Группа ненцы. Ненцы. Народ ненцы, традиции, культуры, обычаи, религия, жилище, народные костюмы, фото ненцев. Они не обижают землю и воду

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.


Теория Г.Н. Прокофьева

Советский ученый Г.Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внес в неё необходимые коррективы. Согласно его предположению предками современных ненцев, нганасан, энцев и селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена приполярной зоны, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времен.

Занятия и быт

Традиционное занятие ненцев – крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей.

Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.


В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо.

Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя") - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей.

Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

Помимо выпаса оленей ненцы зимой охотятся на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляют с помощью деревянных ловушек-пастей, железных капканов, петлей. Испокон веков ненцы добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины.

Язык

Ненецкий язык, язык ненцев. Относится к северной группе самодийских языков. Распространен на крайнем северо-востоке Европы и крайнем северо-западе Азии от Кольского полуострова до правобережья Енисея (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий автономные округа). Число говорящих ок. 27 тыс. человек (1989 г., перепись). Из общего числа ненцев 77,7 % признали родным языком ненецкий, 17,6% русский. Наречия: тундровое и лесное. На тундровом говорит основная масса ненецкого населения, на лесном - небольшая группа в южных районах Ямало-Ненецкого округа.

Для ненецкого языка характерны суффиксальная агглютинация, различие трех чисел, падежное оформление четырехчленной серии местных падежей («где», «куда», «откуда», «по какому месту»), противопоставление трех типов глагольного спряжения (субъектного, объектного и рефлексивного), широкое использование конструкций с нефинитными формами глагола, употребление послелогов, принцип «управляемый член перед управляющим» как основа порядка слов. Особенность фонетики большинства ненецких диалектов - запрет на употребление гласных в начале слова (в заимствованных словах перед анлаутным гласным появляется звук ӈ). В консонантизме представлена корреляция твердых и мягких согласных, напоминающая корреляцию в русском языке. В лексике отражено влияние коми-зырянского, хантыйского, русского языков.

Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики. В 1937 г. она была переведена на русскую графику. Литературный язык сформировался на основе большеземельского говора тундрового наречия.

Ненецкий язык преподается в начальных классах ненецкой национальной школы как обязательный предмет, а в части школ и как факультатив в 5-8 классах. Кадры учителей готовятся в Институте Севера Педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), в педагогических училищах Нарьян-Мара и Салехарда. На ненецком языке издается учебная и художественная литература, ведутся передачи трех окружных радиостанций, издается окружная газета в Салехарде.

Письменность

В 1932 г. на основе латинской графики Г.Н.Прокофьев подготовил первый ненецкий букварь «Новое слово». За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В последствие была разработана грамматика, грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.

Пища

От века к веку, проявляя природную смекалку и мужество, ненцы сумели противостоять беспощадной природе, научились брать у нее все необходимое для жизни. Первой необходимостью у ненцев была пища. Приготовление пищи и заготовка ее впрок всегда были делом женщин. Пищей ненцам издавна служили мясо и рыба. Растительная пища играла очень незначительную роль. Мясо оленя употреблялось ненцами главным образом с середины августа до мая, т.е. в течение зимнего периода.

Наиболее лакомым блюдом являлось мясо только что убитого оленя. Поедание мяса только что убитого оленя являлось своего рода праздником. Лакомым блюдом считались молодые оленьи рога. Отрезанные мягкие концы рогов ненцы бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом. Наполненные кровеносными сосудами хрящевые концы рогов очень вкусны.

У окостеневших рогов ненцы ели только покрывающую их кожицу, предварительно опалив ее. Во время массовых поколок оленей (особенно осенью) мясо, которое не могло быть употреблено сразу же, заготовлялось впрок. Для сохранения часть его зарывали в мерзлую землю, где оно сохранялось, как в погребе, практиковалось также копчение мяса со спины оленя над костром, изредка - вяление на солнце и - совсем редко - посолка.


Зимой ненцы охотно употребляли мороженое мясо, замораживали также в каких-либо сосудах оленью кровь. Помимо мяса оленя, зимой добывали и ели (обычно в вареном виде) куропаток. Начиная с весны мясо оленя заменялось мясом различных птиц - гусей, уток, турпанов, гагар, поморников, полярных сов. В пищу не употреблялись лишь чайки, которые считались священными. В период промысла линных гусей мясо этих птиц составляло основное питание ненцев.

Его ели главным образом в вареном виде. Птиц ощипывали, потрошили, разрезали на куски и закладывали в котел. Сваренное гусиное мясо доставали из котла, а бульон заправляли мукой, и еще поварив, разливали в чашки. Ненцы, жившие по соседству с русскими, часто ели по русскому обычаю сначала суп, а затем мясо. Весной собирали и ели гусиные яйца. На Малой Земле ели только вареные яйца, считая, что есть сырой плод грех. Консервирование гусиного мяса производилось путем вяления.

Ненцы употребляли в пищу и мясо медведя, несмотря на то, что он считался священным. Некоторые части туши медведя запретны были для женщин. На побережье моря вытапливали жир морских животных (нерп, морских зайцев, моржей). Для этого с животного снимали шкуру вместе с находящимся под нею слоем жира, потом жир отскабливали ножом, клали в котел и растапливали. Жидкая ворвань разливалась в сосуды (обычно в бочки) и использовалась по мере надобности. Мясо морских животных также иногда употреблялось в пищу.

Мясо нерпы ели обычно слегка вымочив в воде. Рыба являлась одним из основных видов пищи ненцев в летнее время. Для безоленных и малооленных ненцев это был главный продукт питания. Употребляли только что выловленную рыбу в сыром виде, иногда чуть присолив или макая куски рыбы в соленую воду. Зимой одним из любимых кушаний являлась строганина - свежая мороженая рыба, тонко наструганная острым ножом. Рыбу также заготавливали впрок. Заготовка происходила в течение почти всего летнего сезона.

Наиболее распространено было приготовление юколы (пэхэ). Юкола приготовлялась из различных пород рыб - сига, налима и других. После привоза улова женщины сразу же приступали к чистке и разделке рыбы. Для сушки использовали только боковины рыб (кости, головы и внутренности вынимались и выбрасывались). Боковины срезались так, что у хвоста между ними оставалась перемычка.

