Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море: Сказка. Тема: «Море бывает в беде Детские произведения о море

Посвящается заливу,
уютно свернувшемуся у ног города Бердянска

Робкие солнечные лучи мягко коснулись темной спящей воды. Море вздохнуло, и по глади его поверхности пробежала рябь пробуждения. Первая волна лениво потянулась к берегу, за ней вторая, перебирая песок и мелкие камушки.
- Доброе утро! – крикнула чайка.
Море ответило веселыми брызгами.
Начался новый день.

Когда-то здесь жили дельфины. Морю нравилось вспоминать о них по утрам. Они были такие забавные. То ныряли в самую толщу воды, то выпрыгивали на поверхность, поднимая брызги и смешно фыркая солеными фонтанчиками. Море так любило касаться их гладких черных спин и слушать беззаботную болтовню:
- Вы слышали?
- А?
- Что?
- Вчера чайка схватила одноглазого бычка!
- Где?
- Как?
- Да, но он вырвался, только половины хвоста лишился.
- Ха-ха-ха.
- Хи-хи-хи.
- Как мило он теперь выглядит, этот храбрец!
Это было раньше. А потом люди зачем-то построили дамбу между маленьким, теплым, уютным морем и его отцом, которого все называют Черным. Дельфины остались за этой границей. В тихую погоду с той стороны доносились их веселые крики. Море вздыхало и темнело, но ничего поделать не могло. Иногда ему снилось, что оно набирается сил и рушит дамбу, но утром все было как прежде.

Появились первые рыбаки. «Опять будут воду мутить», - нахмурилось море и шепотом передало на дно свои наблюдения. Рыбы заметались, прячась между камней. «Все равно попадетесь, глупые», - грустно вздохнуло море, наблюдая, как рыбаки надувают лодки и проверяют снасти. Когда резиновые надувные животы коснулись водной поверхности, море вспомнило, что в камнях возле волнореза поселилась стайка молодых пеленгасов. Эти беззаботные подростки наверняка не слышали предупреждения и резвятся сейчас между камней, не зная, что надвигается беда. Море обняло лодки прозрачными ладонями и отнесло их подальше от волнореза. И только тогда снова успокоилось.

Солнце стало пригревать сильнее и к берегу потянулись неугомонные спортсмены. Море с интересом наблюдало, как они подбегали, запыхавшись, стягивали с себя мокрые футболки и делали зарядку на песке. Море не понимало, зачем люди делают это каждое утро, но спокойно принимало их разгоряченные упражнениями и бегом тела и разрешало поплавать. Спортсмены напоминали ему дельфинов, они так же забавно ныряли, поднимая в воздух сотни брызг.

Очень скоро все пространство берега стали заполнять отдыхающие, расстилая на песке полотенца и подставляя солнцу голые спины и животы. К самой кромке воды подошел голенький малыш в смешной панамке. Он удивленно уставился огромными серыми глазами на прозрачную воду, изучая камушки и песчинки на дне. Море улыбнулось, нашло большую причудливую ракушку и прикатило ее к детским ножкам. Малыш восторженно вскрикнул, схватил «добычу» и убежал показывать ее маме. Море весело засмеялось, и по гладкой поверхности пробежали барашки волн.

Время приближалось к полудню. Сегодня у солнца, видимо, было особое настроение. Оно обнимало своими обжигающими лучами все, до чего могло дотянуться. Море притихло, разомлело, перестало играть камушками на дне. Шустрые бычки потеряли всяческий интерес к веселым забавам и попрятались в камнях, отыскивая места попрохладней. Даже пеленгасы, резвившиеся у волнореза, опустили плавники и тяжело вздыхали жабрами. Морская вода, еще утром казавшаяся лазурной и прозрачной, обрела мутно-серый оттенок. Яркие лодки, матрасы, мячи и надувные круги. Сотни людей, прячущихся в воде от жары. Крики, шум, визг. Море думало, что сходит с ума. Ему хотелось тишины и прохладного бриза, теплых солнечных лучей и белого теплохода в чистых волнах. Но жара не спадала, и становилось все невыносимей терпеть толкотню, пустые пивные бутылки и все, что оставляли после себя эти людишки на берегу, возомнившие, что им все дозволено. Море, обычно такое спокойное и невозмутимое, перестало сдерживать свои эмоции. В нем закипали злость и обида. Оно потемнело и, словно набираясь сил, вздрогнуло небольшими волнами. Но люди не слушали моря и не могли его понять. Зато его поняло небо. В считанные минуты налетел неизвестно откуда взявшийся ветер. Море благодарно вздохнуло и вздыбилось огромными волнами, разметая в разные стороны мусор и людей, и грозя сокрушить все, что попадется ему по пути. Топчаны, шезлонги, коврики и полотенца - все было смыто. Люди засуетились, падая под напором соленой воды, сбивающей с ног. Но море только хохотало, чувствуя свою силу. Оно не обращало больше внимания ни на чаек, тревожно кричащих в небе, ни на рыб, испуганно выглядывающих из своих укрытий, ни даже на мальчика, бросившего ракушку и зовущего маму.

