«Крестный отец» Карло Гамбине: каким был прототип Вито Корлеоне

Образ итальянского мафиози Вито Корлеоне принес премию "Оскар" сразу двумя игравшим его в разных фильмах актерам – Марлону Брандо (Marlon Brando) и Роберту Де Ниро (Robert De Niro, Jr.). Яркий образ, однако, был создан не только лишь усилиями сценаристов и актеров – многим мы обязаны и таланту автора оригинального произведения, Марио Пьюзо.


Вито Андолини Корлеоне – вымышленный персонаж, главный герой книги Марио Пьюзо (Mario Puzo) "Крестный отец" ("The Godfather") и двух первых фильмов одновременной киносерии Фрэнсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola).

О происхождении Вито Корлеоне можно узнать как из оригинального произведения Пьюзо, так и из фильма "Крестный отец 2" ("The Godfather Part II"). Родился Вито Андолини в небольшом сицилийском городке Корлеоне; отец его, Антонио Андолини, был убит местным криминальным авторитетом; старший брат Вито, Паоло, поклялся отомстить за смерть отца, однако и сам впоследствии был уничтожен. Позже бандиты пришли в дом Андолини, дабы расправиться с последним мальчиком – дон мафии понимал, что позже ему наверняка придется иметь дело с еще одним мстителем. Мать Вито сначала пыталась вымолить сыну прощение, а затем спасла ему жизнь (попутно пожертвовав своей), воткнув лидеру бандитов нож в горло и дав тем самым мальчику время сбежать. Вито Андолини бежал с Сицилии на транспортном корабле; новым домом для него стала Америка.



В Америке Вито усыновила итальянская семья Аббандандо; их собственный сын Дженко стал для Вито новым братом. Некоторое время Вито зарабатывал себе на жизнь вполне честным трудом – в магазине Аббандандо; вскоре, однако, приемные родители были вынуждены его уволить – местный бандит дон Фануччи пожелал устроить в магазин собственного племянника. Вито с помощью своих новых друзей Питера Клеменцы и Сальваторе Тессио, научился выживать уже не столь честным способом – он совершал разного рода мелкие преступления и выполнял чужие поручения.

В 1920-м Вито совершил свое первое убийство; жертвой его стал всё тот же Фануччи, прознавший о похождениях троицы и потребовавший заплатить ему процент от "доходов". Расправился с Фануччи Вито у его же собственного дома, пустив в бандита три пули. После того, как местечковая империя Фануччи начала рассыпаться, Корлеоне занял освободившееся место преступного авторитета районного масштаба, причем в отличие от покойного, с "подконтрольным" ему населением он обращался с уважением.

Через некоторое время Вито вместе со своим другом занялся импортом оливкового масла; дело это стало своеобразным фасадом для всей его нелегальной деятельностью. Компания, впрочем, преуспевала и сама по себе – со временем "Genco Pura" стали крупнейшим поставщиком оливкового масла во всей стране. Разбогатев и обретя авторитет, Корлеоне решил разобраться со своим последним незаконченным долгом; вернувшись в Сицилию, он уничтожил того самого преступного босса, который когда-то лишил его семьи.

В начале 30-х под началом у Вито Корлеоне действовала уже целая преступная организация; созданный Корлеоне синдикат был одним из крупнейших во всей стране. Старые друзья его занимали руководящие посты в компании; вскоре "семейным делом" занялся и старший сын Вито, Сантино. Примерно в 1939-м штаб-квартира семейства Корлеоне переместилась на Лонг-Бич, Нью-Йорк (Long Beach, New York).

В 1945-м представители других мафиозных семейств предложили Вито организовать совместное предприятие по торговле наркотиками; от Корлеоне требовалась организация поддержки со стороны его обширных политических контактов. Вито отказался – наркотики казались ему делом недостойным, да и знакомые политики, по его мнению, на такое предложение ответили бы отказом. Сантино, меж тем, вроде бы проявил к сделке интерес – за что впоследствии получил от отца резкую отповедь. Вскоре на Вито было совершенно покушение; неизвестные расстреляли его прямо на улице. Корлеоне покушение пережил, однако было ясно, что противники его на этом не остановятся. С помощью коррумпированного полицейского враги обеспечили отсутствие охраны Корлеоне в госпитале; к счастью, прибывший навестить отца младший сын Майкл вовремя понял, насколько опасно происходящее и сумел принять необходимые меры для спасения Вито.

На восстановление у Вито ушло 3 месяца; на протяжении этого времени семьей управлял Сантино. Майкл убедил старшего брата разрешить ему ликвидировать покушавшихся на отца, после чего на некоторое время скрылся на Сицилии. Позже конфликт между мафиозными кланами вышел на новый уровень – и новой его жертвой стал Сантино. Вито вернулся к управлению семьей и даже нашел в себе силы организовать между мафиози примирение. Вернувшемуся Майклу пришлось все же заняться семейным делом, хотя Вито всю свою жизнь старался держать его подальше от криминального мира.

Умер Вито Корлеоне сравнительно мирно, играя с внуком в саду; причиной смерти мафиози стал сердечный приступ. Последними словами Корлеоне было "Жизнь так прекрасна". После смерти Вито Майкл нанес по всем, кто выступал против Корлеоне в последнем конфликте, сокрушительный удар и стал новым доном.

Вито Андолини было двенадцать лет, когда его отца убила сицилийская мафия. Поскольку мафия охотится и за сыном, Вито отсылают в Америку. Там он меняет фамилию на Корлеоне - по названию деревни, откуда он родом. Юный Вито поступает работать в бакалейную лавку Аббандандо. В восемнадцать лет он женится, и на третий год брака у него появляется сын Сантино, которого все ласково называют Сонни, а затем и другой - Фредерико, Фредди.

