Давид Гоцман в жизни и на экране: легендарный одесский сотрудник уголовного розыска. Сериал "Ликвидация": кем был настоящий Гоцман

Сергея Урсуляка. Одесские дворики, романтичные бандиты и наводчицы, одесский говорок московского разлива и, конечно, главный герой Давид Гоцман, который борется с преступностью и недобитыми фашистами в послевоенной Одессе. Само собой, любовная линия, заговоры и - маршал Жуков, он действительно руководил военным округом в послевоенной Одессе.

Уже после выхода фильма разгорелись споры - кто же стал прототипом Гоцмана, да и был ли он вообще? Оказалось, что главный прототип был. Правда, звали его не Давид Маркович, а Давид Михайлович. И не Гоцман, а Курлянд. Его потомки и поныне живут в Южной Пальмире. "КП" в Украине" прогулялась с внуком известного сыскаря Владимиром Курляндом по "курляндовским" местам Одессы.

Брался за любую работу

Родился Давид Курлянд в 1913 году. После смерти отца мальчик скитался по детдомам. Один из них расположен на нынешней Пишоновской - на набитой в те времена ворами и налетчиками Молдаванке, известной по рассказам Бабеля. Так что с воровской жизнью Давид был знаком не понаслышке.

Уже тут видно расхождение с "киношным" Гоцманом - плоть от плоти старой Одессы, живший в типичном одесском дворике.

Настоящему "Гоцману" жилье пришлось строить своими руками. Дом (на нынешней Столбовой) получился не самый комфортный, но имеется крыша над головой - уже хорошо, есть куда жену привести. Тем более что как таковой профессии у него не было - брался за любую работу.

Зато Курлянд хорошо проявил себя в комсомольской общественной деятельности, и его порекомендовали на работу в милицию. Так в начале тридцатых Давид Михайлович попадает в Одесский уголовный розыск и становится оперуполномоченным.

Ему выделяют казенную квартиру - опять же на знакомой Молдаванке, хоть и в подвале, зато не коммуналка. Казалось бы, жизнь налаживается: семья, работа, поощрения по службе. В 1941-м отправляют на курсы в Москву. Но закончить их Курлянд не успел. За несколько дней до начала войны всем слушателям поступил приказ - возвращаться домой.

В Одессе он и встретил войну. Оборона города продолжалась 73 дня, но после того, как было принято решение сдать Одессу румынам, советские войска эвакуировали в Крым.

Родных расстреляли румыны

Давид Курлянд был эвакуирован на уходящем судне - у известного в городе сотрудника угрозыска (милиция тогда входила в состав НКВД), к тому же еврея, шансов выжить в оккупированной Одессе не было. А вот его семья - мать с сестрой и ее детьми - осталась. Дворник, пытаясь выслужиться перед новой властью, сдал их румынам. Женщин и детей расстреляли.

В отличие от своего "киношного" воплощения Давида Гоцмана Курлянд не воевал на фронте - его отправили работать "по профилю" в Фергану, а позже - в Ташкент.

Дед был замом главы республиканской милиции - отвечал за угрозыск. В эвакуации в Средней Азии оказалось много одесситов, и Курлянд хорошо их знал по довоенным "художествам", - рассказывает Владимир Курлянд.

Затем Курлянда откомандировали в СМЕРШ. Отряды этого подразделения шли за наступающей армией и "фильтровали" только что освобожденные от фашистов территории. Полицаи, работавшие при немцах старосты, власовцы - это был новый "профиль" работы для Давида Курлянда.

Отстрела уголовников не было

За три месяца до освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков Москва полностью сформировала штат одесской милиции. Советские войска вошли в город 10 апреля 1944 года - и работы у Давида Курлянда было невпроворот: дезертиры, оставшиеся румыны, уголовники.

К слову, тут начинаются еще большие отличия реальной истории от сюжета "Ликвидации". Во-первых, никакой готовившей восстание банды дезертиров и фашистских прихвостней не было. Во-вторых, по сюжету они прятались в лесах. А ближайшие к Одессе крупные леса находятся на севере области - километрах в 150 от города.

В архивных документах того времени нет упоминания об одном из ярких событий фильма - о неофициальном отстреле уголовников с санкции Жукова, - рассказывает Владимир Курлянд. - Сохранилось лишь одно упоминание о подобном случае - когда ограбленный мужчина достал пистолет и пристрелил налетчиков. В архивах зафиксирован этот инцидент, так как мужчина оказался армейским разведчиком и после убийства преступников пошел сдаваться в милицию.

На пенсии жил тихо

После войны Курлянд работал замначальника Одесского угрозыска, причем несколько раз его понижали в должности, потом снова повышали - Курлянд отличался независимым характером, не был карьеристом и говорил часто, что думал. Показательна в этом отношении история, когда он провел операцию, найдя для этого у своих осведомителей-уголовников наиболее полную карту одесских катакомб. Однако передавать ее начальству отказался, пояснив, что обещал хозяину карты никому ее не показывать.

И да, говорил он на чистом литературном русском языке, в отличие от Гоцмана. И несмотря на образование в семь классов, писал без ошибок. И блестяще раскрывал преступления - за это его и терпели. Но в итоге отправили на пенсию - уже в начале шестидесятых - с поста замначальника угрозыска Одесской области.

После ухода на пенсию знаменитый сыскарь жил тихо.

Дед смотрел все выпуски программы "Время" и очень любил читать газеты, - говорит его внук.

В 1993 году Давида Михайловича не стало. Похоронили его рядом с женой на одном из одесских кладбищ.

КСТАТИ

Памятник поставили благодаря фильму

Снова о нем заговорили лишь после выхода "Ликвидации". Да и заслуги его оценили благодаря сериалу: у здания областного управления полиции на улице Еврейской стоит памятник оперуполномоченному - как его все называют, памятник Гоцману.

До этих пор шумиха вокруг российского сериала об Одессе «Ликвидация» не умолкает. И в этом отчасти виновны сами одесситы. Ведь после того, как они посмотрели фильм «за Одессу» стали искать прототипа начальника одесского УГРО Давида Гоцмана, которого прекрасно сыграл Владимир Машков. Надо сказать, вышла путаница…

«Это несомненно Давид Курлянд!»

Несомненно, такой бесстрашный герой, который по заданию маршала Жукова очищал Одессу от бандитской нечести, был. Ветераны милиции утверждают, что образ Гоцмана авторы сценария Алексей Поярков и Сергей Урсуляк писали с сотрудника УГРО НКВД Давида Михайловича Курлянда 1913 года рождения, выросшем в детдоме до войны.

Это несомненно Давид Курлянд, одесский разысник! С Курляндом мы были знакомы, потому что он уже при жизни занимался музеем, вопросами комплектации экспонатов, тщательно собирал документы. Я знаю, что он был на хорошем счету у коллег и начальства, которое сразу, когда Давид в 30-летнем возрасте пришел в одесский уголовный розыск, подметило, что он быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное, он был бесстрашным трудоголиком и имел неимоверный нюх, когда раскрывал преступления. Ведь он умудрялся внедряться в преступные банды. Не одно преступление он разоблачил! Неудивительно, что он начал с рядового и дослужился до замначальника уголовного розыска Одессы. Кстати, о том что он умер мы узнали спустя 3 дня. Вот такие родственники, даже нам не сказали о смерти друга и коллеги… - рассказал ветеран милиции, директор народного музея истории органов внутренних дел Одесской области Василий Давиденко.

«Перед этим человеком все снимали шляпу!»

Итак, если существовал такой «гоцман», это означает, что есть родственники. Оказалось, в Одессе живет 74-летний сын Анатолий Курлянд, а также двоюродный внук и двоюродная правнучка Давида Михайловича Курлянда. Остальные его родственники сегодня живут в Америке и в Израиле.

Образ замначальника уголовного розыска Одессы полностью исказили. Машков не похож на отца, который был еще добрее. - заявил Анатолий Курлянд. - А вот внешностью вроде похож. Жаль, что во время съемок со мной не советовались. Это разочарование сказалось даже на моем здоровье. Я же сердечник… Но приятно, что об отце сняли фильм. Он заслужил, отдав работе в органах. Все его уважали и боялись, бандиты в том числе. Отец ушел на пенсию в 63 года. Был награжден орденом Красной звезды.

А вот более дальним родственникам образ Гоцмана оказался по душе.