Берег давно опустел. И серое от непогоды небо, плавно перелилось в лазурь наступающего вечера. А море все продолжало сердиться, выкатывая на гребнях волн свое недовольство. К дамбе, отделяющей пляж от города, подошла девушка, посмотрела на бушующую синь и, застенчиво улыбнувшись, сказала:
- Привет, море.
Море посмотрело в ответ настороженно, но все-таки стало немного тише. Тогда девушка быстро спустилась с дамбы на песок, подбежала к самому берегу, присела и опустила в воду руки. Море удивленно вздохнуло, и волны уютно свернулись в небольшие белые барашки. Тогда девушка засмеялась, разделась и вошла в воду. Море совсем успокоилось, наблюдая, как девушка ныряет и плавает. Оно заботливо подставляло ей свои ладони и катало на небольших волнах. Ему очень нравилась эта девушка.
- Ты похожа на маленького дельфина, - тихо шепнуло море. Девушка засмеялась, словно поняла этот шепот.
А потом она вышла на берег. Распустила по плечам мокрые волосы, стряхнула полсотни соленых капелек и произнесла:
- Море! Ты слышишь, море! Я отдаю тебе свою душу. Я хочу всегда быть рядом. Вдыхать твой запах и ощущать прохладу твоих ладоней. Я хочу слышать твой успокаивающий шепот и видеть твои сны. Я хочу, чтобы ты знало это, море! И когда мне придется исчезнуть, я хочу раствориться в тебе, стать твоей частичкой, маленькой волной в твоем огромном сильном царстве. Я люблю тебя, море.

Девушка уже давно ушла. А море все еще слышало ее звонкий голос. Теперь оно знало, что не зря существует на этом свете.

В эту ночь морю снились совсем другие сны…

Светлана Кнестяпина
Интегрированное занятие в подготовительной группе по теме: «Рассказ о море».

Цель : Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Задачи :

Развитие продуктивной деятельности детей; Развитие продуктивной деятельности детей : Учить способу складывания бумаги – по диагонали и в разных направлениях, развивать у детей умение участвовать в совместной работе, помогать приобретать навыки сотрудничества; учить детей работать по схеме; поощрять творческие проявления детей в оформлении поделки, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги.

Развитие детского творчества;

Приобщение к музыкальному искусству;

Расширение кругозора детей, средствами изобразительного искусства.

Оборудование : интерактивная доска , аудиозапись

Материал к занятию : ватман, цветная бумага, бумажные салфетки белого цвета, клей-карандаш, схемы (условные обозначения, приглашение-открытка, ножницы.

Предварительная работа : беседа о море , рассматривание картин , иллюстраций, чтение рассказов , стихов, выполнение работ на занятиях (аппликация, конструирование) .

Ход занятия.

Вводная часть.

Ребята, нам пришло приглашение с предложением принять участие в выставке детских работ. Тема выставки : «Рассказ о море » .

Как вы думаете, как можно рассказать о море ? С помощью чего?

Дети : -О море можно рассказать словами , прочитать в рассказах .

Ребята, а кто пишет рассказы ?

Дети : Рассказы пишут писатели .

Дети : Еще можно рассказать о море в стихах .

Ребята, а кто пишет стихи?

Дети : Стихи пишут поэты.

Настя, расскажи стихотворение о море .

Стихотворение : «Для чего морю наряды?» .

