Применение полицией огнестрельного оружия. Применение стрелкового и охотничьего оружия правоохранительными органами и гражданами рф

Порядок применения табельного оружия - это действия и особенности, которые сотрудников полиции должны учитывать: перед, при и после применения сотрудниками огнестрельного (табельного) оружия.

Перед применением оружия сотрудник полиции должен:

1. Информировать лицо, против которого возможно применение табельного огнестрельного оружия, о своей принадлежности к полиции.

С учетом скоротечности ситуаций, в которых встает вопрос о применении огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции прежде всего меры к тому, чтобы посягающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции. В большинстве случаев специальных заявлений на этот счет не требуется, поскольку сотрудник полиции действует в форменной одежде в условиях достаточной видимости, и ситуация ясна. Аналогично обстоит дело и тогда, когда посягающее или задерживаемое лицо лично знает данного сотрудника полиции.

Однако если сотрудник полиции находиться без форменной одежды или в обстановке, когда посягающее или задерживаемое лицо в силу плохой видимости, наличия препятствий и иных причин имеет основания усомниться в его должностном статусе, перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко объявить о том, что является сотрудником полиции, продемонстрировав, если ситуация под контролем, свое служебное удостоверение.

2. Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность для производства выстрела.

Ранее это действие относилось к стадии “при применении оружия”, но юридически уже обосновано, что необходимо настоящее толкование в случаях: осмотра в ночное время и в условиях ограниченной видимости подвалов, чердаков, нежилых строений, строящихся объектах, квартир и объектах где сработала сигнализация, доставка правонарушителя явно превосходящего по физической силе сотрудника полиции, доставка группы лиц одним сотрудником, преследование преступника и т.п. Но также нельзя без надобности обнажать оружие, что может привести к непроизвольному выстрелу со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для граждан и самого сотрудника полиции.

Таким образом, обнажение огнестрельного оружия до его применения преследует две основные цели:

Оказание психологического воздействия на правонарушителя. Многие правонарушители считают, что сотрудник полиции побоится применять табельное оружие, а также в шутку говорят, что у него в кобуре находится огурец, а не пистолет.

Сокращение времени до применения огнестрельного оружия. То есть не предоставляя возможному объекту, против которого возможно применение табельного оружия льгот, первому применить оружие.


3. Предупредить лицо, в отношении которого возможно применение оружия, о своем намерении.

Хотя предупреждение по-прежнему остается общим предварительным условием применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, возможности применения его без предупреждения значительно расширены.

При применении оружия сотрудник должен:

1. Причинить лицу, против которого применяется огнестрельное оружие наименьшего вреда.

Причинение телесных повреждений, а, тем более, смерти ни в коей мере не является целью применения огнестрельного оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применения оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются).

Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

2. Не допустить причинение ущерба посторонним лицам.

После применения оружия сотрудник должен:

1. Оказать доврачебную помощь лицам, получившим в результате применения огнестрельного оружия телесные повреждения.

Помощь должна оказываться всем пострадавшим. Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Сотрудник полиции после применения оружия, в случаях ранения правонарушителя должен: оружие поставить на предохранитель, поместить оружие в кобуру (а в последующем имеет право передать только своему прямому руководству), гильзы не подбирать, а только потом оказывать медицинскую помощь.

2. Обеспечить охрану места применения оружия в случаях повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб.

Посторонние к телу убитого не допускаются, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чиститься, не разряжается, а лишь ставиться на предохранитель. Охрана места происшествия должна быть произведена с помощью подручных ограждений с привлечением ближайших нарядов полиции, народных дружинников и законопослушных граждан.

3. Уведомить прокурора о случаях ранения и смерти граждан.

4. Уведомить родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудником полиции оружия.

5. Представить рапорт о применении оружия.

Список используемой литературы:

· Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка./Приняты 8 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращение с правонарушениями, состоявшимся в период с 27.08. по 07.02.1990г. в Гаване\. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия – ООН: Нью-Йорк, 1992.

