План маршалла предусматривал поставки продовольствия. Что такое "план маршала"

22 марта 2015 года президент Польши Бронислав Коморовский , выступая в Брюсселе, . Именно таким образом, по мнению Коморовского, можно обеспечить выживание Украины и успешное проведение в ней реформ.

О новом «плане Маршалла» для Украины разговоры идут с самого момента победы «Евромайдана» в феврале 2014 года. О необходимости такого плана говорят как западные, так и украинские политики, в частности премьер-министр Арсений Яценюк .

Плакат, посвящённый плану Маршалла (перевод: «Какова бы ни была погода, мы должны двигаться вместе»). Фото: Commons.wikimedia.org

При этом об оригинальном «плане Маршалла» у непосвящённой аудитории имеется довольно смутное представление. В советской историографии ему давались исключительно негативные оценки, в постсоветский период — сплошь комплиментарные.

Программа, официальное название которой звучало как «Программа восстановления Европы», была впервые обнародована 5 июня 1947 года в речи государственного секретаря США Джорджа Маршалла, произнесённой в Гарвардском университете.

Кадровый военный Джордж Маршалл в разные годы занимал посты начальника Генерального штаба и министра обороны США, а с 1942 по 1944 годы фактически руководил всеми военными операциями американской армии.

В 1947 году вышедший в отставку генерал Маршалл занял пост госсекретаря в администрации президента Гарри Трумэна.

Трумэну, решительно взявшему курс на эскалацию холодной войны, нужен был человек, способный продвигать американские интересы как военными, так и экономическими методами. Джордж Маршалл для этой роли подходил как нельзя кстати.

«Программа восстановления Европы»

К 1947 году экономическое положение Европы было незавидным. Разрушениям подверглись большинство европейских стран, были понесены чудовищные человеческие потери (55- 60 млн погибло, около 100 млн искалечено). И спустя два года после окончания войны повсюду царила разруха, ощущалась острая нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, европейские валюты были сильно обесценены из-за галопирующей инфляции.

Восстановление европейских экономик шло крайне медленно, при этом в большинстве стран усиливались позиции коммунистов и других левых партий, что в США рассматривалось как прямая угроза национальной безопасности.

К моменту создания «Программы восстановления Европы» у Маршалла уже был за плечами опыт успешного осуществления антикризисной программы — в 1933 году в рамках «Нового курса» Франклина Рузвельта Маршалл занимался организацией Гражданского корпуса охраны окружающей среды — масштабной программы трудоустройства молодых безработных.

12 июля 1947 года в Париже для обсуждения «плана Маршалла» собрались представители 16 стран Европы. От участия во встрече отказались так называемые «страны народной демократии», входившие в сферу влияния СССР, а также Финляндия.

Официально заявленной целью программы были восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

Первая страница текста Плана Маршалла (англ.). Фото: Commons.wikimedia.org

Круговорот долларов в природе

«План Маршалла» вступил в действие 4 апреля 1948 года. В его рамках Соединённые Штаты в течение четырёх лет предоставили 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешёвых кредитов и долгосрочного лизинга.

Помощь выделялась согласно предварительным договорённостям в соответствии с потребностями стран. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция — 2,5 млрд, Италия — 1,3 млрд, ФРГ — 1,3 млрд и Нидерланды — 1 млрд долларов США.

В «плане Маршалла» нужно различать экономическую и политическую составляющую.

После Второй мировой войны Соединённые Штаты оказались единственной из крупнейших индустриальных держав, экономика которой не подверглась разрушениям. Благодаря этому США на многие годы вперёд смогли закрепить за собой место мирового экономического лидера. Тогда же и доллар стал главной мировой резервной валютой, что дало Соединённым Штатам исключительные возможности на десятилетия вперёд.

Но успешной американской экономике позарез нужны были рынки сбыта, и в этой связи экономическое восстановление Европы являлось жизненной потребностью крупного американского бизнеса.

По сути, восстанавливая Европу, США инвестировали в собственное дальнейшее развитие.

Важный момент — согласно условиям «плана Маршалла», выделяемые деньги шли не на латание дыр в бюджете, а на закупку промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Структура поставок на две трети состояла из продовольствия, топлива и удобрений, и около трети импорта пришлось на сельскохозяйственную продукцию, а именно на американскую муку. В конечном итоге весомая часть денежной помощи по «плану Маршалла» вернулась назад в США.

Политические условия

Нужно очень чётко понимать, что безвозмездная помощь США — это своеобразный бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке.

Например, знаменитые поставки оружия и продовольствия в СССР по ленд-лизу. Об их значимости спорят до сих пор, но часто забывают о том, что со стороны США это отнюдь не было широким и бескорыстным жестом. За танки, самолёты и американскую тушёнку Советский Союз расплачивался золотом, и свои долги по ленд-лизу ему приходилось отдавать до 1970-х годов.

«План Маршалла» действительно обеспечил странам-участницам большие темпы экономического роста. За первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% Франции, почти 22% Западной Германии и чуть более 33% Италии.

Мемориальная доска на памятнике Маршаллу на Лангвассере. Нюрнберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Энтузиасты «плана Маршалла» крайне неохотно говорят о его политической составляющей. Между тем, без неё остаётся непонятным резко негативное отношение к плану Советского Союза.

Одним из обязательных требований США к странам-участницам плана было исключение из состава правительств коммунистов.

Данное положение было продолжением так называемой «доктрины Трумэна», согласно которой Греции и Турции выделялись 400 млн долларов для борьбы с «коммунистической угрозой».

Как уже говорилось, влияние коммунистических партий в странах Европы в послевоенный период было чрезвычайно велико. «План Маршалла» фактически стал орудием, при помощи которого Соединённые Штаты вмешивались в политическую жизнь стран Европы с целью вытеснения на обочину «просоветских партий».

Цена «бесплатного сыра»

Действительно, во всех странах-участницах «плана Маршалла» коммунисты были исключены из правительств. При этом попирались все демократические принципы, о верности которым Соединённые Штаты громогласно заявляли и тогда, и сейчас.

Но дело было не только в коммунистах. Само формирование политических элит в странах-участницах «плана Маршалла» оказалось под контролем США. В результате платой за восстановление экономики стала частичная утрата политической и экономической независимости.

Следующей стадией стало создание военного Северо-Атлантического альянса, членами которого стали многие страны, участвовавшие в «плане Маршалла».