В ночь любую, в день любой,

Море занято собой ,

По утрам оно одето

В платье розового цвета.

Днем одето в голубое,

С белой ленточкой прибоя.

А сиреневое платье

Одевает на закате.

По ночам на черной глади

Мягкий бархатный наряд,

А на бархатном наряде

Драгоценности горят.

Где еще мы можем получить информацию о море ?

Посмотреть передачу по телевизору;

В интернете ;

Сходить в музей, посмотреть картины с изображением моря.

Основная часть.

Ребята, я предлагаю сходить в мультимидийную студию.

(Встречает детей педагог ИЗО) .

Здравствуйте, ребята. Я, рада приветствовать вас в нашей мультимедийной студии. Сегодня мы с вами посетим картинную галерею. Узнаем, о том, что художник тоже может многое рассказать о море , но не с помощью слов, а с помощью красок. Нас с вами ожидает сказочное путешествие, в котором мы познакомимся с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского известного русского художника-мариниста.

Вы знаете кто такие художники - маринисты?

Тогда послушайте сказку :

Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море . На рассвете она становилась розовой и нежилась в теплых лучах солнца,

а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи.

В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у нее появлялась шапка белой, сердитой пены.

Но больше всего ей нравилось теплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького мальчика, который не боялся ее и смотрел на нее как-то особенно, и Волне хотелось быть для него еще более красивой, чем прежде.

Я нарисую тебя! – сказал однажды мальчик.

Попробуй – засмеялась Волна.

А потом мальчик куда-то пропал. Волна очень скучала. Однажды она узнала, что Ваня уехал учиться на художника. Она отправилась за ним. В том городе, где учился Ваня, Волна стала маленькой и серой, как все. Она часто видела своего друга. Он теперь стал взрослым и его все звали Иваном Константиновичем. Он тоже узнал ее и часто стоял на берегу и наблюдал за нею.

Я нарисовал тебя! – сказал он. – Можно посмотреть! – спросила Волна. Когда она увидела картину, то остановилась на несколько минут : так она была удивлена. Она поняла, что он маринист художник, который умеет рисовать море и с помощью красок рассказать о нем .

Муз. рук : Ребята, скажите пожалуйста с помощью чего можно ещё рассказать о море ?

Дети : С помощью музыки.

Муз : рук : Правильно, вы хотите услышать море в музыке ?

Дети : Да.

Муз. рук : Я предлагаю вам ребята удобно лечь на ковёр, закрыть глаза и послушать музыку, а потом мне скажете какая эта музыка по характеру, какое море хотел показать композитор.

Дети слушают музыкальный отрывок.

Муз. рук : Открывайте тихонько глазки, садитесь. Давайте поговорим о характере музыки, каким здесь композитор представил вам море ?

Дети : Спокойным, тихим, умеренным, добрым не много тревожное в середине, слышен в музыке всплеск волн, а в конце море снова спокойное , умиротворённое.

Муз. рук : Молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю послушать ещё один отрывок из музыкального произведения, можно не ложиться, а просто сидеть и слушать, какое здесь море показал композитор ?

Дети слушают 2ой отрывок из музыкального произведения.

Муз. рук : Ребята, а здесь какое море вам музыкой показал композитор?

Дети : Шумное, тревожное, бушующее, взволнованное, штормовое, грозное,

волны с шумом бьются о берег.

Муз. рук : Вот видите ребята, как ярко отобразили композиторы в музыке- море , вы очень хорошо услышали его характер.

Муз. рук : Ребята, а хореограф может рассказать о море ?

Дети : Да. Он может рассказать с помощью танца , движения.

Муз. рук : Правильно, а давайте с вами сейчас посмотрим фрагмент из танца : «Девушка и море » .

Дети смотрят фрагмент из танца : «Девушка и море » .

Муз. рук : Понравился вам танец.

Дети : Да.

Муз. рук : Я вам предлагаю с помощью своих движений рассказать о море . Кому нужны платочки, можно взять (дети берут платочки) .

Муз. рук : Я вам включаю музыку, а вы ребята плавно красиво изображаете море в своем танце .

Звучит музыка, дети свободно двигаются по залу, изображая море , волны, чаек и т. д.

Муз. рук : Молодцы ребята, замечательное море в танце у вас получилось.

