Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь. Владимир Высоцкий. Биография краткая Высоцкого Владимира Семеновича, личная жизнь и творчество Гастроли за рубежом

Биография Высоцкого и его творчество волнуют сердца людей до сих пор, хотя культовый актер и автор-исполнитель песен давно ушел из жизни. Как начинался его звездный путь и почему так рано прервался?

Биография Высоцкого. Краткое содержание. Детство и юность

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец маленького Володи во время Второй мировой войны дослужился при штабе военной связи до звания полковника. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и даже голосом. Мать - Нина Максимовна - по профессии была переводчиком-референтом. К сожалению, спустя два года после войны родители будущего актера развелись.

После войны Владимир со своей матерью продолжал жить в московской коммуналке, денег катастрофически не хватало. Когда отец предложил поехать с его новой женой - Евгенией - в Германию к месту службы, мать отпустила Володю. Именно в Германии Владимир Высоцкий, биография краткая которого так или иначе связана с музыкой, начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.

Евгения Степановна Высоцкая сумела стать мальчику больше, чем просто мачехой. Она приняла на себя заботы о нем и была близким человеком поэту и актеру до конца его дней. В знак своего особенного уважения ко второй матери Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви (Евгения была армянкой).

Инженерно-строительный институт

Биография Высоцкого - яркое подтверждение тому, что актер был с детства непоседливым. Он остро чувствовал несправедливость, поэтому часто ввязывался в драки. Был нежно привязан к своим родным и близким. Высоцкий обожал читать отечественную и мировую литературу. В 15 лет даже посещал драматический кружок под руководством актера В. Богомолова. Но нужно было определяться с будущей профессией, а строгий отец ничего слышать не хотел о театральном институте. Так Владимир Высоцкий попал в 17 лет в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет.

Полгода Владимир пытался справиться с институтской программой. Близилась первая сессия, нужно было срочно выполнить чертежи, без которых о допуске к экзаменам не могло быть и речи. Промучившись со своим другом до полуночи, Высоцкий намеренно испортил свой чертеж и заявил, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.

Начало актерской деятельности

Школа-студия МХАТ - вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Биография его как артиста только начиналась. Одним из педагогов будущего актера был Павел Массальский - известный советский актер.

Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича - персонажа из студенческого спектакля «Преступление и наказание». В 21 год, незадолго до окончания школы-студии, Высоцкий получил свою первую роль в кино. Он был задействован в эпизоде фильма «Сверстницы» Василия Ордынского.

Затем Владимир поступил на службу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но за 4 года работы там он не получил ни одной главной роли. Довольствоваться малым - это не то, к чему стремился Высоцкий, биография актера - яркое тому подтверждение. Поэтому он уходит из Пушкинского театра и переходит на службу в театр на Таганке. Ему было 26 лет. А через три года Высоцкий сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль», и о нем заговорил весь Советский Союз не только как об актере, но и как об авторе-исполнителе.

Высоцкий: краткая биография и творчество. Высоцкий - поэт

Именно после выхода на экраны «Вертикали» стал широко известен талант Высоцкого как барда. Пять песен его авторства прозвучали в фильме (знаменитая «Песня о друге», «Вершина»), а затем были выпущены отдельной пластинкой.

Высоцкий, биография краткая которого не может обойтись без упоминания о его поэтическом даре, писал стихотворения еще со школы. Но в 60-х Владимир начал пробовать перекладывать свои стихи на музыку, так стали появляться его первые песни.

Вначале ему близка была так называемая «блатная» тематика. Это довольно странно, ведь как выходец из хорошей семьи, Владимир Высоцкий никак не пересекался с представителями блатного мира.

В конечном итоге актер оставил после себя 200 стихотворений и 600 песен. Он даже написал поэму для детей. Поскольку в его песнях главенствующую роль играли все-таки тексты, то можно считать, что из-под пера Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений.

Музыкальный талант Высоцкого

Гитару Владимир взял в руки не сразу. Он умел играть на рояле, аккордеоне, а потом начал выстукивать о корпус гитары ритмы и напевать под них свои стихи или чужие. Так появились первые песни Высоцкого. Биография автора-исполнителя после триумфа в «Вершине» стала пополняться новыми кинопроектами, к которым он писал саундтреки.

Хотя Высоцкого сразу причислили к бардам, знатоки музыкального искусства могут подтвердить, что манеру его исполнения не вполне можно считать бардовской. Сам же Владимир Высоцкий категорично был против такой классификации своего творчества. Из его многочисленных интервью понятно, что он «к ним не хочет никакого отношения иметь».

Темы, которые автор-исполнитель затрагивал в своем песенном творчестве, пестрят разнообразием: это и политика, и любовная лирика; песни о дружбе («Если друг оказался вдруг»), о человеческих отношениях; о смелости и упорстве («Вершина»). И даже шуточные рассказы от первого лица об неодушевленных предметах («Песня микрофона») встречаются в его репертуаре.

Кинокарьера

Высоцкий, биография и творчество которого широко известны не только в пределах бывшего СССР, но и за его границей, сыграл не так много главных ролей в кино. Фактически до 30 лет он играл в эпизодах или персонажей второго плана.

Впервые в к/ф «Вертикаль» Владимиру досталась одна из главных ролей. Затем последовала мелодрама «Короткие встречи», где в тандеме с Ниной Руслановой и Кирой Муратовой Высоцкий становится центральным героем любовного треугольника.

Затем были и другие примечательные персонажи: Бродский из трагикомедии «Интервенция», Иван Рябой из «Хозяина тайги», Жорж Бенгальский из «Опасных гастролей», Ибрагим Ганнибал из «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил». Но самая колоритная и яркая роль должна была быть сыграна намного позже - в 1979 г.

«Место встречи изменить нельзя»

Венцом актерской карьеры Высоцкого по праву может считаться легендарный Глеб Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Культовым стал не только персонаж, но и сам фильм в целом. Тексты, озвучиваемые актерами, превратились в афоризмы. А образ Жеглова, если быть внимательными, до сих пор просматривается во многих героях современных фильмов об уголовном розыске.

Примечательно, что после выхода в свет романа братьев Вайнеров (по которому был снят фильм), Высоцкий лично пришел к ним в гости и поставил перед фактом, что если будет сниматься кино - он исполнит роль Жеглова.

Однако когда закрутилась кутерьма вокруг нового романа Вайнеров, и Станислав Говорухин уже утвердил Высоцкого на роль, по воспоминаниям режиссера, Владимир приехал к нему и попросил найти кого-нибудь другого: актер признался, что не может терять время, поскольку ему «недолго осталось». Творческая биография Высоцкого близилась к концу. Владимир понимал это и хотел оставить после себя больше песен и стихотворений. Но Говорухин уговорил его, и съемки начались.

Так советский кинематограф обрел нового колоритного героя - принципиального и решительного Глеба Жеглова.

