Интересные исторические факты про дуэль. Самые известные дуэлянты. Дуэль в России: правила и кодекс

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Слово «дуэль» латинского происхождения и переводится оно как «поединок». Обычно в этом мероприятии участвуют два человека. Так, один из них считается обидчиком, а другой - защитником своей чести. При этом не исключалось, что в таком действии кто-то из дуэлянтов мог трагически погибнуть.

В наше время аналогичные противоборства случаются крайне редко, да и наказание за это можно получить по всей строгости закона. В современном обществе униженные и оскорбленные люди должны искать правду в суде, а не заниматься самоуправством.

Однако еще каких-то сто лет тому назад все было не совсем так. Тогда нанесение обиды могло смываться лишь кровью. С подобной практикой сталкивалась знать или лица дворянского происхождения. Тогда как публика низших сословий занималась решением спорных вопросов с помощью кулаков. У благородных дворян в ход шло все, от холодного до огнестрельного оружия.

Спорные вопросы решались шпагами, саблями и, конечно же, пистолетами. В разные времена государство относилось к дуэлянтам и дуэлям разнообразно, но в основном негативно. И это было серьезным вызовом для государства. Поскольку погибала полная сил молодежь, а часто и военная элита, которая могла бы принести огромную пользу своему отечеству.


Из истории дуэлей

В незапамятные времена дуэльными поединками не приходилось заниматься. Тогда полагались на волю Всевышнего. И тогда же для людей устраивалось что-то типа так называемых судебных поединков. В те времена считалось, что Всевышний всегда будет на стороне невинного, а значит, ему нечего было бояться, и он должен был непременно победить.

В то же время любому из дуэлянтов разрешалось приводить вместо себя на место дуэли своего дублера. Все равно суд ведь божий, и неважно, кто дрался. Люди той поры придерживались мнения, что победа доставалась только той стороне, на которой была правда.

Тем не менее, практика показала, что Всевышний не во всех случаях был беспристрастным. Часто побеждал откровенный бандит, а честному человеку приходилось терпеть лишь унижение или смерть. Вследствие этого такие противоборства переставали быть популярными, и постепенно от них пришлось отказаться.

Однако им быстро нашли замену в виде рыцарских турниров. В какой-то мере можно сказать, что рыцари - это прародители дуэлянтов, притом что турниры в основном несли в себе соревновательный характер, а ристалище меньше всего походило на место дуэли. Рыцарями в основном демонстрировалась сила и сноровка. В ходе столкновений соперники старались не убивать друг друга, а только сбивать с лошадей.

Дуэль рыцарей

В дальнейших столкновениях рыцарям разрешалось, действуя мечами, наносить только рубящие удары. От них они были надежно защищены доспехами. Кроме высокого травматизма, на таких состязаниях бывали и смертные случаи, но дело чести было тогда главенствующим. Собственно эти нравственные устои начали переходить к дворянству XV-XVI веков.

Те в свою очередь прекратили изнурять себя тренировками с пяти лет, ведь уже не было нужды «обвешиваться» тяжелыми доспехами и орудовать огромными мечами. Поскольку на замену им приходило оружие нового поколения в виде мощных арбалетов, а позднее и мушкетов, но достоинство и честь остались, а точнее эгоизм и гордыня – вот истинная причина дуэли. В результате разодетым господам, встречавшимся на узких улочках городов, было мало места. Уступать один другому дорогу никто не желал – это было плохим тоном. И тут шли в ход шпаги. Порой на место дуэли успевали городские стражники, а порой подходили к уже охладевшим телам.

Время зарождения дуэлей

Понятие дуэли в том виде, каком ее обычно представляют, впервые возникло в Италии в XIV столетии. Собственно здесь молодые дворяне зародили традицию разрешения конфликтных ситуаций с помощью оружия. Они находили укромное место дуэли, а там устраивали бои до появления первой крови либо до кончины одного из недругов.

