Мой ребенок сводит меня с ума, или как жить с сдвг. Как идти на контакт с гиперактивными детьми и как их воспитывать. Работа с гиперактивными детьми

Животные обитают рядом с человеком с незапамятных времен. При этом многие из них являются не только источником материальных благ (молоко, шерсть, мясо) или исполнителем каких-то функций (охрана), но и настоящими друзьями.

Как только ребенок научился говорить, он начинает просить родителей, чтобы они купили ему щенка, котенка, попугая, морскую свинку… Кто-то соглашается, кто-то категорически отказывается.

Давайте разберемся: стоит ли заводить домашнего питомца и какого именно? Чего больше от домашних животных – вреда или пользы?

Ученые, проводившие исследования на эту тему, сделали интересные выводы. Оказывается, собака, живущая в доме, где есть ребенок с редким заболеванием – аутизм – способствует его адаптации к окружающему миру и успешной социализации.

Если рядом с будущей мамой постоянно находится собака или кошка, ребенок, который у нее родится, скорее всего, не будет страдать аллергией. Гиперактивный ребенок, страдающий от недостатка внимания, получает от домашнего любимца недостающее тепло и заряжается от него спокойствием. В результате такой ребенок учится справляться с собственными эмоциями и налаживать контакты со взрослыми и сверстниками.

Польза
Теперь рассмотрим положительные моменты более подробно.

Ребенок, воспитывающийся рядом с домашним питомцем, учится ответственности. А как же иначе, – ведь за попугаем, хомячком и рыбками необходимо каждый день ухаживать, собаку нужно выгуливать, за котенком убирать, и так далее.

Животное помогает стать ребенку более контактным. Можно пригласить в дом одноклассников – чтобы они познакомились с его любимцем, рассказать о нем, вот и появились первые ростки дружеских отношений. Гуляя с собакой, можно легко завести новые знакомства.

Наблюдать за поведением животного, играть с ним, ухаживать – очень познавательно для маленького человека. Это, по сути, его первое знакомство с миром животных. Ребенок станет более добрым и заботливым, научится общаться.

Многие животные могут «работать» почти настоящими врачами и психологами.

Например, кошки способны избавить от головной боли и нормализовать давление, созерцание аквариумных рыбок приводит в порядок нервную систему и т. д.

Черепаха, канарейка, кот или собака – кто у вас живет, неважно, в любом случае это создание спасает ребенка от одиночества и скуки. Ему будет веселее, если он заболел и остался дома один, или если семья переехала на новое место и здесь еще нет знакомых.

Главное – это то, что ребенок может заразиться от животного некоторыми болезнями (лишай, глисты, орнитоз, аллергия и т. д.). Однако этот момент можно исключить, вовремя обратившись к ветеринару, проверив здоровье животного и сделав необходимые прививки.

Немало неудобств доставляют первые недели и месяцы проживания кошки или собаки (самые популярные домашние животные). Основная ваша задача в этот период – приучить хвостатого жильца к туалету, а это происходит, в лучшем случае, через 2-3 недели (котенок), в других же случаях может длиться до полугода (щенок). Все это время придется терпеливо вытирать лужи, мыть и обрабатывать полы.

Домашние животные (чаще всего опять-таки кошки и собаки) могут приносить нежелательное потомство. Даже если ваша любимица никогда не выходит на улицу и не общается с представителями противоположного пола, она будет испытывать беспокойство, кричать и проявлять агрессию в определенные периоды. Конечно, можно решить проблему с помощью специальных таблеток или стерилизации, но на это идут далеко не все владельцы домашних животных.

Ребенок получает огромный стресс, когда домашний питомец по какой-то причине погибает.

Что нужно учитывать?
Прежде чем завести домашнее животное, нужно учесть несколько моментов.

Первое – возраст ребенка.
В 3-4 года малыш еще не в состоянии правильно ухаживать за любимцем, так что сразу настройтесь на то, что делать это придется вам. Зато ребенок с удовольствием будет наблюдать за питомцами и играть с ними. Самые подходящие в этом отношении – птички, аквариумные рыбки. Можно завести кролика или морскую свинку.