Режиссерский опыт Высоцкого

Биография Высоцкого включает в себя случаи, когда актер выступал в качестве сценариста («Знаки Зодиака», «Венские каникулы»), но в качестве режиссера он не снял ни одного фильма. Хотя был в его жизни случай, когда ему удалось проявить себя в режиссерской ипостаси - во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».

Владимир имеет прямое отношение к тому, что в фильме появился персонаж Станислава Садальского - «Кирпич». В романе братьев Вайнеров шепелявого карманника не было. Этот образ был создан в процессе съемок после соответствующего предложения Владимира.

По не зависящим от него причинам режиссеру картины - Станиславу Говорухину - приходилось отлучаться со съемочной площадки. В такие моменты он оставлял Высоцкого руководить процессом. В частности, сцена допроса подозреваемого Груздева была полностью поставлена актером.

Первый брак

Биография Высоцкого - яркая и насыщенная - конечно, не могла обойтись без женщин. Актер рано женился в первый раз - в 22 года - на Изе Жуковой, с которой вместе учился в МХАТе. Она была немного старше его - третьекурсницей. Более того, за плечами Изы был уже один брак.

Владимир познакомился с девушкой во время участия в совместном студенческом спектакле. Фактически с 1957 г. они жили вместе. Свадьбу сыграли, когда оба получили на руки дипломы.

Но как в любом раннем браке, супруги не рассчитали свои силы, точнее, Владимир не рассчитал. Он был молод, его по-прежнему тянуло в шумные компании с посиделками до утра и выпивкой. Иза, напротив, рассчитывала на домашний уют и тихую семейную жизнь. Так началась череда нескончаемых ссор.

Они не прожили вместе и четырех лет. Развод оформили не сразу. Поскольку Изольда носила фамилию Высоцкая, то внебрачного своего сына, который появился уже после их расставания с актером, записала под фамилией Владимира.

Второй брак

Студенческим браком Высоцкого не закончилась его семейная биография. О Высоцком с некой долей горечи вспоминает его вторая жена - Людмила Абрамова, которая подарила, кстати, ему двоих сыновей.

С Людмилой Владимир познакомился в Питере во время съемок «713-й просит посадку» в 1961 г. Высоцкий еще официально состоял в браке с Изольдой Жуковой, а Абрамова в 1962 г. уже родила ему первого сына - Аркадия. Через два года на свет появился Никита. Вся семья жила в одной квартире вместе с матерью Владимира - Ниной Максимовной.

Но и этот брак более пяти лет не продержался. В 1970 г. был официально оформлен развод, а у Высоцкого появилась новая возлюбленная.

Третий брак с Мариной Влади

Однажды известная французская актриса Марина Влади увидела, как на сцене театра на Таганке в одном из спектаклей играет Высоцкий. Биография, личная жизнь этих людей после встречи в 1967 г. резко изменилась.

Роман Марины Влади и Высоцкого - один из самых обсуждаемых и известных. Марину Влади - мировую знаменитость - поражало то, с какой самоуверенностью Владимир добивался ее. В 1970 г. оборона рухнула, и Влади стала женой актера. Но семейной жизни в полном смысле этого слова у них не получилось. Главная сложность - это «железный занавес», который не позволял супругам видеться тогда, когда они того желали.

Марина Влади сделала очень много для карьеры своего любимого мужчины. Она добивалась того, чтобы его стихотворения издавались за границей, даже организовала Высоцкому музыкальный тур по Америке и Европе. Но уже тогда Владимир страдал от алкогольной зависимости, немного позже - от наркотической. Поэтому Марине пришлось столкнуться не только с положительными чертами характера мужа, но и с очень тяжелыми испытаниями.

Смерть

Примечательно, что непосредственно перед смертью Высоцкий собирался расстаться с Мариной, которая 12 лет ради него терпела неудобства, жертвовала карьерой и т. д. Когда актеру было 40 лет, он увлекся восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой. Марина Влади находилась во Франции и всё еще считала себя его женой, в то время как Владимир уже купил обручальные кольца и договорился со священником, который должен был обвенчать его и Оксану. Но этого не произошло - 25 июля 1980 года он умер от инфаркта миокарда.

Начиная с 60-х гг., страдал от алкоголизма Высоцкий. Биография, фото популярного актера и исполнителя становились все более востребованными, а его «внутреннее беспокойство» вместе с тем росло. Высоцкий был очень эмоциональным человеком, у него было много страхов, частично он страдал от нереализованности, а алкоголь был способом заглушить всё, что не хотелось показывать другим людям.

Неоднократно у актера отказывали почки и возникали серьезные проблемы с сердцем, однажды он перенес клиническую смерть. Врачи спасали Владимира с помощью морфия и амфетамина. Высоцкий и сам понимал, что с алкоголем нужно завязывать. Но, не найдя в себе силы отказаться от этанолсодержащих напитков, он нашел им замену - наркотики. Достоверно известно, что к 39 годам Высоцкий начал делать уколы себе регулярно.

Многочисленные походы по больницам так и не помогли. Врачи отмечали, что у Владимира была психологическая потребность в стимулирующих веществах, поэтому лечение не было продуктивным.

Вскрытие после смерти Владимира Высоцкого не производилось. Врач Анатолий Федотов, который в момент смерти находился рядом с актером, предположил, что его убил инфаркт миокарда.

На похороны Высоцкого собралось так много народа, что Марина Влади невольно сравнила процессию с «королевской». Несмотря на свои пагубные пристрастия, Владимиру Высоцкому удалось завоевать народную любовь.

Главный секрет обаяния Высоцкого-личности, а также его творчества - в полнейшей искренности автора. По опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2010 г., современные россияне считают Высоцкого личностью, которая стоит на пьедестале кумиров сразу после Юрия Гагарина. И это имя уже не вычеркнуть из истории отечественной культуры.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 января 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения певца, поэта и актера Владимира Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать - переводчица с немецкого языка.

В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.

В 1947-1949 годах вместе с отцом и его второй женой Евгенией Лихалатовой (1918-1988) Высоцкий проживал в городе Эберсвальде (ГДР). В 1949 году все вместе вернулись в Москву, проживали в доме в Большом Каретном переулке.

С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.

В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.

В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).

Театр

В 1959 году дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле "Преступление и наказание" в роли Порфирия Петровича. После окончания Школы-студии МХАТ был принят в труппу Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где работал с перерывами до 1964 года. Был занят в основном в эпизодических ролях. В 1962 году несколько месяцев играл в Московском театре миниатюр (ныне - "Театр Эрмитаж").

В 1964-1980 годах - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне - Московский театр на Таганке). Был задействован в постановках художественного руководителя театра Юрия Любимова: "Герой нашего времени" по роману Михаила Лермонтова, "Антимиры" и "Берегите ваши лица" по произведениям Андрея Вознесенского, "Десять дней, которые потрясли мир" по произведению Джона Рида, "Павшие и живые" на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, "Добрый человек из Сезуана" и "Жизнь Галилея" по пьесам Бертольта Брехта, "Послушайте!" по произведениям Владимира Маяковского, "Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина, "Преступление и наказание" по роману Федора Достоевского.