Такие примеры оказались крайне заразительными и стремительно перекинулись на территории Франции. Этому южному народу также присуща вспыльчивость. Тогда как англичане такие выяснения отношений практиковали не так часто, впрочем, как и немцы.


Рыцарский турнир

Дуэльный ажиотаж

Массовый дуэльный ажиотаж пришелся на XVI-XVIII столетия. Началась массовая гибель дворян. Короли стали издавать указы, запрещающие кровавые поединки, однако это ни к чему не приводило. Дворянство продолжало настойчиво уничтожать себя. Дошло до того, что предлоги для схваток были типа косого взгляда или неучтивого тона.

Вторую жизнь смертельные поединки обрели в XIX столетии. Именно тогда пришло время огнестрельного оружия. И тут уже не до физических данных соперников, тут уж как кому повезет. Поскольку только жребий определял очередность стрельбы. Находились дуэлянты в двадцати шагах один напротив другого - попробуй, не попади.

Кодекс дуэлянтов

Собственно в XIX столетии дело дошло до формирования дуэльного кодекса. Его нарушение считалось плохим тоном. Любые отходы от правил приводили порицанию нарушителей. Вызовы на дуэль осуществлялись устно или письменно. К тому же обиженный обязан был сообщать о предстоящем поединке на протяжении суток.

На место дуэли съезжались ранним утром. Обязательным считалось присутствие врача и секундантов. Причем один из последних становился распорядителем. В его обязанности входило предложение дуэлянтам о примирении, которое в основном не принималось. Далее шло заряжание пистолетов с передачей их дуэлянтам. После чего приступали к стрельбе согласно жребию. Недругам разрешалось стоять на установленном расстоянии либо приближаться друг к другу к намеченному барьеру.


Самыми опасными считались дуэли, когда недруги открывали огонь, руководствуясь командой распорядителя. Нередко в таких случаях гибли оба. Предельная дистанция между стрелками не превышала 30 шагов. Это приблизительно 15-20 метров, промах был почти невозможен. Однако если он все же случался, тогда второй иногда оставлял право выстрела за собой, причем на неопределенное время. Выстрелом в воздух, конфликтная ситуация могла разрешаться наиболее благополучно для всех.

Женские дуэли

В 1829 году в Орловской губернии произошла сабельная дуэль. В результате дуэлянты погибли. Ну и что? Этим никого не удивишь. Но это была не мужская, а женская дуэль, с участием помещиц Ольги Заваровой и Екатерины Полесовой, из-за простой ссоры. Однако и это не все. Спустя пять лет на дуэли встретились их повзрослевшие дочери. Погибла Анна Полесова.

Женские дуэли в России и Европе были обычным явлением. В России экзотическими были дуэли между женщинами и мужчинами, но не для Европы, там это было нормой.


Женская дуэль

Интересно, что в дуэли пришлось поучаствовать будущей императрице Екатерине II. Будучи принцессой в 1744 году она билась на шпагах со своей сестрой. Это была принцесса Анна Людвига Анхальт. Для пятнадцатилетних дуэлянток все завершилось без кровопролития.

Некоторые историки считают, что при правлении Екатерины II лишь трем женским дуэлям не очень повезло, и они закончились плачевно. Многим дамам той поры хорошо было известно оружие. И они нередко с его помощью выясняли отношения. В те времена нередко встречались упоминания о том, что, например, в 1765 году придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, а в 8 из них секунданткой была никто иная, как сама Екатерина II.

Наиболее известным женским поединком той поры, была дуэль 1770 года. В ней участвовали княгиня Екатерина Дашкова и герцогиня Фоксон. Однако дело было не в Санкт-Петербурге или Москве, а в Лондоне. И дело было так. Графиня Пушкина пригласила в свой дом двух образованнейших женщин для мирной беседы. Мало-помалу беседа начала перерастать в полемику, а потом и в жаркие споры. В общем, диспут закончился взаимными обвинениями. Потом дело дошло до пощечин и естественно до вызова «к барьеру». На примирение дамы не пошли, и дело дошло до поединка на шпагах. Все произошло здесь же на территории сада. Все закончилось несмертельно. Графиня Дашкова была ранена в область плеча.

