Михаил Турецкий.Вожак. Михаил турецкий и его женщины Хор Турецкого - С тобой навсегда

Известный российский дирижер и его супруга рассказали о том, что побуждает человека к творческому развитию.

Михаил и Лиана Турецкие. Фото: личный архив.

История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Наверное, это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на гораздо более скромное существование в России, но зато с любимым. А Михаил, уже достаточно взрослый человек, переживший личную трагедию (в автокатастрофе погибла его первая жена Елена), поверил в то, что именно с этой женщиной он проживет счастливую жизнь.

Михаил, как-то в интервью вы пошутили, что супруга ценит в вас возраст и национальные особенности. Это важно, чтобы люди были из одной среды?
Михаил Турецкий:
«Конечно. Желательно, чтобы из одной песочницы, из одного традиционного измерения, культурного среза, одного цвета кожи. Конечно, исключения бывают — и вдруг совпадает совершенно несовместимый набор деталей, как в конструкторе «Лего». Но такое случается редко. Все-таки хорошо, когда твои бабушка и дедушка исповедовали те же ценности, что и предки твоей избранницы. Русская женщина не поймет, что это за болезненная любовь еврейской мамы к сыну. Ей это покажется странным. А еврейская жена? Наша религия говорит о том, что жена всегда против. Но это и является источником твоего внутреннего роста. Если ты сидишь на диване и ни хрена не делаешь, у тебя растет пузо, а рядом находится женщина, которая принимает тебя таким, как есть, вообще нет стимула развиваться. Это выбор каждого — кто каким путем хочет идти. Я знаю немало евреев, которые выбрали себе благодарную женщину «из другого племени».

Лиана Турецкая: «Русская жена тебя давно бы убила! (Смеется.) Я считаю, дело даже не в национальности, а в семейном воспитании — какие ценности пытались привить человеку. У меня три незамужние дочери. Конечно, я бы мечтала, чтобы они выбрали себе в мужья евреев, и мы бы вместе отмечали праздники, соблюдали обряды, ходили в синагогу. Но старшая дочка Наталья вышла замуж за русского парня, и мы к нему прекрасно относимся, очень любим. Она родила нам потрясающего внука Ванечку, и поэтому все остальное уже неважно. Можно выбрать еврея, который окажется полным идиотом, и бедная девочка будет мучиться всю жизнь. А можно жить душа в душу с русским. Главное, чтобы дети были счастливы!»

Еще психологи утверждают, что мужчина ищет жену, похожую на маму…
Михаил:
«И это совершенно верно. Если у тебя хорошая мама, ты начинаешь искать эти черты в своей избраннице. Лиана на момент нашего знакомства была женщиной с пятилетним ребенком. И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял. Ведь и для моей мамы на первом месте были мы с братом, а папа — на втором или даже на третьем. Ни разу я не видел, чтобы она проявляла какую-то активную ласку по отношению к отцу. Она никогда не называла его: „Боречка, дорогой“. Всегда — Борис, и сразу следовал какой-то вопрос. И он, уже слыша свое имя, ждал подвоха. (Смеется.) При этом родители как-то ухитрились прожить уникальную совместную жизнь — шестьдесят шесть лет. И вот эту модель семьи очень легко было представить с Лианой. Я сам с собой договорился: „Михаил Борисович, если вам не хватает внимания, вы найдете его на рынке услуг шоу-бизнеса, где вам внимает миллионная аудитория“. Лиана считает, что я человек самодостаточный, самостоятельный, а дети более уязвимы, им нужно больше заботы».

Лиана, когда у Михаила что-то не ладится, он обращается к вам за участием?
Лиана:
«Конечно, если не к жене, к кому же еще идти? Это нормально. Но это не значит, что я буду Михаила Борисовича жалеть и гладить по головке. Скорее, наоборот, я стараюсь его как-то встряхнуть, чтобы он взял себя в руки».

Михаил: «На моей жене и так всего много: помимо дочерей есть еще родители, которые из Америки приехали. Им тоже надо помогать. Потом, Лиана — предводитель большого девичника, и всегда есть какие-то женские вопросы, которые надо срочно решать. Так что у нее девальвировалось понятие, что такое настоящая проблема. Если я буду ныть, что нахожусь с собой в творческом несогласии, она, конечно, сделает вид, что в это погружается. Но не погрузится. Лиана понимает, что мои проекты успешны, а если я сам с собой договориться не могу, это мои проблемы. Есть более насущные дела, чем мужское нытье».

Лиана, а почему вы зовете мужа Михаил Борисович?
Лиана:
«Муж — это дома. А на работе он Михаил Борисович. Он меня тоже называет Лиана Семеновна, это прикольно».

Но, как я понимаю, в доме на вас все держится?
Лиана:
«Семья — это некое партнерство. Каждый занимается своим делом, и никто друг другу не мешает. Конечно, если надо в чем-то посоветоваться, мы советуемся, но в итоге поступаем так, как считаем нужным».

