О создании российского движения школьников. Российское Движение Школьников (РДШ)

В минувший вторник редакция «Учительской газеты» увеличилась ровно вдвое. Причем вторая ее половина оказалась тоже весьма профессиональной, но достаточно юной: посмотреть, чем сегодня живет самое опытное педагогическое издание страны, пришли участники XVI Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных».
На утренней редколлегии всего четверо новичков - это одиннадцатиклассники из газеты «Антирутин» школы №38 из Ростова-на-Дону и их сверстники из газеты «Горностай», которую издает одноименный образовательный центр в Новосибирске. Это те, кто в ближайшем будущем планирует связать свою профессиональную жизнь с управлением медиа.
Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец вводит новичков в курс дела: когда, кем и в каких обстоятельствах была создана «Учительская газета», какие важнейшие вехи она прошла и почему сегодня по прошествии более 90 лет она остается ведущим российским СМИ, на высоком экспертном уровне освещающим сложнейшие вопросы современного образования. В экспресс-лекцию по истории журналистики органично вплетаются элементы методики управления издательским домом. Пожалуй, о лучшем профессиональном мастер-классе нельзя и мечтать.
...Разбор вышедшего номера «Учительской газеты», планирование следующего - гости редакции участвуют во всем: оценивают способы и особенности верстки (как здесь и как у нас), думают над тем, как продолжить темы текущего номера и что добавить, чтобы газета стала визуально еще интереснее и полнее содержательно... Острый взгляд юных журналистов подмечает многое, и скорее всего взять на вооружение что-то из прозвучавшего в ходе обсуждений стоит не только им.
Во второй половине дня к коллегам из Ростова-на-Дону и Новосибирска присоединяется команда «Переменки» - газеты лицея №11 из города Челябинска. Все вместе занимаемся перспективным планированием «Эпицентра» - эта рубрика с начала года вновь появилась в газете. Выбор темы, материала, формы подачи - всё исключительно в руках юных журналистов.
В качестве проблемного вопроса, который в самое ближайшее время подлежит рассмотрению, выбрали Российское движение школьников. Ну а кому как не его потенциальным участникам знать, что это такое и зачем это нужно их сверстникам?! Но блицопрос показывает, что лишь немногие из присутствующих в курсе, что это за организация... Домашнее, то есть редакционное, задание - узнать и написать. Редактор отдела образования и воспитания «Учительской газеты» Светлана Руденко обещает, что эти материалы войдут в ближайший номер.
Огромное впечатление на гостей производит первый номер «Учительской газеты» от 3 октября 1924 года.
Когда вместе собираются журналисты, начинающие и опытные, - это не только дискуссия в рамках единого профессионального кода, но и просто доброе человеческое общение... И, пожалуй, лучше, чем выпускающий редактор «Антирутина» Виктория Глущенко, не скажешь:
- Я очень рада, что мы пришли именно в «Учительскую газету». Шли на серьезный мастер-класс, а попали к таким светлым и дружелюбным людям. ​

Егор ВИНОГРАДОВ, 10-й класс, школа №91, Нижний Новгород:
В скауты принимают не всех

Я скаут. В нашей школе расположен региональный штаб Российского скаутского движения. Я с детства мечтал стать скаутом, как мой двоюродный старший брат. Он во всем был и остается для меня примером. Даже родителей упросил отдать меня в школу, где есть скауты, потому что ближе к нашему дому совсем другая, а сюда пришлось проситься. Сначала меня, конечно, привлекала лишь внешняя сторона: форма, галстуки, возможность ездить в походы, в загородный лагерь, где учат сплаву по реке и основам выживания с минимумом подручных средств. Потом я постепенно увидел и внутреннюю привлекательность скаутского движения. Мне нравится, что это организация неформальная, хотя и жестко построенная в смысле дисциплины - новички во всем подчиняются старшим и опытным инструкторам. С одной стороны, это может внушить сомнения, но они рассеиваются, когда узнаешь, что плохой и непорядочный человек никогда не станет инструктором. Такого человека не допустят к власти - это невозможно в скаутском движении, его просто выгонят из организации. Жизнь здесь построена таким образом, что сущность человека проявляется если не сразу, то вскоре - в трудных испытаниях человек показывает характер, узнает, на что способен. Мне нравится, что в скауты принимают не всех подряд, что нужно подготовиться, пройти испытания и доказать, что ты достоин. Я не понимаю смысла организаций, в которые всем классом можно вступить. Мне кажется, что такие общедоступные массовые организации не имеют никакого смысла. Мне бы было неинтересно в такой.

