В гостях у природы. Внеклассное мероприятие "счастливый случай"

Главная > Сценарий

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

СЦЕНАРИЙ

заочного познавательного путешествия

«В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»

Подготовила: педагог-организатор Арнаутова И.В.

г. Липецк, 2009 г.

Экологическое воспитание и образование учащихся – одно из приоритетных направлений работы в системе образования. Экологическое воспитание – способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и перспективы. Оно повышает уровень сознательности граждан, развивает у них чувство бережного отношения к природе, беспокойство за ее состояние. В МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет идет непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей, которая осуществляется через различные формы: игры, конкурсы, викторины и т.д. Для примера предлагается заочное познавательное путешествие «В гостях у природы». Данная игра имеет экологическую направленность с компьютерной поддержкой с использованием «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия». «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» , пожалуй, самое удивительное издание, потому что она МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ. В этой яркой красочной упаковке не только энциклопедические статьи от А до Я, но и видео, музыка, книжки, мультфильмы, игры, объемные модели, фотографии самых загадочных мест на Земле, динозавры и обитатели подводного мира и многое другое. Одним словом, все чудеса на свете! В современную жизнь все шире входят компьютеры. Они используются повсюду, во всех отраслях производства и жизнедеятельности. Как известно, содержание информатики постоянно меняется, в отличие от других, "классических" дисциплин. Все больше времени отводится на изучение раздела информационно-коммуникационных технологий. Если раньше компьютер выступал в роли устройства для решения задач путем создания программы, то сейчас компьютер – это инструмент, с помощью которого можно быстро и качественно, а главное, без особых усилий, внедрить его в образовательный процесс. Данное «путешествие» рассчитано на детей младшего и среднего школьного возраста. Принимают участие несколько детских творческих объединений, которые составляют 5 команд. Задания даются всей команде, за правильные ответы начисляются баллы. В конце подсчитывается их количество. Награждение проводится сувенирами и памятными книгами. Цель игры:

ХОД ПРОГРАММЫ

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Но прежде чем начать увлекательное путешествие, давайте познакомимся! Сегодня в гостях команды из детских объединений ЦРТДиЮ "Советский". Вот Вам первое задание: в течение 1 минуты необходимо придумать название своей команде и выбрать капитана. А оценивать выполненные задания будет жюри, в состав которого входят: __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________
    Конкурс «Визитка»
Ведущая: Теперь мы с вами познакомились иготовы к путешествию! А отправимся мы в смешанный лес Евразии. Ребята! Я приглашаю вас в глубь леса, где мы познакомимся с его обитателями. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное», - эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы. А пропуском в наш лес служит правильный ответ на загадку. Ведущий: Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем командам. Но для начала их надо составить. Составьте загадку из слов, записанных на карточках, и загадайте ее команде – сопернице. Загадка:
    Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) В тесной избушке ткут маленькие старушки. (Пчелы) Не по рыбам, а сети ставит. (Паук) По горам и долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

    Конкурс «Составь загадку».