Известно, что мужские поединки обычно происходили на природе, а сами дуэлянты отдавали предпочтение пистолетам. Тогда как русские женщины предпочитали разбираться с помощью шпаг, не выходя из помещений. В те времена даже было наличие светских салонов, организующих дамские поединки. Например, в салоне мадам Востроуховой, лишь за 1823 год было организовано 17 женских поединков.

Увлекательные записи о дуэлях россиянок составила француженка маркиза де Мортене. Она писала, что русские дамы обожают разбираться между собой при помощи оружия. Эти поединки вовсе не изящны, как у французских дам. В них наблюдается только слепая ярость, направленная на истребление соперниц. Кстати, в ту пору француженки на дуэлях обнажались до пояса, что и могло выглядеть более изящно.

Что интересно, так это то, что в русской литературе и живописи нет упоминаний о женских дуэлях. Зато в Европе об этом писалось в романах и изображалось на картинах. Наибольшей известностью пользовалась картина «Женская дуэль», от испанца Хосе де Риверы 1636 года. Увидеть ее можно в испанской столице в Национальном музее Прадо.

Сам поединок произошел еще до написания полотна в 1552 году. Дуэль состоялась между неаполитанками Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петтинеллой, заинтересовавшимися молодым повесой Фабио де Зересолой. В итоге они решили разобраться в поединке с помощью мечей. Неаполитанский меч был незначительно тяжелее шпаги, и многим дамам удавалось им виртуозно владеть. В те времена дамские поединки были диковинкой, поэтому толки об этом сохранились на долгое время, чем и подсказали для художника идею для сюжета полотна.

Однако на моменте его написания европейские дамы уже полным ходом занимались выяснением отношений с помощью оружия. Так, было много слухов о дуэли маркизы де Несль с графиней де Полиньяк, произошедшей в 1624 году. Противоборство этих женщин было из-за только что ставшего первым министром Франции, известного персонажа книг Александра Дюма, кардинала Де Ришелье.


Чтобы выяснить отношения дамы решили избрать пистолеты. Поединок завершился тем, что маркиза получила легкое ранение плеча. Очевидно, это громкое событие потешило честолюбие первого министра, ведь он об этом упоминал в своих записях. Эту пикантную историю еще долгое время обсуждали все парижские аристократические круги.

Женщины того времени на столько привыкли к владению оружием, что нередко позировали с ним для художников. Так, на полотнах Беро часто можно было видеть весьма элегантных француженок с непринужденностью держащих шпаги. Причем выглядели они, так будто бы шпаги являлись обычными аксессуарами дамских нарядов, типа веера или зонтика.

Некоторые дамы настолько захватывались искусством фехтования, что часто вызывали на дуэли лиц противоположного пола. Наибольшей популярностью пользовалась мадемуазель де Мопен, у которой на счету несколько успешно проведенных поединков с мужчинами. Причем она была настолько популярной, что о ее реальных похождениях Теофилем Готье был написан роман «Мадемуазель де Мопен».

Дуэли в России

Относительно России, то здесь дуэльный ажиотаж начался ближе к концу XVIII столетия. Это как раз было время заката правления Екатерины II. Императрице довелось умереть в 1796 году, а о поединках при ней имеются самые противоречивые сведения. С одной стороны, она и сама в юности участвовала в одной такой и не раз была секунданткой у своих придворных дам.


С другой стороны, «Указ о поединках» образца 1787 года. Согласно ему всех участников поединков ожидала непременная ссылка в места не столь отдаленные, а тогда этим местом была Сибирь. Если вдобавок ко всему дуэль заканчивалась смертоубийством, то оставшийся в живых мог отправиться прямиком на каторгу.

