П.А. Сорокин – крупный социолог XX века. Сорокин питирим александрович

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - русский философ первой половины ХХ века, мигрировавший в 1922 году сначала в Берлин, потом в Прагу, а в 1923 в США. Женат на Е.П. Баратынской. Двое детей - Пётр и Сергей.

Кто он в двух словах? Чем занимался? Какие вопросы развивал? Давайте коротко ознакомимся. Может быть кому-то будет интересно. Таким, как я, например.


Краткие биографические сведения.

Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Был вторым сыном в семье. С 1900 года, после смерти матери, с братьями ушёл от пьющего отца, не брезговавшего рукоприкладством. Зарабатывали на хлеб роспьсью церквей, изготовлением окладов для икон и т.д.
Осенью 1901 братьев приютил священник Гамовской церкви И.С. Покровский. В церковно-приходской школе Питирим получил образование к 1904 году. Продолжил обучение в церковной семинарии в Костромской губернии.
С 1906 года вступает в партию эсеров и занимается распространением революционных идей. Был арестован и посажен в тьрьму в Кинешме, где воспользовавшись мягким режимом читал книги и общался с такими же политчиескими заключёнными. Через 3,5 месяца выпущен на свободу.
С осени 1907 года живёт в Петербурге, где закончил Черняевские курсы и поступил в Психоневрологический институт. Не имея денег на обуче ние, через год вылетает. Перепоступает на юридический, где продолжает изучать социологию. В 1910 году публикует первые работы по этнографии.
В годы революции стал руководить газетой эсэров "Дело народа". В 1918 году решает уйти от политической деятельности с выходом из партии эсэров и из Учредительного собрания. Тут его замечает Ленин.
После революции занимается преподавательской деятельностью в нескольких институтах, учавствует в "ликбезах". Научные работы его неоднократно подвергаются цензуре. В 1922 году выслан из страны. Считается, что он первый человек, ушедший "философским пароходом".
В США был обласкан. В 1930 гоуд получил гражданство США. В 1931 основал социологичейский факультет в Гарварде. С 1965 года - президент американской социологчиеской ассоциации.

О чём писал?
1. Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии. Предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Сорокин допускал, что если человек опережает своё общество и с более высокой нравственной позиции отвергает шаблоны поведения общества, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.
2. Национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. Сорокин призывал отказаться от утопии национального государства как основы переустройства карты Европы. «Спасение не в национальном принципе, — утверждал он,- а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в неё личностей,- а поскольку они образуют сходную группу, — и народов»
3. Основная идея Питирима Сорокина как социолога — идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развива

ться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики, различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй.
4. Проблемы легитимности власти, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с демократическим устройством страны.
5. В 1947 году Сорокин выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистической любви и поведения». Высказал предположение, что после упадка коммунизма настанет период роста новой, жизнеспособной России. России, построенной на этике "альтруистической любви".

Библиография:


  1. Преступность и ее причины / П. А. Сорокин. — Рига: Наука и жизнь, . — 46 с. — (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»; № 22).

  2. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали / П. А. Сорокин; С предисл. проф. М. М. Ковалевского. — СПб.: Я. Г. Долбышев, 1914. — L, 3-456 с.

  3. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения / Питирим Сорокин; Подгот. В. В. Сапов. — СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. — 446, с. (Серия «Русская социология XX века» / Рус. христиан. гуманитар. ин-т). ISBN 5-88812-055-3

  4. Система социологии. Т.1-2. — Пг., 1920.

  5. Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. — М.: Астрель, 2008. — 1003 с., л. портр.; 22 см. — (Социальная мысль России). ISBN 978-5-271-14765-4

  6. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В. В. Сапова. — Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. — 1054 с. — (Социология: Университет. б-ка / Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева — П. Сорокина). ISBN 5-88812-117-7 (Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937—1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии)

  7. Социология революции / Питирим Сорокин. — М. : Территория будущего: РОССПЭН, 2005 (ППП Тип. Наука). — 702, с. — (Серия: Социология. Политология). ISBN 5-8243-0617-6

  8. Социальная мобильность / Питирим Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой]. — М.: Academia: LVS, 2005. — XX, 588 с. ISBN 5-87444-221-9

  9. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве / Питирим Сорокин; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. социологии. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. — 238, с. ISBN 978-5-288-04830-2

  10. Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.» / Сорокин П. А.; [Пер. и предисл. С. В. Карпушиной]; АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме АН СССР. — М.: ИНИОН, 1992. — 193, с.

  11. Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. — М.: Academia & LVS, 2003. — XII, 678, с. — ISBN 5-87444-186-7.

  12. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. — М.: Политиздат, 1992. — 542, с. — (Мыслители XX века. Редкол.: Т. И. Ойзерман (пред.) и др.). ISBN 5-250-01297-3

  13. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age/ Питирим Сорокин. — М.: ИСПИ РАН, 2009. — 384, с. ISBN 978-5-7556-0409-3

  14. Дальняя дорога: Автобиография / Питирим Сорокин; [Пер. с англ., общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. В. Липского]. — М.: Изд. центр «Терра»: Моск. рабочий, 1992. — 302, с. ISBN 5-239-01378-0

  15. Человек и общество в условиях бедствий: (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь) / Пер. С англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Сапова. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2012 ISBN 978-5-98846-093-0

Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.

Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. Пг., 1920.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937-1941 гг. Классика социологии и культурологи.

Сорокин П.А. Социология революции. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005.

Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. - Москва: Academia: LVS, 2005.

(23 января 1889, с. Турья Вологодской губернии - 11 января 1968, Винчестер, США) - русско-американский социолог и культуролог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего ученого остановилась зимой. Отец - Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат - Василий, родился в 1885, а младший брат - Прокопий, родился в 1893.

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребенка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в свое время помогал ему освоиться в Коми крае. Он же руководил и Гамской церковноприходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в селах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их легкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковно-славянский язык, закон божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. 2 июня 1904 Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, Питирим получает возможность продолжить учебу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии.

В 1906 Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осужден и заключен в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключенные могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Крапоткина, Толстова, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему ученому и выбор темы первой научной монографии. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.

Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжелая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье, потребовали взять передышку и отправится к родственникам в деревню Римью.

