Кем были чем прославился гапон. Жизнь и смерть попа Гапона, посеявшего бурю. Во главе рабочего профсоюза

Биография

Деятельность Гапона и его популярность в рабочей среде привлекли внимание как министра внутренних дел В. К. Плеве и начальника московского охранного отделения жандармского полковника С. В. Зубатова , так и антиправительственных группировок.

Петиция Гапона (к событиям 9 января 1905 года)

Государь! Мы рабочие и жители города С.-Петербурга, разных сословий, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества; нас душат деспотизм и произвол, мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немного просили, - мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но и в этом нам отказали. Нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега, копоти и дыма.

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба - преступление, а наше желание улучшить наше положение - дерзость, оскорбительная для них.

Государь, нас здесь многие тысячи и всё это люди только по виду, только по наружности, в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, даже говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека - значит, совершить тяжкое преступление. Весь народ, рабочий и крестьяне, отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, не только совершенно не заботящихся об интересах народа, но попирающих эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов.

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады, грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо (народное) представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал и управлял собой. Ведь ему только известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощи, прими её, повели немедленно, сейчас призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.

Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собрания, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
  4. Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления.
  5. Равенство перед законом всех без исключения.
  6. Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

  1. Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.
  2. Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и передача земли народу.
  3. Исполнение заказов военного и морского ведомств должно быть в России, а не за границей.
  4. Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

  1. Отмена института фабричных инспекторов.
  2. Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
  3. Свобода потребительско-производственных и профессиональных союзов - немедленно.
  4. 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
  5. Свобода борьбы труда с капиталом - немедленно.
  6. Нормальная рабочая плата - немедленно.
  7. Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих - немедленно.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не поверишь, не отзовешься на нашу мольбу - мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее!

Примечания

Литература

  • Ксенофонтов И. Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. М.: РОССПЭН, 1996. - 320 c. ISBN 5-86004-053-9
  • Савинков Б. В. Воспоминания террориста. Издательство: Захаров. 2002.

Ссылки

  • С.Тютюкин, В.Шелохаев. Кровавое воскресенье. Альманах «Восток», № 12, декабрь 2004.
  • Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II
  • Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции

Wikimedia Foundation . 2010 .

ИЗ СВЯЩЕННИКОВ В РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ?

О Кровавом воскресенье, которое произошло в Петербурге 9 января 1905 года, многое известно еще из школьной программы. Георгий Гапон - очень популярный в ту пору деятель, создатель авторитетной организации под названием Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга - стал инициатором трагически закончившегося шествия к царю. Священник, который был во главе одной из рабочих колонн, получил ранение возле Нарвской заставы. Из-под огня его вытащил Петр Рутенберг , который спустя год с небольшим, вероятно, участвовал в его убийстве.

После 9 января в сознании Гапона произошел перелом. Если до этого дня он верил в царя, то теперь под влиянием случившегося в столице расстрела написал листовку с призывом к немедленному восстанию. Он сделал это в квартире знаменитого писателя Максима Горького , который очень тепло встретил батюшку.

Вскоре Рутенберг отправил Гапона в имение людей, сочувствовавших революционерам. Там отец Георгий должен был дожидаться, когда его перебросят за рубеж. Однако по дороге священник разминулся с проводниками, и ему пришлось переходить границу самостоятельно. Вблизи городка Таураге в него стрелял пограничник, но Гапон ушел невредимым.

ГЕРОЙ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ

Георгий Гапон был популярен среди осевших в Западной Европе российских революционеров всех мастей. Даже Владимир Ленин , который не испытывал почтения к религии, перед встречей с ним сильно волновался. Выступая затем на III съезде РСДРП, Ленин охарактеризовал Гапона как «человека, безусловно, преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания».

Но отец Георгий имел успех не только в революционной среде. О нем стала писать и западная пресса. Батюшка отлично смотрелся в роли преданного народу героя: красивый, обаятельный мужчина, да и говорит хорошо.

Известность приносила деньги: журналисты неплохо платили за интервью. И у служителя культа, выражаясь современным языком, поехала крыша. В Петербурге Георгий Аполлонович был скромен в быту, но за границей почувствовал вкус красивой жизни. Священник отметился рядом романов со светскими львицами, стал наведываться в Монте -Карло.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ НЕВЕЖДА

Гапон, пока фартило, ринулся в политику. Но служитель культа оказался абсолютно невежественным. Он совершенно не разбирался в сути идеологических разногласий между оппозиционными силами.

Священник решил объединить всех эмигрантов, причем не только революционеров, но и либералов. Понятное дело, вокруг себя: он всегда был достаточно честолюбивым. 24 апреля 1905 года Георгий Аполлонович созвал в Женеве конференцию, на которую съехались представители одиннадцати партий. На ней приняли решение о создании общего комитета, в задачу которого входило «революционное воспитание масс». Гапона включили в состав.

Однако вскоре авторитет отца Георгия в революционной среде стал стремительно падать. Достаточно образованных по тем временам лидеров левых партий раздражала политическая безграмотность батюшки, его чрезмерное стремление к лидерству. Да и общаться с простыми рабочими священнику было гораздо проще, нежели с «высокоумными интеллигентами».

