Забытый чемпион — марсель сердан и его биография. Марсель сердан и эдит пиаф

Это была потрясающая любовь французского спортсмена, чье имя занесено в Зал славы боксеров в Лондоне, и непревзойденной певицы, о которой один из ее многочисленных любовников восторженно сказал: «Жизнь прекрасна! И ты прекрасна, как жизнь!»

Эдит Пиаф пережила Первую и Вторую мировые войны, четыре автомобильные катастрофы, три гепатические комы, семь хирургических операций, несколько попыток самоубийства, два приступа белой горячки, четыре курса дезинтоксикации, один курс лечения сном, две бронхопневмонии и один отек легкого. Она сводила с ума толпы мужчин, легко и регулярно влюблялась и бросала любовников. «От мужчины надо уйти до того, как он подумает, не уйти ли ему», — обычно говорила звезда своим подругам. Так было, пока она по-настоящему не полюбила доброго, искреннего, обаятельного Марселя Сердана, в котором нашла то, что искала всю жизнь, — силу, нежность, заботу и страсть. Влюбленные то шумно ссорились, то радостно мирились. И кто знает, как бы сложилась судьба у этой пары, если бы не авиакатастрофа...

Знаменитая певица родилась холодной декабрьской ночью 1915 года в трущобах парижского рабочего района Бельвиль в бедной семье уличных акробатов-циркачей. Отец, Луи Гасьон, сразу после рождения дочери уехал на фронт, а мать, Анетт Майар, отдала двухмесячную Эдит на воспитание дедушке с бабушкой и скрылась. Через два года, приехав с фронта в отпуск, Луи Гасьон отвез маленькую дочку к другой бабушке — своей матери, работающей кухаркой в публичном доме.

Когда Эдит стала внезапно слепнуть (выяснилось, что в первые же месяцы жизни у девочки начала развиваться катаракта), весь персонал этого заведения отправился к мессе, чтобы вымолить у Бога ее выздоровление. Бог сжалился: по одной из версий, венеролог, который пользовал в борделе «курочек», вылечил и слепоту девочки!

Тем временем закончилась Первая мировая война, с фронта вернулся Луи Гасьон, а Эдит минуло пять лет. Она стала работать на улице вместе с отцом. Он демонстрировал публике акробатические номера, а Эдит пела и собирала деньги. В 14 лет она ушла от отца, у которого появилась очередная жена, и начала выступать на улице со сводной сестрой Симоной. Денег им едва хватало на оплату комнаты в захудалой гостинице, кое-какую одежду и вино.

В 16-летнем возрасте у Эдит Гасьон появился первый любовник — Луи Дюпон, развозивший на велосипеде продукты. Родившуюся дочку они назвали Марсель, но через два года девочка заболела и умерла. (Больше у певицы никогда не было детей, несмотря на то, что ей этого отчаянно хотелось.) Чтобы добыть нужные для погребения крошки десять франков, Эдит вышла на панель.

В 1935 году хозяин кабаре «Джернис» Луи Лепле услышал необычайного тембра голос уличной певицы, исполнявшей песенку про воробья, и пригласил ее выступать в своем заведении. Он прозвал ее Пиаф («воробышек»), и этот псевдоним остался с ней навечно. (Надо сказать, что Эдит была ростом всего 147 см.)

Звезда на всю жизнь сохранила светлую память о «папаше Лепле», который повел ее к славе. (И был, пожалуй» единственным антрепренером, с которым она не побывала в постели.) Впрочем, от славы до скандальной известности, как это нередко бывает, один шаг. Луи Лепле, по слухам, был геем и его потом убили, возможно, из-за финансовых махинаций, и, скорее всего, те молодые люди, с которыми его познакомила будущая звезда. И хотя никаких обвинений в соучастии ей предъявлено не было, певица кабаре на несколько лет вынуждена была уехать из столицы Франции в провинцию, где пела за гроши в бистро и кинотеатрах.

Но маховик ее известности уже раскручивался, и вот Пиаф предстала перед искушенной публикой на сцене самого прославленного парижского мюзик-холла «АБЦ». Первый же концерт сделал Эдит столичной знаменитостью, ее имя появилось во всех газетах.

Восхождению певицы к славе способствовал ее очередной любовник Раймон Ассо — автор текстов для ее песен. Он обучил ее хорошим манерам, умению вести себя в обществе, со вкусом одеваться, подавать себя.

Вскоре Эдит въехала в собственный особняк в центре Парижа. Ее дом всегда был открыт для многочисленных друзей и любовников. Шампанское лилось рекой, но если бы кто-то спросил у звезды: «Сколько денег на вашем счету?», то вряд ли получил бы ответ. Она всегда жила по принципу: есть деньги — хорошо, нет — заработаю.

Во время Второй мировой войны певицу ориютил фешенебельный дом свиданий мадам Билли в Париже. Здесь, среди проституток, сутенеров, немецких офицеров и темных дельцов, Эдит провела годы гитлеровской оккупации, одурманивая себя алкоголем и наркотиками.

Верная себе, Пиаф бросалась от одного мужчины к другому, и чаще всего ее избранниками были простые люди, хотя встречались и знаменитости: Раймон Ассо, Жак Пиле, Ив Монтан. Но все они рано или поздно получали отставку. И вот-в конце 1946 года Пиаф в одном из ресторанов представили неоднократного чемпиона Франции и Европы по боксу, «марокканского бомбардира» Марселя Сердана.

Он родился в бедной семье 22 июля 1916 года в Касабланке (Марокко), куда отец переехал из Франции в поисках работы. В возрасте 17 лет парень победила своем первом турнире в Касабланке, где впоследствии поселился со своей женой Маринеттой и тремя сыновьями.

На любительском ринге боксер провел 107 боев, из них выиграл 103 (40 боев нокаутом и 62 досрочно). В 1934 году Сердан перешел в профессионалы и за 15 лет карьеры провел 116 боев, из которых выиграл 112. 64 поединка француз закончил досрочно, за что получил прозвище «бомбардир из Касабланки». Хотя, как утверждала пресса, Марсель никогда не стремился к нокауту и всегда отличался уважительным и гуманным отношением к своим соперникам, насколько это позволяла специфика бокса. В период с 1942 по 1944 год чемпион сражался против фашистов в рядах ВМФ Свободной Франции.

Хотя имя Сердана было хорошо известно в спортивных кругах, певица не придала значения этой мимолетной встрече. К тому же рядом с высоким и стройным брюнетом крохотная и хрупкая звезда выглядела еще меньше. Эдитуехала на гастроли в США, совершенно позабыв о новом знакомстве, но через некоторое время в ее нью-йоркской квартире зазвонил телефон. Приятно было встретить француза в Америке, и звезда согласилась поужинать с ним.

