Японские мини субмарины. Советские мини-подлодки "пиранья". Учебные лодки ХТ

Ударной силой современного флота являются поистине гигантские плавательные сооружения, которые обеспечивают выполнение тактических и стратегических задач боевого применения различных видов вооружений. Они могут быть представлены как почти полноценной аэродромной площадкой для приема воздушных кораблей, так и передвижным вариантом пусковой площадки для запуска МБР со всеми необходимыми вспомогательными службами.

Однако новая концепция ведения боевых действий на море и внедряемые при этом технологии требуют уменьшения размеров плавательных средств, используемых для этих целей . Аналогичные действия имеют место и в боевом применении авиационных средств ведения воздушного боя. Использование БПЛА стало уже почти обыденным делом в армиях большинства крупных стран. О процессах оптимизации средств подводного вооружения и их боевом применении источники информации сообщают значительно реже.

Подводная мимикрия

На стадии возникновения и совершенствования кораблей, выполняющих боевые задачи в подводом положении, использовались исключительно небольшие . Наличие на вооружении и флотах многих стран крупноразмерных подводных крейсеров с водоизмещением в десятки тысяч тонн в настоящее время рассматривается, как гипертрофированное технократическое событие времен гонки вооружений и неудачных попыток создания глобального военного перевеса для завоевания мирового господства.

Ведь в том и состоит принцип миниатюризации габаритов боевой техники, что при его соблюдении сильно уменьшается возможность засечки всеми видами подводной разведки боевого корабля противника, что значительно расширяет возможности его боевого применения.

Обнаружить субмарину, которая размерами, собственной скоростью, интенсивностью всех видов излучения и шумопоглощаемостью ничем не отличается от крупных обитателей морских глубин, представляется очень не простой задачей. На это едва ли способны даже самые современные средства обнаружения под водой.

Разработка новой концепции для создания субмарин

Так случилось, что изначально подлодки небольшого размера не имели той степени защищенности, которыми обладают современные субмарины. Способность к длительному самостоятельному, не зависящему от источников энергии плаванию, оставалась несбыточной надеждой.

Использование нанотехнологий, а также всех открытий, связанных с применением небольших по размеру, но многофункциональных систем, находились в эмбриональном состоянии. Их развитие шло сложным путем, процесс открытия и внедрения конструкторам давался с трудом. Наибольший прорыв произошел за последние 10 -15 лет, когда дело сдвинулось с места.

Конструкторам и ученым удалось решить основную проблему — внедрить современные технологии, позволяющие привести к оптимизации размеров подводных боевых аппаратов . В их распоряжении появились микроисточники энергии большой емкости. С использованием навигационных комплексов и высококачественной аппаратуры акустики появилась возможность постоянно отслеживать позиции целей и своего местонахождения.

Модернизация современных подводных боевых комплексов сильно сказались на функционале боевой техники, а также ее габаритах и конфигурации. Они стали характеризоваться упрощенной способностью в эксплуатации и высоким уровнем автоматизации, в том числе и в вопросах идентификации и уничтожения целей. Все это стало возможным из-за применения комплексного подхода в вопросах создания проектов подлодок, которые позиционируются, как некоторые элементы глобальной системы, необходимые для претворения в жизнь программ более высокого уровня.

В то же время такая концепция использования небольших субмарин — не рисковать большими подводными кораблями в зоне активного противодействия противника – применялись гитлеровцами в 1939-1945 гг. Яркий пример — атака английского флота на флагманский корабль «Тирпиц» в 1943-м году, где принимало участие подразделение небольших субмарин. Также в военно-морской истории имеются факты нападения боевыми пловцами германского флота на британские корабли, при котором применялись небольшие субмарины.

Использование мини-субмарин в специальных операциях

Использование мини-субмарин в специальных операциях изначально являлось основной задачей, для чего создавались эти небольшие суда подводного плавания. Это произошло еще до начала Второй мировой войны. В перечень их боевых задач входила нелегальная доставка, высадка и эвакуация отряда бойцов морского спецназа.

Малые субмарины, которые служили для спасения людей на воде, были введены в состав флота уже в 60-х годах XX столетия. Их основное устройство гораздо сложнее лодок, применяемых для диверсионной деятельности, и практически ни в чем не претерпело изменений до настоящего времени. Единственное — то, что сегодня существуют как телеуправляемые подлодки, так и «автоматы».

Эти подводные управляемые аппараты весьма популярны во многих флотах и весьма похожи по функционалу. К примеру, достаточно привести пример с английской лодкой Scorpio, проведшую операцию по спасению экипажа российской «малютки» в 2004 году у камчатского побережья.

Использование мини-субмарин в операциях по разминированию

В качестве новой генерации мини-субмарин в середине 90-х годов XX столетия были представлены НПА — необитаемые подводные аппараты автономного типа. С этого времени специалисты ВМС США исследуют вопрос дистанционного разминирования акваторий и других морских участков «малютками» NMRS, оборудованных СВЧ РЛС бокового действия, которые выпускались через отверстия торпедных установок, причем управление осуществлялось по «оптоволокну».

Этими приборами планировалось оборудовать подлодки типа «Лос-Анджелес» и «Вирджиния», но в ходе тестов испытания получены неудовлетворительные результаты, в связи с чем проект был аннулирован в 1999 году. Следующим шагом стало внедрение фирмой Boeing аппаратов самостоятельного плавания, которые управлялись по радио. К возможностям таких приборов следует отнести изучение района поисков площадью до 100-130 кв.км. за 24 часа, при этом определяя позицию мины в радиусе до 70 м.

ЗАГРУЗКА МИНИ-ПОДЛОДКИ SDV в сухой док, установленный на подводной лодке «Даллас» (SSN-700, класс «Лос-Анджелес»). SDV — это аппарат мокрого типа, предназначенный для транспортировки команды спецназа (в легководолазном снаряжении) и оборудования, необходимого для специальных миссий .

Современные средства

Среди современных средств следует выделить изделие DSRV (США). Команда может выполнять свои функции без особого снаряжения. DSRV закрепляется по-походному на внешней надстройке атомных подлодок типа «Лос-Анджелес», которые специально приспособлены для перевозки таких «малюток», а также на АПЛ «Виржиния» и «Огайо».

Этот подводный аппарат не служит для активного преодоления противодиверсионной защиты, но в тоже время адаптирован для «приводнения» десанта спецназа на побережье противника. Спецгруппа может заняться заблаговременной подготовкой участка местности для подготовки к приему серьезного десанта. Она занимается установкой радиомаяков, налаживания системы связи и оптической разведки.

Иногда на «мокрой» площадке таких АПЛ монтируется водонепроницаемый бокс — сухой док для подводного устройства, где команда и десант находится в снаряжении легких водолазов. Кроме того, такие «малютки» служат для выполнения спасательных функций при эвакуации экипажа АПЛ, потерпевшей аварию.

Использование научных аппаратов в военных целях

Практиковалось и использование научных аппаратов в военных целях. Так, НПА Seahorse, спроектированный в недрах университета г. Пенсильвания по заказу военных моряков, должен был выполнять чисто научные функции. Но практика показала, что его использование может быть проведено в более обширном диапазоне.

Из-за многофункциональности аппарата пришлось увеличить габариты — НПА не проходит в обычный торпедный аппарат, а только из ПУ, расположенной вертикально, что возможно только из АПЛ типа «Огайо». Seahorse обеспечен большой инструментальной базой, что позволяет его применять, к примеру, для саперных морских изысканий.

Другой вариант научного судна — REMUS в середине 1990-х годов XX столетия был спроектирован и изготовлен в институте океанографии в Вудс-Холе. Фирма Hydroid лицензионно уже изготовила около трех сотен таких НПА, которые получились весьма вариабельными. Так, в 2003 году именно НПА REMUS, оборудованные оптикой и СВЧ РЛС бокового вида, помогли американцам провести разминирование порта Умм-Каср меньше чем за трое суток.

Между прочим, на минах пока еще рано ставить крест: существуют определенные разработки, и, возможно, вскоре появятся такие минные устройства, которые будут в состоянии идентифицировать и уничтожать противоминные субмарины. Предполагается, что работы по снятию минных заграждений станут весьма дорогостоящим мероприятием.

Аппарат DSRV-1 Mystic (с экипажем из 4 человек и вместимостью до 24 пассажиров, погружается на глубину до 1500 м для выполнения спасательных работ) на авиабазе ВМС США Норт-Айленд Mystic загружают в грузовой Ан-124, который доставит его в Южную Корею для участия в международных учениях Exercise Pacific Reach (2004) в целях обмена опытом в области подводных спасательных операций .