ТРОЙНАЯ ИГРА

И тогда Гапон написал письмо председателю Совета министров Сергею Витте, параллельно вступив в контакт с департаментом полиции. Суть его предложений заключалась в следующем: разрешить деятельность фактически разогнанного после 9 января Собрания русских фабрично-заводских рабочих и использовать батюшку в качестве информатора. Властей эта инициатива заинтересовала. Во многом потому, что собрание могло стать противовесом нарождающимся профсоюзам, где имели влияние левые партии.

После Манифеста 17 октября 1905 года отец Георгий вернулся в Россию и стал вести даже не двойную, а тройную игру. Перед властями выступал как «умиротворитель рабочих». Перед революционерами позиционировал себя как радикал, который вынужден скрывать свои истинные намерения. В пролетарской среде хотел быть своим в доску. Однако и те, и другие, и третьи чувствовали неискренность батюшки, теряли к нему доверие.

С появлением Манифеста пресса получила некоторую свободу, и журналисты начали выкапывать неприятные для Георгия Аполлоновича факты. В частности выяснилось, что батюшка запускал руку в карман Собрания.

И тут Гапон решился на неординарный шаг. Священник заявил Департаменту полиции, что его старый знакомый эсер Петр Рутенберг готов за «адекватную сумму» сдать полиции боевую организацию этой партии. Отметим, что тот не мог этого сделать даже при всем желании: он не имел никакого отношения к боевикам. Получив согласие властей, отец Георгий сделал соответствующее предложение Рутенбергу.

ПОВЕСИЛИ СТОРОННИКИ?

Обстоятельства гибели священника до сих пор окутаны тайной. Хотя полиция и возбудило уголовное дело, обвинение в убийстве никому не предъявили. Итак, 28 марта 1906 года Гапон выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. По сведениям рабочих, он следовал на деловую встречу с представителем партии эсеров. В середине апреля в газетах появилась информация, что священник задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Вскоре эти сообщения подтвердили официально.

Некоторые подробности стали известны из публикаций в российской и зарубежной прессе, а также из мемуарной литературы. 28 марта 1906 года Рутенберг назначил Гапону встречу в Озерках. Якобы для достижения окончательной договоренности. Во время беседы в соседней комнате находись двое приглашенных Рутенбергом рабочих. Это были сторонники Гапона, если можно так выразиться, участники Кровавого воскресенья. Поняв, каким нечистоплотным человеком был их кумир, пролетарии без долгих разговоров повесили батюшку.

Было это запланированное убийство или рабочие действовали под влиянием эмоций, так и осталось загадкой.

КСТАТИ

Незадолго до гибели Георгий Гапон обещал обнародовать документы, касающиеся его отношений с Сергеем Витте. «Когда они станут достоянием общественности, многим не поздоровится», - уверял священник. Он договорился с адвокатом, что в случае его смерти тот опубликует эти материалы.

После убийства Гапона юрист выехал в Европу, чтобы предать информацию огласке в зарубежной прессе. Но по дороге он внезапно скончался от желудочных болей, при этом документы бесследно исчезли.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Весной 1906 года Петр Рутенберг тоже отправился за границу. Возможно, скрывался от следствия. Он вернулся в Петроград после Февральской революции, стал одним из руководителей городской Думы. 24 октября 1917 года защищал Временное правительство. Его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Через несколько месяцев большевики освободили Рутенберга.

Он эмигрировал из советской России, перебрался в Палестину , где наряду с политикой занимался электрификацией. Был знаком с Уинстоном Черчиллем и Бенито Муссолини . Создал Палестинскую электрическую компанию. Имя Рутенберга носит электростанция вблизи Ашкелона.


Да, да, именно тот самый поп Гапон. Или Попгапон. Его имя уже давно стала нарицательным, его употребляют по отношению к провокаторам, предателям и прочим иудушкам. При этом мало кто задумывается о реальном человеке, стоящем за этим символом.
Надо ли говорить о том, что реальность имеет мало общего с мифом, придуманным в 30-е годы сталинскими "историками".

Сегодня любой желающий может легко найти любую информацию об этом человеке, поэтому я не ставлю цели рассказать о священнике Гапоне во всех подробностях. Пунктирно и с фотографиями.

Человек он был очень способный, неординарный. Священником стал по зову сердца, получил свой приход. Служил с душой, денег с бедных людей не брал. Результатом стала колоссальная популярность Гапона среди простых людей. Доходило до того, что священники соседних приходов писали жалобы, что он отбивает их прихожан))

Во многом та неистовая страсть в служении Богу и народу была результатом в том числе личной трагедии. Георгий рано потерял любимую жену, которая для него много значила...

Был период, когда он вёл вполне светский образ жизни

Но, незримая рука провидения вела его к Богу. Популярность его была так велика, что могла составить конкуренцию славе самого Иоанна Кронштадского, с которым, кстати, он вместе служил не сколько раз...

