Флора и фауна — это что такое

    Под таким понятием как флора подразумевается весь растительный мир, состоящий из деревьев, разнообразных кустарников, разных водорослей, а также из мхов, грибов и тому подобного.

    А вот под таким понятием как фауна уже имеется ввиду весь животный мир, сюда входит также и человек наряду со всеми живыми существами.

    Это совсем несложно.

    Флора - это мир растений, а именно - деревья, цветы, травы, кустарники, в общем, почти все то растет на земле.

    А фауна - это мир животных, в который входят все зверушки, птички, мы также считаемся представителями фауны.

    В природе любой страны, так или иначе, присутствует и флора и фауна. Само понятие флора произошло благодаря древне-римской богине Флоре, заботившейся о растениях. На сегодняшний момент времени, флора является биологическим определением, которое заключает в себе, совокупность абсолютно всех растений того или иного края Земли и подразделяется на четыре основные категории:

    1) микофлора (лишайники)

    2) бриофлора (мхи)

    3) дендрофлора (растения деревьев)

    4) альгофлора (водоросли)

    Слово фауна, в свою очередь, произошло благодаря древне-римской богине, охраняющей и оберегающей леса и поля Фауне и сегодня, являясь так же биологическим понятием, включает и объединяет в себе совокупность всех живых организмов, присутствующих на Земле.

    Все очень просто: с этими понятиями мы знакомимся еще в начальной школе.

    Флора - это растительный мир - растения, деревья, цветы, а фауна - это животный мир - животные, птицы, насекомые. Каждая местность может иметь свои особенности флоры и фауны.

    Если общими словами то Флора это растительный мир, а Фауна это животный мир. Но в основном из-за большого разнообразия флоры и фауны их делят территориально. Например флора и фауна России. Или флора острова Мадагаскар.

    Флора - это совокупность всех видов растений на определенной территории. Это понятие относится только к растениям, произрастающих самостоятельно в природе. Растения, которые выращивают в искусственных помещениях (например комнатные растения или в оранжереях) не относятся к флоре. Примеры: флора хвойного леса - это все виды растений, которые можно встретить в хвойном лесу; в более широком понятии: флора Канады - совокупность растений, которые растут на территории этой страны.

    Фауна - это совокупность всех видов животных, встречающихся в определенных местах обитания. Животные, живущие в искусственных условиях (в зоопарках, домашние животные) не относятся к фауне.

    Флора это все возможные растения которые возникли на определеной територии. Флора хоть и имеет в виду все растения территории но в большей степени затрагивает апоротникообразные и семенные растения. Впервые термин использовался в трудах Флора Китая в 1656 год.

    Флора это исторически сложившаяся совокупность всех видов растений, распространнных на территории, а фауна - совокупность видов животных. Принято говорить о флоре, фауне страны, республики, региона или же территории с однородным условиями, например, можно говорить о фауне саванны.

    Флора это весь растительный мир, который составляют растения, деревья, мхи, грибы, водоросли и т.п.

    Фауна это животный мир, начиная с одноклеточных живых организмов и заканчивая сложными и высокоорганизованными животными.

    Человек относится к представителям фауны.

    Отдельной группой стоят микроорганизмы, отнесение которых к какой либо из групп до сих пор спорно. В основном же их все таки относят к представителям флоры.

    Флора и Фауна может быть общей и локальной - например флора (фауна) отдельно взятого материка, страны, региона. Также эти два понятия могут быть применимы и в историко-территориальной оценки - Флора и Фауна Мезозойского периода.

    С этими понятиями человек знакомится с младенчества, разграничивая земной мир.

    Именно, понятие флора связывает нас с миром растений, а фауна - это животный мир.

    отмечено, что в понятие фауна не входят наши домашние животные, а так же животные, находящиеся в зоопарках, цирковые животные. Причем, для каждого материка, страны, какого-то географического участка, пусть тот же остров, существует своя флора и фауна (тропическая, степная, морская, пустынная и др), имеющая определенные особенности. Именно, про них мы и говорим, что этот вид растений или животных существует только там и там и они занесены в Красную книгу, благодаря чему и сохраняются для человечества.

    Флора-растительный мир, Фауна-животный мир.