Фануччи - гангстер, вымогающий деньги у лавочников, - пристраивает на место Вито своего племянника, оставив Вито без работы, и Вито вынужден присоединиться к своему приятелю Клеменце и его сообщнику Тессио, которые устраивают налеты на грузовики с шелковыми платьями, - иначе его семья умрет от голода. Когда же Фануччи требует свою часть от вырученных на этом денег, Вито, тщательно все рассчитав, хладнокровно убивает его. Это делает Вито уважаемым человеком в квартале. Клиентура Фануччи переходит к нему. В конце концов, он основывает на пару со своим другом Дженко Аббандандо торговый дом по ввозу оливкового масла. Лавочниками, которые не желают запасаться их маслом, занимаются Клеменца и Тессио - пылают склады, умирают люди… Во времена сухого закона под прикрытием торгового дома Вито занимается контрабандой спиртного, после отмены сухого закона переходит на игорный бизнес. Все больше и больше людей работает на него, и каждому Вито Корлеоне обеспечивает безбедную жизнь и защиту от полиции. К его имени начинают прибавлять слово «дон», его уважительно именуют Крестным отцом.

Бизнес

Идет время, у Корлеоне уже четверо детей, к тому же в их семье воспитывается сирота-беспризорник Том Хейген. Сонни с шестнадцати лет начинает работать у отца - сначала как телохранитель, потом как командир одного из вооруженных отрядов мафиози наравне с Клеменцей и Тессио. Позже в семейный бизнес входят Фредди и Том.
Дон Корлеоне первым понимает, что надо брать не стрельбой, а политикой и что для того, чтобы оградить свой мир от вмешательства властей, преступным группировкам в Нью-Йорке и во всей стране следует держаться вместе. Его стараниями в то время, когда внешний мир сотрясает вторая мировая война, внутри преступного мира Америки - спокойствие и полная готовность пожинать плоды подъема американской экономики. Лишь одно печалит дона - его младший сын Майкл отвергает отцовское попечение и уходит добровольцем на войну, где дослуживается до капитанского чина, а по окончании войны, опять-таки никого не спросив, уходит из дома и поступает в университет.

Семья

В 1945 году единственная дочь дона Констанция - Конни - выходит замуж. Дону Корлеоне не очень нравится будущий зять, Карло Рицци, но он назначает его на должность букмекера в Манхэттене и заботится о том, чтобы были изъяты полицейские протоколы, составленные на Карло в Неваде, где он жил раньше. Верные люди заодно доставляют дону информацию о легальных игорных домах Невады, и дон выслушивает эти сведения с большим интересом.
Среди других гостей на свадьбу приезжает знаменитый певец Джонни Фонтейн, он тоже крестник дона. У Джонни не сложилась жизнь со второй женой, пропадает голос, неприятности с кинобизнесом… Его приводит сюда не только любовь и уважение к семейству Корлеоне, но и уверенность, что Крестный отец поможет разрешить его проблемы. И действительно, дон устраивает так, что Джонни дают роль, за которую он впоследствии получает «Оскара», помогает с семейными делами и ссужает деньги, достаточные для того, чтобы Джонни стал кинопродюсером. Картины Фонтейна пользуются бешеным успехом, и дон получает большую прибыль - этот человек из всего умеет извлечь выгоду.

Наркотики

Когда дону Корлеоне предлагают участие в наркобизнесе совместно с семьей Татталья, он отказывается, поскольку это противоречит его принципам. Но Сонни весьма заинтересовался, что не скрылось от Солоццо, передавшего Корлеоне это предложение.
Через три месяца на Вито Корлеоне совершается покушение. Убийцам удается скрыться - слабохарактерный Фредди, заменяющий телохранителя дона, оцепенев, не может даже вытащить автомат.
Тем временем Хейгена хватают люди Солоццо. Сказав Тому, что дон Корлеоне убит, Солоццо просит его стать посредником на переговорах с Сонни, который теперь станет главой семьи и сможет торговать наркотиками. Но тут приходит известие, что, несмотря на пять пуль, Крестный отец остался в живых. Солоццо хочет убить Хейгена, но тому удается его обмануть.
Сонни и Солоццо начинают бесконечные переговоры. Одновременно Сонни «сравнивает счет» - умирает осведомитель Солоццо, убивают сына Таттальи… В эти дни и Майкл считает своим долгом находиться вместе с семьей.
Однажды вечером, зайдя в больницу, Майкл обнаруживает, что кто-то отозвал людей Тессио, охраняющих палату дона. Значит, Солоццо сейчас придет убивать отца! Майкл быстро звонит Сонни и занимает позицию у входа в больницу - продержаться до приезда своих. Тут приезжает капитан полиции Макклоски, подкупленный Солоццо. В ярости от того, что операция провалилась, он ударяет Майкла по лицу. Майкл снес это, не делая попыток отомстить.
На следующий день Солоццо передает, что желает вступить в переговоры через Майкла, ибо его считают безобидным слабаком. Но Майкла переполняет холодная ненависть к врагам отца. Согласившись на переговоры, он убивает и Солоццо, и сопровождающего его капитана Макклоски. После этого он вынужден бежать из страны и скрываться на Сицилии.