· Закон РК “Об органах внутренних дел РК” от 21.12.95г.

· Приказ МВД РК №499 от 23.07.02 года. Об утверждении Положения о специальных приемниках ОВД для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

· Приказ МВД РК №385 от 1.06.02 года. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания ОВД.

· Приказ МВД РК № 386 от 1.06.02 года. Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания.

· Приказ МВД РК №387 от 1.06.02 года. Об утверждении Правил конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

· Приказ МВД РК № 262 от 12. 06. 96 г. «О мерах по выполнению Постановления Правительства РК от 30. 05. 96 г.» , № 665 «О мерах по оказанию социальной, медицинской и иной помощи не имеющих определенного места жительства, документов».

Применение оружия и физической силы любыми гражданами, в том числе исполняющими служебные обязанности, считается крайней мерой. Правила регламентируются разными юридическими документами. В частности, правоохранительных органов регулируется Уставами и федеральным законодательством. Рассмотрим далее основные правила.

Общая информация

Действующее законодательство определяет случаи, при которых допускается . В УК используются такое понятие, как При наличии достаточных оснований должностное лицо вправе воспользоваться оружием при исполнении своих обязанностей. Между тем, Устав и отраслевые федеральные законы устанавливают ряд ограничений для случаев, которые формально подпадают под необходимую оборону.

Защита от нападения

Применение оружия полицией России допускается в случае возникновения явной угрозы охраняемым объектам. К ним, в частности, относят колонны машин, расположения в/ч и подразделений, здания, единичный транспорт, эшелоны и караулы. Нападение может осуществляться как вооруженными, так и безоружными людьми. В первом случае нападение расценивается как угроза для жизни. Соответственно, в таких ситуациях будет считаться необходимой обороной. Что касается второго случая, то такое нападение не несет прямой угрозы жизни. В уголовном законодательстве установлен запрет на лишение человека жизни в таких ситуациях. Применение оружия сотрудником полиции допускается после оценки служащим соразмерности предполагаемого вреда и ущерба, который будет нанесен в ответ.

Пресечение незаконных действий

Применение оружия полицией допускается при несении ими службы на охраняемых объектах, в случае возникновения угрозы неправомерного их захвата. При этом должностные лица обязаны учитывать, что любое имущество, в том числе оборонного значения, имеет меньшую ценность, чем жизнь человека. В этой связи решение о применении оружия должно быть взвешенным.

Охрана порядка

Применение оружия полицией разрешено при наличии угрозы здоровью/жизни населения. При этом не имеет значения, в отношении кого осуществляется защита - мирных граждан или состоящих в рядах ВС. Предусмотренные в законодательстве условия осуществления необходимой обороны охватывают ситуацию, когда пресекается угроза населению, если исключить из нее предполагаемый вред здоровью. Другими словами, допускается, если существует реальная угроза для жизни граждан. При этом закон делает еще одну оговорку. В нормах указывается, что использование спецсредств разрешено, если иными способами обеспечить защиту невозможно. По мнению ряда экспертов, включение этой оговорки в закон нецелесообразно.

Задержание

Законодательство и Устав допускают применение оружия сотрудником полиции в отношении граждан, оказывающих сопротивление. Однако в данном случае должно соблюдаться одно условие. Субъект, в отношении которого осуществляется задержание, должен быть вооружен. Служащие могут использовать автомат, пистолет и прочие спецсредства, если гражданин не хочет сдаваться добровольно. Стоит сказать, что сам факт наличия оружия у субъекта, в отношении которого осуществляется задержание, а также его сопротивление и нежелание исполнить требования служащих правоохранительных органов выступают как основание для квалификации его поведения в качестве уголовно-наказуемого деяния.

