Новосёлов, Михаил Александрович. Михаил новоселов

Михаи́л Алекса́ндрович Новосёлов (1 июля , село Бабье, Тверская губерния - 20 января , Вологда) - русский публицист, духовный писатель. Идеолог иосифлянского движения .

Биография

«Толстовец»

После 1927 года стал видным деятелем «иосифлянского» движения , сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. Не добившись желаемого, стал непримиримым критиком митрополита Сергия и всех, кто находился в его подчинении:

Эти люди занесли ногу через порог «блудилища», устроенного м. Сергием и его Синодом, но не имеют сил выйти из него, опутав себя канонами, которые являются для них не оградой церковной правды, а кандалами последней. «М. Сергий затягивает петлю на Русской Церкви, но мы бессильны противиться, так как он каноничен». - Чудовищные слова.

Тюремное заключение

Наследие и канонизация

Известность получили его «Письма к друзьям», которые стали «классикой религиозного самиздата советского периода». В 1994 году «Письма к друзьям» были выверены и изданы в виде отдельной книги. Автор в предисловии именуется «непоколебимым ревнителем Православия» .

В 1990-е годы появилась версия, что в 1920 году Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 году тайно хиротонисан во епископа Сергиевского архиепископом Феодором (Поздеевским) , епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским) . Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом «кочующем соборе », объективные доказательства проведения которого отсутствуют. Источник этих данных - сочинения деятеля неканонического православия Амвросия (Сиверса) .

Михаил Новосёлов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Семья

  • Дед - Григорий Алексеевич Новосёлов (1812 - после 1891) был протоиереем погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда .
  • Отец - Александр Григорьевич Новосёлов (1834-1887) окончил Санкт-Петербургский университет , был директором тульской, а затем 4-й московской классической гимназии . Действительный статский советник . В 1882 году был признан с семьей в потомственном дворянстве и внесен в родословную книгу Тверской губернии .
  • Мать - Капитолина Михайловна, урождённая Зашигранская, дочь священника села Бабье Вышневолоцкого уезда Михаила Васильевича Зашигранского.

Публикации

  • Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
  • Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1902. 16 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • Из разговоров о войне. «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 6. Вышний-Волочек, 1904. 17 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • О праздниках // Церковный Вестник. 1904. № 23. С. 717-718.
  • Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. СПб., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. 9 с.
  • Суды чести в среде учителей. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. 16 с.
  • Голос мирянина // Русское Дело. 1905. № 13. С. 4; № 17. С. 6-8.
  • Соборное подготовительное совещание // О возрождении Русской Церкви. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1905. С. 83-86.
  • Письмо редактору «Русского дела» С. Ф. Шарапову // Русское дело. 1905. № 6. С. 7.
  • К вопросу об участии духовенства в выборах в Государственную Думу // Церковный Вестник. 1905. № 35. С. 1091-1093.
  • О воссоздании живой церковности // Русское Дело. 1905. Особое приложение к № 11. С. 1-4.
  • Записки петербургских религиозно-философских собраний (1902-1903). СПб., 1906. С. 198-199, 271-278, 331, 356-360, 497, 498, 527-530.
  • В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1908, 4 с.; 2-е изд.: М., 1909, 15 с.; 3-е изд.: Сергиев Посад, 1911, 16 с.
  • Вселенская Христова Церковь и «Всемирный христианский студенческий союз». М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1909. 14 с.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве) // Голос Церкви. 1912. № 1. С. 71098; № 2. С. 61-88; отдельное изд.: «Религиозно-философская библиотека». Вып. 28. М., 1912.
  • Светочи Православной Христовой Церкви // Голос Церкви. 1912. № 3. С. 68-78; № 7. С. 77-84; № 11. С. 89-94; № 12. С. 43-48; 1913. № 4. С. 40-53.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). М., 1912.
  • Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения // Голос Церкви. 1912. № 10. С. 92-111; отдельное изд.: «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 30. М., 1912.
  • Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912.
  • По поводу нового официального сообщения о деле еп. Гермогена (совместно с Самариным Ф. Д., Дружининым Н., Кожевниковым В. А., Корниловым А. А., Мансуровым П. Б., Самариным П. Д., Хомяковым Д., Шереметевым П.). М., 1912. 16 с.
  • Уроки веры и благочестия из святоотеческого богословия // Голос Церкви. 1912. № 1. С. 61-70.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913.
  • Беседы о жизни. М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьев? М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.14 с.
  • Папизм в православной церкви. М., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913., 4 с.
  • Письма к друзьям (Письмо 1-е) // Вестник РХД. 1975. № 115. С. 17-24.
  • Письма к друзьям (Письмо 2-е) // Вестник РХД. 1976. № 118. С. 26-31; православная беседа. 1992. № 8-9. С.2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, 10-е и 14-е) // Надежда. 1984. № 10. С. 96-181.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, фрагменты) // Православная беседа. 1994. № 3. С. 2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 9-е) // Северо-Восток. Приложение к «Сибирской газете». 1992. № 8 (12).
  • Письма к друзьям (Письмо 11-е) // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 6. С. 54-60.
  • Письма к Л. Н. Толстому // Минувшее (Исторический альманах). Вып. 15. М.-СПб., 1994. С. 371-423.
  • Письма к друзьям . М. 1994

в проекте.