Самая большая численность дуэлей пришлась на царствование Николая I. Собственно в те годы в дуэлях участвовали многие известные личности типа Лермонтова, Пушкина, Рылеева, Грибоедова и пр. В дуэлях участвовал и погибал цвет нации, а сам император не выносил дуэлей. Дуэлянтов направляли в войска, действующие на Кавказе.

Если случался летальный исход поединка, то победивший в нем мог быть разжалован до рядового. Однако даже такие меры не останавливали дворян. Они все равно продолжали стреляться с потрясающей настойчивостью. Участие в таких мероприятиях считалось хорошим примером, от которого только добавлялся авторитет дуэлянту.

Русским дуэлям были характерны чрезвычайно короткие барьерные расстояния. Это было каких-то 10-12 метров. Кроме того, дуэль считалась оконченной лишь после смерти или обморока кого-то из участников. В отличие от Европы, если оба промахивались после первых выстрелов, то все повторялось заново.


Дуэльный набор

На дуэль запрещалось задерживаться более 15 минут. Начиналась она вслед за прибытием всех участников. Все занимало минут 10. Получение оружия, стрельба. Кто-то упал, его подняли и увезли. Другой отправился на празднование удачного конца.

В мае 1894 года Александр III разрешил офицерские дуэли из-за личных обид. До 1914 года было почти 330 поединков, но только 32 завершились смертельным исходом. Остальные были легко ранены. В Первую мировую поединки почти не проводились.

Самая странная дуэль

Самую странную дуэль зафиксировали во Франции в 1400 году. Произошло убийство одного дворянина другим. Тот и спрятал труп, однако собака убитого вначале указала людям на могилу, а затем лаяла на убийцу. Решили устроить суд в виде поединка. Убийце не удалось совладать с псом. Его признали виновным и повесили.

Вместо заключения


В наше время дуэли лишилась былой популярности. Это была привилегия дворян, а в XXI столетии демократия. Достоинство и честь теперь отстаиваются в судах. У офицеров имеются формальные суды чести, которые ничего не решают. Ковбойская дуэль осталась лишь в вестернах. Сейчас живется почти безмятежно. Хотя количество убийств ежегодно только возрастает. Объясняется это все тем, что преступность постоянно растет, и не имеет никакого отношения к канувшим в Лету дуэлям.

Традиция дуэли зародилась в Новое время в среде западноевропейской аристократии. У таких поединков был строгий регламент. Он определялся кодексом - сводом общепринятых правил. Дуэль в России была перенята в ее классическом европейском виде. Государство долгое время боролось с этим обычаем, объявляя его незаконным и преследуя тех, кто, невзирая на запреты, шел стреляться или драться с противником холодным оружием.

Кодекс

Общепринятый кодекс устанавливал поводы и причины поединков, их виды, порядок проведения, отклонения и принятия вызова. Каждая дуэль в России соответствовала этим правилам. Если человек нарушал данные установки, он мог оказаться обесчещенным. Существовало несколько национальных кодексов. Различия между ними были несущественными.

Первым дуэльным кодексом можно считать французский документ 1836 года. Его издал граф де Шатовильяр. На основе этого кодекса строились аналоги в других странах, в том числе и в России. Другим важным общеевропейским сводом правил стал сборник, который в 1879-ом выпустил граф Верже. Самым известным российским отечественным документом такого плана являлся Дурасовский кодекс 1912 года. Согласно правилам, из которых он был составлен, и организовывались дуэли в России. 19 век стал периодом обобщения данных традиций. Поэтому кодекс был известен каждому дворянину и офицеру еще до появления его дурасовской редакции. Издание 1912 года было лишь набором рекомендаций, подкрепляющим общеизвестные обычаи.

Традиция классической дуэли Нового времени считается преемницей западных рыцарских турниров Средневековья. В обоих случаях сражение считалось делом чести с определенным ритуалом, от которого не отходил ни один из противников. были упразднены в XVI столетии в силу того, что привычная экипировка противников устарела и стала неэффективной. Именно тогда зародилась пешая дуэль, достигшая вершины своей эволюции в XIX веке.