Наиболее известная роль - Гамлет в одноименном спектакле Любимова по трагедии Уильяма Шекспира. Песни Высоцкого звучали в десяти постановках Театра на Таганке.

Высоцкий участвовал в записи 11 радиоспектаклей. В их числе: "Альта - пароль срочного вызова" по пьесе Сергея Демкина и Тома Фетисова "Красная капелла" (1970), "За Быстрянским лесом" по роману Василия Шукшина "Любавины" (1971), "Мартин Иден" по роману Джека Лондона (1976), "Алиса в Стране чудес" по сказке Льюиса Кэрролла (1976), "Каменный гость" по пьесе Александра Пушкина (1978) и др.

Кинематограф

Высоцкий дебютировал в кино в эпизодической роли студента Пети в мелодраме Василия Ордынского "Сверстницы" (1959).

Всесоюзную известность Высоцкому принесла роль радиста Володи в драме Станислава Говорухина и Бориса Дурова "Вертикаль" (1966), в которой прозвучали пять его авторских песен, в том числе "Песня о друге" и "Вершина".

Среди других киноработ: геолог Максим в мелодраме "Короткие встречи" (1967, режиссер Кира Муратова), Бродский (Воронов) в экранизации пьесы Льва Славина "Интервенция" (1968, Геннадий Полока; выход на экраны - 1987), поручик Александр Брусенцов в военной драме "Служили два товарища" (1968, Евгений Карелов), Николай фон Корен в драме "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль" (1973, Иосиф Хейфиц), Ибрагим Ганнибал в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" по мотивам исторического романа Александра Пушкина "Арап Петра Великого" (1976, Александр Митта).

Особую популярность Высоцкий завоевал, сыграв капитана милиции Глеба Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" (1979, Станислав Говорухин).

В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли.

Последней актерской работой стала роль Дон Гуана в телефильме "Маленькие трагедии" по произведениям Александра Пушкина (1979, Михаил Швейцер).

Музыкальное и литературное творчество

Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.

В 1961 году написал первую песню - "Татуировка".

В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность - сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем - сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни "Восток".

Творчество Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. Для раннего периода была свойственна опора на традиции городского романса. Высоцкий писал вариации на "дворовые", "блатные" темы ("Я в деле, и со мною нож...", "Тот, кто раньше с нею был", "За меня невеста отрыдает честно", "Ребята, напишите мне письмо" и др.).

Затем в его репертуар вошли военные ("Штрафные батальоны", "Песня о звездах", "Все ушли на фронт", "Братские могилы", "Он не вернулся из боя", "Письмо" и др.), лирические ("Дом хрустальный", "Белый вальс", "Мне каждый вечер зажигают свечи…", "Здесь лапы у елей дрожат на весу…", "Баллада о Любви" и др.) и философские композиции ("Кони привередливые", "Баллада о Времени", "О фатальных датах и цифрах", "Бег иноходца", "Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи" и др.).

Он также исполнял песни про спорт ("Профессионалы", "Песня о сентиментальном боксере", "Марафон", "Вратарь" и др.), шуточные и сатирические ("Песенка о слухах", "Жертва телевидения", "Про Джеймса Бонда, агента 007", "Бал-маскарад", "Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме" и др.). В ряде песен были использованы сказочные мотивы: "Про дикого вепря", "Песня-сказка о нечисти", "Песня-сказка про джинна", "В далеком созвездии Тау Кита" и др.

В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка "Владимир Высоцкий поет свои песни" (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.

Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть "Дельфины и психи" (1968, первая публикация в СССР - 1989), "Роман о девочках" (1977, первая публикация в СССР - 1988), киносценарий "Венские каникулы" (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом "Черная свеча" (первая публикация в РФ - 1992).

В 1975 году в литературно-художественном альманахе "День поэзии" было размещено стихотворение Высоцкого "Ожидание длилось, а проводы были недолги", ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.

22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР - для передачи "Кинопанорама". Однако запись была показана в эфире под названием "Владимир Высоцкий. Монолог" лишь в 1987 году.

Первый сборник поэтических произведений Высоцкого - "Нерв" - вышел в московском издательстве "Современник" в 1981 году уже после смерти автора.

Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.

Смерть, похороны

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет. По настоянию родственников вскрытие тела не проводилось. Вследствие этого существуют разные версии причины его смерти. Называются, в частности, сердечная недостаточность и асфиксия из-за приема большой дозы седативных препаратов.

Высоцкий умер во время проведения в Москве XX летних Олимпийских игр (19 июля - 3 августа), из-за этого информация о его кончине почти отсутствовала в печати (были опубликованы два сообщения в "Вечерней Москве" и некролог в "Советской культуре"). Однако вскоре эта новость распространилась в столице и других городах.

28 июля 1980 года в Театре на Таганке прошли гражданская панихида и прощание с Высоцким. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище. В последний путь артиста провожали 40 тыс. человек. Очередь за траурной процессией от Театра на Таганке до кладбища растянулась на 10 км.

Семья

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая супруга - народная артистка РФ Изольда Жукова (род. 1937), вторая - актриса Людмила Абрамова (род. 1939), третья - французская актриса русского происхождения Марина Влади (род. 1938). От второго брака имел сыновей Аркадия (род. 1962; сценарист) и Никиту (род. 1964; актер и режиссер, директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке").

Признание, память

Заслуженный артист РСФСР (1986; посмертно). Был отмечен Государственной премией СССР (1987, посмертно; "за создание образа капитана Глеба Георгиевича Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" производства Одесской киностудии и исполнение авторских песен").

В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) Высоцкому был присужден приз "Харибда" за лучшее исполнение мужской роли (Николай фон Корен в фильме "Плохой хороший человек").

В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс, Литовская ССР, ныне - Литва), в 1998 году - премией Министерства внутренних дел РФ.

С 1996 года действует благотворительный Фонд Владимира Высоцкого. В 1997 году данная организация совместно с Министерством культуры и комитетом по культуре Москвы учредила премию "Своя колея" имени Владимира Высоцкого. Ее вручают "людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии".

В Москве работает Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке". В Екатеринбурге расположен музей Высоцкого, в Норильске - культурно-досуговый центр имени Высоцкого.

Имя Высоцкого носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске и др. российских городах, а также в Одессе (Украина), Самарканде (Узбекистан), Астане (Казахстан) и Софии (Болгария). В его честь назван бульвар в Киеве (Украина).

Памятники Высоцкому и его бюсты установлены в десятках российских городов, а также в Мелитополе и Мариуполе (Украина), Выршеце (Болгария), Подгорице (Черногория). В песне Высоцкого "У меня было сорок фамилий…" (1964) есть строчка "…не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот". В 1995 году у Петровских ворот в Москве был установлен памятник Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова.