Специфика

Цель задержания определяет УК (38 статья). Применения оружия , согласно норме, не должно быть в отношении субъекта ни при каких условиях. В ней, в частности, сказано, что целью задержания является доставление гражданина в правоохранительные органы, пресечение совершения им новых незаконных деяний. Таким образом, субъект должен быть задержан и привезен в дежурную часть. Однако, проведя более глубокий анализ нормы, можно сделать следующий вывод. Вооруженное сопротивление, оказываемое гражданином с момента начала противостояния представителям правоохранительных органов, является посягательством на их жизнь. В такой ситуации, соответственно, формируются условия для Наличие оружия у субъекта, даже если в момент пресечения оно им не использовалось, выступает достаточным основанием для осуществления со стороны служащих ответных действий, которые могут привести к смерти нарушителя.

Дополнительно

В оговариваются и иные случаи, в которых допускается . Так, часть вторая ст. 14 УВС допускает его использование для вызова помощи, отпугивания животных, создающих угрозу жизни/здоровью населения, а также для подачи сигнала тревоги. Стоит отметить, что положения, разрешающие во внештатных ситуациях, присутствуют и в иных нормативных актах.

Запреты

В ст. 14 УВС определены категории граждан, в отношении которых применение оружия не допускается. К ним относят:

  1. Несовершеннолетних лиц, если их возраст очевиден либо известен.
  2. Женщин.
  3. Лиц с внешними и явными признаками инвалидности.

Если же эти граждане вооружены или совершают групповое нападение, создавая тем самым угрозу для жизни окружающих, применение оружия разрешается, если иными способами нейтрализовать опасность, исходящую от них, нельзя.

Нормативное обеспечение

Правила применения служащими оружия в общем виде установлены в УВС, в частях 1 и 2 13 статьи. Нормативный акт предусматривает для должностных лиц определенные полномочия. Они реализуются в ходе выполнения служащими их обязанностей. При крайней необходимости закон допускает применение оружия во внеслужебное время. В общих положениях УВС устанавливаются также предписания, касающиеся ношения и хранения спецсредств.

Закон

В ФЗ "Об оружии" определяются правила его применения мирными гражданами. Нормативный акт устанавливает, что использование спецсредств допускается, только если субъект владеет ими на законных основаниях. Применяться оружие может для обеспечения защиты жизни, здоровья, собственности, в крайних случаях - и при осуществлении необходимой обороны. Прежде чем использовать спецсредства, лицо обязано предупредить гражданина, против которого они направлены, о своих действиях. В исключительных случаях этого можно не делать. В частности, речь о ситуациях, при которых промедление может стоить человеку жизни или повлечет иные тяжелые последствия. При применении оружия субъект не должен причинять вред третьим лицам. В Законе предписано сообщать о каждом факте использования спецсредства в территориальный отдел ВД.

Правила ношения

Законодательство определяет категории граждан, которые не должны иметь при себе оружие и применять его. К ним относят:

  1. Лиц в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Граждан, принимающих участие в демонстрациях, шествиях, митингах, собраниях, религиозном обряде/церемонии, пикетировании, культурно-массовом, спортивном либо другом мероприятии с участием большого количества людей.

Последнее правило, однако, не действует в отношении:


Субъекты, которые выступают в качестве организаторов развлекательных, культурно-массовых, спортивных и прочих публичных мероприятий, наделяются правом временно хранить спецсредства, которые принадлежат гражданам на законных основаниях, по правилам, установленным в федеральном законодательстве.

Статьи, устанавливающие условия и порядок применения оружия гражданами и частными охранниками, содержатся в следующих нормативных актах:

Статья 24 «Применение оружия гражданами»:

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.

2. Закон РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской. Федерации».

Статья 16 «Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия»:

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязаны:

. предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

. стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

. обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

. немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.

Статья 17 «Применение специальных средств»:

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Статья 18 «Применение огнестрельного оружия»:

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелов в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Указанные статьи во многом сходны по содержанию, однако между ними есть существенные различия:

. по кругу лиц, на которых распространяется их действие;

Статья 24 Закона «Об оружии» действует в отношении всех граждан России, обладающих оружием на законных основаниях, в том числе на частных охранников.