Строкова Лариса
«В мире флоры и фауны». Открытое мероприятие по экологическому воспитанию для детей 10–12 лет в форме игры «Звездный час»

Занятие : «Звездный час : в мире флоры и фауны »

Цель : Обогатить знания детей о животном и растительном мире . Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к природе.

Задачи : Развить навыки экологической этики детей , ответственность в их отношениях с природой. Формировать чувство здорового соперничества. Доставить детям радость от участия в общем празднике.

Предварительная работа :

1. Разработка конспекта «Звездный час : в мире флоры и фауны ».

2. Подобран иллюстрированный материал (фотографии, рисунки, открытки с изображениями животных и растений).

3. Проведен ряд занятий по экологическому воспитанию .

4. Проведен конкурс рисунков «Эти забавные животные» .

5. Оформлена выставка детских рисунков «Эти забавные животные» .

6. Оформлена выставка книг «Прочитать, увидеть и удивиться» .

7. Оформлена площадка к предстоящему мероприятию . Оформление сцены имитирует лесную поляну.

Экологическая игра «Звездный час : в мире флоры и фауны » является итоговым и завершает цикл мероприятий , проводимых в рамках воспитания экологической грамотности .

Воспитатель : Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и смелых. Во время подготовки вы прочитали немало книг про удивительный, загадочный, чудесный мир природы. Вы теперь знаете, кто самый сильный в царстве зверей, кто самый малый, кто самый быстрый, кто дольше всех живет, кто дольше всех шит. Сегодня наступил тот "Звездный час ", когда вы можете показать нам всем здесь присутствующим свои знания о мире растений и животных . В нашей игре есть свои условия : быть веселым и находчивым, не оставлять ни одного вопроса без ответа, не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли. За правильный ответ вы будете получать звезду . Выиграет тот, кто соберет больше всех звезд .

Отборочный тур : "Чудесный мир природы".

Воспитатель : Для игры нам нужно выбрать пять участников. Для этого проведем отборочный тур. Я приглашаю участников для участия в отборочном туре. И гак в отборочном туре принимают участие :. (называет имена участников) . Кто больше всех правильно ответит на вопросы, те и будут участниками игры .

Воспитатель задает вопросы , дети отвечают.

Вопросы :

1. Кто из птиц строит самое большое гнездо? (Орел)

2. Какая птица может спать во время полета? (Аист)

3. Кого называют кораблем пустыни? (Верблюд)

4. У кого усы длиннее ног? (Таракан)

5. Могут ли змеи плавать? (Все змеи хорошо плавают)

6. Кого заносят в красную книгу? (В красную книгу заносят те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица земли)

7. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

8. Какая птица живет дольше всех? (Ворон)

9. Самое большое наземное животное? (Слон)

10. Сколько крыльев у мухи? (Одна пара)

После отборочного тура выбывает один участник, который получает утешительный приз.

Воспитатель : и так участники заняли свои места, приготовились к игре.

1 тур : «В мире животных » .

Воспитатель : Вы уже поняли, что речь в первом туре пойдет о животных. В природе их бесчисленное множество, некоторые из них вам хорошо известны, а о многих вы даже не слышали. Большое количество животных уникально и находится на грани исчезновения, и для их сохранения требуется помощь и забота человека.

Вопросы :

1. Какое животное умеет менять свой цвет? (Хамелеон)

Воспитатель : эта древесная ящерица водится исключительно в Африке и обладает многими уникальными качествами, которые принесли ей мировую известность. Глаза хамелеона движутся независимо друг от друга. Движется хамелеон медленно, приближаясь к мухе или стрекозе, он резко выбрасывает длинный клейкий язык и добыча уже в желудке. Потомство эта ящерица выводит тоже своеобразно, не как все : самка откладывает яйца, приклеивая их на ветку дерева, а из них буквально тут же вылупляются маленькие детки.

2. Какое животное является самым быстрым в мире ? (Гепард)

Воспитатель : Это гибкое длинноногое животное меньше льва и леопарда. Гепарды держатся по - одиночке или парами. Охотится преимущественно днем или в сумерках. Гепард - самый быстрый зверь в мире . В погоне за добычей он развивает скорость до100 км/ч.