Михаил, «Хор Турецкого» хорошо принимали в Америке, и у вас была возможность там остаться. Почему вы приняли решение вернуться в Россию?
Михаил:
«Во-первых, у меня перед глазами был пример родителей, которые много раз могли эмигрировать и в Америку, и в Германию, но остались жить здесь. Папа прошел войну, он участник прорыва ленинградской блокады, и для него слово „патриотизм“ — не пустой звук. Он чувствовал себя абсолютно гармонично в этой среде. Мне было двадцать лет, ему — семьдесят. И я помню его в этом возрасте энергичным, бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал, работал, ходил на каток, в танцзал. И я понимал: зачем искать счастье где-то за морями, если оно в самом человеке? Еще в 1997 году, до знакомства с Лианой, нашему коллективу предложили во Флориде life-time контракт. Мы были там на гастролях — и очень понравились. Люди поняли, что с „Хором Турецкого“ можно делать хороший бизнес. Предложение поступило. Я жить в Америке не хотел, у коллектива были смешанные чувства. С одной стороны, в России родственники, друзья, могилы предков, а с другой — вот она, настоящая американская мечта, которая вот-вот станет реальностью. В тот момент я обратился к правительству Москвы с просьбой, чтобы нам дали государственный статус и помещение. И это был некий Рубикон: признает родина — вернемся. И Юрий Михайлович Лужков нам этот статус присвоил, что в перспективе означало государственную поддержку. Мы до сих пор ждем помещение. (Смеется.) Вроде бы его и выделили, но оно аварийное, и денег на реконструкцию нет. Но тем не менее тогда казалось, что все, мы признаны на государственном уровне. Так что в 2001 году, когда мы познакомились с Лианой, вопрос об эмиграции уже не стоял. В США я езжу на гастроли (компьютер показывает, что за двадцать пять лет я пересек границу девяносто четыре раза), но жить в этой стране у меня желания нет. Я ощущаю, что нужен здесь, потому что каждый день выхожу на сцену к большой аудитории и делаю ее счастливее, чем до общения со мной».

А как вам удалось за считанные месяцы перевернуть жизнь Лианы так, что она все бросила и отправилась с вами в Россию?
Михаил:
«Когда Лиана пригласила меня в гости, я был впечатлен ее вкусом и качеством жизни. Двадцатипятилетняя женщина имела шикарный дом, красивую машину. Для этого ей приходилось работать на двух работах (она программист). Но тем не менее все было налажено. Почему уехала? Наверное, любовь. Я не могу сейчас потянуть одеяло на себя: мол, я такой крутой, запудрил ей мозги…»

Очаровал?
Михаил:
«Ну, наверное. Хотя еще и здравый смысл присутствовал. Льщу себя надеждой, что произвел на Лиану хорошее впечатление. И она увидела во мне надежного человека. Я был старше ее. И старше сейчас. Жена говорит: „Ты меня никогда не увидишь старой“. (Смеется.) Я ответственный человек, создал уникальный в своем роде коллектив, не был замешан ни в какой криминальной деятельности, не выражался нецензурно. Словом, ничем ее не испугал. Я говорил о Верди, Брамсе и Чайковском, рассказывал про Ленинградскую государственную филармонию, где я посещал репетиции Евгения Мравинского. Лиана была приятно удивлена, и ей было интересно попробовать что-то другое, получше узнать человека с „другого берега“. Правда, первое время, пока друг к другу притирались, не раз хотела вернуться обратно. Но до аэропорта так и не доехала».

Лиана, вам трудно было решиться на переезд?
Лиана:
«По молодости мы принимаем решения гораздо быстрее и при этом не всегда руководствуемся логикой и разумом. Влюбленному человеку кажется, что он может свернуть горы, а не только перевернуть свою жизнь. Но все-таки я достаточно практична, не бросаюсь в омут с головой. Женское сердце всегда подскажет, какое будущее тебя ждет с этим человеком. Будет ли рядом с тобой мужчина или тряпка. Я в первую очередь выбирала мужа, добытчика и хорошего отца для моих детей. И не прогадала».

Но скучали первое время?
Лиана:
«Скучать было некогда. У старшей дочери Михаила Борисовича Наташи — переходный возраст. Ершистый подросток, с которым пришлось налаживать контакт, искать общий язык. Мою Сарину надо было определять в детский сад, учить русскому языку. Я тоже пыталась найти работу, ходила на собеседования. С работой ничего не получилось, хотя моя специальность вроде бы везде востребована. И я стала ездить на гастроли с „Хором Турецкого“. Так что я не сидела дома, не скучала и не плакала, а активно строила нашу новую жизнь».

Сейчас освоились в Москве?
Лиана:
«Конечно! У меня здесь появились свои любимые места, рестораны, шопинг-центры, театры. Я люблю людей, тусовки, общение. Нашим девичником мы иногда выбираемся то в Париж, то в Германию. Конечно, когда есть время — надо ведь и на гастроли с коллективом съездить, и с детьми на каникулы».

Вы всегда хотели большую семью?
Лиана:
«Я безумно люблю маленьких детей, и для меня такая радость, что у нас четыре дочки! Если каждая родит мне по два-три внучка, я стану самой счастливой бабушкой. В доме должны быть маленькие дети. Мы иногда с Михаилом говорим, что, если бы у нас были только старшие дочки — Наташа и Сарина, наша жизнь стала бы скучной. Они уже взрослые, самостоятельные, мама с папой не так нужны».

Михаил: «Кстати, старшей дочери, мы предлагали поехать в Чикаго, чтобы получить образование там. Она осталась здесь, поступила в МГИМО, на факультет международной журналистики, причем сама. Младшие наши дети — тоже очень целеустремленные, занимаются всем понемногу для общего развития. И музыка, и фигурное катание, рисование, танцы… Младшая, Беата, ходит в балетную школу».

Лиана, Михаил — человек очень загруженный работой. Достаточно ли внимания он уделяет детям?
Лиана:
«Хороший отец — это вовсе не означает, что он двадцать четыре часа должен валяться дома. Это ужасный отец. Хороший — тот, кто может своим детям обеспечить удобную комфортную жизнь, дать образование. У Михаила Борисовича все это получается. И наших дочек он любит и балует. Он никогда не ляжет спать, не обняв их, не поцеловав на ночь. Если он улетает рано утром на гастроли, то встанет пораньше, чтобы отвести их в школу. Он пользуется любым моментом, чтобы побыть с ними подольше. Когда есть возможность, они идут вместе на каток, на лыжах. Что касается музыки — у меня с ней сложные отношения. Мне не один медведь на ухо наступил, хотя Михаил Борисович считает, что слух у меня есть. А наши девочки все поют, Эмма с пяти лет играет на скрипке».