А на ее концерт боксер попал случайно. Просто было свободное время между тренировками, и ему стало интересно послушать Пиаф, о которой в те дни американские газеты писали как о «самой потрясающей певице». Уникальный, дрожащий как будто от волнения, варьирующий от самой высокой до самой низкой ноты голос француженки заворожил Марселя, и он решил познакомиться с ней поближе.

После прогулки по городу «бомбардир из Касабланки» привел звезду в первое попавшееся дешевое кафе, но затем вовремя исправил оплошность, и они поехали в самый шикарный французский ресторан Нью-Йорка. Романтический вечер пара завершила в постели певицы, затем их встречи стали регулярными, как за границей, так и во Франции. Чемпион смотрел на Пиаф с нескрываемым обожанием, что не могло не нравиться звезде. Он считал, что в таланте певицы есть что-то сверхъестественное: «Эдит, ведь ты всего треть от моего веса, я дуну на тебя, и ты рассыплешься! Но какой у тебя голос! В голове не укладывается!»

Возлюбленная светилась от счастья: ведь она обрела своего героя — громадного парня, обожающего ее, готового ради нее на все. По отзывам других любовников, Пиаф в постели была весьма холодна, а выкладывалась только в, песнях о любви. И вот Сердан разбудил в ней женщину. Кроме того, он стал первым мужчиной, который тратил на нее деньги, а не наоборот. Чемпион купил любовнице ее первое норковое манто, которое она с удовольствием носила. И дело было не в цене. Знаменитая певица могла купить десять таких манто. «Мне бы в жизни такое в голову не пришло, а он догадался», — рассказывала подругам счастливая Эдит. В ответ она задаривала Марселя дорогими костюмами, обувью из крокодиловой кожи, бриллиантовыми запонками и зажимами для галстуков.

Однако бросить Маринетту и трех сыновей боксер не мог, как не смог и скрыть свой роман. Журналисты обо всем узнали, и, чтобы в одночасье отделаться от их назойливого внимания, чемпион устроил пресс-конференцию, где, не дожидаясь вопросов, заявил, что Эдит — его любовница, и любовница только потому, что он женат. На следующий день после этой, наверное, самой короткой пресс-конференции о знаменитой паре не появилось в газетах ни слова. А певица получила невероятных размеров корзину с цветами и запиской: «От джентльменов. Женщине, которую любят больше всего на свете».

1948 год был для «бомбардира из Касабланки» годом как великолепных спортивных побед, так и досадных поражений. Сердан, например, после изматывающего боя с Раадиком не раз вспоминал предостережение Эдит: «Марсель, тебе нужно привыкнуть к мысли, что ты не всегда будешь уходить с ринга победителем». Менеджер чемпиона, Люсьен Рупп, об этих словах возмущенно сказал: «Пиаф, без сомнения, великая певица. Но в боксе она понимает столько же, сколько я в сольфеджио». Тогда Сердан чуть не поссорился с ним. Были у боксера и другие размолвки с Руппом из-за любовницы. Например, когда Марсель переселился в парижский дом Пиаф и, конечно, стал нарушать спортивный режим, и когда Эдит приехала в столицу Бельгии, где любимый проводил матч-реванш против Сирилла Деланнуа. Или 23 мая 1948 года, когда «бомбардир из Касабланки» пытался отстоять титул чемпиона Европы в среднем весе, но проиграл тому же Деланнуа, менее знаменитому, чем француз.

После этого газета «Франс-Диманш» опубликовала статью под названием «Пиаф приносит Сердану несчастье». Тон публикации, рассказывающей об этой паре, был весьма двусмысленным: «Сердан ежедневно видится с Пиаф. Она ходит на все его матчи. Он каждый вечер слушает, как она поет. Эдит привлекает Марселя в том смысле, что она разговаривает с ним о музыке, литературе, поэзии, что, в свою очередь, ново для него, опустившегося с небес на землю». Но название статьи призывало читать между строк.

Любовники с трудом перенесли такой удар. Жена боксера, Маринетта, прислала ему из Касабланки телеграмму: «Между нами все кончено, я подаю на развод». «Если ты уйдешь из дома, я тебе оторву голову», — ответил супруг. В письме жене он убеждал ее только в сердечной дружбе с Пиаф и не более. Любящая Маринетта сделала вид, что поверила словам Марселя.

Из Касабланки приезжал его брат, Антуан Сердан, и старался уговорить чемпиона оставить Пиаф, но боксер не захотел его слушать.

В конце лета 1948 года Марсель, вновь прилетев в США для проведения боя за звание чемпиона "мира, приступил к тренировкам в спортивном лагере в 160 км от Нью-Йорка. Здесь соблюдался строгий спортивный режим — как в еде, так и в общении с женщинами. За нарушение — дисквалификация.

Певица не выдержала разлуки и через три дня тоже оказалась в Америке — за две недели до начала своих гастролей в Канаде. Джо Риззо, шофер и мастер на все руки из команды Сердана, снял рядом со спортлагерем бунгало для «своей сестры» и тайком привез туда Эдит. Десять дней нелегально жила звезда в этом домике за закрытыми шторами, без горячей воды и света, питаясь чаем и бутербродами. По ночам она встречалась с возлюбленным, и они были счастливы. Затем также тайно Пиаф покинула убежище и отправилась на канадские гастроли, которые прошли блестяще.

21 сентября 1948 года 32-летний претендент Марсель Сердан выиграл бой за звание чемпиона мира по боксу в среднем весе у 35-летнего обладателя этого титула американца Энтони Залески, которого прозвали Тони Зейл, или, что звучит еще более внушительно, «стальной парень». Пиаф находилась среди зрителей «Рузвельт Стадиума». Нокаута не было, но когда прозвучал гонг к началу 12-го раунда, Тони Зейл не смог подняться со своего табурета в углу ринга. Несколько секунд ожидания — и рефери поднял вверх руку Марселя Сердана.

Говорят, певица от волнения порвала шляпу зрителя," сидевшего рядом, который потом подарил ее своей темпераментной соседке. Еще ходили слухи, что после празднования победы чемпион мира шел в нью-йоркскую квартиру певицы на Парк-авеню по ковру из лепестков роз, рассыпанных от лифта до двери Эдит.

В том же году Пиаф написала слова своей знаменитой песни «Гимн любви», адресованные любимому Марселю:

Если однажды жизнь оторвет тебя от меня,
Если ты умрешь, будучи далеко от меня,
Неважно, что ты меня любишь —
Потому что я тоже умру.

Мы будем в вечности вдвоем,
В бесконечной синеве,
Без проблем на небесах —
Бог соединяет любящих
навсегда.