  • Андрей Горбачев Об авторстве одного письма, приписываемого священномученику Илариону
  • Убийцы и маньяки [Сексуальные маньяки, серийные преступления] Ревяко Татьяна Ивановна

    МИХАИЛ НОВОСЕЛОВ «ОБОЖАЕТ УБИВАТЬ ДЕВОЧЕК И РИСОВАТЬ ЛЕБЕДЕЙ»

    МИХАИЛ НОВОСЕЛОВ

    «ОБОЖАЕТ УБИВАТЬ ДЕВОЧЕК И РИСОВАТЬ ЛЕБЕДЕЙ»

    «Труп - это те же самые „суточные щи“. Чем больше лежит и „томится“, тем лучше становится. Этого просто так не поймешь. Это надо попробовать», - утверждает на допросе Михаил Новоселов.

    Вы хоть раз совокуплялись с 6-летней девочкой, пролежавшей мертвой часика два-три на солнышке?. - прямо и без обиняков спросил Новоселов у следователя. От неожиданности тот замолк.

    Как и подобает маньяку такого ранга, М. Новоселова задержали случайно, за безделицу. В центральном парке Душанбе он хотел умыкнуть из тира пневматическую винтовку. И был взят с поличным на месте преступления. Воришку водворили в СИЗО, начали готовить рутинное уголовное дело. Как вдруг из соседнего района раздался звонок от коллег-оперативников: «Новоселов у вас? Глаз не спускайте. Высылаем бригаду.»

    Ты чего натворил? - поинтересовались у Новоселова сотрудники СИЗО.

    Да пару мешков с урюком у соседей позаимствовал, - не моргнув глазом, ответил тот.

    Через несколько дней выяснилось: за Новоселовым в Таджикистане числятся три убийства с изнасилованием.

    И практически тут же (о причинах невиданной откровенности чуть позже) задержанный рассказал еще о трех убийствах в Таджикистане. И о 16 (шестнадцати!) в России.

    Следственная бригада принялась за эксгумацию с помощью экспертов останков детей в местах захоронения, указанных Новоселовым. География новоселовских «следов» - от Удмуртии до Сибири. «Я по натуре путешественник», - заявил он во время очередного допроса.

    Он вообще очень разговорчивый маньяк.

    Мир озлобился. Все стали какими-то черствыми, жестокими. Как звери прямо. Удавят из-за рубля. Это что - нормально? Я почему убивал? Не со зла ведь. Жизни половой хотел. А что мне делать, если у меня только с трупами получается?

    И это действительно так. Он всегда возвращался на место преступления спустя два-три часа.

    Да ты некрофил, - говорят ему.

    Э-э нет, я бунтарь, - отвечает он и начинает читать Омара Хайяма, какие-то четверостишия про бунтарей.

    У него были три фамилии, три паспорта и три жизни. Он был то Новоселовым, то Светловым, то Шахрайзиевым - как того требовал момент. У него не раз проверяли документы - все сходило. Когда нужно, он был русским, когда нужно - появлялся характерный акцент.

    Профессиональный фотограф, художник, маляр, геолог - на все были припасены «корочки». Это очень помогало при знакомстве. «Девушка, у вас потрясающе выразительные черты лица, вы никогда не снимались для журналов?» Пятиминутная прогулка вдвоем, болтовня о том о сем…

    И железный зажим рук на шее - в финале.

    Первое преступление Новоселов совершил, когда ему исполнилось всего семнадцать. О чем-то повздорил с двумя мужиками, вытащил нож и порезал обоих, правда, не смертельно. Сел, вышел. Это все даже не очень отложилось в памяти - с кем не бывает?

    Удар судьбы, как он его философски называет, случился позже, уже после первой отсидки - где-то в восьмидесятом году. Накопив денег и набравшись духу, Новоселов решил переспать с проституткой. Подобрал покрасивее, на всю ночь. Однако та бросила его со смехом минут через 20, посоветовав купить маленький домкратик.

    Этот смех и это слово - не домкрат даже, а домкратик - у него до сих пор в ушах звенят. Они, возможно, и стали точкой отсчета.

    Спустя некоторое время, приехав в город Чайковский Пермской области, он убил недалеко от ресторана девушку. Однако сразу насиловать не стал - испугался. Вернувшись часа через два, дотронулся до холодного тела и понял, что ему надо…

    Больше всего на свете Новоселов, судя по всему, любит философствовать на любые темы или «мирозаключать», как он называет свой высокоинтеллектуальный, по его глубокому убеждению, мыслительный процесс. Он часами может рассуждать на тему, что есть зло и кто виноват. Он может по косточкам разложить Горбачева и перестройку, последнюю амнистию и морально-нравственный облик работников СИЗО.

    «Философ» убивал по стандартной схеме: удар чем-то тяжелым по голове, по затылку, зажим на шее, удушение.

    Единственный раз он изменил себе, убивая двоих малолетних ребят - мальчика и девочку. Он их заколол остро отточенным электродом, который прятал под седлом велосипеда. Тела утопил в арыке. Не забыв вынуть из кармашков им же самим купленную для ребят жвачку. «Я хотел ее еще кому-нибудь подарить,» - объяснял он.