Кстати, после прекращения в 1951 году финансовой помощи по «плану Маршалла» вместо неё вступила в действие программа военной помощи США своим европейским союзникам по Северо-Атлантическому Альянсу в соответствии с законом «О взаимном обеспечении безопасности».

Политическая составляющая плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США.

Попытки уйти от этой порочной схемы предпринимались неоднократно такими европейскими лидерами, как президент Франции Шарль де Голль , но в целом они потерпели неудачу.

Самоубийственная и саморазрушительная позиция Евросоюза в «украинском кризисе» — не что иное, как последствия европейской зависимости от США, заложенной «планом Маршалла».

Инструмент холодной войны

Политическая составляющая «плана Маршалла» подвергалась критике и в самих Соединённых Штатах. Так, бывший вице-президент США Генри Уоллес , занимавший этот пост при Франклине Рузвельте , без обиняков называл его инструментом холодной войны против СССР.

Разумеется, видели это и в Советском Союзе, власти которого приложили максимум усилий по недопущению вовлечения в этот план стран, входивших в сферу влияния СССР.

Иного выбора у Советского Союза и быть не могло. В ответ на формирование НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора, в ответ на создание атлантического общего рынка Советский Союз создал Совет экономической взаимопомощи.

«План Маршалла» стал продолжением знаменитой речи Черчилля в Фултоне. Если речь британского политика стала началом политического раскола послевоенной Европы, то «план Маршалла» обеспечил его экономическую составляющую.

Ну и последнее, о чём стоит вспомнить в связи с «планом Маршалла». Советский Союз и страны Восточной Европы преодолели послевоенную разруху и вышли на высокие темпы экономического роста без всякой американской помощи. На протяжении десятилетий они вполне успешно конкурировали со странами Запада. Кризис же социалистической системы в 1980-х годах является темой для отдельного разговора, к «плану Маршалла» отношения не имеющего.

70 лет назад Соединенные Штаты Америки развернули масштабное наступление на Европу

США выдвинули план Маршалла как программу восстановления ЕВРОПЫ после Второй мировой войны

1945 год. Дрезден после бомбардировок союзной авиации. Руины кафедрального собора. Фото Deutsche Fotothek /Richard Peter /TASS

Пятого июня 1947 года Джордж Маршалл, госсекретарь США, выступая в Гарвардском университете, рассказал о том, как Вашингтон планирует возрождать ЕВРОПУ. Этот план, получивший имя его создателя, стал по существу сигналом к экономическому наступлению на «старый континент», закончившемуся полным подчинением Европы в западной части американской экономико-политической машине.

РУССКИЕ ИДУТ!

Это выступление Маршалла стало логичным продолжением речи президента США Гарри Трумэна, с которой он выступил перед американским конгрессом 12 марта 1947 года. Коротко ее суть: Советский Союз навязывает европейским государствам свою политику, мешая таким образом Вашингтону утверждать понятия демократии в освобожденной Европе. Следовательно, необходимо проводить «политику сдерживания», противодействуя СССР и его национально-патриотическим союзникам в Европе. А для этого Трумэн попросил конгресс выделить около 400 миллионов долларов для помощи Греции и Турции, которые якобы находятся под мощным давлением коммунистов. В самом деле, СССР тогда потребовал от Турции изменить статус черноморских проливов, а в Греции к власти фактически пришли коммунисты-партизаны, внесшие немалый вклад в разгром итало-германских фашистских войск. Балканы уплывали из-под влияния англосаксов, которые почему-то традиционно считали полуостров зоной своих интересов.

План Маршалла и стал по существу экономической формой сдерживания, в западной терминологии, коммунистической экспансии. Основания у США для этого были, и не только турецко-греческого происхождения. После Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Европа резко полевела. Высочайший моральный авторитет СССР как носителя коммунистической идеи обусловил рост политического влияния компартий, члены которых к тому же в большинстве своем воевали с фашизмом.

В Италии в результате прошедших выборов Компартия получила 25 процентов мест в парламенте, во Франции - более 30 процентов. В Восточной Европе практически во всех странах к власти в ходе выборов пришли или коммунисты, или возглавляемые ими коалиции, как в Польше и Чехословакии. Еще чуть-чуть - и большая часть Западной Европы могла встать под красные знамена. Военным путем, как привыкли делать США в Латинской Америке, этот процесс остановить было нельзя, не рискуя получить обратный результат: боеготовые советские танковые армии снесли бы оккупационные войска в Атлантику за считаные недели. При этом советских солдат поддержало бы население в большинстве случаев. Сергей Штеменко, в те годы один из руководителей Генштаба, вспоминал, что в «мобилизационных планах Генштаба были предусмотрены все возможные варианты развития событий в Европе», а советские маршалы научились воевать в Европе беспроигрышно с гораздо более сильным врагом, чем звездно-полосатые любители фарцовки на черных рынках и кока-колы.

С другой стороны, монополии США лопались от денег: за годы войны они заработали на поставках вооружений и продовольствия не меньше 300 миллиардов долларов, по современному курсу - примерно 4,5 триллиона долларов. Золотой запас США к 1948 году возрос до 21 тысячи 800 тонн, что составило более 70 процентов всего золота мира. Но перевести промышленность на мирные рельсы в условиях капитализма возможно только через кризис, признаки которого все отчетливее начали проявляться в американской экономике: с учетом масштабов он грозил стать пострашнее знаменитого кризиса начала 30-х годов.

Надо отдать должное Маршаллу, кстати, бывшему начальнику генерального штаба американской армии: разработанный под его руководством план предусматривал, что будут решены главные политико-экономические проблемы послевоенной Америки.

ИЗ МЕТРОПОЛИИ - В КОЛОНИЮ

В чем состояла суть американской «помощи» разгромленной экономике Европы? США готовы были предоставить до 20 миллиардов долларов (фактически было выделено 13,3 миллиарда) тем странам, которые согласятся с их планом «восстановления и развития экономики». Помощь эта должна была осуществляться в соответствии с двусторонними договорами, но при соблюдении нескольких базовых принципов.

Во-первых, речь шла в основном не о свободных деньгах, которыми страны могли распоряжаться как угодно, а о так называемых товарных кредитах - США направляли в Европу продукты, машины, одежду, оборудование и тому подобное по своему усмотрению, реализуя таким образом немалые товарные запасы и выигрывая время для структурной перестройки своей экономики. Треть из общей суммы, кстати, была израсходована на покупку американского продовольствия, что позволило снизить государственные субсидии США своим фермерам, получившим таким образом немалые инвестиционные ресурсы.