Воспитатель : Самая крупная в мире птица - это страус . Для полетов он слишком тяжел, да и перья у него на крыльях короткие. Ростом он выше человека и видит неприятеля издалека. У страуса такой крепкий клюв, что им можно проломить врагу череп, а на большом пальце у страуса есть опасный коготь - им он может забить врага до смерти.

Воспитатель : Гориллы - спокойные африканские великаны - самые большие из всех обезьян. Хотя они очень сильные, гориллы - мирные травоядные животные.

5. Кто видит ушами? (Летучая мышь)

Воспитатель : Единственным летающим млекопитающим на Земле являются летучие мыши. Они вылетают на охоту только ночью. Добычу находят при помощи эхолокации, она же помогает им ориентироваться в пространстве. Зверьки издают звуки, которые человек не слышит. Они ловят отражённый звук своими огромными ушами и так обнаруживают добычу или препятствие.

6. Какое животное нельзя поймать за хвост? (Ящерица)

Воспитатель : Ради своего спасения она прибегает к самокалечению. Резким движением ящерица обрывает хвост. Вскоре хвост вырастает снова, но более короткий.

Выбывает один участник, который получает поощрительный приз. Музыкальная пауза (песня «Олень» )

2 тур : "Радуга цветов"

Воспитатель : Следующий тур называется "Радуга цветов". Некрасивых растений на свете нет, и слившись в целую лесную поляну, они ласкают наш взгляд пестротой и свежестью сочных и ярких красок. 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди, а как их называли, мы узнаем, решив кроссворд.

Вопросы :

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снегу них реснички и. как солнышко,- глазок. (Ромашка)

3. Как зовут меня - скажи, часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок, синеглазый. (Василек)

4. Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший. (Одуванчик)

5. Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

7. Спроси теленка и барашка : вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8. У забора живет, никого не признает.

Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

Воспитатель : Итак, решив кроссворд, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли "травниками". Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами.

Выбывает одни человек, который получает утешительный приз. Музыкальная пауза" Песня о белых медведях ".

3 Тур " Логические цепочки".

На плакате написаны слова. Воспитатель задает вопрос , дети поднимают карточку с номером того слова , которое является правильным ответом. За правильные ответы участники получают звезды .

Вопросы :

1. Змеи : а) гюрза б) ара в) кобра

Вопрос : Это все змеи. Так ли это? Ответ : Нет, ара-попугай.

2. Рыбы : а) треска б) чехонь в) филин

Вопрос : Все ли это рыбы? Ответ : Нет. Филин - птица.

3. Фрукты : а) анчоус б) ананас в) апельсин

Вопрос : Это все фрукты или здесь есть что-то лишнее? Ответ : Нет, анчоус - это рыба из семейства сельди.

4. Животные : а) кит б) дельфин в) акула

Вопрос : Все ли это млекопитающие? Ответ : Нет, акула - рыба.

Воспитатель : И так, мы определили финалистов нашей игры . Это. (называются имена финалистов) . А теперь задание на финал :

Из слова "ГОРНОСТАЙ" вам предстоит составить максимальное количество новых слов.

Пока финалисты составляют слова, воспитатель проводит игру со зрителями.

Вопросы :

1. Самое большое животное на свете?

Ответ : Кит.

2. Какая птица выше всех летает?

Ответ : Орел.

3. Кто меняет шубу 2 раза в год?

Ответ : Заяц.

4. Какая птица по праву считается самой красивой в мире ?

Ответ : Павлин.

5. Как называют африканского крокодила?

Ответ : Аллигатор.

6. Какая перелетная птица не строит своего гнезда?

Ответ : Кукушка.

7. Какое животное выше всех?

Ответ : Жираф.

8. Назовите животное, вылезающее из своей кожи.

Ответ : Змея.

9. Много рук, а нога одна. Что это такое?

Ответ : Дерево.

10. Эти птицы не вьют гнезда, а высиживают птенцов, держа их на лапах?

Ответ : Пингвин.

11. Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает. Кто это?

Ответ : Крот.

12. Название, какого растения связано со звоном?

Ответ : Колокольчик.

13. Какое животное может прыгать на расстояние в 100 раз больше собственной длины?

Ответ : Лягушка.