Воспитатель : Так как же можно рассказать о море ?

-Дети : Поэты выражают свои мысли в стихах; писатели - в рассказах ; композиторы – в музыке; художники рисуют картины; через танец и движения;

Мы сегодня с вами будем рассказывать о море с помощью бумаги .

Пальчиковая гимнастика.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я – отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

Дети, подумайте, что каждый из вас хотел бы сделать из бумаги для нашей картины. (Дети выбирают материал, необходимый для выполнения оригами) .

Посмотрите, какая красивая, яркая картина у нас получилась. Давайте отправим её на выставку.

В. Г. Квашин

Сначала море пустое было. Только Хозяин моря с женой на дне жили. Хозяин моря все море обустраивал: то мель какую-нибудь сделает, то остров, то течение выдумает. А жена все сидит и сидит. Однажды жена говорит:
- Скучно мне. Ты все что-то делаешь, выдумываешь, а мне и заняться нечем.
Подумал Хозяин моря и решил жене подарок сделать. Создал рыб.
- Вот тебе рыбы. Будешь Хозяйкой рыб. Паси их, ухаживай, разводи, каких захочешь. Все веселее будет.

Обрадовалась жена, стала рыбами заниматься. Через три дня говорит:
- Ты рыб выдумал. А как я их разводить буду, если им есть нечего.
- И правда, забыл я об этом, - отвечает Хозяин моря.
Подумал и создал рачков мелких, крабов, ракушек, водорослей разных на дно насадил.
- Пусть рыбы этим питаются.

Жена довольна осталась, пошла рыб разводить. Прошло немного времени, жена опять мужа спрашивает:
- Ты рачков разных сделал, а они-то что есть будут?
Подумал Хозяин моря - и правда, промашка вышла. Посмотрел - рачков на дне видимо-невидимо. Решил сразу всех накормить, придумал китов и тюленей.
- Пусть рачки китов и тюленей едят, когда те умрут и на дно упадут. Эти звери большие, на всех рачков хватит!

Через некоторое время Хозяйка рыб опять к мужу пришла.
- Чем ты опять недовольна? - спрашивает Хозяин моря. - Я рыб тебе создал, корм для них - рачков всяких сделал, для рачков корм придумал - пусть мертвых китов поедают. Что тебе еще не хватает?
- Ты все хорошо придумал, - говорит жена. - Только чем же будут питаться эти огромные киты и тюлени?
Задумался Хозяин моря. Действительно, китам, тюленям есть нечего. Еще других зверей создавать нельзя - селить некуда, и так море уже полное всякой живности. Думал он, думал и придумал.
- Пусть киты едят рачков, тюлени - рыбу, рыба - рачков, водоросли и ракушки, а рачки разные пусть едят мертвых китов, тюленей и рыб. Так все сытыми будут.
- Какой ты умный! - сказала Хозяйка рыб. - Не зря ты - Хозяин моря! Теперь для всех еда в море есть.

Черное море очень располагает для отдыха с ребенком. Летом здесь нечасты шторма — это потому, что Чёрное море небольшое, волны не могут набрать полную силу, здесь почти не встречаются опасные для человека морские животные. Вода содержит мало соли, и она не раздражает глаза. Черное море удобно для обучения плаванию. Ребенку доставит удовольствие заниматься исследованием подводного мира, если Вы научите его нырять.

Черное море принимает воды множества рек, поэтому соленость его поверхностных вод сравнительно мала. К сожалению, малая соленость снижает разнообразие животного мира Черного моря, обитатели морей и океанов плохо переносят соленость меньше 20 г/л.

Поверхностный слой воды Черного моря — менее солен и его вода более легкая, близкая по температуре к воздуху; летом она хорошо прогревается, зимой — охлаждается.

Cовсем другие — глубинные воды Черного моря: от 50-100м — до самого дна, лежащего на глубине двух километров — более соленые и тяжелые, их температура всегда постоянна: 9С. — это свойство вод Черного моря.

Опресненная поверхностная вода не смешивается с более солеными глубинными водами, что препятствует проникновению кислорода в глубины Черного моря. И на глубине 200 метров — кислород в воде Черного моря почти отсутствует, животные и растения там жить не могут, но живут бактерии, которые разлагают опускающиеся сверху останки животных и растительности и выделяют при этом сероводород.