Для лучшей просушки они на всем протяжении надрезались в поперечном направлении, затем развешивались на специально устанавливаемых для этой цели около чума шестах. Часть сушеной рыбы затем варили в рыбьем жиру (порца) и ели, иногда с лепешками или сухарями. Вытопленный рыбий жир являлся одним из любимых лакомств: в него обмакивали во время еды лепешки, кусок рыбы и т.д. Соление рыбы вследствие постоянного недостатка соли производилось редко. Слабо засоленная рыба скоро портилась.

Домашнее соление рыбы производилось в деревянных бочках (обычно покупных), иногда просто в ямах. При этом слои очищенной рыбы перемешивались со слоями соли. Употребляли квашеную рыбу, для чего ее слегка присаливали и давали закиснуть. Икра (тиребя) ценилась главным образом в некоторых породах рыб (омуль, сиг, пелядь), причем ненцы предпочитали икру, добытую из озерной рыбы, а не речной, т.к. она была очень нежной и жирной. Икру ели сырой, смешивая с жиром, вываренным из внутренностей рыбы, кусочками рыбы или ягодами. При употреблении в пищу свежей рыбы в сыром виде существовали некоторые приметы. Так, вынимали спинной нерв и с силой подбрасывали вверх.

Пресный хлеб в чуме западные ненцы выпекали следующим образом: замешав тесто (хуса), т.е. залив муку водой и перемешав, скатывали его в форме толстой колбаски и насаживали по длине на ровную палку (леска пя), слегка обмяв концы, чтобы они сходили на нет. Затем пропекали, поворачивая у огня. Снятый с палки хлеб (леска, реска) имел форму батона (длина около 45 см, толщина 10 см) с пустотой в середине. Восточные ненцы (зауральские) приготавливали леску несколько иначе.


Из растительной пищи, ненцы употребляли главным образом морошку (маранга), которая встречается в ненецких тундрах в большом количестве. Собирали и ели также голубицу (лынзермя), бруснику (енздей). Варили жидкую кашицу из альпийской толокнянки (мологодя). В связи с кочевым образом жизни ненцев сложились традиции, которые помогают устранять потребительское отношение к природе и ее дарам. Они просты, понятны и убедительны.

Например, не принято у ненцев делать заготовки на зиму ягод, грибов и других продуктов, кроме жиров. Кстати, грибы ненцами в пищу никогда не употреблялись. Объяснение запрету их сбора надо искать в самом названии грибов ТУДАКО - жирок. Корневая морфема ТУ представляет собой самостоятельное слово, обозначающее жир.

По-видимому, когда-то ненцы, заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы этих грибов могло хватить и людям и оленям. Очевидно, название грибу придумано не просто: этот жирок куда приятнее получить от оленя в виде вкусной пищи, теплой шкуры и выносливого, сильного оленя в упряжке. Ненцы употребляли много чая, предпочитая плиточный.

Чай заваривали прямо в котле или чайнике и кипятили, получая таким образом крепкий напиток. Пили чай обычно не реже трех раз в сутки. Зимой он имел большое значение как согревающее средство. Летом чай пили в меньшем количестве и не такой крепкий. Для охлаждения чая в чайник доливали сырую воду. В качестве чайной заварки использовали и листья морошки, и траву иван-чай. В отличие от многих других народов Сибири ненцы не знали доения важенок.

Эпизодически пастухи практиковали высасывание молока, для чего важенку со спутанными ногами валили на землю. Коровье молоко и другие молочные продукты (творог, сметана, масло) в прошлом употребляли в пищу лишь ненцы, издавна живущие совместно с русскими. Однако эти продукты могли покупать очень немногие ввиду их дороговизны. В тундру в незначительных количествах русские купцы завозили сахар, крупу, растительное масло и т.д. Их употребляли только зажиточные ненцы.

Детей до полутора лет кормили почти исключительно грудным молоком, добавляя в небольших количествах жеваное вареное мясо и вареный мозг. С полутора-двух лет питались так же, как взрослые. Во многих семьях было распространено кормление детей грудью до трех-четырех и даже пяти лет.

Во время разъездов по тундре налегке ненцы обычно провианта с собой не брали, т.к. обычай гостеприимства предполагал угощение в первом же встреченном чуме.

В тундре есть несколько видов растений, которые собирают в конце лета женщины и дети. Это чайные растения: хоркы нгэ - куропачья ножка, цветки и листья лэморнгодя - княженики или воробьиной ягодки, ярасяй - тундровые ноготки и др. Северяне знают немало целебных трав, кустарников. Один из них яранзь - багульник. Он употребляется от всех болезней, его отвары используются как дезинфицирующие и гигиенические препараты. Его заваривали и остудив, обмывали тело, его отваром обмывается новорожденный ребенок. Этим же отваром мыли голову для укрепления волос и избавления от перхоти. От недомогания заваривали багульник и пили определенными порциями по три раза в день. Само растение применяют для отпугивания насекомых.

Головную боль удавалось изгнать настоем из листьев брусники. С далеких времен высоко ценятся разные виды чаги - березовые и осиновые грибы, настои из которых применяются в гигиенических целях. Чагу применяют при язвенной болезни, гастритах, злокачественных опухолях. При порезе на рану накладывали еловую смолу или засыпали порошком, полученным из сердцевины этого дерева. От простудных заболеваний и кашля помогало прогревание горла над паром кипящего чайника.

Из листьев морошки, брусники, делали отвар и поили простуженных людей. Желудок лечили, употребляя в пищу ягоды: морошку и сушеную черемуху, которую покупали у русских крестьян. Приготавливали настойку из листьев брусники и морошки, и пили как болеутоляющее средство. Следует заметить, что ни одно из названных растений не входит в широкий рацион питания оленей, кроме некоторых видов ягеля (их используют в редких случаях в небольшом количестве). Настои из трав приготавливают только летом. Сбором и просушиванием лекарственных растений с запасом на длительное время ненцы никогда не занимаются. До недавнего времени ненцы заготавливали только чайные растения, но в связи с тем, что появилась возможность делать закупки промышленного чая, в тундре перестали собирать и эти растения.

Религия

В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima – душа, отсюда - «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы. От них зависела жизнь людей, удача в промыслах. Духи были добрыми, помогавшие людям во всех делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастья. Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертвоприношений.

В мифологии ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, расположенных вертикально один над другим – Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего мира. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир - Земля, она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть. На первой живут сихиртя, их небо – наша земля. Сихиртя пасут земляных оленей (я′ хора).


Создателем всего живого на земле, по представлениям ненцев, являлся Нум, обитаюший на небе. Нум управляет Вселенной: сменами зимы лета, теплом и холодом, ветром, бурями.

