Иофан, борис михайлович - биография. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо: любовь на тонущем корабле Борис иофан биография

ИОФАН Борис Михайлович , российский архитектор, народный архитектор СССР (1970), член АА СССР. Учился в Художественном училище в Одессе (1903-11), затем помогал брату, архитектору Дмитрию Михайловичу Иофану (1885-1961), в строительстве дома в Санкт-Петербурге (до 1914). Продолжил образование в Риме - на архитектурном факультете Высшего института изящных искусств (среди учителей - М. Манфреди; 1916) и в Инженерной школе при университете (1919). Работал в мастерской известного римского архитектора А. Бразини и самостоятельно - в стилистике неоклассицизма и в духе римской барочной архитектуры (проект здания советского посольства в Риме, 1922-23, и др.). Состоял в Итальянской КП, был знаком с А. Грамши, П. Тольятти и др. По приезде в СССР построил посёлок при Штеровской ГРЭС в Донбассе (1924). С 1924 года работал в Москве. В работах этого периода (многие совместно с братом) проделал путь от «очищенного классицизма» к конструктивизму, квартал опытно-образцовых домов на Русаковской улице (1924-25), Опытная станция при Химическом институте имени Л. Я. Карпова (1926-27), учебный городок Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (1927-31; все - в Москве); санаторий «Барвиха» под Москвой (1926-34). Одной из наиболее значительных построек Иофана стал жилой комплекс ЦИК и СНК [так называемый Дом на набережной; 1928-31; корпуса сгруппированы вокруг 3 внутренних дворов, включают квартиры (более 500) и помещения культурно-бытового обслуживания], сочетающий новаторские конструкции [в сводчатых перекрытиях клуба (ныне Театр эстрады) и кинотеатра] с репрезентативными неоклассическими элементами (портик главного фасада).

В 1931-48 Иофан был вовлечён в работу по осуществлению идеи Дворца Советов: занимался организацией конкурсов (в том числе был инициатором приглашения иностранных участников); разрабатывал конкурсные проекты (высшие премии 1931 и 1933) и утверждённый вариант композиции с гигантской башней, увенчанной статуей В. И. Ленина (совместно с В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом). Автор советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937; скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной) и в Нью-Йорке (1939; статуя «Рабочий» В. А. Андреева), станции метрополитена «Бауманская» (1939-44), лабораторного корпуса в Институте физических проблем на Воробьёвском шоссе (1944-47; совместно с Е. Н. Стамо), здания Института нефти и газа (1949-56). Создавал многие проекты монументальных ансамблей с общественными и административными зданиями, в том числе здания Наркомата тяжёлой промышленности в Москве (1935), реконструкции разрушенных войной центров Сталинграда (ныне Волгоград; 1943) и Новороссийска (1945), высотного здания МГУ на Воробьёвых горах (1948). Руководил проектированием застройки в Москве: в Марьиной Роще, Северной Измайлове и Сокольниках (1955-70); построил ряд 16-этажных жилых домов, Государственный центральный институт физической культуры в Измайлове (1964-74). Государственная премия СССР (1941). Награждён орденом Ленина.

Лит.: Эйгель И. Ю. Б. Иофан. М., 1978; он же. Б. Иофан // Зодчие Москвы. М., 1988. Кн. 2; Костюк М. Итальянское наследие Б. Иофана // Вести Союза архитекторов России. 2002. №1; Никитин С. Жизнь и творчество Б. Иофана в 1920-е годы // Итальянский Дворец Советов. Каталог выставки. М., 2006; Седов В. В. А. Бразини и Б. Иофан // Проект Классика. 2007. №21.

