Учение адвентистов седьмого дня. Вероучение церкви асд

В 1844 году в Америке происходили небывалые события. Люди вдруг стали распродавать свое имущество, бросать работы. Газеты били в набат: 22 октября 1844 года, согласно подсчетам некоего баптиста Уильяма Миллера, должно произойти Второе Пришествие на землю Спасителя и начаться Страшный Суд.

Среди поверивших этому откровению начало твориться прямо-таки столпотворение Вавилонское. Несчастные люди в громадном количестве накануне 22 числа облеклись в белые одежды и вышли к «горе суда» - так называлась одна гора в штате Нью-Йорк, на которую в облаке должен был сойти Христос. Вся ночь проходила в напряженном ожидании. Взгляды людей были прямо-таки прикованы к небесам. Но вот взошло солнце, которое озарило небосклон, но так никто и не услышал трубного ангельского звука с небес, не увидели и грядущего на облаках Спасителя. Пророчество оказалось простым обманом. Да и не суждено, ведь Сам Господь в предостережение всем тем, кто будет пытаться определить точный срок Его Второго Пришествия сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24,36).

После всего случившегося в адрес незадачливого пророка посыпались насмешки. По этой причине Миллер, как лидер основанного им движения самоустранился. Однако, многие его последователи продолжали оставаться сторонниками прежнего учения.

В январе 1845 года Миллер и его последователи были исключены из баптистского союза, к которому до этого принадлежали. Это и привело к созданию самостоятельной секты, получившей название адвентистов. По-русски слово «адвентизм» означает пришествие, от латинского - «адвентус».

Господь в Своем Евангелии сказал, что «не может… дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7,18). Почему и учение адвентистов вскоре произрастило многие плевелы еретических заблуждений. Так в 1845-1846 годах, под влиянием учения Рахили Престон, многие из адвентистов стали требовать, чтобы празднование воскресного дня было заменено на субботу.

Очень сильное влияние оказала на адвентистов в этом направлении некая Елена Уайт. Она имела постоянно «видения». В одном из своих «видений», как передавал ее поклонник Лафборо, ей явился ангел, повел ее на небеса, ввел в скинию и показал ей Ковчег Завета. Сам Христос открыл крышку Ковчега (вот какая честь была оказана ей!). Увидела она там лежащие скрижали каменные с изображением 10 заповедей. Видит 4-ю заповедь потемневшей. Присутствовавший при ней ангел объяснил, что это потемнение 4-й заповеди произошло потому, что люди на земле не соблюдают ее. Легковерные сектанты поверили басням Уайт, и многие начали праздновать вместо воскресения субботу.

В 1860 году адвентисты разделились на 2 лагеря. Те из них, которые признали праздником день субботний, стали называться адвентистами 7 дня, или субботниками.

Познакомившись вкратце с историей адвентизма, перейдем к рассмотрению его учения о праздновании седьмого дня - субботы.

Адвентисты учат: суббота была установлена, как праздник еще в раю самим Богом. Господь «Благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от дел своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2,2-4).

Что субботу будут праздновать и должно ее святить и в Новозаветной Церкви, об этом говорят пророки: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворил, всегда будут пред лицом Моим, - говорит Господь, - так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, - говорит Господь» (Исайи 66, 23-24).

Сам Спаситель, по мнению адвентистов не нарушал субботы, но повелел ее почитать: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5,18). А тех людей, которые вздумали бы нарушать субботу, Христос, якобы, предостерегает, говоря: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в царствии Небесном…» (Мф. 5,19). Итак, учат адвентисты, необходимо непременно почитать субботний день вместо воскресного. Однако, если мы внимательно будем читать Священное Писание, то увидим всю несостоятельность учения адвентистов седьмого дня.

Всемогущий Господь Бог сотворил весь мир в течении шести дней.. Как долго продолжались эти дни, какой они представляли собой период времени - Писание нам не говорит. До творения в 4-й день солнца нельзя было равнять день творения нашим суткам, т.е. двадцати четырем часам. Быть может, эти дни равнялись целым тысячелетиям нашим, а быть может и больше. Посему ссылка адвентистов на то, что Бог дал нам пример праздновать седьмой день, совершенно не убедительна. Не найдем мы нигде в Священном Писании каких-либо указаний о праздновании субботнего дня нашими праотцами от Адама до Моисея на протяжении целых 2500 лет. Почему так? - Потому, что не было самой заповеди о почитании субботы в этот огромный период человеческого существования.

Суббота же дана была еврейскому народу Богом через пророка Моисея. Она являлась напоминанием сынам израилевым об избавлении их от плена египетского и знамением завета между Богом и евреями (Исх. 31,13-17, Втор. 5,15).

Но на какой срок дана заповедь соблюдать субботу народу еврейскому? На это нам отвечает ап. Павел: «Закон дан после, по причине преступления, до времени пришествия Семени, к Которому относится обетование» (Гал. 3,19). Еще: «Закон был только детоводителем ко Христу. По пришествии же Христа, мы (христиане) не под руководством закона» (Гал.3,24-25). Значит, дана суббота была до времени Христа, до Его пришествия на землю.

Ап. Павел свидетельствует, что Старый Завет после крестных страданий потерял свое значение: «Ибо, если первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому… Говоря «Новый», показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8;7,13).

Напрасно адвентисты ссылаются на пророка Исайю 66 гл., 23 ст. В этом месте нисколько не говорится о том, что христиане будут и должны праздновать субботу. Здесь пр. Исайя употребляет понятный для еврейского народа счет дней: «из месяца в месяц, из субботы в субботу». Это, как мы бы сказали: из года в год.

А если рассуждать так, как адвентисты, то почему тогда они не празднуют новомесячья, ведь сказано «из месяца в месяц»?

Перейдем теперь к временам новозаветным. Сам Господь Иисус Христос неоднократно указывал, что суббота подлежит отмене: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек (Иисус Христос), потому что не хранит субботы» (Иоан. 9,15). «И еще более искали иудеи убить Иисуса за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5,1-18).

Таким образом, мы видим, что адвентисты ложно учат о том, что христианам необходимо почитать субботний день вместо воскресного. Причиной этого является искажение смысла Священного Писания, которое истолковывается адвентистами, как и прочими сектантами, собственным разумом. А потому на них вполне сбывается сказанное Святителем Игнатием о том, что «бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которым они закалают сами себя в вечную погибель».

Братья и сестры! Православные Христиане!

Еще с первых веков христианства святые пастыри Церкви писали о грехах ереси и раскола, как особо тяжких и смертных: «Всякий отделяющийся от Церкви чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий Матерью Церкви, не может иметь Отцом своим Бога… Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней Лионский, 2-й век).

Долг любви и сострадания к ближним зовет нас не оставить в беде тех, кто попал под душепагубное влияние новых лжеучителей - адвентистов.

Любое наше участие: теплое слово, призыв к возвращению в лоно Церкви Христовой, предоставление информации о секте - явится тем семенем, которое содействием благодати Божией принесет во время свое бесценный плод спасения наших ближних о Христе.

Начнем с того, что адвентисты седьмого дня, наиболее влиятельная и многочисленная организация по сравнению с остальными сектами. Именуют себя Церковью христиан адвентистов седьмого дня. Фактически обособились от остальных адвентистов ещё в 1844, когда несколько адвентистских общин и отдельных групп верующих, возглавляемых Дж. Бейтсом (1792-1872), супругами Дж. С. Уайтом (1821-1881) и Э. Г. Х. Уайт (1827-1915), Дж. Н. Андрюсом (1829-1883) и другими религиозными деятелями, приняли ряд доктринальных установок, частично расходившихся с первоначальной доктриной, выдвинутой основателем адвентизма У. Миллером.

Окончательное же организационное оформление конфессии произошло в 1863 на конференции в городе Батл-Крик в штате Мичиган (современное наименование конфессии - адвентисты седьмого дня - было принято в 1860).

Как и другие протестанты, адвентисты седьмого дня считают Библию единственным источником веры. Официального исповедания у них нет , хотя в какой-то мере эту функцию выполняет ряд теологических работ, где излагаются основы их вероучения (прежде всего труды Э. Г. Х. Уайт, которую они почитаю за «вдохновлённого пророка»).

Адвентисты седьмого дня признают догматы о триединстве Бога и божественности Иисуса Христа, считают личную веру единственным условием спасения. Они придерживаются арминианской доктрины, то есть допускают существование у человека свободной воли.

Вместе с другими адвентистскими группами адвентисты седьмого дня озабочены и придают очень большое значение второму пришествию Иисуса Христа (откуда и само название - адвентисты), которое, по их мнению, уже близко. Они являются премилленаристами, полагая, что приход Христа произойдёт до установления тысячелетнего Царства Божьего на Земле.

Другой характерной чертой конфессии, также нашедшей отражение в её наименовании, является празднование вместо воскресенья субботы как седьмого дня недели. В субботу не разрешается работать и даже готовить пищу.