Оружие

Первоначально дуэли в России, как и в других странах, велись исключительно с помощью холодного оружия. Это были клинки, которые аристократы или военные по обыкновению носили с собой. Такими видами оружия являлись рапиры, мечи, кинжалы. Если это был судебный поединок (распространенный только в Средние века), то выбор зависел от решения суда. На него влияло в том числе и сословие противников. В случае когда соперники не принадлежали к «благородным» слоям общества, они могли сражаться и вовсе на топорах или дубинках.

Даги и щиты перестали использоваться в XVII веке. В то время стремительно развивалась техника фехтования. Большую роль в бою стала играть скорость атаки. Вследствие этого начался массовый переход на рапиры, которые были уже исключительно колющим, а не рубящим оружием.

В XVIII веке, когда дуэли в России понемногу становились повсеместной традицией в армии, все больше стали распространяться однозарядные курковые пистолеты. Использование огнестрельного оружия многое изменило в традиции поединков тет-а-тет. Теперь на результат боя не влияла физическая подготовка или возраст его участников. Холодное оружие требовало большего количества навыков. Если один дуэлянт отличался искусным фехтованием и лучше защищался, он почти ничем не рисковал. В бою с пистолетами все, напротив, решал едва ли не слепой случай. Даже плохой стрелок мог убить своего противника, для этого достаточно было большей удачливости.

Каноничность и экзотика

Многие дуэли в России 19 века намеренно проводились с использованием идентичной пары пистолетов (специально изготовленных и до малейших деталей похожих). Все эти факторы максимально уравнивали шансы противников. Единственным отличием подобных пистолетов могли быть порядковые номера на стволах. Сегодня дуэль в России помнится только как пеший бой. Однако подобный формат возник далеко не сразу. Раньше него были популярны огнестрельные дуэли, в которых противники сидели верхом на лошадях.

Более редкими были поединки, где использовались винтовки, ружья или карабины. Тем не менее зафиксированы случаи применения и длинноствольного оружия. Некоторые бои были еще более экзотическими. Известна дуэль в России, когда противники (штабс-капитан Жегалов и пристав Цитович) использовали медные канделябры, так как один из участников не мог ни фехтовать, ни стрелять.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д.

Важно и то, что оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде.

В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов мог быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось обратиться к обидчику в течение первых суток после оскорбления. Затягивание вызова не одобрялось.

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Виды оскорблений

Кодекс делил оскорбления на три типа согласно степени тяжести. Обычные обиды причинялись словами и задевали только самолюбие дворянина. Они не касались репутации или доброго имени. Это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д. Тяжкие оскорбления наносились неприличным жестом или словом. Они затрагивали репутацию и честь. Таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань. Подобные поступки, как правило, приводили к дуэлям до ранения или до первой крови.

Наконец, кодексом регламентировались оскорбления третьей степени. К таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары. Одинаково расценивались подобные осуществленные или незавершенные по каким-то причинам оскорбления. К ним же причислялась измена жены. Если оскорбленный отвечал аналогичным оскорблением в сторону своего обидчика, он не лишался своего права назначить дуэль. Однако были и нюансы. Если оскорбленный отвечал более тяжким оскорблением (например, давал пощечину в ответ на легкую насмешку), то оскорбленной стороной становился обидчик, который получал право назначать дуэль.

Действующие лица

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Поздний кодекс запретил вызывать на дуэль ближайших родственников. Например, нельзя было сражаться с родным братом, но можно было с двоюродным. Также запрещались дуэли между должниками и кредиторами.

Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники.

Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Классические правила дуэлей на пистолетах предполагали, что между вызовом и самим боем оскорбитель и оскорбленный не должны общаться и встречаться друг с другом. Для ведения переговоров назначались секунданты, которые и организовывали приготовления к поединку. В качестве них кодекс рекомендовал выбирать людей с незапятнанной репутацией и равным социальным положением. Секунданты ручались своей честью за то, что дуэль будет соответствовать нормам кодекса и организована при равных условиях для соперников.