Считалось, что у Нума есть жена Я′ Мюня и сыновья. По некоторым источникам в числе его сыновей Нга – дух смерти и болезни. Духу неба Нуму ежегодно приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение осуществлялось на открытом возвышенном месте. Мясо съедали. Голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

Злое начало отождествлялось с именем духа Нга – владыки подземного мира, куда после смерти отправлялись души умерших. Души грешников обречены на вечное и безрадостное существование в царстве Нга. Он охотился за душами людей подобно охотнику за зверем. Нга пожирал душу, и тело умирало.

В Нижнем мире, кроме Нга, обитают злые духи болезней. Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни. Мэдна - дух, приносящий людям и животным уродство. Иŋуцяда – дух, лишающий человека разума. Хансосяда – злой дух, уносящий разум. Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей. Сустана – дух болезни дистрофии. Мал′ тэŋга – мифическое существо, безо рта и заднего прохода, имеющее только обоняние. При жертвоприношении злым духам оставляют содержимое желудка оленя в виде семи кусков.

Жизнью обитателей Среднего мира правят две покровительницы Я Небя – светлая мать земля и Парны не – грешница. Первая направляет род человеческий на благие дела, вторая живет в грехе и руководит дурными поступками человека.

В Среднем мире, по представлениям ненцев живут также духи - хозяева стихийных силы и явлений природы. О них существовали следующие основные представления. Ветер (мерця) вызывает мифическая птица Минлей, имеющая семь пар крыльев. Гром (хэ) – это шум нарт, на которых сыновья Севера едут сражаться с Югом, чтобы забрать у него дочь. Молния (хэхэ ту) – священный огонь. Это искры, которые летят из-под полозьев нарт жителей верхнего мира. По другой версии грозы – это вид птиц, живущих в море. Они передвигаются на облаках. Когда они открывают рот, оттуда зигзагом вылетают молнии, а гром – их речь. Радуга (нув пан) – представлялась полосками на одежде Неба (Нума). Гроза – хэхэ Саре. Пурга (хад) – обычно представляясь старухой с длинными седыми волосами.

  • Национальное самосознание - это элемент общественного и личного сознания, в котором отражается осознание этнической общности своих интересов. Важнейшей функцией национального самосознания является сохранение и развитие данной этнической общности.

    Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил бьются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения погибающих народов. Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности.

    Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам.

    Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

    Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

    Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные ненцы. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.

    Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство ненцев, и лесной (им владеет около 2 тыс. ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне, по верхнему и среднему течению реки Пур, а также в истоках реки Надым и по некоторым притокам Средней Оби). Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики.

    Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население - охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

    Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

    В бывшем СССР хозяйство, быт и культура ненцев претерпели существенные изменения. Большинство ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция.

    Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

    Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.

    Пища - оленье мясо, рыба.

    Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патрилинейный род (еркар). У сибирских тундровых ненцев сохранялись 2 экзогамные фратрии.

    В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.

    В. И. Васильев

    Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 375-377.

    Ненцы

    Автоэтноним (самоназвание)

    ненць : Самоназвание н е н ц ь - "человек".

    Основная территория расселения

    См: Этнические и этнографические группы

    Численность

    По переписи 1897 г. учтены вмести с другими самодийскими народами, 1926 - 16.4 тыс., 1959 – 23.0 тыс., 1970 - 28.7 тыс., 1979 - 29.4 тыс., 1989 - 34.4 тыс.

    Этнические и этнографические группы

    Делятся на две этнотерриториальные группы - тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО), лесные (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р.Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам.

    Антропологические характеристики

    В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной. малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

    Язык

    ненецкий : Ненецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта - тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

    Писменность

    В 1932 г. на основе латинской графики Г.Н.Прокофьев подготовил первый ненецкий букварь «Новое слово». За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В последствие была разработана грамматика, грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.

    Религия

    Православие : Православные. Начало христианизации европейских ненцев относится к 20-м годам ХIХ в. Миссия архимандрита Вениамина начала обращение в христианство тундровых ненцев в 1926/27 гг. Проповедь велась на ненецком языке. При терпимом отношении к таинствам, современники отмечали слабое усвоение основ христианских догматов ненцами. Наряду с просветительской деятельностью миссионеры активно занимались уничтожением священных мест. В 1826 г. на о.Вайгач миссией были сожжены 420 деревянных "идолов" и поставлен крест. К 1830 г. было крещено 3303 ненца. В последствии была создана духовная строительная комиссия, которая занималась строительством церквей, на основе деятельности которых предполагалось распространение христианской веры на территориях, заселенных тундровыми ненцами. В последствии, при церковных приходах были открыты миссионерские школы. Священнослужителей начали готовить из "инородцев".
    Первые попытки христианизации сибирских ненцев относятся к ХVIII в., но они встретили активное сопротивление. Систематическая миссионерская деятельность начинается с учреждения в 1832 г. в Обдорской миссии, но, как и в предшествующий период, значительных результатов достигнуто не было. В последствие при обдорской церкви была создана русско-туземная школа, но в ней обучались только дети обрусевших хантов и ненцев. Среди сибирских ненцев миссионерской деятельностью не было охвачено практически все тундровое население - Ямал, Низовая тундра.
    В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру наблюдается синкретическое состояние их религии. Так, под влиянием христианства Нум, верховное божество ненцев, приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев, в виде "Сядай-Миколы" -покровителя промыслов, включается св. Николай. Ненцы отмечали ряд христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища обычными становятся иконы. Элементы бытового православия получили распространение благодаря разнообразным контактам ненцев с русским населением.
    Тем не менее, в общей оценке состояния синкретизма религии ненцев отмечается, что "влияние христианской веры в основном носило поверхностный характер и не затронуло глубоко традиционных религиозных представлений ненцев."