По истечении времени финалисты по очереди читают свои слова. Воспитатель : И так, пусть победит сильнейший. Выигрывает тот , который назовет слово последним.

Вручение призов проигравшему и победителю.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о растениях и животных, но мы не должны забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что, когда мы приходим в гости в Дом природы, мы должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Звучит финальная песни :

Солнечный круг, небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке.

Припев :

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба.

Пусть всегда будет море,

А в пустыне верблюд.

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы.

Пусть в тайге будут звери,

А у дома цветы.

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Воспитатель : Друзья, спасибо за внимание!

Улыбок было здесь не счесть.

Настало время расставания,

Прощайте все, до новых встреч!

Же растения и животные приспособились к его банным условиям?

Как приспособились листья?

На протяжении жизни листья у некоторых тропических растений изменяют форму. У молодых деревьев, пока они их ещё закрывают кроны деревьев верхнего яруса, листья широкие мягкие. Они приспособлены улавливать малейшие лучики света, прорывающие сквозь верхний полог. Они имеют желтоватый или красноватый оттенок. Так они пытаются спастись от пожирания животными. Красный или жёлтый цвет может показаться им несъедобным.

Когда дерево дорастает до первого яруса, то его листья уменьшаются в размере и словно покрываются воском. Сейчас света много и у листьев другая задача. Вода должна полностью стекать с них, не привлекая к себе мелких животных.

Листья некоторых растений могут регулировать потоки солнечного света. Чтобы не перегреваться при ярком свете они встают параллельно к солнечным лучам. Когда солнце затеняет облако, листья поворачиваются горизонтально, чтобы больше забрать солнечную энергию для фотосинтеза.

Опыление цветов

Для опыления цветы должны привлечь к себе насекомых, птиц или летучих мышей. Они привлекают своей яркой окраской, запахом и вкусным нектаром. Для привлечения своих опылителей даже растения верхнего яруса украшают себя красивыми цветами. Более того, на время цветения они даже сбрасывают часть своих листьев, чтобы заметнее выделялись их цветы.

Орхидеи для привлечения насекомых выделяют нектар, от которого пчёлы пьянеют. Они вынужденно ползают по цветку, опыляя его. Другие виды орхидеи просто захлопываются, обсыпая насекомое пыльцой.

Но мало, опылить цветы, необходимо ещё разнести семена. Семена разносятся животными. Для их привлечения растения предлагают им вкусные плоды со спрятанными внутри семенами. Животное съедает плод, а семечко выходит из него вместе с экскрементами, вполне способное к прорастанию.

Иногда растения размножаются с помощью только одного вида животного. Так американский орех размножается только с помощью крупного грызуна агути. Хотя агути орехи съедают полностью, но часть их них они зарывают в земле. Такой запас делают и наши белки. Забытые семена прорастают.

Еда животных в тропиках

Животным среди изобилия пищи еды не достаточно. Растения научились защищать себя колючками, ядами, горькими веществами. Животные за годы эволюции нашли свой способ приспособления к обитанию в тропических лесах. Они обитают в определённом месте и ведут ту жизнь, которая обеспечивают ему выживание.

Бывает, что хищник поедает жуков определённого вида. Он научился ловить жуков быстро, затрачивая на охоту минимум времени и силы. Хищник и его жертва приноровились друг другу. Если не станет жука, то вымрет и хищник, поедающий их.

Приспособление животных к обитанию в субтропиках


В тропиках пища растёт и порхает круглый год, но её недостаточно. Для беспозвоночных в лесу созданы все условии, и они вырастают до больших размеров. Это многоножки, улитки и палочники. Млекопитающие мелкие. Травоядных животных в лесу обитает мало. Там для них недостаточно еды. Значит мало и питающих ими, хищников. Тут нет животных, у которых длинные рога. С ними трудно перемещаться по тропикам. Млекопитающие тихо двигаются. Таким образом, они спасаются от перегревания.

Отлично живётся в тропиках ловким обезьянам. Они быстро передвигаются по лесу, выискивая места, где много выросло фруктов. Хвост у обезьяны заменяет им пятую конечность. Хватательный хвост есть и у муравьеда, у дикобраза иглошерста. Животные, не способные хорошо лазить, научились хорошо летать. Они легко планируют. У них есть кожистая перепонка, которая соединяет передние и задние ноги.