Осенью 1907 отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учебу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В Петербурге старый приятель Федор Коковкин помогает Питириму найти место репетитора с проживанием в семье. Решив неотложные проблемы, буквально в тотже день, Питирим приступает к достижению своей основной цели - поступлению в университет. Следует отметить, что с этим были определенные трудности. Было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии, включающий некоторые дополнительные знания, требуемые от экстернов, не имеющих классического образования. Такой экзамен Питирим не мог выдержать, так как не знал латинского или древнегреческого языка, французского или немецкого языка, а также математики. Для восполнения пробелов в образовании и сдачи экзамена было необходимо поступить в вечернюю школу, но это требовало значительной оплаты. В сложившейся ситуации Питирим решает попробовать поступить на известные Черняевские курсы. Для поступления на курсы Питирим решил воспользоваться протекцией профессора Каллистрата Жакова, своего земляка. В своем автобиографическом романе «Долгий путь»он передает рассказ жены Жакова, Глафиры Николаевны, об этом событии: "Открываю я дверь и вижу: стоит парень в косоворотке, с небольшой котомкой в руках. На мой вопрос, кого ему угодно видеть, он ответил, что он приехал от коми народа и хотел бы видеть Коми профессора. Когда я спросила, где он оставил багаж, юноша показал на котомку и сказал: «Все здесь». На вопрос, есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: «Да, у меня еще осталось пятьдесят копеек, уже есть где жить, и двухразовое питание ежедневно. О деньгах я не беспокоюсь. Если будет нужно, заработаю». За свою смелость молодой человек был вознагражден. Каллистрат Фалалеевич действительно помог ему поступить на курсы, а также пригласил его бывать своем доме. На Черняевских курсах преподавал блестящий состав педагогов. Среди профессоров, читавших лекции - Кареев, Бауман, Введенский, Венгеров, Мальчевский, Жаков, Золотарев, Ксенофонтов, Ковалевский, Линген, Смирнов, Сербинов, Флейшер. Такая среда способствовала интеллектуальному и культурному развитию Питирима. Он не только посещал занятия, но и читал классические труды, посещал музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвовал в работе различных кружков и обществ, вел просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. Продолжается и дружба с профессором Жаковым. В 1908 они вместе участвуют в экспедиции по изучению Печерского края.

После трех семестров учебы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс. В мае 1909 года он успешно сдает этот экзамен и после летнего отдыха в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу - в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадежности». Поступать Питирим решил в Психоневрологический институт, открытый в 1908 по инициативе В. М. Бехтерева. В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала ХХ века - М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти. Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным и было необходимо внести 150 рублей за год учебы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учебы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. В 1910 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета. Закончил в 1914 г., оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1916 г. - приват-доцент.

После Февральской революции принимает активное участие в политической деятельности. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров "Дело народа". Участник Всеросийского съезда Советов крестьянских депутатов. Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров.

По постановлению коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу. Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал "Крестьянская Россия". В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931 - 1959 гг. профессор Гарвардского университета. С 1960 г. президент Американской социологической ассоциации.

В 1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всх постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ленин В.И. Ценные признания П. Сорокина // Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.37. - С.188-197.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТРУДЫ ПИТИРИМА СОРОКИНА

Пережитки анимизма у зырян // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№20. - С.49-62; №22.-С.39-47.

Рыт пукалoм: [Рассказ о жизни сев. деревни] // Арханг.губ.вед.-№203.

К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Ар-ханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№1.-С.34-41; №5.-С.356-361.

"Пестрое кружево": [Дорож. заметки о путешествии в Удор. край с целью этногр. исслед. летом 1911 г.] // Во-логод. листок.-1911.-19, 21, 26 июня; 26 июля; 6,9,17,21, 28 авг.; 2,4,6,11 сент.

Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера- №8-9.-С.645-651; №11.-С.863-868.

Современные зыряне // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№18.-С.525-536; №22.-С.811-820; №23.-С.876-885; №24.-С.941-949.

Брак в старину: (Многомужество и многоженство).-Рига: Наука и жизнь.-47 с.

Преступность и ее причины.-Рига: Наука и жизнь.-46 с.

Самоубийство, как общественное явление.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.

Символы в общественной жизни.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.

Границы и предмет социологии // Новые идеи в социо-логии.-СПб..-Сб.1.-С.59-108.

О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78с.

Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали.- СПб..- L, 3.-456 с.

Л.Н.Толстой как философ.-М.: Посредник.-28 с.-(Всемир. б-ка в память Л.Н.Толстого).

Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии.-СПб..-Сб.3.-С.115-155.

"Третья" школа и спор "классиков" с "социологами" в уго-ловном праве.-М..-20 с.

Автономия национальностей и единство государства.-Пг.: Набат.-16 с.

Вечный мир и всемирное единение народов.-Пг.: Рев. мысль.-31 с.

О свободах: Неотъемлемые права человека и граждани-на.-Пг.: Рев. мысль.-14 с.

Основы будущего мира.-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копей-ка").

Причины войны и пути к миру.-Пг..-31 с.

Проблема социального равенства.-Пг.: Рев. мысль.-66 с.

Сущность социализма: Лекция, прочит. во фракции соци-ал-революционеров при Исполкоме Всерос. Совета крест. депутатов.-Пг..-16 с.-(Всеобщ. б-ка изд-ва "Новь").

Формы правления.-Пг..-8 с.

Что нужно народу: монархия или республика?-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копейка").-(Сер. полит.-соц. брошюр; №2).

Что такое монархия и что такое республика?-Пг.: Рев. мысль.-32 с.

Что такое социализм?- Пг.: Рев. мысль.-4 с.

К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян // Изв. Вологод. о-ва изуч. сев. края.- кн.IV.-С.48-55.

Программа по изучению зырянского края.-Яренск: Изд. союза "Коми котыр".

Элементарный учебник общей теории права в связи с уче-нием о государстве.-Ярославль.-236 с.

Общедоступный учебник социологии: В 2 ч. Ч.1-2.-Ярославль: Изд-во Ярославл. кредит. (о-ва) сов. коопера-тивов.-291 с.

Система социологии.-СПб.-*

П.Л. Лавров как социолог // Вперед!: Сб. ст., посвящ. па-мяти П.Л.Лаврова / Под ред. П.Витязева.-Пг.

