Математические игры

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

: мяч.

Описание : дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание : расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели : способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособи я: тетрадь в клетку, ручка.

Описание : воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Игра «Сосчитай-ка, угадай-ка».

Проводят учащиеся 10 класса для учеников 4 класса

Вступление.

Здравствуйте, ребята. В нашей школе проходит неделя математики. Это сложная, но очень интересная наука. Она требует сосредоточенности, размышлений и рассуждений. Поэтому не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку!

Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!

Сейчас мы с вами будем играть. А игра наша называется «Сосчитай-ка, угадай-ка».

Мы приготовили для вас 8 станций, на которых вам необходимо будет выполнить интересные задания.

Но для начала вам нужно разделиться на команды:

Ребята делятся на команды, выбирают капитана, название команды.

Представляем жюри:

На нашей игре вам понадобится внимательность и наблюдательность, смекалка и сообразительность. Желаем удачи!

Станция 1 “ Поспешай-ка ”

Разминку начинаем,
Победителей узнаем!
Кто же лучше всех считает?
И ответ быстрее знает?

Если команда не знает ответа, может ответить другая команда.

    Сколько месяцев в году? (12)

    Уменьшите 389 на 29. (360)

    Сколько ног у паука? (8)

    Сколько дней в неделе? (7)

Жюри объявляет результаты.

Станция 2: «Угадай-ка».

«Арифметика – царица математики » - говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс. Эта самая древняя область математики, которая изучает свойства чисел и действия над ними. Каждой команде предлагается набор чисел. Надо между ними вставить знаки арифметических действий так, чтобы выражения были верными.

Время – 3 мин.

Варианты ответов:

2222 = 8 2 + 2 + 2 + 2 = 8

2222 = 44 22 + 22 = 44

2222 = 111 222: 2 = 111

2222 = 0 22 – 22 = 0

Жюри объявляет результаты.

Станция 3: «Соображай-ка».

Математика не только точная наука, но ещё и весёлая. Каждая команда получает задание на листочках. Нужно разгадать математический ребус. Успехов вам. Время – 5 минут.

Жюри объявляет результаты.

Станция 4: «Художественная» .

Геометрия – это ещё один раздел математики. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, тела, способы их построения и измерения. А. С. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

Задание для команд: каждой команде предлагается нарисовать картинку с помощью геометрических фигур. Время 5-7 минут.

Жюри объявляет результаты.

Станция 5: «Игровая».

Игра в стручки. (За каждый разгаданный пример – 1 балл)

Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.

Каждая команда получает задание – довольно простые примеры. Царь с царицею не очень сильны были в математике. Переложите в каждом примере один стручок – и примеры будут правильные. Время – 3 мин.

Примеры царя:

Примеры царицы:

Ответ :

Жюри объявляет результаты.

Станция 6 «Смекалка».

(8 слов – 1 звезда, 12 слов – 2 звезды, 12+ слов – звезды)

Время – 3мин.

Жюри объявляет результаты.

Станция 7 “Верю – не верю”.

Команде предлагается вопрос, после небольшого размышления даётся ответ «верю» или «не верю».

Жюри объявляет результаты.

Станция 8 “Загадочная”.

1. Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,


Из овечьей шерсти тонкой;
Как гулять – так надевать,

3. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце встанет,

Жюри объявляет результаты.

Награждение победителей.

На всякий случай при подсчитывании голосов.
1. Три мальчика Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы он пошёл в магазин один? (3 рубля)

2. На дубу было 10 веточек. На каждой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (0)

3. Что тяжелее? 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)

4. Плывут навстречу 2 теплохода: 1 пассажирский, другой грузовой. В середине стоит маяк. Он то потухнет, то погаснет, то потухнет, то погаснет. Какой теплоход заметит маяк первым? Почему? (Никакой)

5. Сидит кошка на окошке и хвост как у кошки, а все же кошка. Кто сидит на окошке?

6. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)

7. По улице шли девочки. Одна с портфелем, другая с сумкой. С чем была Наташа, если Марина была без портфеля? (С портфелем)

8. Муравей больше слона, собака меньше слона. Бабочка меньше муравья, но больше слона. Кто больше всех? (Муравей)

9. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (Сестра)

10. Я придумал 2 числа. Когда я их сложил, то получилось 6. Когда же из одного отнял другое, то снова получилось 6. Что это за числа? (6, 0)

Ребусы






Ответы для жюри

Станция 1 “ Поспешай-ка ”

    Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)

    Сколько килограммов в одной тонне? (1000)

    Сколько лет в одном веке? (100)

    Наибольшее четырехзначное число. (9999)

    Чему равна половина 180? (90)

    Сколько месяцев в году? (12)

    Уменьшите 389 на 29. (360)

    У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов осталось? (6)

    В каком числе 60 десятков? (600)

    В каком месяце бывает только 28 или 29 дней? (в феврале)

    Число, предшествующее числу 3000? (2999)

    Сколько ног у паука? (8)

    Сколько центнеров в одной тонне? (10)

    Чему равно число, если его половина равна 80? (160)

    Сколько всего десятков в числе 936? (93)

    Сколько вершин у квадрата? (4)

    Назовите 7 месяц от начала года? (июль)

    Назовите число, следующее за числом 699? (700)

    Наименьшее пятизначное число. (10000)

    Сколько дней в неделе? (7)

    Назовите результат, получаемый при умножении (произведение).