Союз дерева с муравьями

В тропиках растут деревья, у которых полые ветки. В полости веток обитают муравьи. Они защищают своё дерево от травоядных животных. Муравьи дают дереву достаточно света. Они объедают листья лиан в близстоящих деревьев, заслоняющих свет для своего дерева-хозяина. Муравьи поедают все листья, которые не похожи на листья их родного дерева. Они даже удаляют всю органику из его кроны. Дерево стоит ухоженное, словно у садовника. За это насекомые имеют сухое жильё и безопасность.

Как приспособились лягушки?


Высокая влажность воздуха позволяет обитать жабам и лягушкам вдали от реки. Они прекрасно живут, обитая в верхних ярусах леса. Для водоёма лягушки выбрали дупла деревьев. Они изнутри обмазывают его смолой и ждут, когда оно наполнится дождевой водой. Затем лягушка откладывает туда яйца. Древолазов, устраивает для своего потомства ямки во влажной земле.

Самец остаётся охранять кладку. Затем переносит головастиков в образовавшийся водоём, образовавшийся между листьями бромелии. Некоторые лягушки откладывают яйца в гнездо из пены. Они лепят гнездо на ветках, свисающих над рекой. Вылупившиеся головастики сразу падают в речку. Другие лягушки откладывают яйца в влажную землю. Они выходят оттуда уже молодыми особями.

Маскировка животных


Животные в лесу пытаются стать незаметными для своих хищников. Под пологом леса идёт постоянная игра света и тени. Такие пятнистые шкурки у окапи, антилоп, бонго. Пятнистость размывает контуры их тела и делает их трудно различимыми. Очень удачно можно маскироваться под листья. Если животное похоже на лист и не шевелиться, то его трудно разглядеть. Потому многие насекомые и лягушки зелёного или коричневого цвета. К тому же они мало двигаются. А палочники маскируются под прутик.

Многие животные наоборот имеют яркую окраску. Они имитируют окраску ядовитых животных, имеющих ядовитую кожу. Хищники не нападают на безобидных животных. Они предполагают, что они ядовитые. Некоторые членистоногие похожи на муравья. Сочетание чёрного и жёлтого цвета, хищники считают предупреждающей окраской. Крылья бабочек и кузнечиков украшают яркие, похожие на глаза, пятна.

Брачный период у животных

Животным нужно привлечь к себе партнёра и не привлекать к себе опасное внимание хищников. Для этого они используют сигналы, используя звук и свет. Раскрашенные птицы имеют способность отражать падающий на них, свет. Светлячки приспособились испускать мигающие огоньки. Они расположены на конце их брюшка. Светлячки вспыхивают и гаснут одновременно, наполняя воздух загадочным светом. Некоторые животные для привлечение внимания противоположного пола издают громкие не продолжительные крики. Они опасаются, чтобы по голосу их не могли найти хищники. А лягушки не опасаясь поют хором.

К сожалению, тропических лесов становиться всё меньше. Их уничтожают в основном из-за ценной древесины. На месте тропических лесов образуются пустыни. Люди хотят спасти тропические леса. Движение в защиты лесов началось в Германии, Колумбии, Швеции. Ведь, сохранение тропических лесов в интересах всего человечества.

Викторина «В царстве флоры и фауны»

Цель: Создание условий для повышения интереса к изучению родного края. Через игру вызвать познавательный интерес к своей малой Родине -Алтайскому краю.

Задачи:

Познакомить детей с достопримечательностями родного края, его природой.

Проследить уровень знаний детей по истории и природе края.

Развивать познавательную и творческую активность обучающихся, слух, внимание, звуко-произносительные навыки.

Воспитывать интерес к изучению родного края.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация «В царстве флоры и фауны»
  • таблички

Слованая работа : флора, фауна, хищник, «Короед», «Вороний глаз»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Просмотр фильма «Алтай»

Ведущий:

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь, - без всего этого человеку жить просто невозможно. Среди самого заветного есть у человека Родина. Вы, наверное, уже догадались, что наше мероприятие посвящено Алтайскому краю.