Неспокойное время

Полиция, мстя за убийство капитана, приостанавливает доходную деятельность, которая совершается в нарушение закона. Это приносит убыток всем пяти семействам Нью-Йорка, и поскольку семья Корлеоне отказывается выдать убийцу, в преступном мире начинается междоусобная война 1946 г. Впрочем, когда стараниями Хейгена обнаруживается, что Макклоски был взяточником, жажда мести в полицейских сердцах утихает, и нажим со стороны полиции прекращается. Но пять семейств продолжают бороться с семейством Корлеоне: терроризируют букмекеров, стреляют в рядовых служак, переманивают людей. Семья Корлеоне переходит на военное положение. Дона, несмотря на его состояние, перевозят из больницы домой, под надежную защиту. Фредди отправляют в Лас-Вегас - прийти в себя и ознакомиться с постановкой дела в тамошних казино. Сонни управляет делами семьи - и не лучшим образом. В бессмысленной и кровавой войне с пятью семействами ему удается одержать ряд отдельных побед, но семья теряет людей и доходы, и конца этому не видно. Пришлось прикрыть несколько выгодных букмекерских точек, и оставшийся таким образом не у дел Карло Рицци вымещает злость на жене: однажды он избил её так, что Конни, позвонив Сонни, просит забрать её домой. Потеряв голову от ярости, Сонни мчится заступаться за сестру, попадает в засаду, и его убивают.
Дон Корлеоне вынужден покинуть больничную койку и встать во главе семейства. Ко всеобщему удивлению, он созывает все семейства Нью-Йорка и семейные синдикаты со всей страны на совещание, где и выступает с предложением мира. Он даже согласен заняться наркотиками, но с одним условием - его сыну Майклу не будет причинено никакого вреда. Мир заключен. И только Хейген догадывается, что Крестный отец вынашивает далеко идущие планы и сегодняшнее отступление - лишь тактический маневр.

Майкл

Майкл на Сицилии встречает прекрасную девушку и женится. Но его счастье было недолгим - семейство Барзини, с самого начала стоявшее за спинами Солоццо и Татталья, руками предателя Фабрицио устраивает взрыв в машине Майкла. Майкл случайно остался жив, но его жена гибнет… Вернувшись в Америку, Майкл выражает желание стать настоящим сыном своего отца и работать вместе с ним.

Проходит три года. Майкл женится на американке Кей Адамс, которая ждала его во время изгнания. Под руководством Хейгена и дона он усердно изучает семейный бизнес. Как и отец, Майкл предпочитает действовать не с позиции силы, а с позиции ума и изворотливости. Они планируют перенести деловые операции в Неваду, полностью перейдя там на легальное положение (человека, не пожелавшего уступить им свою территорию в Лас-Вегасе, убивают). Но одновременно они разрабатывают планы мести союзу Барзини - Татталья. Отчасти отойдя от дел, дон назначает своим преемником Майкла, чтобы через год тот стал полноправным Крестным отцом…
Но внезапно дон Корлеоне умирает, после его смерти Барзини и Татталья нарушают мирный договор и пытаются убить Майкла, воспользовавшись предательством Тессио. Но Майкл доказывает, что выбор отца был верным. Убивают Фабрицио. Убивают глав семейств Барзини и Татталья. Убивают Тессио. Убивают Карло Рицци, который, как выяснилось, в день убийства Сонни специально избил жену по указке Барзини.
Узнав о смерти Карло, Конни кидается к Майклу с упреками. И хотя Майкл все отрицает, Кей внезапно понимает, что её муж - убийца. В ужасе она забирает детей и уезжает к родителям.
Через неделю к ней приезжает Хейген. У них происходит страшный разговор: Том описывает Кей мир, который Майкл все это время прятал от нее, - мир, где нельзя прощать, мир, где надо забыть о своих привязанностях. «Если Майкл узнает, о чем я тебе тут рассказывал, мне конец, - заканчивает он. - Есть только три человека в мире, которым он не сделает вреда, - это ты и дети».
Кей возвращается к мужу. Вскоре они перебираются в Неваду. Хейген и Фредди работают на Майкла, Конни вторично выходит замуж. Клеменце разрешают покинуть Корлеоне и основать собственный семейный синдикат. Дела идут хорошо, главенство семьи Корлеоне незыблемо.
Каждое утро Кей вместе со свекровью отправляется в церковь. Обе женщины истово молятся о спасении душ своих мужей - двух донов, двух Крестных отцов…

Как и большинство американских фильмов о мафии, «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы в самой Италии был воспринят критиками достаточно холодно. Один из киноведов так и выразился: «Сосредоточие всех штампов и клише об итало-американской мафии». Итальянцам казалось, что посредством голливудской продукции американцы якобы утверждают, что мафия – их собственное изобретение. Тот же критик отметил, что сицилийский эпизод фильма «до обидного глуп». И уж в этом он был отчасти прав: эта часть культового шедевра особенно отличилась нелепостями.

В одной из сцен Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино бродит по улицам фамильного города. Удивленный количеством женщин в черных одеяниях, он спрашивает, где же все мужчины. «Они все умерли от вендетты», - отвечает ему его телохранитель из местных жителей. При этом ударение на слове «вендетта» возводит этот термин в статус некоего стихийного бедствия, аналог чумы, которая однобоко выкашивает ряды сицилийских жителей.