И вот на волне такой популярности, этот похожий внешне на Христа, молодой священник начинает служить в Санкт-Петербурге, где его прихожанами становятся заводские и фабричные рабочие.
Это было неспокойное время, появлялись профсоюзы, лжепророки-революционеры, активно действовали агенты охранки.
В этой ситуации Гапон попытался примирить противостоящие стороны. Он контактировал с полицией. Вполне открыто, не тайно...

Священник Георгий Гапон и градоначальник И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга

В какой то момент конфликт рабочих и властьпредержащих достиг апогея. Рабочие решили устроить мирное шествие прямо к царю, и вручить ему петицию

Гапон пытался отговорить рабочих, сесть за стол переговоров. Но, понимания не встретил ни среди ожесточившихся рабочих, ни среди заводчиков, полиции и высшего начальства.
Тогда он принял решение возглавить мирное шествие

Власть решила проявить твёрдость, и ни при каких обстоятельствах не идти на поводу у демонстрантов (что то мне это смутно напоминает из нашего времени)

Георгий Гапон пообещал людям что до конца будет с ними, и если Царь даст команду стрелять, то для них больше нету Царя!

Слово своё он сдержал. Когда началась стрельба, он не дрогнул. Был ранен в руку, упал, и его рабочие вынесли на руках...

Так закончился священник Гапон...

И начался революционер Георгий Гапон.
Его остригли, изменили внешность. Какое то время Гапон прятался на квартире у Максима Горького. Потом был нелегально переправлен за границу.
Там он встречался со многими профессиональными революционерами, в том числе с Ульяновым-Лениным.
Фокус был в том, что все они были довольно далеко от народа, от реального уличного протеста, гапон же напротив был необычайно популярен среди рабочих и простого люда.
Он и только он был способен возглявить революциолнное движение.
Но, в этом качестве Гапон мешал всем, и охранному отделению и старым революционерам...

10 Апреля (по новому стилю) его обманом заманили на загородную дачу, и там убили, накинув петлю на шею...

Георгий Гапон был похоронен 3 мая 1906 года на Успенском кладбище (Северном) под Петербургом при большом стечении народа. Похороны были совершены на средства рабочих организаций. Место для могилы выбрали в 150 саженях от церкви, там, где были погребены рабочие Степанов, Кириллов и Обухов, убитые 9 января 1905 года.

На состоявшемся митинге рабочих был пропет гимн «Вы жертвою пали в борьбе роковой», а затем произносились речи. С речами выступали рабочие В. А. Князев, С. В. Кладовиков, Д. В. Кузин, Г. С. Усанов, Карелина В.М., В. Смирнов и другие. Рабочие говорили о том, что Гапон пал от злодейской руки, что про него говорили ложь, и требовали отмщения убийцам. Среди присутствовавших раздавались крики: «Месть, месть! Ложь, ложь!» Присутствовавший на митинге обозреватель «Нового времени» писал:

«Из ораторов лучше других говорили рабочие Смирнов, Кузин, Кладовников и г-жа Карелина. Речи их сводились к тому, что Гапон убит злодейски и что его организация, объединённая его памятью, станет теперь ещё теснее и крепче. Лучшую речь сказал рабочий Смирнов. Он подчеркнул жестокость убийства Гапона. Его труп оставался целый месяц непогребённым. Отчего не закололи его кинжалом, не убили из браунинга, а умертвили жестоко, медленно и коварно? Оратор говорил, что он ещё не может назвать убийц, но кто бы они ни были, их постигнет месть друзей Гапона. Раздались крики: „Месть! Месть!“ И в ней, подняв руки, клялись 150 человек, стоявших над могилой. Сцена была несколько театральная, напоминала „хор мстителей“ из оперы „Демон“, но всё же становилось жутко при мысли, что это не праздные крики».

На могиле был установлен деревянный крест с надписью «Герой 9 января 1905 г. Георгий Гапон». На могилу покойного были возложены венки от 11 отделов «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» с портретами Гапона и с надписями: «9 января, Георгию Гапону от товарищей-рабочих членов 5 отдела», «Вождю 9 января от рабочих», «Истинному вождю революции 9 января Гапону», «Дорогому учителю от Нарвского района 2 отделения» и т. д. Среди провожавших Гапона были раненые 9 января, один из них на костыле.

Впоследствии рабочие установили на могиле памятник с металлическим белым крестом. На памятнике было написано:

«Спокойно спи, убит, обманутый коварными друзьями. Пройдут года, тебя народ поймёт, оценит, и будет слава вечная твоя».

Никто из гапоновских рабочих не поверил в предательство Гапона. Среди рабочих господствовало убеждение, что за убийством Гапона стоит царская охранка.

Ровно 140 лет назад родился Георгий Гапон , и по этому поводу в Музее политической истории России при полном аншлаге была открыта выставка с многозначительным названием «Посеявший бурю». Эпиграфом к жизни этого человека могли бы стать знаменитые слова современного политика: хотел как лучше…

Это как раз те благие пожелания, которыми вымощена дорога в ад. Авторы вернисажа, на котором представлено 100 экспонатов, не ставили целью детально иллюстрировать биографию Гапона. Здесь внимание сосредоточено лишь на ключевых моментах его недолгой, трагически закончившейся жизни. Уже в 1906 году рабочие, за которых он так радел, его и задушили. Об этом рассказывает впервые экспонируемый следственный фотоальбом.