Ведущий: Молодцы, ребята, вы получили пропуск в лес, а теперь давайте узнаем про животных, которые обитают в смешанных лесах. Ведь, смешанные леса - раздолье для самых разнообразных зверей: медведей, волков, лис, зайцев, ежей, белок, кабанов, лосей, полевых мышей. Прошу капитанов команд выйти и получить листы с заданием. Необходимо как можно быстрее отгадать кроссворд и отдать на проверку жюри. За каждое правильно отгаданное слово команда получает по 1 баллу.
    Конкурс «Кроссворд»
Ведущий: Молодцы, ребята! Что вы знаете про этих животных? Желающие рассказать о животных, поднимают руку, и мы выслушаем их ответ.
    Ответы участников игры
Ведущий: А теперь давайте посмотрим, как выглядят эти животные, и узнаем о них что-то большее. Обыкновенный кабан или дикая свинья - экологически очень пластичный вид. Обитает в лесах различного типа (от тайги до джунглей), в степях, горах и пустынях. Главным фактором, ограничивающим распространение кабана на севере и в Сибири является глубина снежного покрова и продолжительность снежного периода. Снег ограничивает передвижение кабанов, делая их уязвимыми для хищников и затрудняет сбор корма. Барсук - относительно крупное млекопитающее семейства куньих, отличающееся приземистым клиновидным телом с характерными черно-белыми полосами на голове. Длина их тела достигает 90 см, а масса - 17 кг и более. Обитают барсуки главным образом в лиственных и смешанных лесах Евразии. Барсуки строят длинные глубокие норы, которые могут использоваться ими несколько поколений подряд. Барсуки всеядны. К зиме они накапливают большое количество жира и в холодных районах впадают в зимний сон, а в теплых остаются активными круглый год. Жир барсука в Сибири считается целебным. Черный, или лесной , хорек- один из наиболее известных и обычных представителей семейства куньих. Сквозь относительно редкие темные волосы хорей просвечивает густая светлая подпушь, благодаря чему зверьки кажутся двухцветными. Селится по опушкам, берегам болот и речек, оврагам, часто недалеко от человеческого жилья. Убежищем служат пустоты под корнями и старые норы других животных. Бурый медведь широко распространен в Северной Евразии от Скандинавии до Сахалина и в Северной Америке. В Европе чаще встречаются некрупные звери длиной до 1,5 м и массой 80-120 кг. Несмотря на внушительные размеры, основу мясного рациона медведей составляют грызуны, лягушки, насекомые и улитки, а также рыба. Растительной пищи медведи потребляют не меньше, чем животной. Разумеется, они не могут глодать кору или жевать сено, но ягоды, орехи, семена и сочные молодые побеги поедают в большом количестве. Лось - самый крупный представитель семейства оленей. Лось крупнее лошади: длина его тела достигает 3 м, высота в холке - 2,3 м, вес - более 500 кг. Самцы увенчаны большими лопатообразными рогами, размах которых может достигать 3 м, причем число отростков на рогах возрастает с возрастом зверя. Живут лоси главным образом в лесах, питаясь листьями и побегами деревьев и кустарников, причем обрывать листья им помогает широкая и подвижная верхняя губа, нависающая над нижней челюстью. Крупные и тяжелые, лоси тем не менее легко передвигаются по болотистой местности. Ведущий: Наше путешествие продолжается. Как известно в смешанных лесах очень много пернатых. В этих лесах для птиц обилие пищи - насекомые, плоды, семена, а густая крона деревьев позволяет птицам вить уютные гнезда. Назовите птиц, которые обитают в наших лесах, и что вы про них знаете?
    Ответы участников
Давайте заглянем в лес и узнаем, какие еще обитают там птицы?
    Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Пустельги и кобчики - самые мелкие представители рода соколов. Обыкновенная пустельга с размахом крыльев до 75 см обитает повсюду в Евразии и Африке, кроме тундр, пустынь и тропических лесов. Излюбленные места их обитания - опушки лесов и редколесья. Пустельгу пытались использовать как ловчую птицу в соколиной охоте, но она оказалась для этого бесполезной, «пустой» (отсюда название). В большом количестве истребляет вредных грызунов: полевок, мышей, крыс, а также саранчу, чем приносит ощутимую пользу сельскому хозяйству. Вяхирь , или витютень - самый крупный из диких европейских голубей. Длина его достигает 45 см, вес - 0,5 кг. Селится главным образом в хвойных и смешанных лесах, в лесопосадках и парках. Питаются эти голуби сосновыми семенами, желудями, а зимой - почками. Часто залетают на поля и собирают там зерна. Птенцов на первых порах, как и все голуби, вяхири выкармливают особыми питательными выделениями эпителия зоба - «птичьим молоком». Большой пестрый дятел в нашей стране встречается в лесной зоне от Балтики до Тихого океана. Размером он с дрозда, у самцов на затылке имеется красное пятно. С помощью долотообразного клюва дятел легко долбит древесину, иногда снимая целиком кору с трухлявых деревьев, и извлекает насекомых их проделанных ими ходов длинным, тонким с зазубринами языком. Зимой дятел кормится в основном сосновыми и еловыми семенами. Каждый год дятел строит новое дупло, выбирая дерево с гнилой сердцевиной. Весенняя барабанная дробь дятла служит для закрепления за ним территории и привлечения самки. В последнее время большого пестрого дятла все чаще можно увидеть в садах, парках и даже больших городах. Кукушка широко распространена в Евразии. Зимует кукушка в Африке, на Аравийском полуострове, в Китае и Индии. Своим серым с пестрой грудью оперением кукушка слегка напоминает ястреба, а силуэтом во время полета - сокола. Известный всем крик «ку-ку» издают только самцы, приманивая самок. И, конечно, известность кукушке принесла ее привычка подбрасывать яйца в гнезда певчих птиц, за что название этой птицы приобрело второе, переносное значение. Кукушки приносят и пользу, поедая ядовитых волосатых гусениц - вредителей леса. Ведущий: Всё, привал! А какой же привал без отдыха, песен, игр? Ребята, вам необходимо выбрать по одному представителю от команды и вспомнить как можно больше песен о животных, птицах и напеть их. Представители команд выстраиваются в ряд и по очереди напевают песню по тематике, если участник делает паузу при ответе более 10 сек., он выбывает из борьбы. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен. Побеждает та команда, чей представитель останется один на игровом пространстве. Всем понятно? Тогда, представители команд, вперед!
    Конкурс «Песнячка»
Ведущая: Ой, ребята, молодцы! Справились с заданием. Теперь мы можем продолжать наше путешествие. Ходят слухи, что в лесу обитает диковинное животное, но никто его ни разу не видел. У нас нелёгкая задача: выяснить, кто же это? Вам будет прочитана загадка, только слушайте внимательно, отгадав её, необходимо изобразить это животное на листе бумаге следующим образом: вы видите перед собой пять стульев, на каждом стуле лежат лист бумаги и фломастер, вам надо подбежать к стулу, взять фломастер и нарисовать любую часть животного, о котором говорится в загадке. Команда, которая быстро, правильно и красочно справится с заданием, выигрывает в этом конкурсе! Ну что, задание понятно? Тогда слушайте загадку: Не барашек и не кот, Носит шубку круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (заяц-беляк)
    Ответ детей
Ведущий: Отгадали? Тогда вперед!
    Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Заяц-беляк получил свое название за белоснежный зимний мех. Встречается беляк по всей Северной Евразии - от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат 2-3 раза за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше - 6-9 зайчат. Численность зайцев в суровых северных условиях подвержена сильным колебаниям. Ведущий: Некоторых животных на Земле осталось очень мало, они занесены в «Красную книгу» и взяты под охрану (обращаясь в зал и к командам):
    (потому что она подобна красному сигналу светофора, должна будить у людей тревогу о судьбе природы)

    Ответ детей (1 балл)

    Какого цвета страницы этой книги, и что они означают? (Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.
Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше. Зеленая страница – это страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым благодаря заботам людей больше не угрожает исчезновение)

    Ответ детей (2 балла)