Давид Курлянд был двоюродным братом моего прадеда Ефима Самойловича (по паспорту Шлемовича), у которого был сын Марк Ефимович - отец моего отца Александра Марковича. - начала свой рассказ 32-летняя правнучка Екатерина Курлянд. - В те годы, наши прародственники не распространялись о деятельности Курлянда среди знакомых. Если и говорили о нем, то немного и шепотом. На вопросы младших по поводу него не отвечали. А я узнала о знаменитом родственнике, когда училась на юрфаке. Однажды я сдавала зачет у очень пожилого преподавателя, и он, увидев в зачетке мою фамилию, спросил, не родственница ли я того самого Курлянда? Я призналась, и после этого он поставил мне «автомат» и произнес: «Ради уважения к такому человеку…». Вот после этого и начала расспрашивать свою бабушку о Давиде (а дедушка умер рано). Но она тогда сильно болела и многое уже не помнила. Но мы с отцом узнали от нее в итоге, что Курлянд пользовался просто огромным авторитетом среди коллег и бандитов! Отец помнит, как дедушка мой говорил: «Перед этим человеком все снимали шляпу!». Было у него немало и врагов: не любили такого честного и принципиального. Жаль, что у нас с отцом пространные воспоминания, ведь мы тогда и не думали, что стоит поинтересоваться более подробно о своем двоюродном прародственнике. И фотографий Давида у нас не осталось: возможно, большой семейный фотоархив сгорел во время войны, также что-то было увезено нашими родственниками - родной сестрой моего дедушки с детьми - в Америку. Но мы, конечно же, видели портрет Давида Михайловича. А когда начали смотреть сериал «Ликвидация», сразу же поняли: «Это он!». Нам кажется, и внешность главного героя режиссер удачно подобрал, и характер, и выходки точно выписаны. Ну все практически, как у Курлянда! Машков очень достоверно сыграл! Разве что настоящий Давид не отличался такой эмоциональностью. Человеком слыл сдержанным. И действительно, был бессеребряником. Когда он умер, то не осталось после него ни капитала, и вроде даже жилплощади… Вот и похоронили его возможно бедно, мы даже не знаем, осталась ли с тех времен еще его могила. Сомневаюсь, что он общался напрямую с Жуковым. Кстати, у Давида и семьи не было… Но фильм имеет право на домысел. Нам в целом очень понравился фильм! И спасибо, его создателям, что увековечили память нашего родственника!

Есть все основания предполагать, что Давид Курлянд еще жив, ему 94 года, и он живет в Москве. - удивил автор книг «Бандитская Одесса», академик Виктор Файтельберг-Бланк. - Я узнал по своим источникам, что его дочка замужем за москвичом, и она забрала своего отца в Россию.Следы Давида Курлянда надо искать в Москве…

Кузьменко, Франк, Флиг, Павлов…

Некоторые старожилы Одессы предполагают, что были и другие «гоцманы»: Артем Кузьменко, зам.начальника Управления НКВД по Одесской области, оперативник Франк, сотрудник специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкель Шлемович Флиг. Более всего одесситы склонны к кандидатуре Виктора Павлова - личность известная. С1944 года он возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом УКВД Одесской области.

Виктор Павлов хорошо себя показал в борьбе против банды из 16 человек, которая нападала на колхозников. - вспоминает Василий Давиденко. Орудовали она, как правило, на Овидиопольском шоссе. Именно Павлов вычислил главаря по кличке «Батя».

А вот известный в Одессе писатель-детективист, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов убежден в обратном.

Да знал я Давида Гоцмана! Когда я был маленьким, он приходил к нам домой к моему отцу, они были приятелями. Когда вырос, то узнал от отца, что он уехал в Канаду и там последние годы свой жизни провел! И вообще его жену звали не Норой, как в фильме, а Ривой.

Кстати, одесситы по фамилии «Гоцман» были в Одессе. Но два года назад выехали за границу.

Что еще правдиво в сериале?

Маршал Жуков

Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по «зачистке» Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле. - говорит автор двухтомного романа «Ликвидация», написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко.- Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время...

Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции «Одесса-главная». Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства. - вспоминает Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. - Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар.- прим.ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской.

Кожаные плащи с трофейных запасов

В фильме есть пара эпизодов, как сотрудники милиции истребляют бандитов, при этом одевшись в модную гражданскую одежду. На первый взгляд, смешно…

Для борьбы с бандитами в помощь милиции Жуков привлек офицеров, в основном из военной разведки — крепких людей. Каждому выдали небольшие браунинги и дорогие кожаные пальто, а также другую хорошую одежду из трофейных запасов для приманки ночных воров. И частой стала такая ситуация: одинокий богато одетый прохожий идет ночью по улице. К нему устремляются несколько грабителей. Звучат выстрелы. Не добежав до жертвы, грабители замертво падают. - пояснил историк Андрей Парамонов.

Одесситы вспоминают, что операция Жукова долго потом носила название «блиц-криг».

Кстати, подобный кожаный плащ, сшитый по фасону тех времен, сохранился в Одесском музее кино. И принадлежит он Глебу Жеглову из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Столетний трамвайчик из Харькова

В трех эпизодах заметен старинный трамвайчик. На нем Владимир Машков гонялся за бандитами, трамвай обдавался рикошетом. Так вот трамвай этот уникальный - 1932 года!

Когда его восстановили в Харькове, то киношники, прослышав об этом, приехали за ним в Харьков. Харьковские власти пошли на встречу, и мы оперативно пригнали его на специальном трейлере. - рассказал «смотритель» раритета Василий Плохой.

Как выяснило «КП», за киносъемки управление харьковского горэлектротранспорта получило 35 тысяч гривен.

Съемочная группа была просто в восторге от вагончика. Говорят, ожидали все, что угодно, но не такого красавчика! Благодарили: мол, вагончик просто спас фильм, - радуется Василий Плохой.- Ведь другого такого нет ни в Украине, ни в России. Кстати, я с трамваем возвращался назад в Харьков, за нами ГАИ гналось, мы думали, нарушили что-то, а они хотели просто сфотографироваться…

Мыши на кухнях и протекающие краны

Снимали фильм в сердце Молдаванки, на улице Колонтаевской,21. Натуру переделывать практически не пришлось: разруха и серость двора режиссера очень даже устроила. Гордые одесситы обиделись за то, что Одессу показали далеко не красавицей, а многие ее именно такой, в 40-е годы, и помнят.

Послевоенная Одесса - этого не забудешь никогда...- вспоминает писатель Дмитрий Мирошник. - Влажные стены, разбитые полы, мыши на кухнях, протекающие краны, шум примусов, темные коридоры, пыльные стекла на окнах общих помещений, загаженные кошками черные ходы - все это запомнилось надолго. Голод и нищета доминировали. Добавляли свое бандитизм, ночная стрельба на улицах, кражи, продовольственные карточки, безотцовщина...

Но при этом картина абсолютно нормально смотрится. Оператор там хорош, Миша Суслов, он не одессит, москвич, уезжал в Штаты, потом вернулся, и уже несколько картин снял. Да и режиссер Урсуляк прекрасный, хорошие актеры. Совершенно шикарный Машков — кличка «Гоцман» за ним закрепится надолго… - сделал вывод и ветеран кино, оператор фильма «Место встречи изменить нельзя» Леонид Бурлака.


Снежана ПАВЛОВА.

Источник -http://www.jewish.ru/culture/press/2007/12/news994257174.php

Главный герой фильма «ЛИКВИДАЦИЯ» Давид Маркович Гоцман

Давид Маркович Гоцман – главный герой телесериала «Ликвидация», сотрудник милиции, начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. Воплощён на экране актёром театра и кино Владимиром Машковым. За воплощённый им образ Давида Гоцмана, Владимир Машков был удостоен российской национальной премии «Золотой орёл», в номинации за лучшую мужскую роль на телевидении; стал обладателем «Золотого Дюка» за вклад в культурную жизнь Одессы, в рамках Первого одесского международного кинофестиваля, а также звания «Почётный гражданин Одессы» от одесских муниципальных властей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРСОНАЖА

Боевой офицер, фронтовик, разведчик. После тяжёлого ранения, в течение продолжительного времени, около года, лечился в госпитале. До начала Великой Отечественной войны, биография Д. М. Гоцмана содержит некие «белые пятна», относительно его предыдущего рода занятий, отношений с криминальным миром и законопослушности в целом. Однако, на момент событий, описываемых в фильме, он убеждённый борец с преступностью. Склонен к вредным привычкам. Курит. Выпивает (в хорошей компании).

СОЗДАНИЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА. ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Творческий директор студии «Дед Мороз» Олег Компасов, в 2004 году в Одессе снимал свой очередной сериал. И разъезжая по разным районам города, внезапно понял, что город с послевоенной поры совсем не изменился, и родилась идея снять в Одессе что-нибудь послевоенное – новое «Место встречи изменить нельзя» с трюками и перестрелками Джона Ву. По приезде в Москву, среди книг своей матери Компасов нашёл трёхтомник Виктора Файтельберг-Бланка «Бандитская Одесса». Это нехудожественное произведение – по сути являющееся изложением сюжетов, найденных Файтельберг-Бланком в архивах Одесского уголовного розыска, куда у автора был доступ: среди которых была история про то, как после Войны, в 1946 году, маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский были очень популярными среди фронтовиков, и Сталин, опасаясь что за ними пойдёт армия, от греха подальше, направил Рокоссовского в Польшу, а Жукова – командовать Одесским военным округом, что для Маршала Победы было весьма унизительным, сродни ссылке. В Одессе маршала встретил разгул преступности, с которой он сразу же решил бороться. Была разработана операция «Карнавал», в которой участвовали самые опытные офицеры, как мужчины, так и женщины. Их переодели в трофейную одежду для провокации преступников на нападение. В результате больше половины преступников были истреблены. В сериале было решено обыграть приезд Жукова и работу оперативника Давида Гоцмана, которого и играл Владимир Машков. На следующий год Компасов опять поехал в Одессу – снимать фильм. Там он встретился с Файтельберг-Бланком, который сильно помог в работе над фильмом. Сценаристу Алексею Пояркову для полноты ощущения местного колорита пришлось даже несколько месяцев жить в Одессе: он ездил в трамваях, стоял в очередях. Отыскали даже секретаршу Жукова.

Успех фильма «Ликивидация» Олег Компасов объясняет тем, что до «Ликвидации» опер никогда не был евреем, более того, опер выпивает, у него несчастная любовь, и он не стреляет в воров, а договаривается с ними. Так же как новым в своё время стал сериал «Семнадцать мгновений весны», ведь до этого никогда ещё в советском кино так не показывали немцев: как они пьют, как себя ведут, в какие кафе ходят, как шутят. До этого они были сплошь дураками, а стали интеллигентными, жестокими, умными. И вот, пожалуйста, даже несмотря на количество ляпов – бешеный успех.

Писатели Аркадий Вайнер и Эдуард Кузнецов отмечают что Владимир Машков колоритно выделялся даже на фоне знаменитостей из числа персонажей сериала. Конечно, выражаясь по-одесски, за его успех в картине говорило многое: главная роль, богатая драматургия, многоцветный образ. Но всё это не само шло в руки. Машкову немало пришлось потрудиться, чтобы стать похожим на одессита. Он почти целый год жил в Одессе, общался с теми, кто мог ему помочь погрузиться в послевоенную эпоху (от работников одесской милиции до «авторитетов» воровского мира). В чём-то его собственная судьба перекликалась с судьбами героев с «крутыми» биографиями. Он неплохо знал обычаи криминальной жизни, что помогло ему достоверно воссоздать образ главного героя в картине «Вор». Воплотиться в одесского прототипа Гоцмана – Давида Марковича Курлянда (сироты, детдомовца, замначальника одесского УГРО) – было для него проблемой не столько трудной, сколько увлекательной, на основании чего у Вайнера и Кузнецова есть все основания считать, что Машков в этой роли останется в памяти не как очередной «мент», а как привлекательный человек – одессит Давид Маркович.

По словам самого Владимира Машкова, создать образ борца с преступностью ему помогли его собственные: бандитское детство, криминальная юность, уличные драки до первой крови… И перемена в персонаже, когда тот подался на патрульно-постовую службу, имела место в юности самого Машкова: До девятого класса он был хроническим двоечником. Потом, по его собственному признанию, понял, что знание – сила и в результате школу закончил почти хорошо. Машков и другие российские актёры, принимавшие участие в съёмках, брали уроки у местного лингвиста, который ставил им одесский акцент. Для придания достоверности своей игре и для того, чтобы лучше понять своего персонажа, войти в образ, Владимир Машков специально общался с взаправдашними одесскими «авторитетами» на пенсии. У них он обучался специальному жаргону. Один из них, когда-то зарабатывавший деньги в игорных притонах, даже обучал актёра игре в карты. По слухам, Машкову, для того чтобы создать реалистичный образ подтянутого розыскника в послевоенное время, удалось похудеть на 20 кг. Съёмки проходили во многих живописных местах Одессы и актёр, подстриженный по военной моде 40-х годов, появляясь на улицах, вызывал к себе повышенный интерес не только у женской половины города. Машков фотографировался со всеми желающими и никому не отказывал в автографе. При этом выглядел счастливым. Актриса Светлана Крючкова, игравшая в сериале роль тёти Песи, рассказывала в интервью газете «Труд», что весь долгий съёмочный период «Ликвидации» с первого и до последнего дня актёр перевоплотился в своего персонажа и был Гоцманом, а не Володей Машковым. На это сам Машков поведал следующее:

И Давид Гоцман, и мой герой в «Кандагаре» – не вымышленные персонажи, у них есть прототипы. Да и обе истории для меня правдоподобные <…> Что же касается моего принципа в работе над ролью, то каждый раз передо мной стоит одна задача – справиться с самим собой. Разумеется, я примерял себя и к Гоцману, и к пилоту в «Кандагаре», но практически никогда не получал ответа, как бы поступил я, смог бы оказаться на такой же высоте и, самое главное, остаться человеком. Но в этом незнании главная интрига моей жизни и профессии.

Тем временем Машков в восприятии одесситов стал ассоциироваться с сыгранным им персонажем, даже после ряда других ролей в крупнобюджетных художественных фильмах. Та же слава закрепилась за ним и среди актёрского сообщества. Так, даже несмотря на каждодневные многочасовые усилия гримёров при работе над фильмом «Распутин», где Машков играет царя Николая II, над актёром всё равно подтрунивали, что он теперь «Гоцман на троне».

ГОЦМАН И ЖЕГЛОВ

Телеобозреватель газеты «Коммерсантъ» Арина Бородина отмечает что «Ликвидация» Сергея Урсуляка в значительной мере наследует знаменитому телесериалу Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» и изобилует заимствованиями, цитатами и отсылками к одному из самых любимых народом телехитов. Одесский колорит, который безусловно, присутствует в сериале. В городе орудуют банды и недобитые немецкие шпионы. С ними сражается местный угрозыск во главе с обаятельным Давидом Гоцманом – его, по словам Бородиной, очень ярко сыграл Владимир Машков. Правда, по части сочного языка одесситов есть некоторый перебор. Актёры стараются, но выученных ими фразочек порой многовато, и это даже мешает понять, о чем именно говорят герои. Чувствуется и заимствование из уже известных зрителю киноисторий, главная из которых «Место встречи изменить нельзя». Любопытная деталь: в анонсах «Ликвидации» канал «Россия» даже использовал кадры из легендарного телефильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя»: дескать, вот это было раньше, а потом на смену муровцам Жеглову и Шарапову пришли герои одесского угрозыска из «Ликвидации». И конкуренты с «Первого канала» в долгу не остались. Они свою шпильку в премьеру «Ликвидации» таки вставили. На «Первом» за день до премьеры «Ликвидации» в режиме нон-стоп начиная с 10:40 утра поставили все пять серий «Места встречи…». И получалось, что канал «Россия» своими анонсами невольно отсылал и к показу «Места встречи…» на «Первом канале». Тем не менее, треть зрителей каждый вечер замирала у телеэкрана, чтобы узнать, чем закончится противостояние банды во главе с немецким шпионом по кличке «Академик» и одесского угрозыска во главе с Давидом Гоцманом, которого замечательно сыграл Владимир Машков, – заключает Бородина. Сериал «Ликвидация», несмотря на всё своё превосходство над другими современными проектами российского телевидения, слишком напоминает «Место встречи изменить нельзя». И фактурой, и типажами. А в итоге герой Машкова Давид Гоцман смотрится как талантливая, но всё же копия Глеба Жеглова в исполнении Высоцкого, – такой вердикт сериалу выносит телекритик «Новых известий» Сергей Варшавчик.

