3 кто такой жак ив кусто. Жак-Ив Кусто (краткая биография). Жил отважный Капитан

Мне довелось два дня назад побывать в Океанографическом музее Монако, где 32 года директором был Жак Ив Кусто. Меня удивило, что в этом музее нет даже фотографии этого великого человека. С этим именем связана целая эпоха океанографических исследований. Я всегда восхищался тем, что он делал и как с блеском он это делал. Кусто показал всему миру, каким может быть путь человека, идущего против течения, открывающего новые страницы в книге жизни, побеждающего самого себя, собственную лень, нерешительность и статичность, а самое главное - собственный страх. Каково это - опуститься на одноместной подводной лодке на глубину более 500 метров в полной темноте? Он умер в 1997 году, и вместе с ним закончилась его эпоха. Фильмы Кусто не показывают, а новые исследователи не могут достигнуть его уровня понимания океанских глубин. Молодая жена (а он женился во второй раз уже в глубокой старости) не любила его настолько, чтобы посвятить себя сохранению его дела. Младший сын погиб в авиакатастрофе, а старший стал бизнесменом и тоже мало делает для увековечивания памяти своего отца. Жак Ив Кусто во многом сам определил судьбу своих творений, закрутив роман со стюардессой авиакомпании Air France Франсин Трипле, с которой он встретился в 1976-м, - этому роману суждено было продлиться до самой его смерти. В то время как фанаты Капитана по всему миру по-прежнему видели в его фильмах погружающихся с аквалангом сыновей Симоны - Жана-Мишеля и Филиппа, стюардесса Франсин и двое детей, которых она родила Капитану, оставались в тени. Долгих 15 лет Кусто лишь изредка появлялся в обществе с Франсин, представляя ее своей племянницей. Через полгода после смерти от рака первой жены Симоны Жак Ив Кусто торжественно зарегистрировал брак с Франсин. 81-летний Капитан вывел под руку из мэрии Парижа новую мадам Кусто - ей было 36. В тот день их общие дети, 10-летняя Диана и 8-летний Пьер-Ив, впервые были представлены широкой публике. Новая мадам Кусто стала планомерно избавляться от всего, что ассоциировалось с именем прежней. «Это месть оскорбленной женщины за 15 лет, прожитых в тени со своими детьми. Она стирает историю, в которой не принимала участия», - уверен журналист Бернар Дюссоль, автор книги «Последнее приключение «Калипсо». Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто», а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны Филипп погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе? На место экологов-романтиков, жаждущих новых открытий, в Общество Кусто пришли менеджеры, жаждущие увеличить доходы компании. Типичные гангстеры - новые менеджеры Общества Кусто, которое возглавляет молодая вдова.! Они чуть что сочиняют письма с угрозами: «Берегитесь! Мы вас засудим за нарушение авторских прав!» Если популяризация Кусто не приносит денег, ее менеджеры тормозят любые начинания. Один американский издатель попросил у вдовы фотографию Кусто для публикации в школьном учебнике - она отказала.

К талантливым людям, положившим собственную жизнь на алтарь науки или искусства, как-то сложно применять обычное мерило среднестатистического члена общества, поскольку оно как прокрустово ложе слишком узко и коротко для человека, в полной мере раскрывшего свой внутренний потенциал. Такие люди во все времена оставались не понятыми окружающими, и даже если обретали мировую известность, все равно оказывались в глубоком одиночестве наедине со своими душевными порывами, открытиями и опережающими время пророческими мыслями. Так произошло и с Жак-Ивом Кусто, который, даже получив всеобщее признание, массу призов, премий и званий, остался не понятым как человек, ставший первооткрывателем иной реальности. Акванавт, заглянувший в сердце Океана, медиум, услышавший низкий голос стихии воды, породившей самую жизнь, странник между миром людей и рыб, проводник в царство Посейдона — эпитетов для этого необыкновенного человека придумано немало, но ни один из них не может претендовать на полновесность и объемность передачи образа великого исследователя морских глубин.

Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) - знаменитый французский океанограф, один из изобретателей акваланга, энтузиаст подводных исследований. Родился 11 июня 1910 года во французском городке Сан-Андре-де-Кузбак. Его отец был выходцем из Белоруссии, уехал в Европу на заработки и стал адвокатом. В 1933 году Кусто окончил Французскую Морскую Академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере, видел себя капитаном военного крейсера. Кусто был назначен на учебный корабль "Жанна Д"Арк", на котором ему удалось поплавать по всему свету. Однако в 1936 году он попал в автомобильную аварию, которая навсегда закрыла путь военной карьере. Во время продолжительного периода реабилитации Кусто изобрел очки для подводного плавания.

В 1937 году Кусто познакомился с Филиппом Тайе - морским офицером, поэтом, гуманистом, человеком, влюбленным в море. Именно он стал для Кусто "крестным отцом" в свободном погружении. С момента их знакомства Кусто навсегда посвящает себя познанию тайн подводного мира. Жак-Ив Кусто, Филипп Тайе и вскоре присоединившийся к ним Фредерик Дюма с тех пор почти неразлучны - их даже прозвали "три мушкетера". Они совершают погружения, ищут способ продлить пребывание под водой при помощи всех известных им средств.