Social mobility.- N.Y..-559 р.-(Harper"s social science series).

Голод, как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.-Пг.: Колос.-272 с.

Современное состояние России.-Прага.- 108 с.- Библиогр.: с.108.

Социология как объективная наука.-Пг.

Тезисы к публичному научному диспуту по поводу "Сис-темы социологии".-Пг.: Колос.-4 с.

Основные проблемы социологии П.Л.Лаврова // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы.-Пг.

Влияние войны на состав населения, его свойства и обще-ственную организацию // Экономист.- №2.-С.77-107.

Влияние голода на социально-экономическую организа-цию общества // Экономист.-№2.-С.23-53.

Голод и идеология общества // Экономист.-№4-5.-С.3-32.

Популярные очерки социальной педагогики и полити-ки.-Ужгород.

Soziologie in Rubland // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.3, Н.1.-S.92-93.

Идеология аграризма.-Прага.-35 с.

Очерки социальной политики и педагогики.-Ужгород.

Russian diary, 1917-1922.-L..- 310 р.

Sociology of Revolution.-Philadelphia; L.-428 р.-(Lippincatt sociol. ser.).

American millionaires and multi-millionaires: A comparative statist. study // Social forces.-№3.-Р.627-640.

Monarchs and rulers: A comparative statist. study // Social forces.-1925.-№4.-Р.22-35;-№4.-Р.523-533.

Impoverishment and the expansion of governmental control // The Amer. Jornal of Sociology.-Vol.32, №2.-Р.206-215.

Leaves from a russian diary.- N.Y.-310 р.

Russian sociology in the twentieth century.- S.l.-P.57-69.-(Prepr. from "Publ. of Amer. sociol. soc.".-Vol.31).

Leaders of labour and radical movements in the United States and foreign countries // The Amer. Journal of Sociology.-Vol.33, №3.-Р.395-399.

A survey of cyclical conceptions of social and historical process // Social forces.-№6.-Р.28-40.

Sozial Bewegungsvorgange // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.6, H.2.-*

Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y.-785 р.

Experimente zur Soziologie // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.4, №1.-S.1-10.

Arbeitsleistung und Entlohnung // Kolner Vierteljahrashefte fur Soziologie ..-J.7, №2.- S.186-198.

Farm leaders in the United States // Social forces.-№7.-Р.33-45.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.

Principles of rural-urban sociology.-N.Y.-652 р.- Auth.: P.A.Sorokin , C.C.Zimmerman.

Die Politische Einstellung der Farmer und Bauern // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.5.-S.1-25.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.

Some contrasts of contemporary european and american sociology // Social forces.-№8.-Р.57-62.

A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. / Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.- Wash.; Minneapolis.-Vol.1-3.

Soziologische theorien im 19. und 20. jahrhundert.-Munchen: Verl. C.H.Beck.-342 S.

Sociology as a science // Social forces.-№10.-Р.21-27.

Rejoinder to Rice // Social forces.-№10.-Р.326-327.

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.,

Vol.1: Fluctuation of form of art. Painting, sculpture, architecture,

music, literature and criticism.- 745 р.

Vol.2: Fluctuation of systems of thuth, ethics and law.-727 р.

Vol.3: Fluctuation of social relationships, war and revolution.-636 р.

Vol.4: Basic problems, principles and methods.-804 р.

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L.

Тime-budgets of human behaviour.-Cambridqe: Harvard Univ. press.-204 р.-(Harvard sociol. studies; №2).--Auth.: P.A.Sorokin, С.А.Berger.

The crisis of our age: The social and cultural outlook.-Sydney; L..-272 р.

Man and society in calamity: The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behaviour, social organisation and cultural life.-N.Y.-352 р.

Sociocultural causality, space, time: A study of referential principles of sociology and social science.-Durham: Duke Univ. press.-246 р.-(Sociol. ser.).

Russia and the United States.-2-nd ed.-N.Y.-253 р.-(Libr. of World Affairs; №15).

The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y..-338 р.

Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.-N.Y.; L.-742 р.

Reconstruction of humanity.-Boston.-247 р.

Toynbee`s philosophy of history // The Pattern of the part: can we determine it?- Boston.

Altruistic love: A study of American "good neighbours" and christian saints.-Boston.-253 р.

Explorations in altruistic love and behaviour: A Symposium.-Boston.-353 р.

Leaves from a russian diary and thirty years after.-Boston.-346 р.

Russia and the United States.-L..-213 р.

Social philosophies of an age of crisis.-Boston.-345 р.

SOS: The meaning of our crisis.-Boston.-177 р.

Social philosophies of an age of crisis.-L..-345 р.

Integralism is my philosophy // Burnett W. This is my philosophy.-L.

Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston.-476 р.

The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Boston.-552 р.

The american sex revolution.-Boston.-186 р.

Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Chicago.-357 р.

The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y.-338 р.

Social and cultural dynamics: A study of change in major systems of art, truthe, ethics, law and social relationships: .-Boston.-718 р.

Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-L..-357 р.

Reconstruction of humanity.-Bombay.-223 р.

Power and morality: Why shall guard the guardians?-Boston.-204 р.-Auth.: P.A.Sorokin, N.A.Lunden.

Social and cultural mobility: Containing complete reprints of "Social mobility" and chap. 5 from vol. 4 of "Social and cultural dynamics".-L.-645 р.

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L..

Sane sex order.-2-nd ed.-Bombey.-158 р.

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.

Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.- N.Y.-742 р.

A long journey: The autobiogr. of Pitirim Sorokin.-New Haven.-327 р.

Modern historical and social philosophies: Danilevsky, Spengler, Toynbee, Schubart, Berdyaev, Northrop, Kroeber, Schweitzer.-N.Y..-345 р.

The basic trends of our time: Essays.-New Haven:College Univ.press.-208 р.

Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y..-783 р.

A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. /Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.-N.Y.

Sociological theories of today.-N.Y.; Tokio.-676 р.

The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Chicago.-323 р.

Sane sex order.-Bombey.-153 р.-(Bhavan"s book univ.; №82).

Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston; N.Y..-476 р.

Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Westport.-357 р.

Sociological theories of today.-N.Y.: Auno press.-676 р.