Во времена, когда вымышленный персонаж Майкла Корлеоне навещал отчий дом, тиф был гораздо большей напастью, нежели преступления мафиози: летом 1947 года от этой болезни скончалось около 40 человек. Корлеоне, чьи дороги и канализация были повреждены проходившими через город союзническими танками, по-прежнему считался одним из беднейших поселений Южной Италии. И хотя количество убийств в те годы было несопоставимо с апокалиптическими цифрами «Крестного отца», оно все же было чрезмерно велико. В 1944-м их было одиннадцать, шестнадцать в 1945-м, семнадцать в 1946-м, восемь в 1947-м и пять в 1948-м. Как и повсюду на западе Сицилии, это были годы возрождения мафии, которая безжалостно расправлялась с вооруженными после войны крестьянами.

Кадр из фильма "Крестный отец" Копполы

Что касается Корлеоне, то здесь статистика была особенно мрачной, ибо включала в себя первые убийства, совершенные Лучиано Леджо, мафиози, коему предстоит играть ключевую роль внутри коза ностра. Следуя примеру Леджо, его любимый ученик и земляк, Тото Риина по кличке Коротышка, устроит беспрецедентную резню в рядах своих коллег. Резню, больше известную как вторая мафиозная война 1981-1983 годов. Под предводительством Риины выходцы из Корлеоне установят диктатуру внутри организации, что, в свою очередь, чуть было не погубило мафию. Даже сегодня преемник Риины – также родом из Корлеоне. Так что автор «Крестного отца» Марио Пьюзо очень удачно выбрал место рождения Дона Вито Корлеоне (Вито Андолини), ибо здесь родились одни из самых могущественных и зловещих гангстеров своего времени.

Самые известные фотографии Лучиано Леджо были сделаны на судебном процессе 1974 года. Судя по ним, трудно избавиться от ощущения, что мафиози решил принять облик Дона Корлеоне в исполнении Марлона Брандо. Эта сигара, длинная тяжелая челюсть и плохо скрываемое высокомерие. На самом же деле облик Леджо был известен широким массам задолго до выхода на экраны «Крестного отца». Анализ Леджо, проведенный антимафиозной комиссией, совпал по дате публикации с премьерой фильма и уж точно не основывался на характеристиках внешности. И тем не менее в отчете иногда проскальзывали фразы об его «большом, круглом, холодном лице» и «иронично-презрительном взгляде». Так что если образ Дона Вито был таким, каким мафия хотела видеть себя со стороны – рассудительной и семейственной, то черты Леджо, скорее, навевали мысли о своенравном ужасе.

Лучиано Леджо дает показания на судебном процессе

В то время как тяжелые веки придавали персонажу Брандо респектабельность, выпученные зрачки Леджо излучали взрывоопасность и злобу. Кто-то из его подчиненных заметил, что «взгляд босса внушал страх даже самим мафиози. Он заводился с полуоборота, и странный огонек в его глазах заставлял умолкать всех вокруг... Можно было почувствовать, как в воздухе витает запах смерти». Этот человек, по словам того же анонима, убил члена мафии и его любовницу, а затем изнасиловал и убил ее пятнадцатилетнюю дочь.

Лучиано Леджо родился в нищете в 1925 году. Когда после освобождения Сицилии союзными войсками в 1943-м мафия воспряла духом, жалкий воришка Леджо попался на глаза Микеле Наварре, врачу, совмещавшему пост капо в семье Корлеоне. Сия профессия ценилась внутри организации, а сам Наварра встал во главе госпиталя в 1946-м, после того как его предшественник пал от руки неизвестных «доброжелателей». Опираясь на поддержку Наварры, в возрасте 20 лет Леджо получил место охранника в одном из поместий около Корлеоне. С тех пор как убили Бернардино Верро, подобные должности были полностью оккупированы мафией, позволяя ей беспрепятственно провозить контрабанду, воровать, запугивать работников и вымогать деньги из помещиков.

В 1948 году, вероятно, по приказу Наварры Леджо совершил одно из самых знаменитых убийств послевоенных лет, подкинув крестьянам еще одного мученика. Вечером 10 мая, что неслучайно совпало с проведением первых парламентских выборов в стране, Леджо вывез из города профсоюзного лидера и ветерана Сопротивления Плачидо Риззотто. Там он заставил жертву встать на колени и трижды выстрелил в упор в голову Риззотто. Останки Плачидо, вместе с двумя другими скелетами, были найдены полтора года спустя на дне глубокой пещеры. Его мать сумела опознать тело сына только по фрагментам одежды и паре американских резиновых сапог. Леджо, что характерно, избежал наказания, несмотря на то что двое его подельников, помогавших ему похитить Риззотто, впоследствии дали показания и даже указали на местоположение трупа. Риззотто так и не похоронили, но в 1996-м в его честь у мэрии Корлеоне установили бюст.

Профсоюзный лидер и мученик Корлеоне - Плачидо Риззотто

Вскоре после убийства Леджо благоразумно скрылся из виду. Беглеца сцапали в 1964-м, но уже в 1970-м он снова пустился в бега и был пойман окончательно лишь в 1974 году. Он так долго умудрялся скрываться от закона, что даже заслужил прозвище Алый первоцвет (по прозвищу героя популярного романа баронессы Орци). Однако в отличие от вымышленного персонажа книги Леджо ни храбростью, ни лихими поступками не отличался. Просто он страдал от хронического простатита и спондилеза (заболевания позвоночника), вследствие чего вынужден был носить кожаный корсет. Его слабое здоровье подразумевало, что большую часть времени он отлеживался в дорогих клиниках и спа-салонах.

Уход в тень для мафиози – дело обычное. Что и говорить, даже толстяк Дон Кало Виццини частенько делал ноги. Однако для Леджо укрывательство от закона стало стилем жизни. Многих жителей Корлеоне можно было звать Алыми первоцветами, ибо они скрывались не только от властей и полиции, но и от своих врагов из других кланов. Невидимость стала неотъемлемым элементом могущества мафии, а для Корлеоне ключевым элементом стала жестокость.