Системы освещения подводной обстановки

В тактике и стратегии современного морского боя большое значение имеет использование и размещение систем освещения подводной обстановки (СОПО). Новинкой стало привлечение мини-субмарин в качестве объектов СОПО. Дело в том, что военное руководство должно быть в курсе о морской тактической обстановки, маршрутах движения надводных и подводных кораблей, их вооружении, местах дислокации.

Нынешним СОПО требуются большое количество разнообразных устройств специального назначения, который размещаются в морских глубинах. Их монтаж и контроль эксплуатации – одна из основных проблем, стоящих перед НПА. Кроме этого, такую разновидность мини-субмарины, как Bluefin 21, которая оборудована СВЧ РЛС бокового вида с частотой 455 кГц и разрешающей способностью около 10 см, применяют для разминирования, а также для рекогносцировки акватории водного района перед началом спецопераций.

Глайдер Slocum компании Teledync Webb Research, разработанный Дугласом Уэб-бом, бывшим исследователем из Океанографического института в Вудс Холе. ГЛАЙДЕР SLOCUM будет положен в основу аппаратов поддержки боевых операций на литорали, которые Teledyne взялась разработать в рамках контракта с ВМС США уже ко второй половине 2010 года. Эти небольшие аппараты могут быть оснащены широким набором датчиков для патрулирования акватории на протяжении многих недель .

Создание универсального НПА

Военные ученые разных стран считают, что кульминацией кораблестроения подводных кораблей станет создание универсального автоматического аппарата с огромным функционалом.

Создание НПА Manta . Начиная с 1996 года, американские военные ученые разрабатывают новую боевую мини-субмарину Manta на базе в Ньюпорте. Она приспособлена для установки на АПЛ SSN 794 (на носу атомохода будет закреплено 4 НПА). Мини-субмарины, выполненные в форме ската, не нарушают гидродинамики и общей архитектуры носителя «малютки». Сейчас отрабатываются физические габариты НПА в различных модификациях.

Manta, базис которой просчитывается и проверяется в реальности, на выходе с конвейера может достичь уровня самой мощной и функциональной субмарины в мире. После выпуска за борт НПА становится полностью автономной , хотя связь с АПЛ-«маткой» действует постоянно. Система управления НПА основывается на индивидуальной боевой компьютерной программе, на ее борту установлена собственная система управления кораблем, станция гидроакустики, аппаратура связи различного уровня.

Опытный образец MTV прошел тактико-морские испытания, проведенные в 2007-2008 годах. Результаты были признаны удовлетворительными. Среди функций, возложенных на НПА, рассматриваются такие, как :
— разведывательная деятельность, наблюдение и рекогносцировка прибрежной зоны;
— противодействие подлодкам противника;
— выявление минных заграждений;
— сбор океанографической и картографической информации.

Существует довольно-таки реальный прогноз, что Manta будет не просто сочетать в себе обширные субъективные возможности, но и будет способна к эксплуатации, как корабль с экипажем. К примеру, возможность использования оружия в автономном режиме, без вмешательства человека, такого, как различные торпеды, артиллерийское и минное вооружение, а также системы РЭБ.

Применение «Манты» ведет к расширению площади акватории, которая контролируется кораблями американскими ВМС, а также позволяет сильно уменьшить процент обнаружения и уничтожения АПЛ ВМС США.

АВТОНОМНЫЕ ИЛИ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ могут заменить водолазов в деле инспектирования подводной части корпуса кораблей и судов. Робот HAUV-2 разработан компанией Bluefin Robotics в сотрудничестве с Массачусетсом технологическим институтом по заказу Отдела военно-морских исследований специально для выполнения такой работы. Доплеровский измеритель скорости аппарата и автономная система навигации позволяют HAUV-2 с высокой точностью ориентироваться относительно корпуса судна .

Принцип разумного комплектования

Изготовление НПА Manta является началом новой цепочки в эволюционном ряду использования мини-субмарин в военных целях. Последующий путь развития НПА будет применять известный принцип разумного комплектования – «принцип матрешки», который уже апробирован на НПА Manta.

Вкратце это можно объяснить следующим образом: уже существующие АПЛ не будут утилизироваться по истечению срока службы – их модернизируют, и они становятся носителями десятков подводных мини-аппаратов, действующих по принципу «маточного гнезда».

Уже сегодня несколько нынешних американских атомоходов — например, многофункциональные АПЛ серии «Вирджиния» и SSGN 726-729 (обновленные «Огайо») – оборудуются т.н. «модулями – универсалами» URLM. Эти модули имеют габариты — 8 м х 1,8 в диаметре, весом 20 т, у которых в системе оснащения предусмотрена многофункциональная система для жизнедеятельности других НПА.

Реально работающая программа американского военного флота MRUUV, целью которой является последующая разработка новых НПА LMRS, в качестве главной задачи видит изготовление «модуля – универсала» НПА, которому можно будет менять геометрию корпуса под определенные миссии на борту «матки». Можно только вообразить, какое количество предназначений будет у таких НПА.

Не менее захватывающе выглядит программа MRUUV-L (второе название LD MRUUV). Она заключается в применении относительно большого НПА весом около 70 т, который будет состоять в штате АПЛ класса «Огайо», а также литоральных средств LC5 (корабли защиты морской прибрежной зоны). Эта мини-субмарина будет напичкана модулями разведывательного характера, СОПО, ретрансляторами, аппаратами противоминной разведки и целеуказания, системами ПЛО, поисковыми и спасательными сегментами, в т.ч. и негабаритными «беспилотниками».

Так что известный принцип «лучше меньше, да лучше» еще актуален.

Грозные «карлики». Сверхмалую подводную лодку (СМПЛ), со времен Второй мировой войны принято считать техникой для особых задач, которые не под силу обычным подводным лодкам: только она может скрытно прокрасться в закрытые порты и акватории для проведения внезапных диверсий...


Подводная лодка «Черепаха»
1. Винт для движения по горизонтали
2. Бур. В подводном положении «водитель» сверлил днище корабля, затем выдергивал крепление мины, активируя часовой механизм
3. Винт для вертикального движения
4. Два шноркеля остроумной конструкции для вентиляции, при погружении автоматически закрывались
5. Мина, привязанная к острию бура
6. Руль (управлялся спиной или ногами)
7. Помпа для закачивания балластной воды
8. Свинцовый балласт-балансир
9. «Приборная панель»: компас и глубиномер

На самом деле сверхмалые подводные лодки появились задолго до середины ХХ века. По большому счету все первые подводные лодки были сверхмалыми - если исходить из их водоизмещения и главных размерений. Например, спущенная на воду в 1901 году британская ПЛ «Холланд I» имела водоизмещение в подводном положении всего 122 тонны (сегодня стандартом для СМПЛ считается водоизмещение 150 тонн), а ее вооружение включало только один торпедный аппарат. Что уж говорить о более ранних эпизодах, таких как неосуществленные на практике проекты подлодки Леонардо да Винчи и французского монаха Марена Мерсена или же построенное «в дереве» в начале XVII века «потаенное судно» конструкции Ефима Никонова, плотника родом из подмосковного Покровского. Но это все же были, скорее, «пробы пера» на ниве подводного кораблестроения, или, выражаясь современным военным языком, отработка концепции ведения подводной войны.

Первым же реальным прототипом современных СМПЛ, как по водоизмещению и главным размерениям, так и по тактике, самому «духу» ее боевого применения, можно считать американскую одноместную субмарину «Тартл» («Черепаха»), построенную в 1775 году по проекту Давида Бушнелля и использованную в ходе войны за независимость от метрополии британской колонии в Северной Америке. Она представляла собой яйцевидную конструкцию, выполненную из дерева и стянутую металлическими обручами, оборудованную мини-рубкой с входным люком и иллюминаторами, а также имевшую средства движения, бур и мину. Субмарина имела водоизмещение 2 тонны, длину по корпусу 2,3 метра и ширину 1,8 метра, а автономность по запасам воздуха составляла 30 минут. По курсу и глубине «Черепаха» перемещалась при помощи примитивных гребных винтов с мускульным приводом, имелись также несовершенные глубиномер и компас. Мина (гильза с 68 килограммами пороха) крепилась снаружи и с помощью линя соединялась с буром, который надлежало ввинтить, словно штопор, в деревянный корпус вражеского корабля. После этого подводнику-диверсанту оставалось только отдать крепеж мины и на всех парах удирать прочь - часовой механизм заряда должен был сработать спустя полчаса.

