Понятие человек сущность человека философия. Как проявляется природная и социальная сущность в человеке

Тема 5. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА МАТЕРИИ

Кризисный характер человеческого существования в современную эпоху чрезвычайно обострил три коренных вопроса человеческого существования - о сущности человека, способе и смысле его бытия, перспективах дальнейшего развития. Задача сохранения человечества на Земле придала глубочайший жизненный смысл самому важному для человечества вопросу - “быть или не быть”.

В научной философии наиболее общие стороны человеческой сущности раскрывают концепции - “человек в бесконечном мире” (всеобщая) и “человек в обществе” (социальная). Обе концепции можно различать только с известной степенью условности; они неразрывно связаны и образуют целостную философскую концепцию человека. Определенные стороны человеческой сущности рассматриваются также этикой, эстетикой и другими философскими теориями.

Если всеобщая концепция раскрывает сущность человека как “вселенского”, а не сугубо “местного”, “провинциального” феномена, его особое место в мире, величие, достоинство и способность к бесконечному развитию, то социальная концепция -как интегрального социального существа, производящего себя и свою собственно социальную среду . “Людей,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят себя и свою материальную жизнь”102. Человек - это существо, которое само производит себя, свое бытие и сущность. При этом производимое им бытие возникает первоначально в виде мысленного прообраза . Человек поэтому есть не только производящее , но и сознающее существо.

Человек - основной элемент общества, которое представляет собой не что иное, как сложно организованный коллектив индивидов , общество есть общество людей, или люди в их деятельности и отношениях друг к. другу. Общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях, - так определяет человеческую сущность общества Маркс. Основой этих отношений выступает единство родового и индивидуального в человеческой сущности. Родовое в человеке - все то, что свойственно каждому человеку, человеку вообще, а также человечеству в целом. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. При этом родовое выступает, как будет показано далее, определяющим лишь по отношению к каждому отдельному индивиду и собственно индивидуальному в нем. Оно не главенствует над массой единичных, но, будучи целостным, входит в каждое единичное как некая отдельность . Если родовое в индивиде не существует как своего рода отдельность, оно не существует и во всей массе индивидов. Человеческая сущность поэтому с необходимостью индивидуализирована , является сущностью каждого индивида.



В общественной науке почти безраздельно господствует утверждение, что сущность человека заключена в совокупности общественных отношений. Такая трактовка человеческой природы представляет собой чрезмерно расширительное толкование шестого тезиса Маркса о Фейербахе, согласно которому сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Однако шестой тезис выражает только одну сторону марксистской концепции человека - реляционную. Попытка растворить человека в совокупности отношений, отождествить человека как материальное существо с отношениями находится в полном противоречии с духом научного материализма и экономического учения. С этих позиций человек - не совокупность связей, а специфическая, высшая форма материи, предметное социальное существо, субстратный (субстанциальный) элемент общества, находящийся в отношениях с себе подобными. Маpкc резко критиковал представление о человеке как о некоем бестелесном, непредметном существе. “Непредметное существо, - подчеркивал он, - есть невозможное, нелепое существо” 103. К сожалению, это нелепое представление о человеке в большинстве исследований выдается за истинно марксистскую точку зрения. Глубочайшая мысль Маркса о человеке как “совокупности всех общественных отношений” заключается в том, что человек как социальное существо не может быть понят вне системы общественных отношений, причиной и результатом которой он является. Однако человек - это прежде вcегo материальное, предметное существо, главная производительная сила, производящая не только предметы потребления, но и экономическую форму общества - экономические отношения.

“Реляционное” определение человека не раскрывает главной стороны сущности человека как деятельного существа, субъекта труда и отношений. Полное определение человека включает в себя прежде всего указание на роль человека как производительной силы, субъекта труда и отношений, творца отношений. “Как само общество производит человека как человека,- писал Маркс, - так и он производит общество”104. Человек - это главный объективный фактор общественной жизни. В то же время в аспекте своего сознания и непосредственно направляемой сознанием деятельности человек выступает в качестве субъективного фактора истории. Объективная природа и роль человека являются первичными по отношению к субъективной стороне его существования и деятельности.

Как организованный коллектив индивидов общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания .

В собственном смысле общественное бытие есть бытие социальной формы материи, коллектива социальных материальных существ в их материальной деятельности и отношениях. Иначе говоря, общественное бытие - это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Анализируя в “Капитале” достаточно развитую ступень исторического процесса - капиталистическое общество, Маркс определил собственно социальное бытие как сверхчувственное. Это сверхчувственное существование раскрыто им на примере стоимости как “кристаллов” общественного абстрактного труда, заключенного в товаре. Он показал, что обыденные, чувственно воспринимаемые вещи, став товарами, превращаются “в вещи чувственно-сверхчувственные, или общественные”. При этом сверхчувственные, стоимостные отношения оказываются скрытыми за вещными отношениями, ибо специфически общественный характер работ частных производителей проявляется только в рамках обмена. Поэтому в глазах частных производителей их собственное общественное движение принимает форму движения вещей. Эту “вещную видимость общественных определений труда” он назвал товарным фетишизмом. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве главной, или собственно социальной, субстанции общественного бытия . Имея предметную социальную сущность - присоединять к собственным социальным силам силы природы, собственно социальный индивид есть в то же время телесный индивид. Общественная сущность человека предстает в единстве с его телесностью. Включение в собственно социальную субстанцию - сложнейший коллектив социальных существ - биологического, шире - природного бытия как основы, на которой существует собственно социальное бытие людей, служит основанием для отождествления социальной субстанции с биологической. Чтобы избежать редукционизма, сводящего “нацело” высшее к низшему, необходимо учитывать следующее. Признание реального существования социальной субстанции, несводимой к биологическому организму, или “телу”, имеет “выводной характер” . Логическая процедура выведения понятия о той или иной материальной субстанции (физической, биологической и т.д.) состоит в заключении от движения, свойства или проявления к их носителю. Поскольку человеческие индивиды осуществляют деятельность, качественно отличную от биологической - трудовую и мыслительную, необходимо заключить о существовании социальной субстанции, качественно отличной от биологического тела.

В общественном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное процессу жизни всей массы индивидов. Однако отождествление общественного бытия с всеобщим значительно обедняет его содержание, лишает процесс жизни индивидов целостности. При этом из содержания общественного бытия по существу устраняется, элиминируется все собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов, все многообразие их судеб. В действительности реальный процесс жизни индивидов представляет собой единство родового и индивидуального.