самовольно пересмотрели общехристианское положение о бессмертии души, рае и аде, что в определённой степени отдалило их от большинства протестантов. В их вероучении есть понятие об «условном» бессмертии, которое даруется Иисусом Христом лишь праведникам, которые после второго пришествия будут воскрешены и станут жить с Христом на небе в течение тысячи лет. По прошествии тысячелетия их ожидает жизнь с Христом на совершенной и обновлённой Земле. После второго пришествия оживут и грешники, причём они не последуют в ад, а будут сожжены.

В их церковь вступают достигшие совершеннолетия люди, над которыми совершается обряд водного крещения путём погружения. Решение о допуске человека к крещению принимается местной общиной голосованием. Во время этого обряда адвентисту сообщаются важнейшие доктринальные положения общины, и он выражает своё согласие с ними. Второй обряд - хлебопреломление совершается четыре раза в год (элементами причастия служат незаквашенный хлеб и неферментированное вино). Перед хлебопреломлением адвентисты - отдельно мужчины и женщины - моют друг другу ноги (обряд этот призван символизировать смирение).

Адвентисты седьмого дня приняли предложенную Э. Г. Х. Уайт так называемую санитарную реформу. Она запрещает верующим есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других нечистых животных (многие из них вообще являются вегетарианцами), пить алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак. Не допускаются также сексуальные излишества. Развод разрешён только в случае нарушения одним из супругов клятвы супружеской верности. Потерпевший супруг может развестись и повторно вступить в брак. Членам общины не рекомендуется посещать увеселительные мероприятия (кино, театральные и особенно цирковые представления), запрещается играть в карты и другие азартные игры, танцевать. Не одобряется и чтение художественной литературы. В субботу нельзя смотреть телевизор, слушать радио, заниматься спортом. Одежда должна быть скромной, использование косметики и ношение ювелирных украшений воспрещены.

Адвентистам седьмого дня разрешается служить в армии, но только в нестроевых частях (предпочтительно в медсанчасти).

Члены общины должны посещать молитвенные собрания, проводимые в субботу. На собраниях поются гимны, произносятся импровизированные молитвы, читаются проповеди. Кроме того, после захода солнца по пятницам и субботам предусматриваются специальные семейные часы: таким путём отмечаются начало и конец праздника.

Обряды совершаются пасторами, которые посвящаются в сан наложением рук. Все пасторы имеют равный чин и носят обычную гражданскую одежду. Женщины в пасторы не поставляются, хотя и могут быть инструкторами по изучению Библии. Большинство членов церкви в добровольном порядке платят десятину, то есть отдают церковной организации десятую часть своих доходов.

Для организации адвентистов седьмого дня характерна жёсткая централизация. Руководящим её органом является созываемая раз в четыре года Генеральная конференция, которая призвана решать все важнейшие вопросы общинной жизни. Конференция избирает Исполнительный комитет, выполняющий текущую работу. В составе Исполнительного комитета имеются консультативные отделы, комитеты и комиссии. Центральные учреждения организации адвентистов седьмого дня расположены в городе Такома-Парк в штате Мэриленд, поблизости от Вашингтоне и в самом.

Местные общины возглавляются пресвитерами, причём последние не избираются, а назначаются региональной конференцией, которая формируется несколькими соседними общинами (в районах миссионерской деятельности пресвитеры назначаются миссиями). Несколько региональных конференций формируют конференцию так называемого униона (союза), а конференции всех унионов - Генеральную конференцию. Между всей организацией адвентистов седьмого дня (в лице её Генеральной конференции) и унионами существует ещё одно промежуточное звено - географические административные дивизионы, причём в Исполнительном комитете Генеральной конференции должны быть представители всех дивизионов. Каждый дивизион возглавляется президентом и имеет свой исполнительный комитет.

На средства, получаемые от своих членов, под видом активной благотворительности, развернули широкую сеть лечебных учреждений с целью приобщения их участников к своей общине и благодаря чрезвычайно активной миссионерской работе конфессия распространилась в подавляющем большинстве (свыше 190) стран мира. Используют в своей проповеднической работе около 700 языков. Вместе с тем, как правило, адвентисты седьмого дня в каждой отдельной стране составляют лишь сравнительно небольшое меньшинство населения. Только на принадлежащем Великобритании тихоокеанском острове Питкэрн, где живёт всего 60 человек, адвентисты седьмого дня составляют подавляющую часть населения.

Основательницей первой общины адвентистов Седьмого Дня была Рэйчил Престон, однако подлинным лидером и идеологом движения стала «пророчица» Елена Уайт (1827 – 1915), не занимавшая в конфессии адвентистов никаких официальных постов.

Елена Уайт, в девичестве Гасмон, родилась 1 ноября 1827 года в Горхэме в семье шляпника. В детстве, когда Елене было 9 лет, какой-то подросток попал ей в лицо камнем, что сильно отразилось как на ее внешности, так и на психическом состоянии. Рана была настолько серьезна, что вначале опасались за ее жизнь. «Повреждения лица, а они были настолько сильными, что даже отец с трудом мог узнать ее, часто повергали ее в смущение, и из-за них она два года не могла дышать носом. Расстроенные нервы отказывались ей подчиняться даже при самых простых занятиях, таких как чтение и письмо. У нее так сильно тряслись руки, что она была не в состоянии управлять ими … и ее часто одолевало головокружение».

Елену стали посещать «видения», которые происходили так: «Прежде всего, она три раза произносила «Слава». В течение 4 – 5 секунд после этого она находилась в обморочном состоянии и совершенно ослабевала. Но затем, исполнившись силы, она тотчас вставала, ходила взад и вперед и часто двигала руками и плечами. На вопрос, откуда у нее эти силы, она отвечала, что ее коснулся ангел Божий. Глаза Уайт были открыты, но она не мигала. Ее голова была поднята вверх, и она созерцала как бы отдельные предметы. Она не дышала, но пульс ее бился правильно». Видения у нее были самые разные, например она летала на Сатурн и Юпитер, а там люди поклонялись Богу. Она также предсказала, что падение рабства в Америке произойдет только после Второго Пришествия. В одном из видений ей якобы было открыто, что между Америкой и Англией произойдет война, которая перерастет в мировую. В другом видении ей «открылось», что Иисус не надеялся воскреснуть, и даже не знал об этой возможности.

Семья Елены принадлежала к Методистской церкви, но в 1840 году в Портленде она впервые услышала об основателе адвентизма Уильяме Миллере и заразилась его идеями. В возрасте 13-и лет она приняла адвентистскую веру и, в последствии, в августе 1846 года вышла замуж за адвентистского пресвитера Джеймса Уайта. Вскоре она стала одним из лидеров движения адвентистов.

Базовая литература:

Поскольку адвентисты причисляют себя к христианским движениям, ими признается Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Однако кроме этого в качестве «Божественного откровения» почитаются «пророчества» Елены Уайт. Наиболее известные книги адвентистов Седьмого Дня – «Великая борьба между Христом и сатаной» и «История Церкви».

Периодические издания:

С 1849 года начала выходить газета «Настоящая истина». В 1855 году в городе Баттл-Крик (Мичиган) основано первое издательство. В Европе крупнейшее издательство – «Международное трактатное общество».

В настоящее время издательством «Источник жизни» выпускается журнал «Адвентистский вестник». Адвентисты также издают журналы: «Станем друзьями» (Москва), «Альфа и Омега» (Москва), «Знамения времени» (Киев) и газету «Вестник мира» (Киев).

Церковь христиан-адвентистов Седьмого Дня имеет собственные телецентры и радиостанции. В России: в Туле («Голос надежды») и Нижнем Новгороде.

Учебные заведения:

В 1878 году был создан международный союз субботних школ, затем библейская школа в Чикаго, духовная академия в Ланкастере, унионный колледж в Небраске, колледжи в Вашингтоне, Огайо и др. К 1925 году у адвентистов Седьмого Дня уже было 133 высших и 1265 средних учебных заведений. Адвентисты содержат не только миссионерские, но и светские учебные заведения, в частности, им принадлежит Медицинский университет Лома-Линда (США), который является одним из ведущих в области детской кардиологии.

В России: «Заокская духовная академия» (готовит церковнослужителей). Адвентистам также принадлежит ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и др. городах.

Ожидание скорого Второго Пришествия. Согласно учению адвентистов Седьмого Дня, Уильям Миллер не ошибся, провозглашая датой Второго Пришествия 21 марта 1843 года. Они утверждают, что в этот день Христос пришел в Небесное Святилище и начал очищать его, после чего придет на землю, и состоится Страшный Суд. На это, согласно учению адвентистов, указывают 5 знамений:

а) Существование папства как института, якобы заменяющего собой Церковь и являющегося Антихристом. Таковым папство считается с 538 года, в котором Папа якобы объявил себя наместником Христа на земле. Ранение в голову Папы Пия VI при Наполеоне трактуется адвентистами как исполнение пророчества из Откр. 13, 3: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю». При этом Рим считается библейским Вавилоном;

б) Падение нравов «как во дни Ноя»;

в) Усиливающийся страх людей перед будущим;

г) Широкая проповедь Благой Вести, охватившая уже почти все человечество;

д) Возникновение адвентизма.