Алтай по праву считается уникальным местом. Это самое красивое и самобытное место на земле. Алтай лежит в самом сердце Азии, почти на равном расстоянии от трёх океанов Земли – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского. По площади – Алтай примерно равен Великобритании, в три раза больше Австрии, в восемь с половиной раз больше Бельгии.

Мой дом родимый – голубой Алтай.
Живу Алтаем в листопад и грозы.
Дышу Алтаем в разноцветный май,
Алтаем греюсь в лютые морозы

В переводе с древних тюркских языков Алтай означает «золотой». Это название отражает и легенды о несметных богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны. Кто хотя бы раз побывал на Алтае, тот обязательно вернется сюда еще не раз. А если родился здесь…

Среди просторов нашей большой страны есть и самый любимый и дорогой для нас край, край в котором мы с вами живем. Кто знает, как называется наш край?

Правильно, наш край называется – Алтайский. Красива наша алтайская земля и снежной зимой и жарким летом, нарядной, богатой урожаем осенью и звонкой веселой весной.

Каждый из вас, бывая в лесу, слышал, как весело постукивает дятел, кукует кукушка, звонко щелкает малиновка, шумят листвою на ветру деревья.

Алтай имеет богатую многовековую историю, которая корнями уходит в далёкое-далёкое прошлое. Освоение края началось с 18 века, с развития горного дела. Природа Алтая уникальна - обладает разными природными условиями и богата природными ресурсами. С Алтайским краем связаны имена великих людей, известных не только в стране, но и в мире: космонавты Г.С.Титов и В.Г.Лазарев, инженер-изобретатель М.Г.Калашников, поэт Р.И.Рождественский, писатель и актёр В.М.Шукшин и другие.

Сегодня я предлагаю провести викторину о растительном и животном мире нашего богатого Алтайского края.

2.Проведение викторины.

Викторина будет проходить по шести номинациям:

  • Удивительные насекомые
  • Зеленые великаны
  • Птицы – наши друзья
  • В мире животных
  • В зеленой стране
  • В царстве Нептуна

Для каждой команды игроков будет предложена своя номинация.

Как и любая викторина, наша начнется с разминки.

Разминка:

1.Как называется край, в котором мы живём?

Горный Алтай

Алтайский

Сибирский

2. Главный город нашего края?

Бийск

Барнаул

Алейск

3. Что в переводе с монгольского языка на русский означает слово «Алтай»?

Золотой

Серебряный

Драгоценный

4. Кто из писателей родился на Алтае?

Ф.Достоевский

В.Шукшин

Н.Гоголь

Молодцы, ребята. Итак, переходим к викторине.

Вопросы викторины:

Насекомые

Это насекомое опыляет цветы и очень хорошо летает. Может собирать нектар на холоде. (Шмель)

Носит красивые красные или желтые наряды, но не для красоты, а для защиты от врагов. Яркая окраска предупреждает окружающих о несъедобности (Божья коровка)

Это насекомое – вредитель. Появляется весной на деревьях (Майский жук)

Это насекомое живет в коре деревьев (Короед)

Очень красивая бабочка с крупными пятнами на крыльях (Павлиний глаз)

Насекомое с большими глазами, которые различают очень много цветов радуги (Стрекоза)

Зеленые великаны

Это дерево растет очень быстро. Корой, ветками и почками этого дерева питаются птицы (Береза)

Дерево растет у дорог, ручьев, на берегу рек, озер и прудов (Ива)

Это дерево особенное. Его орешки поедают медведи и бурундуки, белки и разные птицы (Кедр)

Горьковатые ягоды дерева – незаменимый корм для птиц и зверей (Рябина)

У этого дерева мягкая шелковистая хвоя. На ветвях имеются шишки (Пихта сибирская)

Это дерево может вырастать до 35 метров и расти до 180 лет(Осина)

Птицы - наши друзья

Эта крупная белая птица прилетает весной и поселяется на берегах алтайских озер. Питаются эти птицы в основном рыбой, но когда ее нет, с удовольствием едят лягушек (Большая белая цапля)

Из множества звуков земли самый веселый и радостный звук - пение этой птички. Еще ранней весной прилетают на Алтай (жаворонок)