Ярослав Р., девятиклассник, Московская область:
Каждый в ответе за себя

К сожалению, я не слышал о такой организации. Не думаю, что она нужна, сегодня объединить всех вместе практически невозможно - люди, и школьники в том числе, очень разные, я, к примеру, никакой общественной работой не занимаюсь, мне это неинтересно. Да и нет времени на это - учусь в 9-м классе, так что приходится готовиться к ОГЭ, каждый день по 6-7 уроков, а потом занятия с репетиторами. К сожалению, сейчас не то время, когда можно жить по принципу «Один за всех, и все за одного». Мне кажется, что организовать нечто подобное пионерии и комсомолу сегодня нереально. В моем классе не только я, но и многие мои товарищи про Российское движение школьников даже не слышали. Встает вопрос - стоит тогда ломать копья и искусственно создавать организацию, которая никогда не станет массовой?

Петр РОГАЧЕВ, шестиклассник, школа №50, Нижний Новгород:
Нравится быть тимуровцем

В нашем классе есть тимуровская организация. Мы помогаем старшим в добрых делах. И в общешкольных делах, и дома. Мы с моим братом помогаем убираться соседу, он инвалид, и ему трудно двигаться. Мне нравится быть тимуровцем.

Маша П., 9-й класс, школа №7, Павлово, Нижегородская область:
Личное дело каждого

Когда я училась в начальной школе, у нас была «Маленькая страна», мы все входили в эту организацию, как я понимаю, что-то вроде октябрят. Но потом детство кончилось, и ни в каких организациях больше я не состояла. Я знаю несколько девочек из нашей школы, которые ходят во Дворец пионеров, там собирают активистов из каждой школы. У них все время какие-то мероприятия, они во всем участвуют, к чему-то готовятся. Одноклассники к ним относятся по-разному. Кто-то уважает, а кто-то считает выскочками. Я отношусь спокойно: если людям это нравится, пусть ходят и участвуют. Это личное дело каждого.

Светлана К., выпускница школы, Нижний Новгород:
Не могу тратить время на общественную работу

О Российском движении школьников слышу впервые. Активные мои одноклассники проявляют себя по-разному. Например, один мальчик с пятого класса участвует в акциях молодежного экологического клуба «Зеленый парус», а одна девочка из нашего класса ходит во Дворец детского творчества - там есть городской совет старшеклассников. У них много мероприятий, самых разных, то спортивных, то экологических, то концерт готовят и едут с ним куда-то, то просто развлекаются вместе. За свою активность она получила путевку в «Артек» в прошлом году. Это, конечно, здорово! Я бы тоже поехала с радостью. Но я не могу, как она, столько времени тратить на общественную работу. Хочу поступить в один из вузов Москвы или Питера, поэтому мне приходится много заниматься и самостоятельно, и с репетиторами. Может быть, в студенчестве у меня будет больше времени, и я смогу в чем-то поучаствовать. Моя подруга, например, учится на первом курсе университета. Недавно она вместе с другими студентами получила приглашение в Кремль - там собирали молодую гвардию «Единой России». Им сразу сказали, что из них будут готовить кадровый резерв партии. Она была приятно удивлена открывающимися перед ней возможностями.

Наталья ГАЕВСКАЯ, ученица 10-го класса школы №16, Воронеж:
Привлекает масштабность

Мы совсем недавно начали сотрудничать с Российским движением школьников. В нашей школе с 2013 года работает молодежный интернет-канал «Винегрет», он существует на базе медиацентра «Реактив». В декабре 2016 года мы подписали партнерский договор с РДШ и начали активно с ними взаимодействовать - освещаем мероприятия, которые проводит эта организация, сами в них участвуем и оказываем информационную поддержку. В нашей школе штаба РДШ пока нет, но до мая этого года он у нас будет сформирован, выберем и его руководителя, который станет участвовать в собраниях Российского движения школьников - такое представительство будет от каждой школы. Сейчас наш штаб потихоньку собирается, люди проявляют большую активность, хотят участвовать в движении. Мы на нашем интернет-канале стараемся поддерживать этот интерес, рассказываем о том, что такое Российское движение школьников, чем оно занимается, каковы перспективы и как именно каждый может в нем себя проявить.
Сама я не являюсь пока официальным членом РДШ, но так как я возглавляю детскую организацию - наш медиацентр и от моего имени мы заключили партнерское соглашение, то я буду одной из первых участниц движения в нашей школе.
Чем привлекательно это движение? Своей масштабностью прежде всего. У РДШ огромный охват мероприятий в различных направлениях, есть где развернуться и применить свои силы - и спортивное направление, и Юнармия, и медиа, и волонтерство - все!
Думаю, что в нашей стране обязательно нужна большая детская общественная организация или движение. У нас очень много небольших объединений, например, таких как мы, и должно быть что-то, охватывающее всех, потому что все мы занимаемся по сути одним делом - развиваем нашу молодежь. Лично для меня проявление активности в общественном движении - это хороший способ найти себя.