Тезку Иофана, Бориса Петровича Огарева, своего первого мужа, Ольга оставила. Между прочим, супруг был внучатым племянником Николая Огарева, друга Герцена Фото: Новая персона, из собрания Екатерины Макаровой, правнучки Б.М. Иофана

40-летнего Бориса Иофана назначили главным архитектором этого колосса, что, с одной стороны, разжигало в нем творческий огонь, с другой - напрочь лишало сна, из головы испарились все остальные мысли - остались только вспыхивающие зарницы идей, расчетов, фрагментов, набросков…. Жена Бориса Михайловича - Ольга, подвижная, энергичная, всегда улыбающаяся, до утра носила Бореньке в мастерскую свежесваренный кофе - без него он не мог работать, причем любил только кофе, сваренный женой. Присев в кресло и закинув ногу на ногу, Ольга дымила сигаретой наравне с мужчинами, Борис часто обращался к ней, и взгляд его делался мягким и ласковым, как у теленка.

Оля, смотри, вот тут я решил сделать спиралеобразные террасы, ты одобряешь?

Коллеги тихонько посмеивались над манерой Иофана во всем искать одобрения жены, а он считал Ольгин вкус безупречным, и если она не одобрит спиралевидных террас, то их и не будет. Многие считали Иофана подкаблучником, жене он возразить не смел, зато среди товарищей демократии не терпел и высказывался резко, вспыхивая, повышал голос, в сердцах кидался ластиками, более крупными предметами швыряться в гневе не решался. Создавая проект Дворца Советов, Иофан в самом деле чувствовал себя творцом центра мироздания, пупа Вселенной, ни больше ни меньше.

Товарищ Сталин положил ему за этот проект непомерно большое жалованье, так решил Иофан. Взволнованно меряя комнату шагами, Борис все повторял жене, что это ведь не работа, а честь, зачем же за нее такие деньги платить? Он и так вознагражден доверием! Ольга соглашалась:

Не нужны нам такие деньги, Боренька, у нас же все есть, а вокруг столько бедных людей, у меня сердце кровью обливается, когда вижу, как они живут. Откажись.

Всю ночь супруги сочиняли письмо товарищу Молотову: пожалуйста, урежьте вознаграждение втрое, это совершенно излишняя роскошь. По правде говоря, роскошью Иофаны считали и свою нынешнюю квартиру, и вообще все квартиры в доме на Серафимовича, где они окончательно поселились. А ведь этот первый остров коммунистического рая проектировал тоже Борис Михайлович, даже мебель во всех квартирах - они предоставлялись уже обставленными - сделана по эскизам Иофана: добротная, прочная, надежная, из мореного дуба. Конечно, пока среди двухэтажной мелкоты Замоскворечья, косых домишек, лепящихся друг к другу, словно грибы на пне, церквушек, колоколенок их дом смотрелся несколько тяжеловесно и даже как-то несуразно, но ведь в Москве затеяно великое социалистическое строительство, скоро таких домов будет много!

16 апреля 1891 года в Одессе родился Борис Михайлович Иофан - одна из самых ярких и значительных фигур в советском зодчестве 30-40-х годов прошлого века, автор известных сооружений, единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР»

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го - в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Еще мальчиком Борис увлекся рисованием и твёрдо решил в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение Художественного училища Одесского общества искусств, действовавшего по программам, санкционированным Петербург-ской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит на архитектурное отделение. Сказалось то, что ещё в ранней юности он испытал очарование таких сооружений как Воронцовский дворец, Старая биржа, бывший госпиталь, ощутил законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей...

В 1911 году Иофан заканчивает училище, получив диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. Начало творческой биографии мастера было необычным. Отслужив вольноопределяющимся в Феодосийском полку, Борис Иофан переезжает в Петербург, где практикуется подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у своего старшего брата Дмитрия, участвует в проектировании московского дома князя Щербатова на Новинском бульваре, признанного в 1914 году лучшей новостройкой будущей столицы. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры. Затем в судьбе Иофана свершается крутой поворот - он уезжает в Италию, на «родину муз», где пребывает долгих десять лет. Здесь начинается творческая карьера зодчего. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана, Перуджа и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства. В Риме Борис Михайлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Огаревой, по отцу итальянской герцогиней Руффо, по матери русской княжной Мещерской. В 1918 году они соединили жизни и оказались почти на полвека не только верными супругами, но и единомышленниками. Ольга Иофан, хорошо знавшая искусство Италии, стала проводником молодого архитектора по музеям и галереям, среди памятников античности и Возрождения, не потерявшим впечатляющей красоты вопреки разрушающему воздействию времени. В 1921 году, когда мутная волна фашизма затопила страну, супруги вступили в Итальянскую компартию и превратились в ее активных функционеров. В том же году они продали свою библиотеку, а вырученные деньги отправили в Россию в помощь голодающим Поволжья. В одной из автобиографических заметок, незадолго до своей кончины, Б.Иофан писал: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружают дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна...».