    Возраст его жертв - от 6 лет до почти 50. Понравился мальчишка - он убивал и насиловал его. Чем-то не угодила взрослая женщина в дачном домике, куда он залез переночевать, кричала громко - он расправлялся и с ней. Не брезговал после убийства шарить по карманам, забирал всю мелочь, даже носовые платки и пудреницы.

    Сидел не раз, не раз бегал. Получил по максимуму - 15 лет, но то амнистия поспевала, то досрочно освобождался за примерное поведение. В колониях, да и потом, на воле, рисовал частным образом на заказ всякие панно. Пейзажи, лебедей на пруду, стайки ребят, играющих на берегу речушки. Рисовал неплохо. Получалось с душой.

    Он вообще всегда старался душевно относиться к людям. Поэтому его и пускали на ночлег, заводили знакомства, кормили, даже давали одежду на дорогу. В психиатрической лечебнице в одном из районов Душанбе, где он пробыл около полугода - он там работал - о нем вообще отзывались с какой-то особой, трепетной теплотой. Глубоко порядочный, интеллигентный, с большим внутренним кругозором человек.

    Его было сложно вычислить, а значит и установить серийность убийств. О нем давным-давно забыли в его родном городе Сарапуле, что в Удмуртии, о нем мало что могли вспомнить и в других местах, где он останавливался на некоторое время. Мать давно считала его пропавшим без вести - за долгие годы ни весточки, ни привета. Сгинул, исчез, растворился.

    Перед своей второй отсидкой Новоселов попросил однажды жену вызвать наряд милиции. Та испугалась: зачем? «Я им многое хочу рассказать», - усмехнулся он. В конце концов приехавший наряд забрал его, и вскоре он получил срок. Но не за свои убийства, а всего лишь за побег из колонии поселения. «Поведать тогда у меня духу не хватало, - признается Новоселов, - не смог… В колонии, где сидел, тоже пару раз хотел написать явку с повинной, но черт знает его - слабак, наверное, по части воли. Так и отмолчался.»

    На этот раз «философ» не врет. Не имеет уже смысла.

    Мне «вышка» будет, это ясно, - говорит Новоселов. - Что по таджикским законам, что по российским. Все, нагулялся.

    Сидя в камере следственного изолятора, Новоселов попросил разрешения нарисовать на стене изолятора что-нибудь светлое, жизнерадостное. Лебедей на пруду, стайку ребят.

    Ему отказали.

    (Кармаза О. «Комсомольская правда», 09.09-1995)

    Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

    УЛИЦА НОВОСЁЛОВ Проезд проходит от Октябрьской набережной до проспекта Большевиков параллельно Народной улице. С 1940-х годов это была дорога на Пруды, которые располагались в районе нынешнего квартала между Дальневосточным и проспектом Большевиков, а современное

    Из книги Палачи и киллеры [Наёмники, террористы, шпионы, профессиональные убийцы] автора Кочеткова П В

    БАГСИ СИГЕЛ ЛЮБИЛ УБИВАТЬ ЛИЧНО Багси (Бенджамен) Сигел (1900–1946). Симпатичный брюнет, пробор на левую сторону, чуть удивленные глаза, ослепительная белозубая улыбка.Этот человек, входивший в высшее руководство синдиката, любил и умел убивать лично. В "Корпорации убийств" он

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

    Как люди, не умеющие рисовать, фиксировали изображения предметов на бумаге или холсте до изобретения фотографии? До изобретения фотографии человек, не имеющий способностей к рисованию, мог зафиксировать изображение какого-либо предмета на экране (бумаге или холсте) с

    Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

    Могут ли розы убивать? Римский император Марк Аврелий Антонин (218–222) по прозвищу Элагабал (Гелиогабал), чтобы отделаться от своих приближенных, в которых он подозревал тайных врагов, собрал их на пир и приказал запереть все выходы и засыпать розами весь пиршественный зал.

    Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

    Хина Мацури, или праздник девочек В Японии, где семейные узы особенно прочны, ежегодно 3 марта отмечают праздник девочек.Когда-то существовал обычай ранней весной делать кукол из травы и укладывать их в день праздника рядом со спящими детьми. Затем этих куколок

    Из книги 100 великих рекордов живой природы автора Непомнящий Николай Николаевич

    Из книги Убийцы и маньяки [Сексуальные маньяки, серийные преступления] автора Ревяко Татьяна Ивановна

    САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ПЕРЬЕВ - У ЛЕБЕДЕЙ До наших дней дошли отголоски народных поверий, согласно которым к лебедям надлежит относиться осторожно и бережно: «Не стреляйте в белых лебедей». Да и как же иначе, ведь у славян лебедь со своей лебедушкой считаются воплощением

    Из книги Официальная и народная медицина. Самая подробная энциклопедия автора Ужегов Генрих Николаевич

    ПОЛ БЕРНАРДО СТРАСТЬ УБИВАТЬ ШКОЛЬНИЦ ПЕРЕД КАМЕРОЙ Процесс, начавшийся в июне 1995 г. в Торонто, даже не падкое на сенсации агентство Рейтер назвало «преступлением века» и канадским аналогом дела Симпсона. Его уникальная особенность в том, что следователям практически не