Адвентисты верят, что Второе Пришествие состоится, когда исполнится «троекратная ангельская весть»:

а) О благовествовании Евангелия всем людям;

б) О падении Вавилона (имеется в виду Рим, а точнее Ватикан);

в) О наказании поклоняющихся зверю и образу его.

Адвентисты Седьмого Дня, помимо Библии почитают «пророчества» Елены Уайт как «божественное откровение». Большинство доктрин Адвентистской конфессии базируется именно на этих «пророчествах».

«Пророчество» Елены Уайт закрепило один из центральных пунктов вероучения адвентистов – необходимость почитания субботы. По утверждению Елены Уайт, ей было видение, в котором она увидела Ковчег Завета в «Святом Святых» и Божии Заповеди, данные Моисею, которые все сияли ярким огнем, кроме последней – о соблюдении субботы. Елена Уайт истолковала это видение как указание на то, что все христианские Церкви отступили от Бога, нарушив одну из важнейших Заповедей. Таким образом, только община адвентистов Седьмого Дня может претендовать на звание «истинной Церкви». При этом подчеркивается невозможность спасения без соблюдения десяти Заповедей. А поскольку все Заповеди, включая празднование субботы соблюдают только адвентисты, спасение возможно только для них.

Согласно учению адвентистов Седьмого Дня, душа человека смертна. Она пребывает в мертвом теле до Воскресения. Христианское учение об аде и вечном воздаянии отрицается.

Адвентисты Седьмого Дня отрицают, что Христос полностью искупил человечество. Они верят, что дело искупления продолжается на небе. При этом утверждается, что сатана понесет на себе грех мира – станет козлом отпущения.


Правда ли то, что пишут об этой протестантской церкви?

Структура статьи:

Рейтинг сект, вводящий в заблуждение
Как возникла Церковь АСД? Является ли она сектой?
Спекулируют ли адвентисты на идее «конца света»?
Можно ли по каким-либо признакам причислять АСД к «самым опасным сектам мира»?
Чем вероучение адвентистов седьмого дня отличается от учений «опасных» религиозных организаций?
Вывод

Одним из прав человека согласно законодательству является право на правдивую информацию. В том числе и касающуюся религиозной жизни, важную роль которой в обществе давно признают социологи.

Ни для кого не секрет, что такое явление, как религия, может иметь не только позитивную, но и негативную сторону. Ведь существуют и такие религиозные организации, деятельность которых может нести угрозу обществу. Конечно, человек должен знать об опасностях, исходящих от таких организаций, в этом случае «предупрежден - значит вооружен». Однако информация о них должна быть максимально достоверной и объективной, а оценка - соответствующей международному и государственному праву, иначе она принесет не пользу, а вред, настроив людей друг против друга без веских на то причин.

К сожалению, такая недостоверная информация периодически появляется в Интернете и публикуется некоторыми СМИ. Один из примеров - сообщение, появившееся впервые на сайте Yoki.ru и затем скопированное другими сайтами. Речь идет о рейтинге «10 самых опасных сект мира», в который наравне с действительно опасными организациями типа «Аум Синрикё» была включена и традиционная христианская церковь протестантского направления - Адвентисты седьмого дня.

Что же рассказал читателям об адвентистах автор (или авторы) рейтинга? Процитируем эту публикацию (на различных сайтах текст незначительно отличается, но основное содержание - то же): «Церковь адвентистов седьмого дня возникла в 1844 году в Соединенных Штатах. В справочнике «Современные ереси и секты в России» адвентисты седьмого дня определяются как секта американского происхождения, которая примыкает к баптистам и имеет особенную тягу к Ветхому Завету.

Основателем адвентизма стал обычный фермер Уильям Миллер. Изучая Библию, он пришел к выводу, что вскоре наступит конец света. Он в 1818 году определил год гибели мира: по расчетам Миллера, им должен был стать 1843. При этом родоначальник секты адвентистов вовсе не смутился, когда ему напомнили слова Христа о том, что никто не может знать ни день, ни час Его Второго пришествия.

В 90-х годах в США произошла трагедия, когда погибли около ста сектантов-адвентистов. Драма произошла в 1993 году в техасском местечке Уэйко, где лидер ответвления адвентизма «Ветвь Давида» Дэвид Кореш обустроился с группой своих последователей. Он слишком долго пророчил близкий конец света, и пророчество «должно было сбыться»... Но неудавшийся мессия, естественно, не хотел уходить сам, поэтому взорвал себя вместе с паствой. Когда пожар закончился, под руинами нашли около сотни трупов, среди которых не менее 25 детей».

Удивляет не только то, что в этом рейтинге одна из признанных во всем мире протестантских церквей, содействующая социальному развитию общества благодаря наличию всемирной сети больниц, клиник и передвижных медицинских групп для проверки здоровья населения, международного агентства помощи при чрезвычайных ситуациях и крупнейшей в мире протестантской системы образования, необоснованно причисляется к «самым опасным сектам мира», но и то, что автором публикации грубо искажаются факты. Можно предположить, что для человека, не знакомого с историей адвентизма, пример с Дэвидом Корешем станет достаточным основанием отрицательно относиться к адвентистам седьмого дня. Поэтому подвергнем утверждения публикации критическому анализу.

Конечно, читателю в первую очередь интересно узнать, что же на самом деле случилось в местечке Уэйко и действительно ли в этом деле замешаны адвентисты, но оставим этот инцидент «на десерт», а вначале поищем ответы на другие не менее важные вопросы. Ведь картина должна быть объективной. Итак:

Как возникла Церковь АСД? Является ли она сектой?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо разобраться, что такое секта.

Следует отметить, что данный термин не является ни правовым, ни научным, к тому же в современном русском языке имеющим негативную эмоциональную окраску, вследствие чего религиоведы избегают пользоваться этим термином в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения».

Само слово, согласно Толковому словарю В.Даля, означает «братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь». «СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа), - религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах» - добавляет Большой Энциклопедический словарь. Он же характеризует АСД не как секту, а как церковь: «АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus - пришествие), протестантская церковь». По мнению некоторых авторов, многие секты с течением времени перерастают в церковь, поэтому слово «секта» вряд ли применимо к организациям, которым больше 100-200 лет. С этой точки зрения об АСД даже нельзя сказать, что она была сектой в начале своего возникновения, поскольку изначально не являлась организацией, отколовшейся от какой-либо другой, «господствующей» деноминации. Адвентистское движение (движение тех, кто ожидал близкого Пришествия Христа) благодаря проповедям Вильяма Миллера зародилось одновременно во многих деноминациях, в связи с чем первые адвентисты не могут исторически рассматриваться как секта. Сам же Вильям Миллер говорил: «Мои труды никогда не были направлены на то, чтобы создать какое-либо новое учение или же превознести одно учение над другим… Большинство обращенных, благодаря моим трудам, присоединялись к различным действующим церквам» (цитируется по книге Э. Уайт «Великая борьба», с 272). Когда же это движение не было поддержано деноминациями, к которым принадлежали первые адвентисты, лишь тогда возникла необходимость создания новой организации, которую впоследствии назвали Церковью Адвентистов седьмого дня (что означает «Церковь, ожидающая Второго пришествия Христа и соблюдающая седьмой день - субботу»).

Итак, АСД правильнее охарактеризовать не как секту, а как протестантскую церковь, сформировавшуюся на основе движения христиан, ожидавших Второго пришествия Христа в середине XIX века.

Спекулируют ли адвентисты на идее «конца света»?

Ни для кого не секрет, что некоторые религиозные организации запугивают людей скорым концом света. А как относятся к этому событию адвентисты?

Они уверены, что Христос открывал ученикам будущее не для того, чтобы их напугать, но для того, чтобы они были готовы к тому, что вскоре начнет сбываться и, наоборот, не боялись: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это? начало болезней» (Мф. 24:6-8). Думается, в свете событий во всем мире, о которых ежедневно сообщают СМИ, слова Христа в комментарии не нуждаются, и вряд ли кто-то станет отрицать необходимость быть морально готовым к этим кризисам.

Что же касается убеждений Вильяма Миллера, считавшего, что Христос должен прийти в вычисленное им время, то это было до возникновения Церкви Адвентистов седьмого дня как организации, которая впоследствии никогда не назначала дат Второго пришествия и осуждает подобную практику.
В книге Э. Уайт «Великая борьба» ошибка Миллера, правильно вычислившего дату, но неправильно истолковавшего ее значение, сравнивается с обманутыми ожиданиями учеников Христа, считавших, что Он должен занять царский престол в Иерусалиме, и вместо этого увидевших Его распятие. Точно так же, как настроения учеников перед въездом Христа в Иерусалим - не повод отвергнуть христианство, так и ошибка Миллера - не повод отвергнуть адвентизм как весть о близости Второго пришествия. Вот почему адвентисты не исчезли после разочарования 1844 года, а образовали Церковь АСД, проповедующую о скором возвращении Христа на землю.