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» действуют только в отношении частного детектива и охранника.

. по основаниям к применению оружия;

В статье 24 Закона «Об оружии» такими основаниями являются условия необходимой обороны и крайней необходимости.

Применение оружия согласно статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возможно лишь на основаниях, перечисленных в этом Законе (см. статьи 17,18) и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частный охранник является таковым только во время исполнения обязанностей, предусмотренных Договором с заказчиком, т.е. с момента заступления на дежурство до момента сдачи дежурства. Промежуток времени между получением оружия охранником и заступлением на дежурство, а также между сдачей дежурства и сдачей оружия в комнату хранения оружия не входит в пределы действия статей 16, 17, 18. При необходимости применения оружия в этих случаях охранник действует на общегражданских основаниях, перечисленных в статье 24 Закона «Об оружии».

. по видам оружия;

Статья 24 Закона «Об оружии» регламентирует применение служебного и гражданского оружия самообороны (см. статьи 3, 4 Закона «Об оружии»).

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» устанавливают условия и порядок применения только служебного оружия и специальных средств, выдаваемых охраннику для исполнения служебных обязанностей (см. Перечень видов специальных средств и Перечень видов вооружения охранника).

. по порядку мероприятий после применения оружия

Статья 24 Закона «Об оружии» обязывает владельца оружия незамедлительно сообщать в органы внутренних дел о каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека.

Статья 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязывает частного детектива и охранника, кроме оповещения органов внутренних дел, обеспечивать доврачебную помощь пострадавшим от применения оружия и специальных средств и уведомлять прокурора о случаях смерти или причинении телесных повреждений.

Перед получением лицензии кандидат проходит специальную подготовку по программе обучения частных охранников, куда входит и медицинская подготовка, поэтому охранник обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Нарушение требований закона, в том числе и этого требования, может повлечь за собой лишение статуса частного охранника или детектива. Гражданин, не являющийся охранником, не обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Но, несмотря на отсутствие в статье 24 Закона «Об оружии» обязанности оказания доврачебной помощи пострадавшим от применения оружия, его владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности» независимо от того, является он охранником или нет.

Уведомление прокурора обязательно только для детективов и охранников по причине того, что надзор за исполнением Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Предлагаем образец рапорта о применении оружия

Начальнику ________________

(наименование ОВД по месту применения)

Рапорт

Докладываю Вам,что _______________________________________________________

(дата, время, место, адрес применения)

мною охранником __________________________________________________________

(наименование ЧОП,СБ)

при _______________________________________________________________________

(нахождении на посту, следовании с поста(на пост)

применено: оружие, спецсредство, физическая сила(указать нужное)

(вид, модель, номер, калибр, расхд боеприпасов)

при следующих обстоятельствах _______________________________________________

(подробно о нарушителях -действия, слова,приметы)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(о своих действиях)

____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(о потерпевших и свидетелях)

___________________________________________________________________________

(о соблюдении Вами оснований, порядка и правил применения мер силового воздействия или обоснования своих действий, как гражданина, в рамках ст.37,38,39 УК РФ)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(ваши установочные данные)

Подпись_________________

Дата____________________

Говоря об условиях применения частным охранником специальных средств и огнестрельного оружия, необходимо отметить, что само применение этих средств поражения является правом охранника, но не обязанностью. Это право может быть реализовано только в случаях, когда использованы все иные менее опасные для жизни и здоровья средства пресечения преступных действий, например, словесное предупреждение, применение физической силы, помощь других лиц и т.д., а также, когда возникли основания к применению (статьи 17,18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»). В то же время, если охранник принял решение применять эти средства, то обязанностью его является соблюдение условий их применения (статья 16).