Вероника ДЕРЮГА, ученица 10-го «А» класса школы №1, Воронеж:
У меня свой социальный проект

Я не являюсь членом РДШ, хотя об этом движении знаю и знаю, по каким направлениям они работают. Я уже четвертый год вхожу в другую детскую общественную организацию, которая существует в нашем городе целых 50 лет! Это Воронежская региональная общественная детская организация «Искра». Мне всегда было интересно делать что-то полезное, быть участником какого-нибудь хорошего проекта, просто быть активным человеком. Мне этого хотелось, но я не понимала, с чего начать. «Искра» научила меня этому. Мне было интересно проходить тренинги, узнавать новое и развиваться. Теперь я понимаю, что очень изменилась за годы, которые провела в «Искре». Я научилась свободно общаться с людьми, даже с малознакомыми, могу договариваться с ними о чем-то, а главное - у меня сейчас свой социальный проект. Он направлен на то, чтобы показать современной молодежи, как можно интересно и с пользой проводить свободное время. Мы организуем в школах различные мероприятия, в основном для средних и старших классов. Сейчас у нас три формата: «Дозор» - это подвижная игра на местности с использованием шифров и кодов, вторая игра - ролевая, где у каждого участника есть своя роль и свои цели, которые зачастую не совпадают с целями других игроков. Участники погружаются в определенное игровое пространство и там взаимодействуют, чтобы достичь этой цели. Третья игра - «Фрисби», в ней мы используем летающую тарелку, но есть добавленные правила, которые делают игру интереснее и сложнее. Вообще деятельность детских общественных организаций во многом похожа, и цели тоже примерно одинаковы - сделать молодежь более активной, организовать ее. Но у всех есть свои проекты. Например, «Искра» уже несколько лет проводит фестиваль молодежной прессы «Репортер», я тоже в нем участвую. Я пишу в свою школьную газету и в прошлом году была на «Репортере» как участник, а в этом году уже как организатор. Но журналистика - это скорее мое хобби, после школы я собираюсь поступать в университет на прикладную математику. Участие в общественных движениях делает нас смелее и увереннее.

Стефания И., ученица 7-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:
Фундамент будущей карьеры

РДШ для меня - это фундамент для моей будущей карьеры. Здесь можно проявить себя в разных областях общественной жизни, найти единомышленников, сформировать свою точку зрения, попробовать себя в разных социальных ролях. Без общественной деятельности уже не представляю свою жизнь, так как она глубоко вошла в мой образ жизни.
Конечно, про учебу забывать нельзя. Я изучаю политическую теорию и подкрепляю ее практикой на деле через мероприятия, проводимые РДШ.
Выбор есть у каждого: жить бесцельно, без идей или наполнять свою жизнь яркими красками, знакомствами и новыми знаниями. Именно поэтому мой выбор - Российское движение школьников.

Илья Ч., ученик 10-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:
Движение очень интересное

Я в РДШ с первых дней. Движение молодое, но очень интересное. Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях и уже побывали на форуме «Дети! Россия! Будущее!», участвовали в финале 2-го Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций России, развивающих ученическое самоуправление, на днях были в Черноголовке на 1-й ассамблее РСМ Московской области.
Интересная идея - дни единых действий. В эти дни все школы живут одной идеей и одним форматом действий - мероприятия «День здоровья», «День Земли» и многие другие. Провели день книгодарения. Ребята дарили и получали в подарок любимые книги. К нам присоединились предприятия города и подарили гимназии сборники сочинений великих писателей.

Соня АТАМАНОВА, 11-й класс, гимназия №1, Челябинск:
Открытые двери - новые возможности