Другие условия также были далеки от благотворительности и жестко привязывали европейскую экономику к интересам финансово-промышленного капитала США.
Страны - получатели «помощи» обязаны были отказаться от национализации промышленности, сохранить свободу частного предпринимательства, создать льготный режим для американских частных инвестиций, гарантировать свободный доступ американских товаров при одновременном одностороннем снижении таможенных пошлин, ввести ограничения на торговлю со странами народной демократии и так далее. Одновременно США оговаривали право на строительство военных баз на территории «облагодетельствованных» стран.

Это, кстати, стало основой не афишируемой «военной» части плана Маршалла, который в итоге привел к военной интеграции Западной Европы в блоке НАТО уже через год после принятия конгрессом США закона об экономическом сотрудничестве, который в апреле 1948 года запустил реализацию плана Маршалла. Заметим, кстати, что оборонные расходы всех стран-реципиентов в рамках НАТО значительно превысили размеры финансовой помощи, которую они получили от США. Так что американцы остались верны себе: продали Европе ненужные излишки, получили проценты и прибыль от займов и кредитов, а в итоге заставили оплатить и свои военные расходы! К тому же, выставив требование о возвратности кредитов в долларовой форме, надолго привязали финансовые системы европейских стран к доллару (лишь Франция спустя восемнадцать лет отказалась от долларового эквивалента и вышла из военной организации блока НАТО).

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний. Парадокс состоял в том, что Франция, Нидерланды, Бельгия и другие метрополии расплачивались за американскую помощь сырьем из своих заморских территорий, что, впрочем, не смогло остановить распад колониальных империй: если метрополия становится фактически колонией, то колонии закономерно освобождаются от диктата. Последовали национально-освободительные войны в Индокитае и Африке. К 1960 году большинство колониальных стран получили независимость. Это также можно отнести к побочным эффектам плана Маршалла.

Но вернемся в 1948 год, когда американская долларовая благодать хлынула бурным потоком в Западную Европу. 4 апреля 1948 года конгресс США, как уже было упомянуто, одобрил четырехлетнюю программу экономической помощи Европе. Основная ее часть, как и следовало ожидать, пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда долларов), Францию (2,5), Италию и Западную Германию (по 1,3), Нидерланды (1). Всего помощь получили 17 стран, было израсходовано в конечном итоге 17 миллиардов долларов, что эквивалентно в зависимости от методики подсчета примерно 200-500 миллиардам нынешних долларов. При этом американцы через специально созданный комитет жестко контролировали внутреннюю экономическую политику должников, а также их золотовалютные резервы и финансово-кредитную систему, которая к тому времени была включена в Бреттон-Вудскую систему и полностью зависела от доллара.

Западная Германия, помимо всех перечисленных ограничений, была вынуждена также передать свой немалый золотовалютный запас в американский Форт-Нокс. Судьба этих немецких ресурсов до сих пор окутана туманом, который не могут развеять вспыхивающие время от времени скандалы и расследования. Во всяком случае, официально признано, что сегодня во франкфуртском хранилище Бундесбанка хранится менее трети золотого запаса ФРГ.

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний»

СТАЛИН СКАЗАЛ «НЕТ»

Разумеется, в послевоенной Европе невозможно было игнорировать мнение Советского Союза и его союзников, организуя такую масштабную акцию, как восстановление экономики континента. СССР и восточноевропейские правительства получили приглашение участвовать в реализации плана Маршалла. Сталин первоначально с интересом отнесся к этому предложению: страна, разоренная войной, бесспорно, нуждалась в финансово-материальных ресурсах.
Но не любой ценой, о чем четко и недвусмысленно было заявлено в инструкциях Политбюро ЦК ВКП(б) для делегации во главе с Вячеславом Молотовым, направлявшейся в Париж, где 27 июня 1947 года открылось совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Тема - обсуждение предложений Маршалла.

Позиция СССР определялась во многом мнением академика Евгения Варги, которое он изложил Вячеславу Молотову в докладной записке от 24 июня: «План Маршалла в первую очередь должен явиться оружием смягчения экономического кризиса, приближение которого в США уже никто не отрицает… Если в интересах США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». О серьезности советских намерений свидетельствует и тот факт, что послам в Варшаве, Праге и Белграде были даны указания довести до руководства соответственно Польши, Чехословакии и Югославии пожелания «проявить инициативу по обеспечению своего участия в указанных экономических мероприятиях (плане Маршалла. - Ред.) и заявить свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Совещание в Париже избавило советское руководство от иллюзий. Во-первых, для СССР было неприемлемо то обстоятельство, что американская помощь обуславливалась необходимостью выполнять распоряжения Администрации экономического сотрудничества, которая фактически определяла не только внутреннюю экономическую политику, но и получала доступ к информации о ресурсах, состоянии промышленности, к научно-техническим разработкам и так далее. Во-вторых, план Маршалла был полностью подконтролен США и осуществлялся вне рамок и критериев ООН, хотя там имелась соответствующая структура - Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций, созданная 9 ноября 1943 года с целью оказывать помощь странам, пострадавшим в ходе войны.

В довершение ко всему Вячеслав Молотов 30 июня получил информацию советской разведки, в которой сообщалось, что руководители США и Великобритании договорились обусловить предоставление помощи СССР его отказом от германских репараций. Это было совершенно невозможно для СССР, единственным гарантированным источником внешних инвестиций для которого были трофейные поставки. 2 июля 1947 года парижское совещание завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Вслед за СССР отказались от участия и страны Восточной Европы. Сталин заявил, что парижская конференция - часть плана Запада по изоляции СССР.

Примечательно, что одним из формальных критериев, по которым СССР не имел права на получение американской помощи, стал тот факт, что советский бюджет не имел дефицита. Это после кровопролитнейшей, разрушительной войны, в итоге которой было потеряно
не менее трети экономического потенциала! Забегая вперед, констатируем, что и СССР, и его восточноевропейские союзники восстановили экономику не позже, чем реципиенты американской помощи. В Советском Союзе карточки были отменены уже в 1947 году, в то время как несравненно меньше пострадавшая Британия отменила карточное нормирование только в 1951 году.