В России тем временем происходят события эпохальные - революция, Гражданская война. В 1923 году Иофан создает проект советского посольства в Италии. Вскоре в Рим на лечение после перенесенного инфаркта приезжает инкогнито председатель Совнаркома СССР А.И.Рыков с женой. Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию. Будущий «враг народа» предлагает Иофану строить новую советскую жизнь, новую социалистическую архитектуру - радостную, величественную и помпезную. Иофана заинтересовало это предложение прежде всего потому, что он мечтал создавать крупномасштабные общественные сооружения и в реалиях советской действительности ему открывались заманчивые перспективы. В 1924 году Иофан с семьей возвращается в Россию. Он строит поселок Штеровской ГРЭС в Донбассе, дом для рабочих на Русаковской улице в Москве, комплекс Сельхозакадемии им. Тимирязева.

Вскоре Иофан возглавил крупнейшую и самую престижную стройку тогдашней Москвы. Идея возведения жилого комплекса для руководящих работников давно висела в воздухе. Чиновничий аппарат рос как на дрожжах. Кремль был переполнен жильцами. Сам Сталин с семьей довольствовался трехкомнатной квартирой, а придворный поэт Демьян Бедный и вовсе вынужден был приспособить в качестве кабинета... туалет, иронически называя себя «писателем, работающим на ночном горшке». Мода на «революционный аскетизм» уходила в прошлое. Утверждалась мысль, что ответственным руководителям для полноценной работы нужен устроенный быт... В 1926 году было принято решение строить жилой Дом Советов ЦИК-СНК СССР. Проектировать и возводить здание поручили Борису Иофану. Небывалая стройка шла три года. На огромной площадке среди копошащихся людей пыхтели и скрежетали непривычные москвичам механизмы: краны, копры, транспортеры, в основном, иностранного производства. Через Водоотводный канал была перекинута подвесная дорога для подачи песка и гравия. Чтобы циклопическое здание обрело устойчивость, в зыбкий болотистый грунт вбили более 3500 железобетонных свай.

Когда строительные леса были, наконец, сняты, москвичей поразил масштаб сооружения. 505-квартирный гигант поднялся над низеньким Замоскворечьем на высоту 10-12 этажей. Он стал крупнейшим жилым зданием Москвы и считался небоскребом. Компактная композиция корпусов, размещенных по периметру трех внутренних дворов, и массивный жесткий силуэт придавали сооружению сходство с неприступной цитаделью, свысока взирающей на крикливо-пеструю Москву.

За аскетическими фасадами Дома Правительства скрывались элитные апартаменты. В тогдашней Москве, где люди жили в бараках, общежитиях, где почти половина рабочих семей не имела даже индивидуальных постелей, где комната в коммуналке считалась роскошью, а отдельная квартира - сказкой, условия проживания в новом комплексе казались раем земным. 1-2-х комнатных квартир здесь было немного, в основном 3-4-х комнатные. В престижных подъездах с окнами на Москву-реку есть и 5-7 комнатные апартаменты площадью более 200 кв. м. Высота потолков везде 3,5 м.

Необычен был и уровень комфорта. В то время, когда вся Москва готовила на керосинках и примусах, а Кремль отапливался печами, в Доме Советов (так первоначально назывался Дом на набережной) были газовые плиты и центральное отопление. Каждая квартира имела телефон, просторные лифты, мусоропроводы, встроенные шкафы, холодильники, дубовый паркет, зеркальные двери, отделку стен «под шелк»...