    Этногенез и этническая история

    Сложение ненецкой культуры в ее локалъных вариантах, а также специфика ненцев по отношению к другим самодийским народам, объяснимы из идеи двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. Согласно o6щей схеме, в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем с и х и р т я. Анализ этнокомпонентного состава ненцев, который основывается на учете современных родов, в связи с историей их формирования, позволяет выявить в разных территориальных группах приблизительное процентное соотношение этнических компонентов, принимавших участие в их формировании. Так, в составе европейских ненцев 78.2 % родов составляют южно-сибирские и 21.8 % аборигенные компоненты, у сибирских тундровых ненцев южно-сибирский компонент 53.4 %, аборигенный 26.4 %, хантыйский 15.0 % и "смешанный" (лесные ненцы и энцы - 5.2 %) сибирские лесные ненцы имеют в своем составе 63.2 % южно-сибирского компонента, 35.4 % аборигенного и 2.6 % тундровых ненцев.
    Данная схема отражает не только начальные этапы сложения ненецкой культуры во взаимодействии автохтонного и пришлого населения, но и последующие, начиная с ХVII в., процессы взаимодействия, прежде всего тундровых ненцев, в ходе освоения ими новых территорий на восток вплоть до правобережья Енисея, с энцами, вхождение в их состав родов хантыйского происхождения, а также, их тесное взаимодействие в сфере оленеводства с коми-ижемцами.

    Хозяйство

    Специфика выделенных групп фиксируется и в сфере этнической культуры. Тундровые ненцы являются крупноетадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето - северные тундры, зима - лесотундра. Материальная культура адаптирована кочевому образу жизни (мобильное жилище, высокоспециализированный олений транспорт, минимальный набор предметов жизненного обихода). Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел.
    В отличие от тундровых, в культуре лесных ненцев отмечаются: слабое развитие оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики; охота и рыболовство, как основные хозяйственные составляющие; существуют многочисленные отличия в сфере материальной культуры - жилище, одежда, транспорт, пища, утварь и т.д.

    Традиционные поселения и жилища

    Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.
    Универсальным типом жилища является чум, так называемого "самодийского типа" - два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства, покрытие зимнего чума двойными "нюками" - покрышками сшитыми из оленьих шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.

    Библиография и источники

    Общие работы

    • Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л, 1966, 2-е изд. Спб., 1995/Хомич Л.В.
    • Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995./Головнев А.В.

    Отдельные аспекты

    • Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976/Хомич Л.В.
    • Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Ленинград, 1979. С. 12-28./Хомич Л.В.
    • На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края./Бартенев В.//СПб.,-1896
    • Проблемы формирования северосамодийских народностей./Васильев В.И.//М.-1979
    • Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск, 1993./Головнев А.В.
    • Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.,Л., 1970/Долгих Б.О.

    Отдельные региональные группы

    • Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб., 1847/Иславин В.
    • По Большеземельской тундре с кочевниками. Архангельск, 1911/Керцелли С.В.
    • Ненцы Европейской России в конце ХVII-начале ХVIII в. // СЭ. 1956. № 2/Колычева Е.И.
    • Северный полюс и земля Ямал. СПб., 1868/Кушелевский Ю.И.
    • Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5/Зуев В.Ф.
    • Лесные ненцы/Вербов Г.Д.//СЭ, № 2-1936
    • Канинские самоеды // СС. 1930. №№ 4-5./Гейденрейх Л.Н.
    • Традиционное жилище лесных ненцев бассейна р.Пур // СЭ. 1971. №4/Долгих Т.Б.
    • Культура питания Гыданских ненцев (интерпретация и социальная адаптация). М., 1997/Ёсида Ацуси.
    • Полуостров Ямал // Зап. ИРГО по общ. геогр. СПб., 1913. Т.49/Житков Б.М.

    Самоназвание большинства тундровых ненцев (о делении ненцев на тундровых и лесных см. ниже) - ?enej ?ene?? , откуда рус. ненец , ненцы , буквально означает «настоящий человек», и аналогично образованным от тех же северносамодийских корней самоназваниям энцев и нганасан (см. ниже). Восточные тундровые (устье Оби и восточнее) ненцы используют в качестве самоназвания также слово ??sawa «мужчина». Лесные ненцы называют себя (мн. ч.) ?ak? (по названию рода ?ak , связанному, возможно, с нен. ?a «дерево, лес»), а тундровые ненцы называют их ?an ??sawa? «лесные люди».

    Внешнее название ненцев, служащее в европейских языках и сегодня также в качестве названия всех самодийцев, - нем. (мн. ч.) Samojeden и др. - происходит от русского самоеды , служившее до 1930?х годов названием ненцев, а также - с уточняющими определениями - других самодийцев (см.). Др.-рус. Самоядь впервые встречается уже в начальной русской летописи под 1096 годом в рассказе новгородца Гюряты Роговича, как название народа, живущего далее на север (и восток - ?) от Югры (см. разделы о манси и хантах, см. также ниже). Форма Самоядь совпадает с церк.-слав. самоядь «людоеды». Использование слова «людоед» для именования населения отдалённых и плохо известных областей в древнерусских памятниках может быть обязано средневековой литературной традиции (восходящей к «Роману об Александре») рассказов о мифических народах, населяющих окраину ойкумены (типа «псоглавцев», «безротых» и т. п.). Именно в таком контексте впервые встречаются самоеды (в форме Samogedi ) в западноевропейских источниках - в сочинении папского посла ко двору монгольского хана бр. Иоанна де Плано Карпини (сер. XIII века): между питающимися паром безротыми паросситами и псоглавцами . Важно, что сведения об этих народах бр. Иоанн получил, очевидно, от русского информатора или переводчика (ср., например, название «безротых»: Parossiti - видимо, искажённое (др.?)рус. паром-сыты (версия А. Н. Анфертьева), равно как и Samogedi - от русского самоеды ). Возможно, соотнесение мифических «людоедов» (самояди ) окраины ойкумены с реальными предками ненцев способствовали воинские обычаи, существовавшие в средневековье у народов Западной Сибири и, в частности, у ненцев, связанные с расчленением тела убитого врага и поеданием его сердца или мозга, в связи с чем пелымские манси (по словарю Б. Мункачи) называли ненцев kh?l?s-t?p ?r?nt «людоеды», букв. «человеческой еды ненцы». Возможно, именно рассказы манси или других их соседей (коми, югры ) о воинских обычаях ненцев и послужили основой применения к ним русскими церк.-слав. слова самоядь .