Имя "Владимир Высоцкий" присвоено одному из самолетов Airbus A330 авиакомпании "Аэрофлот".

В честь Высоцкого назван астероид главного пояса 2374 Vladvysotskij.

В 1998, 2003, 2008 и 2013 годах Московский монетный двор выпускал в обращение памятные монеты, посвященные Высоцкому. 23 января 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету достоинством 25 рублей "Творчество Владимира Высоцкого".

Жизни и творчеству поэта и актера посвящены многочисленные книги и документальные фильмы. Его образ был воссоздан в художественном фильме Петра Буслова "Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011; роль Владимира Высоцкого исполнил народный артист РФ Сергей Безруков).

По мотивам книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского "Черная свеча" снят художественный фильм "Фартовый" (2006, режиссер Владимир Яканин).


Имя: Владимир Высоцкий (Vladimir Vysotsky)

Возраст: 42 года

Место рождения: Москва

Место смерти: Москва

Деятельность: Актер, поэт, певец

Семейное положение: был женат на Марина Влади

Владимир Высоцкий - биография

Владимир Высоцкий в своей биографии не был похож ни на кого и все-таки в любой компании, перед любой аудиторией всегда был своим. Как сказал Юрий Любимов: «У Володи был дар удивительный, он умел любить человека. Поэтому к нему так тянулись люди».

Марина Влади хотела поставить на его могиле упавший метеорит. Высоцкий прожил яркую, но короткую жизнь, сгорев в слишком плотной атмосфере советского государства. Он заплатил дорогую цену за то, чтобы оставаться собой - настоящим мужчиной.

В нашей стране он был Че Геварой, Джеймсом Дином и Джоном Ленноном в одном лице. Борцом за свободу, певцом, собиравшим стадионы, алкоголиком и наркоманом, талантливым актером, великим поэтом. Высоцкий никогда не был антисоветчиком, но у партийных чиновников даже упоминание его имени вызывало аллергическую реакцию. Высоцкому не давали сниматься в кино, заводили уголовные дела, первым вычеркивали из списков представленных к государственным наградам и званиям. О том, чтобы увидеть напечатанными свои стихотворения, поэт, которого сегодня ставят в один ряд с Пастернаком, Ахматовой и Бродским, даже не мечтал.

Главное преступление Высоцкого - то, что он был не таким, как все. Слишком свободным и сильным. Он остался единственным советским актером, игравшим героев, которых в наше время называли бы «мачо». Не колхозников, пролетариев или интеллигентных шпионов, а людей с животным магнетизмом и спокойной сдержанной силой.

Владимир Высоцкий принадлежал к поколению, которое всегда считало, что «опоздало родиться». Казалось, что после окончания Великой Отечественной войны в мире больше нет места подвигу. Возможно, именно здесь корни иногда немного показной мужественности Высоцкого. Поэт всю жизнь доказывал - пусть он родился слишком поздно, но он достоин тех, кто был на войне.

Владимир Высоцкий - детство, семья

Впрочем, войну Высоцкий как раз застал. Он родился 25 января 1938 года в 9 часов 40 минут утра в роддоме на Третьей Мещанской (теперь - улица Щепкина). Первые годы жизни он провел в том же районе Москвы, на Первой Мещанской, в здании бывшей гостиницы «Наталис», поделенном на коммунальные квартиры.

Еще в детстве у Высоцкого обнаружили «шумы в сердце», поэтому позже его признали негодным к военной службе. Но многие из родственников Высоцкого были тем или иным образом связаны с армией - не случайно у него так много песен о войне, о солдатах и летчиках. Военными, например, были братья матери Высоцкого - Сергей и Владимир.

Летчик-испытатель Сергей Серегин в предвоенные годы командовал эскадрильей. Но в 1939 году его арестовали, обвинив в том, что во время аварийной посадки Сергей больше беспокоился о жизни членов экипажа, чем о сохранности самолета. А его брат Владимир был военным связистом. Он-то и познакомил сестру Нину со своим сослуживцем - Семеном Высоцким.

Родители Владимира Высоцкого прожили вместе недолго. В 1941-м Семен Высоцкий ушел на фронт. Это было одним из первых воспоминаний маленького Володи. Он так хотел поехать вместе с отцом на войну, что его не стали отговаривать и разрешили сесть в вагон вместе с Семеном Владимировичем. Но перед отправлением Володю позвали погулять по перрону, и поезд ушел без него. Мальчик так расстроился, что его пришлось нести на руках.

Семен Владимирович больше не вернулся в дом на Первой Мещанской. Во время войны он познакомился с Евгенией Степановной Лихалатовой, работавшей в Главном управлении шоссейных дорог НКВД, и, придя с фронта, поселился у нее на Большом Каретном.

Но пока до этого было еще далеко. Нина Максимовна и Володя дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, прятались в бомбоубежище. Потом в биографии Высоцкого были два года эвакуации в уральском селе: спиртзавод имени Чапаева, где работала Нина Максимовна, бревенчатая изба, сорокаградусные морозы. Володю пришлось отдать в детский сад на шестидневку. Придя однажды домой, он сказал: «Счастье - это когда в манной каше нет комков».

В 1943-м они вернулись в Москву. А через два года Володя пошел в школу. Учился он хорошо, но отличником не был - много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, писал на уроках какие-то стихи и басни. Высоцкого считали талантливым лентяем - такие обычно есть в каждом классе. Как-то в начальной школе учительница выгнала его с урока. Володя, собрав вещи, пошел в параллельный класс: «Теперь я буду учиться у вас».

В 1946 году родители Высоцкого официально развелись. Нина Максимовна снова вышла замуж, но отношения с отчимом у Володи, мягко говоря, не сложились. Поэтому, когда Семен Владимирович получил назначение в Группу советских войск в Германии, было решено, что Владимир отправится вместе с отцом и его новой женой.


Биографию детских лет Высоцкого сложно назвать несчастливой. Просто оно было каким-то неустроенным: мать и отчим, отец и мачеха, постоянные переезды - любой ребенок запутается, где его настоящая семья. Хотя жизнь в Германии любому его ровеснику должна была казаться сказкой: отдельная трехкомнатная квартира, сшитая специально для Володи военная форма, подаренный отцом велосипед. Правда, на этом велосипеде он катался недолго - отдал жившему по соседству немецкому мальчишке. Семену Владимировичу Володя объяснил: «У меня есть ты, а у него отец на фронте погиб».

Таких историй из детства Высоцкого существует множество. Если бы речь шла о другом человеке, их можно было бы счесть плодом фантазии его биографов - о великих людях полагается писать, что они и в детстве были умными, добрыми и смелыми. Но в историю с велосипедом нельзя не поверить: Владимир и спустя много лет, не задумываясь, раздаривал свои вещи. Так же как нельзя не поверить и в то, что пару лет спустя, на подмосковной даче, он подговорил друзей отвязать соседскую лодку и дать ей уплыть по реке. Мальчишки отомстили жившей в поселке семье врачей, которые отказались помочь заболевшему ребенку.