Впрочем, была отдана дань и модным тогда идеям стандартизации и коллективизации быта. Во всех квартирах стояла одинаковая мебель, сконструированная Иофаном. Крошечные кухни занимали лишь уголок прихожей. Зато при Доме была большая общая столовая.

Комплекс строился по принципу жилкомбината с высокой степенью автономности. Здесь были продовольственный и промтоварный магазины, сберкасса, парикмахерская, прачечная, медпункт. Клуб им. Рыкова (сейчас - Театр Эстрады), помимо концертного зала, имел спортзал, помещения для кружков и секций. К услугам обитателей были солярий и теннисный корт. Комплекс обслуживали десятки специалистов - от сантехников до полотеров... Однако самым выразительным элементом архитектурного ансамбля был самый большой тогда в Европе кинотеатр «Ударник» с его знаменитой полусферической крышей и залом на 1600 мест.

Дом Правительства явил стране невиданные тогда архитектурные, строительные и бытовые стандарты. Их предполагалось постепенно распространить на жилье для всех трудящихся. В этом смысле Дом был воплощением Великой советской мечты. Он же воплотил и ее утопичность. В элитном строении вскоре появились банальные коммуналки. Состав жильцов все время менялся: кто переезжал, кого выселяли, других репрессировали. Остальная же Москва, не говоря уже о всей стране, достичь правительственных стандартов жизни не смогла и много десятилетий спустя...

Дом правительства стал для Б. Иофана последней ступенью к главному делу жизни, проекту, который должен был затмить все, что когда-либо воздвигалось руками человеческими, за исключением, быть может, египетских пирамид. В 1933 году зодчий выиграл многоуровневый конкурс на строительство Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. Выиграл в конкуренции со звездами отечественного и мирового зодчества, в числе которых были Жолтовский, Веснин, Ле Корбюзье... По утвержденному в 1934 году проекту, составленному Иофаном совместно с В. Гельфрейхом и В. Щуко, Дворец Советов должен был представлять собою 420-метровую, многоярусную башню весом в 2 млн. тонн и общим объемом в 7 млн. кубометров, что примерно равнялось сумме объемов 6 (!) знаменитых нью-йоркских небоскребов. Под сводами главного зала башни, чем-то похожей на древневавилонский зиккурат, мог поместиться целиком некогда стоявший на этом месте храм. Венчала башню грандиозная 80-метровая статуя Ленина, указующая десницей поверх Кремля, на северо-восток, в направлении Норильска и Магадана. Одна голова вождя по объему равнялась Колонному залу Дома Союзов.

Здание начали строить ударными темпами, но началась война. Стальные конструкции пришлось демонтировать и направить на сооружение знаменитой Сталинградской рокады. В 50-х проект Иофана был окончательно похоронен. Тем не менее, Дворец Советов оказал зримое воздействие на облик Москвы. Целые ансамбли проектировались с учетом будущего главного здания столицы, ее композиционного центра. Послевоенные «высотки» появились именно для того, чтобы поддержать в архитектурном пространстве вертикаль Дворца Советов. Эту идею Иофан выдвинул еще в 30-е годы. Кстати, именно он проектировал здание МГУ.

Громадье московских планов удивляло мир. Явно подражая им, страдавший мегаломанией и завистью к Сталину Гитлер поручил своему архитектору Альфреду Шпееру столь же коренным образом реконструировать Берлин. И можно представить раздражение фюрера, когда на Всемирной выставке в Париже 1937 года советский павильон, построенный по проекту Бориса Иофана, и увенчанный скульптурой В.Мухиной (выполненной по рисунку также Иофана) «Рабочий и колхозница», по всеобщему мнению, превзошел стоявший прямо напротив павильон Германии. Международный успех имел и построенный Иофаном павильон СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Его собирались смонтировать в Москве на месте главного входа в Центральный парк культуры. Но помешала война.

В первые месяцы Великой Отечественной Иофан вместе с группой архитекторов и инженеров выполнял особое правительственное задание - сделал центр Москвы неузнаваемым для пилотов вражеской авиации. Кремлевские звезды были зачехлены, золотые купола закрашены, на древних крепостных стенах намалевали окна и двери, мавзолей закамуфлировали под невзрачный дом, а излучину Москвы-реки заполнили плотами и понтонами с макетами строений. А в недрах столицы и в войну не прекращалось строительство подземного дворца станции метро «Бауманская». Ее автором тоже был Иофан.