Станция 2: «Угадай-ка».

Варианты ответов:

2222 = 8 2 + 2 + 2 + 2 = 8

2222 = 44 22 + 22 = 44

2222 = 111 222: 2 = 111

2222 = 0 22 – 22 = 0

Станция 3: «Соображай-ка».

Ребусы:

1. отрезок, дробь, задача

2. минус, вершина, задача

3. ромб, угол, отрезок

Станция 5: « Игровая ».

Ответ :

I + I = II, II – I = I, I + II = III, III – II = I

Станция 6 «Смекалка».

Из букв слова «арифметика» команды должны составить как можно больше слов. Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр.

Станция 7 “Верю – не верю”.

    Верите ли вы, что синий кит самое большое и тяжелое животное? (Да, его длина достигает 30 метров, а вес до 160 тонн)

    Верите ли вы, что бегемот самое большое животное, живущее на суше? (Нет, это слон, высота его до 3,5 метров, вес до 7 тонн)

    Верите ли вы, что тигр самое быстрое животное? (нет, это гепард, его скорость достигает 110км\ч)

    Верите ли вы, что слоны такие огромные, потому что не перестают расти всю жизнь? (Да)

    Верите ли вы, что орел – птица с самым большим размахом крыльев? (Нет, это альбатрос, размах крыльев 3м 70см)

    Верите ли вы, что высота самой маленькой обезьянки 12-15 см, а вес 100-125 грамм? (Да, это игрушка)

Станция 8 “Загадочная”.

Командам предлагаются загадки. Если команда не знает отгадку, может ответить другая команда.

1. Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу. (Велосипед)

2. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой;
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Шерстяные варежки)

3. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (Подсолнух)

4. В красном домике сто братьев живут,
Все друг на друга похожи. (Арбуз)

5. Два брюшка, четыре ушка. Что это? (Подушка)

6. На одной яме – сто ям с ямой. (Наперсток)

Главный герой всех игр - Лутонюшка.

Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.

Трижды три

«Ку-ку-ку!»— кричит кукушка,

Раз, два, три — считаем мы.

Знаем: сколько съели сушек,

Сколько испекли ватрушек,

Сколько в доме погремушек,

Сколько метров бахромы.

Жить без счета очень сложно.

Жить без счета невозможно.

У каждого из учеников Лутонюшки был свой любимый урок. Ворона Каркуля очень любила запоминать новые слова и скороговорки. Свинья Маркуша охотно слушала стишки. Жеребенок Га- лопик был непоседой, любил резвиться, двигаться. Он с нетерпением ждал физкультразминки. Кошке Крошке нравилось писать. Овечка Кудряшка учиться не любила, она мечтала на лугу попастись, травку пощипать, воздухом подышать. Хуже всех и училась. А уроки счета под названием «Трижды три» вообще ей трудно давались. Зато собака Лаюшка очень любила считать. Быстро- быстро соображала, ответы всегда давала правильные: то один раз гавкнет, то два, то три, то шесть, то пять, а то и все десять раз, но всегда столько, сколько и надо было! И куски мяса и хлеба все считала, которые ей Лутонюшка давал. Иногда даже обижалась, потому что хотела пять, а давали четыре. Животные осваивали счет, и тебе он под силу!

Петушки-рыбачки

Даем понятие о количестве и словах «один», «два», «три», «много», «меньше», «больше», «ничего», «одинаково»;

Знакомим с цифрами 1, 2, 3;

Материал для игры

Ведерки и рыбки — игрушечные или на картинке, карандаши, данный текст.

Ход игры

Цыпленок Одуванчик долго уговаривал папу- петушка Кукарекалика сходить на речку и половить рыбу. Папа не очень хотел, потому что куры в основном на червячков охотятся, а рыбаки они неважные. Но все же он уступил уговорам своего ненаглядного сыночка. На свете надо все уметь делать! И всякое на свете бывает. Может, его сын Одуванчик, когда вырастет, не червяков будет искать, а рыбу в пруду разводить или хотя бы в аквариуме у Лутонюшки!

А теперь послушай, что рассказал цыпленок Одуванчик про свою рыбалку:

На рыбалку мы ходили.

Рыбу с папой мы удили.

И хочу я прихвастнуть:

Наудил я рыбок МНОГО,

А мой папочка — чуть-чуть,

А точней, всего ОДНУ.

И от злости бедный папа

Рыбку в речку зашвырнул.

Кому надо помочь донести ведро с рыбой?

1. Раскрась картинку.

2. В каком ведре рыбы мало? Сколько?

3. Обведи ведро, в котором много рыбок.

4. Обведи другим карандашом ведерко, где нет ни одной рыбки.

Цыпленок положил в миску кошке Крошке рыбу. Помоги цыпленку Одуванчику накормить рыбой котенка Игрунчика. Возьми из ведра и положи в миску для котенка, который ест меньше кошки, оставшуюся рыбку (закрась).

5. Где рыбы больше, чем меньше?

Назови первую группу речных обитателей одним словом. Назови одним словом вторую группу.

Назови их среду обитания.