Много позже на арену борьбы за господство на море вышли морские, а затем и большие океанские стальные акулы. Но стало ясно, что для диверсионной деятельности, например, нужны не столько гиганты, сколько малые и сверхмалые подводные лодки. А для обеспечения действий военно-морского спецназа стали создавать еще и индивидуальные и групповые подводные носители (транспортировщики), а также человекоуправляемые торпеды, ошибочно зачисляемые в разряд СМПЛ.

«Морские дьяволы» за работой
Основное предназначение сверхмалых подводных лодок и причисляемых к ним групповых подводных носителей (ГПН) - обеспечение специальных операций против кораблей, судов и объектов портовой и береговой инфраструктуры противника. В отличие от «сверхмалюток», способных самостоятельно наносить удары с помощью торпедного оружия или ставить мины, ГПН могут лишь скрытно доставить подводных диверсантов с их вооружением и снаряжением к месту проведения специальной акции

Первые серийные «карлики»


Золотой эпохой сверхмалых подводных лодок стали 30–40-е годы XX века. Первыми «карликовую» подлодку в серийное производство запустили японцы. Проект СМПЛ, известной затем как «Тип А», разрабатывался под руководством капитана 1-го ранга Кисимото Канэдзи и был готов в первом приближении уже в 1932 году, а в следующем на военно-морской верфи в районе Курэ был спущен на воду уже первый прототип субмарины, не имевший, правда, ни рубки, ни вооружения и использовавшийся для подтверждения правильности самой концепции.

СМПЛ была однокорпусной, с обводами, подчиненными фактически единственной цели - развитию максимального подводного хода. Корпус изготавливался сварным - из 8-мм стальных листов для непроницаемых секций и 2,6-мм листов в остальных случаях. Межотсечные переборки имели толщину 1,2 миллиметра и не были водонепроницаемыми. Безопасная глубина погружения - 100 метров. Постройка велась секционным методом, существенно ускорявшим процесс. Причем серийные «сверхмалютки» имели отнюдь не «карликовое» оружие - две 457-мм кислородные торпеды «Тип 97». На испытаниях прототипа была достигнута скорость подводного хода 24,85 узла - абсолютный рекорд для «сверхмалюток».

Японские «сверхмалютки» строились в условиях настолько высокой секретности, что до вступления империи в войну подавляющее большинство военачальников считали, что сигарообразные аппараты есть не что иное, как самоходные мишени для обучения экипажей подлодок торпедной стрельбе. Доходило даже до курьезов. Одно из условных обозначений СМПЛ («мишень для отработки противолодочного бомбометания») настолько заинтересовало ВВС, что морякам стоило большого труда отбиться от настойчивых запросов летчиков на «новые средства учебно-боевой подготовки».

Первая серия, «Тип А», имела подводное водоизмещение 46 тонн, развивала скорость надводного хода до 24 узлов и имела очень незначительную автономность, тогда как модернизированный «Тип В» водоизмещением 50 тонн развивал под водой ход до 18,5 узла, имел автономность 1–2 суток и оснащался уже 40-сильным дизелем. Была построена лишь одна такая СМПЛ, но затем флот получил еще 15 субмарин улучшенного типа («Тип С»), которые принимали участие в обороне баз на Филиппинах, восемь из них там и погибли.

Затем последовали более многочисленные СМПЛ типов «Корю» («Тип D», «Чешуйчатый дракон»), построенные в количестве 115 единиц, - на последнем этапе войны их торпедные аппараты заменялись подрывным зарядом для таранной атаки, - а также «Кайрю» («Тип S», «Морской дракон») с автомобильным мотором и либо двумя 450-мм торпедами, либо в большинстве случаев мощным 600-килограммовым зарядом, подрываемым при таранном ударе. К концу войны японцы успели построить лишь 215 таких субмарин.

Большого влияния ни «Корю», ни «Кайрю» на ход войны на море не оказали и впечатлили только захвативших их американцев своим необычным видом и многочисленностью. СМПЛ «Типа А» принимали безрезультатное участие в атаке на Пёрл-Харбор, а единственный выживший из 10 членов их экипажей подводник стал первым японским военнопленным во Второй мировой войне. Неудача постигла японские СМПЛ и при попытке атаковать 31 мая 1942 года порт Сиднея - были потеряны все три мини-подлодки, которые смогли потопить только одно небольшое судно. Зато в гавани Диего-Суареца на Мадагаскаре лейтенант Акэйда Сабуро и унтер-офицер Такэмото Массами на своей мини-субмарине потопили танкер «Бритиш Лоялти» и тяжело повредили линкор «Рэмиллис». Интересно, что одна из «сверхмалюток» атаковала в море Минданао американский крейсер «Бойс», на борту которого тогда находился знаменитый генерал Дуглас Макартур. Корабль вовремя выполнил маневр уклонения, и обе торпеды прошли мимо, а вот субмарина погибла под форштевнем эсминца «Тейлор».


Немцы занялись «сверхмалютками» только под конец войны. Первой в серию пошла СМПЛ «Мольх» («Саламандра»). Для того чтобы вытащить «Мольх» на побережье, приходилось использовать специальную технику, как, например, изображенный здесь военный трактор «Панцерфаре IV»

«Черный князь» вступает в игру


Итальянцы начали строить мини-подлодки на несколько лет позже своих коллег по Оси: первые СМПЛ, класса СА, были переданы флоту лишь в апреле 1938 года, но зато Италия добилась с их помощью намного более впечатляющих результатов.

В течение 1938-1943 годов итальянские моряки получили четыре СМПЛ класса СА и 22 - класса СВ. Первые строились двумя сериями: СА.1 и СА.2 имели подводное водоизмещение 16,1 тонны, длину 10 метров, ширину 1,96 метра, экипаж два человека и вооружались двумя 450-мм торпедами. СА.3 и СА.4, подводным водоизмещением 13,8 тонны, имели длину 10,47 метра и ширину 1,9 метра, экипаж из трех человек и несли восемь подрывных зарядов по 100 килограммов. Причем если первая пара имела 60-сильный дизель и 25-сильный электромотор и предназначалась для действий в прибрежных водах, то вторую двойку, оснащенную уже только электромотором, планировалось использовать с борта ПЛ-носителей, которые должны были доставлять «малышей» в район цели, а уж затем они проникали бы в порт или базу и ставили подрывные заряды (для этого в экипаж ввели специально обученного боевого пловца).

Класс СА был настолько секретным, что подлодки вначале даже не включили официально в боевой состав ВМС. Это были настоящие «летучие голландцы», один из которых готовился для атаки в конце 1943 года гавани Нью-Йорка, куда его предполагалось доставить на борту ПЛ «Леонардо да Винчи», на которой демонтировали 100-мм орудие. Автором этого плана был легендарный подводник, Юнио Валерио Боргезе, Черный Князь, ставший 1 мая 1943 года командиром Decima MAS - 10-й флотилии МАС, занимавшейся специальными операциями.

Однако союзники в мае 1943-го потопили подлодку «Леонардо да Винчи», которая была назначена на роль «матки». Вместе с «Леонардо» погиб единственный капитан, которого готовили к этой операции. Другие итальянские СМПЛ, класса СВ, уже представляли собой полноценные субмарины подводным водоизмещением 44,3 тонны, длина по корпусу - 14,99 метра, ширина - три метра, экипаж - четыре человека, вооружение - две 450-мм торпеды в забортных аппаратах. Энергоустановка - одновальная дизель-электрическая в составе 80-сильного дизеля марки Isotta Fraschini и 50-сильного электромотора Brown-Boveri, что позволяло развивать мини-субмарине подводный ход до 7 узлов. Шесть таких подлодок в мае 1942 года были доставлены в Констанцу, откуда они по морю своим ходом перешли в Крым: местом базирования был выбран Ялтинский порт. Все они были размещены во внутреннем ковше порта и тщательно замаскированы, что не помешало 13 июня двум советским торпедным катерам совершить дерзкий рейд в Ялтинский порт и в результате торпедного залпа отправить на дно мини-подлодку СВ-5 вместе с ее командиром.

Однако оставшиеся в Крыму пять СМПЛ сыграли важную роль в нарушении коммуникаций советского Черноморского флота и достоверно потопили ПЛ Щ-203 «Камбала» в ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет. Погибла вся команда в составе 46 человек. В 1950 году эта ПЛ была поднята. Убийцей советской ПЛ стала итальянская СМПЛ СВ-4. Другая «сверхмалютка» СВ-3 потопила еще одну советскую субмарину С-32. 9 октября 1942 года 4-я флотилия ВМС Италии, в состав которой и входили все СМПЛ и боевые катера на Черном море, получила приказ о перебазировании на Каспийское море (!), но переезд так и не состоялся, поскольку нацисты вскоре потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом.