На фоне мрачной гибели Гапона на заброшенной даче в Озерках диссонансом выглядят фотографии похорон, на которые собрались несколько сотен его поклонников — проводить своего духовного вождя в последний путь.

Гапон сыграл ключевую роль в событиях, которые положили начало эпохе революционных потрясений начала 20 века. И до сих пор эта роль вызывает вопросы. Вроде бы он искренно хотел помочь рабочим, но те погибали от одного лишь знакомства с ним — и не только в «кровавое воскресенье» 9 января. На выставке представлены уникальные материалы о рабочем, который застрелился на глазах у Гапона после того, как вождь потребовал убить другого рабочего…

О событиях 9 января 1905 года рассказывают не только листовки, документы и фотографии, но и такие уникальные экспонаты, как подлинник письма Гапона к Николаю II и обращение священника к рабочим и солдатам, составленное вечером 9 января.

— Георгий Аполлонович Гапон, — рассказывает автор выставки историк Алексей Кулегин , — в течение нескольких месяцев 1905 года являлся самой популярной личностью в России, а, находясь в эмиграции, даже претендовал на роль лидера всего революционного движения. Деятельность священника петербургской пересыльной тюрьмы, организовавшего первую легальную массовую рабочую организацию в России и шествие рабочих к Зимнему дворцу, по-разному оценивали и современники, и позднейшие исследователи. Например, существует мнение, что манифестация 9 января была грандиозной провокацией.

«СП»: — Кем он все-таки был на самом деле — искренним народным вождем, «революционером в рясе» или провокатором на службе царского правительства и полиции? Гапоновское собрание фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга было создана в 1904 году. Вы показываете фотографии, где Гапон стоит рядом с градоначальником. То есть, это была проправительственная организация?

— Это была первая в России легальная массовая рабочая организация. Идеи создания таких организаций, которые были бы подконтрольны властям, восходили к начальнику Московского охранного отделения полковнику Сергею Зубатову, и позже были названы полицейским социализмом. Они были призваны «канализировать» рабочее движение, направить его не против правительства, а в поддержку ему. Зубатовские идеи подвергались критике и справа, и слева. Но и те, и другие предупреждали, что подобные организации быстро выходят из-под контроля, и в них начинают доминировать революционные силы. Так и вышло. В конце концов шествие, которое организовал Гапон и которое несло петицию царю Николаю Второму, было расстреляно у Нарвских ворот…

«СП»: — У Нарвских ворот? А разве они не были остановлены на подступах к Зимнему, как о том писали все советские учебники?

— До Зимнего они тоже дошли, но это был последний эпизод. Их расстреливали и разгоняли во многих местах Питера — недалеко от Троицкого моста, у Нарвских ворот, на Васильевском острове… Мы выставили на стенде рубашку рабочего Васильева, который погиб во время манифестации. Ее очень давно передала в музей жена Васильева. Это был не простой рабочий, а официальный лидер организации, поскольку сам Гапон, как священник, не мог занимать должность председателя и считался духовным лидером. В письме царю Гапон от лица рабочих пишет: «Твои министры тебе всей правды не говорят, мы идем к тебе, народ полон решимости прийти к тебе на Дворцовую площадь, мы просим императора выйти к рабочим, гарантируем тебе безопасность…»

После 9 января Гапон стал ярым революционером и писал уже другие воззвания — взрывать дворцы, убивать солдат, чиновников, царя и его окружение.

«СП»: — Гапон вынужден вскоре покинуть Россию, но почему-то после эмиграции разочаровался в революционном движении?

— Да, после возвращения из-за границы, он резко поменялся — пытался наладить контакт с властями, писал покаянные письма, давал интервью различным газетам… Рабочие обсуждали его поведение и не знали, как реагировать. На выставке представлена книжка «Правда о Гапоне», которую написал рабочий Николай Петров. Это был один из самых близких к Гапону людей, руководитель одной из рабочих организаций. Вскоре стало известно, что Гапон втайне от рабочих получил 30 тысяч рублей от Столыпина, и Петров опубликовал статью под заголовком «Долой маску и неизвестность». После публикации события стали развиваться стремительно. Гапон решил устранить Петрова и даже дал исполнителю, рабочему Черемухину, револьвер. Но Черемухин, будучи молодым человеком с неустойчивой психикой, прямо на заседании центрального комитета гапоновской организации покончил с собой из того же револьвера. К тому времени Гапон уже впутался в новую авантюру с департаментом полиции и стал агитировать своего недавнего благодетеля Петра Моисеевича Рутенберга вступить в контакт с охранным отделением, обещал 25 тысяч рублей за то, чтобы тот выдал охранке руководство партии эсеров. Рутенберг сообщил об этом в ЦК партии эсеров, в частности одному из лидеров — Азефу. Было принято решение устранить Гапона. Рутенберг заманил его на одну из дач в Озерках, туда же пригласил группу рабочих, которых спрятал в соседней комнате. Рутенберг завел с Гапоном разговор о том, сколько можно выручить за выдачу эсеров полиции. Когда он счел, что рабочие услышали достаточно, он выпустил их из укрытия. Те накинулись на Гапона и повесили его, как предателя… Но все это мы знаем со слов Рутенберга!