    Из книги Ребенок и уход за ним автора Спок Бенджамин

    Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович Из книги автора

    Из книги автора

    72. Я не пойду на охоту, т. к. убивать животных жестоко Намерение: если ты действительно хочешь понять, чем это привлекает охотников, стоит сходить.Переопределение: да, это не всегда приемлемо, и при этом пойти стоит.Разделение: давай до леса дойдем и хоть кого-то найдем

    В молодости был сторонником учения Л.Н. Толстого, и не только в теории, но и на практике лично пытался осуществить идеал небольшой коммуны. Разочаровавшись в толстовстве, вернулся к Православию и всю душу и жизнь посвятил борьбе за Церковь. В это время М.А. Новоселов сближается с отцом С.И. Фуделя, прот. Иосифом Фуделем. Занимался просветительской деятельностью: систематически издавал книги, создав серию «Религиозно-философская библиотека», основал «Кружок ищущих Христианского просвещения», в который вошли самые известные представители церковной интеллигенции. С.Н. Бердяев, который не был членом кружка, но несколько раз посещал его собрания, пишет о М.А. Новоселове: «Он производил впечатление монаха в тайном постриге» .

    Вслед за А.С. Хомяковым выступал против формализации авторитета церковной власти по образцу римо-католичества .

    Написал несколько работ в защиту имяславия, особенно выступал против декларативного запрета в этом тонком вопросе со стороны церковной иерархии. Выступал против Григория Распутина, участвовал во II секции Поместного собора 1917 г.

    После революции активно и непримиримо боролся с расколом живоцерковников, за что в том числе в 1922 г. на него было заведено уголовное дело, но, поскольку в квартире при обыске 11 июля 1922 г. его не оказалось, арест не состоялся. Именно он передал С.И. Фуделю копии «Воззвания» митрополита Агафангела (Преображенского), обнаруженные при первом аресте Сергея Иосифовича . Начиная с 1922 г. жил инкогнито в разных местах; в этот период жизни написаны «Письма к друзьям», основной темой которых является учение о Церкви, ее подлинности и святости. Не принимает «декларации» митр. Сергия (Страгородского) 1927 г., становится активным деятелем так называемого «иосифлянского» движения, находящегося в оппозиции к митр. Сергию. Арестован в 1929 г. и с тех пор на свободу уже не выходил. Расстрелян в 1938 г.

    Сведения о том, что М.А. Новоселов в 1920 г. принял тайный монашеский постриг с именем Марк, а в 1923 г. был также тайно хиротонисан во епископа Сергиевского, не подтверждены; в воспоминаниях дочерей прот. Феодора Андреева, знакомого с М.А. Новоселовым в 1920-ые годы, предположения о хиротонии отрицаются . Церковью он канонизирован как мирянин в чине мучеников на архиерейском соборе 2000 г. .

    Юность. Связь с Л.Н. Толстым

    Отец М.А. Новоселова, Александр Григорьевич Новоселов, хотя принадлежал к духовному сословию, окончил Санкт-Петербургский университет и стал директором Тульской гимназии (впоследствии был также директором 4-й московской классической гимназии), в которой учились сыновья писателя Льва Николаевича Толстого (его имение Ясная Поляна находится в 14 км. от Тулы) . Будучи с детства лично знаком с Л.Н. Толстым, Михаил Новоселов во время обучения в Московском университете (историко-филологического факультет, окончил в 1886 г.) стал сторонником его учения.

    За тиражирование запрещенного цензурой произведения писателя «Николай Палкин», направленного против царя Николая I, 27 декабря 1887 г. был арестован, но после личного вмешательства Л.Н. Толстого в феврале 1888 г. отпущен под гласный надзор и с запретом проживать в столицах. Вынужденный отъезд, а также то обстоятельство, что в начале 1887 г. умер его отец, были восприняты М.А. Новоселовым как возможность применить на практике учение Толстого. Ему удалось собрать небольшую коммуну толстовцев, таких же молодых людей, как мужчин, так и женщин; их было 4-5 человек, состав периодически менялся. Как последовательный ученик Л.Н. Толстого, М.А. Новоселов в этот период не участвовал в церковных таинствах, о чем можно судить по приходской исповедальной книге . Коммуна просуществовала около двух лет. Немного позже, в 1892 году, М.А. Новоселов отходит от идей Толстого и прекращает общение с ним.

    Воцерковление

    Возвращение в Православие, сознательное воцерковление занимает в жизни Михаила Александровича десять лет. Желая увидеть Церковь своими глазами, войти в ее живое предание, он посещает духовные центры тогдашней России: Оптину и Зосимовы пустыни, знакомится с о. Иоанном Кронштадским и философом Владимиром Соловьевым, а также изучает творения святых отцов. При этом М.А. Новоселов вспоминает, что «школьные руководства» по богословию, тот материал, на котором воспитывались учащиеся семинарий и духовных академий, казались ему не только не полезными для вхождения в Предания, но и вредными:

    «Я невольно вспоминаю, какое чувство вызывали во мне школьные руководства, когда я, сознательно придя к церкви и прожив некоторое время в недрах её, решил заглянуть в учебники и академические лекции. Я чувствовал, что чтение это умаляет моё религиозно-нравственное достояние. Это наблюдение даже смутило меня, но по счастью одно авторитетное духовное лицо успокоило мою смятенную душу…»