Общественное бытие имеет также своей субстанцией систему вещных компонентов - созданных людьми предметов, в первую очередь cредств труда. Однако признак социальности не может быть отнесен в равной мере к индивидам и вещественным элементам общества. Последние суть преобразованные природные компоненты социального. Объективность общественного бытия означает, что оно существует независимо от сознания (индивидуального и общественного), определяет его.

Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, т.е. сознание общества . Как сознание общества, оно имеет своим предметом природу, общество и человека. В узком смысле общественное сознание - это отражение общественного бытия, его осознание . Оно отображает прежде всего общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира (философия), так как их осознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, своей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общественного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

С позиций научной философии человеческое существование имеет смысл в самом себе, у него нет цели вне его, оно само - высшая цель. Чем сложнее и богаче человеческая жизнь, тем сложнее и ее смысл. Он создается человеком, творящим собственное, не существовавшее ранее, бытие. Творить собственное бытие - это вместе с тем творить благо для человечества, бороться за человеческое, его сохранение и приумножение, Австрийский психолог В. Франкл считает, что человеческая жизнь имеет смысл, поскольку человек изначально , в силу своей природы , направлен на созидание и ценности. При этом творящий человек воспринимает действительность положительно, а приспосабливающийся - отрицательно105. Механизм приспособления, как определил Э. Фромм, есть “бегство от реальности”. Он позволяет снять психическое напряжение, но не найти смысл жизни, ибо, отказываясь от вызванного реальностью беспокойства, человек отказывается от собственной индивидуальности. Жизнь приобретает смысл, если индивиды ориентированы на принцип “быть”. Между тем в современном обществе получила распространение ориентация на обладание, или, иначе, установка “иметь”.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Сущность человека - производство самого себя, своего бытия и сущности. Человек - единственное в мире бытие и сущность, творящее самое себя. Человек преобразует природу, производя тем самым собственное бытие и сущность.

Человек, общество - высшая ступень бесконечного мирового процесса, высшая форма материи, обладающая наисложнейшими свойствами, в число которых входит сознание, интеллект. Человек, согласно Энгельсу , “высший цвет материи”, высший этап ее развития, “в котором природа приходит к осознанию самой себя”. Человек возникает в ходе бесконечного мирового процесса развития с “железной необходимостью”,

“У нас есть уверенность в том, - писал Энгельс, - что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время”.

В отличие от метафизического материализма XVII-XVIII вв. диалектический материализм связывает необходимость появления человека в бесконечном мировом процессе с “самой природой материи”. Для метафизического материализма, отмечал Энгельс, “тот факт, что материя развивает, из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит. В действительности же материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо соответствующие условия (не обязательно везде и всегда одни и те же)”.

Производство самого себя, как глубинная сущность человека, теоретически безукоризненно выводится современной научной философией из сущности предшествующих известных нам форм материи - масс-энергетической сущности физического, с его способом существования (от дифференциации до прямого масс-энергетического субстратного синтеза), над-массэнергетической природы химического, с его прямым субстратным синтезом, самосохранения путем приспособления живой материи, с ее превращением как способом существования и развития - явного преддверия социальной сущности и ее деятельностного способа существования,

В отличие от Гегеля , современной научной философии, располагающей несопоставимо более богатым материалом современного естествознания и социальных наук, диалектическому материализм и удалось в принципе объяснить человека, общество как закономерный продукт и ступень бесконечного мирового процесса развития, раскрыть действительную сущность человека.


Концепция человека в научной философии имеет две взаимосвязанные части: всеобщую концепцию, рассматривающую человека как ступень бесконечного мирового процесса, применительно ко всеобщим сторонам мира (материя, пространство, время, развитие и т.д.), которую кратко можно выразить как “человек в бесконечном мире”, и особенную, рассматривающую человека в его конкретной социальной жизни, во взаимоотношениях людей (“человек в обществе”). Первая выступает неотъемлемой частью диалектического материализма, или общей философии марксизма, вторая - исторического материализма, или социальной философии, общей социологии марксизма.

Человек как высшая ступень закономерного мирового процесса есть единство всеобщего, особенного и единичного, конечного и бесконечного. Являясь результатом бесконечного процесса аккумуляции содержания ступеней развития материи, человек несет в себе всеобщее, в нем в концентрированном, сокращенном, обобщенном виде выражено бесконечное многообразие материального мира. Разумеется, человек не содержит в себе буквально все многообразие мира. В процессе развития это многообразие подвергается материальному обобщению и интеграции, человеческая сущность представляет собой поэтому концентрат, аккумулят, интеграцию сущностей основных форм материи.

Человеческая сущность имеет интегральный характер, она есть синтез бесконечной последовательности предшествовавших сущностей, “запись” бесконечного числа “текстов”, которые мы должны расшифровать. При этом в человеке всеобщее выражено в наиболее завершенном и явном виде.

Ближайшим образом перед нами стоит задача расшифровать роль масс-энергетического, над-массэнергетического и биологического самосохранения в деятельностной (производящей) природе человека. Применительно к биологическому в социальной сущности это уже в значительней мере осуществлено. Значительно сложнее расшифровать роль масс-энергетического и химического над-массэнергетического компонентов человеческой сущности. Однако совершенно ясно, что деятельностная природа человека, человеческий труд не могут быть объяснены без учета включенного в них масс-энергетического фактора. Т.С. Васильевой предпринята интересная попытка обнаружить следы химического синтеза в мыслительном синтезе.

Особенное в человеке так же является результатом аккумуляции и возникновения собственно социального в человеке. Особенное в человеке - это то специфическое, что отличает человека от биологического, химического, физического и т.д.. Поскольку человек как особенное несет в себе всеобщее, выраженное в его наиболее полном и всестороннем виде, он есть не рядовое особенное, а особенное особенное, высшее особенное, несущее в себе всю полноту всеобщего.

Наконец, человек есть единичное, или индивидуальное. При этом человек - не рядовое единичное, а высшее единичное, несущее в себе всю полноту всеобщего и особенного. Иными словами, человек -микрокосм, повторяющий в себе, в сокращенном и индивидуально освоенном виде, бесконечный космос. С появлением человека происходит двоение мира на космос и микрокосм. Человек обладает наивысшей индивидуальностью, обусловленной прежде всего тем, что он несет в себе всеобщее и особенное в их основной полноте и всесторонности.

“Человек есть существо родовое, - писал Маркс , - не только в том смысле, что и практически и теоретически он делает своим предметом род - как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле - и это есть лишь другое выражение того же самого, - что он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному... Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело. Природа есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой... Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты.

Всеобщее, особенное и единичное, конечное и бесконечные в человеке обусловливают его универсальность. Последняя выражена как в его всеобщем и бесконечном, так и в особенном, единичном, конечном содержании. Человек обладает универсальной индивидуальностью, обусловленной как собственно индивидуальными его чертами, так и прежде всего тем, что в человеческой индивидуальности в его полноте и всесторонности выражено всеобщее и бесконечное. Всеобщее, бесконечное, особенное, индивидуальное, универсальное обусловливают свободу человека в широком значении слова.

Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могли возникнуть в природе, или, иными словами, человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно производить. Однако производство не является только средством получения необходимых условий существования, оно само, как таковое, есть способ существования человека. Человек в этом смысле - производящее существо.

Человеческая сущность имеет сложную структуру, которая еще слабо изучена. Эта структура образована сущностными моментами, традиционно называемыми сущностными силами. В научной философии создана развернутая концепция структуры человеческой сущности, весьма заметно отличающаяся от ее Гегелева варианта. Схематически структуру человеческой сущности можно представить в виде иерархической системы уровней, взаимоотношения которых еще следует изучать.

В актуальном плане человеческая сущность включает труд, как преобразовательную (производящую) материальную активность человека, сознание, или универсальную и неограниченную способность познания, общение, т.е. взаимоотношения между людьми. Второй уровень или ярус человеческой сущности - потенциальный - составляют способности и потребности. На основе этих базисных уровней сущностных сил человека необходимо выделить коллективность и индивидуальность, родовое и индивидуальное, свободу и ответственность.

Понятие рода в философии имеет два взаимосвязанных смысла: человек вообще и человечество в целом. Родовое в человеке - все, что свойственно каждому человеку, человеку вообще. Под родовыми свойствами человека понимаются также все присущие человечеству как совокупности людей признаки. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. Индивидуальное - не внешнее выражение человеческой сущности, а необходимый родовой момент или черта человеческой сущности. В сущности человека заложено быть индивидуальностью, несущей в себе все черты человеческого рода.

Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов, или человеческий род, образует общество. Последнее - не механический агрегат индивидов и не “совокупность связей” между людьми, как иногда определяют человеческое общество, а сложно организованный коллектив людей, находящихся в социальных отношениях друг к другу. Человек, таким образом, есть социальное существо.

Данный выше перечень сущностных сил человека не является полным. Так, названные сущностные силы могут быть в свою очередь расчленены на более частные. Сознание, или мысль, включает как собственно способность познания, или интеллект, так и нравственное и эстетическое сознание. Человек - нравственное и эстетическое существо.

В системе сущностных сил человека базовым и определяющим является материальный труд как собственно производящая деятельность человека. Поскольку человек производит свое бытие, последнее, в силу особой сложности человеческого бытия, первоначально должно возникать в виде мысленного прообраза. Однако материальное бытие всегда оказывается более сложным, чем его мысленный проект.

Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между всеобщим, особенным и единичным, конечным и бесконечным, потребностями и способностями, трудом и мыслью, трудом и социальными связями, свободой и- ответственностью, родовым и индивидуальным и т.д. Полная картина этих противоречий во всех их связях, переходах и опосредованиях еще далеко не создана. Однако нет сомнения в том, что эта картина может быть получена только на основе исходной концепции научной философии, материализма и диалектики. И в этом отношении научная философия не имеет сколько-нибудь серьезных конкурентов в лице экзистенциализма, позитивизма или религиозной философии.

Особый интерес представляет природа и структура наиболее фундаментального уровня человеческой сущности, образованного всеобщим и бесконечным в человеке. Если в философии Гегеля этот уровень намечен, то в современной неклассической западной философии он едва затрагивается. В научной философии, современном диалектическом материализме проблема всеобщего и бесконечного в человеческой сущности поставлена на вполне научную основу и во многом успешно решается.

Всеобщее в человеке представляет собой некое единство и в то же время многообразие своих моментов. Всеобщее в объективном мире, система всеобщего в объективном мире отображается в сознании как система категорий. Человек, несущий в себе всеобщее, тоже представляет собой структурированное всеобщее, систему всеобщего, т.е. своеобразную “систему категорий”. Поскольку в философии категорией называют понятие, отображающее соответствующий момент всеобщего, мы будем называть “категорией” (в кавычках) реальный прототип категорий, т.е. момент объективного всеобщего.

Объективный мир представляет собой систему всеобщего, или систему “категорий”, человек, как микрокосм, в обобщенном и сокращенном виде воспроизводящий космос, есть своеобразная система всеобщего, “система категорий”. Человек как система всеобщего - сложнейшая философская проблема, явственно поставленная только в научной философии.

Объективная “система категорий”, или система всеобщего, может быть отражена в человеческом сознании в виде научной системы категорий, которую в свое время пытался создать Гегель и которая успешно разрабатывается в диалектическом материализме. Однако нас интересует другой, более сложный аспект проблемы: система всеобщего, “система категорий” в структуре человеческой сущности. Нельзя не заметить, что осознание всеобщего, построение теоретической системы категорий должно иметь в качестве своей глубинной предпосылки всеобщее в самой сущности человека. Как представлено всеобщее в структуре человеческой сущности?

Объективное всеобщее существует в бесконечном многообразии вещей и явлений, в “разлитом виде”. Следует учесть при этом, что всеобщее отнюдь не равномерно разлито в различных вещах и явлениях. Последние обладают различным всеобщим содержанием. Конкретно-всеобщая теория развития показала, что всеобщее содержание все более концентрируется в процессе развития. Ясно, что живое обладает значительно большим богатством всеобщего содержания, чем электрон.

В человеке всеобщее выражено в наиболее полном и всестороннем виде, выражено как целое, в обобщенной и концентрированной форме. Человек несет в себе не “частицу” всеобщего, как обычно полагают, подобно любому другому предмету природы, а всеобщее как целостность. Это обусловливается самим процессом развития, которое представляет собой не простую смену состояний (согласно некоторым ходячим трактовкам развития), а процесс аккумуляции, обобщения и концентрации содержания низших ступеней в высших.

Концентрация всеобщего происходит в форме особенного (человеческий род) и единичного (индивид, личность) Индивид - это индивидуализированное всеобщее, персонифицированное всеобщее, микрокосм. В восторженном замечании Гегеля, усмотревшего во французском драгуне “мировой дух на коне”, заключено отнюдь не тривиальное содержание.

В человеке все свойства материи выражены в наивысшей, универсальной и концентрированной форме. Вместе с тем эти свойства получают форму особенного. Выражение всеобщих свойств материи, “категорий” в особенной форме - весьма интересная проблема. Субстанциальность материи, ее “свойство” “быть причиной самой себя” получило концентрированное выражение в уникальной сущностной способности человека творить свое бытие и сущность. Точнее, сущность человека есть концентрированное выражение сущности материи как субстанции - наиболее явная иллюстрация совпадения микрокосма и космоса.