В прошлом году в нашей стране начало набирать обороты Российское движение школьников. Моя школа тоже стала пилотной, поэтому у меня появилась возможность оказаться на форуме новой журналистики «Мед», где ведущие SMMщики области рассказывали о ведении групп в социальных сетях. Именно с этого форума началось мое знакомство с РДШ. Вообще, хороший вопрос: зачем нужно РДШ? Столько лет жили без каких-либо школьных движений, а сейчас - здравствуйте! - появилось. Какой смысл во всем этом? Изначально многие относились к этому проекту скептически, вспоминая пионеров (хотя не понятно, почему пионеры здесь рассматриваются в негативном ключе), однако сейчас мнение кардинально изменилось. РДШ имеет массу положительных качеств. Во-первых, РДШ открывает закрытые двери. То есть не будь РДШ, я бы не познакомилась с волонтерским корпусом города Челябинска, не обрела бы новых знакомых среди молодых журналистов, с которыми мы продолжили взаимодействие после форума.
Открытые двери - новые возможности. Можно сказать, что перед нами, школьниками, все пути, надо только пользоваться возможностями.
Во-вторых, с появлением движения стали развиваться и школьные мероприятия. Приятно слышать от знакомых из других школ о том, как у них поменялся формат школьной жизни. От полного отсутствия к полномасштабным действиям, потому что РДШ проводит массу мастер-классов, форумы, флешмобы, в которых можно принять участие.
В-третьих, деятельность РДШ делится на 4 направления, для каждого из которых есть свои тематические мероприятия.
Для молодых журналистов, например, был организован день журналистики, в течение которого проводились занятия, можно было задать интересующие вопросы о профессии на пресс-конференции.
РДШ - это интересный, а самое главное - важный проект для самореализации школьников, поиска их пути. Кто-то скажет, что это отголосок «совка», но, чтобы им не быть голословными и поменять свое мнение об этом движении, надо «вариться» в этом всем, участвовать в мероприятиях движения. Люди в РДШ не кусаются, а на форумах зачастую становится тепло, как дома.

Елизавета ЛЕБЕДЕВА, 9-й класс, средняя школа №107, Челябинск:
Современная версия пионерии

РДШ - довольно неоднозначное явление для меня. Несмотря на то что все представители РДШ уверяют нас в том, что Российское движение школьников нисколько не похоже на пионерию и имеет совсем другую идею и смысл, надо признать, что на самом деле РДШ и есть самая настоящая современная версия пионерских отрядов. Немного модернизированная, но суть в принципе осталась та же - занять делом детей, развить их способности и таланты и заодно патриотизм привить, чтобы потом, в будущем, лучшие из лучших оставались жить и работать во благо нашей страны, а не уезжали за рубеж. Звучит довольно странно, но когда я брала интервью у представителя РДШ от нашей школы, то мне объяснили суть дела примерно так.
И в принципе я считаю, что сама концепция проекта неплоха. Ведь у ребят, вступивших в движение, появляется больше возможностей развить свой талант, показать его всей России. Многочисленные форумы, конкурсы, сборы и многое-многое другое проходит в РДШ практически ежедневно. И я, безусловно, поддерживаю это. Я сама обрела новых друзей, набралась опыта, побывала на интересных мероприятиях благодаря этому проекту. Но, конечно же, все не может быть идеальным, и у РДШ есть свои минусы. Например, у нас в школе тоже есть свое движение РВО - разновозрастные отряды, которые существуют уже огромное количество лет, но с приходом РДШ все, кто состоял в разновозрастных отрядах, автоматически стали еще и участниками Российского движения школьников.
Таким образом, я хочу подвести итоги. РДШ - это, безусловно, интересный проект, который может помочь некоторым ребятам показать себя на всю страну, сделать из них будущих успешных и талантливых людей. Но все же у движения есть минусы, и их достаточно. Но пока что представители сего проекта не особо торопятся исправлять все недочеты. Что ж, время покажет.

Андрей УРАНОВ, 10-й класс, Тайцкая школа, Ленинградская область:
Не орган самоуправления, а волонтерский кружок

Моя школа в поселке Тайцы Гатчинского района стала одной из пилотных для Ленинградской области. Все начиналось привлекательным представлением: харизматичный спикер два часа рассказывал о том, как простые люди могут совершить великие дела и на местном уровне, и на уровне страны, как начать заниматься самообразованием, как проявлять инициативу, чтобы быть впереди других, и т. д. После его речи первые участники объединения выступили с концертом, закрепляющим впечатление, а потом торжественная церемония принятия первых членов в ряды РДШ.
И вот организаторы уезжают и оставляют проект РДШ на саму школу, назначив координатора. Во время представления организация позиционировалась как орган самоуправления школой, с помощью которого школьники смогут влиять на жизнь и устройство своей школы. Спикер предлагал менять привычный распорядок дня, способ преподавания и мероприятия школы. Конечно же, все на какой-то момент загорелись идеями, но через пару дней у большинства все затухло. РДШ же какое-то время не давало о себе знать, но где-то через месяц актовый зал все чаще стал оккупироваться школьниками в белых футболках, а через месяца три деятельность РДШ в нашей школе оформилась и организация создала представление о себе.
Основным направлением в нашей школе стала организация местных мероприятий. Теперь в каждый значимый праздник была создана программа празднования: утром на входе в школу всегда стоит примечательный стенд и волонтеры приглашают на дальнейшие события. Все проходит чаще всего в актовом зале на двух больших переменах с разными интерактивами и концертной программой. Во время праздников члены РДШ снимают репортажи, которые оперативно монтируют и выкладывают в свою группу ВКонтакте.
В нашей школе РДШ работает, и работает хорошо, но нам обещали орган самоуправления, а мы получили просто волонтерский кружок с креативом и концертами. Не создано никакой структуры, нет скомпонованной и ясной информации для простых учеников. Нельзя четко сказать, кто лидер организации, так же как нельзя сказать, в каком направлении она развивается: праздники есть, свежее СМИ есть, но главного элемента, который обещали изначально, нет. Конечно, часть вины за это лежит на коллективе школы, который не проявляет инициативы и не стремится к развитию самоуправления, но организаторы и администрация не предоставили необходимой информации и возможности для удобной коммуникации и начала деятельности. В нашей школе могут быть социально активные ученики, готовые заниматься самоуправлением, но не готовые заниматься организацией людей.