Когда возлюбленный вновь уехал к жене и сыновьям в Касабланку, Эдит отдала себе отчет в том, что, какой бы притягательной она для него ни была, он все-таки женатый человек и отец семейства. Можно было бы даже сказать, что она смирилась с ролью «back-street» (той, которая появляется через черный ход).

И все же, несмотря на всю свою любовь, Эдит не соглашалась отказаться ради Марселя от привычной жизни. «Тренируйся, когда ты не со мной» — этой фразой она обрывала все его робкие попытки сопротивления, и вместо спортзала боксер оказывался с любовницей в очередном ночном клубе или в ресторане. А ведь «марокканскому бомбардиру» в июне 1949 года предстояло отстаивать свой чемпионский титул в бою с Джейком Л а Мотта...

Наэтот раз Марсель уступил ему первенство, проиграв бой в десятом раунде нокаутом (из-за травмы плеча). Газеты помещали убийственные статьи, мол, Сердана погубила его же любовница. Пиаф всегда болезненно воспринимала критику и теперь чуть было не отчаялась. Затем она решила, что все несчастья приносит ее собственный дом. А раз так, значит, надо избавиться от него. И «великая Эдит» купила новый особняк в Булони за 19 млн старых франков. Из огромной гостиной она планировала сделать спортивный зал для своего любимого Марселя.

Удачная покупка успокоила певицу, и она опять уехала с концертами в Америку, а Сердан тем временем объезжал Францию с благотворительными матчами, средства от которых шли в пользу бывших боксеров. Вернувшись в столицу, «марокканский бомбардир» заказал билет на пароход до Нью-Йорка, где вскоре ему предстояло провести матч-реванш за чемпионское звание.

Изнывая от разлуки, Пиаф позвонила любимому в Париж: «Марсель, ради бога, скорей прилетай самолетом! Я не могу без тебя!» — «Хорошо, дорогая, завтра я вылечу. Я тебя люблю».

27 октября 1949 года боксер отправился в США, но в районе Азорских островов самолет потерпел катастрофу. Все пассажиры и экипаж погибли.

Эдит стояла за кулисами нью-йоркского зала «Версаль», готовясь к выступлению. В это время ей передали, что авиалайнер, которым летел ее любимый, разбился и Марсель был среди погибших пассажиров. Его труп опознали по часам. «Марокканский бомбардир» имел привычку носить их сразу на обеих руках.

Никто не думал, что «великая Пиаф» сможет петь после такого известия. Но она нашла в себе силы, вышла на сцену и глухим, дрожащим от волнения и слез голосом произнесла: «Я буду петь в честь Марселя Сердана. Только ради него». И запела свой знаменитый «Гимн любви», адресованный любимому: «Если однажды жизнь оторвет тебя от меня...» И пела так, что зал обезумел, а ее, без чувств, унесли со сцены.

Позже певица в память о своем возлюбленном написала песню «Красивая история любви».

Я пытаюсь тебя забыть,
Но это выше моих сил.
Моя душа рвется на части,
Но я принадлежу лишь тебе.

Никогда больше примадонна не была влюблена в мужчину, которого бы считала равным себе.

Режиссер Клод Лелюш снял фильм «Эдит и Марсель», в котором роль Сердана сыграл старший сын «маррокан-ского бомбардира», тоже Марсель и тоже боксер-профессионал. Однако, в отличие от отца, на профессиональном ринге он не заработал себе ни славы, ни состояния.

Пиаф считала себя виновницей гибели возлюбленного, у нее началась депрессия, и певица стала искать спасения от тоски в алкоголе. Часто Эдит выходила на улицу, одевшись по-нищенски, пела, как в юности, и радовалась, как ребенок, что ее никто не узнает. Домой она возвращалась пьяная и в сопровождении мужчин, имен которых к утру не помнила.

Тоска по Марселю, казалось, убила в ней все хорошее, но однажды Пиаф написала письмо Маринетте Сердан, по-прежнему жившей с сыновьями в Марокко. Эдит привезла их к себе в гости, и дети Марселя были буквально очарованы «тетей Зизи». Человек, некогда разделявший этих двух женщин, теперь соединил их, и общие слезы сделали их подругами. Маринётта с сыновьями вернулась домой, но дружба вдовы и любовницы продолжалась еще долгое время.

В 1952 году великая Пиаф вышла замуж за Жака Пиль-са, но через некоторое время они развелись. Ее здоровье резко ухудшалось от алкоголя и наркотиков. Дело в том, что через несколько лет после гибели любимого Эдит Пиаф попала в автомобильную катастрофу, сломала руку и два ребра. Эти травмы не представляли угрозы для жизни, но причиняли сильную боль. Чтобы снять ее, певице кололи морфий. Она выздоровела, вернулась на сцену, боли прошли, но теперь Пиаф начал мучить артрит. Так наркотики стали ее верными спутниками и постепенно лишали певицу рассудка. Однажды она даже попыталась §ыброситься из окна, и только присутствие ее подруги Маргерит Моно спасло ее от рокового шага.

Знаменитая певица вылечилась от наркозависимости, но избавиться от алкоголизма и депрессии не смогла. В довершение ко всему врачи пооставили страшный диагноз — рак. Несколько лет перед смертью Эдит тяжело болела.

Но, несмотря ни на что, в перерывах между больницами она выходила на сцену даже тогда, когда не могла разжать скованных артритом рук, и не уходила с нее даже в полуобморочном состоянии.

И в это время в 47-летнюю звезду влюбился 27-летний парикмахер, грек по происхождению, Теофанис Ламбукас, и певица ответила взаимностью. Венчание и свадьба состоялись 9 октября 1962 года. Окрыленная счастьем Эдит дала концерт в парижском зале «Олимпия». Песни звучали так, как будто бы она находилась в своей лучшей форме!

Последний раз великой Пиаф было суждено спеть спустя полгода после свадьбы, в марте 1963 года. Она исполняла «Гимн любви», «Свадьба», «Милорд», «Я ни о чем не жалею», куплеты «Завтра настанет день» из музыкальной комедии «Маленькая Лилли» и другие песни. В апреле примадонну вновь поместили в больницу с диагнозом «отек легкого». Болезнь отягощалась двухнедельным приступом безумия, во время которого Эдит рвалась к своему любимому Сердану Марселю, не узнавая никого. Из клиники Теофанис увез 48-летнюю певицу в инвалидном кресле, и выглядела она лет на 20 старше.

Несмотря на то что врачи скрывали от пациентки правду, она догадывалась о близкой смерти. Перед кончиной великая Пиаф, памятуя о трагической гибели Сердана Марселя, попросила мужа дать клятву не летать самолетом. 11 октября 1963 года она умерла от рака.