ЛИТЕРАТУРА О ПИТИРИМЕ СОРОКИНЕ, ПЕРЕИЗДАНИЯ РАБОТ

Письма Сорокина П.А. в Научный Совет АН СССР по комплексной проблематике "История мировой культуры" // Социол. исслед.-№5.-С.132-136.

Социологический прогресс и принцип счастья: Ст. 1911 г. // Социол. исслед.-№4.-С.103-109.

Сорокин о Бухарине: Рец. на кн. Н.Бухарина " Теория ист. материализма" // Социол. исслед.-№6.-С.90-96.

"История не ждет, она ставит ультиматум": Публ. речи на торжеств. собр. в день 103-й годовщины Петербург. ун-та 21 февр. 1922 г. /Предисл. ред. // Родина.-№9.-С.66 -67.

Долгий путь: [Гл. из автобиогр. кн. /Пер. с англ. П.Кротов, Д.Несанелис; Предисл. Д.Несанелиса] // Молодежь Севе-ра.-11, 13, 15 окт.

Колонизационные вожделения: Ст. 1909 г. /Материал подгот. А.Липский, В.Сапов // Социол. исслед.-№2.-С.134-138.

Программа по изучению зырянского края: Быт, семейн. и обществ. отношения, верования и культ // Социол. ис-след.-№2.-С.139-141.

Горькая жатва Марса: Фрагм. ст. "Влияние войны на со-став населения, его свойства и общественную организа-цию" /Предисл. Р.Золотарева // Новое время.-№49.-С.40-43.

Проблема социального равенства и социализм // Коммунист.-№12.-С.73-80.

Долгий путь: Автобиогр. роман / Пер. с англ. П.П.Кротов, А.В.Липский.-Сыктывкар.-304 с.

Страницы из русского дневника, // Рубеж: Альм. соц. исслед..-Вып.1.-С.57-73; 1992. -Вып.2.- С.3-18.

Приходы и уходы: Гл. из автобиогр. кн. П.Сорокина "Дол-гий путь": [С коммент.]// Молодежь Севера.-19 янв.

Государство пустого желудка: Фрагм. из ст. "Влияние голода на социально-экономическую организацию общест-ва" /Предисл. Р.Золотарева // Новое время.-№14.-С.40-42.

Человек и общество в бедствии: (Влияние войн, револю-ций, голода и эпидемий на сознание и поведение челове-ка, соц. орг. и культ. жизнь): Гл. из кн. // арма.-№2-3.-С.40-58; Пульс-информ.-№4.-С.22-31.

Дальняя дорога: Автобиогр.: Пер. с англ..-М.: Изд. центр "Терра": Моск. рабочий.-302 с.

Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. "Человек, наука, общество: комплекс. исслед.": Перевод.-М.: ИНИОН.-193 с.

Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. /Ред. А.Ю.Согомонов.-М.: Политиздат.-543 с.

"Смена вех" как социальный симптом: Перепеч. ст. из "Вестн. лит.", 1921, №12 // Филос. науки.-№1.-С.3-8.

Философия голода: Фрагм. ст. "Голод и идеология обще-ства", опубл. в 1922 г. /Публ. А.Едемского // Новое вре-мя.-№3.-С.40-42.

Россия после нэпа: К 5-летнему юбилею Окт. революции: Ст. из сб. "Крестьянская Россия", Прага, 1923, №1-3 / Публ., предисл. и примеч. В.В.Сапова // Вестн. Рос. АН.-№2.-С.125-138; №3.-С.69-82.

"Верую, Господи! Помоги моему неверию!": Неизд. ст. П.Сорокина 1922 г. /Публ. и послесл. Ю.В.Дойкова; Примеч. И.М.Смирновой // Отеч. архивы.-№2.-С.47-53.

Современное состояние России // Новый мир.-№4.-С.183-203; №5.-С.161-191.

Кузь туй вуджoм: Автобиогр. роман. Ч.1. /Пер. с англ. Е.Цыпанов // Войвыв кодзув.-№7.-С.52-61; №8.-С.44-51; №9.-С.39-44.

Николай Бердяев // Кентавр.-М.-№7-8.-С.147-152.

Долгое путешествие: Автобиогр. / Пер. с англ. С.Гладков; Вступ. ст. Л.П.Рощевской, А.М.Пашкова // Север.-№8.-С.62-100; №9.-С.53-87.

Моя философия - интернационализм: Из науч. наследия социолога // Социол. исслед.-№10.-С.134-139.

Плоды возмущения: Фрагм. из кн. "Современное со-стояние России", изд. в Праге в 1923 г. // Новое время.-№44.-С.57-59.

Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ. и пре-дисл. Т.С.Васильевой.-М.: Ин-т социол.- 195 с.

Система социологии: В 2 т. /Вступ. ст. А.В.Липского.- М.: Наука.-(Социол. наследие).

Т.1: Социальная аналитика: учение о строении простейшего

(родового) социального явления.- 447 с.: ил., л. портр.

Т.2: Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных

агрегатов.- 688 с.: ил., л. портр.

Социальная роль семьи и школы: Фрагм. из кн. "Попу-лярные очерки социальной педагогики и политики" // Пе-дагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы /Сост. и вт. вступ. ст. П.В.Алексеев.-М..-С.38-56.

"И вообще, зыряне народ даровитый...": Ист.-этногр. за-метки о зырянах, 1911 г. // Вера (Эскoм).-№102.

Об одном неосуществленном издательском замысле: Письма П.А.Сорокина к П.Витязеву: 1921-1922: К изуч. наследия рус. социолога / Предисл. С.А.Батюто // Рус. лит.-№1.-С.182-190.

Человек и общество в условиях бедствия: Фрагм. кн. // Вопр. социол.-№3.-С.53-59.

"Пестрое кружево": Путевые заметки о путешествии в Удор. край: Отр. из "Вологод. листка", 1911 г. /Подгот. Л.Панов // Выль туйoд.-1993.-20, 23, 25 марта; 1 апр.; Ух-та.-1993.-26 мая; Княжпог. вести.-5 июня.

Современные зыряне: Одежда, утварь и украшения: Фрагм. его работ /Подгот. В.Булычев // Ухта.-28 июля.

Рыт пукалoм: Перепеч. ст. из газ. "Арханг. губ. ведомо-сти", 1910 г. /Вступ. ст. и публ. Д.Несанелиса, В.Семенова // Республика.-13 окт.