К тому времени Высоцкий уже снова жил в Москве - в квартире на Большом Каретном, вместе с Семеном Владимировичем и Евгенией Степановной. Дворовая компания сперва не приняла чужака, которого прозвали «американцем» - за яркую заграничную куртку. Володе пришлось привести друзей с Первой Мещанской и «объяснить, кто здесь американец».

Там, на воспетом Высоцким Большом Каретном, формировался его кодекс поведения. Не задумываясь, лезть в драку, если кто-то попытается оскорбить. Защищать слабых. Никогда не предавать друзей. У компании Высоцкого был даже собственный устав. Например, друзья поклялись относиться к женщинам не «по-товарищески», как предписывалось в то время Уставом комсомола, а по-рыцарски.

Ирэн Высоцкая, двоюродная сестра Владимира, вспоминает биографию того времени: «Ему почти шестнадцать... счастливая пора пробуждения чувств, первых встреч. Одной из таких первых романтических привязанностей Володи стала юная родственница нашего соседа, известного закарпатского художника Эрдели, на редкость красивая девушка. Так и вижу: она стоит по одну сторону забора, разделяющего наши дома, он - по другую. Беседы тянутся за полночь. И уже тогда, в этих робких ухаживаниях проявляется столь присущее ему на протяжении всей жизни рыцарственное, уважительное отношение к женщине: будь то мать, любимая, любой близкий или даже посторонний человек...»

Дворовый кодекс чести Большого Каретного чем-то походил на жесткие правила, по которым жили герои уличных мальчишек - уголовники и политзаключенные, вернувшиеся из лагерей. «Блатной» в кепке и с фиксой для многих был примером настоящего мужчины. Не из-за грабежей и убийств, а потому что постоянно рисковал своей жизнью и не терял чувства собственного достоинства.

Владимир Высоцкий тоже не мог остаться в стороне от этой блатной романтики. Не случайно его первые песни были пародиями и подражаниями душещипательным уголовным романсам. Хотя уже тогда они, как правило, получались гораздо лучше оригиналов.

Владимир Высоцкий - учеба

Игорь Кохановский - автор песни «Бабье лето», которую долго приписывали Высоцкому, - научил Володю простейшим гитарным аккордам. Анатолий Утевский познакомил его с актером Сабининым, который в свою очередь привел Высоцкого в театральный кружок Владимира Богомолова. В то время Высоцкий заканчивал школу и уже точно знал, что хочет стать артистом. Но поступать в театральный ему запретил отец. Семен Владимирович считал, что сын должен сначала получить «нормальную профессию». Высоцкий и Кохановский решил пойти в инженерно-строительный - МИСИ. Но рисовать чертежи и делать расчеты Владимиру категорически не понравилось. Промучившись весь первый семестр, перед зимней сессией он забрал документы из института.

На следующий год Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ. Это оказалось непросто - некоторые члены комиссии считали его «профессионально непригодным» из-за хриплого голоса. Высоцкий и в остальном был мало похож на богемных юношей и девушек, учившихся в театральном. Он всегда отличался от остальных, но именно это и привлекало многих девушек -даже старшекурсниц, обычно не обращавших внимания на новичков. Учившаяся тогда на третьем курсе Иза Жукова говорила, что Высоцкий уже тогда был «по-особенному ярок. В свои девятнадцать лет он был мужчиной по-настоящему, по-большому, по-крупному. Так что не случайно многие девушки нашего курса, как говорится, положили на него глаз. Была и я среди них».

Владимир Высоцкий - личная жизнь

С Изой Владимир познакомился на вечеринке. За ней тогда ухаживал молодой преподаватель, но Высоцкого это не смутило. Он просто взял ее за руку и ушел с вечеринки вместе с ней. Осенью 1957-го они поселились на Первой Мещанской, где жила мама Высоцкого: с отцом после своего ухода из МИСИ он почти не общался.

Брак этот долго не продлился: через четыре года Владимир и Иза расстались. Высоцкий никогда не относился к своей женитьбе, личной жизни серьезно. Когда они с Жуковой пришли подавать заявление в загс, им начали объяснять, как заполнить бланки. Владимир засмеялся: «Это вы невесте объясняйте. Я в этом ничего не понимаю».

К тому же Высоцкий, как он пел в одной из песен, слишком «любил и женщин, и проказы». Пока Жукова работала в ростовском театре, Владимир, как он сам говорил, «влюбился в самую красивую актрису Советского Союза» - Людмилу Абрамову. «Когда я приехала в Ленинград на съемки, - вспоминала Людмила, - меня оформили, но зарплату выдать не успели. И вскоре я самые последние деньги истратила в ресторане гостиницы «Европейская».

Поздно вечером я поехала в гостиницу, ребята меня провожали. У каждого оставалось по три копейки, чтобы успеть до развода мостов доехать на трамвае на ту сторону Невы. А я, уже буквально без единой копейки, подошла к гостинице - и встретила Володю. Я его не знала в лицо, не знала, что он актер. Увидела перед собой выпившего человека. И пока я думала, как обойти его стороной, он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на холодный дождливый ленинградский вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь».

Абрамова отдала Высоцкому старинный перстень, чтобы он оставил в качестве залога в ресторане. Владимир затеял там драку и должен был заплатить за разбитую посуду и сломанную мебель.Через несколько часов Высоцкий пришел в номер Людмилы с гитарой и бутылкой коньяка: «На сдачу дали».

Всю ночь он пел Абрамовой песни - свои и чужие, - а под утро неожиданно предложил выйти за него замуж. Людмила согласилась. Спустя год у них родился сын Аркадий, а еще через два года - Никита.

Владимир знал, что его голос действует на женщин безотказно. Сценарист Эдуард Володарский вспоминал: «Когда он начинал петь, все девки были его! С ним даже по бабам неинтересно было ходить. Только запоет - все его. Думаешь: а что ты здесь делаешь, дурак! Могучий голос, завораживающий намертво... В нем мужик сидел мощный...»

Владимир Высоцкий - начало актерской карьеры, театр

Однако в театре для этого «мощного мужика» долгое время просто не находилось ролей соответствующего накала и масштаба. Высоцкому приходилось играть Лешего в «Аленьком цветочке», каких-то эпизодических персонажей в спектакле с названием «Свиные хвостики». После окончания школы-студии МХАТ Владимир сменил не одно место работы.

Лишь в 1964 году, сразу после появления на свет второго сына, в творческой биографии Высоцкого появился Театр на Таганке. 19 сентября Высоцкий уже играл у Любимова роль Второго Бога в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Это было только начало - потом последовали роли Галилея, Гамлета, Хлопуши, Лопахина. Все они - даже Гамлет, которого до того момента было принято изображать бледным женоподобным юношей, - в исполнении Высоцкого были в первую очередь мужчинами. Как считал сам актер, «Шекспир написал мужчину. Время было жестокое, люди ели мясо с ножа, спали на шкурах».