«СП»: — И нет других свидетельств?

— Увы, достоверные обстоятельства гибели Гапона неизвестны. Мы не знаем, кто именно там действовал, кроме Рутенберга, и остается принимать на веру его версию… Бесспорно одно: Азеф стремился как можно скорее избавиться от такого опасного соперника как Гапон, поскольку сам был полицейским провокатором, а Гапон мог раскрыть двойную игру Азефа.

«СП»: — Алексей Михайлович, вы впервые обнародуете материалы о похоронах Гапона. Почему его похоронили только в мае 1906-го, хотя убили 26 марта?

— Тело нашли не сразу. До 30 апреля было неизвестно, где он? Департамент полиции разыскивал Гапона, чтобы задержать его, а он уже был мертв. На похороны собралось немало людей. Сохранился полицейский альбом, который вели следователи, когда расследовали убийство Гапона. Но нас интересовал не столько сам Гапон, сколько его роль в таком важнейшем и переломном событии русской истории, как 9 января — начало революции. Кстати, в 2010 году совпадают круглые даты рождения Гапона — 140 лет и начала первой русской революции — 105 лет.

«СП»: — Письмо, которое Гапон писал Николаю Второму, дошло до императора?

— Неизвестно. Вроде бы он послал с этим письмом в Царское Село рабочего, которого, разумеется, не допустили до царя. Источники с разной степенью достоверности утверждают, что рабочий настойчиво требовал, чтобы его принял лично Николай Второй. Неизвестно, куда потом письмо делось? Но сохранилась авторская копия письма (см. фото).

«СП»: — Вы для себя, как историк, уже сформулировали роль Гапона в первой русской революции?

— Его роль сложная: народный вождь, революционер, и в то же время — провокатор, авантюрист… В нем всего понемногу. Если почитать воспоминания рабочих, то они все были в восторге от него. Многие были уверены, что если уж Гапон начал революцию, то ему суждено ее возглавить, но не все было столь однозначно в этой истории — очень много загадочного.

«СП»: — Удивительно все же, что до сих пор в ней не прояснено самое главное: Гапона — взращенного царской охранкой харизматика, подвели особенности его личности?

— Не только. Те события, которые произошли после 9 января, были гораздо выше и мощнее уровня личности Гапона. Он еще пытался изображать себя вождем и руководителем рабочего движения, но уже был Наполеоном без армии. Массы за ним не пошли. К осени пятого года революционные события захватили Россию не только в Петербурге, но и в Москве. Уже Ленин вернулся из эмиграции. В 1906 году фигура Гапона померкла. И его это не устраивало, поскольку он не хотел быть пешкой в чужой игре. Ему не хватало драйва, адреналина…

«СП»: — При всем этом он был рукоположенным священником, который призывал убить то одного, то другого?

— Он был священник церкви Михаила Черниговского Санкт-Петербургской пересыльной тюрьмы. Но сразу после «кровавого воскресенья», 20 января 1905 года, Синод лишил его сана.

«СП»: — Гапон виновен в гибели очень многих людей и даже одного из великих князей?

— Это Сергей Александрович, московский губернатор, который к событиям 9 января вообще не имел отношения. Его убил террорист Иван Каляев, якобы в отместку за события «кровавого воскресенья».

«СП»: — А кто все же отдал приказ стрелять в демонстрантов, которых вел к царю Гапон?

— Непосредственный приказ стрелять отдал князь Васильчиков, который был наделен такими полномочиями. Но он исполнял приказ другого великого князя — Владимира Александровича, который командовал войсками петербургского военного округа. Но не всякий приказ пишется на бумаге и речь не шла о том, чтобы именно расстрелять демонстрантов. Было сказано: не допустить к Зимнему дворцу. А что такое не допустить? Были вызваны войска, им розданы боевые патроны… Это была не полиция, которая могла разогнать толпу нагайками, у солдат не было водометов и слезоточивого газа… Кстати, сами рабочие, которые шли с петицией, предполагали, что могут случиться столкновения с полицией. Они и предположить не могли, что по ним откроют ружейный огонь, поскольку были абсолютно безоружными.

«СП»: — А великий князь Владимир Александрович как-то ответил за эту неоправданную жестокость?

— Нет. Уголовное дело было заведено против участников манифестации. До того в российской истории ничего подобного не происходило — сто тысяч человек мирно идут по городу, а их расстреливают… Хотя по сравнению с теми трагедиями, которые постигли нашу страну уже в ближайшие годы, эту можно не считать за большую катастрофу. Убили 130 человек и столько же ранили. Вскоре миллионы погибших россиян станут «статистикой».

"СП": — Почему царь пошел на это?