Можно ли по каким-либо признакам причислять АСД к «самым опасным сектам мира»?

В итоговом документе, принятом представителями научного религиоведческого сообщества, присутствующими в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова 20 марта 2008 года на научно-практической конференции ”Классификация религий и типология религиозных организаций”, говорится, что «только детальное изучение практической деятельности религиозной организации, в том числе её соответствия международному и российскому законодательству может служить основанием для объективных и достоверных суждений о характере влияния данной организации на своих последователей и общество».

Как мы позже увидим, автор (или авторы) рейтинга «самых опасных сект» не занимались ни детальным изучением деятельности тех религиозных организаций, о которых пишут, ни того, что о них пишут другие.
Ведь даже те авторы, которые дают оценку религиозным организациям согласно собственной введенной ими терминологии, не причисляют адвентистов к организациям, представляющим опасность для общества. Так, в справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» (Информационно-аналитический вестник № 1. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. - Белгород, 1997. ? 459 с.) авторы проводят четкое различие между понятиями «секта» и «тоталитарная секта»: «Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство». В этом справочнике, изданном по благословению Преосвященного Иоанна, епископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ, негативное отношение выказывается только к тем религиозным группам, которые, по мнению авторов, наносят моральный, психологический либо физический вред своим последователям. И коль уж в публикации о «10 самых опасных сектах» адвентисты названы «примыкающими к баптистам», то заметим, что этот же справочник настаивает на неправомерности равнять евангельских христиан-баптистов с такими организациями, за которыми «по всему миру тянется шлейф судебных разбирательств».

Итак, ни евангельские христиане-баптисты, ни церковь АСД под определение «опасных сект» не подходят, и в справочник организаций деструктивного и оккультного характера не внесены.

Но даже если бы появился справочник, который клеймил бы религиозную организацию вопреки тому, что она собой представляет (подобно тому, как атеистическая идеология СССР клеймила вообще всякую религию), любой здравомыслящий человек может составить свое мнение о ней на основании определенных объективных критериев, ознакомившись с учением и практической деятельностью данной организации.

Чем вероучение адвентистов седьмого дня отличается от учений «опасных» религиозных организаций?

Именно этот аспект важен для тех, кто не хочет углубляться в изучение церковных догматов. Ведь догматы можно провозгласить любые, а вот плоды учения всегда налицо. «Штампует» ли организация безвольных зомби, или же формирует здоровую целостную личность, способную трудиться на благо общества.

Адвентисты седьмого дня, в отличие от приверженцев некоторых культов, не обожествляют своих лидеров, считая, что религиозного почитания достоин только Бог - Отец, Сын и Святой Дух. Основываясь на словах Библии «един Бог - един и посредник между Богом и человеками - человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5), адвентисты убеждены, что никакой религиозный лидер не вправе занимать положение Мессии или посредника между Богом и паствой, так чтобы доступ к Богу был только через него. Для общения со Христом достаточно искреннего желания («Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», Мф. 11:28), поэтому спасение, дарованное Христом, не рассматривается адвентистами как привилегия исключительно членов церкви АСД (это очень важное отличие от многих сомнительных культов, которые учат, что спастись можно, только будучи их сторонниками).

В церкви Адвентистов седьмого дня поощряется самостоятельная работа мысли при изучении Писания, а не принятие догматов исключительно на веру. Такая установка способствует формированию независимого критического мышления, способного противостоять попыткам выдать человеческие идеи за божественные. У адвентистов нет запрета на чтение литературы других конфессий или на общение с теми, кто не является сторонником адвентизма. Принцип проверки Писанием («Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света», Ис. 8:20), действует в отношении любого человека, каким бы выдающимся религиозным лидером он ни являлся. Напротив, в культах, злоупотребляющих доверием прихожан, последователям культа, как правило, запрещено иметь собственное мнение и подвергать сомнению любые слова и идеи лидеров, считающихся непогрешимыми apriori.

В организациях, могущих представлять опасность для общества, зачастую правильным считается то, что выгодно организации, независимо от того, является это моральным или нет. По мнению же адвентистов, требования нравственного закона Божьего - десяти заповедей - являются неизменными, как в Ветхом, так и в Новом Завете, поэтому нарушение заповедей, в чьих бы то ни было интересах, является грехом. Седьмой день недели - субботу - адвентисты соблюдают именно по этой причине: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3). В законе Божьем все заповеди являются одинаково важными, и именно послушание им формирует здорового члена общества.

Также Церковь адвентистов седьмого дня выступает против оккультизма, спиритизма, магии, гипноза и всевозможных психотехник, с помощью которых лидеры некоторых организаций удерживают контроль над своими членами. Человек создан свободным, и его волю никто не имеет права порабощать.

Если говорить о социальной стороне вероучения адвентистов седьмого дня, то адвентисты высоко ценят семейные и дружеские связи, которые не разрушаются, а, наоборот, укрепляются, если человек следует Божьей воле. Адвентисты могут дружить с инаковерующими, причем не только с представителями протестантских церквей, но также с православными и католиками, несмотря на различие во взглядах. Это заповедь Христа: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 34,35).

Церковь АСД не является замкнутой организацией, но активно участвует в жизни общества, помогая людям через медицинское и социальное служения, о чем свидетельствуют множество благодарственных писем от граждан.

Какое отношение к Церкви АСД имеет «Ветвь Давидова» и инцидент с Дэвидом Корешем?

Мы подошли к самому интересному моменту в публикации про «10 опасных сект». Факту, который можно проверить. Итак, кто же такой Дэвид Кореш?

Как упоминается во многих источниках, лидер культа «Ветвь Давидова» (настоящее имя Вернон Ховелл), хотя и был некоторое время адвентистом седьмого дня, но покинул церковь и стал претендовать на роль Мессии, а его псевдоним Дэвид Кореш означает стремление уподобиться могущественным царям древности - Давиду и Киру. Члены секты «Ветвь Давидова» в ожидании конца света запасались оружием, вот почему в 1993 году в американском местечке Уэйко (штат Техас) стало возможным вооруженное противостояние приверженцев культа и государственных властей, приведшее к трагедии - гибели нескольких полицейских и взрыву резиденции «Ветви Давидовой» с укрывшимися в ней людьми. Но является ли эта нашумевшая группа тождественной Адвентистам седьмого дня, как можно понять из публикации?

Обратимся к источникам. В справочнике Дмитрия Таевского «История религии» «Ветвь Давидова» определяется как «американская христианская секта. Ведет свое начало от саузкоттитов. В основе вероучения секты - ожидание скорого конца света и как следствие этого суицидальные тенденции». Саузкоттиты же, в свою очередь, «христианская секта. Основана английской пророчицей Джоанной Саузкотт, которая выдавала себя за «жену, облеченную в солнце» и «жену агнца» из Апокалипсиса. В 1814 г. Саузкотт объявила себя беременной от Святого духа. Когда беременность оказалась ложной, она умерла от потрясения…» (там же).

Хотя адвентисты и не отрицают, что «Ветвь Давидова» - раскольническая группа, отошедшая от Церкви в 1930-х гг., ни с «Ветвью Давидовой», ни с Джоанной Саузкотт у Церкви Адвентистов седьмого дня нет ничего по-настоящему общего, несмотря на кажущуюся схожесть идей о близости конца света. Те или иные фанатично настроенные группы в христианстве существовали всегда. От извращения учения христианских церквей отдельными фанатиками никто не застрахован, тем не менее, это не повод навешивать ярлык фанатизма на все христианство. История знает немало примеров извращения, в частности, православных идей, благодаря чему некоторые современные православные авторы говорят о «сектах, основанных на православии», тем не менее, здравомыслящие люди не отождествляют эти осуждаемые фанатичные группы с самой Православной церковью. Логично утверждать, что тот же здравый принцип должен быть применим к любой конфессии, на родственность с которой претендует та или иная фанатично настроенная группа. Поэтому человеку, желающему знать правду, мы советуем обратиться к различным независимым источникам, в том числе и к первоисточнику - изучить, что та или иная религиозная организация сама говорит о себе и о принципах, которые она исповедует, и лишь тогда делать вывод.

Если члены «Ветви Давидовой» запасались оружием, что уже свидетельствует об их агрессии, то адвентисты седьмого дня убеждены, что приготовление ко Второму пришествию - не физическая, а духовная борьба, требующая приложения таких же нравственных усилий, о которых в свое время проповедовал Иоанн Креститель: «Сотворите достойный плод покаяния» (желающие убедиться в этом могут обратиться к книге Э. Уайт «Великая борьба», содержащей последовательное изложение понимания адвентистами событий последнего времени). Любые экстремистские идеи и настроения, связанные с концом света, адвентистами седьмого дня осуждаются. Кроме того, лидеры вышеупомянутых религиозных культов возвышали себя вплоть до обожествления, призывая верить измышлениям, никак не согласующимся с Писанием и здравым смыслом. О таких и подобных им предупреждал Христос: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22).