Посчитай, сколько рыбок, сколько лягушек. Кого больше, кого меньше?

Кто-то здесь лишний. Оставь только тех, кто живет в воде — обведи карандашом. Покажи, кто ползает.

Игра «Цифры и часики»

Знакомим с цифрами, упражняемся в запоминании цифр, обучаем счету

Материал для игры

Циферблат — картинка или настоящие часы, карточки и картинки.

Ход игры

Время часики считают,

Цифры время означают.

Чтобы цифры эти знать,

Надо много повторять.

1. Води по циферблату пальчиком, запоминай цифры и повторяй:

Один, два, три, четыре, пять!

Повторю раз двадцать пять —

Буду эти цифры знать.

Один, два, три, четыре, пять!

Жил на свете я лет 5.

Моей кошке тоже 5.

Моей маме двадцать пять (25).

Папе Роме тридцать пять (35).

А Бабуле сорок пять (45).

Найди на циферблате цифры, обозначенные на флажках, покажи.

2. Посмотри на чайники. Посчитай чайники, покажи на циферблате цифру.

Найди различия между чайниками. Посчитай: сколько роз? Сколько шишек? Посчитай розы и шишки вместе. Назови цифру, покажи ее на циферблате.

3. Сколько бабочек на каждом цветке? Впиши нужные цифры.

4. Раскрась морковки. Посчитай, сколько их всего.

Найди цифру 4 на циферблате.

5. Посчитай, сколько горошков на крыльях божьих коровок. Покажи на циферблате цифры.

6. Посчитай, сколько ног у вороны Каркули, у петушка Кукарелика, у курицы Коконюшки. Сколько у них глаз?

7. Скажи, сколько ног у поросенка Неряшки. У коровы Мумушки? У лошади Аллюрки? У овцы Кудряшки?

8. Посчитай животных! Покажи цифру 3 на циферблате часов.

Отвечай да выполняй.

Выбери ответ.

У птичек ног: три; пять; две.

У животных ног: одна; две; пять; четыре.

Зачеркни лишний рисунок. Объясни, почему ты его выбрал? Сколько птиц на картинке?

Игра «Раз, два, три... - Недели дни»

Знакомим с понятиями «время», «неделя», с днями недели; закрепляем счет, развиваем память

Материал для игры

Календарь, часы.

Ход игры

Зимняя считалочка от Лутони:

По двору зима идет.

Завтра будет Новый год.

В доме аромат сосновый.

Календарь повешу новый.

Проживаем день и ночь —

Лист срываем утром прочь.

День за днем, недели, месяц,

Два и три, четыре, пять...

Месяцев прошло двенадцать -

Новый год пришел опять.

Снова в доме дух еловый,

Начинаем счет по новой!

Взрослый выступает в роли Недельки. Неделька назначает «артистов», которые будут представлять Дни недели — ее детей. Неделька загадывает загадку:

На стене висят, идут.

Если встанут, то соврут. (Часы)

На стене часы висят,

Время измеряют.

Стрелочки по кругу ходят —

Время повторяют.

Неделька задает вопрос: «Что такое время?» а потом дает объяснение.

Время — это то, что длится,

Что незримое бежит.

Из минут, часов и суток

Наше время состоит.

Промелькнули день и ночь,

Говорим мы: «Сутки прочь!».

Сутки сложены в неделю,

А недели — в месяцы.

Время то плетется еле,

А то скачет, бесится.

Неделька показывает календарь и просит от гадать еще одну загадку:

На стене у нас висит,

Нам про время говорит.

Здесь написано «Январь»,

В нем найдете и февраль...

Его названье... (календарь).

Время — нашей жизни схема,

Время — дней, минуток смена.

Временной есть инвентарь:

Часики и календарь,

Их народ придумал встарь.

Чтобы время измерять,

Надо дни недели знать.

Неделька зовет всех ребят в круг, а потом представляет первый день недели.

Лег я поздно в воскресенье,

А проснулся в понедельник!

Понедельник, выходи,

Хоровод наш поводи!

В центр выходит ребенок, назначенный на роль Понедельника. Неделька комментирует:

Понедельник каждый знает:

Он неделю начинает.

Хоровод ходит вокруг Понедельника и поет:

Понедельник невеселый,

Понедельник — день тяжелый.

Отдохнули, погуляли,

В понедельник утром встали:

Надо к делу привыкать,

Ритм рабочий начинать.

Начинаем день второй,

Забываем выходной.

Выходи скорей во дворик,

День второй недели — Вторник!

Понедельник отходит в сторонку. Выходит Вторник. Дети ходят вокруг него и поют:

Согласится царь и дворник:

Замечательный день — вторник!

Много силы и желанья

Для любого начинанья!

Вторник встает рядом с Понедельником. Неделька называет третий день недели.

Дней несется череда:

После вторника — среда.

Среда выходит в центр хоровода, дети поют:

Мы запомним это навсегда:

После вторника идет среда.

Вторник кладет руки на талию Понедельника, а Среда — на талию Вторника, они образуют цепочку, которая проходит внутри круга, а потом выходит из круга. Дети останавливаются в сторонке и говорят слова:

Друг за другом мы идем всегда,

Не меняем места никогда:

Понедельник, вторник и среда!