В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с Эмилем Гальяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой - первый акваланг. Уже в 1946 году было начато промышленное производство аквалангов. Увлечение Кусто подводным плаванием и исследованиями океанских глубин натолкнуло его и на другие открытия: он придумал "подводное блюдце" - маленькую маневренную подводную лодку, а также различные виды видеокамер для подводной съёмки.

В 1950 году он приобрел списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съёмки, фотографии.

В 1953 году Кусто получил мировое признание и как литератор.Мир Безмолвия" - первая книга, которая открыла мир океана для широкой публики. Экранизация этой книги была удостоена Золотой Пальмовой ветви на Каннском фестивале 1957 года и "Оскара". Второй "Оскар" Кусто получил за сценарий фильма "Золотая рыбка" ("Golden Fish"). Среди других его книг следует отметить "Живое море" (1963), "Дельфины" (1975), "Жак Кусто: мир океана" (1985). Перу Кусто принадлежат десятки книг (часть из них переведена на русский язык), он также снял 104 фильма из серии "Одиссея команды Кусто". В 1956 году Жак-Ив Кусто уволился из Военно-Морских сил Франции в ранге капитана.

1957 году принц Монако Ренье предлагает Кусто стать директором знаменитого Океанографического музея княжества. Тот принимает предложение, и это превосходно устраивает обе стороны: государство с выгодой использует кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив может поздравить себя с назначением на научную должность. На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать иные его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых

Здесь самое время вспомнить о детях Жака Ива Кусто. У него два сына. Старший Жан-Мишель в I960 году становится архитектором. Вскоре он уже выполняет несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время — на Высшие кинематографические курсы. Оц принимает самое активное участие в исследовательской деятельности отца. В1962 году Жак Ив Кусто начинает свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. Речь идет об операции «Преконтинент I», в ходе которой два пловца — Аль-бер Фалько и Клод Уэсли будут жить неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работать на глубине 25 м. под водой.

Результаты работ обнадежили, ив 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м последовала «Преконтинент III»... Пять человек, среди которых «ветераны» первого «Преконтинента», участвуют во втором опыте и шестеро — в третьем. Среди них и Филипп Кусто.И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие. Интересный документальный фильм был снят в 2010 году об этом замечательном непревзойденном человеке.

Вот какие мысли возникли у меня после поскщения океанографического музея Монако.

Монументальное здание Океанографического музея Монако, будто выточенное из скалы, вот уже почти сто лет возвышается на скалистом берегу Средиземного моря как памятник человеческому гению.

Впервые идея о создании подобного музея возникла в 1899 году. Основатель музея - князь Монако Альберт I, страстный мореплаватель и океанограф-любитель.

Огромные коллекции князя, добытые во время морских экспедиций, включающие различные экспонаты от морских приборов до обитателей морских глубин требовали особых условий хранения, поэтому было решено создать для их содержания специализированный музей с библиотекой, аудиториями и лабораторией.

Благо, проблемы финансирования научных исследований в те времена в Монако не существовало - огромные доходы от деятельности казино "Монте-Карло", щедро тратились на содержание музея и новые морские экспедиции.

Смерть князя в 1922 году, мировые войны и послевоенный экономический кризис поставили музей под угрозу закрытия. Но возникший вновь в послевоенный период интерес туристов к Монако сделал невозможное: Океанографический музей Монако стал первым в мире учреждением подобного рода, которое могло полностью покрыть свои расходы за счёт средств вырученных от продажи билетов.

Кроме того, в это же самое время, международный комитет музея принял решение пригласить на должность его директора знаменитого в то время учёного-океанолога Жака Ив Кусто. Который сумел возродить традиции князя Альберта I и дал новый виток жизни музея, который не перестаёт совершенствоваться по сей день.

Сегодня, 90 аквариумов музея представляют посетителям возможность заглянуть в воды абсолютно всех морей и океанов земного шара. В музее представлена редчайшая коллекция состоящая из 4000 видов рыб, 200 видов беспозвоночных и 100 видов тропических кораллов.

Внутри музей представляет собой череду залов оснащённых прекрасными аквариумами, которые сами по себе являются технологическим прорывом в этой области.

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор Ордена Почётного легиона. Известен как (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Биография Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Даниэль Кусто был юристом, и семья много путешествовала. Сын стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет он стал страдать хроническим энтеритом, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэл Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Евгения Хиггинса. Ему пришлось много путешествовать, братья Пьер-Антуан и Жак-Ив учились в школе. Большую часть года они жили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море. В 1920 году Евгений Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить на английском языке. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Армия

В 1930 году он поступил в Брестское военно-морское училище. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна д’Арк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув в них, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству.

* Плавучая лаборатория Кусто на буксире у "Калипсо", 1964 год

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во Второй мировой войне участник французского движения сопротивления.

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

* Жак-Ив Кусто готовится протестировать новый акваланг, 1965 год

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся шоумэном, педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась еще одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

* Жак-Ив Кусто на борту "Калипсо", 1979 год

Слухи о принятии ислама

Несмотря на слухи, первоначально опубликованные в ряде исламских СМИ, есть очевидные свидетельства того, что Кусто никогда не принимал ислам и был похоронен по христианскому обряду на католическом кладбище. В официальном письме Фонда Кусто говорится: «Мы совершенно точно утверждаем, что Командир Кусто не становился магометанином и курсирующие слухи не имеют никакого основания» .