Вот еще факты, о которых рейтинг «самых опасных сект» умалчивает, но которые необходимо знать всем, интересующимся происшествиями в Уэйко. Во время кризиса в этом населенном пункте, когда началась осада резиденции «Ветви Давидовой», Церковь Адвентистов седьмого дня сделала официальное заявление, что «не поддерживает никаких связей с группой Дэвида Кореша и иными культовыми организациями, практикующими поклонение кумирам», а также в средствах массовой информации выразила соболезнование семьям полицейских, погибших в перестрелке с последователями Дэвида Кореша. Именно Церковь АСД наряду с другими конфессиями организовала межконфессиональный мемориальный фонд для помощи семьям погибших во время инцидента служителей порядка. В роли спонсоров выступили баптисты, католики, последователи церкви Христа, иудаисты, методисты, лютеране и православные. Пожертвования были сделаны и Церковью АСД, кроме того, адвентистские общины по всей стране распространяли информацию о том, как осуществлять сбор средств. В итоге, по словам помощника президента Северо-Американского дивизиона Церкви АСД Гэри Паттерсона, «средства массовой информации быстро уяснили, что события в Уэйко не отражают ни учение, ни образ жизни Церкви Адвентистов Седьмого Дня».

Вывод

До тех пор, пока государственные законы декларируют религиозную свободу, никто не имеет права клеймить религиозную организацию как опасную для общества только лишь на основании своей к ней антипатии, или же в погоне за сенсацией. Со своей же стороны адвентисты готовы дать аргументированное и последовательное объяснение собственных принципов и образа жизни в целях устранения недоразумений и домыслов о них.
Внимательное изучение признаков Второго пришествия Христа, содержащихся в Евангелиях, а также в пророческих книгах Даниила и Откровение, по мнению адвентистов, как раз и позволит христианину не попасться на крючок лжехристов и новоявленных мессий, поможет избежать сетей опасных организаций и влияния демонических культов.

Что же касается ложных сенсаций, то, наибольшей из них, по мнению адвентистов, станет отнюдь не очередной непроверенный рейтинг «жутких сект», а пришествие самого сатаны под видом Христа, сопровождающееся сверхъестественными явлениями, не зря же губитель душ на протяжении веков тренируется, «принимая вид ангела света». И тут уж без понимания того, чему учил Христос на самом деле, обманщика не разоблачить. Доверяй, но проверяй…

1. Основательница: Рэйчил Престон.

Основательницей первой общины адвентистов Седьмого Дня была Рэйчил Престон, однако подлинным лидером и идеологом движения стала "пророчица" Елена Уайт (1827 – 1915), не занимавшая в церкви адвентистов никаких официальных постов.

Елена Уайт, в девичестве Гасмон, родилась 1 ноября 1827 года в Горхэме в семье шляпника. В детстве, когда Елене было 9 лет, какой-то подросток попал ей в лицо камнем, что сильно отразилось как на ее внешности, так и на психическом состоянии. Рана была настолько серьезна, что вначале опасались за ее жизнь. "Повреждения лица, а они были настолько сильными, что даже отец с трудом мог узнать ее, часто повергали ее в смущение, и из-за них она два года не могла дышать носом. Расстроенные нервы отказывались ей подчиняться даже при самых простых занятиях, таких как чтение и письмо. У нее так сильно тряслись руки, что она была не в состоянии управлять ими... и ее часто одолевало головокружение".

Елену стали посещать "видения", которые происходили так: "Прежде всего, она три раза произносила "Слава". В течение 4 – 5 секунд после этого она находилась в обморочном состоянии и совершенно ослабевала. Но затем, исполнившись силы, она тотчас вставала, ходила взад и вперед и часто двигала руками и плечами. На вопрос, откуда у нее эти силы, она отвечала, что ее коснулся ангел Божий. Глаза Уайт были открыты, но она не мигала. Ее голова была поднята вверх, и она созерцала как бы отдельные предметы. Она не дышала, но пульс ее бился правильно". Видения у нее были самые разные, например она летала на Сатурн и Юпитер, а там люди поклонялись Богу. Она также предсказала, что падение рабства в Америке произойдет только после Второго Пришествия. В одном из видений ей якобы было открыто, что между Америкой и Англией произойдет война, которая перерастет в мировую. В другом видении ей "открылось", что Иисус не надеялся воскреснуть, и даже не знал об этой возможности.

Семья Елены принадлежала к Методистской церкви, но в 1840 году в Портленде она впервые услышала об основателе адвентизма Уильяме Миллере и заразилась его идеями. В возрасте 13-и лет она приняла адвентистскую веру и, в последствии, в августе 1846 года вышла замуж за адвентистского пресвитера Джеймса Уайта. Вскоре она стала одним из лидеров движения адвентистов.

2. Время основания:

Первая община адвентистов, празднующих субботу вместо воскресенья возникла в 1844 г. Название "адвентисты Седьмого Дня" возникло в 1847 году.

3. Место основания:

Штат Нью-Гэмпшир, США

4. Регион распространения:

В настоящее время движение адвентистов Седьмого Дня распространено по всему миру. Наибольшее число последователей в США. По оценкам самих адвентистов их численность составляет около 12 млн. человек. По данным на 1999 год в России насчитывалось около 400 церквей адвентистов с общим количеством членов около 40 000 человек ("Религии народов современной России": Словарь. Изд-во "Республика", М., 1999) .

5. Местонахождение руководящего центра:

Штаб-квартира Церкви христиан-адвентистов Седьмого Дня находится в Вашингтоне, Округ Колумбия, США.

В России: Адрес Административно-духовного Центра Евро-Азиатского отделения Церкви христиан-адвентистов Седьмого Дня: Москва , ул. Красноярская, 3.

В Санкт-Петербурге , по данным на 1997 год было 4 прихода адвентистов Седьмого Дня (ул. Интернациональная, 7; пр. Стачек, 72; Зеленогорск, ул. Ленина, 2). Центральный офис в Санкт-Петербурге: ул. Интернациональная, 7.

6. Организационная структура:

Церковь христиан-адвентистов Седьмого Дня организована по принципу представительной демократии. Низшие эшелоны выбирают представителей в высшие органы, при этом формулировка и проведение организационной политики и наблюдение за ортодоксальностью учения осуществляется сверху вниз. Высший уровень власти – президент и исполнительный комитет генеральной конференции.

Организационная структура церкви адвентистов Седьмого Дня включает в себя следующие 4 ступени:

  1. Местная Церковь – община верующих;
  2. Местный Союз Церквей, объединяющий отдельные общины на определенной территории;
  3. Объединенный Союз – группа Местных Союзов Церквей;
  4. Генеральная Конференция – совокупность Объединенных Союзов во всем мире (Существует с 1863 г.).

В России:
Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня в России является частью Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви Христиан адвентистов Седьмого Дня. В состав Отделения входят также Белорусское объединение местных Церквей адвентистов Седьмого Дня, Молдавский Союз адвентистов Седьмого Дня, Южный Союз (5 среднеазиатских стран СНГ) и Транскаспийская миссия (страны Закавказья).

Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня в России объединена в два церковных Союза (униона): Западно-Российский (г. Климовск) и Восточно-Российский (г. Иркутск). Границей между ними является Уральский хребет.

7. Базовая литература:

Поскольку адвентисты причисляют себя к христианским движениям, ими признается Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Однако кроме этого в качестве "Божественного откровения" почитаются "пророчества" Елены Уайт. Наиболее известные книги адвентистов Седьмого Дня – "Великая борьба между Христом и сатаной" и "История Церкви".

8. Периодические издания:

С 1849 года начала выходить газета "Настоящая истина". В 1855 году в городе Баттл-Крик (Мичиган) основано первое издательство. В Европе крупнейшее издательство – "Международное трактатное общество".

В настоящее время издательством "Источник жизни" выпускается журнал "Адвентистский вестник". Адвентисты также издают журналы: "Станем друзьями" (Москва), "Альфа и Омега" (Москва), "Знамения времени" (Киев) и газету "Вестник мира" (Киев).

9. Другие средства массовой информации:

Церковь христиан-адвентистов Седьмого Дня имеет собственные телецентры и радиостанции. В России: в Туле ("Голос надежды") и Нижнем Новгороде.

10. Учебные заведения:

В 1878 году был создан международный союз субботних школ, затем библейская школа в Чикаго, духовная академия в Ланкастере, унионный колледж в Небраске, колледжи в Вашингтоне, Огайо и др. К 1925 году у адвентистов Седьмого Дня уже было 133 высших и 1265 средних учебных заведений. Адвентисты содержат не только миссионерские, но и светские учебные заведения, в частности, им принадлежит Медицинский университет Лома-Линда (США), который является одним из ведущих в области детской кардиологии.

В России: "Заокская духовная академия" (готовит церковнослужителей). Адвентистам также принадлежит ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и др. городах.