Какие-то идеи по поводу папиной работы они высказывают?
Михаил:
«Репертуар «Хора Турецкого» проверен временем. И, может, по возрасту он нашим девочкам не очень понятен, но они чувствуют энергетику и тянутся к этой музыке, даже к военным песням. Эмма совершенно изумительно выводит: «Полем, вдоль берега крутого, мимо хат». Через себя пропускает эту песню, а малышка ей подпевает. Они очень любят репертуар «Сопрано Турецкого».

Оно был создано в противовес мужскому хору?
Михаил:
«Это некий виток бренда. Я понял, что мне немного тесно в рамках одного коллектива. Есть песни, которые просто неуместны в мужском исполнении: „Ромашки спрятались“, „Один раз год сады цветут“… И потом, я соскучился по проникающему в самое сердце женскому вокалу. Я создал эту группу, и она невероятно успешна. У „Сопрано“ огромный репертуар — сто двадцать композиций, самые разные жанры. В группе две девушки-композитора, которые сами пишут тексты и музыку. Мы делали совместные номера с Игорем Бутманом, Дмитрием Маликовым, Сергеем Мазаевым».

Лиана, вы не ревнуете к красоткам, которые вьются вокруг мужа?
Лиана:
«Если мужа окружают молодые девушки, это продолжает и его молодость, и мужское начало. А во-вторых, чтобы „сходить на сторону“, не обязательно создавать хор. Я доверяю мужу и девочкам из „Сопрано“. Помимо того что они красавицы, так еще и умницы — интеллигентные, воспитанные, начитанные. Это совсем другой уровень, не „поющие трусы“, которые ищут себе богатого мужа».

В интервью вы сказали, что теперь, когда появился внук, будет кому ваше дело продолжить. Собираетесь парня готовить?
Михаил:
«Поскольку Россия — женская страна, вы гораздо сильнее мужиков, то, думаю, скорее продолжателями будут мои дочери. Есть такой персонаж — Эммануэль Турецкая. Ей сейчас девять лет, и она упорная, сильная, талантливая и с большим голосом. Я вижу в ней потенциал — и хорошего музыканта, и менеджера. Она даже пытается влиять на репертуарную политику, протолкнуть своих любимчиков. А когда присутствует на концерте, может выскочить на сцену, вырвать у папы микрофон и что-нибудь спеть».

Как сильно личная жизнь влияет на творчество, а творчество – на личную жизнь? Сложно ответить однозначно, но отрицать эту взаимосвязь никто не осмелится. Яркий пример утверждения – это писатели, использующие элементы автобиографии в своих романах, и музыканты, нашедшие себе спутников жизни во время репетиций или выступлений. К числу последних относится и Михаил Борисович Турецкий.

Детство и юность

Родился будущий музыкант и дирижер 12 апреля 1962 года. Произошло это в Москве. Борис Борисович Эпштейн – отец мальчика - всячески отговаривал свою жену от рождения второго ребенка, аргументируя это тяжелыми временами, немолодым возрастом и болезненным первенцем Александром. Но его жена Белла Семеновна настояла на своем решении. Так маленький Миша Турецкий (это его настоящая фамилия по матери, а не псевдоним) и появился на свет.

Родители Миши дни напролет проводили на работе, а воспитанием мальчика занимался брат, который был старше на пятнадцать лет. Однако Саше такое занятие было не в радость, поэтому он частенько оставлял Мишу с включенным радио или телевизором. Позже родители узнали об этом, но не стали наказывать Сашу, поскольку заметили, как легко их младший сын подпевает песням, звучащим в эфире. Хитом был «Сиреневый туман».


Михаил Турецкий в детстве вместе с родителями

Борис Борисович работал мастером цеха, а Белла Семеновна – воспитательницей детского сада. Получали они мало, но со временем им удалось накопить денег, чтобы выкупить еще одну комнату в коммуналке около станции метро «Белорусская», в которой они проживали, а также приобрести старое фортепиано. Сделано это было для того, чтобы Миша мог заниматься с приглашенным учителем музыки. Спустя полгода репетитор отказался продолжать обучение, заявив, что у малыша нет слуха.

Подобное заявление расстроило родителей, но Миша сумел их убедить дать ему еще один шанс. Так он поступил в музыкальную школу на курс флейты-пикколо, потому что обучение на этом инструменте было самым дешевым вариантом.


В 1973 году произошло важное для мальчика событие. В гости к отцу приехал кузен, с которым Борис Борисович виделся крайне редко. Этого кузена звали Рудольф Баршай, и был он альтистом и дирижером с мировым именем. Узнав о том, что Миша учится в музыкальной школе, а также неплохо поет, Баршай попросил его что-нибудь исполнить. Восхищенный вокалом мальчика, через знакомых Рудольф Борисович сумел пристроить Мишу в хоровое училище имени Александра Васильевича Свешникова.

После окончания училища Михаил поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, которую окончил в 1985 году с отличием. К этому моменту парень уже успел жениться, обзавестись дочерью, а также принять участие в нескольких крупных выступлениях под руководством Мравинского и Шерлинга.

Музыка

После окончания обучения Михаил остался в академии музыки для прохождения аспирантуры. Проходя практику на репетициях академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и в Театре музыкального искусства, парень вынужден подрабатывать бомбилой на стареньких «Жигулях» и грузчиком в универсаме, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но даже тяжелые будни не отвлекают Турецкого от мыслей о собственном музыкальном проекте.