Награды
  • Командор ордена Почётного легиона
  • Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»
  • Военный крест 1939-1945
  • Офицер ордена Морских заслуг
  • Командор ордена искусств и литературы
Избранная библиография
  • The Silent World (1953; совм. с Фредериком Дюма).
  • The Living Sea (1963; совм. с Джемсом Дагеном).
  • World Without Sun (1965).
  • The Shark: Splendid Savage of the Sea (1970; совм. с Филиппом Кусто).
  • La vie et la mort des Coraux (1971; совм. с Филиппом Диоле).
  • Mighty monarch of sea (1972; совм. с Филиппом Диоле).
  • Dolphins (1975).
  • La vie au bout du monde (1979; совм. с Ивом Паккале).
  • Jacques Cousteau’s Amazon Journey (1984; совм. с Моуз Ричардс).
  • Jacques Cousteau: The Ocean World (1985)
Переводы на русский язык
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия. Сокр. пер. с англ. - М.: «Молодая гвардия», 1957. - 221 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф., Даген Дж. В мире безмолвия; Живое море. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1966. - 462 с.
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 96 с.
  • Кусто Ж.-И. «Калипсо» и кораллы. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1974. - 63 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1974. - 191 с.
  • Кусто Ж.-И. Жизнь и смерть кораллов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1975. - 176 с.
  • Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Сокр. пер. с франц. - М.: «Прогресс», 1975. - 206 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1976. - 429 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1977. - 186 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Очерки об обитателях подводного мира. Осьминоги и кальмары. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1980. - 48 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Сюрпризы моря. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Лососи, бобры, каланы. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 285 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Жизнь на краю земли. Патагония, Огненная Земля, архипелаг южночилийских островов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. В поисках Атлантиды. Пер. с франц.; В. Щербаков. Золотой чертог Посейдона. - М.: «Мысль», 1986. - 319 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный пират; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1996. - 350 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 475 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 475 с.)
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 410 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 410 с.)
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца; Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Пер. с франц. - М.: «Армада», 1998. - 362 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «АСТ», «Астрель», 2003. - 527 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный варвар морей; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. Л. Жданова, 2003. - 381 с.

Доклад расскажет об известном покорителе морских глубин, который изучал подводный мир более 60 лет и стал настоящим символом океана. Об этом человеке написали десятки книг и сняли большое количество фильмов. Им продолжают восхищаться до сих пор, когда речь заходит об изучении «голубого континента» нашей планеты.

Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) родился 11 июня 1910 года во Франции, где и началась его исследовательская деятельность. Неудачная автомобильная авария нанесла вред его здоровью, перечеркнула планы покорить небо и стать авиатором. Врачи назначили лечебную физкультуру, и восстановление здоровья Жак-Ива проходило в бассейне. Именно после этого молодой человек серьёзно увлекся морем.

Жак-Ив Кусто - французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов.

В тот период он изобретает свои первые подводные очки. После первой успешной разработки исследователь идёт дальше и придумывает новую экипировку для погружения под воду. В 1943 году он создаёт первый акваланг, который работает автоматически. А ещё через три года после удачного тестирования, этот проект ставят на промышленный поток.

Со временем изобретатель разрабатывает осветительные приборы и телекамеры, которые позволяют снимать на больших глубинах. А вскоре Жак Кусто представил миру спроектированный им погружной батискаф. Это стало настоящим прорывом в океанической исследовательской деятельности.

История «Калипсо»

Покорение океанов давалась французу нелегко. Долгое время у изобретателя не было собственного судна, пока ему не подарил корабль ирландский миллионер Томас Гиннесс. Чтобы избежать проблем с документами, Том сдавал его в аренду Жак-Иву всего за один франк. Во время Второй мировой судно было английским военным катером, но впоследствии стало одним из самых известных исследовательских кораблей в мире. Кусто дал кораблю имя «Калипсо» и оснастил техническим оборудованием для погружений.

За долгие годы работы яхта обошла все континенты мира вместе с командой исследователя, которая насчитывала 11 человек. «Калипсо» избороздил все водные просторы планеты, включая русло реки Амазонка, и берега Антарктиды. Судно помогало исследовать морские глубины, преодолевая трудности и попадая в разные приключения, однако, в 1996 году столкнулось с баржей и затонуло возле берегов Сингапура. На данный момент поднятый со дна корабль планируют сделать музеем Кусто.

Корабль, оборудованный исследователем для изучения мирового океана.

Наследие покорителя океанов

Жак-Ив Кусто был не только изобретателем, но и гениальным фотографом, а также автором ряда публикаций и кинокартин. Его книга и одноимённый фильм «В мире безмолвия» стали мировым достоянием. Эта кинолента была первым документальным фильмом, получившим награду в Каннах. Две его последующие киноработы - «История красной рыбы» и «Мир без солнца» получили премию Оскар.

Командор ордена Почётного легиона изучает подводный мир.