    Своеобразным итогом этого напряженного периода является открытое письмо Л.Н. Толстому. После известного определения Святейшего Синода, констатировавшего отпадение графа Льва Толстого от Церкви, и его ответа , М.А. Новоселов написал открытое письмо с комментарием по поводу этого ответа, где объясняет свой отказ от учения писателя не рациональным неприятием, а ощущением его мертвенности, его отказа от Христа Воскресшего . Есть в нем такие строки:

    «Несколько раз перечитывал я этот краткий символ Вашей веры и каждый раз неизменно испытывал одно и то же тоскливое, гнетущее чувство. Слова все хорошие: Бог, Дух, любовь, правда, молитва, а в душе пустота получается по прочтении их. Не чувствуется в них жизни, влияния Духа Божия… И Бог, и Дух, и любовь, и правда - все как-то мертво, холодно, рассудочно. Невольно вспоминается Ваш перевод 1 гл. Евангелия от Иоанна, где Вы глубокое, могучее: “В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово” - заменили жалким: “В начале было разумение, разумение стало вместо Бога, разумение стало Бог”».

    Просветительская деятельность

    С 1901 г. М.А. Новоселов начинает участвовать в различных общественных мероприятиях и съездах, на которых выступает с церковных позиций.

    В 1902 г. начинается издание «Религиозно-философской библиотеки», в выпусках которой выходят как труды самого Михаила Александровича, так и других христианских мыслителей, продолжавшееся до революции 1917 г. Здесь рассматривались острые вопросы, возможно, вставшие перед самим М.А. Новоселовым в период его воцерковления: это и различия между православием, католичеством и протестантизмом в понимании веры и спасения , и особенности западной и восточный мистики , и различие между альтруизмом, гуманизмом и христианским понятием любви , и темы миссионерского, огласительного характера .

    Работа Михаила Александровича «Забытый путь опытного богопознания», напечатанная в самом первом выпуске «Религиозно-философской библиотеки», поднимает острый и болезненный вопрос соотношения рассудочного понятия о Боге и опытного, достоверного познания, о котором Сам Господь говорит, что оно есть жизнь вечная (Ин 17:3) . «Обрушиваясь на рационализм наших протестантских сект, - пишет М.А. Новоселов, - мы сами в сущности стоим на почве того же рационализма, что и наши противники» . Это то признание, которого не хватало А.С. Хомякову в его полемике, обращенной против рационализма западных протестантства и католичества. Православие по существу не должно было бы стоять на почве рационализма, но снова и снова оказывается на ней. Далее он сравнивает догматы со скорлупой, замороженной холодом научной рассудочности так, что «ищущим питательного зерна Христова, доступ к нему оказывается решительно прегражденным. Вместо запрятанного нами зерна мы предлагаем скорлупу <…> саму по себе вовсе не утоляющую голода и не возбуждающую ни малейшего духовного аппетита».

    Эта тема опытного богопознания является одной из стержневых во всех книгах Сергея Иосифовича Фуделя.

    Церковь есть Христос в спасаемом Им человечестве, не призрачный или иносказательный или только в учении, а в полной достоверности непостижимого и потрясающего факта .

    Кружок и братство. Общественная деятельность

    В 1907 г. М.А. Новоселов переезжает в Москву и поселяется в квартире в доме №1 по Обыденскому переулку. Здесь по четвергам регулярно собираются встречи «Кружка ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви», датой создания которого можно считать дату написания Устава: 19 января 1907 г. Иногда проводились и открытые «общественные чтения», собиравшие до полусотни человек, но обычно заседания были закрытыми. В кружок входил и отец С.И. Фуделя, прот. Иосиф Фудель . В частности, в кружке живо обсуждалась проблема имяславия. В.В. Розанов (под псевдонимом «Петроградский старожил») так описывает особенность этого кружка «молодых московских славянофилов» и «энтузиастов Церкви»:

    «Суть связи этого кружка - личная и нравственная; высшее его качество - не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого - чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или - почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, “авва Михаил”. И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще “умными качествами”, но, тем не менее, чтут его, “яко отца”, за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его» .

    В.В. Розанов, знакомый с кружком М.А. Новоселова хоть и не очень близко, отмечает их «ответственность и тяжеловесность», особую заботу о просвещении своих учеников и студентов.

    «К числу больших качеств московских славянофилов <...> относится то, что они, хотя и нехотя, воспитывают себя, дисциплинируют. Я сказал “хотя и нехотя”. Это - именно так, и в таком-то именно сочетании это дело самовоспитания выходит по-русски, т.е. непреднамеренно, хорошо, безхитростно.

    Вообще, в самовоспитании вопрос “чего не читать” еще важнее, нежели “что читать ”. Преднамеренно это не выходит, но непреднамеренно иногда отлично выходит» .