Несмотря на то, что создатели сериала приезжали в музей истории органов внутренних дел Одесской области и встречались с Исаем Григорьевичем Бондаревым, полковником милиции, который был участником событий, отраженных в фильмах «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация», картина получилась не совсем достоверной. «Зато удачно Машков подобран на роль главного героя. Он даже внешне схож с Курляндом Давидом Михайловичем, сотрудником уголовного розыска, прототипом Гоцмана», – отмечает И. Г. Бондарев. Для оперативного состава эти фильмы культовые и герои в них – реальные, которые существовали в жизни. По характеру, по духу Жеглов (Высоцкий) и Гоцман (Машков) до мозга костей преданы своему делу, – говорит начальник уголовного розыска г. Протвино, подполковник милиции В. Е. Пучков.

Российский кинообозреватель, один из сопредседателей Общероссийской общественной организации «Журналисты России» Дмитрий Терехов, говоря о скрытой идеологической начинке фильма, отмечает, что в первую очередь сразу бросается в глаза главный образ фильма – несгибаемого заместителя начальника угрозыска подполковника Гоцмана Давида Марковича, чьё имя, отчество и фамилию в фильме совершенно сознательно постоянно (и весьма навязчиво) повторяют по пятнадцать раз в каждой серии. Это, разумеется, не случайно. Это идеологический заказ авторам. Ведь за последние 15 лет, как отмечает Терехов, зритель привык намертво связывать фамилии типа Гоцман, Коцман, Фридман, Шмульман и Абрамович с понятием «кровопийцы-олигархи», «залоговые аукционы», «чубайсовская приватизация», «дефолт», «продажная журналистика», «шакалящие у иностранных посольств диссиденты и несогласные» и прочими аналогичными реалиями, в первую очередь, ельцинской эпохи. Да и сейчас, эта связка ещё не вполне ушла в прошлое. Вот именно для того, чтобы разрушить эти устойчивые ассоциации, Машков, по словам Терехова, и создал образ несгибаемого борца с преступностью, подполковника Гоцмана. Зрителю, так сказать преподают ненавязчивый урок толерантности… Особенно интересно, по мнению Терехова, что Гоцман на протяжении фильма не боится спорить с абсолютным авторитетом тех лет и (как сказали бы теперь) «харизматической личностью» – маршалом Жуковым, и даже не некоторое время попадает за это в тюрьму НКВД. Этот штрих тоже не случаен, – обращает внимание Терехов, – это явный намёк на действующего Президента России и «героическое» оппонирование ему из либерального и демократического лагеря. Но ещё интересней, по мнению Терехова, сама суть конфликта Гоцмана с Жуковым и привезёнными им с собой военными контрразведчиками, а также и конфликта фильмов «Ликвидация» и «Место встречи изменить нельзя». Здесь речь идёт о принципиальных идеологических позициях. Напомним, что в фильме «Место встречи изменить нельзя» ключевой конфликт между двумя ключевыми персонажами Жегловым и Шараповым был выражен фразой Высоцкого: «Вор должен сидеть в тюрьме!!! И неважно, как я его туда определю!». И хотя авторы «Места встречи…» видимо разделяли более позицию Шарапова, но, помимо их воли, в сознании зрителя более ярко засела именно ключевая фраза Жеглова. И это, по словам Терехова, не случайно, ибо эта фраза более всего соответствует глубинным архетипам русского народа. Ведь испокон веку на Руси известно, что, если что-либо делается несправедливо, то будь оно трижды по закону, но всё равно неправильно, а если всем известно, что человек – преступник, то его надо сажать, даже если доказательств недостаточно. Вот именно этот глубинный архетип и надеются сломать (или, как минимум, поколебать) авторы «Ликвидации». Здесь как раз противопоставляется, как они считают, «тупиковая» позиция Жукова и… немцев (а такую связку прямо даёт Гоцман на совещании у Жукова) и правильная (как они считают) позиция самого Давида Марковича. Жуков руководит волевым методом: если угрозыск не может справиться с преступностью, то нужно разом арестовать всех воров «в законе» (бандитских «авторитетов»), а если их всё-таки пришлось выпустить под давлением «народных» волнений, то в дело пускаются специалисты военной разведки, которые начинают «мочить в сортире» воров и бандюганов или, выражаясь современным языком, заниматься «внесудебными расправами». Соответственно, Гоцман мягко, но упорно отстаивает противоположную точку зрения: воров можно сажать только по закону. С этой позицией охотно соглашаются и сами воры «в законе» в сцене мнимого расстрела перед тем, как их отпустить: выражая их мнение, сосед Гоцмана вор «дядя Ёшта» (актёр Виктор Соловьёв) прямо так и говорит – если по закону, то можно… Вот, оказывается, кто заложил у нас основы так называемого «правового государства», которое в полной мере расцвело при Ельцине, – иронически заключает Терехов.

ОБРАЗ ЕВРЕЯ-БОЕВИКА

Давид Гоцман и его друг Фима – два самых заметных персонажа фильма – евреи. По этому поводу написал заметку известный российский еврейский писатель и кинокритик Сергей Кузнецов: во-первых, они – нерелигиозные евреи, то есть евреи, по большому счёту оторванные от еврейских корней. Вероятно, это соответствует правде: люди, жившие в 1946-м в Одессе, были советскими людьми – не очень религиозными. Они не ходили в синагогу, не говорили о религии, не воспринимали себя в контексте религиозной еврейской традиции. Во-вторых, это советские евреи, которые идентифицируют себя не как евреи, а как советские люди, жители некоего города: москвичи, ленинградцы, в данном случае – одесситы. И, наконец, в-третьих: это не страдательные фигуры. Даже погибший Фима погиб не жертвенно – героически. То же самое относится к Давиду Гоцману – герой без страха и упрёка, почти Высоцкий из «Места встречи», он всюду занимает позицию очень жёсткую, мужественную и победоносную. Правда в фильме есть один эпизод, в котором косвенно затрагивается Холокост. Гоцман сидит в ресторане с помощником военного прокурора майором Кречетовым, и тот говорит, что в коллаборационизме можно обвинить и самого Гоцмана. Гоцман в ответ: «Мне штаны снять?» Собственно, только в этом эпизоде еврейство Гоцмана и обсуждается – именно в связи с Холокостом и именно как часть традиции: Гоцман обрезан. Примечательно по мнению Кузнецова и то, что довод Гоцмана тут же поставлен под сомнение. Кречетов отвечает: раз ты еврей, немцы не стали бы с тобой сотрудничать? Но немцы были прагматиками, они бы сотрудничали и с евреями. И Гоцман соглашается с ним: да, тут ты прав, немцы были прагматиками. И это, наверное, самый радикальный жест «Ликвидации» – куда радикальнее, чем главный герой-еврей. Однако, во всём остальном мире, по словам Кузнецова – это нормальное явление, и отношение к евреям давно строится не вокруг Холокоста (хотя о нем, конечно, говорят и снимают фильмы), а вокруг государства Израиль и его политики. В России, поскольку Холокост замалчивался многие годы – как замалчивался и Израиль, – процесс сильно отстаёт. И, собственно, впервые в русском масскульте зритель видит образ еврея, совпадающий со стереотипом еврея израильского. Молодой, красивый, деятельный, нежадный, интересующийся женщинами – настоящий патриот, да еще и «силовик». Типичный Моссад, – иронизирует Кузнецов. Такой образ современного еврея создаётся в мире уже лет тридцать-сорок – его можно любить или не любить, но он рисуется не на основе книжек Исаака Зингера и представлений о довоенном местечке. И то, что Гоцман и Фима говорят по-русски с характерными оборотами и шутками, не мешает главному герою быть не местечковым, а именно израильским евреем. Просто его Израиль – это Советский Союз 1946 года. Страна, созданная евреями, страна, в которой они смогли делать карьеру и за которую воевали. «Ликвидация», – продолжает Кузнецов, – это пример смены архетипа еврея в русском масскульте. Еврей-страдалец, жертва Холокоста, превратился в красавца-мужчину из спецслужб. Волна, во второй половине прошлого века поднявшаяся на Западе, наконец-то дошла до России – не только до зрителей, готовых это принять, но и до творцов, готовых снять кино, где главный герой будет евреем, но не тем стереотипным евреем, которого показывали предыдущие сто лет русской кинематографии. Таким образом, ответ на вопрос: каким должен быть позитивный образ еврея в современной массовой культуре? – становится, по мнению Кузнецова, очевиднее. Еврей в масскульте должен быть не очень евреем – скорее всечеловеком. Он не должен быть страдательной фигурой, и из всех еврейских стереотипов можно обыгрывать «еврей умен, хитёр и говорит на смешном русском». Не следует говорить об иудаизме, не следует говорить о Холокосте. Следует взять лучшее и позитивное у модели еврея-израильтянина. Успех такой модели, успех фильма «Ликвидация», показывают, что массового антисемитизма нет – просто людям не нравятся негативные стереотипы. Более того, эту нелюбовь разделяют и ассимилированные евреи. Стереотипы жертв и местечковых страдальцев стоят между ними и культурой их народа. Если надо, чтобы они чувствовали себя евреями, им нужно видеть другой образ еврея. Рассказ о вечно страдающем, плачущем и хныкающем еврее всем надоел. И надоел рассказ о том, как все погибли и какая страшная катастрофа случилась шестьдесят лет назад, и образ Гоцмана здесь как нельзя кстати, – заключает Кузнецов.