Те, кто видел Высоцкого на сцене, не удивлялись тому, что он мог покорить почти любую понравившуюся ему женщину, - ведь он часами фактически гипнотизировал сотни зрителей.

Алла Демидова , коллега Владимира Высоцкого по Театру на Таганке, вспоминала: «Он обладал удивительной энергией, которая, саккумулировавшись на образе, как луч сильного прожектора, била в зал. Это поле натяжения люди ощущали даже кожей. Я иногда специально заходила за его спину, чтобы не попадать под эту сокрушающую силу воздействия...»

Невысокий и худощавый Высоцкий на сцене преображался. Он казался великаном, сверхчеловеком. Несмотря на свой небольшой рост (около 170 сантиметров) и стройную фигуру, Высоцкий был отличным спортсменом и старался поддерживать хорошую физическую форму. Он любил произвести впечатление на девушек, поднимаясь на руках по лестнице или делая сальто. Высоцкий мог даже станцевать несколько па на вертикальной стене.

Елена Садовникова, работавшая в институте Склифосовского, рассказывала: «Сложен Володя был просто изумительно. Как врач, я многих людей перевидала, но такого ладного, красивого, сильного тела не было ни у кого».

Но физическая сила - это далеко не все. Гораздо важнее была сила внутренняя - ее ощущал каждый, кто видел Высоцкого в театре или на экране. Он не просто играл роли скалолазов, американских морских пехотинцев, геологов, следователей. Владимир Высоцкий проживал их жизни - и пел о них песни. Многие его произведения начинаются с местоимения «я» - и каждый раз это было другое «я».

В СССР долгое время мало кто знал настоящую биографию Высоцкого - каждый рассказывал свою легенду. Кто-то воевал вместе с ним, кто-то сидел в лагере, кто-то поднимался на Эльбрус. В любом городе можно было встретить человека, который в подробностях пересказывал обстоятельства своей встречи с Высоцким-зэком или Высоцким-дальнобойщиком и отказывался верить, что автор знаменитых песен - московский актер, любивший дорогие машины и красивые вещи.

Вот как описывала Владимира Высоцкого та же Алла Демидова: «Он купил себе коричневую куртку с меховыми вставками, синтетическими, и был так горд этим, и все время ходил к зеркалу и все время смотрел на себя... У него была любимая красная тенниска шелковая, которая обтягивала его бицепсы, грудь широкую. И обувь всегда была очень ладная, вычищенная, с хорошей подошвой. Эстетически это любил... Один раз он на каком-то нашем очередном юбилее неожиданно пришел в прекрасном синем блейзере, с золотыми пуговицами. Все застонали от неожиданности и восторга. Он на это и рассчитывал».

Однако Высоцкий никогда не был просто «пижоном». Когда у его последней жены, Марины Влади , спросили, почему она не нашла себе мужа во Франции, та ответила: «Там - шарман, а здесь - мужик». Французская актриса русского происхождения, оказавшись в Москве, впервые увидела Высоцкого на репетиции «Пугачева»: «На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное».


Позже они с Высоцким оказались в одной компании в ресторане ВТО. «Наконец-то я вас встретил», - сказал он актрисе, а потом весь вечер объяснялся ей в любви. Марине долгое время казалось, что она не испытывает к Владимиру никаких чувств: симпатичный и талантливый молодой человек, не более того. Но вернувшись в Париж, услышала от мамы: «Да ты влюблена, моя девочка». И поняла, что это правда.

Через год Высоцкий расстался с Абрамовой. Начался долгий, изматывающий роман с Мариной Влади. Она приезжала в Советский Союз по туристическим путевкам, встречалась с Высоцким на квартирах друзей, ездила с ним на гастроли. Только 1970 году Влади наконец вышла за него замуж.

Зная, что Владимир не сможет жить за границей, Марина была сама готова навсегда переехать в СССР, забрав с собой детей от первого брака. Высоцкий тогда решил обзавестись собственным домом: «Решил купить себе дом. Тысяч за семь... Марина подала эту идею... Дом я уже нашел, со всеми удобствами, обыкновенная деревянная дача в прекрасном состоянии, обставим ее... У меня будет возможность там работать... Марина действует на меня успокаивающе...»

Владимир действительно начал строить дом - на территории дачного участка Эдуарда Володарского. Но закончен он был только весной 1980-го, незадолго до смерти поэта.

Высоцкому и Марине Влади приходилось жить то у друзей, то на съемных квартирах, то в гостиницах. Но привыкшая к роскошной жизни француженка не жаловалась на неустроенный быт. Встретив русского «мужика», Марина Влади, которую на самом деле звали Марина Владимировна Полякова-Байдарова, на поверку оказалась простой русской женщиной.

По воспоминаниям Людмилы Чурсиной, Марина, выйдя замуж за Высоцкого, «слегка располнела, платье на ней немножечко расползлось по швам, туфельки, наверное любимые, новизной не отличались, а волосы по-простому распущены. Но она была так естественна и прекрасно себя чувстовала!..»

Однажды на съемках, как рассказывала одна из знакомых Высоцкого, Владимир попросил Марину сходить за пивом: «Она повязала голову каким-то платочком, взяла самый обыкновенный бидончик и пошла в ближайшие бани, где торговали хорошим пивом».

К тому времени Высоцкий уже был серьезно болен. Все его попытки вылечиться от алкоголизма были безрезультатны. Владимир проходил через самые мучительные процедуры, включая «очищение крови», но через несколько недель или даже дней снова срывался в запой. Марина Влади писала: «...Твое состояние начинает наконец беспокоить собутыльников. Сначала им так приятно быть с тобой, слушать, как ты поешь... Но всегда наступает время, когда, наконец уставшие, протрезвевшие, они видят, что вся эта свистопляска оборачивается кошмаром. Ты становишься неуправляем, твоя удесятеренная водкой сила пугает их, ты уже не кричишь, а воешь». Марина однажды даже «зашилась» вместе с Высоцким, чтобы его поддержать.

Марина Влади была далеко не единственной женщиной, помогавшей поэту и опекавшей его. Сказать, что Высоцкий был обязан всем, чего добился, представительницам прекрасного пола, было бы, конечно, неправдой. Но женщины действительно всегда старались ему помочь.

Поклонницы Высоцкого, работавшие на киностудиях, рекомендовали актера на роли и «проталкивали» его песни в фильмы. Стюардессы уговаривали летчиков задерживать ради него рейсы. Телефонистки однажды в течение нескольких дней обзванивали все гостиницы Рима, чтобы разыскать для Высоцкого Марину Влади, которая была тогда в Италии на гастролях. Даже Галина Брежнева, дочь генерального секретаря, всегда старалась помочь ему, чем могла.

Американка Барбара Немчик, жена Валерия Янкловича, одного из друзей Владимира Высоцкого, вспоминала: «С женщинами он обращался гениально! Если это была молодая девушка, то Володя начинал к ней тактично «приставать», а если солидная женщина в возрасте, - говорил уже совершенно по-другому: очень вежливо и внимательно».