Архиепископ Парижский не позволил отпевать по ней заупокойную мессу, посчитав, что певица вела грешную жизнь. Но на траурную церемонию на кладбище Пер-Ла-шез прорвалось около 40 тысяч поклонников ее таланта. Как вспоминал впоследствии Шарль Азнавур, единственный день в послевоенной истории Парижа, когда транспорт в городе полностью остановился, был днем похорон женщины, всю жизнь ждавшей свою большую любовь, — Эдит Пиаф.

Как-то она призналась журналистам: «По-настоящему я любила только Марселя Сердана. И всю свою жизнь ждала только Теофаниса Ламбукаса».

Тео сдержал обещание не летать самолетами. Он начал карьеру певца и погиб в автомобильной катастрофе через семь лет после смерти своей легендарной жены. Его похоронили в том же склепе, что и неподражаемую Эдит.

Песни, посвященные Марселю Сердану — «Гимн любви» и «Красивая история любви», — до сих пор пользуются популярностью у почитателей таланта великой Эдит Пиаф. Они напоминают о красивом, хотя и недолгом романе двух любящих сердец.

Эдит Пиаф и Марсель Сердан

Эта маленькая женщина, чье прозвище-псевдоним переводится с парижского арго как «воробей», имела такое большое сердце и такой потрясающий голос, что непонятно было, как и то, и другое помещались в ее худеньком теле!

Жажда жизни Пиаф просто поражала: она пережила четыре автомобильные катастрофы, семь операций, три гепатические комы и два приступа белой горячки, не говоря уже о таких «мелочах», как две мировые войны и несколько попыток самоубийства.

Когда вы в очередной раз захотите пожаловаться на тяжелую жизнь – вспомните Эдит! С самого детства на девочку градом сыпались испытания, да и было ли у нее это самое детство?

Пиаф была дочерью актрисы, которая не оставила по себе никаких следов в истории искусства. Зато она подбросила ребенка собственной матери, потому как новорожденная Эдит Джованна Гассион была ей совершенно не нужна. Так, буквально с самого дня рождения 19 декабря 1915 года и начались странствия малышки Эдит по свету.

Бабушке было не до орущего младенца, и она вместо молока давала малышке, чтобы та хоть немного угомонилась, бутылку с… разбавленным вином! Только через два года отец Эдит, отправившийся добровольцем на фронт, узнал, что жена бросила и его, и ребенка. К счастью Эдит, он приезжает и забирает ее у матери жены. Однако и ему девать ребенка некуда. Солдат пристраивает девочку к другой бабушке – к своей собственной матери. Та, ни много ни мало, содержит публичный дом! Но несмышленышу там были рады: девицы легкого поведения, лишенные радостей материнства, с удовольствием возились с ребенком.

В поведении маленькой Эдит были замечены некоторые странности, и оказалось, что в результате перенесенной еще в младенчестве инфекционной болезни и жуткой грязи, в которой она жила у своей первой бабушки, девочка почти полностью ослепла. Эдит показывали врачам, но тщетно. Прогнозы были самыми неутешительными – кроха стремительно теряла и ту малую толику зрения, которую имела.

Бабушка и все девицы ее заведения отправились вместе с Эдит к алтарю святой Терезы в Лизье и… вымолили у нее исцеление для малышки! С тех самых пор Эдит никогда не расставалась с образами святой, молилась она также и младенцу Иисусу и его святой матери. Сама Эдит признавалась, что много раз бывала на грани отчаяния, но всякий раз ее спасала вера.

Учеба в школе у Эдит не задалась. Одноклассники и их родители ее травили – она ведь жила в публичном доме! В конце концов не выдерживает не сама Эдит – терпение лопается у ее отца. Он забирает дочь в Париж. У него новая семья, но именно Эдит помогает им выжить в непростых послевоенных условиях. Она поет на улицах – маленький воробышек на мостовых огромного города.

Однако пение Эдит было далеко не чириканьем – у нее был мощный голос, а тембр его был таков, что, лишь единожды его услыхав, людям хотелось слушать песни Эдит вновь и вновь. Девушку приглашают петь в кабаре «Жернис», и не где-нибудь, а на Елисейских полях! Далее эта маленькая и гордая птичка будет подниматься все выше и выше – к самым вершинам славы.

Не стоит думать, что, как только Эдит вышла на сцену, ее испытания закончились. Нет, судьба, наделив ее огромным талантом, будет наносить ей удар за ударом. Но она будет крепко стоять на ногах и даже выдержит самое страшное потрясение в своей жизни. Пиаф была бойцом – так же, как и ее великая любовь, боксер Марсель Сердан.

Она всю жизнь тянулась к теплу других людей – наверное, искала то, что ей недодали. Она не знала ласки у материнской груди, но в ее жизни, кроме холода, нищеты и обмана, которыми щедро делилась с ней судьба, были и прекрасные моменты любви. Ее единственную маленькую дочь, умершую во время эпидемии «испанки», звали Марселла. И имя ее великой любви также было Марсель – Марсель Сердан.

Он боксировал так же блестяще, как она пела. Сердан был чемпионом мира в среднем весе. Он носил Эдит на руках в прямом и в переносном смысле. Да, у него жена и трое детей, но только после встречи с Эдит Марсель понял, что такое настоящая страсть и всепоглощающая любовь. Эдит была далеко не красавицей, однако от нее исходила такая мощная энергетика, что боксер буквально потерял голову.

Он не бросил жену и детей, но, помогая им материально, мотаясь по турнирам по всему земному шару, он тосковал по своей маленькой птичке, по Эдит. Все свое свободное время Сердан проводил с любимой. Он помогал ей собирать вещи, когда Эдит уезжала на гастроли, он делал ей, уставшей после концерта, массаж, он с восторгом выбирал для любимой подарки… А газетчикам, преследовавшим эту необычную пару, Сердан как-то ответил: «Хотите знать, люблю ли я Эдит Пиаф? Да, люблю! Да, она моя любовница, только потому, что я женат».

После такого смелого заявления ни одна газета не вышла с очередной сплетней об их отношениях, а сама Эдит получила необычный, но трогательный подарок – огромный букет с пришпиленной к нему запиской: «От джентльменов – женщине, которую любят больше всего на свете!»

Однако именно то, что их связывало, и стало причиной гибели их любви. Они хотели каждую свободную минуту проводить вместе, но с гастрольным графиком Эдит и выступлениями Марселя на боксерском ринге это было весьма и весьма непросто. Выкроив в очередной раз несколько дней, чтобы побыть с любимой, Марсель едет к ней. Но она считает не дни, а минуты – именно Эдит настояла на том, чтобы он летел, а не ехал… Самолет с Серданом на борту разбился. Тело боксера опознали только по часам, подарку обожаемой им женщины – эти часы он носил на обеих руках…

Эдит узнала о гибели Марселя утром. Это был удар, который она, казалось, не в силах была перенести. У нее внутри все окаменело. Вечером ее ждал концерт, но идти она не могла. Ее вынесли на сцену на руках. Однако она сумела спеть только одну песню – «Гимн любви», посвященный Марселю. Потом горло перехватило и она без сознания упала на подмостки.