Ведущий: Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Главная забота – чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?
    Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Зубр – представитель группы диких быков. В холке может достигать высоты 2 м при массе до 1 т. Европейский вид, распространенный в лесных и лесостепных районах с относительно мягким климатом. В лесах придерживается разреженных участков, граничащих с полянами и лугами. Питается травой, а также листьями и ветками. Исчезновение зубра связано не только с прямым преследованием, но и с освоением мест его обитания. В настоящее время существование этого вида невозможно без поддержки со стороны человека. Зубры внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем, может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося. Выхухоль (длина тела до 22 см, хвоста до 20 см) встречается только в бассейне Волги, Дона и Урала, акклиматизирована в бассейне Оби. Нос зверька вытянут в подвижный хоботок, глаза очень маленькие (выхухоль практически слепа), ушных раковин нет. Между пальцами ног имеются перепонки. Хвост у основания перетянут, затем резко утолщен. В утолщении хвоста расположены мускусные железы. Выхухоль ведет полуводный образ жизни. Питается моллюсками, личинками насекомых, пиявками, мелкой рыбой, корневищами растений. С древности густой ненамокающий мех выхухоли очень ценится. Сейчас выхухоль внесена в Красную книгу МСОП. Численность ее сокращается главным образом из-за нарушения среды обитания. Вытесняет ее с привычных мест и акклиматизированная у нас американская ондатра. Жаба. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да есть у жаб ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жаб для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая вредных насекомых. Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. И мы с вами, уставшие, но поумневшие, садимся на автобус и возвращаемся в город Липецк, где мы с вами выявим победителя заочного познавательного путешествия «В гостях у природы». Борьба была равная. Но посмотрим, что скажет жюри.
      Выявление победителя Заключительное слово жюри
Ведущий: Ребята! Будьте добрыми с теми, кто вас окружает. Делайте природе добро и, будьте уверены, она отблагодарит вас тем же. До новых встреч!

Приложение № 1

К конкурсу «Кроссворд»

    Млекопитающее животное семейства куньих, из волос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир используют как медикаментозное средство. (барсук)

    Подвижный хищник с гибким сильным телом, немногим больше степного хорька. Окраска меха серовато-коричневая, на груди выделяется большое желтое пятно. (куница)

    Важный пушной зверь лесостепных и степных районов области, дающий красивую, носкую и теплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки темного цвета и темная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов. (хорек)

    Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (лось)

    Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину. (медведь)

    Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и «броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). (кабан)

Приложение № 2

К конкурсу «Составь загадку»


Маленький







прохожих













маленькие


старушки







Приложение № 3

Оценочный лист

Конкурсы

Конкурс «Составь

загадку»

Конкурс «Кроссворд»

Конкурс «Песнячка»

Конкурс «Зоологическая эстафета»

«Красная книга» (ответы на вопрос)


Приложение № 4

    Конкурс «Составь загадку»
За каждую правильно составленную загадку – 1 балл За каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл
    Конкурс «кроссворд»
За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл
    Конкурс «Песнячка»
Выбывший первым - 7 баллов Выбывший вторым - 8 баллов Выбывший третьим – 10 баллов Выбывший четвёртый – 12 баллов Победитель – 15 баллов

    Конкурс «Зоологическая эстафета»

Команда, выполнившая первой задание – 15 баллов Второй – 12 баллов Третьей – 10 баллов Четвёртой – 8 баллов Пятой – 7 баллов

    «Красная книга»

Почему эта книга называется «Красной»?

    Ответ детей (1 балл)

Какого цвета страницы этой книги и что они означают?

    Ответ детей (2 балла)

Заочное познавательное путешествие

«В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»


Участникам заочного путешествия было предложено заглянуть в смешанный лес Евразии и познакомиться с его обитателями.

Документ

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации.

Елена Гармаш
Конспект занятия «В гостях у природы»

Тема : «В гостях у природы » .

Цель : Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания к бережному и правильному отношению к природе .

Задачи :

Расширение и углубление знаний о природе ;

Развивать интерес к различным представителям животного мира и растениям;

Воспитание заботливого отношения к природе .

Предварительная работа :

Проработана литература;

Заучивание стихотворений;

Создание наглядной мультимедийной продукции (презентация) ;

Изготовление игры «Волшебный мешочек» .

Оборудование : Презентация «В гостях у природы » ; карточки с вопросами; акварельные краски; стаканчики; кисточки; листы бумаги для акварели; влажные салфетки.

Ход занятия

Вводная часть :

Воспитатель : Здравствуйте ребята пожалуйста возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Посмотрите на гостей , улыбнитесь им. Вот с таким хорошим настроением и начнем наше занятие .

Основная часть :

На нашем сегодняшнем занятии мы отправимся в гости .

Поднимите руки, кто когда-нибудь ходил в гости , как нужно правильно вести себя в гостях ?

Обсуждение с детьми правила поведения в гостях .

Воспитатель : А вот куда мы оправимся в гости вы должны определить сами. А поможет вам в этом стихотворение, которое я сейчас прочитаю.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг :

Небо светло- голубое

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка, и трава,

Горы, воздух и листва

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг (природа )

Воспитатель : Правильно ребята, это природа и сегодня нам предстоит побывать в гостях у природы . И первое место куда мы с вами отправимся лес.

Звучит музыка леса.

Воспитатель читает стихотворение.

Какие дивные места

Лесов могучих край,

Река зовущая чиста -

Прохладу набирай.

Едва касаясь, ветерок

Верхушки шевелит.

Великолепия исток

По воздуху разлит.

Воспитатель : Ребята, о чем говорится в стихотворении?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, стихотворение о красоте лесов о природе .

Отгадайте пожалуйста загадку

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно это лес, ребята в лесу растет очень много разных деревьев, растений.

Сейчас мы проверим ваши знания о деревьях, растущих в лесу, я вам загадаю загадки о деревьях.

Воспитатель загадывает загадки детям.

У неё одёжки колки-

Всё иголки, да иголки

Звери шутят : «Дядя ёж

На неё слегка похож» (ёлка)

У меня длинней иголки

Чем у ёлки

Очень прямо я расту

Если я не на опушке

Ветки только на макушке (сосна)

Клейкие почки

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит над горой. (береза)

Что за дерево стоит

Ветра нет а лист дрожит. (осина)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают

Шкурку тонкую снимают. (липа)

Воспитатель : Молодцы ребята знаете все деревья, растущие в лесу, а послушайте стихотворение.