Все повторяют:

Понедельник, вторник и среда

Ходят только так,

А по-другому НИКОГДА!

Неделька продолжает знакомство со своими детками.

День прошел, среда ушла,

Четверга пора пришла.

Он приходит за средой,

Сын четвертый, мой родной.

Четверг выходит в круг со словами:

День среды прошел, померк,

И явился я, четверг.

Хоровод скандирует:

Среду провожаем,

Четвертый день встречаем!

Идет с зонтом на длинной ножке

Четверг ненастный по дорожке.

Четверг присоединяется к своим братьям-дням и встает за Средой. Выходит в центр Пятница со словами:

Дождь прошел, прошел четверг,

Пятый день четвертый сверг.

За четвертым я являюсь,

Хоть устала — улыбаюсь.

Ведь за пятницей — суббота.

Отдыхаем от работы.

Хоровод декламирует:

Улыбайтесь все кругом,

Пятница пришла в наш дом!

Завтра все мы отдохнем

От трудов и суеты.

Пятница, всех лучше ты!

Пятница встает за Четвергом. Суббота появляется внутри хоровода.

Может быть, кому-то с пятницей

Расстаться неохота.

Но должна явиться

Вслед за нею я, суббота!

Всех прошедших дней недели

Младшая сестрица.

Незаметно ночью темной

Упорхну, как птица,

Потому что вслед за мною

Братец Воскресенье мчится.

Хоровод встречает ее словами:

Нравится всем нам субботний день,

День шестой недели,

Предпоследняя ступень.

Подожди, суббота, подожди,

С хороводом вместе походи!

Суббота ходит с хороводом, а потом встает за Пятницей. Появляется Воскресенье. Неделька объявляет:

Воскресенье, самый лучший мой сынок!

Он приходит за субботой, —

Счастья, солнца островок.

Воскресенье представляет себя:

За субботой появляюсь

И хожу за ней, как тень.

Воскресеньем называюсь.

Воскресенье — лучший день!

Я неделю замыкаю,

Понедельник я встречаю.

Хоровод ходит вокруг Воскресенья и скандирует:

Воскресенье, воскресенье —

Лучший в мире день!

Воскресенье встает за Субботой. «Дни недели» образуют цепочку, хоровод смыкается вокруг них. «Дни» в цепочке берутся за руки и декламируют:

Ходим рядом, но не вместе.

Строгий мы порядок знаем.

Мы один другому место

Без скандалов уступаем!

Хоровод скандирует:

Понедельник, вторник и среда,

За средой шагающий четверг,

Пятница, суббота, воскресенье —

Вы порядка строгого пример,

Времени текущего деленье.

«Дни недели» возглашают:

Живем мы на листках календаря,

Чтобы каждому помочь

Свой день прожить не зря.

Отвечай да выполняй

Запомни дни недели, перечисли и скажи: сколько их?

Словно место карусели,

Каждый день одной недели.

Понедельник — слоник,

Вторник — резвый коник.

А среда — юла, волчок,

А четверг — хромой бычок.

Пятница — мартышка,

А суббота — мышка.

Воскресенье — пестрая корова.

Понедельник...

Вспомни снова!

Посмотри на календарный листочек и нарисуй свой: придумай оформление и напиши цифру своего дня рождения.

Обведи рисунок часов и цифры по точкам. Сколько цифр на циферблате? Сколько стрелок?

Выучи считалку:

Конь гривастый в поле скачет,

Пес голодный в будке плачет,

На горе стреляет пушка,

В доме бьют часы с кукушкой.

Кто удары не считает,

Нас сейчас же покидает!

Нарисуй самостоятельно картинку по тексту считалки.

Выше, ниже - очень просто!

Даем представление о понятиях «выше - ниже», «высокий», «низкий», «низко - высоко»; формируем представление о порядковых числительных

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

Лутонюшка пришел в класс, поздоровался, подошел к окну и начал рассказывать:

Сад красивый за стеклом,

А в саду стоит наш дом.

Дом с красивой красной крышей.

Рядом тополь крыши ВЫШЕ.

Если тополь крыши выше,

Это значит, дом наш НИЖЕ? —

спросил он и позвал:

Подойдите, господа,

Посмотрите вон туда!

Животные сгрудились у окна, а учитель попросил их посмотреть в окно и выбрать дерево или кустарник и сравнить по вышине.

— Вижу, вижу! — закричала лошадка Аллюр- ка. — Тополь всех деревьев выше! Абрикоса, сливы, вишни...

— Вот две яблоньки растут: старая и молодая. И гадать не надо тут — ниже молодая! — авторитетно заявила корова Мумушка.

— Абрикос малины выше, дом наш яблони пониже, — сравнил жеребенок Галопик.

— А крыжовник ниже сливы! — заметил козел Бе калка.

Наша груша у крылечка

Теплое нашла местечко.

Покрывает кроной крышу

И растет все выше, выше!

Груши часто по ночам

В крышу, падая, стучат.

Катятся по крыше

Ниже, ниже, ниже...

Покатились — докатились,

Хлоп об землю — и разбились! —

разразился поэтическим рассказом жеребенок Галопик.

— А цветы ниже деревьев, а травка-муравка ниже всех цветов, по земле стелется, словно ковром кудрявым землю покрывает, — заметила овечка Кудряшка.