Ей кололи морфий – настолько сильна была душевная боль. Эдит не хочет никого видеть и запирается в своем доме, не допуская к себе даже самых близких. Однако гибели Марселя року, преследовавшему Пиаф всю жизнь, явно мало: певица два раза подряд попадает в страшные автомобильные аварии. У нее сломаны кости, ей снова колют все тот же проклятый морфий, после которого многие на всю жизнь становятся неизлечимыми наркоманами. Эдит мало-помалу возвращается к жизни – боль телесная помогает превозмочь боль душевную. И наркоманкой она тоже не становится: совершив буквально невозможное, Пиаф перестает делать себе инъекции, убивающие ее как личность.

Она еще будет петь и переживет еще одну любовь – тихую и умиротворяющую, совсем не похожую на ту испепеляющую страсть, которая была у нее с Марселем. Будет ли это новое чувство в самом деле любовью или только тенью ее великой любви? Она примет ее в то время, когда уже будет неизлечимо больна. Она умрет на руках своего мужа, греческого актера Димитриса Харона, любившего ее, перегоревшую и умирающую, старше его на много лет, так же сильно и ярко, как она в свое время Марселя…

Эдит скончалась 10 октября 1963 года. Ей было всего сорок семь – возраст расцвета голоса, зрелости и переоценки чувств… Она умерла, но ее волшебный голос до сих пор продолжает звучать – голос, услыхав который однажды, вы будете стремиться слушать его вновь и вновь…

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Зачем нужна любовь? Две любви Эдит Пиаф «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому что я любила прежде всего ее, жизнь. Мне бы хотелось, чтобы сказали обо мне, как о Марии Магдалине: ей многое простится, ибо она много

Из книги Разговоры с Раневской автора

Поет Эдит Пиаф - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Всегда готов! - салютовал я.- Она не только пионерские вирши пишет.- Рад стараться, ваше высокородие!- Ну и глупо! Не понимаю, что вызывает в вас такой приступ слабоумия?- Самое короткое в мире

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Пиаф Эдит Настоящее имя - Эдит Джованна Гассион (род. в 1915 г. - ум. в 1963 г.)Великая французская эстрадная певица, гордость Франции, символ ее культуры, явление мирового музыкального искусства.Главной темой песен Пиаф была любовь. Трагическая, изломанная, несчастная,

Из книги «Воробышек» на балу удачи (сборник) автора Берто Симона

Эдит Пиаф, Марсель Блистэн, Симона Берто «Воробышек» на балу

Из книги Фаина Раневская. Фуфа Великолепная, или с юмором по жизни автора Скороходов Глеб Анатольевич

Эдит Пиаф. На балу удачи

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

ЭДИТ ПИАФ - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей. Муха села на

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Множество связейЭди?т Пиа?ф (Эди?т Джова?нна Гассио?н) (1915–1963) – французская певица и актриса.Она родилась под светом уличного фонаря на парижской улице, где жандарм помогал во время родов ее матери. Ее родители были алкоголиками, развелись и оставили ее на

Из книги Сильные женщины [От княгини Ольги до Маргарет Тэтчер] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф. Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Мои королевы: Раневская, Зелёная, Пельтцер автора Скороходов Глеб Анатольевич

Эдит Пиаф ЛЮБОВЬ ПАРИЖСКИХ УЛИЦВ октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Поет Эдит Пиаф – Наталью Кончаловскую знаете? – спросила Ф. Г.– Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей.– Муха села

Из книги Эдит Пиаф автора Надеждин Николай Яковлевич

Эдит Пиаф Эди?т Пиа?ф, настоящее имя которой Эдит Джованна Гасион, родилась девятнадцатого декабря 1915 года в Париже, а умерла в Грасе десятого октября 1963 года. Эдит Пиаф являлась французской певицей и актрисой, получившей всемирное признание и популярность, благодаря

Из книги Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто автора Брийяр Жан-Доминик

30. Великая Эдит Пиаф Не имея, по сути, никакого образования и не владея музыкальной грамотой, Пиаф пела и чужие песни, и сочиняла сама. Одним из поэтов, которых она полюбила сразу и безоговорочно, стал Раймон Ассо. Его стихи отлично укладывались на музыку, которую так любила

Из книги автора

32. Состоятельная Эдит Пиаф Во время того концерта на Больших бульварах Эдит пела песни, которые специально для нее написал Раймон Ассо – «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». И на следующий же день по Франции пронеслось: «Вчера на сцене „АВС“

Из книги автора

Жан-Доминик Брийяр Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто Выражаем особую благодарность литературному агенту Анастасии Лестер за помощь в приобретении прав на публикацию этой книгиВпервые было опубликовано на французском языке издательством «Hors Collection», подразделение «Place

Из книги автора

Эдит и Марсель (1948–1949)Эдит сумела извлечь урок из провала в «Плэй Хаус». Между ней и американцами выросла стена непонимания, и певица была намерена сделать все возможное, чтобы разрушить ее. Она просто обязана правильно разыграть эту карту, обязана сблизиться

Эдит Джованна Гассион появилась на свет прямо на улице. Её мать, акробатка бродячего цирка, разродилась на окраине Парижа, не успев добежать до больницы. Это произошло холодным декабрьским утром 1915 года. Вскоре отца девочки, Луи Гассиона, забрали на фронт, а ветреная мамаша, не желая заботиться о дочери, отдала её в дом своих родителей-алкоголиков. Те имели собственные представления о воспитании внучки: держали девочку в грязи и приучали к вину, они искренне полагали, что таким образом ребёнок наберётся сил и будет приучен ко всем трудностям будущей бродячей жизни.

Когда отец приехал на несколько дней навестить Эдит, грязная, тощая, оборванная девочка произвела на него такое ужасающее впечатление, что он тут же забрал ребёнка и увёз к своей матери. Та, хозяйка борделя, вымыла малышку, накормила и одела её в чистое платье. В окружении проституток, которые очень тепло и заботливо приняли четырёхлетнюю девочку, Эдит стала счастливой. Однако не прошло и месяца, как окружающие стали замечать, что девочка не видит. Время шло, ей исполнилось семь лет, а она по-прежнему не могла различить даже яркий свет. Девушки из борделя, решив, что помочь «крошке Эдит» смогут лишь божественные силы, отправились на молитву. С помощью Бога или нет, но чудо произошло: спустя неделю, 25 августа 1921 года, девочка прозрела.