Он-прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу-густой, душистый

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной

Летом он бывает теплый,

Веет холодом зимой

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим!

Воспитатель : Ребята, о чем сказано в стихотворении?

(Ответы детей)

Воспитатель : Да это воздух, и я предлагаю вам поиграть в игру

«Кому нужен воздух?» . Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)

Дети играют в игру «Кому нужен воздух?»

Воспитатель : Ребята так кому же нужен воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно ребята воздух нужен всему живому- человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы . Воздух состоит из кислорода который выделяют деревья. Поэтому нам необходимо делать все, чтобы сохранить деревья, леса для будущего.

Ребята я предлагаю вам сделать разминку.

Звучит музыка

Дети делают разминку.

Воспитатель : ну что ребята размялись, а теперь давайте сделаем дыхательную гимнастику надуем воздушные шары.

Встаем возле своих стульчиков. Широко разводим руки в стороны и глубоко вдыхаем, затем медленно сводим руки, соединяя ладони перед

грудью и выдуваем воздух – ффф. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -

дети произносят : «шшш» , вытягивая губы хоботком,

опуская руки и оседая, как шарик, из которого

выпустили воздух.

Воспитатель читает стихи :

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой!

Воспитатель : Подышали, а теперь поиграть в игру у меня волшебный мешочек в нем карточки с вопросами. Вы по одному вытаскиваете карточку и отвечаете на вопрос, начнем?

Игра «Волшебный мешочек»

1. О чем должны помнить, когда бываем в природе ?

(о правилах поведения в природе )

2. На какие группы делится природа ? (живую и неживую)

3. Какую траву и слепые узнают? (Крапиву) ;

4. Чем питаются ласточки? (Насекомыми) ;

5. Волк, лиса, рысь – одним словом… (Хищники) ;

6. Бывают ли у птиц зубы? (Да) ;

7. Движение воздуха – это… (Ветер) .

8. Береза, осина, тополь – одним словом… (Деревья)

9. Сосновый лес? (Бор) ;

Воспитатель : Молодцы ребята вы лучшие знатоки природы .

Отгадайте пожалуйста загадку

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку :

Длинный клюв

И два крыла.

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это.

Воспитатель : Правильно это птица. Ребята в лесу живет очень много птиц. Вы знаете, какие птицы живут в лесу? Сейчас проверим ваши знания о птицах, живущих в лесу предлагаю вам поиграть в игру «Похлопаем-потопаем»

Я буду называть птиц, а вы если считаете, что эти птицы живут в лесу-то хлопаете в ладоши, а если птица не лесной житель-то топаете ногами. Ну что начнем.

(Глухарь, Тетерев, Лебедь, Рябчик, Воробей, Филин, Голубь, Ласточка, Кукушка, Дятел, Сорока, Соловей, Дрозд, Воробей, дрозд).

Воспитатель : Сейчас мы с вами будем рисовать Сову, но рисовать будем необычным способом (Ладошками)

Перед вами акварельные краски и кисточки. Сначала нам нужно на листе бумаги нарисовать ветку дерева черной краской, чтобы посадить на нее нашу сову. Затем кисточкой на ладошку наносим серую или коричневую краску и ставим отпечаток нашей руки на веточку которую мы нарисовали. Посмотрите ребята у вас получилась сова сидящая на ветке дерева. Теперь дорисовываем ей глаза, клюв и лапки.

Практическая работа (рисование в технике ладошками)

Воспитатель : Ребята вы сегодня очень старались, работали с желанием. Работы получились очень аккуратные и ваши совы вышли как живые.

Ребята лес, это место где живет много диких животных. А вот какие животные обитают в лесу вы вспомните, отгадав загадки.

Воспитатель загадывает детям загадки.

1. Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

орешки я грызу. (белка)

2. Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (медведь)

3. Хвост пушистый, мех ворсистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (лисица)

4. Зимой белый, летом серый (заяц)

5. Кто зимой холодной.

Ходит злой, голодный? (волк)

6. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

7. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Воспитатель : Все загадки отгадали, молодцы ребята.

Заключительная часть :

Воспитатель : Наше занятие подходит к концу , давайте вспомним, о чем сегодня мы с вами говорили на нашем занятии ?

(Ответы детей)

Воспитатель : Ребята вы многое знаете о природе и поняли , как важно бережно относиться к ней. Постарайтесь, пребывая на природе , пользоваться правилом поведения в природе . Я надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу , проявлять интерес к ней, оберегать ее.

А сейчас я попрошу оценить наше занятие .

Перед вами нарисованное дерево, но оно без листочков вам нужно нарядить его листочками. Ребята если вам понравилось, занятие -то приклейте на дерево зеленые листочки если не очень понравилось-то желтые ну а если вообще не-понравилось то красные листики.

Классный час "В гостях у природы"

Цель:

Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.

Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

Оборудование: доска, на плакате девиз урока “Сохранить природу – сохранить жизнь”, на ватмане призывы о лесе, картинки с лекарственными растениями, работы учащихся, таблица “Мы живем в лесу”, четыре плаката о правилах поведения в природе.

I. Организационный момент.

Настрой.

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.

II. Сообщение темы.

Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости.

Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова “Сохранить природу – сохранить жизнь” – это девиз нашего классного часа.

III. Основная часть.

1. Беседа.

Попытайтесь ответить на вопросы:

Что такое природа?

Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(Примерные ответы учащихся:

Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.

Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.

Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).

В какую группу их можно отнести?

(Лекарственные растения).

При каких болезнях помогают эти растения?

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Учитель:

Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.

3. Проблемная ситуация.

Приходилось ли вам видеть такое?

Ученица:

Бом-бом-бом!

Начинается погром

Выезжаем на природу,

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор.

Хорошо ли это?

Что нужно сделать после того, как закончилась экскурсия или ваша прогулка по лесу?