Эта птица- символ доброты и счастья. На земном шаре насчитывается 17 видов этой птицы. Она занесена в Красную книгу (Черный аист)

Эта птица - одна из первых вестников весны. Эти птицы умеют подражать голосам многих птиц (Розовый скворец)

Очень крупная птица. У нее длинный клюв. Имеет розовый цвет оперения (Розовый пеликан)

В мире животных

Этого зверька можно часто встретить в разных местах Алтайского края. Способ защиты -твердые иглы (Ушастый еж)

Эти животные летают только по ночам. Живут в щелях домов и пещерах (Летучие мыши)

Животное похоже на кошку, имеет очень хороший слух. Кисточки на ушах - это не просто украшение, а своеобразная антенна (Рысь)

Этот хищник живет в лесу. Главный корм - маралы, зайцы, лоси (Волк)

Это очень крупное животное. Питается кедровыми орехами, ягодами и травой (Бурый медведь)

Это одно из самых распространенных на Алтае копытных животных. Имеет массивные широкие рога (Лось)

В зеленой стране

Это кустарник. Цветет весной красными, белыми, желтыми цветами. К концу лета на нем появляются оранжевые и красные ягоды (Шиповник)

Это растение может нанести ожог человеку. Из листьев готовят супы, соки и салаты (Крапива)

Эти цветы – любимые цветы сибиряков (Огоньки, жарки)

Это один из видов подснежников (Сон-трава)

Сибиряки очень ценят эту ягоду, называют ее «царской» (Облепиха)

Эта трава имеет крупную черную ягоду, напоминающая птичий глаз

(Вороний глаз)

В царстве Нептуна

Разгадайте ребус и вы узнаете название двух ценных рыб семейства лососевых, встречающихся в Алтайском крае (Ленок и таймень)

Эта рыба прирожденная охотница. Является героем русской народной сказки (Щука)

Шипы могут сильно уколоть, если неосторожно взять его в руки (Окунь)

Эта рыба небольшого размера, имеет колючки(Ерш)

Эта рыба живет во всех типах водоемов. Очень крупная, сильная, смелая и умная рыба (Сазан)

В бассейне реки Катунь водится эта радужная рыба (Форель)

Итак, ребята, вы отлично показали свои знания. Наш край богат и неповторим. Нам есть чем гордится.

3.Подведение итогов

4.Награждение команд


МБОУ Дополнительного образования

«Центр Дополнительного образования детей»

Игра по экологии

«Флора и фауна»

Составила: Прокудина Зоя Ивановна,

Педагог дополнительного образования

Мариинск 2014

«Флора и фауна»

Цель мероприятия :

Развитие интереса к экологическим проблемам современности; формирование умения работать с микрогруппами;

Углубление знаний о растительном и животном мире.

Оборудование : таблицы, рисунки учащихся о природе.

Уважаемые учащиеся, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир живой природы.

Ход занятия

Много, очень много загадок у живой природы! Есть свои секреты у всех животных и растений, которые вас окружают, к которым вы привыкли, на которое вы часто не обращаете внимания, и возможно несправедливы к ним. А мы должны беречь животный и растительный мир нашей планеты. Но спасти животных и растения можно, только зная и любя их.

Благодарю, Земля, благодарю!

За то, что видел озеро, зарю,

За все вокруг, что знаю, слышу, вижу.

И эти дали светлые твои,

Пока мне хватит крови и любви,

Ни словом, ни поступком не обижу.

(Игорь Киселев)

В сегодняшней игре принимают участие две команды.

Конкурс: «Экологическое лото»

(Кто быстрее отыщет окончание предложения.)

1.Великое дерево на воле…(растет).

2. Сильное дерево долго…(живёт).

3.Всякое дерево…(шумит).

4. Гроза бьет по …(высокому дереву).

5.Нет на земле дерева, что не шевельнул бы…(ветер).

6. Не крепкое дерево – крепкая …(буря).

7. Старое дерево гордо, не дает себя …(согнуть).

8. Старые деревья молодые …(охраняют).

Конкурс: «Угадай»

Сколько лет живет брусника?(300лет).

Никто не пугает, а вся дрожит. Что это? (осина).

Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, осина, клен).

Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготовляют самый вкусный мед? (из липы).