Британские «карлики»


В отличие от своих противников Лондон достаточно долго «отмахивался» от идеи постройки сверхмалых подлодок и групповых подводных носителей. Так, незадолго до Первой мировой войны Уинстон Черчилль, тогда первый лорд Адмиралтейства, и первый морской лорд Луис Баттенберг отвергли несколько проектов человекоуправляемых торпед как «слишком опасное оружие для водителя и как оружие слабейшей стороны». Адмиралы и политики по-прежнему полагались на мощь своих дредноутов. И только в 1940 году благодаря активной поддержке вице-адмирала сэра Макса Хортона, только что назначенного командующим подводными силами британских ВМС и автора сразу нескольких проектов «сверхмалюток» (предложенных им еще в 1924 году), работа над мини-подлодками сдвинулась с места. Первый прототип, «Х-3», был готов к испытаниям в марте 1942 года, за ним последовал второй прототип, а затем на верфи фирмы «Виккерс» была построена серия из 12 усовершенствованных СМПЛ (подтипы «Х-5» и «Х-20»), которые и приняли самое активное участие в войне.

Для действий на Тихом океане англичане построили 12 мини-подлодок модифицированного типа ХЕ. Их снабдили кондиционерами, поскольку действовать им приходилось в жарком климате, и (дополнительно к двум съемным зарядам) еще шестью 9-килограммовыми магнитными минами. Первые шесть таких СМПЛ вместе с «кораблем-маткой» «Бонавенчур» прибыли в Лабуан в июле 1945 года, а уже в августе «ХЕ-1» и«ХЕ-3», крадучись, проникли в гавань Сингапура с задачей уничтожить японские тяжелые крейсеры «Такао» и «Миоко». «ХЕ-3» смогла установить все шесть мин на корпус «Такао» и сбросить под него два двухтонных заряда, а «ХЕ-1», не найдя свою цель, также сбросила заряды под «Такао». В результате взрыва крейсер был сильно поврежден и больше в боевых действиях участия не принимал. Подлодки данного типа также принимали участие в операциях по обрыву подводных линий связи японцев, связывающих Токио с Сингапуром, Сайгоном и Гонконгом.

«Тюлень» - слуга трех господ


Как это ни удивительно, но Германия стала последней из основных стран - участниц Второй мировой войны, заинтересовавшейся мини-субмаринами. По большому счету только после подрыва британскими СМПЛ линкора «Тирпиц» адмиралы-консерваторы наконец задумались. В Италию к Черному Князю Боргезе для изучения передового опыта был отправлен капитан-лейтенант Хайнц Шомбург. А в кригсмарине быстрыми темпами приступили к созданию частей спецназа, и в начале 1944 года на побережье Балтийского моря, около Хейлигенхафена, уже было готово боевое ядро соединения «К» (соединение малого боя), командиром которого назначили вице-адмирала Хельмута Хайе. В состав этого соединения и вошли дивизионы мини-подлодок «Мольх» («Саламандра»), «Бибер» («Бобр»), «Хехт» («Щука») и, наконец, «Зеехунд» («Тюлень») - пожалуй, лучшей мини-субмарины Второй мировой войны.

«Зеехунд» уже был полноценной субмариной, обводы корпуса во многом напоминали большие подлодки кригсмарине, с двумя корпусами, в пространстве между которыми были помещены балластные и топливная цистерны. Вооружение «Зеехунда» включало две 533-мм электрические торпеды типа TIIIc/G7e (масса БЧ - 280 килограммов), находившиеся в бугельных аппаратах. Это была специально приспособленная для мини-подлодок облегченная на 256 килограммов модификация TIII/G7e. Торпеды подвешивались на направляющих, закрепленных на обшивке прочного корпуса субмарины.

Всего немцы успели построить до конца войны около 250 таких подлодок. В общей сложности только мини-подлодки «тюленьей» флотилии совершили за время войны 142 выхода в море. Гибелью 33 субмарин «заплатили» за девять кораблей союзников суммарным тоннажем 18 451 тонна. Также повреждения различной степени тяжести получили еще четыре корабля и судна суммарным тоннажем 18 354 тонны. С поражением Германии их служба не закончилась, после войны четыре «Зеехунда» были включены в состав отдельного соединения ВМС Франции. С 1946 по 1956 год они совершили 858 боевых и учебных походов, за время которых прошли 14 050 миль. В 1953 году командование ВМС США даже попросило французов «одолжить» на год две СМПЛ типа «Зеехунд». Их предполагалось использовать в рамках обширной программы по изучению степени эффективности существующей на то время системы обеспечения безопасности морских портов, военно-морских баз и пунктов базирования на территории США.


Первой к массовой постройке «сверхмалюток» накануне Второй мировой войны приступила Япония - мини-подлодки сходили со стапелей десятками. Особенно впечатляюще выглядел сухой док в Курэ, где американцы обнаружили около 80 различных СМПЛ. Фото: WWWHISTORY NAVYMIL

Братья «тритоны» и хищная «пиранья»


В Советском Союзе работы над сверхмалыми подлодками начались еще в 20-х годах прошлого века. Идеологом выступал начальник Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения Владимир Бекаури. Уже в 1936 году было построено и успешно испытано «Автономное подводное специальное судно» надводным водоизмещением 7,2 тонны, с экипажем из одного человека и вооруженное одной торпедой. Причем этой мини-подлодкой можно было также управлять по радио - с корабля или самолета, в этом случае лодка несла 500-кг заряд взрывчатки и использовалась как подводный брандер.

В том же году на Черном море приступили к испытаниям автономной подводной лодки «Пигмей» надводным водоизмещением 19 тонн, вооруженной двумя 450-мм торпедными аппаратами. После их успешных завершений в 1937 году планировалось построить 10 таких «сверхмалюток», однако год тот оказался роковым: и для подлодки (она так и осталась в единственном экземпляре и с началом войны досталась немцам), и для Владимира Бекаури (по сфабрикованному доносу он был арестован и расстрелян).

В годы войны три проекта СМПЛ, предложенные ЦКБ-18 (проекты 606, 606бис и 610), были отклонены наркомом ВМФ Николаем Кузнецовым: он считал, что все силы надо пока сосредоточить на постройке обычных субмарин, а после победы и так немногочисленный спецназ ВМФ был расформирован за «ненадобностью». Соответственно не нужны были и «сверхмалютки», ведь партия и правительство поставили задачу создавать океанский ракетно-ядерный флот.

Только в начале 1950-х годов руководство Минобороны и командование ВМФ СССР начали воссоздавать отряды спецназа военно-морской разведки. Однако оказалось, что набрать способных бойцов и подготовить их соответствующим образом - это только полдела. Личный состав групп спецназначения надо еще и надлежащим образом вооружить. ВМФ попытался решить эту проблему своими силами и практически кустарным способом. На свои места все встало лишь в 1966 году, когда все работы по проекту СМПЛ «Тритон-2» передали в ЦПБ «Волна», а строительство поручили ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ и начато проектирование нового аппарата «Тритон-1М» - на двух человек.