(Собрать мусор).

А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?

(Ответы учащихся).

Учитель:

А наша березка вот что говорит.

Ученица изображает дерево-березку и говорит:

Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.

Учитель:

Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?

На доске:

Пройду мимо.

Закрою ранку глиной или пластилином.

Рассматривают плакат, ученик читает, все слушают, запоминают.

Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

Учитель рассказывает о плановой вырубке березового сока, о промышленной заготовке березового сока по определенным правилам, с помощью специальных приспособлений. Чтобы ущерб дереву был минимальным, немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней. Поэтому в некоторых магазинах бывает в продаже березовый сок. Березовый сок напоминает по вкусу подслащенную водичку. Но этот напиток легко заменить любым соком или морсом, приготовленным из варенья. И природе не будет нанесен ущерб.

4. Станция “Экологические знаки”.

Рассматривают плакаты с иллюстрацией и надписью, ученик читает.

а) Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Учитель:

Почему нельзя это делать?

(Ответы учащихся).

б) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Учитель:

Почему нельзя рвать цветы?

(Ответы учащихся).

Учитель:

Выросший на лугу цветок “у себя дома”.

Вывод делает ученик, читая стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все мы, я и ты,

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

5. Учащиеся читают призывы о лесе (с ватмана).

Береги лес от пожара!

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Береги лес – кладовую, бесплатно отдающую свои дары: орехи, ягоды и грибы.

Приумножай нашу природу.

Береги лес – дом для зверей и птиц.

Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива)

Какие две ноты растут в огороде? (фасоль)

У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов)

Из какого дерева делают спички? (из осины)

Какое дерево используют для изготовления лыж? (березу)

Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

IV. Подведение итога.

Как нужно вести себя в природе?

Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.

Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

Не рвать цветы, не делать букеты цветов.

Не разжигать костры, беречь лес от пожара.


Цели:

  • Создать условия для развития учащихся;
  • Развивать мышление, речь, память;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
  • Расширять кругозор учащихся;
  • Развивать творческие, литературные, артистические, художественные способности учащихся;
  • Воспитывать умение коллективно отдыхать;
  • Воспитывать интерес к познанию нового через книгу;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: игровое поле, юла со стрелкой, к игре “Что? Где? Когда?”, поле и корабли к “Морскому бою”, плакаты к “Звездному часу”, песочные часы, чертежи на доске, цифры, бумага, карандаши, ручки, картинки (земляника, ландыш, зяблик, клест), иллюстрации природы, магнитофон, кассета, выставка энциклопедий.

Оформление доски:

1 2 3
3 1 2
2 3 1

Начало занятия:

Отгадайте загадки:

1) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
2) Дышит, растет, а ходить не может (растение)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся)
- Да, сегодня мы побываем в гостях у природы.

(Открывается доска и читается эпиграф).

Кайгородов говорил: “Научиться ведать природу – значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…”.

Вот сегодня мы и проверим, как вы знаете природу. Необычность нашего занятия в том, что вы побываете участниками сразу нескольких телевизионных игр. Наших гостей мы попросим быть членами жюри (им даются ручки и листочки и представляют их).

За правильные ответы команды получают баллы, которые помогут выявить самую внимательную, сообразительную, творческую команду.

Ход игры

Правила игры:

  1. По 1 ученику по очереди раскручивают юлу, определяя игру, в которую будем играть сначала.
  2. 2 раза в одну игру не играем, переходим к следующей по часовой стрелке.
  3. Каждая игра оценивается по-разному. По ходу игры я буду сообщать.

1. “Счастливый случай”.

Вопросы для 1 команды:

  1. Какую траву и слепые узнают? (Крапиву);
  2. Самое крупное животное? (Кит);
  3. Какой цветок имеет и мужское, и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья);
  4. Как лягушки и жабы ловят пищу? (Языком);
  5. Самая большая летающая птица? (Дрофа);
  6. Чем питаются ласточки? (Насекомыми);
  7. Волк, лиса, рысь – одним словом… (Хищники);
  8. Бывают ли у птиц зубы? (Да);
  9. Какие звери летают? (Мыши);
  10. Движение воздуха – это… (Ветер).

Вопросы для 2 команды:

  1. Самая маленькая птица наших лесов? (Королек);
  2. Чем дышат лягушки под водой? (Кожей);
  3. Чем питаются стрижи? (Насекомыми);
  4. Береза, осина, тополь – одним словом… (Деревья);
  5. Когда температура тела птицы ниже зимой или летом? (Одинаковая);
  6. Какие птицы спят на лету? (Стрижи);
  7. Умеют ли слоны плавать? (Да);
  8. Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан);
  9. Сосновый лес? (Бор);
  10. Где у кузнечика ухо? (На ноге).

Итоги игры.

Правила: За время песочных часов каждая команда по очереди должна ответить на 10 вопросов, если затрудняется, может сказать “дальше” и продолжить игру. За 1правильный ответ-1балл.

2. “Морской бой”.

В пустой клетке ставится корабль, если команда “попадает”, а если “мимо”, то х.

1 2 3
3 1 2
2 3 1
  1. Команды по очереди “стреляют”, пытаясь найти спрятанные корабли, если “попадают”, то зарабатывают баллы, которые стоят в данной клетке, а если “мимо”, то, чтобы заработать эти баллы, должны ответить на вопрос противника (заранее приготовленный).
  2. Очередность определяется жеребьевкой (вытаскивают жетоны с цифрами 1, 2).

3. “Звездный час”.

  1. Выбрать правильный ответ и поднять карточку.
  2. Верный ответ – 2балла.

1) Крупная северная водоплавающая птица.

  1. Чайка;
  2. Буревестник;
  3. Гагара;
  4. Пингвин.

2) У какой птицы вместо крыльев чешуя? (4)

3) Какая птица лает?