— Я думаю, что он был просто не готов. Вся система российской власти в начале 20 века была очень архаичной. Николай Второй всячески пытался сохранить эту систему и не думал о переменах, которые назрели. «Кровавое воскресенье» все же вынудило императора пойти на конституционные перемены, и он подписал манифест от 17 октября. Но так до конца жизни и не смог простить Витте, что тот вырвал у него эти уступки. Хотя, благодаря именно им, еще на 12 лет была спасена российская монархия.

— Он вообще тогда об этом не думал. Николай занял самую плохую позицию: он просто взял и уехал в Царское Село. А на следующий день писал в дневнике: «Ужасный день, в Петербурге много убитых и раненых…» Царь мог поручить министру внутренних дел выйти к манифестации или тому же Сергею Витте — председателю кабинета министров. В конце концов, он сам мог выйти к демонстрантам и сказать: «Дети мои! Я с вами!» Возможно, тогда вся русская история пошла бы по другому пути.

Санкт-Петребург

На снимках: документы выставки, посвященной Гапону.

Из числа имен, что гремели в политической жизни России в начале XX века, лишь весьма ограниченное число знакомо россиянам, живущим столетие спустя.

Несомненно, входит в это число. Все, кто учился в советской школе, да и позднее, хорошо знакомы с термином «гапоновщина», который стал синонимом провокационной деятельности.

Георгий Гапон. Фото: Commons.wikimedia.org

Уроженец Полтавской губернии Георгий Апполонович Гапон был сверстником Владимира Ленина , но его имя стало хорошо известно в России раньше, чем имя лидера большевиков.

В 1899 году выпускник Полтавской духовной семинарии, неудачно пытавшийся учиться в Санкт-Петербургской духовной академии, начинает участвовать в благотворительных миссиях, занимавшихся христианской проповедью среди рабочих. Гапон оказался блестящим оратором, проповеди которого собирали тысячи рабочих.

Не ограничиваясь этим, Гапон разработал новый проект системы благотворительных учреждений, а также проект общества помощи рабочим, с которыми стучался к сильным мира сего.

На Гапона обратили внимание высокопоставленные светские и духовные лица. Протекция последних позволила ему закончить обучение в столичной духовной академии.

Осенью 1902 года Гапон познакомился с начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Зубатов занимался созданием подконтрольных полиции рабочих союзов, и Гапону было предложено принять участие в этой работе. Цель Зубатова состояла в том, чтобы созданием легальных рабочих организаций парализовать влияние, оказываемое на рабочих революционной пропагандой. Зубатову удалось создать успешно действующие организации в Москве, Минске и Одессе, а в 1902 году он попытался перенести свой опыт в Петербург.

Гапон нужен был Зубатову как человек, уже обретший популярность среди питерских рабочих. Молодой священник же, в свою очередь, получал поддержку лица, имеющего большую государственную власть.

Поход к царю с последующим расстрелом

Зубатовские проекты, получившие название «полицейский социализм», критиковали и справа, и слева. Революционеры считали, что таким образом власть пытается свести на «нет» подлинную борьбу трудящихся за свои права, консерваторы предупреждали — созданные Зубатовым структуры могут однажды выйти из-под контроля.

Это предупреждение оказалось пророческим в отношении созданной Гапоном при содействии Зубатова организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».

Зубатов недооценил Гапона, ориентируясь на его сан священника. На самом деле Георгий Гапон был наделен всеми задатками и талантами политического деятеля, партийного вождя. Его политические амбиции, однако, не могли быть реализованы в этом качестве, так как в стране не существовало ни официальных партий, ни парламента.

Но честолюбивый Гапон решил, что добьется политического влияния при помощи организации рабочих.

Венцом его карьеры в этом качестве стал поход с петицией от рабочих к императору 9 января 1905 года. Петиция содержала ряд как экономических, так и политических требований.

Революционеры предупреждали — затея с демонстрацией может закончиться катастрофой, несмотря на ее верноподданнический характер. Власти, в свою очередь, так до последнего момента и не решили, что делать с Гапоном и рабочей акцией.

Император Николай II в этот день покинул столицу, предоставив разбираться с рабочими министрам и властям Петербурга.

Итогом стал расстрел рабочих, вошедший в историю как «Кровавое воскресенье». Эти события в Петербурге спровоцировали начало первой русской революции.

Позднее Гапона обвинили в том, что фактически подставил рабочих под ружья солдат. Однако, скорее всего, священник, ввязываясь в эту авантюру, искренне верил в то, что царь вступит с манифестантами в переговоры и выслушает его.

Расстрел рабочего шествия 9 января 1905 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Булла

Главный оппонент императора

В ходе расстрела манифестации сам Гапон был легко ранен. С площади его вывел эсер Петр Рутенберг. По дороге его остригли и переодели в светскую одежду, отданную одним из рабочих, а затем привели на квартиру писателя Максима Горького . Там, на квартире Горького, Гапон написал послание к рабочим, в котором призывал их к вооружённой борьбе против самодержавия.

Власти начали аресты лидеров гапоновского «Собрания рабочих», самого его объявили в розыск, после чего ему помогли выехать за границу.

