СV-90 выдерживает попадание 30-мм бронебойных патронов в лоб и 14.5-мм - в борта и корму. Мины мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте не причинят вреда этой БМП. Изначально машина была вооружена 40-мм пушкой, но на экспортном варианте поставлена пушка калибра 30 мм. Особенностью СV-90 является наличие теплопоглощающих фильтров, делающих её почти невидимой в ИК-диапазоне, используемом в приборах ночного видения.

М2 «Брэдли»


military-today.com

Среди всех перечисленных в этом обзоре машин американская БМП М2 «Брэдли» является ветераном, поскольку она находится на вооружении уже 35 лет. Лобовая броня «Брэдли» защищает от 30-мм бронебойных патронов. Вооружение M2 Bradley состоит из 25-мм пушки М242 Bushmaster, расположенной в двухместной башне, 7,62-мм пулемёта M240C, пусковой установки ПТУР TOW и 6 несъёмных 5,56-мм автоматов М231 FPW. Плавучесть у этой машины не слишком хорошая: она может преодолевать небольшие по ширине водные препятствия со скоростью 7.2 км/ч.

«Курганец-25»


military-today.com

Российская БМП «Курганец-25» является новейшей разработкой, впервые представленной широкой публике на параде в честь 70-летия Победы. До сих пор в секрете находятся важнейшие характеристики этой машины, но кое-что известно. Броня «Курганца» изготовлена из специального алюминиевого сплава. Дополнительно можно установить комплексы активной защиты. Вооружена эта новая БМП дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружённым 30-мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62-мм пулемётом ПКТМ (боезапас 2 000 патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет». Кроме того, на этой БМП установлена компьютеризированная система управления машиной. «Курганец» является амфибией.

Как видим, у России есть новейшая БМП, но она только принята в производство. Немецкая «Пума» не может похвастать новшествами, какие есть на «Курганце», но она уже пошла в серию. Американская «Брэдли» побывала во многих военных операциях США и очень полюбилась солдатам, но к настоящему моменту явно устарела.