В 1956-м Леджо, официально будучи в бегах, прикинулся животноводом, обеспечивая легальную ширму своему бизнесу по угону скота. С этой позиции он мог претендовать на лидерство в клане и потеснить своего босса, Микеле Наварру. Для начала он принудил одного из партнеров Наварры отказаться от своей доли в животноводческом предприятии. Затем, когда один из лейтенантов Наварры прикупил себе участок земли по соседству, Леджо развернул против него кампанию по вандализму. Неудивительно, что в июне 1958-го киллеры Наварры устроили на Леджо засаду. Однако, зная его репутацию отличного стрелка, наемники открыли огонь издалека, что позволило Леджо выйти из поединка победителем и отделаться легкими царапинами.

Это был последний шанс доктора. Два месяца спустя Наварра возвращался из городка Леркара-Фридди домой на машине, везя с собой другого врача – совершенно безвинного человека. На очередном повороте их путь перегородила «Альфа-Ромео 1900», принадлежавшая Леджо. Когда полиция и репортеры прибыли на место происшествия, они обнаружили автомобиль Наварры в кювете, весь изрешеченный пулями. Это было первое мафиозное убийство в Корлеоне, попавшее в заголовки местных газет, после исчезновения Плачидо Риззотто. Дурная слава Леджо расползалась за пределы родного города.

"Злой доктор" Леджо расправился со своим наставником, Микеле Наваррой

Нападение на Наварру было дерзким поступком. «Злой доктор» из Корлеоне характеризовал собой стабильность и политический протекционизм, значимые для коза ностра. Помимо своих медицинских обязанностей он занимал президентский пост в местной крестьянской федерации, а также работал инспектором по страхованию здоровья. Он помогал своим друзьям занимать ответственные посты, а один из братьев Леджо управлял автобусной компанией, основанной Наваррой после войны. Корлеонский доктор контролировал значительный пакет голосов в ХДП, его поддерживали другие региональные боссы, и он мог всецело рассчитывать как на своих людей, так и на разумную поддержку заокеанских товарищей. Его даже наградили итальянским эквивалентом рыцарского звания, как раз перед тем, как Леджо получил по заслугам. Даже несмотря на подозрения в убийстве Риззотто. Неудивительно, что местные крестьяне называли его «U patri nostru» - Наш Отец.

После устранения Наварры выживание и победа для Леджо стали означать одно и то же. За месяц трое из самых устрашающих боевиков Леджо были убиты в масштабных перестрелках прямо в центре города. В числе пострадавших были и случайные прохожие, включая детей. Корлеоне заслужил прозвище Тумстоун (надгробный камень). В октябре того же 1958 года издание L’Ora опубликовала разоблачительную статью, подробно расписав деятельность Леджо под лаконичным заголовком «Опасен». Не прошло и трех дней, как в редакции газеты рванула бомба.

Памятные места Корлеоне ("Крестный отец")

Удача, сопутствовавшая Леджо в его схватке с боссами Корлеоне, была закономерной. Да, политическое влияние было важным фактором, однако абсолютная власть всегда базировалась не на умении искать консенсусы, а побольнее стукнуть противника. В 1958-м Леджо сознательно пошел на насильственный отбор власти, понимая, что растеряет часть политических союзников. Эта тактика для всех его последователей и преемников стала определяющей.

Стрельба и похищение людей продолжались в Корлеоне на протяжении пяти лет. Леджо уже почти победил остатки ополчения Наварры, когда 30 июня 1963-го в Чиакулли взорвалась бомба и массовые аресты свели мафиозную деятельность по всей Западной Сицилии практически к нулю. Самого Алого первоцвета взяли в 1964-м. Что характерно, в доме бывшей невесты профсоюзного лидера Риззотто.

Тем не менее все 64 участника конфликта между кланами Леджо и Наварры, представшие перед судом в 1969-м, были оправданы. Невероятно, но, будучи на протяжении десятилетий главным мафиозным убийцей, Леджо в своей официальной криминальной биографии имел всего одну запись: срок за кражу кукурузы. В итоговом отчете Антимафии по делу Леджо отмечалось, что вердикт был слишком мягким, свидетели явно напуганы, а сам судья слишком уж скрупулезно копался в уликах обвинительной стороны. Судя по всему, преступник успел замести следы. Так, на месте убийства Наварры полиция обнаружила осколок задней фары другой машины. Экспертиза показала, что фара вполне могла принадлежать «Альфе-Ромео» Леджо. Однако когда пакет с уликой был открыт в преддверии суда, фару уже подменили.

Лучиано Леджо: в печали и в радости

Освобождение Леджо и его людей привело к новому витку мафиозной активности. К власти пришли новые люди. В числе убийц, переодетых в полисменов, которые замочили Микеле Каватайо по кличке Кобра, были два лучших киллера Лучиано Леджо. Калоджеро Багарелла (именно его труп нападавшие сунули в багажник машины) и Бернардо Провенцано по прозвищу Трактор, один из будущих «боссов всех боссов».

Статус Леджо внутри организации вскоре был подтвержден и вновь воссозданной мафиозной Комиссией, которая временно состояла из трех членов. В их числе значился Гаэтано Тано Бадаламенти, главный наркобарон, имевший солидные связи в Америке и состоявший в рабочей группе, писавшей конституцию Комиссии. Вторым участником временного комитета числился Стефано Бонтате, известный как Принц Виллаграции, капо самой крупной Семьи Палермо и потомок знатной мафиозной династии: его отец был одним из тех, кто нес гроб на похоронах Дона Кало. Третьим был Лучиано Леджо собственной персоной, хотя на совещаниях его частенько подменяло доверенное лицо – Тото Риина по прозвищу Коротышка.