Когда он появился в Женеве, его имя гремело на всю Европу. О мятежном священнике говорили и писали больше, чем о любом другом русском революционере. Гапон наслаждался новым статусом — ему удалось стать знаковой политической фигурой.

В среде российской политической эмиграции развернулась борьба за привлечение беспартийного Гапона, в которой взяли верх эсеры. Тем не менее, на какое-то время он стал фигурой, объединившей вокруг себя все революционные силы. В апреле 1905 года он стал председателем Женевской межпартийной конференции. Казалось, Гапон превращается в человека, способного стать альтернативной самому Николаю II.

Лидерские амбиции Гапона действительно были очень высоки. Настолько, что он попытался подчинить себе всю партию эсеров, что крайне не понравилось признанными партийным лидерам. Тогда Гапон приступил к формированию «Всероссийского Рабочего Союза», который потенциально мог превратиться в его собственную партию.

17 октября 1905 года императором Николаем II был издан Высочайший Манифест, даровавший жителям России гражданские свободы. Это было то, что нужно Гапону. Вернувшись в Россию, он собирался восстановить свою организацию рабочих и развить ее до полноценной всероссийской структуры.

Закулисная сделка

Но с возвращением возникли сложности. Власти считали Гапона главным виновником событий 9 января 1905 года и не горели желанием его амнистировать.

Прибыв в Петербург нелегально, Георгий Гапон вступил в тайные переговоры с председателем Совета министров графом Витте . В обмен на амнистию и возобновление деятельности собственной организации Гапон предлагал Витте помощь в отвлечении рабочих от революционных радикалов.

Витте видел, что имеет дело с авантюристом, но также знал, что этот авантюрист имеет большое влияние в рабочей среде. В итоге сделка была заключена.

Гапон выступил с призывом к русским рабочим «остановиться на достигнутом», не участвовать в вооруженном восстании и отойти от революционных партий, толкающих их на гибельный путь. Довольный Витте стал переводить Гапону через секретный фонд Департамента полиции крупные суммы для продолжения подобной деятельности.

Но обстановка складывалась не в пользу Гапона. Декабрьское вооруженное восстание в Москве вспыхнуло, несмотря на его призывы. Власти подавили его силой, и ведущую роль в правительстве стал играть глава МВД Петр Дурново. Он требовал от Гапона большей лояльности и даже перехода на открытую службу в Департамент полиции.

Гапон, для которого это было равносильно политической смерти, отказался. Тогда Дурново добился полного запрета отделений рабочей организации Гапона.

В прессу, очевидно, не без помощи властей, просочились сведения о тайных контактах Гапона с Витте, а также выплаченных ему десятках тысяч рублей. Его обвиняли в провокаторстве, продажности и предательстве. Гапон, пытаясь спасти репутацию, требовал общественного суда над собой и почти добился его проведения.

Г. А. Гапон и И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Осень 1904 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Посылка из Берлина

Но 28 марта (10 апреля по новому стилю) 1906 года Георгий Гапон внезапно исчез. Он выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге, обещая вернуться к вечеру. Он был бодр, весел, деятелен и убежден, что в скором времени вернет утраченные позиции.

Ни к вечеру, ни на следующий день, ни через неделю Георгий Гапон не появился.

Спустя две с лишним недели в одной из питерских газет появилась анонимная заметка, в которой говорилось, что Гапон убит, и даже называлось имя убийцы — Петр Рутенберг, член партии эсеров. Именно этот человек в «Кровавое воскресенье» уводил раненого Гапона из-под пуль правительственных войск.

В эту информацию поверили немногие. Позже выяснилось, что автором заметки был еще один человек, связанный с Гапоном — Иван Манасевич-Мануйлов , чиновник особых поручений при Департаменте полиции, ведший со священником тайные переговоры от имени власти.

Затем появилось еще одно анонимное письмо, в котором говорилось, что Гапон предан смерти как «предатель-провокатор» на основании неопровержимых доказательств его вины по решению «суда рабочих».

Одновременно из Берлина на имя адвоката Сергея Марголина , представлявшего интересы Гапона, была выслана посылка, содержавшая личные вещи священника — его бумажник и ключ от несгораемого ящика № 414 банка «Лионский кредит». Вещи, несомненно, принадлежали Гапону. В бумажнике оказались написанные рукой Гапона записки, прочие документы и черновик речи, начинавшейся словами: «Товарищи, спаянные кровью».

После этого сомнений в том, что Гапон мертв, не осталось. Правда, где и при каких обстоятельствах он погиб, было неизвестно.

Commons.wikimedia.org

Расправа по приказу секретного агента

Через месяц после исчезновения Гапона хозяйка одного из домов в дачном поселке Озерки обратилась в полицию. Ее смутило то, что люди, снявшие у нее дом, в первый же день повесили на него замок, а потом исчезли. Это странное событие по времени совпадало с исчезновением Георгия Гапона.

Когда дом вскрыли, то в маленькой комнате на втором этаже нашли труп повешенного человека. Это было тело священника Гапона.