    Наконец, отмечает он и общий для всех членов кружка М.А. Новоселова опытный характер их веры и проистекающей из нее жизни:

    «Суть православия - в святых его; в самых образах их и в самой жизни их. О всех славянофилах Москвы, без проверки и не спрашивая, можно сказать, что они “поверили тому что видели”, а не “поверили тому чему ‘их научили’”. В православии они увидели то особенное личное, что именуется “святым”, за что “святой” и нарекается по кончине именно “святым”, и им прямо страшно подумать, как могли бы они от этого отречься, от этого отделиться - с этим даже не слиться. Москвичи живут близ Троице-Сергия, а там “есть чего посмотреть” и кроме богословской учености. Вот они “посмотрели” и это решило дело. А не умственные выкладки, хотя и они “не мешают”» .

    Спустя два года после основания, в 1909 г., когда возникла потребность участвовать в церковной жизни непосредственно, почти тем же кругом людей создается Братство во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа .

    Октябрьская революция 1917 г., после которой начинаются открытые гонения на Церковь, включающие запрещение общественных организаций, потребовала изменения формы участия ее членов в церковной жизни; кружок и братство, начиная с этого времени, прекращают свое существование. Надо отметить и то, что в 1917 г. умирает В.А. Кожевников, за год до того Ф.Д. Самарин, в 1918 г. - прот. Иосиф Фудель .

    Против Григория Распутина

    С 1910 г. Михаил Новоселов открыто выступает против влияния Григория Распутина на государственную и политическую жизнь России. Его брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» в 1912 г. конфисковали в типографии. Влияние Распутина было одним из мрачных событий времени, хотя и только одно в длинной череде. С.И. Фудель, основываясь на письмах своего отца, пишет об этом времени так :

    «Период перед первой мировой войной был наиболее душным и страшным периодом русского общества. Это было время еще живой “Анатэмы”, еще продолжающихся “огарков” и массовых самоубийств молодежи, время разлива сексуальной литературы, когда Соллогубы, Вербицкие, Арцыбашевы буквально калечили людей, время, когда жандармские офицеры читали о “розовых кобылках”, а гимназисты мечтали стать “ворами-джентльменами”, время, когда на престол ложилась тень Распутина, сменяющего архиереев и министров.

    Главная опасность этого времени заключалась в том, что даже лучших людей оно точно опаляло своим иссушающим ветром. Страшное состояние духовного засыпания хоть на время касалось и их и заставляло забывать о “невидимой брани”».

    Критика лояльного отношения Священного Синода к Григорию Распутину не помешала признанию заслуг М.А. Новоселова лично и его ближайших сподвижников Ф.Д. Самарина и В.А. Кожевникова со стороны Церкви: в 1912 г. Московская Духовная Академия признает их своими почетными членами.

    Участие в поместном соборе 1917 г.

    М.А. Новоселов не участвовал в I сессии Собора (15 августа 1917 г. - 9 декабря 1917 г.): изначально он не был включен в список членов, а заявление о его включении поданное архиепископом Сергием (Страгородским) и князем Е.Н. Трубецким было отклонено. Во время работы II сессии (20 января 1918 г. - 7 апреля 1928 г.) был включен в состав Собора в качестве действительного члена .

    Участие его и нескольких других членов кружка (прот. Павла Флоренского, С.Н. Дурылина, свящ. С.П. Мансурова) в Соборе было тесно связано с просветительским направлением деятельности М.А. Новоселова: им предложили принять участие в разработке нового типа пастырских духовных училищ взамен упраздненных семинарий. Это вылилось в создание богословских курсов для мирян, которые реализовывались с апреля по июнь 1918 г. на квартире Михаила Александровича (он сам преподавал в рамках курсов раздел о Святых Отцах, их жизни и писаниях) . Курсы планировалось возобновить с января 1919 г., но этого не произошло. Начиная с 1919 г. Михаил Александрович находился под надзором агентов ВЧК, в 1922 г. был проведен обыск в его квартире и заведено уголовное дело (в это время он находится в Оптиной пустыни, поэтому его самого не нашли). Известно однако, что в 1921-22 гг. С.П. Мансуров (впоследствии священник) читал лекции об отцах Церкви в рамках Богословских курсов на квартире М.А. Новоселова .

    После 1923 г. и вплоть до ареста в 1929 г. М.А. Новоселов находится на нелегальном положении, постоянно переезжает с места на место и скрывается в домах знакомых.

    Участие в борьбе с группировкой «Живая Церковь»

    В 1922 г. за несколько недель перед арестом патриарх Тихон передал управление Церковью митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), а до его отсутствия управление Высшим Церковным Управлением оказалось в руках участников обновленческого раскола. Хотя митрополит Агафангел явно колебался, не спеша по указанию арестованного Патриарха Тихона приехать в Москву, 5(18) июня он подписывает Послание , обращенное ко всем членам Церкви: епископам, священникам и мирянам. В нем он признает своим долгом по вступлении в управление делами Церкви созыв всероссийского Поместного собора, на котором возможно было бы обсудить введение того, что было бы «необходимо и полезно для нашей духовной жизни». Таким образом, как он пишет, он не отрицает «необходимости некоторых видоизменений и преобразований в служебной практике и обрядах», но не вводимых путем самочиния, присвоения себе недолжных полномочий, что и делали члены группировки «Живая Церковь».