От редакции

Надеемся, что такие встречи в «Учительской газете» станут регулярными, ведь «Эпицентр» - газета для школьников и о школьниках, нам очень важно ваше мнение, дорогие ребята. Ждем ваших писем и предложений по электронному адресу [email protected].

Москва. 29 октября. сайт - Президент Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". В КПРФ заметили, что выход указа совпал с днем рождения комсомола, образованного в этот день 97 лет назад.

Детям привьют российскую систему ценностей

Согласно указу Путина, целью создания организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе "присущей российскому обществу системы ценностей".

Учредителем организации от имени РФ является Федеральное агентство по делам молодежи. Согласно указу, до конца марта следующего года российское правительство должно определить список передаваемого организации имущества.

При формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год кабинет министров должен будет учитывать бюджетные ассигнования для предоставления субсидий новому движению.

Обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти РФ, местного самоуправления с "Российским движением школьников" будет "Российский детско-юношеский центр". Центр будет создан при Федеральном агентстве по делам молодежи.

Организацию создадут во всех регионах

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что его ведомство окажет необходимую помощь в создании "Российского движения школьников".

"Российское движение школьников" будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования - воспитании и социализации учеников. Это необходимая инициатива, и министерство готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России", - сказал Ливанов, которого цитирует пресс-служба Минобрнауки.

Не медвежата "Единой России", а внепартийное движение

В "Единой России" поддержали создание Российского движения школьников. "Я искренне рад этому решению президента. Это абсолютно правильное решение", - заявил "Интерфаксу" в четверг замсекретаря Генсовета партии, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев.

Он заметил, что его трудовая биография началась с работы старшего пионервожатого в школе, и он помнит, "насколько это было важно".

По его словам, сегодня фактически нет организации, которая напрямую занималась бы детьми, молодежью. "Есть молодежные партийные организации - с 14 лет", - добавил он. Однако той структуры, которая была прежде, куда могли прийти дети до этого возраста - с 10 лет, сегодня не существует.

Да, полагает парламентарий, тогда "идеологический подход был неверен, но верен был возрастной педагогический подход".

Сегодня крайне важно, чтобы у нас появилось движение для школьников, и оно базировалось бы на патриотических началах, считает Исаев.

КПРФ: сегодня комсомол - это оппозиция

"Российское движение школьников", созданное указом президента РФ Владимира Путина, нельзя считать модернизированным комсомолом, так как эта организация в свое время выросла на идеях, сегодня разделяемых оппозицией, сказал "Интерфаксу" в четверг первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.

"Что касается дня комсомола, который совпал с выходом Указа, то я не стал бы искать параллели", - сказал Мельников. Он отметил, что "комсомол вырос на идеалах Великого Октября, это была идейная организация".

"В обществе, где есть олигархи и 22 млн официальных бедных, комсомол есть и будет в оппозиции", - считает политик.

В целом же он считает, что "любая организация, оргструктура на этапе воспитания детей - это хорошо, это элемент обучения, что такое жизнь, что такое коллектив, что такое ответственность".

"Новому поколению нужна прививка от того ультра-эгоизма, с которым выросли многие нынешние 20-летние", - заявил Мельников.

Комсомольская эстафета

В советских школах существовали детские и юношеские организации октябрят пионеров и комсомольцев. Они появились после революции 1917 года. Первым был образован Российский коммунистический союз молодежи (комсомол). Это произошло 29 октября 1918 года, то есть ровно 97 лет назад.

В 1924 году РКСМ было присвоено имя Владимира Ильича Ленина, а в 1926 году он был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). Вступить в комсомол могли школьники в возрасте 14 лет. При приеме они получали комсомольский значок и членский билет. В 1991 году ВЛКСМ был распущен.

19 мая 1922 года комсомольская конференция приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов, куда принимались школьники 9-14 лет.