Продолжая тему, известный российский еврейский публицист Олег Юрьев отмечает что евреи, благодаря современному кинематографу, становятся существами легендарными – как и что было, как они там в действительности выглядели, никому уже, в сущности, не известно. Да и неинтересно. Ситуацию, по мнению Юрьева, можно условно сравнить с изображением русских дворян в послевоенной советской кинематографии, и их статусом в средне- и позднесоветской культуре – статусом практически сказочных птиц, каких-то щебечущих по-французски Симургов. На примере одной из серий «Войны и мира» Сергея Бондарчука Юрьев сравнивает: какой из Машкова биндюжник, такой из Тихонова князь – несмотря на всю их обоих нечеловеческую красоту. При этом нельзя говорить, что в Советском Союзе 60-х, 70-х, 80-х годов не имелось потомков этих кинодворян – да сколько угодно, и уж всяко не меньше, чем в нынешней России потомков этих телеевреев. Но всё же, но всё же… а возможно, и потому именно: решение привлечь «невиноватых» артистов и принципиально отказаться от накатанного «одесского языка» – языка Бубы Касторского и Михаила Водяного, – Юрьев полагает принципиально правильным и п(д)оказывающим удивительное чувство времени – не того, прошлого, а нынешнего, будущего. По словам Юрьева, чтобы изобразить «за Одессу» в известном опереточно-анекдотическом стиле, не нужно быть профессиональным артистом – на это способен практически любой житель бывшего СССР (после двух рюмок). Профессиональный артист Машков, губами голливудского шерифа мучительно вставляющий «шо» и «тудою» в московско-нормативные по мелодике и звукоизвлечению реплики, представляет собою трогательное и героическое зрелище, к которому скоро привыкаешь и с которым охотно смиряешься, понимая, что легче всего ему было бы сделать «Беню Крика». На еврея он, конечно, похож. А кто не похож? – вопрошает Юрьев, – все похожи! Или евреи на всех похожи. Но, конечно же, не на одесского, а на какого-то… сибирского. Что, впрочем, в стилистике «Ликвидации» совершенно неважно: не Гоцман должен быть похож на еврея, а евреи на Гоцмана, – подытоживает Юрьев.

По мнению известного блоггера и кинообозревателя Антона Носика, с этюдом на тему «очень русский актёр играет очень одесского еврея» режиссёр малость перестарался. По мнению Носика, Машков в роли знакового еврея после «Олигарха» и «Папы» не удивляет. Но тут тебе и Бабель, и Штирлиц в одном флаконе с доктором Хаусом, и «Местом встречи», и Таривердиевым, цитируемым почти дословно, – такую характеристику Давиду Гоцману в исполнении Владимира Машкова даёт Носик.

Знатоки Одессы отмечают множество несовпадений и проколов, – отмечает одесситка Мария Галина. И знаменитая фраза «Беспределу – ша!» – тоже несуществующий конструкт. Гоцман мог бы сказать «Беспределу – генук!», то есть «достаточно», «хватит», «всё». А «ша» – это восклицание, означающее «тише, успокойся!». Хотя, как ни странно, всё вышесказанное не отменяет того, что сам по себе фильм симпатичный. Приятно, по словам Галиной, уже то, что массовый кинематограф перестал рассматривать еврея исключительно как комического, или напротив, глубоко трагичного, жертвенного персонажа, что он признал право за людьми чудно разговаривать, непривычно себя вести – и при этом заниматься общегосударственным делом, например бандитов ловить. Ещё лет десять назад это было невозможно. Мало кто знает, что Дубровский (Николай Караченцов), герой телефильма «Д.Д.Д.» (Досье Детектива Дубровского), на самом деле, согласно литературному источнику – романам Льва Гурского, Яша Штерн, еврейство которого в тексте так или иначе обыгрывалось. А в фильме предпочли эту деталь убрать. В «Ликвидации» же еврейство главного персонажа не воспринимается как экзотика, не является причиной конфликта, трагедии или комедии. И сам Гоцман, как убеждена Галина, получился вполне правдоподобным – в рамках заданных ему обстоятельств, разумеется. Ну и не считая одесского жаргона.

АУТЕНТИЧНОСТЬ ОДЕССКОГО ГОВОРА

К.ф.н., доцент культурологии и философии Уральской академии государственной службы Леонид Чернов считает, что главный герой фильма «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман так запомнился российским телезрителям благодаря своему языку. Создатели фильма, по мнению Чернова, сумели, если и не воссоздать аутентичную атмосферу послевоенной Одессы, то во всяком случае создать особенную языковую атмосферу того времени.

Как отмечает Инна Кабанен (Хельсинкский университет), главный герой сериала «Ликвидация» – начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска Давид Маркович Гоцман, после выхода фильма стал новым национальным героем. Однако «Ликвидация» вызвала неоднозначную реакцию как публики и критиков, так и специалистов по одессистике. Но что делает одесский язык «Ликвидации» не реальностью? – вопрошает Кабанен. – Во-первых, интонация. Одесский язык интонационно очень богатый, и именно интонация может радикально изменить значение той или иной фразы, того или иного слова, сделать простую фразу одесской. Одесскому языку присуща своеобразная восходяще-нисходящая интонация, характерная для идиша и для русского языка евреев. Отличительной чертой такой интонации является определённая «певучесть» а также, можно сказать, интеррогативность даже в неинтеррогативных фразах. В диалогах актёров «Ликвидации» восходяще-нисходящая интонация отсутствует. хотя некоторые из них и пытаются её передать. Утрируя, одесские герои фильма «перекидываются одесскими фразами» но произнесёнными по-русски, в крайнем случае, с украинскими интонационными нюансами. Ещё одна деталь, на которую можно обратить внимание – это часто звучащее слово шо. В одесском языке данное слово произносится как шё, то есть более мягко, чем упомянутое шо, которое хоть и встречается в Одессе, но, в основном, среди носителей украинского языка. К тому же в диалогах фильма иногда проскальзывает вовсе чуждое одесскому языку слово чё (например, во фразе Гоцмана в адрес Фимы: «Да чё ты дёргаешься»). Тот же самый феномен шокания, вместо шёкания, можно наблюдать и в других крылатых фразах, изрекаемых Гоцманом.