Счастливая бабка тут же отдала Эдит в школу, но как только там узнали, что девочка живёт в борделе, её тут же исключили и заставили отца малышки забрать ребёнка к себе. С тех пор маленькая Эдит всё время проводила с отцом на улицах, зарабатывая на хлеб своим громким, звонким голосом.

Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, она решила уйти от отца и начать самостоятельную жизнь. Взяв с собой сводную сестру Симону, смелая и решительная Эдит сняла номер в дешёвой гостинице и продолжала зарабатывать на улицах пением. Денег вполне хватало даже на то, чтобы изредка покупать одежду, когда старая приходила в негодность. То, что вещи можно стирать, сёстры даже не предполагали. Они вполне были довольны новой жизнью, приводили к себе мужчин и часто делили между собой приятелей. Впоследствии Эдит вспоминала: «У нас даже были блохи. Нормальные парни обычно нас отвергали, без сомнения, потому, что мы были слишком грязными».

Когда у семнадцатилетней Эдит Гассион родилась дочь, сёстры решили, что смогут самостоятельно вырастить ребёнка. Девочка росла болезненной и слабой. Через два года она заболела и умерла. Чтобы похоронить бедняжку, Эдит вышла на улицу в надежде заработать. Говорят, что именно в этот тяжёлый день к ней подошёл хорошо одетый мужчина и спросил, зачем она этим занимается. Эдит рассказала о своём горе. Тот достал из кошелька крупную банкноту и отправил женщину домой.

Жизнь продолжалась. Эдит выступала на улице, вечерами тратила заработанное с приятелями, приводила к себе новых любовников, имён которых часто не могла вспомнить утром. Но однажды худенькую девушку заметил владелец известного ночного клуба. Луи Лепле стал покровителем Эдит. Он не только вывел её на сцену и придумал ей псевдоним Пиаф (что на парижском жаргоне означало «воробышек»), но и стал воспитывать её и налаживать её быт. Певица недоумевала: почему за такую заботу Луи ничего не требует взамен. Причина была проста: её покровителя не интересовали женщины, а к юной талантливой девушке он испытывал лишь отцовские чувства. Вскоре та щедро отблагодарила Луи, которого к тому времени ласково звала папашей. Благодаря Пиаф кабаре Лепле стало приносить огромные доходы: Эдит становилась известной. Казалось, ничто не предвещало беду. Она пришла внезапно - 6 апреля 1936 года Лепле был найден застреленным в собственном доме. Громкий судебный процесс, подозрения, павшие на Эдит, так сильно сказались на её репутации, что певицу перестали приглашать на выступления. Её просто предпочли забыть.

Но был человек, который не отвернулся от парижского «воробышка». Театральный агент Реймон Ассо стал не только автором песен начинающей певицы и её любовником, но и научил неграмотную Эдит читать, писать, держаться в обществе, поселил её в просторном номере в хорошей гостинице в центре Парижа. Сестра Эдит Симона говорила впоследствии: «Лепле открыл Пиаф, но великой её сделал Ассо». Именно он помог ей стать первой певицей Франции, подарил ей славу, когда-то представив Эдит Пиаф на сцене парижского мюзик-холла «ABC». Пиаф рассталась с Реймоном лишь в начале войны.

Она продолжала менять любовников, иногда проводила ночи и вовсе с малознакомыми мужчинами. При этом певица всегда находила оправдание, признаваясь, что не может спать одна в постели. «Дом, в котором не висит мужская рубашка и не валяются где-нибудь мужские носки - это убивает», - признавалась Пиаф сестре. Она бросала мужчин, всегда предпочитая завершать роман первой.

И лишь от одного мужчины Эдит не успела уйти сама. Это был красавец Марсель Сердан: высокий, огромный, сильный. Будущий чемпион мира по боксу, Марсель был добрым, мягким и терпеливым. Рядом с высоким и мускулистым атлетом Пиаф, рост которой составлял 147 см, выглядела просто девочкой. Они познакомились в Америке, когда Пиаф выступала в Нью-Йорке с очередными гастролями, а Сердан пребывал в тренировочном лагере. Спустя несколько дней Марсель позвонил певице и попросил её о встрече. Наутро они поняли, что влюблены.

Сердан был женат и имел троих детей. Уйти от жены он не решался, поэтому ничего, кроме любви, дать Эдит не мог. А она и не просила большего. Миниатюрная, энергичная женщина умела любить, полностью отдаваясь прекрасному чувству.

Любовная интрига французской певицы и чемпиона Франции по боксу не осталась незамеченной. Журналисты вознамерились разжечь грандиозный скандал, но «марокканский бомбардир», собрав пресс-конференцию, заявил, что певица является его любовницей лишь потому, что он женат и не имеет возможности расторгнуть свой брак. Это был смелый шаг, но Сердан не мог скрывать своих чувств.

Тренеры Марселя злились: боксёр совершенно забыл о предстоящем бое за звание чемпиона мира. Вскоре Сердан отправлялся в Америку в тренировочный лагерь в Катскилле. А Пиаф, не желая расставаться с любимым, поехала следом. Жить в одном доме было неприлично, и тогда боксёр, подыскав близ лагеря небольшое заброшенное помещение, поселил подругу там. Десять дней она провела без света и горячей воды, не выходя на улицу. А он, зная о близости любимой, 21 сентября 1948 года выиграл поединок и стал чемпионом мира.

Эдит завалила Сердана подарками, в 1949 году купила Марселю огромный особняк на рю Гамбетта, где в одной из гостиной хотела устроить светлый, просторный спортзал. Но планам Пиаф не суждено было осуществиться.

Певица отправилась на очередные гастроли в Америке. Сердан должен был последовать за ней на пароходе. Но не прошло и нескольких дней, как Пиаф, неожиданно почувствовав резкую тоску по любимому, послала ему срочную телеграмму, в которой умоляла срочно прилететь к ней самолётом. Сердан бросил все дела и вылетел в Нью-Йорк первым же рейсом. 28 октября 1949 года его самолёт разбился недалеко от Азорских островов. В тот день, узнав о страшной трагедии, Эдит не отменяла концерта. Она лишь тихо попросила присутствующих не аплодировать. «Сегодня вы не должны мне хлопать, - говорила Пиаф. - Сейчас я пою для Марселя Сердана. Только для него одного».

2 ноября тело Марселя, которого опознали благодаря наручным часам - подарку Пиаф, - доставили с Азорских островов в Касабланку. Эдит Пиаф заглушала душевную боль сильнейшими антидепрессантами. Всегда сильная, мужественная, решительная, певица сломалась. Она винила себя, рыдала, вызывала к себе друзей со всего света, слала им телеграммы с мольбой о помощи. Одному из них, Роберу Дальбану, Пиаф писала: «Срочно приезжай. Отвези меня туда, где мне докажут, что он ещё жив. Я хочу установить с ним контакт».