Вступивший в пионерскую организацию давал торжественное обещание пионера Советского Союза. Ему вручали красный пионерский галстук и пионерский значок. Текст обещания в 1970-х гг. можно было увидеть на обложке школьных тетрадей. Пионерские будни заключались в сборе макулатуры, металлолома, занятиях в кружках, поездках в пионерлагеря, помощи младшим школьникам, шефстве над пожилыми и инвалидами.

Октябрята в СССР появились позже, в 1923-1924 гг. Это были ровесники Октябрьской революции, дети 7-9 лет. Они учились в младших классах и объединялись в октябрятские звездочки по пять человек. Им вручался значок в виде звезды с портретом Ленина в детстве.

Пионерские и октябрятские организации прекратили существование в том виде, как это было в СССР, в 1991 году.

Ливанов: раньше была идеологизация, но был и позитив

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов ранее заявлял, что поддерживает появление общественного движения школьников в России с учетом опыта прошлого. Вместе с тем министр отмечал, что советская пионерия и движение октябрят, по его мнению, имели существенные издержки.

"Что касается общественных организаций - мы все, наверное, были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами - можно к этому по-разному относиться. Мы понимаем, что была определенная система воспитания и социализации молодых людей, и, в общем, она свою задачу, может быть, с определенными издержками, выполняла", - заявлял Д.Ливанов он на встрече с журналистами в середине октября.

По словам министра, "конечно, там была сильная идеологизация, прессинг, иногда политизация всего этого". "Но, тем не менее, это имело совершенно очевидный позитивный аспект", - считает глава Минобрнауки.

Он отмечал, что считает неплохой мысль об общественном движении школьников в России, но подчеркивал, что такое движение должно быть грамотно организовано и интересно для детей.

"Здесь я считаю, что если у нас, например, появится общественное движение школьников, которое будет вне школы, это было бы неплохо, но вопрос в том, чтобы это было организовано профессионально, чтобы это действительно было интересно для детей, чтобы это приносило им пользу и выполняло ту задачу, которая стоит перед министерством образования. То есть социализация, воспитание, что очень важно", - отмечал министр.

По его словам, школа не может в одиночку нести ответственность за социализацию и воспитание детей, и отметил, что общественные организации могут подключиться, например, к обучению школьников правильному поведению в интернете.

Известно, что новое школьное движение займется воспитанием личности на основе "присущей российскому обществу системы ценностей" . Комментируя скупой на подробности указ, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что детали работы движения, в том числе вопросы членства, "еще предстоит проработать".

ПО ТЕМЕ

В некоторых СМИ "Российское движение школьников" поспешили расценить как возрождение пионерской организации. В ответ Песков заметил, что опыт пионерии и комсомола может пригодиться новому движению .

"Безусловно, опыт таких молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, конечно, было бы неразумно полностью от этого опыта отказываться и его игнорировать ", – заявил он.

Глава Росмолодежи (является учредителем нового движения) Сергей Поспелов, в свою очередь, рассказал, что новая детская организация "не связана с навязыванием какой-либо идеологии" и "направлена на развитие компетенций, воспитания и системы дополнительного образования". Он также заверил, участие в "Российском движении школьников" будет добровольным, передает ТАСС .

По поводу движения высказалась и cпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она считает, что новое движение школьников должно стать для подрастающего поколения "собственным интересным делом" , а не очередной "обязаловкой", навязанной сверху.

Идея получила поддержку и в педагогической среде. Учитель русского языка и литературы лицея №1581 Оксана Ганабова рассказала Дням.Ру , что за последние 20 лет в России выросло целое поколение молодых людей, ориентированных прежде всего на личные потребности.

"Они очень мало думают о том, что мир вокруг них – это некая сложная система, некое сложное целое, которое требует от человека определенных усилий, чтобы в него вписаться и как-то его двигать и развивать. Это то, что принято называть отсутствием коллективного сознания ", – рассказывает она о деформации мировоззрения современной молодежи.

Нынешнее поколение школьников, с одной стороны, все так же испытывает потребность в общении, а с другой – сильно погружено в виртуальное пространство. Там дети пытаются взаимодействовать, но происходит это в основном на уровне онлайн-игр и в деструктивном ключе – чаще всего участники объединяются, чтобы разрушать.

"У них есть внутренняя потребность в общении, но к сожалению, мы не предоставляем такой возможности. Они хотят каким-то образом взаимодействовать, но у них для этого нет ни площадок, ни каких-то других возможностей ", – указала Ганабова.

Эту проблему и может решить "Российское движение школьников", считает она. По ее мнению, общение в рамках такой площадки – правильное, структурно организованное, направленное на внутренний рост, взаимодействие, – приведет к ощутимому результату.