5-6-летний ребенок уже относительно самостоятелен. Он не только радуется общению с животными, но и может освоить некоторые навыки ухода за ними. В этом возрасте по-прежнему рекомендуются рыбки, птицы, морские свинки и кролики.

Сын или дочка, достигшие 7-8-летнего возраста, могут быть настоящими хозяевами домашнего животного – не только играть с ним, но и убирать, чистить клетку, гулять и кормить. Теперь родители могут смело заводить собаку или кошку, попугая или крысу, хомяка или черепаху. Очень интересно и познавательно для ребенка сравнивать поведение разных животных, поэтому можно приобрести сразу, например, рыбок и канарейку, или хомяка и черепаху.

Второе, на что необходимо обратить внимание , - как будет сочетаться темперамент и характер вашего ребенка с характером питомца. Например, спокойному, флегматичному ребенку не стоит дарить веселого и резвого щенка – он утомит малыша. Такой подарок больше подойдет холерику или сангвинику – ребенку, который всегда готов пошуметь, поиграть и побегать. Флегматику же или меланхолику купите черепашку, рыбок или хомячка: он сможет вволю наблюдать за ними, сохраняя при этом свою задумчивость и развивая склонность к созерцанию.
Что касается котов, тут надо внимательно понаблюдать за характером пушистого зверя. Коты бывают разные – тихие и сонные или, наоборот, резвые и живые.

Наконец, следует учитывать и свои жилищные условия. Крупный пес будет страдать сам и причинять неудобства вам, если заставить его жить в тесной квартирке. Общительный щенок будет мучиться от постоянного одиночества, если хозяев целыми днями нет дома.

Но если вы уже определились с выбором, - это должна быть «любовь на всю жизнь»: ведь малыш, глядя на вас и ваше отношение к животным, учится верности, преданности и доброте.

Все чаще приходится слышать о гиперактивных детях.

Итак, миф первый. Гиперактивный – значит, не совсем нормальный.

Помню, в моем детстве термина «гиперактивность» вообще не существовало. Но в каждой детсадовской группе, в каждом школьном классе были дети (чаще всего мальчики), которых называли хулиганами. Они не могли смирно посидеть на месте несколько минут, постоянно озорничали, обижали других ребят, плохо учились… Воспитатели и учителя от них стонали. Моего одноклассника Сережу в младших классах учительница просто лупила (тогда это считалось нормой), а в средних математичка сажала его за отдельную парту у самой доски, чтобы был на виду. Когда Сережа ушел из школы после восьмого класса, все облегченно вздохнули. Впоследствии он окончил высшее военное училище, а сейчас живет за границей и занимается бизнесом. У него сеть ресторанов. Как вы думаете, может ненормальный психопат сделать такую карьеру? А ведь гиперактивность была налицо…

Миф второй. Все гиперактивные дети страдают синдромом дефицита внимания.

Что такое синдром дефицита внимания? Речь идет о детях, которым по какой-то причине не хватает внимания со стороны других людей – родителей, педагогов или сверстников. Некоторые психологи уверены, что все это сплошь детишки, заброшенные родителями, вот они и пытаются привлечь к себе внимание, чтобы восполнить этот самый дефицит.

Но на деле это лишь одна из причин гиперактивности. Ведь и среди взрослых есть сверхэнергичные индивиды, которым необходимо постоянно заниматься какой-то деятельностью, куда-то мчаться… Обычно жизнь у них бьет ключом: они обожают путешествовать, посещают с десяток различных кружков, секций и клубов, то и дело учатся на каких-нибудь курсах. Но если взрослые обычно контролируют себя, то дети этого еще не умеют. Избыток энергии они могут тратить на шалости и хулиганские поступки, причем им может просто не приходить в голову, что они поступают плохо.

При этом такие дети могут быть совсем не злыми. У нас в доме с некоторых пор снимает квартиру семья с двумя детьми. С мальчиком все более-менее в порядке, а от десятилетней девочки по имени Яна все соседи буквально стонут. То она придумывает бегать по двору, размахивая палками, то метать в ближайшие деревья металлические стержни-стрелы, то жечь костер… Яна не дает покоя соседским котам: родители не разрешают детям заводить животных на съемной квартире, так девчушка повадилась каждые два часа звонить в дверь соседям напротив, чтобы они выдали ей кота для прогулки. Весь подъезд забросан кошачьим кормом: Яна кормит и соседских кошек, и приблудных, с улицы, отчего под лестницей уже развелись привлеченные дармовой едой крысы… Получается, что девочка делает хорошее дело – заботится о животных. Но в то же время людям она доставляет массу неудобств.