Движение и развитие, как всеобщие атрибуты, выражены в активности человека - труде и мышлении, которая имеет наиболее сложный, универсальный и концентрированный характер. Если развитие каждой предшествующей формы материи, обладая общими чертами развития вообще, в то же время несет специфические ограничения (дифференциация, прямой субстратный синтез, приспособление и т.д.), то развитие человека имеет поистине универсальный характер. Человек творит по меркам любого вида (Маркс). Труд как универсальная активность направлен на любые предметы и явления бесконечного мира.

Человек выступает в качестве универсального причинного фактора, так как способен причинять любые явления объективного и субъективного мира, вмешиваться в любые причинные связи. В то же время никакое физическое явление не способно вступать в непосредственное взаимодействие с биологическими или социальными явлениями, ибо их “языки” взаимодействия совершенно различны. Необходимость и случайность выступают в человеке так же в своей наиболее сложной и универсальной форме. Одним из специфически человеческих выражений необходимости выступает сущностное свойство ответственности. Случайность в человеческой жизни наполнена несравненно более богатым содержанием, чем, например, случайная флюктуация физического поля.

Очевидно, всеобщие моменты выражаются в сущности человека двояко: взаимно-однозначно (необходимость - ответственность) и одномногозначно (“категория” - во многих сущностных свойствах человека).

Наряду с обобщенностью, универсальностью, концентрированностью и персонифицированностью всеобщее имеет в человеке и ряд других уникальных особенностей. К ним следует отнести деятельностный характер всеобщего в человеке. Разумеется, всеобщее в объективном мире не является пассивной общностью, оно существует в качестве активного фактора развития объективного мира. В человеке всеобщее выступает в особой, универсальной, деятельностной форме, в форме творческих процессов труда и мышления, посредством которых существует человек и творится новая реальность в ходе бесконечного социального прогресса.

Главной особенностью человеческой деятельностной формы всеобщего является то, что концентрированное в человеке всеобщее, в тесном единстве с особенным и единичным (индивидуальным) в человеке, творит принципиально более сложную реальность, чем всеобщее в его природной форме. Природные процессы. не обладают той сложностью и направленностью, которая могла бы породить в природе топор, машину, ЭВМ . Это способен делать только труд в единстве с мыслью, благодаря уникальной направленности труда и способности предварения материального предмета его мысленным образом. Человек - концентрированная, персонифицированная, автономно действующая всеобщность.

Какова структура всеобщего в человеке? Всеобщее представлено в нем в той же структурной связи, той же “системе категорий”, что и в объективном мире, или же имеет другую структуру, образует иную “систему категорий”?

Представляется, что всеобщее должно быть выражено в человеке в концентрированной и “миниатюризированной” форме, являющейся “уменьшенной” копией системы объективного всеобщего, “миниатюризированной” копией объективной системы всеобщего. Логика материи и ее атрибутов -"пространства, времени, движения и развития, объективных законов, необходимости и случайности не может быть нарушена в высшей форме материи, ее микрокосме. Вместе с тем объективная система всеобщего должна быть своеобразно выражена, переформирована в системе сущностных сил человека - труде, сознании, коллективности и индивидуальности и т.д. Система сущностных свойств человека не может рассматриваться как точная копия объективной “системы категорий”, поскольку человеческая сущность представляет собой специфическое единство всеобщего, особенного и единичного.

Одна из фундаментальных проблем современной научной философии заключается в расшифровке категориального каркаса человеческой сущности. Каждое из сущностных свойств человека представляет собой уникальный синтез всеобщих “категорий”, выраженных в особенном и индивидуальном содержании человека как конкретного живого существа. При этом ведущую роль выполняют те или иные категории. Так, в нравственных свойствах человека - долге и ответственности наиболее явно выражена высшая форма необходимости, в человеческой свободе -активность, в творческой природе человека - способность развития, порождения нового.

Место человека в мире.

Человек занимает вполне определенное место в мире, в закономерном мировом процессе. Однако проблема места человека в бесконечном мире, его “ареала” имеет и другую сторону.

Современная наука уже весьма много знает о среде обитания человека: Метагалактика - Галактика - Солнечная система - Земля с ее лито-, гидро-, атмо- и биосферой - такова схема непосредственной среды человека. Однако эта схема не дает полного представления о мире человека. Человек, как высшая форма материи, вершина мирового развития существует в являющемся и в глубинном сущностном мире.

Завершив биологическую эволюцию от своих природных предков, перейдя от приспособительного к преобразующему и производящему образу жизни, человек ворвался в пустовавшую до него сущностную сферу мира. Человек вошел в сущностный мир производящим и преобразующим характером своей сущности. Сущность человека возникает не наряду с сущностью мира, а является ее завершением, дополнением и высшим выражением. Человек - концентрированная и персонифицированная сущность мира.

Как уже отмечено, человеческая сущность - воплощение сути материи как “причины самой себя” - осуществляет универсальную форму развития. Человек - универсальное причинное существо, концентрированная необходимость и наиболее богатая случайность. Как высшая форма материи, обладающая бесконечным богатством содержания, человек есть наиболее богатая и основательная действительность. Вместе с тем, поскольку человек существует за счет несуществующих условий, которые он непрерывно производит, человек более, чем какое-либо другое явление в мире, существует в протяжении от действительного к возможному и новому, более богатому действительному.

В этом смысле человек - наиболее действительное и вместе с тем наиболее возможное существо. Поскольку человек несет в себе бесконечное, его существование органически связано с бесконечным пространством и временем. Производя свое существование, человек тем самым производит и время своего существования. Человек погружен в сущностную “сердцевину” времени.

Производя свое бытие и сущность, человек тем самым производит и объективные законы своего существования. В этом смысле природа человека уникальна: он есть закон производства законов своего суще ствования.

Наконец, поскольку человеческое сознание способно бесконечно познавать мир, человеческое существование входит в сущностную сферу мира также посредством ее осознания, мысленного погружения в сущностный мир. Человеческий интеллект - не внешний наблюдатель, он действует в сущностной сфере мира.

Человеческий мир. Возникая в силу самой природы материи, воплощая в себе бесконечное качественное многообразие мира, человек оказывается в глубоком родстве с бесконечным миром. Материальный мир - не чуждое и враждебное человеку пассивное начало, как представляется экзистенциализму, неотомизму, религии. В этом смысле с определенной долей образности можно было бы сказать, что окружающий нас бесконечный материальный мир человечен. Это - человеческий мир. В противоположность идеалистической и религиозной концепции "случайного человека в чуждом ему мире" марксистская философия обосновывает концепцию “человека в человеческом мире”.