Черное море — одно из самых молодых морей Земли, 8000 лет назад оно было озером, его берега и экосистема до сих пор в динамике, меняется уровень моря, меняются флора и фауна Черного моря — появляются новые морские виды-вселенцы, а некоторые из тех, что жили здесь раньше — исчезают. Например, многие черноморские моллюски, чьи ракушки мы находим на пляжах, сегодня — уже вымерли: их уничтожил один из самых беспощадных хищников Черного моря, тихоокеанский вселенец — брюхоногий моллюск рапан.

Реки, впадающие в Черное море, дают пищу его флоре и фауне, они несут в своих водах массу питательных веществ, эти вещества и солнечные лучи дают рост невидимым нам одноклеточным водорослям — фитопланктону. Их можно найти в каждой капле воды у поверхности моря — и увидеть через микроскоп.

Крохотные морские растения в толще воды — поедают микроскопические морские животные — зоопланктон: простейшие — инфузории, амебы, мелкие ракообразные, другие морские беспозвоночные и их личинки, личинки рыб; эта экологическая группа морских организмов включает и некоторых крупных животных: большие медузы и гребневики — это тоже планктон.

Живая природа Черного моря — удивительна. Можно бродить по колено в воде у песчаного пляжа — и увидеть очень много познавательного: крабы, раки-отшельники, почти незаметные донные рыбы Черного моря — бычки, морские ромбы и камбалы, барабулька и кефаль, морская мышь, морская корова и морская игла. Внимательно понаблюдаем за ними и попытаемся понять, как они живут.

Камбала калкан

Самый разнообразный и интересный подводный мир Черного моря — у каменистых берегов. На мелководье — разноцветные многоклеточные водоросли Черного моря, бегают по камням пестрые рыбки — морские собачки, крабы, растут актинии…

Морская собачка

Еще глубже — густые джунгли цистозиры — основной водоросли Черного моря в прибрежье. Цистозира дом родной для рыбы зеленушки. По веткам водорослей скользят миниатюрные морские улитки и прыгают креветки. В густых зарослях прячется каменный краб — самый большой на Черном море, и живет самая яркая рыба Черного моря — троепер.

А поверх крон подводного леса проносятся стаи рыб — кефаль, ставрида. Животные и растения Черного моря — не только большие и яркие — но и мельчайшие, прячущиеся среди камней и водорослей — все интересны, у каждого из них — свое место в жизни моря.

Еще глубже — спикары, рыбы-ласточки, более крупные рыбы Черного Моря — горбыль и морской каменный окунь,

Морской каменный окунь

морские караси — ласкирь и зубарик; на поверхности камней — корковые животные-обрастатели — губки, мшанки, гидроиды, многощетинковые черви, асцидии, и другие, самые необычные, обитатели Черного моря…

Черноморская акула катран

А там, где кончаются подводные скалы, и начинается уходящий в глубину, покрытый песком, ракушкой и илом шельф Черного моря — на той глубине, куда обычно добираются только водолазы — в холодной воде живут скат морская лисица, камбала калкан, морской петух и колючая акула катран.

Морской петух

Наблюдая и изучая с ребенком необычную подводную жизнь Черного моря — Вы можем узнать о том, как — вообще — устроена жизнь в морях и океанах

О безопасности на Чёрном море

В Черном море практически не водится опасных для человека — животных. Вот те немногие обитатели Чёрного моря, которые могут доставить Вам неприятности.

Медуза корнерот

Медузы, запомните, лучше их не трогать руками, особенно крупных. Самые опасные медузы корнерот и аурелия. Корнерот имеет мясистый купол и тяжелую бороду толстых щупалец, старайтесь оплывать их стороной, но если честно, крапива обжигает сильнее, чем корнерот. Другая крупная черноморская медуза — аурелия, Ее стрекательные клетки слабее, кожу на теле они не пробивают, но обжечь слизистую глаз или края губ аурелия может больно. Если ребенок трогал медузу, даже дохлую — ополосните ему руки — на них могут остаться стрекательные клетки, и если потом он потрет ими глаза, то обожжется.