II. Учение

1. Истоки учения:

Адвентизм

2. Краткое изложение учения:

В целом доктрина адвентистов Седьмого Дня мало отличается от учений, характерных для большинства протестантских деноминаций. Однако она имеет ряд особенностей, которые не позволяют относить адвентистов к протестантам. Эти особенности их вероучения весьма существенны, поэтому Церковь адвентистов Седьмого Дня относят к квазиденоминациям. Среди нехарактерных для протестантизма в целом вероучительных положений адвентизма можно выделить следующие:

1. Ожидание скорого Второго Пришествия. Согласно учению адвентистов Седьмого Дня, Уильям Миллер не ошибся, провозглашая датой Второго Пришествия 21 марта 1843 года. Они утверждают, что в этот день Христос пришел в Небесное Святилище и начал очищать его, после чего придет на землю, и состоится Страшный Суд. На это, согласно учению адвентистов, указывают 5 знамений:

а) Существование папства как института, якобы заменяющего собой Церковь и являющегося Антихристом. Таковым папство считается с 538 года, в котором Папа якобы объявил себя наместником Христа на земле. Ранение в голову Папы Пия VI при Наполеоне трактуется адвентистами как исполнение пророчества из Откр. 13, 3: "И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю". При этом Рим считается библейским Вавилоном;
б) Падение нравов "как во дни Ноя";
в) Усиливающийся страх людей перед будущим;
г) Широкая проповедь Благой Вести, охватившая уже почти все человечество;
д) Возникновение адвентизма.

Адвентисты верят, что Второе Пришествие состоится, когда исполнится "троекратная ангельская весть":

а) О благовествовании Евангелия всем людям;
б) О падении Вавилона (имеется в виду Рим, а точнее Ватикан);
в) О наказании поклоняющихся зверю и образу его.

2. Адвентисты Седьмого Дня, помимо Библии почитают "пророчества" Елены Уайт как "божественное откровение". Большинство доктрин Адвентистской церкви базируется именно на этих "пророчествах".

3. "Пророчество" Елены Уайт закрепило один из центральных пунктов вероучения адвентистов – необходимость почитания субботы. По утверждению Елены Уайт, ей было видение, в котором она увидела Ковчег Завета в "Святом Святых" и Божии Заповеди, данные Моисею, которые все сияли ярким огнем, кроме последней – о соблюдении субботы. Елена Уайт истолковала это видение как указание на то, что все христианские Церкви отступили от Бога, нарушив одну из важнейших Заповедей. Таким образом, только Церковь адвентистов Седьмого Дня может претендовать на звание истинной Церкви. При этом подчеркивается невозможность спасения без соблюдения десяти Заповедей. А поскольку все Заповеди, включая празднование субботы соблюдают только адвентисты, спасение возможно только для них.

4. Согласно учению адвентистов Седьмого Дня, душа человека смертна. Она пребывает в мертвом теле до Воскресения. Христианское учение об аде и вечном воздаянии отрицается.

5. Адвентисты Седьмого Дня отрицают, что Христос полностью искупил человечество. Они верят, что дело искупления продолжается на небе. При этом утверждается, что сатана понесет на себе грех мира – станет козлом отпущения.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. В учении адвентистов Седьмого Дня в значительной мере присутствует элемент ветхозаветной традиции – наблюдается некий "откат" от христианства назад, в сторону Ветхого Завета. В частности это проявляется в восстановлении ветхозаветных пищевых запретов: Елена Уайт провела в Церкви Адвентистов Седьмого Дня т. н. "санитарную реформу", которая заключалась в запрете на употребление свинины, чая, кофе, а также табака и алкоголя. Для "внешнего мира" это преподносилось как пропаганда "здорового образа жизни". Кроме того адвентистами были открыты многочисленные клиники и санатории, через которые осуществлялась пропаганда их идей.

2. В настоящее время учение Церкви Адвентистов Седьмого Дня эволюционирует в сторону "традиционного" протестантизма. Даже авторитет "пророчеств" Елены Уайт подвергается сомнению. Адвентисты стараются не вспоминать о наиболее спорных элементах своей доктрины. Стал возможен даже экуменический диалог с Католической Церковью, что раньше трудно было даже представить (братский диалог с "Антихристом"!). Все это позволяет надеяться, что в конечном итоге адвентисты Седьмого Дня отрекутся от явных заблуждений и станут одной из протестантских деноминаций.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Баптистский проповедник Уильям Миллер предсказал, что 21 марта 1843 г. наступит Конец Света. Ожидавшие скорого Конца Света стали называть себя "адвентистами" (от лат. adventus – "пришествие"). Когда в назначенный день Второе Пришествие не состоялось, Миллер объявил об "ошибке в вычислениях" и назначил новую дату – 21 марта 1844 г. После того, как предсказание вновь не сбылось, Миллер покаялся в своем заблуждении, отказался от всяких попыток вычислить дату Конца Света и расстался с адвентистским движением.

Большая часть последователей Миллера также покинули движение. Однако некоторые продолжали утверждать, что Второе Пришествие Христа близко, Миллер ошибся лишь в дате.

Осенью 1844 г. в Нью-Гэмпшире появилась община адвентистов, которая помимо ожидания скорого Второго Пришествия Христа, заявляла о необходимости для христиан праздновать не воскресенье, а субботу, в соответствии с ветхозаветной традицией. Основательницей общины была последовательница Миллера Рэйчил Престон. В 1846 г. Иосиф Бетс даже издал специальный трактат о праздновании субботы.

Одним из авторитетных лидеров адвентистского движения был пресвитер Джеймс Уайт (1821 – 1881). Он предсказал наступление Конца Света в 1845 году. Его жена, Елена Уайт, также принадлежавшая к общине адвентистов, объявила себя "пророчицей" и заявила о том, что указание о праздновании субботы было дано ей в "откровении свыше". "Пророчества" Елены Уайт дали новый импульс движению адвентистов Седьмого Дня. Началось активное распространение адвентизма.

20 мая 1863 года в Баттл-Крике открылась первая генеральная конференция адвентистов Седьмого Дня. В 1863 году в движение адвентистов входило всего 3500 человек, однако в 1920 году их было уже 185 450, в 1925 – 238 657, в 1940 – 504 752, а в 1957 их число перевалило за миллион и составило 1 102 900 человек.

В России:

В России адвентизм стал распространяться с 1880-х гг. через миссионеров из Северной Америки. Первые адвентистские общины возникли в 1886 году. Общины адвентистов были созданы в Таврической губернии, Поволжье, на Дону, Кубани, в Бессарабии, на Волыни, в Привисленском и Прибалтийском краях. На рубеже XIX – XX вв. приверженцы адвентизма создают общины в Туркестане и за Уралом – в Сибири. К 1900 году в России насчитывалось уже 28 общин и 4 группы общей численностью 1037 членов. До выхода манифеста о веротерпимости в 1905 году адвентистская община подвергалась гонениям со стороны властей, однако когда в России была провозглашена религиозная свобода, ее ряды стали быстро расти. В 1907 году в Риге состоялся первый Всероссийский съезд адвентистов Седьмого Дня, на который съехались 33 делегата. 1 января 1908 года адвентисты Седьмого Дня в России выделились в самостоятельный Союз (3952 члена, 44 проповедника). 13 мая 1909 года делегация из России впервые присутствовала на Всемирном Съезде адвентистов Седьмого Дня, который проходил в Вашингтоне.

После 1917 года новая власть первоначально лояльно отнеслась к адвентистам Седьмого Дня, как к течению оппозиционному по отношению к господствующей Православной Церкви. С 1922 начали выходить журналы "Голос истины", "Благая весть" и "Уроки воскресной школы". В это время Церковь адвентистов Седьмого Дня состояла из 11 500 членов. Однако к концу 1920-х годов адвентисты, как и все религиозные течения, были обвинены в распространении мракобесия среди молодежи, идеологической реакционности и т. п. Их общины были формально распущены, а лидеры подверглись репрессиям. Было также репрессировано более 3 000 рядовых адвентистов. После октября 1928 г. организационная структура адвентистов была разгромлена, однако часть адвентистских общин продолжала существовать полулегально.

После Великой Отечественной войны отношения властей к религиозным объединениям стало более терпимым. Эта политика касалась, прежде всего, Русской Православной Церкви, однако она распространилась и на другие религиозные группы, в том числе, и на адвентистов Седьмого Дня. Уже в 1946 г. адвентистская церковь насчитывала 13 300 человек, объединенных в 300 общин. В 1945 – 1960 гг. существовал Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня, ликвидированный в 1961 г. в ходе антирелигиозной кампании. С 1960-х годов советское правительств о уд еляло значительное внимание борьбе с адвентизмом, как с сектантским течением, на что указывает большое количество книг, посвященных разоблачению адвентизма, вышедших в советское время (см. раздел ). В то же время, начиная с 1975 г. представители адвентистской церкви из Советского Союза регулярно принимают участие во всемирных съездах движения.

