Презентация тяжелые нарушения речи. Презентация по логопедии "дети с нарушением речи". Бронхиальная система взрослого человека. Вид сзади

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое нарушения речи? Вопреки расхожему мнению, нарушение речи – это не только нарушение произношения звуков Логопед - педагог, занимающийся выявлением, исправлением (коррекцией) и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых

3 слайд

Описание слайда:

Логопед занимается коррекцией нарушений: произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия) ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание) голоса (дисфония, афония) письменной речи (дисграфия, дислексия) недоразвития речи или утраты речи (алалия, афазия)

4 слайд

Описание слайда:

Причины могут быть обусловлены разными факторами: 1. Болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания) 2. Родовые травмы 3. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств 4. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания Почему возникают речевые нарушения?

5 слайд

Описание слайда:

Необходимо участие специалистов: врача-невролога, который назначает, в случае необходимости, лечение логопеда, который непосредственно занимается коррекцией речи психолога, который проводит профилактическую работу для предупреждения вторичных отклонений Большую роль играют родители! Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалистам добиться хороших результатов. Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

6 слайд

Описание слайда:

в 2 - 3 месяца у ребенка не наблюдается гуление в 6 - 7 месяцев отсутствует лепет в 1 год малыш не пытается произносить слова в 2 года отсутствуют слова и фразы в речи вашего малыша в 3 года консультация логопеда рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет в 5 лет ребёнок испытывает трудности в построении фраз и предложений, в пересказе небольших сказок, рассказов Необходимо обратиться за помощью к логопеду если:

7 слайд

Описание слайда:

1. Как обстоят дела со звуками речи? Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте.

8 слайд

Описание слайда:

2. Достаточен ли запас слов? Если ребёнку трудно: найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, продукты, цветы), сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая), действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся), синонимы, антонимы, то необходимо обогащать словарь ребёнка!

9 слайд

Описание слайда:

3. Усвоены ли грамматические нормы языка? Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова.

10 слайд

Описание слайда:

4. Владеет ли ребенок связной речью? Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

11 слайд

Описание слайда:

Проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание 3. Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «капает апатом»-копает лопатой 4. Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы, выстраивать собственные высказывания на определенную тему 1. Нарушения звукопроизношения: неправильное произнесение звуков, пропуски, замены звуков («матик»-мальчик, «пубики»-кубики, «фапофки»-сапожки) 2. Лексические недостатки: бедный словарный запас, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова

12 слайд

Описание слайда:

5. Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д. 6. Нежелание слушать сказки, стихи 7. Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи 8. Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи Проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание

Слайд 2

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения

Слайд 3

  • Слайд 4

    Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

    Слайд 5

    психолого-педагогические особенности детей с ТНР

    Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

    Слайд 6

    Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на:

    отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

    Слайд 7

    ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

    Слайд 8

    Комплексный характер логопедическоговоздействия при дизартрии

  • Слайд 9

    Этапы логопедического воздействия при дизартрии

    Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

    Слайд 10

    Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков:

    Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

    Слайд 11

    Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи

    РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

    Слайд 12

    Логопедическое воздействие при открытой ринолалии

    Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи

    Слайд 13

    В дооперационный период:

    Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Подготовка правильного произношения гласных Подготовка правильной артикуляции доступных согласных

    Слайд 14

    В послеоперационный период:

    Развитие подвижности мягкого неба Устранение дефектов звукопроизношения Преодоление назального оттенка голоса

    Слайд 15

    Специфические виды работы в послеоперационном периоде:

    Массаж мягкого неба Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика Голосовые упражнения Дыхательные упражнения

    Слайд 16

    Нарушения темпо-ритмической организации речи

    ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

    Слайд 17

    Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания:

    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Медицинские препараты Лечебные процедуры ЛФК Психотерапия КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Логопедические занятия Логоритмика Воспитательные мероприятия

    Слайд 18

    Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

  • Слайд 19

    Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

    Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    ГБОУ АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА № 1375 ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: Коррекционная педагогика Тема: «Дети с нарушениями речи» ВОСПИТАТЕЛЯ Кущёвой И. А. Москва, 2016 год

    3 слайд

    Описание слайда:

    Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Для обозначения нарушений речи используются также термины – расстройства речи, дефекты речи, речевая патология. Речевое нарушение не исчезает самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии – логопедия. Логопедия - наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Дислалия (косноязычие) До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький.