Миф третий. Гиперактивным детям трудно сосредотачиваться на каком-нибудь деле.

Это отчасти правда, и именно поэтому у них нередко возникают проблемы с учебой. Но при верном подходе ситуацию можно скорректировать. Так, недавно исследователи из Университета Флориды выяснили: чтобы справляться с заданиями, такие дети должны просто больше двигаться. В эксперименте участвовали 52 мальчика в возрасте от 8 до 12 лет, 29 из которых имели синдром дефицита внимания и гиперактивности. Им был предложен ряд задач, связанных с обучением и логикой. Пока они решали задачи, за ними велось постоянное наблюдение – как со стороны ученых, так и с помощью видеокамер. Оказалось, что наилучшие результаты показали те участники, которые во время выполнения заданий совершали какие-либо движения.

По мнению психологов, двигательная активность помогает детям с синдромом СДВГ удерживать полученную информацию в памяти и обрабатывать ее. Как правило, на занятиях детей заставляют сидеть неподвижно. Возможно, следует ввести в процесс обучения двигательные элементы, считают специалисты, и материал будет лучше усваиваться. Среди гиперактивных детей встречается немало способных и даже талантливых. Бывают и такие, которым просто неинтересно заниматься тем, чем занимаются остальные, потому что их интеллектуальный уровень гораздо выше. Прежде чем сделать выводы о «необучаемости», следует проверить их IQ.

Миф четвертый. Гиперактивные дети неуправляемы.

Они такими только кажутся на первый взгляд. Да, если вы будете требовать, чтобы такой ребенок сидел тихо, он вряд ли послушается, или его хватит всего на несколько минут. Гиперактивному ребенку следует дать возможность выплеснуть свою энергию. Предлагайте ему подвижные игры, какую-то деятельность, которая требует приложения большого количества энергии – и не исключено, что он покажет даже лучшие результаты, чем его «нормальные» сверстники.

В современной медицине для многих явлений уже придуманы соответствующие диагнозы. Формальное определение есть и у тех ребятишек, чья суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоцинальность никому не дают покоя. А именно - подобных непосед называют детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). А в простой речи - гиперактивными детьми. Каков он - гиперактивный ребенок? И как именно влияет гиперактивность на его жизнь и здоровье?

По статистике около 7% детей во всем мире "страдают" от дефицита внимания и гиперактивности. Хотя, кто при этом страдает сильнее - сами дети или их родители - еще большой вопрос...

Взрослые доказали: СДВГ у детей - это диагноз

Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего - СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.

С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился - многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины - а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.

Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:

  • Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
  • Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
  • Хронические заболевания матери во время беременности;
  • Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.

В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.

Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.

Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»...

Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей

Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:

  • Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
  • Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);
  • Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
  • Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
  • Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят - его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
  • Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
  • Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;
  • В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
  • Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
  • Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна - ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
  • Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
  • Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).

По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ - их всего три - как раз «зашиты» в само название диагноза:

  • 1 Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
  • 2 Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
  • 3 Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).

Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.

Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.

СДВГ или просто дерзкий норов? Как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни

Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.

По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.

Даже если ваш ребенок из категории, про которых говорят "у него шило в одном месте" - это еще не повод приписывать ему диагноз "гиперактивность". Если он общительный и контактный, если даже худо-бедно, но общается с другими ребятами - он однозначно далек от медицинского недуга СДВГ. Он просто шумный, шустрый и "сложный" ребенок - но не более того.

В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.), малыш попросту не может быть членом коллектива - он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.

Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить - этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.

Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.

Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» - проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях. Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность - их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ. Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни - ребенок просто золотой.

Такая разница поведения - это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность - если речь идет именно о заболевании - не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.

Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни - он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ.

Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств - ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто - взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».

Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них - медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).

Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

Некоторые рекомендации в рамках семейной терапии: правила воспитания гиперактивного ребенка

  • 1 В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически . И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно - не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.

