Национальность че гевары 4. Че гевара - биография, информация, личная жизнь. Случайно был назначен министром экономики

Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов из 25-го ИАП в немецком плену, в окружении германских летчиков, которые с интересом слушают своего коллегу. Видно, что разговор идет профессиональный.

25 августа 1942 года Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит. По советским документам - погиб. На самом деле, сбитый командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом, Антонов выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился и был захвачен в плен. Знаменитый немецкий ас Гюнтер Ралль в своей книге «Моя летная книжка» описывает пленение Антонова (при этом почему-то приписывая эту победу Голлоба себе):

«21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло - около половины пятого я сбил Миг — 3 совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер-офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его.

Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда.

После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.

Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас - ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один - он называется «Герой Советского Союза».

Так вот как они выглядят на самом деле - представители монгольских степных орд, как представляет их пропаганда, те самые недочеловеки, к которым недопустимо гуманное отношение! Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окружения.

Капитан Антонов боится. Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку.

Мы нашли одного фельдфебеля-переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне.

Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг.

Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить. У нас нет ни желания, ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому [у деревни] Солдатская без постоянного надзора. При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju — 52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как - мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju — 52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну - я знаю точно из официальных русских источников.»

Хотя Гюнтер Рааль ссылается на некие «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно.


При подготовке статьи были использованы материалы:


25 августа 1942 года Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит.

По советским документам - погиб. На самом деле, сбитый командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом, Антонов выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился и был захвачен в плен. Знаменитый немецкий ас Гюнтер Ралль в своей книге «Моя летная книжка» описывает пленение Антонова (при этом почему-то приписывая эту победу Голлоба себе):

«21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло - около половины пятого я сбил Миг-3 совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер-офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его.
Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда.
После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.

Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас - ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один - он называется «Герой Советского Союза».

Так вот как они выглядят на самом деле - представители монгольских степных орд, как представляет их пропаганда, те самые недочеловеки, к которым недопустимо гуманное отношение! Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окружения.

Капитан Антонов боится. Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку.

Мы нашли одного фельдфебеля-переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне.
Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг.

Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить. У нас нет ни желания, ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому [у деревни] Солдатская без постоянного надзора. При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju-52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как - мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju-52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну - я знаю точно из официальных русских источников.»

Хотя Гюнтер Ралль ссылается на некие «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно.

Время съемки: 25.08.1942

Сайт "Герои страны" пишет о Я.Г. Антонове следующее:

Антонов Яков Иванович – помощник командира эскадрильи 25-го истребительного авиационного полка 59-й истребительной авиационной бригады 7-й армии Северо-Западного фронт, старший лейтенант.

Родился 11 (24) января 1908 года в деревне Малахове ныне Шимского района Новгородской области в семье служащего. Русский. Учился на рабфаке электротехнического института в Ленинграде (с 1965 года – город-герой, с 1991 года – Санкт-Петербург).

В Красную Армию призван Пушкинским райвоенкоматом Ленинградской области в 1928 году. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1931 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1933 году – военную авиационную школу лётчиков. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.

Помощник командира эскадрильи 25-го истребительного авиационного полка (59-я истребительная авиационная бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Яков Антонов с 6 декабря 1939 года по 19 февраля 1940 года произвёл 58 боевых вылетов на разведку в тылу противника, на штурмовку его аэродромов, скоплений войск, на сопровождение бомбардировщиков.

Участвовал в 5 воздушных боях. Сбил 1 финский самолёт лично и 2 - в группе. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно–политическую работу, личным примером воодушевлял воинов на подвиги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы белофиннами и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Антонову Якову Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 491).

Затем служил в строевых частях ВВС. В августе 1941 года участвовал в операции по ввооду советских войск в Иран. В боях Великой Отечественной войны - с 11 августа 1942 года, командовал 84-м истребительным авиационным полком (4-я воздушная армия). Участник обороны Кавказа. Воздушных побед не имел.

25 августа 1942 года майор Антонов Я.И. был сбит в воздушном бою под Моздоком: 17 советских истребителей вели бой против 20-ти немецких (в бою сбито 4 советских и 9 немецких самолётов). Командир полка попал в плен. Известно, что Антонова Я.И. видели в Моздокских лагерях, и что он бежал оттуда. Дальнейшая его судьба неизвестна...

Приказом Главного Управления формирования и укомплектования войск Красной Армии от 24 января 1943 года исключен из списков Красной Армии как пропавший без вести.

Награждён орденами Ленина (21.03.1940), Красного Знамени (1940).