В 1987 году Михаил сотрудничает с церковным хором и с ансамблем политической песни. Эта работа помогает сформулировать основные принципы будущего проекта. В 1989 году Михаил объявляет набор солистов для мужского хора столичной хориальной синагоги (национальность Турецкого - еврей). Идея оригинальна: возродить иудейскую духовную музыку на просторах Советского Союза.

Составив и отрепетировав программу, в которую входили еврейские литургические песни, хор выступает на родине и за рубежом – в Израиле, Германии, Франции и Великобритании. Во время выступления с Владимиром Семенюком в Литве Михаил Турецкий получает страшное известие из дома – на 71 километре трассы Минск-Москва разбилась его жена Елена со своим отцом и братом. Они возвращались с празднования дня рождения родственницы.

Эта новость обрывает тур. Михаил впадает в депрессию. Зоя Ивановна – мать погибшей Елены - пытается помочь Турецкому, а также предлагает оформить опеку над дочерью Михаила и Елены на себя. Турецкий отказывается от такого варианта. Вместо этого он берет дочь Наташу и отправляется на два года по контракту в Америку.


Ознакомившись с миром американского шоу-бизнеса, Михаил со своим хором решают изменить репертуар и формат выступлений, добавив больше зрелищ, больше красок и больше динамики. Во многом этому поспособствовали многочисленные бродвейские мюзиклы, которые так любил посещать Михаил со своей дочкой. В 1994 и в 1995 году Турецкого награждают «Золотой короной канторов мира».

С обновленной программой и полностью сформировавшимся коллективом арт-группа «Хор Турецкого» возвращается на отечественную эстраду в 1997 году, во время совместного тура с Иосифом Кобзоном. Публика воспринимает новый формат на ура. С 1999 по 2002 хор выступает со спектаклем «Вокальное шоу Михаила Турецкого» в Московском государственном театре эстрады. В 2002 году Михаила награждают званием заслуженного артиста Российской Федерации.

В 2003 коллектив формируется окончательно: 10 солистов с голосами от баса-профундо до тенора-альтино. Репертуар выходит за рамки национальной иудейской культуры. Критики дают новое имя стилю, характеризующему манеру исполнения песен «Хором Турецкого» - классический кроссовер.

На следующий год хор гремит по крупным концертным площадкам мира: СК «Олимпийский» и Ледовый дворец на родине, а также Альберт- холл, Джордж-холл и Карнеги-холл за границей. В 2005 году Михаил издает автобиографию, в которой делится историей личной жизни и секретами «Хора Турецкого». В 2008 году происходит фурор – 4 аншлага в Государственном Кремлевском дворце. Но и этого Михаилу мало.


В 2010 году он в качестве продюсера создает новый проект – «SOPRANO», ставший женской версией «Хора Турецкого». Девушки из «SOPRANO» быстро завоевали популярность, выступая на фестивалях уровня «Славянского базара», «Новой волны» и «Песни года». В том же году Михаил получил звание народного артиста РФ и Орден Почета.

Личная жизнь

В 1984 году Михаил впервые женился. Его избранницей стала однокурсница Елена. В том же году у пары родилась дочь, которую было решено назвать Наташей. В 1989 году Елена с братом и отцом попала в аварию и погибла. Михаил с дочерью уехал в США.


В Америке девочке понравилось – она даже выступала на сцене, однако отец сумел убедить ее отказаться от идеи связать свою карьеру со сценой, аргументируя тем, что это полностью лишит девушку личной жизни. Сегодня Наташа работает юристом в офисе «Хора Турецкого». В 2014 году у нее родился сын Иван, а в 2016 – дочь Елена.


Однако в жизни Михаила были и другие женщины. В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель от короткого романа с Татьяной Бородовской.


Через год состоялась вторая свадьба Турецкого. Его женой стала армянка Лиана, с которой Михаил познакомился во время гастролей в США, организованных отцом девушки. Как и у Михаила, у Лианы уже был один ребенок – дочь Сарина. Тем не менее, пара решила обзавестись и совместными детьми – дочерьми Эммануэлью в 2005 году и Беатой в 2009.

Михаил Турецкий сейчас

Ребята из «Хора Турецкого» (и сам Михаил Борисович в особенности) – те еще трудоголики. За год они успевают провести более 200 выступлений – не каждый может таким похвастаться. Удивляет, как артисты еще успевают публиковать фото в аккаунте в «Инстаграме» .


В 2017 году Михаилу удалось выделить время для знаковых событий. Первым стала свадьба дочери Сарины и Торника Церцвадзе. Вторым – награждение Орденом Дружбы за развитие культуры.

Дискография

  • 1999 – «High Holidays»
  • 2001 – «Bravissimo»
  • 2003 – «Хор Турецкого представляет»
  • 2004 – «Когда поют мужчины»
  • 2006 – «Рожденные петь»
  • 2007 – «Москва-Иерусалим»
  • 2009 – «Музыка всех времен»
  • 2010 – «Шоу должно продолжаться»

Михаи́л Бори́сович Туре́цкий (12 апреля 1962, Москва) - музыкант, основатель и продюсер арт-групп «Хор Турецкого » и SOPRANO. Народный артист России (2010).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

    Родители

    Отец - Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилёвской губернии . В 18 лет, после смерти отца, уехал в Москву , где учился в педагогическом техникуме, а затем - в Академии внешней торговли . Спустя 9 лет, гостя у родственников в местечке Пуховичи под Минском , встретил 17-летнюю еврейскую девочку, игравшую на гитаре. Девочка - а это была будущая мать Михаила, Белла (Бейля) Турецкая - ему понравилась, и её тут же сосватали. В октябре 1940 года Борис Эпштейн увез невесту в Москву, а спустя 8 месяцев, в июле 1941 года, всю семью Беллы Семёновны уничтожили (закопали живьём) немецко-фашистские оккупанты. Уже супругами Борис и Белла прошли всю войну: он, ушедший на фронт со второго курса Академии в первые дни войны, стал участником прорыва Ленинградской блокады , она была медсестрой эвакуационного госпиталя в Горьком .