Признанный по итогам Международной книжной выставки «Зеленая волна» (1997) самым читаемым писателем Украины, одессит Валерий Смирнов, возмущённый таким лже-одесским говором главного героя, пишет по этому поводу, что это москвичам или киевлянам с их родным шо можно «впарить» постоянно шокающего мало того, что одессита, так еще и с графой. Необычайная мягкость при произношении, непередаваемый на бумаге звук по-змеиному шипящих букв, отсутствии фрикативного г, никогда не переходящий в твёрдый знак мягкий знак после шипящих букв, к тому же употребляющийся, вопреки правилам русского языка, в суффиксах и сочетаниях типа «нч» и «шк»… Ведь тот Давид Гоцман родился во времена, за которые писал автор «Одесских рассказов» Аркадий Аверченко, мечтавший в виде благодарности за гостеприимство подарить одесситам в вечное пользование неведомую им букву «ы». С одесским акцентом или надо родиться, или бесполезно пытаться его имитировать, третьего не дано. Так и что можно взять с того Давида Гоцмана, кроме анализов? – вопрошает Смирнов. К тому же в Одессе Давидов принято именовать не Да́вами, а До́дами. Гоцману говорят: «Иди кидайся головой в навоз», а он в ответ ведёт себя так, будто его зовут не До́диком, а Ша́ей, и даже элементарно не доказывает собеседнику, что тому сильно жмут пломбы в зубах. Да сказать такое одесситу, – возмущается Смирнов, – всё равно, что брякнуть в его присутствии, сто раз пардон, «ОдЭсса». А в той «Ликвидации» это чёрное слово произносит не кто-нибудь, а сам Утёсов, после чего покидает родной Город почему-то не то, что весь из себя живой, но и с уцелевшими гландами, без предварительно натянутого на тухес гла́за. Если вы не знаете слова «тухес», обратитесь за разъяснением к маршалу Жукову из того кино. У того турка Гоцмана всю дорогу дел по гланды, но при этом он чертит ребром ладони почему-то по горлу, а не ниже пояса, и головой в навоз не кидается. Наверное, только потому, что фраза за навоз впервые прозвучала в Одессе лет через двадцать после того, как из органов массово поуходили безродных космополитов гоцманов. И, как каждый шмокнутый, заместитель начальника уголовного розыска подполковник Гоцман оказался сильно военным. В одесском смысле слова. Гарантирует: «Гепну в морду», хотя «гепнуться» означает «упасть». Гоцман-Поцман уже в первой серии «Ликвидации» упадает до сильного цафлерства, и заставляет своих подчиненных заниматься такими делами, рядом с которыми мелко плавали маркиз де Сад и гестапо. А как же иначе, если Гоцман, с прямо-таки гицельским блеском на шнифте, приказывает: «Крути ему антона на нос»? Та до такого зверства святая инквизиция и та не догадалась. Дался Гоцману этот неведомый даже самому Бабелю термин «антон». «Но если быть откровенным до таки самого не обтёртого об затылок конца, Гоцман мало того, что Поцман, так ещё и на всю голову. Клянусь здоровьем детей моих соседей!», – расставляет точки над «i» Смирнов. В этом со Смирновым полностью солидарен Анатолий Вассерман, ставя Машкова в роли одессита Гоцмана в конец списка тех, с кого следовало бы начинать ознакомление с разговорной речью Одессы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ

Относительно личности, послужившей прототипом для создания образа Давида Гоцмана, среди краеведов Одессы до сих пор нет единого мнения. Когда «Ликвидация» была ещё в планах, в Одессу приехали актёры, которые должны были играть в этом фильме. Владимир Машков с коллегами сразу же отправился в Музей милиции, чтобы ознакомиться с «делом» Давида Курлянда. Есть даже расписка, что они взяли на изучение папку с воспоминаниями для работы над фильмом. Многие одесситы полагают, что прототипом Гоцмана стал не только Давид Курлянд – черты этого телегероя позаимствованы также и у других асов одесской послевоенной «уголовки». По словам пенсионеров НКВД, служивших в 40-х годах, образ Давида Гоцмана, которого сыграл Владимир Машков, скорее всего собирательный. Среди предполагаемых прототипов собирательного кинематографического образа – Артём Кузьменко, дослужившийся до генерал-майора. Вот только с одесскими бандитами он боролся не после, а до Великой Отечественной войны. А послевоенный порядок наводил уже на Житомирщине. Хотя старожилы полагают, что именно его хватку «освоил» Гоцман. В то же время некоторые одесситы заявляют, что своими действиями и «нюхом» центральный персонаж фильма похож на Виктора Павлова, который с апреля 1944 г. был начальником первого периферийного отделения по борьбе с бандитизмом Управления комиссариата внутренних дел Одесской области. Именно он прославился разоблачением банды, также как и в фильме «Ликвидация» состоявшей из дезертиров Советской Армии, купивших оружие у фашистов. И воевали они не против советских войск, но и не за немцев, а против всех – за «красивую жизнь». Ветераны милиции утверждают, что таким бесшабашным и храбрым, как Гоцман, мог быть только оперативник Франк или сотрудник специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкель Шлемович Флиг. Вот таким многоликим получился телегерой, – заключает обозреватель «Новой газеты» Людмила Воронкова. В послевоенные годы громкие преступления раскрывала целая команда профессионалов одесского УГРО. Собирательный образ такого профессионала и воплощён в главном герое сериала Давиде Гоцмане, роль которого блестяще сыграл актер Владимир Машков, – отмечает заместитель председателя Всемирного клуба одесситов Аркадий Креймер.

ДАВИД ГОЦМАН

Известный в Одессе писатель-детективист, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов убежден в обратном:

Да знал я Давида Гоцмана! Когда я был маленьким, он приходил к нам домой к моему отцу, они были приятелями. Когда вырос, то узнал от отца, что он уехал в Канаду и там последние годы свой жизни провёл! И вообще его жену звали не Норой, как в фильме, а Ривой.

Тем не менее, родственников Давида Гоцмана, о котором рассказывал Смирнов, отыскать не удалось.

РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ ПОСЛЕ ПОКАЗА СЕРИАЛА

Экс-глава МВД Украины Юрий Луценко, после просмотра сериала «Ликвидация», принял решение установить в Одессе памятник Гоцману. Приехав с визитом в Одессу, министр заявил, что перед зданием Одесской областной милиции необходимо поставить памятник Давиду Гоцману. Сериал шёл на Украине и пользовался успехом у одесситов. Поэтому идея поставить памятник вызвала искреннюю поддержку. Но тут возникла проблема: какое лицо должно быть у памятника – Владимира Машкова или Давида Курлянда?. Над памятником трудился киевский скульптор Александр Токарев, который категорически утверждает: в своей работе старательно уходил от какого бы то ни было сходства с киношным подполковником Давидом Гоцманом и вообще с сериалом. «Памятник Гоцману» открыли в День милиции 11 декабря 2008 г., у здания ГУ МВД Украины в Одесской области на улице Еврейской, 12. Бронзовую фигуру в погонах подполковника, с лицом реального Давида Курлянда, в городе окрестили памятником Давиду Гоцману. Церемония открытия проходила под мелодии из «Ликвидации».