Военный юрист Звягинцев В.Е. о Герое Советского Союза Я.И. Антонове

В справочнике о Героях Советского Союза, например, говорится, что командир авиаполка майор Антонов погиб в воздушном бою 25 августа 1942 года (Герои Советского Союза: Справочник. - М.: Воениздат, 1987. Т. 1, с. 70).

Начальник штаба 88-го истребительного авиационного полка генерал Г. Пшеняник писал в своих мемуарах об обстоятельствах его гибели.

«25 августа предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому в районе Моздока. В нем участвовало 9 самолётов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиационного полка Герой Советского Союза майор Я.И. Антонов.

Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолёты превратились в весьма заметные для врага чёрные мишени. Так что «мессеры» уже поджидали их в воздухе. Судя по всему, это были модернизированные Ме-109ф, которые легко маневрировали и даже не боялись идти в лобовые атаки. Двадцать вражеских самолётов вели бой против наших семнадцати, И всё-таки через 8-10 минут схватки первыми не выдержали напряжения фашистские лётчики. Один за другим начали падать на землю горящие «мессеры»... А бой над гитлеровским аэродромом тем временем подошёл к концу. Помимо радости победы он принес нам боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить два И-153, и на одном из них Якова Ивановича Антонова, прекрасного лётчика, опытного командира» (Долетим до Одера. - М.: Воениздат, 1985, с. 172).

А вот выдержка из воспоминаний Героя Советского Союза К.В. Сухова:

«...Враг на Кубани, рвётся к бакинской нефти. Бои идут в предгорьях Кавказа. 25 августа 1942 года с боевого задания не возвратился командир полка Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов. Его «чайку» атаковали и подожгли «мессеры». Командир выбросился на парашюте... Механик самолёта сержант Афанасий Басенков долго возил с собой личные вещи командира, надеясь, что он жив, что он всё же вернётся. В полку было заведено: если авиатор погиб, друзья берут на память что-нибудь из его вещей. Басенков счёл кощунством даже открыть командирский чемоданчик...» (Эскадрилья ведет бой. М.: ДОСААФ, 1983). Предчувствие не обмануло А. Басенкова. Его командир выжил.

Работая над этой книгой и просматривая одну из публикаций М. Антилевского, случайно обратил внимание на фотографию, на которой был изображён наш плененный Герой, беседовавший с немецкими лётчиками.

Оказалось, что эта фотография впервые была опубликована Боном Хардести в его книге «Red Phoenix» («Красный феникс»), которая вышла в США в 1982 году. В 1987 году Хардести побывал в СССР, имея намерение переиздать книгу на русском языке, с предисловием Героя Советского Союза генерал-полковника авиации В. Решетникова. Во время встречи с ним Хардести подарил генералу свою книгу и тот, узнав на одном из фотоснимков Антонова, был ошеломлён. Ошибки быть не могло. Советский белобрысый лётчик, с двумя майорскими шпалами, с обработанными ранами на лбу и Золотой Звездой Героя на груди, стоял в окружении заинтересованно слушавших его немецких лётчиков. Это несомненно был Яков Антонов, считавшийся погибшим.

Кто-то предложил тогда генералу сообщить родным в Новгородской области о том, что Яков Иванович не погиб в 1942 году. Но Решетников не сделал этого по вполне понятным соображениям. Поэтому и сегодня мало кто знает, что майор Антонов выжил после того боя и попал в плен. Со слов В. Решетникова известно, что Антонова видели в Моздокских лагерях и что он бежал оттуда, после чего его следы окончательно потерялись...

Мои поиски в ведомственных архивах центральных учреждений военной юстиции также ни к чему не привели. В материалах следственно-судебных дел имя Антонова нигде не упоминается. Судя по всему в поле зрения наших «органов» он никогда не попадал. Но, возможно, какие-то сведения о пленённом Герое сохранились в немецких архивах. Надежда всегда остается. Ведь и в наши дни продолжают возвращаться из небытия имена участников минувшей войны. Продолжается поисковая работа...

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.


Родился в семье служащего. Окончил семилетку, учился на рабфаке Ленинградского электротехнического института.

В РККА с 1928 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - военную школу летчиков. Служил а Ленинградском военном округе.

Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира эскадрильи 25-го истребительного авиаполка 59-й истребительной авиабригады ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. За отличие в декабрьских боях старший лейтенант Антонов был награжден орденом Красного Знамени.