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    Ринолалия Это нарушение тембра голоса и звукопроизноше-ния, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Дизартрия Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи. Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Алалия Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов. С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

    11 слайд

    Описание слайда:

    Заикание (логоневроз) Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания. Дисграфия и дислексия Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии. Задержка речевого развития (ЗРР) Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    14 слайд

    Описание слайда:

    Дошкольные учреждения системы образования Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача -- коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп: 1) группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН); 2) группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР); 3) группы для детей с заиканием.

    15 слайд

    Описание слайда:

    В группы ФФН направляются дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нарушением звукопроизношения или сочетается с ринолалией). При этом отмечается не только нарушенное звукопроизношение, но и нарушение речевого дыхания, голоса, назализация - носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произношения и просодики связаны с нарушением иннервации артикуляционного аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля. В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой. Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

    Слайд 2

    • Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации
    • Нарушение устной речи
    • Нарушение письменной речи
    • Психолого-педагогическая классификации
    • Заключение
    • Глоссайд
  • Слайд 3

    Классификация речевых нарушений

    На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопроса о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств и опиралась на сложившиеся в ней к концу XIX- началу XXв. классификации. Современная классификация включает в себя: Клинико–педагогическую и Психолог –педагогическую классификацию

    Слайд 4

    Виды речевых нарушений

    • Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации (Хвайцев, Правдина, Рау)
    • Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно под­разделить на две большие группы взависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная
  • Слайд 5

    Нарушения устной речи

    Нарушение устной речи могут быть разделены на два типа:

    • фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи.
    • структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
  • Слайд 6

    Расстройства фонационного оформления высказывания

    Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

    • Голосообразования
    • Темпо - ритмической организации высказывания
    • Интонационно-мелодической
    • Звукопроизносительной организации
  • Слайд 7

    • Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в любых комбинациях в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначений которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
    • Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
    • Брадилалия (брадифразия) - патологически замедленный темп речи
    • вследствии замедленной реализации артикулярной речевой программы.
    • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи в следствии ускоренной реализации речевой артикуляторной программы.
  • Слайд 8

    • Заикание (Логоневроз - боязнь речи) -нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
    • Дислалия - нарушение звуко произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
    • Ринолалия - нарушения тембра голоса и звуко произношения,обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевог аппарата.
    • Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
    • Анартрия - невозможность осуществлять звуковую реализацию речи.
  • Слайд 9

    Нарушения структурно-семантическогооформления высказывания

    • Нарушения структурно-семантического (внутренного) оформления высказывания представлены двумя видами речевых нарушений: алалией и афазией.
    • Алалия (дисфразия, афазия развития) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие оргапоражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
    • Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
  • Слайд 10

    Нарушение письменной речи

    Подразделяются на 2 группы:

    1. При продуктивного вида отмечаются расстройства письма
    2. При нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.
  • Слайд 11

    Расстройства письма (продуктивного вида)

    • Дисграфия – нестойкость оптика - пространственного образа буквы, смещение, пропуск букв, искажения звука – слогового состава слова и структуры предложений.
    • Аграфия – несформированность письма в ходе обучения.
  • Слайд 12

    Расстройства чтения (рецептивного вида речи)

    1. Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения.
    2. Аллексия– неспособность овладеть чтением в процессе обучение
  • Слайд 13

    Психолого – педагогическая классификация

    Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

    Слайд 14

    Психолого–педагогическая классификация подразделяется на 2 группы

    • Группа - Нарушение средств общения (ФФН и ОНР)
    • Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
    • При фонематических нарушениях следует развивать речевой и фонетический слух.
    • При фонетических нарушениях проводят работу по коррекции нарушений артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторике.
  • Слайд 15

    В зависимости от нарушаемых звуков различают:

    • Фонематические нарушение свистящих и не свистящих звуков - сигматизмы. Фонетические нарушение - параситизмы
    • Фонетические нарушения звуков л, л" .
    • Фонетические нарушение звуков р, р"- ротацизмы, пароротацизмы
    • Фонетическое нарушение звука й – йотацизмы, парайотацизмы
    • Дефекты смягчения – все звуки как мягкие
    • Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
    • Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речи относящиеся к звуковой и смысловой стороне
  • Слайд 16

    Группа Нарушения в применении средств общения,куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

    Слайд 17

    Заключение

    В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развития которых тесно связанно с речью.