  1. Синица;
  2. Куропатка;
  3. Сова;
  4. Сорока.

(2 – самец большой куропатки).

4. “Поле чудес”.

  1. Участники выбирают карточки с рисунками, и не показывая сопернику, готовят описание, по которому соперник должен отгадать (возможно назвать 2-3 буквы,если они есть. мы их впишем).
  2. За верный ответ по описанию – 3 балла, по буквам – 2 балла.
  3. На подготовку – 1 минута.

1) (можно 3 буквы) ;
2) (можно 2буквы).

5. “Что? Где? Когда?”

(Конверты с заданиями на игровом поле выбираются с помощью юлы).

  1. Ученик выбирает конверт;
  2. Я читаю задание и дается 1минута на обдумывание (играет музыка), если команда знает ответ, она отвечает сразу, а если и после обдумывания она не знает ответ или дает неверный ответ, ход переходит другой команде;
  3. За верный ответ – 5 баллов.

Вопросы из конвертов:

1) Экологический рассказ.

С веселой музыкой мы пошагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали их, вырывая с корнем, а незнакомые грибы сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли обратно, побросав мусор и пакеты . В кустах мы нашли гнездо какой-то птички, взяли яички, подержали и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Нам очень понравилась прогулка по лесу!

Внимание, вопрос! Какие ошибки прозвучали в рассказе? Назовите и исправьте.

2) Внимание, вопрос! Почему лес называют “легкими планеты”?

(1 га леса поглощает столько углекислого газа за1час, сколько его образуется при дыхании 200 человек).

3) В нашем районе сажали лесную полосу, но деревья росли плохо.

Внимание, вопрос! Чего им не хватало? (Им не хватало грибов. Привезли и посадили грибницу из другой лесополосы, и деревья ожили, заблагоухали и заметно пошли в рост).

4) Кверкус – так называли дуб древние римляне. В переводе на русский- “красавец”

Лесники говорят: “Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой”.

Внимание, вопрос! Что это означает? (Дуб любит свет, но не переносит, когда затемнена его верхушка).

На Украине растет дуб высотой 36м. А самый старый дуб в Литве, ему 2000лет. Есть и другие знаменитые дубы, один из них связан с именем А.С.Пушкина. Дуб рос в с. Тригорское. О нем поэт писал:

“Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.”

А другой дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга.

Внимание, вопрос! Что о нем писал А.С.Пушкин?

(“У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…”)

6. “100 к 1”.

  1. В телевизионной игре участники должны были назвать самый популярный ответ на вопрос, а вам необходимо его нарисовать за 1минуту.
  2. Команда получает столько баллов, сколько человек так ответили.

Вопрос: Нарисуйте хвойное дерево. (Ель – 6 человек, сосна – 3 человека, лиственница – 1 человек).

7. “Великолепная 7-ка”.

  1. Команды выбирают листочки с отрывками из произведений. За 2 минуты они должны приготовить пантомиму и показать соперникам, а те в свою очередь должны отгадать из какого это произведения и кто автор.
  2. Оценивается пантомима по 5-бальной системе, а правильный ответ названия произведения – 2 балла, а с автором – 5 баллов.

1) Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, стук-постук, выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил, долбил, выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел.

(В.Бианки “Теремок”).

2) Надоело щенку кур гонять по двору. “Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами”.

(В.Бианки “Первая охота”).

8. “Устами младенца”.

  1. Нашей игре больше подошло бы название “Устами поэта”. Ваша задача выбрать карточки с картинками, чтобы соперники не видели, сочинить загадку к ней.
  2. За творчество – от 1 до 5 баллов, за правильную отгадку – 2 балла.

1) Земляника;
2) Ландыш.

Ребята, вы, наверное, обратили внимание на эту выставку книг. Как вы думаете, для чего они здесь? (Ответы учащихся).
- Необходимо пользоваться энциклопедиями для познания окружающего мира, для того, чтобы вы могли ответить на все интересующие вас вопросы.
- Теперь давайте подведем итоги нашей игры. (Подведение итогов) .
- Сегодня мы коснулись актуальной темы – “экология окружающего мира”

Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости беречь природу. Все знают, что это дело нужное. А главная задача в том, как это делать? И это должны делать мы - люди 21 века. Об этом стихотворение, которое сочинила Егорова Анна.

Природа – единственная на свете.
Берегите ее, дети!
Костер тушите,
В лесу не шумите,
Реки не загрязняйте,
Зверей не пугайте,
Леса не рубите
И с природой дружно живите!

Учитель:

Прекрасен мир живой природы,
А люди часть его.
Нам надо сообща беречь, преумножать,
Познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства,
А, значит, и человека
В самом высоком смысле этого слова.

На этом наше внеклассное мероприятие законченно.

Предварительная подготовка: мероприятие рассчитано на две команды по 10–12 человек и зрителей. Вывешивается транспарант с названием мероприятия, стены украшены крупными рисунками растений и плакатами с природоохранной тематикой («Природу губить – здоровью вредить!», «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!», «Охранять природу – значит охранять Родину!» и т.д.).

Реквизит: фрагменты музыки Э.Грига «Утро», П.И. Чайковского «Времена года», пьеса Г.Свиридова; костюм Старичка Лесовичка; карточки с кроссвордами и экологическими задачами, бочонок (маленький) и лото с номерами от одного до девяти; маски животных и платок – завязывать глаза; бумага, фломастеры; набор маленьких букв «природа», «человек»; буквы для оформления «В гостях у Природы» на стене; «Книга Природы». Для награждения – дипломы и призы.

Звучит музыкальный фрагмент (Э.Григ. «Утро».)