После Победы зодчий не мог не принять активного участия в эпопее возведения высотных зданий. Он разработал проект крупнейшего из них - МГУ, предложив построить его на Ленинских горах, недалеко от обрыва к реке. Однако вблизи издавна стояла водопроводная станция, переносить которую было дорого и долго. А сроки и сметы были утверждены самим Сталиным. Зодчего убеждали передвинуть здание в глубь участка. Иофан не соглашался, считая, что это исказит задуманный ансамбль. Апеллировал он и к Сталину. Не помогло. В результате замысел был реализован на новом месте и с небольшими изменениями. Вот только строптивый архитектор в числе соавторов лучшей московской высотки до сих пор не значится... Впереди у мастера было без малого тридцать лет творческой жизни, новые стройки - Институт нефти им. Губкина, жилой комплекс на Щербаковской улице, Институт физкультуры в Измайлове. Однако прежнего громкого резонанса эти работы уже не вызывали. В истории Борис Иофан остался зодчим своего времени, в которое он свято верил и которое теперь одни называют эрой «штурма небес», другие же - эпохой тоталитаризма... Правда, славой он обделен не был: в числе первых строителей в стране получил звание лауреата Государственной премии; во Франции был отмечен дважды дипломом Гран при; (заказ диплома) в США избран почетным гражданином города Нью-Йорка; в Англии почетным членом-корреспондентом Королевского общества британских архитекторов.

4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски, на которой была наколота калька с эскизом реконструкции пьедестала скульптуры «Рабочий и колхозница». Через шесть дней, не приходя в сознание, Иофан скончался. Ему было 85 лет. На особняке у Каменного моста, где когда-то размещалась архитектурная мастерская Дворца Советов, красуется мемориальная доска зодчему. Еще одна - в подъезде № 21 Дома на набережной. Здесь на самом верху жил Иофан, здесь до сих пор живут его потомки. Это единственная квартира дома, не поменявшая хозяев за все почти восемьдесят лет.

Человеку сегодняшнего дня не так легко понять и принять архитектурные образы Бориса Иофана. Однако без них нашу бывшую страну уже не представишь, как не представишь её историю без эпохи, запечатленной в облике строений, воздвигнутых нашим знаменитым земляком.

Материал из Википедии

Борис Михайлович Иофан

Основные сведения

Место рождения Одесса, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти11 марта 1976(1976-03-11) (84 года) Место смерти Москва, СССР
Работы и достижения Работал в городах Москва, Барвиха Архитектурный стиль - конструктивизм
Важнейшие постройки Дом на набережной

Борис Михайлович Иофа́н (1891-1976) - известный советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член ВКП(б) с 1926 года.

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств, закончив его в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии.
Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной ». Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено. Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже ( 1937) и Нью-Йорке (1939) . Иофан - автор проекта станции метро «Бауманская» (1944) в Москве. В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще. Б. М. Иофан умер 11 марта 1976 года.


Иофан Борис Михайлович
16 апреля 1891 года в Одессе родился Борис Михайлович Иофан - одна из самых ярких и значительных фигур в советском зодчестве 30-40-х годов прошлого века, автор известных сооружений, единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР»