Всего в Ленинграде построены 32 сверхмалые подводные лодки - транспортировщики легководолазов типа «Тритон-1М», а также 11 мини-подлодок «Тритон-2». Их уникальной особенностью стала конструкция так называемого мокрого типа - у подлодки отсутствует прочный корпус и «пассажиры» находятся в полностью заполняемой водой кабине СМПЛ. Прочные непроницаемые отсеки небольшого размера на СМПЛ предназначены только для приборов, аккумуляторов и электромоторов. Причем в СМПЛ «Тритон-2» спецназовцы во время транспортировки использовали для дыхания не свои аппараты, а стационарную дыхательную систему. Но самым известным образцом отечественных «сверхмалюток» стала СМПЛ типа «Пиранья», успевшая даже стать кинозвездой: ее «выход» в фильме «Особенности национальной рыбалки» не оставит равнодушным никого из зрителей. Эта миниподлодка уже была способна нести не только бойцов с оружием и снаряжением, но еще торпеды и мины, и могла самостоятельно атаковать в прибрежной зоне надводные корабли и суда. «Сверхмалютка» длиной в 28,2 и шириной в 4,7 метра имела водоизмещение около 200 тонн, могла погружаться на глубину до 200 метров и развивать под водой ход до 6,7 узла. Автономность по запасам топлива и провизии - 10 суток, экипаж - три человека и шесть легководолазов, вооружение - два забортных устройства для постановки мин или пуска 400-мм торпед. Узнавшие об этих субмаринах после падения железного занавеса зарубежные эксперты сошлись во мнении, что СССР опередил в этом направлении Запад минимум лет на 10–15. К сожалению, обе мини-подлодки были в 1999 году выведены из боевого состава ВМФ и после безуспешных попыток найти покупателя за границей утилизированы.
Американский путь

После Второй мировой войны американское Управление стратегических служб, предшественник ЦРУ, проводило интенсивные испытания доставшихся американцам в качестве трофеев нескольких немецких СМПЛ типа «Зеехунд». Особое беспокойство у Вашингтона вызвал сделанный в мае 1948 года американской военной разведкой доклад, в котором утверждалось, что СССР захватил 18 готовых «Зеехундов» и еще 38 в различной стадии готовности. Аналитики Пентагона опасались, что советский флот может использовать их для разведки (а то и диверсий) в отношении американских военно-морских баз и стратегически важных портов. В итоге ВМС США выдали проектным организациям задание на проектирование опытной СМПЛ «Х-1», которая была заложена 8 июня 1954 года, 7 сентября 1955 года спущена на воду, а с 7 октября под командой лейтенанта К. Хэнлона стала полноценной боевой единицей подводных сил ВМС США.

«Х-1» имела подводное водоизмещение 36,3 тонны, длину 15,09 метра, ширину 2,13 метра и экипаж из 10 человек. Первоначально она получила комбинированную энергоустановку в составе дизельного двигателя и воздухонезависимой энергоустановки, работавшей на перекиси водорода, но после того как 20 мая 1957 года на подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода, было принято решение заменить энергетическую установку на традиционную - дизель-электрическую. В настоящее время она находится в Музее подводных сил США в Гротоне.

В 1966 году, одновременно с проектированием и строительством мини-субмарины «Тритон-1М», в стенах конструкторских бюро началась разработка усовершенствованного носителя водолазов — «Тритон-2». Проект получил номер 09080 и был предназначен для тайной транспортировки шести водолазов к месту проведения специальных операций в прибрежных районах.

Если раньше специальные операции заключались в диверсиях против кораблей противника, то в к середине 1960-х на первый план выходят разведка и скрытое слежение за этими кораблями на ограниченных морских театрах, к которым относятся Балтийское и Северное моря, и даже Персидский залив. Там, куда на АПЛ попасть практически невозможно.

Разработка «Тритон-2» велась конструкторским бюро-проектантом буксиров (главный конструктор проекта В.И.Синяков) и заводом «Гатчинский металлист», на котором в 1966 году был построен макетный образец.

В этом же 1966 году все работы по мини-субмарине «Тритон-2» передали в ЦКБ «Волна». По результатам испытания макета начали проводить работу с разработчиками оборудования для «Тритон-2» . Были выданы соответствующие частные технические задания: БЭМИ (Минсудпром) в части навигационного комплекса (главный конструктор Ю.К.Николаев); ЦКБ «Винт» (Минсудпром) в части движительно-рулевого комплекса (главный конструктор Н.С.Аврашков); КБ КО (Минхимпром) в части стационарной дыхательной системы (главный конструктор Ю.В.Китаев).

Технический проект 09080 был полностью разработан в 1970-м, а в следующем году вся рабоче-конструкторская документация была передана Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1974 году был готов первый опытный образец мини-субмарины.

«Тритон-2» в Кронштадте. Фото: Витольд Муратов

«Тритон-2» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, а его кабина непроницаема для защиты от забортного давления. Внутри кабины водолазы находились в воде, но благодаря герметизации, не испытывали проблем с давлением.

«Тритон-2» управлялся двумя водолазами, а в корме аппарата находилось еще четыре. Их выход из субмарины осуществлялся через люки в верхней части корпуса. У аппарата имелось несколько непроницаемых для воды мест: пульт управления, приборный отсек между кабинами, аккумуляторная яма и электромоторный отсек в корме.

Всего заводом за 1973−1980 годы было построено 13 мини-субмарин «Тритон-2» . Их эксплуатация велась до середины 1990-х, после чего началось массовое списание. Есть вероятность, что несколько мини-субмарин еще остались в боевом составе ВМФ России, ВМС Азербайджана (в/ч № 641 на мысе Зых на окраине Баку) и ВМС Украины (в/ч № А-1594 в Очакове, предположительно это В-504 , В-509 и В-528).

На сегодняшний день известно о двух сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях:

  1. Владивосток. На территории музея Тихоокеанского военно-морского флота (В-489 или В-531).
  2. Кронштадт. На территории Морского Кадетского корпуса (В-499).

«Тритон-2» во Владивостоке. Фото: Andshel

Тактико-технические данные проекта:

  • Экипаж — 6 человек,
  • Автономность — 12 часов,
  • Длина транспортировщика — 9,5 м,
  • Ширина — 1,9 м,
  • Скорость подводная полным ходом — 5,5 узлов,
  • Дальность плавания подводная — 60 миль (111 км)
  • Водоизмещение — 15,5 тонн (подводное), 5,6 тонн (надводное),
  • Глубина погружения — 40 метров,
  • Имелись радиоэлектронное вооружение, гидроакустическое, навигационное оборудование и система автоматического управления.

Предназначены для патрулирования акватории портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов, кораблей противника, исследования морского дна.

В годы Второй мировой войны Япония имела один из самых мощных военных флотов в мире. В составе Императорского флота имелась достаточно развитая подводная группировка, оснащенная техникой различных типов. Из-за сложностей на фронтах и ухудшающегося экономического положения страны подводный флот со временем деградировал до строительства и применения человекоуправляемых торпед «Кайтэн». Тем не менее, незадолго до этого в распоряжении японских подводников была более совершенная техника, предназначенная для скрытных атак. С начала тридцатых годов прошлого века Япония работала над проектами сверхмалых подводных лодок.

Проект «большой торпеды»


Автором идеи строительства сверхмалых подлодок являлся капитан 1 ранга Канэдзи Кисимото. Еще в 1932 году он предложил использовать «большие торпеды с людьми на борту». Подобная техника, по его мнению, могла строиться в больших количествах и массированно применяться в различных операциях. Предполагалось, что из большого количества сверхмалых подлодок, как минимум, несколько смогут прорвать оборону противника и выполнить свою боевую задачу – атаковать корабли или береговые объекты. Носителями подобной техники, по мнению Кисимото, должны были стать специально переоборудованные корабли или подводные лодки с необходимыми характеристиками. Наличие всего четырех кораблей-носителей с дюжиной «больших торпед», по его мнению, могло обеспечить победу в любом морском сражении.

Подлодка типа "А" №19 на воде. Фото Wikimedia Commons

Со своим предложением офицер обратился к командованию Императорского флота. Адмиралов заинтересовала оригинальная идея, позволявшая обеспечить достаточно высокий ударный потенциал соответствующих подразделений при отсутствии необходимости в строительстве полноценных кораблей или подлодок. К. Кисимото получил разрешение на разработку нового проекта. Его назначили главным конструктором.

Первый вариант проекта был разработан к концу 1932 года. После внесения некоторых изменений в следующем году началось строительство первых прототипов. Две опытные сверхмалые субмарины получили специальное обозначение «А-Хётек» («Лодки-мишени типа А»). Подобное название появилось из соображений секретности. Противник, даже имеющий хорошую разведку, не должен был узнать о новейшем проекте, который мог значительно повлиять на мощь японского флота. Строительство первых двух «Лодок-мишеней», согласно разным источникам, завершилось в конце 1933 или в начале 34-го года.

Видя основные особенности серийных подлодок основных типов, Кисимото поставил во главу угла вопрос скорости. Перспективные сверхмалые подлодки должны были не только скрытно подбираться к цели, но и делать это быстро. Подобное требование сказалось на облике первых двух прототипов. Эти аппараты представляли собой увеличенную торпеду. Аппарат длиной около 20 м с цилиндрическим корпусом диаметром порядка 1,8 м не имел рубки или иных выступающих частей. Прочный корпус был собран из 8-мм стали, легкий корпус – из листов толщиной 1,2 мм. Подобная конструкция позволяла погружаться на глубину до 100 м. Использованная силовая установка на основе электродвигателя в ходе испытаний позволила развить скорость 23,85 узла.