Ведущая

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Ф.И. Тютчев)

Сегодня нам с вами предстоит отправиться в гости к Природе. Природа расскажет вам о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, земноводных и пресмыкающихся, птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны и за ее пределами. Конечно, обо всех растениях и животных поговорить за одну нашу встречу невозможно, так как только в России насчитывается около 80 тысяч видов растений и более 100 тысяч видов животных. Книга Природы необъятна, и поэтому сегодня мы перелистаем лишь некоторые ее страницы. Сегодня с нами две замечательные команды и болельщики, которые своими аплодисментами будут поддерживать храбрецов, отважившихся раскрыть Книгу Природы. Как называются наши команды, мы сейчас узнаем.

(Команды получают по набору букв.)

Первый набор: Ч-Е-Л-О-В-Е-К.

Второй набор: П-Р-И-Р-О-Д-А.

Задание. За 30 секунд сложить название команды. Таким образом, одна команда получает название «Человек», другая – «Природа».

Ведущая. Вот теперь мы знаем названия наших команд, и нам пришло время отправиться в наше путешествие. Как вы думаете: почему оно называется «В гостях у Природы»?

(Звучат варианты ответов ребят.) Ведущая. Да, совершенно верно, человек является частью Природы, поэтому ему необходимо делать все, чтобы сохранить ее для будущего. Сегодняшнее путешествие поможет каждому из присутствующих здесь еще раз задуматься о том, что человечество – всего лишь малая часть Природы, и если оно не хочет своего уничтожения, то должно защитить Природу от своей разрушительной деятельности. Итак, друзья, пора отправляться в путь. С нами сегодня отправится еще одна команда – команда жюри.

(Представление жюри.)

Ведущая

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за невиданной птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышью шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

Звучит музыкальный фрагмент (музыка свирели, фрагмент из пьес Г. Свиридова).

(Появляется Старичок Лесовичок.)

Лесовичок. Здравствуйте, друзья!

Ведущая. Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок. Я – Старичок Лесовичок.

Домик мой в глуши лесной.
Лес я слушаю весной,
И деревья, и цветы.
Льется солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне,
Побеседуем вдвоем
В светлом домике моем».
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!
В лес пришел веселый май,
Подожди, не убегай!».
Зайка вздрогнул,
вбок скакнул
И в кусты улепетнул.
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белка, голубь, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой, друзья.

Ведущая. Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?

Лесовичок. Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что вы собираетесь в гости к Природе. А без меня вам будет нелегко. Я лесной житель, в лесу мне все знакомо, к тому же у меня есть то, без чего вам не обойтись. Я храню Книгу Природы.

(Лесовичок достает толстую книгу из корзины и показывает ребятам.)

Ведущая. Какая интересная книга! Старичок Лесовичок, а давай мы все вместе перелистаем страницы этой волшебной Книги Природы!

Ребята, для того чтобы Старичок Лесовичок убедился, как хорошо вы знаете Природу, вам придется ответить на несколько вопросов.

Разминка

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 7 баллов у каждой команды).

  1. Что за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
  2. Как можно пронести воду в решете? (Заморозить ее.)
  3. Как называют полный оборот Земли вокруг своей оси? (Сутки.)
  4. Что такое ветер? (Движение воздуха.)
  5. Назовите нерукотворный спутник Земли. (Луна.)
  6. Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце.)
  7. Почему леса называют «легкими планеты»? (Вырабатывают кислород и позволяют всему живому дышать.)
  8. Что подразумевается под понятием «явления природы»? (Все изменения, происходящие в природе.)
  9. Кто появляется весной раньше – летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)
  10. Какой цветок имеет в своем названии мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-марья.)
  11. Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым кустом.)
  12. Где не найдешь сухого камня? (Под водой.)
  13. У кого много рук, а нога одна? (Деревья.)
  14. Что вниз верхушкой растет? (Сосулька.)

Лесовичок. Молодцы! Вы не только хорошо знаете Природу, но и с чувством юмора у вас все в порядке!

Ведущая. Старичок Лесовичок, мне кажется, теперь пришла пора узнать, что же за секреты хранит Книга Природы.

Лесовичок открывает толстую книгу на первой странице.)

Лесовичок. Первая страница этой книги называется «Времена года».

Бывает – не бывает

Каждой команде зачитывается по одному утверждению; если все игроки считают, что оно верное, то говорят «бывает», если неверное, то – «не бывает». За правильный ответ – 1 балл. (Максимально по 3 балла у каждой команды.)

Выпал снег, и зацвели подснежники.
Мальчик на лыжах отправился в лес за земляникой.
Выпал снег, и дети строят ледяной лабиринт.
На деревьях появились первые листья, а в школах начинается учебный год.
На поле тает снег, а на реке начался ледоход.
Зацвели подснежники, а птицы улетели в теплые страны.

Какое время года?

За правильный ответ – 1 балл (максимум 4 балла у каждой команды.)

Лесовичок

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?

(Зима.)

Я соткано из зноя,
Несу жару с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.

(Лето.)

Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.

(Весна.)

Наступили холода.
Превратилась в лед вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

(Зима.)

Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

(Осень.)

Солнце поет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.

(Лето.)

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Росою поливаю.

(Весна.)

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.

(Осень.)

Ведущая. Мы отлично знаем времена года. Какая же следующая страница в Книге Природы?

Лесовичок. Эта страница называется «Растения».

А вам, ребята, сейчас предстоит справиться с заморочками из бочки.

Заморочки из бочки

Команды по очереди вытаскивают из маленького бочонка лото с номером вопроса. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки не могут ответить, то вопрос переходит к другой команде.