Бесконечный прогресс человека. С позиций господствующих в современной буржуазной философии идеалистических и религиозных концепций природа человека случайна, конечна, исчерпаема, в силу чего человек обречен на неизбежную гибель — в результате биологического или социального вырождения, вследствие недостаточности природных ресурсов Земли, войн, порочности греховной своей натуры, из-за исчерпания смысла человеческого существования и т.д. "Случайный человек в чуждом ему мире" обречен на гибель. С этой точки зрения развитие общества, социальный прогресс есть лишь временное явление, скрывающее под собой глубинный, фатально предопределенный процесс вырождения человеческой природы. Идя по видимости вверх, социальное развитие неминуемо ведет человечество к неотвратимому концу.

Марксистская концепция человека как высшего цвета материи, опирающаяся на данные современной научно-технической революции, полностью снимает вывод о неизбежном конце человеческой истории, исчерпании человеческой сущности. Человек, несущий в себе бесконечность, способен к бесконечному прогрессу.

Маркс, Энгельс и Ленин, несмотря на известные трудности, выявившиеся во взглядах Энгельса на будущее человечества, рассматривали социальный прогресс как бесконечный. Ни в природе человека, ни в сущности общества, в грядущем коммунистическом обществе они не видели никаких "пороков" или ограничений, которые ставили бы пределы развитию человека и общества, приводили бы к вырождению человеческой сущности. Между тем идея неизбежного конца человеческой истории имела бы смысл лишь в том случае, если бы такие пороки были обнаружены в самой сущности человека, если бы существование человека становилось бессмысленным. По Энгельсу, все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе "истории,— это ступени "бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей". Энгельс писал о "бесконечном прогрессивном развитии человечества". Вместе с тем, как мы уже рассматривали, Энгельс считал неизбежной гибель человечества в связи с угасанием Солнца. Однако, как понял уже Циолковский , этот вывод не может быть принят.

Вниз по лестнице, ведущей вверх. Если бесконечная природа человека, его труд и мысль не содержат пределов развитию человека, то такие пределы могут быть поставлены, как нам следует предположить, окружающей человека природой? Возможность бесконечного социального прогресса заложена в структуре бесконечного иерархически построенного здания природы. Диалектика бесконечной последовательности высших и низших форм материи такова, что не содержит никаких "запретов" на движение преобразовательной деятельности человека от высших, уже освоенных форм материи, к низшим.

Овладевая все более простыми, расположенными "ниже" уровнями организации материи, погружаясь, например, в глубокий микромир, человеческое общество движется вперед в своей социальной эволюции. Поскольку время существования каждого уровня материи ограничено (до "конца" нашей Вселенной осталось еще несколько десятков миллиардов лет) и поскольку это время тем больше, чем "ниже" уровень организации материи, социальная история—это "бег" человечества "вниз" по лестнице форм материй, овладение все более широкими временными масштабами Вселенной, ее временем. Человечество способно развиваться вечно, присоединяя к своему времени время природы.

Социальный прогресс не является фатальным, дарованным человеку природой, он производится человеком. По-видимому, нельзя считать, что всякая человеческая цивилизация сможет ускользнуть от внутренних и внешних опасностей и "выйти в бесконечность". Не исключено, что отдельные цивилизации могут погибнуть. Возможно, нельзя считать, что ресурсы космических систем, в которых возникает то или иное человечество, обязательно окажутся достаточными для неуклонной экспансии в космосе. К счастью, все. говорит о том, что земное человечество находится в этом отношении в благоприятных условиях. Однако в принципе бесконечный социальный процесс заложен как в сущности человека, так и в природе бесконечного материального мира.

Пока еще всего много, и времени, и огня. Один из тревожнейших вопросов современности - успеет ли"человечество так распорядиться своими земными ресурсами, чтобы успеть перейти к широкому освоению ресурсов космоса и "выйти в бесконечность". По мнению И.С. Шкловского, это время катастрофически сокращается и в самом ближайшем будущем человечество на Земле должно перейти к своего рода режиму космического корабля, когда до 50% средств должно будет направляться на восстановление и сохранение природной среды. У нас пока еще есть время?

Идентичность человека. Тривиальное представление о развитии легко принимает мысль о развитии человека, не замечая ее возможных осложнений. Важнейшее из них - признание будущего исчезновения человека, появления “следующей ступени” развития - некоего “сверхчеловека”. Так, И.С. Шкловский полагал, что освоение космоса сможет осуществлять только более сложная, чем человечество, цивилизация роботов Однако дурная бесконечность: человек -сверхчеловек - сверх-сверх... - не требует особого труда теоретической мысли. Больше содержания заключено в представлении о вечной идентичности человека, человечества.как типа существ, обладающих трудом и мыслью.

Как высшая форма материи, микрокосм, несущий в себе бесконечное многообразие мира, человек способен к бесконечному развитию, оставаясь человеком, существом, производящим свое бытие и сущность. С появление”” человека коренным образом меняется способ развития материи. Если живое эволюционирует путем морфофункциональных изменений, изменяя свои органы и организм в целом, развитие человека происходит на основе наличного морфофункционального типа, который, как известно, претерпевает определенную эволюцию или дошлифовку, не выходя за пределы наличного типа. “Включение” видообразовательного процесса в ходе социального прогресса, т.е. мутациогенеза и естественного отбора означало бы не развитие человека и человечества, а их деградацию.

Допущение возможности развития, выводящего за пределы наличного типа человека, возможно только при условии, если обнаружены какие-либо неисправимые “пороки” этого типа. Однако вся история человечества и человеческого интеллекта не привела к обнаружению такого рода порсков. Напротив, у нас есть все основания заключить, что человеческая сущность неисчерпаема, человек способен к бесконечному прогрессу, оставаясь самим собой. Признание такой способности - еще одно отличие научной философии материализма и диалектики от религиозных и ицеалистических философских учений.

Фантастическая литература нашего времени заполнена инопланетными мыслящими существами как можно более непохожими, насколько позволяет воображение авторов, на земного человека. Философия этого подхода основана на легко, дающейся идее: в бесконечном мкре и мыслящие существа должны быть бесконечно многообразны. Однако действительная логика развития мира иная: от бесконечного многообразия материального мира - к единообразию одного типа мыслящих существ, несущего в себе, в обобщенном и сокращенном виде, все многообразие реального мира. Разумеется, в пределах этого типа должно существовать какое-то многообразие, не выходящее, однако, за пределы типа. Когда человечество, наконец, встретится с инопланетянами, наиболее поразительней новостью, фантастической новостью окажется то, что они будут весьма похожими на нас.