    Эти планы, конечно, не осуществились. Уже 15 июня Митрополит Агафангел дает подписку о невыезде из Ярославля, а 28 июня помещен под домашний арест ; 15 августа его доставляют во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Там он пересекался с С.И. Фуделем во время следствия. Вот краткий эпизод, который вспоминает Фудель о нем :

    …всего за шесть лет перед этим мы вместе с ним жили летом в Толгском монастыре под Ярославлем, и это ему, по рассказам, варили тогда монахи уху на курином бульоне. Это было последнее лето перед революцией.

    Одновременно с «Посланием» митрополита начали распространять «Братское предостережение» от имени «Братства ревнителей православия»; очевидно, что к его тексту и распространению имел отношение М.А. Новоселов.

    Неприятие «Декларации» митр. Сергия (Страгородского). Арест и мученичество

    Несмотря на вполне определенную позицию в отношении сергианства, М.А. Новоселов был против раскола. В ответ на вопрос В.Д. Пришвиной, как быть в случае, если не останется священников «старого поставления»:

    «Не надо создавать новый раскол, - ответил Михаил Александрович. - У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если никого не останется - идите с ними, только не забывайте крови мучеников и пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит, если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь» .

    Взгляд М.А. Новоселова на авторитет в Церкви

    В одном из последних своих «Писем к друзьям» М.А. Новоселов обращается к проблеме авторитета в Церкви. Он приводит часть статьи Юрия Александровича Колемина «Авторитет в вопросах веры», опубликованную как в одном из выпусков серии «Религиозно-философская библиотека», так и в журнале «Богословский вестник» , где описывается спор между православным и иезуитом, и главным аргументом последнего является вопрос: а на каком авторитете основывается «православность», то есть правильная вера, его собеседника? Далее последовательно и чисто логически отвергается возможность непогрешимости в вопросах веры у мирян, священников, епархиальных поместных духовных начальств, архиереев, синодов и патриархов, и оказывается, что православному невозможно указать на такое лицо или собрание лиц, которые были бы непогрешимым авторитетом, что приводит православного к колебанию и кризису веры. М.А. Новоселов в примечании пишет, что примерно такой спор состоялся у самого Ю.А. Колемина, и что лондонский священник Евгений Смирнов смог укрепить его, посоветовав прочитать сочинения Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) о Церкви.

    Как известно, работы выдающегося церковного писателя и славянофила А.С. Хомякова, посвященные как жизни самой Церкви («Церковь одна»), так и полемике с инославными вероисповеданиями, были изданы в России только после его смерти из-за возражений цензуры. Вот одно из пререкаемых цензором мест в его работе «Несколько слов о западных вероисповеданиях…», содержащей резкую критику как протестантства, так и католичества (опубликована в протестантском издательстве в Париже), которое привлекает внимание к проблеме авторитета в Церкви:

    «Нет: Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его; ибо Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительною, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в его жилах; но живут, поколику он сам живет Вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви» .

    А.С. Хомяков противопоставляет авторитет как внешнее явление - внутренней жизни человека, при этом не допуская человеку быть авторитетом самому для себя через требование жить «Вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви». Необходимость соотносить каждое событие с некоторым авторитетом, будь то собрание людей (например, Собор) или конкретный человек (Римский Папа), есть свидетельство оскудения внутренней жизни. Первична жизнь Церкви, которая благодатна, то есть даруется свыше и является жизнью в Духе Святом. Потому именно Церковь принимает постановления того или иного Собора как свои или отвергает их, называя собор разбойничьим.

    «Вся Церковь принимала или отвергала определения соборов, смотря по тому, находила ли их сообразными или противными своей вере и своему Преданию, и присваивала название соборов Вселенских тем из них, в постановлениях которых признавала выражение своей внутренней мысли. Собор Вселенский становился голосом Церкви» .

    В следующем письме Михаил Новоселов приводит несколько примеров таких событий, один из них - пример собора в Константинополе, отлучившего в 1344 г. свт. Григория Паламу и заключившего его в темницу . Решения этого собора были впоследствии отменены, а святитель Григорий Палама особо почитается Церковью. Для М.А. Новоселова иллюстрацией того же принципа служит то, что создаваемый искуствено раскол «живоцерковников» отвергается не столько церковной иерархией, сколько «обычными» членами церкви, мирянами и иноками.

    Связи с другими церковными людьми

    1. Кружок ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви:
      • свящ. Павел Флоренский;
      • Сергий Николаевич Булгаков (впоследствии священник);
      • Сергий Павлович Мансуров (впоследствии священник);
      • Александр Викторович Ельчанинов (впоследствии священник);
      • Николай Стефанович Педашенко (впоследствии священник);
      • Павел Борисович Мансуров;
      • Федор Дмитриевич Самарин;
      • Владимир Францевич Эрн;
      • Александр Сергеевич Глинка (Волжский);
      • Владимир Александрович Кожевников;
      • Сергей Николаевич Дурылин;
      • С.А. Цветков.
    2. Разное:
      • еп. Феодор (Поздеевский);

    Семья

    • Дед - Григорий Алексеевич Новоселов ( -после ) был протоиереем погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда .
    • Отец - Александр Григорьевич Новоселов ( -) окончил Санкт-Петербургский университет , был директором тульской, а затем 4-й московской классической гимназии. Действительный статский советник . В 1882 году был признан с семьей в потомственном дворянстве и внесен в родословную книгу Тверской губернии .
    • Мать - Капитолина Михайловна, урождённая Зашигранская, дочь священника села Бабье Вышневолоцкого уезда Михаила Васильевича Зашигранского.