…Четыре года пролетели быстро: план Маршалла официально прекратил свое действие 30 декабря 1951 года. На смену ему пришел закон «О взаимном обеспечении безопасности», который конгресс США утвердил 10 октября 1951 года. Этот закон, официально признававший раздел Европы на зоны влияния, уже безо всяких фигур умолчания предусматривал возможность США одновременно предоставлять своим европейским сателлитам и военную, и экономическую помощь. Подчиненная роль некогда мировых европейских держав была официально закреплена.

Безусловно, этот план стал одним из самых успешных проектов американской дипломатии. США достигли всех целей, явных и скрытых. Перечислим их кратко: американский доллар стал основной международной валютой в Европе; влияние коммунистов и СССР в Западной Европе было ослаблено; США получили громадный рынок сбыта своей продукции; создана экономическая основа для военного блока НАТО; экономика США получила время и ресурсы для перестройки на работу в условиях мирного времени; американские монополии получили ощутимую прибыль, позволившую им осуществить модернизацию производства и нарастить научно-технический потенциал; зависимое положение европейских союзников позволило создать основы для внешнеполитического давления на советский блок; была создана мощная военная инфраструктура НАТО в американских интересах, причем ее содержание оплачивала Западная Европа.

План Маршалла (Marshall Plan), также известный как Европейская программа восстановления (European Recovery Program), предоставил более $13 млрд. для финансирования развития экономики Европы в период с 1948 по 1951 год. План Маршалла успешно оживил экономическую деятельность в регионе и способствовал восстановлению уверенности европейского населения в будущем своих стран и Европы в целом. Этот план назван в честь госсекретаря Джорджа К. Маршалла, который объявил его в самом начале своей речи в Гарвардском университете 5 июня 1947 года.

Интересно, что Маршалл предложил на рассмотрение свой план не в Конгрессе, а перед студентами Гарвардского университета. Он объяснил свою идею простыми словами: европейская экономика была разрушена, потому что нацисты реорганизовали ее для поддержки своих военных усилий. Теперь горожане не могли заработать достаточно, чтобы позволить себе покупать продукты у фермеров. А фермеры не могли получить из городов оборудование, необходимое для производства продуктов питания.

План Маршалла известен как самая успешная программа иностранной помощи в истории. Со времени выступления госсекретаря в Гарварде, в котором излагался амбициозный план, прошло более 60 лет.

План Маршалла был разработан для противодействия распространению коммунизма в Европе. Речь Маршалла продолжалась всего 12 минут. Ее содержание ознаменовало переход в послевоенную эпоху и требовало значительных перемен. Спустя несколько дней рекомендации госсекретаря получили название Плана Маршалла. Однако историки до сих не могут прийти к консенсусу относительно того, насколько была велика роль денежной помощи США в восстановлении экономики Европы.

Короткая речь, глобальная идея

В речи Маршалла отсутствовали подробности, но мощное влияние его идей, в военном и политическом плане, оставили отпечаток на Европе спустя десятилетия после окончания войны.

План начался через два года после Потсдамской конференции.

После войны Соединенные Штаты Америки, которые обладали развитой инфраструктурой и процветающей экономикой – уверенно наращивали темпы развития. Напротив, эксперты прогнозировали финансовый и социальный коллапс в Европе.

Маршалл, будущий лауреат Нобелевской премии мира, сказал в Гарварде, что его предложение направлено не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Он изложил свой план, основанный на предложениях европейцев, и на их вере в экономическое будущее своих стран и Европы в целом.

Джордж Маршалл утверждал, что Соединенные Штаты должны делать все возможное, чтобы помочь в восстановлении экономического развития, без которого не может быть ни политической стабильности и ни мира.

В течение нескольких недель после выступления европейские правительства, возглавляемые Францией и Британией, начали составлять план расходов Маршалла. По сути, план заключался в том, чтобы предоставить необходимую сумму твердой валюты немецким импортерам.

Результаты и последствия плана Маршалла

К концу плана Маршалла в 1952 году, на протяжении 5-ти лет после знаменитой речи Маршалла, Соединенные Штаты успели проинвестировать более $13 миллиардов, что составляет около $100 миллиардов в настоящее время. Около $1,4 млрд. от первоначальной суммы было направлено на восстановление инфраструктуры Германии, которая представляла из себя лишь развалины.

Германия была 4-ым по величине получателем помощи США. Предложение помощи США было сделано всем европейским странам. Среди крупнейших получателей помощи в порядке убывания были Великобритания, Франция, Италия и Германия. Москва, по мнению американских историков, задала тон предстоящей холодной войне с четким “нет”, который запрещал восточноевропейским странам пользоваться щедростью западного благодетеля.

Никто не сомневается, что План Маршалла способствовал разделению Европы от остального мира. Намерения Вашингтона были просты: только экономическое процветание Западной Европы позволит противостоять натиску коммунизма. План Маршалла помог голодающей Европе стать надежным партнером для США.

Однако нельзя приписать весь успех исключительно составителям плана Маршалла. По данным профессора Майкла Хогана, известного специалиста по плану Маршалла, вклад от локальных источников капитала составил 80-90% всей предоставленной помощи крупным европейским странам в течение первых 2-х лет после запуска программы восстановления. Тем не менее, план Маршалла обеспечил критический запас поддержки, благодаря которому европейская локальная помощь была бы возможна. Благодаря поддержке США возрос импорт в Европейские страны, капитальные затраты возросли , и удалось подавить инфляцию, писал Хоган в документе, посвященном 50-летию выступления Маршалла.

Все эти последствия привели к повышению производительности, улучшению торговли и самой долгому периоду перемирия и процветания в современной европейской истории.

План Маршалла в настоящее время

Некоторые политики и экономисты рассматривали вопрос о создании новой программы плана Маршалла, но применимо к Ираку или Балканским странам .

Идеалы и цели плана Маршалла неоднократно подмечались видными деятелями, заботящимися о восстановлении регионов, раздираемых кризисом или политическими неурядицами в Латинской Америке, на Балканах и в Ираке.

В связи с нынешним финансовым кризисом у всех на слуху английское слово "bailout", переводимое на русский как "помощь для спасения экономики".

Первый в истории крупномасштабный "bailout" начал осуществляться 65 лет назад. 13 июля 1947 года министры иностранных дел 16 стран, днем ранее собравшиеся в Париже на специальную конференцию, одобрили американскую Программу восстановления Европы (European Recovery Program), более известную как "план Маршалла".

Экономика Европы тогда находилась в куда более бедственном положении, чем теперь. Правда, и причина была более серьезная: не чрезмерные государственные траты и безответственность банкиров и заемщиков, а мировая война.