    Детство. Первые занятия музыкой

    Михаил Турецкий - поздний ребёнок в семье. К моменту его рождения старшему брату будущего артиста Александру было 15 лет, маме - 40, отцу - 50. Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская» . Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама - няней в детском саду.

    Поскольку день рождения сына совпал с Днём космонавтики , ребёнка хотели назвать Юрием (в честь Юрия Гагарина), но отец настоял на имени Михаил . «Югга, слишком сложно пгоизносить, пусть будет Миша» - грассируя, произнёс Борис Борисович. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери, так как на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых .

    Музыкальные способности Михаила Турецкого проявились в раннем детстве. Уже в 3 года он повторял множество песен, доносящихся из радиоприёмника и телевизора, четко скандируя все слова, ещё даже не понимая их смысла. Первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

    Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно, один урок которого стоил десять рублей, − на тот момент для семьи это были большие деньги. Занятия продлились четыре месяца и прекратились после заявления преподавателя об абсолютном отсутствии у ребёнка таланта.

    Спустя некоторое время Михаил Турецкий сам попросил родителей отдать его в музыкальную школу. Стесненная материально семья могла позволить себе лишь самое недорогое образование. В прейскуранте государственной школы стоимость обучения на различных инструментах разнилась в диапазоне от полутора до двадцати рублей. Так Михаил начал осваивать флейту-пикколо (малую флейту), занимавшую в перечне расценок нижнюю строку. Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

    Профессиональное образование

    Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник ещё и поёт, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих - семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

    После окончания училища, выдержав серьёзный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет . В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьёзно погружается в историю синтетического искусства.

    Семья

    В 1984 году Михаил Турецкий женится на дочери военного Елене , своей сокурснице по институту имени Гнесиных. Родители с обеих сторон этот союз не поддерживали, желая для детей «пару своей национальности», но родственные души влюблённых (Елена тоже была музыкантом) отстаивают своё право быть вместе. В том же году у них рождается дочь Наталья . На тот момент Михаилу Турецкому исполнилось 22 года.

    Чтобы обеспечить семью всем необходимым, продолжая обучение в аспирантуре, молодой папа работал в нескольких местах одновременно: ночным директором в крупном универсаме, преподавателем. Параллельно начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни «Голос».

    В последнем и зарождаются новые художественные принципы некоего синтетического искусства в разной степени сочетающего пение, элементы пластического театра и актёрское мастерство, что в результате приведёт Турецкого к созданию первой в истории арт-группы. Об этом музыкант задумывался и мечтал в те годы.

    В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду . Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

    Артист остаётся с пятилетней дочерью на руках. В это тяжёлое время поддержку Турецкому оказала его тёща Зоя Ивановна , которая - по словам Михаила Турецкого - до сих пор остаётся для него авторитетом . Именно Зоя Ивановна помогала воспитывать девочку до отъезда Турецкого по контракту на гастроли в США, которые длились два года. В Америке Михаил и Наташа стали настоящими друзьями, много времени проводили вместе. Там дочь неоднократно успешно выходила на сцену и пела вместе с хором, находя горячий отклик в сердцах американских слушателей. Позже отец отговорил девочку заниматься музыкой, опасаясь, что ей трудно будет обеспечить себе будущее. Тогда музыкант ещё не имел нынешнего авторитета и положения. Сегодня Наталья, получив юридическое образование, работает в офисе «Хора Турецкого».

    Во второй раз Михаил Турецкий решается жениться лишь спустя 12 лет. Во время американских гастролей в городе Даллас (штат Техас) в Хэллоуин , после очередного концерта, артист встретил Лиану , впоследствии ставшую его женой. Девушка оказалась дочерью агента, который занимался организацией гастролей «Хора Турецкого» в США. К тому моменту жизнь Лианы уже была хорошо устроена: маленькая дочь Сарина , дом, престижная работа ведущего программиста в телекоммуникационной компании в Далласе. Спустя некоторое время Михаил и Лиана поженились, и девушка согласилась переехать в Москву. Вскоре в семье Турецких родились две дочери: Эммануэль (2005) и Беата (2009). У него также есть дочь Изабель (2001), которая живёт со своей матерью в Германии. В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич . А в 2016 году Наталья наградила Михаила внучкой Еленой.

    Творческая деятельность

    Арт-группа «Хор Турецкого»: история и современность

    По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, то есть без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

    За восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звёзд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

    Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

    В 1995-1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами. За время контракта артист совершает около двадцати перелётов из Москвы в Майами!

    Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для неё зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

    Благодаря совместному концертному турне с Иосифом Кобзоном, в 1997−1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

    В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

    В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением Геннадия Хазанова, который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

    В 2003 М. Турецкий открывает своё универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя - «Арт-группа Хор Турецкого». Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

    Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (то есть без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

    Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поёт, но и блестяще ведёт и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

    С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлёт эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анджелес), Джордан Холл (Бостон).

    В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлёвском дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

    Артисты ежегодно выходят на сцену 200−250 раз, 100 раз в году садятся в самолёт, проезжают 120 тыс. км. на автомобилях, автобусах и поездах.