Ибсеновская проблема “быть самим собой” получает особый смысл для человечества; смотрящего вперед, в возможное бесконечное будущее, если, конечно, человечество сможет пройти то “очень страннее место” в историческом процессе, когда оно оказалось перед лицом своей возможной гибели.

Смысл человеческого существования. Проблема смысла существования - критический момент проблемы человека. Феномен смысла - атрибут специфически человеческого существования. В отличие от любого другого, человеческое существование имеет смысл. Смысл существования - производное от сущности.человеческого существования и его осознания. Смысл существования с некоторой неточностью может быть определен как осмысленность человеческого существования. Реальная человеческая жизнь включает в себя, как свое необходимое условие, ту или иную осмысленность, без которой человеческое существование становится животнообразным.

В религиозных и объективно-идеалистических учениях смысл человеческого существования усматривается вне человеческого существования - в боге, идее и т.д. Согласно христианству смысл человеческого существования - в движении к богу, к Христу . Гегель усматривал смысл человеческой жизни в движении к абсолютной истине, которая, как известно, на уровне представления мыслится как христианский бог. Субъективный идеализм ищет смысл человеческого существования в самом существовании, которое однако сводится лишь к его духовной субъективной стороне и полностью отрывается от какой-либо внешней реальности. Такое понимание смысла так же оказывается иллюзорным.

С позиций современного материализма - предельно реалистической философии - смысл человеческого существования заложен в самом существовании и состоит в производстве, творении своего собственного бытия и сущности во всем их многообразии, полноте иразвитии. Смысл бытия - в творении не просто бытия, которое может быть и бессмысленным, а в творении бытия, соответствующего человеческой сущности. Смысл существования - не просто в воспроизводстве бытия, а в творении все более совершенного, богатого и полного бытия, бытия в его развитии.

Человек - наиболее сложная реальность в мире, наивысшая ценность в мире, и смысл его существования может быть только в производстве осмысленного существования. Творение существования и своей сущности есть в то же время производство самого смысла существования.

Поскольку человек несет в себе бесконечность, способен к бесконечному развитию, смысл человеческого существования - в бесконечном творении своего существования. Смысл существования лишается смысла, утрачивая свою направленность в бесконечность. Иными словами, бесконечность смысла человеческого существования придает смысл человеческому существованию. Логическое “кольцо”: смысл, порождающий смысл, в отличие от Гегелева основного логического кольца, основывается на идее бесконечности.

Н. Бердяев утверждал, что человеческая история имеет смысл только благодаря своей конечности, когда “исполнится время” и наступит “царство небесное”. Однако бессодержательное понятие бога, понятие-фантом, делает бессмысленной человеческую историю, человеческое существование.

Весьма интересную мысль высказал испанский экзистенциалист М. Унамуно: человеку присуща тоска по бесконечности. Прекрасно подмечено! Природа человека, его положение в бесконечном мире, творческая деятельность, которая в сущности своей не обнаруживает никаких непреодолимых границ, рождают у человека - в неясной, бессознательной или осознанной форме - чувство причастности к бесконечному, вечному, перерастающее в ее (причастности) осознание, Существует множество каналов, по которым человек вступает в практическую, познавательную и нравственную связь с бесконечностью.

Вся духовная жизнь человека, осознает он это или нет, происходит на арене бесконечного мира, бесконечности. К сожалению, автор не может продолжать эту тему, ибо она слишком далеко увела бы нас. Заметим, однако, что религия, стремление к богу является, по нашему мнению, продуктом этой “тоски” по бесконечному; вечному на ранних ступенях развития человечества, когда человеческий интеллект еще слишком слаб, чтобы осознать свою мощь.

Куда мы идем, или - куда развивает человеческая сущность? Проблема направления развития человеческой сущности - одна из коренных проблем философии, философской антропологии. Религиозное решение вопроса общеизвестно - человеческая сущность движется к богу. Бессодержательность и бездоказательность такого представления получили убедительное освещение в прошлом и не нуждаются здесь в дополнительном обосновании. В конечном счете это представление сводится к исходной предвзятой антропоморфической парадигме, окутанной алогическим туманом. Не нашел решения этой проблемы, как уже отмечалось, и Гегель.

В научной философии проблема направленности развития получила наибольшую разработку в теории исторического процесса как закономерной последовательности социально-экономических формаций. С нашей точки зрения, общественно-экономические формации - это общественные.формы развития человеческой сущности. Ранее автором была предложена концепция человеческой сущности исторического процесса, концепция исторического процесса как развития человеческой сущности.

Однако четыре общественно-экономические формации по сути дела относятся к “предыстории” человеческого общества, а подлинная история человечества, прошедшего все подготовительные этапы окончательного становления общества, соответствующего истинно человеческой сущности, начинается лишь с пятой общественно-экономической формации, выступающей в. качестве адекватного выражения человеческой сущности - ее универсальности, коллективности, индивидуальности, свободы, творческого характера, всестороннего развития интеллекта и др.

Несмотря на временные возвратные движения, контрреволюции и реставрации, человечество в конечном счете движется вперед, к такой организации человеческого существования, которая базируется на общественной, а не частной собственности, на подлинной свободе, исключающей любую форму эксплуатации человека человеком. В условиях тотального кризиса человеческой цивилизации вопрос о будущем человечества, направлении развития его глубинной сущности приобретает огромное значение.

Существуют внешние ориентиры, проявления и средства развития человеческой сущности - создаваемая человеком техносфера, которая постепенно охватывает всю Землю, а затем все более широкое космическое пространство.

Характер практической деятельности человека создает впечатление о развитии человеческой сущности “вширь”. Однако это есть лишь внешнее выражение развития человеческой сущности, лишь проявление его внутреннего направления развития. Человеческая сущность как таковая не имеет внешних целей и ориентиров развития, поскольку она - высшая реальность и высшая ценность в мире, человеческая сущность развивается в себя, внутрь себя. Развитие человека в себя, в свою собственную сущность, иными словами, непрерывное углубление человеческой сущности, - одно из важнейших приобретений научной философии, научного интеллекта.

Развитие в собственную сущность означает, что направление и цель человеческого развития, обогащение, усложнение его собственной сущности, определяемое не каким-либо заранее определенным масштабом, не внешними для человеческой сущности факторами и ориентирами, а самой человеческой сущностью, т.е., в соответствии с Гегелем и Марксом, свободное развитие.

Развитие в собственную сущность означает, что эта сущность проходит в своем развитии последовательный ряд этапов или уровней -от относительно простого, начального, универсального до все более глубоких и сложных. Поскольку человек - не “рядовое” конечное существо, а единство бесконечного-и конечного, всеобщего, особенного и единичного, его движение в собственную сущность является потенциально бесконечным. Человеческая сущность бесконечна и неисчерпаема в своем развитии.