За четыре года США безвозмездно выделили участникам программы из федерального бюджета 12,4 млрд долларов (около $600 млрд в современных ценах). Средства шли, прежде всего, на восстановление и модернизацию промышленности и инфраструктуры, а также погашение внешнего долга и социальную поддержку населения.

По практически единодушной оценке историков и экономистов, план удался блестяще и достиг всех поставленных целей.

СССР отказался от американской помощи и принудил к тому же восточноевропейские государства и Финляндию.

Впоследствии в Советском Союзе любили подчеркивать, что "план Маршалла" оказался инструментом американской гегемонии. Это правда, но гегемония была установлена без насилия и привела попавшие в ее сферу нации к процветанию и свободе.

Европейское промышленное производство в 1947 году составляло 88% от довоенного уровня, сельскохозяйственное - 83 %, экспорт - 59%. Эти цифры включают в себя Британию и невоевавшие государства, а в остальных странах дело обстояло еще хуже.

Особенно пострадал транспорт, так как именно дороги, мосты и порты были главными объектами массированных бомбежек.

По мнению некоторых экспертов, ситуация отчасти напоминала положение в СССР времен нэпа: индустрия не предлагала рынку достаточного количества потребительских товаров, в результате чего аграрный сектор не имел стимулов наращивать производство. К тому же зима 1946-1947 годов выдалась исключительно суровой.

В западных секторах Германии продукция сельского хозяйства сократилась на треть, были разрушены около пяти миллионов домов и квартир, а из Силезии, Судет и Восточной Пруссии прибыли 12 миллионов вынужденных переселенцев, которых требовалось обеспечить работой и жильем.

Даже в Британии до 1951 года сохранялись карточки на ряд товаров, а в Германии нищета царила такая, что люди подбирали на улицах окурки. Как рассказывал впоследствии знаменитый экономист Джон Гэлбрейт, американские солдаты шутки ради писали на стенах немецких общественных туалетов: "Просьба не бросать окурки в писсуары - после этого их невозможно курить".

Внутренних ресурсов для восстановления не хватало.

Бедность и массовая безработица привели к политической нестабильности, забастовкам и относительному росту влияния коммунистов, которые вошли в правительства Франции и Италии.

В США сформировалось мнение, что не следует повторять ошибку, допущенную после первой мировой войны, когда Европа оказалась предоставлена сама себе и в результате породила гитлеровский тоталитаризм.

5 июня мир впервые узнал о ней из речи, с которой выступил в Гарвардском университете госсекретарь США Джордж Маршалл.

Фактически выделение помощи началось 4 апреля 1948 года, поскольку подготовительная работа и одобрение программы американским Конгрессом заняли несколько месяцев. Ее получили 16 стран-участниц Парижской конференции (Австрия, Бельгия, Британия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария и Швеция), а также, после ее образования в 1949 году, ФРГ и не существующая ныне Свободная территория Триест.

Самыми крупными реципиентами стали Британия (2,8 млрд долларов), Франция (2,5 млрд), Италия (1,3 млрд), Западная Германия (1,3 млрд) и Голландия (1 миллиард долларов).

Вне "плана Маршалла" из западноевропейских стран осталась только франкистская Испания.

В период его действия экономики государств-участников росли на 12-15 процентов в год.

31 декабря 1951 года он был заменен законом "О взаимном обеспечении безопасности", предусматривавшим предоставление союзникам США как экономической, так и военной помощи.

Американский интерес

"План Маршалла" не был чистой благотворительностью.

Экономический интерес США заключался в том, чтобы поднять благосостояние европейцев и получить в их лице покупателей своих товаров. Политический - в возрождении европейского среднего класса, предотвращении социальных потрясений и дестабилизации Старого Света.

Накануне и в ходе войны Франклин Рузвельт неоднократно указывал, что американцам не удастся отсидеться за океаном и сохранить свой образ жизни, если Евразия окажется во власти "одержимых дьяволом диктаторов".

"Это [предоставление помощи] необходимо, если мы стремимся сохранить наши собственные свободы и наши собственные демократические институты. Этого требует наша национальная безопасность", - заявил на совещании 28 мая заместитель госсекретаря Дин Ачесон.

Замысел заключался в том, чтобы европейцы не просто проели полученные деньги, но и помогли себе сами.

Американцы не навязывали участникам "плана Маршалла" либеральную экономическую модель. В практике европейских правительств тогда преобладала кейнсианская доктрина активного госрегулирования. Однако выделение помощи обставлялось определенными условиями: поощрять частное предпринимательство, создавать благоприятные условия для инвестиций, снижать таможенные тарифы, поддерживать финансовую стабильность, отчитываться в расходовании полученных денег. Со всеми заинтересованными странами, кроме Швейцарии, были подписаны соответствующие двусторонние соглашения.

Для решения практических вопросов в США была создана Администрация экономического сотрудничества. Европейские страны учредили Комитет по экономическому сотрудничеству, из которого впоследствии выросла Организация экономического сотрудничества и развития.

СССР заинтересовался "планом Маршала" но позже категорически отверг

Советский Союз после войны нуждался в экономической помощи больше, чем кто-либо.

Согласно официальным данным, фигурировавшим на Нюрнбергском процессе, материальные потери страны составили 674 млрд рублей. Современный историк Игорь Бунич насчитал 2,5 триллиона рублей прямых потерь плюс 3 триллиона военных расходов и косвенных убытков от того, что цвет нации четыре года был оторван от производительного труда.

Накануне 7 ноября 1946 года ряд секретарей обкомов обратились в Москву с беспрецедентной просьбой: разрешить не проводить праздничные демонстрации по причине отсутствия у населения пристойной одежды.

После гарвардской речи Маршалла руководство СССР проявило к инициативе определенный интерес.

21 июня политбюро, заслушав информацию министра иностранных дел Вячеслава Молотова, решило участвовать в переговорах. На следующий день советским послам в Варшаве, Праге и Белграде была направлена телеграмма, в которой говорилось: "Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий".

27 июня - 2 июля Молотов в Париже предварительно обсуждал "план Маршалла" с британским и французским коллегами Эрнстом Бевином и Жоржем Бидо.

Встреча окончилась провалом. СССР отказался участвовать в запланированной на 12 июля Парижской конференции, а Британия и Франция объявили о готовности двигаться дальше без его участия.

