Депрессивные аватарки для контакта. Депрессия что это такое? Обзор картинках. Депрессия фотографии, картинки, изображения и сток

Вопреки тому, что наименование жанра в переводе с французского означает «мертвая природа». Почему же в устах голландцев композиции из неодушевленных предметов, колоритно выведенные на холсты, обозначали жизнь? Да, изображения эти были столь ярки, достоверны и выразительны, что даже самые неискушенные ценители восхищались реалистичностью, осязаемостью деталей. Но дело не только в этом.

Голландский натюрморт - это попытка рассказать о том, насколько живо и тесно каждый предмет, каждая частичка этого мира вплетена в сложный мир человека и участвует в нем. Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка… И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы.

Темы и живописные образы

Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем. Одни живописцы объединились в пристрастии к цветам и фруктам, другие специализировались на грубоватом правдоподобии кусков мяса и рыбы, третьи любовно творили на холстах кухонную утварь, а четвертые посвятили себя теме науки и искусства.

Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Предметы имеют строго определенное место и значение. Яблоко в центре изображения повествует о грехопадении первого человека, покрывающая его виноградная гроздь рассказывает об искупительной жертве Христа. Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы - о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление. В такой манере пишет Балтазар Аст.

Художники нового поколения предложили уже несколько иной голландский натюрморт. Живопись «дышит» неуловимой прелестью, таящейся в обычных вещах. Наполовину наполненный бокал, рассыпанные по столу предметы сервировки, плоды, разрезанный пирог - достоверность деталей великолепно передают цвет, свет, тени, блики и отражения, убедительно связанные с фактурой ткани, серебра, стекла и еды. Таковы полотна Питера Класа Хеды.

К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин, изысканно разложенные на блюде плоды. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Становится необычайно распространенным голландский запечатленные рукой мастера, говорят особым, чувственным, языком и сообщают живописному произведению гармонию и ритм. Линии, переплетения и оттенки стеблей, бутонов, раскрытых соцветий, присутствующих в натюрморте, словно создают сложную симфонию, заставляющую зрителя не только любоваться, но и взволнованно переживать непостижимую красоту мира.

Питер Клас. Натюрморт с бокалом для вина и серебряной чашей. 1630-е гг.

Вы получили образование, но работаете ли вы по профессии? Ваше первое место работы – оно же последнее? Вы женаты на вашей первой любви? Живете в том же городе, что и родились? В доме, доставшемся вам по наследству? Едите из того же фамильного сервиза, что и ваши родители? Пьете вино из того же старинного бокала?

Современный человек на все эти вопросы ответит – нет. Голландец XVII века – да. Они не были так склонны к переменам, как мы. Они были оседлы, верны корням, брачным обязательствам и делу, они долбили в одну точку. Можно ли себе представить, чтобы современный художник всё писал и писал одну и ту же тему, один и тот же сюжет, на протяжении лет, десятилетий, всей жизни! Человек из XVII века – мог. Входить в одну и ту же реку сотни раз. Добиваясь потрясающих результатов.


Питер Клас. Натюрморт с черепом. 1628 г.

Два знаменитых современника, почетных жителя города Хаарлема, Питер Клас и Виллем Клас Хеда, на протяжении всей жизни писали не то что одинаковые натюрморты, они писали… один и тот же бокал для вина! А у Хеда, к тому же, был сын, тоже художник, и он, как вы уже догадались, тоже был неравнодушен к этому бокалу. Потрясающе, не правда ли? Это какое-то совершенно другое восприятие времени и наполнения собственной жизни.


Виллем Клас Хеда. 1631 г.

Интересно, как это у них происходило? Вот написал 30-летний Клас свой бокал. Проходит два года, он говорит себе – а не написать ли мне мой бокал ещё раз? И так каждые несколько лет! Бокал справа, бокал слева, бокал стоит, бокал лежит. Бокал в компании с дичью, в компании с рыбой. С пирогом, с фруктами, с черепом… Может, это психическое заболевание, распространенное в 17 веке? Эдакая навязчивость. И сегодня человечество излечилось… Или, наоборот, это мы настолько больны, что не можем ни на чем серьезно сосредоточиться…

Итак, голландский натюрморт, приключения одного бокала, любуйтесь, краше этих сдержанных, почти монохромных шедевров, трудно что-либо отыскать в истории живописи.


Виллем Клас Хеда. 1632 г.


Виллем Клас Хеда. 1632 г.


Питер Клас. Натюрморт с устрицами. 1633 г.


Виллем Клас Хеда. 1634 г.


Виллем Клас Хеда. 1634 г.


Виллем Клас Хеда. 1635 г.


Виллем Клас Хеда. 1643 г.



Геррит Виллемс Хеда (сын). 1645 г.



Питер Клас. 1647 г.



Виллем Клас Хеда. 1648 г.



Виллем Клас Хеда. 1650-е гг.





Виллем Клас Хеда. 1657 г.



Питер Клас. 1660 г.

Виллем Клас Хедда. Натюрморт с пирогом, 1627

«Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин – «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Первые «stilleven» были сюжетно просты, но уже тогда изображенные на них предметы несли и смысловую нагрузку: хлеб, бокал вина, рыба – символы Христа, нож – символ жертвы, лимон – символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении.

Постепенно символический язык картины обогащался.

Францискус Гейсбрехтс, XVII в.

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп - напоминание о неизбежности смерти.

Гнилые фрукты - символ старения.

Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.

Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) - символ возрождения и круговорота жизни.