    Несмотря на то, что коллектив существует уже более 20 лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

    Российский шоумен, дирижёр, певец, основатель и продюсер арт-группы «Хор Турецкого » и «SOPRANO Турецкого ». Народный артист России (2010).

    Михаил Турецкий. Биография

    Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве. Отец - Борис Борисович Эпштейн . Михаил взял фамилию матери, так как все родственники с её стороны погибли во время Холокоста. Дядя по отцу - известный альтист и дирижёр Рудольф Баршай . Михаил Турецкий окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова, затем с отличием дирижерско-хоровой факультет института имени Гнесиных, учился в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием.

    В 1989 Турецкий начал набор солистов «Мужского камерного еврейского хора » Московской хоральной синагоги. Среди набранных участников были выпускники высших учебных заведений, студенты и учащиеся.

    В 1991 году глава туркомпании People Travel Club Марина Ковалёва случайно услышала репетицию хора. Благодаря помощи Марины Ковалёвой в 1995-1996 гг. хор пел в синагоге в Майами. Часть участников хора осталась в США. В 1998 году хор Турецкого получил статус государственного коллектива. Затем его начал поддерживать «МОСТ-банк» и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский , а позднее - Московский государственный театр эстрады во главе с Геннадием Хазановым .

    С 2003 года хор взял известное ныне название - Арт-группа Хор Турецкого. Изменился и репертуар коллектива. Еврейская литургия, песни на идише и иврите составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, «Мурка»), оперные арии, православная литургия.

    Хор Турецкого выступал со знаменитыми музыкантами современности: Пласидо Доминго , Зубином Метой , Хулио Иглесиасом , Глорией Гейнор , Эммой Шаплин , Исааком Штерном , Иосифом Кобзоном и многими другими.

    Михаил Турецкий. Личная жизнь

    Первая жена Михаила Турецкого , Елена , погибла в автокатастрофе в августе 1989 года на трассе Минск - Москва. В страшном ДТП погибли вместе с женой Турецкого его тесть и брат Елены. От первого брака есть дочь Наталья , которой на момент гибели матери было всего пять лет. Сейчас Наталья, получив юридическое образование, работает в офисе «Хора Турецкого».

    Второй женой Михаила (Турецкий женился спустя 12 лет после гибели Елены) Лиана , с которой он познакомился в Америке. В семье Турецких родились две дочери: Эммануэль (2005) и Беата (2009). Также у Лианы есть дочь от первого брака Сарина . В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын, которого назвали Иваном .

    Михаил Турецкий. Награды и звания

    1994-1995 «Золотая корона канторов мира» (лишь 8 человек в мире награждены этим знаком отличия).

    2002 - Заслуженный артист Российской Федерации.

    2004 - Национальная премия «Человек года» в номинации «Культурное событие года».

    2010 - Народный артист Российской Федерации.

    2011 - Народный артист Республики Северная Осетия - Алания и Заслуженный артист Республики Ингушетия.

    2012 - Орден Почёта - За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

    Михаил Турецкий. Интересные факты

    Михаил Турецкий , отец четверых дочерей, мечтает о наследнике, которого назовет в честь своего отца.

    Один провидец предсказал артисту, что его дочь, в имени которой две «м», родит короля.

    Михаил и Лиана Турецкие зарегистрировали свой брак в спортивных костюмах.

    В имени дочери артиста Беаты скрыты имена родителей Михаила: Борис и Бэла .

    В 2005 году Турецкий написал книгу «Хормейстер » (М., 2005).

    В «Хоре Турецкого» Михаила называют «Царь». На один из семейных праздников участники группы подарили руководителю 10 матрешек с шаржами на всех музыкантов хора. Первая - сам «Царь». Так же солисты «Хора Турецкого» преподнесли Михаилу флейту-пикколо и на всей аппликатуре выгравировали свои прозвища.

    После концертов в Майами местные власти выпустили прокламацию, объявив 6 февраля Днем Московского хора.

    В одной из телепередач «Хор Турецкого» в качестве импровизации спел рекламное объявление из телефонного справочника, чем довел аудиторию до слез.

    Одно из выступлений «Хора Турецкого» состоялось на палубе тяжелого несущего авиакрейсера «Адмирал Кузнецов» в окружении нескольких тысяч моряков Северного флота, которые пели вместе с артистами.

    Успешный и богатый музыкант дает на содержание родной десятилетней дочке Бэлле Бородовской всего 300 евро в месяц

    В апреле Михаилу ТУРЕЦКОМУ, дирижеру и руководителю одноименного хора, исполнится 50 лет. Согласно официальной биографии у артиста трое дочек: 28-летняя Наталья от первого брака и 6-летняя Эммануэль с 2-летней Беатой — от второй жены. Но вот уже 10 лет на свете живет еще одна дочь ТУРЕЦКОГО – Белла, которую Михаил тщательно скрывает и категорически отказывается признавать. Почему — мы и попытались выяснить.

    Сегодня Михаил Турецкий активно готовится к юбилею, дает глянцевым журналам интервью, рассказывая в них о том, какой он заботливый муж, классный отец. Только как-то в этот идеальный образ не вписывается история о маленькой девочке Белле Бородовской – его кровной дочке, живущей в Германии.