Считалось неправильным, когда за организацию поединка бралось заинтересованное лицо. Именно поэтому дуэли в России, правила которых были обязательны для всех сторон, запрещали назначать секундантом близкого родственника. Полномочия «правой руки» определялись тем, кто участвовал в поединке. Дуэлянт мог разрешить секунданту действовать полностью по своему усмотрению или даже принять мир от секунданта оскорбившего его человека. Как правило, помощники только передавали сообщения, исполняя функции курьеров.

Если доверенным лицам не удавалось договориться о мире, начиналось обсуждение технических деталей предстоящего столкновения. От их соглашения зависело, будет ли дуэль смертельной или только до первой крови, каково будет барьерное расстояние (если это были пистолетные дуэли). В России кодекс разрешал обращаться к уважаемому с обеих сторон человеку, чтобы он мог быть третейским судьей, в случае если секунданты не могли договориться об условиях дуэли. Решения такого лица принимались противниками без возражений. Один из двух секундантов брал на себя еще одну важную функцию. Он распоряжался на самой дуэли (отдавал команду стрелять и т. д.). Врач на поединке нужен был, во-первых, для констатации ранений или смерти, а во-вторых, для помощи получившим увечья.

Ход боя

Как правило, дуэли происходили в уединенных местах и рано утром. Время прибытия противников было строго определенным. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

В начале поединка секунданты еще раз предлагали закончить конфликт миром. В случае отказа они объявляли заранее оговоренные правила дуэли. В России были запрещены извинения перед последним барьером. Тот, кто начинал колебаться, когда распорядитель уже объявил начало дуэли, признавался трусом. Противники стреляли или атаковали друг друга холодным оружием после команды одного из секундантов. Он же объявлял дуэль оконченной. Поединок завершался после использования пистолетов, ранения или смерти (в зависимости от договоренностей) одного из участников от колющего оружия.

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Дуэли на холодном оружии

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком.

Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами.

Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями. Также запрещались захваты вражеского клинка. Бой стартовал после сигнала, данного секундантом-распорядителем. Только этот человек имел право незамедлительно прекратить сражение по первому же требованию. Данный принцип был одним из важнейших для любой дуэли в России. 19 век, правила которого сегодня кажутся удивительными, закладывал в людей понятия о чести, и именно они запрещали ослушиваться распорядителя, даже если им был секундант противника.

В случае когда соперник ронял свое оружие, его визави прекращал бой и ждал поднятия клинка. Дуэли до ранения или до первой крови останавливались после первого попадания. Затем свое слово говорил врач. Если он заключал, что ранение слишком тяжелое для продолжения боя, дуэль завершалась.

Поединки на пистолетах

В XIX веке в доме каждой дворянской семьи обязательно хранился парный комплект пистолетов. Держался он для вполне конкретной цели. Огнестрельное оружие доставалось после вызова на дуэль. Такие пистолеты были однозарядными. При этом использовались только те, которые еще не применялись и считались необстрелянными. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Знакомый пистолет сразу давал стрелку определенную фору. Она была тем сильнее, что в XIX столетии огнестрельное оружие изготавливалось в основном индивидуально, и каждый экземпляр отличался уникальными характеристиками. Использование парных пистолетов разрешало эту проблему. Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

По распространенной традиции дуэлянты, использовавшие огнестрельное оружие, делали только по одному выстрелу. Довольно часто в результате таких залпов никто не погибал или даже не получал ранения. Даже в таком случае дуэль считалась оконченной, а честь - восстановленной. Противники вовсе не жаждали расправиться друг с другом. В то же время намеренный (или даже демонстративный) выстрел мимо цели вообще мог расцениваться как оскорбление. Известны случаи, когда такие жесты приводили к новой дуэли.