Схема подлодки типа "А"

Испытания первых двух прототипов показали, что оригинальная идея капитана Кисимото имеет право на жизнь и ее следует развивать. Тем не менее, для создания полноценной боеспособной сверхмалой подлодки в проект следовало внести некоторые изменения. Было решено изменить конструкцию корпуса, скорректировать состав силовой установки и доработать некоторые другие узлы и агрегаты. Результатом таких изменений должно было стать сокращение габаритов и веса конструкции, а также заметное снижение максимальной скорости хода. Тем не менее, и в таком случае новая техника должна была иметь достаточно высокие характеристики, а уменьшение скорости сочли приемлемой платой за возможность полноценного выполнения боевой задачи.

Известна любопытная история, начавшаяся спустя некоторое время после проведения первых испытаний. В документах сверхмалые подлодки, которые должны были стать носителями торпед, именовались подвижными мишенями. Со временем информация о неких загадочных лодках-мишенях дошла до командования военно-воздушных сил, которое заинтересовалась подобной техникой. В течение некоторого времени командованию флота пришлось «отбиваться» от ВВС, не оглашая подробности секретного проекта. В итоге флот и специалисты смогли продолжить работу, не тратя время на внезапно возникших потенциальных заказчиков.

Новый вариант проекта, разработанный по результатам испытаний, получил обозначение «Ко-Хётек». При этом сохранилось дополнительное обозначение с литерой «А». Обновленный вариант проекта позже получил одобрение, после чего началось серийное строительство новых сверхмалых подлодок. Заказ флота подразумевал поставку полусотни субмарин. В силу разных причин строительство новой техники задерживалось, из-за чего флот смог приступить к подготовке экипажей для «Ко-Хётек» только весной 1941 года.

Конструкция подлодки типа «А»

Серийные подлодки типа «А» имели схожие габариты и водоизмещение, однако отличались некоторыми особенностями конструкции. По мере серийного производства внедрялись некоторые новые узлы и агрегаты. Водоизмещение всех субмарин этого типа в подводном положении достигало 47 т. Общая длина лодки достигала 23,9 м, ширина доходила до 1,8 м. Высота подлодки с учетом рубки составляла 3 м.


Схема подлодки типа "А". Рисунок Environment.nsw.gov.au

Подлодка «А» строилась по полуторакорпусной схеме. Так, средняя и кормовая части корпуса образовывались прочным корпусом, выполненным из сравнительно толстой стали. Носовая часть корпуса и рубка, вмещавшая выдвижные устройства, в свою очередь, были менее прочными и образовывали негерметизированный объем. Внутри прочного корпуса имелись несколько негерметичных переборок, разделявших общий объем на отдельные отсеки.

Проект капитана Кисимото подразумевал использование любопытной компоновки внутренних объемов корпуса, в некоторой мере напоминавшей компоновку полноценных субмарин. В носовой части имелись два торпедных аппарата, расположенные друг над другом. Вокруг аппаратов были размещены две балластные цистерны, клапаны для забора и слива воды, а также герметизированная электрическая помпа.

Непосредственно позади торпедных аппаратов находился прочный корпус, в котором располагался экипаж и различные агрегаты силовой установки, включая аккумуляторные батареи. В передней части корпуса находились 136 элементов питания и еще одна балластная цистерна. За ними располагался центральный пост с рабочими местами двух членов экипажа. Предусматривался полный набор приборов для контроля за работой систем и органов управления, а также выдвижной перископ для наблюдения за окружающей обстановкой.


Носовая часть подлодки. Фото Navsource.org

Позади экипажа находились еще 56 элементов питания. Кроме того, в кормовом батарейном отсеке находился специальный балансировочный груз весом 406 кг. Его наличие обуславливалось соотношением веса всей конструкции и боекомплекта. По мере использования торпед подлодка должна была «проседать» на корму. По этой причине в центральной части корпуса, со сдвигом к корме находился подвижный противовес. На пути к цели, с обеими торпедами, груз должен был находиться в крайнем заднем положении. После выстрела первой торпедой его следовало перемещать в среднее положение, после запуска второй – в крайнее переднее.

В кормовом отсеке прочного корпуса поместили электрический двигатель мощностью 600 л.с. Он вращал один гребной вал, приводивший в движение два соосных винта. Гребные винты располагались позади конической кормовой оконечности корпуса, внутри кольцевого кожуха. Две пары рулей располагались перед винтами, внутри специальных ограждений.

На внешней поверхности корпуса располагался набор специального оборудования. Так, для защиты головной части торпед, выступавших из аппаратов, предусматривалась специальная ажурная конструкция. Некоторые агрегаты, такие как перископ, антенна радиостанции и шнорхель для вентиляции обитаемого объема, располагались внутри рубки. В ходе серийного производства подлодки типа «А» получили оборудование для преодоления противолодочных сетей и иных заграждений. Так, в носовой части корпуса, над торпедными аппаратами, появилась небольшая зубчатая пила, предназначенная для резки заграждений. Вторая такая пила располагалась на передней части рубки. Обе пилы соединялись тросом, предназначенным для отведения заграждения на верхнюю. Сверху на рубке появились специальные дуги для отведения заграждений. Еще один трос соединял кормовую часть рубки с ограждениями рулей и винтов.

Изначально предполагалось, что сверхмалые подлодки проектов «А-Хётек» и «Ко-Хётек» будут нести по две торпеды калибра 533 мм. Тем не менее, в таком случае субмарины получались излишне крупными и не могли достичь требуемых характеристик. Было решено уменьшить калибр торпедных аппаратов до 450 мм. Главным новых подлодок должны были стать торпеды «Тип 97». Это оружие имело длину 5,6 м, весило 980 кг и несло 350-кг боевую часть. Торпеды этого типа оснащались двигателем, работающим на керосине и кислороде, который позволял развивать скорость до 45 узлов и проходить до 5-5,5 км.


Гребные винты подлодки. Фото Navsource.org

Экипаж подлодки типа «А» состоял из двух человек. Они располагались в средней части корпуса и должны были следить за работой различных систем, вести поиск целей и проводить атаку. В распоряжении экипажа имелись несколько компасов различных типов и другое навигационное оборудование, набор контрольных приборов, а также органы управления. Экипаж полностью контролировал работу двигателя и других систем. Для наблюдения за обстановкой следовало использовать выдвижной перископ и гидрофон. Приемные элементы последнего имелись в носовой и кормовой частях корпуса. Предусматривался заряд взрывчатого вещества для самоуничтожения подлодки. Чтобы техника не досталась противнику, экипаж должен был уничтожать ее. По некоторым данным, объем обитаемого отсека и имеющиеся баллоны со сжатым воздухом позволяли экипажу находиться под водой в течение 12 часов. После этого, из-за снижения концентрации кислорода, следовало всплывать на поверхность и вентилировать лодку. Для доступа в центральный отсек предназначался люк, выведенный в рубку.

В составе электрической системы подлодки типа «А» имелось 192 ячейки аккумулятора. Такое количество элементов питания позволяло обеспечивать электромотор необходимой энергией и тем самым позволяло развивать высокую скорость. При движении на поверхности сверхмалые подлодки разгонялись до 23 узлов. В подводном положении максимальная скорость составляла 19 узлов. Максимальная дальность плавания на одной зарядке батарей достигала 100 морских миль. Для этого следовало экономить заряд аккумуляторов, двигаясь под водой на скорости 2 узла. На 6 узлах дальность плавания сокращалась до 80 миль. Максимальная скорость быстро разряжала аккумуляторы: на ней можно было пройти только 18 миль. Характерным недостатком использованной силовой установки было отсутствие генератора. Из-за этого перезарядка батарей могла осуществляться только на базе или на судне-носителе, что накладывало определенные ограничения на гибкость использования подлодок.

Прочность корпуса субмарин «Ко-Хётек», по разным данным, позволяла погружаться на глубину до 100 м. По расчетам, имелась возможность погружения и на большую глубину, но в диапазоне 180-200 м могло начаться разрушение прочного корпуса. В иных источниках упоминается рабочая глубина не более 30 м. Так или иначе, характеристики прочного корпуса новых подлодок позволяли действовать скрытно. В ходе испытаний выяснилось, что для экстренного погружения в случае обнаружения противником у подлодок типа «А» уходило не более 5-7 секунд.