    Однокурсница Лена, на которой Михаил женился в 21 год «по залёту», трагически погибла

    С первого взора

    В 2000 году Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину. Потрясенный ее внешностью, Турецкий спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Зрители восторженно аплодировали, дирижер кружил красотку в вальсе и напоследок не растерялся – попросил у барышни телефон. Татьяна Бородовская моложе Турецкого на 6 лет – утонченная, породистая, нежная, она увидела знак судьбы в этой встрече на концерте.
    — Так исторически сложилось, что через месяц после этого я должна была по плану переезжать в Москву, — Татьяне сегодня 44 года, она потрясающе выглядит и обладает невероятным магнетизмом. – Я вернулась на родину, работала у Антона Носика заместителем главного редактора на ntv.ru (сейчас это информагенство newsru.com). И вдруг позвонил Турецкий.
    — Оказалось, что офис Михаила Борисовича находился рядом с нами, — вспоминает медиамагнат, владелец «Живого Журнала» и самый известный блогер Рунета Носик. – И он частенько стал забирать Таню с работы.
    Антон с Татьяной – друзья детства.

    Дочь Наташу после смерти первой жены музыкант воспитывал один

    — Мы с ней соседи по «Речному вокзалу», — говорит Носик. – Жили много лет рядом – окно в окно. Я тоже ухаживал за ней, но Таню привлекали другие кавалеры… А роман с Турецким происходил на моих глазах.
    — Чем покорил меня Миша, — сама задает себе вопрос Таня, — он очень интересный человек.
    Завязался страстный роман, который пара не скрывала, свидетелей ему уйма. На тот момент Михаил жил с дочерью-старшеклассницей от первого брака Наташей – супруга Турецкого трагически погибла, когда девочке было 5 лет. Наташа приняла Татьяну, и они стали жить втроем в двухкомнатной квартире артиста на «Белорусской». Через некоторое время Бородовская забеременела. Летом 2001 года пара устроила себе романтические каникулы на море, Михаил всем видом показывал, как желает этого ребенка. Когда узнали, что родится девочка, вместе решили назвать ее в честь мамы Турецкого Беллой.

    В свои 28 лет Наталья ТУРЕЦКАЯ умеет себя подать

    Тяжелые роды

    — А в сентябре 2001 года Турецкий был вынужден уехать на три месяца на гастроли в Америку, — рассказывает подруга Тани Евгения Бокий . – Должен был вернуться аккурат к таниным родам. Она решила не киснуть в Москве и поехала в Германию к родителям, где собиралась рожать и ждать суженного… Но в Германию Турецкий не прилетел. Он просто исчез! Не отвечал на телефон, не звонил сам.
    — Это был шок для нас! – возмущается Антон Носик. — Он бросил жену за неделю до родов. Ужас того, что Турецкий сбежал от беременной женщины, значительно мощнее всего романтизма их любовной истории.
    Татьяна пережила настоящий удар! В шоковом состоянии ее доставили в больницу, оказалось, что из-за стресса у нее прекратилась родовая деятельность.
    — Она долго не могла родить — у нее прекратились схватки, — вспоминает подруга Женя. – Потом, конечно, немецкие врачи сделали свое дело. И в декабре 2001 года на свет появилась маленькая копия Турецкого – его дочь Белла.

    Татьяна БОРОДОВСКАЯ родила ТУРЕЦКОМУ прелестную дочь, а он предал её

    — Чудесная девочка, видел ее на днях, — говорит Носик. — Я ее сандак (в иудаизме так называют «крестного отца»). В 2003 году в синагоге города Висбаден я прочитал над ней молитву, освятил ее имя – это большая честь крестить малышку.
    Гордость Татьяне не позволила искать Турецкого, вызванивать, унижаться. Но ее друзья и родные не могли спокойно смотреть на страдания близкого человека. Михаила разыскали, и он сообщил: «Я встретил другую! Хотите, могу дать 5 000 долларов, и пусть Таня от меня отвалит». Во время гастролей в Америке, в октябре 2001 года, он познакомился со своей нынешней женой Лианой.
    — Она быстренько взяла его в оборот, — говорит Бокий. – Таня набралась смелости позвонить Турецкому только через два года. Он долго от нее прятался. В итоге на него пытались надавить даже через Иосифа Кобзона – тот ему сказал: «Признай дочь! Это же неприлично!» Но он до сих пор категорически отказывается ее признавать – бьется как зверь. Хотя после истории с Кобзоном стал давать денег на ребенка – правда, для этого надо за ним побегать и поумолять. Однажды приятельница Тани в очередной раз пыталась позвонить Турецкому, а попала на Лиану. «Вы знаете, у него есть жена и маленький ребенок?» – «Ну, она ему не жена, и ребенок ему не ребенок! И мы знать не желаем об этих людях!»

    Маленькая Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность

    Виновата жена

    Сам Турецкий эту историю не комментирует и лишь однажды в интервью журналу «Караван историй» обмолвился о том времени:
    «Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:
    — Что делать? Меня прижали к стенке.
    — Если можешь не жениться, не женись, — отвечал он.
    Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов».
    — Причина, конечно, не в карьере, — говорит Носик. – Он попал под прессинг со стороны Лианы, она почему-то яростно не хочет, чтобы он признавал дочь. Ей почему-то важно, чтобы эта история оставалась тайной. Понятно, что у них теперь своя жизнь, много детей, но хорошо было бы, если б он признал Беллу. Тут проблема в том, чтобы уговорить Лиану…
    У Турецкого пунктик на теме еврейства.