    В литературе распространена версия (со времён М. А. Кастрена), согласно которой слово самоед (др.-рус. самоядь ) происходит от некоего деривата общесаамского *s?m?-??ne?m «саамская земля». С исторической точки зрения такая гипотеза имеет право на существование: по данным русских источников и топонимики, в средневековье саамы или близкое им по языку население действительно жили на современном Русском Севере - практически до западной границы сегодняшней Республики Коми на востоке (см. раздел о саамах) и, следовательно, название типа *s?m?-??ne?m , как все саамы сегодня называют свои земли, действительно могло употребляться по отношению к территориям северо-востока Восточной Европы, могло быть известно русским и быть впоследствии перенесено на жителей крайнего Северо-Востока - ненцев. Фонетически, однако, др.-рус. Самоядь едва ли выводимо из *s?m?-??ne?m . Предположение же о (пара?)саамской праформе русского слова типа *s?m?-(j)???ne?(m) также маловероятно, так как в тех саамских диалектах, где имеет место развитие *?n? > *??n? , происходит и аналогичное развитие *?m? > ??m? (при этом речь здесь идёт о южных диалектах: ср. саам. (Умео) sabmee «саам», e?dnama «земля», (Лулео) sapm? «саам», ?tnam «земля» - при (Инари) s??mi «саам», ??nnam «земля»).

    Ещё менее надёжно предположение о связи др.-рус. Самоядь с названием тундровых энцев somatu (см. этимологию в разделе об энцах) - как по фонетическим, так и по историко-географическим соображениям. Возможно, существование на северо-востоке Восточной Европы и на севере Западной Сибири этниконов *s?m?-??ne?m и somatu способствовало перенесению на туземное население созвучного с ними церк.-слав. самоядь «людоеды», но выводить старое русское название ненцев из этих этниконов нельзя.

    Восточные (от п?ва Ямал и восточнее) ненцы фигурируют в русских документах XVII-XIX веков также под именем юраки , откуда их (и часто - ненцев вообще) западноевропейские названия типа нем. Jurak-Samojeden . Рус. юраки содержит в себе суффикс?ак , а его основа является заимствованием из обско-угорских (скорее всего - хантыйского) языков: манс. (С) j??r?n «ненец», (Пел.) ?r?n , (Кон.) j?r??n / jor??n «тж», хант. (С) j?rn?? «ненец, ненецкий», (Вах) j?r?an? , (Вас.) j?rk?an? , (Ю) j?r?n «тж». Из обско-угорских же языков заимствовано коми название ненцев jaran . Дальнейшая этимология этого слова остаётся тёмной. Обращает, однако, на себя внимание близость реконструируемой мансийской праформы *jo?ren (при этом следует предполагать метатезу в кондинском диалекте мансийского и заимствование формы типа манс. (Конд.) jor??n в хантыйский - иначе было бы трудно объяснить редуцированный гласный в хантыйском слове при долгом в большинстве мансийских диалектов) к коми названию обских угров *je?gra (< общеперм. *j?gra , см. разделы о манси и хантах). Не исключено, таким образом, что обско-угорское название ненцев происходит от названия древнего населения крайнего северо-востока Европы и севера Западной Сибири - летописной Югры .

    Помимо Самояди и Югры в русских источниках XI-XV веков на северо-востоке упоминается Печера (в рассказе Гюряты Роговича 1096 года они размещены в следующем порядке - очевидно, с (юго?)запада на (северо?)восток - Печера , Югра , Самоядь ). Этническая принадлежность этой группы остаётся неясной. Относительно этимологии слова Печера имеется две заслуживающие внимания гипотезы. Согласно первой из них (М. Фасмер), оно происходит от названия реки Печоры (др.-рус. Печера ), которое, в свою очередь, является чисто русским по происхождению и связано с др.-рус. печера «пещера» - в нижнем течении Печоры действительно много пещер. Согласно второй версии (Л. В. Хомич), первичным является название некоего народа печера , по имени которого названа река, и которое происходит от ненецкого p?-t?er «горные жители» (нен. p? - букв. «камень», употребляется в названиях Уральских гор, горной гряды на п?ве Канин, реки Чёрная в Большеземельской тундре и др.). Нен. p?-t?er действительно применялось как название ненецких групп, живущих на сибирской стороне Полярного Урала и в Нижнем Приобье (отсюда - название ненцев Полярного Урала в русских источниках «каменные самоеды », с XV века - в противоположность «низовым самоедам », жившим в тундрах правобережья Нижней Оби и восточнее). Если вторая из этих гипотез верна, то под летописной Печерой может скрываться какая-то группа ненцев, населявшая предгорья Урала или отроги Тиманского кряжа, и о присутствии в бассейне Печоры ненцев уже в XI веке говорит ненецкое происхождение названия жившего здесь народа. Если же такое предположение неверно, то наличие в русских памятниках XI-XV веков на крайнем северо-востоке Европы двух народов неизвестной этноязыковой принадлежности - Печеры и Югры - оставляет мало места ненцам, и уверенность некоторых исследователей относительно локализации Самояди XI века (жившей, согласно недвусмысленным данным русских источников, за Печерой и Югрой , то есть - далее на восток и / или на север) к западу от Урала и, следовательно, вывод о проникновении предков ненцев на север Восточной Европы уже в самом начале II тысячелетия н. э. оказываются довольно спорными.

    Первые контакты ненцев с русскими в XI-XIV веках сменяются постепенным подчинением их власти последних - в особенности с XV века, когда новгородские земли, в том числе и Север, перешли под управление Москвы. В 1499 году в нижнем течении Печоры был основан Пустозерск (рядом с современным городом Нарьян-Мар) - опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. Документы XVI века уже называют канинских , тиманских , пустозерских самоедов - видимо, следует с уверенностью говорить о ненецком присутствии в тундре и лесотундре Восточной Европы от Урала до п?ва Канин лишь с этого времени.

    В конце XVI века помимо Пустозерска, куда съезжалось зимой для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев, на Европейском Севере основываются русскими новые поселения: Мезень на одноименной реке, Усть-Цильма и Ижма в среднем течении Печоры, к которым и приписывается для уплаты ясака большинство европейских ненцев. В течение XVII века нарастает приток на северные земли русских и (в бассейне Печоры, прежде всего - Усть-Цильма) коми, что, наряду с ужесточением ясачного обложения, приводит к конфликтам с ненцами, которые зимой 1662 / 1663 гг. сожгли Пустозерск.

    Военная активность ненцев, однако, нарастает в XVII веке не только на северо-востоке Европы, но и в Западной Сибири; по-видимому, именно в этот период ненцы «берут реванш» в войнах с продвинувшимися ранее в низовья Оби обскими уграми (в составе тундровых ненцев образуются роды, ведущие свое происхождение от хантов) и начинают свою экспансию в зоне тундры на восток, на земли энцев (см. ниже). Это обстоятельство объясняется, помимо усиливающегося давления на ненцев с запада, важным сдвигом в системе хозяйственной жизни тундровых ненцев.