Медуза аурелия

Из рыб бойтесь морского ерша (черноморская скорпена), по виду он настоящее чудовище — большая голова, покрытая выростами, рожками, выпученные багровые глаза, огромный рот с толстыми губами. Лучи спинного плавника превращены в острые колючки, которые, если потревожить, растопыривает, в основании каждого луча — ядовитая железа. Заметить морского ерша трудно, они таятся между камнями, под водорослями, и, как и все донные рыбы, меняют окраску под цвет своего окружения, могут быстро светлеть или темнеть в зависимости от освещенности. Ну уж, если Вы его заметили, то трогать не надо, гораздо интереснее лежа на поверхности воды наблюдать через маску за его охотой.

Морской ёж скорпена

Раны от шипов морского ерша причиняют жгучую боль, место вокруг уколов краснеет и распухает, потом — общее недомогание, температура. Пострадавший от колючек ерша — должен обратиться к доктору.

Морской дракончик. Вытянутая, похожая на змею, с угловатой большой головой, донная рыба. Как и у других донных хищников, у дракона — выпученные глаза на верхней части головы и огромный, жадный рот. Морской дракон (иногда рыбаки называют его — змейка) предпочитает мягкие грунты — песок, ил, в которые он зарывается, подстерегая добычу — мелких рыб, над поверхностью дна остаются только его зоркие злые глаза. Чувствуя опасность, дракончик расправляет черный веер спинного плавника, все пять лучей которого — отравленные колючки. Еще один ядовитый шип растет назад из жаберной крышки. На средиземноморских курортах отдыхающие изредка наступают на закопавшихся в песок колючих драконов, но у наших черноморских пляжей таких случаев пока не было. Ранятся иногда рыбаки, когда поймают его сетью или на удочку. Последствия ядовитого укола дракончика — гораздо серьезнее, чем в случае скорпены, но лечение — такое же.

Морской дракон

В Черном море обитают скаты: скат-хвостокол (морской кот), морская лиса. Скаты — родственники акул, они тоже относятся к хрящевым рыбам: и позвоночник, и ребра, и череп — из хряща. Боков у ската нет — только спина и брюхо, верх и низ. Скаты не нападают на человека. Живут они на дне, на дне находят и пищу — моллюсков, крабов; поэтому рот у них смещен под плоскую голову, а глаза и брызгальца — жаберные щели — расположены сверху. Запомните главное, не пытайтесь ловить ската, особенно хватать за хвост. Скат использует хвост как оружие. У него на хвосте есть колючка, ее края очень острые, да к тому же зазубренные, вдоль лезвия, с нижней стороны — желобок, в котором виден тёмный яд из ядовитой железы на хвосте. Если задеть лежащего на дне ската, он ударит хвостом как бичом, при этом он оттопыривает свою колючку и может нанести глубокую рубленую рану. Рану от удара ската, обрабатывают, как любую другую. К счастью, скаты пугливы, боятся шума, стараются уплыть от купальщиков, и там, где купаются дети, их нет.

Дети часто спрашивают — кусаются ли крабы? Не кусаются, а щипаются — не зубами, которых у них нет, а клешнями. И только тогда, когда мы сами пытаемся схватить их. Крупный, мраморный краб, или каменный краб могут ущипнуть палец очень больно, если он все-таки схватил Вас, не тяните его — оторвете клешню. Крабы отпускают свои лапки и клешни, также как ящерицы — свой хвост. Лучше просто оставить его в покое, он отцепится сам.

Если Вы или Ваш ребенок получили раны от морских обитателей, то обязательно сделайте следующее:

— Раны надо обработать, как обычные царапины, т.е. промыть чистой водой, обработать дезинфицирующими препаратами (йодом, зеленкой и пр.)

Если появились симптомы отравления ядом, срочно обратиться к врачу.

Основные симптомы отравления ядом морских обитателей — местное воспаление (там, где укололись) и общая аллергическая реакция, возможно с высокой температурой.

Если нет возможности быстро обратиться к врачу, единственными таблетками, которые смогут помочь, являются противоаллергические (антигистаминные) препараты — помните, что нужно строго соблюдать инструкции по применению таблеток, которые прилагаются ко всем лекарствам. Хотя, смертельных случаев от уколов и укусов черноморских обитателей не известно, но может быть сильная аллергическая реакция у предрасположенных людей.