Состав триумвирата предполагал, что новая Комиссия будет разительно отличаться от той, что была создана в 1957 году после визита на Сицилию Джо Бонанно. Правило, запрещавшее главам Семей занимать место в Комиссии, было аннулировано. Эти трое, без сомнения, были самыми могущественными «людьми чести» во всей провинции Палермо, то есть во всей сицилийской мафии. Комиссия больше не являлась противовесом в отношениях индивидуальных мафиози и Семей, как мечталось в конце 50-х Томмазо Бушетте. Наоборот, теперь мафиозные кланы получили неограниченную власть. Когда Комиссия полноценно заработала в 1974-м, коза ностра представляла собой сложнейшую структуру, которая сохраняется и до наших дней.

Вопрос в другом. Как Леджо, отпрыску нищего Корлеоне, удалось стать одним из самых влиятельных людей в Палермо? Дело в том, что, несмотря на дурную славу, которую обеспечили этому поселению Леджо и Марлон Брандо, Корлеоне никогда не являлся мафиозной «столицей». Еще до своего первого ареста в 1964-м Леджо удалось распространить свое влияние за пределы родины. Туда, где это влияние действительно ценилось, – в Палермо.

Именно в Палермо большей частью отсиживался Леджо. Сюда, на оптовый мясной рынок, его небольшая транспортная компания завозила незаконно освежеванный скот. В Палермо настырный мошенник Вито Чанчимино локтями пробивался в городской совет. Здесь, в столице, Леджо завел тесные связи с главными участниками первой мафиозной войны – братьями Ла Барбера, Бушеттой, Греко, Каватайо и Торреттой. Корни мафии находились в Палермо. Именно здесь была самая высокая концентрация власти и могущества тайной организации. И столица должна была стать главной наградой тому, кто победит во второй мафиозной войне.

  • Modalità corrente: tranquillo
  • Musica attuale: Tarantella Napoletana

Реальным прообразом для легендарного Вито Корлеоне был глава сицилийской мафии в США Карло Гомбино. Он не был похож на классического гангстера с буйным нравом и револьвером за поясом. Карло отличался спокойным характером и доброжелательностью, а достигнуть власти и заслужить прозвище «Крестного отца» ему помогла врожденная хитрость и звериное чутье опасности.

Карло Гомбино – трус и мальчик на побегушках

В Нью-Йорк Карло Гомбино попадает в 19 лет. Парень был из семьи, принадлежавшей к «достопочтенному обществу». Именно так сицилийцы называли представителей «Коза Носты». Попав в огромный город, Карло присоединяется к преступной организации, в которую уже входил его родной дядя Джузеппе, занимающийся нелегальной продажей алкоголя, азартными играми, грабежами, рэкетом, воровством.

Гамбино сблизился с так зваными «новыми мафиози» - молодыми итальянцами, которым не нравились порядки, установленные старшим поколением. Они выступали за криминальное сотрудничество с итальянцами не сицилийского происхождения и еврейскими бандитами. Как и дон Карлеоне из «Крестного отца», Карло отличался нетипичным для вспыльчивых сицилийцев спокойным и уравновешенным характером.

Многие «коллеги» воспринимали вежливость и бесконфликтность Гамбино за трусость и даже обвиняли его в лакействе. Известный мафиози Джо Бонано презирал Карло и сравнивал его с белкой, рожденной в человеческом обличии. Гангстер вспоминал, что босс Альберто Анастази использовал Гомбино, как мальчика на побегушках, а на все унижения тот отвечал лишь услужливой улыбкой.

Начало восхождения

Карло Гамбино притворялся простачком, и сам создавала себе имидж незаметного тихони. Он был хитрым и внимательным человеком, который понимал, что действовать удобней из тени, не привлекая к себе внимания. Лучше всего характер гангстера охарактеризовал детектив Альберт Сидман, который говорил: «Гамбино был как змея, которая сворачивается и притворяется мертвой, пока опасность не минует».

В результате внутренних разборок в семье Мангано лидерство захватывает Альберто Анастази, а Карло Гамбино становится вторым человеком в клане. За буйный характер нового босса называли «Безумный шляпник» и часто его необдуманные действия подставляли под удар все мафиозные семьи. В 1957 году Анастази расстреляли в парикмахерской. Босс был убит в результате сговора, между Вито Джованезе и Карло Гомбино и убрали «Безумного шляпника» с молчаливого согласия боссов других семей.

Лидером группировки становится Джованезе, а вторым номером неприметный тихоня Гомбино. В 1959 году Вито Джавонезе арестовала полиция. Гангстер получил 15 лет тюрьмы, в которой он и умер. Как оказалось, ловушка была организована Гомбино, который за 100 000 тысяч долларов подкупил свидетельствующего в суде наркодиллера. Теперь главой клана становится Карло, а семья называется его именем – Гомбино.

Босс всех боссов

Окружающие начинают обращаться к Гомбино не иначе как «Дон Карло» или «Крестный отец». Подручные Карло подминают под себя Манхеттен, захватывают прибыльный мусорный бизнес, берут под контроль бруклинский порт и городские профсоюзы. Наступает так званная «Эра Гамбино». Под влияние бывшего мальчика на побегушках попадает Бостон, Чикаго, Майами, Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Сан-Франциско.