Возрождение адвентизма началось в период перестройки, когда общины вновь были зарегистрированы и их миссионерская деятельность стала осуществляться беспрепятственно. В 1990 г. во всемирном 55-м съезде Генеральной Конференции в г. Индианаполисе участвовали 35 делегатов из Советского Союза. Российская община адвентистов Седьмого Дня получила статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной церкви адвентистов. Первым президентом этого отделения стал М. П. Кулаков.

За 1985 – 1992 гг. церковь адвентистов в России создала такие учреждения, как Заокская духовная семинария и издательство "Источник жизни", радиоцентр "Голос надежды" (Тула), Институт перевода Библии (в 2000 г. выпустил "Новый Завет в современном русском переводе), Московский центр здоровья, ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и др. городах.

В июле 1994 г. в России были созданы два Союза (униона) церкви адвентистов Седьмого Дня – Восточно-Российский и Западно-Российский.

2. Современная деятельность

В настоящее время адвентисты Седьмого Дня ведут широкую миссионерскую деятельность. Движение существует уже более в 206 странах, осуществляя проповедь на 940 языках. По данным на 2004 г. у адвентистов было 50 000 церквей, которые посещало 12 млн. прихожан. Кроме того, адвентисты Седьмого Дня занимаются благотворительной деятельностью. Движение имеет обширную сеть благотворительных организаций. Например "Адвентистское общество экономической помощи" (АДРА), которое бесплатно кормит более миллиона человек ежедневно. В России действует отделение АДРА, которое, в частности, содержит несколько благотворительных столовых, в том числе, в Санкт-Петербурге. Адвентисты владеют целой сетью медицинских учреждений, через которые также осуществляется пропаганда их идей. Движению принадлежат госпитали, больницы, санатории и поликлиники.

IV. Ответвления

  1. Церковь Адвентистских христиан;
  2. Евангелические адвентисты;
  3. Общество жизни и второго пришествия;
  4. Церковь во Христе Иисусе, или адвентисты грядущего века;
  5. Церковь Бога;
  6. Давидовы адвентисты Седьмого Дня.

V. Библиография

  1. Белов А. В. "Адвентизм", Политиздат, М., 1968;
  2. Белов А. В. "Адвентизм" 2-е изд., Политиздат, М., 1973;
  3. Белов А. В. "Адвентисты", "Наука" М., 1964;
  4. Бирзинь Я. У. "Души в западне", "Латгосиздат", Рига, 1961;
  5. Винс Я. Я. "Происхождение "Адвентистов седьмого дня" или "субботников" и их лжеучение" (Репринт) Russian Gospel Ministries, Elkhart, 1991;
  6. Григоренко А. Ю . “Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки” Издательство «Европейский Дом», СПб., 2004;
  7. "Вне Тела Христова: ответ адвентистам или субботникам", "Сатисъ", СПб., 1994;
  8. Воронин Л. Е. "Адвентизм и реформизм", Ставропольск. кн. изд-во, 1983;
  9. Жосан Г. П. "Адвентизм и второе пришествие", "Картя Молдовеняскэ", Кишинев, 1984;
  10. Жосан Г. П. "Особенности эволюции современного адвентизма: новые тенденции в идеологии и деятельности" (автореферат), Ташкент, 1979;
  11. Лентин В. Н . "Адвентисты седьмого дня", "Знание" М., 1966;
  12. Мышепуд С. А. "Современный адвентизм и его влияние на быт верующих" (По материалам Беларусии), АН БССР, Минск, 1989;
  13. Никифоров А. В. "Генезис и эволюция эсхато-хилиастических представлений адвентизма седьмого дня и пути их преодоления" (диссертация), ЛГПИ, 1986;
  14. Рогозин П. И. "Почему я не могу?", "Благовестник", М., 1998;
  15. Шадрин И. И. "Адвентизм – религиозная форма социальной адаптации верующих" (автореферат), Ташкент, 1979.
Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

05.12.2008 16:07:28

Доверяй, но проверяй: Кто такие адвентисты и правда ли то, что о них пишут.

Одним из прав человека согласно законодательству является право на правдивую информацию. В том числе и касающуюся религиозной жизни, важную роль которой в обществе давно признают социологи.
Ни для кого не секрет, что такое явление, как религия, может иметь не только позитивную, но и негативную сторону. Ведь существуют так называемые «тоталитарные секты», несущие угрозу обществу. Конечно, человек должен знать об опасностях, исходящих от таких религиозных организаций, в этом случае «предупрежден - значит вооружен». Однако информация о них должна быть максимально достоверной и объективной, иначе она принесет не пользу, а вред, настроив людей друг против друга без веских на то причин.

К сожалению, такая недостоверная информация появилась на сайте Yoki.ru и была скопирована другими сайтами и перепечатана некоторыми СМИ. Речь идет о рейтинге «10 самых опасных сект мира», в который наравне с действительно опасными сектами типа «Аум Синрикё» были включены и христиане-адвентисты седьмого дня.

Что же рассказал читателям об адвентистах автор (или авторы) рейтинга? Процитируем эту публикацию (на различных сайтах текст незначительно отличается, но основное содержание – то же): «Церковь адвентистов седьмого дня возникла в 1844 году в Соединенных Штатах. В справочнике «Современные ереси и секты в России» адвентисты седьмого дня определяются как секта американского происхождения, которая примыкает к баптистам и имеет особенную тягу к Ветхому Завету.

Основателем адвентизма стал обычный фермер Уильям Миллер. Изучая Библию, он пришел к выводу, что вскоре наступит конец света. Он в 1818 году определил год гибели мира: по расчетам Миллера, им должен был стать 1843. При этом родоначальник секты адвентистов вовсе не смутился, когда ему напомнили слова Христа о том, что никто не может знать ни день, ни час Его Второго пришествия.

В 90-х годах в США произошла трагедия, когда погибли около ста сектантов-адвентистов. Драма произошла в 1993 году в техасском местечке Уэйко, где лидер ответвления адвентизма «Ветвь Давида» Дэвид Кореш обустроился с группой своих последователей. Он слишком долго пророчил близкий конец света, и пророчество «должно было сбыться»... Но неудавшийся мессия, естественно, не хотел уходить сам, поэтому взорвал себя вместе с паствой. Когда пожар закончился, под руинами нашли около сотни трупов, среди которых не менее 25 детей».

Удивляет не только то, что в этом рейтинге одна из признанных во всем мире протестантских церквей - Церковь Адвентистов седьмого дня - необоснованно причисляется к «самым опасным сектам мира», но и то, что автором публикации грубо искажаются факты. Можно предположить, что для человека, не знакомого с историей адвентизма, пример с Дэвидом Корешем станет достаточным основанием отрицательно относиться к адвентистам седьмого дня. Поэтому подвергнем утверждения публикации критическому анализу.

Конечно, читателю в первую очередь интересно узнать, что же на самом деле случилось в местечке Уэйко и действительно ли в этом деле замешаны адвентисты, но оставим этот инцидент «на десерт», а вначале поищем ответы на другие не менее важные вопросы. Ведь картина должна быть объективной. Итак:

Как возникла Церковь АСД? Является ли она сектой?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо разобраться, что такое секта.

Итак, согласно Толковому словарю В.Даля, секта - это «братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь». «СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа), - религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах» - добавляет Большой Энциклопедический словарь. Он же характеризует АСД не как секту, а как церковь: «АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus - пришествие), протестантская церковь». По мнению некоторых авторов, многие секты с течением времени перерастают в церковь, поэтому слово «секта» вряд ли применимо к организациям, которым больше 100-200 лет. С этой точки зрения об АСД даже нельзя сказать, что она была сектой в начале своего возникновения, поскольку изначально не являлась организацией, отколовшейся от какой-либо другой, «господствующей» деноминации. Адвентистское движение (движение тех, кто ожидал близкого Пришествия Христа) благодаря проповедям Вильяма Миллера зародилось одновременно во многих деноминациях, в связи с чем первые адвентисты не могут исторически рассматриваться как секта. Сам же Вильям Миллер говорил: «Мои труды никогда не были направлены на то, чтобы создать какое-либо новое учение или же превознести одно учение над другим… Большинство обращенных, благодаря моим трудам, присоединялись к различным действующим церквам» (цитируется по книге Э. Уайт «Великая борьба», с 272). Когда же это движение не было поддержано деноминациями, к которым принадлежали первые адвентисты, лишь тогда возникла необходимость создания новой организации, которую впоследствии назвали Церковью Адвентистов седьмого дня (что означает «Церковь, ожидающая Второго пришествия Христа и соблюдающая седьмой день - субботу»). Таким образом, АСД можно охарактеризовать не как секту, отколовшуюся от другой церкви, а как протестантскую церковь, сформировавшуюся на основе движения христиан, ожидавших Второго пришествия Христа в середине XIX века.

Спекулируют ли адвентисты на идее «конца света»?

Ни для кого не секрет, что многие деструктивные религиозные организации запугивают людей скорым концом света. А как относятся к этому событию адвентисты?