О Жак-Иве Кусто знают в каждом уголке Земли благодаря целому циклу телепередач и печатных изданий, которые перевели на десятки языков. Он за свои заслуги неоднократно награждён медалями и орденами.

Умер знаменитый океанолог в 1997 году, всего через год после того, как затонул его легендарный «Калипсо».

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция)

Знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто.
Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.
Биография
Кусто родился в Сен-Андре-де-Кюбзак, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. В 1930 году он поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований. В 1937 году женился на Симоне Мелихор, от которой родились два сына, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»).
С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (бывший американский минный тральщик). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».
В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея в Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.
В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.
Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.
Морские исследования
Согласно его первой книге, «В мире безмолвия», Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.
Наследие
Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся шоумэном, педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».
Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.
В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.
С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.
Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнер «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

Команда Кусто намерена прожить в океане на этой базе 31 день, чего раньше никто не делал. Фабьен Кусто — внук Жак-Ива Кусто, сын Жан-Мишеля Кусто, океанский сорвиголова, проживший в стае белых акул четыре с половиной месяца. Его жизнь, страхи и зачем он снова идет на глубину — в очерке The New Times

В лишениях океанской жизни Фабьена Кусто смущает только еда, но не очень /фото: Carrie Vonderhaar

Все пройдет как обычно: сначала вопрос про деда, Жак-Ива Кусто, затем вопрос о детстве на знаменитом «Калипсо», и Фабьен Кусто как обычно поправит — кораблей у деда было два, бывший минный тральщик «Калипсо» и турбопарусный «Алсион», и да, он рос на борту обоих кораблей. Затем еще пара вопросов о дедушке, его знаменитой красной шапочке и о том, почему сам Фабьен не носит такую же, и вообще — зачем занимается всем этим необъяснимым безумством, вроде того случая, когда он четыре с лишним месяца жил в стае белых акул. В ожидании этих бесконечно задаваемых вопросов Фабьен Кусто покручивается в кресле, изучает черные стены крохотной студии нью-йоркского офиса Би-би-си и жизнерадостно восклицает: «Здесь еще теснее, чем в аквариуме!» Молоденькая сотрудница Би-би-си тщетно пытается настроить аппаратуру, чтобы связаться с головным офисом Би-би-си в Лондоне, и на шутки гостя не реагирует.

«У вас здесь есть интернет? — Кусто посмеивается и делает вид, что вертит ручки консоли. — Может быть, игры? Знаете, я ведь могу говорить с ними с французским акцентом, если хотите. Не знаю, они тогда поймут меня? А я пойму их лондонский акцент? Это будет забавно! Вообще я могу и по-французски с ними разговаривать».

В Нью-Йорке 10 часов утра, в Лондоне 15.00, но лондонский офис ничего не слышит, сотрудница радиостанции нервно разбирается со звуком и строго бросает океанографу: «Давайте лучше сосредоточимся на интервью. Английский язык предпочтительнее». «О да, думаю, я даже во сне смогу это делать», — ничуть не обижается Кусто.

Сейчас, за пять недель до 1 июня, дня, когда он с коллегами уйдет на глубину, Кусто приходится общаться с журналистами в два раза чаще обычного. Он знает наизусть все редакции в городе, после эфиров брезгливо стирает с лица щедрый телевизионный грим, медленно стекающий на весеннем солнце, отвечает наезженными, почти вызубренными словами и добавляет шутки к месту. Фабьен Кусто к своей участи относится, как к испытанию, ведь иначе никто не узнает, чем занимается он и его команда. Через пять недель он и еще шестеро человек отплывут на 9 миль от архипелага Флорида-Кис, цепочки коралловых островов и рифов, наденут водолазные костюмы и акваланги, нырнут с лодки, погрузятся в Атлантический океан на глубину 20 метров и заплывут в подводную лабораторию Aquarius, одну из нескольких подобных баз в мире. «Миссия-31» поставит рекорд: в лаборатории размером с троллейбус команда Фабьена Кусто будет жить и работать 31 день. До них так долго в океане еще не жил ни один человек на Земле. Армейские условия, нагрузки, как у космонавтов, трехъярусные койки, общий туалет, узкий проход, маленькая кухня, 10-12 часов погружений с аквалангом в день, и рыбы, да, особенно рыбы, они молчат и не задают вопросов.

Сотрудница Би-би-си наконец связывается с Лондоном и передает Кусто студийные наушники. В ушах раздается приветствие, Кусто откликается бодрым «Hi!», отодвигает свой стаканчик Starbuck, дежурно улыбается и готовится к первому вопросу, про деда. Все пройдет как обычно, идеально, гладко, и ему в очередной раз не зададут самый главный вопрос: каково быть потомком двух самых известных в мире океанографов-исследователей и при этом иметь глупость заниматься тем же самым?

А ведь у Фабьена Кусто на это есть ответ.

Жак-Ив Кусто сам разработал технологию турбо-паруса для «Алсиона». Воды Мадагаскара, 1 апреля 2003 г.