Важной статьей дохода организации становится игорный бизнес. При этом Карло остается ревностным католиком. Босс посещает церковь, запрещает своим людям заниматься сбытом наркотиков и порнографии. Больше всего «Дон Карло» ценил семью. Все главные посты в организации занимали его братья, кузены, племянники и прочие родственники. Своих детей он женил на детях других криминальных боссов.

Свободное время Кестный отец предпочитал проводить с семьей, в числе которой был женатый на его дочери брат легендарного Фрэнка Сенатры. Власть Гамбино в криминальном мире была огромна. Путем многоходовых комбинаций ему удавалось устранять конкурентов и даже ставить во главе других мафиозных семей своих людей. В семье Гомбино числилось 300 активных членов, а ежегодный доход составлял пол миллиарда долларов.

Выглядел «Дон Карло», как милый дедушка с доброй улыбкой, однако полиция знала, что за непримечательной внешностью скрывается решительный человек с железной волей. Круглые сутки дом Гомбино находился под слежкой спецслужб. «Крестный отец» знал, что его прослушивают, и он всегда шифровал свои послания. Например: один из подручных спросил у дона – стоит ли покупать лапки лягушки.

Босс ответил на вопрос кивком головы. На следующий день, провинившийся перед семьей Гомбино человек, был найден убитым. ФБР так и не удалось арестовать «Дона Карло», и только в молодости он отсидел два года. Глава мафии умер в возрасте 74 лет в своей постели, что для человека его занятия большая редкость. На похороны Карло Гомбино пришли тысячи людей, среди которых было немало судей, полицейских, политиков и криминальных конкурентов.

Пришла, когда он был уже опытным литератором. В 1969 году вышел его роман «Крестный отец», и автора узнал весь читающий мир. Подход к теме был новым. Бестселлер повествовал о насилии и доброте, о законах и корнях мафии. Яркими образами и остро построенным напряженным сюжетом он мгновенно завоевал признание.

Преступление и возмездие

Отражая в литературном произведении действительность, писатель большое место уделил насилию, которое присутствует и в самой жизни. Его главный герой Вито Корлеоне основал империю, в которую никто не смеет вторгнуться и в которой он правит железной рукой в мягкой перчатке. Он покровительствует тем, кто приходит и просит о помощи, и наказывает агрессоров, посмевших нарушить покой его семьи, друзей и подданных. Вито Корлеоне создал государство в государстве. В нем действуют законы неотвратимого возмездия за совершенные преступления.

Армия Вито Корлеоне отлажена безукоризненно: он сам передает свои указания помощнику с глазу на глаз, помощник - следующему в иерархии человеку, лишь потом приказ доходит до исполнителя. Никогда неподготовленному новичку не дадут в руки оружия, его сначала строго проверят и многократно испытают. Ведь его готовят для настоящих боевых действий - для защиты империи от агрессивных захватчиков.

В чем обаяние главного героя и его подчиненных? Убийства, которые они совершают, не является самоцелью. Они - только средство защиты своих семей и граждан. Лишь необходимая мера безопасности, ибо каждый мужчина должен уметь постоять за близких и благополучие государства в целом. Читатель знакомится с тем, как складываются отношения мафиозной структуры с государственный властью, профсоюзами.

Кто послужил прототипом главного героя?

Исследователи считают, что поскольку детство писателя прошло в итальянских кварталах Нью-Йорка, то он тему знал не понаслышке. Кроме того, М. Пьюзо изучил ранее изданные произведения на эту тему, в которых содержались сведения из полицейских архивов. Большая часть исследователей склоняется к тому, что главный образ собирательный, хотя наибольшее влияние на него оказали личности Френка Костелло и Вито Дженовезе.

Родился в Италии, но позже его семья переехала в США, где уже жил отец, державший бакалейную лавку. В 13 лет он начал промышлять мелким разбоем, но, попав в тюрьму, а потом выйдя на свободу, вошел в состав сильной банды.

Там он нашел себе делового партнера и друга, больше всего уделяя внимание азартным играм. Введение «сухого закона» помогло быстрому обогащению. Помимо незаконной деятельности у него был легальный бизнес. Френк быстро установил связи во всех кругах общества и наладил контакты мафии и политиков, хорошо оплачивая их услуги.

Также был итальянцем, который эмигрировал в страну свободы. Он начинал на Манхеттене, промышляя мелким воровством. «Сухой закон» и ему помог обогатиться.

Вито активно участвовал в различных махинациях и был вынужден, чтобы не попасть в тюрьму, уехать в Италию. Он смог выжить после падения режима Муссолини, с которым был близок, и высадки американских войск. Более того, Вито вернулся в США. На его жизнь покушались, но он выжил и назначил главой своего клана родного сына. Эти две биографии войдут в жизнь литературного персонажа Вито Корлеоне. Прототип был не один, и образы их не столь благородны и романтичны, как у героя романа М. Пьюзо.

Жизнь главного героя

Вито Андолини, потерявший в разборках с сицилийской мафии отца, бежит в Америку. Он подрастает и женится. Но его увольняют с работы. У Вито, который взял фамилию Корлеоне, имеются дети, которых нечем кормить. Ему приходится вместе с друзьями зарабатывать на жизнь мелким грабежом. Но гангстер, гроза квартала, требует дань с бойкой итальянской молодежи.

Вито Корлеоне с этим не мирится и, убив его, завоевывает авторитет в своем квартале. Постепенно он строит свое государство, в котором мудро и безраздельно правит. Легальным делом - экспортом оливкового масла - прикрывает различные сферы противозаконной деятельности.