В ночь с 30 июня на 1 июля Молотов телеграфировал Сталину: "Ввиду того, что наша позиция в корне отличается от англо-французской позиции, мы не рассчитываем на возможность какого-либо совместного решения по существу данного вопроса".

5 июля МИД уведомил восточноевропейских сателлитов об изменении советской позиции и нежелательности их участия в конференции.

Возразить решилась только Чехословакия, где еще существовало коалиционное правительство. Коммунистический премьер Клемент Готвальд написал, что его не поймут ни партнеры, ни население.

Сталин вызвал Готвальда и министра иностранных дел Яна Масарика в Москву и устроил им головомойку.

"Я ехал в Москву как свободный министр, а вернулся как сталинский батрак!" - заявил своим друзьям Масарик, через несколько месяцев погибший при подозрительных обстоятельствах.

Позиция Москвы нашла поддержку в США в лице занимавшего в 1940-1944 годах пост вице-президента Генри Уоллеса, который принадлежал, по американским меркам, к крайним левым, и прославился тем, что, посетив во время войны Магадан и Колымский край, заявил, что принудительного труда в СССР нет.

Однако в целом в Вашингтоне, Париже и Лондоне советский отказ восприняли с плохо скрываемым вздохом облегчения. Жорж Бидо назвал его "несусветной глупостью".

Близкий к Молотову сотрудник секретариата МИД Владимир Ерофеев (отец знаменитого писателя) впоследствии говорил, что политически выигрышнее было бы дать принципиальное согласие на участие в "плане Маршалла", а затем свести все на "нет" частными возражениями.

К тому же республиканцы в Конгрессе критиковали "план Маршалла" с позиций экономии средств налогоплательщиков. Если бы вопрос зашел об оказании помощи СССР, инициатива могла бы быть провалена как таковая, и вся моральная ответственность легла бы на США.

СССР хотел решать не только за себя, но и за всю Европу

Отрицательные заключения на "план Маршалла" дали "экономический гуру" Сталина академик Евгений Варга и советский посол в Вашингтоне Николай Новиков. В записках Сталину и политбюро они особенно упирали на то, что план отвечает интересам американцев (как будто могли ожидать, что те станут действовать себе во вред).

Но решающую роль сыграли, разумеется, не отзывы Варги и Новикова.

"Коренное отличие", о котором упоминал Молотов, состояло, прежде всего, в том, что Москва желала получать деньги без каких-либо условий и контроля, приводя в пример ленд-лиз. Западные собеседники в ответ на это указывали, что война закончилась, следовательно, и отношения должны строиться по-иному.

Более того: СССР хотел решать не только за себя, но и за всю Европу.

"При обсуждении любых конкретных предложений советская делегация должна возражать против таких условий помощи, которые могли бы повлечь за собой ущемление суверенитета европейских стран или нарушение их экономической самостоятельности. Вопрос должен рассматриваться не с точки зрения составления экономической программы для европейских стран, а с точки зрения выявления их потребностей. Делегация не должна допустить, чтобы совещание министров сбивалось на путь выявления и проверки ресурсов европейских стран", - говорилось в инструкции для Молотова.

Поскольку до конкретики на переговорах не дошло, неизвестно, какие условия выдвинули бы СССР американцы.

Нет никаких признаков того, что они стали бы вмешиваться в советские внутренние дела и требовать изменения государственного строя или введения частной собственности. Но о советизации Восточной Европы, гонке вооружений и разработке атомной бомбы, вероятно, пришлось бы забыть.

Анализ советской экономики независимыми экспертами и раскрытие статистики выявили бы подлинные масштабы советских военных расходов и роль труда заключенных.

Сталин, хорошо знавший историю, боялся появления в СССР "новых декабристов" - и, судя по донесениям агентуры МГБ, небезосновательно. Даже любимец вождя Алексей Толстой говорил в своем кругу, что "народ после войны ничего не будет бояться".

Участие в "плане Маршалла" вызвало бы рост симпатий к Западу и проникновение за "железный занавес" информации о реальной жизни при "гниющем капитализме". Еще больше опасений в этом смысле вызывали жители Восточной Европы.

Развязав себе руки, Сталин уже через год окончательно привел "страны народной демократии" к советскому знаменателю, а в собственной стране развернул борьбу с "заграничным низкопоклонством" и "безродным космополитизмом". Недавнего союзника стали именовать "ожиревшим на народной крови монополистическим капитализмом Соединенных Штатов Америки" и приравнивать американское военное присутствие в Западной Европе к нацистской оккупации.

Администрация ГУЛАГа имела обыкновение классифицировать заключенных по обозначаемым аббревиатурами категориям вроде "КРТД" ("контрреволюционная троцкистская деятельность") или "ЧСИР" ("член семьи изменника родины"). В конце 1940-х годов появились две новые группы: "ВАТ" и "ВАД"("восхваление американской техники" и "восхваление американской демократии").

"Мы никого не боимся, а если господам империалистам угодно воевать, то нет для нас более подходящего момента, чем этот!".

Несостоявшийся апокалипсис

В разоренной войной стране, где в результате засухи 1946 года погибли от недоедания, по некоторым данным, два миллиона человек, люди ютились в бараках и землянках и по много лет донашивали фронтовое обмундирование, выделялись практически неограниченные ресурсы на создание ядерной бомбы. Сколько тратилось средств, не знал даже министр финансов.

Если атомный проект еще можно объяснить желанием получить средство сдерживания возможной американской агрессии, то ни в какую оборонительную логику не укладывается масштабное военное строительство на крайнем северо-востоке СССР.

Для наступления в тыл США через Аляску и Канаду на Чукотке была развернута 14-я армия, ударными темпами возводились военные базы и аэродромы. От Салехарда вдоль побережья Ледовитого океана заключенные тянули железную дорогу, прозванную "дорогой смерти". Проектировались гигантские десантные подлодки для скрытной переброски к берегам Орегона и Калифорнии морских пехотинцев и бронетехники.

Как свидетельствуют рассекреченные за давностью лет документы, американские стратеги проглядели эту угрозу, концентрируя все внимание на Европе и Ближнем Востоке.

Вячеслав Молотов впоследствии заявил писателю Феликсу Чуеву: "Еще 10 лет, и мы покончили бы с мировым империализмом!"

Не исключено, что если бы не смерть Сталина, Молотову не пришлось бы ждать так долго.