Причины войны и условия мира: Публ. ст. рус. социолога // Социол. исслед.-№12.-С.140-148.

Проблема социального равенства // Парма.-№3-4.-С.17-81.

Трагедия: О рев. событиях 1917 г.: Гл. из автобиогр. кн. "Долгий путь", изд. в США в 1936 г. // Рус. провинция.-№3-4.-С.6-7.

Общедоступный учебник социологии; Статьи разных лет /Изд. подгот. и послесл. написал В.В.Сапов. -М.: Наука.-560 с., л. портр.-(Социол. наследие).-Библиогр. в примеч.: с. 504-532.-Библиогр. соч. П.А.Сорокина на рус. яз.: с.533-540.

Предтеча: Гл. из романа /Подгот. Ю.Дойков // Белый пароход.-№1.-С.4-15.

Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства / Предисл. Ю.Дойкова // Социол. исслед.-№2.-С.3-15.

"Жизнь, даже самая тяжелая, - это лучшее сокровище в мире": [Фрагм. из автобиогр. кн. философа и социолога] // Слово.-№9-10.-С.52-61.

Письма Питирима Сорокина: [Из эпистоляр. наследия со-циолога /Предисл. и публ. И.А.Голосенко, Н.П.Копаневой] // Социол. журн.-№1.-С.187-194.-Библиогр.: 5 назв.

"И плывут великие северные леса... в чужие края": (Дорож-ные заметки 1911 г.) // Доръям асьнымoс.-Авг. (№27).

Структурная социология; Социокультурная динамика: [Фрагм. из тр.] // Антология культурологической мысли /Авт.-сост.: С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.-М.-С.277-281.

Душа - это дыхание: Фрагм. работы "Пережитки анимизма у зырян" // Памятники Отечества. Вып.36: Земля Коми.-М.-С.122-126.

Эпистолярное наследие П.Сорокина: (Переписка с С.Харпером) / Пер., предисл. и примеч. Ю.В.Дойкова // Социол. исслед.-№1.-С.119-133.

Жертвовать собой: [Ст.] // Слово.-№5-6.-С.82-88.

Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., по-слесл. и прил. Т.С. Васильевой.-М.: Наука.-350 с., л. портр.

Кризис современной семьи: Социол. очерк: Сокр. ст. из "Ежемес. журн. для всех", 1916, №2 // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология.-№3.-С.65-77.-Рез. англ.

Автономия национальностей и единство государства: На-печ. с сокр. /Публ. и предисл. М.Т.Лихачева // Госу-дарство и право.-№10.-С.94-96.

Отношения Запада и Востока - в настоящем и будущем: Из наследия социолога // Грани.-№185.-С.205-220.-Библиогр. в примеч.: с.219-220.

Поездка на Север: Дорожные заметки о поездке / Публ., вступ. заметка, примеч. Ю.Дойкова // Звезда.-№3.-С.159-176.

Человек и общество в бедствии: Гл. 1, 2 // Арт.-№3.-С.6-28.

Социология революции: Гл. из кн. /Публ. и вступ. заметка Ю.Дойкова // Звезда.-№11.-С.90-92.

О НЁМ

Бормотова С.С. Борьба советских учёных-марксистов против социологических идей П. Сорокина в первые послеоктябрьские годы (1917-1922) // Философские науки. - 1971. - №.1. - С.123-130

Канев С. Путь Питирима Сорокина. - Сыктывкар, 1990.

Тихонова П.А. Социология П.А.Сорокина. - М., 1999.

Зюзев Н.Ф. Философия Питирима Сорокина. - Сыктывкар: Эском, 2004.

Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социс. - 1999.- № 7.

П.Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А.Сорокина. - СПб., 1999.

Lawrence Т. Nichols. Science, politics and moral activism: Sorokin"s integralism reconsidered // Return of Pitirim Sorokin. International Kondratieff foundation. - M., 2001.- P.217-237.

23 января (ст. ст.) 1889 года родился Питирим Александрович Сорокин, великий мыслитель XX века, русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Путь в науку

Питирим родился в семье церковного реставратора, мастера золотых и серебряных дел. После смерти матери в 1894 году, Питирим с братом остались при отце, вместе они странствовали по селениям в поисках работы. После окончания второклассной церковно-приходской школы с отличием в 1904 году, Питирим по рекомендациям поступил в церковно-учительскую духовную семинарию в деревне Хреново Костромской губернии. В 1906 году он уже член партии эсеров. За революционную деятельность в том же году он получил трехмесячный тюремный срок. Вскоре Сорокин переехал в Петербург, затем участвовал в этнографических экспедициях, вернулся, с 1910 по 1914 год обучался в Петербургском университете на юридическом факультете, впоследствии сам преподавал.

Революция

Февральские события 1917 года в России привели Сорокина на пост редактора эсеровской газеты «Дело народа». Он участвовал в работе I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, был избран членом ЦИК, женился. Октябрьскую революцию Питирим Александрович встретил предосудительно. От партии эсеров он вошел в состав депутатов - последней надежды революционных сил на демократический путь развития страны. Сорокин боролся против большевиков, но разочаровался в деятельности эсеров и написал Ленину покаянное письмо, что спасло ученого от расстрела. Впрочем, серьезному социологу, оппонирующему Ленину, уже было невозможно оставаться в России. В 1922 году Питирим Сорокин на «Философском пароходе» был выслан из Страны Советов. Вместе с семьей он обосновался в США, где в 1931 году стал основателем социологического факультета Гарвардского университета и руководил им до 1942 года. До 1959 года он занимал должность профессора этого университета, а в 1965 году стал президентом Американской социологической ассоциации.

Наследие

За годы жизни Сорокин создал русскую школу социологии уголовного права и криминологии, оказал колоссальное влияние на американскую школу социологии и на развитие данной науки в целом. Он предложил определять преступность деяния по переживаниям субъекта деяния. Сорокин уделял огромное внимание соотношению морали и права, понятию национальности и вопросам социальной организации. В годы Великой Отечественной войны Сорокин создал благотворительный фонд помощи Советскому Союзу, а одной из центральных идей великого гуманиста (то, что должно спасти человечество) стала «альтруистическая любовь и поведение». Скончался Питирим Александрович 10 февраля 1968 года.

СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968). Выдающийся русско-американский социолог. С 1919 г. профессор Петроградского университета. В 1922 г. был выслан из России за оппозицию к большевикам. С 1930 г. профессор, а затем декан социологического факультета Гарвардского университета. Один из создателей современной американской социологии. О своеобразии понимания Сорокин специфики предмета и метода социологии достаточно ясно свидетельствует разработанная им в 1919 г. программа преподавания социологии.

Социологические труды Сорокин отличаются разнообразием тематики и разработкой новых областей социологического знания, послужившей началом широких исследований в мировой социологии по проблемам социальной стратификации, социальной и культурной мобильности, созидательного альтруизма, методологии социологического анализа. Автор учебников по социологии, исследований по истории русской и мировой социологии, по вопросам влияния бедствий на сознание и поведение человека, по социологии войны, революции, морали. С точки зрения Сорокин, простейшей моделью социального явления служит взаимодействие 2 индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются 3 элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, т.е. те средства, которые используются ими во взаимодействии (символы, интеракции), – язык, орудие труда, деньги, живопись, музыка и др. Выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих; б) взаимодействие сходных и несходных лиц; в) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное, шаблонное и нешаблонное.

Уделял большое внимание разработке структуры социологической науки. В “Системе социологии” разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего и подразделяется на:
1) социальную аналитику, изучающую строение как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений (социальная анатомия и морфология);
2) социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;
3) социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей, теорию эволюции общественной жизни.

Практическая социология включает в себя социальную политику. Будучи прикладной дисциплиной, при опоре на теоретическую социологию она должна помогать обществу и человеку управлять социальными процессами в соответствии с поставленными целями.

Социология – наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства; в то время как социология – со всеми сферами, родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах. В работе “Социология революции” (1925) утверждается, что революция означает прежде всего смену в поведении людей, их психологии, верованиях и ценностях. Революционные отклонения в поведении людей (революционные ситуации) вызываются всеобщим растущим подавлением базовых инстинктов, т.е. рефлексов, импульсов (пищеварительного, индивидуального и группового самосохранения, самовыражения, собственности и др.) и вырождением элиты, правящих классов.

Революция представляет собой худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс, потому что достигается это непропорционально великой ценой. Ненависть, жестокая борьба, зверства сопутствуют любой великой революции.

Революциям Сорокин противопоставил социальную эволюцию и предложил “каноны” – правила реформирования:
– реформы не должны попирать человеческую природу, ее базовые инстинкты;
– тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования;
– каждый социальный эксперимент вначале следует испытать на малом масштабе;
– реформы должны проводиться правовыми и конституционными средствами.

Сорокин – один из создателей современных концепций социальной стратификации и мобильности. Стратификацию определял как дифференциацию людей на иерархические слои. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Стратификация существовала во всех обществах и во все времена, изменяясь количественно и качественно. Нет постоянной тенденции ни к возрастанию, ни к выравниванию. Существуют циклы, в которых усиление неравенства сменяется его ослаблением.

Под социальной мобильностью понимал экономические, политические и профессиональные перемещения. Переход из одной социальной группы в другую на одном уровне – это горизонтальная мобильность. Социальный подъем или спуск из одного социального пласта в другой – это восходящая или нисходящая вертикальная мобильность.

Сорокин был одним из родоначальников теории конвергенции. В условиях “холодной войны” опубликовал эссе “Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу” (1960).

Центральной темой творчества ученого является теория социокультурной динамики. Он считал, что основой и фундаментом всякой социокультуры (цивилизации) является понятие ценности. Каждая социокультура неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка.

Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат - Василий, родился в 1885 году , а младший брат - Прокопий, родился в 1893 году .

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы , где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году . Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы (ныне Сыктывдинский район), он окончил школу грамоты . А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык , Закон Божий , церковное пение , чистописание , русский язык , природоведение , арифметика . 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова , занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии деревни Хреново Костромской губернии , где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым .

Революционная юность

Университетские годы

После трёх семестров учёбы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг , где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс . В мае 1909 года он успешно сдаёт этот экзамен и после летнего отдыха, в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу - в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадёжности». Поступать Питирим решил в , открытый в 1908 году по инициативе В. М. Бехтерева . В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала XX века - М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти . Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным, и было необходимо внести 150 рублей за год учёбы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учёбы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. Однако деньги были так и не уплачены не только за первое, но и за второе полугодие, в результате чего в начале 1910 года он был отстранён от занятий и вместе со своим товарищем по несчастью Н. Д. Кондратьевым уехал в село Баки Варнавинского уезда Костромской губернии. В июне 1910 года Питирим подаёт прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета , которое было удовлетворено в середине июля того же года. В конце августа Питирим возвращается в Санкт-Петербург, чтобы начать учёбу. Следует отметить, что юридический факультет был выбран им не случайно. Большинство курсов, затрагивающих социологические проблемы, читается в то время именно на этом факультете. Среди профессоров факультета - М. М. Ковалевский , Л. И. Петражицкий , М. И. Туган-Барановский , Н. Н. Розин , А. А. Жижиленко , И. А. Покровский и Д. Д. Гримм . В 1910 году появляются первые публикации Питирима, в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. Это вышедшая в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» статья «Пережитки анимизма у зырян» и художественный рассказ «Рыт-пукалом» (Вечерние посиделки), опубликованный в «Архангельских губернских ведомостях».

Питирим окончил университет в 1914 году , оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года - редактор газеты «Народная мысль» (вместе с П. Витязевым и А. Гизетти) . С 1916 года - приват-доцент .

Годы революции

Вне политики

После отхода от политики Сорокин сосредотачивается на научной и преподавательской деятельности: сотрудничал с Наркоматом просвещения , принимал участие в учебно-научных экспедициях. Он читает лекции в Петроградском университете, Психоневрологическом институте, Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных «обучах», ликбезах . В 1920 году Сорокин публикует двухтомную «Систему социологии». Однако к Сорокину начинаются претензии властей. Уничтожается подготовленная к печати его книга «Голод как фактор» .

Эмиграция

Дети

В 1931 и 1933 годах у четы Сорокиных родились сыновья - Пётр и Сергей . В Гарварде оба сына защитили диссертации: Пётр - по прикладной физике, Сергей - по биологии.