Они уверены, что Христос открывал ученикам будущее не для того, чтобы их напугать, но для того, чтобы они были готовы к тому, что вскоре начнет сбываться и, наоборот, не боялись: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней» (Мф. 24:6-8). Думается, в свете событий во всем мире, о которых ежедневно сообщают СМИ, слова Христа в комментарии не нуждаются и вряд ли кто-то станет отрицать необходимость быть морально готовым к этим кризисам.

Что же касается убеждений Вильяма Миллера, считавшего, что Христос должен прийти в вычисленное им время, то это было до возникновения Церкви Адвентистов седьмого дня как организации, которая впоследствии никогда не назначала дат Второго пришествия и осуждает подобную практику.

В книге Э. Уайт «Великая борьба» ошибка Миллера, правильно вычислившего дату, но неправильно истолковавшего ее значение, сравнивается с обманутыми ожиданиями учеников Христа, считавших, что Он должен занять царский престол в Иерусалиме, и вместо этого увидевших Его распятие. Точно так же, как настроения учеников перед въездом Христа в Иерусалим - не повод отвергнуть христианство, так и ошибка Миллера - не повод отвергнуть адвентизм как весть о близости Второго пришествия. Вот почему адвентисты не исчезли после разочарования 1844 года, а образовали Церковь АСД, проповедующую о скором возвращении Христа на землю.

Можно ли по каким-либо признакам причислять АСД к «самым опасным сектам мира»?

В справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» (Информационно-аналитический вестник № 1. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. - Белгород, 1997. - 459 с.) авторы проводят четкое различие между понятиями «секта» и «тоталитарная секта»: «Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство». В этом справочнике, изданном по благословению Преосвященного Иоанна, епископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ, негативное отношение выказывается только к тем религиозным группам, которые характеризуются деструктивностью и наносят моральный, психологический либо физический вред своим последователям. И коль уж в публикации про «10 самых опасных сект» адвентисты названы «примыкающими к баптистам», то позволим себе еще одну цитату из этого же справочника: «никто не станет отрицать, что нельзя равнять, например, евангельских христиан-баптистов и такую организацию, как «Церковь саентологии», за которой… по всему миру тянется шлейф судебных разбирательств».

Итак, ни евангельские христиане-баптисты, ни церковь АСД под определение «тоталитарных сект» не подходят, и в справочник организаций деструктивного и оккультного характера не внесены.

Чем вероучение адвентистов седьмого дня отличается от учений «тоталитарных» сект?

Именно этот аспект важен для тех, кто не хочет углубляться в изучение церковных догматов. Ведь догматы можно провозгласить любые, а вот плоды учения всегда налицо. «Штампует» ли организация безвольных зомби, или же формирует здоровую целостную личность, способную трудиться на благо общества.

Адвентисты седьмого дня, в отличие от приверженцев деструктивных культов, не обожествляют своих лидеров, считая, что религиозного почитания достоин только Бог - Отец, Сын и Святой Дух. Основываясь на словах Библии «един Бог - един и посредник между Богом и человеками - человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5), адвентисты убеждены, что никакой религиозный лидер не вправе занимать положение Мессии, или посредника между Богом и паствой, так чтобы доступ к Богу был только через него. Для общения со Христом достаточно искренности («Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28)), поэтому спасение, дарованное Христом, не рассматривается адвентистами как привилегия исключительно членов церкви АСД (это очень важное отличие от деструктивных культов, которые учат, что спастись можно, только будучи их сторонниками).

В церкви Адвентистов седьмого дня поощряется самостоятельная работа мысли при изучении Писания, а не принятие догматов исключительно на веру. Такая установка способствует формированию независимого критического мышления, способного противостоять попыткам выдать человеческие идеи за Божественные. У адвентистов нет запрета на чтение литературы других конфессий или на общение с теми, кто не является сторонником адвентизма. Принцип проверки Писанием («Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20)), действует в отношении любого человека, каким бы выдающимся религиозным лидером он ни являлся. Напротив, в деструктивных культах запрещено подвергать сомнению любые слова и идеи лидеров, считающихся непогрешимыми apriori.

В «тоталитарных» сектах зачастую правильным считается то, что выгодно секте, независимо от того, является это моральным или нет. По мнению же адвентистов, требования нравственного закона Божьего - десяти заповедей - являются неизменными, как в Ветхом, так и в Новом Завете, поэтому нарушение заповедей в чьих бы то ни было интересах является грехом. Седьмой день недели - субботу - адвентисты соблюдают именно по этой причине: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3). В законе Божьем все заповеди являются одинаково важными, и именно послушание им формирует здорового члена общества.
Также Церковь адвентистов седьмого дня выступает против оккультизма, спиритизма, магии, гипноза и всевозможных психотехник, с помощью которых лидеры деструктивных организаций удерживают контроль над своими членами. Человек создан свободным, и его волю никто не имеет права порабощать.

Если говорить о социальной стороне вероучения адвентистов седьмого дня, адвентисты высоко ценят семейные и дружеские узы, которые не разрушаются, а, наоборот, укрепляются, если человек следует Божьей воле. Адвентисты могут дружить с инаковерующими, причем не только с представителями протестантских церквей, но также с православными и католиками, несмотря на различие во взглядах. Это заповедь Христа: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13 ; 34,35).
Церковь АСД не является замкнутой организацией, но активно участвует в жизни общества, помогая людям через медицинское и социальное служения, о чем свидетельствуют множество благодарственных писем от граждан.

Какое отношение к адвентизму имеет «Ветвь Давидова» и инцидент с Дэвидом Корешем?

Мы подошли к самому интересному моменту в публикации про «10 опасных сект». Факту, который легко проверить. Итак, кто же такой Дэвид Кореш?

Как упоминается во многих источниках, лидер культа «Ветвь Давидова» (настоящее имя Вернон Ховелл) претендовал на роль Мессии, а его псевдоним Дэвид Кореш означает стремление уподобиться могущественным царям древности - Давиду и Киру. Члены секты «Ветвь Давидова» в ожидании конца света запасались оружием, вот почему в 1993 году в американском местечке Уэйко стало возможным вооруженное противостояние приверженцев секты и государственных властей, окончившееся трагедией - взрывом резиденции «Ветви Давидовой». Но является ли эта нашумевшая секта тождественной Адвентистам седьмого дня, как было заявлено в публикации?

Обратимся к источникам. В справочнике Дмитрия Таевского «История религии» «Ветвь Давидова» определяется как «американская христианская секта. Ведет свое начало от саузкоттитов. В основе вероучения секты - ожидание скорого конца света и как следствие этого суицидальные тенденции». Саузкоттиты же, в свою очередь, «христианская секта. Основана английской пророчицей Джоанной Саузкотт, которая выдавала себя за «жену, облеченную в солнце» и «жену агнца» из Апокалипсиса. В 1814 г. Саузкотт объявила себя беременной от Святого духа. Когда беременность оказалась ложной, она умерла от потрясения…» (там же).
Нетрудно заметить, что ни с «Ветвью Давидовой», ни с Джоанной Саузкотт у Церкви Адвентистов седьмого дня нет ничего по-настоящему общего, несмотря на кажущуюся схожесть идей о близости конца света. Если члены «Ветви Давидовой» запасались оружием, что уже свидетельствует об их агрессии, то адвентисты седьмого дня убеждены, что приготовление ко Второму пришествию - не физическая, а духовная борьба, требующая приложения таких же нравственных усилий, о которых в свое время проповедовал Иоанн Креститель: «Сотворите достойный плод покаяния». Любые экстремистские идеи и настроения, связанные с концом света, адвентистами седьмого дня осуждаются. Кроме того, лидеры вышеупомянутых религиозных культов возвышали себя вплоть до обожествления, призывая верить измышлениям, никак не согласующимся с Писанием и здравым смыслом. О таких, и подобных им предупреждал Христос: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22).
Внимательное изучение признаков Второго пришествия, содержащихся в Евангелиях, а также в пророческих книгах Даниила и Откровение, по мнению адвентистов, как раз и позволит христианину не попасться на крючок лжехристов и новоявленных мессий, поможет избежать сетей «тоталитарных» сект и влияния демонических культов.

Что же касается ложных сенсаций, то, наибольшей из них, по мнению адвентистов, станет отнюдь не очередной непроверенный рейтинг «жутких сект», а пришествие самого сатаны под видом Христа, сопровождающееся сверхъестественными явлениями, не зря же губитель душ на протяжении веков тренируется, «принимая вид ангела света». И тут уж без понимания того, чему учил Христос на самом деле, обманщика не разоблачить. Доверяй, но проверяй…

Источник:
Игнат Меренков

Облако тегов:
седьмого адвентистов адвентисты христа церковь пришествия второго церкви миллера «ветвь организации христос публикации станет давидова» культов деструктивных религиозные мнению учение которых человек справочнике адвентизма общества организаций религиозных давидовой» саузкотт именно опасных движение местечке возникла света» человека «церковь «тоталитарных» адвентистов седьмого второго пришествия адвентисты седьмого «ветвь давидова» пришествия христа церкви адвентистов