Давид Маркович Гоцман: прототип, фото, цитаты Захватывающее расследование, которое проводит Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом, - одесский юмор и неподражаемый говор сделали фильм "Ликвидация" одним из самых обсуждаемых и цитируемых. За основу сюжета создатели взяли реальные события, а прототипом главного героя выступал настоящий человек. Картина повествует о борьбе одесской милиции с организованной преступностью в послевоенное время. Краткая история создания фильма Особый интерес народа к картине вызвало то, что в основу ее легли вполне реальные события в Одессе послевоенного времени. В 1946 году город действительно переживал пик расцвета преступности, и правоохранительные органы боролись с этим, как могли. Правда, фильм насыщен и множеством непроверенной или намеренно придуманной информации, что сделало его более увлекательным, но менее близким к действительности. Гоцман Давид Маркович - тоже вымышленный персонаж, хотя есть у него и реальный прототип. Идея создать фильм подобного содержания осенила Олега Компасова, творческого директора студии «Дед Мороз», в 2004 году. Тогда, снимая в Одессе свой очередной сериал, он обратил внимание на тот факт, как мало изменился город с послевоенных лет. Тогда-то и пришла к нему идея снять здесь что-то о тяжелом времени, наступившем после окончания войны. По возвращении в Москву он взялся за чтение «Бандитской Одессы», где описывалось, как маршал Жуков боролся с бандитизмом в Южной Пальмире. Именно приезд Жукова в Одессу и проведение по его приказу операции по ликвидации преступности в городе и решили обыграть в фильме. Давид Гоцман: описание персонажа В фильме «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман предстает пред нами бесстрашным борцом с преступностью. На протяжении всех 14 серий он уверенно и целеустремленно ведет сражение с бандитскими группировками Одессы вообще и старается раскрыть особо крупное дело, постепенно придя к выводу, что руководитель преступной операции работает в правоохранительных органах города. По сюжету фильма становиться известно, что в прошлом Гоцман был фронтовиком-разведчиком и боевым офицером. Получив в сражении тяжелое ранение, где-то около года проводит в госпитале Давид Маркович Гоцман. Биография его умалчивает о том, как провел свои годы этот доблестный борец за справедливость до начала войны. Хотя в дальнейшем кое-что зрителю становится известно из откровений Давы Марковича перед Нонной. Но, как говорится, что было, то было, а пока... Устранение всех одесских преступников – вот единственная мечта, которую имеет в «Ликвидации» Давид Маркович Гоцман. Кличка Академик, принадлежащая неизвестному сотрудникам УГРО крупному авторитету криминального мира, вызывает у Гоцмана беспокойство до тех пор, пока он не узнает, кто за ней стоит. Прототип Давида Марковича Гоцмана Создатели фильма, как видно, не хотели просто выдумать сюжет и героев – они желали сотворить что-то более реальное, что могло бы по-настоящему затронуть зрителя. Одесса прекрасно для этого подошла: во-первых, благодаря действительно большому разгулу преступности, а во-вторых, внешний облик города мало изменился с той поры. Для срисовывания образа главного героя тщательно подыскивался подходящий одесский работник милиции 40-х годов. И человек такой нашелся. Сведения о нем были найдены в Одесском музее милиции (речь идет о личном дневнике). Замначальника Одесского УГРО Давид Менделеевич Курлянд (сменивший позже отчество на Михайлович), родившийся в 1913 году, порядочный человек, любящий свой город и свою работу – вот, по мнению авторов картины, лучший прототип Гоцмана Давида Марковича. Свою работу в милиции он начал в 1934 году, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице. За активное участие в обороне СССР Курлянд получил орден Красной Звезды. Другие прототипы После тщательного исследования некоторые краеведы пришли к выводу, что Давид Маркович – персонаж, у которого несколько прототипов. По словам тех, кто служил в то время в НКВД, Давид Маркович Гоцман воплотил в себе черты, присущие Артему Кузьменко, Виктору Павлову, оперативнику по фамилии Франк, Янкелю Флингу. Все эти люди в разное время боролись с преступностью в Одессе. Всех их вспоминают как мужественных и знающих, как вести себя с криминальными лицами, сотрудников милиции. И все они, по мнению некоторых биографов, помогли режиссеру и сценаристу дополнить собирающий образ Гоцмана, основным прототипом которого принято считать все-таки Курлянда. Великолепная игра Машкова Шикарный Давид Маркович Гоцман... Как знать, был бы он столь шикарен, если бы не дивная игра актера. По мнению многих, данный образ - это одна из лучших ролей Владимира Машкова. Однако нельзя сказать, что она далась ему так уж просто - пришлось изрядно попотеть. Около года Владимир Львович жил в Одессе, чтобы правдоподобно воплотить образ коренного одессита. Он постарался узнать все, что возможно, об одесской милиции и преступности в городе. И даже наладил контакты с местными авторитетами пенсионного возраста. А для подробного ознакомления с прототипом своего героя Машков изучил все имеющиеся о нем материалы. Кстати говоря, с организованной преступностью Владимир Машков был знаком не понаслышке. Свое детство он называет бандитским, а юность криминальной. Но если бандитскому жаргону Владимир учился у выходцев из криминального мира, то для овладения уникальным одесским говором, ставшим главной изюминкой картины, Машкову, равно как и другим актерам, пришлось заниматься с лингвистом. Что же до внешних характеристик, интересен тот факт, что Курлянд Давид Михайлович имеет схожие черты с Машковым. Гоцман Давид Маркович (фото, дошедшее до нас, это подтверждает) в исполнении Владимира Львовича, таким образом, получился ну прямо как настоящий Курлянд. Свое мнение о том, насколько удачно Машкову удалось воплотить переделанный образ Давида Михайловича, высказали родственники последнего. Внук заявил, что Гоцман получился поразительно похожим на его деда. А вот оценка сына была противоположной: по его словам, образ отца был сильно искажен. Хотя, скорее всего, создатели картины и не стремились к цели сотворить полную копию Курлянда. Награды Машкова за роль Гоцмана Роль сотрудника Одесского УГРО послевоенных лет принесла Владимиру Машкову не только удовольствие и материальное вознаграждение, но и народное и официальное признание. За лучшую мужскую роль он получил национальную кинонаграду России. «Золотой Дюк» ему вручили за вклад в культурную жизнь Одессы. Не менее актера, должно быть, порадовало присуждение ему звания почетного гражданина Одессы, которого также был удостоен Михаил Жванецкий. К слову, в 2010 году Машков стал народным артистом РФ, в его копилке около двадцати премий. Владимир часто выступает не только в роли актера, но и как режиссер. Его актерская карьера началась в 1984 году, а пик популярности пришелся на 1994-1995 годы. За участие в фильме «Вор» он даже был номинирован на «Оскар». Ах, Одесса! Неподражаемый говор и остроумные, немного необычные для русского человека выражения, которыми блещет Давид Маркович Гоцман (цитаты из фильма сразу же ушли в народ), бесспорно, сделали картину яркой и запоминающейся. Но, несмотря на то, что Машков в течение года учился местному диалекту у самих носителей языка, да еще и усердно занимался с лингвистом, некоторые критики утверждают, что речь главного героя, как и всех, кто по сценарию его окружает, передает лже-одесский акцент. Так, они обращают внимание на неправильную интонацию актеров, утверждая, что на съемочной площадке был создан совершенно новый диалект. К тому же одесское «шё» актеры постоянно передают как «шо». Критики заметили много других языковых несовпадений. Несмотря на то что речь Давида Гоцмана наверняка отличается от того наречия, на котором говорил Курлянд, она невероятно понравилась зрителю и придала картине незабываемый колорит. Блистательные фразы Количество одесского юмора и колкостей в фильме, по мнению специалистов, просто зашкаливает – коренные жители города так не говорят. Видимо, сценаристы решили, что ни одно выражение или шуточка, раздобытая за время пребывания в Одессе, не должны пропасть даром. Тут же запомнились зрителю «картина маслом», «дел за гланды», «за завтра - завтра поговорим» и «не расчесывай мне нервы». Правда, многие критики сходятся во мнении, что не все выражения были в те времена в обиходе у жителей Одессы, а некоторых и вовсе не существовало. Например, фраза Гоцмана «гэпну в морду» лишена разумного смысла, так как «гэпнуть» - значит упасть. А выражение Фимы «кидаться головой в навоз» одесситы стали употреблять намного позже 40-х годов. Вместо одесского слова «пекло» звучит «жара», вместо «босявка» - «босота», вместо «ширмач» - «щипач». А выражение «Тока разбег возьму от Дюка» следовало бы изменить на «Сейчас разгон возьму от моста до бойни». Одним словом, фильм «Ликвидация» не совсем подходит для того, чтобы судить по речам его персонажей о разговорной речи одесситов. Впрочем, удовольствия от его просмотра от этого ничуть не меньше. Памятник Давиду Гоцману В 2008 году ко Дню милиции было приурочено открытие памятника Гоцману. Под впечатлением от «Ликвидации» распоряжение об установке монумента отдал Юрий Луценко. Памятник установили на улице Еврейской возле административного строения, принадлежащего Одесской областной милиции. В процессе создания монументального сооружения родился один неожиданный и достаточно важный вопрос: как он должен выглядеть? Обсуждалось, нужно ли придать фигуре черты лица Владимира Машкова или лучше воссоздать по сохранившимся фотографиям лицо Курлянда. В результате работа скульптора не имеет черт какого-то конкретного человека. По мнению многих, монумент выглядит довольно интересно: по выступающим из стены ступенькам спускается милиционер, держа на раскрытой ладони корм, на который слетелись четыре голубя. Другие недоумевают: где те характерные особенности, по которым можно узнать Даву Марковича? Если не знать, кому посвящен памятник, любимого многими зрителями начальника Одесского УГРО скульптура не напоминает вовсе. И в заключение Давид Маркович Гоцман стал собирательным образом, прототипом или прототипами которого послужили доблестные работники милиции. Хотя не все в этой картине правдоподобно, бесспорно одно – в истории Одессы были такие мужественные и сознательные блюстители закона. Остается надеяться, что установленный на улице Еврейской памятник всегда будет напоминать современным сотрудникам правоохранительных органов Одессы, что спокойствие в городе во многом зависит от них.

Сериал «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек миллионы зрителей захватывающим сюжетом и блестящей игрой актеров. Особенно запомнился всем главный герой фильма - Давид Гоцман, роль которого исполнил Владимир Машков.

У этого харизматичного персонажа был реальный прототип - сотрудник одесского уголовного розыска Давид Курлянд.

Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе 1 февраля 1913 года. Его родители приехали в Одессу из Вильнюса и поселились на Молдаванке. Отец по профессии был печником-строителем. В 1921 году он умер, и вдова осталась одна с тремя детьми. Младшему Давиду пришлось даже побывать на воспитании в нескольких детских домах. Только после окончания гражданской войны старший брат, демобилизовавшись из Красной армии, забрал мальчика домой.