Француз в Нью-Йорке

Большую часть своей жизни француз Фабьен Кусто, уроженец Парижа, провел в Соединенных Штатах Америки. Семья постоянно переезжала, и Фабьен успел 24 раза сменить место жительства. Последние годы он осел в Нью-Йорке, в престижном районе Brooklyn Heights, хотя заверяет, что дома в основном переодевается, а живет в чемодане. Он говорит на английском без акцента, хотя может «включить» его в любой момент, потому что американцы находят это «очаровательным». Думает одновременно на двух языках, сны тоже видит на обоих языках, часто использует в речи морские термины вроде «рыбачить» в смысле «искать». Улыбается и смеется по-американски наигранно, даты пишет по-европейски — день, месяц, год. Любит по-детски попридуриваться, одевается как нью-йоркский пижон в рубашки, джинсы и пиджаки с грудным щегольским платочком и как европеец носит рюкзак с торчащим из кармана зонтом. Исключительно воспитанный и приветливый, высокий, в хорошей форме, короткие серые волосы, местами переходящие в серебро. Вместо типичного в Нью-Йорке iPhone — Nokia Lumia, один из главных спонсоров «Миссии-31».

У Фабьена Кусто нет зарплаты. Род его деятельности называетcя «океанограф-исследователь» и «фильммейкер». Это значит, что он изучает Мировой океан, снимает документальные фильмы и руководит командой из двух десятков человек. Еще Кусто управляет собственной некоммерческой компанией Plant A Fish, которая добивается улучшения водной экосистемы по всему миру за счет поддержки и восстановления океанской флоры и фауны. Заработок приносят фильмы, продюсирование, выступления на конференциях и иногда поддержка спонсоров. И хотя Кусто шутит, что нельзя недооценивать роскошь зарплаты, страховки и пенсии, сам он о тех временах, когда у него все это было, не скучает: это был период, когда он пытался убедить себя в том, что океан — это не для него.

«Калипсо» уже больше 20 лет хотят перестроить из груды металла в музей. Фото сделано в 1997 г.


Корни

Жак-Ив Кусто с внуком Фабьеном. 1970 г.

Фабьен родился в Париже в 1967 году. За два года до этого его дед Жак-Ив Кусто, уже тогда известный океанограф, ученый и изобретатель акваланга, получил «Оскар» за документальный фильм «Мир без солнца». Фильм рассказывал о строительстве командой Кусто первого в мире подводного дома — базы Conshelf Two на глубине 11 метров в Красном море, в лагуне Шаб-Руми, где Жак-Ив вместе с командой прожил 30 дней.

«Моя бабушка Симона была на «Калипсо» больше, чем дед и папа, вместе взятые. На самом деле она была настоящим капитаном судна, и именно благодаря ей мой дедушка был так успешен, она просто в камеру не лезла, — рассказывает Фабьен. — Она была удивительная леди, была первой женщиной-аквалангистом, первой женщиной-акванавтом». Мама Фабьена, Анна-Мария, много лет была экспедиционным фотографом на борту «Калипсо» и «Алсиона». Отец Фабьена, Жан-Мишель Кусто, по образованию архитектор, но в результате и он в 1979 году после гибели своего младшего брата Филиппа присоединился к команде отца. Филипп был любимчиком Кусто-старшего, снимал с ним все его фильмы и должен был стать главным преемником семейного дела. Филипп разбился под Лиссабоном на самолете-амфибии PBY Catalina. Раздавленный горем, Жак-Ив позвал старшего сына в дело, и их партнерство продлилось 14 лет. Жан-Мишель Кусто в конце концов стал самостоятельной фигурой в мире океанографии и защиты окружающей среды. Дети Филиппа тоже занимаются океанографией, как и родная сестра Фабьена — Селин. В общем, настоящий клан, который, правда, Фабьен продолжать не намерен: детей у него нет и не будет, потому что он не хочет быть вечно отсутствующим родителем.

Челюсти

Всю жизнь Фабьен рос среди ученых, исследователей, документалистов и океанологов. «Я ничего, кроме этого, в детстве и не знал», — говорит он сегодня. Когда ему исполнилось четыре года, он «как хороший французский ребенок» попросил папу привезти ему жареную курицу из KFC, и пока Жан-Мишель мотался по Лос-Анджелесу за фастфудом, Фабьен совершил свое первое дайвинговое погружение. По возвращении Жан-Мишель обнаружил сына на дне бассейна, делящим поочередно один акваланг с другом семьи. «Мне было любопытно: я же видел, что все члены семьи ныряют, и подумал: ну хорошо, давайте посмотрим, каково это вообще», — объясняет Фабьен. Через неделю ему подарили его собственный акваланг, и семья отправилась нырять на побережье Калифорнии. К семи годам Фабьен профессионально нырял и постоянно рядом видел акул, и это всегда было чем-то совершенно естественным. Акулы, говорит Кусто, признак здоровой экосистемы; сейчас он видит акул гораздо реже. Тогда же ему в руки попал известный бельгийский комикс «Приключения Тинтина». На обложке самого любимого выпуска Фабьена, «Сокровища Кровавого Рокама», изображен репортер-авантюрист Тинтин и его верный пес Милу, которые бороздят океанское дно в подводной лодке, внешне напоминающей акулу. Подлодка выглядит намеренно мультяшно — у «акулы» глуповатая улыбка, глаза навыкате, а из спины растет, словно огромный волдырь, стеклянный купол, в котором видны Тинтин и Милу. Это изображение навсегда врезалось молодому Фабьену в подкорку головы: даже сегодня на его iPad-mini чехол с этой картинкой. Фабьен уверен: в мире не существует сильнее мотивации, чем детская фантазия.