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го - в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Еще мальчиком Борис увлекся рисованием и твёрдо решил в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение Художественного училища Одесского общества искусств, действовавшего по программам, санкционированным Петербург-ской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит на архитектурное отделение. Сказалось то, что ещё в ранней юности он испытал очарование таких сооружений как Воронцовский дворец, Старая биржа, бывший госпиталь, ощутил законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей...
В 1911 году Иофан заканчивает училище, получив диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. Начало творческой биографии мастера было необычным. Отслужив вольноопределяющимся в Феодосийском полку, Борис Иофан переезжает в Петербург, где практикуется подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у своего старшего брата Дмитрия, участвует в проектировании московского дома князя Щербатова на Новинском бульваре, признанного в 1914 году лучшей новостройкой будущей столицы. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры. Затем в судьбе Иофана свершается крутой поворот - он уезжает в Италию, на «родину муз», где пребывает долгих десять лет. Здесь начинается творческая карьера зодчего. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана, Перуджа и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства. В Риме Борис Михайлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Огаревой, по отцу итальянской герцогиней Руффо, по матери русской княжной Мещерской. В 1918 году они соединили жизни и оказались почти на полвека не только верными супругами, но и единомышленниками. Ольга Иофан, хорошо знавшая искусство Италии, стала проводником молодого архитектора по музеям и галереям, среди памятников античности и Возрождения, не потерявшим впечатляющей красоты вопреки разрушающему воздействию времени. В 1921 году, когда мутная волна фашизма затопила страну, супруги вступили в Итальянскую компартию и превратились в ее активных функционеров. В том же году они продали свою библиотеку, а вырученные деньги отправили в Россию в помощь голодающим Поволжья. В одной из автобиографических заметок, незадолго до своей кончины, Б.Иофан писал: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружают дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна...».
Он - сын одесского швейцара, она - итальянская герцогиня по отцу и русская княжна по матери. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо могли никогда не встретиться.

Биография просится на экран -http://www.lechaim.ru/ARHIV/140/kipnis.htm
Прогулки по Новодевичьему Соломон Кипнис

С каждым новым материалом, который удавалось разыскать для написания новеллы, – ее название тогда еще не придумалось, а рабочее было –
«Иофан Борис Михайлович (1891–1976)», крепло убеждение, что жизненная и творческая биография этого выдающегося архитектора может быть заявкой на увлекательный художественно-документальный фильм.

В таком заявочном, «лохматом» стиле и написана новелла (прошу ее считать моей заявкой).

***
...В Петербурге в 1911-м успешно заканчивает Академию художеств и получает звание архитектора Иофан Дмитрий Михайлович (1885–1961). Ему в работе помогает младший брат Борис, который прошел курс обучения в Художественном училище Одесского общества искусств.
По мнению педагогов, Борис весьма одарен и желательно, чтобы он продолжал совершенствоваться. И старший брат, преодолев финансовые затруднения, отправляет Бориса в 1914 году учиться за границу.
Сначала тот попадает в Париж, затем в Италию. Позади учеба в Высшем институте изящных искусств и в Высшей инженерной школе в Риме. Появляются жилые дома, построенные по проекту архитектора Бориса Иофана. Участвует он и в политической жизни, становится членом итальянской компартии.
***
...Итальянский дипломат герцог Сассо– Руффо знакомится в Петербурге с княгиней Мещерской, которая становится его женой и матерью их дочери Ольги. Проходят годы, и Ольга выходит замуж за полковника русской армии Б.Б. Огарева (внучатый племянник революционера Н.П. Огарева).
Семейная жизнь у них не складывается, и она с двумя детьми – Ольгой и Борисом – покидает Париж и уезжает в Рим, к своему дяде, графу Строганову. С его помощью покупает виллу на окраине Рима и живет на деньги за сдаваемые комнаты.
...Один из постояльцев герцогини Руффо становится ее мужем. Это – Борис Иофан.
***
...1924 год. В Рим на лечение приезжают инкогнито председатель Совета Министров СССР А.И.Рыков с женой.
Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию.
***
...В Москве, на ул. Серафимовича, в 1931 году закончилось строительство жилого Дома правительства (ЦИК и СНК СССР) по проекту архитектора Б.М. Иофана (совместно с Д.М. Иофаном).
Очень мало найдется сегодня москвичей, которым это название что-то скажет. Но стоит произнести утвердившееся за ним после выхода романа Ю.В.Трифонова «Дом на набережной» это его неофициальное название, и сразу становится ясно, о чем идет речь.
«Дом на набережной» – это уникальный по своей грандиозности и масштабам жилой комплекс: несколько 10–11-этажных зданий с пятьюстами квартир для видных государственных, политических и общественных деятелей, военачальников, работников культуры.
Чего только не было в этих зданиях: детсад, ясли, спортивные залы, библиотека, столовая, прачечная, амбулатория, универмаг, отделение связи, сберкасса, клуб, ставший потом Театром эстрады, наконец, кинотеатр «Ударник», который еще совсем недавно числился самым крупным в Москве – 1500 мест.
Б.М. Иофан с женой и двумя ее детьми – удочеренной им Ольгой и усыновленным Борисом заняли в этом доме одну из квартир, переоборудованную для его работы под мастерскую.
Сталинские репрессии как мясорубка перемалывали жильцов этого дома. И сегодня только в одной квартире из 500 живут потомки тех, кто занимал ее изначально: в квартире Иофана живет семья его внука!