Высоцкий действительно умел ухаживать по-разному. Он часто любил изображать «приблатненного паренька из Подмосковья», настойчиво требуя внимания понравившейся женщины. Но однажды, увидев, как из подъезда выходит юная шестнадцатилетняя девушка в нарядном белом платье, которая, видимо, в первый раз пошла то ли на танцы, то ли на свидание, Владимир просто подошел, поцеловал ей руку и тихо сказал: «Как вы сегодня прекрасны».

А Фаина Раневская знала совсем другого Высоцкого. Одно время они вместе работали в театре. Подойдя однажды к доске объявлений,- Раневская увидела несколько десятков приказов, в которых Владимиру Высоцкому объявляли выговоры за различные нарушения дисциплины. «Кто же этот бедный мальчик?» - огорченно спросила актриса. Стоявший рядом невысокий стройный юноша тихо ответил: «Я». С тех пор Фаина Георгиевна взяла над Высоцким шефство и постоянно заступалась за него перед начальством.

Владимир Новиков, автор биографии Владимира Высоцкого, тем не менее утверждает, что на самом деле поэт обычно «предпочитал мужскую компанию женскому обществу». Утверждение, конечно, спорное. Однако женам Высоцкого действительно казалось, что друзья всегда были для него на первом месте. Ведь для настоящего мужчины дружба - это святое.

Правда, после смерти Высоцкого оказалось, что у него было несколько десятков «лучших друзей». Возможно, все эти люди действительно часто общались с ним, но нельзя забывать, что поэт, особенно в последние годы, был крайне неразборчив в знакомствах.

Он, конечно, дружил со своими коллегами - с Валерием Золотухиным, Всеволодом Абдуловым, Иваном Бортником, Олегом Далем. Но Высоцкого всегда притягивали люди с необычными биографиями - капитаны дальнего плавания, летчики-испытатели, альпинисты. Сильные, смелые - такие же, как он сам. Или, по крайней мере, каким хотел себя видеть сам Высоцкий.

На Большом Каретном его старшим другом, учителем и кумиром был Левон Кочарян. Лева, как его все называли, закончил юрфак, работал в МУРе, а потом стал режиссером на Мосфильме. Один из коллег Кочаряна рассказывал о Левоне: «Он был человеком незаурядных возможностей и колоссальной воли. Он умел все: чинить вещи и ломать препятствия, готовить изысканные кушанья и есть фужеры из стекла, ловить страшных бандитов и с особенно страшными дружить, вести ученые беседы и драться головой, быть нежным и внимательным к друзьям и беспощадно жестким с врагами».

Таким же другом, а возможно, в чем-то и учителем, стал позже для Высоцкого Вадим Туманов. Он был одним из немногих, с кем поэт мог дружить «на равных». На момент их встречи Туманов, когда-то служивший штурманом на Северном флоте, был золотоискателем. Восемь лет он провел в лагерях «за антисоветскую агитацию и пропаганду», которые заключались в увлечении Маяковским, Есениным и Вертинским - при обыске у него конфисковали несколько десятков пластинок.

Высоцкий видел в Вадиме Туманове человека, которому довелось пережить то, чего не было в судьбе самого поэта, и считал за честь называть себя его другом.

Возможно, алкоголь был для Высоцкого «пропуском» в ту жизнь, которой жили его друзья и кумиры, - полную приключений и опасностей. Для окружающих он был героем и суперменом, но самому поэту хотелось большего. А может быть, Высоцкий, постоянно находившийся в атмосфере запретов и цензуры, таким образом пытался дать выход своей энергии, своим страстям. Ничего другого ему уже не оставалось: И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой, -И я немел от боли и бессилья, И лишь шептал: «Спасибо, что - живой».

Постепенно Высоцкий превращался из алкоголика в наркомана. Впервые он попробовал наркотики в середине 70-х. Во время гастролей какая-то женщина рассказала ему, что ее муж выходит с их помощью из запоев. Высоцкий решил последовать этому примеру - и скоро не мог уже обходиться без укола ни дня. Благодаря своим связям он мог достать любой запрещенный препарат.

Многие, кто видел его на сцене в последние годы, говорили о его «стеклянных» глазах - Высоцкий уже не мог играть без «допинга». В 1977-м его увезли в больницу прямо со спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Роль Керенского за него доигрывал Золотухин. У Высоцкого обнаружили отек мозга. Печень и одна почка были разрушены. Врачи объявили, что при таком образе жизни его ждет смерть или умственная неполноценность.

Высоцкий как будто пытался ощутить вкус жизни, методично разрушая себя. В конце семидесятых, вспоминал Валерий Золотухин, Владимиру иногда казалось, что он видит свою жизнь со стороны - словно смотрит кино. Фильм про знаменитого актера, певца, собирающего стадионы, русского мужика, женившегося на французской киноактрисе и путешествующего по всему миру.

Даже голливудские звезды не могли устоять перед его обаянием. Лайза Минелли и Натали Вуд на одной из вечеринок как завороженные слушали песни Высоцкого, сидя у его ног. Марина Влади ревновала: «Лиза Минелли, с ее огромными, во все лицо глазами и накладными ресницами, бросает на тебя плотоядный взгляд».

Конечно, с поездками за границу все было не так уж просто, но благодаря жене-француженке Высоцкий все-таки стал «выездным». Теперь он мог ходить вместе с Михаилом Шемякиным по марсельским портовым кабакам, мог купить себе в Германии «мерседес». Однако оставаться за границей Владимир не собирался. Там он был никому не нужен. Высоцкий был не просто Настоящим Мужчиной - он был Настоящим Русским Мужчиной. Пусть у него выходили пластинки во Франции, пусть даже сам Шарль Азнавур признавал: «Он лучше меня. Он не поет -он выблевывает». Все равно самим собой Высоцкий был лишь на родине.

Владимир Высоцкий - уход из жизни, смерть

Но жить в Советском Союзе он тоже был больше не в состоянии. Властям не нужны были герои. Высоцкого начали медленно и методично убивать. Да и сам поэт, казалось, изо всех сил приближал свой конец - алкоголем, наркотиками, бешеным ритмом жизни, когда он спал по три-четыре часа в сутки. То, что он дожил до сорока двух лет, уже было чудом.

Смерть наступила рано утром 25 июля 1980 года. Официальный диагноз - инфаркт миокарда. Изношенный организм в конце концов отказал. В последние дни перед смертью он почти не вставал с кровати и кричал от боли. Но все равно отказывался ложиться в больницу. Говорил, что 27 июля ему надо играть «Гамлета», а 29-го - лететь в Париж к Марине Влади. Хотя все, кто видел тогда Высоцкого, вспоминают, что он постоянно говорил о скорой смерти. Возможно, он просто не хотел больше жить, не хотел, чтобы его спасали.