В отчаянии Эдит стала пить. Одеваясь в старые вещи, она ходила по улицам и пела прохожим. Пиаф словно сошла с ума. И вдруг в Париж пришла телеграмма: жена Марселя Маринетта Сердан срочно просила Эдит приехать в Касабланку. Спустя несколько дней та вылетела в Марокко. Две женщины, любившие одного мужчину, теперь стали подругами. Делить им было больше нечего.

Проходило время, но боль не затихала. Новые любовники не могли заменить погибшего возлюбленного. Эдит вышла замуж за Жака Пилса, в надежде забыть Марселя, но брак, продлившийся четыре года, оказался неудачным. В довершение всех несчастий в 1952 году Пиаф попала в автокатастрофу. И чтобы как-то облегчить страдания, врачи стали колоть певице морфий. Спустя неделю Эдит стала наркоманкой и больше уже не могла обходиться без наркотиков. Выйдя из больницы, она покупала их у старых приятелей с улицы, отдавала им огромные суммы и тайком кололась. Её мучили невыносимые ломки, приступы белой горячки, помешательство сознания. От безысходности Пиаф пыталась покончить жизнь самоубийством. А потом вдруг решила излечиться. Лечение было мучительным и тяжёлым и помогло лишь после второго раза. Доктора в клинике были поражены стойкостью и огромной силой воли маленькой, хрупкой женщины.

Пиаф опять вышла на сцену. Именно эти годы считаются периодом высшего успеха певицы. Она ездила по странам, давала гастроли, покоряла новые сердца и пела. Эдит всегда говорила, что поёт с закрытыми глазами, так она может видеть звуки, выходившие из самых глубин её души. На все вырученные от концертов деньги Пиаф покупала подарки друзьям, осыпала дарами любовников, приобретала виллы, которых ни разу не видела, скупала наряды, которые не надевала. Она не могла не тратить. Привычка детства - тратить то, что заработано за день - давала себя знать. «Она жила только сегодняшним днём», - вспоминала Симона.

В 1961 году Эдит узнала, что тяжело больна. Теперь она почти постоянно находилась в больницах и выходила лишь на пару дней, чтобы дать очередной концерт в Париже. Пиаф весила 33 килограмма, её ноги высохли, на голове практически не осталось волос. Но она по-прежнему оставалась любима своим народом. Рядом был двадцатисемилетний певец Теофанис Ламбукас. Давно влюблённый в певицу, молодой грек предложил ей выйти за него замуж. Окружающие не верили в искренность молодого мужчины, полагая, что Тео женится лишь ради богатства известной француженки. Но как вспоминала Симона, «он не замечал, что руки Эдит скрючены, что она выглядит столетней старухой. Он никогда не оставлял её…» 9 октября 1962 года Пиаф вышла замуж за Ламбукаса. Она придумала Тео новый сценический псевдоним - Тео Сарапо, который в переводе с греческого переводится как «я тебя люблю» - и заставила выйти на большую сцену.

За несколько дней до смерти неизлечимо больная раком Пиаф, вопреки запретам врачей, вышла к зрителям. На последнем своём концерте Пиаф исполнила песню «Нет, я не жалею ни о чём». Ей было всего сорок восемь лет.

Эдит умерла 10 октября 1963 года. Её похоронили на кладбище Пер-Лашез. Ватикан запретил отпевать грешницу, но оплакивать её пришло 40000 французов, пожелавших проститься с великой певицей, маленькой, но сильной женщиной Эдит Пиаф.

Тео пережил любимую жену на семь лет. Все последние годы он выплачивал долги «парижского воробышка» - всего 45 миллионов франков. У великой Эдит кроме долгов в этой жизни ничего не осталось.

Спортивные достижения:

Неоднократный чемпион Франции
Чемпион Европы во втором полусреднем весе (1939 г.)
Чемпион Европы в среднем весе (1939-1942 гг.)
Чемпион мира в среднем весе 1948 г.


На любительском ринге провёл 107 боёв, из них выиграл 103 (40 боёв нокаутом и 62 досрочно). В Касабланке его ждала жена Маринетта и сыновья – Марсель, Рене и Поль.

В 1934 году перешел в профессионалы. За 15 лет профессиональной карьеры провёл 116 боёв и только в 4 потерпел поражение. 64 поединка закончил досрочно, за что получил прозвище «бомбардир из Касабланки». Хотя, как утверждает спортивная пресса и очевидцы его боёв, Марсель Сердан никогда не стремился к нокауту и всегда отличался уважительным и гуманным отношением к своим соперникам, насколько это позволяла специфика бокса.

Завоевал титул чемпиона мира в среднем весе, нокаутировав в 12 раунде Тони Зела.

В июне 1949 года уступил Джейку Ла Мотте, проиграв ему бой в 10 раунде нокаутом (травма плеча).

27 октября 1949 года отправился в Нью-Йорк на матч-реванш и при подлёте к Азорским островам погиб в авиакатастрофе.

В период с 1942 по 1944 гг. сражался против фашизма в рядах ВМФ Свободной Франции.

После гибели Сердана режиссёр Клод Лелюш снял фильм «Эдит и Марсель», в котором роль Марселя Сердана сыграл его старший сын, тоже Марсель и тоже боксёр-профессионал. Однако, в отличие от отца, его бои на профессиональном ринге не принесли ему ни славы, ни состояния.

«Я умираю от любви пятьсот раз за вечер», - говорила великая Пиаф. «Когда я не умираю от любви, когда мне не от чего умирать, - вот тогда я готова издохнуть!», - продолжала она. У Эдит Пиаф было множество любовников. Но только с одним из них ей довелось узнать, что такое подлинное счастье. Рассказываем одну из самых трагичных историй любви XX столетия.

Вечер в Нью-Йорке

1947 год, «Клуб пятерых», Париж. Именно здесь произошла первая встреча наших героев: великой Эдит Пиаф представили непобедимого «бомбардира из Касабланки» Марселя Сердана. Еще несколько раз они встречались в компании общих друзей в Париже. А потом и вовсе разъехались - каждый по своим делам.

Некоторое время спустя, по счастливому совпадению, обе звезды снова оказались в одном городе - в Нью-Йорке. Там-то всё и закрутилось. Однажды вечером в номере Пиаф раздался телефонный звонок. Робко представившись («Вы, наверное, не помните меня, это Марсель Сердан, боксер»), голос в трубке пригласил певицу на свидание.