Производство лодок и подготовка подводников

Заказ командования Императорского флота подразумевал поставку 50 серийных подлодок новой модели. Японские судостроители применяли любопытную, но странную систему обозначения серийной техники. Сверхмалые подлодки типа «А» получали серийные номера, которые, однако, почти нигде больше не использовались. Так, в большинстве источников отсутствует определенная связь между серийным номером и операцией. В таких случаях малогабаритные подлодки обозначаются по названию носителя, что серьезно затрудняет отслеживание их судеб. Также известно о существовании обозначения, состоявшего из индекса «Ха» и серийного номера.


Демонстрация трофейной подлодки №19 в США. Фото Navsource.org

Весной 1941 года появилось первое учебное подразделение, целью которого была подготовка будущих подводников-диверсантов. Т.н. «База-2» была построена на острове Оуразаки. Первая группа будущих пилотов подлодок типа «А» состояла из 24 человек. Молодые офицеры изучали материальную часть, осваивали управление новой техникой и тренировались проводить атаки. В ходе обучения первых экипажей не обошлось без проблем. Известно о нескольких авариях, а также ошибочных атаках вспомогательных катеров, которые принимались экипажами лодок за учебные цели. Тем не менее, «База-2» справилась со своей задачей, благодаря чему к декабрю 41-го в составе флота Японии было несколько боеспособных подлодок нового типа.

Атака на Перл-Харбор

По имеющимся данным, 7 декабря 1941 года пять подлодок типа «А» должны были впервые участвовать в атаке. Их целью стали американские корабли на базе Перл-Харбор. Предполагалось, что экипажи скрытно войдут в гавань и будут атаковать корабли противника. Для доставки сверхмалых субмарин в район операции использовались имевшиеся строевые подлодки, получившие некоторое новое оборудование для перевозки специальной техники.

Первый опыт применения подлодок «А» никак нельзя назвать успешным. Подлодка с серийным номером 18 не смогла добраться до рубежа атаки. Она была серьезно повреждена морской миной (по другим данным, глубинной бомбой), после чего экипаж принял решение спасаться. Подлодка вместе с обеими торпедами пошла на дно. Летом 1960 года ее обнаружили водолазы. Вскоре подлодку подняли и отправили на ремонт. С 1962 года субмарина №18 находится в музее военно-морской академии в г. Этадзима (Япония).


Демонстрация подлодки №19 в США. Фото Navsource.org

Подлодка №19 стала музейным экспонатом раньше, поскольку ей не пришлось почти два десятилетия лежать на дне. «Ха-19» была обнаружена американцами, после чего ее вынудили сдаться. Офицер Кадзуо Сакамаки попал в плен, его напарник был убит. Лодку без серьезных повреждений вскоре доставили в США, где тщательно изучили, а после передали пропагандистам. До конца войны эта субмарина являлась экспонатом передвижного музея, агитировавшего население покупать военные облигации. Сейчас лодка №19 находится в Национальном музее войны на Тихом океане, г. Фредериксберг (шт. Техас).

Подлодка №20 была обнаружена эсминцем USS Ward (DD-139) за пределами гавани с основными силами ВМС США. Ее атаковали глубинными бомбами и потопили. Точное место затопления японской субмарины было установлено только в 2002 году, когда ее обнаружили водолазы.

Точная судьба подлодки №16 неизвестна. В ходе нескольких исследований было установлено, что эта субмарина, скорее всего, была затоплена собственным экипажем на выходе из гавани Перл-Харбор. По некоторым данным, экипажу удалось войти в гавань и выпустить обе торпеды по американским кораблям. Одной из целей «Ха-16» мог быть линейный корабль USS Oklahoma (BB-37). После атаки лодка пыталась уйти, но в силу некоторых причин экипаж был вынужден покинуть ее. Основанием для предположения об атаке линкора являются пустые торпедные аппараты на обнаруженной лодке, а также одна из фотографий, сделанных японскими летчиками. На ней заметны брызги над местом начала движения одной из торпед, направленной на американские корабли. Нельзя исключать, что причиной брызг стала работа сверхмалой подлодки.


Торпедирование линкора "Оклахома", в котором могла участвовать подлодка №16. В начале траектории торпед заметны брызги, которые могут говорить о присутствии субмарины. Фото Wikimedia Commons

Имеются достоверные сведения о боевой работе подлодки с серийным номером 22. Она успешно прорвалась в гавань и выпустила свои торпеды по двум американским кораблям. Целями этой субмарины стали гидроавианосец USS Curtiss (AV-4) и эсминец USS Monaghan (DD-354). Торпеды прошли мимо целей и попали в береговые сооружения. Обнаружив себя, японский экипаж подвергся ответной атаке американского эсминца. Подлодка получила повреждения и затонула. Позже, во время строительства новых причальных сооружений для подлодок на базе Перл-Харбор, останки субмарины «Ха-22» вместе с грунтом были использованы в качестве материала для одного из молов.

В ходе атаки на Перл-Харбор соединение сверхмалых подводных лодок типа «А» понесло большие потери. Все пять субмарин были потеряны, выжил только один подводник. Несмотря на потери, экипажи подлодок не смогли нанести заметный ущерб вражескому флоту. В итоге все потери американского флота записали на свой счет летчики. Тем не менее, нельзя не отметить, что линкор «Оклахома» в результате атаки самолетов-торпедоносцев и, возможно, сверхмалой подводной лодки, получил серьезные повреждения и затонул. Осенью 1943 года его подняли и обследовали, но решили не ремонтировать. Таким образом, возможно, подлодки типа «А» все же могли нанести некоторый ущерб противнику.

Атака в бухте Сиднея

Из-за потери всех использовавшихся подлодок в атаке на Перл-Харбор было решено поберечь такую технику и не отправлять ее на задания, пока не будут решены основные вопросы тактики применения. Из-за этого подлодки типа «А» не использовались в боях до конца мая 1942 года.


Подъем подлодки №21 в Сиднейской бухте. Фото Фото Wikimedia Commons

В конце мая несколько японских подлодок со сверхмалыми субмаринами на палубах прибыли к бухте Сиднея (Австралия). Воздушная разведка японцев показала, что в бухте стоит большое количество кораблей Австралии, Великобритании и США. Было решено атаковать их. В ночь на 30 мая сверхмалые подлодки подвели на минимально возможное расстояние от бухты и отцепили. Далее они работали сами, и, следует отметить, вновь не показали выдающихся результатов.

Подходы к бухте Сиднея были оборудованы системами обнаружения кораблей и подлодок. Эта техника в определенной мере помогла защищающейся стороне, хотя не всегда реакция на сигналы была адекватной. Так, подлодка «Ха-14» была обнаружена около восьми вечера, но противолодочная оборона не предприняла никаких действий. Сигнал посчитали ложным, поскольку в этой время в районе датчиков находилось большое количество кораблей и судов. Вскоре после этого японская лодка столкнулась с вражеским судном, сдала назад и запуталась в противолодочной сети. Австралийские патрульные корабли HMAS Yarroma и HMAS Lolita начали атаку, но не смогли поразить цель. Вскоре после обнаружения японские подводники подорвали заряд для самоуничтожения и погибли вместе с лодкой.

Около десяти часов вечера в бухту вошла подлодка №24. Вскоре ее обнаружили и начали преследование. Экипажу удалось скрыться и переждать, пока обороняющаяся сторона не прекратит поиски. Около 0:30 японцы выпустили две торпеды по крейсеру USS Chicago, но промахнулись. Обе торпеды попали в берег. При этом взрывом одной из них повредило судно HMAS Kuttabul, которое вскоре затонуло. При взрыве 21 моряк погиб, еще 10 получили ранения. После этой атаки подлодка №24 покинула бухту и отправилась к точке встречи с носителем. Тем не менее, встреча не состоялась. Лодка пропала без вести. Ее обнаружили только в 2006 году.


Брошенная подлодка на берегу Перл-Харбора. Фото Фото Wikimedia Commons

Последней в бухту вошла субмарина «Ха-21». Ее обнаружили, но вскоре потеряли. Экипаж смог затаиться и прождал несколько часов. Только после трех часов ночи японцы вновь попытались выполнить боевую задачу. Тем не менее, около 3:50 субмарину заметили и атаковали. Несколько атак глубинными бомбами привели к тому, что подлодка получила серьезные повреждения. Не видя выхода, подводники взорвали свою субмарину.

Во время атаки в бухте Сиднея Япония потеряла все три использовавшиеся сверхмалые подлодки типа «А». Все экипажи погибли. Подводникам удалось потопить лишь одно судно и нанести некоторые повреждения береговым сооружениям. Обе подлодки, затопленные в бухте, летом 42-го подняли на поверхность. Из них собрали один макет, который в дальнейшем демонстрировали населению в качестве примера победы над врагом.