Никаких объявлений по радио и телевидению в тот день, конечно, не было, но к вечеру о смерти Высоцкого уже знала вся Москва. 28 июля тысячи людей потянулись на Таганку. В театре прощались с Владимиром Высоцким - поэтом, певцом, музыкантом, актером. Героем, который считал, что «опоздал родиться», но все-таки погиб на войне - на своей собственной необъявленной войне.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Раннее детство будущего поэта прошло в тесной коммунальной квартире. В 1941 – 1943 годах, во время Великой Отечественной войны, Владимир с матерью находились в Оренбургской области в эвакуации. С 1947 года Высоцкий живет у отца в Германии. В конце 1949 году возвращается в Москву.

Обучение, первые роли

В 1953 году Высоцкий становится участником драмкружка, под руководством артиста МХАТа В. Богомолова. В этом же году поэт создает свое первое стихотворение – «Моя клятва».

В 1955 году Владимир Семенович оканчивает школу и поступает в Инженерно-строительный институт в Москве. Через полгода он бросает институт, решив поступить в театральный.

В 1956 году Высоцкий, биография которого резко сменила направление, поступает на актерское отделение Школы-студии МХАТ. В 1959 году Владимир Семенович дебютировал в театральной постановке (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании») и киноленте (фильм «Сплетницы»).

Актер и музыкант

Окончив обучение, с 1960 года Владимир Семенович работает в Драматическом театре им. Пушкина в Москве. В 1961 году Высоцкий пишет свою первую песню – «Татуировка».

Немного проработав в Театре миниатюр, Владимир Семенович устраивается в Театр драмы и комедии на Таганке. В 1968 году выходит первая пластинка музыканта – «Песни из кинофильма «Вертикаль»».

В 1970 году в личной жизни Высоцкого произошло важное событие – поэт женился на актрисе Марине Влади, ставшей его третьей женой и музой. Осенью 1971 года в театре на Таганке Владимир Семенович дебютировал со своей известнейшей ролью – принца Гамлета из одноименной трагедии Шекспира .

Последние годы

В феврале 1978 года Высоцкому присвоили высшую категория вокалиста-солиста эстрады. Гастролируя с труппой театра на Таганке, Владимир Семенович побывал в Болгарии, Франции, Германии, Югославии, Канаде, США, Польше, Мексике, Венгрии, на Таити.

В краткой Высоцкого биографии стоит упомянуть, что в последние годы жизни актер пристрастился к наркотикосодержащим препаратам, много курил, выпивал. В 1979 году, во время выступления в Бухаре, у Владимира Семеновича случилась клиническая смерть.

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

А вы хорошо знаете краткую биографию Высоцкого? Попробуйте пройти тест.

Здесь описана смерть Высоцкого. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Владимир Семенович Высоцкий
25.01.1938-25.07.1980

Причина смерти

Официально озвученная причина: «острая сердечная недостаточность». Подлинная причина неизвестна, так как вскрытие не проводилось по настоянию родственников. Существует несколько версий, в числе которых асфиксия, острый инфаркт миокарда. Помимо этого в августе - октябре 1980 года проводилось предварительное расследование «О неумышленном убийстве Высоцкого». Показания сотрудника внутренних дел, проводившего расследование приведены на .

В официальной МСС (медицинское свидетельство о смерти), выданное врачом Ильиных, поликлиники №174 г. Москвы, в качестве причины смерти указано: ХИБС и ОСН. (Хроническая ишемическая болезнь сердца и острая сердечная недостаточность). В те года, кстати, довольно непросто было получить МСС без вскрытия для здорового, 42-х летнего мужика (да еще и олимпиада ведь шла!) Потребовалось вмешательство академика Пермякова, чтобы отменить вскрытие и получить МСС в поликлинике.

Дата и место смерти

Владимир Семенович умер на 43 году жизни, 25 июля 1980 года, дома, в своей квартире на Малой Грузинской улице в Москве. Время смерти по разным источникам оценивается как ~ 3:30 ночи.


Возле тела В. Высоцкого слева направо: В. Янклович, В. Туманов, В. Абдулов, сын Туманова — Вадим.

Прощание

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида и церемония прощания.


Похороны Высоцкого. Видео

Место захоронения

Владимир Семенович Высоцкий похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище . Сейчас рядом с могилой Владимира Высоцкого похоронена его мама — Нина Максимовна Высоцкая.


Могила В. С. Высоцкого. Москва, Ваганьковское кладбище

Подробности

Для более полного погружения в творчество и жизнь Владимира Высоцкого мы рекомендуем прочесть книгу Валерия Перевозчикова «Владимир Высоцкий. Только самые близкие»

В книге до мельчайших деталей восстановлен круг общения Высоцкого. В том числе описаны и те, кто был с Владимиром в финале его яркой жизни.

Так же рекомендуем к прочтению скандально известную книгу последней жены Высоцкого «Владимир, или прерванный полет» . Это произведение представлять вообще не нужно, достаточно сказать, что на презентации в Москве сын Высоцкого публично пообещал засудить Марину Влади за эту книгу. Взгляд на события тех дней от непосредственного участника — всегда бесценно.

Смерть Высоцкого. Обстоятельства.

Отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа»

В.Янклович: «Мы поехали в Склиф, я разговаривал с Сульповаром и со Стасом Щербаковым… С этого дня, я думаю, в квартире была Нина Максимовна, Володя был уже совсем плох. Он стонал, кричал все время… Все время накачивал себя шампанским…»

А. Федотов: «Бутылки две-три в день выпивал… Шампанское на наркоманов лучше действует…»

Б. А. Медведев: «Это бытовое представление о действии алкоголя на организм наркомана. На самом деле, все - индивидуально…»

Из Рима звонит в последний раз Барбара Немчик - на следующий день она улетает домой, в США:

«23-го днем мы разговаривали по телефону:

Как там у вас дела?

Валера ответил:

Сама не слышишь?

А было слышно - даже в телефон, - как Володя стонал: «А-а! А-а!»

И так - все время?

Все время».

Оксана: «Эти последние дни… В принципе, можно сказать, что Володя находился в состоянии агонии. Последние два дня он вообще не выходил из квартиры. По-моему, он знал, что умрет».

А. Штурмин: «Я приехал на следующий день… Володя был в ужасном состоянии. Ходил, стонал… Вначале меня не узнал. Потом узнал. Обнял.

Никогда в жизни не забуду его напряженное - твердое, как камень, тело. Они все время хотели вывести Володю из этого состояния - шампанским… А Володя все время показывал пальцем - шприц! шприц! А они говорят:

Ничего, ничего… Еще один день, и он выскочит!»

Оксана: «На следующий день я приехала днем…

А Володя стал падать… А все сидели за столом и говорили:

Это при тебе он так выкаблучивается… О-о… Смотри, опять упал… А тебя не было - нормально…

А вечером приехали эти врачи… Федотов все время делал уколы… Седуксен и что-то такое, что делают перед операцией. Но что конкретно, не знаю, - это же можно выяснить…