    По-видимому, примерно до XVI-XVII века в основном экономический уклад их был подобен сохранявшемуся вплоть до XX века укладу других северных самодийцев, энцев и нганасан, то есть - основой хозяйства было рыболовство и охота, в особенности - охота на дикого северного оленя с использованием его сезонных миграций. Оленеводство должно было быть известно предкам ненцев ещё с общесамодийской эпохи, как об этом свидетельствует реконструированная лексика самодийского праязыка, однако до XVI века имело чисто транспортное и вспомогательное (олени-манщики и т. п.) значение, жизнь людей не зависела от численности и передвижений домашнего стада. В XVI-XVII веках вследствие русской колонизации, усиливающегося потока русских и коми переселенцев, распространения огнестрельного оружия, развития рыночных отношений и ростом ясачного обложения происходит резкая интенсификация традиционной охоты, быстро приведшая к сокращению поголовья дикого северного оленя. Традиционные способы облавной и загонной охоты становятся на севере Восточной Европы, на Полярном Урале, а несколько позже - и на севере Западной Сибири малопродуктивными и приходят в упадок. С другой стороны, вследствие необходимости платить ясак и развития пушной торговли и развивается пушной промысел, связанный с необходимостью облавливания больших территорий, что повысило роль транспортного оленеводства.

    В этих условиях ненцы европейских и урало-обских тундр перешли в XVI-XVII веках к крупнотабунному оленеводству и связанному с ним кочевому образу жизни (наилучшим образом данная гипотеза обоснована в работах А. В. Головнёва). Резкий рост стадного поголовья оленей, связанный с этим (для нормального воспроизводства стада и поддержания экономического минимума одного хозяйства требовалось 400 и более голов оленей - для сравнения укажу, что стада европейских ненцев в XVI веке, по данным русских документов, не превышали 100 голов), привёл к активным поискам новых пастбищ, а высокая подвижность и относительная независимость от природных условий обеспечили явное превосходство тундровых ненцев над другими народами, сохранявшими более архаичный уклад.

    Первоначальный импульс ненецкого движения в тундре был направлен на восток - с Полярного Урала и низовьев Оби на Гыдан, на Таз и далее к Енисею. Ещё в начале XVII века на Гыдане и в нижнем течении Таза ненцев, по-видимому, не было, эти территории были населены «хантайскими », «тазовскими », «худосейскими » самоедами , платившими ясак в Мангазее (см. ниже), в которых исследователи видят предков энцев (Б. О. Долгих, В. И. Васильев). Ненцы («каменные » и «обдорские » самоеды ) платили в это время ясак в Обдорске (см. ниже), их появление в качестве ясачных плательщиков в низовьях Таза и восточнее начинает фиксироваться с 30?х годов XVII века. Именно в связи с движением ненцев на восток в русских документах начинает часто использоваться термин юраки (см. выше). В XVIII веке на крайнем востоке ненецкой территории, в левобережье Нижнего Енисея, Г. Ф. Миллером был зафиксирован особый диалект ненецкого языка, названный «юрацким » (ныне исчез), который по ряду черт представлял собой переходный от тундрового ненецкого к энецкому языку диалект (по оценке Е. А. Хелимского). Возможно, он являлся последним остатком существовавшей до ненецкой экспансии цепи переходных диалектов, соединявших северосамодийские языки. Впрочем, в низовьях Таза и на Гыдане имело место и простое включение энцев и целых энецких групп в состав ненецких родов (при этом потомки этих энцев ещё до недавнего времени называли себя ненцами , а остальных ненцев - юраками ).

    Постепенно в течение XVII-XVIII веков ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее столкновение произошло (по реконструкции В. И. Васильева) зимой 1849 / 1850 гг. на озере Туручедо, расположенном в низовьях Енисея на правом берегу реки. Судя по преданиям, на стороне энцев в сражении участвовали помимо их самих нганасаны и тунгусы (эвенки). В оценке итогов битвы энецкие и ненецкие предания расходятся, ясно лишь, что после неё установилась сохраняющаяся до сего дня граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею. Впрочем, это не мешало в дальнейшем ненцам совершать военные экспедиции на восток, на нганасанские и на кетские земли.

    Освоение кочевыми ненцами-оленеводами тундры было направлено не только на восток, они проникают в северные тундры Ямала, Гыдана, Полярного Урала, в XIX веке тундровые ненцы продвинулись и на острова Колгуев, Вайгач, Малую Землю. Там они столкнулись с местным населением, обитавшим на Крайнем Севере, как можно судить по археологическим данным, издревле. Основными занятиями этих аборигенов Арктики были речное рыболовство, охота и промысел морского зверя. Некоторые сведения о культуре этого населения - обитателей побережья Баренцева моря, полуострова Ямал и островов Вайгач, Малая Земля и др. - оставили западноевропейские путешественники XVI-XVII веков: Стивен Бэрроу, Ян Г. ван Линсхотен, в особенности - Пьер-Мартин де Ламартиньер (сер. XVII века). Наиболее интересны в их сообщениях описания землянок с перекрытиями из китовых костей, сопоставимых с жилищами коряков, ительменов и эскимосов и с обнаруженными археологами остатками жилищ аборигенов п?ва Ямал, и каркасных обтянутых кожей лодок типа эскимосских каяков. В ненецком фольклоре аборигены Арктики называются сихиртя (нен. ?i?irt?? ) и описываются как люди невысокого роста, говорящие на особом языке, но понимающие и по-ненецки, жившие в землянках, не имеющие оленей, с которыми ненцы вели меновую торговлю, вступали порою в брак, порою - сражались. В конце концов все сихиртя «ушли под землю», хотя некоторые ненецкие семьи и роды вели от них свою родословную. Судя по археологическим находкам (прежде всего - раскопки В. Н. Чернецова на п?ве Ямал) и по данным ненецкого фольклора, ассимиляция сихиртя ненцами завершилась в некоторых районах (в частности - на Ямале) лишь в XIX веке.

    Относительно этнической и языковой принадлежности сихиртя каких-либо надёжных данных нет (кроме указаний ненецкого фольклора на отличие их языка от ненецкого). В российской этнографии (В. Н. Чернецов, В. И. Васильев, Ю. Б. Симченко и др.) принято видеть в них остаток древнейшего населения арктической и субарктической зоны Евразии (или, по крайней мере, Западной и Средней Сибири), в языковом отношении принадлежащего к уральской языковой семье в широком смысле («парауральцы»). Предполагается при этом участие арктических аборигенов в генезисе не только ненцев, но и северных самодийцев вообще.

    В нижнем течении Печоры ненцы с конца XV века сталкиваются с коми, и русские документы XVI-XVIII веков отражают борьбу европейских ненцев за свои земельные угодья на Печоре. Уже в XVII веке нижнепечорские (ижемские) коми заимствовали у ненцев домашнее оленеводство. В XIX веке, после подавления воинственных выступлений ненцев и в связи со сложением капиталистического рынка начинается экспансия коми-ижемцев в тундру - сначала торговая, а затем и оленеводческая. В течение нескольких десятилетий к концу XIX века коми-ижемские оленеводы закрепились в Большеземельской тундре, при этом их оленеводство носило чётко выраженный товарный характер и превосходило ненецкое по экономической эффективности. Это, естественно, приводило к тому, что часто ненцы оказывались пастухами у ижемских богатых оленеводов, перенимали образ жизни и язык коми, возникали смешанные браки (обычай брать в жёны коми-ижемок был распространён даже у канинских ненцев, благодаря чему языком внутрисемейного общения у них в первой половине XX века стал язык коми).

    В результате этого в середине XIX века здесь сложилась особая этнографическая группа колвинских ненцев (по названию реки Колвы и одноимённого села), которые говорят на особом диалекте коми языка, но ведут своё происхождение от ненцев, сохраняют в основном ненецкую традиционную культуру и называют себя kolva jaran - «колвинские ненцы» (на языке коми). Часть колвинских ненцев в конце XIX века перешла даже на оседлый образ жизни, полностью переняв коми-ижемские традиции материальной культуры и хозяйства.

    В 1887 году четыре коми-ижемских семьи со своими стадами, спасаясь от эпизоотии, перешли по льду из Большеземельской тундры на Кольский полуостров. Затем, в 90?х годах XIX века к ним присоединились другие коми-ижемцы. Вместе с коми на Кольский полуостров переселились и их пастухи-ненцы.

    Бурные события XVII-XIX веков, происходившие в тундре от полуострова Канина до Енисея, почти не коснулись лишь одной группы ненцев - лесных ненцев (нен. (Л) ?ak? , (Т) ?an ??sawa? - см. выше), живущих в западносибирской тайге верховьев рек Пур, Надым, Полуй и Казым, на озере Нум-Тор. Вплоть до XX века они сохранили старый хозяйственный уклад, основой которого была охота, в том числе - и на дикого северного оленя, и запорное и неводное (последнее, очевидно, после знакомства с русскими фабричного производства сетями) рыболовство. Оленеводство не было крупнотабунным, в связи с чем были возможны, например, такие немыслимые для тундровых ненцев способы выпаса как окуривание стада дымом от мошкары; сезонные кочевья подчинялись скорее ритму охотничье-рыболовческой жизни, чем нуждам оленеводства. В целом хозяйство лесных ненцев носило вплоть до XX века в основном натуральный характер, что обусловило их значительную замкнутость, скрытность и изолированность от внешних воздействий, в отличие от их активных и подвижных тундровых соплеменников. Благодаря этому лесное наречие ненецкого языка значительно отличается от тундрового и сохраняет некоторые архаичные черты.

    В русских документах лесные ненцы известны с XVII века под именем кунных (до начала XVIII века) или казымских самоедов (употреблялось до XX века). На протяжении XVII-XX веков ареал расселения лесных ненцев изменялся незначительно (они проникли в верховья реки Аган, отдельные группы, возможно, выходили в тундру, продвигались на восток, в бассейн Таза, к Енисею). Едва ли их численность когда-либо превышала 10% обшей численности ненцев. В настоящее время она составляет оценочно около 2 тыс. человек.

    Уже с XVI века, после покорения Западной Сибири Ермаком (см. разделы о коми, манси и хантах), русская колонизация охватывает и земли сибирских тундровых ненцев. Опорным её пунктом становится здесь Обдорск, основанный в конце XVI века, к которому приписывают для сбора ясака тундровых ненцев Полярного Урала, Нижней Оби, Ямала, а затем и низовьев Надыма, Пура, Таза - обдорских самоедов . Отдельно учитывали ненцев, живших в бассейнах притоков Оби рек Сыня и Ляпин, и приписанных к Войкарскому городку, стоявшему на Оби в ста верстах выше Обдорска - войкарских самоедов .

    Однако кочевое оленеводство обеспечивало экономическую самостоятельность, важную в военном и политическом отношении подвижность и высокий уровень самосознания тундровых ненцев, что даже после установления номинального русского владычества позволило им сохранять относительную самостоятельность. Это обстоятельство очень чётко обозначилось в начале XVIII века, когда началась массовая христианизация населения Западной Сибири: ненцы (вместе с обдорскими хантами-оленеводами) не только сами не принимали новую веру, но и жестоко преследовали новокрещённых хантов и манси на Нижней Оби, Ляпине, Куновате, Казыме. Независимость ненцев, их стремление полностью избавиться от иноземного господства безусловно нашли отражение и в повстанческом движении обдорских ненцев и хантов под руководством Ваули Пиеттомина в 1839-1841 гг., хотя немаловажное значение здесь имели, видимо, и социальные, и личные мотивы.

    К концу XIX века, как бы то ни было, между тундровыми ненцами и русскими властями установилось относительное равновесие, чему в немалой степени способствовало то обстоятельство, что национальная политика Российского государства по крайней мере не противоречила интересам социальной верхушки ненецкого общества, а постепенное развитие капиталистических товарных отношений делало своё дело и в тундре. Переписью 1897 года было зафиксировано более 6 тыс. европейских тундровых ненцев, около 5 тыс. сибирских тундровых и около 0,5 тыс. сибирских лесных. В. И. Васильев обоснованно считал эти цифры неполными. Общая численность ненцев в конце XIX века может, таким образом, быть оценена в не менее чем 12 тыс. человек. По советской переписи 1926 года их было 17 тысяч.