Атака в порту Диего-Хуарес

Во время атаки в бухте Сиднея Императорский флот Японии вел бои у Мадагаскара. В этой операции тоже были задействованы сверхмалые подлодки типа «А». На этот раз в бою участвовали лишь две субмарины. Подлодки I-16 и I-20 доставили две сверхмалые субмарины к порту Диего-Суарес. Одна из субмарин выпустила обе торпеды, которые попали в линкор HMS Ramillies и танкер British Loyality. Танкер загорелся и затонул. Линкор остался на плаву и вскоре был отправлен на ремонт, после чего продолжил службу. Обнаружив себя, подлодка стала целью для противника. Ее уничтожили глубинными бомбами. Тело одного из японских подводников на следующий день выбросило на берег волнами.


Интерьер прочного корпуса подлодки №19. Вид через люк в переборке между центральным постом и аккумуляторным отсеком. На заднем плане торпедные аппараты, видимые через отверстие в переборке. Аккумуляторы и т.п. оборудование демонтированы. Фото Navsource.org

Информация об успехах подлодки, запущенной с I-20, отсутствует. Тем не менее, известно, что ее экипаж выбрался на берег и попытался скрыться в лесах. Японцы обнаружили себя при попытке наладить контакт с местным населением. Через несколько дней они были найдены британской морской пехотой и погибли в бою.

Итоги проекта

Сверхмалые подводные лодки типа «А» показали себя в бою как не самое надежное и эффективное средство выполнения скрытных атак. Всего в трех операциях японский флот потерял 10 подлодок из 10, отправлявшихся на задание. Количество выживших подводников можно было буквально пересчитать по пальцам, причем до конца войны дожил только один офицер. Все это не устраивало адмиралов, из-за чего они велели переработать проект и усовершенствовать его. Требовалось изменить массу особенностей базового проекта, чтобы повысить характеристики и обеспечить требуемую боевую эффективность. Результатом такого распоряжения стало появление нового проекта, обозначенного литерой «B».


Подъем подлодки №18 в гавани Перл-Харбор, 1960 г. Фото Wikimedia Commons

Проект «B» отличался от базового «А» некоторыми особенностями конструкции, использованными агрегатами и т.д. Видя преимущества нового проекта перед старым, флот заказал строительство новых серийных подлодок. Более того, последние пять субмарин типа «А» достраивались по обновленному проекту. Ожидалось, что это позволит Императорскому флоту получить большее количество современных субмарин с высокими характеристиками. Даже после неудач у берегов Сиднея и Мадагаскара японское командование сохраняло надежду начать полноценную эксплуатацию новой перспективной техники.

В ожидании достаточного количества подлодок типа «B» техника устаревшей модели использовалась для подготовки будущих подводников. Это позволило большей части подлодок «А» дожить до конца войны. Часть остававшихся в строю лодок была уничтожена налетами авиации, но к осени 45-го на базах оставалось заметное количество субмарин. После подписания акта о капитуляции все они достались США. Американские специалисты изучили эту технику, после чего отправили ее в музеи или на переплавку. Несколько экземпляров подлодок типа «А» дожило до наших дней. Они находятся в нескольких музеях Японии и США.

По материалам сайтов:
http://modelist-konstruktor.com/
http://vokrugsveta.ru/
http://environment.nsw.gov.au/
http://navsource.org/
http://archaehistoria.org/
http://combinedfleet.com/

Больше фото разных подлодок типа «А»: http://navsource.org/archives/08/08456.htm

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В одной из самых скандальных историй этого года - с таинственной подлодкой, якобы обнаруженной у берегов Швеции, - западные СМИ настойчиво искали "российский след". В связи с этим вспомнили о миниатюрных подлодках проекта 865 "Пиранья" - со времени их постройки прошло 35 лет, но страх перед сверхмалыми и сверхскрытными субмаринами остался.

Секретное оружие СССР

В конце 70-х годов ленинградское КБ "Малахит", занимающееся проектированием подводных лодок, получило от ВМФ заказ на сверхмалую субмарину водоизмещением 80 тонн. Подлодка должна была работать на глубинах от 10 до 200 метров, вести разведку и решать задачи противодействия противнику. Для этого корабль следовало оснастить соответствующей радиоэлектронной аппаратурой, минно-торпедным вооружением, а также водолазным комплексом для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. В июле 1984 года на Ленинградском адмиралтейском объединении (ныне ОАО "Адмиралтейские верфи") была заложена опытная подлодка проекта. Два года спустя ее спустили на воду с бортовым номером МС-520. В декабре 1990 года флоту передали головную лодку проекта МС-521.

Корпус субмарины был выполнен из титанового сплава, что на 40 процентов уменьшило ее вес, и рассчитан на погружение до 200 метров. Подводная скорость достигала 6,7 узла, надводная - 6 узлов. Экономичным ходом в 4 узла "Пиранья" могла проплыть под водой 260 миль, в надводном положении - 1000. Управление субмариной были автоматизировано, экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по радиоэлектронному оборудованию и помощника по электромеханической части. Кроме того, подлодка могла взять шестерых боевых пловцов - они и являлись главным ее оружием.

Впереди центральный пост корабля заканчивался сферической переборкой, имевшей вход в шлюзовую камеру. Там располагался иллюминатор, позволявший следить за работой водолазов, приборы управления системой шлюзования и малый шлюз для передачи предметов в центральный пост. За рубкой "Пираньи" находились два 12-метровых контейнера с транспортными средствами водолазов: двумя транспортировщиками "Сирена" или четырьмя буксировщиками типа "Протон". На внешней подвеске "Пиранья" могла нести два устройства для установки противолодочных мин-торпед ПМТ с ядерными боеголовками, либо пусковые решетки 400-миллиметровых электрических торпед "Латуш".

Невидимая и неслышная

Немагнитный корпус, установленные на амортизаторах малошумные механизмы и совершенная акустическая защита обеспечивали "Пиранье" непревзойденные характеристики скрытности. На учениях в Балтийском море эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, ориентированные на поиск МС-521, не смогли ее обнаружить. Когда подлодке дали команду на всплытие, та поднялась в двух кабельтовых (360 метров). На такой дистанции "Пиранья" могла из подводного положения либо выпустить диверсантов для крепления мин к днищам, либо расстрелять корабли в упор - никакие средства защиты помочь уже не могли.

В неразберихе 90-х годов "Пираньи" пали жертвой сиюминутной алчности - из-за драгоценных в прямом смысле корпусов их разрезали на металлолом. МС-520 перед этим успела сняться в "Особенностях национальной рыбалки". Однако КБ "Малахит" продолжил работы по совершенствованию мини-подлодок и сейчас предлагает целое семейство субмарин сверхмалого класса. "Пиранья-2", скажем, имеет подводную скорость 12 узлов, дальность плавания 1200 миль и может оснащаться анаэробной энергетической установкой. Такому двигателю не нужен воздух и лодке нет необходимости всплывать, чтобы пополнить его запасы. "Пиранья-Т" способна плавать по 2000 миль и провести в отрыве от базы 20 суток, неся на борту две ракеты, восемь торпед и четыре мины.

Как водолазы линкор утопили

Эффективность миниатюрных подлодок с диверсионной группой на борту продемонстрировала гибель линкора "Новороссийск" в бухте Севастополя 29 октября 1959 года. 22 августа 2013 года ветеран итальянского морского спецназа Уго Д”Эспозито официально признал, что участвовал в операции по подрыву корабля. Группа боевых пловцов на миниатюрной подлодке SX-756 "Пикколо" была доставлена к черноморскому побережью в трюме грузового парохода. Через люк в днище подлодка вышла в море и проследовала в бухту Омега, выгрузила на ее дно снаряжение и вернулась в открытое море.

Дождавшись сигнала, "Пикколо" вернулась в бухту, откуда боевые пловцы с гидробуксирами и взрывчаткой двинулись к причальной бочке "Новороссийска".

Видимость была ужасной, работали почти на ощупь (толщина придонного ила в Севастопольской бухте составляет 20 метров. - РГ). Несколько раз возвращались на базу за взрывчаткой в магнитной оболочке. С заходом солнца работа была окончена. Впопыхах забыли на дне сумку с инструментом и запасной винт от гидробуксира. Вернулись в Омегу, прошлюзовались в лодку. Вышли в точку встречи, через двое суток подошел пароход. Поднырнули под днище, люк захлопнули, откачали воду. Три долгожданных стука в переборку возвестили, что операция завершена, - рассказал другой участник группы Николо Патурра.