8 января 1951 года на совещании в Кремле начальник Генштаба Сергей Штеменко потребовал "должным образом развернуть армии социалистических стран" к концу 1953 года. Маршал Рокоссовский, бывший тогда министром обороны Польши, заметил, что "ту армию, создание которой предлагает Штеменко для Польши, они планировали иметь к концу 1956 года".

"Если Рокоссовский может гарантировать, что до 1956 года не будет войны, то можно соблюдать первоначальный план развития, но если нет, то будет правильнее принять предложение Штеменко", - заявил Сталин.

В начале 1953 года министр иностранных дел Вышинский доложил на президиуме ЦК о неизбежной резкой реакции Запада на планировавшуюся депортацию на Дальний Восток советских евреев. Члены руководства один за другим начали высказываться в его поддержку.

Обычно хладнокровный Сталин сорвался на крик, назвал выступление Вышинского меньшевистским, соратников - "слепыми котятами" и вышел, не слушая их оправдательного лепета.

Очевидцам запомнилась фраза: "Мы никого не боимся, а если господам империалистам угодно воевать, то нет для нас более подходящего момента, чем этот!"

"Старый тигр готовился к последнему прыжку", - утверждает биограф Сталина Эдвард Радзинский, называя последние годы и месяцы жизни Сталина "временем подготовки апокалипсиса".

Ему-то и было принесено в жертву участие СССР в "плане Маршалла".

"Москва - это твердость сама!" - радовался лауреат шести Сталинских премий Константин Симонов.

Цитата: Материалы архивов, рассекреченных в 1990-х годах, доказывают, что холодную войну начал Сталин

Когда США, названные «вынужденным участником» холодной войны, предложили России некоторую помощь в соответствии с Планом Маршалла, который был призван оказать поддержку в восстановлении разоренной войной Европе, Сталин насмешливо отказался. «Сталин гордился тем, что ему удалось ввести в заблуждение Белый дом», однако ответ на предложение помощи по Плану Маршала оказался безошибочным: он приговорил мир к более чем 40 годам соперничества и конфронтации. Запад не стал реагировать слишком остро, однако он запомнил сталинские провокации и его, как никогда очевидную, враждебность и начал действовать соответствующим образом. Вина за бесплодный тупик, из которого мировая история не могла выбраться более полувека, наконец, легла на плечи истинного преступника: это и было проклятьем Сталина.

Был ли план Маршалла инструментом холодной войны с Россией?

Он, безусловно, не был изначально, но впоследствии, конечно, он им стал. Не сознательным инструментом, а это была некая альтернатива советскому развитию. Тут была Восточная Европа. При всех последствиях, при Венгрии 1956 года, при Германии, а впоследствии и при Чехословакии. А тут была заложена вот эта реальная основа для процветания, которого, в общем-то, Европа достигла.

Помогла ли экономическая помощь Европе улучшению общей обстановки политической в регионе?

Безусловно. Потому что эта помощь создавала некую базу для развития каких-то демократических процессов, для реальной многопартийности и конкуренции между партиями, и создавала право на выбор.

Не сразу, но потом, конечно, ударил, потому что когда люди стали понимать, что такое план Маршалла и что такое советская модель, это стало совершенно очевидно.

И при сравнении любой страны, а наиболее наглядно это было в Германии, так как восточная и западная Германия были разделены. И совершенно несравнимый уровень жизни был в западной Германии и в восточной. Плюс, естественно, и демократические свободы. Если восточная Германия была вассалом Советского Союза с низким уровнем жизни, то западная Германия процветала и очень быстро начала набирать обороты, и стала наиболее мощной экономикой европейской до сих пор.

План Маршалла – это скорее помощь США Европе или экспансия Америки?

Это, наверное, взаимовыгодный проект. Кстати, не только Европе, но и Японии также. Дело в том, что и Германия, и Япония были врагами, противниками США во Второй мировой войне. Они были побеждены. Дальше надо было думать, как шахматисты, на несколько шагов вперёд. И Маршалл, это высокопоставленный американский дипломат, у него идея возникла, как из этих врагов, причём, не просто врагов, а врагов, которые убили сотни тысяч американских военнослужащих, сделать союзников. И это гениальное совершенно решение, которое себя оправдало. И из врагов обе стороны – как Германия, так и Япония – за счёт этих капиталовложений, которые потом окупились сторицей, потому что американские компании получили рынки, и это не было благотворительной акцией. То есть вначале она выглядит как благотворительная, но потом это превратилось в хорошие инвестиции не только в финансовом плане, но и в плане геополитическом.


Результаты

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:

  • Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  • Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
  • Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  • Был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Помощь получили страны:

  1. Австрия
  2. Бельгия
  3. Великобритания
  4. Западная Германия
  5. Греция
  6. Дания
  7. Ирландия
  8. Исландия
  9. Италия
  10. Люксембург
  11. Нидерланды
  12. Норвегия
  13. Португалия
  14. Свободная территория Триест
  15. Турция
  16. Франция
  17. Швеция
  18. Швейцария

Была создана специальная группа планирования политики во главе с Дж. Кеннаном, которой давалось распоряжение найти путь укрепления американского влияния в западноевропейских странах. Между тем Кеннан не переставал работать, создавая доклад «Некоторые аспекты проблем европейского восстановления с точки зрения США», представленный Маршалу 25 мая 1947 г. Бороться с Россией надо укрепляя Западную Европу. Именно на эту тему госсекретарь Маршал решил выступить в Гарварде 5 июня. Речь его помощник Болен написал, обильно черпая из Кеннана, за два дня.

Идеологическое обоснование американских притязаний на мировой контроль было старо, как мир. Следовало найти антагониста и представить его виновником мировой напряженности, а собственный диктат представить как вынужденный или как благожелательное покровительство. Главный рычаг воздействия - экономический, помощь предоставлялась безвозмездно и в большом объеме. Группа Ачесон-Клиффорд-Маршалл подготовила соответствующий поставленным задачам документ довольно быстро - к 23 мая 1947 г. Это и явилось основой «плана Маршалла».