"В дальнейшем мы получим поколение молодых людей, которые готовы к созиданию, которые готовы что-то менять, консолидируя свои усилия, объединяясь, потому что они научились взаимодействию", – заключает учительница.

Росси́йское движе́ние шко́льников (РДШ) - общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация. Образована 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ № 536. Создана при Федеральном агентстве по делам молодёжи . Декларируемая цель - совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Членство допускается с 8 лет и является добровольным .

Общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»
В составе Росмолодёжь
Адрес 119048 Москва , ул. Усачева , д. 64, подъезд 4
Тип организации государственная детско-юношеская организация
Официальный язык русский
Руководители
Председатель Координационного совета Рязанский Сергей Николаевич
сопредседатель Чурикова Яна Алексеевна
сопредседатель Головенькина Алла Николаевна
Основание
Указ Президента России № 536 29 октября
Учредительное собрание в МГУ им.Ломоносова 28 марта
Подразделение: Юнармия
рдш.рф

История создания организации

28 марта 2016 года в МГУ им. Ломоносова состоялось учредительное собрание организации. На собрании высшим органом управления движения утверждён координационный совет, руководство им осуществляет председатель и два сопредседателя, избираемые сроком на три года. Целью организации декларируется совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Учредители организации

  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодежь) (учредитель Организации от имени Российской Федерации).
  • Общероссийское общественное движение Ассоциация учащейся молодёжи Российского Союза Молодёжи «Содружество» (АУМ РСМ).
  • Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»
  • Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта».
  • Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» (РСО).
  • Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание»
  • Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России.

Российское движение школьников - это организация, призванная обратить внимание не только на образование, но и на воспитание И пусть она ещё совсем молодая, но результаты работы уже вдохновляют и её членов, и создателей, и кураторов на новые подвиги.

История создания РДШ

29 октября 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании новой общенациональной общественной организации - Российского движения школьников.

А уже в мае следующего года состоялся первый съезд Российского движения школьников (РДШ) на базе МГУ им. Ломоносова, где были определены основные цели и задачи организации, избран состав координационного совета и представлена символика.

В работе съезда принимали участие политики, деятели культуры и искусства РФ, эксперты, преподаватели, студенты и, конечно, сами школьники.

Устав РДШ

На учредительном съезде организации также был принят устав Российского движения школьников.

В документе сообщается, что РДШ работает на основе самоуправления, равноправия, добровольного участия, гласности и законности.

Согласно уставу, высший руководящий орган организации - Съезд - созывается раз в три года.

Эмблема

Разработкой эмблемы РДШ занимались молодые дизайнеры, приехавшие на форум «Таврида». Они проанализировали более 1000 работ ребят со всей страны, выделили в них общие элементы, и получилась эмблема, в которой всё не случайно.

Состоит она из трёх пересекающихся кругов цвета российского триколора. Их пересечение символизирует единство подхода к развитию и деятельности организации. В центре логотипа, внутри пересечения, находится книга - символ знаний.

Гимн РДШ

Музыку к гимну движения абсолютно бесплатно написал композитор Игорь Крутой, а слова - поэтесса Джахан Поллыева.

Как отмечал Игорь Яковлевич, он писал песню не для того, чтобы она стала каким-то призывом к действию или лозунгом. Главная его цель - создать красивую и современную композицию, которую детям хотелось бы слушать и петь. Именно Крутой захотел, чтобы слова к песне придумала Джахан Поллыева.

Исполнили композицию ученики

Цели организации

Главные цели российского движения школьников - это содействие совершенствованию политики в вопросах воспитания школьников и формирование личности учащихся в соответствии с системой ценностей российского общества.

Эти цели будут решаться в рамках нескольких направлений:

  • личностное развитие;
  • гражданская активность;
  • военно-патриотическое;
  • информационно-медийное направление.

Развитие личности

Развитию личности должны способствовать несколько направлений. Организаторы считают, что в Российском движении школьников это:

  1. Творчество. Для детей организовываются фестивали и конкурсы, культурно-образовательные и досуговые программы, творческие проекты. Движение будет оказывать поддержку и помогать в продвижении и развитии детских коллективов.
  2. Популяризация ЗОЖ. Этому должны способствовать фестивали и конкурсы, популяризация комплекса ГТО, работа спортивных секций в школах, тематические образовательные программы, турслёты.
  3. Профориентационные мероприятия. Успешный человек - это человек, реализовавшийся в любимой профессии. Но для того, чтобы добиться успеха, с профессией нужно правильно определиться. Для этого надо помогать развитию детских проектов, организовывать профильные встречи различных масштабов, проводить игры, семинары, и другие образовательные программы.