Реже применялась практика, при которой секунданты договаривались о поединке до первого ранения. В этом случае, если выстрелы никого не задели, пистолеты заряжались вновь до тех пор, пока кто-то не попадал в соперника. При новой попытке секунданты могли сократить дистанцию между противниками и тем самым увеличить риск для дуэлянтов.

Виды огнестрельных дуэлей

Как и правила дуэлей с холодным оружием, нормы для огнестрельного предполагали возможность неподвижного поединка. В таком случае противники вставали на расстоянии в 15-20 шагов друг от друга. Выстрелы могли совершаться одновременно по команде распорядителя или по очереди, определявшейся случайным жребием.

Наиболее распространенным в России был подвижный поединок с барьерами. В этом случае между противниками размечалась специальная дорожка. Ее границы отмечались препятствиями, в качестве которых могли использоваться любые крупные предметы. После команды распорядителя соперники начинали сходиться, двигаясь навстречу друг другу. Остановившись у барьера, дуэлянт совершал выстрел.

Расстояние от 15 шагов в России считалось «миролюбивым». На таком отдалении стрелки редко попадали в цель. Это было «благородное расстояние». Однако, несмотря на его мнимую безопасность, в 20 шагах Александр Пушкин. Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Кодекс также включал в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Наиболее жестокие поединки заставили западных европейцев воспринимать российские дуэли XIX столетия «узаконенным убийством». На самом деле государство долгое время боролось с этой традицией. Дуэлянты нередко лишались званий и попадали в ссылки.

В старинном анекдоте про Дикий Запад в салуне имеется вывеска: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Если бы Киран Дарси-Смит каким-то чудом оказался на месте того пианиста, его бы все равно пристрелили. Слишком сильно фальшивит режиссер, запустивший на экраны фильм «Дуэль».

Вообще, разговоры о том, что вестерн как кинематографический жанр вымер полностью и окончательно, подобно трицератопсам и стегозаврам, слегка приутихли после триумфального шествия по экранам последних хитов Иньярриту («Выживший») и Тарантино («Омерзительная восьмерка»). «Дуэль», к сожалению, не дает дополнительных поводов для оптимизма. Дарис-Смит гарантировал провальный результат уже на стадии подбора сценария. Творение Мэтта Кука он обнаружил в знаменитом «Черном списке Голливуда», где складируются наиболее перспективные сценарии. Но если к числу перспективных отнести текст «Дуэли» – что же тогда считать бесперспективным? Дефекты видны невооруженным взглядом. Провисают целые сюжетные линии, логика хромает, эстетические жанровые каноны нарушаются с упорством, достойным лучшего применения. Кульминация выстроена так, что не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать.

Женщины в вестерне, как известно, должны оставаться на втором плане (исключение – роль Шэрон Стоун в «Быстром и мертвом»). В «Дуэли» жена главного персонажа увязывается за мужем (Дэвид Кингстон в исполнении Лиама Хемсворта) и сопровождает его в смертельно опасной командировке. Разумеется, главный злодей (Авраам Брандт в исполнении Вуди Харрельсона) начинает чего-то хотеть от неугомонной дамочки. Но до конца фильма эти намерения остаются непонятными. Ты скажи – че те надо? Не томи женщину, ее мужа и нас, ни в чем неповинных зрителей. То ли он отбить ее желает, то ли сделать из нее пророчицу в своей секте (имя у женщины многообещающее – Марисол – то есть Маша Солнечная… а, может, и Солнцевская). В результате Авраам Брандт настолько неубедительно отстаивает свои матримониальные перспективы, что Марисол остается ни с чем, муженек пускается в финальное странствие в полном одиночестве. Еще один женский персонаж – шлюха Наоми – появилась в картине вообще неизвестно для чего. Создается впечатление, что сценарист просто решил – надо. Какой же вестерн без несчастных, жестоко сексплуатируемых ковбоями и индейцами проституток? Заодно лишний повод главному герою мужество проявить при защите униженных, изнасилованных и оскорбленных (кто же не вспомнит при этом «Плохого, хорошего, злого» Клинта Иствуда). С этим персонажем авторы поступили не так жестоко, как с Марисол, дамочка обрела покой в весьма живописном местечке, откуда открывается неплохой вид для тех, кто способен видеть.

Ладно, бог с ними, с женщинами. Поговорим лучше о боге Авраама. Брандт не только кровавый бандит, сексист и ксенофоб. Он вдобавок еще и проповедник. В чем состоит его символ веры – понять невозможно. Обрывки проповедей, камлания с пресмыкающимися, таинственные обряды с Марисол (то ли в нее бесов вселяют, то ли изгоняют, то ли просто доводят до оргазма – не разберешь). Короче: Авраам нехороший человек и верит тоже во что-то откровенно нехорошее. А еще персонажи фильма слишком много говорят. Вестерн – это история про молчаливых мужчин. Обычно они говорят: «Стреляли». Самая длинная фраза, которую они себе позволяют: «Павлины, говоришь». Герои Клинта Иствуда, чтобы ненароком не сказать лишнего, сигару изо рта не вынимают. Они прекрасно помнят истину, о которой забыли персонажи «Дуэли»: пистолетом и добрым словом можно сделать больше хороших дел, чем только добрым словом. Клинт Иствуд довел этот принцип до совершенства: он совсем отказался от добрых слов. Сразу стреляет. Авраам Брандт болтает практически без умолку, несет какую-то псевдорелигиозную чушь. Наверное, чтобы дать многоумным кинокритикам повод поговорить о том, что «Дуэль» – не вестерн, а вовсе даже проникновенная философская притча. На что тут же можно возразить: притча очень напоминает вестерн. Она должна быть простой и понятной, избыточная рефлексия персонажей здесь так же неуместна, как в историях о ковбоях и шерифах.

Главный секрет фильма составляет бизнес Авраама. Он, оказывается, делает деньги на двух человеческих пороках одновременно: ксенофобии и стремлении убивать все, что движется. Авторы хотели создать просто универсального монстра, но с психологической точки зрения как-то неправдоподобно получается: фанатик-сектант и расчетливый криминальный бизнесмен в одном лице. Хотя кто их знает. Я как честная блондинка попыталась прочитать «Протестантскую этику и дух капитализма» Макса Вебера, но уснула слишком рано. Одно мне кажется очень неправдоподобным: в конце позапрошлого века платить 200 долларов (сумма по тем временам не маленькая) за сомнительное удовольствие пристрелить мексиканскую старушку согласился бы только сумасшедший. В Техасе белые люди отстреливали латиносов абсолютно бесплатно при любом удобном случае, как сейчас полицейские – негров, и наоборот. Вообще тема «белый самец против несчастных нацменьшинств» в США сегодня откровенно политизирована: Трамп стену на границе с Мексикой построить обещает. Так что о правдоподобии можно забыть. Но не до такой же степени, как при изготовлении ударной концовки, без которой вестерн просто немыслим. Я, конечно, не самый большой знаток физиологии, но когда меня пытаются убедить, что человек способен отрезать себе ногу и, не потеряв сознание от болевого шока, постараться убить противника (и дать, таким образом, шанс слабой девушке подержать нежными ручонками тяжелый револьвер на фоне заходящего солнца) – так это даже не смешно. Просто убого.

А еще раздражают лошади. Они категорически не желают скакать, галопировать, даже рысить. Эти медлительные твари просто пешком перемещаются! Целый час мы наблюдаем за тем, как многочисленное ковбойское население фильма перемещается туда-сюда на лениво бредущих лошадях. Почему люди ногами не ходят, ведь быстрее получится? Наверное, из тех же соображений, что московские мажоры, которые стоят в пробках на «Геликах»: крутым так положено. Только ближе к концу фильма нас порадовали несколько лошадок, которые проскакали, задрав хвосты, в сторону заката. Но в финале одинокий герой снова тащится на едва плетущейся коняге куда-то вдаль. В таком темпе он туда доберется нескоро.