После рождения Петра, семья Сорокиных переехала из Кэмбриджа в Винчестер , где они приобрели дом .

Научное наследие Питирима Сорокина

Правоведение

Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии.

Опираясь на психологическую школу права своего учителя Л. И. Петражицкого Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Это принципиально отличалось от позиции французского социолога Э. Дюркгейма , считавшего, что поступок преступен, когда «он оскорбляет сильные и определённые состояния коллективного сознания». Сорокин считал, что подход Дюркгейма ставит индивида в полное подчинение коллективному сознанию. Сорокин допускал, что если человек опережает своё общество и с более высокой нравственной позиции отвергает шаблоны поведения общества, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.

Правила поведения индивида Сорокин разделял на дозволенные, запрещённые и рекомендованные.

Более сильная часть общества, считал он, навязывает остальным свои шаблоны поведения, посредством двоякого рода стимулов - положительных (награды) и отрицательных (кара). На основе анализа исторического опыта разных народов, Сорокин пришёл к выводу, что с усложнением общественного развития, с ростом социальной дифференциации и с расширением социального взаимодействия возрастает скорость изменения шаблонов поведения.

Они становятся более гибкими, легче поддаются изменению и, как следствие этого, уже не требуют применения жёстких стимулов (в виде жёсткой кары и значительной награды), характерных для ранних эпох. Таким образом, по мере культурного развития общества значение кары и награды как регулятора поведения и фактора снижения социальных конфликтов снижается.

Перу Питирима Сорокина принадлежит один из первых русских учебников по общей теории права. Критически анализируя в своём учебнике различные подходы к понятию права, Сорокин трактовал право как такие издаваемые и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека.

Таким образом идеи Рудольфа Иеринга и Коркунова о праве как форме защиты и разграничения интересов дополняются у Питирима Сорокина очень важной характеристикой права как формы согласования свободы различных субъектов правового регулирования. Свобода личности, по мнению Сорокина,- это цель правового развития, а мера раскрепощения личности, расширения её основных прав и свобод - это критерий правового прогресса человечества.

Характеризуя социальную роль права, Сорокин трактовал право как конституирующее начало любой общественной группы. Все социальные образования и институты (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т. д.) он рассматривал как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования. Здесь также сказалось определённое влияние на Сорокина психологической теории права Л. И. Петражицкого, согласно которой любая группа лиц (в том числе и преступники) имеет своё интуитивное (неофициальное) право, определяющее поведение группы.

Большое внимание в учебнике Питирима Сорокина уделено проблеме взаимодействия права и морали. «Мораль и право всех народов, всех времён, писал он,- хорошим и должным поведением по адресу „ближних“ считали поведение, совпадающее с заповедью любви и солидарности., а не поведение, руководствующееся заветом ненависти к ближнему, причинения ему вреда, то есть поведение общественно вредное. Таков практический опыт человечества и указываемый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества. Тот же критерий диктуется и современной морально-правовой совестью человечества». К этой теме, Сорокин неоднократно возвращался и в более поздних работах американского периода (прежде всего в книге «Политика и мораль. Кто должен сторожить стражу?» и во втором томе своей знаменитой «Социальной и культурной динамике», целиком посвящённым проблемам «флуктуации систем истины, этики и права»). Развивая свои прежние подходы, Сорокин рассматривал право как наиболее точный показатель перемен, происходящих в правах и в этноюридической ментальности.

Социология

В «Общедоступном учебнике социологии» Питирима Сорокина, в котором собраны статьи разных лет, выделяется работа «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство» написанная в российский период жизни Питирима Сорокина. Анализируя понятие национальность, Сорокин пришёл к выводу, что ни одна из существующих теорий не знает ответа на вопрос, что такое национальность, и не может чётко обосновать главные факторы, объединяющие людей в нацию (язык, религия, общие исторические воспоминания и т. п.). Развивая мысль о том, что любое объединение людей может считаться социальным, «когда это соединение по своим социальным функциям или социальной роли представляет нечто единое, когда его части действуют в одном направлении и представляют единое целое», он отмечал, что проблема национальной идентичности имеет социальный характер. Рассматривая эту проблему в правовой плоскости, Сорокин обосновывает мысль о том, что национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. «Поэтому, продолжает он, тот, кто хочет бороться против первого, должен бороться против второго, выступающего в тысяче форм нашей жизни, и сплошь и рядом гораздо более ощутимых и тяжёлых». «Полное правовое равенство индивида»,- вот исчерпывающий лозунг. Кто борется за него - тот борется против национальных разграничений". Говоря о принципах построения будущей Европы, Сорокин призывал отказаться от утопии национального государства как основы переустройства карты Европы. «Спасение не в национальном принципе, - утверждал он,- а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в неё личностей,- а поскольку они образуют сходную группу, - и народов».

После высылки из России интересы учёного сосредоточились главным образом на общих процессах социальной организации и широком обозрении истории человечества с позиций теоретико-социологического подхода. Сорокин рассматривал социальную жизнь как сложную систему, состоящую из подсистем, относящихся к сфере религии, этики, экономики, политики, права, науки, искусства и т. д. В главной книге «Социальная и культурная динамика» на основе эмпирико-статистического изучения этих подсистем общей «социокультурной системы» учёный пришёл к выводу, что в истории человечества существует три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них характеризуется соответствующим только ей пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способами их удовлетворения. «Всякая великая культура, писал Сорокин,- есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность». Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя то есть существующая в науке, искусстве, философии, праве и т. д. и даже в быту ориентация на трансцедентные (потусторонние, сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив преобладают ценности материального и материалистического характера. В идеалистическом типе синтезированы ценности культур двух иных типов. Наряду с этим существует и такой тип культуры, в рамках которого ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры характерен как правило, для эпохи упадка. Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста.