Один гиперактивный ребенок создает вокруг себя столько же суеты и шума, сколько десяток более-менее обычных ребят... Поэтому вопрос безопасности стоит перед родителями детей с СДВГ наиболее остро.

  • 2 При любом обращении к гиперактивному ребенку прежде всего установите с ним контакт . Мало малыша просто окликнуть и поставить перед ним какую-либо задачу, важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза (но всегда - без агрессии и недовольства!). Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты - игрушки, телевизор, других собеседников и т.д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас - говорите ему то, что собирались.
  • 3 Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений . Например, если в доме заведено убирать за собой посуду в раковину после еды - это нужно делать всегда, независимо от того, торопитесь ли вы или ребенок отказался доедать. Так или иначе - если вы просите его выполнять какие-то простые регулярные задачи, вы должны строго контролировать, чтобы они выполнялись не от случая к случаю, а постоянно. Любые, даже самые пустяковые, правила, установленные в вашей семье, должны выполняться ребенком всегда: и сегодня, и завтра и через год. Осознать эту необходимость гиперактивный ребенок, увы, не может, но своим контролем вы просто можете добиться от него своего рода привычки выполнения этих правил.

Особенно неукоснительно и строго следите за соблюдением запретов: если малышу говорят, что нельзя трогать электрические розетки, он должен понимать - что и сейчас нельзя, и через день нельзя, и вообще всегда - нельзя.

Ребенок с СДВГ излишне импульсивен, чтобы внять вашим правилам с первого раза, вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование.

  • 4 Семья с гиперактивным ребенком должна жить по режиму . Причем исполняться этот режим должен всеми и независимо от того - будни это, выходные или время летних каникул. Если вы приучаете ребенка вставать в школу по утрам строго не позднее 7 часов - делайте это каждый день! Обеды, прогулки, занятия, игры и т.п. - максимально вписывайте жизнь ребенка в график. Возможно, это правило вам покажется чрезмерно строгим, но в будущем именно привычка жить по режиму очень эффективно помогает гиперактивным детям нормально учиться и адаптироваться в обществе.
  • 5 Каждый раз, когда ваш гиперактивный «сложный» ребенок делает что-то правильно - щедро хвалите его . Дайте ему понять, что вы всегда рады и горды его даже самым пустяковым успехам и т.д. Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям, направленным в их адрес - ваша задача состоит в том, чтобы поток этих эмоций был в основном положительный. Любой результат, достигнутый вашим ребенком, должен получить с вашей стороны максимальную поддержку и одобрение.
  • 6 Гиперактивный ребенок - это практически «вечный двигатель» в действии: не сидит ни минутки, демонстрируя постоянный переизбыток энергии. Утихомирить этот ураган невозможно, единственное, что вам по плечу - создать ребенку такие условия, при которых он мог бы активно тратить свою энергию : побольше гуляйте с ним перед сном, занимайтесь с ребенком энергичными играми и спортом и т.п.

Гиперактивный ребенок - это, конечно же, не приговор. И при достаточном терпении, участии и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем - зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители, в тот период, пока ваши гиперактивные детки еще только стартуют во взрослую жизнь...

За последние два десятилетия термин «гиперактивный ребенок» звучит из уст каждой третьей мамочки. Но так ли это на самом деле, и где проходит грань между обычной подвижностью и гиперактивностью? Попробуем разобраться.

Не заметить его, должны сказать, будет крайне сложно. Гиперактивных детей видно из далека - это вихрь, сносящий на своем пути все плохо стоящее и лежащее. Они невероятно подвижны и практически неутомляемые. Гиперактивный ребенок очень любопытный, правда, его интереса надолго не хватает - восприятие окружающего мира очень поверхностное, ему требуются частые смены вида деятельности, он часто не дослушивает ответа на свой вопрос и не переносит скуки. Если вам удастся усадить это чудо хоть на минутку, он тут же начнет болтать ногами или искать себе занятие. Часто при гиперактивности дети не только невнимательны и рассеяны, но и порой агрессивны, особенно в те моменты, когда вы пытаетесь привить своему чаду правила этикета и поведения в доме. Им скучно. Любая рутина навивает скуку. Куда интересней ломать, крушить, набивать синяки и шишки.
В течении дня ребенок практически ни на секунду не успокаивается. Активность прекращается только в период сна.