  1. Какие жизненные формы встречаются у растений? (Травы, кустарники, деревья.)
  2. Как растения размножаются? (Семенами, черенками, клубнями, усами.)
  3. Береза, липа, клен – это… (Деревья.)
  4. Малина, смородина, крыжовник – это… (Кустарники.)
  5. Одуванчик, клевер, ландыш – это… (Трава.)
  6. Почему «дрожат» листья осины? (Лист осины имеет длинный черешок и относительно широкую листовую пластинку.)
  7. Сколько живет хвоя сосны или ели? (Хвоя сосны – 2–3 года, ели – 5–6 лет.)
  8. Почему в сосновом лесу нижние ветки деревьев отмирают? (Сосна – светолюбивое дерево, если ветви получают мало света, они отмирают.)
  9. Почему нижние ветки ели в темном лесу не умирают? (Ель – теневыносливое дерево. Ее хвоя может жить при некотором затемнении.)
  10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница.)

Лесовичок. Пришла пора перевернуть следующую страницу. Она называется «Звери и птицы». Вначале вам нужно будет ответить на некоторые вопросы о них.

Викторина «О живом»

1 балл за правильный ответ.

Назовите самую маленькую птицу наших лесов. (Королек.)

Какая в мире самая большая летающая птица? (Дрофа.)

Чем дышат лягушки под водой? (Кожей.)

Что объединяет лебедя, утку и гуся? (Они – водоплавающие птицы.)

Какие млекопитающие откладывают яйца? (Утконос, ехидна.)

Какие птицы спят на лету? (Стрижи.)

Как зимуют обитатели водоемов? (Зарываются в ил или ведут малоподвижный образ жизни.)

Как лягушки и жабы добывают пищу? (Языком.)

Про кого можно сказать, что она «вылезает из кожи вон»? (О змеях, они сбрасывают кожу при линьке.)

Как зайцу удобнее бежать – с горы или в гору? (В гору: передние лапы у него короче, чем задние.)

Когда температура тела у птиц ниже – зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

Какое животное лишнее: заяц, олень, морж, белка? (Морж.)

Ведущая. А теперь нам предстоит следующее испытание.

Узнай меня

От каждой команды по одному добровольцу: завязываем платком глаза по очереди и сверху надеваем маску животного. Участник должен, задавая своей команде наводящие вопросы, догадаться, маска какого животного на него надета. («Я хищное или травоядное?»; «У меня когти или копыта?»; «У меня пушистая шерсть или гладкая?»; «У меня короткий или длинный хвост?» и т.д.). Максимально 5 баллов, если угадал правильно после трех первых вопросов. Каждой команде – по три маски.

Лесовичок. Мне кажется, совершенно необходимо узнать, есть ли знатоки природы среди болельщиков наших команд.

Знатоки природы

Зрители награждаются сувенирами за каждый правильный ответ.

Какая рыба называется именем человека? (Карп.)

Какие города носят имена рыб? (Судак, Калуга.)

В названии какой птицы сорок букв «а»? (Сорока.)

Какая птица называется как танец? (Чечетка.)

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза. Василек. Иван-да-марья. Лилия.)

Какая птица на земле самая маленькая? (Колибри.)

Какая птица зимой белеет? (Куропатка.)

Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

Толстым или худым ложится медведь в берлогу? (Толстым.)

Лесовичок. Вот мы нашли среди болельщиков много знатоков природы, а команды после непродолжительного отдыха приступают к новому испытанию. Им необходимо найти ошибку в предложенных рассказах о природе.

Экологические задачи

Командам раздаются карточки с задачами, и после минутного обсуждения они дают ответы. За верный ответ команда получает 3 балла.

  1. Бабочка капустница летает над огородом. Для капусты это очень вредная бабочка. Она с удовольствием ест листья этого растения и не дает завязываться кочанам. (Листья поедает гусеница этой бабочки, а бабочка питается нектаром цветков.)
  2. С раннего утра с цветка на цветок перелетает симпатичная бабочка медведица. Весь день эта бабочка поедает пыльцу на цветках. (Бабочка медведица – ночная бабочка.)

Лесовичок. Вот, ребята, нам пора открыть еще одну очень важную страницу в Книге Природы. Эта страница называется «Человек».

Ведущая. Путешествуя по Природе, мы, конечно же, не можем обойти человека. Он – особое дитя матушки Природы. Человеку помогают выжить в окружающем мире растения, животные, природные богатства. Но прошло время, когда человек мог безраздельно черпать природные ресурсы, пришло время задуматься о том, как сохранить землю и само человечество, которое без Природы ждет неизбежная и мучительная смерть. Давайте попробуем сейчас внести небольшую лепту в сохранение природы – создадим плакаты, в которых расскажем, как надо сохранять Природу.

Природа и мы

Командам необходимо за пять минут нарисовать плакат, рассказывающий, как сохранять Природу. Победителю – 5 баллов.

Лесовичок. Пока команды готовятся, расскажите мне, ребята: что вообще должны делать люди, чтобы сохранить Природу для потомков?

(Работа в режиме мозгового штурма. Ведущая и Лесовичок записывают варианты ответов ребят на ватмане.)

Ведущая. Мы, люди, не должны забывать, что в этом мире мы всего лишь гости. Приходя в гости, мы всегда ведем себя вежливо. Так и люди, приходя в гости к Природе, пользуясь ее бо¬гатствами, должны быть очень внимательными и осторожными. Гармония природы – очень хрупкая вещь, ее легко разрушить. Поэты, музыканты, писатели и художники всегда острее других ощущали эту особую гармонию природы.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В.Шефнер)

Лесовичок. Замечательные советы! Но давайте посмотрим, что получилось у ребят.

(Смотрят плакаты, выслушивают комментарии ребят.

Ведущая резюмирует итоги мозгового штурма и то, что изображено на плакатах.)

Ведущая. Пришло время подвести общие итоги. Слово – жюри.

(Председатель жюри оглашает общие оценки за все конкурсы.

Лесовичок поздравляет победителей, вручает дипломы и призы.)

Лесовичок. Ну что же, друзья, пришла пора расставаться. Нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. На прощание я хочу оставить вам свой наказ.

Тихо звучит фоном музыкальный фрагмент. (П.И. Чайковский. «Времена года.)

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите…