Конформное мнение. Что такое конформное поведение. Список использованной литературы

Конформность (сообразность) – это склонность человека к определенному поведению, когда ввиду реального или надуманного влияния происходит трансформация убеждений. У таких людей доминирует желание «быть как все», они считаются ведомыми и их называют конформистами.

Термин и его производные фигурируют в социальной психологии, связываются с воздействием группы на человека. Стремление соответствовать ожиданиям окружающих выступает ключевым моментом конформного поведения. Само понятие базируется на идее конформизма, в основе которой лежит конкретная установка к действиям, навязанная обществом.

При этом нельзя говорить, что такая податливость выступает исключительно отрицательной чертой. Заявляет о себе конформность в моменты усвоения человеком правил и норм, присущих обществу. Когда же ведомое поведение становится доминирующей чертой, доходя до крайностей, таким людям предписывается конформный тип личности. Не перерождаясь в психопатию, такая заостренная черта способна доставлять конформистам и окружающим их людям проблемы, потому может потребоваться коррекции состояния.

Особую склонность к конформному поведению и конформизму зачастую проявляют женщины и подростки. Сильно выраженная конформность также может фигурировать в поведении пожилых людей. Однако любой человек, от природы наделенный слабым характером, податливостью, способен попадать под стороннее влияние.

Основания для того, чтобы подобная ведомость проявлялась сильно, постепенно заостряясь и принимая образ конформного типа, можно условно разделить на внешние и внутренние.

Внешние причины

К внешним факторам, провоцирующим конформность, следует относить многочисленность и силу группы, оказывающей давление. Действия со стороны окружения могут быть прямыми или завуалированными, направляясь на коррекцию взглядов и действий человека. В ситуации, когда в созданной группе доминирует необходимость «удержать» расходящегося первоначально с ней во мнении человека, оказываемое влияние может проявляться очень ощутимо.

Податливость также нередко фигурирует как способ разрешения назревающего или присутствующего конфликта. Конформизм выступает максимально удобным и простым способом, который помогает избежать негативных последствий «столкновения» группы и личности.

Дополнительно следует выделить и такое основание как информационное стороннее влияние. В его основе находится представление о том «идеальном поведении в группе или обществе», которое способно позволить достичь желаемых целей.


Внутренние основания

Несмотря на то, с какой силой оказывается воздействие, оно не способно принести результатов, если у человека не будет склонности к конформному поведению, заложенной с детства. Либо не будут отмечаться отдельные личностные черты и внутренние проблемы, подталкивающие к податливости.

Причинами, ввиду которых человек может стать конформистом, являются:

  • внутренние конфликты, имеющиеся опасения; страх выделиться, привлечь к себе стороннее внимание, столкнуться с сильным негативом со стороны других людей;
  • пассивность, сосуществующая вместе с желанием избегать кризисных ситуаций и перемен в жизни; для конформистов крайне тяжело менять привычную обстановку, налаживать контакт с кем-то новым;
  • низкая самооценка, боязнь ошибиться и столкнуться с критикой, нежелание брать на себя ответственность, отсутствие самостоятельности, «взращенная» с детства зависимость от окружения;
  • тревожность, мнительность, неспособность совершать выбор, уступчивость;
  • неуверенность, желание всегда следовать за кем-либо (иметь авторитет);
  • отсутствие развитой воли, желание одобрения, замкнутость и страх публичности, болезненная зависимость от общения и контактов с людьми;
  • отсутствие лидерских качеств.

В ряде случаев присутствующий социальный статус человека-конформиста, его отношение к группе и взаимодействие внутри группы, а также уровень интеллекта, наличие ригидного мышления становятся основаниями для развития склонности к ведомому поведению.

В подростковом возрасте особенно ярко проявляет себя конформный тип личности, если ребенок попадает в неблагоприятную обстановку, связывается с «дурной компанией» или становится частью неформальных молодежных субкультур и движений.

Основные проявления

Основным проявлением выступает тяготение к конформизму в любом его формате. Человек не стремится идти против мнения окружающих, готов под воздействием изменять свои мысли, установки, желания. «Эффект заражения» от поведения толпы выражен сильно. Конформисты – это люди, которые способны беспрекословно подчиняться различным идеям, продиктованным или группой, или авторитетной личностью. Очень заметной может быть конформность в рамках неформальных групп, религиозных общин и в ситуациях, когда мнение большинства, даже если оно неверное, становится доминирующим.

Внутренняя и внешняя ведомость

В рамках психологии конформность принято разделять на внешнюю и внутреннюю. В зависимости от того, какой вариант присутствует, могут отличаться признаки.

В основе внутренней сообразности фигурирует истинное принятие чужих мыслей. В таком варианте человек не «играет на публику», а действительно разделяет, пусть и бездумно, мнение большинства.

Внешняя податливость продиктована желанием избежать конфликтных ситуаций, стремлением «уйти в тень». В данном случае индивид не подменяет сознательно понятия, оставаясь мысленно верным своим убеждениям, но демонстрируя конформное поведение.

Как выражается склонность к конформизму

Кроме характерных личностных черт, которые становятся базой для формирования ведомо-зависимого поведения, дополнительно выносятся:

  • быстрая смена мнения и жизненных позиций ввиду природной внушаемости;
  • уступчивость;
  • желание быть как все, отсутствие стремления к уникальности и возможному саморазвитию;
  • желание быть всегда хорошим для окружения.

Характерным примером конформного поведения выступает общество азиатских стран, в частности Японии. В стране восходящего солнца каждый человек является условной частью единого механизма. Строгое соответствие существующим правилам и нормам, «жизнь по образцу» доминируют, личностные особенности отходят на второй план. Если индивид каким-либо образом начинает выделяться из толпы, он становится «белой вороной» и изгоем. Страх лишиться своего места в обществе порождает конформность.

Возможная коррекция

Люди с конформным типом личности редко попадают в специализированные учреждения, становятся на учет в диспансерах. Это возможно при наличии выраженного . Опасность ведомости заключается не только во внутреннем дискомфорте. Дополнительной угрозой выступает возможность попадания под негативное влияние асоциальной группы.

Конформисты редко становятся активными участниками правонарушений за счет их внутренних страхов и пассивности. Однако склонность к повторению поведения группы может фигурировать в рамках развития зависимостей (от лекарств, наркотиков), суицидальных попыток, рискованного поведения.

Медикаментозная терапия

Не являясь патологией, конформность не требует целенаправленного лечения с помощью препаратов. Но в случаях, когда на фоне данной черты преобладают тревожность, депрессивность, фобии, могут назначаться курсы специализированных средств.

Непосредственный подбор препарата осуществляется, исходя из состояния человека. Могут применяться различные по силе успокоительные средства, психостимуляторы, антидепрессанты.

Психокоррекционное воздействие

Психотерапевтическая работа с конформными личностями строится как на индивидуальном, так и на групповом подходе.

Консультирование включает выявление внутренних причин ведомости, а также коррекцию дополнительных состояний. В индивидуальном порядке для сбора информации могут использоваться опросники и методики, в том числе и связанные с творческим началом. Распространенным вариантом является когнитивно-поведенческий подход, в рамках которого происходит постепенная трансформация поведения и мыслей.

Основной задачей является необходимость научить конформную личность думать и действовать самостоятельно. Выработка адекватной самооценки, готовности нести ответственность также являются первостепенными целями.

Особую роль играют групповые занятия и тренинги. Внимание может уделяться личностному росту, борьбе с фобиями, снятию внутренних блоков и разрешению присутствующих в сознании конфликтов. Наиболее востребованными считаются тренинги коммуникативного типа. В рамках них происходит научение индивида определенным вариантам взаимодействия с окружающими людьми, формирование активной жизненной позиции.

Наличие склонности к конформизму способно помочь человеку адаптироваться в новом обществе, уяснить определенные социальные стандарты. Однако в ситуации, когда данное состояние начинает приобретать чрезмерную выраженность, есть смысл критично оценить состояние и по необходимости обратиться за поддержкой и помощью к специалисту. Нужно помнить, что чрезмерная зависимость и внушаемость могут принять отрицательную окраску и привести к негативным последствиям.

Конформность – это изменение модели поведения или взглядов человека под влиянием суждений со стороны других людей. Конформность синоним слова «конформизм», но конформизм понимается чаще, как приспособленчество, чем приобретает отрицательный оттенок, хотя в политической сфере конформизм значит соглашательство и примирение. Поэтому эти два понятия разделяются.

В социологии конформность это характеристика позиции личности по отношению к позиции группы, принятие или отрицание определенного стандарта, который свойствен данной группе, мера подчинения групповому давлению. Психологическое давление может исходить как от одного человека, так и от целого общества.

Конформность личности впервые открыл психолог Соломон Аш в своих исследованиях. Эти исследования продемонстрировали силу социального компонента в системе личности и послужили базой для возникновения других исследований. По С. Ашу конформностью считается сознательное устранение личностью любых разногласий с группой, в которую она входит и установление фактического согласия с ней.

На основании результатов исследования в области психологии конформистского поведения в группе было установлено, что у тридцати процентов населения отмечается конформизм. Это означает, что тридцать процентов людей склонно подчинить свое поведение и менять свои взгляды в группе.

Поведение индивида зависит от нескольких факторов воздействия группы: её размера (конформность увеличивается, если группа состоит из трех людей), согласованность (если в группе есть один человек, который не согласен с мнением группы, то степень воздействия уменьшается).

Социальная конформность индивида, относительно группы, возрастает по мере возрастания его нормативной и информационной зависимости от группы, что подразумевает относительную власть группы над личностью. Также социальная конформность предусматривает способность индивида воздействовать на группу (быть в ней лидером), что возрастает по мере возрастания зависимости группы от индивида, здесь речь идет об относительной власти индивида над группой.

Анализ данного феномена указывает на существование трех факторов, обусловливающих конформность индивида относительно группы: факторы, имеющие влияние на отношение индивида к группе, отношение самой группы к определенной ситуации, отношение индивида к ситуации.

Самый простой пример конформности – переход людьми улицы через светофор. Все люди, даже маленькие дети прекрасно знают, что нельзя переходить дорогу на красный свет, по правилам необходимо дождаться зеленого. Но не все придерживаются данного правила. Ожидание иногда очень томительно и еще больше накаляет ситуацию иногда то, когда машин в это время не бывает, но свет все равно горит красным. И вот один человек, не дождавшись, перебегает через дорогу, за ним еще два, и так кто-то раньше, кто-то чуть позже переходят дорогу на красный свет. Даже когда, кажется, что на тротуаре есть люди, которые специально ждут зеленый свет и отсутствие машин их не смущает, то вскоре они также поддаются массовому порыву и переходят на запретный свет.

Точно также на рынке или в магазине, когда люди видят длинную очередь к одному продавцу и встают в нее за покупками, хотя у других продавцов могут быть такие же цены и качество продуктов.

Пример конформности можно обнаружить в классическом экспериментальном исследовании Соломона Аша. В комнату завели семь испытуемых, которым дали задание: сравнить длину двух одинаковых отрезков. Между этими испытуемыми шесть человек являются подсадными, они намерено дают неправильный ответ, а седьмой является настоящим испытуемым. В результате 77% испытуемых давали неправильный ответ минимум один раз, а оставшиеся 33% постоянно соглашались с неверным ответом группы.

Примеры конформности можно наблюдать в жизни все время:

— люди в определенных ситуациях больше доверяют человеку в форме, считая его честным и справедливым, хотя это не всегда так;

— соблюдение людьми моды;

— разбрасывание мусора на улицах;

— уход студентов с последних пар, оправдывая действия так: «все идут, и я пойду».

Часто, когда в коллективе появляется новый сотрудник, он замечает, что коллеги соблюдают определенные привычки, например, выйти всем вместе покурить или ходить на обед в одно и то же кафе. Так, тот, кто никогда не курил, может стать курильщиком, а те, кому надоели обеды в одном и том же кафе никогда об этом не скажут, поскольку боятся вызвать недоумение и стать изолированным от коллектива.

Конформность является частью социальной жизнедеятельности, но важно понимать границы своего мнения и группы.

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л. С. ВЫГОТСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра социальной психологии

Анненкова Ангелина Иржиевна

Реферат на тему: «Феномен конформного поведения»

Специальность 020400 «Психология»

Реферат по дисциплине «Социальная психология малых групп» студентки 3го курса (очно-заочной) формы обучения

Научный руководитель:

психолог

_________ В. В. Насенник

Москва 2009

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………… стр. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ …………………………… стр. 5

2. ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ ………………………………… стр. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….…стр. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………... стр. 16

ВВЕДЕНИЕ

Любая группа состоит из людей, обладающих как биологическими, так психическими параметрами. Следовательно, один подход будет заключаться в том, чтобы, исследуя отдельных членов вне связи с их общей деятельностью, прогнозировать процессы в группе, другой - чтобы учитывать возможности реального использования психологического потенциала каждого входящего в него индивида. Но главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.

Важнейшим из таких процессов является сам процесс образования малых групп. Он задается, как правило, внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа.

Как осуществляется психологическое оформление только что возникшей, заданной внешними обстоятельствами, группы? На этом пути возникают две возможности для исследований. Первая - когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. В этом случае, анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида. Вторая, - когда исследуется становление групповых норм, ценностей, при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае, анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Первая возможность в традиционной социальной психологии была реализована в направлении, получившим название “исследование конформизма”.

Интерес к конформности, как самостоятельной теме, возник вследствие тех социальных проблем, с которыми столкнулось общество во второй четверти XX столетия. События в тоталитарных странах, включая проявления экстремизма и антигуманного поведения, с одной стороны, и систематического принуждения следовать догмам (т. н. «промывание мозгов») с другой, послужили толчком к необходимости в проведении различий между личными и навязываемыми группой убеждениями. Отчасти это мотивировалось надеждой, что личные убеждения людей являются благом, и опасениями, что взгляды людей могут оказаться подавленными безжалостной силой общества. Процедуры моделирования отдельных таких влияний в условиях изолированной лабораторной среды повлекли за собой детальный анализ конформности и группового влияния и способствовали, в конечном счёте, лучшему пониманию этого социального процесса.

КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Конформность - это согласие в отношении некоторого свойства, аттитюда или поведения, основанное на простой принадлежности к группе. Как эмпирическая, так и концептуальная проблема, конформность заключается в установлении этого согласия (которое не обязательно должно быть полным) и демонстрации того, что его бы не было в отсутствие группы. Конформность можно отличать от других понятий по отсутствию одного из этих условий. Если существует согласие в отношении свойств, но оно не зависит от принадлежности к группе (например, если оно является следствием более общих обстоятельств), говорят об единообразии (uniformity) аттитюдов или поведения людей. Если согласие достигается путем принуждения, обещанием вознаграждения или угрозой наказания, говорят об податливости (compliance). Если единообразие стало настолько прочной частью «Я» человека, что сохраняется даже после прекращения его членства в группе, говорят об интернализации (internalization); процесс, посредством которого это достигается на протяжении всего жизненного пути, называется социализацией (socialization). Конформность можно рассматривать как промежуточную стадию между поверхностной податливостью и глубокой интернализацией - как конфликт между тем, что в действительности представляет собой человек, и тем, к чему обязывает его принадлежность к группе.

Одно из первых эмпирических исследований конформности было проведено Ф. Олпортом. Он предположил, что конформное поведение может быть распознано по его распределению, которое соответствует инвертированной J-образной кривой: лишь очень немногие люди отличаются повышенным уровнем конформности (находясь слева от вершины распределения); подавляющее большинство помещается точно на вершине, являясь причиной всплеска J-распределения; и меньшинство отклоняется от этой нормы, объясняя удлиненный, но низкоуровневый хвост данного распределения. Эта гипотеза проверялась им преимущественно путем наблюдения в полевых ситуациях, таких как представление отчетности по работе, остановка на дорожный знак «Стоп» или пользование святой водой в католической церкви.

Классические эксперименты по конформности были проведены Музафером Шерифом и Соломоном Ашем. Эксперимент Шерифа основывался на φ-феномене, оптической иллюзии, при которой светящаяся точка в темном помещении кажется движущейся по прямой линии. Шериф показал, что если испытуемый работал в паре со скрытым помощником экспериментатора, оценки движения которого значительно превышали оценки самого испытуемого, последний начинал постепенно увеличивать свои оценки и соответственно уменьшать разницу между ними. Тем самым Шериф добился установления некоторой общей «системы отсчета» при оценке величины такого движения. В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее, люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

В 1965 году Стэнли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль испытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психология» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию» (1998). Они называют несколько условий возникновения конформизма:

● степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

● тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;

● численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

● состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

● ловушка «группомыслия» среди людей;

● сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

● наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

● публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

● внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

● внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;

● негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

● нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ

В многочисленных опытах С. Аша убедительно показано, что не только испытуемый чувствует постоянное желание устранить разногласие с группой, но и члены любой, в том числе, и подставной группы имеют такое же желание. Разногласие у тех и других вызывает тягостное ощущение. Испытуемый при этом имеет однонаправленную тенденцию приблизить свое мнение к мнению группы. Группа имеет также однонаправленную тенденцию приблизить экстремальную реакцию члена группы к своему мнению. И если механизм первого при этом - соглашение с группой, то механизм второго - увеличение давления, оказываемого на члена группы, декларирующего девиантное мнение. Это выражается в том, что члены подставной группы, например, начинают смеяться над советами испытуемого и над ним самим, сомневаться в оскорбительной для испытуемого форме в полноценности его органов чувств и его самого и т.д., что оказывает сильное влияние на величину конформности члена группы.

Выражающиеся в таких или каких-либо других формах колебания величины давления, как правило, не могут быть полностью контролируемы экспериментатором в настоящее время.

Если испытуемый субъект обнаруживает стойкое конформное поведение, подставная группа теряет тонус, отвлекается и т.д. Стоит только прозвучать самостоятельному ответу, экстремальному по отношению к высказанному мнению группы, каждый из членов подставной группы настораживается, подтягивается и стремится сделать все от него зависящее, чтобы реакция была конформной (давление увеличивается скачком).

Из сказанного следует вывод, что, наряду с измерением величины и частоты конформных реакций, необходимы параллельные измерения колебаний величины давления группы.

Совершенно ясно, что независимо измерить ни тот, ни другой параметры не представляется возможным, хотя бы в силу того, что эти два феномена органически взаимосвязаны: давление вызывает конформность, неконформность вызывает давление.

Степень конформности сильно зависит от степени принуждения, производимого группой. Явная угроза репрессий за сопротивление или очевидное обещание награды за конформность могут оказывать могущественное влияние. Тем не менее, мы недооцениваем побуждающую силу собственно группового давления.

Молчаливый упрек или молчаливое презрение со стороны группы, реально существующее или только воображаемое индивидом, могут быть для него давящей силой.

Степень принуждающей власти, которую проявляет группа, зависит от значимости для индивида реакции функционирования группы. Многие реакции, в которых индивид расходится с реакциями группы, оказывают малое или даже не оказывают никакого влияния на достижение групповых целей. Следовательно, группа может терпеть или игнорировать подобное расхождение. Но те же самые расхождения в других ситуациях, тесно связанных с групповым благосостоянием, могут рассматриваться как угрожающие группе, и отклоняющийся может и должен быть наказан.

Давление может иметь несколько каналов, через которые индивид его ощущает. Это, прежде всего, и, пожалуй, наиболее интересное:

1) собственно психологическое давление; затем

2) угроза осуждения, может быть, репрессий; затем

3) другие факторы: доброжелательность, индифферентность или недоброжелательность по отношению к тестируемому, возможность поощрения, награды за конформность и т.д.

Таким образом, автоматически, с появлением группы давление ее имеет место. Очевидно, что разные по составу, возрасту и другим параметрам группы имеют потенциальную возможность оказывать разное максимальное давление. Понятие максимального давления является чрезвычайно важным. В случае методики С. Аша и всех других методик максимальное давление группами не применялось, а применялось некоторое неизвестное по величине давление, специфическое, с точки зрения канала воздействия, в каждом отдельном случае.

Даже одна и та же группа при групповом решении одних и тех же задач оказывает существенно разное давление на разных индивидов в течение часа. Это может быть и из-за усталости группы, и из-за заинтересованности группы склонить к конформности именно этого, а не другого ее члена, и из-за многих других причин.

Величина давления особенно тесно связана с таким органическим свойством группы как толерантность. Более того, по-видимому, толерантность является параметром, определяющим величину давления группы, а порицание, репрессии и т.д. - лишь средствами осуществления давления. Правильным будет сказать, что величина давления является функцией от величины толерантности группы.

Уже на уровне здравого смысла ясно, что такое свойство как давление группы, в первую очередь, зависит от физических параметров ее: таких как размер, состав, единообразие поведения ее членов и т.д.

Как показали исследования С. Аша, на конформность, в первую очередь влияет величина группы, в которой индивид обнаруживает конформные реакции.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что величина давления группы есть функция от количества членов в группе. Одно из соображений состоит в том, что угроза репрессии в отношении отклонившегося индивида может быть тем сильнее, чем больше группа.

Группа величиной в семь человек оказывает максимальное давление, которое способна производить группа в подобных ситуациях, а затем, при увеличении численности группы, давление падает. Эти данные позволяют сделать предположение, что в группах большей численности действуют, наряду с конформностью, другие механизмы, приводящие членов группы к согласию.

С. Аш нашел экспериментальное подтверждение, демонстрирующее важность социальной поддержки для устойчивости испытуемых по отношению к групповому давлению. Он делал это сравнением степени уступчивости в группах, которые единодушно направлены против единственного индивида, со степенью уступчивости в тех группах, в которых единственный индивид имел поддержку еще одного человека в группе, “партнера”, который соглашался с его мнением. Податливость была значительно ниже в группах последнего рода.

Социальные последствия такого явления могут быть очень велики. Можно предположить, например, что мнение инакомыслящего, если оно выражено громко и ясно, будет иметь огромный эффект в укреплении независимости подобно инакомыслящих людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги:

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Самоопределение Личности в группе является альтернативой как конформизма, так и негативизма. Самоопределение – избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражается в принятии одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от оценок, убеждений, групповых ценностей, идеалов.

Конформизм – это подчинение Личности давлению группы. Как черта Личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Конформное поведение – чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им каких-либо стандартов, мнений свойственных группе, меру подчинения давлению группе.

Закономерности конформного поведения:

Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком.

От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

Публичность.

Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

Влияние Ли чности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы.- М.: МГУ, 1990.- 240с.

    Агеев B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии, 1980.-№4.

    Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект пресс, 1999.-374с.

    Андреева Г.М. Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе.- М.: МГУ, 1978.-269с.

    Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под. Ред. Андреевой Г.М. Богомоловой Н.Н. Петровской Л.А..-М.:МГУ,1984.-255с.

    Социальная психология. Хрестоматия.- М.: Аспект пресс, 1999.-474с.

    Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.,1985.

Суть конформного поведения заключается в стремлении человека во всем подражать другим. Как правило, это касается даже ситуаций, когда в группе приняты стандарты поведения, противоречащие общепринятым нормам. Например, школьник, подражая какой-то группе своих одноклассников, может начать курить, обижать младших или допускать другие поступки, которые осуждаются обществом. Он полностью перенимает образ жизни людей, входящих в его основной круг общения, и отказывается от своих привычек и вкусов. Конформное поведение особенно ярко проявляется тогда, когда человек меняет свой внешний вид, включая одежду и прическу, чтобы быть похожим на других, даже если новый облик противоречит его вкусам.

У конформного поведения может быть несколько причин. Чаще всего его выбирают для себя люди, не желающие сталкиваться с проблемами. Они стремятся добиться авторитета или хотя бы защитить себя от осуждения окружающих, во всем подстраиваясь под них и полностью подчиняясь чужому мнению. Есть, впрочем, и другой вариант: человек может приспосабливаться, покоряться правилам группы, чтобы добиться какой-либо цели.

Конформное поведение, как правило, считается приемлемым только в случае, если оно помогает человеку избавиться от пагубных привычек и черт, принимая правильное мнение большинства. В целом наиболее удачный вариант – это использование лишь некоторых элементов конформного поведения при условии, что человек сохраняет свою индивидуальность. Это позволяет ему оставаться собой и при этом сохранять хорошие отношения с окружающими.

Виды конформного поведения

Существует два основных вида конформного поведения – внутреннее и внешнее. В первом случае речь идет о ситуациях, когда мнение группы человек принимает за свое собственное мнение. Во втором он лишь внешне придерживается определенных рамок, принятых в конкретном обществе – например, использует одежду, которую принято носить, соблюдает особый этикет.

Также есть три дополнительных вида конформного поведения. Первый – подчинение, когда человек выполняет требования только внешне, и влияние группы на него ограничивается одной конкретной ситуацией. Второй – идентификация, когда люди начинают уподобляться другим, строго соблюдают правила поведения и ждут этого от окружающих. Третий – интернализация, т.е. полное совпадение системы ценностей, вкусов, предпочтений человека и представителей группы.