Помимо событий, участниками которых являются сами школьники, проводятся мероприятия по повышению квалификации педагогического состава, работающего с детьми по этим направлениям.

Нам нужен активный гражданин!

Гражданскую активность призваны развивать такие направления Российского движения школьников:

  • поисковые работы;
  • изучение истории и краеведения;
  • воспитание культуры безопасности.

Они воплощаются в рамках таких видов деятельности как:

  • функционирование поисковых отрядов, деятельность которых направлена на сохранение памяти о героях Великой Отечественной Войны;
  • работа школ безопасности;
  • волонтёрство.

О волонтёрстве следует сказать отдельно, так как эта деятельность приобрела очень широкий размах среди учащихся. Школьники могут заниматься одним или несколькими из следующих её видов:

  • Экологическое (изучение природы малой родины и участие в акциях по охране животных и природы).
  • Социальное (помощь социально-незащищённым группам).
  • Культурное (содействие в проведении культурных мероприятий).
  • Волонтерство Победы (участие в акциях и мероприятиях, связанных с сохранением памяти о ВОВ).
  • Событийное (участие в образовательных, спортивных, социальных мероприятиях).

Военно-патриотическая направленность

Развитию военно-патриотического направления среди школьников способствует Всероссийский военно-патриотический клуб «Юнармия», который преследует цель воспитать новое поколение патриотично настроенной молодёжи, умных, смелых, любящих свою родину граждан, готовых в любой момент встать на её защиту.

Помимо «Юнармии» существует ещё целый ряд патриотических клубов, в которые активно вливаются всё новые и новые школьники.

В рамках военно-патриотического направления проводятся следующие мероприятия:

  • Профильные события, направленные на повышение интереса к прохождению службы в рядах Вооружённых Сил России: военные сборы, военно-спортивные игры, акции, соревнования.
  • Образовательные программы: семинары, мастер-классы, встречи с людьми, имеющими отношение к деятельности военных.
  • Повышение квалификации преподавателей и руководителей военно-патриотических клубов и общественных организаций.

Информационно - медийное направление

В рамках информационно-медийного направления Российское движение школьников проводит мероприятия, задачами которых являются:

  • обеспечение эффективного взаимодействия СМИ с государственными и общественными институтами;
  • выяснение перспектив развития РДШ;
  • информационное развитие на местном уровне (создание школьниками стенгазет, подготовка статей для местных СМИ, ведение групп в соцсетях и т.п.);
  • подготовка информационных материалов для школьников;

Всё по полочкам

Итак, пришло время подвести итоги и рассказать «просто о сложном» в формате «вопрос-ответ».

1. Чем занимается РДШ?

Деятельность Российского движения школьников направлена на организацию досуга, воспитание и создание условий для развития детей в интересном им направлении.

2. Зачем это нужно?

Это необходимо, чтобы школьники знали и чтили историю страны и родного края, были патриотами, принимали участие в различных мероприятиях, умели работать в коллективе и развивали лидерские качества.

3. Как вступить в движение?

Участником РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в движении. Если ребёнок этого хочет, он может выбрать любое направление, которое ему по душе, прямо у себя в школе.

4. Какова структура организации?

В движение входят отделения разного уровня: школьные, муниципальные, региональные, общероссийские.

Назад к пионерии?

Некоторые полагают, что Российское движение школьников - это шаг в прошлое. Движение напоминает по принципам работы и настрою созданную 1922 году в СССР Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина.

Действительно, у РДШ и пионерии есть немало общего:

  • идентичный возраст членов;
  • воспитание школьников в духе государственных и общенациональных ценностей;
  • структура: наличие съездов, председателей и сопредседателей, региональных и местных «отделений»;
  • финансирования: средства, на которые «живёт» организация выделяются из государственного бюджета.

Наличие сходств вовсе не означает, что Российское движение школьников - это современная копия пионерской организации, ведь имеются и некоторые отличия.

  • Суть и название. Пионерия - общественная организация, а РДШ - общественное движение. Чувствуете разницу? Нет? Тогда поясним. Организация основывается на членстве в ней, а движение - на принципах добровольного вступления.
  • Идеология. Все помнят, что пионерия «держалась» на государственной идеологии. По словам создателей РДШ не имеет отношения ни к политике, ни к идеологии.

Даже если создатели РДШ решили взять всё хорошее из пионерской организации и соединить всё это с концепцией современного движения школьников, что же в этом плохого? Наверно, ничего.

Многие убеждены в том, что нашим детям необходимо Российское движение школьников, что это их шанс стать достойными людьми. Занимаясь спортом и общественными делами, изучая историю страны, активно и с пользой проводя досуг, ребята становятся достойными гражданами нашей великой и необъятной родины.