За период с 6.12.39 по 19.02.40 гг. совершил 58 боевых вылетов на И-16, провел 5 воздушных боев и лично сбил 1 самолет противника. 11 раз летал на разведку. Атаковал аэродромы противника в глубоком тылу, производил атаки железнодорожных эшелонов и артиллерии противника. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно-политическую работу, личным примером воодушевляя воинов на подвиги.

2.02.40 г. сбил истребитель Fokker D.XXI. В своем боевом донесении он докладывал: «Взлетели мы в 15 часов 45 минут 2 февраля. Над станцией Иматра на высоте 2250 метров наша группа была обстреляна интенсивным зенитным огнем. В результате обстрела Группа расстроилась. Я потерял ведущего и остался с другим ведомым старшим политруком тов. Ивашкиным. С высоты 2 тысяч метров я увидел два вражеских самолета, которые шли на низкой высоте над озером Имала-ярви. Предполагаю, что они взлетели с этого озера. Немного спустя, западнее станции Иматра на высоте 2800 метров я увидел, что два «Фоккера Д-21» уходят вниз, не замеченные двумя нашими самолетами.

Я развернулся и атаковал одного из «Фоккеров» снизу в лоб. Когда с расстояния 400 метров я дал по нему очередь, он сделал переворот, во время которого я с расстояния 100-50 метров дал еще очередь. «Фоккер» загорелся и упал.

Впереди появился еще один «Фоккер». Я догнал его и завязал с ним бой. Он, с переворота, во время которого я дал по нему очередь, вошел в крутое пикирование и сильно задымил. Некоторое время я сопровождал его, затем потерял из виду и вышел из пикирования. Потом я увидел, что этот «Фоккер» преследуется на пикировании другим нашим истребителем.

Ко мне пристроился младший лейтенант Смирягин и показал мне «Фоккера Д-21», собиравшегося атаковывать меня сверху сзади. Я резко развернулся ему в лоб и проскочил ниже его, а затем пошел за ним. «Фоккер» сделал боевой разворот, затем вошел в вираж, во время которого я зашел к нему в хвост и дал очередь.

«Фоккер» сделал переворот и вошел в пикирование. Я пикировал за ним и стрелял с высоты 2 тысяч метров до высоты 500 метров. «Фоккер» вышел из пикирования еще ниже и стал ходить над заливом. По этому заливу рулил еще один «Фоккер Д-21», очевидно, только что севший.

Я произвел еще одну атаку по «Фоккеру», летавшему над этим местом. Я поднялся на высоту 2 тысяч метров, нашел младшего лейтенанта Смирягина, перезарядил пулеметы, опробовал их - стреляют, и взял курс на свою территорию с набором высоты. Вскоре меня снова атаковал сзади сверху «Фоккер Д-21». Я развернулся ему навстречу; он вошел в пикирование. Гнались за ним до высоты 500 метров, а затем взяли курс опять на свою территорию, так как время истекло, и наших самолетов в этом районе больше не было.

Время воздушного боя - с 16.10 до 16.35. Всего в разное время я видел самолетов типа «Фоккер Д-21» до десяти. Вместе они ходят не более двух. Атакуют только сверху, одиночно и со стороны солнца. Лобовую атаку принимают, если имеют превышение, после первой же очереди переворотом уходят в пикирование, а когда мы их преследуем, выходят из пикирования очень низко над землей».

21.03.40 г. за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, старший лейтенант Антонов Яков Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал эскадрильей, а затем авиаполком.

25.08.42 г. командир 84-го истребительного авиаполка майор Антонов был сбит в воздушном бою под Моздоком и пропал без вести.

Вспоминает генерал-майор авиации Г. Пшеняник: «25 августа предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому в районе Моздока. В нем участвовало 9 самолетов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиационного полка Герой Советского Союза майор Я.И. Антонов. Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолеты превратились в весьма заметные для врага черные мишени. Так что «мессеры» уже поджидали их в воздухе. Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109ф, которые легко маневрировали и даже не боялись идти в лобовые атаки. Двадцать вражеских самолетов вели бой против семнадцати наших. И все-таки через 8-10 минут схватки первыми не выдержали напряжения фашистские летчики. Один за другим стали падать на земля горящие «мессеры»… А бой над гитлеровским аэродромом тем временем подошел к концу. Помимо радости победы он принес нам боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить два И-153, и на одном из них Якова Ивановича Антонова, прекрасного летчика, опытного командира».

Долгое время считалось, что майор Антонов погиб в этом бою. Однако это было не так - он попал в плен. Позднее его видели в Моздокских лагерях. Из плена Антонову удалось бежать, но после этого его следы окончательно затерялись. Дальнейшая судьба отважного летчика неизвестна до сих пор.