Начало 20-х годов в Одессе было поистине бандитским временем: активизировались местные банды, приезжали «залетные» преступники-гастролеры. Повсюду были шулера, контрабандисты и жулики. В городе участились пожары и кражи. Воспитывавшийся в детдоме Давид знал этот мир не понаслышке, а практически «изнутри».

По окончании 7-го класса, с 13 лет, Давид был вынужден пойти зарабатывать на жизнь. Побыв некоторое время учеником печника, он и сам в скором времени стал печником, как отец. Но жизнь в те времена была такой непредсказуемой, что и места его работы постоянно менялись: соевый завод, где он поработал завхозом, управление пожарной охраны, суконная фабрика. А в начале 30-х комсомол направил Давида участвовать в ДНД - добровольной народной дружине. Там он познакомился и со своей будущей спутницей жизни, девушкой Надей с суконной фабрики. Вскоре они поженились и стали жить в доме, который Давид построил сам, из старенького сарайчика. Чтобы прокормить семью, Давид подрабатывал всем подряд: клал печи, ремонтировал крыши, сапожничал.

А в 1934 году его пригласили в обком комсомола и предложили поработать в Одесском уголовном розыске, в должности помощника уполномоченного. В то время в стране была огромная нехватка следователей, судей, инспекторов. А Давид оказался очень способным: он и планировал операции, и сам в них участвовал.

Утренний развод одесских милиционеров


В первые же дни работы Давида двое его коллег были убиты бандитами. И Курлянд всю жизнь придерживался строгого принципа: безрассудно подчиненными не рисковать. Но с бандитами боролся до конца. За все время его службы у него не было ни одного прокола, ни одного дела, которого он не смог бы раскрыть. За несколько предвоенных лет Давид прошел путь от помощника до старшего оперуполномоченного.

Войну Курлянд встретил в Одессе. Вместе с товарищами по службе до последнего дня участвовал в обороне родного города. И лишь после того как советские войска оставили Одессу, ушел из города на последнем корабле. А вот его мать и сестра Полина с детьми, оставшиеся в Одессе, были расстреляны оккупантами.

В конце 1941 года Курлянд был направлен для борьбы с преступностью в Узбекистан. В те годы туда эвакуировали десятки тысяч людей, попадались среди них дезертиры, валютчики, бандиты. 28-летнего Давида назначили заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана.

В марте 1944 года, когда советские войска уже подходили к Одессе, Давид Михайлович был отозван и 10 апреля в числе освободителей на танке въехал в город. После освобождения криминогенная обстановка в Одессе была просто ужасающей. Отступая, оккупанты формировали банды из уголовников-рецидивистов, бывших полицаев. Перед ними ставилась задача всячески тормозить восстановление разрушенного города: внедряясь в руководящие органы, устраивать саботажи, дезинформировать население о якобы возвращающихся фашистах. И, конечно же, совершать налеты, убийства, грабежи (в том числе и военных складов).

Одним из громких дел тех лет стало убийство одесского горвоенкома Ивана Ляшко. Курлянд с помощником Леонидом Кривенко напали на след банды Игоря Шевцова. В течение месяца им удалось обнаружить логово бандитов и обезвредить их. Также сотрудники Одесского уголовного розыска под руководством Курлянда обезвредили и уничтожили такие банды, как «Додж ¾», «Одесский Тарзан», «Черная кошка». В «Черной кошке», например, насчитывалось 19 рецидивистов. Именно эта шайка зверски убила участкового инспектора милиции Небита, сотрудника госбезопасности и несколько войсковых офицеров - чтобы захватить оружие и форменную одежду.

Курлянд поставил перед подчиненными задачу - в кратчайшие сроки взять или уничтожить банду и по возможности взять живым ее главаря Николая Марущака. Марущак и его шайка скрывались в катакомбах и развалинах разрушенных во время войны зданий. Каждый раз опытному бандиту удавалось уходить из расставленных на него ловушек.

Как-то раз при очередной облаве на барахолке был взят один из сообщников Марущака. При выявлении личностей задержанных его опознал один из бывших полицаев. Спасая свою шкуру, он сдал его. Так и вышли на штаб-квартиру банды. Рано утром сотрудники угро оцепили это место. Бесшумно подошли вплотную к логову. Почувствовав опасность, бандиты попытались прорваться сквозь кольцо, открыли ураганный огонь. Завязался настоящий бой. Тяжело раненный, Марущак пытался отстреливаться, но его схватили. Однако в последний момент он успел раскусить ампулу с ядом.

Вот что вспоминает известный одесский писатель Михаил Пойзнер: «Два с половиной года оккупации не могли не сказаться на криминальной ситуации. Многих молодых людей, который в 1941 году по возрасту еще не подлежали призыву, в 1944 году, когда город был освобожден, - стали призывать в армию. Те, кто был призван, молодые, необстрелянные, практически все погибли при Ясско-Кишиневской операции. Понятно, что многие пытались уклониться от призыва. Так возникла целая армия дезертиров, некоторые из них пополняли бандитские группы. Да и возвращавшиеся с войны фронтовики зачастую не имели образования и профессии, ничего не умели делать, кроме как стрелять, и тоже порой пополняли среду уголовников, наивно думая: «Вот пару копеек отобьем, а там будет видно...» В городе оставались бывшие полицаи, снабженные немцами оружием. Вот с кем приходилось иметь дело сотрудникам уголовного розыска. После войны Одесса входила в особый список городов с высоким уровнем бандитизма. На Украине такими городами также были Умань и Николаев.

В 1948 году Курлянд был назначен заместителем начальника уголовного розыска Одессы. Однако он не сидел в «руководящем кресле» - сам планировал проведение операций и сам в них участвовал.

В коллективе его называли «профессором» по борьбе с бандитами, фальшивомонетчиками, мошенниками. Криминальные же авторитеты его боялись - и уважали. Нередко матерые уголовники «завязывали» с криминальным миром лишь потому, что дали слово Курлянду. Вспоминает сын Давида Курлянда Анатолий:

«Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников. Нас боялись как огня. Помню, когда я женился на москвичке и любимая взяла мою фамилию, так она год не могла устроиться здесь, в Одессе, на работу. Ее боялись. Руководство каждого предприятия переживало: а вдруг она будет что-то выяснять, выведывать, ее свекор же настоящий сыщик!»

Создатель Народного музея милиции Василий Давиденко был близким другом Давида Курлянда. Вот что он говорил: «Если начальник уголовного розыска мог быть номенклатурной единицей, то заместитель начальника был „рабочей лошадкой“. В мирное время с такой анкетой быть награжденным боевыми наградами, удостоиться ордена Красной Звезды (в 1954 году) - это что-то да значило».

В 1953-м Давида Курлянда награждают начальником 2-го, а затем 1-го отдела милицейской службы. В 1960-м он - заместитель начальника уголовного розыска Одессы. А в 1963-м, всего-то в 50 лет, Давида Михайловича отправили на пенсию. Отдыхать он не мог: читал лекции, консультировал работников уголовного розыска, собирал в архивах материалы по истории милицейской работы.

Удивительно и то, что всю жизнь Курлянд с женой Надей и детьми прожил в коммунальной квартире - на Соборной площади, в доме Либмана. Дочь Давида Михайловича стала учительницей математики, а сын профессиональным военным, служил в городе Энгельсе Саратовской области.

А еще Давида Михайловича обошли стороной две высокие награды. В 1957 году за успешную операцию - розыск детей, потерявшихся в катакомбах, - он был представлен к ордену «Знак Почета». Но вместо ордена ему объявили благодарность «за находчивость и проявленную инициативу». А в 1958 году еще один орден Красного Знамени заменили медалью «За безупречную службу 1-й степени».

Памятник Давиду Курлянду у входа в областное управление внутренних дел в Одессе


В 1988 году Давид Курлянд написал воспоминания, которые сегодня хранятся в Одесском музее милиции на Еврейской улице. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые он расследовал. Это настоящий кладезь сюжетов для писателей, одни заголовки чего стоят: «Импортный макинтош», «Яшка-Китайчик», «Флегмона, или...», «Котиковая шуба», «18-летний губернатор», «Моца и К и другие».

Личное дело Курлянда до сих пор засекречено. Курлянд был классным специалистом по агентуре и у него был с десяток явочных квартир. И сегодня, вполне возможно, здравствуют дети и внуки тех, с кем он раскрывал сложнейшие дела.