    Установление советской власти и первые советские годы не сильно сказались на жизни ненцев. В 1929-1931 годах в ходе создания национально-территориальных административных единиц (национальных округов) ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий (с центром в Нарьян-Маре), Ямало-Ненецкий (Салехард) и Долгано-Ненецкий (Дудинка) национальные округа. Кроме того, часть европейских ненцев оказалась отнесённой к Коми республике, а часть сибирских лесных ненцев - к Ханты-Мансийскому национальному округу. Начавшиеся в тридцатых годах преобразования (коллективизация, «раскулачивание», «культурная революция», означавшая для туземцев Севера прежде всего насильственное отнятие детей от родителей и помещение их в интернаты) не могли не привести к протесту, наиболее яркими проявлениями которого стали восстание на Казыме в 1931-1934 годах, в котором вместе с хантами принимали участие и лесные ненцы (см. раздел о хантах), и восстание ненцев Ямала («мандалада » - нен. m?nd?l??a «сборище, бунт») в 1934 году. Открытые выступления ненцев продолжались на протяжении всех 30?х годов, последняя «мандалада » была спровоцирована органами ОГПУ в 1943 году. Несмотря на жестокое подавление выступлений, уничтожение наиболее активных представителей народа, советские «преобразования» имели в тундре лишь внешний успех, ненцам удавалось в достаточной степени сохранять традиционный уклад, культуру и язык. Сохранению языка, безусловно, способствовало и то обстоятельство, что с 1930?х годов была создана ненецкая письменность и постепенно введена единая языковая норма для тундрового наречия, что, в свою очередь, было обеспечено близостью ненецких говоров от Канина до Таймыра.

    Только в 80-90?е годы XX века у ненцев начинает ощущаться нарастание негативных тенденций утери культурных традиций и языка - прежде всего, в связи с «успехами» организации интернатского образования (см. выше, также - в разделе о хантах) и с продвижением в ненецкие тундры нефте? и газодобычи. Тем не менее, сегодня ненцы остаются самым многочисленным из малых народов Сибири (в 1989 году в России их было 34,2 тыс. человек) с практически самым высоким уровнем знания своего языка (26,5 тысяч - около 78% - ненцев назвали ненецкий язык родным в 1989 году).

    Северный народ – проживает на побережье Северного Ледовитого океана . Те, кто расселены в Архангельской области, называются европейскими ненцами, а народы, проживающие в Тюменской области и Красноярском крае – сибирские ненцы. Малочисленные ненецкие поселения есть в Ханты-Мансийском округе, в Республике Коми и Мурманской области. В России насчитывается около 41 тысячи ненцев. Большая часть из них проживает на Ямале (около 27 тысяч). Основной язык – ненецкий.


    История ненецкого народа

    В летописном труде монаха Нестора есть упоминание о далеких племенах Севера – ненцах. В России в старину ненцев называли непривлекательным словом «самояды», что означало «поедающие сами себя». Дикие обряды людоедства, по одной из версии, были обычным делом у северных племен. Предки ненцев не видели ничего дурного, если тело их слабого соплеменника шло в расход к остальным нуждающимся жителям. Мало того, приносивший себя в жертву, человек считался счастливцем. Он освобождал потомков от ухода за больным и слабым, давал им дополнительное пропитание. Варварский, на наш взгляд, ритуал отцеубийства исполняли под заклинания шаманов дети. После жертвоприношения тело шло на пропитание соплеменникам. Такой теории придерживаются не все историки, ведь «самояд» могло расшифровываться и как «сырояд», что обозначало поедание сырого мяса. В любом случае, мрачные догадки окутывают историю далеких северных племен.

    Российская держава оказала сильнейшее влияние на развитие народов Арктики. В 16 веке здесь строятся городки и остроги. Среди них Березов, Обдорск и Сургут. Торговля с местными оленеводами пошла на пользу и русским, и ненцам. Быт ненцев существенно облегчился, потому что от русских к ним стали поступать изделия из металла, оружие, ткани.

    Образ жизни ненецкого народа

    По месту и роду занятий ненцев можно разделить на тундровых и лесных. В лесах проживает немного людей, около полутора тысячи. Их места расселения простираются вдоль рек Пур и Таз, а также в некоторых районах территории автономных округов. Остальная часть, а это большинство, для постоянного места жительства выбрали тундру в Ямало-Ненецком и в Ханты-Мансийской округах.

    Предки ненцев контактировали с хантами, коми, энцами, русскими, поэтому в их культуре переплетены традиции других народов.

    Олени для ненцев – это не просто животные, это образ их жизни, поведенческий характер, смысл существования. Про себя ненцы говорят, что они «дети оленя». На оленьих упряжках добираются до нужных мест, перевозят тяжелые грузы. Оленина спасает от голода, а шкурки идут на пошив верхней одежды. Когда пастбище для оленей опустошено, ненцы передвигаются по тундре дальше в поисках новых мест. Для перегона стада ненцам помогают собаки особой породы – оленегонные лайки. Рыбная ловля – еще одно занятие на Севере. Летом добыть рыбу можно с помощью сетей. Зимой в лунку на крючок приманивается рыба, а потом забивается острогами.

    Мировоззрение ненцев представляет собой философию единения с природой. Смерти не придают особого трагического значения, считая, что дух умершего найдет себе новое пристанище. Усопших хоронят на родовых кладбищах, изготавливая для них специальный чум.

    Добро пожаловать в чум!

    Чум имеет конусную форму не случайно. Отверстие наверху символизирует связь с Солнцем и Луной. Чем богаче семья, тем просторнее их чум, а значит, его форма будет тупоконечной. В чуме есть священное место «си», предназначенное только для мужчин. В тайном ларце хранятся семейные реликвии, и как считают местные, святые духи. Внутри жилища нет мебели. Для младенцев приготовлена люлька с подстилками из оленьей шкуры и мха.
    Женщины занимаются розжигом огня, готовкой и присмотром за детьми. Еда проста и незамысловата: жирная оленина, вареная рыба, грибы, ягодные морсы. До сих пор местные жители употребляют сырое мясо, свежую кровь оленя, деликатесом считаются необработанная печень и почки. Непривычная для нас еда спасает жителей суровых краев от авитаминоза. Оленью кровь даже добавляют в блины. Мужчины много время проводят в уходе за оленями. С охоты мужчины приносят диких зверей: мясо пойдет на угощение, а шкура и мех украсят одежду.


    Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.


    Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».

    По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).

    Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от "само-едения", а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.

    Сибирские народы ("остяки и самоядь ездят на оленях и псах")

    Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.

    В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.

    Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов,широко применялось аманатство (взятие заложников). Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.

    Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.

    Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.

    Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.

    Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.

    В 1929-1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.

    Культурный отдых, 1950-е годы.

    Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
    Это — "Хебидя тэн" (в переводе с ненецкого "Священная память"), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.

    Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

    ***
    В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
    Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.

    Шаман

    Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.

    В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.

    В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев - оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.

    Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.

    Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги - пимы.

    Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.

    Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека.