Где родился высоцкий город. Краткая биография высоцкого

Высоцкий Владимир Семёнович, (1938-1980) русский поэт и актер

В 1947-1949 гг. жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия), затем вернулся в Москву.

Во время учёбы в школе Высоцкий занимался в драмкружке и хотел поступать в театральный институт, но по настоянию родителей сдал экзамены в Московский строительный институт имени В. В. Куйбышева, откуда вскоре ушёл. Летом 1956 г. поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе.

По окончании студии (1960 г.) работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Московском театре миниатюр. Тогда же начал сниматься в кино.

В 1964 г. был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. Артист сыграл на сцене Таганки более 20 ролей, из которых наиболее известна роль Гамлета из одноимённой трагедии Шекспира.

В 1960-1961 гг. появились первые песни Высоцкого. За свою жизнь он создал их около тысячи. Официально не признанные, минуя радио,телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем.

Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для неё пять песен. Всего он сыграл в 30 художественных фильмах. Последние годы жизни Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, выхода пластинок; тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. От перенапряжения болел, в 1979 г. перенёс клиническую смерть.

Умер 25 июля 1980 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Только после смерти был издан первый сборник его стихов «Нерв» (1981 г.).

В 1987 г. за роль капитана МУРа Глеба Жеглова в пятисерийной телевизионной ленте режиссёра С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Владимир Семенович Высоцкий (1938 - 1980) - советский поэт и писатель, актер, исполнитель песен под семиструнную гитару. Является одним из кумиров в России , лауреат Государственной премии СССР посмертно.

Детство и юность

День рождения Высоцкого Владимира Семеновича - 25 января 1938 года. Будущий кумир миллионов родился в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на 3-й Мещанской улице (теперь ул. Щепкина, дом 61/2). Его семья жила на 1-ой Мещанской улице в коммунальной квартире, мать Нина Максимовна (урожденная Серегина; 1912—2003) работала переводчиком-референтом, отец Семен Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915—1997) - полковник и ветеран Великой Отечественной войны, родом из Киева.

Когда Владимиру исполнилось 4 года, началась война, и они с мамой эвакуировались в Оренбургскую область (село Воронцовка), где прожили два года, после чего вернулись в Москву. В 1945 году Высоцкий пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы.

После войны родители Высоцкого развелись и завели новые семьи. Владимир остался с отцом, и в 9 лет с его новой женой (армянкой Евгенией Степановной Высоцкой-Лихалатовой (урожденной Мартиросовой) (1918—1988)) попал в оккупированную Германию. Здесь будущий музыкант учился кататься на велосипеде и брал уроки фортепиано.

С мамой Женей, так называл свою мачеху Владимир, у него сложились очень хорошие отношения. В 1949 году Высоцкие вернулись в Москву и поселились на Большом Каретном переулке. Владимир пошел в 5-й класс мужской средней школы № 186.

В апреле 1952 года он был принят в комсомол. А с 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В те времена у будущего музыканта завязывается «роман» с гитарой. Он дружил с компанией городской молодежи, чье детство прошло в военные годы. В моде была блатная романтика, из каждого двора доносились душераздирающие песни под гитару про Мурку, Колыму и Воркуту.

Образование

После окончания школы в 1955 году по настоянию родственников, Владимир поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушел после первого семестра.

С 1955 по 1963 годы Высоцкий жил у матери, сначала на 1-й Мещанской, а позднее в построенном в 1956 году на этом месте новом доме, на проспекте Мира. При этом он много времени проводил на Большом Каретном переулке в компании друзей.

Неожиданное решение о том, чтобы оставить учебу в техническом вузе, Владимир принял в новогоднюю ночь 1956 года. Под бой курантов вместе со школьным другом Игорем Кохановским Высоцкий рисовал чертежи для сдачи сессии. Готовые чертежи, он внезапно стал поливать тушью со словами: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...».

Творчество Владимира Высоцкого

Театр

В том же 1956 году Владимир Высоцкий поступил в Школу студию при МХАТе на актерское отделение. Он занимался у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова.

На первом курсе Высоцкий познакомился со своей первой женой - Изой Жуковой, свадьба с которой состоялась в 1960 году.

Через три года он сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание» и впервые попал на телеэкран. Он сыграл небольшую роль в картине «Сверстницы».

С 1960 по 1964 год Высоцкий с перерывами сотрудничает с Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина, Театром миниатюр, но играет эпизодические роли.

В 1961 году познакомился со своей второй женой Людмилой Абрамовой на съемках фильма «713-й просит посадку». Брак официально был зарегистрирован в 1965 году.

«Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно здесь он сыграл Гамлета, Свидригайлова, Пугачева, Галилея. Здесь Высоцкий подружился с Валерием Золотухиным, Аллой Демидовой, Леонидом Филатовы. С актерами Театра на Таганке Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

В Театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни, хотя его отношения с руководителем театра Ю. П. Любимовым на протяжении всего этого периода складывались очень непросто. При этом Любимов часто по-отечески закрывал глаза на проступки Высоцкого, чему завидовали коллеги.

Кино

Параллельно с театром Высоцкий снимался и в кино. В 1961 году Владимир Семенович сыграл небольшую роль в картине «Карьера Димы Горина». В то время актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные. Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье.

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года) и сыгравшей большую роль в жизни актера.

В 1968 году состоялся развод со второй супругой, в то время Владимира Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.

Песни Высоцкого

Интерес к авторской песне, который возник у Высоцкого под влиянием Булата Окуджавы, вылился в написание собственных авторских произведений. Свои первые песни Высоцкий пишет в начале 60-х годов. Одной из них была песня «Татуировка» 1961 года.

Владимир Высоцкий написал множество песен к кинофильмам, в которых сам играл роли. Его песни звучат в таких фильмах как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.

Всего за свою жизнь Высоцкий написал более 600 песен и 200 стихов. Его произведения до сих пор остаются очень популярными и не теряют своей актуальности, они обладают потрясающей энергетикой, они искренни. Каждая песня Высоцкого находит своего слушателя, ведь тематика обширна - военные, лирические, юмористические, романтические, блатные, песни-сказки и песни-диалоги.

При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 альбомов (миньонов):

  1. 1968 г. «Песни из кинофильма Вертикаль»
  2. 1972 г. «Песни Владимира Высоцкого»
  3. 1974 г. «Песни Владимира Высоцкого»
  4. 1974 г. «Владимир Высоцкий. Песни»
  5. 1975 г. «В.Высоцкий. Песни»
  6. 1975 г. «Песни Владимира Высоцкого»

Роли Высоцкого

В конце 60-х годов Владимир Высоцкий играл много ролей в кино. Можно вспомнить такие фильмы, как «Интервенция», «Служили два товарища», «Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли».

Самая известная роль Высоцкого - Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Эту роль 1979 года любил и сам артист, хотя сначала и отказывался от нее, утверждая, что ему немного осталось и не хотелось бы тратить год жизни на Жеглова. Но все-таки он снялся в сериале и даже пробовал в нем себя в качестве режиссера, когда Станислав Говорухин уезжал на фестиваль.

Несмотря на большую известность и любовь поклонников, Высоцкий стал неугоден советской власти. Ролей в 70-х годах стало гораздо меньше, но все же песни его по-прежнему появлялись в кинолентах. А почти в каждом доме звучали его пластинки, из распространявшихся повсеместно в то время магнитофонов.

В театре на Таганке дела были также не очень, Высоцкому то достаются главные роли, то выгоняют с работы за пьянку. Артист не раз побывал на волоске от смерти - он попадает в реанимацию из-за напряженной нервной деятельности, больного сердца и злоупотребления алкоголем.

Смерть Высоцкого

Жизнь Высоцкого оборвалась неожиданно 25 июля 1980 года в 4.10 утра в Московской квартире во время сна. Причина смерти не установлена, так как вскрытие не производилось. Но есть две версии: первая - это инфаркт миокарда, вторая - асфиксия, удушье, как следствие применения седативных средств.

Хотя, по словам Марины Влади и В. Перевозчикова, Высоцкий был обречен и в начале 1980 года ему предрекали скорую смерть из-за проблем со здоровьем, которые появились вследствие чрезмерного употребления табака и алкоголя, а в конце жизни и наркотических средств, которые артист употреблял в лечебных целях, приобретя стойкую зависимость.

Похороны Высоцкого

Смерть Высоцкого пришлась на время Олимпийских игр, проходящих в Москве. Поэтому о ней сообщили всего две газеты, а над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Но у Театра на Таганке в день похорон собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней.

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 1, справа от входа).

Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа — Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»

Личная жизнь

Высоцкий был трижды женат.

Первая жена - Изольда Константиновна Высоцкая (урожденная Мешкова, по первому браку — Жукова). Родилась 22 января 1937 года. Свадьба была 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. Сын Изы Константиновны Глеб, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, будучи на самом деле сыном другого человека.

Вторая жена - Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Свадьба состоялась 25 июля 1965 года, развод - 10 февраля 1970 года. В браке родилось двое сыновей.

Дети Владимира Высоцкого

  • Аркадий Владимирович Высоцкий (29 ноября 1962, Москва) — российский актер и киносценарист.
  • Никита Владимирович Высоцкий (8 августа 1964, Москва) — советский и российский актер театра и кино, режиссер, директор ГКЦМ В.Высоцкого.
  • Анастасия Владимировна Иваненко (1972 года рождения), внебрачная дочь, ее мать — актриса театра на Таганке Татьяна Иваненко.

Третья жена - Марина Влади, известная французская актриса кино, театра, телевидения, писатель. Родилась 10 мая 1938 года. Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.

Фильмография

  • 1959 — Сверстницы — студент Петя (эпизод)
  • 1961 — Карьера Димы Горина — монтажник-высотник Софрон
  • 1962 — 713-й просит посадку — американский морской пехотинец
  • 1962 — Увольнение на берег — матрос Пётр, друг Валежникова
  • 1963 — Штрафной удар — гимнаст Юрий Никулин
  • 1963 — Живые и мёртвые — весёлый солдат (эпизод)
  • 1965 — Наш дом — радиотехник
  • 1965 — На завтрашней улице — бригадир Пётр Маркин
  • 1965 — Стряпуха — Андрей Пчёлка
  • 1966 — Саша-Сашенька — певец с гитарой (эпизод)
  • 1966 — Я родом из детства — капитан-танкист Володя (также исполняет песни)
  • 1967 — Вертикаль — радист Володя (также исполняет 5 песен)
  • 1967 — Короткие встречи — геолог Максим (также исполняет 3 песни)
  • 1967 — Война под крышами — полицай на свадьбе (также исполняет 2 песни)
  • 1968 — Интервенция — подпольщик Мишель Воронов / Е. Бродский (также исполняет песню «Как все мы веселы бываем и угрюмы…»)
  • 1968 — Служили два товарища — поручик-белогвардеец Александр Брусенцов
  • 1968 — Хозяин тайги — бригадир сплавщиков Иван Рябой (также исполняет 2 песни)
  • 1969 — Опасные гастроли — Жорж Бенгальский, Николай Коваленко (также исполняет 3 песни)
  • 1969 — Белый взрыв — капитан
  • 1972 — Четвёртый — Он
  • 1973 — Плохой хороший человек — зоолог Николай фон Корен
  • 1974 — Единственная дорога — шофёр Солодов (в советской версии фильма также исполняет песню «В дорогу живо − или в гроб ложись!…»)
  • 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — уличный певец Билл Сигер (также исполняет 2 песни)
  • 1975 — Знаки зодиака (сценарий; музыка, текст и исполнение песни «Неправда, над нами не бездна, не мрак…»)
  • 1975 — Единственная — руководитель хорового кружка Борис Ильич (также исполняет песню «Погоня»)
  • 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Ибрагим Ганнибал
  • 1977 — Их двое — камео
  • 1979 — Место встречи изменить нельзя (сериал) — капитан МУРа Глеб Жеглов (также исполняет фрагмент песни А. Вертинского «Лиловый негр»)
  • 1979 — Маленькие трагедии (сериал) — Дон Гуан

Владимир Высоцкий, биография которого будет представлена в этой статье, - русский поэт, исполнитель и автор песен, актер. Он родился в 1938 году, 25 января, в родильном доме в Москве, находящемся по адресу Щепкина, 61/2.

Родители Высоцкого

Родители будущего поэта - Высоцкий Семен Владимирович и Серегина Нина Максимовна. Они вместе прожили около пяти лет. Отец Владимира познакомился на фронте с другой женщиной и поэтому ушел из семьи. Повторно вышла замуж через некоторое время Нина Максимовна.

У юного Владимира отношения с отчимом с самого начала не заладились. Этот человек не обладал в глазах мальчика никаким авторитетом. Видимо, это стало одной из причин того, что Высоцкий попросил своего родного отца взять его в Германию с собой, куда, как офицера Советской Армии, Семена Владимировича отправили в январе 1947 года на службу.

Жизнь в юные годы

Владимир Высоцкий, биография которого нас интересует, до октября 1949 года жил с отцом и его второй женой, Лихолатовой Евгенией Степановной, в городе Эберсвальде, в военном гарнизоне. Затем семью вернули на родину. Отец отправился на службу в Киев, а его жена и Владимир поселились в Москве, в Большом Каретном переулке, в доме №15. Здесь жила Евгения Степановна со своим первым мужем, который погиб еще в довоенное время.

Высоцкого в седьмом классе освободили по причине нездоровья от занятий физкультурой. Врачи обнаружили в его сердце шумы. Они посоветовали следить родителям Володи, чтобы мальчик вел себя умеренно - прыгал и бегал поменьше.

Компания с Большого Каретного

Вова, начиная с седьмого класса, начал часто прогуливать уроки. Порой в год у него набегало прогулов до месяца. Он посещал Эрмитаж, театр-сад, где выступали известные артисты, а также кинотеатры, расположенные неподалеку: "Москва", "Экран жизни", Метрополь", "Центральный" и др. Шумная компания после посещения этих мест собиралась обычно на квартире Левона Кочаряна, жившего в том же доме, где и Высоцкий, несколькими этажами выше. Здесь приятели играли в карты, слушали музыку, выпивали. По воспоминаниям Марины Влади (жены Владимира Семеновича, о которой мы еще расскажем), впервые Высоцкий попробовал вино в 13 лет в этой компании с Большого Каретного.

Механический факультет

Владимир Высоцкий (биография, составленная нами, лишь вкратце описывает основные события его жизни и творчества) в 1955 году поступил на механический факультет в Инженерно-строительный институт. Но недолго он проучился там - бросил через три месяца обучение, твердо решив поступить в театральное училище.

Учеба в МХАТе

Владимир Высоцкий летом 1956 года подал документы в МХАТ и поступил с первого раза туда, к удивлению своих близких. Помогли посещения драмкружка, руководил которым В.Н. Богомолов. Во время учебы произошло знакомство Владимира Семеновича с девушкой, которая стала его первой женой. Ее звали Иза Жукова. Она училась на третьем курсе, была на год старше Владимира. Знакомство произошло в момент, когда Высоцкого пригласили участвовать в спектакле "Гостиница "Астория" - курсовой работе третьекурсников. Он сыграл в ней бессловесную роль солдата.

Иза Жукова становится первой женой Высоцкого

Владимир Высоцкий песни для театра и кино создаст несколько позже. В это время он был захвачен работой в театре, посещал все репетиции. Довольно быстро, одним словом, он стал своим парнем среди третьекурсников, что было не слишком сложно при его общительном характере. Тогда же произошло близкое знакомство с Изой Жуковой. Он стал встречаться с этой девушкой, а в 1957 году, осенью, уговорил ее окончательно переехать из общежития на Первую Мещанскую к нему. У девушки был лишь небольшой чемоданчик, поэтому особых хлопот молодым этот переезд не доставил.

Свадьба была сыграна лишь в мае следующего года (1958), когда Иза Жукова закончила учебу и получила диплом. По настоянию родителей Высоцкого ее отметили на Большом Каретном.

Иза была к тому времени самостоятельной девушкой, поэтому для нее семейная жизнь не была обременительной. Этого нельзя было сказать про 20-летнего артиста. Даже став семейным человеком, Владимир Высоцкий не изменил старым привычкам и продолжил посещать мужские компании, в которых ему было намного интереснее, чем дома. У молодых на этой почве вскоре начались серьезные ссоры.

Дебют в кино

Дебют в кино Владимира Высоцкого состоялся в 1959 году. В фильме "Сверстницы" Василия Ордынского он сыграл эпизодическую роль студента одного театрального института. Только на несколько секунд появившись в кадре, Владимир произнес лишь одну фразу: "Сундук и корыто".

Первое выступление на эстраде

Владимир Семенович в том же году вышел впервые на эстраду. Он освоил игру на гитаре сразу же после окончания школы и успел к тому времени создать несколько песен собственного сочинения. На сцене студенческого клуба МГУ он исполнил их и имел успех у публики. Правда, все песни спеть Владимир Семенович тогда не сумел, поскольку П. Поспелов, кандидат в члены Политбюро и один из его охранников, потребовал прекратить выступление.

Владимир Высоцкий (биография, фото которого представлены в нашей статье) в июне 1960 года окончил с успехом Школу-студию и столкнулся с проблемой выбора места работы. Ему хотелось по молодости остроты ощущений и новизны, поэтому Высоцкий выбрал Театр им. Пушкина. В то время Борис Равенских, новый режиссер, пришел к его руководству. Он предлагал Владимиру лишь роли в массовке, из-за чего у того начались срывы, и он стал все чаще пропадать из театра.

Песни, спектакли и кино

Певец Владимир Высоцкий, биография которого представлена в этой статье, в творчестве своем отталкивался от традиций отечественного городского романса. В театре на Таганке с 1964 года он участвовал в спектаклях "Пугачев", "Гамлет", "Вишневый сад" и др. Ниже представлена фотография Владимира Семеновича во время исполнения роли в спектакле "Пугачев".

Высоцкий снялся в следующих фильмах: "Вертикаль", "Короткие встречи" и "Место встречи изменить нельзя" (соответственно 1967, 1968 и 1979 год) и др.

Герой Высоцкого

Ему был присущ "лавинный" мощный темперамент. Подлинно трагический герой Владимира Высоцкого - сознающий обреченность, однако не допускающий даже мысли о капитуляции бунтарь-одиночка, сильная личность. Владимир в комических жанрах менял с легкостью социальные маски, добиваясь при этом абсолютной узнаваемости "зарисовок с натуры". В драматических ролях и "серьезных" песнях наружу пробивалась глубинная сила, тоска по справедливости, рвущая душу. Владимир Высоцкий (биография, личная жизнь которого в последующие годы представлены ниже) посмертно, в 1987 году, получил Государственную премию СССР.

Поездка в Краснодарский край

В 1965 году, 4 ноября, состоялась премьера спектакля "Павшие и живые" в театре на Таганке. В том же году кинематограф предложил ему две роли: в фильмах "Стряпуха" и "Наш дом". Для участия в первом в июле-августе отправился в Краснодарский край Владимир Высоцкий. Биография, личная жизнь этого артиста описаны в нашей статье, в которую мы постарались включить наиболее значимые эпизоды, связанные с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. К ним относится и эта поездка, которая была необходима как возможность уйти от домашних проблем хоть на какое-то время. К самой роли Владимир серьезно не относился.

Однако в командировке этой Высоцкий необходимого покоя не нашел. Он вновь запил, и поэтому Кеосаян, режиссер "Стряпухи", дважды вынужден был выгонять его со съемок. Однако это был не первый и не последний режиссер, поступавший подобным образом с Высоцким. Такая же история случилась в начале 1965 года у актера и с А. Тарковским.

Видя, как омут пьянки все глубже засасывает Владимира, близкие и родные привлекли Ю. Любимова на свою сторону. Это был человек, авторитет которого для Высоцкого в те годы был непререкаем. Он уговорил его лечь в больницу.

Брак с Мариной Влади

Владимир Семенович 1 декабря 1970 года зарегистрировал официально свой брак с Мариной Влади. Сразу после церемонии молодожены отправились в путешествие (Одесса-Сухуми-Тбилиси). На 2-й Фрунзенской по приезде в Москву состоялась свадьба. В середине января, не успело еще стихнуть эхо застолья в честь свадьбы, после конфликта с Любимовым, Высоцкий запил вновь и лег в Институт Склифосовского на три дня. Влади, обезумевшая от отчаяния, собрала вещи и отправилась во Францию.

"Гамлет"

Владимир Высоцкий в 1970 году, 24 января, чуть не задушил свою супругу, сорвал дверь, разбил окна. В 1971, 29 ноября, состоялась премьера "Гамлета" в театре на Таганке. Это была постановка Любимова. В роли Гамлета выступил Высоцкий. Эта роль, без сомнения, стала звездной в карьере Владимира Семеновича. Начинались семидесятые - время, впоследствии окрещенное "эпохой Высоцкого". Гамлет сформировал образ Владимира Семеновича как борца с эпохой безвременья, послужил толчком в дальнейших размышлениях о своем месте в мире, выбранном пути, смысле жизни.

Концертная деятельность в 1972 году

Творческая активность Владимира в 1972 году продолжала набирать обороты. От Москвы до Тюмени простираются его концертные маршруты. Залы на всех выступлениях забиты были всегда "под завязку". Очень популярным артистом уже в то время был Высоцкий Владимир Семенович. Биография его может быть дополнена появлением многочисленных песен. Целая серия их выходит из-под его пера. Они стали в народе чрезвычайно популярными. Владимир Высоцкий песни написал и исполнял в то время следующие: "Мы вращаем Землю", "Канатоходец", "В заповеднике", "Гимн шахматной короне", "Мишка Шифман", "Кони привередливые" (это лишь самые известные в народе произведения).

Высоцкий вновь в Институте Склифософского

В 1977 году, 6 апреля, состоялась премьера "Мастера и Маргариты" в театре на Таганке (постановка Любимого). Высоцкий Владимир Семенович, биография которого уже была отмечена в то время успешными работами в театре, должен был исполнить в ней роль Ивана Бездомного. Однако до премьеры ее не довел. В начале апреля его вновь положили в Институт Склифософского, так как функции организма отключились. Одна почка не работала совсем, вторая едва функционировала. Сильно разрушена была печень. Постоянно мучили Высоцкого галлюцинации, у него была частичная отечность мозга, он бредил. Когда Марина Влади вошла в палату, просто не узнал ее Владимир Высоцкий. Биография (краткая) жизни этого человека уже приближается к финалу.

Клиническая смерть Владимира Семеновича

В 1979 году, 25 июля, ровно за год до смерти, Высоцкий пережил клиническую смерть. Он отправился в конце июля на гастроли по всей Средней Азии. Произошла клиническая смерть по вине самого артиста. Когда у Владимира закончились наркотики, он вколол лекарство, используемое для лечения зубов. Высоцкому сразу же стало плохо. Лишь чудом его удалось спасти.

Авария, которую пережил Владимир Высоцкий

Биография и творчество (кратко) последнего года жизни его отмечены следующими событиями. В 1980 году, 1 января, Владимир Семенович попал в аварию (врезался в троллейбус) из-за того, что у артиста закончились наркотики. Сам Владимир Высоцкий (биография краткая не описывает всех подробностей этой истории) почти не пострадал, но попутчиком его повезло меньше: у Янкловича было сотрясение мозга, а у Абдулова сломана рука. Авария, к счастью, произошла напротив больницы, поэтому пострадавших сразу же доставили туда.

Попытка излечения

В 1980 году, 25 января, Высоцкий решился на своем дне рождения попытаться снова вылечиться. Лишь трое гостей были у него на квартире в тот день: Шехтман, Янклович и Оксана Афанасьева. Федотов (врач Высоцкого) рассказывает, что они закрылись с ним на неделю в квартире, находящейся на Малой Грузинской. Врач поставил капельницу Владимиру, что сняло абстинентный синдром. Однако от наркотиков и алкоголя развивается психологическая и физиологическая зависимость. Снять физиологическую они сумели, а вот с психологической было сложнее...

Смерть Высоцкого

В этом же году, 25 июля, у Владимира между 3 и 4.30 ночи остановилась "на фоне инфаркта" сердце. Врач А. Федотов около двух часов ночи сделал Высоцкому укол снотворного, и тот наконец уснул, расположившись в большой комнате на тахте. Федотов пришел со смены измотанный и уставший. Поэтому он прилег ненадолго и уснул примерно в три часа. Проснулся врач от зловещей тишины. Он кинулся к Высоцкому, но было уже поздно. Остановка сердца наступила между тремя часами и половиной пятого. Это был острый инфаркт миокарда, судя по клинике. Так скончался Владимир Высоцкий. Биография его на этом заканчивается, однако память о нем продолжает жить в сердцах многих.

Всенародная любовь

До сих пор спорят о том, кем же Высоцкий был больше - поэтом или актером. Одни утверждают, что стихи и песни его весьма заурядны, и лишь блестящее исполнение их Владимиром Семеновичем делает их настоящими произведениями искусства. Другие считают, что никакие роли его на экране и на сцене не могут по степени таланта и оригинальности сравниться с песнями, которые создал Владимир Высоцкий.

Биография и творчество его вызывают непрекращающийся интерес. Правомерна эта дискуссия, которая, наверное, не закончится никогда, пока будут помнить, смотреть и слушать Владимира Семеновича. Одна сторона творчества его связана неразрывно с другой. Об этом необходимо помнить, когда мы говорим о таком человеке, как Владимир Высоцкий. Песни его представляют собой чаще всего монологи от лица различных персонажей: военных, обывателей, сказочных героев, шпаны... В последние годы он писал в основном от собственного лица. Смешаны лицедейские, актерские, глубоко личностные сущности Владимира Семеновича в его творчестве. Такую же смесь можно найти и в лучших ролях его: на сцене - Гамлет и Галилей, на экране - белогвардейский офицер ("Служили два товарища"), геолог ("Короткие встречи"), радист ("Вертикаль"), Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя").

Память Владимира Семеновича

Песни Высоцкого актуальны и популярны и сегодня. Его стиль и манера исполнения породили в нашей стране новый жанр, называемый "русским шансоном". Даже среди величайших личностей русского искусства не пропал, не затерялся Владимир Высоцкий. Это говорит о том, что его творчество и жизнь не были напрасны. Фото памятника, находящегося в Польше, представлено ниже.

На Гоголевском бульваре (Москва) с 1994 года проводится постоянная выставка, на которой представлены любительские и профессиональные фотографии из жизни Владимира Семеновича.

Учреждена в 1997 году ежегодная премия его имени "Своя колея". В 1999 году была осуществлена актерами Таганки постановка спектакля под названием "ВВС" (расшифровывается как Высоцкий Владимир Семенович). В 2013 году вышел фильм о нем - "Спасибо, что живой". В Екатеринбурге находится небоскреб, названный именем Высоцкого (фото представлено ниже).

Итак, мы познакомили вас с таким интересным артистом, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография была описана нами по возможности емко. Однако факты о жизни и творчестве этого человека можно дополнить. Сегодня известно довольно много о таком великом артисте, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография, воспоминания и целые книги о нем были созданы многими его современниками. Например, Анатолий Утевский, друг Высоцкого, которому тот посвятил песню под названием "На Большом Каретном", создал книгу о нем ("И снова на Большом Каретном"). В ней описывается биография Владимира Высоцкого. Краткое содержание ее (в числе прочих источников) было использовано нами при составлении этой статьи.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – ПАРЕНЬ С ТАГАНКИ

Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа.

Ему повезло, большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актера. Он кумир ушедшего века, чье искусство живо и актуально.

Из интеллигенции

Родился в Татьянин день – 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.

Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира . Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.

На Большом Каретном

Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».

Тяга к искусству

Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.

С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.

Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

«Блатные» песни Владимира Высоцкого

Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, потом всего пару месяцев работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.

Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.

Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого . За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.

Не форма, а содержание

Написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.

Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича . Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.

Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.

Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича . Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.

Киногерои и несыгранные роли

В своем любимом Театре на Таганке исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.

Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.

Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Его имя действовало на чиновников, как дрожащая мулета на быка во время корриды.

Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича , был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.

Трагедия Владимира Высоцкого

Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков – морфия и амфетамина. Сначала это были разовые уколы, а потом дозы стали увеличиваться и уже к концу 1977 года это стало регулярным.

Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи.

с Мариной Влади

Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.

Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого написал свои последние поэтические строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

ФАКТЫ

Над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого . Вокруг здания сразу же собралась толпа народу и не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с его участием. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.

Обновлено: Октябрь 22, 2016 автором: Елена


Имя: Владимир Высоцкий (Vladimir Vysotsky)

Возраст: 42 года

Место рождения: Москва

Место смерти: Москва

Деятельность: Актер, поэт, певец

Семейное положение: был женат на

Владимир Высоцкий - биография

Владимир Высоцкий в своей биографии не был похож ни на кого и все-таки в любой компании, перед любой аудиторией всегда был своим. Как сказал Юрий Любимов: «У Володи был дар удивительный, он умел любить человека. Поэтому к нему так тянулись люди».

Марина Влади хотела поставить на его могиле упавший метеорит. Высоцкий прожил яркую, но короткую жизнь, сгорев в слишком плотной атмосфере советского государства. Он заплатил дорогую цену за то, чтобы оставаться собой - настоящим мужчиной.

В нашей стране он был Че Геварой, Джеймсом Дином и Джоном Ленноном в одном лице. Борцом за свободу, певцом, собиравшим стадионы, алкоголиком и наркоманом, талантливым актером, великим поэтом. Высоцкий никогда не был антисоветчиком, но у партийных чиновников даже упоминание его имени вызывало аллергическую реакцию. Высоцкому не давали сниматься в кино, заводили уголовные дела, первым вычеркивали из списков представленных к государственным наградам и званиям. О том, чтобы увидеть напечатанными свои стихотворения, поэт, которого сегодня ставят в один ряд с Пастернаком, и Бродским, даже не мечтал.

Главное преступление Высоцкого - то, что он был не таким, как все. Слишком свободным и сильным. Он остался единственным советским актером, игравшим героев, которых в наше время называли бы «мачо». Не колхозников, пролетариев или интеллигентных шпионов, а людей с животным магнетизмом и спокойной сдержанной силой.

Владимир Высоцкий принадлежал к поколению, которое всегда считало, что «опоздало родиться». Казалось, что после окончания Великой Отечественной войны в мире больше нет места подвигу. Возможно, именно здесь корни иногда немного показной мужественности Высоцкого. Поэт всю жизнь доказывал - пусть он родился слишком поздно, но он достоин тех, кто был на войне.

Владимир Высоцкий - детство, семья

Впрочем, войну Высоцкий как раз застал. Он родился 25 января 1938 года в 9 часов 40 минут утра в роддоме на Третьей Мещанской (теперь - улица Щепкина). Первые годы жизни он провел в том же районе Москвы, на Первой Мещанской, в здании бывшей гостиницы «Наталис», поделенном на коммунальные квартиры.

Еще в детстве у Высоцкого обнаружили «шумы в сердце», поэтому позже его признали негодным к военной службе. Но многие из родственников Высоцкого были тем или иным образом связаны с армией - не случайно у него так много песен о войне, о солдатах и летчиках. Военными, например, были братья матери Высоцкого - Сергей и Владимир.

Летчик-испытатель Сергей Серегин в предвоенные годы командовал эскадрильей. Но в 1939 году его арестовали, обвинив в том, что во время аварийной посадки Сергей больше беспокоился о жизни членов экипажа, чем о сохранности самолета. А его брат Владимир был военным связистом. Он-то и познакомил сестру Нину со своим сослуживцем - Семеном Высоцким.

Родители Владимира Высоцкого прожили вместе недолго. В 1941-м Семен Высоцкий ушел на фронт. Это было одним из первых воспоминаний маленького Володи. Он так хотел поехать вместе с отцом на войну, что его не стали отговаривать и разрешили сесть в вагон вместе с Семеном Владимировичем. Но перед отправлением Володю позвали погулять по перрону, и поезд ушел без него. Мальчик так расстроился, что его пришлось нести на руках.

Семен Владимирович больше не вернулся в дом на Первой Мещанской. Во время войны он познакомился с Евгенией Степановной Лихалатовой, работавшей в Главном управлении шоссейных дорог НКВД, и, придя с фронта, поселился у нее на Большом Каретном.

Но пока до этого было еще далеко. Нина Максимовна и Володя дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, прятались в бомбоубежище. Потом в биографии Высоцкого были два года эвакуации в уральском селе: спиртзавод имени Чапаева, где работала Нина Максимовна, бревенчатая изба, сорокаградусные морозы. Володю пришлось отдать в детский сад на шестидневку. Придя однажды домой, он сказал: «Счастье - это когда в манной каше нет комков».

В 1943-м они вернулись в Москву. А через два года Володя пошел в школу. Учился он хорошо, но отличником не был - много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, писал на уроках какие-то стихи и басни. Высоцкого считали талантливым лентяем - такие обычно есть в каждом классе. Как-то в начальной школе учительница выгнала его с урока. Володя, собрав вещи, пошел в параллельный класс: «Теперь я буду учиться у вас».

В 1946 году родители Высоцкого официально развелись. Нина Максимовна снова вышла замуж, но отношения с отчимом у Володи, мягко говоря, не сложились. Поэтому, когда Семен Владимирович получил назначение в Группу советских войск в Германии, было решено, что Владимир отправится вместе с отцом и его новой женой.


Биографию детских лет Высоцкого сложно назвать несчастливой. Просто оно было каким-то неустроенным: мать и отчим, отец и мачеха, постоянные переезды - любой ребенок запутается, где его настоящая семья. Хотя жизнь в Германии любому его ровеснику должна была казаться сказкой: отдельная трехкомнатная квартира, сшитая специально для Володи военная форма, подаренный отцом велосипед. Правда, на этом велосипеде он катался недолго - отдал жившему по соседству немецкому мальчишке. Семену Владимировичу Володя объяснил: «У меня есть ты, а у него отец на фронте погиб».

Таких историй из детства Высоцкого существует множество. Если бы речь шла о другом человеке, их можно было бы счесть плодом фантазии его биографов - о великих людях полагается писать, что они и в детстве были умными, добрыми и смелыми. Но в историю с велосипедом нельзя не поверить: Владимир и спустя много лет, не задумываясь, раздаривал свои вещи. Так же как нельзя не поверить и в то, что пару лет спустя, на подмосковной даче, он подговорил друзей отвязать соседскую лодку и дать ей уплыть по реке. Мальчишки отомстили жившей в поселке семье врачей, которые отказались помочь заболевшему ребенку.

К тому времени Высоцкий уже снова жил в Москве - в квартире на Большом Каретном, вместе с Семеном Владимировичем и Евгенией Степановной. Дворовая компания сперва не приняла чужака, которого прозвали «американцем» - за яркую заграничную куртку. Володе пришлось привести друзей с Первой Мещанской и «объяснить, кто здесь американец».

Там, на воспетом Высоцким Большом Каретном, формировался его кодекс поведения. Не задумываясь, лезть в драку, если кто-то попытается оскорбить. Защищать слабых. Никогда не предавать друзей. У компании Высоцкого был даже собственный устав. Например, друзья поклялись относиться к женщинам не «по-товарищески», как предписывалось в то время Уставом комсомола, а по-рыцарски.

Ирэн Высоцкая, двоюродная сестра Владимира, вспоминает биографию того времени: «Ему почти шестнадцать... счастливая пора пробуждения чувств, первых встреч. Одной из таких первых романтических привязанностей Володи стала юная родственница нашего соседа, известного закарпатского художника Эрдели, на редкость красивая девушка. Так и вижу: она стоит по одну сторону забора, разделяющего наши дома, он - по другую. Беседы тянутся за полночь. И уже тогда, в этих робких ухаживаниях проявляется столь присущее ему на протяжении всей жизни рыцарственное, уважительное отношение к женщине: будь то мать, любимая, любой близкий или даже посторонний человек...»

Дворовый кодекс чести Большого Каретного чем-то походил на жесткие правила, по которым жили герои уличных мальчишек - уголовники и политзаключенные, вернувшиеся из лагерей. «Блатной» в кепке и с фиксой для многих был примером настоящего мужчины. Не из-за грабежей и убийств, а потому что постоянно рисковал своей жизнью и не терял чувства собственного достоинства.

Владимир Высоцкий тоже не мог остаться в стороне от этой блатной романтики. Не случайно его первые песни были пародиями и подражаниями душещипательным уголовным романсам. Хотя уже тогда они, как правило, получались гораздо лучше оригиналов.

Владимир Высоцкий - учеба

Игорь Кохановский - автор песни «Бабье лето», которую долго приписывали Высоцкому, - научил Володю простейшим гитарным аккордам. Анатолий Утевский познакомил его с актером Сабининым, который в свою очередь привел Высоцкого в театральный кружок Владимира Богомолова. В то время Высоцкий заканчивал школу и уже точно знал, что хочет стать артистом. Но поступать в театральный ему запретил отец. Семен Владимирович считал, что сын должен сначала получить «нормальную профессию». Высоцкий и Кохановский решил пойти в инженерно-строительный - МИСИ. Но рисовать чертежи и делать расчеты Владимиру категорически не понравилось. Промучившись весь первый семестр, перед зимней сессией он забрал документы из института.

На следующий год Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ. Это оказалось непросто - некоторые члены комиссии считали его «профессионально непригодным» из-за хриплого голоса. Высоцкий и в остальном был мало похож на богемных юношей и девушек, учившихся в театральном. Он всегда отличался от остальных, но именно это и привлекало многих девушек -даже старшекурсниц, обычно не обращавших внимания на новичков. Учившаяся тогда на третьем курсе Иза Жукова говорила, что Высоцкий уже тогда был «по-особенному ярок. В свои девятнадцать лет он был мужчиной по-настоящему, по-большому, по-крупному. Так что не случайно многие девушки нашего курса, как говорится, положили на него глаз. Была и я среди них».

Владимир Высоцкий - личная жизнь

С Изой Владимир познакомился на вечеринке. За ней тогда ухаживал молодой преподаватель, но Высоцкого это не смутило. Он просто взял ее за руку и ушел с вечеринки вместе с ней. Осенью 1957-го они поселились на Первой Мещанской, где жила мама Высоцкого: с отцом после своего ухода из МИСИ он почти не общался.

Брак этот долго не продлился: через четыре года Владимир и Иза расстались. Высоцкий никогда не относился к своей женитьбе, личной жизни серьезно. Когда они с Жуковой пришли подавать заявление в загс, им начали объяснять, как заполнить бланки. Владимир засмеялся: «Это вы невесте объясняйте. Я в этом ничего не понимаю».

К тому же Высоцкий, как он пел в одной из песен, слишком «любил и женщин, и проказы». Пока Жукова работала в ростовском театре, Владимир, как он сам говорил, «влюбился в самую красивую актрису Советского Союза» - Людмилу Абрамову. «Когда я приехала в Ленинград на съемки, - вспоминала Людмила, - меня оформили, но зарплату выдать не успели. И вскоре я самые последние деньги истратила в ресторане гостиницы «Европейская».

Поздно вечером я поехала в гостиницу, ребята меня провожали. У каждого оставалось по три копейки, чтобы успеть до развода мостов доехать на трамвае на ту сторону Невы. А я, уже буквально без единой копейки, подошла к гостинице - и встретила Володю. Я его не знала в лицо, не знала, что он актер. Увидела перед собой выпившего человека. И пока я думала, как обойти его стороной, он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на холодный дождливый ленинградский вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь».

Абрамова отдала Высоцкому старинный перстень, чтобы он оставил в качестве залога в ресторане. Владимир затеял там драку и должен был заплатить за разбитую посуду и сломанную мебель.Через несколько часов Высоцкий пришел в номер Людмилы с гитарой и бутылкой коньяка: «На сдачу дали».

Всю ночь он пел Абрамовой песни - свои и чужие, - а под утро неожиданно предложил выйти за него замуж. Людмила согласилась. Спустя год у них родился сын Аркадий, а еще через два года - Никита.

Владимир знал, что его голос действует на женщин безотказно. Сценарист Эдуард Володарский вспоминал: «Когда он начинал петь, все девки были его! С ним даже по бабам неинтересно было ходить. Только запоет - все его. Думаешь: а что ты здесь делаешь, дурак! Могучий голос, завораживающий намертво... В нем мужик сидел мощный...»

Владимир Высоцкий - начало актерской карьеры, театр

Однако в театре для этого «мощного мужика» долгое время просто не находилось ролей соответствующего накала и масштаба. Высоцкому приходилось играть Лешего в «Аленьком цветочке», каких-то эпизодических персонажей в спектакле с названием «Свиные хвостики». После окончания школы-студии МХАТ Владимир сменил не одно место работы.

Лишь в 1964 году, сразу после появления на свет второго сына, в творческой биографии Высоцкого появился Театр на Таганке. 19 сентября Высоцкий уже играл у Любимова роль Второго Бога в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Это было только начало - потом последовали роли Галилея, Гамлета, Хлопуши, Лопахина. Все они - даже Гамлет, которого до того момента было принято изображать бледным женоподобным юношей, - в исполнении Высоцкого были в первую очередь мужчинами. Как считал сам актер, «Шекспир написал мужчину. Время было жестокое, люди ели мясо с ножа, спали на шкурах».

Те, кто видел Высоцкого на сцене, не удивлялись тому, что он мог покорить почти любую понравившуюся ему женщину, - ведь он часами фактически гипнотизировал сотни зрителей.

Коллега Владимира Высоцкого по Театру на Таганке, вспоминала: «Он обладал удивительной энергией, которая, саккумулировавшись на образе, как луч сильного прожектора, била в зал. Это поле натяжения люди ощущали даже кожей. Я иногда специально заходила за его спину, чтобы не попадать под эту сокрушающую силу воздействия...»

Невысокий и худощавый Высоцкий на сцене преображался. Он казался великаном, сверхчеловеком. Несмотря на свой небольшой рост (около 170 сантиметров) и стройную фигуру, Высоцкий был отличным спортсменом и старался поддерживать хорошую физическую форму. Он любил произвести впечатление на девушек, поднимаясь на руках по лестнице или делая сальто. Высоцкий мог даже станцевать несколько па на вертикальной стене.

Елена Садовникова, работавшая в институте Склифосовского, рассказывала: «Сложен Володя был просто изумительно. Как врач, я многих людей перевидала, но такого ладного, красивого, сильного тела не было ни у кого».

Но физическая сила - это далеко не все. Гораздо важнее была сила внутренняя - ее ощущал каждый, кто видел Высоцкого в театре или на экране. Он не просто играл роли скалолазов, американских морских пехотинцев, геологов, следователей. Владимир Высоцкий проживал их жизни - и пел о них песни. Многие его произведения начинаются с местоимения «я» - и каждый раз это было другое «я».

В СССР долгое время мало кто знал настоящую биографию Высоцкого - каждый рассказывал свою легенду. Кто-то воевал вместе с ним, кто-то сидел в лагере, кто-то поднимался на Эльбрус. В любом городе можно было встретить человека, который в подробностях пересказывал обстоятельства своей встречи с Высоцким-зэком или Высоцким-дальнобойщиком и отказывался верить, что автор знаменитых песен - московский актер, любивший дорогие машины и красивые вещи.

Вот как описывала Владимира Высоцкого та же Алла Демидова: «Он купил себе коричневую куртку с меховыми вставками, синтетическими, и был так горд этим, и все время ходил к зеркалу и все время смотрел на себя... У него была любимая красная тенниска шелковая, которая обтягивала его бицепсы, грудь широкую. И обувь всегда была очень ладная, вычищенная, с хорошей подошвой. Эстетически это любил... Один раз он на каком-то нашем очередном юбилее неожиданно пришел в прекрасном синем блейзере, с золотыми пуговицами. Все застонали от неожиданности и восторга. Он на это и рассчитывал».

Однако Высоцкий никогда не был просто «пижоном». Когда у его последней жены, спросили, почему она не нашла себе мужа во Франции, та ответила: «Там - шарман, а здесь - мужик». Французская актриса русского происхождения, оказавшись в Москве, впервые увидела Высоцкого на репетиции «Пугачева»: «На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное».


Позже они с Высоцким оказались в одной компании в ресторане ВТО. «Наконец-то я вас встретил», - сказал он актрисе, а потом весь вечер объяснялся ей в любви. Марине долгое время казалось, что она не испытывает к Владимиру никаких чувств: симпатичный и талантливый молодой человек, не более того. Но вернувшись в Париж, услышала от мамы: «Да ты влюблена, моя девочка». И поняла, что это правда.

Через год Высоцкий расстался с Абрамовой. Начался долгий, изматывающий роман с Мариной Влади. Она приезжала в Советский Союз по туристическим путевкам, встречалась с Высоцким на квартирах друзей, ездила с ним на гастроли. Только 1970 году Влади наконец вышла за него замуж.

Зная, что Владимир не сможет жить за границей, Марина была сама готова навсегда переехать в СССР, забрав с собой детей от первого брака. Высоцкий тогда решил обзавестись собственным домом: «Решил купить себе дом. Тысяч за семь... Марина подала эту идею... Дом я уже нашел, со всеми удобствами, обыкновенная деревянная дача в прекрасном состоянии, обставим ее... У меня будет возможность там работать... Марина действует на меня успокаивающе...»

Владимир действительно начал строить дом - на территории дачного участка Эдуарда Володарского. Но закончен он был только весной 1980-го, незадолго до смерти поэта.

Высоцкому и Марине Влади приходилось жить то у друзей, то на съемных квартирах, то в гостиницах. Но привыкшая к роскошной жизни француженка не жаловалась на неустроенный быт. Встретив русского «мужика», Марина Влади, которую на самом деле звали Марина Владимировна Полякова-Байдарова, на поверку оказалась простой русской женщиной.

По воспоминаниям Людмилы Чурсиной, Марина, выйдя замуж за Высоцкого, «слегка располнела, платье на ней немножечко расползлось по швам, туфельки, наверное любимые, новизной не отличались, а волосы по-простому распущены. Но она была так естественна и прекрасно себя чувстовала!..»

Однажды на съемках, как рассказывала одна из знакомых Высоцкого, Владимир попросил Марину сходить за пивом: «Она повязала голову каким-то платочком, взяла самый обыкновенный бидончик и пошла в ближайшие бани, где торговали хорошим пивом».

К тому времени Высоцкий уже был серьезно болен. Все его попытки вылечиться от алкоголизма были безрезультатны. Владимир проходил через самые мучительные процедуры, включая «очищение крови», но через несколько недель или даже дней снова срывался в запой. Марина Влади писала: «...Твое состояние начинает наконец беспокоить собутыльников. Сначала им так приятно быть с тобой, слушать, как ты поешь... Но всегда наступает время, когда, наконец уставшие, протрезвевшие, они видят, что вся эта свистопляска оборачивается кошмаром. Ты становишься неуправляем, твоя удесятеренная водкой сила пугает их, ты уже не кричишь, а воешь». Марина однажды даже «зашилась» вместе с Высоцким, чтобы его поддержать.

Марина Влади была далеко не единственной женщиной, помогавшей поэту и опекавшей его. Сказать, что Высоцкий был обязан всем, чего добился, представительницам прекрасного пола, было бы, конечно, неправдой. Но женщины действительно всегда старались ему помочь.

Поклонницы Высоцкого, работавшие на киностудиях, рекомендовали актера на роли и «проталкивали» его песни в фильмы. Стюардессы уговаривали летчиков задерживать ради него рейсы. Телефонистки однажды в течение нескольких дней обзванивали все гостиницы Рима, чтобы разыскать для Высоцкого Марину Влади, которая была тогда в Италии на гастролях. Даже Галина Брежнева, дочь генерального секретаря, всегда старалась помочь ему, чем могла.

Американка Барбара Немчик, жена Валерия Янкловича, одного из друзей Владимира Высоцкого, вспоминала: «С женщинами он обращался гениально! Если это была молодая девушка, то Володя начинал к ней тактично «приставать», а если солидная женщина в возрасте, - говорил уже совершенно по-другому: очень вежливо и внимательно».

Высоцкий действительно умел ухаживать по-разному. Он часто любил изображать «приблатненного паренька из Подмосковья», настойчиво требуя внимания понравившейся женщины. Но однажды, увидев, как из подъезда выходит юная шестнадцатилетняя девушка в нарядном белом платье, которая, видимо, в первый раз пошла то ли на танцы, то ли на свидание, Владимир просто подошел, поцеловал ей руку и тихо сказал: «Как вы сегодня прекрасны».

А Фаина Раневская знала совсем другого Высоцкого. Одно время они вместе работали в театре. Подойдя однажды к доске объявлений,- Раневская увидела несколько десятков приказов, в которых Владимиру Высоцкому объявляли выговоры за различные нарушения дисциплины. «Кто же этот бедный мальчик?» - огорченно спросила актриса. Стоявший рядом невысокий стройный юноша тихо ответил: «Я». С тех пор Фаина Георгиевна взяла над Высоцким шефство и постоянно заступалась за него перед начальством.

Владимир Новиков, автор биографии Владимира Высоцкого, тем не менее утверждает, что на самом деле поэт обычно «предпочитал мужскую компанию женскому обществу». Утверждение, конечно, спорное. Однако женам Высоцкого действительно казалось, что друзья всегда были для него на первом месте. Ведь для настоящего мужчины дружба - это святое.

Правда, после смерти Высоцкого оказалось, что у него было несколько десятков «лучших друзей». Возможно, все эти люди действительно часто общались с ним, но нельзя забывать, что поэт, особенно в последние годы, был крайне неразборчив в знакомствах.

Он, конечно, дружил со своими коллегами - с Валерием Золотухиным, Всеволодом Абдуловым, Иваном Бортником, Олегом Далем. Но Высоцкого всегда притягивали люди с необычными биографиями - капитаны дальнего плавания, летчики-испытатели, альпинисты. Сильные, смелые - такие же, как он сам. Или, по крайней мере, каким хотел себя видеть сам Высоцкий.

На Большом Каретном его старшим другом, учителем и кумиром был Левон Кочарян. Лева, как его все называли, закончил юрфак, работал в МУРе, а потом стал режиссером на Мосфильме. Один из коллег Кочаряна рассказывал о Левоне: «Он был человеком незаурядных возможностей и колоссальной воли. Он умел все: чинить вещи и ломать препятствия, готовить изысканные кушанья и есть фужеры из стекла, ловить страшных бандитов и с особенно страшными дружить, вести ученые беседы и драться головой, быть нежным и внимательным к друзьям и беспощадно жестким с врагами».

Таким же другом, а возможно, в чем-то и учителем, стал позже для Высоцкого Вадим Туманов. Он был одним из немногих, с кем поэт мог дружить «на равных». На момент их встречи Туманов, когда-то служивший штурманом на Северном флоте, был золотоискателем. Восемь лет он провел в лагерях «за антисоветскую агитацию и пропаганду», которые заключались в увлечении Маяковским, и Вертинским - при обыске у него конфисковали несколько десятков пластинок.

Высоцкий видел в Вадиме Туманове человека, которому довелось пережить то, чего не было в судьбе самого поэта, и считал за честь называть себя его другом.

Возможно, алкоголь был для Высоцкого «пропуском» в ту жизнь, которой жили его друзья и кумиры, - полную приключений и опасностей. Для окружающих он был героем и суперменом, но самому поэту хотелось большего. А может быть, Высоцкий, постоянно находившийся в атмосфере запретов и цензуры, таким образом пытался дать выход своей энергии, своим страстям. Ничего другого ему уже не оставалось: И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой, -И я немел от боли и бессилья, И лишь шептал: «Спасибо, что - живой».

Постепенно Высоцкий превращался из алкоголика в наркомана. Впервые он попробовал наркотики в середине 70-х. Во время гастролей какая-то женщина рассказала ему, что ее муж выходит с их помощью из запоев. Высоцкий решил последовать этому примеру - и скоро не мог уже обходиться без укола ни дня. Благодаря своим связям он мог достать любой запрещенный препарат.

Многие, кто видел его на сцене в последние годы, говорили о его «стеклянных» глазах - Высоцкий уже не мог играть без «допинга». В 1977-м его увезли в больницу прямо со спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Роль Керенского за него доигрывал Золотухин. У Высоцкого обнаружили отек мозга. Печень и одна почка были разрушены. Врачи объявили, что при таком образе жизни его ждет смерть или умственная неполноценность.

Высоцкий как будто пытался ощутить вкус жизни, методично разрушая себя. В конце семидесятых, вспоминал Валерий Золотухин, Владимиру иногда казалось, что он видит свою жизнь со стороны - словно смотрит кино. Фильм про знаменитого актера, певца, собирающего стадионы, русского мужика, женившегося на французской киноактрисе и путешествующего по всему миру.

Даже голливудские звезды не могли устоять перед его обаянием. Лайза Минелли и Натали Вуд на одной из вечеринок как завороженные слушали песни Высоцкого, сидя у его ног. Марина Влади ревновала: «Лиза Минелли, с ее огромными, во все лицо глазами и накладными ресницами, бросает на тебя плотоядный взгляд».

Конечно, с поездками за границу все было не так уж просто, но благодаря жене-француженке Высоцкий все-таки стал «выездным». Теперь он мог ходить вместе с Михаилом Шемякиным по марсельским портовым кабакам, мог купить себе в Германии «мерседес». Однако оставаться за границей Владимир не собирался. Там он был никому не нужен. Высоцкий был не просто Настоящим Мужчиной - он был Настоящим Русским Мужчиной. Пусть у него выходили пластинки во Франции, пусть даже сам признавал: «Он лучше меня. Он не поет -он выблевывает». Все равно самим собой Высоцкий был лишь на родине.

Владимир Высоцкий - уход из жизни, смерть

Но жить в Советском Союзе он тоже был больше не в состоянии. Властям не нужны были герои. Высоцкого начали медленно и методично убивать. Да и сам поэт, казалось, изо всех сил приближал свой конец - алкоголем, наркотиками, бешеным ритмом жизни, когда он спал по три-четыре часа в сутки. То, что он дожил до сорока двух лет, уже было чудом.

Смерть наступила рано утром 25 июля 1980 года. Официальный диагноз - инфаркт миокарда. Изношенный организм в конце концов отказал. В последние дни перед смертью он почти не вставал с кровати и кричал от боли. Но все равно отказывался ложиться в больницу. Говорил, что 27 июля ему надо играть «Гамлета», а 29-го - лететь в Париж к Марине Влади. Хотя все, кто видел тогда Высоцкого, вспоминают, что он постоянно говорил о скорой смерти. Возможно, он просто не хотел больше жить, не хотел, чтобы его спасали.

Никаких объявлений по радио и телевидению в тот день, конечно, не было, но к вечеру о смерти Высоцкого уже знала вся Москва. 28 июля тысячи людей потянулись на Таганку. В театре прощались с Владимиром Высоцким - поэтом, певцом, музыкантом, актером. Героем, который считал, что «опоздал родиться», но все-таки погиб на войне - на своей собственной необъявленной войне.