    Слайд 18

    Глоссайд

    О.В. Правдина, «Логопедия» Москва 1937г 2) Л.С. Волкова, «Логопедия» Москва 1989 г. 3) М.Е. Хватцев, «Логопедия» Москва 1959 г.

    Министерство образования Нижегородской области

    Государственное бюджетное профессиональное

    Образовательное учреждение

    «Нижегородский Губернский колледж»

    Дети с нарушением речи

    Выполнила студентка группы 444з6

    Галяткина Ирина Владимировна

    г. Нижний Новгород 2018

    Факторы влияющие на речевое развитие детей:

    • токсикоз беременности;
    • хроническая гипоксия плода;
    • острые и хронические заболевания матери в период беременности;
    • минимальное поражение нервной системы при резус- конфликтных ситуациях матери и плода;
    • легкая асфиксия;
    • родовые травмы;
    • острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

    Профилактика речевых нарушений.

    Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов, учителей, воспитателей по предупреждению речевых нарушений у детей. Логопедическая работа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

    Причины возникновения речевых нарушений:

    • ухудшение экологической обстановки;
    • увеличение числа патологий беременности;
    • увеличение количества родовых травм;
    • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
    • различные социальные причины.

    Результаты нарушений речи:

    Нарушения звуковой культуры речи, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

    Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Нарушения речи обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. В специальной литературе термин «нарушение речи» заменяются другими терминами: расстройства речи, дефекты речи, речевая патология, речевые отклонения.

    Виды речевых нарушений

    Нарушения устной речи

    Нарушения письменной речи

    • Дисфония
    • Брадилалия
    • Тахилалия
    • Заикание
    • Дислалия
    • Ринолалия
    • Дизартрия
    • Алалия
    • Афазия
    • Дислексия
    • Дисграфия
    • Дисорфография

    Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

    Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

    Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

    Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

    Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

    Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

    Дисорфография - стойкая и специфическая не сформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

    Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами коррекционного обучения и воспитания.

    Задачи логопедической работы:

    • Коррекция нарушений в развитии устной речи, письма и чтения обучающихся;
    • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении навыков письма и чтения;
    • Привлечение к коррекционной работе педагогов и родителей обучающихся

    Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ваш малыш будет тренироваться в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми навыками рисования и письма.

    Занимаясь с малышом 10-15 минут ежедневно, вы научите его:

    Красиво и чисто произносить звуки в словах;

    Правильно и легко держать карандаш;

    Уметь проводить различные линии;

    Ориентироваться на листе бумаги.

    У вашего ребёнка будут развиваться:

    Зрительное и слуховое восприятие;

    Внимательность и творческое воображение.

    Основные упражнения:

    • Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
    • Занятия по логопедической ритмике.
    • Упражнения, активизирующие внимание.

    1. Счет в быстром темпе. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.

    Как вариант задания:

    • посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.), заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
    • посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
    • посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
    • 2. Произнесение слогов со стечением согласных.

    • Четко произносить слоги, например:
    • фра- вра фро - вро; пру-бру пры-бры

      3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

      Например: мак - рак - бак. Например: мак - рак - бак.

    1.Упражнение на развитие общих движений

    2. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развитие слухового внимания.

    3. Упражнение на развитие речевого внимания

    4. Упражнения на развитие чувства ритма. Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа.

    5. Упражнения на развитие мелкой моторики. Пассивная гимнастика (массаж)

    6.Пальчиковые игры

    7.Потешки для мелкой моторики

    8.Упражнения на развитие речевого дыхания

    10. Упражнение на развитие просодии

    11. Упражнения на координацию речи с движением

    12. Упражнения на развитие речевых и мимических движений

    Заключение

    По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.