Морские раковины, иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность.

Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.

Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь».

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

Бейерен. Натюрморт с омаром, 1667

Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть.

Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту.

Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности.

Бутылка - символ греха пьянства.

Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности.

Песочные и механические часы - быстротечность времени.

Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо - символ наук.Глобус, как земли, так и звездного неба.

Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.

Письма символизируют человеческие отношения.

Медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Ключи - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.

Жак Андре Жозеф Авед. Около 1670 года.

Книга - трагедия Софокла «Электра» - в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно - не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти.

Меч и шлем - эмблема преходящей воинской славы.

Белый с красным плюмаж - композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.

Портрет сангиной. В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.

Золотая бахрома - тщета роскоши.

Череп - в античной культуре атрибут Кроноса (Сатурна), то есть символ времени. Колесо Фортуны также изображали с черепом. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама. Колос, обвивающий череп, - символ бессмертия души («Я есмь хлеб жизни» - Ин. 6:48), надежды на жизнь вечную.

Стопка ветхих бумаг - тщета знаний.

Пороховой рог на цепочке - очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия

Адриан ван Утрехт."Vanitas". 1642.

ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;

крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;

осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;

увядший цветок - намек на исчезновение чувства;

ирисы - знак Богородицы;

белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;

красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;

красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;

белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;

голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;

чертополох - символ зла;

гвоздика - символ пролитой крови Христа;

мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;

анемон – помощь в болезни;

тюльпаны - символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;белый тюльпан – ложная любовь,красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).

Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным.Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей.

Голландский натюрморт имел несколько направлений, например большой популярностью пользовались изображения дичи и битой птицы это относилось к категории « Охотничьи трофеи» , сейчас мне кажется эти натюрморты на « любителя» не сильно приятно смотреть на туши животных, но в 17 веке к этому проще относились.

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Еще одно направление голландского натюрморта это « Завтрак» и « Десерты» , изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это « Цветы и Фрукты» , которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Натюрморт с фруктами»

Голландский натюрморт имел символичное значение, это было не просто изображение продуктов, цветов и т.п.основная мысль которая была свойственна голландскому натюрморту того времени-быстротечность всего земного и неизбежность смерти. При помощи символичных предметов таких как:часы, увядающие розы, свеча художники говорили о том, что ничто не вечно в этом мире.Кроме того, некоторые предметы указывали на привычки осуждаемые моралью, такие как курительная трубка, либо на интригу при помощи письма, музыкальных инструментов и т.п.К сожалению, в современной живописи символика утрачена и даже специалисты в живописи не могут объяснить значение всех символов голландской живописи 17 века.А в те далекие времена голландцы вечерами собирались в доме владельца натюрморта рассматривали его и обсуждали что значит тот или иной символ: увядший лавровый венок -быстротечность славы, монеты-тщеславие и т.п.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время.Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т.п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники.Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т.п.

Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов.Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным.Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные.Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью.Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета.

Одни из самых красивых голландских натюрмортов Яна Давидса де Хема.

Питер Класс «Завтрак с ветчиной» 1647 г

Специалисты утверждают, что каждый натюрморт несет свой скрытый смысл, который был понятен современникам. А мы можем только догадываться о том, что и кому хотел сказать художник.

Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты», включает, как правило, и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» - это, прежде всего, охотничьи трофеи - битая птица и дичь. «Завтраки» и «Десерты», а также изображения рыбы - живой и уснувшей, разнообразных птиц – лишь часть наиболее известных тем натюрмортов.

В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами «живой» и «мертвой» натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю XVII века.

Так, сочетание отдельных предметов могло служить намеком на бренность земного существования: увядающие розы, курильница, свеча, часы; или связывалось с осуждающимися моралью привычками: лучины, курительные трубки; или указывало на любовную интригу; письмо, музыкальные инструменты, жаровня. Нет никакого сомнения, что значение этих композиций значительно шире их символического содержания.

Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира.

В отличие от фламандцев, предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. Натюрморт («Stilleven» - что по-голландски означает - «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.

Голландский натюрморт 17 века

Питер Класс «Трубка и жаровня» 1636 г

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»

Балтазар ван дер Аст «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Мелхиор де Хондекутер «Птицы в парке»

Бартоломеус ван дер Хелс «Новый рынок в Амстердаме» 1666 г

Виллем клас Хедп «Завтрак с крабом» 1648 г

Фердинанд Бол «Битая дичь»

Абрахам Миньон «Плоды»

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Иоханнес Леманс «Охотничий натюрморт»

Мартен Буллема де Стомме. «Натюрморт с кубком-наутилусом»

Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». 1656

Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном вазоне». 1606/07 гг.

Амброзиус Боссхарт Старший. «Букет цветов в нише». 1618 г

Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622 г.

Ханс Боллонгиер. «Цветочный натюрморт». 1639 г.

Николас Гиллис. «Накрытый стол». 1611 г.

Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615 г.

Якоб ван Хюльсдонк. «Натюрморт с артишоками, редисом, спаржей, сливами и персиками в корзине». 1608-1647 гг.

Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611

Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом». 1645 г.

Питер Клас. «Натюрморт с солонкой». Ок. 1644

Геррит Виллемс Хеда. «Натюрморт с глиняным кувшином»

Флорис Герритс ван Схотен. «Натюрморт с фруктами, овощами и сценой ужина в Эммаусе». 1630

Корнелис Делфф. «Кухонный натюрморт». 1610-1620