Основная идея Питирима Сорокина как социолога - идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики, различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй. Социологическая метатеория должна, по мнению Сорокина, интегрировать всё гуманитарное знание своего времени в целостную систему. А в конце жизни им были поставлены задачи и обрисованы перспективы объединения в рамках такой системы не только гуманитарного, но и естественно-научного знания. Отсутствие в современной Сорокину социологии выраженной тенденции к подобной интеграции научного знания, совместимости и взаимодополняемости многочисленных аналитических и фактологических теорий он рассматривал как серьёзную опасность, угрожающую дальнейшему творческому росту социологии. Современное социологическое знание, отмечал Сорокин, «напоминает знание некоторых несобранных кусков детского конструктора. Загадка остаётся не решённой, несмотря на знание её частей». Если социология неопределённо долго останется в таком положении, «она обречёт себя на стерильное состояние знания всё большего и большего о всё меньшем и меньшем; если она выберет путь роста, она должна в конце концов войти в фазу синтезирующей, обобщающей и интегративной социологии». Питирим Сорокин прогнозировал переход социологии в новый период великого синтеза, когда различные теории, содержащие каждая свою долю истины, будут во всё большей мере интегрироваться в синтезированные теории грядущей социологии. Подобная нацеленность на интегральное знание была характерна и для его трактовки права. Он стремился дать обобщение исторических, социокультурных и методологических сведений о феномене права в рамках обобщённой «синтетической» теории права.

Политика

Политические интересы Питирима Сорокина концентрировались главным образом на проблемах легитимности власти, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с демократическим устройством страны.

В 1947 году Сорокин выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистической любви и поведения». Кроме того, он, совместно с Н. С. Тимашевым стал одним из авторов своеобразной концепции конвергенции России и США периода Второй мировой войны. Основываясь на циклических закономерностях социальных революций (о которых говорили в частности А. Токвиль и И. Тэн), Сорокин высказал предположение, что после упадка коммунизма настанет период роста новой, жизнеспособной России. Современная эпоха кризиса, считал Сорокин, закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX-XXI веков переместится в Россию. Найти выход из кризиса поможет распространение в мире идей альтруистической любви, изучению и пропаганде которой учёный посвятил последние годы своей жизни.

Развивая свои ранние идеи о социальной солидарности и этике любви, Сорокин выступил с программой спасения человечества на базе альтруистической любви и поведения и основал в Гарварде Центр по изучению творческого альтруизма.

Питирим Сорокин входил в интеллектуальную элиту американского общества, при этом во многом американские ценности учёный не принял.

Лекции Питирима Сорокина в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди, с которым впоследствии Питирим Сорокин состоял в переписке.

Организации, изучающие творческое наследие Питирима Сорокина

Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина

Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина (Сыктывкар) был создан 25 февраля 2009 года решением ученого совета Сыктывкарского государственного университета. Занимался изучением творческого наследия Питирима Сорокина, размещенного в коллекциях Канады (Саскачеванский университет), США и Европы. Основной проект Центра - издание книги «Питирим Сорокин: избранная переписка». Закрыт по решению ученого совета ВУЗа 27 октября 2010 года.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина»

Постановлением Правительства Республики Коми от 12.11.2010 в Сыктывкаре создано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина». Основная задача Центра - изучение и популяризация в республике наследия П. А. Сорокина и других выдающихся деятелей Коми науки и культуры. Центр возглавила доктор исторических наук Э. А. Савельева.

Фонд Питирима Сорокина

В апреле 2011 года в Винчестере (штат Массачусетс, США) образован Фонд Питирима Сорокина. Фонд создан сыном Питирима Сорокина Сергеем и является некоммерческой организацией. Среди основных задач Фонда:

  • сохранение и защита международных авторских прав наследия Питирима Сорокина;
  • популяризация научного творчества Питирима Сорокина;
  • содействие в научных исследованиях в различных областях социологии;
  • помощь в проведении благотворительных, научных и образовательных мероприятий в рамках популяризации творчества Питирима Сорокина

Сергей Питиримович Сорокин и Ричард Фрэнсис Хойт образуют Совет директоров Фонда. Исполнительный директор Фонда - Павел Петрович Кротов.

Библиография

Основные издания трудов П. Сорокина

  • Преступность и её причины / П. А. Сорокин. - Рига: Наука и жизнь, . - 46 с. - (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»; № 22).
  • Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали / П. А. Сорокин; С предисл. проф. М. М. Ковалевского. - СПб.: Я. Г. Долбышев, 1914. - L, 3-456 с.
    • Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения / Питирим Сорокин; Подгот. В. В. Сапов. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. - 446, с. (Серия «Русская социология XX века» / Рус. христиан. гуманитар. ин-т). ISBN 5-88812-055-3
  • Система социологии. Т.1-2. - Пг., 1920.
    • Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. - М.: Астрель, 2008. - 1003 с., л. портр.; 22 см. - (Социальная мысль России). ISBN 978-5-271-14765-4
  • Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В. В. Сапова. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054 с. - (Социология: Университет. б-ка / Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева - П. Сорокина). ISBN 5-88812-117-7 (Главный труд Сорокина в четырёх томах в 1937-1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии )
  • Социология революции / Питирим Сорокин. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005 (ППП Тип. Наука). - 702, с. - (Серия: Социология. Политология). ISBN 5-8243-0617-6
  • Социальная мобильность / Питирим Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой]. - М.: Academia: LVS, 2005. - XX, 588 с. ISBN 5-87444-221-9
  • Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве / Питирим Сорокин; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. социологии. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. - 238, с. ISBN 978-5-288-04830-2
  • Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.» / Сорокин П. А.; [Пер. и предисл. С. В. Карпушиной]; АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме АН СССР. - М.: ИНИОН, 1992. - 193, с.
  • Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь . - М. : Academia & LVS, 2003. - XII, 678, с. - ISBN 5-87444-186-7 .
  • Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. - М.: Политиздат, 1992. - 542, с. - (Мыслители XX века. Редкол.: Т. И. Ойзерман (пред.) и др.). ISBN 5-250-01297-3
  • Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age/ Питирим Сорокин. - М.: ИСПИ РАН, 2009. - 384, с. ISBN 978-5-7556-0409-3
  • Дальняя дорога: Автобиография / Питирим Сорокин; [Пер. с англ., общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. В. Липского]. - М.: Изд. центр «Терра»: Моск. рабочий, 1992. - 302, с. ISBN 5-239-01378-0
  • Человек и общество в условиях бедствий: (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь) / Пер. С англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Сапова. - СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2012 ISBN 978-5-98846-093-0

См. также

Примечания

  1. идентификатор BNF
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. Сорокин Питирим Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. :