Благодаря своей политике Дон обрастает связями в профсоюзах, в полиции, среди депутатов парламента. Становится очень влиятельным человеком Вито Корлеоне. Биография его содержит много неспокойных моментов. Ему помогает приемный сын Том Хейген, ставший юристом, так как запомнил слова Дона: «Законник с портфелем в руках загребет больше, чем тысяча вооруженных налетчиков в масках».

Дон Корлеоне принимает у себя сицилийца Солоцци, который предлагает заняться наркотиками. Но делец получает вежливый отказ. На жизнь Дона успешно организуют покушение. Он временно не может заниматься делами, и управление империей переходит к сыну Сонни. Но жизнь Крестного отца под угрозой нового покушения. Младший сын убивает капитана полиции и скрывается на Сицилии. Тем временем убивают старшего сына Дона.

Корлеоне вынужден собрать всех мафиози и призвать прекратить бессмысленные убийства, разделив сферы влияния. Все свои силы Дон направляет на возвращение сына в Америку.

Окончание романа

Вернувшийся через три года Майкл перенимает у отца опыт и связи и после смерти Дона от инфаркта возглавляет семейное дело. Младший сын отомстил за покушение на жизнь отца, за покушение на свою жизнь, за убийство брата. Все дела на востоке страны Дон Майкл сворачивает и перебирается на запад, становясь главой самого мощного клана Америки. Так заканчивается роман Марио Пьюзо «Крестный отец».

Характеристика Вито Корлеоне

Он истинный сицилиец, но свой темперамент умеет держать в руках. «Месть - это блюдо, которое подают холодным». Заповеди Дона характеризуют его жизнелюбие. Главное, как считает Вито, - надо остаться живым. Следующее, что требуется и на что следует полагаться - это дружба. Но, доверяя, он всех проверяет, так, на всякий случай. Он не сердится и не угрожает, пытаясь логически договориться с оппонентом, и лишь когда тот отказывается воспринимать логические доказательства, приходит Немезида, которую воплощают все действия Дона.

Корлеоне полон искренних человеческих чувств. И это привлекает читателей. Он способен уйти со свадьбы дочери и просидеть всю ночь у постели умирающего друга, вливая в него надежду, что Бог простит прегрешения. Он готов помочь любому, кто с уважением обратится к нему с просьбой. Даже умирая, последнее, что он говорит: «Жизнь так прекрасна».

Почему героя называют «Крестный отец»?

В католической культуре отношения, освященные церковью, делают людей очень близкими. Считается, что жизнь так тяжела, что одного отца мало. На этот случай существует крестный отец, который заботится о духовном воспитании ребенка. Это одна сторона вопроса, сакральная. Другая же состоит в том, что мафия дала религиозное название высшей ступени в своей иерархии. Звание «Крестный отец» Вито Корлеоне носит с гордостью и достоинством, осеняя многих своим покровительством. Это чрезвычайно почтительное обращение к руководителю преступного синдиката.

Члены семьи Корлеоне

Семья Корлеоне невелика и велика одновременно.

Она состоит из близких и родных по крови людей, крестников и всех членов его империи, за которыми он по-отцовски присматривает.

Старший сын - Сантино или Сонни. Он не слишком умен, зато слишком горяч и не умеет обдумывать действия, как отец. Сонни прослыл самым грозным убийцей еще в юные годы, а когда на отца было произведено нападение, то он, не долго думая, ввязывается в борьбу кланов, которой стремился избежать Дон Корлеоне. В этой борьбе его предал муж родной сестры, которого зовут Карло, и Сонни гибнет.

Средний сын - Фредди. Безвольный и неудачливый, не способный к умственной деятельности. Он явно никогда не сможет заменить своего отца.

Майкл - младший сын. Самый яркий из детей Дона. Он поначалу решил стать честным американцем, не касаясь темных дел семьи. Он ветеран войны, студент университета, но привязанность к членам семьи, желание отомстить за покушение на жизнь отца переворачивают его жизнь. Вернувшись, он отомстит за смерть брата Сонни, хотя предателем оказался муж его родной сестры. Майкл не простит предательства старому другу отца Тессио и уничтожит его. Майкл станет настоящим Доном, молниеносно расправившись с главами враждебных кланов.

Но родными не ограничивается семья Корлеоне. Есть еще приемный сын, очень умный и преданный Том Хейген, есть неразумный артист, который к концу романа прозревает, Джонни Фонтейн, певец, кинозвезда и кумир Америки.

Вито Корлеоне: цитаты

  • Я сделаю предложение, от которого нельзя отказаться.
  • Никогда не сердись, не угрожай и заставь человека рассуждать здраво.
  • С теми, кто воспринимает несчастный случай как личное оскорбление, несчастные случаи не происходят.
  • Есть вещи, которые приходится делать - их делаешь, но о них никогда не говоришь. Им нет оправданий. Их делаешь, и все. И забываешь.
  • У каждого из нас найдется что рассказать о своих невзгодах. Я этого делать не собираюсь.

Романтизация мафии в романе

Дон Корлеоне так благороден в своих побуждениях в этой криминальной истории, что забываются жуткие подробности преступлений. Голос крови и семейные привязанности сплетают нить судьбы человека. Они не позволяют выйти за пределы созданного круга. Это очень явно прослеживается в жизненном пути Майкла, младшего сына, который не желал, но продолжил дело отца. Он, как и отец, самостоятельно вершит правосудие и помогает выбиваться в люди своим соотечественникам, прибегая к привычным средствам гангстеров.