Доклад группы планирования политики предусматривал экономическое восстановление Западной Германии. Но чтобы помощь вчерашнему врагу не вызвала сопротивления со стороны общественности Соединенных Штатов, требовалось оказать содействие и другим западноевропейским странам, которые должны были выдвинуть программу собственного экономического восстановления и развития (предоставив США полный отчет о текущем состоянии своей экономики). Америка бралась финансировать все «предприятие».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, госсекретарь Дж. Маршалл широковещательно очертил картину грядущего крушения Европы и огласил «"план спасения Европы», план, при помощи которого Соединенные Штаты хотели овладеть контролем над европейским развитием. Оставался вопрос, который нужно было решить с минимумом потерь. Объявить, что помощь предназначается лишь западноевропейским странам, значило бы слишком очевидно разделить Европу таким образом, что ни у кого не оставалось бы сомнений относительно инициатора этого раскопка. Поэтому госсекретарь не очертил круг стран, которым США собирались оказать экономическую помощь. Он указал, что помощь предназначается «некоторому числу, если не всем европейским нациям». Документы того времени проясняют картину. Они не оставляют сомнения в том, что включение СССР и стран Восточной Европы в программу помощи было немыслимо для США. Ведущими деятелями администрации это исключалось абсолютно.

Государственный секретарь Маршал спрашивал Кеннана и Болена, примет ли СССР приглашение присоединиться к американскому плану? Оба считали, что Москва на это не пойдет. «Это была тонко рассчитанная игра - поскольку американский конгресс не поддержит программу помощи, если одним из получателей будет Советский Союз - но Маршалл азартно приглашал - с согласия и президента Москву».

Британский министр иностранных дел Бевин довольно быстро организовал в Париже конференцию получателей помощи по «плану Маршала». СССР, Польша, Чехословакия и Румыния выразили свои интересы к плану.

Какова была реакция Советского Союза? Молотов вскоре же после эпохального выступления госсекретаря Маршалла в Гарвардском университете (5 июня 1947 г.) послал в ЦК ВКП(б) записку с предложением присоединиться к американскому плану. Через две недели делегация из 83 лучших советских специалистов прибыла в Париж, куда американцы пригласили потенциальных получателей помощи. Именно в это время заместитель государственного секретаря Д. Ачесон, понимая, что уговорить конгресс выделить помощь можно будет лишь устрашив их коммунистической экспансией, писал: «Нужно сделать происходящее более ясным, чем правда.»

Советский Союз, стараясь сохранить хотя бы минимальный шанс на предотвращение раскола Европы, все же отправил делегацию высокого ранга в Париж в июне 1947 г. на трехстороннюю - совместно с англичанами и французами - конференцию по обсуждению «плана Маршалла». Молотов во главе многочисленной делегации прибыл в Париж для встречи и дискуссий с Бевином и Бидо. 2 июля Форрестол пишет в дневнике: «Я глубоко обеспокоен последующими шестью месяцами. Я смотрю на Париж и думаю о том, что программа была рассчитана на то, чтобы русские не участвовали в ней».

Сталин смертельно боялся Запада, картина полностью открылась лишь в 90-е гг. Советские минеры отнюдь не налаживали коммуникации для броска на Запад, они взрывали железнодорожное полотно и локомотивы с тем, чтобы обезопасить СССР от наступления со стороны запада.

Судьба «плана Маршалла» подвисла. Агентура (Гай Берджес) сообщала Сталину, что восточная зона оккупации в Германии в отличие от трех западных никогда не получит американской экономической помощи. Историки сегодня сходятся в том, что конгресс США в случае присоединения СССР к «плану Маршалла», сделал бы эту помощь сугубо декоративной. Получатели и неполучатели помощи образовывали истинный барьер размежевания в Европе. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.

Сталин отрицал два требования американцев: объединение европейских ресурсов, при котором советские фонды будут использоваться для поднятия западноевропейской промышленности; Открытие счетов того, куда пойдут американские деньги.

2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, уже обсуждавшему конкретику плана, покинуть французскую столицу. Довольно неожиданно после пяти дней заседаний В.М. Молотов взял слово и объявил, что советская делегация (83 лучших экономиста) вынуждена покинуть совещание: «План Маршала» - это ничто более как злостная американская схема за доллары купить Европу». Как пишет Д. Маккалох, «отказавшись участвовать в „плане Маршала“, Сталин фактически гарантировал его успех (преодолевая сопротивление американского конгресса)».

Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния. Много лет спустя Ачесон напишет Трумэну: «Помните, мы часто говорили, что мы можем надеяться лишь на дураков среди русских». Под предлогом спасения Запада от России конгресс проголосовал за помощь западной части Европы. Россия оказалась предоставленной сама себе.

И все же. И на этот раз не была сделана верная оценка стратегии России и ее жертвенности. За пять недолгих лет СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою мощь.

Таблица. ВНП основных стран в 1950 г.

(в млрд. долл. 1964 г.).

Британия 71

Франция 50

========================================

Невероятно быстрое восстановление потребовало еще одной в текущем веке мобилизации. Возможно, определенная деморализация в дальнейшем была своего рода психологической компенсацией. Даже самый жертвенный народ не может жить постоянно в мобилизационном напряжении.

Американцы наделись, что некоторые восточноевропейские страны осмелятся противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршала» - последняя реальная попытка изменить коалиционное соотношение сил в Европе. Гомулка в Польше и Масарик в Чехословакии пытались, несмотря ни на что, получить американскую помощь. Но после 2 июля, учитывая советское давление, это было уже невозможно. Польское правительство отказалось участвовать в американских схемах. 9 июля Масарика и Готвальда Сталин и Молотов призвали в Кремль. В совместных документах было сказано, что «целью „плана Маршала“ является изоляция Советского Союза». Советская сторона заявила, что чехословацкое участие будет рассматриваться как направленное против СССР. И Чехословакия изменила свое решение.

Американцы не видели в советской реакции на «план Маршала» оборонительные действия страны, которая не могла конкурировать с Соединенными Штатами в экономической сфере, но интерпретировали эти действия как воплощение агрессивных замыслов. Посол в Москве Смит увидел в происходящем «ничто иное как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».

Шестнадцать стран Европы приняли американскую помощь. Первым пожеланием правительства Трумэна было видеть их более тесно сплоченными между собой - это облегчало задачу прямого и косвенного контроля над ними. Страны западноевропейского региона образовали Комитет европейского экономического сотрудничества. В него вошли Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Греция, Португалия, Норвегия, Австрия, Ирландия, Исландия, Турция, Швеция и Швейцария. Именно в эти дни Европу разделил, говоря словами У. Черчилля, «железный занавес», и опущен он был американской дипломатией. Ибо «план Маршала» предрешал судьбу Германии. Определенно противившийся некоторым американским мерам Клей потерял свои позиции главы американской администрации в Германии.