— Все у тебя кудрявое! — поддел овечку козлик Бекалка.

— А вот я выше тебя! — похвалился он.

— Подумаешь, гигант! На чуть-чуть только и повыше, — обиделась Кудряшка.

— А я выше тебя, козлик! — сообщил жеребенок.

— А кто же у нас самый низкий? — поинтересовался котенок Игрунчик.

— Ты, конечно! — сказала козочка Мекалка.

— Неправда! — обиделся котик.

— А давайте не будем спорить, — попросил Лутоня. — Вот мы сейчас что сделаем: выстроимся по ранжиру!

— Я не понимаю, — заволновалась свинка Маркуша. -— Я не знаю такого слова: ранжир.

— Мы не знаем такого слова! — закричали все животные.

— По ранжиру — значит, по росту. Сначала встанет самый высокий, а потом пониже его, еще ниже, ниже, ниже...

— Я самая высокая! — похвасталась лошадь Аллюрка и встала первой. Рядом с ней встала корова Мумушка, рядом с коровой — жеребенок Гало- пик, рядом с жеребенком — бычок Рогатик, рядом с бычком — козел Бекалка, рядом с козлом — коза Мекалка, рядом с козой — овечка Кудряшка, рядом с Кудряшкой — свинья Маркуша, рядом со свиньей — поросенок Неряшка, рядом с Не- ряшкой — кошка Крошка, рядом с кошкой Крошкой — кот Игрунчик, рядом с котиком — мышка Шуршишка.

Выстроился наш отряд

Встали мы не все

А по росту:

ВЫШЕ, НИЖЕ, ниже...

— Очень просто! — прокомментировал поросенок Неряшка. — Самая НИЗКАЯ из нас — мышка Шуршишка. Самая ВЫСОКАЯ — лошадка.

Лошадь выше,

Мышка ниже.

Крыша выше,

Окна ниже.

Небо выше,

Земля низко.

Выше кустик,

Чем редиска. —

Лутонюшка дал команду:

— Рассчитайся! — И все начинали себя называть:

— Я лошадь, номер мой один!

Всегда стою всех впереди!

— А я корова, номер два,

Высокой стать мне помогла трава!

— Я жеребенок, номер три,

Кто там четвертый? Говори!

— Я бык, и номер мой четыре,

Я самый грозный в этом мире!

— А я козел, мой номер пять,

Мне пятым хорошо стоять!

— Я козочка, мой номер шесть.

Два рога у меня и вымя есть!

— Овечка я, мой номер семь,

Красы моей не видит только пень!

— Я свинка, номер восемь мой.

Мечтаю быть не первой,

Но хотя б второй.

— Я поросенок, номер девять.

Девятый я, что ж тут поделать!

— Я кошка Крошка, номер десять.

От «Вискаса» толстею каждый месяц.

— А я в десятку даже не вошел.

Но я расту и поправляюсь хорошо, —

Сказал Игрунчик, славный кот,

Мяукнул и закрыл свой рот.

— Я никогда и никого не буду выше, —

Сказала мышка еле слышно.

Отвечай да выполняй

Ответь на вопрос.

Ранжир — это:

1) рыбий жир;

2) оранжевый цвет;

3) транжира;

4) построение по росту и размеру.

Посмотри на цифры в табличке ниже и найди ту цифру, которая обозначает твой возраст.

Назови кого-нибудь, кто ниже мышки.

Читай и запоминай.

Ниже мышки тараканы,

Паучки, жучки и мошки.

Вазы выше, чем стаканы.

Выше тапок — босоножки.

После того как животные рассчитались и представились друг другу, Лутоня скомандовал:

— Направо!

Все повернулись вправо и оказались друг за другом.

— Вперед! — дал еще одну команду Лутонюшка.

Животные пошли вперед к двери. Бык Рогатик, дворовый поэт, затянул собственного сочинения строевую песенку.

Воробьи, воробьи малые, Ворон черный высоко летит. В цветнике, в цветнике розы алые,

Снизу лютик желтенький глядит.

Раз — глядит,

Два — глядит,

Три — глядит!

Никогда он в небо

Не взлетит!

Не гляди, не гляди, не гляди!

На земле, на клумбе посиди!

Отряд прошагал через всю комнату и вышел на улицу. Так и шли друг за другом животные, лесенкой да с удалой песенкой. Так и вошли во двор. Остановились, не ломая строя. Там к ним присоединились петух Кукарекулик, курица Коконюшка и цыплятки.

Петушок я пестрый,

Номер мой тринадцать,

По утрам «Ку-ка-ре-ку!»

Я кричу раз двадцать! —

отчитался петушок.

А я курица простая.

Че-тыр-над-ца-тая!

Не летаю, но слетаю

С жердочки на землю я.

Ночью высоко вишу,

Утром по земле хожу! —

преподнесла себя, как загадку, курочка Коконюшка.

Все тронулись с места продолжили петь свою строевую песню.

Высоко, высоко, солнышко,

Птички песни радостно поют.

Грянет гром, грянет гром — молния,

Облака на землю упадут!

Капля раз, капля два —

Дождь пошел.

Струи в лужах

Танцуют рок-н-ролл!