    «Толстовец»

    Окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью (1882 год) и историко-филологический факультет Московского университета (1886 год). В молодости был увлечён идеями Л. Н. Толстого , был активным толстовцем, находился в переписке с Толстым. В конце 1887 года был арестован за издание брошюры Толстого «Николай Палкин», но после заступничества Толстого в феврале 1888 года освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Получив наследство после смерти отца, в 1888 году основал в селе Дугино Тверской губернии «толстовскую» земледельческую общину, которая просуществовала два года из-за того, что её участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься физической работой.

    суть связи этого кружка - личная и нравственная; высшее его качество - не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого - чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или - почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, «авва Михаил». И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще «умными качествами», но, тем не менее, чтут его, «яко отца», за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его.

    Резко негативно относился к деятельности Григория Распутина , выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» (М., ), которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержек из неё. В 1912 году был избран почётным членом Московской духовной академии за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики. Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде. Автор работ в защиту имяславия - учения об имени Божием, сторонники которого были изгнаны с Афона и подвергались другим преследованиям. Преподавал классическую филологию в Московском университете.

    В 1918 году входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 годов . В 1918 году был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы . Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 года по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах.

    Труды

    • Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
    • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). М., 1912.
    • Беседы о жизни. М., 1913.
    • Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. М., 1912.
    • Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912.
    • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913.

    Ссылки

    • Сост. Е. С. Полищук. Мученик Михаил (Новоселов) // Игумен Дамаскин (Орловский) . Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-май. - Тверь: Булат, 2002. Стр. 41-51. Тираж: 5000 экз.
    • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. - Тверь: «Булат», 2005. Стр. 69-95. Тираж 8 000 экз.
    • Михаил Александрович Новоселов и его «Письма к друзьям»
    • Биография М. А. Новосёлова в проекте krugosvet.ru
    • Биография М. А. Новосёлова в проекте hrono.ru
    • Биография М. А. Новосёлова на сайте rustrana.ru
    • Материалы о М. Новосёлове в «Библиотеке Якова Кротова»
    • Подушков Д. Л. «Помолитесь обо мне…» (Об удомельском периоде жизни Новоселова Н. М., ученика Толстого Л. Н.) . Краеведческий альманах «Удомельская старина», № 21, февраль 2001.
    • Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. - Тверь: СФК-офис 2009. - 416 с.
    • Матисон А.В. Духовенство Тверской епархии XVIII - начала XX веков: Родословные росписи. - СПб.: Издательство ВИРД. - 2003. - Вып. 2. - С. 61-74. - ISBN 5-94030-037-5

    Михаил Александрович Новосёлов (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в … Википедия

    Новосёлов русская фамилия Мужчины Новосёлов, Александр Ефремович (1884 1918) русский писатель, эсер. Алексий (Новосёлов) (1813 1880) Новосёлов, Андрей Александрович (род. 1989) российский фигурист. Новосёлов, Виктор Семёнович… … Википедия

    Михаил Александрович (1864 1938), православный мыслитель. Жил в Москве, в 1902 17 издавал серию книг Религиозно философская библиотека, вокруг Новосёлова сложился Кружок ищущих христианского просвещения. В 1921 принял монашеский постриг с… … Русская история

    Новосёлов М. А. - НОВОСЁЛОВ Михаил Александрович (1864–1938), правосл. мыслитель. Жил в Москве, в 1902–17 издавал серию кн. Религ. филос. б ка, вокруг Н. сложился Кружок ищущих христ. просвещения. В 1921 принял монашеский постриг с именем Марк, с 1923… … Биографический словарь

    - (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. Содержание 1 Семья… … Википедия

    Михаил Александрович Новосёлов (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в … Википедия

    Михаил Александрович Новосёлов (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в … Википедия

    Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Михаи́л Алекса́ндрович Новосёлов (1 июля , село Бабье , Тверская губерния - 17 января , Вологда) - русский публицист, духовный писатель. Идеолог иосифлянского движения .

    Биография

    «Толстовец»

    После 1927 года стал видным деятелем «иосифлянского» движения , сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. Не добившись желаемого, стал непримиримым критиком митрополита Сергия и всех, кто находился в его подчинении:

    Эти люди занесли ногу через порог «блудилища», устроенного м. Сергием и его Синодом, но не имеют сил выйти из него, опутав себя канонами, которые являются для них не оградой церковной правды, а кандалами последней. «М. Сергий затягивает петлю на Русской Церкви, но мы бессильны противиться, так как он каноничен». - Чудовищные слова.

    Тюремное заключение

    В 1990-е годы появилась версия, что в 1920 году Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 году тайно хиротонисан во епископа Сергиевского архиепископом Феодором (Поздеевским) , епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским) . Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом «кочующем соборе », объективные доказательства проведения которого отсутствуют. Источник этих данных - сочинения деятеля неканонического православия Амвросия (Сиверса) .

    Михаил Новосёлов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.