Закон не уточняет, каким образом необходимо предупреждать о применении оружия и специальных средств. Основание 3 статьи 18 дает право предупредительного выстрела в воздух. Кроме этого, предупреждение может быть выражено и иным способом, доступным пониманию правонарушителя.

Различия в применении специальных средств и огнестрельного оружия заключаются в следующем:

Специальные средства могут применяться для защиты жизни и здоровья охранника, а огнестрельное оружие — только для защиты его жизни ;

Для охранника необходимо представлять различия между угрозой для жизни или здоровья и отсутствием таковой, а в большинстве случаев эту границу определить затруднительно, учитывая его эмоциональное состояние в момент нападения. Насилием, опасным для жизни или здоровья, признаются (даже при отсутствии серьезных последствий) такие действия, как нанесение лежащему человеку ударов ногами, целенаправленное нанесение ударов в жизненно важные органы, перекрывание дыхательных путей, применение предметов, предназначенных для нанесения ранений, и т.п. Поэтому данные действия могут являться основанием для применения охранником специальных средств или огнестрельного оружия, с учетом личности правонарушителя, его физических данных, возраста.

Насилием, не опасным для жизни или здоровья, которое может быть применено правонарушителем при нападении или сопротивлении, дающим основание к применению специальных средств, является нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, ограничение свободы потерпевшего против его воли. Однако огнестрельное оружие здесь применять недопустимо.

Специальные средства могут применяться и для защиты жизни и здоровья охраняемых граждан , а огнестрельное оружие — только для защиты жизни самого охранника ;

Защита жизни и здоровья граждан - это одно из охранных мероприятий, разрешенных лицензией. Но основание 1 статьи 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не дает возможности охраннику на основании договора защищать их путем применения огнестрельного оружия. Применяя огнестрельное оружие для защиты жизни и здоровья других лиц, частный охранник может мотивировать это действие основанием 2 статьи 18, отражая групповое или вооруженное нападение на охраняемую собственность, когда под охраной состоят личные вещи клиента, и при этом реализует свое гражданское право на защиту законных интересов других лиц на основании статьи 24 Закона РФ «Об оружии».

Для применения специальных средств достаточно физического сопротивления правонарушителя при посягательстве на охраняемую собственность, а для применения огнестрельного оружия необходимо наличие группового или вооруженного нападения на нее.

Сопротивление менее общественно опасно по сравнению с нападением, поскольку сопротивление — это действие, при котором активной стороной является лицо, пресекающее преступление. Это состояние может возникнуть, например, после совершения кражи (тайного хищения имущества) или грабежа (открытого хищения имущества), умышленного повреждения или уничтожения имущества.

При нападении активен нападающий . Одиночное невооруженное нападение на охраняемую собственность не дает права охраннику применять огнестрельное оружие против правонарушителя. Любые групповые преступления всегда признавались наиболее опасными формами преступной деятельности. Например, организованная группа — более опасное формирование, чем простая группа, т.к. в организованной группе существуют дисциплина, сплоченность, распределение обязанностей, специализация отдельных членов группы и т.д., тогда как простая группа лиц — формирование обычно разовое, бесструктурное. Групповое (два и более нападающих) или вооруженное (с применением угрожающих жизни предметов) нападение является обстоятельством, отягчающим наказание.

Все эти посягательства для обязательной реакции на них частного охранника должны быть совершены в отношении охраняемой собственности, которой является имущественный комплекс, принадлежащий клиенту и перечисленный в договоре об оказании охранных услуг. Если посягательство совершается в отношении собственности, в договоре не означенной, то охранник не обязан реагировать на него, а имеет право на общегражданских основаниях.

Справка: В Российской Федерации 4,5 млн. граждан получили право на владение оружием, во владении имеется 5,4 млн. единиц оружия, в основном охотничьего. Около 9,5 тыс. единиц наградного оружия находится у 6,5 тыс. граждан.

У организаций различных форм собственности имеется в общей сложности 400 тыс. единиц оружия, им владеют в т.ч. 17 тыс. юридических лиц.