Свидетелям, видевшим людей, которые снимали дачный домик, были предъявлены фотографии, среди которых они указали на фото эсера Петра Рутенберга.

Следствие установило, что Георгий Гапон был убит группой из 3-4 человек, которую возглавлял Петр Рутенберг. Задержать никого не удалось. Рутенберг, единственный, чье участие было доказанным, скрылся за границей.

В 1908 году был разоблачен крупнейший провокатор в революционной среде Евгений Азеф. Полицейский агент смог стать одним из лидеров партии эсеров, а также главой боевой организации партии. Всплыли крайне неприглядные факты как для революционеров, так и для властей — оказалось, что ряд высокопоставленных чиновников был убит с ведома Охранного отделения, которое предпочитало закрывать на это глаза, дабы сохранить позиции своего агента.

Одновременно Азеф сдавал полиции крупных деятелей в революционном движении, успешно работая на два фронта.

К 1906 году недовольство Гапоном накопилось и у властей, и у революционеров. Первые не могли простить ему события 9 января 1905 года, вторые — деятельность по отвлечению рабочих от революционных партий.

В феврале 1909 года Петр Рутенберг обнародовал заявление, в котором признавал, что совершил убийство Гапона по поручению Азефа. В своём заявлении Рутенберг утверждал, что решение об убийстве Гапона было принято ЦК партии эсеров на основании фактов, свидетельствующих о его сношениях с вице-директором Департамента полиции Петром Рачковским.

Впоследствии выяснилось, что поручение не соответствовало решению ЦК, и партия отказалась взять на себя ответственность за убийство.

Дом в Озерках, в котором был убит Гапон. Фото: Commons.wikimedia.org

Убийство в Озерках

Согласно воспоминаниям Петра Рутенберга, события развивались так. В феврале и начале марте 1906 года он трижды встречался с Гапоном, который посвятил его в свои контакты с властями, предложив присоединиться к этой деятельности. Гапон убеждал Рутенберга, что усыпив бдительность чиновников своей ложной лояльностью, можно на их деньги подготовить вооруженное восстание.

Рутенберг сообщил о содержании бесед с Гапоном Азефу и еще одному лидеру боевой организации эсеров Борису Савинкову. Оба сошлись во мнении — Гапон является провокатором и должен быть убит.

Пётр Рутенберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Рутенберг противился роли организатора убийства, но под давлением соратников вынужден был согласиться.

Для дела были отобраны пять рабочих, являвшихся членами партии эсеров. По утверждению Рутенберга, они должны были стать свидетелями предательства Гапона, а затем совершить возмездие.

Очередная встреча Рутенберга и Гапона должна была состояться на даче в Озерках. Когда Гапон прибыл на нее, он вел себя раскованно и уверенно, подтрунивая над нерешительностью Рутенберга, который не хотел, подобно священнику, контактировать с Департаментом полиции.

Придя в дачный дом, Гапон продолжал убеждать Рутенберга принять его предложение о сотрудничестве с властями, не подозревая, что в соседней комнате находятся рабочие, которые все слышат.

После нескольких минут откровений Гапона Рутенберг открыл дверь и впустил рабочих, которые бросились на священника. Гапон яростно сопротивлялся, но отбиться от пятерых сильных мужчин был не в состоянии. Ему накинули на шею веревку, потянули в соседнюю комнату и подвесили на вбитый над вешалкой крюк. В последние секунды жизни Гапон все еще пытался переубедить своих убийц, но тщетно.

Когда началось убийство, Рутенберг спустился вниз. Когда все кончилось, рабочие сообщили, что Гапон мертв. Забрав личные вещи убитого, все участники расправы покинули дом, заперев его на замок.

Организатор казни сменил революцию на сионизм

Имена непосредственных убийц Георгия Гапона так и остались тайной. Организатор казни Петр Рутенберг после революции 1917 года уехал в Палестину, стал одним из активных членов сионистского движения, скончавшись в Иерусалиме в 1942 году в возрасте 63 лет. До конца жизни он не любил вспоминать о происшедшем в Озерках.

Евгений Азеф после разоблачения скрылся за границей, жил в Берлине, где владел корсетной мастерской. В 1915 году он был арестован германскими властями как бывший русский секретный агент и два года провел в тюрьме Моабит. В заключении он получил болезнь почек, от которой и скончался весной 1918 года в возрасте 49 лет.

Георгия Гапона похоронили на Успенском кладбище Петербурга. На похороны собралось около 200 сторонников, считавших, что священник был подлинным народным лидером, павшим от рук царской охранки. Первые несколько лет на его могиле в годовщину смерти проводились траурные мероприятия, в которых участвовало все меньше людей.

По свидетельству современников, до 1924 года на могиле появлялись венки и траурные ленты, но затем она была заброшена. Памятник исчез, не сохранилось и само захоронение.

Георгию Гапону на момент смерти было всего 36 лет. В другую эпоху он вполне мог стать видным политическим деятелем, харизматичным лидером крупной партии. Но в суровую эпоху революции он слишком увлекся политическими играми, проиграв в итоге собственную жизнь.