Под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенки видеть не удается. Почему? (ель-теневынослива, сосна-светолюбива).

Какое дерево у нас цветет последним в году? (липа –середина июля).

Самое высокое дерево на Земле? (эвкалипт).

У какого растения самый толстый стебель? (у секвойи).

Конкурс листовок: «Нет – пожарам!»

Лесные пожары, чаще всего возникающие от небрежного обращения с огнем, очень дорого обходятся государству, а значит и каждому человеку. Об этом должен знать каждый посещающий лес и не оставлять после себя не затушенных костров и легко воспламеняющихся предметов. Все мы, ребята, в ответе за жизнь природы, а значит и за нашу жизнь.

Конкурс: «По следам братьев меньших».

1.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми (грачи).

2.Умеют ли плавать слоны? (да).

3.Зачем оленям рога? (они используют их в качестве турнирного орудия, в исключительных случаях – для защиты).

4.Какое насекомое слышит ногами? (кузнечик).

5.Кто спит головой вниз? (летучая мышь).

6.Какая самая длинная змея? (анаконда, её длина – 11,43 см.)

7.Какие животные белеют к зиме? (зайцы, горностай, ласка, белая куропатка).

9.Кто тяжелее – самая большая акула или слон? (акула – её вес 30 т., слон весит 6т.)

10.Куда легче бежать зайцу – в гору или с горы? (в гору, у него передние ноги короче задних ног).

Конкурс: «Красная книга»

1.Американская фирма «Бэлл- телефон» создала искусственный прибор для слежения за полетом самолетов. Он точно улавливает движущиеся изображения самолета на экране радара и никогда не пропускает ни одного лайнера. По - этому же принципу работает пропускная система Московского метро. У какого земноводного человек позаимствовал эту идею? Найдите, в Красной книге представителя этого отряда животных. (Известно, что когда в поле зрения лягушек попадает насекомое, оно прерывает луч света, который попадает на светочувствительный элемент глаза, и липкий язык безотказно ловит добычу. В Красной книге есть страница, посвященная следующим бесхвостым амфибиям: сирийская чесночница и кавказская крестовка).

2.Об этой удивительной птице сложено множество легенд. Древние считали, что она выкармливает своих птенцов собственной кровью, разрывая грудь клювом. У народов, исповедующих ислам, ее считали священной, приписывая участие в постройке Мекки. В индии этих птиц дрессировали и использовали как искусных ныряльщиков для ловли рыбы. О какой птице идет речь? (Розовый пеликан. Эта птица имеет горловой мешок из легко растягивающейся кожи и носит в своей «авоське» тяжелые материалы для строительства собственного довольно громоздкого гнезда. Так что, легенды древних – не совсем выдумка).

3.Каждый читал книгу знаменитого писателя Киплинга «Маугли». На его страницах вы найдете описание животного из Красной книги, обитающего и на территории нашей страны. «Даже тигр уступает им свою добычу. Они бегут напрямик через джунгли и всё, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья». Хотя они не так крупны и не так ловки, они очень сильны и их бывает очень много. Маугли ненавидел и презирал их за то, что они жили в пещерах, а главное за то, что у них между пальцами растет шерсть. Что это за животное? («Дикими собаками», «собакоголовыми лисами», «волчьими собаками» называли в Китае, Индии красного волка. Ранее эти животные огромными стаями кочевали по горам и горным лесам, а настоящее время этот зверь стал повсеместно редок).

4.Священное животное Египта, извечный спутник средневековых колдунов, герой сказок Шарля Перро, Киплинга, Толстого. Кто Это? Назовите не менее 5 ближайших родственников этого зверя, занесенных в Красную книгу? (В Древнем Египте в честь этого животного строились храмы, его мумии хоронились с царскими почестями. В Европе его считали слугой дьявола и сжигали на костре. Персонаж сказок: «Кот в сапогах», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Золотой ключик». Да, это обычная домашняя кошка. Её ближайшие «родственники»: гепард, снежный барс, амурский тигр, Среднеевропейский лесной кот, туркменская рысь – занесены в Красную книгу).

Любите природу, будьте с ней на Вы. И она отблагодарит вас свежим воздухом, щедро поделится своими дарами.

Подведение итогов. Вручение призов.