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Причины могут быть абсолютно разными. В первую очередь, это наследственность. Дитя может быть с рождения генетически предрасположено к бешеной активности. Второй причиной могут быть повреждения головного мозга, родовые травмы и травмы другого характера; гиперактивным малыш может стать и вследствие психологических проблем - если в семье проблемы и скандалы.

Как правило, гиперактивность проявляется еще в дошкольном возрасте. Родителей зачастую раздражает, что их малыш не в силах ответственно подходить к поставленным заданиям, следить за собой, придерживаться элементарных правил и слушаться их. Наказания в таких случаях абсолютно бессмысленны. Поход в школу только усугубляет ситуацию. Учителя, замечая нарушения внимания у ребенка, бьют тревогу. Ребенок же, в свою очередь, не может спокойно высидеть урок, часто перебивает учителя, может вступать в конфликт с одноклассниками. Неуспеваемость и огромное количество ошибок из-за невнимательности способствуют развитию агрессии, психологических проблем. Малыш может закрыться в себе и наотрез отказываться идти на контакт.

К подростковому возрасту проблемы с гиперактивностью себя исчерпывают, но тут в силу вступают нажитые за эти годы другие психологические проблемы. Импульсивность и нарушения внимания сопровождают ребенка практически до полного взросления.

КАК ИДТИ НА КОНТАКТ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ И КАК ИХ ВОСПИТЫВАТЬ

Для начала нужно проконсультироваться со специалистом, невропатологом, чтобы определить возможные физиологические причины повышенной активности вашего чада. После осмотра врача, вам могут порекомендовать особый лечебный курс, которого нужно будет строго придерживаться.

Важную роль в воспитании гиперактивных малышей занимает правильная организация дня - ребенку нельзя давать переутомляться, это плохо влияет на его нервную систему. Создайте вокруг крохи спокойную атмосферу - не разговаривайте дома на повышенных тонах, не устраивайте скандалов и разборок при ребенке - это только поспособствует его раздражению и негативным эмоциям, как следствие - повышенной активности.

Выберите единый метод воспитания ребенка, одну линию. Обсудите это со всеми членами семьи, поговорите, объясните им, что на таких детей не нужно кричать, физические наказания здесь будут не только неуместны, а просто опасны, так как агрессия порождает агрессию. Но твердость в воспитании проявлять все же стоит. Привыкните говорить со своим ребенком в спокойном тоне. Если вы хотите дать ему какое-то задание - не разбивайте его на мелкие поручения, оно должно быть целостным, чтоб ребенку было проще сконцентрировать свое внимание.

Помните о том, что такие детки сверхчувствительны к тем эмоциям, которые исходят от вас. Похвалите его даже за маленький успех - детям очень нравится это, и они будут стараться вызвать у вас положительные эмоции еще не один раз. Относитесь к своему ребенку с терпением и любовью, и все проблемы старайтесь решать в разговорной форме, без жестких мер наказаний и лишений.

С проблемой детской гиперактивности я столкнулась, будучи в США. Мой возлюбленный–эмигрант познакомил меня со своими детьми от развода с американкой. Все дети были в памперсах (3 ,6 и 8 лет), а мадшая постоянно сосала соску. Дети не могли есть за столом: клали в рот кусок и потом бегали по комнате, валялись на полу.

Дети не откликались на свои имена. Игры их тоже были какие–то бессмысленные: гонки по дому, толчки друг друга до слез. Большую часть времени дети смотрели телевизор и дрались перед ним.

Мальчик возраста 8 лет 6 месяцев был на табетках от “дефицита внимания и гиперактивности”. Когда он был на таблетках, он удалялся один в комнату, тихо читал книгу, не шалил. Когда таблетку забывали дать, он вел себя также, как сестры – как маленькое животное. Таблетки вызывали у него боли в желудке, плохой аппетит, головокружение, ночные галлюцинации: он слышал крики и видел монстров. Он не мог спать без света. Регулярно с 5 лет мать его водила на психотерапию.

Как сказал их отец, дети воспитывались няньками, так как семья была богатая, и мать занималась собой. За следующие три месяца во время визитов детей к отцу я научила их ходить в туалет. А затем посоветовала снять мальчика с таблеток, так как по моим наблюдениям, он был абсолюто здоров. Все его болезни, указанные в медицинской карте, типа недержания мочи, кала, гиперактивности, были прямыми следствиями воспитания.

Отец воспользовался своим родительским правом и запретил дальнейшее лечение сына.

Ровно через месяц пришла повестка в суд: мать судилась за то, чтобы вновь поместить сына в психиарическое лечение. И, как и следовало ожидать, защита ребенка была взвалена на меня. Адвокаты взялись только ходить на заседания, так как сказали, что против психиатров ни один судья не пойдет. А психиатры отца не слушали – им нужен пациент, а не здоровый ребенок.

Но тут сработало мое хорошее русское образование. Во первых, я подняла все государственные документы с данными детской смертности от психотропных лекарств. Все есть на Интернете. Все эти лекарства входят не более не менее в кокаиновую группу и подсаживают ребенка на наркотики.

Во вторых, я разыскала всю медицинскую историю ребенка, и расшифровала все записи. А затем показала, что все тесты, которые ребенок получал у психиатров, были им пройдены на ура, но врачи обращали внимание не на них, а на жалобы матери.

Каждая школьная запись и оценка была мной проанализирована. Все оказания свидетелей я сняла и оформила. В результате, через год борьбы, вопреки сложившейся практике, судья вынесла вердикт против матери и против психиатров.

В настоящее время ребенок полностью здоров и обучен правилам поведения.

“Гиперактивность” и “дефицит внимания” детей на самом деле лишь пассивность и дефицит внимания родителей к детям. Телевизор и элекронные игры дают детям импульсы к действию в то время как они остаются сидеть на диване, накапливается нерастраченная физическая энергия. Ребенок выплескивает ее после.

Отсутствие дисциплины консервирует дикость в детях: они визжат в супермаркетах, гоняются без остановки и т.д. А отсутствие родителя в их заботах и делах, делает детей незаполненными, пустыми.

Не бойтесь воспитывать детей! Не травите их Риталином, Концертой и прочим мусором. Вымышленые болезни – оправдание родительской безответственности. Поколение американцев, выросшее на таблетках, похоже на зомби. Их мозговые контакты были разрушены таблетками еще в нежном возрасте. Опустошенные, не послушные себе самим, дети скатываются в депрессию. А потом пытаются поднять настроение наркотиком, к которым уже приучены с детства в виде регуляторов настроения. Не поддавайтесь на эту заразу, россияне, не убивайте своих детей!

Цитата:

Из личного опыта…….

Все знают, что такое гипер тонус мышц, и гипер возбудимость? Так вот есть один наипростейший способ лечения этих состояний у детей (можно и у взрослых). Просто у таких деток наблюдается страшнейший дефицит тактильных ласковых ощущений и дефицит спокойного любящего и поддерживающего общения. Рецепт прост, как два плюс два! Почаще обнимайте и гладьте детей. Побольше вступайте с ребенком в общение, играйте с ним в разнообразные игры, особенно в те игры, где необходим тактильный контакт. И вы удивитесь, как скоро ваш гипер активный малыш расслабиться, как начнут пропадать перекрученные в узлы и канаты мышцы, как постепенно восстановиться психика, сон, вообще просто не узнаете своего ребенка, т.к. вам он (ребенок), вместо огорчений и трудностей будет приносить радость, и свои улыбки, вместо слез или рыка.

Ps: Все гениальное – просто!

Почему дети непоседливы: и что мы можем с этим сделать

Совершенно незнакомый человек изливает мне душу по телефону. Она жалуется на то, что её шестилетний сын совершенно не может сидеть спокойно, когда находится в классе. Школа хочет протестировать его на СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Это так знакомо, подумала я про себя. Как практикующий педиатр я заметила одну распространённую проблему в наши дни.