Хватит, гром, хватит, гром, рокотать!

Нам с земли до неба не достать!

Отвечай да выполняй

Посчитай, сколько низких курочек (цыпляток) и сколько высоких. Сколько всего курочек?

Послушай стихотворение, посмотри на рисунок (башенку из клеточек) и раскрась домики великана и таракана в разные цвета.

Таракан и великан

Полз по полу таракан.

Шел по полю великан.

Таракан приполз на поле,

Рад был солнцу, рад был воле

Великан его не встретил:

Усача он не заметил.

Таракан для великана

Что пылинка для бархана:

Хоть и зла он не таил,

Таракана раздавил.

Не ходите, тараканы,

Там, где ходят великаны!

Великан высокий,

Он земли не видит.

Попадешь ему под ноги —

Ни за что обидит.

Назови и посчитай: сколько на рисунке тех, кто летает. Сколько тех, кто живет на земле?

Назови одним словом всех, кто изображен на рисунке.

Отгадай загадки про нарисованных выше насекомых.

Не зверушка я, не птица,

Носик у меня, как спица. (Комар)

Я летаю и жужжу,

По растеньям я хожу. (Жук)

У меня глаза, как фары,

Я танцую под фанфары,

Я легка, стройна, беспечна,

Веселиться буду вечно,

От цветка к цветку летать,

Лето жаркое плясать. (Стрекоза)

Я средь зелени скачу,

Прыгаю и стрекочу.

Мои крылья — ножки,

На макушке рожки. (Кузнечик)

От цветка к цветку летаю,

Что красива очень — знаю.

Чудный я цветок живой,

Восхищаются все мной. (Бабочка)

Фигуры тоже знают счет

Даем понятие о треугольной фигуре; закрепляем понятия «круг», «овал», «прямоугольник»; учим счету, учим находить подобное

Материал для игры

Треугольные предметы, данный текст.

Ход игры

Лутонюшка дал задание козлу Бекалке: принести на урок предмет, похожий на треугольник. Козлик принес флажки разных цветов и прочитал стишок, который сам про него и сочинил.

Я иду домой довольный.

Ветерочек свежий, вольный

Треплет флаг мой треугольный.

На уроке животные считали флажки, играли с ними, а Лутоня объяснил, что флажок похож на треугольник, и показал, как рисовать. "

Нарисуй треугольник — обведи по точкам.

1. Посчитай, сколько вершин у треугольника. Покажи цифру 3 на циферблате.

2. Посчитай, сколько у треугольника сторон, сколько углов. Покажи цифру на циферблате.

Обведи по точкам круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Обведи звездочку по точкам. Посчитай, сколько у звездочки лучей-треугольничков. Сколько углов? Покажи цифры на циферблате.

Посчитай треугольники, круги, овалы.

Смотри на цифры и нарисуй столько же овалов, кругов и вишенок.

Из скольких частей сделаны фигуры?

Клеточки - квадратики

Материал для игры

Чистая тетрадка, карандаши, кубики.

Ход игры

Для уроков в Подготовительном Классе понадобились книги и тетради. Книги Лутонюшка купил в магазине сам, а лошадку Алллюрку попросил сходить в магазин письменных принадлежностей и привезти оттуда тетрадки в линейку и клеточку. Без тетрадей нельзя! В них пишут и рисуют. Буквы пишут по линейкам, а цифры пишут в клеточках, и рисовать можно по клеточкам. Нужно только научиться считать клетки.

Возьми чистую тетрадку. Она расчерчена на клетки или по-другому — на квадраты, только на маленькие. Лутоня, когда показывал тетрадку, объяснил:

У тетрадки деточки:

Маленькие клеточки.

А потом обратился с просьбой к своим ученикам:

Только клеток очень много. И я был бы очень рад. Если ты запомнить смог бы: Эта клеточка — квадрат.

Найди квадраты в узоре шарфика.

1. Посчитай черные квадраты на шарфике.

2. Закрась пустые квадратики на шарфе.

Покажи (обведи) квадрат в предметах.

Открой тетрадь.

1. Обведи одну клеточку карандашом. Обведи другую, рядом. Закрась цветным карандашом оба квадратика.

2. Обведи карандашом одну клетку и другую, которая ниже. Закрась обе клетки зеленым цветом.

3. Обведи 2 клеточки. Клеточку под первой (она ниже) оставь пустой. От нее по строчке отсчитай еще 2 клеточки и обведи их. Закрась все клетки в красный цвет. Посмотри, какая получилась фигура!

4. Посчитай и обведи 3 клеточки. Закрась клетку в середине желтым карандашом, а по краям — голубым. Квадратик над желтой клеткой (который выше) обведи и закрась также голубым цветом. Теперь обведи и закрась квадратик, который ниже желтой клеточки. Полюбуйся: получился цветок!

5. Отсчитай три клеточки. Обведи. Закрась синим карандашом. Найди вторую клетку, которая посередине, и обведи квадратик выше ее (над ней).

Игра «А квадрат забрался треугольник»

Закрепляем понятие форм «треугольник» и «квадрат»

Материал для игры

Тетрадка в клетку, карандаши, данный текст.