Структура мира, образованная бесконечным развитием, такова, что наивысшая ступень развития, несущая в себе, в обобщенном и сокращенном виде, бесконечное многообразие мира, способна к бесконечному преобразований мира, нигде не встречая “барьеров сложности”, которые могли бы остановить это движение.

Вместе с тем развитие человека - продукт его собственной деятельности, а не фатально предопределенный процесс; оно коренным образом зависит от борьбы разнородных факторов: прогресса и регресса, прогрессивных и реакционных классов, коллективизма и индивидуализма, науки и религии, интеллекта и его антипода - бездарности, истины и лжи. В развитии человечества возможны глобальные заблуждения и ошибки, которые могут привести к гибели всей человеческой цивилизации.

Возможно, что такая глобальная ошибка уже допущена и гибель человечества в обозримом будущем окажется неизбежной. Эта ошибка заключена в сохранении-устаревшего типа цивилизации-так называемой рыночной, связанной с эксплуатацией и социальным неравенством, возможным перерасходованием земных ресурсов, которых может оказаться недостаточно для эффективного выхода в космос.

Замечательная догадка о существовании “развития в себя” была высказана Гегелем. Бытие, согласно Гегелю, развивается в себя, в свое основание, одновременно это “погружение в себя” есть движение “вовне”, развертывание понятия, существующего в бытии “в себе”. В развитии идеи Гегель явно угадал коренную особенность развития материального мира.

Развитие, как мы уже рассматривали, проходит бесконечный ряд ступеней, из которых нам известны четыре: физическая, химическая, биологическая и социальная. Развитие материи представляет собой движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Однако характеристика развития требует дальнейшего шага. В сущности, основное направление развития имеет не просто пространственно-временной характер, оно есть развитие материи вглубь, в свою собственную бесконечную сущность. Развитие человеческой сущности “ в себя” есть наивысшая, универсальная форма развития сущности мира вглубь самой себя.

Проблема величия и достоинства человека - продолжение проблемы сущности и смысла человеческого существования. С позиций современного интеллекта достоинство и величие человека заключается в том, что он является наивысшей ценностью в мире, вершиной развития бесконечного мира и способен к бесконечному познанию и практическому освоению мира, к бесконечному материальному и духовному творчеству. Достоинство и величие человека скрыто всегда служили факторами его развития, осознаваясь нередко в превратней форме. Они превратятся в явно и мощно действующие нравственные и социальные факторы, когда общество будет перестроено на истинно человеческих основах, когда “свободное развитие каждого” станет “условием свободного развития всех”.

В чем сущность человека или что такое человек? У каждого из нас уже есть какое-то понимание сущности человека, но никогда не мешает поразмышлять над этим еще раз. От того, как мы понимаем сущность человека , зависит и направление нашего собственного роста и развития (или деградации), и наш подход к воспитанию детей, и отношения с другими людьми… Некоторые варианты направляют нас к наиболее полной реализации нашего потенциала, а другие, наоборот, закрывают многие перспективы.

Все мы люди, но люди бывают очень разные: плохие и хорошие, умные и глупые, подлые и благородные, талантливые и бездарные… Как же среди этого многообразия сущность человека выявить? Очень много людей несчастных, неудовлетворенных жизнью, потерянных… А другие — счастливые, успешные, целеустремленные. Почему? Конечно, каждый уникален, но все ли наши качества можно отнести к уникальным особенностям? Не являются ли они иногда просто задержкой развития или болезнью? И как это выяснить? Должна быть какая-то система отсчета, дающая некий эталон сущности человека. От того, в какой системе мы мыслим, будут зависеть и наши выводы.

Сущность человека как его потенциал

Под сущностью человека я, в первую очередь, подразумеваю его потенциал — то, что человек может реализовать в жизни. А может и не реализовать. Например, младенец потенциально может научиться разговаривать и ходить. Но если он этому учиться не будет, то этот потенциал не реализуется. С детьми, правда, все понятно. У нас есть таблицы, где написано, что и в каком возрасте должен освоить ребенок при нормальном развитии. Степень адекватности таких таблиц обсуждать не будем — они, по крайней мере, есть.

Со взрослыми все сложнее. Для них таблиц нет, но огромная разница между людьми наводит на мысль, что не каждый в полной мере проявил свою человеческую сущность, достиг личностной зрелости, реализовал свой потенциал. Беда наша в том, что человеческая сущность совсем не очевидна, сама собой она не раскрывается и не реализуется. Возможность этой реализации во многом напрямую зависит от самого человека — от того, как он эту задачу понимает, и его усилий. И главный вопрос — что считать потенциалом человека?

Например, котенок вырастет кошкой, а росток розы — розовым кустом, в любом случае, без приложения усилий своих или извне. Если условия плохие, то кошка или роза могут быть слабые, больные, но их сущность их от этого не изменится. А вот человек далеко не всегда даже догадывается своем потенциале. И это может случиться всего лишь потому, что сущность свою он понимает так, что многие возможности этого потенциала не учитывает. Эти возможности никуда не делись, но человек им не дает развития. В результате возникает внутренний конфликт, который исподтишка портит ему жизнь. А он не может понять, в чем дело…

Варианты понимания сущности человека

Вариантов понимания сущности человека не так уж много. Все концепции сущности человека можно разделить на 4: человек — это животное, человек — часть природы, человек — продукт / часть общества, и человек — нечто большее, несводимое ко всему остальному, уникальное существо. Развитие человека определяется, соответственно, исходя из понимания его сущности.

Человек — это животное

Материалистическая концепция сущности человека определяет человека, как «представителя вида люди из семейства гоминиды отряда приматы», т. е. как одно из животных . Речи о специфической сущности человека и каком-то особом потенциале здесь практически нет — человек принадлежит к своему виду по факту рождения. Как у животного, возможности у него не велики, даже учитывая разумность. В детстве он осваивает навыки речи, прямохождения, использования рук и разума для произведения нехитрых операций по выживанию. Ну и все:) Ведь здесь человек — в первую очередь тело, биологический организм. Потребностями организма он и определяется.

Если человек — лишь биологическое существо, животное, обладающее чисто технической разумностью, то его развитие трактуется как физическое развитие плюс освоение определенного минимального объема знаний и умений, достигнутых человечеством. Об индивидуальности тут речи не идет. Задача развития такого человека — приспособление к условиям среды и сохранение вида. Главная деятельность человека, как животного — произведение потомства и обучение его навыкам, необходимым для выживания. Как животное, он , практически не имея свободы. Со всеми, вытекающими из этого, следствиями…

Человек — часть природы

Такого взгляда на сущность человека придерживается различные , говорящие о «гармонии с природой». Они рассматривают человека исключительно как часть природы , чем, на самом деле, мало отличаются от материализма. Даже при том, что «природу» они видят шире, чем материалистическая философия, усматривая в ней, кроме видимых, еще и невидимые «уровни» разной степени фантастичности. Суть от этого не меняется — ведь тайна мироздания у них в том, что все оно едино, все является лишь разными формами существования одной энергии, просто эта энергия бывает «тонкой» и «грубой».