Мама жалуется на то, что её сын приходит домой каждый день с желтым стикером-улыбкой (система оценок в некоторых школах США, Канады и др. – примечание переводчика) Остальные дети приходят домой с зелеными стикерами за хорошее поведение. Каждый день этому ребёнку напоминают, что его поведение неприемлемо просто по той причине, что он не может сидеть спокойно длительные периоды времени.

Мама начинает плакать. “Он начинает говорить такие вещи, как “Я ненавижу себя”, “Я ни для чего негоден”. Самооценка этого мальчика резко падает потому что ему необходимо двигаться гораздо чаще.

За последние десять лет всё больше и больше детей отмечены имеющими проблемы с вниманием и возможным СДВГ. Местный учитель начальной школы говорит мне, что как минимум восемь из двадцати двух учеников имеют сложности с концентрацией внимания на позитивных аспектах дня. В то же время от детей ожидают того, что они смогут сидеть более длительные промежутки времени. Кстати, даже дети в детском саду должны сидеть по тридцать минут во время приветственного кружка в некоторых школах.

Проблема в том, что в наши дни дети постоянно в вертикальном положении. И это довольно-таки редко: увидеть ребёнка, катящегося вниз с горы, карабкающегося на деревья, крутящегося вокруг себя просто так для веселья. Карусели и качалки – вещи, оставшиеся в прошлом.

Каникулы и перемены стали короче в связи с увеличившимися учебными требованиями, дети редко играют на улице из-за родительских страхов, ответственности и лихорадочных графиков современного общества. Давайте посмотрим правде в глаза: дети не двигаются достаточно для них и это действительно становится проблемой.

Совсем недавно я наблюдала за пятым классом по просьбе учителя. Я тихонько вошла и села на последней парте. Учительница читала детям книгу и это продолжалось до конца занятия. Я никогда не видела ничего подобного. Дети раскачивались на своих стульях до экстремально опасного угла наклона, некоторые раскачивали тело в стороны туда-сюда, некоторые жевали кончики своих карандашей, и один ребёнок стучал бутылкой с водой себе по лбу в определённом ритме.

Это не был класс для особенных детей, типичный класс в популярной школе с арт-уклоном. Сначала я подумала, что, наверное, дети непоседливы из-за того, что это был уже конец дня и они попросту устали. Даже если это, возможно, было частью проблемы, существовала, конечно, еще одна, более глубокая, причина.

Мы быстро выяснили после некоторых тестов, что большая часть детей в классе имеют сложности с координацией движений. Кстати, мы протестировали ещё несколько классов из ранних 80-х, где только один из двенадцати детей имел нормальную координацию движений. Только один! О, Господи, подумала я. Этим детям необходимо двигаться!

Как ни парадоксально, многие дети вокруг имеют недоразвитый вестибулярный аппарат из-за ограниченности в движениях. Для того, чтобы его развить детям необходимо двигать своё тело в разных направлениях, иногда часами. Это примерно так же, как с занятиями спортом, они должны делать это гораздо чаще, чем раз в неделю, чтобы получить результат. К тому же ходить на футбол один или два раза в неделю совершенно недостаточно для развития сильной сенсорной системы.

Дети приходят в класс с телами, подготовленными для обучения меньше, чем когда-либо раньше. С сенсорной системой, которая работает не так, как должна, они ещё и обязаны сидеть спокойно, и концентрировать внимание. Естественным образом дети становятся непоседливыми, поскольку их тела так жадно нуждаются в движении и им недостаточно просто “включить мозг работать”. Что происходит, когда дети начинают вертеться и крутиться? Мы просим их сесть спокойно и концентрировать внимание. Вследствие этого их мозг начинает “засыпать”.

Непоседливость – это реальная проблема. Это сильный индикатор того, что дети не получили достаточно движений в течение дня. Давайте подведём итог. Каникулы и перемены должны быть увеличены, и дети должны играть на улице, как только вернутся из школы. Двадцать минут на движение в день недостаточно! Им нужны часы игр на улице для того, чтобы выстроить здоровую сенсорную систему и поддержать высокий уровень внимания и способности к обучению в классе.

Для того, чтобы дети могли учиться им необходимо уметь концентрировать внимание. Для того, чтобы они могли концентрировать внимание нам нужно позволять им двигаться.

Анджела Хэнском