Ход игры

Лутонюшка закончил объяснять, что такое квадрат, как из квадрата можно сделать треугольники, как рисовать в тетрадке разные фигуры по клеточкам, которые также и квадратики. А потом он решил проверить, как поняли его объяснение ученики — домашние животные. Он дал им самостоятельную работу, а сам ходил по классу, Подходил к животным, заглядывал в их тетрадки и смотрел, кто и как из его подопечных работает, что у него получается в тетрадке.

Жеребенок взял тетрадку.

Рисовал в ней по порядку:

Клетка, клетка — два квадрата.

Вниз квадраты, вверх квадраты,

Четыре клеточки — фигура.

Пять квадратиков — цветок.

Молодчага, стригунок!

Рядом сидел, раскрашивал клеточки петушок и приговаривал:

Клетка — раз! Вторая — вниз!

Две вперед помчали.

А концы соединим.

Флаг мы получаем.

Это треугольный флаг:

Треугольник — красный стяг.

Соедини точки и получи треугольники.

Нарисуй треугольную фигуру по образцу- Закрась треугольник.

1. Обведи квадратик в тетради. Соедини верхний угол квадрата с нижним наискосок: получишь два треугольничка. Раскрась треугольники в разные цвета.

2. Обведи клетку. Соедини верхний угол квадрата с нижним наискосок, только теперь в другом направлении: получишь два треугольника. Раскрась оба разными карандашами.

3. Обведи клетку. Соедини нижние углы с верхними наискосок в одном и другом направлении. Сколько треугольничков у тебя получилось? Раскрась все четыре треугольника разными цветами.

Игра «Поплыл по клеточкам кораблик»

Рисуем по меткам; закрепляем понятие фигур «квадрат» и «треугольник»

Материал для игры

Тетрадь в клетку, карандаши, данная книга с заданиями.

Ход игры

Свиньи — мама Маркуша и ее сынок, поросенок Неряшка — не расставались в классе. Они сидели за одним столом и рисовали кораблик.

Мама Маркуша учила сына: «Отсчитай три клеточки. Вторую клетку закрась. У первой и третьей клетки закрась верхние уголки (подели квадратик на два треугольника). От второй клетки вверх отсчитай две клеточки и закрась также уголок».

Делай, как учит Маркуша. Не понял? Послушай тогда поросенка Неряшку.

Поросеночек Неряшка был в классе у Лутонюшки усердным и послушным учеником. У него все получалось. Он сидел, рисовал и бубнил себе под нос:

Раз, два, три — считаем клетки.

Цвет наш будет голубой.

Треугольничек на первой.

И квадратик на второй.

Получилось, я смотрю!

Раз, раз, раз —

Этот угол ты закрась!

Хрю-хрю! Раз, два!

Клетки вверх считаем.

Хрю, хрю, хрю...

Треугольник знаем.

Нужен красный карандаш...

Треугольничек закрасим —

И поплыл кораблик наш!

Сборник математических игр

(для детей дошкольного возраста)

Павлодар 2016 ж

Составитель: Романевич Т.Ф.

воспитатель я/с №86

г. Павлодара

Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………..3

    Игры с цифрами и числами………………………………………………4

    Игры с геометрическими фигурами…………………………………….11

    Игры по разделу величина………………………………………………18

    Игры на логику………………………………………………………….. 20

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Предлагаю вашему вниманию авторские дидактические игры.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.


2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки - саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения:

Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

(Осень)

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.


Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

5.

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":

"И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу! "

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. "

Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.



6. Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

7. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.


8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.


9. Дидактическая игра «Морское путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11.

Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.



Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Игры с геометрическими фигурами

1. Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

Кто получился?

Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.


«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

2.Дидактическая игра «Приключения колобка»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах.

* Упражнять в умении называть различать основные цвета.

* Развивать логическое мышление.

Оборудование: картинки - колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы.

Методика проведения:

Воспитатель:

Сегодня к нам гости пришел сказочный герой: он круглый, от бабушки ушел. Кто это?

Правильно, колобок!

Выставляет картинку колобка на доске.

Колобок приглашает вас в путешествие. Катился колобок по лесу и вдруг увидел, как облачко опустилось на полянку, а из него волшебная разноцветная дорожка показалась. Что это за дорожка такая?

Правильно, это радуга!

Выставляет на доску картинку: облако с радугой.

Захотелось нашему колобку прогуляться по радуге. Запрыгнул он на красную полоску радуги и вдруг превратился…

Как вы думаете, чем мог стать наш колобок на красной дорожке? Какие овощи, фрукты или ягоды бывают круглыми и красными?

Помидор яблоко редиска малина

Молодцы, ребята. И покатился наш колобок дальше на оранжевую полоску.

Апельсин хурма тыква мандарин

И покатился наш колобок дальше на желтую полоску.

В какие овощи, фрукты или ягоды мог превратиться наш колобок?

Помидор яблоко абрикос репка

И покатился колобок дальше - на какую дорожку?

Правильно, на зеленую.

Игра продолжается по аналогии.

Зеленая полоска радуги

Зеленое яблоко горох арбуз капуста виноград крыжовник

Голубая полоска радуги

Голубика

Синяя полоска радуги

Синий виноград

Фиолетовая полоска радуги

Слива капуста картошка

Воспитатель:

Вот и закончились приключения нашего колобка!

3. Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель:

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

5. Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т.д.

6. Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: картинка с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т.д.

7. Дидактическая игра «Подбери пару варежке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены.

8. Дидактическая игра «Прятки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

*

* Развивать логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры.

9. Дидактическая игра «Укрась салфетку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

* Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: карточка 15 x 15; набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает: какими фигурами украсил салфетку и где их располагал.

Игры по разделу величина

1.Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.

* Уточнить названия цветов.

Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.

2. Дидактическая игра «Собери яблоки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.

Оборудование: картинка с изображением яблони, яблочки разной величины: большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку:

Загляни в осенний сад
Чудо - мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.

(Яблоко)

На столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне.

Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.

3. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.

* Упражнять в умении раскладывать предметы слева направо в порядке возрастания и убывания.

Оборудование: карточки с изображением посуды разной величины: большие, поменьше и самые маленькие.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину.

Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.

Дети расставляют посуду, называют в порядке убывания, возрастания.

Игры на логику

1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.


Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!

2. Дидактическая игра «Фантазеры»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.

*

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Методика проведения:

1 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.




2 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.

Дети придумывают изображения зверей и птиц.

3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша)

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить знания о геометрических фигурах.

* Упражнять в умении «читать» схемы-указания.

* Развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка-схема - «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.

Методика проведения:

Воспитатель показывает схему полянки:
- Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы - сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.

Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны, и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.

Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру.

Схемы для серединок цветов.

Схемы для лепестков.

Готовый образец:

4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.

Методика проведения:

Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.


По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет. (вертолет)
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

5. Дидактическая игра «Реши задачку»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

*** ***

Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь)

Дидактические игры по математике

для детей 4-5 лет

«Матрешки»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Дидактическая игра

«Мальчики»

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева -самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Кто теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто - левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Дидактическая игра

«Разговор по телефону»

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

Дидактическая игра

«Конструктор»

Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса - Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

Дидактическая игра

«Муравьи»

Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат - большой черный муравей, большой красный треугольник - большой красный муравей, маленький зеленый квадрат - маленький черный муравей, маленький красный треугольник - маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок о где стоит?

двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Дидактическая игра

«Заполни пустые клетки»

Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по сравнению с игрой 7), найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Дидактическая игра

«Где какие фигуры лежат»

Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал. Набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Дидактическая игра

«Правила движения»

Цель. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «.налево», «направо».

Игровой материал. Комплект фигур четырех форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и трех цветов (красный, желтый, зеленый).

Правила игры. На рисунке цветной таблицы 10 приведены два варианта игры.

Вариант 1 . Сначала все фигуры движутся к своим домикам по одной дороге. Но вот на пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только прямоугольники, так как в начале дороги стоит разрешающий знак (прямоугольник). Вправо прямоугольники идти не могут, так как в начале этой дороги стоит запрещающий знак (перечеркнутый прямоугольник). Значит, методом исключения прямоугольника заключаем, что вправо могут идти все остальные фигуры (круги, квадраты, треугольники). Дальше дорога опять раздваивается. Какие фигуры могут идти направо? Какие налево? А на последнем перекрестке какие фигуры могут идти прямо, какие направо?

После такой подготовки начинается движение фигур к своим домикам. После окончания движения фигур нужно указать, в каком из четырех домиков какая фигура живет, т.е. найти хозяйку каждого домика (А - прямоугольники, Б - круги, В - квадраты, Г - треугольники).

Вариант 2 . Во втором варианте игры, проводимой по таким же правилам, учитываются лишь цвета фигур (красная, желтая, зеленая) и не учитывается их форма.

По окончании игры здесь также указывается хозяйка каждого домика (Д - красная, Е - зеленая, Ж - желтая).

Пример рассуждения методом исключения.

ЕСЛИ К домику Ж запрещено проходить красным и зеленым фигурам, то к нему проходят только желтые. Значит, в домике Ж живут желтые фигуры.

Каждая ошибка при прохождении фигур к их домикам наказывается штрафным очком. Поочередно проводя фигуры к их домикам, тот из игроков считается победителем, который набрал меньшее число штрафных очков.

Дидактическая игра

«Третий лишний»

Цель. Научить детей объединять предметы во множества по определенному свойству. Продолжение работы по закреплению символики. Развитие памяти.

Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.

Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных - к домашним, диких птиц - к диким, домашних - к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?

Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.

Игра постепенно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее - четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.

Дидактическая игра

«Рассеянный художник»

Цель. Развитие наблюдательности и счет до шести.

Игровой материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной»

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».

Дидактическая игра

«Сколько? Какой?»

Цель. Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

Игровой материал. Цифры.

Правила игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка - первая, дед - второй, бабка - третья и т. д.).

Решить простейшие задачи.

1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед - первый. Мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний?

Можно составить и другие задачи.

Дидактическая игра

«Почини одеяло»

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть блые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежа

Дидактическая игра

«Торопись, да не ошибись»

Цель. Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, большим пяти. Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Игру можно продолжить, заменив числа в круге (начиная с пяти).

Дидактическая игра

Дидактическая игра

«Сколько осталось?»

Цель. Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.

Игровой материал. Числовые карточки, набор геометрических фигур.

Правила игры. Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно».

Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.