О сущности человека они говорят красиво — что она «божественна». Нам нужно лишь найти в себе этого бога и с ним идентифицироваться. Однако, оказывается, что той же самой «божественной сущностью» обладает все на свете. Эта философия не делает разницы даже между живой и неживой природой — не только животные, но и камень при дороге имеют одну и ту же божественную сущность. Задача человека в этих учениях заключается в том, чтобы слиться с природой, под которой понимается весь материальный мир, как можно полнее и гармоничнее. Это даже радикальнее, чем считать себя животным…

Слиться с природой — это как? Это значит избавиться от всего, что мешает на этом пути — а мешает самосознание и разум, желания мешают, воля тоже… Какой потенциал мы можем раскрыть при таком понимании сущности человека? Даже сказать сложно, что за потенциал у камня. Но очевидно, что при таком взгляде многие человеческие черты упраздняются, как совершенно не нужные (подробно об этом в статье ). И уж точно даже речи не может быть о какой-то уникальности, индивидуальности. Ты же просто часть природы! Даже отношения с другими людьми в этой системе предстают, как механическое взаимодействие безличных «энергий», которые они через себя проводят. Ничего личного, в общем — просто физика:)

Человек — социальное животное

Все знают, что если Маугли воспитывается вне человеческого общества, то человеком полноценным он не станет — даже ходить и говорить не научится. Это значит, что взаимодействие с себе подобными для становления человеком очень важно. То есть человек — это социальное животное . Такой взгляд предполагает, что весь потенциал человека зависит от общества, там же он и реализуется. В таком случае, развитие индивида будет заключаться наилучшем приспособлении к обществу — то есть в социализации. Это обретение знаний, навыков и черт характера, необходимых для взаимодействия с обществом по его законам. Выучил законы, научился их применять — и все! Критерием развития здесь будет что? Правильно — успех и уважение в обществе.

В нашем обществе потребления успех измеряется в денежно-имущественном эквиваленте, а также в ступеньках карьерной лестницы. Немаловажное значение имеет и успешное отыгрывание социальных ролей: гражданина, мужчины или женщины, члена семьи (). Это весьма характерное для нашего общества представление о человеке. Но роли и место в социуме — это лишь внешние аспекты нашего бытия. А как же быть с внутренними? И как быть с реализацией нашей уникальности?

Человек — уникальное существо

Когда мы говорим о сущности чего-либо, мы стараемся найти черты, которые его отличают, а не являются общими с чем-то другим. Мне кажется, что и для определения сущности человека целесообразно выделить те черты, которые отличают его от остального мира — ведь это и будет его видовой уникальностью , правильно? Взгляда на сущность человека, как существа, принципиально отличающего от остального мира, придерживаются философия / психология гуманистического направления и некоторые мировые религии.

В религии то, что человека отличает от остального мира (животных, растений, неживой природы), называется называется духом . Дух принципиально не родственен «потусторонен», «миру сему», являясь «образом Божьим» или «искрой» трансцендентного Бога. Нетеистический гуманизм просто считает человека уникальным существом, способным к самосозиданию и творчеству, субъектом познания и деятельности, опирающимся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции, чего в остальной природе не наблюдается.

Отличительные черты человека как уникального существа

  1. Свобода воли. Остальной мир управляется законами и инстинктами, а человек способен на произвольное поведение. Из этого вытекает и , и ответственность.
  2. Разум. Только человек способен мыслить и осмысливать себя и окружающее. Животные могут что-то думать и понимать, но вопросы смысла интересуют только нас, только мы способны к рефлексии и абстрактному мышлению.
  3. Творчество. Только человек создает новое, подобно Богу. Остальной мир просто существует, приспосабливаясь и используя среду.
  4. Развитие. У человека есть врожденное стремление к самосовершенствованию и личностному развитию, которое продолжается всю жизнь.
  5. Также можно отметить религиозность, эстетическое чувство и чувство юмора — этого в животном мире тоже не наблюдается.

На основании этих свойств человека в человеческом мире существуют такие ценности, как истина, добро и красота. И на этих чертах основана возможность самобытности, уникальности — ее нравственный выбор, самостоятельное мышление, творческое самовыражение, способность любить. Думаю, все согласятся с тем, что эти черты отличают только человека и потенциально присутствуют в каждом из нас, как и с тем, что реально далеко не каждый реализует их в полной мере.

Понимание сущности человека как нравственный выбор

К сожалению, мы можем наблюдать людей, не использующих свою свободу, а действующих под влиянием внешних факторов; людей, не умеющих самостоятельно мыслить, чей разум закован в рамки ; людей, только воспроизводящих то, чему их научили вместо творческого акта; и людей не развивающихся — тех, чья жизнь многие годы вращается по кругу, или даже деградирующих… Таких людей очень много, что позволяет обосновывать теории, описывающие человека как часть природы, биологическое существо или как социальное животное. Но как быть с тем, что вышеперечисленные черты у человека тоже есть, даже если они развиты не у всех? В эти теории они ни вписываются, а значит, теории не полны.

Конечно, мы являемся и биологическими существами, членами общества, и даже частью природы, но если мы оставим без внимания высшие наши черты, можно ли говорить о том, что мы в полной мере люди? Будет ли наша жизнь полной и счастливой? Она может быть спокойной и относительно гармоничной, в ней будут маленькие радости… Но время от времени нас таки будут посещать мысли и преследовать смутная тоска по чему-то большему. Стремление к развитию личности и реализации своего потенциала — к — все равно заложено в нас, и оно будет требовать удовлетворения. А вот сможем ли мы это осуществить, зависит от того, какого понимания сущности человека мы придерживаемся.

Стоит отметить, что ни один из описанный вариантов понимания сущности человека не является чем-то «научно доказанным». Эти воззрения принадлежат к аксиомам, лежащим в основах той или иной картины мира — в них либо верят, либо нет. Это значит, что человек свободен выбирать ту концепцию, которой он хочет верить . Этот выбор, с одной стороны, обусловлен его склонностями и личными мотивами, а с другой — в свою очередь, неминуемо оказывает влияние на его жизнь и деятельность. То есть вопрос различного понимания сущности человека — это нравственный выбор , а не вопрос познания. Какой вариант выбираете вы?

© Надежда Дьяченко

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.