Словно предчувствуя грядущую важность момента, Эдит тщательно готовилась к этой встрече - выбирала платье, делала макияж. Каково же было ее изумление, когда кавалер привел её, Великую Пиаф, в низкосортную забегаловку, где самыми популярными пунктами меню были сухая вареная говядина («пастрами») и дешевое пиво. Взгромоздившись на высокие стулья, подобно другим гостям заведения, парочка заедала свой скудный ужин мороженым, только чтобы забыть вкус первого блюда.


«Когда вы кого-нибудь приглашаете, вы не особенно раскошеливаетесь », - обиженно заявила Пиаф, едва они вышли на улицу. К счастью, Сердан быстро осознал свою ошибку и решил все исправить. Он отвел даму в роскошный ресторан «Ле Гурме», считавшийся одним из лучших мест Нью-Йорка, где подают французскую кухню.

«Марокканский бомбардир» и «воробушек»

С тех пор они не расставались. Колоритная парочка быстро привлекла к себе внимание интернациональной публики. Их то и дело замечали гуляющими под ручку по Нью-Йорку, уплетающими мороженное в уличных кафе или визжащими от ужаса на «Русских горках» - любимом аттракционе Марселя. Фанатам бокса и меломанам одинаково импонировало то, что их кумиры развлекаются также незатейливо, как и простые смертные.


Впрочем, в жизни каждого из них отдых и развлечения занимали отнюдь не самое важное место. Главным, что для Марселя, что для Эдит всегда была работа.


Сердан ходил на концерты своего «воробушка». Знаменитый «марокканский бомбардир» смущенно прятался на галерке, а после выступления, взмокший от волнения, признавался: «Я чувствую себя счастливцем, она великая певица!».


Эдит тоже поддалась на уговоры взглянуть на своего возлюбленного «в работе». Самым значимым в жизни пары стал бой за титул чемпиона мира в среднем весе, произошедший 21 сентября 1948 года. Говорят, Пиаф, следившая за поединком с трибуны, от волнения даже порвала шляпу зрителя, сидевшего рядом, а как только бой подошел к концу, выбежала на ринг, чтобы собственноручно стереть кровь с лица своего чемпиона.

Самая короткая пресс-конференция в истории

Надо сказать, к этому времени про новую hot celebrity couple уже говорили по обе стороны океана. Публику, правда, немало смущал тот факт, что отношения Пиаф и Сердана носили не совсем легитимный характер. Неловкая правда, от которой не могла отмахнуться огромная спортивно-музыкальная аудитория, неотступно преследовала и самих влюбленных: у Марселя была семья. Дома в Касабланке его ждала жена и двое детей.


Впрочем, а был ли роман? Да, Сердана и Пиаф видели вместе, да, они смотрелись как парочка. Но это же еще не основание… И вот тайное, наконец, стало явным: великая французская певица, как девчонка, выскочившая к Сердану на ринг, - сомнений больше быть не могло.

Репортеры уже было схватились за перо, однако Марсель их опередил. Сразу после матча он объявил пресс-конференцию, на которой запретил появляться Эдит. Не дожидаясь, когда посыпятся вопросы, Сердан объявил, что Пиаф - его любовница, но любовница только потому, что он женат. Если бы он не был связан узами брака, он немедленно женился бы на Эдит.


И буря миновала. На следующий день о романе Пиаф и Сердана не было ни слова в одной газете. Сама же певица получила огромную корзину с цветами. Записка, сопровождавшая презент, гласила: «От джентльменов. Женщине, которую любят больше всего на свете».

Конечно, Сердан мог бы развестись. Неизвестно, собирался ли спортсмен сделать этот решительный шаг. Что касается Пиаф, она сама была против того, чтобы Марсель ушел из семьи.


«Нет, Марсель Сердан никогда не разведется. Если бы мне пришлось оторвать мужчину от его дома, его детей, я не смогла бы спокойно спать, не смогла бы жить. Если бы я должна была заставить Марселя покинуть семью, я бы покончила с собой. Нельзя, чтобы страдали невинные. Я знаю, мы бесконечно несчастны. Если бы у Марселя не было детей, все оказалось бы намного проще: одна женщина или другая, борьба с равными шансами. Но ситуация иная », - говорила она друзьям.

Финальный аккорд

Их роман закончился внезапно. Однако это было совсем не то «внезапно», что обычно прерывает звездные интрижки.


В октябре 1949-го Пиаф отправилась на гастроли в Нью-Йорк. Марсель должен был присоединиться к любимой позднее - боксер рассчитывал отправиться Америку морем. Но один телефонный звонок заставил его изменить планы. Не в силах вынести разлуку, Эдит умоляла Сердана приехать к ней как можно скорее. Марсель взял билет на самолет….


Это было роковое решение. Воздушное судно не долетело до американских берегов, разбившись над Атлантикой. Все без исключения пассажиры и члены экипажа погибли.

Следующим утром весь Нью-Йорк знал о катастрофе. Одна Эдит никак не могла поверить в случившееся. Даже встревоженные лица друзей, собравшихся без предупреждения в гостиной артистки, не смогли поколебать её веры в лучшее. Пиаф продолжала думать, что всё это - лишь глупая шутка. «Почему ты прячешься?», - с радостной улыбкой спросила она в пустоту. Певица надеялась, что Марсель стоит за дверью. «Эдит, ты должна быть храброй. Выживших нет», - послышалось в ответ.

Гимн любви

Дальше были крики и море слез. «Она буквально утопала в слезах весь остаток дня, ничего не желая, ничего не говоря, ничего не чувствуя, кроме горя, обрушившегося на нее», - рассказывал друг Пиаф Луи Баррье. Ближе к вечеру тот же Баррье позвонил в Версаль, чтобы отменить выступление артистки. Однако Эдит выпила свой овощной бульон, который по традиции приносил ей менеджер перед каждым концертом, и объявила, что все же выйдет на сцену.


«Сегодня я пою для Марселя Сердана», - сообщила она публике и принялась исполнять одну за дугой песни из своего обычного репертуара. Но, добравшись до «Гимна любви», - композиции, написанной специально для Марселя, Эдит не смогла больше сдерживать чувств.

«Если однажды жизнь отнимет тебя у меня,
Если ты умрешь ила окажешься далеко,
Зачем мне знать, что ты меня любишь,
Ведь я тоже умру... ».


Обессилев от горя, она рухнула на подмостки прежде, чем успела спеть финальную строчку: «Бог воссоединяет тех, кто любит друг друга ».
….
Много лет спустя Пиаф призналась, что после ухода Марселя приняла решение жить ради публики. «Наши жизни нам не принадлежат», - писала она. Только осознание этого факта помогло певице совладать с обрушившимся на неё горем и продолжать петь - несмотря ни на что.

Подготовила Валентина Гольцберг