***
На конкурсе (1931–1933) проектов Дворца Советов, который должен появиться на месте взорванного храма Христа Спасителя, высшую премию получает Б.М.Иофан. Его проект принят к исполнению. Строительство Дворца Советов – грандиозного здания-пьедестала высотой 415 м под статую 80 метрового Ленина – прервала начавшаяся война.
Многие значительные конкурсы на общественные сооружения заканчиваются победой Иофана. В 30-е годы он в фаворе у Сталина. 14 раз (!) встречался архитектор с вождем.
Иофан – автор павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), который венчала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная В.Мухиной по рисунку... самого Иофана.
Иофан – автор павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Лебединой песней прославленного архитектора дожно было стать здание Московского университета на Воробьевых горах. Но не стало...
Энциклопедии, путеводители дружно сообщают, что Московский университет построен по проекту архитектора Л.В. Руднева.
А вот что поведала своим читателям газета «Известия» (04.01.2001).
«...В 1949 году в Москве было заложено высотное здание МГУ. Автором первого проекта был архитектор Иофан Борис, однако он отважился поспорить с самим Сталиным по поводу местоположения новой высотки. В результате право возводить МГУ передали одному из учеников Бориса Иофана – Льву Рудневу, который практически весь проект своего учителя оставил без существенных изменений. Так что фактический автор проекта здания МГУ отнюдь не Руднев, как сообщают справочники, а Иофан».
Если из этой заметки убрать вымысел (его там предостаточно) и оставить правдивую и уточненную информацию, то получится: автором утвержденного эскизного проекта был Иофан. Он отважился поспорить с самим Г.М.Поповым, секретарем МК и МГК ВКП(б), секретарем ЦК ВКП(б), а не со Сталиным!
Иофан действительно настаивал на том, чтобы здание МГУ поставить на 300 метров ближе к бровке реки по сравнению с местом, где оно расположено сейчас.
Бескомпромиссность архитектора обошлась ему неожиданно дорого: Сталин подписал распоряжение передать руководство всеми дальнейшими работами архитектору Л.В. Рудневу. (Руднев не был учеником Иофана, это газетная выдумка.)
Руднев с коллективом архитекторов, взяв за основу всесторонне разработанный Иофаном технический проект, довели работу до полного завершения, за что и получили Сталинскую премию.
А Иофан? Ничего!
Когда речь идет о сооружении высотного здания МГУ, его имя даже не упоминается, хотя правда такова: здание МГУ на Ворбьевых горах построено по проекту Б.М. Иофана и Л.В. Руднева.
И после этой трагической для Иофана истории по его проектам было построено не одно здание. Но знаменитым сделали его не они.
Знаменитым, и даже очень, он уже был. И неудивительно, что когда в 1970 году учредили почетное звание «Народный архитектор СССР» , в числе первых, получивших его, значился Б.М. Иофан.
***
...4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски. Через 6 дней, не приходя в сознание, Иофан скончался.
Проекты ТАЛАНТЛИВОГО АРХИТЕКТОРА
Дом на набережной
1925 - здание на Русаковской улице, 7
1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
1931 - проектирование здания Дворца Советов
1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
1938-1944 - станция метро «Бауманская»
1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)


Плита колумбария Иофана на Новодевичьем кладбище Москвы