Частные охранные предприятия имеет более 130 тыс. единиц оружия, в т.ч. 86 тыс. короткоствольного служебного оружия.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Порядок применения оружия - применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Получая лицензию на огнестрельное оружие для самообороны нужно понимать всю ответственность, которая ложится на гражданина в связи с его применением. Попробуем разобраться, в каких случаях применение оружия будет правомерным. Для начала разграничим понятия служебное оружие и оружие для самообороны.

Служебное (табельное) оружие

Российское законодательство не имеет законодательного акта, регламентирующего нормы обращения с оружием всеми должностными лицами исполнительной власти, за которыми закреплено право на его ношение. Не закреплен законодательно и порядок и правила применения огнестрельного оружия. Этот вопрос освещается в ряде ФЗ, например, в законе «О полиции». Здесь прослеживается четкое разграничение понятий «применение оружия» и «использование оружие». Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции предполагает стрельбу в человека, а использование - по движущимся предметам и животным.

Сотрудник полиции вправе применить табельное оружие в случае:

1. Когда гражданин подвергается нападению и его жизни или здоровью грозит опасность.

2. Когда нападению подвергается сам полицейский, тем более, если нападавшим предпринимаются попытки завладения его табельным оружием.

3. При освобождении заложников.

4. При задержании преступников, застигнутых за совершением преступления.

5. В отношении осужденных и находящихся под стражей при попытке побега. А также в отношении пытающихся насильственно освободить этих лиц.

Вправо на использование оружия сотрудник полиции приобретает в случаях:

1. Необходимости остановки автомобиля, создающего реальную опасность для участников движения. Это норма применима, если водитель проигнорировал требования полицейских остановить ТС.

2.Необходимости обезвредить животного, угрожающего здоровью и жизни людей.

3. В случаях подачи сигнала или произведения предупредительного выстрела.

Безопасность сотрудника полиции обеспечивается нормами ст. 16 названного закона. Полицейский , если создаются предпосылки для перечисленных выше оснований. При этом попытки лица сократить обозначенное сотрудником полиции с обнаженным оружием расстояние, дает ему право произвести выстрел.

Огнестрельное оружие для самообороны

Все нормы, связанные с оружием для самообороны, находящимся в гражданском обороте определены законом «Об оружии». Однако понятие «применение оружия» этим законом не определено. Лишь статья 24 названного закона содержит понятие «использование оружия», которое приравнивается к понятию «применение». Граждане имеют право воспользоваться оружием лишь в случаях крайней необходимости и в состоянии необходимой обороны при нападении. Под необходимой обороной понимается угроза жизни и здоровью, под крайними мерами преступления против имущества. Действия гражданина, применившего оружие для самообороны, будут признаны незаконными, если степень антиобщественного деяния, совершенного в отношении него, не соответствует действиям обороняющегося. В этом случае гражданин может быть понести ответственность. Квалифицироваться его действия будут как превышение необходимой обороны.

Травматическое оружие

Процедура приобретения травматического оружие в нашей стране значительно проще, чем оформление лицензии на огнестрельное оружие. Тем не менее необходимо знать какую ответственность накладывает на граждан закон о применении травматического оружия.

1. Административная ответственность может грозить тем, кто любит пострелять в местах, не предназначенных для этого. Применение для стрельб правомерно только в тирах или на специально оборудованных полигонах.

2. Уголовное преследование ожидает, если стрельба привела к гибели человека или причинила тяжкий вред его здоровью. В зависимости от обстоятельств действия будут квалифицированы как хулиганство, убийство или причинение тяжких телесных повреждений, если это не необходимая оборона.

3. Гражданская ответственность предполагает возмещение ущерба (материального или морального) пострадавшему.

Новые правила применения травматического оружия позволяют гражданам носить иметь при себе травматическое оружие в целях самообороны. Раньше законодательно было разрешено только хранить такое оружие.