    Эмигрантка Лиана соблазнила ТУРЕЦКОГО высокими каблуками и сексапильными разрезами на одежде

    — Пятьдесят поколений моих предков женились только на своих, — говорит Михаил.
    Возможно с Таней они не совпали в этом?
    — Вы что! Таня самая настоящая еврейка, — утверждает Носик, сам известный иудей.
    Сама Бородовская до сих пор не нашла объяснения поступку Михаила.
    — У меня нет трагедии, — говорит она. — Что было, то было. Люди расстаются. Ничего с этим не поделаешь: встречают других мужчин и женщин и расходятся. Так складывается жизнь. Я не искала причину мишиных действий. Я приняла ситуацию так, как есть. Можно было уйти в злобу, а можно принять все, жить дальше и быть счастливой. Я выбрала второй путь. У меня нет к нему претензий. То, что он не рассказывает о Белле – его личное дело. Что я могу сделать? Я его к этому не принуждаю. И мстить не хочу.
    Белла — гражданка Германии, там у нее есть свидетельство о рождении, где в графе «отец» записан Михаил Борисович Турецкий.
    — В свидетельстве записали Мишу с его добровольного согласия, — подтверждает Таня. — У меня спросили, кто отец, я его назвала, прислали ему письмо, он с этим согласился.
    Плюс есть кучи писем, свидетельских показаний, совместных фотографий.

    Крошки Эммануэль и Беата не в курсе, что у них есть 10-летняя сестрёнка Белла

    До сих пор

    — Он втихаря не отказывается, что это его ребенок, — рассказывает Бокий. — Проведывает ее в Германии, передает ей подарки, но категорически отказывается произнести слово «дочь».
    — Почему я до сих пор не рассказала об этой истории? А что это изменит? – говорит Таня. — У нас с Турецким есть дочь, и он о ней заботится, как может. Мы можем позвонить ему в любой момент. Не забывайте, что мы живем в другой стране, здесь не в курсе, кто такой Михаил Турецкий. Но Белла знает, что у нее есть папа, что он артист, она была на концертах Миши. Когда мы приезжаем в Москву, он с ней общается, когда он приезжает в Германию – тоже. Однажды он даже брал ее к себе в семью. Я не считаю Мишу плохим человеком. Он хороший человек. Без его заботы я не смогла бы растить ребенка. Мы родные друг другу люди.

    Михаил Турецкий с женой и ее дочерью Сариной

    Вероятно, Татьяна боится потерять источник финансов, поэтому не рассказывает неприятных подробностей. Зачастую деньги в Германию Турецкий передает именно через Антона Носика.
    — Простите-простите, он не помогает на самом деле! – Возмущается Антон. — Та сумма, которую Михаил переправляет Белле (если вы спросите меня, я бы своему ребенку больше давал), — 300 евро в месяц! Это разве можно назвать помощью?

    Михаил в окружении любимых женщин: слева - жена Лиана, справа - её дочь Сарина, которую Михаил удочерил

    Недавно Таня обратилась к Михаилу: «Ты сейчас будет праздновать 50-летие, ну, пригласи Беллку в Москву». Хормейстер отказался.
    — Многие почему-то думаю, что Турецкий голубой, — рассуждает Бокий. – Но это не правда, Миша очень шустрый парень. Любит себя, поэтому и ухаживает за собой. И вообще у него мания величия: считает, что на сцене только три артиста: Пугачева , Кобзон и он.
    Татьяна Бородовская до сих пор одна. Всю энергию она тратит на детей – взрослого сына от первого брака и 10-летнюю дочку.
    — После Михаила я свою личную жизнь не устроила, — призналась Таня. — Замуж так и не вышла. Ну, может, я сама не хотела.
    — Вы до сих пор любите Турецкого?
    — Ну, это уже личный вопрос. Была красивая история, она закончилась, как все заканчивается в этой жизни. Люди расстаются — так случаются.

    Чужая-своя

    Впервые Турецкий женился в 21 год на однокурснице по Гнесинке Елене.
    — У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза, — вспоминает в одном интервью Михаил. — Я стал ее первым мужчиной. Мы любили друг друга, но жениться я не собирался. Однако Лена забеременела.
    Ради семьи Михаил занимался частным извозом, работал сторожем и грузчиком в супермаркете, дворником.
    В 1989 году Елена Турецкая погибла в автокатастрофе.
    — Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры, — вспоминает Михаил. — По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск — Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус , а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих.
    Теща Михаила Зоя попросила подписать документы на отказ ребенка и отдать внучку Наташу ей.
    — Я сказал: «Ничего подписывать не буду. Евреи от своих детей никогда не отказываются», — рассказывает, как было, Михаил.
    Сейчас дочке Наташе уже 28 лет, она закончила юрфак, а работает в коллективе у отца – заведует сайтом «Хора Турецкого»…

    Родители звезды Борис ЭПШТЕЙН и Белла ТУРЕЦКАЯ прожили в браке 66 лет

    Потом Михаил встретил Бородовскую, а позже, когда та ждала от Турецкого ребенка, на гастролях в Америке познакомился с Лианой – ее отец был устроителем концертов в штате Техас.
    — На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы - ее высокий каблук и открытый живот - произвел неизгладимое впечатление, — вспоминает Михаил. — Я предложил поехать в ресторан.
    После выпитых коктейлей Турецкий и Лиана ночевали вместе. Так завязался роман. Турецкий уговорил Лиану уехать из Америки в Москву. Правда, возникла проблема: у Лианы есть дочь от первого брака – Сарина (сейчас ей 15 лет), которую нельзя было вывести из США. Тогда Турецкий удочерил ее и дал ей свою фамилию. Девочку он воспитывает как свою (то есть свою родную не признает, а чужого ребенка удочерил).
    — Я не хотел еще детей, — рассказывает Михаил в интервью. — Ребенок ведь будет мешать нашему отдыху, творческим исканиям, пафосу, статусу, ну и вообще.
    Но Лиана подарила Михаилу еще двух дочерей: Эммануэль (да-да, Михаил ее назвал в честь той самой порногероини) и Беату.

    Фото из личного архива Турецкого и из блога Бородовской