«Моя бабушка была на «Калипсо» больше, чем дед и папа, вместе взятые. На самом деле она была настоящим капитаном судна»

В семь лет Фабьен с семьей путешествовал на круизном лайнере по Атлантическому океану. В корабельном кинотеатре крутили недавнюю премьеру «Челюсти», и Фабьен попросил родителей отвезти его на сеанс, но родители ребенка, который много раз видел настоящих акул, строго-настрого запретили ему смотреть «Челюсти». «Сейчас смотришь «Челюсти», и это так смешно. Это такие 1970-е! — смеется Кусто. — Но в те годы он многих заставил бояться океана. И они крутили этот фильм на океанском лайнере, разумеется». Выслушав наставления родни, Фабьен немедленно пробрался в зал. Сразу же после этого, опять же «будучи умным французским ребенком», он стал задавать родителям вопросы, из которых все стало понятно. Фабьена наказали на месяц. «Это того стоило! — вспоминает океанограф со смехом. — Я был заворожен, потрясен этим невероятным животным. Заворожен тем, как оно пожирало лодки, ныряльщиков, буйки, бюджет». Фильм оставил молодого Кусто озадаченным: как же так, он же сам видел акул и они вовсе не такие безжалостные убийцы. Он окончательно понял, чего хочет: показать миру настоящую жизнь акул. И Фабьен понял, как именно он это хочет сделать — с помощью подводной лодки-акулы, как у Тинтина.

Жак-Ив и Жан-Мишель Кусто во время экспедиции на «Калипсо». Амазонка, 1975 г.


Выбор

Фабьен Кусто с самого начала понимал, что у него на самом деле нет никакого выбора. Он всегда знал, чем хочет заниматься, но знал, что быть третьим поколением в прославленной династии и продолжать их дело — занятие для самоубийцы. Тогда Фабьен решил проверить: так ли его на самом деле манит океан, как ему кажется? «Мне нужен был тест, доказательство — тянут ли, привлекают ли, озадачивают ли меня другие вещи». Он принципиально не пошел учиться на океанолога и ученого, вместо этого окончил Бостонский университет и получил степень бакалавра экономики окружающей среды. Изучал международный маркетинг и бизнес, работал агентом по продажам в художественной галерее, аккаунт-менеджером, дизайнером-графиком. Это и были те дни, когда он получал стабильную зарплату и занимался «традиционной работой». В своих поисках Фабьен наткнулся только на одно явление, которое его завораживает: винтажные мотоциклы. Гонщиком стать никогда не думал, но хобби на всю жизнь нашел: когда есть время, запирается в гараже, выключает телефон и часами копается в груде металла. «Это мой дзен-момент, сидеть, когда никто не может меня найти, взять какую-нибудь простую вещь, вроде мотора, разобрать его, собрать обратно и вдохнуть совершенно новую жизнь в нечто, что иначе могло бы отправиться на свалку. Я очень это люблю», — рассказывает Кусто. В общем, как он ни ломал себя, как ни боролся с собой, но в конце концов пришел к тому, к чему должен был прийти: только океан делает его счастливым.

Летом 1997 года, за несколько месяцев до тридцатилетия Фабьена, в возрасте 87 лет скончался Жак-Ив Кусто. После себя он оставил 134 документальных фильма, 70 книг, новый, поп-развлекательный подход к науке, природоохранные организации более чем с 300 тысячами членов, акваланг, технологию турбопаруса, разбитую и затопленную баржей в Сингапуре «Калипсо», фамильное величие и семейную драму. За несколько лет до своей смерти Жак-Ив стал судиться с сыном Жан-Мишелем, который открыл на Фиджи отель «Кусто». Кусто-дед требовал, чтобы Кусто-сын не называл свои бизнесы фамилией «Кусто», а называл их как есть: «Жан-Мишель Кусто». Скандал был лютый, пресса была в восторге. Если разговорить Фабьена, он готов об этом вспоминать. По его словам, скандал получился большим в основном благодаря журналистам, потому что на деле это был лишь арбитражный спор, смысл которого был в том, чтобы разделить некоммерческую деятельность дедушкиного природоохранного «Общества Кусто» и деятельность папиного бизнеса. «Повлияло ли это на нашу семью? Конечно, повлияло. Будь мы нормальными людьми, непубличными фигурами, это разрешилось бы так, как решаются все споры в семье». Спор Кусто-сын проиграл, гостиница называется «Жан-Мишель Кусто», а в статьях про Кусто-деда и Кусто-сына пишут только так: между ними были большие разногласия по общему делу. Конфликт отцов и детей в чистом виде.

В начале 2000-х Кусто-внук сделал-таки выбор: бросил все и вернулся в океан. Говорит, что это было сложное решение: он прекрасно понимал, с какими ожиданиями публики он столкнется. Фабьен стал снимать фильмы и вместе с отцом и сестрой Селин создал трехлетний документальный сериал Ocean Adventures. А потом наконец решил: пришло время акулы-подлодки.

Семья Кусто: Фабьен, Селин и их отец, Жан-Мишель. 2007 г., работа над Ocean Adventures


Плавающий конь

«Троя» была настоящим шедевром безумной инженерной мысли. Подводная лодка-акула должна была своим внешним видом обмануть белых акул, чтобы они думали, что рядом с ними если и не их соплеменник, то хотя бы тормознутый кузен из Австралии, как шутил Фабьен. «Троя» совсем не была похожа на наивную лодку Тинтина из детства Кусто. Это была стальная убийца, огромная, страшная, как сама смерть, почти что «Челюсти». Злая острая морда, широкая, дьявольская пасть. Каркас из гнутых стальных труб, позвоночник из эластичного пластика, корпус обшит толстым латексом, перемешанным со стеклянной крошкой и стеклом, чтобы имитировать шершавую шкуру акулы. Откидная голова из стеклопластика, камеры в «глазах», замаскированные под рыб-прилипал, и замкнутая пневматическая система, гоняющая воздух, словно кровь по венам, через поршни хвоста и плавников. Лодка не герметичная, поэтому Фабьен надевал водолазный костюм, залезал в заполненное водой чрево через откидную голову, ложился на живот и джойстиками управлял этой четырехметровой лодкой. Пятьсот сорок четыре килограмма чистого плавучего безумия.

Он всегда знал, что быть третьим поколением в прославленной династии — занятие для самоубийцы

«Троя» забрала у Кусто три года жизни. Когда он только начал искать людей, которые построят ему лодку, ему говорили: парень, ты совсем съехал с катушек. Потом нашлись такие же сумасшедшие, как Фабьен, необходимые на строительство $100 тыс. собирали как могли. Зато, когда все получилось, группа Кусто отправилась к острову Гваделупа, и каждый день Кусто забирался в этого глубоководного мутанта, плыл за помеченной стаей, внедрялся в нее и четыре с половиной месяца подряд снимал и изучал ее повадки. «Единственный способ узнать что-то новое об этих животных, это увидеть их поведение, когда нас нет рядом. Когда мы не сидим в клетке, не тычем их палкой, не прикармливаем их, — с фанатичным придыханием объясняет Кусто. — «Троя» не просто была веселым приспособлением, она была новым способом изучать акул, закамуфлироваться, будто нас там нет, плавать как один из них. Как они между собой общаются? Что за реальность их окружает? Как они охотятся, когда их не стимулируешь?» Фабьен рассказывает, что во времена его деда и отца от акул либо просто держались в стороне, либо убивали от греха подальше, а он решил, что надо просто перестать быть агрессором. Но страшно-то хоть было? «Мне было комфортно. Они ни разу не дотронулись до лодки, не проявляли агрессии, были расслабленными. Мы узнали, что это животное, которое больше нас в три-пять раз, может быть нами напугано». Операция под прикрытием удалась: Фабьен отснял 170 часов уникального материала, большая часть которого, в основном научно-биологического, так и не вошла в его фильм 2006 года «Разум демона» для американского общественного канала PBS. Телевидение хотело акул и зрелищ, а не науку и новых знаний. Кусто, впрочем, расстроенным не выглядит: своего он ведь все-таки добился.

Когда Фабьен придумал акулу-лодку, ему говорили, что он спятил. Воды Гваделупы, 2006 г.


Миссия Флорида-Кис

Условия жизни под водой во многом похожи на жизнь в космосе. Состояние, близкое к невесомости, перегрузки, полуфабрикаты, пища в тюбиках или разводимая в воде, малая жилая площадь и безграничное безмолвное нечто вокруг. Собственно, NASA часто отправляет астронавтов тренироваться в Aquarius, базу Фабьен сравнивает с Международной космической станцией, а людей, которые какое-то время живут под водой, так и называют — акванавты. Отличий от жизни в космосе несколько. Во-первых, волосы под водой растут быстрее. Во-вторых, в самой базе все-таки есть гравитация, а так как акванавты много плавают, у них не атрофируются ноги как у астронавтов. В-третьих, смеется Фабьен, если окончательно достали коллеги, которых в помещении с открытым туалетом ты узнаешь очень близко, то всегда можно выйти в океан. Площадь 3 на 14,5 метра, давление в три раза больше, чем на МКС, — три атмосферы, вдоль стен шкафы, оборудование, многоярусные койки, проход — 70 сантиметров, так что семеро человек постоянно будут друг друга задевать. Зато есть Wi-Fi, а с ним Facebook, Twitter, Instagram, Skype, e-mail. Можно ли было представить, спрашивает Фабьен, чтобы его дед сидел на дне океана у берегов Флориды и вел по видеосвязи урок для школьников в Китае? Конечно, нет. А Фабьен такой урок проведет.

До 1 июня Фабьен несколько раз бывал на Aquarius, но всего по часу; его команда побьет предыдущий рекорд нахождения на этой базе — 19 дней. По словам Фабьена, на свете вообще мало людей, которые жили под водой больше нескольких недель. Единственный, кто после 2 июля 2014-го, когда Кусто и команда вернутся на поверхность, будет близок к такому долгому пребыванию под водой, — это, конечно же, его собственный дед Жак-Ив Кусто и Conshelf Two. Правда, команда Фабьена будет жить на глубине в два раза большей, а оттого и давление будет больше, и условия тяжелее. Команда Фабьена собирается изучать влияние изменения климата и загрязнений на океан, а также физиологическое и психологическое влияние жизни под водой, без солнца, на самого человека.

По мнению Фабьена Кусто, каждое новое поколение людей должно стоять на плечах предыдущего, брать у них лучшее, но всегда интерпретировать окружающую действительность по-своему. Жак-Ив Кусто открыл миру океан. Жан-Мишель Кусто посвятил себя охране океана как единой среды. Фабьен пошел дальше: говорит, что надо начать думать out of the box (выйти за пределы стереотипов), потому что, если изучать океан так же, как его изучали раньше, ничего нового не узнать. Кусто верит: пришло время для молодых, рискованных, дерзких, самоуверенных и увлеченных людей, их ждет масса открытий. «Вы не представляете себе, сколько еще осталось белых пятен в океане, — говорит Фабьен.— То, что мы узнали за последние сто лет, это менее пяти процентов. Мы знаем так ничтожно мало, только базовые вещи. Биологические виды, климатические перемены, геология, динамика — мы все это плохо понимаем. Но ведь именно это руководит всей нашей жизнью, экономикой, технологией, наукой, медициной. Эта планета называется «Земля», а должна бы называться «Океан».

Подобных Aquarius баз в мире всего несколько. Размером с троллейбус и условиями, как на МКС. Флорида-Кис, 2014 г.


Бремя фамилии

В квартире Фабьена Кусто в районе Brooklyn Heights есть небольшой офис. Это весьма аскетичное помещение с белыми стенами, столом, белой маркерной доской и угловой полкой. Здесь Фабьен работает и дает скайп-интервью. Тот кусочек кабинета, который виден человеку в скайпе, выстроен так, чтобы глаз замечал только самое главное. Вот коробочки из-под телефонов Nokia, которыми команда будет снимать исследования, вот коробки с часами Doxa, тоже спонсоры, вот белая доска исписана последними пунктами приготовления к запуску «Миссии-31». До начала проекта — три недели, у Фабьена появились мешки под глазами, на лице легкая небритость, и он мелким почерком записывает на доске все, что обязательно надо доделать до вылета из Нью-Йорка на архипелаг. Потом наконец медиатишина до запуска, две недели тестовых заплывов, бесконечные повторения протоколов безопасности, тренировки, оттачивание коммуникаций, подготовка к болезням, авариям, ранениям, поломкам, ремонту. Не остается времени даже, чтобы понервничать.

«Это приводит меня в бешенство. Я не мой дедушка! Но у меня ощущение, что люди просто хотят увидеть моего деда»

Если среди всего этого месива спросить Фабьена Кусто, о чем его обычно не спрашивают — о его конфликте с окружающим миром, — то у него впервые закончатся готовые ответы, слеттит медиашелуха, и он начнет подбирать слова. Всю жизнь его встречают и судят по фамилии. Фамилия, говорит Кусто, с одной стороны, открывает двери, но с другой — когда ты в эту дверь заходишь, ожидания от тебя в десятки раз выше, чем от других. И ладно бы это, но ведь зачастую фамилия ничего и не решает — в конце концов поиски финансирования всегда для Фабьена становятся проблемой. Зато есть постоянное сравнение с дедом и ожидания самого лучшего результата. «Но всегда есть только один первый, один пионер. Люди видят только результат десятилетий работы и не видят неудач деда, и мерить по этому нынешнее поколение, меня — просто нечестно», — делится Кусто. Кусто кажется, что когда люди смотрят на него, они могут подумать одно из двух — либо ему просто повезло с генами и он пришел на все готовое, либо он делает все это только из-за деда. «Но это наследие дается вместе с тяжелой ответственностью и публикой с предвзятым представлением, — запинается он без отработанных фраз. — Иногда меня это приводит в бешенство. Я не мой дедушка! Я самостоятельная личность! И я делаю то, что мечтал делать всю жизнь, это мой мир. Но у меня ощущение, что люди просто ожидают увидеть моего деда. Вот это мой конфликт — быть собой и иметь право носить эту фамилию. Это привилегия и ноша». Фабьен Кусто устало улыбается, по-настоящему, не по-американски, не наигранно. В конце концов, говорит он, это только самое начало его карьеры, и впереди еще много безумных океанских подвигов. Каких именно, говорить отказывается, только обмолвился, что мечтает однажды исследовать океаны Марса. И надеется, что тоже оставит после себя след.

Как-то в одном из интервью Фабьен Кусто процитировал деда, который сказал, что на свете есть только один способ заснять рыбу — самому стать рыбой. Вероятно, этот принцип работает и в других случаях: например, чтобы быть Кусто, нужно стать Кусто.

фото: Carrie Vonderhaar, Georges Gobet/AFP, East News, Anne-Marie Cousteau, AFP, East News, naglubine.com, Kip Evans, Missioin Blue